Труппа дю солей. Наши люди в цирке дю солей

27 апреля в Петербург с программой "Varekai" приехал легендарный канадский Цирк Солнца, он же Cirque du Soleil . Цирк дю Солей - художественное сочетание циркового искусства и уличных представлений, как они сами себя позиционируют. Был основан в 1984 году Ги Лалиберте и Жилем Сент-Круа и базируется в канадском Монреале. Цирк известен принципиальным отказом от участия животных в спектаклях и своими синтетическими представлениями, в которых цирковое мастерство соединяется с музыкой, причудливым дизайном и хореографией
Новая программа, которая уже прошла с успехом в Москве называется "Варекай", что на языке вечных странников, цыган, означает "где бы то ни было". Это шоу чествует природу номадов, кочевую душу, дух и традицию циркового искусства и тех, кто со всей страстью ищет зачарованный край Varekai.
И сегодня я побывал на его репетиции, увидел готовятся артисты и их костюмы в костюмерных, заглянул даже в гримерку. Предлагаю пройтись и увидеть всё!

2. Екатерина - pr-директор цирка в России. Профессионал своего дела, ответила поздно вечером мне на письмо спустя 5 минут, после того как я его отправил. Если бы все пиарщики работали так же, как она, то и мероприятия были бы аншлаговыми и популярными, например.

Сегодняшнее шоу существует с 2002 года, впервые было продемонстрировано в Монреале, за 14 лет его успели показать в 130 городах, 23 стран мира, количество увидевших порядка 10 миллионов человек.
Режиссер Доминик Шампань собрал труппу Варекай из 50 артистов и музыкантов из 19 стран. По легенде, с небес на землю падает одинокий юноша, и история Varekai начинается. Очутившись среди теней таинственного леса, в пестром мире фантастических созданий, он окунается в
бурный поток приключений, одновременно невозможных и невероятных. На грани времен, в мире, где возможно все и даже больше, звучит вдохновенный гимн переосмыслению жизни и вновь обретенному чуду, таящимся в основе мироздания и нашей души.

Varekai рождается из слияния драматического и акробатического искусства. Талант и сила, помещенные в потрясающее сценическое пространство и обрамленные яркой музыкой, превращают невозможное в реальное, рассказывая свою историю языком хореографии – этим универсальным языком человеческого тела. Маятник времени качнется назад, и мы увидим древние и редкие
традиции грузинского танца. А после Varekai отправит нас в будущее с его инновационными дисциплинами, среди которых "Русские качели" и номер на скользкой поверхности.

5. Номер под названием "Полёт Икара". Пойманный сетью, не теряя гибкости, изящества и эмоциональности, юноша совершает головокружительные трюки, пытаясь вырваться на волю.

6. Во время репетиции номера, артистам даже не всегда нужна музыка, чтобы отработать тот или иной трюк. Но время от времени композиции из шоу звучали.

7. Никакой страховки или креплений. Не знаю как будет во время официального шоу, но я думаю, что и там обойдется без них.

8. Фернандо - пластичный и ловкий артист, а еще успел уже прогуляться по городу и оценить по достоинству Петроград.

9. Номер "Танцующая трапеция". Замерев высоко над сценой или пролетая над ней, юная девушка исполняет серию движений, демонстрирующих ее гибкость и силу.

В 1984 г. в Cirque du Soleil работало 73 человека. Сегодня коллектив Cirque du Soleil во всем мире насчитывает почти 4 000 человек, том числе 1300 артистов. В Cirque du Soleil трудятся люди 100 профессий.

10. Монтаж сцены и декораций занимает 12 часов. На демонтаж необходимо 4 часа. Переезжает всё из города в город на собственных грузовиках, которых 40 единиц. Артисты же передвигаются на самолётах, а ночуют в гостиницах.

11. Артистов берут на работу со всего света, сначала желающие оказаться в труппе отправляют видео на электронку, а уже после, если в кандидатах заинтересованы, их приглашают в штаб-квартиру в Монреаль.

12. В работе над музыкой для Varekai Виолейн Корради искала вдохновение в бездонном наследии этнической музыки. Каждый музыкальный фрагмент – это смешение или переплетение различных культур, которые зачастую трудно идентифицировать. Для создания уникальной музыкальной вселенной Varekai Виолейн Корради соединила звуки гавайских ритуальных церемоний, песни трубадуров XI века с юга Франции, традиционные армянские мелодии и госпелы, объединив
все это современными аранжировками.

