Трагизм положения базарова. Сочинение на тему: В чем трагедия Евгения Базарова? По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети

Главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» - Евгений Васильевич Базаров. Он – нигилист, человек, который провозглашает идею «полного и беспощадного отрицания», не признавая никаких пределов, способных ограничить её осуществление. Он отрицает любовь, поэзию, музыку, красоту природы, философское мышление. Базаров считает необходимым начать историю заново, на голом месте, не считаясь с «мнением народным». И всё это не только идеи, перед нами действительно новый человек, дерзкий, сильный, неспособный к иллюзиями компромиссам, готовый идти к своей цели, сокрушая всё на своём пути.

Вслед за вульгарными немецкими материалистами Базаров предельно упрощает природу человеческого сознания. Искусство для Евгения Васильевича – извращение, «чепуха, гниль»: «… Рафаэль и гроша медного не стоит…» Кирсановых он презирает не только за то, что они «барчуки», но и за то, что они «старички», «люди отставные», «их песенка спета». Он и к своим родителям подходит с той же меркой.

Своё отношение к природе Базаров выразил афоризмом: «Природа не храм, а мастерская». В этом высказывании ощутим огромный изъян. Впоследствии он даже завидует муравью, который имеет право «… не признавать чувства сострадания, не то, что наш брат, самоломанный…»

Трагедия Базарова обусловлена его политическими взглядами. По представлениям нигилистов, необходимо разрубить всё старое, чтобы на расчищенном месте построить новое. Но, следя за размышлениями Базарова, мы видим, что конечной цели он себе не представляет. Поэтому он будет бороться, но никогда не будет победителем.

Любовь- это самое чистое, самое высокое и красивое чувство, перед ним раскрываются душа и личность человека. Это чувство испытал и Базаров. Этот человек, отрицающий всё и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Сначала герой гонит от себя это романтическое чувство. В доме Одинцовой Базаров ведёт себя в её присутствии очень развязно, но потом смущается и краснеет.

Во второй приезд в Никольское главный герой очень волнуется. Он всё больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него - это белиберда, непростительная дурь, болезнь.

Чувство к Одинцовой мучает и бесит его. Базаров с негодованием сознаёт в самом себе романтика. Умирая, Евгений Васильевич прощает Одинцову и просит её позаботиться о его родителях.

Герой жертвует всем ради любви: своими убеждениями, взглядами, он готов к этому чувству и не боится ответственности. Но от него ничего здесь не зависит – Одинцова не готова к любви, поэтому она отталкивает Базарова.

В конце романа герой умирает и говорит: «Я нужен России… Нет видно не нужен…» Этот вопрос – одна из главных проблем существования Базарова Незадолго до заражения крови Евгений начал прислушиваться к людям, пожалел о том, что у него нет семьи.

Перед смертью Базарова мы слышим обиду на то, что приходиться умирать, а сила ещё есть в нем. Это намёк на то, что Евгений не смог реализовать себя в жизни.

Отношение автора к Базарову неоднозначно. Но всё же можно сделать вывод, что Тургенев любит его. Это ясно видно в эпилоге, в картине описания могилы Евгения. С одной стороны, автор не разделяет принципов своего героя, с другой – уважает в нем силу и ум. Например в описании смерти Евгения чувствуется уважение Тургенева к нему, ведь Базаров не трусит перед лицом смерти, он говорит: «До сих пор не трушу…»

Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из‑за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. Кроме того, для нигилиста не существовало понятие культурного наследия и необходимости его хранить для потомков. Он считал это пережитком прошлого и ненужным рудиментом.

В своих спорах с Павлом Петровичем Базаров говорил о ненужности поэтов, о необходимости ученых. Он отрицал духовную красоту и вообще духовную сторону жизни человека. Его категоричность несколько однобока. Он действительно пока не видит практической выгоды от абстрактных ценностей. Но постепенно, шаг за шагом, Базаров прозревает. Первым этапом была встреча с Одинцовой, когда жизнь опровергла его первый постулат о том, что любви не существует. Герой понял, что любовь есть, от этого осознания его переполняют самые разные эмоции – дискомфорт от осознания собственной неправоты, злость на себя за мимолетную слабость, злость на Одинцову за то, что она появилась в его жизни. Базаров испытывает все что угодно, только не радость бытия, любовь его мучает, он горит в собственном огне. Его деятельная и логичная натура не может найти объяснения происходящему, и это раздражает его еще больше.

