«Тайная вечеря» да Винчи и Дали. С. Дали “Тайная вечеря”

Людмила БЕЛЯКОВА,
учитель русского языка, литературы и МХК,
школа № 35,
г. Рыбинск, Ярославская обл.

Тайна «Тайной вечери»

Леонардо да Винчи и Сальвадора Дали

Урок мировой художественной культуры в 11-м классе

Попытаться постичь образный мир двух гениев, особенности изображения одного из центральных библейских сюжетов.

Художественное пространство урока:

Репродукция фрески Леонардо да Винчи (1) «Тайная вечеря» (1495–1497; Санта-Мария делле Грацие, Милан) (2) ;

Репродукция картины Сальвадора Дали (3) «Тайная вечеря» (1955; Вашингтонская национальная галерея) (4) .

Форма урока:

Урок-диалог.

У художника две цели: человек
и проявления его души.
Первая проста, вторая трудна
и таинственна, она словно говорит:
«Внемли - и ты услышишь меня!»

Леонардо да Винчи

Образный мир Дали подобен
лабиринту, в который даже заглянуть отважится не каждый.

А. Рожин

I. ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА

Учитель. Не найти, наверное, в мире искусства столь знаковых, столь величественных и столь парадоксальных фигур, как Леонардо да Винчи и Сальвадор Дали. Их разделяет, на первый взгляд, огромное расстояние: один жил и творил в эпоху Высокого Возрождения, а другой - представитель ХХ века. Но и тот и другой - титаны живописи, что уже позволяет сопоставить их миры. По-разному оценивали наследие Леонардо да Винчи и Сальвадора Дали искусствоведы, но все сходились в одном: их творчество уникально.

Предлагаю сопоставить два произведения на одну тему - «Тайная вечеря». Используя все возможные приемы: от стандартных до абсурдных, от рациональных до иррациональных, ответьте на вопрос: какую тайну открывают художники в одноименных произведениях? (Этот вопрос становится главной учебной задачей урока.)

Вашему вниманию предлагаются сообщения-портреты о художниках. Попрошу, слушая своих одноклассников, зафиксировать основные положения, говорящие о некоторых общих чертах в жизни и творчестве художников.

II. ШТРИХИ К ПОРТРЕТАМ ХУДОЖНИКОВ
(сообщения подготовленных учеников)

Первый ученик.

СЛОВО О ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Загадка этого художника начинается с его рождения. Он был сыном женщины, о которой нам почти ничего не известно: ни фамилии, ни возраста, ни внешности; нам известно лишь ее имя - Катерина. Очень мало мы знаем о юности Леонардо да Винчи. Несмотря на то что до нас дошли более семи тысяч страниц рукописей и рисунков художника, заметок, имеющих отношение к собственной жизни, он не оставил.

Его образование было таким же, как у любого живущего в маленьком городке мальчика: чтение, письмо, начала математики, латынь. В 14 лет он поступил в подмастерья к Андреа дель Верроккьо, одному из самых знаменитых художников Италии. Занимался первоначально растиранием красок и другой черной работой, постепенно ему стали доверять и заказы. Отношения с мастером сложились более чем доброжелательные, о чем свидетельствует тот факт, что и после принятия в 1472 г. в гильдию Святого Луки двадцатилетний Леонардо продолжал жить у Верроккьо.

Среди людей, оказавших на Леонардо большое влияние, были ученый и архитектор Леон Батист Альберти, механик и инженер Бенедетто дель Аббако, ученый-математик, астроном и врач Паоло дель Поццо Тосканелли.

В 1482 г. Леонардо уезжает в Милан и начинает новую жизнь. Этот период длился почти 20 лет, и за это время он получил признание - именно то, чего был лишен на родине.

Леонардо да Винчи вошел в мировую культуру как величайший живописец, но следует помнить, что область его познаний была безгранична. Он создал несколько музыкальных инструментов, сочинял музыку, разработал планы мостов, хорошо пел, писал баллады, изучал анатомическое строение человеческого тела, изучал растения, разработал конструкцию купола Миланского собора, изобрел геликоптер (вертолет) и дал первый вариант современного пропеллера. Без сомнения, это был человек Возрождения, большой ученый, но прежде всего - это был великий живописец.

Первое живописное полотно раннего периода - «Благовещение» (Галерея Уффици, Флоренция). В 1473–1474 гг. - «Портрет Джиневры Бенчи», а далее следует период жизни, когда он всецело поглощен темой «Мадонна с младенцем». Чистое пространство, изящность и соразмерность, свобода и легкость пера, красота пейзажей отличают его картины.

