Статуя фараона Хасехема из известняка. История развития статуй древнего египта

Скульптура в культуре древнейшей цивилизации на Земле играет важнейшую роль. Согласно представлениям египтян, одна из человеческих душ - ка - обладает способностью пребывать сразу в двух мирах: земном и загробном. Отсюда стремление любыми способами сохранить тело умершего человека (бальзамирование и мумифицирование), а также создание большого количества скульптур, которые могут служить оболочкой для души "ка".

Другая особенность скульптуры Египта - строгие каноны (правила), по которым создавались все изображения. С одной стороны, скульптура должна была быть достаточно реалистичной, чтобы душа могла "распознать" свою оболочку, с другой стороны, канон требовал полной симметричности в изображении человека, а телосложение также подчинялось строгим правилам. Именно поэтому многочисленные изображения фараонов, жрецов и богов кажутся однотипными, а различия существуют лишь в чертах лица. Отход от правил допускался лишь при изображении людей низкого сословия: чиновников, военных и т. д.

Абсолютное большинство скульптур Древнего Египта статичны. Чаще всего цари и боги изображаются сидящими на троне, или стоящими, руки фигур покоятся на коленях, или скрещены на груди, взгляд устремлен прямо перед собой. Подобный ракурс создавал удивительный эффект, зрителю кажется, что статуя смотрит прямо на него, с какого бы ракурса он не смотрел на скульптуру. Огромные глаза скульптур - также имеет культовое значение. Египтяне были уверены, что душа человека находится в его глазах. Поэтому все скульптуры раскрашивались очень тщательно.


Самая известная египетская скульптура - Большой сфинкс. Мифическое существо с головой фараона Хафра и телом львицы. Монументальная скульптура, стража пирамид выполняла роль охранника покоя царей в долине пирамид. Величественная поза, полный покоя и отрешенности взгляд, мощь и внутренняя сила до сих пор производят неизгладимое впечатление на туристов.

Особого внимания заслуживают храмовые скульптуры фараонов и богов. Выполненные в строгом соответствии с каноном, египетские цари представлены величественными, отлично сложенными и отрешенными. Изображать фараона, живого бога, можно было только вне времени и быта. Все стоящие скульптуры изображают царя делающим шаг вперед (так называемый "шаг в вечность"), символически это обозначает переход повелителя от земной жизни в жизнь вечную.


Необыкновенно интересны скульптурные маски фараонов, которые закрывали лицо фараонов в саркофагах. Мастера использовали для создания масок драгоценные металлы и разноцветные эмали. Самая известная маска - фараона Тутанхамона.

Скульптурные портреты египетских мастеров оставили нам блестящие образцы реализма и пластики. Портреты Нефертити, Тейе, Микерина, Аменхотепа III и других - несомненные шедевры древнего искусства. Чаще всего скульптурные портреты - сохранившиеся части статуй, утерянных в веках.

Отдельного разговора достойно искусство периода Амарна. В это время, когда фараон Эхнатон запретил поклонение многочисленным богам египтян и провозгласил единобожие. В это же время художникам разрешили отходить от канона, изображать людей такими, какие они есть на самом деле. Поэтому статуи и изображения самого мятежного фараона кардинально отличаются от изображений других правителей. Перед зрителем некрасивый человек, с кривыми ногами и выпирающим животом. Но ценность этих изображений кроется именно в их исторической достоверности и правдивости.

Для своих скульптур мастера Древнего Египта использовали самый разный материал: дерево, алебастр, базальт, кварцит, известняк. Особенности каждого материала брались в расчет, помогая создавать уникальные, особенные, точные и достоверные изображения в рамках строгих канонов.

Лучшие образцы скульптуры Древнего Египта хранятся в музеях

Скульптура в культуре древнейшей цивилизации на Земле играет важнейшую роль.

Согласно представлениям египтян, одна из человеческих душ - ка - обладает способностью пребывать сразу в двух мирах: земном и загробном. Отсюда стремление любыми способами сохранить тело умершего человека (бальзамирование и мумифицирование), а также создание большого количества скульптур, которые могут служить оболочкой для души "ка".

Другая особенность скульптуры Египта - строгие каноны (правила), по которым создавались все изображения. С одной стороны, скульптура должна была быть достаточно реалистичной, чтобы душа могла "распознать" свою оболочку, с другой стороны, канон требовал полной симметричности в изображении человека, а телосложение также подчинялось строгим правилам. Именно поэтому многочисленные изображения фараонов, жрецов и богов кажутся однотипными, а различия существуют лишь в чертах лица. Отход от правил допускался лишь при изображении людей низкого сословия: чиновников, военных и т. д.

Абсолютное большинство скульптур Древнего Египта статичны. Чаще всего цари и боги изображаются сидящими на троне, или стоящими, руки фигур покоятся на коленях, или скрещены на груди, взгляд устремлен прямо перед собой. Подобный ракурс создавал удивительный эффект, зрителю кажется, что статуя смотрит прямо на него, с какого бы ракурса он не смотрел на скульптуру. Огромные глаза скульптур - также имеет культовое значение. Египтяне были уверены, что душа человека находится в его глазах. Поэтому все скульптуры раскрашивались очень тщательно.

Самая известная египетская скульптура - Большой сфинкс. Мифическое существо с головой фараона Хафра и телом львицы. Монументальная скульптура, стража пирамид выполняла роль охранника покоя царей в долине пирамид. Величественная поза, полный покоя и отрешенности взгляд, мощь и внутренняя сила до сих пор производят неизгладимое впечатление на туристов.

