Стрекоза портрет в и репиной дочери художника. Описание картины И. Е. Репина «Стрекоза. Несколько интересных сочинений

.
Формировать видение художественного образа портрета в единстве содержания и средств выразительности: рисунка, колорита, композиции. Подводить детей к пониманию того, что в портрете большое значение имеет рисунок, который через единство выражения лица, экспрессии позы, жестов передает характер девочки - подвижный, озорной, легкий. Поэтому будем учить детей всматриваться в лицо, видеть особенности позы.




Развивать чувствование настроений, выраженных в музыке и живописи и в их созвучии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программное содержание. Продолжать развивать у детей интерес к портрету как жанру живописи, желание откликаться на настроение героини, сопереживать ей, соотносить изображенное с собственным опытом и чувствами, общаться по поводу увиденного. Развивать зрительные ассоцации.
Формировать видение художественного образа портрета в единстве содержания и средств выразительности: рисунка, колорита, композиции. Подводить детей к пониманию того, что в портрете большое значение имеет рисунок, который через единство выражения лица, экспрессии позы, жестов передает характер девочки
- подвижный, озорной, легкий. Поэтому будем учить детей всматриваться в лицо, видеть особенности позы.

Вспрыгнувшая на жердочку девочка присела в обманчиво расслабленной позе, но уже готова «вспорхнуть», легкая, как стрекоза. Ассоциацию с этим образом вызывают и различные оттенки зеленого цвета с бликами желто-золотистого платья с многочисленными складочками, разводам, похожими на крылья стрекозы.

Формировать у детей видение колорита.
Портрет выполнен в одном спектре: зеленовато-голубой, голубовато-зеленый, золотисто-розовый, розовато-желтый, передающем общее настроение картины и отношение художника к изображенному: ощущение радости жизни, безоблачной свежести раннего ласкового солнечного утра, лучезарной чистоты и ясности детства.
Обратить внимание на композицию портрета, которая позволила художнику передать безбрежность воздушного пространства.
Продолжать формировать у детей знания о портрете, средствах его выразительности. Активизировать словарь, обогащать его образными словами и выражениями, наименованиями цветовых тонов и оттенков.
Развивать чувствование настроений, выраженных в музыке и живописи и в их созвучии.

Подготовительная работа. Наблюдение на прогулках за порхающей стрекозой (обратить внимание на цвет ее наряда). Рассматривание иллюстраций. Рисование: «Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик». Пение песен и слушание мелодии, например, песня «Стрекоза», музыка М. Красева, слова М. Клоковой.

Материалы. Репродукция картины «Стрекоза» И. Е. Репина. Музыкальное произведение «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта. Компьютер . Слайдовая презентация. Дидактический материал с использованием графического представления информации по теме: «Подбери оттенок»


Словарь. Изумрудный, светло-зеленый, темно-зеленый, голубовато-зеленый, золотистый, вертолет, изящная.

Ход занятия. Дети стоят вокруг воспитателя.
Воспитатель.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться

Доброе утро! (Дети, давайте поздороваемся друг с другом)

Доброе утро!

Солнцу и птицам.

Доброе утро

Улыбчивым лицам! (А сейчас давайте улыбнемся друг другу и мне)

Я приготовила для вас загадку. Отгадав ее, вы узнаете о чем мы сегодня будем говорить.

Яркий мини- вертолет

Отправляется в полет,

Но зачем ему глаза

Да он просто….

Дети: Стрекоза

Воспитатель показывает игрушечную стрекозу

Воспитатель .

Здравствуй, здравствуй стрекоза

Как здоровье? Как дела?

Все в порядке! Стрекочу!

Извините, я спешу.

Постой, милая стрекоза, не улетай! Позволь нам получше рассмотреть тебя.

(Показ слайда № 1 ) Звучит музыка

(Воспитатель подходит к экрану)

На сиреневый цветочек,

На зелёненький листочек

Прилетела Стрекоза –

Изумрудные глаза. (Слайд № 2)

У неё наряд блестящий,

Весь прозрачный и летящий!

Модельер с отличным вкусом

Сшил ей платьице искусно. (Слайд № 3)

День-деньской она порхает,

Новым платьем удивляет.