14. В состав музыкального коллектива из 7 человек входят руководитель группы и клавишник, второй клавишник, ударник, перкуссионист, басист, скрипач, духовик, а также два вокалиста – мужчина (Патриарх) и женщина (Муза). Почти во всех шоу Cirque du Soleil музыка исполняется вживую. В отличие от мюзиклов, где артисты должны строго следовать партитуре, в шоу Cirque du Soleil музыканты подстраиваются под происходящее на сцене. По этой причине руководитель группы, музыканты, вокалисты и специалисты по звуку постоянно на связи друг с другом во время шоу.

18. Управляет летающими тросами этот человек наверху, с ним лучше не ссориться никогда)

19. Номер "Воздушные ремни". Двое исполнителей плавно скользят в воздухе над сценой, демонстрируя изумительно точную синхронность акробатических движений и силу. В дуэте их силуэты сливаются воедино высоко над сценой.

20. Парни оба русскоговорящие, родом из Приднестровья. Обаяния им не занимать)

Артисты и персонал Cirque du Soleil представляют почти 50 стран и говорят на 25 языках. В 2015 г. шоу Cirque du Soleil увидели почти 15 миллионов человек.

Стефан Руа ставил перед собой задачу поставить сценографию так, чтобы все элементы находились в гармонии с поэтическим языком постановки: костюмами, драматургией и музыкой шоу Varekai
Вселенная Varekai состоит из: леса, сцены, переходного моста, наблюдательной вышки. Лес и сцену мы увидели, а остальное уже на шоу.

24. Дизайн костюмов Varekai потребовал инновационных технических решений для обеспечения безопасности и комфорта. Опытные мастера занимались изготовлением оригинальных костюмов, потратив на эту труднейшую работу не менее 33 000 часов!

Переходим в закулисье, где готовятся и отдыхают перед номерами артисты.

25. "Головы" костюмов в специальных шкафах, которые перевозят на грузовиках.

26. Чтобы длинные платья не помялись и никому не мешали, их подвесили на самый верх.

27. Маски актеров.

28. По синему ковру не ходить)

29. Шар с гелием, видимо, взлетит.

30. Качели для соответствующего трюка.

31. Столик, за которым гримируются артисты. Среднее время подготовки порядка часа.

32. Всё видеовыступление записывается на камеры, а после уже рассматриваются детали самими артистами.

Основной материал для костюмов - лайкра. Срок годности некоторых костюмов - 6 месяцев. Другие заменяются после нескольких заплаток.

34. Гардероб шоу насчитывает 600 предметов одежды, обуви, париков, головных уборов и аксессуаров. Для поддержания костюмов в идеальном рабочем состоянии во время гастролей требуется до 250 часов рабочего времени в неделю.

35. Чисткой, ремонтом, глажкой одежды, уходом за обувью, шляпами и прочими аксессуарами
занимается постоянная команда из 4 человек, которые путешествуют вместе с туром, и еще 2 человека, которых нанимают на месте в каждом гастрольном городе. Машинка Зингер - огонь)

Все вещи вмещаются в 58 ящиков на колесах и перевозятся в двух с половиной грузовиках. Вместе с ними путешествуют 7 стиральных и 3 сушильных машины.

36. Костюмы шьются под каждого актера. Пресс, что мы видим на данном костюме - настоящий у актера, что носит этот наряд)

37. "Запчасти" основных костюмов. Если не удается починить, то его вышивают заново в Монреале.

38. Все костюмы производятся специально для конкретных артистов. Большая их часть создается в международной штаб-квартире компании, расположенной в Монреале. В этой уникальной для Северной Америки лаборатории трудятся около 300 мастеров различного профиля – обувщики, дизайнеры текстиля, кружевницы, постижеры, шляпники и портные.

39. Нитки на любой вкус!

40. Майкл Смит - арт-директор цирка. Помимо всего организаторской работы он еще хорошо поет)

Миссия Cirque du Soleil – стимулировать воображение, будить чувства и подстегивать эмоции людей по всему миру!

Гастроли цирка пройдут в Санкт-Петербурге с 27 апреля по 8 мая 2016 года в Ледовом дворце. Билеты выступления шоу Varekai можно приобрести на сайте

Задавать такие вопросы неприлично, но ответ узнать хочется! 8) В шоу «О», которое идет в Вегасе , есть номер: человек сидит в кресле на сцене и читает газету. Вдруг газета загорается, потом загорается шляпа, пальто, ботинки, и вот он уже весь объят пламенем.

