Терзания чацкого. «Мильон терзаний» Чацкого (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)

Еще Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» правильно отметил, что «Чацкий, как личность, несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина… Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век - ив этом все его значение и весь «ум».

В юные годы у Чацкого, несмотря на ясное осознание многих темных сторон действительности, преобладает оптимистическое представление о характере и направлении современной ему жизни по сравнению с недавним прошлым. Он верит в наступление новой

Эры. Как сравнить да посмотреть Век нынешний и век минувший: Свежо предание, а верится с трудом,- с удовлетворением говорит он Фамусову. Еще совсем недавно «прямой был век покорности и страха». Тот славился, «чья чаще гнулась шея». Нынче же охотники поподличать жестоко осмеиваются. Пробуждается чувство личного достоинства. Не все хотят прислуживаться, не каждый ищет покровителей, «вольнее всякий дышит», возникло общественное мнение. Чацкому кажется, что наступило то время, когда крепостническое общество становится возможным изменить и исправить путем развития передового общественного мнения, воздействия благородных, гуманных идей.

Но романтическое вольнолюбие Чацкого, его вера в людей, в силу разума, в близость свободы сталкиваются с реальной крепостнической действительностью, со страшным миром Фамусовых и молчалиных. С горячим сочувствием раскрывает автор и личную и общественную драму своего героя.

Чацкий возвращается в Москву, полный надежд и мечтаний. В чужих краях он истосковался по родине, «и дым отечества» ему «сладок и приятен». Он оживлен свиданием с Софьей. Его остроты веселы, но не желчны. Чацкий очень удивлен, когда Софья, раздраженная его колкими словами о Молчалине, спрашивает: «Случалось ли, чтоб Вы, смеясь? или в печали? Ошибкою? добро о ком-нибудь сказали. » Сначала он ответил было нежной шуткой, но потом, почувствовав раздражение Софьи, после минутного молчания говорит уже серьезно:

Послушайте, ужли слова мои все колки? И клонятся к чьему-нибудь вреду? Но если так: ум с сердцем не в ладу. Я в чудаках иному чуду Раз посмеюсь, потом забуду; Велите ж мне в огонь: пойду как на обед.

У Чацкого появляется сомнение в любви к нему Софьи и в связи с этим меняется настроение, появляется нервозность, напряжение. Соответственно с личной драмой растет его общественная драма.

В третьем действии драма героя - и сердечная и общественная - достигает предельного напряжения. Измученный сомнениями, но все еще надеющийся, он узнает, наконец, горькую истину. Не называя имени, Софья признается, что «иные» ей милее Чацкого. Он глубоко взволнован приговором, и ему больно от ее улыбки:

И я чего хочу, когда все решено? Мне в петлю лезть, а ей смешно.

«Однако лезет, как все влюбленные, несмотря на свой «ум»…- замечает И. А. Гончаров.- Он бросает никуда не годное против счастливого соперника оружие - прямое нападение на него, и снисходит до притворства… чтоб «разгадать загадку»…»

«Знаете ли вы, как любят такие люди? (…)Мысль о ней (о Софье.- С. П.) сливалась для него с каждым благородным помыслом или делом чести…» - пишет о любви Чацкого А. Григорьев 2. Он слишком любил Софью, чтобы думать только о себе, и здесь начинается еще одно горе Чацкого - горе от высокого понимания им человеческого достоинства. Его страшит, что любимая может стать жертвой корыстолюбивых расчетов отца или сама полюбит пошлое и жалкое ничтожество вроде Молчалина или Скалозуба. Он пытается предостеречь ее, ссылаясь на свои права друга и брата («Но вас он стоит ли?» и пр.).

Не для себя притворяется Чацкий, а для Софьи. Любовь у него неотделима от его морального идеала. Он может любить только человека, соответствующего его высоким понятиям о чести, благородстве, нравственности. В этом отношении Чацкий более близок к людям 60-х гг., чем к Онегину и Печорину. Для последних любовь главным образом «наука страсти нежной», для Чацкого - целый мир, возвышенный и благородный.

