Станцы рафаэля ватикан. Станцы рафаэля санти в ватикане и интересные цифры о великом художнике. Станца Инчендио ди Борго

Жизнь и творчество Рафаэля Санти тесно связано с Римом, именно здесь находится большинство его работ.

Картины Рафаэля в Пинакотеке Ватикана — «Мадонна Фолиньо» и «Преображение»

Рафаэль Санти — биография

Рафаэль Санти прожил относительно короткую жизнь (1483 — 1520), он родился в Урбино в Папской области и учился у Пьетро Перуджино. Ранние работы Рафаэля похожи на творения его учителя. В 1504 — 1508 годах Рафаэль работал во Флоренции, там же в эти годы работали Микеланджело и Леонардо да Винчи.

Считается, что под влиянием Леонардо в картинах Рафаэля появилась мягкость и идеальная композиция, а от Микеланджело он взял сильную динамику. Тем не менее, персонажи Рафаэля так же как и у Леонардо погружены в себя.

Живопись Рафаэля Санти в Риме

Рафаэль много раз возвращался к теме мадонны с младенцем. Красивые и женственные мадонны Рафаэля являются гордостью почти всех крупных музеев.

Знакомство с Рафаэлем Санти в Риме мы начали в Ватиканской Пинакотеке, где у самого входа находится несколько его картин.

Кроме картин Рафаэль писал фрески, их можно увидеть еще и на вилле Фарнезина , а также в Ватикане. Их еще называют «Станцами Рафаэля» и лоджиями Рафаэля . Туристы, как правило, идут толпой мимо залов, расписанных Рафаэлем, прямиком к Сикстинской капелле, хотя в этом месте стоило бы притормозить и оглядеться.

Рафаэль выступал и как архитектор: при строительстве виллы Мадама. После смерти Браманте, он занял должность главного архитектора собора Святого Петра. В Риме им же была построена капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-1520).


Освобождение Святого Петра

Лоджии Рафаэля

В 80 — х годах XV века в Риме обнаружили руины Золотого дома Нерона, в которых сохранились фрагменты античных фресок.

На художников XV века фрески произвели большое впечатление, они с увлечением принялись изучать стиль, в котором они были сделаны. Поскольку Золотой дом уже превратился в пещеры, его стали называть гротом, а стиль настенной росписи «гротеском». Именно в этом стиле Рафаэль решил расписать лоджии двора Бельведера.

Лоджии расписаны учениками и последователями Рафаэля по его проекту. В XVIII веке точные копии лоджий Рафаэля в Ватикане были сделаны в царском Зимнем дворце (Эрмитаже).


Лоджии Рафаэля в Эрмитаже

Станцы Рафаэля

Станцы Рафаэля — это расписанные им и его учениками комнаты в папском дворце. Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo ) посвящена эпизодам связанным с деятельностью пап Льва III и Льва IV , что позволяло прославить находившегося тогда на папском престоле Льва Х .


На фреске «Пожар в Борго» изображен пожар 847 года. Тогда папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу.


Карла Великого короновал императорской короной в 800 году папа Лев III
Фреска «Битва при Остии»

Битва при Остии — морское сражение, которое произошло в 849 году между мусульманскими и христианскими войсками, закончившееся победой христиан. Христианский флот перед битвой благословил папа Лев IV .

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura) была папским кабинетом. Фрески этой комнаты представляют четыре области деятельности человека: «Афинская школа » - философию, «Диспута » - богословие, «Парнас » - поэзию, а «Мудрость, умеренность и сила » - правосудие.

На фреске Рафаэля «Афинская школа» изображены, в числе прочих, Леонардо да Винчи в образе Платона (в центре в красном плаще), Микеланджело в образе Гераклита (сидит в глубокой задумчивости), Браманте в образе Евклида (с циркулем в руках) и, наконец, сам Рафаэль в образе Аппелеса.

Станцу д’Элиодоро (Stanza d’Eliodoro ) Рафаэль расписал в 1511-1514 годах. Тематика её росписей - чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви.

На фреске «Изгнание Элиодора » рассказывается о том, как небесный всадник изгоняет сирийского военачальника Элиодора из Иерусалимского храма, который тот хотел разграбить. Эта фреска намекает на изгнание французов из Папской области.

Станцы Рафаэля

Станцы Рафаэля в дворцовом комплексе Ватикана (Stanze di Raffaello) — помещения (станца — комната) в папском дворце Ватикана. Они существовали уже при папе Николае V (1447—1455 годы). Папа Юлий II избрал их для своих апартаментов, не желая жить там, где всё ещё витала тень ненавистных Борджиа, то есть в апартаментах Александра VI. По совету Браманте Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю (художнику было только двадцать пять лет). Станцы Рафаэля — это четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6 м.), расписанные в 1508—1517 годах Рафаэлем вместе с учениками, и зал, росписи которого были выполнены учениками по эскизам живописца после его смерти. Четвёртое помещение — Зал Константина — было расписано учениками Рафаэля, поэтому менее известно. Каждую из стен целиком занимает фресковая композиция, таким образом в каждой из станц их по четыре. Росписи поражают глубиной замысла, образной насыщенностью, композиционной ясностью и упорядоченностью, общей гармонией.

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell"Incendio di Borgo)

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell"Incendio di Borgo) - последняя из станц, расписанных Рафаэлем (1514-1517 гг.). Темы росписей взяты из истории папства, а именно - эпизоды, связанные со Львом III и Львом IV, что позволяло прославить находившегося тогда на папском престоле Льва Х. Лучшая фреска этой станцы, по имени которой она и названа, - "Пожар в Борго".
По легенде, когда в Борго (районе, примыкавшем к папскому дворцу), в 847 г. произошёл пожар, папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу. В глубине видна часть собора св. Петра, причём со старым фасадом, ещё существовавшим во время работы Рафаэля над росписью станц.