Пять минут горящий человек невозмутимо читает горящую газету в горящем кресле, а на сцене продолжается спектакль, в бассейне плещутся девушки-рыбки. Потом человек встает, и уходит вдаль, оставляя за собой горящие следы. Говорят, что за этот номер он получает 400 долларов. А так как в сутки дается 2 представления, то это 800$ за день. И почему я до сих пор зарабатываю программированием, а не горением? 8)))

Начальная ставка для артиста - 100 долларов за выступление. Обычно дается 8-10 представлений в неделю. Чем дольше работает артист в Цирке Дю Солей, тем больше его гонорар. У новичков в год — 30 тысяч долларов, у ветеранов — около 250 тысяч.

Когда артист перестает выступать, из-за возраста или из-за травмы, его переучивают, и он остается дальше работать в цирке: тренером, консультантом, менеджером, гримером и тд. Это принципиальная позиция ЦДС. Считается, что артисты, проработавшие в шоу 5-10 лет, становятся потом лучшими сотрудниками, потому что на своей шкуре прочувствовали все трудности этой жизни и работы.

С артистами заключают контракт, в котором указана фиксированная зарплата на год и условия работы, что позволяет им работать спокойно и заниматься только творчеством. Оформление страховки обязательно. Вместе с труппой ездят врачи, массажисты, повара, учителя (потому что в цирке есть школа для цирковых детей, где обучение ведется на английском и французском языках). Цирк обеспечивает решение всех бытовых вопросов: расселение в лучших гостиницах в центре города с окнами во двор, питание, выстиранный и отутюженный костюм к представлению, культурная программа, медуслуги — все бесплатно. Рабочий день обычный — 8 часов.

Единственное, что должен делать артист — работать. Каждый, независимо от жанра, проходит вокальную и танцевальную подготовку, потому что надо выполнять не только цирковые трюки, но и петь, танцевать или играть на музыкальных инструментах. Все это делается вживую.

Есть жесткие требования к артистам: за пьянки, драки, попадание в милицию сразу увольняют. И совсем невыносимый первый пункт договора: «Босс всегда прав».
Для русскоязычной творческой души — это невыполнимое условие 8)!

А что у нас?

Директор РосЦирка Александр Калмыков говорит, что РосЦирк тоже стремится к 100 долларам за выступление, что многие зарабатывают гораздо больше, и что русские цирковые номера у заграничных импрессарио нарасхват. И что, артисты, услышав о гонораре в 80-100 долларов за выступление, отмахиваются, за такие гроши, дескать, никуда из России не поедем…

Правда, на сайте цирковых есть такие посты: «Как объяснить новому партнеру его зарплату? При поступлении на работу ему было обещано 20 тыс.руб в месяц (меньше 700 долларов). В понимании обывателя, это зарплата 5 и 25 числа КАЖДОГО из 12 месяцев. А фактически это не месячная зарплата в связи с переездами и привязки зарплаты к норме 20 представлений в месяц. Так не лучше ли сказать, что объявленная Вами зарплата для вновь принятого на работу артиста будет в лучшем случае за ПОЛТОРА месяца. Партнёр так и говорит: «В родном городе, без переездов, работая ОХРАННИКОМ получал КАЖДЫЙ месяц 18 000 руб.»

Ветер странствий врывается в Вашу комнату! Вперед, к новым странам, к новым встречам, к новым проектам!

Гастроли Солнечного цирка – всегда событие. В труппе артисты и музыканты из 19 стран мира, выступающие с уникальными номерами. Оказалось, личная жизнь исполнителей не менее причудлива, чем то, что они делают на сцене.

Как зубной врач стал клоуном

Стивен Бишоп (55 лет) родом из Австралии, в прошлом по профессии дантист, сейчас клоун, а также чревовещатель, ходулист, мим, каскадер.

В общей сложности 19 лет я посвятил зубоврачебной практике. С учетом того, что 17 из них параллельно выступал и вот уже 11 лет постоянно в Cirque du Soleil. Мой отец был инженером, при этом талантливым скрипачом. Мама по профессии физиотерапевт. Они всегда поощряли в нас, детях, самые разные увлечения: гончарное ремесло, макраме, дзюдо, рисование, музыку. Я всегда любил что-то делать руками, в старших классах вязал. После школы, с одной стороны, склонялся к врачеванию, с другой – хотелось, чтобы профессия оставляла время на увлечения. Решил, что дантист – то, что нужно. Это и хорошо оплачиваемая работа, и по расписанию. После пяти лет учебы около двух лет занимался частной практикой, одновременно успел увлечься театром, пантомимой и накопить достаточно денег, чтобы поехать из Австралии за рубеж учиться. В Париже окончил Школу Жака Лекока, два года гастролировал по Франции в составе театральной компании.