Особого внимания заслуживают храмовые скульптуры фараонов и богов. Выполненные в строгом соответствии с каноном, египетские цари представлены величественными, отлично сложенными и отрешенными. Изображать фараона, живого бога, можно было только вне времени и быта. Все стоящие скульптуры изображают царя делающим шаг вперед (так называемый "шаг в вечность"), символически это обозначает переход повелителя от земной жизни в жизнь вечную.

Необыкновенно интересны скульптурные маски фараонов, которые закрывали лицо фараонов в саркофагах. Мастера использовали для создания масок драгоценные металлы и разноцветные эмали. Самая известная маска - фараона Тутанхамона.

Скульптурные портреты египетских мастеров оставили нам блестящие образцы реализма и пластики. Портреты Нефертити, Тейе, Микерина, Аменхотепа III и других - несомненные шедевры древнего искусства. Чаще всего скульптурные портреты - сохранившиеся части статуй, утерянных в веках.

Отдельного разговора достойно искусство периода Амарна. В это время, когда фараон Эхнатон запретил поклонение многочисленным богам египтян и провозгласил единобожие. В это же время художникам разрешили отходить от канона, изображать людей такими, какие они есть на самом деле. Поэтому статуи и изображения самого мятежного фараона кардинально отличаются от изображений других правителей. Перед зрителем некрасивый человек, с кривыми ногами и выпирающим животом. Но ценность этих изображений кроется именно в их исторической достоверности и правдивости.

Для своих скульптур мастера Древнего Египта использовали самый разный материал: дерево, алебастр, базальт, кварцит, известняк. Особенности каждого материала брались в расчет, помогая создавать уникальные, особенные, точные и достоверные изображения в рамках строгих канонов.

Лучшие образцы скульптуры Древнего Египта хранятся в музеях Лондона, Парижа, Берлина, Каира. Несколько образцов египетской скульптуры украшают улицы Петербурга, а также находятся в коллекции Эрмитажа, Пушкинского музея в Москве.

Загадочные полуулыбки всех статуй Египта заставляют зрителя снова и снова вглядываться в глаза некогда великих правителей самого сильного и развитого государства начала земной цивилизации.

История развития статуй древнего Египта

Когда именно была возведена самая древняя статуя мира – скульптура Сфинкса, учёные до сих пор не определили: некоторые считают, что это грандиозное сооружение увидел мир ещё в тридцатом веке до нашей эры. Но большинство исследователей всё же более осторожны в своих предположениях и утверждают, что Сфинксу не более пятнадцати тысяч лет.

Это значит, что уже на момент создания самого грандиозного памятника человечества (высота Сфинкса превышала двадцать метров, а длина – более семидесяти) на территории Египта уже было хорошо развито искусство, в частности, скульптура. Получается, что статуя Сфинкса в действительности намного старше египетской культуры, которая появилась в IV тысячелетии до нашей эры.

Эту версию большинство исследователей подвергают сомнению и пока сходятся на том, что лицом Сфинкса является лицо фараона Хеврена, который жил около 2575 – 2465 гг. до н. э. – а значит, свидетельствует о том, что это грандиозное сооружение из монолитной известковой скалы высекли всё же египтяне. И охраняет он пирамиды фараонов в Гизе.

Практически все исследователи сходятся на том, что заупокойный культ жителей древнего Египта сыграл немаловажную роль в развитии скульптуры – хотя бы потому, что они были убеждены: человеческая душа вполне могла возвратиться на землю к своему телу, мумии (именно с этой целью создавались огромные гробницы, сооружения, в которых должны были находиться усопшие тела фараонов и вельмож). Если мумии сохраниться не удавалось, она вполне могла вселиться в своё подобие – статую (именно поэтому древние египтяне называли скульптора «создающим жизнь»).

Жизнь эту они творили по раз и навсегда установленным канонам, от которых не отступали в течение нескольких тысячелетий (специально для этого были даже предусмотрены и разработаны специальные инструкции и руководства). Древние мастера использовали специальные шаблоны, трафареты и сетки с канонически установленными пропорциями и контурами людей и животных.

Работа скульптора состояла из нескольких этапов:

  1. Прежде чем начать работать над статуей, мастер выбирал подходящий камень, обычно – прямоугольной формы;
  2. После этого при помощи трафарета наносил на него нужный рисунок;
  3. Дальше методом высекания удалял лишний камень, после чего обрабатывал детали, шлифовал и полировал скульптуру.

Характеристика египетских скульптур

В основном древнеегипетские статуи изображали правителей, вельмож. Также популярна была фигура работающего писца (его обычно изображали со свитком папируса на коленях). Скульптуры богов и правителей обычно выставляли на всеобщее обозрение на открытых пространствах.

Особой популярностью пользовалась статуя сфинкса – несмотря на то, что сооружения таких размеров, как в Гизе, больше нигде и никогда не делали, существовало немало его уменьшенных дубликатов. Аллеи с его копиями и другими мистическими зверями можно было увидеть практически во всех храмах древнего Египта.

Учитывая, что фараона египтяне считали воплощением бога на земле, величие и несокрушимость своих правителей скульпторы подчёркивали специальными приёмами – расположениями фигур и сцен, их размерами, позами и жестами (позы, предназначенные передать какой-либо момент или настроение – не допускались).


