Умирая культура превращается в цивилизацию шпенглер. Цивилизация есть стадия умирания культуры

Шпенглер останавливается на рассмотрении трёх исторических культур: античной, европейской и арабской. Им соответствуют три “души” -

аполлоновская, избравшая в качестве своего идеального типа чувственное тело; фаустовская душа, символом которой является беспредельное

пространство, динамизм; магическая душа, выражающая постоянную дуэль между душой и телом, магические отношения между ними. Отсюда

вытекает содержание каждой из культур. Для Шпенглера все культуры равноправны; каждая из них уникальна и не может быть осуждена с внешней

позиции, с позиции другой культуры. Феномен других культур говорит на другом языке. Для других людей существуют другие истины. Для мыслителя

имеют силу либо все из них или не одна из них. Сконцентрировав своё внимание не на логике, а на душе культуры, он сумел точно подметить

своеобразие европейской души, образом которой может (как считает сам автор) являться душа гётевского Фауста - мятежная, стремящаяся преодолеть

мир своей волей.

Шпенглер считает, что каждая культура имеет не только своё искусство, но и своё собственное естествознание и даже свою уникальную природу, т.к.

природа воспринимается человеком через культуру. “Каждой культуре присущ уже вполне индивидуальный способ видения и познания мира - как

природы”, или - одно и то же - “у каждой есть своя собственная, своеобразная природа, каковой в точно таком же виде не может обладать ни один

человек иного склада. Но в ещё более высокой степени у каждой культуры есть собственный тип истории, в стиле которой он непосредственно

созерцает, чувствует и переживает общее и личное, внутреннее и внешнее, всемирно-историческое и биографическое становление”.

По Шпенглеру, в основе каждой культуры лежит душа, а культура - это символическое тело, жизненное воплощение этой души. Но ведь всё живое

когда-нибудь умирает. Живое существо рождается, чтобы реализовать свои душевные силы, которые затем угасают со старостью и уходят в небытие

вместе со смертью. Такова судьба всех культур. Шпенглер не объясняет истоки и причины рождения культур, но зато их дальнейшая судьба нарисована

им со всей возможной выразительностью. “Культура рождается в тот момент, когда из первобытно-душевного состояния вечно-детского человечества

пробуждается и выделяется великая душа, некий образ из безобразного, ограниченное и переходящее из безграничного и пребывающего. Она

расцветает на почве строго ограниченной местности, к которой она и остается привязанной, наподобие растения”. Кризис в культуре наступает тогда,

когда ее душа осуществит всю совокупность своих возможностей, в виде народов, языков, религиозных учений, искусств, государств и наук. Вследствие

есть напряженная страстная борьба: внешняя - за утверждение ее власти над силами хаоса и внутренняя - за утверждение ее власти над бессознательным,

куда этот хаос, злобствуя, укрывается.

Переход культуры к цивилизации

Смерть культуры есть исчерпание её души, когда её смыслы уже не вдохновляют людей, обращённых теперь не к осуществлению культурных

ценностей, а к утилитарным целям и благоустройству жизни. Этот период Шпенглер связывает с наступлением эпохи цивилизации. “Цивилизация есть

неизбежная судьба культуры, Будущий Запад не есть безграничное движение вперёд и вверх, по линии наших идеалов... Современность есть фаза

цивилизации, а не культуры. В связи с этим отпадает ряд жизненных содержаний как невозможных... Как только цель достигнута, и вся полнота

внутренних возможностей завершена и осуществлена вовне, культура внезапно коченеет, она отмирает, её кровь свёртывается, силы надламываются -

она становится цивилизацией. И она, огромное засохшее дерево в первобытном лесу, ещё многие столетия может топорщить свои гнилые сучья”.

Так было с Египтом, Китаем, Индией и с миром ислама. Так торчала, по словам Шпенглера, исполинская по территории античная цивилизация

имперской эпохи, с виду исполненная юношеской силы, заглушая собой мировую арабскую культуру востока.

“Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека. У каждой есть своё детство, своя юность, своя возмужалость и старость”.