Душевная пылкость, благородство, нравственная чистота Чацкого объясняют и сцену его разрыва с Софьей. Гончаров полагает, что Чацкий наговорил кучу вздора, потеряв голову от любви, будучи невменяем. Но он был потрясен не только тем, что Софья разлюбила его, но и тем, что его доверие к ней, возвышенное о ней представление, все прошлое - было, как ему кажется, растоптано Софьей, осмеяно и унижено:

А вы! о боже мой! кого себе избрали? Когда подумаю, кого вы предпочли!

Восклицает он. В этих словах звучит не уязвленное самолюбие отвергнутого возлюбленного, а оскорбленная гордость чистой и благородной личности, человека высокой морали и больших требований к себе и к людям. Вот почему он и не мог промолчать, а должен был все высказать Софье.

Еще более тяжелой драмой для Чацкого было крушение его общественных надежд, сознание того, что он оказался отвергнутым в своих лучших стремлениях. «Незначащая встреча» в одной из комнат с «французиком из Бордо» вывела его из себя. Он обращается к присутствующим в надежде вразумить их. Но заветные мысли Чацкого вызвали у них только непонимание и насмешку. Он почувствовал себя одиноким, свои идеалы осмеянными, свои надежды разбитыми. Чацкий обращается к Софье в ожидании, что друг юности поймет его, измученного «мильоном терзаний». Но все, и Софья в том числе, смотрят на него, как на безумного. А когда он хочет излить ей свою душу, она оставляет его. Третье действие пьесы заканчивается поистине трагикомической картиной. Одинокий, отвергнутый, объявленный сумасшедшим, Чацкий продолжает свой рассказ, а вокруг него равнодушные к его горю пары кружатся в вальсе…

Возвращаясь полный надежд в Москву, Чацкий предвидел встречу с представителями фамусовского общества. «Жить с ними надоест»,- говорил он Софье при первом свидании, тут же утешая себя: «и в ком не сыщешь пятен?» Но он был все же уверен, что фамусовщина - это лишь осколок «века минувшего». Спокойно говорил он Фамусову в начале пьесы:

Ваш век бранил я беспощадно, Предоставляю вам во власть: Откиньте часть,

Хоть нашим временам в придачу, Уж так и быть, я не поплачу.

Однако реальная действительность оказалась куда более мрачной. Старые друзья были заражены в той или иной мере фамусов-щиной. Прежний друг Горич, совсем еще недавно полный жизни, теперь отступил все перед той же фамусовщиной.

Встреча с Репетиловым раскрыла Чацкому поверхностность и пустоту либерализма многих, ничтожность собраний «либерали-стов», происходящих в Английском клубе. А тут еще Софья, умная, развитая девушка, любившая его когда-то, предпочла ему не то Молчалина, не то Скалозуба. И грустное чувство овладело им. Чацкий понял, что фамусовские идеалы и принципы, несмотря на их нравственное безобразие, очень живучи в современной емуг действительности, что слишком рано назвал он «преданием» «век минувший», что велика еще сила его традиций. Когда же он узнал, кого Софья избрала, кого предпочла ему, что именно она пустила в ход сплетню о его сумасшествии, фамусовщина, казавшаяся вначале отживающей и смешной, представляется ему зловещей и страшной. И Чацкий восклицает:

Так! отрезвился я сполна, Мечтанья с глаз долой - и спала пелена;