Estancia del Incendio del Borgo (Vista general I)

Estancia del Incendio del Borgo (Vista general II)

«Пожар в Борго» Stanza dell"Incendio di Borgo

«Пожар в Борго» (фрагмент)

«Пожар в Борго» (фрагмент)

«Пожар в Борго» (фрагмент)

Коронация Карла Великого

Коронация Карла Великого (фрагмент)

Клятва, или оправдание Льва III

Клятва, или оправдание Льва III (франмент)

Битва при Остии

Битва при Остии (фрагмент)

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura)

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura) была папским рабочим кабинетом, и здесь же подписывались папские указы. Это первая из станц, расписанных Рафаэлем (1508-1511 гг.). Тема росписи - духовная деятельность человека. Фрески представляют четыре её области: "Афинская школа" - философию, "Диспута" - богословие, "Парнас" - поэзию, а "Мудрость, умеренность и сила" - правосудие.

Станца делла Сеньятура 1

Станца делла Сеньятура 2

"Афинская школа" - философия

Афинская школа (Escuela de Atenas)

Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается "Афинская школа" - одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. В центре композиции - фигуры Аристотеля и Платона. Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу - в знак того, что мир идей обретается в горних пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз - в знак того, что мир идей связан с земным опытом. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу - Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой - живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). По замыслу мастера, проникнутому идеями христианского неоплатонизма, подобное сходство должно было символизировать воздействие и глубинное родство античной философии и новой теологии. Подпись Рафаэля (RSVM) - у ворота его одеяния.

Диоген (Diogenes) Афинская школа (фрагмент)

Гераклит Эфесский (Микеланджело)
Афинская школа (фрагмент)

Платон (Леонардо да Винчи) Афинская школа (фрагмент)

Пифагор (Pitagora) Афинская школа (фрагмент)

Платон (Леонардо да Винчи) и Аристотель
(Афинская школа (фрагмент)

"Диспута" - богословие

Фреска "Диспута" - это не столько беседа о таинстве причастия, сколько прославление и триумф церкви. Вверху, на небесах, изображён Бог-отец, под ним - Христос с Богоматерью и Иоанном Крестителем, ниже - голубь, символ Святого Духа, восседающие на облаках апостолы. Внизу, на земле, представлены отцы церкви, папы, священнослужители, верующие, среди которых можно увидеть Данте, Савонаролу и художника монаха Фра Беато Анджелико. Фреска отличается удивительным композиционным единством и гармонией.

"Диспута" - богословие (Disputation of the Holy Sacrament)

Диспута (фрагмент)

Диспута (фрагмент) 2

"Парнас" - поэзия

"Парнас". В центре - Аполлон, вокруг него девять муз и поэты, как античные, так и эпохи Возрождения. Слева изображены слепой Гомер, Вергилий, Данте, Петрарка, Анакреонт, Сапфо, справа - Теренций, Ариосто, Овидий, Гораций.

"Парнас"

Парнас (Parnaso) Гомер, Данте (фрагмент)

Парнас (фрагмент)

Три главные добродетели (достоинства) - The Cardinal Virtues

Требониан, вручающий Пандетты Юстиниану

Григорий IX, одобряющий Декреталии

Росписи потолка (свода)

Потолок (свод) Estancia del Sello (Boveda)

Фреска на потолке (Адам и Ева)

Философия

Юстиция (Правосудие)

Комната Элиодора (Stanza di Eliodoro)

Станцу д"Элиодоро (Stanza d"Eliodoro) Рафаэль расписал в 1511-1514 гг. Тематика её росписей - чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви.

Станца Элиодора («Stanza di Eliodoro») I

Станца Элиодора («Stanza di Eliodoro» ) II

Изгнание Элиодора

Фреска "Изгнание Элиодора", по которой станца получила своё название, рассказывает о том, как небесный всадник изгоняет сирийского военачальника Элиодора из Иерусалимского храма, который он хотел разграбить. Считается, что в этом сюжете содержится намёк на изгнание французов из Папской области. Слева изображён сидящим папа Юлий II. Прекрасно передан характер этого сильного и властного человека.

Изгнание Элиодора (фрагмент)

Месса в Больсене (Massatbolsena) 1512

В "Мессе в Больсене" изображено чудо, которое произошло в 1263 г., когда во время богослужения хостия в руках у неверующего священника обагрилась кровью. При этом событии присутствует коленопреклонённый папа Юлий II, а справа расположилась группа швейцарских гвардейцев из папской стражи, одетых в яркие костюмы.

Освобождение Святого Петра

С большим мастерством написана фреска "Освобождение Петра" , рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра. Здесь содержится намёк на эпизод из жизни папы Льва Х. Будучи ещё кардиналом, он был в битве при Равенне в 1512 г. взят в плен французами, но ему удалось бежать. Композиция делится на три части. В центре изображён за решёткой, в темнице, спящий апостол Пётр, над которым склоняется ангел. В правой части ангел выводит Петра из темницы, в то время как стража спит, в левой - проснувшиеся стражники, обнаружив исчезновение Петра, поднимают тревогу. Рафаэль с большим мастерством использует в этой фреске ночное освещение, способствующее созданию драматического настроения и глубокой выразительности.