Одно из вершинных творений Леонардо - «Поклонение волхвов» (1481), в сюжет которого, по словам Роберта Уоллеса, «он включил все человечество». Один искусствовед насчитал на картине 66 фигур, среди которых юноши и старики, поэты и воины, верующие и сомневающиеся. А ведь над этим произведением Леонардо работал только семь месяцев. Достичь такого совершенства художнику помогло блестящее владение техникой «кьяроскуро» (светотени). Следует отметить, что и впредь его главный интерес как художника никогда не будет связан только с цветом и контуром, но всегда с созданием эффекта трехмерного пространства.

Пройдет еще несколько лет, и он возьмется за другое произведение, не меньшего масштаба. И когда в конце концов закончит его, оно покажется современникам еще одним чудом света, а для нас станет первым классическим воплощением идеалов Высокого Возрождения. Название этого произведения - «Тайная вечеря».

Второй ученик.

СЛОВО О САЛЬВАДОРЕ ДАЛИ

Едва ли в художественной культуре человечества новейшего времени найдется личность, обладавшая таким творческим потенциалом и универсализмом, как Сальвадор Дали. Магическая притягательность его произведений в том, что они вселяют необъяснимый ужас и восторг, разочарование и надежду, радость познания и растерянность.

Неисчерпаемая фантазия, немотивированность поступков, гипертрофированное честолюбие - таков был Сальвадор Дали. Поиск особого языка изображения предметного мира завершился выходом на сюрреализм. Автором термина стал французский поэт Гийом Аполлинер, безусловным идеологом - также французский поэт Андре Бретон. Напомню, что течение зародилось в период, когда общество еще переживало трагедию Первой мировой войны, революционных бурь и экономических катастроф. Человек ощущал себя беспомощным и озлобленным на весь мир. Вывести его из состояния шока, предотвратить вселенскую катастрофу могло неожиданное, сверхреальное искусство, каким и стал сюрреализм в лице его представителей Джорджо Кирико, Макса Эрнста, Андре Масона, Рене Магритта и, конечно же, Сальвадора Дали.

Неординарность Дали проявляется уже в юношеском возрасте: он блестяще учится в академии в Мадриде (правда, бунтарский характер помешал ему закончить это учебное заведение), в 22 года пишет для Гарсии Лорки натюрморт «Корзинка с хлебом» - одно из лучших ранних произведений. А далее - картины, путешествия, выставки, работа в кинематографе, счастливая женитьба на Гала Элюар (урожденной Елене Дьяконовой). В своей книге «Дневник одного гения» художник так представляет свое творчество, а вернее, его периодизацию: Дали - Планетарный, Дали - Молекулярный, Дали - Монархический, Дали - Галлюциногенный, Дали - Будущный.

Сальвадор Дали творчески претворял разнообразные художественные идеи. Ярким доказательством тому служат и проект Театра-Музея Дали в Фигейросе, и плакат, отмеченный остроумием и изобретательностью, и виртуозные графические произведения по мотивам поэзии Данте и Ронсара, Аполлинера и Гёте, и акварели к «Дон Кихоту» Сервантеса, и иллюстрации к шекспировскому «Макбету».

Но есть у Дали картина, претендующая на то, чтобы занять первое место в его творчестве.

Это - «Тайная вечеря».

Обратимся и мы к тексту Евангелия.

III. КОММЕНТИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ЕВАНГЕЛИЯ
(слушание, говорение)

«20. Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; 21. И когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня; 22. Они весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? 23. Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, тот предаст Меня; 24. впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше бы было этому человеку не родиться; 25. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.

26. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое; 27. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, 28. ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.: 25).

IV. «ДИАЛОГ» ДВУХ ШЕДЕВРОВ
(ролевая игра)

(В этой ролевой игре-диалоге двое учеников от имени авторов двух картин рассказывают об истории создания «Тайной вечери» Леонардо да Винчи и Сальвадора Дали.)

Л.В. Я подходил к своей «Тайной Вечере» целых пятнадцать лет. На одном из набросков к «Поклонению волхвов» появляется группа слуг, а рядом с ними - фигура Христа.

С.Д. Религиозная тема начинает волновать меня в начале 1950-х годов. Готовясь к постепенной духовной сосредоточенности на главном, я обратился к теме Христа в картине «Христос св. Иоанна Креста». Пренебрегая канонами изображения, я взял на себя смелость запечатлеть время и вечность, конечное и бесконечное. Картина должна восприниматься зрителем как своего рода притча.