Богов древние египтяне изображали только по строго определённым правилам (например, Гора имел голову сокола, тогда как бог мертвых, Анубис – шакала). Позы человеческих статуй (как сидящие, так и стоящие) были довольно однообразны и одинаковы. Для всех сидящих фигур была характерна поза сидящего на престоле фараона Хафра. Фигура величава и статична, правитель без каких-либо эмоций смотрит на мир и любому, кто видит его, очевидно, что ничто не в состоянии поколебать его власть, а характер фараона властный и непреклонный.

Если скульптура, изображающая мужчину, стоит, его левая нога всегда делает шаг вперёд, руки или опущены вниз, или же он опирается на держащий в руках посох. Через некоторое время для мужчин добавили ещё одну позу – «писца», человека в позе лотоса.

Вначале так изображали только сыновей фараонов. Женщина стоит прямо, ноги сомкнуты, правая рука опущена, левая – на талии. Шеи, что интересно, у неё нет, голова попросту соединена с плечами. Также мастера практически никогда не высверливали промежутки между её руками, телом и ногами – они их обычно обозначали чёрным или белым цветом.

Тела статуй мастера обычно делали мощными и хорошо развитыми, придавая скульптуре торжественность и величие. Что касается лиц, то портретные черты здесь, конечно, присутствуют. В работе над статуей скульпторы второстепенные детали отбрасывали, а лицам придавали бесстрастное выражение.

Раскраска древнеегипетских статуй также особым разнообразием не отличалась: мужские фигуры были окрашены в красно-коричневый цвет, женские – в жёлтый, волосы – в чёрный; одежда – в белый;

К глазам скульптур египтяне имели особое отношение – они верили, что умершие через них вполне могут наблюдать за земной жизнью. Поэтому в глаза статуй мастера обычно вставляли драгоценные, полудрагоценные камни или другие материалы. Этот приём позволял им добиться большей выразительности и даже немного оживить их.

Египетские статуи (имеются ввиду не фундаментальные сооружения, а более мелкие изделия) не были рассчитаны на то, чтобы их рассматривали со всех сторон – они были полностью фронтальные, многие из них как будто прислоняются спиной к каменному блоку, что служит для них фоном.

Египетские скульптуры характеризует полная симметрия – правая и левая половина тела абсолютно идентичны. Практически во всех статуях древнего Египта чувствуется геометричность – это объясняется, скорее всего, тем, что изготовляли их из камня прямоугольной формы.

Эволюция египетских скульптур

Поскольку творчество не может не реагировать на изменения, которые происходят в жизни общества, египетское искусство на месте не стояло и со временем несколько видоизменилось – и стало предназначаться не только для похоронных обрядов, но и для других сооружений – храмов, дворцов и т.д.

Если вначале они изображали только богов (изготовленная из драгоценных металлов крупная статуя того или иного божества была расположена в посвящённом ему храме, в алтарной части), сфинксов, правителей и вельмож, то впоследствии стали изображать и простых египтян. Такие фигурки в основном были деревянными.

До наших дней дошло немало изготовленных из дерева и алебастра небольших статуэток – причём среди них были фигурки животных, сфинксов, рабов, и даже имущества (многие из них впоследствии сопровождали умерших в потусторонний мир).

Статуи Раннего Царства (IV тысячелетие до н.э.)

Скульптура в этот период развивалась в основном в трёх самых крупных городах Египта – Она, Киптоса и Абидоса: именно здесь находились храмы с установленными в них статуями богов, сфинксов, мистических животных, которым поклонялись египтяне. Большинство скульптур были связаны с ритуалом обновления физической мощи правителя («хеб-сед») – это прежде всего или выбитые в стене или представленные в круглой скульптуре фигуры сидящих или идущих фараонов.

Ярким примером этого типа статуй является скульптура сидящего на пьедестале фараона Хасехема, одетого в ритуальную одежду. Уже здесь можно увидеть основные черты древнеегипетской культуры – правильные пропорции, в которой преобладают прямые линии и монументальность формы. Несмотря на то что его лицу присущи индивидуальные черты лица, они чрезмерно идеализированы, а глаза имеют традиционное для всех скульптур той эпохи выпуклое глазное яблоко.

В это время устанавливается каноничность и лаконичность в форме выражения – отбрасываются второстепенные признаки и акцентируется внимание на величественности в образе.

Статуи Древнего Царства (XXX – XXIII вв. до н.э.)

Все статуи этого периода и дальше изготавливают согласно ранее установленным канонам. Нельзя сказать, что предпочтение отдаётся какой-то определённой позе (особенно это касается мужских фигур) – популярны как статуи в полный рост с выдвинутой вперёд левой ногой, так и восседающие на престоле, сидящие со скрещёнными в форме лотоса ногами или преклонившие колени.

В это же время в глаза начали вставлять драгоценные или полудрагоценные камни, делать рельефную подводку век. Мало того, статуи начали украшать драгоценностями, благодаря чему они начали приобретать индивидуальные черты (примерами таких работ могут послужить скульптурные портреты зодчего Рахотепа и его жены Нофрет).

В это время значительно усовершенствовалась деревянная скульптура (например, фигура, известная как «Сельский староста»), а в усыпальницах тех времён нередко можно увидеть статуэтки, которые изображают работающих людей.

Статуи Среднего Царства (XXI– XVII вв. до н.э.)