В Австралию вернулся уже с женой. Мы с Кэти купили заброшенную церковь, отремонтировали, и она стала нашим домом. Днем работал дантистом, а в свободное время выступал вместе с женой, мы делали шоу на ходулях, клоунаду, пантомиму, иллюзию. Как-то среди публики увидел человека, которому лечил зубы за пару часов до выступления…

У нас с Кэти родилось четверо детей. Жена всегда считала, что появление ребенка – не повод перестраивать под него жизнь. Она кормила грудью, буквально не слезая с ходулей.

Стивен с женой и детьми

Когда одобрили мою кандидатуру в Cirque du Soleil, это было 11 лет назад, мы с женой почти не раздумывали. Вариант был идеальный: хороший заработок, возможность ездить всей семьей, тем более при цирке есть школа. Сейчас дети выросли. Лоику 21, Хосе 19, Инес 17 и Энзо 13 лет.

Кэти оставила карьеру, но благодаря ей наша гастрольная жизнь была сбалансирована, и я не устаю благодарить ее за это. Жалоб ни от нее, ни от детей я никогда не слышал. К тому же мы с женой всегда осознавали важность путешествий как образовательного момента для детей. Они знают много языков, ориентируются в разных культурах. Лоик – инженер. Хосе учится на курсе «Менеджмент и бизнес», а недавно его наняли консультантом по путешествиям, потому что он знает несколько языков, в том числе идеально русский, потому что его лучший друг русский. С Сашей Риссуевым, сыном одного из наших бывших коллег по туру, они вместе 9 лет учились в школе. Инес окончила школу, путешествует, возможно, станет фельдшером скорой. Младший, Энзо, – прирожденный клоун, изучает капоэйру, учится прыгать на батуте.

Но для меня главное – чтобы дети были счастливы вне зависимости от того, чем они занимаются. Всегда говорил им, что образование должно быть максимально широким. Потому что, возможно, профессия, которой они займутся ближе к пенсии, еще и не существует.

Кстати, в Varekai в кабинете физиотерапевта припрятан мой чемоданчик с зубными принадлежностями. Легально практиковать я не могу, но дать бесплатный совет – всегда пожалуйста.

Три свадьбы русского акробата

Фото: @Cirque du Soleil/Perla Global Media

Алексей Максимов (28 лет) участник и артистический тренер номера «Русские качели»:

Сам я из Ярославля, папа – мастер электроцеха на заводе, мама работала на ликероводочном заводе. Начинал с секции спортивной акробатики в первом классе школы, около десяти лет выступал в групповом жанре, наша четверка становилась призерами чемпионата России и международных кубков. Мне было 16 лет, когда позвали в Росгосцирк. Отработал там 4 года, ездил на гастроли по России и в Китай. О Cirque du Soleil слышал много, но для меня это был предел мечтаний. Отправлял записи выступлений, в 2007 году прошел кастинг в Москве. Через год позвали. Мне было 20, холост, ничто в России не держало, с особыми сложностями не столкнулся. Да, поначалу по-английски знал пару-тройку слов. Но на тот момент в «Русских качелях» все ребята были русскоязычные, да и при цирке действовали курсы иностранного, теперь и говорю, и пишу свободно на английском.

Пять лет назад на гастролях Varekai на Филиппинах встретил будущую жену. Оля из Краснодара, раньше работала в банке, на острова приехала в отпуск с подругой. Мы познакомились за завтраком, оба были в белом, все смеялись, что как молодожены, и я сделал ей предложение. Сначала в шутку, а потом за 9 дней, проведенных вместе, понял, что все серьезно. Через полтора месяца приехал в Краснодар, через три дня мы поженились.

Свадьбу играли трижды: в моем городе, у жены и в Бразилии вместе с ребятами из шоу. Наша дочка Милана (ей сейчас три года) появилась на свет в Лас-Вегасе. Через неделю ей уже выдали американский паспорт, а с российским загранником все затянулось на несколько месяцев, получили мы его уже в Коста-Рике в посольстве, тогда там гастролировали. Дочка сейчас говорит плохо даже на русском, любит играть с Максимом, сыном моего друга Евгения Митина, с которым дружим уже 20 лет со времен нашей четверки, были вместе в Росгосцирке. В Cirque du Soleil он попал раньше меня, сейчас мы в одном номере.

Максим с женой и дочкой

Фото: личный архив Алексея Максимова

В «Русских качелях» 13 человек. Как правило, все постоянно на сцене. Случается, что человек травмирован или заболел. Но существует несколько версий на случай форс-мажоров. За восемь лет, что я в Varekai, у меня были две серьезные травмы: перенес операцию на плече и голеностопе, но это скорее накопленные за годы проблемы.