Л.В. Если обратиться к моим заметкам, то станет ясно, как тщательно прорабатывались позы и лица персонажей, которые списывались с обычных людей, жителей Милана и окрестностей. Труднее всего далась работа над образом Иуды, особенно долго искал выражение его лица.

С.Д. Замысел этой картины, как и многих других, родился во сне и явился своеобразным продолжением ранее написанных религиозно-мистических произведений, которые объединены одной мыслью - идеей целостности христианского мира.

V. СРАВНЕНИЕ «ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ» ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ И САЛЬВАДОРА ДАЛИ
(заполнение таблицы)

Учитель. Критически осмыслив материал, систематизированный в таблице, подготовьте сообщение искусствоведческого характера на тему урока.

Схематическая прорисовка «Тайной вечери»
Леонардо да Винчи с именами апостолов

VI. МОНОЛОГИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ
(Привожу одно из сообщений, прозвучавших на уроке)

«Все познается в сравнении». Именно сегодня, сравнивая два шедевра, я убедился, насколько точен этот афоризм. Казалось бы, написанные на одну и ту же библейскую тему произведения художников не должны отличаться разительно. Но это не так. Разделенные почти пятью столетиями, картины Леонардо да Винчи и Сальвадора Дали по-разному представляют зрителю сюжет Тайной вечери, а их авторы видят в этом сюжете значение, диктуемое и временем, в которое они живут, и художественной школой, в которой они работают, и собственным прочтением текста Евангелия.

Леонардо да Винчи интерпретирует сюжет с религиозно-нравственной точки зрения, изображая сам момент предательства; его интересует «человек и проявление его души». По мнению его друга, математика Луки Паччоли, картина Леонардо - «символ непреходящей мечты человека о спасении». Речь, конечно же, идет о спасении души, о нравственной чистоте человека.

Авторская задача Сальвадора Дали определена его интересом к теме Святого причастия. Он стремится к множественности ассоциаций и интерпретаций. Его волнует загадочность природы человека, но в еще большей степени - спасение мира, который в XX веке терпит не только социальную, но и нравственную катастрофу. Символ единения, объединения четко выражен через геометрический рационализм композиции, свидетельствующий о вере художника в сакральность чисел (в данной случае числа «3» - символа Троицы). А совершенство формы олицетворяет духовную гармонию, нравственную чистоту и величие, и в этом случае мы можем говорить о сходстве двух произведений.

На драматической картине Леонардо да Винчи запечатлено одно лишь мгновение (Иисус объявляет о предательстве), но отражена вечность. Каждый из апостолов - это целая история, рассказанная на языке жестов, мимики. Участники трапезы наделены индивидуальными психологическими характеристиками. Особо выразительна фигура Иоанна. Мягкий ровный свет пронизывает его юное лицо, наполняя какой-то неземной выразительностью. Зритель сразу исключает его из ряда тех, кто скоро предаст Христа.

Горизонтальная композиция придает фреске монументальность и грандиозность. Известно, что Леонардо да Винчи шел к окончательному варианту долго и трудно, существует множество рисунков, отображающих этот путь, и то, как выстроил художник «событие», говорит и о его гениальности как живописца, и о его мудрости как философа. Прямая, как стрела, линия стола одновременно разделяет два пространства (настоящее и вечное) и выступает в роли своеобразного символа - это порог между добром и злом, между преданностью и предательством, между верой и неверием. И выбор зависит от каждого: переступить или не переступить?

Таким образом, открывается еще один общий смысл «Тайной вечери» - нравственный: это тот выбор, право на который есть у каждого человека. Что предпочесть, какими принципами руководствоваться, что выбрать: сиюминутное или вечное, остаться человеком или стать предателем? Этот последний шаг перед чертой - своеобразный нравственный экзамен для человека, и в этом отношении произведение расширяет границы и наполняется общечеловеческим смыслом.

VII. ЭПИЛОГ

Учитель. Спасибо за творческий поиск и вдохновение, которое вы проявили сегодня. Думаю, что для некоторых учеников встреча не завершится рамками урока, а станет темой дальнейшего исследования творчества художников.

Острый ум, талант и безграничная фантазия сделали этого человека бессмертным — имя Сальвадора Дали, великого спасителя наших тленных душ, пронеслось сквозь десятки лет, не покрывшись пылью забвения и забытия.