Освобождеие Петра (фрагмент)

Встреча Святого Льва Великого с Атиллой

Встреча Святого Льва Великого с Атиллой (фрагмент)

Станцы Рафаэля. Великое наследие

Одна из главных достопримечательностей Рима, входящих в
музейный комплекс Ватикана, включает в себя четыре комнаты,
расписанные великим художником вместе с его талантливыми
учениками в период с 1508 по 1524. «Станцы Рафаэля» в переводе
с итальянского языка обозначает «комнаты Рафаэля» (la stanza-комната).



«Христос вручает Св. Петру ключи от рая». Рафаэль Санти. 1515

Одной из первых и самых масштабных работ Рафаэля Санти
в Риме стала художественная роспись папских апартаментов.


«Портрет Папы Юлия II» Рафаэль Санти. 1512

Джулиано делла Ровере, будучи избранным Папой Римским под
именем Юлия II, отказался использовать в качестве личной резиденции
апартаменты, где ранее проживал Папа Александр VI Борждия.


Отделение суши от воды. Фреска лоджии Рафаэля
дворца понтифика в Ватикане. 1519

Юлий II выбрал несколько просторных комнат на втором этаже
Апостольского дворца и нанял известных художников для работы
над декоративным оформлением помещений. Среди привлеченных
мастеров был Браманте, Бальдассаре Перуцци, Лоренцо Лотто,
и даже Пьетро Перуджино - один из первых учителей Рафаэля.


Святой Павел проповедует в Афинах. Рафаэль Санти. 1515

Кстати, роспись потолка одной из комнат, над которой работал
Перуджино, настолько не пришлась по душе Понтифику, что тот, едва
увидев работу мастера, приказал ее немедленно смыть. Таким же образом
Юлий II не оценил и старания других привлеченных художников.


Встреча Иакова с Рахилью. Фреска лоджии Рафаэля второго
этажа дворца понтифика в Ватикане. 1519

По свидетельствам Вазари, именно Браманте, будучи на тот
момент главным архитектором базилики Святого Петра, посоветовал
пригласить молодого и малоизвестного Рафаэля для выполнения
поставленной задачи. Удовлетворенный первыми итогами работы
талантливого художника, Юлий II целиком и полностью доверил
Санти роспись апартаментов, приказав полностью удалить
работы предыдущих мастеров.


Станца делла Сеньятура. Фреска Парнас. Фрагмент
Аполлон и музы. Рафаэль Санти. 1511

Станца делла Сеньятура

Название помещения происходит от располагавшегося
выше Суда Святого Престола, именовавшегося «Сигнатура
Правосудия и Милости». На протяжении долгих лет этот зал
использовался Папой для проведения разного рода собраний.


«Триумф Галатеи». Рафаэль Санти. 1517

«Станца делла Сеньятура» была первой комнатой, над которой
работал Рафаэль. Роскошные росписи, украшающие стены
помещения, представляют собой аллегорические изображения
богословия, философии, юриспруденции и поэзии, составляющие,
по мнению автора, основу человеческого общества.


«Станца делла Сеньятура. Фреска Парнас. Фрагмент - Сафо» 1511

Любовь и доброта рождается вместе с религией, философия дает
человеку разум, красоту дарит поэзия и искусство, а справедливость
может восторжествовать благодаря правосудию. Такая тематика
декоративного оформления помещения наводит на мысль о том,
что изначально здесь предполагалось разместить либо рабочий
кабинет Понтифика, либо же его личную библиотеку, даже если
никаких документальных подтверждений этому не найдено.


Станца д’Элиодоро. Фреска «Изгнание Элиодора
из храма». Рафаэль Санти. 1514

Станца ди Элиодоро

В 1511 году, закончив роспись первой комнаты, Рафаэль приступил
к созданию эскизов для фресок следующего помещения,
предназначавшегося для папских аудиенций.


«Станца д’Элиодоро. Фреска Освобождение Святого
Петра. Фрагмент - Ангел выводит Святого Петра» 1514

В это время Папа Юлий II как раз вернулся в Рим после
разрушительной военной компании против французов, которая
закончилась для Святого Престола потерей Болоньи и создала
угрозу вторжения иностранных войск на полуостров.


«Станца д’Элиодоро. Роспись потолка зала
дворца понтифика в Ватикане» 1514

Политическая нестабильность подтолкнула Рафаэля на создание
цикла фресок, повествующих о защите, которую Господь может дать
через христианскую веру и Церковь. Представленные сюжеты
рассказывают о некоторых исторических событиях и связанных с ними
произошедших чудесах. Роспись «Комнаты Элиодоро»
продолжалась в период с 1511 по 1514 года.


«Сон Иакова (Лестница Иакова). Фреска лоджии
Рафаэля дворца понтифика в Ватикане» 1519

Станца дель Инчендио ди Борго

Последняя из четырех комнат, в декоративном оформлении которой
Рафаэль принимал непосредственное участие. Большую часть работ
по художественной росписи зала маэстро доверил своим ученикам,
в числе которых были Джулио Романо, Джованни Франческо Пэнни,
Джованни да Удинэ и некоторые другие.


«Падение Иисуса на пути к Голгофе». Рафаэль Санти. 1517

Сам же он занимался реализацией других проектов, в частности,
масштабным проектом строительства базилики Святого Петра,
будучи назначенным на должность главного архитектора собора.


Рафаэль Санти. «Святое семейство со святыми Елизаветой
и Иоанном (Мадонна Каниджиани). Фрагмент» 1508

«Станца дель Инчендио ди Борго» предназначалась для проведения
обедов. Сюжеты, взятые за основу композиций фресок, имеют
отношение к реальным событиям из истории Святого Престола.