Одно из главных условий работы в Cirque du Soleil – быть на месте за полтора часа до выступления. В году у нас около 300 шоу. 24 из них, которые пропускаешь по болезни, оплачиваются. Четыре раза в год отпуск по две недели. Когда приезжаем в новое место, каждому дают номер в отеле и информационный лист, в котором обозначено, какие кинотеатры, магазины, аптеки, развлечения находятся рядом. В Cirque du Soleil мне не приходится думать ни о чем, кроме номера, не нужно заботиться о переезде, о страховке, о еде. Я и семья обеспечены медицинской страховкой. В России заочно отучился на факультете физкультуры Ярославского государственного педагогического университета, здесь за счет компании – на персонального фитнес-тренера.

В Varekai 24 артиста из 50 русскоязычные. Обязательно отмечаем общие праздники, дни рождения, да и друзей-иностранцев приглашаем. Супруги на Новый год готовят оливье, селедку под шубой.

Пока я не ставлю себе планку ни возрастную, ни какую-либо другую, сколько еще буду работать в шоу. Но понимаю, что ребенок растет. Милане скоро исполнится 6 лет, по американской системе ей пора идти в школу. Гастролировать без семьи не хочу. У нас есть квартиры в Ярославле и в Краснодаре, но планируем жить в Америке. Хотел бы продолжить работать с Cirque du Soleil, но, возможно, в каком-то другом качестве.

Девушки с талисманами

Фото: @Cirque du Soleil/Perla Global Media

Керрен Маккиман (31 год), исполнительница на танцующей трапеции, США:

Мы с сестрой-близняшкой росли большими непоседами, так что отдать нас с Калин на гимнастику в семь лет было для родителей естественным желанием. Хотя сами они к ней отношения не имеют. Папа – программист, в свое время служил в военно-морских силах, мама – писатель, редактор. В крошечном городке Холлисе штата Нью-Гэмпшир, где я выросла, цирка не было. Для меня и сестры он начался неожиданно, когда наша преподаватель физкультуры, профессиональный мим, запустила цирковую программу в школе. Мы с сестрой стали там заниматься. А с профессиональной стороны он открылся для меня в 14 лет, когда прошла кастинг в молодежный цирк Circus Smirkus.

У меня был опыт участия в съемках фильма «Воды слонам». Сначала предполагалась, что буду выступать в качестве дублера-каскадера для Риз Уизерспун, но не подошла по росту, к тому же я не умею выпрыгивать из поезда, что требовалось по сценарию. Тогда мне предложили роль канатоходки, хотя это далеко не основная моя специализация. Месяц репетировала, учила номера, трюки, а в итоге в фильм вошли 3 секунды! Все-таки мне интереснее выступать перед настоящей аудиторией.

В Cirque du Soleil стала работать в 2010 году. В арена-туре, как в Varekai (в нем я уже больше четырех лет), мы все время гастролируем, много времени проводим вместе, все как одна большая семья. Но с певицей Исабель у нас особо доверительные отношения, даже гримируемся за соседними столиками, беседуем о личном, иногда посвящаем номер кому-то из членов команды, если в этот день ему нужно особое отношение.

Танцующая трапеция, на которой я выступаю, – новая дисциплина. Это аппарат с безграничными возможностями: он представляет собой треугольник с жесткой перекладиной в основании, а ребра соединены в одной точке, он может менять форму, позволяет летать по всему сценическому пространству, а не раскачиваться в одной плоскости. Многие вещи на ней делаю впервые и все время что-то придумываю. Выступление начинаю с высоты около 13 метров от сцены, а потом спускаюсь до 9. Страховку не использую, в случае с танцующей трапецией она только мешает. Конечно, мне бывает страшно, но я люблю то, что делаю. И страх только подстегивает. Но коллеги знают, что когда на мостике – это конструкция наверху, со мной нельзя разговаривать о чем-то не имеющем отношения к номеру.

Работа никогда не заканчивается, когда уходит публика. Тело – это мой инструмент, и нужно держать его в хорошей форме. Особой диеты не придерживаюсь, очень люблю шоколад, но, чтобы получить удовольствие, достаточно попробовать кусочек. Много времени посвящаю тренировкам. Как соло-исполнитель, могу регулировать их самостоятельно. Есть обязательная часть, потому что нужно делить пространство на сцене с другими артистами. Помимо рабочего расписания 2−3 часа в день посвящаю собственной подготовке – это пилатес, растяжка, занятия на сцене.

У меня есть традиция – привозить из особенного для меня места или на память о хорошем человеке камешек. Багаж позволяет возить их с собой, пусть даже приходится отказываться от пары туфель. Каждый день беру с собой один из них, и он погружает меня в правильное настроение.

