Связь ошибок и опыта в классических произведениях. В.Г.Распутин «Прощание с Матёрой». Обратимся к словарям

Хорошая тема для сочинения, особенно для молодого поколения. Молодежь и их родители, и более старшие опытные знакомые и друзья-родственники всегда находятся в негласном противостоянии. Молодые хотят идти вперед, пробовать, развиваться, получать эмоции и пускаться в авантюры. Готовы ли они ошибаться при всем этом - большой вопрос. Задумываются ли над вероятностью ошибок, над тем - как они будут их переживать или исправлять? Возможно самые ответственные - да, а вот в основной своей массе молодые люди уверены в своей правоте, и не думают о возможных ошибках.

Такая безрассудность как раз и настораживает их родителей и близких, которые лезут к ним с чем? С опытом. Чаще всего своим. На что молодые уверены, что "у меня так не будет". Но это закон жизни, и увы, такой бесценный и важный опыт - результат действий и ошибок. Иначе невозможно. Как говорят мудрые люди "Не ошибается тот, кто ни чего не делает". Притворись камнем, и не ошибешься. А жизнь? Ну что ж, жизнь пройдет мимо тебя, в этом удел камней.

Конечно, в литературе не мало произведений на эту тему. Это вам и "Отцы и дети", и Собачье сердце". Мне же вспомнилось не такое большое произведение а А.П. Чехова. "Ионыч". Сказать честно, меня оно заинтриговало в школе по той простой причине, что главный герой в произведении оказался моим...однофамильцем. Как то волнительно оказалось читать свою фамилию в книге. И отношение к главному герою было словно к человеку, как будто не чужому, вроде как он дальний родственник мне. Ну это уже мою подростковое восприятие было таким.

В чем же суть рассказа и каким боком сюда можно отнести темы "Опыт и ошибки". Да самым прямым. Если вспомнить рассказ, то про что он? Молодой врач оказывается в небольшом городке. Это конечно не предел его мечтаний, но сам врач молод, в нем есть тот самый какой то юношеский задор, какие то живые и настоящие эмоции. Он знакомится с одним местным семейством, чья дочка становится ему мила. Через весь рассказ следует череда событий, через год, через 2, еще через несколько лет мы видим нашего героя и те нерадостные изменения, что происходят с ним.

Возможно, побоявшись один раз ошибиться, показаться смешным, не отдаться чувствам, герой и делает главную ошибку своей жизни. Побоявшись что то сделать не так, подумав о том, что скажут другие, он постепенно теряет в себе то, что так ценно в молодости - стремление к движению и развитию. В определенном плане можно сказать, что Ионыч развивается, но это скорее не рост ввысь, а рост вширь, при чем порой в самом прямом смысле этого слова. Со временем молодой врач становится не особо приятной внешне персоной - грузным, толстым, заевшимся... без особых радостей в жизни.

Ну конечно, можно и обвинить Екатерину в том, что она не сразу разглядела в Старцеве человека, который ей оказался мил не сразу, а потом. И это уже некая другая ошибка, уже ее. Она погналась за журавлем в небе, опустив из рук синицу. Получается, что череда ошибок формирует жизнь обоих персонажей. И ведь что странно. Старцев предпочитает ни чего не делать (делает выводы скажем так из чужого опыта), и ошибается. Екатерина решает уехать и тоже ошибается. Жизнь, как череда ошибок, формирующих опыт, который направляет человека дальше. Проблема в том, что если вывод на основе ошибки сделан неправильно, то сформировавшийся опыт продолжит вести человека по ложному пути.

И напоследок хочется вспомнить еще одну строчку по теме Опыт и ошибки - "Если б молодость знала, если б старость могла". Одно неотделимо от другого, но нужно помнить, что важно отделять ошибки фатальные от тех, что под силу переосмыслить и исправить.