“Чем более приближается культура к полудню своего существования, тем более мужественным, резким, властным, насыщенным становится ее

окончательно утвердившийся язык форм, тем увереннее становится она в ощущении своей силы, тем яснее становятся ее черты. В раннем периоде все

цивилизации, огонь души угасает. Угасающие силы еще раз делают попытку, с половинным успехом - в классицизме, родственном всякой умирающей

культуре - проявить себя в творчестве большого размаха; душа еще раз с грустью вспоминает в романтике о своем детстве. Наконец, усталая, вялая и

остывшая, она теряет радость бытия и стремится - как в римскую эпоху - из тысячелетнего света обратно в потемки перводушевной мистики, назад в

материнское лоно, в могилу…”

В чём же различия между культурой и цивилизацией? Очень хорошо различия между ними сформулировал Н. Бердяев. Он был солидарен с О.

Шпенглером, который “признал цивилизацию роком всякой культуры. Культура не развивается бесконечно. Она несёт в себе семя смерти. В ней

заключены начала, которые неотвратимо влекут её к цивилизации. Цивилизация же есть смерть духа культуры… динамичное движение внутри культуры

с её кристаллизованными формами неотвратимо влечёт к выходу за пределы культуры. На этих путях свершается переход культуры к цивилизации”. Чем

объяснить такую глубокую метаморфозу? “Культура, - отмечал Бердяев, - есть творческая деятельность человека. В культуре творчество человека

получает свою объективацию”. Цивилизация же “есть переход от культуры, от созерцания, от творчества ценностей к самой жизни”. И, наконец:

“Культура - религиозна по своей основе, цивилизация - безрелигиозна... Культура происходит от культа, она связана с культом предков, она невозможна

без священных преданий. Цивилизация есть воля к могуществу, к устроению поверхности земли. Культура - национальна. Цивилизация -

интернациональна. Культура - органична. Цивилизация - механична. Культура основана на неравенстве, на качествах. Цивилизация проникнута

стремлением к равенству, она хочет обосноваться на количествах. Культура - аристократична. Цивилизация - демократична”.

Цивилизация как гибель культуры

Почему же цивилизация, несущая человеку социальное и техническое благоустройство жизни, вызывает у Шпенглера ощущение гибели культуры?

Ведь сохраняются прекрасные произведения искусства, научные достижения, мир культурных символов. Но Шпенглер увидел более глубокую и

неочевидную сторону дела. Культура жива до тех пор, пока она сохраняет глубоко интимную, сокровенную связь с человеческой душой. Душа

культуры живёт не сама по себе, а лишь в душах людей, живущих смыслами и ценностями данной культуры. “Всякое искусство смертно, не только

отдельные творения, но и сами искусства. Настанет день, когда перестанут существовать последний портрет Рембрандта и последний такт моцартовской

музыки - хотя раскрашенный холст и нотный лист, возможно, и останутся, так как исчезнет последний глаз и последнее ухо, которым был доступен язык

их форм. Преходяща любая мысль, любая вера, любая наука, стоит только угаснуть умам, которые с необходимостью ощущали миры своих “вечных

истин” как истинные”.

Если культура перестанет притягивать и вдохновлять человеческие души, она обречена. Отсюда Шпенглер видит опасность, которую несёт с собой

цивилизация. Нет ничего дурного в благоустройстве жизни, но когда оно поглощает человека целиком, то на культуру уже не остаётся душевных сил. Он

ничего не имеет против удобств и достижений цивилизации, но он предупреждает против цивилизации, вытесняющей подлинную культуру: “Культура и

цивилизация - это живое тело душевности и её мумия”.

Шпенглер не отрицает цивилизацию, но он и не “человек цивилизации”, способный откинуть в сторону старый “культурный хлам” ради того, чтобы

уютно чувствовать себя в мире обыденных забот. Отсюда вытекает его двойственное мироощущение, которое блестяще охарактеризовал Н. Бердяев:

“Своеобразие Шпенглера в том, что ещё не было человека цивилизации с таким сознанием, как Шпенглер, печальным сознанием неотвратимого заката

Человек — существо социальное. Ему жизненно необходимо находиться в среде себе подобных.