А. С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения. Его комедию “Горе от ума” нельзя поставить в один ряд с бессмертным творением А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, так как “Евгений Онегин” стал для нас уже историей, энциклопедией жизни русского дворянства
начала XIX века, а пьеса Грибоедова была, есть и будет современным и животрепещущим произведением до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут карьеризм, чинопочитание, сплетни, пока в нашем обществе будут господствовать жажда наживы, жизнь за счет других, а не за счет собственного труда, пока будут живы охотники угождать и прислуживаться.
Все это вечное несовершенство людей и мира великолепно описано в бессмертной комедии Грибоедова “Горе от ума”. Грибоедов создает целую галерею отрицательных образов: Фамусов, Молчалин, Репетилов, Скалозуб и т.д. Они как бы вобрали в себя все негативные черты современного им общества.
Но всем этим героям в одиночку противостоит главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий. Он приехал в Москву, “из дальних странствий возвратясь”, только ради Софьи, своей возлюбленной. Но, вернувшись в некогда родной и любимый дом, он обнаруживает очень сильные перемены: Софья холодна, высокомерна, раздражительна, она больше не любит Чацкого.
Пытаясь найти ответ на свое чувство, главный герой взывает к прежней любви, которая до его отъезда была взаимной, но все напрасно. Все его попытки вернуть прежнюю Софью терпят фиаско. На все пылкие речи и воспоминания Чацкого Софья отвечает: “Ребячество!”
С этого начинается личная драма юноши, которая перестает быть узко личной, а перерастает в столкновение его со всем фамусовским обществом. Главный герой один выступает против армии старых “воинов”, начиная нескончаемую борьбу за новую жизнь и за свою любовь.
Он сталкивается с самим Фамусовым и спорит с ним по поводу образа и пути жизни. Хозяин дома признает правильность образа жизни своего дядюшки:

Максим Петрович: он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам.

Совершенно ясно, что и сам он не отказался бы от такой жизни, потому он и не понимает Чацкого, требующего “службы делу, а не лицам”. Любовный и социальный конфликты соединяются, становясь единым целым. Для героя личная драма зависит от отношения общества к нему, а общественная драма осложняется личными отношениями. Это изматывает Чацкого, и в результате он переживает “мильон терзаний”, по меткому выражению Гончарова.
Состояние неопределенности в жизни приводит его в неистовство. Если в начале действия он спокоен и уверен в себе:
Нет, нынче свет уж не таков...
Вольнее всякий дышит
И не спешит вписаться в полк шутов...
У покровителей зевать на потолок,
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
Подставить стул, поднять платок, -

То в монологе на балу в доме Фамусова проявляется вся неуравновешенность его души и ума. Он выставляет себя на посмешище, от него все шарахаются. Но вместе с тем его образ очень трагичен: весь его монолог - следствие несчастной любви и неприятия обществом тех мыслей и чувств, тех убеждений, которые Чацкий отстаивает на протяжении всей комедии.
Под тяжестью “мильона терзаний” он ломается, начинает противоречить здравой логике. Все это влечет за собой совершенно невероятные слухи, которые кажутся необоснованными, но весь свет только и говорит:

С ума сошел, ей кажется, вот на!
Недаром? Стало быть... с чего б взяла она!

Однако Чацкий не только не опровергает слухи, но всеми силами, сам того не ведая, подтверждает их, в сцене на балу, потом в сцене прощания с Софьей и разоблачения Молчалина:

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!

В порыве страсти наш герой не раз грешит против логики, но во всех его словах есть правда - правда его отношения к фамусовскому обществу. Он не боится говорить все всем в глаза и справедливо обвинять представителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лицемерии. Он сам - яркое доказательство того, что отжившее и больное закрывает дорогу молодому и здоровому.
Образ Чацкого остается незаконченным, рамки пьесы не позволяют до конца раскрыть всю глубину и сложность натуры этого персонажа. Но с уверенностью можно сказать: Чацкий укрепился в своем неприятии фамусовского общества и в любом случае найдет свой путь в новой жизни. И чем больше будет вот таких чацких на пути Фамусовых, молчалиных и репетиловых, тем слабее и тише будут звучать голоса последних.

Из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышет воздухом одним,
И в нём рассудок уцелеет.

А.С. Грибоедов.

По мнению В.Г. Белинского, «Горе от ума» – это благороднейшее создание гениального человека. А И.А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» писал: «Горе от ума» – есть и картина нравов, и галерея живых типов, вечно острая жгучая сатира, и вместе с тем комедия.» И, видимо, поэтому комедия Грибоедова до сих пор интересна читателям, она не сходит со сцен многих театров. Это поистине бессмертное произведение.

В пьесе, где изображён всего лишь один день в доме московского барина Фамусова, Грибоедов затронул наиболее важные вопросы: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и преклонении перед всем иностранным. Он показал борьбу «века нынешнего» с «веком минувшим», Чацкого и фамусовского общества.