Тематическое направление

« ОПЫТ И ОШИБКИ »


Универсальное вступление

По словарю Д.Ушакова, ошибка – это неправильность в действиях, поступках, высказываниях, мыслях, погрешность. И в том же словаре читаем: «Опыт – это совокупность практически усвоенных знаний, умений, навыков» Как видим, между этими понятиями очень тесная связь. И действительно, наша жизнь – это череда различных поступков, решений, это каждодневный выбор, в результате которого мы не застрахованы от ошибок. Но, совершая их, анализируя причины неудач, мы приобретаем ценный жизненный опыт.


Возможное вступление

  • Человек в течение своей жизни пытается добиться определённых целей, хотя часто при этом допускает ошибки, промахи. Люди по-разному переносят трудности: кто-то впадает в депрессию, другой пытается начать все заново, а многие ставят перед собой новые цели, учитывая печальный опыт в достижении предыдущих. На мой взгляд, в этом и заключается смысл человеческой жизни.
  • Жизнь - это вечный поиск себя, постоянная борьба за свое предназначение. И если в борьбе за достижение цели появляются «раны» и «ссадины», то это не повод для уныния, потому что это наши собственные ошибки, на которые мы имеем право и, преодолевая которые, мы приобретаем бесценный жизненный опыт.

Пословицы, которые могут быть использованы во вступлении

«На ошибках учатся»,

«Все, что ни делается, к лучшему»,

«Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает»,

«Знать бы, где упасть, обязательно соломки

бы подстелил»


Возможные тезисы

  • Горький опыт. Непоправимые ошибки. Цена ошибок.

(Порой человек совершает поступки, которые приводят к трагическим последствиям. И, хотя он в конце концов понимает, что сделал ошибку, исправить уже ничего нельзя. Часто цена ошибки – чья-либо жизнь)


Аргументы

Обратимся к рассказу А.Масс «Ловушка». В нем описывается поступок девочки, которую зовут Валентина…

Вспомним рассказ «Каникулы» Рэя Брэдбери , герои которого пожелали остаться в мире одни. Что же из этого получилось?...

А в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма» говорится о девушке Насте, которая слишком занята делами и почти не вспоминает о матери, доживающей свой век в деревне.

Николай Дмитриевич Телешов «Белая цапля» (сказка)



Возможные тезисы

2. Ошибки, без которых невозможно движение по жизненному пути. Делая ошибки, человек приобретает опыт.

(Можно ли прожить жизнь, не совершив ошибок? Думается, нет. Человек, идущий по жизненному пути, не застрахован от неверного шага. И порой, именно благодаря ошибкам, он приобретает ценный жизненный опыт, многому учится)


Аргументы

  • Обратимся к рассказу В. А. Осеевой «Почему?» . В нем говорится о маленьком мальчике, который ….
  • Иногда требуется много времени, чтоб понять свою ошибку, и хорошо, если это происходит до того, как станет слишком поздно ее исправить. Героине рассказа Б.Екимова «Говори, мама, говори» потребовались годы, чтоб осознать, как важно для ее матери внимание дочери.

Возможные аргументы

3. Опыт, предотвращающий ошибки.

( Жизнь – лучший учитель. Порой возникают непростые ситуации, когда человек должен принять верное решение. Делая правильный выбор, мы приобретаем бесценный опыт, который помогает избежать ошибок в дальнейшем)


Аргументы

В рассказе Б.Екимова «Ночь исцеления» автор повествует о подростке Грише, который приезжает на каникулы к бабушке…

Автор как будто хочет сказать нам: необходимо прислушиваться к голосу сердца, поступать в согласии с добрыми чувствами. Это именно тот жизненный опыт, который направляет нас по верному пути, помогает избежать многих ошибок.


Аргументы

В рассказе А.Масс «Трудный экзамен» говорится о девочке по имени Аня Горчакова, которая сумела выдержать непростое испытание…

Именно этот случай научил героиню владеть собой, своими чувствами. Первый опыт преодоления трудностей помог девочке добиться своей цели – впоследствии она стала известной актрисой.