Без забот и без хлопот

Жизнь весёлую ведёт. (Слайд № 4)

Самолётик лёгкий быстрый

Над цветком летит душистым.

Крылья, хвостик и глаза.

Это чудо! Стрекоза (Слайд № 5)

Ой, улетела наша красавица-стрекоза. (Пустой слайд)

Но вы не расстраивайтесь, ребята, сегодня я приготовила для вас интересный портрет девочки. (Слайд № 6, картина, музыка)

Художник Илья Ефимович Репин написал свою дочку Верочку и назвал этот портрет ласково и шутливо: «Стрекоза»

Давайте сядем и внимательно его рассмотрим, полюбуемся мастерством и талантом художника. (Дается 2-З минуты для рассматривания, негромко звучит музыка.)

Как вы думаете, почему художник так назвал свою картину-портрет? (Ответы детей). (Воспитатель одобряет интересные ответы, обращает внимание на наблюдательность, образность речи.)

Да, девочка напоминает нам легкую, грациозную, изящную стрекозу.

А чем девочка похожа на стрекозу?

Почему художник нарисовал ее в такой позе? На чем сидит девочка?

Да, на жердочке, как будто стрекоза летала-летала и вдруг присела. Но так и, кажется: сейчас вспорхнет и улетит.

А что этим хотел нам сказать художник о своей дочке? Какая она?

Да, веселая, озорная, подвижная, легкая, грациозная. Посмотрите на лицо девочки. Лицо ее в тени от шляпки, но мы видим чуть прищуренные от солнышка глаза, задумчивое выражение спокойного лица, уже загоревшего на солнышке. Это спокойствие недолгое. Девочка сейчас засмеется, соскочит с жердочки и умчится прочь. Об этом говорит и ее поза. Верочка как будто соскальзывает вниз.
Чем еще напоминает Верочка стрекозу? Посмотрите на ее одежду. (Ответы детей.)

Да, платье похоже на крылышки стрекозы - все в каких-то легких складочках, ажурных ленточках. А по цвету похоже на стрекозу.

Цвет платья, шляпки напоминает изысканные голубовато-зеленую, и золотистую раскраску стрекозы.

Дети, девочку мы с вами рассмотрели, теперь я предлагаю поиграть в интересную игру для наших глазок. Поможет нам в этом наша знакомая стрекоза. Проследите своими глазками за стрекозой. (Проводится гимнастика для глаз «Полет стрекозы»)

Вот какая стрекоза,

Как горошины глаза.

Влево, вправо, назад, вперед,

Ну совсем как вертолет.

Мы летаем высоко,

Мы летаем низко,

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

Молодцы, ребята. Давайте вернемся к картине

Дети, как вы думаете, есть ли солнышко в картине? Как догадались? Где находится солнышко? Ведь оно не нарисовало. Да, слева, его золотистые лучи освещают шляпку, платье и чулочки девочки.
Какие же основные цвета в картине? Назовите их.

Сначала фон - цвета неба и луга - голубовато-зеленоватые, желтовато-золотистые, зеленоватые. Как вы думаете, они громкие или тихие? Тихие, нежные, мягкие, светлые. А теперь расскажите о цветах одежды девочки. Да, они более темные, но тоже зеленые: темно-зеленые, зеленовато-голубые, желтовато-золотистые. А что темнее одежда девочки или фон? Да, художник разные оттенки зеленого, чтобы ярко выделить фигуру - более темную на светлом фоне.

Чего больше в картине, неба или земли?

Неба. Оно всюду! Кажется, что луга нет

А сейчас подумайте и скажите: с какого места, откуда смотрел и рисовал дочку художник, сверху или снизу? Да, он стоял внизу. Она оказалась высоко над землей, словно парящая в небе стрекоза. Художник любуется своей дочкой, радуется ее красоте, шаловливости, беззаботности.
Вся картина пронизана ярким лучистым солнечным светом. В ней много воздуха, небесного простора, восхитительной легкости, чистоты, нежности, тепла и любви.
Понравился вам этот портрет? давайте мы оставим в группе и еще полюбуемся мастерством И. Е. Репина.

Физкультминутка . «ВЕРТОЛЕТИК – СТРЕКОЗА»

Там где травы пахнут летом,

Где блестит в цветах роса.

Вытворяет пируэты

Вертолетик – стрекоза.