В доме Фамусова отношения между людьми построены на лжи и лицемерии. Их основные занятия – «обеды, ужины и танцы». И вот в этот дом, где все пороки прикрыты показной добродетельностью, вихрем врывается Чацкий. В образе Чацкого Грибоедов показал человека нового склада ума и души, воодушевлённого новыми идеями, ищущего новые, более современные формы жизни.

В основе пьесы лежит любовная драма, под которой скрываются социальный и идеологический конфликты. В этих конфликтах и раскрываются все терзания Чацкого, его трагедия. Чацкий приезжает в дом Фамусова к девушке, которую любит, но эта девушка изменила ему. Чацкий страдает оттого, что Софья предпочла ему недалёкого и услужливого Молчалина, у которого-то и есть всего два таланта: «умеренность» и «аккуратность». При всех своих душевных задатках она целиком принадлежит фамусовскому обществу. Она не может полюбить Чацкого, потому что он складом своего ума и души полностью противостоит этому обществу. Софья оказывается среди «мучителей», оскорбивших светлый ум и пламенное чувство Чацкого. Поэтому личная драма Чацкого перерастает в общественную и определяет его судьбу как одинокого мечтателя в фамусовском мире.

Чацкого мучают общественные проблемы, он понимает весь ужас крепостного права, при котором обречены на гонения всякая независимая мысль, всякое искреннее чувство, когда «от матерей, отцов отторженных детей» сгоняют «на крепостной балет», чтобы удовлетворить желание барина, когда людей меняют на «борзые три собаки». Чацкий видит, что у власти стоят люди, которых не волнуют проблемы народа и государства, они лишь:

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве.

И, конечно, в таком обществе блаженствуют не Чацкие с их умом, а Молчалины, умеющие «там моську вовремя погладить, там в пору карточку втереть». И такой человек как Чацкий, который в науки «вперит ум, алчущий познаний, или в душе его сам бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным» навсегда будет изгнан из такого общества.

Чацкий – это человек нового мира. Он не принимает законов жизни старой Москвы. У него своё представление о служении отечеству. По его мнению, надо служить честно, «не требуя ни мест, ни повышенья в чин». Чацкий выступает против людей, которые ценят лишь богатства и чины, боятся правды и просвещения. Прогресс общества он связывает с расцветом личности, развитием наук и просвещения, что чуждо фамусовскому обществу. Человек, получивший хорошее образование, обладающий блестящим умом, не желает принимать за образцы таких как «дядюшка Максим Петрович», потому что не видит в них никаких нравственных достоинств и может заявить об этом во всеуслышанье. Чацкий ставит под сомнение моральный авторитет отцов, говоря о «подлейших чертах прошедшего житья» и сравнивая новый век с веком минувшим, отнюдь не в пользу минувшего. Чацкий не только обличитель лжи, он ещё и борец. Борец за дело, за идею, за правду. На все советы Фамусова перестать блажить и брать пример с отцов, он отвечает: «Служить бы рад – прислуживаться тошно».

В обществе Фамусова идеи Чацкого, его речи и страдания остаются непонятыми. Ему хочется высказать всё, что накопилось у него на душе. На балу в доме Фамусова он восстанавливает против себя всех собравшихся, потому что сосуществование его с «московскими» невозможно. Общество, почувствовав это, повергло его и осмеяло. Чацкого объявили сумасшедшим за его инакомыслие. Его терзания так и остались неразрешёнными.

Комедия Грибоедова говорит о горе человека, проистекающем от его ума. Именно ум Чацкого ставит его вне круга Фамусова. Лучшие человеческие свойства делают его для окружающих «чудаком», «странным человеком», а потом – просто безумцем. Чацкий рвётся к «свободной жизни», «к занятиям наукой и искусством» и требует «службы делу, а не лицам». Трагедия Чацкого – это трагедия «ума, алчущего познаний». Комедия даёт Чацкому только «мильон терзаний». Он находится среди людей, которые не живут, а играют свою роль. Чацкий поражён тем, что не находит в них ничего человеческого. Он не может, да и не хочет более оставаться среди них и уезжает. Такая игра для него противоестественна и неприемлема:

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскоблённому есть чувству уголок.
Карету мне, карету!