Во времена Среднего Царства в Египте насчитывается огромное количество разных школ – соответственно, развитие скульптуры претерпевает значительные изменения. Их начинают изготавливать не только для усыпальниц, но и для храмов. В это время появилась так называемая кубическая статуя, представляющая собой фигуру, заключённую в монолитный камень. По-прежнему популярны деревянные статуи, которые мастера после того, как вырезали из дерева, покрывали грунтом и расписывали.

Скульпторы всё больше обращают внимание на индивидуальные особенности человека – при помощи идеально проработанных элементов они в своих работах показывают характер человека, его возраст и даже настроение (например, при одном лишь взгляде на голову фараона Сенусерта III становится понятно, что когда-то это был волевой, властный, ироничный правитель).

Статуи Нового Царства (XVI– XIV вв. до н.э.)

В период Нового Царства особое развитие получает монументальная скульптура. Она не только всё чаще выходит за пределы погребального культа, но в ней также начинают проявляться индивидуальные черты, не свойственные не то что официальной, но даже светской скульптуре.

Да и светская скульптура, особенно когда речь идёт о женской фигуре, приобретает мягкость, пластичность, становиться более интимной. Если раньше женщины-фараоны согласно канонам нередко изображались в полном царственном облачении и даже с бородой, то теперь они избавляются от этих черт и становятся изящными, грациозными, изысканными.

Амарнский период (начало XIV вв. до н.э.)

В это время скульпторы начинают отказываться от сильно идеализированного, сакрального образа фараона. Например, на примере огромных статуй Аменхотепа IV, можно увидеть не только традиционные приёмы, но и попытку передать как можно точнее облик фараона (причём как лицо, так и фигуру).

Ещё одним новаторством стало изображение фигур в профиль (раньше канон этого не допускал). В этот период возникла также всемирно известная голова Нефертити в синей тиаре, созданная скульпторами мастерской Тутмеса.

Статуи Позднего Царства (XI – 332 г. до н.э.)

В это время мастера все меньше начинают придерживаться канонов, и они постепенно сходят на нет и становятся условно-идеализированными. Вместо этого Они начинают усовершенствовать своё техническое мастерство, особенно в декоративной части (например, одной из лучших скульптур того времени считается голова статуи Ментуемхета, изготовленная в реалистичном стиле).

Когда при власти был Саис, мастера опять возвратились к монументальности, статичности и каноническим позам, но трактуют это уже по-своему и их статуи становятся более стилизованные.

После того как в 332 г. до н.э. Александр Македонский завоевал Египет, независимость свою страна эта потеряла, а культурное наследие древнего Египта окончательно и бесповоротно слилось с античной культурой.

Статуя царя Хасехема

Около 2720 года до н.э. (2 династия)

Высота 62 см, известняк

Из Гиераконполя. Ныне - Оксфорд. Эшмолеанский музей

Находилась в гробнице.

Произведения искусства предназначались исключительно для погребательных функций, и при жизни их никто не видел. Изображениям приписывались магические свойства.

Силуэт более плавный из-за особенностей материала.

Царь сидит на троне; на его голове - венец Верхнего Египта. На передней поверхности трона изображена связанная и пронзенная стрелой фигура - персонификация Нижнего Египта. По периметру трона изображены поверженные враги (указано их число - 47209!). У статуи есть двойник (на случай повреждения).

Гробница фараона Мена (объединителя Египта):

Вырезан фрагмент убийства фараоном поверженного врага+иероглиф, обозначающий дворец. Пропорции фигуры нарушены, но канон уже формируется.

Появление проблематики портретирования.

Проблема эта вырастает из погребального культа

Барельеф 1 из принцесс 1 династии:

Изображение принцессы+продуктов для гробницы.

Иероглифы ярко раскрашены.

Скульптор уделял внимание тщательной проработке лица – зарождение портрета.

12.Погребальные сооружения эпохи Древнего Царства. (3 тысячелетие до н. э.) Комплекс Джосера. Пирамиды в Медуме и в Дашуре.

Древнее царство – эпоха сооружения великих пирамид. Усиление централизации страны привело к установлению полной и неограниченной власти фараона-деспота, достигшей к этому времени апогея. Весь Египет с его населением считался собственностью фараона.

Мастаба – гробница знати древнего царства, состояла из подземной части, где ставили гроб с мумией, и массивной надземной постройки. Имела вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы. Представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. Затем к нему стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Постепенно мастаба усложнялась; молельни и помещения для статуи устаивались уже внутри надземной части. По мере развития жилищ знати увеличивалось и количество помещений в мастабе, где к концу Древнего царства появляются коридоры, залы и кладовые



Для истории египетской архитектуры большое значение имело строительство царских гробниц. Именно здесь применялись технические изобретения, новые идеи зодчих. Необходимо помнить, что царские гробницы были и местом культа умершего фараона.

Комплекс Джосера

Важнейшим этапом в развитии царских гробниц явилась идея увеличения здания по вертикали.

Пирамида фараона 3 династии Джосера построена около 3 тыс. до н. э. Зодчий Имхотеп. Пирамида Джосера - центр сложного ансамбля из молелен и дворов.

Ансамбль расположен на искусственной террасе,

Площадь – 600 на 300

Террасу окружала облицованная камнем стена

Высота пирамиды – 60 м, состояла из 7 мастаб, поставленных одна на другую (нижняя скрыта песками).

В молельнях широко применен в качестве основного материала камень

Богата и разнообразна декорировка усыпальницы

Интересны формы колон и пилястров: четкие величественные в своей простоте каннелированные стволы с плоскими плитами абак вместо капители или впервые выполненные в камне пилястры в форме раскрытых цветов папируса и лотоса.