(расставить рук и в стороны, пробежать по группе на носочках)

Миг – она под небесами!

(поднять руки вверх)

С неба вниз – и разворот!

(опустить руки вниз, повернуться вокруг себя)

Зависает над цветами!

(остановиться, руки расставить в стороны)

Чем не мини-вертолет!?

Дидактическая игра «Подбери оттенки»

Итог занятия.

Что мы сегодня рассматривали?

Как называется картина? (Правильно, картина называется «Стрекоза», а написал картину русский художник Илья Ефимович Репин).

А что еще мы делали?

Правильно, ребята мы играли в игру, в которой закрепили оттенки зеленого цвета.

Молодцы, вы сегодня очень старались.

Мастер - класс

Конспект занятия по ознакомлению с искусством

Рассматривание портрета «Стрекоза» И. Е. Репина

(средняя группа)

Подготовила воспитатель

МДОУ д/с № 69 «Мальвина»

Рязанова Татьяна Николаевна

Тамбов

Илья Ефимович Репин (1844-1930) родился на Украине, в небольшом городке Чугуеве (современная Харьковская область) в семье бывшего военнослужащего. Рано обнаружилась тяга мальчика к рисованию. Под руководством местных художников юноша достиг немалых успехов, его работа пользовалась спросом в родном городе. В 1863 г. молодой человек приехал в Петербург, поступил в рисовальную школу, а затем и в Академию художеств.
Известность пришла к Репину в начале 1870-х гг. благодаря картине «Бурлаки на Волге». Зачастую картины Репина насыщены действием. На его полотнах нашли отражение значимые события из жизни русской деревни, драматические эпизоды в судьбах русских революционеров. Обращался художник и к исторической теме. Среди его работ немало портретов. Это и портреты знаменитых современников художника - Л.Н. Толстого, Н.И. Пирогова и др., и написанные «для себя» портреты членов семьи Репина.
Картина «Стрекоза» - один из наиболее известных портретов семейного «цикла». Эта картина была написана на даче под Петербургом. Художник изобразил свою дочь Веру Ильиничну Репину (1872-1948). Работа датирована 1884 г. - значит, мы видим портрет девочки в возрасте 12 лет.
Пока ещё неизвестно, как сложится дальнейшая судьба этого ребёнка. Впоследствии Вера Ильинична пыталась стать драматической актрисой. Она обладала способностями к пению, живописи. Некоторое время выступала в частных театрах, но затем оставила мечты о сценической карьере. Поселилась с отцом в его финском имении «Пенаты» в Куоккале, вела хозяйство, как множество других женщин её круга.
Но всё это будет потом. Пока же мы видим шаловливого ребёнка, сидящего на высокой перекладине штакетника и непринуждённо болтающего ногами в воздухе. Обеими руками девочка придерживается за перекладину.
Фоном служит ясное летнее небо, сливающееся с лугом. Художник наметил отдельные сухие травинки, но в целом земля и небо практически не разделены.
На девочке зеленовато-серое платье с длинными рукавами, всё в небольших складочках. Подол юбки - до середины икр, дети не носили длинные платья до пола, как их мамы и старшие сёстры. Поэтому видны светлые чулки, чуть спустившиеся складками, и чёрные башмаки на шнурках. На голове у девочки шляпка в тон платью, завязанная ленточкой под подбородком.
В картине много солнечного света, его блики играют на лице и одежде девочки. Есть мнение, что эта картина значительно отличается по стилю от большинства произведений Репина. Особенности исполнения картины, ощущение случайно «схваченного», подсмотренного мгновения роднят её с творчеством импрессионистов, которые как раз и стремились передавать на полотне настроение, изменчивость окружающего мира. На картине Репина запечатлён именно такой момент: девочка пока сидит, но вот-вот спрыгнет и убежит. Поэтому, быть может, художник и назвал картину «Стрекоза» - ведь эти существа очень подвижны, они мгновенно перемещаются с места на место. Только села на цветок - и вот уже перенеслась на несколько шагов вперёд, вот уже парит в воздухе... Возможно, что фон, в котором пейзаж практически отсутствует, узкая полоска луга сливается с небом, как раз и служит тому, чтобы создать, передать это ощущение парения в воздухе, лёгкости и беззаботности, присущим ранней юности.