По словам И.А. Гончарова, «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей...Чацкий начинает новый век – и в этом всё его значение и весь ум»

А. С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произве­дения. Его комедию «Горе от ума» трудно переоценить. Пьеса Грибоедо­ва останется современной и животре­пещущей до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут карьеризм, чинопо­читание, сплетни, пока в нашем обще­стве будут господствовать жажда на­живы, стремление жить за счет других, а не собственным трудом, пока будут процветать охотники угождать и при­служиваться.

Все это вечное несовершенство лю­дей и мира великолепно описано в бес­смертной комедии. Грибоедов создает целую галерею отрицательных образов: Фамусов, Молчалин, Репетилов, Скало­зуб... В них сосредоточены все негатив­ные стороны человеческой натуры.

И такому «обществу» в одиночку про­тивостоит главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий. Он при­ехал в Москву, «из дальних странствий возвратясь», только ради Софьи, сво­ей возлюбленной. Но, вернувшись в некогда родной и любимый дом, он обнаруживает очень сильные переме­ны: Софья холодна, высокомерна, раз­дражительна, она больше не любит Чацкого.

Пытаясь найти ответ на свое чувство, главный герой взывает к прежней люб­ви, которая до его отъезда была вза­имной, но все напрасно. Все его по­пытки вернуть прежнюю Софью терпят поражение. На все пылкие речи и вос­поминания героя Софья отвечает: «Ре­бячество!».

Итак, налицо любовная драма, но она перестает быть узко личной, пере­растая в столкновение влюбленного человека и всего фамусовского обще­ства. Главный герой один выступает против армии старых «воинов», начи­ная нескончаемую борьбу за новую жизнь и за свою любовь.

Первое столкновение - с самим Фа­мусовым. Хозяин дома признает пра­вильными идеалы «века минувшего»; и образец для него - дядюшка:

Максим Петрович : он не то на серебре ,

На золоте едал ; сто человек к услугам .

Совершенно ясно, что и сам Фаму­сов не отказался бы от такой жизни, потому он и не понимает Чацкого, тре­бующего «службы делу, а не лицам».

Любовный и социальный конфликты комедии сливаются в единое целое. Личная драма героя осложнена отно­шением общества к нему, а общест­венная - личными отношениями. Это изматывает Чацкого, и в результате его жизнь превращается в «мильон терзаний».

Состояние неопределенности при­водит героя в неистовство. В начале действия он спокоен и уверен в себе:

Нет , нынче свет уж не таков ...

Вольнее всякий дышит

И не спешит вписаться в полк шутов ,

У покровителей зевать на потолок .

Явиться помолчать , пошаркать , пообедать ,

Подставить стул , поднесть платок .

Но в монологе на балу в доме Фаму­сова уже совершенно очевидно, что у Чацкого «ум с сердцем не в ладу». Образ главного героя очень трагичен: весь его монолог - следствие несча­стной любви и неприятия обществом тех мыслей и чувств, тех убеждений, которые Чацкий отстаивает с таким пылом.

Чацкий не только не опровергает слухи о своем сумасшествии, но все­ми силами, казалось бы, подтверж­дает их, ведь все его поведение, все поступки противоречат «здравому смыслу», правилам, принятым в об­ществе:

Вы правы , из огня тот выйдет невредим ,

Кто с вами час побыть успеет ,

Подышит воздухом одним ,

И в ком рассудок уцелеет ...

Вон из Москвы !

Сюда я больше не ездок ,

Бегу , не оглянусь , пойду искать по свету

Где оскорбленному есть чувству уголок !

Герой переживает трагедию непони­мания, но ведь все его монологи обра­щены к «московским бабушкам», заве­домо не способным оценить остроту ума обличителя. Он не боится гово­рить все всем в глаза и справедливо обвиняет представителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лице­мерии. И пускай Чацкий не понят, пус­кай расточал свой пыл перед недо­стойными, но не быть молчалиным в обществе льстецов и лицемеров, всту­пить в открытое противостояние бук­вально со всеми - поступок, заслужи­вающий уважения.