«Мадонна под балдахином». Рафаэль Санти. 1507

Работу над созданием эскизов для обеденного зала Рафаэль начал
в 1513 году, вскоре после коронации Папы Льва X. Восхищаясь более
ранними работами молодого художника, Понтифик пожелал увидеть
на стенах помещения цикл фресок, рассказывающих о наиболее
значимых событиях из жизни его предшественников,
в частности, Папы Льва III и Папы Льва IV.


«Пожар в Борго. Станца дель Инчендио ди Борго». Рафаэль Санти. 1514

Наиболее значимой фреской третьей Станцы, является «Пожар в Борго»
(Incendio di Borgo), от названия которой произошло и название самой
комнаты. Фреска повествует о событиях середины IX века, когда
в Риме произошел сильнейший пожар.


«Станца дель Инчендио ди Борго. Пожар в Борго. Фрагмент» 1514

Район Борго (так называется территория возле базилики
Святого Петра) практически полностью была охвачена огнем.
Папа Лев IV, послав благословение римскому народу, сумел
чудным образом остановить стихию и тем самым
спасти население города.


«Портрет папы Льва Х с кардиналами Джулио Медичи
и Луиджи Росси. Фрагмент» 1518

Зал Константина

Четвертой и последней комнатой знаменитых папских
апартаментов является «Зал Константина». Роспись комнаты
была заказана Рафаэлю в 1517 году, однако великий маэстро
успел подготовить лишь эскизные рисунки. Рафаэль умер
в 1520 году в возрасте 37 лет.


«Исаак и Ребекка скрываются от Авимелеха. Фреска
лоджии Рафаэля дворца понтифика в Ватикане». 1519

Фрески были выполнены учениками знаменитого художника
- Джулио Романо, Джованни Франческо Пэнни, Раффаэллино
дель Коллэ и Перин дель Вага - в период с 1520 по 1524 года.
Потолок зала обрел росписи несколько позже, над их созданием
трудился сицилийский художник Томмасо Лаурэти.


«Лоджия кардинала Бибиена, фрески лоджии третьего
этажа дворца понтифика в Ватикане» 1516

Коротко - Рафаэль в цифрах.

Цифры, конечно, не объяснят, почему перед Рафаэлем
одинаково благоговели понтифики, монархи и простолюдины.
Но помогут осознать, сколько всего успел за свою недолгую
жизнь этот удивительный художник.

1. 25 лет было Рафаэлю, когда он стал официальным
художником папского двора.


«Станца д’Элиодоро. Фреска Месса в Больсене.
Фрагмент - папа Юлий II» 1514

2. 13 аркад, расписанных 52 фресками на библейские сюжеты,
возвели во внутреннем дворе Ватикана по проекту и эскизам Рафаэля.
Эти лоджии имеют неофициальное название «Библии Рафаэля».


«Нахождение Моисея или Спасение Моисея из воды.
Фреска лоджии второго этажа дворца понтифика в Ватикане». 1519.

3. 20 художников, расписывавших парадные комнаты папского
дворца, уволил понтифик Юлий II, после того как увидел работу
Рафаэля «Афинская школа». В дальнейшем «ватиканские станцы»
(от итал. stanza - комната) расписывали уже Рафаэль и его ученики.
К слову, среди уволенных был один из первых учителей
Рафаэля - Пьетро Перуджино.


Афинская школа. Фреска Станца делла Сеньятура
музея Ватикана. Рафаэль Санти. 1511

4. 56 фигур можно насчитать на фреске «Афинская школа».
В их числе древнегреческие философы, многим из которых Рафаэль
придал черты своих современников. Так, например, Платон похож
на Леонардо да Винчи, Гераклит напоминает Микеланджело,
а художник Апеллес - самого Рафаэля.


«Большая Мадонна Каупера» 1508

5. Более 40 мадонн написал Рафаэль за свою недолгую,
но удивительно плодотворную жизнь.


Сикстинская мадонна (фрагмент с мнимым пальцем)

6. Шесть пальцев, согласно распространенной версии, имеет на правой
руке папа римский Сикст II, изображенный Рафаэлем на картине
«Сикстинская мадонна». Если присмотреться, становится видно, что
«шестой палец» - это часть внутренней стороны ладони. Но
любители выискивать тайные символы продолжают настаивать,
что Рафаэль таким образом подчеркивает, что это именно
епископ Рима святой Сикст (то есть, шестой).


«Портрет Биндо Альтовити» 1515

7. Два года вел переговоры о покупке «Сикстинской мадонны» у
монастыря в Пьяченце курфюрст Саксонии Август III. В те годы
картина еще не была столь известна,но Август хотел заполучить
в коллекцию «хоть какого-нибудь» Рафаэля. Монастырь заломил
небывалую для тогдашнего арт-рынка цену в 25 тысяч римских скуди.


«Двойной портрет. Автопортрет с другом (с Джулио Романо?)» 1517

Когда стороны уже договорились о цене, в дело вмешался
герцог Пармы, который был решительно против вывоза картины
из Италии. Августу пришлось задействовать дипломатические
связи. В конце концов, сделку одобрил сам папа римский, и в
1754 году мадонна прибыла в Дрезден. Согласно легенде, когда
картину вносили в резиденцию курфюрста, тот со словами
«дорогу великому Рафаэлю!», сам подвинул свой трон.