Описание картины Репина «Стрекоза»

Знаменитым русским художником с украинскими корнями есть Репин Илья Ефимович.
Большинство своих картин автор насыщал действиями и событиями из жизни простого человека.
Также он изображал эпизоды из судьбы русских революционеров.
Обращался и к исторической тематике.
Есть в его арсенале и портреты.
Среди них как знаменитые люди, так и члены семейства.

Одним из самых известных семейных портретов есть картина «Стрекоза».
На холсте изображена дочь Репина Вера.
Ей двенадцать лет.
Она сидит на высокой перекладине, держась двумя руками.
Ноги безвольно болтаются, не дотрагиваясь земли.
На ней пестрое платьице с длинным рукавом, желтые колготки и черные туфельки.
Голову покрывает коричневая шляпка, залита солнечным светом.
Благодаря ей солнечные лучи не попадают на лицо, только немного освещают шею и нижнюю часть щеки.

Ее лицо спокойное и немного сосредоточенное.
Маленькие темные глазки, пухленькие розовые губки и немножко расплюснутый нос показывают нам детскую непосредственность и неусидчивость.
Возможно, благодаря этому картина и получила такое название.
Она не похожа на другие картины автора и этим есть такая уникальная и знаменитая.

Конечно, я подумал, что на этой картине будет настоящая стрекоза – с крылышками и огромными глазами, а тут девочка…

Вот такое, значит, у неё прозвище! Думаю, она его заслужила.

Она вся зеленая! То есть она сидит в зелёном платье. Кстати, оно довольно красивое. А на шляпке у неё лента такого же цвета. Мама хорошо подбирает ей одежду. Если об одежке говорить ещё… Шляпка нужна от солнца, значит, девочка много времени проводит на улице, а тут как раз жаркое лето. На ногах у Стрекозы ботиночки на шнурках. Они похожи на мальчишечьи – удобные, с ног не свалятся, а ещё они черные и без всяких там бантиков. То есть чтобы не портить красивые туфли, она носит такие ботинки. Она везде бегает и ничего не боится.

На вид ей лет восемь. Она загорелая, крепкая, с серьезным и внимательным взглядом. На картине чуть щурится, смотрит куда-то мимо художника.

Сидит героиня на какой-то тонкой ветке. Держится двумя руками. Красиво! Под ней высокая трава, а за ней размытый фон… Но по-моему там море или какое-то озеро. Горизонт виден. Чувствуется, что довольно жарко.

Стрекоза тоже так может красиво сесть на веточку около воды, но чуть её спугнешь – улетит. Девочка тоже будто вот-вот убежит. Я не вижу в ней кокетства, она не строит глазки – не позирует. Молодец!

Ещё её воротник похож на крылышки стрекозы. И зеленая стрекоза маскируется под окружающую зелень. Эта девочка могла выбрать такое платье, чтоб меньше отличаться от природы. Она, может быть, ловит кузнечиков, не хочет их распугать. А пока она сидит – отдыхает, ножками качает.

Стрекоза – довольно хорошее прозвище. Такое с улыбкой мог бы дать девчонке взрослый.

На самом деле рисовал Репин свою дочь, но по картине этого не видно.

Цвета у картины нежные, зеленые, в основном. На светлом небе легкие облака. Есть тут и солнечные зайчики. Очень красиво и просто.

Даже больше похожа картина эта на фотографию – так всё естественно. Как в жизни. И это очень хорошо, я думаю.

4, 6, 7 класс

Сочинение описание картины Стрекоза Репина

Картина Репина хорошо вписывается в традицию использования образа стрекозы в искусстве и культуре. У Гёте, Мандельштама, Алексея Толстого, Крылова стрекоза - попрыгунья, символ лета и беззаботной радости. А Илья Репин использует этот образ и как метафору. Он свою дочь Веру изображает такой же непоседой, порхающей над цветущими травами и на миг прервавшей свой жизнерадостный полет, чтобы бросить игривый взгляд на зрителя.

Композиция холста, цветовая гамма, импрессионистская техника исполнения – все подчинено главной задаче: передать солнечную радость, переменчивость разных её оттенков и мимолетность.