Мильон терзаний Чацкого А. С.Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения.Его комедию Горе от ума нельзя поставить в один ряд сбессмертным творением А. С. Пушкина Евгением Онегиным, так как Евгений Онегин стал для нас уже историей, энциклопедией жизнирусского дворянства начала XIX века, пьеса Грибоедова была, есть ибудет современным и животрепещущим произведением до тех пор,пока из нашей жизни не исчезнут карьеризм, чинопочитание, сплетни,пока в нашем обществе будут господствовать жажда наживы, жизнь засчет других, а не за счет собственного труда, пока будут живы охотникиугождать и прислуживаться.

Все это вечное несовершенство людей и мира великолепно описано в бессмертнойкомедии Грибоедова Горе от ума Грибоедов создает целуюгалерею отрицательных образов Фамусов, Молчалин, Репетилов, Скалозуби т.д. Они как бы вобрали в себя все отрицательные черты развитиясовременного им общества.Но всемэтим героям в одиночку противостоит главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий.

Он приехал в Москву, из дальних странствийвозвратясь, только ради Софьи, своей возлюбленной. Но, вернувшисьв некогда родной и любимый дом, он обнаруживает очень сильныеперемены Софья холодна, высокомерна, раздражительна, она большене любит Чацкого. Пытаясьнайти ответ на свое чувство, главный герой взывает к прежней любви,которая до его отъезда была взаимной, но все напрасно. Все его попыткивернуть прежнюю Софью терпят полное фиаско.На все пылкиеречи и воспоминания Чацкого Софья отвечает Ребячество С этогоначинается личная драма молодого человека, которая перестает бытьузко личной, а перерастает в столкновение влюбленного человека и всегофамусовского общества.

Главный герой один выступает против армиистарых воинов, начиная нескончаемую борьбу за новую жизнь и засвою любовь.Онсталкивается с самим Фамусовым и спорит с ним по поводу образа и путижизни. Хозяин дома признает правильность жизни своего дядюшки Максим Петрович он не то на серебре, На золоте едал, сто человекк услугам.

Совершенноясно, что и сам он не отказался бы от такой жизни, потомуон и не понимает Чацкого, требующего службы делу, а не лицам.Любовный и социальный конфликты соединяются, становясь единымцелым. Для героя личная драма зависит от отношения обществак нему, а общественная осложняется личными отношениями. Этоизматывает Чацкого и, в результате, для него складывается мильон терзаний по меткому выражению Гончарова.Состояниенеопределенности в жизни приводит его в неистовство.

Если в началедействия он спокоен и уверен в себе Нет, нынче свет уж не таков Вольнее всякий дышит Ине спешит вписатьсяв полк шутов, У покровителей зевать на потолок. Явиться помолчать,пошаркать, пообедать, Подставить стул, поднесть платок.То вмонологе на балу в доме Фамусова видна вся неуравновешенность души иума. Он выставляет себя посмешищем, от которого все шарахаются.Но, одновременно, его образ очень трагичен весь его монолог- следствие несчастной любви и неприятия обществом тех мыслей ичувств, тех убеждений, которые Чацкий отстаивает на протяжениивсей комедии.

Подтяжестью мильона терзаний он ломается, начинает противоречитьздравой логике.Все это влечет за собой совершенно невероятныеслухи, которые кажутся необоснованными, но весь свет говорит о них Сума сошел, ей кажется, вотна! Недаром? Сталобыть С чего б взяла она! НоЧацкий не только не опровергает слухи, но всеми силами, сам того неведая, подтверждает их, устраивая сцену на балу, потом сцену прощанияс Софьей и разоблачения Молчалина Вы правы, из огня тот выйдет невредим, Кто с вами часпробыть успеет,Подышит воздухом одним, Ив ком рассудок уцелеет Вон из Москвы!Сюда я больше не ездок, Бегу, не оглянусь, пойду искать по светуГде оскорбленному есть чувству уголок! В порывестрасти наш герой не раз грешит против логики, но во всех егословах есть правда - правда его отношения к фамусовскому обществу.Он не боится говорить все всем в глаза и справедливо обвинятьпредставителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лицемерии.Он сам - яркое доказательство того, что отжившее и больноезакрывает дорогу молодому и здоровому.