«Цивилизация есть стадия умирания культуры».

(О. Шпенглер)

Развитие культуры и цивилизации неразрывно связаны: вне духовных ценностей, созданных в процессе культурной деятельности людей, не может сложиться и цивилизационная общность.

Некоторые исследователи полностью отождествляют культуру и цивилизацию. Такая точка зрения зародилась еще в эпоху Просвещения, когда Вольтер, Тюрго рассматривали культуру прежде всего как развитие разума. При этом «культурность», «цивилизованность» нации или страны противопоставлялось «дикости» и «варварству» первобытных народов.

Однако немецкий философ О. Шпенглер придерживался другой точки зрения. Он считал, что культура - это вместилище всего лучшего в человеке, а цивилизация связывается только со стандартизированным массовым производством. По Шпенглеру цивилизация - высшая стадия культуры, на которой происходит ее окончательный упадок, а культура — это цивилизация не достигшая своей зрелости и не обеспечившая своего роста.

Шпенглер выделил восемь культур. Каждая из них проходит за период своего существования ряд стадий и, умирая, превращается в цивилизацию. По его мнению переход от культуры к цивилизации означает упадок творчества, героических деяний; подлинное искусство оказывается ненужным, торжествует механическая работа. Таким образом, О. Шпенглер отрицая взаимосвязь и преемственность в развитии культуры.

Свою книгу, вышедшую в свет в 1913 году, Шпенглер назвал «Закат Европы». Тем не менее за последний век европейская цивилизация не только не погибла, но ступила на более высокий уровень развития. Я считаю, что с точки зрения науки не стоит отождествлять культуру и цивилизацию. Мне больше нравится высказывание Н. Рериха о том, что культура — это душа, это ядро цивилизации, духовные ценности, а цивилизация — это тело, технологические рамки, в которых живет душа.

Ни одна цивилизация не может существовать без культуры, как тело не может существовать без души. Когда душа покидает тело, оно умирает. Поэтому когда умирает культура, умирает и цивилизация.

Когда в древнеримской империи в качестве государственной религии было принято христианство, которое противоречило римской культуре, римская цивилизация погибла. Когда коммунистическую идеологию СССР попытались заменить на либеральную, Советский Союз распался.

Таким образом, культура и цивилизация, по моему мнению, — понятия несколько различающиеся, но тесно взаимосвязанные.

Культура – видовой отличительный признак человека: сохраняемый и передаваемый опыт.
Александр Круглов

Всякая культура покоится на принуждении к труду и на отказе от влечений.
Зигмунд Фрейд

Культура – это накопленный опыт человечества в упорядоченной форме.
Александр Ахиезер

Культура – это память человечества о самом себе.
Алексей Тегин

Культура – не столько отполированное, сколько отстоявшееся.
Валентин Борисов

Есть города, которые славятся памятниками культуры, а есть – культурой.
Георгий Ковальчук

Эпоха идёт вперёд, а каждый отдельный человек начинает её сызнова.
Иоганн В. Гёте

Культура – это не «надстройка», как её понимают марксисты, а особая форма человеческой жизни.
Элиаде Мирча

Культура – это русло, проложенное предками и предлагаемое обществом личности в её продвижении от животного к человеку.
Александр Круглов

Культура – это, прежде всего, единство художественного стиля во всех жизненных проявлениях народа.
Фридрих Ницше

Кишащее многообразие – синоним инфекционной горячки и огорода, заросшего лопухами. Культура же – возделывание и обработка.
Алексей Пурин

Культура – это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны.
Лорд Раглан

Культура – это то, что остается, когда все остальное забыто.
Эдуар Эррио

Культура есть орудие университетских профессоров для производства университетских профессоров.
Симона Вейль

Культуру нельзя унаследовать, ее надо завоевать.
Андре Мальро

В культуре основанием служит вершина.
Григорий Ландау

Культура начинается с запретов.
Юрий Лотман

Культура началась с фигового листка и кончается, когда фиговый листок отброшен.
Кристиан Фридрих Геббель