Стены залов облицованы алебастровыми плитами, в подземных покоях – блестящими зелеными фаянсовыми изразцами.

Пирамида Джосера открыла путь к созданию совершенного и законченного типа пирамиды. осуществено основное - здание начало расти вверх и камень был определен как главный материал египетского монументального зодчества.

Усыпальницы царя 4 династии Снофру (около 2900 год до н.э.)

1. в Медуме- квадрат в основании, крутые ступенив, намечается форма правильной пирамиды, не закончена

2. в Дашуре ромбоидальная – воспроизводит форму священного камня (метеорит). Верхушку венчал позолоченный пирамидион

3. в Дашуре «красная» - имеет правильную форму - предшественница знаменитых пирамид в Гизе

Появляется новый вид зданий – солнечные храмы. Важнейшим элементом такого храма был колоссальный каменный обелиск, верхушка которого обливалась медью и ярко блестела на солнце; он стоял на возвышении, перед которым устраивался огромный жертвенник. Как и пирамида, солнечным храм соединялся крытым проходом с воротами в долине.

13.Архитектурный ансамбль в Гизе .

29-28 вв. до н. э.

Предшественница – пирамида в Дашуре.

Причислены к семи чудесам света.

Их построили себе фараоны 5 династии Хуфу (греки называли его Хеопс), Хафра (Хефрен), Менкаура (Микерин).

Пирамида Хеопса.

Наиболее грандиозная.

Построена, вероятно, зодчим Хемиуном.

Самое большое каменное сооружение мира.

Её высота 146,5 м, длина стороны её основания – 233 м, угол наклона граней 51 градус.

Была сложена из точно отёсанных и плотно пригнанных известняковых блоков весом около 2,5 тонн каждый; на пирамиду пошло свыше 2 300 000 таких блоков. Были блоки и по 30 тонн.

С северной стороны – вход, который соединялся длинными коридорами с расположенными в центре пирамиды погребальной камерой, где стоял саркофаг царя.. Над погреб камерой царя – 5 пустых камер, чтобы не раздавило тяжестью. Камера и часть коридора облицованы гранитом, остальные коридоры – известняком. Снаружи пирамида облицована плитами известняка.

Её массив четко выделялся на голубом небе, является монументальным воплощением идеи нерушимого вечного покоя и выражением того огромного социального расстояния, которое отделяло фараона от народа его страны.

Каждая пирамида окружена архитектурным ансамблем; но план комплекса более чёткий и уравновешенный.

Пирамида стоит теперь одна в центре двора, стена которого подчёркивает особое положение пирамиды и отделяют её от окружающих зданий. В пределах этого двора располагались маленькие пирамидки цариц. К восточной стороне пирамиды примыкал царский заупокойный храм, соединяющийся крытым каменным проходом с монументальными воротами в долине. Эти ворота строились там, куда доходили воды нильских разливов, к востоку от них – орошаемые Нилом поля, к западу – пустыни, поэтому ворота стояли как бы на грани жизни и смерти. Вокруг четко распланировано, располагались мастаба придворных фараона. Наиболее отчетливое представление о заупокойных храмах при пирамидах в Гизе дают остатки храма при пирамиде Хефрена.

Пирамида Хефрена . Стоит на некотором возвышении к юго-востоку от пирамиды его отца Хеопса.

Высота 145, 5 м.Она представляла собой прямоугольное здание, сложенное из массивных известняковых блоков. Входом ко всему комплексу пирамиды служил первый заупокойный храм в долине, его фасад достигал 12 м в высоту и имел две двери, которые стерегли поставленные по их сторонам сфинксы - фантастические существа в виде льва с головой человека, олицетворявшие мощь фараона. Высотой 15 м, длиной более 20 м. Голове приданы портретные сходства фараона Хефрена. Внутри нижний заупокойный храм имел зал с четырехгранными гранитными колоннами, вдоль стен которого были расставлены статуи фараона, сделанные из различных пород камня. Мегалитическая постройка, но в отличие от первобытных храмов – прекрасно отесанные камни – розовый гранит.

Пирамида Микерина

Нижняя часть пирамиды М и его поминальный храм были облицованы гранитом, симвилом вечности и нерушимости в эпоху Д Ц.

В отличие от пир Хеопса, здесь коридоры ведут не вверх, а вниз.

Отличительной чертой архитектуры пирамид в Гизе является полное освоение конструктивной роли камня и его декоративных возможностей. В пирамидных храмах впервые в Египте встречаются свободно стоящие колонны то с круглыми стволами и простыми абаками, то в виде четырехгранных столпов. Зодчие умело пользуются сочетаниями отполированных плоскостей различных камней.

14. Скульптура эпохи Древнего царства. Круглая статуя и рельеф (материалы древнеегипетской скульптуры).

Скульптура монументальна, подчинена архитектуре. Строгие фронтальные позы заупокойных статуй знати однообразны, раскраска этих скульптур условна. Поставленные в нишах молелен мастаба или в особых небольших закрытых помещениях позади молелен.