Аргументы

Делая тот или иной выбор, мы многому учимся. Однако для нас ценен не только собственный опыт, важную роль в нашей жизни играют другие люди, чьи поступки оказывают влияние на наше мировоззрение. Так, в рассказе В.Распутина «Уроки французского» говорится об учительнице …

Думается, такой жизненный опыт поможет мальчику вырасти чутким человеком, убережет от равнодушия.


Возможные тезисы

4. Опыт человечества. Исторический опыт. Война.

(Люди, знающие свою историю, знают и о великой трагедии войны. Горький опыт суровых военных лет учит нас не забывать о том, сколько горя и страданий может принести война. Мы должны помнить об этом, чтобы трагедия не повторялась вновь и вновь)


Аргументы

Трагедия войны показана и в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»…

Андрей Соколов, вспоминая недавнее прошлое говорит: «Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один». Так война вмешивается в жизнь человека, разрушает его дом, его судьбу.


Аргументы

  • В основу повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» положен эпизод, незначительный в огромных масштабах Великой Отечественной войны, но о нем рассказано так, что все ее ужасы встают перед глазами в своем уродливом, страшном несоответствии с сущностью человека. Оно подчеркивается и тем, что названо произведение "А зори здесь тихие", и тем, что ее герои - девушки, вынужденные участвовать в войне.

Аргументы

  • Л.Н.Толстой «Война и мир» (эпизод гибели Пети Ростова)
  • Б.Васильев «В списках не значился»

Возможные тезисы

5. Опыт человечества. Отношение к природе.

(Чему учит нас опыт человечества, вся наша история? Один из важнейших уроков – это урок бережного отношения к Земле, к природе.)


Аргументы

Н. Н. Носов «Кукла»;

В.П.Астафьев «Царь-рыба»;

В.Г.Распутин «Прощание с Матёрой»;

Рэй Брэдбери «ЗЕЛЕНОЕ УТРО»


Домашнее задание (к понедельнику) – на выбор

  • Как Вы понимаете утверждение Генриха Гейне: «Нравственность – это разум сердца»?
  • Что помогает в сложную минуту сделать выбор между честью и бесчестием?
  • Какое влияние оказывают на человека победы и поражения его страны?
  • Возможна ли жизнь без ошибок?
  • Родители и дети: дружба или вражда.

Подготовила учитель МБОУ «Рощинская СОШ» Выборгского района Ленинградской области

Федорова Тамара Ивановна

Использованы материалы сайта

http://sochitog.ru/obshee/obshee.html

1. И.А. Гончаров «Обломов»

Главный герой романа Илья Обломов, начиная свою карьеру, совершает оплошность по службе и отправляет важную депешу вместо Астрахани в Архангельск. После чего внезапно заболевает, в медицинском свидетельстве, выданном доктором, засвидетельствовано: «Отолщение сердца с расширением левого желудочка оного», вызванное ежедневным «хождением в должность». Эта ошибка привела к последующему вечному лежанию на диване, от которого не спасают даже все попытки Штольца. Так ошибка на службе стала фатальной для Обломова.

2. М.А. Шолохов «Тихий Дон»

Григорий Мелехов, будучи молодым, крепким казаком, выбирает для любовных утех самую красивую в округе молодую казачку Аксинью. Дело обычное для казачьей станицы. Но проблема кроется в удивительном происхождении всего рода Мелеховых, в его генезисе. А Аксинья, никогда не знавшая любви, впервые поняла прелесть этого чувства. В станице казаки стеснялись смотреть в бесстыжие глаза Аксиньи. Но приказ отца жениться на Наталье становится фатальным для Григория. Всю жизнь будет он метаться между двумя женщинами, в итоге погубит обеих.

3. Е.И. Замятин «Мы»

Главный герой романа – Д-503 – винтик механизма Единого Государства. Он живёт в мире, где нет любви (её заменяют «розовыми талонами»). Встреча с I-330 поражает воображение героя. Он влюбляется. По закону он должен доложить хранителям о преступлении, в которое втягивает его девушка. Но он медлит и упускает время. Ошибка становится роковой для I-330.