И культура имеет свою узаконенную проституцию: фестивали.
Мартин Кессель

Культура родилась из культа.
Николай Бердяев

Цивилизация – это власть над миром; культура – любовь к миру.
Антоний Кэмпиньский

Умирая, культура превращается в цивилизацию.
Освальд Шпенглер

Когда та или иная культура чувствует, что приходит ее конец, она посылает за священником.
Карл Краус

Небо религии заменили небом культуры. Но и оно – для избранных.
Анджей Бискупский

Культура – это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом.
Ф. Ницше

Культура - это та веревка, которую можно бросить утопающему и которой можно удушить своего соседа. Развитие культуры идет столь же на пользу добра, сколько и на пользу зла. Растет кротость – растет и жестокость, растет альтруизм, но растет и эгоизм. Дело не происходит так, чтобы с увеличением добра уменьшалось зло; скорее так, как при развитии электричества: всякое появление положительного электричества идет параллельно с появлением отрицательного. Поэтому борьба между добром и злом не угасает, а обостряется; она и не может кончиться и не может, по-видимому, не кончиться.
П. Флоренский

Культура – это то, чего недостает мяснику, чтобы стать хирургом.
М. Пул

Культура – это фанера, которой чаше бывает покрыто невежество, чем просвещение.
Л. Малори

Культура рождается в провинции, вырождается в столицах и в этой форме возвращается в провинцию.
X. Ворцелль

Каждый плохо поставленный вопрос искажает картину. И порою кажется, что вся история культуры в её нынешнем виде состоит из одних только искаженных картин! Йохан Хёйзинга

Радио и телевидение фабрикуют больших людей для маленьких человечков. Жильбер Сесброн

Идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность. Альберт Швейцер

Культура и внешний лоск - совершенно разные вещи. Ралф Уолдо Эмерсон

В глубочайшей сущности культура есть не что иное, как творческий синтез. Вильгельм Виндельбанд

Культура есть то, что остается, когда забываешь всё, чему тебя учили. Эмманюэль Мунье

Умирая, культура превращается в цивилизацию. Освальд Шпенглер

Высота культуры определяется отношением к женщине. Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)

Для истинной культуры нет врага более ужасного, чем рационализм. Владимир Францевич Эрн

Культура - это то, что остается, когда все остальное забыто. Эдуар Эррио

Культура - это не "надстройка", как её понимают марксисты, а особая форма человеческой жизни. Мирче Элиаде

Сила традиций и сила творчества в их сочетании – животворящий источник всякой культуры. Петр Николаевич Савицкий

Пришествие культуры совпадает с рождением интеллекта. Клод Леви-Строс

В каждой большой культурной эпохе можно уловить одну центральную идею, из которой проистекают все её духовные движения и которая как будто является их конечной целью. Георг Зиммель

Если культурные люди и ссорятся, то лишь так, что их никому не видно и не слышно. Бауржан Тойшибеков

Спорт формирует культуру оптимизма, культуру бодрости. Анатолий Васильевич Луначарский

Цивилизация есть изнанка культуры. Владимир Францевич Эрн

Нет ничего враждебнее культуре, чем цивилизация. Владимир Францевич Эрн

Моральная культура должна основываться на принципах... Иммануил Кант

Моралей столько же, сколько и культур, ни больше и ни меньше. Освальд Шпенглер

Способность умно наполнить свободное время есть высшая ступень личной культуры. Бертран Рассел

Если бы мы задались вопросом, кто сильнейшие люди в нашей культуре, логично было бы ответить - младенцы. Младенцы правят, сами же оставаясь неподвластными. Альфред Адлер

Я не желаю, чтобы мой дом был обнесен со всех сторон стеной и чтобы мои окна были наглухо заколочены: я хочу, чтобы культура всех стран свободно проникала в мой дом. Но я не желаю, чтобы меня сбили с ног. Мохандас Карамчанд Ганди