Из России камешка у меня пока нет, но, надеюсь, появится. Нет у меня и книги на русском Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Хотя собралось уже много экземпляров на разных языках. Начала собирать их случайно. Впервые прочитала эту книгу на французском, когда учила язык в школе. Потом во время путешествия в Китай (тогда осваивала этот язык) решила, что будет интересно приобрести знакомое произведение на китайском. По такому же принципу купила книжку в Бразилии и в Аргентине соответственно на португальском и на испанском. Во время гастрольного тура Varekai в Европе в Берлине, где живет сестра, приобрела книгу на немецком. С тех пор мне все стали дарить «Маленького принца». Но вот своего принца пока не встретила.

Юбилейная, десятая постановка Cirque du Soleil в России шоу Quidam развернуло свой «палаточный лагерь» в Ледовом дворце. Всего за несколько часов до его премьеры в Петербурге нам удалось попасть за кулисы и узнать, чем живут артисты цирка до нанесения красочного грима и облачения в невероятные костюмы.

В шоу задействованы 45 артистов, 18 из которых говорят на русском языке. Когда попадаешь на репетицию финального номера и слышишь только русскую речь, начинаешь сомневаться в интернациональности труппы. Обслуживает шоу такое же количество людей – 45 человек монтажеров, костюмеров, звуковых операторов и других людей, остающихся в тени.

У Cirque du Soleil один состав, поэтому одно и то же шоу не может идти одновременно в двух городах. Поэтому в эти весенние дни восхищаться красотой и техникой одного из самых загадочных представлений – Quidam – можем только мы. Однако в это же самое время проходят 18 других выступлений цирка по всему миру.

Пройдя ближе к сцене, где проходит репетиция номера «Эквилибр на опорах», тренер начинает давать указания артистке по имени Баска, та улыбается в ответ, кивает и выполняет сказанное. Оглянувшись, можно увидеть огромный амфитеатр Ледового дворца, который спустя несколько часов заполнится зрителями и эмоциями. Увидев этих артистов вблизи, не верится, что они часть этого шоу, их сложно узнать: ни один не выступает с непокрытой головой – на всех есть либо парики, либо шляпы. Во время репетиции все находятся в эластичной гимнастической или спортивной форме, а не в ярких костюмах, ведь изнашивать их раньше времени нет смысла.

За время пребывания за кулисами нам удалось увидеть несколько спойлеров, среди которых – номер «Скакалка». Артисты прыгают через натянутые тросы, молниеносно меняя свое положение. Сразу после этой репетиции двое артистов – Ката и Француа – смогли уделить нам несколько минут, чтобы рассказать о своей работе в шоу. Как оказалось, совсем не обязательно быть циркачом в третьем поколении, чтобы стать частью этого чарующего мира. Именно так случилось с Катой – до прихода в шоу она была профессиональной спортсменкой. Когда смотришь Cirque du Soleil, сердце замирает от волнения за артистов, не мудрено, что вопрос о страхах самих акробатов тоже возник. Но оказалось, что страх почти не нарушает процесса работы. Ката лишь боится перепутать порядок выполняемых действий, а Француа и вовсе отрезал: «В воздушных номерах нет свободы творчества, каждый участник четко знает, что он должен выполнить, поэтому нет места страху» .

Несомненно, такое большое многоуровневое шоу не может держаться только на артистах. Есть такие люди, как костюмеры, которые остаются в тени, хотя выполняют много важной и нужной работы. Стоит отметить, что из 19 грузовиков, которые перевозят шоу, 1 грузовик полностью занят костюмами, обувью и всем необходим для того, чтобы в любой момент можно было что-то перешить, перекрасить или даже сделать заново. Прямо на наших глазами ботинки главной героини раскрашивались тонкой кисточкой одним из костюмеров. Кстати говоря, каждый элемент наряда создается вручную, не зря стоимость всех костюмов достигает 2 миллионов долларов.

Когда следующий участник шоу вышел навстречу прессе, всем показалось, что это какой-нибудь директор или менеджер – уж больно суровым он показался. Но мы ошиблись. Это тоже артист цирка – клоун Тото. На своих выступлениях он вытягивает людей из зала и просит их выполнить определенные сценки, по его словам, да и по моим собственным наблюдениям, в это время зал реагирует наиболее ярко. На слова о том, что он не похож на клоуна, последовал ответ: «Если бы акробат спускаясь со сцены и встречаясь со своими друзьями, стоял на руках – это было бы по крайней мере странно, также и с клоунами» . Тото выступает со своим номером в шоу вот уже двенадцать лет, и его номер кардинально изменился вместе со своим автором. Неизменным осталось одно – во время шоу он по-прежнему вытаскивает из зала ошарашенных зрителей и просит принять участие в репризе. К счастью, ему каждый раз везет со зрителями – попадаются настолько артистичные люди, что все быстро понимают, а иногда даже переигрывают.