4. В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»

Володя Тенков оказывается в самое страшное время в годы великого перелома в самом центре битвы. С одной стороны это сытые представители номенклатуры партийного руководства, где пироги, борщи и вкусный квас. С другой – выброшенные на обочину жизни люди. Бывшие «кулаки» сегодня – «шкилетники» и «слоны», вызывающие жалость мальчика. Попытка им помочь становится ошибкой. Спасает ребёнка, болеющего милосердием, старая больная собака.

5. В. Быков «Сотников»

Главный герой повести – Сотников – пережил в жизни потрясение. Он, ослушавшись запрета отца, взял его именной пистолет, который внезапно выстрелил. Тяжело было мальчику признаться в этом отцу, но сделал он это не по собственной воле, а по требованию матери. Когда мальчик сказал отцу о своём преступлении, тот его простил, но спросил, сам ли он решил это сделать? На этот вопрос ребёнок не был готов ответить и малодушно сказал: «Да». Отрава лжи вечно жгла душу Сотникова, напоминая об ошибке детства. Этот проступок стал определяющим в жизни Сотникова.

Опыт - самый лучший учитель, но плата за учение слишком велика.

(Т. Карлейль.)

Каждому человеку свойственно ошибаться. Что же такое ошибка? Ошибка-это неправильность в действиях, поступках, мыслях, высказываниях. Это то, чего не хотелось бы повторять, ведь воспринимается как отрицательное. Но, к сожалению, ошибки делаются снова и снова. Всегда ли плохо совершать ошибки? Нет. С одной стороны, совершение ошибок является необходимым для человека. Важно проанализировать опыт каждой ошибки, чтобы в будущем их избежать, иначе ошибки ничему нас не научат. С другой стороны, череда одних и тех же ошибок может привести к тяжёлым последствиям.

В романе Л.Н. Толстого "Война и мир" князь Андрей отправляется на войну 1905 года.

Причиной этого поступка стало стремление князя к "своему Тулону", к славе, подобной Наполеону. Андрей желает власти и поклонения ему. На поле сражения князь Андрей совершает геройский поступок- поднимает знамя и ведёт за собой солдат вперёд. Но получает ранение, перед ним открывается небо Аустерлица ("Как же я прежде не видал этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. <...>Всё обман кроме этого бесконечного неба").Вкусив смерть и глядя на высокое небо, князь осознаёт, что совершил ошибку, и менять свою жизненную позицию. В дальнейшем Андрей продолжает свои жизненные искания. Он также совершит ряд ошибок, но эти ошибки станут для него опытом для поиска правильного пути: чувство христианской любви к Наташе, сближение с народом("Наш князь?").

В рассказе "Морфий" М.А.

Булгаков показывает, как врач Сергей Поляков, который совершил ряд одних и тех же ошибок, становится наркозависимым. Всё началось с того, как врач почувствовал сильную боль в области желудка. Тогда доктору были вынуждены ввести инъекцию морфия. На следующий день Сергей сделал это ещё раз самостоятельно ("Я сам себе впрыснул в бедро один сантиграмм"). Это вызвало привыкание, но врач только утешал себя("четыре укола не страшны"). Потребность в морфии растёт всё больше и больше, меняется поведение врача("Я впервые обнаружил в себе неприятную способность злиться... кричать на людей..."). Изначально этот человек понимал, что употребление наркотиков может привести к необратимым последствиям, но состояние эйфории заставило его принимать морфий снова и снова. Доктор осознаёт, что страдает морфинизмом("я- несчастный доктор Поляков, заболевший <...> морфинизмом"), но не теряет надежды на выздоровление, хотя эта надежда была отчаянной. Состояние врача постепенно ухудшалось, он уже чувствует близкую смерть. Отчаявшись, доктор вскоре совершает самоубийство.

Таким образом, опыт без ошибок не бывает, эти понятия взаимосвязаны, но иногда ошибки могут привести к тяжёлым последствиям.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2016-10-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Предмет речи

Возможные формулировки темы

Возможные формулировки главной мысли. Выводы

Цитаты

Литературный пример

Неразрывная связь опыта и ошибок.