ОбразЧацкого остается незаконченным, рамки пьесы не позволяют до конца раскрытьвсю глубину и сложность натуры этого персонажа.

Но с уверенностьюможно сказать Чацкий укрепился в своей вере и, в любомслучае, найдет свой путь в новой жизни.И чем больше будет вот такихЧацких на пути Фамусовых, Молчалиных и Репетиловых, тем слабее итише будут звучать их голоса.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Мильон терзаний Чацкого
Это поистинебессмертное произведение. Впьесе, где изображ н всего лишь один день в доме московского барина Фамусова,Грибоедов затронул наиболее.. В образе Чацкого Грибоедовпоказал человека нового склада ума и души, воодушевл.. Она не может полюбить Чацкого, потому что он складомсвоего ума и души полностью противостоит этому обществу. Софья..

Образ Чацкого по произведению И.А. Гончарова "Мильон терзаний"
Он и в Москву, и к Фамусову приехал, очевидно, для Софьи и к одной Софье. До других ему дела нет. Между тем Чацкому досталось выпить до дна горькую.. До сих пор он был непобедим ум его беспощадно поражал больные места врагов. Он.. Впереди пополняется только мильон терзаний. Если бы у него явилась одна здоровая минута, если бы не жег его мильон..

Онегин и Чацкий
По крайней мере можно абсолютно точно утверждать, что он стоит на
высоком уровне культуры своего времени, отличаясь в этом отношении от большинства.. Он даже жертвует любовью Софьи, а ведь он сознательно идет на конфликт, только.. Чацкий, также как Онегин, являет собой довольно распространенный тип тогдашней дворянской молодежи, только он лишен..

Чацкий, Онегин, Печерин
Образ Чацкого способствовал пропаганде передовых идей и росту освободительного движения. 2-я часть реферата посвященахарактеристике главного героя.. Под влиянием бурных событий своей эпохи поэт ставит вромане вопрос о судьбе.. Слабость Печорина - внеумении найти применение своим силам необъятным, в отсутствиижизненной цели, бесцельной игре с..


И свобода от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и его единомышленники стремятся к «искусствам творческим.. Их идеал - «умеренность и аккуратность», их мечта - «забрать все книги бы да.. Как и всегда в драматическом произведении, суть характера главного героя раскрывается прежде всего в сюжете. ..

Роль любовной драмы Чацкого в основном конфликте комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Александр Андреевич нес с собой новые взгляды на жизнь, на существующие порядки. Но светское общество Москвы, привыкшее жить, не меняя ничего.. Это чувство началось с детской дружбы (ведь Чацкий был воспитанником в доме.. Психология девушек в таком возрасте такова, что им требуется любовь, ласка, внимание, восхищение. Разлуку же они..

Образ Чацкого в комедии "Горе от ума"
И свобода от обветшалыхпредставлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и егоединомышленники стремятся к искусствам творческим.. Их идеал умеренность и аккуратность, их мечта забрать всекниги бы да сжечь.. Грибоедов,верный жизненной правде, показал тяжкую участь молодого прогрессивного человекав этом обществе. Окружение..

Чацкий - комический или трагический герой?
Однако характеристика, данная Софьей, скорее, похожа на легкий шарж, свидетельствующий о том, что Софье Чацкий не очень понятен. Чацкий же стремится.. Его появление еще больше обостряет и усложняет сложившуюся ситуацию. «Зачем.. В его спорах с Фамусовым, в его критических суждениях вырисовывается облик человека, способного трезво и независимо..

Чацкий и Онегин
Онегин сын промотавшегося дворянина. Чацкий воспитывался в доме богатого дяди. Легкопредставить, какое образование они получили.Чацкий с усмешкой.. Ему все казалось там безжизненно. В Москве вчера был бал, а завтра будетдва. Мо лодому, пытливому уму нужна пища, нужны новые впечатления..

Чацкий, Онегин, Печорин
Это и есть три составляющие части того первого в России организованного революционного выступления, которое получило название декабризм.В.. Чацкий, Онегин и Печорин - блестящие представители этой молодежи, в делах и.. Но главное, это был человек яркого ума, благородства, чести, любви к Родине, уважения к русскому народу и страстного..

0.035