Очень часто, за его манерностью и само пиаром, многие не замечали искрометный гений, который в равной степени проявился как в живописном таланте, так и в его умении превращать все самое скучное и обыденное в маленький театр имени Сальвадора Дали.

Картина, о которой сегодня пойдет речь, не просто свидетельствует обо всех вышеперечисленных талантах, она расскажет нам о Сальвадоре, как о человеке духовно развитом, как о религиозном мечтателе и философе сюрреалисте. «Тайная вечеря» Сальвадора Дали открывает нам иную сторону художника, спрятанную за пафосом и экстравагантностью, не редко затмевающих его истинный талант.

Однако, для того чтобы в полной мере понять, что таково нового привнес Дали в знакомый сюжет, для того, чтобы сполна вкусить плод провокационного знания, которое Сальвадор любезно дарит нам, мы хотели бы обратиться к неменее известному произведению Леонардо да Винчи.

Мы предлагаем вам рассмотреть две абсолютно разные концепции одного сюжета и разрешить извечный спор о мнимой святости и греховности.

Начнем с более старшего произведения — «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. И первое, на что обращают внимание все искусствоведы, анализирующие фреску Винчи, так это на композиционное решение автора. Некоторые даже сравнивают его со всплеском воды от брошенного камня, если присмотреться, образуются как бы две волны по обе стороны от Иисуса Христа. И это действительно всплеск, ведь автор изображает момент, когда Иисус говорит своим ученикам о том, что один из них в скором времени предаст его, а потому мы наблюдает то самое мимолетное виденье, самую первую и именно поэтому честную реакцию на сказанное.

Обратите внимание на эмоции каждого из двенадцати апостолов — негодование, ярость, отрицание, страх, сомнение и недоумение. Да Винчи был очень грамотным психологом, он подробно изобразил эту бессознательную реакцию человека на неожиданную для него информацию. Позже этим займутся многие ученые в области психологии и физиогномики, но в то время, эта было настоящим открытием языка жестов.

Однако, на картине есть две фигуры, которые привлекают наше внимание своей не совсем ожидаемой реакцией — это образ Иуды и Фомы.

Иуда, тот, кто по сюжету как раз таки и предаст Иисуса Христа, изображен вторым слева от учителя, в сине-зеленых одеждах. Заметьте, на его лице нет ни капли удивления или же сомнения, он знает все, о чем будет говорить Иисус, и он уже знает наверняка, что роль предателя падет на его голову. Более того, он уже держит тридцать серебряников, которые получил за предательство, а потому просто ждет уготованной участи для себя и Христа.

Второй образ, на который следует обратить внимание — это фигура Фомы, известного своим скепсисом и неверием, находится справа от учителя. Он единственный, кто решается задать Иисусу вопрос — «А один ли предаст?». И мы видим это его жесту — поднятый палец вверх.

Леонардо да Винчи все-же придерживается классической концепции и в роли предателя изображает только Иуду. Но Сальвадор Дали говорит нам что о том, что предатели все — все без исключения принесли Христа в жертву, в угоду интересов большинства.

Обратите внимание на трактовку привычного сюжета Сальвадором — мы видим все тот же стол, двенадцать апостолов и Иисуса Христа в центре композиции. Но обратите внимание, вопрос о том, один ли будет предатель задает уже не любопытный Фома, а сам Христос. Мы это видим по уже знакому жесту поднятого пальца. Но теперь этот вопрос звучит чисто риторически, потому как никому более не нужен ответ, все прекрасно знают, что каждый из них по-своему предаст Христа.

Именно поэтому в толпе апостолов мы никогда не сможем отыскать Иуду, Фому, Павла или Петра — здесь их попросту нет. Нет, они-то есть, но разница между ними столь мала и незначительна, что Дали решил уровнять всех под одну гребенку, не выделяя правых и виновных, греховных и святых. Именно поэтому все святые изображены «зеркально» друг другу, если присмотреться, правая сторона повторяет левую и наоборот. Стоит выделить и то, как смиренно, можно сказать даже пристыженно, сидят они за этим трапезным столом, зная что виноваты перед своим учителем.

Главным персонажем, тем самым узелком, который заостряет наше с вами внимание — является образ Иисуса Христа. Нет сомнения, что и на фреске Леонардо Да Винчи центром композиции является фигура Иисуса, но там он предстает пред нами в своем земном воплощении, там же привлекает нас чисто человеческая реакция апостолов.