Пока в мироздании будет существовать лицо рембрандтовского мужчины или улыбка Джоконды, культура, созданная человечеством на скромном небесном теле, названном нами Земля, не исчезнет бесследно, будет обладать, выражаясь высокопарным языком, "космической ценностью", "ценностью вечности". Евгений Михайлович Богат

Высочайшая возможная стадия нравственной культуры - когда мы понимаем, что способны контролировать свои мысли. Чарлз Роберт Дарвин

Время человеческой истории в масштабах вселенной поразительно быстротечно. Если принять все время жизни на Земле за 100 %, то время человеческой истории составит всего 1,6%. Другая иллюстрация: если время земной жизни принять за 24 часа. То на человеческую историю приходится всего 30 секунд. За этот ничтожный промежуток на Земле расцвел хрупкий цветок – культура. Что это такое, как постичь этот феномен?

В современной литературе насчитывают сотни определений понятия КУЛЬТУРА. Приведем примеры.

В современном словаре иностранных слов (а это слово пришло из греко-римского мира, дословно переводится как возделывание) культура определяется как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей.

Г Шпет: «Культура – это культ разумения».

Б.Пастернак; «Культура – это производительное существование».

И.Ильин: главное в культуре – это начало сердечности. «Культура без сердца есть не культура. А дурная цивилизация, создающая гибельную технику и унизительную, мучительную жизнь».

М.Бахтин: культура – это пограничное существование. «Каждый культурный акт существенно живет на границах: в этом его серьезность и значимость; отвлеченный от границ, он теряет почву, становится пустым, заносчивым, вырождается и умирает».

Можно было бы добавить афористические замечания мудрецов разных стран и народов, отмечающие важные свойства культуры:

Культура - это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны.

Лорд Раглан

Культура - это то, что остается, когда все осталь­ное забыто.

Эдуард Эррио

Культура - это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом.

Фридрих Ницше

В культуре основанием служит вершина.

Григорий Ландау

Процент неграмотных (людей, лишенных культуры) - величина постоянная, только в наше время неграмотные умеют читать.

Альберто Моравиа

Культура начинается с запретов.

Юрий Лотман

Культура родилась из культа.

Николай Бердяев

Цивилизация - это власть над миром; культура - любовь к миру.

Антоний Кэмпиньский

Умирая, культура превращается в цивилизацию.

Освальд Шпенглер

Несмотря на то, что сказано много, проблема определения культуры остается.

Видимо, нужно признать, что единственной и компактной формулы культуры не существует. Мы имеем дело со сложным феноменом, а само понятие культуры полисемантично, то есть несет в себе множество смысловых оттенков.

Эта многозначность понятия культуры запечатлена в культурном сознании ХХ века.В 60-е годы во время молодежных движений на Западе выдвигались лозунги «Культуру на фонарь! Культура мертва, Да здравствует жизнь!». Известно высказывание фашистского драматурга Иоста: «Когда я слышу слово «культура», я спускаю предохранитель браунинга».. А в нашем современном отечестве – огромный интерес к культуре, потребность поднять уровень культуры, нарастить культурный гумус. Издание серии литературных текстов под грифом «Лики культуры», журнального издания «Наше наследие», создание телеканала «Культура» - вот некоторые приметы отношения к культуре, существующего в современном обществе.

Отказавшись от попытки определить сущность культуры в одном определении, обозначим основные подходы к решению этой проблемы, существующие в современной научной литературе.

Самый простой и бесспорный способ описать феномен культуры задан в т.н. суммативном подходе. Спросите ребенка: что такое культура, - и услышите: культура – это картины художников, это наука, это храмы, это школа…

Суммативное определение культуры можно выразить с помощью формулы:

Культура= искусство+наука+религия+образование+…

Такой подход оправдан, но не достаточен. Во-первых предложенный ряд не завершен. Что должно быть еще включено в эту последовательность? Здесь возникает предмет для дискуссии. Является ли политика элементом культуры? Еще древние греки различали Афину – богиню справедливой войны, ведущейся по правилам, и Ареса – бога стихийной и неупорядоченной войны. Политика может служить разным целям, в том числе и откровенно антикультурным. Во-вторых, данный подход сугубо описателен, существенные черты культуры остаются за его пределами.