Любая ошибка как опыт, любой опыт как результат ошибок

Почему Пушкин назвал опыт «сыном ошибок трудных»?

Возможен ли опыт без ошибок?

Всякая ли ошибка ведёт к накоплению опыта?

Ошибка по незнанию простительна любому человеку.

Отрицательный результат - тоже результат.

Каждая ошибка даёт возможность получить опыт. --> Не нужно скрывать ошибки, нужно делать выводы.

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

(А.Пушкин)

Человек, который совершил ошибку и не исправил ее, совершил еще одну ошибку. (Конфуций)

Противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее для вас, чем друг, желающий их скрыть. (Л. да Винчи)

Ошибка - не обман.

Ошибся, что ушибся - вперед наука.

Обжёгшись на молоке, на воду дует.

И на старуху бывает проруха. На ошибках учатся. (Русские пословицы)

Нет такого понятия, как успешный человек, который ни разу не оступился и не допустил ошибки. Есть только успешные люди, которые допустили ошибки, но затем изменили свои планы, основываясь на этих самых ошибках. Я как раз один из таких парней. (Стив Джобс)

Неудачи и отказы - важнейшая составляющая успеха. На ошибках мы учимся, приближаясь к успеху! (А. Джексон)

Л.Н. Толстой «Война и мир»

В. Распутин «Живи и помни»

А.Солженицын «В круге первом»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Опыт и ошибки на жизненном пути человека

Можно ли учиться на чужих ошибках? Действительно ли в жизни всё нужно попробовать?

Какие ошибки я могу простить друзьям?

Верно ли, что не ошибется тот, кто ничего не делает?

Почему мы боимся неудач и ошибок?

Почему не нужно бояться ошибок?

Как относиться к друзьям, которые указывают на ошибки?

Почему невозможно прожить жизнь, не совершая ошибок?

Почему способность прощать обогащает внутренний мир человека?

Учиться на ошибках или избегать их?

«История любой человеческой жизни есть история поражения» (Жан Поль Сартр). См. пример сочинения.

Накопить опыт, не делая ошибок, невозможно.

Нужно стараться опираться на чужой опыт и не делать ошибок.

Пословица "на ошибках учатся" для неудачников.

В жизни нужно всё попробовать.

Всякий опыт ведёт к развитию.

Не всякий опыт нужен человеку.

Мы боимся ошибок, потому что боимся осуждения. --> Мнение толпы не даёт нам развиваться.

Иногда это мнение нужно игнорировать.

Бывают ситуации, когда один прав, а все остальные не правы. -- > Нужно поступать так, как считаешь нужным.

На чужих ошибках нельзя научиться жить.

Не ошибается тот, кто ничего не делает. Но и ничего не делать - ошибка. (Теодор Рузвельт).

Те, кто не учится на своих ошибках, обречены повторять их. (Джордж Сантаяна)

Если окинуть взглядом свою жизнь, готов спорить, о восьмидесяти процентах своих поступков вы пожалеете. Но жизнь - это и есть ошибки. (Сильвестр Сталлоне)

Все называют опытом собственные ошибки. (О. Уайльд)

Загляни в глаза себе. Стало стыдно - значит, что-то здесь не так! Нет удач без неудач, Нет легких побед, Так чего ж ты опечалился, чудак? (В. Ланцберг)

Худшая ошибка, которую можно совершить в жизни, - все время бояться совершить ошибку. (Э. Хаббард)

Человеку свойственно ошибаться (И. Тургенев) Тот настоящий друг среди толпы знакомых, Кто, правды не боясь, укажет вам на промах. (Н. Депрео)

То, что у других мы называем грехом, у самих себя мы называем жизненным опытом. (Р. Эмерсон)

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Л.Улицкая «Казус Кукоцкого»

В. Астафьев «Людочка»

О.Уайльд «Портрет Дориана Грея»

Ошибки и ответственность. Наказание.

Раскаяние.

Стыд.

Почему люди стыдятся своих ошибок?