Дали же заключает всех присутствующих за столом в пятиугольный объект, который замыкается уже где-то в невидимом для нас пространстве, указывая на вторую, противоположную осуждающему Христу личину — некую трансцендентную сущность, которая выше всех этих земных споров и прений, выше однобокой морали и двойственной нравственности. Дали говорит нам о божественном Иисусе и заглядывает немного вперед, как-бы слегка приоткрывая сюжет воскрешения.

Но главная мысль прослеживается в другом. Христианскую идею о всепрощении, о великой силе любви и доброты, которая и спасает наш мир — вот что жирной линией подчеркивает Дали в «своем» сюжете.

Ведь когда смотришь на эти распростёртые руки, парящие в небесах, исполненные любви и готовности обнять весь мир, спасти каждого недостойного от бед и несчастий, ты понимаешь, а он все-же простил их, и нас всех тоже простил.

Сальвадор Дали - Тайная вечеря.

Год создания: 1955

Холст, масло.

Оригинальный размер: 167 × 268 см

Национальная галерея искусства, Вашингтон

«Тайная вечеря» — картина испанского художника Сальвадора Дали, написанная в 1955 году. Находится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне.

Дали потратил около трёх месяцев на работу над этой картиной, для которой он использовал, среди прочего, и фотоматериал. В основе здесь то, что он определял как «арифметическую и философскую космогонию, основанную на величии числа двенадцать […]. Пятиугольник вмещает в себя микрокосмического человека — Христа. (Спасибо Гарсиа Лорке, который однажды сказал мне, что апостолы симметричны, словно крылья бабочки)».

Как и другие религиозные картины Дали, «Тайная вечеря» вызывает у зрителей чрезвычайно разнообразные реакции: некоторые из критиков отвергали картину как трюк и банальность, в то время как другие считали, что художнику удалось на новой основе воссоздать традиционный молитвенный образ. Споры усугублялись тем, что публика знала Дали как человека, склонного скорее к игре понятиями и эмоциями, чем к искреннему выражению своих убеждений. Иисус и двенадцать его учеников помещены в модернистский интерьер со стеклянными стенами. Апостолы, склонив головы, стоят на коленях вокруг большого каменного стола; их осязаемые фигуры контрастируют с прозрачностью тела Христа. Две половины хлеба и полстакана вина представляют священную трапезу. Дали создавал эту картину по математическим принципам, основанным на изучении искусства Возрождения, и влияние Леонардо да Винчи (автора наиболее знаменитой Тайной Вечери) здесь особенно чувствуется. Взятым с фрески Леонардо жестом Иисус указывает на небеса и на фигуру (возможно, Святого Духа), распростертые руки которой как бы обнимают всех присутствующих.

Сальвадор Дали (Salvador Domenec Felip Jacint Dali i Domenech, Marques de Dali de Pubol, 11 мая 1904 — 23 января 1989) — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.

Описание картины Сальвадора Дали «Тайная вечеря»

Сложная, но от этого не менее захватывающая картина «Тайная вечеря» была написана в 1955 году. Она нашла себя в одном из вашингтонских галерей. Каждый день картина не перестаёт удивлять посетителей галереи. Написанная, как всегда, с чувством стиля и преданностью к неизменному футуристическому мировоззрению.

Перед нами предстает картина, где мы видим в центре изображение большого стола, во главе которого сидит Иисус Христос, а рядом его окружают его последователи. Данная картина сильно отличается от одноименного шедевра еще одного художника Леонардо да Винчи. Здесь совершенно другая обстановка, герои. Картина выполнена с минималистическими деталями.

Главным объектом, привлекающим к себе первоочередное внимание, выступает стол. Его величие и утонченность достигается благодаря белой скатерти с характерными изгибами. Все герои картины облачены в белые одежды. Они опустили голову, поклоняясь словам Господа и слушая его проповедь.

Такую картину вполне можно назвать собранием, но не вечерей. Так как согласитесь, сложно назвать вечерей стол, на котором присутствует всего два небольших ломтика хлеба и небольшой стакан вина. Также весьма непонятно, о чем именно рассказывает Господь. В один миг, кажется, что он рассказывает слушателям о великих свершениях, а в другой ругает их за содеянные грехи. Существует теория, что так Дали хотел предать картине более современный вид.

В картине нет перегруженных деталей, она несет в себе струящийся свет, легкость, красоту и прозрачность. Такого впечатления помогают добиться массивные горы, яркое небо и облака с персиковыми переливами. После пристального осмотра картины, понимаешь, что действия происходят на какой-то возвышенности, отчетливо демонстрирующее величие всего действия.