Приняв к сведению суммативный подход к определению культуры, выделим три основные стратегии осмысления данного феномена.

1.Культура может рассматриваться предельно широко, как синоним понятия общества. Культура есть вся полнота общественной жизни, это мир общественного бытия во всей его целостности и своеобразии. Все то, к существованию чего причастны руки или дух человека, есть мир культуры. Этот предельно широкий горизонт рассмотрения требует сопоставления мира культуры, социальности с миром природы. Человек вышел из недр природы, но создал специфическую сферу обитания со своими ритмами и закономерностями. Человек есть животное особого рода. Его биологические приспособительные механизмы слабы и ограниченны. По словам М. Шелера, человек «есть тупик природы, но вместе с тем он есть светлый и великолепный выход из этого тупика». Он наделен сознанием, духом. Он способен испытать сострадание, восторг перед небом и землей. Он способен пересоздать природу, создать другую природу, Так рождается культура. Специфика культуры здесь раскрывается через определение характера отношения с природной реальностью

Отношение НАТУРА (природа) – КУЛЬТУРА исследователями разворачивается по-разному.

Во-первых, может акцентироваться несовпадение НАТУРЫ И КУЛЬТУРЫ.

Тогда в определениях культуры подчеркивается, что культура – это неприродное бытие. Культуры нет в природе. Она появляется с развитием общества, по мере овладения природным хаосом. Культура – продукт подчинения человеком природной стихии. Эта установка совершенно отчетливо просматривается в следующих определениях культуры:

Й. Хейзинга: «Культура начинается в ту самую минуту, когда человек узнает, что его рука, вооружась грубым каменным долотом, способна делать вещи, ранее ему недоступные. Он подчинил себе на благо частицу природы».

Е.В.Смирницкая: «Культура – это специфический для человека способ организации жизни, отличающий его от других живых существ». Это же радикальное противопоставление природы и культуры характерно для теоретической мысли эпохи Просвещения

Во-вторых, в отношении природа – культура акцент может смещаться в противоположную сторону; тогда подчеркивается идея глубинной связи природы и культуры, отмечается, что корни культуры, исходные импульсы культурного творчества находятся в природной реальности. Социальные нормы, институты – это лишь омертвевшее тело культуры, а ее исток, ее живая сила находится в природной глубине. Пример подобного подхода – методология психоанализа (идеи З.Фрейда). Последний в ряде работ («Недовольство культурой», «Леонардо до Винчи. Воспоминание детства», «Современная культура и сексуальность?») исследовал роль бессознательных импульсов в культурном творчестве и в конце концов пришел к выводу о всеопределяющей роли бессознательных (преимущественно сексуальных) влечений в возникновении культурных феноменов.

Предельно широкое понимание культуры как всей полноты общественной жизни важная, но не единственная установка в опытах исследования этого феномена. Зададимся вопросом: когда в 1784 году сэр Генри Шрапнель, младший лейтенант британской королевской артиллерии, предложил начинить тонкую металлическую гильзу мушкетными пулями, добавляя порох, и в результате поражающая сила этого резко возросла: гильза взрывалась в полете, рассеивая шарики эти смертоносные шарики, - то изобретение шрапнели Генри Шрапнелем можно отнести к культурным приобретениям? Здесь возможны разные мнения. Вообще жизнь культуры разнокачественна: можно строить концентрационные лагеря и производить средства самоуничтожения, а можно писать великую музыку и картины. Существует потребность сузить объем понятия культура.

Обозначим вторую фундаментальную стратегию в определении феномена культура: культура – это грань, качество, сторона, уровень, измерение общественной жизни. Не все в социальной реальности можно охватить этим понятием. Понятие культура призвано выразить лишь некоторые стороны общественной жизни.

Иллюстрацией подобного подхода к определению феномена культуры может служить построение Й. Хейзинги (1872 – 1945). Голландский историк культуры в своей знаменитой работе « Homo ludens») предложил игровую концепцию культуры. Сущность культуры есть игра. «Все народы играют, и играют удивительно похоже».