Сикстинская Мадонна. Рафаэль Санти. 1513

8. Целый час простоял (вернее, просидел на софе) в 1821 году в
Дрезденской галерее перед «Сикстинской мадонной» Василий
Жуковский. Столько времени ему понадобилось,чтобы испытать
катарсис и придумать формулировку «гений чистой красоты», которая
станет позднее знаковой уже в исполнении Пушкина.

«Я ясно начал чувствовать, что душа распространяется;
какое-то трогательное чувство величия в нее входило;
неизобразимое было для нее изображение, и она была там,
где только в лучшие минуты жизни быть может. Гений чистой
красоты был с нею». - описывал Жуковский пережитый опыт.


Автопортрет. Рафаэль Санти. 1506 год

9. Десять лет «Сикстинская мадонна» находилась в СССР.
В мае 1945-го советские военные обнаружили ее вместе с
другими картинами в заброшенной каменоломне в 30 километрах
от Дрездена. После войны картина хранилась в запасниках
Пушкинского музея. В 1955-м «Сикстинскую мадонну» показали
московской публике, после чего она и другие шедевры дрезденского
собрания были переданы властям ГДР.


Мадонна с рыбой. Рафаэль Санти. 1514

11. 3000 золотых - за такую сумму, согласно популярной легенде,
Рафаэль выкупил свою римскую возлюбленную Форнарину у ее
отца - пекаря Франческо Люти. Форнарина была постоянной натурщицей
Рафаэля, большинство исследователей сходятся в том, что она
послужила прототипом «Сикстинской мадонны» и других женских
образов, созданных художником в римский период.


«Алтарь Бальони. Пределла Богословские
добродетели». Рафаэль Санти 1507

12. 136,57 метров от пола базилики до верхушки венчающего
креста - такова высота купола собора святого Петра в Ватикане.
Это самый высокий купол в мире. Рафаэль был назначен главным
архитектором собора в 1514 году.


Голова молодого апостола. Эскиз к картине
«Преображение» Рафаэль Санти. 1519

13. За 29 721 250 фунтов стерлингов был продан с
аукциона Sotheby’s рисунок Рафаэля «Голова молодого апостола»
к картине «Преображение».


«Преображение» Рафаэль Санти. 1520

14. 500 000 000 евро - страховая стоимость 11 работ,
экспонировавшихся в 2016 году в ГМИИ им. А. С. Пушкина
на выставке «Рафаэль. Поэзия образа».

15. 500 000 итальянских лир - именно на этой банкноте
цитируются изображения Рафаэля


«Суд Соломона. Фреска лоджии Рафаэля дворца
понтифика в Ватикане». 1519

16. По крайней мере, 6 раз посылал папа римский Лев X справляться
о здоровье Рафаэля во время его болезни, длившейся 15 дней.


Рафаэль Санти. «Святой Георгий и Дракон» 1506

17. 37 лет было Рафаэлю, когда он умер в Риме в 1520 году.
Современные исследователи полагают, что смерть могла
наступить в результате лихорадки, которой художник
заразился, посещая раскопки.


Рафазль Санти. «Святая Екатерина Александрийская» 1507

Хотя современник художника Джорджо Вазари свидетельствует,
что Рафаэль умер «после времяпрепровождения еще
более распутного, чем обычно».

Титульная картина: «Папа Григорий Девятый утверждает
декреты. Фрагмент фрески Станца делла Сеньятура». 1511

Зал Константина фресками украсили уже после смерти Рафаэля. По его эскизам Франческо Пенни и Джулио Романо написаны картины событий из жизни императора Константина.

Росписи в Станца д"Элидоро рассказывают о чудесном покровительстве, оказываемом Богом папству, религии, апостолам и Церкви. С поразительным мастерством написана Рафаэлева фреска «Освобождение Петра» - первая «ночная сцена» художника.

Росписи в Станца-делла-Сеньятура, рабочем кабинете папы, представляют духовные сферы деятельности человека: поэзию, богословие, философию и правосудие. Фрески считаются шедевром эпохи Высокого Ренессанса. На фреске «Афинская школа» изображены великие древнегреческие философы: в центре - Платон и Аристотель, слева от Платона - Сократ, на переднем плане внизу - Пифагор в окружении учеников, почти в центре с циркулем в руках сидит Эвклид, а справа стоят великий географ Птолемей и астроном Зороастр с небесным глобусом. На ступенях лежит Диоген, а на мраморный блок спиной опирается сидящий Гераклит. Рафаэль изобразил и себя - в облике одного из юношей, беседующих с Птолемеем и Зороастром.

В Станца-делль-Инчендиоди-Борго фреска «Пожар в Борго» изображает, как папа Лев IV останавливает пожар, случившийся в 847 г. в жилом квартале Святого Петра, осенив крестным знамением спасающуюся толпу.

Через вестибюль рядом с Залом Константина можно пройти в Капеллу Николая V, расписанную около 1447-1550 гг. Фра Анджелико. На фресках изображены сцены из жизни св. Лаврентия и Стефана.

Шесть помещений папы Александра VI Борджиа расписывались фресками в 1492-1495 гг. под руководством Пинтуриккио. В его частных покоях хранится часть собрания современного религиозного искусства, в котором представлены все направления искусства XX в. Основная часть произведений находится в помещениях под Сикстинской капеллой.

Продолжаем нашу прогулку по Музеям Ватикана:

Покидаем Галерею Географических Карт и через комнаты апартаментов Папы Пия V и Зал Собески, направляемся вниз по лестнице, к длиной открытой галерее. Лестница справа в конце галереи приведет нас в Станцы Рафаэля . Серия из четырех комнат, расположенная над Апартаментами Борджиа, поражает выдающимися фресками кисти Рафаэля . Эти комнаты были частью личных апартаментов Папы Юлия II (делла Ровере,1503-1513), куда Папа переехал из апартаментов Борджиа, так как не желал видеть каких-либо напоминаний о своем ненавистном предшественнике, Папе Александре VI Борджиа.