Надо иметь смелость, чтобы публично признаться в своих ошибках.

Почему люди стараются скрыть свои ошибки?

Что для меня значат слова "непростительная ошибка"?

В каких случаях надо наказывать за ошибки?

Иногда мы слишком поздно жалеем о своих ошибках.

Как природа мстит за ошибки человека?

Если за ошибками не будет следовать наказание, люди не приобретут опыта.

Есть ошибки, которые нельзя прощать.

Любую ошибку можно простить.

Непростительны ошибки, которые привели к потерям других.

Если человек навредил только сам себе, он уже наказан.

Нельзя прощать нарушение нравственных законов (объяснить, что вкладывается в это понятие для вас).

Лучше не совершать ошибок, чем потом жалеть.

Лучше совершать ошибки, чем жалеть, что не попробовал.

Мы испытываем стыд не потому что совершаем ошибки, а потому что наше унижение видят все. (М. Кундера)

Вылечив подбитое крыло коршуна, становишься ответственным за его когти (В. Гюго).

Если вы скажете преступнику, что его преступление не зависит ни от его натуры, ни от его характера, а от несчастных обстоятельств его жизни, он вам будет бесконечно благодарен (А. Камю)

М Булгаков «Мастер и Маргарита»

В. Распутин «Живи и помни»

К. Паустовкий «Телеграмма»

А.Н. Островский «Гроза», «Бесприданница»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Поиск смысла жизни и ошибки

Согласен ли я с тем, что честному человеку "надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать..."?

Можно ли ошибиться на пути поиска смысла жизни?

Можно ли постичь смысл жизни, не делая ошибок?

Нужно не бояться делать то, что считаешь нужным.

Найти смысл своей жизни невозможно без ошибок.

Лёгкая жизнь нас ничему не учит.

Иногда нужно пойти против мнения толпы и принять единственно верное решение.

Чем больше ошибок человек совершает, тем мудрее он становится.

Ошибки не ведут к накоплению мудрости, они ведут к накоплению зла.

Опыт некоторых людей опасен для остальных.

Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость. (Лев Толстой)

Жизнь - это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик (А. Чехов).

Легкая жизнь ничему нас не учит. А главное - то, чему мы в итоге научились, что познали и как выросли (Р. Бах).

Делай что должен, и будь что будет (пословица).

Лев Толстой «Война и мир»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

И.А. Гончаров «Обломов»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»

В.Аксёнов «Московская сага»

В.Гроссман «Жизнь и судьба»

В.Каверин «Два капитана»

Возможные темы сочинений :

Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает.

Ошибаться - свойство человека, прощать - свойство Бога.

Опыт позволяет нам распознать ошибку каждый раз, когда мы её повторяем.

Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов.

Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок.

Опыт - самый лучший наставник.

Наши истинные учителя - опыт и чувство.

В жизни нет ничего лучше собственного опыта.

Единственным критерием истины является опыт.

Самое лучшее из всех доказательств есть опыт.

Пример сочинения

«История любой человеческой жизни есть история поражения» (Жан Поль Сартр)

Вся наша жизнь - это череда взлетов и падений, побед и поражений, удачных и неудачных стечений обстоятельств, это и наполняет существование человека азартом, делает его ярче и контрастнее. Однако все это не бесконечно, и при любых обстоятельствах стоит иметь в виду, что наше существование на Земле конечно, ведь человек смертен, «иногда внезапно смертен», и печальный исход этот в определенной степени является поражением. И если вся наша жизнь - это дорога к смерти, где-то ухабистая и извилистая, а где-то прямая, можно ли считать любую историю человеческой жизни историей поражения?

Поражение - это явная неудача в каком-либо конфликте, это разгром, несправедливость, проигрыш, фиаско. Мне кажется, что сосредоточением всех этих понятий является слово «смерть» - тот самый исход, та точка, после которой заканчиваются все процессы, это одновременно и толчок к действию, и факт, принять который готов не каждый. Это вечный конфликт с жизнью, тайна, покрытая мраком, и наверное, самое ожидаемое и самое трагическое поражение, какое только может испытать человек.