Сальвадор Дали «Тайная вечеря» (1955).
Холст, масло. 167 х 268 см
Национальная галерея искусства, Вашингтон

Дали потратил около трёх месяцев на работу над этой картиной, для которой он использовал, среди прочего, и фотоматериал. В основе здесь то, что он определял как «арифметическую и философскую космогонию, основанную на величии числа двенадцать. Пятиугольник вмещает в себя микрокосмического человека — Христа.

Как и другие религиозные картины Дали, «Тайная вечеря» вызывает у зрителей чрезвычайно разнообразные реакции: некоторые из критиков отвергали картину как трюк и банальность, в то время как другие считали, что художнику удалось на новой основе воссоздать традиционный молитвенный образ. Споры усугублялись тем, что публика знала Дали как человека, склонного скорее к игре понятиями и эмоциями, чем к искреннему выражению своих убеждений. Иисус и двенадцать его учеников помещены в модернистский интерьер со стеклянными стенами. Апостолы, склонив головы, стоят на коленях вокруг большого каменного стола; их осязаемые фигуры контрастируют с прозрачностью тела Христа. Две половины хлеба и полстакана вина представляют священную трапезу. Дали создавал эту картину по математическим принципам, основанным на изучении искусства Возрождения, и влияние Леонардо да Винчи (автора наиболее знаменитой Тайной Вечери) здесь особенно чувствуется. Взятым с фрески Леонардо жестом Иисус указывает на небеса и на фигуру (возможно, Святого Духа), распростертые руки которой как бы обнимают всех присутствующих.

Едва ли в художественной культуре человечества новейшего времени найдется личность, обладавшая таким творческим потенциалом и универсализмом, как Сальвадор Дали. Магическая притягательность его произведений в том, что они вселяют необъяснимый ужас и восторг, разочарование и надежду, радость познания и растерянность.

Неисчерпаемая фантазия, немотивированность поступков, гипертрофированное честолюбие -- таков был Сальвадор Дали.

Неординарность Дали проявляется уже в юношеском возрасте: он блестяще учится в академии в Мадриде (правда, бунтарский характер помешал ему закончить это учебное заведение), в 22 года пишет для Гарсии Лорки натюрморт «Корзинка с хлебом» -- одно из лучших ранних произведений. А далее -- картины, путешествия, выставки, работа в кинематографе, счастливая женитьба на Гала Элюар (урожденной Елене Дьяконовой). В своей книге «Дневник одного гения» художник так представляет свое творчество, а вернее, его периодизацию: Дали -- Планетарный, Дали -- Молекулярный, Дали -- Монархический, Дали -- Галлюциногенный, Дали -- Будущный.

Сальвадор Дали творчески претворял разнообразные художественные идеи. Ярким доказательством тому служат и проект Театра-Музея Дали в Фигейросе, и плакат, отмеченный остроумием и изобретательностью, и виртуозные графические произведения по мотивам поэзии Данте и Ронсара, Аполлинера и Гёте, и акварели к «Дон Кихоту» Сервантеса, и иллюстрации к шекспировскому «Макбету».

Но есть у Дали картина, претендующая на то, чтобы занять первое место в его творчестве. Это -- «Тайная вечеря».

В представленной монументальной работе Леонардо «Тайная вечеря» преобладают строгие построения перспективы интерьера. Композиционное развитие здесь базируется на зеркальном повторе правой и левой частей. Следовательно, композиционный ритм основан на симметрии с осью r (рис.1). Композиционный центр, лик Христа, сопряжен с этой же осью. Поэтому тип центра здесь - конструктивный. Более того, положение композиционного центра акцентируется особой точкой R на оси r. Об этом - чуть подробнее.

1)Время создания

Леонрда да Винчи

Создана в 1495--1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.

Сальвадо Дали написанная в 1955 году

«Все познается в сравнении». Именно сегодня, сравнивая два шедевра, я убедился, насколько точен этот афоризм. Казалось бы, написанные на одну и ту же библейскую тему произведения художников не должны отличаться разительно. Но это не так. Разделенные почти пятью столетиями, картины Леонардо да Винчи и Сальвадора Дали по-разному представляют зрителю сюжет Тайной вечери, а их авторы видят в этом сюжете значение, диктуемое и временем, в которое они живут, и художественной школой, в которой они работают, и собственным прочтением текста Евангелия.