Юлий II,воспользовавшись общей модернизацией Ватиканского Дворца, замыслил полную смену интерьера занимаемых им комнат. Первоначально Юлий II заказал оформительские работы двум ведущим художникам своего времени - Перуджино и Луке Синьорелли. Как полагает Джиорджио Вазари (ученик Микеланджело), Браманте - главный архитектор Ватиканских Дворцов, призвал для помощи своего земляка и дальнего родственника Рафаэля. После первых успешных выполненных заданий, Юлий II настолько зажегся идеей поручить молодому Рафаэлю декорацию своих Апартаментов, что даже распорядился уничтожить росписи, уже начатые другими мастерами.

В знак уважения к своему учителю Перуджино, Рафаэль распорядился оставить нетронутым потолок, расписанный великим мастером из Умбрии в Станце Пожара . Многочисленные изменения и декоративные работы настолько затянулись, что Юлий II так и не увидел их завершения, и работа продолжалась уже при правлении Папы Льва X (Медичи,1513-1521 гг.), а полное окончание пришлось на эпоху правления Климента VII (Медичи,1523-1534 гг.).

В описании комнат, будем придерживаться хронологического принципа - начиная с первых заказов Рафаэля при Юлии II и вплоть до самых последних фресок, законченных учениками мастера по эскизам Рафаэля при Льве X и Клименте VII, в то время как современный маршрут осмотра этой части Дворца начинается с Зала Константина - последнего по времени оформления. Рафаэль сам много работал над фресками, но в то же время прибегал к помощи учеников. Он, как правило, брался за написание главных сцен на стенах и оставлял помощникам росписи плинтусов, потолка, и только иногда привлекал их к написанию основных композиций, в основном в те моменты, когда накапливалось слишком уж много работы.

Станца Подписей

Первым залом, где были закончены росписи, стала Станца Подписей , названная так по той причине, что здесь заседал Церковный Трибунал . Тем не менее, с самого начала Юлий II предполагал отнести комнату под свой личный кабинет и библиотеку, поэтому он пожелал, чтобы росписи стен были тесно связаны с назначением зала. Идея оформления несомненно разрабатывалась с помощью теологов и литераторов Римской курии. В четырех тондо потолка Рафаэль изобразил в виде прелестных женских фигур аллегорические воплощения тех дисциплин, которые особо интересовали Юлия II:

Благословии,

Поэзии,

Философии,

И Правосудия.

Фрески на стенах представляют четыре области духовной деятельности человека: "Афинская школа" - философию, "Диспут о Таинстве Причастия" - богословие, "Парнас" - поэзию, а "Основные и теологические добродетели" - правосудие.

"Афинская школа"(1509-1510 гг.)- Философия

Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается "Афинская школа"- одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. В центре композиции - фигуры Аристотеля и Платона .

Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи ) воздевает руку к небу-в знак того, что мир идей обретается в небесных пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз - в знак того, что мир идей связан с земным опытом. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу - Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит , сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело ), Евклид , нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте ), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля , другой - живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). Автор поставил свою подпись на тунике Евклида , написав золотыми буквами у горловины:"R.V.S.M.", Рафаэль Урбинский своей рукой . Рафаэль блестяще справляется с задачей распределения более пятидесяти персонажей на фреске, где каждый наделён своей неповторимой индивидуальностью.

Платон (Леонардо да Винчи) и Аристотель

Диоген


Евклид (Браманте)

Гераклит Эфесский (Микеланджело)

Рассказывают, что в Станце Подписей, однажды под вечер побывал Микеланджело с кем-то из своих людей, он долго рассматривал фрески, и по выражению его лица можно было понять, что увиденным он остался доволен, а узнав себя в образе Гераклита, хитро ухмыльнулся и промолвил:- Одно радует, что урбинцу хватило ума не поместить меня в толпе спорящих карбонаев.


Пифагор

Юноша с чертами лица Рафаэля.

"Диспут о Таинстве Причастия"(1509 г.) - Богословие

Фреска "Диспут о Таинстве Причастия" - это не столько беседа о таинстве причастия, сколько прославление и триумф церкви. Вверху, на небесах, изображён Бог - отец, под ним - Христос с Богоматерью и Иоанном Крестителем, ниже - голубь, символ Святого Духа, восседающие на облаках святые и патриархи Ветхого Завета.

Внизу, на земле, представлены отцы церкви - Иероним, Амвросий, Августин, Фома Аквинский, Святой Бонавентура и другие богословы, в то время как в толпе по правую руку можно увидеть Данте - величайшего поэта, и почти скрытого под черным капюшоном доминиканца Саванаролу. Фреска отличается удивительным композиционным единством и гармонией.

"Парнас"(1510-1511гг.) - Поэзия

Каким визуальным образом мог изобразить Поэзию, Рафаэль? Художник изобразил холм с рощей, символизирующий Парнас, знаменитую греческую гору, считавшаяся в античные времена местом жительства Муз.

В центре - Аполлон , вокруг него девять муз и поэты, как античные, так и эпохи Возрождения. Слева изображены слепой Гомер, Вергилий, Данте, Петрарка, Боккаччо, Анакреонт, Стаций, справа - Пиндар, Теренций, Ариосто, Овидий, Саннадзаро, Катулл и Гораций в голубых одеждах.