Желая стать народным героем, Базаров только отрывается от народа. Он желает получить уважение от тех, кого презирает, а такое невозможно. Трагичность образа Базарова заключается в его противоречивости. С одной стороны, он жаждет любви и хочет быть любимым, но не может себе этого позволить. Он чувствует себя несколько виноватым, что предал свою идею, и своим поведением, резким и грубым отталкивает Одинцову. Точно так же он желает добра своему народу, но совершенно не принимает в расчет глубокую духовность народа, его сложившуюся веками высокую культуру. Желая разрушить, «расчистить место» для новой жизни, как он говорит, Базаров бесцеремонно пытается перечеркнуть тысячелетний опыт человечества, что в принципе невозможно в данных условиях. До определенной степени Базаров прав. Наука необходима для продуктивного прогресса, для новых достижений, для облегчения жизни людей, но нельзя делать из нее самоцель, отрывать от потребностей простых людей.

Базаров – очень сильная и незаурядная личность. Но, как часто случается, его благие намерения не всегда приводят к ожидаемому результату. Противоречивость образа Базарова – лишь одна из граней трагичности. Другая проблема этой личности – сила, которая не находит выхода, Базаров одинок в своем нигилизме. Всех этих окружающих его так называемых единомышленников типа Кукшиной и Ситникова даже не стоит принимать в расчет. Эти персонажи – жалкая пародия на Базарова. Аркадий тоже не годится на роль последователя‑нигилиста. У Аркадия совсем иной путь, чем у Базарова, возможно, менее трудный и противоречивый, но не менее нужный. Судьба Аркадия лишена той надрывной трагичности, которая присутствует у Базарова. Но в жизни Аркадия Базаров сыграл огромную роль. Он заставил Аркадия как минимум, задуматься о своем жизненном пути и о пути России в целом.


Долгое время роман «Отцы и дети» в критической литературе вызывал разночтения и порождал диаметрально противоположные точки зрения. Так, очень часто либералы и консерваторы читали произведение как оправдание собственной мягкотелости, обличение резкости суждений молодежи, а революционеры находили близкие темы для себя. Такая однобокость угнетала писателя, но он ничего не мог поделать. Осознание противоречивости произведения пришло в критику уже многие годы спустя после смерти автора.

Сочинение на тему: В чем трагедия Евгения Базарова? По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»


Евгений Базаров - главный герой романа «Отцы и Дети», написанного Тургеневым как отклик на разночинное движение в России 60-х годов 19 века, когда все в стране, по словам Л. Толстого, «переворачивалось и укладывалось» (идеология, мораль, экономика, наука). Личность яркая, самобытная, Базаров не только стал центром притяжения романа, но и породил массу споров как среди нигилистов, так и либералов.

Нигилист (от латинского слова, означающего «ничто»), по словам Аркадия Кирсанова, - это человек, «который относится ко всему с критической точки зрения» и не принимает на веру ни одного принципа, закона жизни.

Читая роман, мы проникаемся мыслью о сложности, неоднозначности характера героя, вобравшего в себя самые спорные идеи, которые волновали русское общество.

Трагизм Базарова заключается в его глобальном одиночестве. У него нет единомышленников, ему не на кого опереться.

Вспомним Кукшину и Ситникова, которые считали себя нигилистами, но далее чтения глупых книжек у них дело не шло. И в нигилизме они усматривали только моду. А на «моду» (не только костюм, прически, манера держаться, образ жизни, но и идеи) они были падки.

Аркадий Кирсанов, товарищ Базарова по университету, считая себя учеником Базарова, в конце концов отошел от него, увлекшись Катенькой и хозяйственной деятельностыо в имении отца. Писарев называет незадачливого друга «временным попутчиком» нигилиста, променявшего спокойную, тихую, сытую жизнь на волнения, беспокойство, споры. Острая революционность Базарова, его мятежный дух, его неприкаянность и требовательность к себе и к окружающим пугают доброго, мягкого Аркадия. Их дружба обречена.