Весь передний план картины заполняет собой задорная девчушка. На заднем плане нет ничего, что могло бы отвлечь от нее внимание. Только дышащее утренней прохладой объёмное пространство и рассекающая это пространство то ли ветка старого дерева, то ли перекладина деревенского мостика. Такая композиция фиксирует внимание на девочке-стрекозе и в то же время создает ощущение полета, движения, неуловимости настроения.

А настроение это звонкое, задорное, радостное. Оно сквозит во всем. И в динамичной позе девочки, которая, будто стрекоза на цветке, сидит, помахивая ножками-крылышками, но через мгновение спрыгнет и весело побежит дальше. И в небрежно надетой шапочке, которая не слетает только благодаря подвязке. И в складках платья, которыми играет ветерок, и в его расцветке, повторяющей рисунок легких облачков на фоне летней лазури. И в дрожащих бликах солнца на щеке, шее, коленках, туфельках «стрекозы».

Чтобы снять торжественность и строгость портрета, а «Стрекоза» очень напоминает портрет, И. Репин использует оригинальный ракурс – вид снизу. Благодаря этому решению, картина уже воспринимается не как портрет, а как часть огромного полотна, имя которого жизнь. Просто художник изображает небольшую часть, краткое мгновение этой жизни – детство во всей его насыщенности радостью, в его беззаботности и мимолетности.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Ганелон в Песне о Роланде сочинение

    «Песнь о Роланде» включает в себя события, которые происходили в действительности, которым предали немного художественного переосмысления

  • Сочинение 14 февраля День Святого Валентина

    Во многих школах и не только регулярно празднуют День святого Валентина и считают этот праздник каким-то особенным днем, в который нужно непременно признаться кому-то в своих чувствах или обмениваться приятными открытками

  • Весна приходит не одна, она приносит с собой то, что всю зиму спало крепким сном. Нет, я говорю не о медведях! И не о зеленых листьях на ветках деревьев. Я говорю о той силе и энергии что приносит с собой весна.

  • Английский язык мой любимый предмет сочинение рассуждение 5 класс

    Я люблю учиться и мне нравятся разные науки. Но самым любимым предметом у меня является английский язык и литература.Эти предметы ведут замечательные учителя. Английский язык мы начали учить со второго класса

  • Сочинение Пропасть между мечтой и реальностью

    Мечта, сладкий плод нашего воображения, в котором мы создаем образ того, что хотели бы иметь, или то, что по нашему мнению должно случиться. Во всех случаях мечта, это своего рода мысли, подчеркнутые положительными эмоциями

Среди портретов И. Е. Репина в особую группу можно выделить портреты членов семьи живописца. В них он много экспериментирует, поскольку пишет их «для себя». Один из самых известных таких портретов – «Стрекоза», написанный художником на даче под Петербургом в 1884 году. На портрете Репин изобразил свою старшую дочь Веру Репину.

Картина оставляет впечатление бытовой сценки, случайно подсмотренной автором. Композиция холста чрезвычайно проста. Мы видим девочку, которая весело покачивая ножками, сидя на высокой перекладине штакетника. Она действительно напоминает стрекозу, которая сидит на цветке и помахивает прозрачными крылышками. Поза девочки естественна и свободна, исполнена живости и задора. Вот-вот непоседа и озорница соскользнет вниз и весело убежит прочь.

Шляпка, забавно закрепленная ленточкой под подбородком, серьезно-задорный взгляд темных глаз, солнечные зайчики на лице и шее – все эти детали добавляют облику непосредственности, увлекают нас в мир детских игр и грез. Художник откровенно любуется непринужденностью и обаянием юного существа, его беззаботной радостью жизни.

Все пространство на полотне – и сам воздух, и пестрое, в легких складочках, платье девочки - словно пропитано солнцем. За спиной ребенка – ясное летнее небо, чуть подернутое белизной облаков. Внизу на холсте чуть обозначены тонкой кистью высохшие травинки луга. Полотно достаточно активно по колористическому решению, но оттенки цвета – пастельные, нежные.

Стилистически картина «Стрекоза» отличается от большинства репинских картин. И техника письма, и трактовка образа, и ощущение сиюминутности происходящего здесь очень напоминают импрессионистические. В картине Репину удалось создать образ, в котором много тепла, нежности, любви.

Помимо описания картины И. Е. Репина «Стрекоза», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.