Леонардо да Винчи интерпретирует сюжет с религиозно-нравственной точки зрения, изображая сам момент предательства; его интересует «человек и проявление его души». По мнению его друга, математика Луки Паччоли, картина Леонардо -- «символ непреходящей мечты человека о спасении». Речь, конечно же, идет о спасении души, о нравственной чистоте человека.

Авторская задача Сальвадора Дали определена его интересом к теме Святого причастия. Он стремится к множественности ассоциаций и интерпретаций. Его волнует загадочность природы человека, но в еще большей степени -- спасение мира, который в XX веке терпит не только социальную, но и нравственную катастрофу. Символ единения, объединения четко выражен через геометрический рационализм композиции, свидетельствующий о вере художника в сакральность чисел (в данной случае числа «3» -- символа Троицы). А совершенство формы олицетворяет духовную гармонию, нравственную чистоту и величие, и в этом случае мы можем говорить о сходстве двух произведений.

На драматической картине Леонардо да Винчи запечатлено одно лишь мгновение (Иисус объявляет о предательстве), но отражена вечность. Каждый из апостолов -- это целая история, рассказанная на языке жестов, мимики. Участники трапезы наделены индивидуальными психологическими характеристиками. Особо выразительна фигура Иоанна. Мягкий ровный свет пронизывает его юное лицо, наполняя какой-то неземной выразительностью. Зритель сразу исключает его из ряда тех, кто скоро предаст Христа.

Горизонтальная композиция придает фреске монументальность и грандиозность. Известно, что Леонардо да Винчи шел к окончательному варианту долго и трудно, существует множество рисунков, отображающих этот путь, и то, как выстроил художник «событие», говорит и о его гениальности как живописца, и о его мудрости как философа. Прямая, как стрела, линия стола одновременно разделяет два пространства (настоящее и вечное) и выступает в роли своеобразного символа -- это порог между добром и злом, между преданностью и предательством, между верой и неверием. И выбор зависит от каждого: переступить или не переступить?

Таким образом, открывается еще один общий смысл «Тайной вечери» -- нравственный: это тот выбор, право на который есть у каждого человека. Что предпочесть, какими принципами руководствоваться, что выбрать: сиюминутное или вечное, остаться человеком или стать предателем? Этот последний шаг перед чертой -- своеобразный нравственный экзамен для человека, и в этом отношении произведение расширяет границы и наполняется общечеловеческим смыслом.

В сюрреализме, конечно, важен пафос разрыва, мира иного; слова о духовности не были ложью, пусть и весьма странным образом подчас осуществлялись… Эти люди поняли, что общество, его мораль, быт, нравы, культура, вся эта жизнь, пронизанная корыстью и ложью, вся эта кипящая пошлость толпы – это путь к духовной смерти.

Поэтому их девизом стало: никакого контакта, ничего общего ! – и в любом серьезном течении искусства ХХ века вьется именно эта мысль об отстраненности, инаковости художника; о том, что он отделен стеклянной стеной от обывателя и не имеет с ним ничего общего – эта идея стала ключевой для всех. Вы не сможете войти в эту капсулу, путь к Христу, Который вот Он, перед вашими глазами, на самом деле долог и трагичен. И это путь одиночества и потерь.

Вся композиция выполнена в золотисто-охровых тонах, цвет тут играет важную роль: это миг заката? – не совсем… получается, что нет источника света, солнца не видно. Он идет от Св. Духа – фигуры, которая поднимается ввысь, тут все пронизано Духом Святым, этот кристалл, похожий на рубку самолета, магический кристалл Евхаристии…

Тут есть чисто сюрреалистическая идея скорости и смещения: словно вся группа уносится в этом аппарате вне времени и пространства – к свету…

Христос – Дух, Он полупрозрачен, он здесь и одновременно Его тут нет, и сами жесты Его очень важны: это не жесты дирижера или проповедника, Он как бы рисует фантастическую картину, полностью погружен в тот мир иной, который Он видит, а апостолы – нет. Поэтому лица их закрыты, а молитва похожа на тяжелый сон.

Распятие присутствует на картине – верхняя фигура раскинула руки, однако это распятие есть скорее – взлет, тут Дали проводит несколько крамольную мысль о несущественности – или несуществовании? – тела Христова, оно незначительно, например, это тело подвержено метаморфозам, а потому и не может считаться само по себе чем-то существенным и важным. Оно восходит, растворяясь в пространстве, стремительно уходит ввысь…

У Него вертикальный вектор, Он смотрит ввысь – апостолы в землю. Они не понимают смысла сказанных великих слов. Евхаристия – это путь, это путь преображения: как Христос стал хлебом и вином — путем в жизнь вечную – так и каждый из нас, совершая самые простые дела, как есть или пить, мыслит о Нем, причастен Ему, входит в Него. Он принимает всех.