Итак, слева возвышается мощная фигура вдохновенно поющего Гомера в тёмно - синем паллиуме. Видимо, Рафаэлю были незнакомы греческие бюсты эпического поэта, и он придал ему черты Лаокоона, недавно извлечённого из - под земли близ базилики Санта-Мария Маджоре.

Слепец протягивает вперёд правую руку, словно определяя на ощупь путь. Дабы уравновесить его фигуру, справа спиной к зрителю помещена муза Урания в ярко-красном одеянии. Пением слепца Гомера заворожён юнец, сидящий на камне под деревом, торопливо записывающий на грифельной дощечке и старающийся не упустить ни одного слова "Илиады".

Рядом с Гомером фигура со знакомым по фреске "Диспут" профилем Данте, но на сей раз в более ярком одеянии. Из-за левого плеча Гомера видна голова Вергилия, указывающего рукой Данте на играющего на виоле Аполлона. За певцом "Энеиды" стоит подражавший ему поэт Стаций, чьи тонкие черты напоминают самого Рафаэля.

Справа от Аполлона сидит на земле с семиструнной лирой Эрато, муза лирической поэзии. За ней стоят муза истории Клио, написанная в профиль,рядом Талия с маской комедии в руке и муза музыки Евтерпа.

Ниже по правую сторону окна старец Пиндар что-то вещает, повелительно указывая перстом вниз, словно советуя служителям муз спуститься с парнасских высот на грешную землю и заклеймить своим пером царящий там произвол. С ним не согласен один из поэтов, разводящий руками. Это, по-видимому, Гораций, а рядом с ним, возможно, лирик Катулл, на лице которого отражено недоумение. Над ними неаполитанский поэт Саннадзаро, с которым автор был дружен.

А вот выше наискосок молодой темноволосый мужчина с резко повернутым торсом устремил на зрителя выразительный взгляд, говорящий о сильном волевом характере. Это не кто иной, как снова запечатлённый Микеланджело . Потрясённый попавшими в руки некоторыми его поэтическими откровениями, Рафаэль смело причислил Микеланджело к сонму поэтов, с чем были согласны многие современники.

Рафаэлевский"Парнас"- это апофеоз гармонии и вечной красоты, познав которую человек освобождается от зла и присущих его натуре пороков, приближаясь к божественному. На фреске прекрасные лица в момент высшего духовного озарения. Рафаэль, как никто другой, тонко чувствовал природу античного мира,оставаясь при этом типичным итальянцем с присущими его народу отзывчивостью,доброжелательностью и природным артистизмом.

"Основные и теологические добродетели"(1511 г.) - Правосудие

Наконец аллегорической фигуре Правосудия на потолке, в соответствии с традицией изображенной с весами и мечом, сопутствуют настенные росписи по обеими сторонам окна, напоминающие нам об основополагающих моментах Истории Права.

По левую руку изображен акт учреждения Гражданского права-император Требониан передает свод решений и мнений римских юристов,изданный в IV в.н.э.- Юстиниану (527-565 гг.н.э.)

Справа запечатлена сцена учреждения Канонического Церковного права: Папа Григорий IX (граф Сеньи,1227-1241 гг.), наделенный чертами Юлия II, принимает от Святого Раймондо декреты. Над окном изображены основные Добродетели: Стойкость, Осмотрительность, Вера, Милосердие, Надежда и др.

Станца Элиодора

Этот Зал был отведен по распоряжению Папы Юлия II для частных аудиенций, которые понтифик часто предоставлял крупным политическим и религиозным деятелям и дипломатам. Естественно,художественное оформление зала должно было отражать важность этого места. Тематика её росписей-чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви.

Рафаэль был творцом четырех главных стен, расположенных в стенных арках, в то время, как кариатиды и роспись потолка гротесками принадлежат кисти других художников. Тем не менее, росписи потолка гармонично продолжают композиции стенных фресок, выполненные по эскизам Рафаэля. В центре свода помещён круг с гербом папы Юлия II.

Явление Бога Моисею

Лестница Иакова

Явление Бога перед Ноевым потопом

Жертвоприношение Исаака

Сюжет фрески "Изгнание Элиодора" (1511-1512 гг.) , по которой станца получила своё название, заимствован из Ветхого Завета. Сирийский вождь Элиодор пытался похитить из Иерусалимского храма золото, предназначавшееся вдовам и сиротам.

За это на него была послана кара Господня в образе ангела-прекрасного всадника в золотых доспехах. В левой части композиции изображен папа Юлий II, которого несут в кресле к поверженному преступнику. Фреска служила напоминанием о том, как войска папы Юлия II разгромили и с позором изгнали из Папской области французскую армию.

В центре фрески в храме, Великий жрец Оннас молиться при свечах. Архитектура храма напоминает проект Собора Св.Петра в Ватикане, архитектора Браманте.

Всякий раз, когда возникала какая-либо угроза верховному главе Церкви, Господь становился на его защиту. С большим мастерством написана фреска "Освобождение Петра" (1513-1514 гг.) , рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра. Композиция делится на три части.

В центре изображён за решёткой, в темнице, спящий апостол Пётр, над которым склоняется ангел. В правой части ангел выводит Петра из темницы,в то время как стража спит, в левой-проснувшиеся стражники, обнаружив исчезновение Петра, поднимают тревогу. Рафаэль с большим мастерством использует в этой фреске ночное освещение, способствующее созданию драматического настроения и глубокой выразительности.