Путешествуя дальше по закулисному миру, обнаруживаешь то сакральное место, где создается магия шоу: по полу разложены маты и коврики – здесь артисты тренируются. Тут же подвешены тросы и страховка, воздушные номера до прогона на сцене репетируют тоже над матами. Кто-то лежит на них, подперев голову рукой, и о чем-то болтает, а кто-то еще упорно тренируется. По периметру стоят тренажеры, привезенные с собой, недалеко виднеются комнаты для переодевания, а также зеркала, рядом с которыми артисты наносят грим. Возле гримерок расположились десятки шляп и париков – неизменных атрибутов шоу Quidam.

Еще несколько минут до громогласной репетиции номера «Воздушные кольца» вместе с музыкой, и у нас есть возможность пообщаться с «наместником» режиссера в туре – артистическим директором Майклом Смитом. Он рассказал об идее шоу, его символах, а также провел параллель шоу «Quidam» («некто» по-латыни) и Петербургом: «И в шоу, и в этом городе, несмотря на красоту, есть печаль и грусть, которая в итоге дают вдохновение». Главная героиня Зоуи («жизнь» по-латыни) – маленькая девочка, которая скучает без внимания родителей. К ней приходит «Некто» без головы и отдает свой котелок – так зрители вместе с ней попадают в мир Quidam, где под куполом парят люди, акробаты выполняют невероятные трюки, а эквилибристы и гимнасты творят чудеса с балансом и силой притяжения. Главным символом этого шоу, уточнил Майкл Смит, является красный цвет, символизирующий сердце и душу. В этот цвет облачена и мать Зоуи, которая не обращает на дочь никакого внимания. На протяжении всего шоу появляются ленты, шары, ткань и даже зияющие красные дыры на груди артистов, словно «вырванное сердце, а может быть сердце, готовое принять» – поясняет Майкл Смит. «Мы некто для всех людей, пока не захотим стать кем-то» , – подводит черту под своими словами директор шоу Quidam.

Путешествуя по скрытому от глаз закулисному миру Cirque du Soleil, мы убедились в том, что красочное шоу, которое пролетает перед твоим взором за один миг, создается кропотливой и трудоемкой работой десятков людей в туре и сотен людей в целом. Каждый человек в команде Солнечного цирка ценный и уникальный, будь то акробат, швея или монтажер сцены. Каждый работает, чтобы создать невероятное шоу, а как мы знаем, «шоу должно продолжаться», поэтому мы покинули здание Ледового дворца и дали артистами и рабочим подготовить вечернее выступление.

Текст: Екатерина Приклонская

Посетители рядового представления прославленного «Цирка дю Солей», проходившего в Лас-Вегасе, стали свидетелями .

Смерть в «Цирке Солнца»

В разгар представления 31-летняя акробатка Сара Гийяр-Гийо выполняла свою часть программы на большой высоте. Номер девушки подходил к концу. По свидетельствам очевидцев, акробатка находилась на краю высокой сцены и сняла страховочные тросы.

В следующий момент по не до конца понятным причинам, артистка сорвалась вниз с 15 метров. Вполне возможно, что она просто оступилась.

Все произошло настолько неожиданно и быстро, что часть публики посчитала это падение одним из номеров программы.

Как часто бывает в таких экстремальных ситуациях, присутствовавшие по разному описывают дальнейшее. Одни утверждают, что раздался жуткий крик, после чего коллега сорвавшейся артистки стала плакать прямо на сцене, после чего стало понятно, что произошло что-то чрезвычайно серьезное. Другие рассказывает, что на упавшую в яму за сценой акробатку не сразу обратили внимание ее партнеры, поэтому программа продолжалась еще несколько минут.

Девушка находилась в сознании, однако прибывшие на место врачи констатировали у нее тяжелейшие травмы. Пострадавшую отправили в госпиталь, а представление было прекращено.

Несмотря на все усилия врачей, акробатка скончалась от полученных травм. За почти 30-летнюю историю «Цирка дю Солей» это первый подобный трагический случай.

В связи с происшедшим руководство цирка заявило об отмене всех запланированных представлений в Лас-Вегасе.

31-летняя Сара Гийяр-Гийо была опытнейшим профессионалом, чей стаж превышал 20 лет, так что версия о недостаточной подготовке артистки не имеет под собой ни малейших оснований.