Понятие игры выступает аналогом понятия творчество:

В игру дитя уходит с головой,

Притихши, бережно в тростинку дует,

И вот пузырь – как бы псалом святой,

Взлетает, славословит и ликует.

И так творятся, в смене дней и лет

Из той же древней пены на мгновенье

Все те же сны, и нет у них значенья,

Но в них себя узнает – и в ответ

Приветнее заблещет вечный свет

Г.Гессе (пер С.М.Аверинцева).

Понятие игры как теоретического инструмента исследования социальной реальности разрабатывалось в наследии Шиллера, Ницше. ХХ век вновь востребовал это понятие, оно появляется в работах Ортеги-и-Гассета, Шпенглера и в особенности Хейзинги. Реалии культуры ХХ века лишены живого творческого начала: это время праздничности спортивных игр и развлечений, но современный спорт не заслуживает высокого названия игры. Это совершенно бесплодное занятие, которое не обогащает душу.

В сущности понятие игра обладает универсальными возможностями описания мира: играют блики на воде, играют животные, играют дети, известны игры взрослых людей. Можно предложить классификацию игр в зависимости от интервала, разделяющего участников игрового действия.

Максимальное расстояние между играющими сторонами возникает в ситуации смысложизненного (экзистенциального) выбора: человек обращается к вечности. Эта ситуация может быть также описана в терминах игры. У Паскаля мы находим соответствующее рассуждение: есть ли Бог? Поставьте на то, что он есть. Ибо если его нет, Вы ничего не потеряете, а если он есть. Вы приобретете все.

Другой уровень игровой ситуации: спортивная игра. Партнеры находятся равных условиях, действие оговорено определенными правилами.

Третий уровень – социальные роли, которые выполняет человек в жизни: роль ученика, сына, дочери, отца, пассажира в автобусе и пр. предписывает определенные правила поведения, закрепленные в опыте общественной жизни.

Четвертый уровень игрового поведения – игра актера на сцене. Роль актера – это маска, но эта маска может прилипнуть к коже лица.

Еще один возможный уровень игровой ситуации – человек в точке высшего напряжения своих сил, в точке игры, в состоянии максимального развертывания своих возможностей.

Признаки игры:

Игра немыслима без свободы, она не может возникнуть по принуждению, не допускает насилия;

Игра бескорыстна и бесполезна с житейской точки зрения, она свободна от духа прагматизма;

Игра легка, она возвращает человеку утраченную эмоционально-интеллектуальную целостность, дарит ему удовольствие (ср выражение «работать играючи»)

Игра ведется по определенным правилам, которые нельзя нарушать. Играющая культура стабильна.

Неигровое состояние общества характеризуется иными характеристиками: здесь царит массовая ложь и демагогия, все исполнено фальшивой серьезности, человек не свободен, властвует дух корысти, нет сдерживающих начал.

Игровая концепция культуры Й.Хейзинги осмысливает культуру. Таким образом. как определенное качество общественного развития.

В рамках второй стратегии осмысления феномена культуры уместно сопоставить два понятия: культура и цивилизация. Первоначально понятие CULTURA возникает в смысловом пространстве, полюса которого суть ПРИРОДА и ОБЩЕСТВО, и означает возделывание, целенаправленное воздействие на природу.

В позднеримскую эпоху происходит смысловое смешение понятия культуры: культурны – связанный с городским укладом, живущий в городе. Смысл понятия культура переливается в термин цивилизация . Цивилизация (от civilis) – гражданский, государственный.

Понятия КУЛЬТУРА и ЦИВИЛИЗАЦИЯ в гуманитарном сознании сопрягаются по разному. Они могут восприниматься как синонимы , и в этом случае они означают определенный – высокий – уровень социального или личностного развития. Тогда понятие КУЛЬТУРЫ (цивилизации) можно определить как исторически определенный уровень развития общества, противостоящий первобытности, архаике, варварству.