Появляется проблема портретирования. Статуи кажутся неразрывно связанными со стеной молельни, причем за спиной многих из них сохраняется в виде фона часть того блока, из которого они были высечены. У всех статуй прямо поставлены головы, почти одинаково расположены руки и ноги, одни и те же атрибуты. Тела мужских фигур окрашены в кирпично-коричневый цвет, женских - в желтый, волосы у всех черные, одежды белые. Статуя должна была передать сходство с умершим человеком, тело которого она заменяла (отсюда раннее возникновение египетского скульптурного портрета), торжественная же приподнятость образа была вызвана стремлением подчеркнуть высокое социальное положение умершего. Однообразие поз статуй отчасти объясняется их зависимостью от архитектуры гробницы, но главным образом - их ритуальным назначением. Статуи должны были оставаться одинаковыми из поколения в поколение.

Ск-ру в Д Ц стали делать из вечных материалов – твердых пород камня: гранит, диорит, базальт, абседиант.

Позы человека по ег канону:

1. восседающий на троне

2. восседающий в позе писца со скрещенными ногами

3. коленопреклоненный

4. стоящий в рост

5. делающий канонический шаг.

Статуя пирамиды Джосера : лицо портретно, массивный парик, покрытый сверху клафтом. Статуя строго фронтальна, прочитывается связь с блоком камня, из которого изваяна.

Статуя фараона Хефрена. (168 см). Взгляд фараона устремлен в вечность. Все его статуи расположены воль стен. Изображен сидящим на троне с царскими знаками. Символ единства- папирус и лотос, сзади на его плечах сидит бог покровитель- Гор, который обнимает его голову. Канон запрещал изображать фараона с признаками возраста. Фигуры обработаны большими плоскостями.

Триада Микерина . (95см), барельеф найден в нижнем храме, серый сланец. Триада богов- в центре МИКЕРИН, а по бокам две богини (Хатхор и покровительница нома). Идеально сложенный человек, фараон доминирует, богини находятся сзади, на голове фараона белая корона южного Египта.

Статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет (белый известняк). Раскрашены темперными красками по сухой основе. Царевна окутана покрывалом, руки сложены на груди. Тело Рахотепа покрыто коричневой краской. Волосы и брови черной. Нофрет покрыта желтой краской, на голове диадема, на шеи ожерелье из лепестков лотоса.

Портрет Хемиуна. Нет идеализации. Один из наиболее высоко стоявших в обществе людей - царский родственник, руководитель строительства пирамиды Хеопса. Явно портретное лицо трактовано обобщенно и смело. Резкими линиями очерчен нос с характерной горбинкой, веки прекрасно поставленных в орбитах глаз, маленький, но энергичный, жесткий рот. Слегка выступающий подбородок, волевое, быть может, даже жесткое лицо. Очень хорошо показано и тело Хемиуна - полнота залитых жиром мускулов, правдиво переданные складки кожи на груди, на животе, особенно на пальцах ног и рук.

Портрет писца Каи. Статуя царского писца Каи, воплотившая, однако, образ человека совсем иного характера. Скульптор мастерски передал образ царского писца, сидящего поджав ноги перед своим владыкой и записывающего все, что диктует ему фараон. Перед нами - лицо человека, привыкшего молча, беспрекословно исполнять волю господина. Плотно сжатые тонкие губы большого рта и внимательный взгляд - смешанное выражение сдержанности, готовности повиноваться с хитростью ловкого и умного царского приближенного. Поражает правдивость проработки всего тела Каи- ключиц, дряблых мускулов груди и живота. Великолепна и моделировка рук с длинными пальцами, колен, спины. Следует отметить прием изображения глаз, столь оживляющих лицо Каи.

Статуя царевича Каапера. (122 см дерево 3тыс. до н.э. 25в) Был царским жрецом и писцом. Фигура была покрыта грунтом и расписана. Он изображен с выдвинутой ногой. Инкрустированные глаза(полудрагоценные камни). Древнее царство- расцвет скульптуры.

Скульптурная группа (семейство карлика Семнепа со своей женой и у подножия дети). Придворный карлик. Исполнен достоинства, не вызывает насмешек, жалости – гуманистические принципы египетского общества.

Исключительное место не только среди подобных скульптур, но и вообще в египетском искусстве занимает знаменитый Большой сфинкс , находящийся у нижнего заупокойного храма Хефрена. Основу Большого сфинкса составляет естественная известняковая скала. Размеры Сфинкса огромны: его высота - 20 м, длина - 57 м. На голове Сфинкса - царский полосатый платок, на лбу высечен урей - священная змея (охраняет фараонов и богов), под подбородком - искусственная борода, которую носили египетские цари и знать. Лицо Сфинкса было окрашено в кирпично-красный цвет, полосы платка были синие и красные. Несмотря на гигантские размеры, лицо Сфинкса все же передает основные портретные черты фараона Хафра.

Ушепти - жанровое изображение слуг – небольшие фигурки из дерева, глины. Художник может позволить себе изобразить что угодно.

Гончар -13 см – раскрашенный известняк.

Развивается рельеф.

1. Горельеф

2. Барельеф

3. Контррельеф – углубленный или врезанный

Рельеф раскрашивался, максимально приближен к живописи, главное – выразительность линий, цветовых пятен.

Деревянный барельеф с изображением царевича Хесира (придворный архитектор) – фигура во весь рост, контур очень выразителен, рельеф подчеркивает стену. Голова и ноги в профиль, туловище в фас. 2 треугольника, развернутые друг к другу. Создается твердое равновесие. В руках жезл и пенал с кисточками.