Тургенев проводит своего героя и через испытание любовью как высшим счастьем. Базаров до встречи с Одинцовой никого не любил, считая чувство к женщине «вздором», «романтизмом» и презирая всякую расслабленность перед прекрасным полом. Впервые увидев Одинцову, он произнес: «Какое богатое тело!». «Физиологический» подход к отношениям с женщиной не поза, не бравада. Это позиция. Любовная страсть, проснувшаяся в Евгении, едва не сбила его с ног, но чувство не было взаимным. Впереди бобыльское одиночество, трагизм не заполненного любовью существования.

Но можно жить идеей служения России, народу, науке, противопоставив эти благородные задачи тесноте, духоте тихого семейного счастья. Не высокой ли целью грезит Базаров, чувствуя в себе силы необъятные?

Роман кончается смертью героя. Она трагична, потому что он умирает в расцвете сил. В ней кроется какой-то символический смысл: время Базаровых еще не наступило.

Возникает вопрос: нужны ли вообще Базаровы России? На него сам герой отвечает отрицательно, не нашедши языка ни с просвещенным дворянством, ни с невежественным крестьянством. «Нет, видно я не нужен России», - горько замечает он.

И. С. Тургенев считает иначе: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса», а значит, для писателя передовой класс - все-таки Базаровы, так как они во все времена дают толчок новой идее, новому мышлению, переменам во всех сферах жизни.

РЕЦЕНЗИЯ

Это не самое худшее сочинение, которое мне приходилось читать на эту тему: его отличает композиционная стройность, ясность мысли и понимание места образа Базарова в контексте эпохи.

Основной недостаток работы - отсутствие глубины в осознании трагической сущности всякого нигилиста, объявляющего борьбу общечеловеческим ценностям в период «ошибки» вечного, непреложного в отношениях к жизни и к человеку (Природа, Красота, Дружба, Любовь, Семья, Бог как абсолютный критерий ценностей нашего духа и поведения) с материализмом и атеизмом.

Другой не менее серьезный недостаток - какая-то выхолощенность сочинения: бедный язык, простенькие идеи, лежащие на поверхности, бесстрастность повествования, сведение мятущейся натуры героя (прошедшего через антипатию и презрение аристократа П. Кирсанова, дуэль, похожую на фарс, через пошлость Ситниковых, отвержение женщиной, грустную встречу в дорогими родителями; через споры с Аркадием о наполненности нашего жизненного «чемодана» высокой целью и мрачные раздумья о принесении себя в жертву «Филиппам и Сидорам», которые настроят себе новые избы, когда из него будет лопух расти) к голой констатации факта глобального одиночества.

Не согласна я и с основным тезисом: «трагизм...заключается в одиночестве, Базарову не на кого опереться». Может быть, скорее всего в том, что он не хочет ни на кого опираться? И неуступчиво, бескомпромиссно, подчас грубо идет по жизни, разрушая ее целостность?


Поделиться в социальных сетях!

Бывают среди нас такие люди, которые существуют почти в единственном экземпляре, они, сознательно или нет, а может и от скуки, постоянно находятся в поисках «себе подобных». Так и Евгений Базаров ищет себе единомышленников, а находит - в лице богатой помещицы Одинцовой. При этом замечает, что его теория, с которой он пришел в мир, не так прочна, как ему казалось. Евгением овладевает страсть, и он обнаруживает себя настоящего, пугается, отрицает свои чувства... Но поздно - он осознает, что влюблен. А Человек, как известно, меняется под влиянием романтики, что и оправдывает его дальнейшее поведение, иногда неконтролируемое, как в случае с нашим героем. Это то, что способно изменить взгляд человека на жизнь, к его счастью или несчастью. Для нашего героя это не только изменение, это еще и поражение, проигрыш. Теперь он знал, что никогда больше не будет таким уверенным в устройстве этого мира.