Не следует забывать,что прямым заказчиком и автором идеи картины был Папа Юлий II. Будучи еще кардиналом, он получил титул священника римской базилики Святого Петра ин Винколи, в которой хранятся вериги Святого Петра. Фреска "Месса в Больсене" (1512 г.) вызывает в памяти еще один случай чудесного вмешательства Господа в защиту Церкви.

Фреска посвящена произошедшему в XIII веке событию в тихом городке Больсена, на берегу одноимённого озера. Во время обедни в местной церкви один богемский священник в момент освящения Даров вдруг усомнился в таинстве божественного перевоплощения и тут же увидел, как покрывающий остию (просфору) плат и его руки окрасились кровью. В ознаменование этого чуда был учреждён церковный праздник Corpus Domini-день Тела Господня.

Отправляясь в очередной поход против строптивой Болоньи, Юлий II посетил те места и подсказал Рафаэлю идею фрески. При этом событии присутствует коленопреклонённый папа Юлий II,а справа расположилась группа швейцарских гвардейцев из папской стражи, одетых в яркие костюмы.

Ниша окна первой торцевой стены прорублена не посредине, что вынудило Рафаэля считаться с этим изъяном, нарушившим среднюю ось фрески. Но ему удалось найти блестящее композиционное решение.

Как бы срезав ребром оконного проёма часть изображения, он тем самым создал иллюзию того, что пространство сдвинуто влево и частично сокрыто аркой архитектурного обрамления фрески. Благодаря этой гениальной находке точка зрения зрителя чётко фиксируется в центре изображения.

Фреска "Встреча Святого Льва I Великого с Аттилой"(1514 г.) , иллюстрирует особую заботу Создателя о Риме. Слева изображен папский кортеж, возглавляемый Папой Львом I Великим(440-461 гг.н.э.) на белом коне, который, согласно легенде, остановил продвижение войск короля гуннов Аттилы. На самом деле этот эпизод имел место на севере Италии, но фантазия художника переносит действие к воротам Рима, так как именно Рим считался сердцем христианства.

На втором плане картины видны самые примечательные архитектурные памятники Рима: Колизей, Акведук, Базилика и обелиск. В центре композиции Аттила верхом на черном коне с ужасом смотрит в небеса, где ему открывается видение - апостолы Петр и Павел, вооруженными мечами. Когда Рафаэль работал над фреской, Папа Юлий II умер, и изображение Льва I Великого является на самом деле портретом Льва X, приемника Юлия II.

Станца Пожара

Во время правления Юлия II, в этом зале заседал верховный суд папской курии, под председательством самого понтифика. Лев X, пересмотревший планировку Апартаментов, распорядился отвести помещение под малый обеденный зал.

Таким образом, комната должна была использоваться в качестве папской столовой, где понтифик мог пообедать в кампании избранных приглашенных, кардиналов или послов иностранных государств. Хозяин Ватиканского дворца также задумал кардинально изменить ее художественное оформление, вновь обратившись к услугам Рафаэля.

Потолок зала был уже расписан старым учителем Рафаэля-Перуджино, по заказу Юлия II. Росписи объединяла тема прославления Господа:

Верховный Создатель на троне;

Христос, искушаемый Сатаной;

Святая троица с двенадцатью Апостолами;

Христос с милосердием и Правосудием (как предполагается, именно под этой фреской стояло кресло Юлия II, когда подписывал указы о помиловании).

Рафаэль оставил нетронутыми как росписи Перуджино, так и общую архитектуру зала, и сосредоточился на фресках в четырех стенных арках зала. Это помещение оказалось последним, которую он расписал собственноручно.

Хотя следует признать, что с каждым годом его интерес к росписям Станц убывал. Прошло семь лет с тех пор, как он впервые появился в Ватиканском дворце, где познал почёт и славу. Но в последнее время всё это перестало приносить ему удовлетворение, поскольку он заранее знал, что надлежит делать дальше, и помимо воли рука механически водила карандашом или углём по картону, превращаясь в руку ремесленника, и можно было смело большую часть работ поручать ученикам, хорошо усвоившим его манеру. В воображении Рафаэля рисовались другие образы, не связанные с ватиканскими станцами. Но папский двор ждал от него всё новых свершений, и приходилось волей-неволей возвращаться к наскучившей ему заданной теме.


Первая фреска, написанная в третьем зале, называется "Пожар в Борго"(1514 г.) , она дала название самому залу. Все росписи в нём прославляют деяния пап каролингской эпохи Льва III и Льва IV.

Согласно легенде, папа Лев IV потушил в 847 году своим благословением страшный пожар, опустошивший прилегающий к Ватиканскому дворцу многонаселённый квартал Борго. Поднявшийся сильный ветер способствовал распространению огня, и пламя уже угрожало собору Святого Петра. Этому чудодейственному событию посвящена одна из лучших работ Рафаэля по композиции, динамизму, колориту и пластике. Написание многих фигур было доверено ученикам.

Вынужденный заниматься больше делами архитектуры, Рафаэль особое внимание уделил размещению на фреске зданий с коринфскими и ионическими колоннами. В глубине на возвышении, куда ведут четырнадцать мраморных ступеней, видна половина фасада старого собора Святого Петра, разрушенного до появления Рафаэля в Риме.

Чуть правее угол Ватиканского дворца с открытой лоджией, откуда папа в тиаре и красной накидке поверх светлой рясы обращается к римскому люду с благословением. Но его фигура дана в глубине картины, утратив своё главенствующее значение.

Всё внимание сосредоточено на картине пожара. По ступеням широкой лестницы к папскому дворцу поднимается молодая мать с нагим дитя, ища спасения от огня, а около дворца под лоджией толпа стоящих на коленях перепуганных женщин взывает о помощи.