Смертен каждый из нас, несмотря на социальный статус, возраст, жизненные предпочтения, однако многие забывают об этом, и потому нам известно так много историй с трагическим концом. В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» мы сталкиваемся с судьбой достаточно типичной личности: пожилой богатый американец отправляется со своей семьей на пароходе «Атлантида» в Старый Свет, чтобы вознаградить себя за долгие годы «труда» (а на самом деле жестокой эксплуатации китайских рабочих). Герой рассказа не отличался ничем особенным, автор даже не называет нам его имени. Всю свою жизнь этот господин занимался накопительством, и, дожив до достаточно почтенного возраста, все же решил получить, казалось бы, заслуженный отдых - время безделья и чревоугодия. Однако все повернулось совсем по-другому. Считал ли этот герой себя победителем? Безусловно, особенно по сравнению с теми, кто не мог позволить себе шестиразовое питание, кто был гораздо ниже по статусу и плыл в трюме парохода. Господин из Сан-Франциско считал, что деньги дают ему право повелевать жизнью и всеми, кто находится возле него, но буквально мгновение - внезапная смерть, и он, бездыханный, плывет даже не в гробу, а в деревянном ящике из-под содовой воды в недрах корабля, рядом с теми, кому при жизни выражал надменное пренебрежение. Эта смерть явилась логичным и поучительным исходом, жестоким, но справедливым поражением, к которому, господин из Сан-Франциско шел всю свою жизнь. После него в сердцах людских не осталось ничего, даже имени. Получается, что история всей его жизни явилась историей его поражения.

Подобный исход ждет, к сожалению, и тех, кто при жизни изо всех сих старается бороться с системой, кто рушит стереотипы, кто наполняет жизнь собственным смыслом и, пусть и на подсознательном уровне, но хочет оставить свой след в истории. Герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», Евгений Базаров представлен нам как личность незаурядная: он, несмотря на свою разрушительную теорию, был естествоиспытателем, врачом-практиком, он помогал людям, однако презирал авторитеты. Создав своё строгое «здание» нигилизма, «столпом» которого являлось отрицание любви, искусства, а, впрочем, «ВСЕГО» (и в первую очередь государства, власти, религии), он не заметил, как его «постройка» постепенно рушится при столкновении с жизнью, с чувством любви к Одинцовой, к родителям. Именно любовь выявила слабость и безжизненность его вульгарной материалистической теории. Это прекрасное чувство заставило Базарова разочароваться и в самом себе. Пытаясь задушить в себе любовь, он словно лишается почвы под ногами. Отсюда и его полные горечи размышления перед смертью: «Нужен ли я России?... Нет, видно не нужен». Смерть настигла Базарова в самом расцвете сил, оттого она вдвойне нелепа. Но у нас остаются добрые воспоминания о герое: он молод, умён, образован, а его нигилизм – всего лишь позёрство (очень хотелось быть не таким, как все, этаким «ниспровергателем» устоев). Последние слова Базарова, обращенные к Одинцовой, приехавшей попрощаться с ним, обнажают его душу: «Живите и пользуйтесь, пока время!...Дуньте на угасающую свечу…Успокойте мать». Смерть для Базарова была в какой-то мере поражением, но она же является началом добрых, элегических воспоминаний о нём, да и сама его жизнь прожита не зря. Он, в отличие от героя Бунинского рассказа, оставил по себе память в душах тех, кто его знал и любил.

Высказывание Жана Поля Сартра утверждавшего, что «история любой человеческой жизни есть история поражения», на мой взгляд, не вполне справедливо. Поражение – это фиаско, крах, а это ведёт к хаосу в сознании. Нельзя жить постоянно с мыслью о неизбежном поражении. Мысли об этом должны пробуждать в человеке азарт, соперничество, должно воспламеняться желание действовать, чувствовать, испытывать трудности, учиться жизни и учить - другими словами, желание жить, а не бесцельно существовать.