Однако дух тяжести, о котором так ярко писали новые поэты, — страшный дух тяжести овладел людьми, и они не в силах двинуться, не то что воспарить в мир иной; оказывается, нужно слишком много веры и воли к полету, воли к свету, чтобы осуществить Его поразительный завет…

Да, тут ясно виден разрыв, несоответствие пейзажа и действия, несовместимость Его странных и потрясающих слов и всего этого привычного мира, Генисаретского озера, которое явилось местом главного действия этой драмы. Сейчас ведь действие происходит в другом месте… Однако они несутся вне пространства, переходя в иное – духовное – измерение.

Сюрреализм – это разрыв, обнажение несовместимости привычного и внутреннего, поверхности и сути, призыв к мысли, осмыслению, действию, творчеству, прорыв в мир иной; и пластичная, окантованная тонким золотом фигура Спасителя – это одновременно и призыв, и путь, лодка, которая видна сквозь Него – ладья, которая плывет в жизнь вечную…

Здесь есть какой-то очень глубокий момент – главный пафос настоящего христианства, а он в движении, влечении, максимальной интенции приближения к Богу, он не в ритуале, а в порыве, не в догме, а в творчестве. И потому эта растворяющаяся на глазах фигура – символ вечно ускользающей цели, вечно зовущей и такой далекой выси!

С. Дали. Тайная вечеря

Потому что только через Него и в Нем возможно это движение и свершение; церковь – апостолы – лишь тени на этой трапезе Духа, и в этой глубине порыва и влечении прямо к Богу кажется великое дыхание христианской истины, невыразимой обычными словами церковной проповеди. Это не комментируется – просто ты делаешь шаг и взлетаешь. Это необъяснимо – но это так!

Галилейские горы, вода, весь мир гаснет при явлении этого золотистого нездешнего света, и до сих пор мы пытаемся уловить его лучи, до сих пор пытаемся понять эти слова и это магические преображение; однако в картине Дали существует чудесная многозначность: капсула может иметь и другое значение.

Это призма современного сознания, сознания человека XX века, века полетов, века Космоса, но… но ускорение не означает быстрейшего прибытия к цели: мы стали привычны к скорости, однако утеряли глубину интуиции и чувства, высоту мысли, утеряли веру. Дух тяжести не победить техникой. Только в Нем любовь и воспарение, и надежда: только Он – путь.

Ясно видно по освещенности рам, что капсула несется вглубь картины: вся группа словно уносится, взлетая над поверхностью воды, с неимоверным ускорением, прижимающим головы к столу… и удивительно удачна именно эта капсула, некая технологическая оппозиция мышлению бездуховного технократа.

Христос в композиции – центр, точка равновесия, как та роза, которая висит на другой картине в самом центре, между небом и землей, являя нам это блаженство медитации, растворение в мысли о высшем… В Его фигуре – светлая пластика, прямота и торжественность обретенной гармонии, строгость позы сочетается с изощренной игрой жестов, знаменующих торжественный и прикровенный призыв…

Конечно, картину нельзя рассматривать в отрыве от общей его идеологии, отношении к церкви, догме и пр. Тогда могут возникнуть совершенно иные коннотации – например, об отдельности и отделенности данной сцены, это метафизика Откровения, мир Откровения, которое не передается и не впускает кого угодно… Думаю, каждый зритель ощущает именно это.

Заметим, что у апостолов нет ни вина, ни хлеба: Учитель разломил хлеб и положил на стол, отныне духовным хлебом и вином вечности питается человек, и словно наступил миг страшной тяжести от ускорения – так плотно все они закрыли лица, — вдруг потрясшее их осознание собственной слепоты и относительности, ничтожества перед великим, чего они не в силах вместить…

Он предлагает им другой хлеб, другой Завет: не исполнять некие правила, а ежеминутно жить в Нем, всей душой возвышаясь и устремляясь к свету. Тут свершается великое событие мировой истории. Наступает новая эпоха, эпоха творчества. И тут уже нет толпы, нет церкви – тут каждый сам должен поднять голову и вкусить вина вечности, открыть очи и посмотреть прямо в глаза Богу.