Базаров не пытался поддерживать отношений в обществе с людьми, если они, например, высказывают точку зрения, не подчиняющуюся его теории. В беседах он был неосторожен и часто ввязывался в конфликты. Неумение договариваться с людьми сыграло здесь свою роль, что для такой утвердившейся личности является настоящей трагедией. Евгений отрицал такие вещи, как искусство, нравственность, любовь, семью, но не способен был дать что-то взамен. Он с глубоким потрясением переживал испытание любовью, после чего осознал свою ошибку и был в бешенстве. Нигилист не признавал романтизма, но поддался его влиянию. Так, после всех разочарований состояние Евгения не могло больше оставаться прежним.

Судьбу Базарова можно сравнить с судьбой героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников, гнавшийся за ответами на свои жизненные вопросы, совершает убийства. Постепенно он осознаёт ценность обычной жизни. Несмотря на свою гордость, он готов смириться с тем, что он обычный, как и все, человек. Концом всех жизненных поисков Раскольникова становится признание в своём преступлении. Так и Евгению, в конце концов, приходится признавать свою неправоту.

Чтобы узнать настоящую сущность Евгения Базарова, чтобы увидеть всю трагедию судьбы нигилиста, ему было необходимо такое средство, которое затмило бы его разум и вместе с ним все его понятия и предубеждения. Возможно, Тургенев хотел тем самым способом указать, где именно герой всё-таки не прав, даже если его теория покажется нам понятной. Базаров не смог отрицать любовь, не стал спорить со смертью. А это две вечные вещи, которые, наверное, существуют назло всем нигилистам. Евгений смирился с тем, что мир отрицает его, как некое инородное тело, вторгшееся в чужое пространство и нарушившее устоявшиеся порядки. Но все же доказал, что его принципы были для него важнее всего, поскольку он не стал бороться за любовь, и как только осознал крах своей теории, ушел из жизни так и не понятым. В этом и заключается трагизм судьбы Евгения Базарова.

Базаров во многом отличен от братьев Кирсановых. Тургенева не могли не привлекать внутренняя независимость героя, по-следовательность, стойкость в отстаивании своих убеждений. Но многое в нем все же писателя или прямо отталкивало, или внушало серьезные опасе-ния. В этом проявляется не либеральная ограни-ченность Тургенева, а его прозорливость.

Мысль о том, что Базаров — трагическое лицо, не один раз встречается в письмах Тургенева. Но, как известно, величие трагического героя не исключает наличия у него и трагической вины. Трагизм База-рова — в бесплодности его желания подавить в себе человеческие стремления, противопоставить свой ра-зум стихийным и властным законам жизни, неудер-жимой силе чувств и страстей. Не обманывает ли себя Евгений Базаров? Не заблуждается ли он на свой собственный счет?

Базаров — дитя своего времени, тех самых 60-х гг., когда происходила столь острая ломка всей русской жизни. Ломались и люди. То ли они становились жертвами сложившихся обстоятельств, то ли сами себя ломали. Одни стремились стать вровень с новыми настроениями, а другие пытались обогнать свое время. Идея рационализма, немедленной поль-зы, полного разрыва со всем предшествующим опы-том, даже со старой культурой, вообще носилась в воздухе. Но теоретические воззрения героя не вы-держивают проверки жизнью.

Базаров привлек внимание Тургенева как не-заурядная личность, человек яркий, талантливый, обладающий большими возможностями, но не реали-зовавший их.

Среди прототипов Базарова, указанных самим пи-сателем, первое место занимает Добролюбов. Тур-генев по поводу его смерти написал: «Я пожалел о смерти Добролюбова, хотя и не разделял его воз-зрений: человек был даровитый — молодой... Жаль погибшей, напрасно потраченной силы!»

Подумайте, нельзя ли применить эти слова к Базарову? Ведь автор романа не сомневался в та-лантливости, даровитости своего героя, не отрицал его силы — жаль только, что сила эта потрачена была напрасно. По мысли писателя, Базаров был обречен, потому что в гордыне своей вообразил, что может противостоять законам самой жизни, что с помощью естественно-научных знаний может объяс-нить любое явление действительности.