Барельеф из гробницы Ти (пастухи, гоняющие стадо)

Философия жизни в Древнем Египте заключалась в стремлении продолжить жизнь после смерти. Важным посредником в осуществлении этой идеи была скульптура. Обилие статуй в гробницах и храмах на протяжении всей истории Древнего Египта отвечает ритуальным нуждам. Скульптура служила приютом для хранения энергии усопшего - Ка. В случае исчезновения физического тела статуя-копия должна была заменить умершего человека, т.е. жизнь натуры продолжалась в изображении. Так зародился скульптурный портрет. Статуи создавались не для созерцания, а для выполнения священного предназначения, и исходя из этого были выработаны строгие правила (каноны) образа: статичность, фронтальность, симметричность.

Вся скульптура Древнего Египта поражает прежде всего своей монументальной статичностью. Изображение замерло на века в своей неизменности. Этот завораживающий покой египетской скульптуры несет в себе непостижимую тайну бытия и такое понимание миропорядка, которое напрочь утрачено нашим суетным временем. Вся скульптура рассчитана на фронтальное обозрение. Существуют два типа изображения божественного сана: сидящая и стоящая фигура. В модели стоящей фигуры руки вытянуты вдоль туловища, одна нога выдвинута вперед. Сидящая фигура решена абсолютно геометрично: туловище располагается четко под прямым углом к нижней части. Руки лежат на коленях. Фигура сидит на кубообразном объеме, что придает ей жесткость. Не попадают под эти каноны писцы, которые изображаются сидящими на земле в позе лотоса (статуя царского писца Каи), и изображения слуг в мелкой пластике.

Атрибуты в изображении царских особ остаются неизменными на протяжении всей истории. Как правило, монархи изображались с обнаженным торсом, одетыми в плиссированную юбку, на голове - царский платок. Иногда фигуры царя изображались с соколом. Это бог Гор в своем соколином обличье. Царь считался прямым потомком Гора. Голова с головным убором и церемониальная борода, правильные черты лица и неизменное выражение стеклянных глаз - таков образ царствующего монарха, появившийся в скульптуре Древнего Египта. Все монархи изображались молодыми, полными жизненных сил. Молодое тело считается символом жизни и одновременно вечности.

Особой разновидностью царских скульптур были сфинксы - фантастические образы львов с человеческими головами, передававшими черты правящего фараона. Сфинксы воплощали идею сверхъестественной божественной сущности владыки Египта. Заслуженной известностью пользуется прославленный Большой сфинкс, возвышающийся около нижнего пирамидного храма Хефрена. Его основу составляет известковая скала, напоминающая фигуру лежащего льва. Высота сфинкса равна 20 м, длина - 57 м. На голове у сфинкса полосатый царский платок, надо лбом был урей - священная кобра, по верованиям египтян, своим огненным дыханием защищавшая богов и царей. Лицо сфинкса было окрашено в кирпичный цвет, полосы платка - в синий и красный. Основной материал, из которого выполнялась скульптура, - камни твердой породы. Прочность камня обеспечивала вечность существования. Помимо камня использовали известняк и дерево, которые раскрашивались в разные цвета. Все качества, присущие египетской скульптуре, были предопределены также методом обработки камня скульптором. Суть заключалась в следующем: на четырехгранной глыбе с каждой стороны рисуется проекция будущей статуи, затем она высекается одновременно с четырех сторон, прямыми плоскими слоями.

Нужно заметить, что древняя египетская скульптура еще не ставила задачей передачу характера, настроения. Эти проблемы возникнут и будут решены гораздо позже, в другие эпохи. И тем не менее портрет играл важную роль для египетского искусства. По сущности своего назначения портрет служил магическим целям, был предназначен не для обозревания зрителем: скульптурный портрет замуровывали в могильной камере, чтобы двойник Ка мог после скитаний вернуться и узнать свое тело. Важно понять, что при всей схожести с моделью портрет имеет абстрактный характер. Его реализм относителен - в нем нет органической жизненности, индивидуальной мимики, его взгляд блуждает в ином мире, лицо не выражает ни гнева, ни удивления, ни улыбки. И тем не менее талантливые скульпторы даже в сдерживающих рамках канона сумели создать ряд замечательных портретов в основном знатных людей. Распространены были композиции парных семейных портретов, к примеру, выразительные скульптуры, известные под названиями "Рахотепа и Нофрет", "Семейная группа карлика Сенеба", "Писец Каи", "Сельский староста".

В скульптуре Среднего Царства произошли некоторые изменения. Особенность общественно-политической структуры этого периода заключалась в ослаблении власти фараонов и росте влияния представителей земледельческой знати. Идет борьба между номами (областями), окончившаяся победой южных номов во главе с правителем Фив. Постепенно начинает ослабевать незыблемая идеология Древнего Царства. Развивается научная мысль, особенно в области медицины и математики. Нет уже такой беспрекословной веры в загробную жизнь. Навалившиеся проблемы земной жизни отразились на лицах скульптур некоторых фараонов: обычно устремленный в бесконечность взгляд преобразился в меланхоличность, некоторую усталость - таковы портреты Сенусерта Третьего и Аменемхета Третьего. Выполненная из розового гранита голова статуи Сенусерта Третьего (музей Метрополитен в Нью-Йорке) поражает непривычным взглядом, который ранее был ясным и твердым, а теперь уставший, припухшие веки опущены, появились надбровные складки. Статуи царей стали устанавливать не только в погребальных камерах, но также внутри храма и снаружи здания, под открытым небом.

В Среднем Царстве необычайно распространена мелкая пластика, выполненная из дерева или терракоты. Небольшого размера скульптура (20-30 см) изображает слуг, занятых повседневной работой. Статуэтки предназначались для гробниц, чтобы обеспечить покойному необходимые для жизни услуги.