Здесь возникает проблема критерия, на основании которого можно проводить грань между цивилизованностью и варварством. Критерий может касаться материальных характеристик общественного развития (историки выделяют триаду признаков цивилизованности: появление городов, монументальной архитектуры и письменности). Некоторые авторы подчеркивают идеальные критерии цивилизованности. Англичанин Коллингвуд отмечал, что быть цивилизованным означает значительное сокращение применения силы, и сем больше мы цивилизованны, тем больше это сокращение. Й Хейзинга подчеркивал, что критерии культуры не эстетические или интеллектуальные, а этические и духовные. «Культура может называться высокой, если она не создала техники или скульптуры, но она милосердна».

Но понятия КУЛЬТУРА и ЦИВИЛИЗАЦИЯ могут восприниматься и как антонимы, как понятия, характеризующие разные состояния общественной жизни. Еще Августин Блаженный (4-5 в.) ввел принципиальную дихотомию: град земной как не подлинное, временное бытие, погруженность в удовольствие и град Божий – духовный мир истинного бытия, лишенный плотского состава, но связанный с высшей реальностью.

Классическое противопоставление разных состояний общественного развития в гуманитарном мышлении ХХ века закрепил Освальд Шпенглер (1880 – 1836) в знаменитой работе «Закат Европы»). Основные идеи Шпенглера сводятся к ледующему.

Всякое общество – подоюно любому природному феномену - в своем развитии проходит две стадии – восходящую и нисходящую. Первую следует назвать стадией КУЛЬТУРЫ. Это время пробуждения первоначальных дремлющих сил, расцвета всех способностей, раскрепощения творческого состояния, время весны и лета Вторая стадия – стадия ЦИВИЛИЗАЦИИ, когда творческие силы замирают, происходит лишь репродукция уже найденных форм, время осени и зимы, заката. В человеческой истории всего восемь социальных организмов прошли полный цикл развития: индийская и китайская, вавилонская и египетская, арабская культура и культура народов майя, аполлоновская и фаустовская культуры.

Признаки цивилизации по Шпенглеру:

Это мир больших городов. В цивилизации утверждается противостояние провинции и 2-3 мегаполисов. Провинция тихо вянет, питая город человеческим материалом.

Возникает народ-кочевник, народ – перикати-поле, забывший традиции, религию, династии, историю.

Умирает метафизическое начало в культуре. Это время людей практичных – спортсменов, инженеров, политиков, военных. В цивилизации нет места высокому искусству, высокой религии, высокой философии.

Стоит отметить, что противопоставление культуры и цивилизации, четко обозначенное у Шпенглера, было усвоено современной гуманитарной мыслью. У И.Ильина мир культуры с началом сердечности противостоит «дурной цивилизации » с ее гипертрофированным техницизмом. У Л. Новиковой цивилизация – система общественных отношений, обеспечивающих стабильность общественной жизни. Культура же – способ реализации индивидуумов, область индивидуального творчества.

Третья стратегия осмысления феномена культуры может быть названа ценностно-смысловой. Культура есть мир высших смыслов, идеалов, ценностей. Пример определения культуры в рамках данной стратегии: У В.Н. Сагатовского цивилизация – технико-технологическая сторона жизни общества, а культура – область реализации системы ценностей и жизненных смыслов. У М. Вебера предложена метафора ценностно-смыслового понимания культуры: ценности подобны звездам, освещающим путь людям в ночи. Если же звезды погаснут, люди окажутся в кромешной ночи, и их жизнь окажется невозможной. Ту же идею формулирует и Й. Хейзинга: культура должа быть метафизически ориентирована. Идеалы у общества могут быть различны: обретение богатства, материального процветания, поиски бога, красоты, истины, но без этих высших идеалов культура существовать не может.

Вопросы для повторения:

1.Можно ли дать одно исчерпывающее определение феномена культуры. Аргументируйт Ваш ответ.

2. Выделите важнейшие подходы к определению феномена культуры в современном гуманитарном сознании.

3. Назовите имена виднейших исследователей, предложивших свои построения в области теории культуры.

4.Как соотносятся понятия культура и цивилизация?

Иллюстративный материал: поиски высшего идеала, национальной идеи в современной России как опыт обретения культурной идентичности.