Повторим слова: Базаров не случайное явление, он не выдуман автором. Напротив, есть в нем нечто, напоминающее (по словам самого же Тур-генева) предводителя народного восстания Пугачева. Не случайно на первых же страницах романа вос-произведена впечатляющая картина всеобщего неуст-ройства: имение Павла Кирсанова на грани разо-рения, да и мужицкие деревеньки выглядят весьма и весьма неказисто. Вот на таком фоне и по-является Евгений Базаров как некое воплощение тех неизбежных и, возможно, катастрофических пе-ремен, на пороге которых стоит Россия.

Новое произведение Тургенева вполне можно было воспринимать как роман-предвидение, как преду-преждение об опасности тех тенденций, которые заключены в безграничности базаровского отрица-ния. А Базаров в своем отрицании идет до конца, не боясь самых крайних выводов. Искусство? Праздная забава. Любовь? Физическое влечение. Природа? Ма-стерская — и не больше. И вообще, «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

Но исследователи уже обратили внимание на од-ну очень важную особенность взглядов и поведения Базарова. Вселяет подозрение некая преувеличен-ность, сознательная заостренность многих его сужде-ний. Не бравирует ли он, не пытается ли за под-черкнутой резкостью, чуть ли не грубостью, спря-тать от собеседников (да и не от себя ли самого?) то, что он все-таки ощущает в глубине души — власть, силу и могущество искусства, природы, любви?

Оказывается, что духовные порывы, жизнь серд-ца отменить невозможно, как бы ни пытался База-ров сузить, ограничить, исказить свой внутренний мир. Есть у него и глубокие душевные движения, только он сознательно их прячет, точно боится кого-то или самого себя. При прощании с другом он говорит: «Есть, Аркадий, есть у меня другие слова, только я их не выскажу, потому что это романтизм,— это значит: рассыропиться».

Достоевский далеко не все принимал в твор-честве Тургенева, но его оценка Базарова была признана самим автором романа «Отцы и дети» наиболее убедительной. Беря под защиту Тургенева от нападок критики, Достоевский в очерках «Зим-ние заметки о летних впечатлениях» писал: «Ну и досталось же ему за Базарова, беспокойного и тос-кующего Базарова (признак великого сердца), не-смотря на весь его нигилизм».

Итак, беспокойный и тоскующий Базаров, обна-руживающий признаки великого сердца. Это очень отличается от стандартного восприятия тургеневского героя!

Особенно важны в этом отношении последние сцены романа, восхитившие впоследствии Чехова, — болезнь и смерть Базарова. Он писал в 1893 г. одному из своих знакомых: «Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? ...Это черт знает как сделано. Просто гениально». Материал с сайта

Перед лицом смерти слабыми оказались споры, поддерживавшие некогда базаровскую самоуверен-ность. Медицина и естественные науки обнаружили свое бессилие — отступили, оставив Базарова на-едине с самим собою. И тут, справедливо пишет Ю. В. Лебедев, пришли к герою на помощь силы, «которые он когда-то отрицал, но которые таились в глубине его души. Именно их герой мобилизует на борьбу со смертью, и они восстанавливают цель-ность и стойкость его духа в последнем испыта-нии.

Умирающий Базаров прост и человечен, отпала надобность скрывать свой «романтизм», и вот душа героя освобождается...»

Знаменательно совпадение образа угасающей лам-пады у идеалиста Рудина и сурового рационалиста Базарова. В разговоре с Лежневым Рудин говорит о себе устало и печально: «...все кончено, и масла в лампаде нет, и сама лампада разбита, и вот-вот сейчас докурится фитиль... Смерть, брат, должна примирить, наконец...» И Базаров перед смертью сказал Анне Сергеевне Одинцовой: «Дуньте на уми-рающую лампаду, и пусть она погаснет...»

Казалось бы, произошло нечто неслыханное: «лиш-ний человек» Рудин оказывается предшественником Базарова хотя бы в одном отношении — в воспри-ятии смерти, в осознании вечных законов бытия...

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • мне жаль базарова
  • почему базаров тоскующий
  • в чем трагедия евгения базарова в роиане отцы и дети
  • в чем трагедия базарова
  • предшественники базарова