Самый успешный проект

Созданный в 1984 году в Канаде Ги Лалиберте и Даниэлем Готье «Цирк дю Солей» («Цирк Солнца») считается самым успешным цирковым проектом последних десятилетий. Общее количество участников труппы цирка достигает 4000 человек. Разбитые на отдельные артистические группы, они дают одновременно представления в нескольких странах мира.

Для участия в зрелищных спектаклях «Цирка дю Солей» приглашаются лучшие представители циркового искусства из разных стран мира.

Отличительной чертой «Цирка дю Солей» является то, что в его представлениях отсутствуют , за что цирк пользуется особым уважением у зоозащитников.

Несмотря на чрезвычайную успешность «Цирка Солнца», в январе 2013 года в нем прошло сокращение штатов — было уволено сразу 400 человек. Представители цирка отметили, что наблюдается некоторое снижение прибыли, связанное с тем, что расходы на постановку новых спектаклей постоянно растут.

Осенью 2012 года стало известно о гибели в Мексике российского участника труппы «Цирка дю Солей» 35-летнего российского акробата Антона Алферова . Впрочем, трагедия, происшедшая с ним, не имеет прямого отношения ни к «Цирку Солнца», ни к цирковому искусству вообще.

Постоянно проживавший в Мексике россиянин был задержан на пляже в Акапулько за некое административное правонарушение и помещен в камеру в отделении полиции. Далее, по версии мексиканских полицейских, артист «обезумел» и стал биться головой и другими частями тела об унитаз, стены, прутья решетки, в результате чего нанес себе тяжелейшие травмы. Доставленный в госпиталь, Алферов скончался от большой кровопотери. Власти Мексики настаивали, что происшедшее является самоубийством.

Жизнь на краю бездны

Зрители, привыкшие наблюдать в цирке сложнейшие акробатические трюки, порой не до конца осознают, сколь серьезному риску подвергают себя артисты.

Между тем случаи, когда в цирке участники представлений получают тяжелые травмы, не являются редкостью.

Осенью 2012 года в столичном Центре циркового искусства опытнейшая 26-летняя гимнастка , выполняя сальто, неудачно приземлилась на голову и получила тяжелейшие травмы. Девушка было доставлена в больницу с переломами шейных позвонков, и врачи боролись за ее жизнь. Благодаря усилиям медиков, девушке спасли не только жизнь, но и ее профессиональную карьеру — после курса реабилитации она сможет вернуться на манеж.

Весной 2013 года во время представления в Большом московском цирке на проспекте Вернадского серьезно пострадал кенийский воздушный гимнаст . Из под купола цирка он упал на специальную страховочную сетку, однако она не выдержала нагрузки и лопнула, в результате чего артист получил травмы от удара о манеж. Как считают специалисты, подобное происшествие со страховочной сеткой абсолютно уникальное как в российской, так и в мировой практике.

К счастью, медики и здесь оказались на высоте — гимнаст не только сохранил жизнь, но и сможет вернуться к своей работе.

Однако далеко не все подобные случаи заканчиваются хотя бы относительно благополучно. В декабре 2008 года российский воздушный гимнаст Равшан Алимов разбился в цирке Blackpool Tower в британском Ланкашире. Во время исполнения опасного трюка 24-летний Алимов упал с 6-метровой высоты, и удар пришелся на голову. Гимнаст был доставлен в реанимацию, где умер на следующий день.

Гибель Ириски

Те, кто постарше, хорошо помнят звезду советской детской телепередачи «АБВГДейка» клоунессу Ириску. Под этим образом скрывалась цирковая артистка Ирина Асмус .

Ирина Асмус была человеком крайне разносторонним. Окончив цирковое училище, она начинала карьеру в качестве эквилибристки, однако после серьезной травмы вынуждена была прервать выступления на арене. После этого Асмус поступила в театр, где блестяще зарекомендовала себя как драматическая актриса.

Но цирк все-таки пересилил, и Ирина Асмус вновь вернулась на манеж, теперь уже в качестве клоуна. Именно в этом образе она оказалась и на телевидении, где снималась в «АБВГДейке» в течение семи лет. В этот момент популярность Ириски можно было сравнить с популярностью эстрадных поп-звезд.

После окончания съемок в телепередаче Ириска продолжала выступления в цирке. Трагедия произошла 15 марта 1986 года в Гомеле. Во время исполнения своего номера Ириску на так называемой «шейной петле» поднимали под купол цирка. Однако во время подъема вышел из строя механизм вращения, в результате чего артистка рухнула вниз с 8-метровой высоты.

44-летняя Ирина Асмус от полученных травм умерла прямо на манеже, на глазах потрясенных зрителей.