Скульптура Нового Царства развивается тремя путями: стремлением к гигантомании, к изысканности и декоративности, к жизненной реальности. Период Нового Царства характеризуется расцветом египетского государства за счет военных завоеваний. Египет пытается вернуть былую мощь и традиции Древнего Царства. Создаются невиданные фигуры, именуемые колоссами, которые устанавливаются снаружи храмов. Самые знаменитые колоссы находятся в Фивах и со времен греков эти статуи Аменхотепа называются колоссами Мемнона. Они являлись частью храма Аменхотепа Третьего (XIV в. до н.э.). К этому храму вела аллея сфинксов с лицом Аменхотепа. Храм был разрушен, сохранились два сфинкса, которые с 1832 г. находятся на берегу Невы в Санкт-Петербурге. Несмотря на монументальность изображения, гранитные петербургские сфинксы с юным лицом Аменхотепа Третьего поражают своей грациозностью и изысканностью. Сохранилось множество статуй царицы Хатшепсут, где ее прекрасное лицо мягко и нежно смоделировано в камне.

Чтобы понять характер искусства Нового Царства, необходимо учитывать своеобразие сложившихся обстоятельств. Приток богатств изменил условия быта знати, возросло стремление к роскоши. Украшались города, дворцы, изменился быт, изменился и облик человека. Искусство становится пышным, декоративным, в нем быстро растут реалистические устремления.

Особые страницы в истории Нового Царства занимает время правления Аменхотепа Четвертого, Эхнатона (1352- 1338 гг. до н.э.), который предпринял реформы ортодоксальной религиозной доктрины. Желая подорвать значение жречества и усилить власть фараонов, он объявил нового бога Атона - солнечный диск. Стремясь демонстративно показать свой разрыв с прошлым, фараон покинул Фивы - центр культа Амона и возвел новую столицу, названную Ахетатон. С точки зрения истории - это был грандиозный поступок, ломались вековые традиции. Культ прежних богов был запрещен, их храмы закрыты. Святилище Атона - это большие открытые дворы с множеством мелких жертвенников и одним большим, царским. Новые идеалы незамедлительно отразились в искусстве. Период Эхнатона назвали амарнским от названия современного района Эль-Амарна, где были найдены остатки бывшей столицы. Амарнское искусство рассказывает нам о жизни царской семьи со всей естественностью и реалистичностью. Сохранились портреты Эхнатона и его жены Нефертити. Царь показан без прикрас, со всеми особенностями его лица и фигуры. Три скульптурных бюста Нефертити прекрасны и чувственны. В этот период скульптура решительно утверждает чувственность женских образов.

Период амарнского искусства, полного любви и очарования, был коротким. После смерти Эхнатона все изменилось. Необходимо было восстанавливать былую мощь государства, которая ослабла за время правления Эхнатона. Отголоски естественного стиля Амарны можно увидеть в сокровищах гробницы Тутанхомона, которая была открыта в 1922 г. археологом Говардом Картером. Сокровища Тутанхомона, который был мужем третьей дочери Эхнатона и Нефертити, поражают своей изысканностью и красотой. Достаточно упомянуть золотую маску, золотой гроб, статуэтки богинь, парадный трон с выложенными из драгоценных камней на золотом фоне изображениями Тутанхомона и его жены Анхесамон.

В послеамарнский период, во время правления Рамзеса Второго, скульптура кардинально изменится. Рамзес построил новую столицу Танисс, где мастера скульптуры пытались возродить стиль Древнего Царства, наделяя свои скульптуры неподвижностью, массивностью, бесстрастным выражением лица. Этим они стремились создать образ могущественного царя. Но форма была безжизненна и уже неорганична времени. Данная академичность говорила о начале угасания некогда великой культуры. Примером могут служить гигантские скульптуры Рамзеса Второго и царицы Нефертари на фасаде Большого храма.

Живопись и рельефы Древнего Египта играли не менее важную роль в искусстве Египта. Рельефы и росписи обильно украшали стены гробниц и храмов. Подобно скульптуре, они были тесно связаны с зодиакальным культом. Рельефы, низкие и высокие, раскрашивались и поэтому мало отличались по выразительности от живописных росписей. В отличие от скульптуры рельефы и живопись способны к повествовательное™. На стенах изображались сцены сельских работ, охоты, быта царя и вельмож, их располагали горизонтальными полосами со строгим соблюдением канона. Четкая графичность изображений органично сочетается с надписями-иероглифами, вся композиция воспринимается как один большой иероглиф и выглядит объемно. Все фигуры вневременны, поэтому картинку следует рассматривать как заклинание, обращенное к вечности.

Древнее Царство отдавало предпочтение трудоемким техникам рельефа.

В амарнский период живопись и рельефы характеризуются правдивостью и естественностью в изображении камерных семейных сцен. Ко времени правления Рамзеса Второго относится рельеф "Плакальщицы", который более всего отражает реальность времени. Здесь уже нет строгого канона, размеренного ритма, а есть экспрессия в передаче драматического события.

Мы проследили общий путь развития египетского искусства. И сегодня, спустя тысячелетия, это искусство не перестает вызывать огромный интерес у нашей цивилизации. Культура Древнего Египта оказывала влияние на последующие эпохи, а именно на культуры Греции и Средневековья. Иконография образа богоматери также восходит к египетской культуре.