Спишите, употребляя нужные синонимы: гостеприимный, радушный или хлебосольный. Вставьте пропущенные буквы. Гостеприимная хозяйка: пиар самой себе

Есть дома, в которые идешь в гости с удовольствием. Там непринужденная атмосфера, радушные хозяева, какая-то светлая и добрая аура. И даже если на столе будет чай с пустом (то есть без тортов, конфет и бутербродов), легкая беседа или наоборот интересная и захватывающая дискуссия о судьбах мира не даст обратить на это внимание. А есть дома, где и стол ломиться от явств и чистота идеальная, но хозяйка не улыбчивая, суетливая, постоянно одергивает детей, рычит на мужа и всё время смотрит на часы…

Как же прослыть гостеприимной хозяйкой? Как сделать так, чтобы в ваш дом хотелось приходить в гости?

1. Осознать или решить для себя, любите ли вы гостей. Честно признайтесь себе, нравиться ли вам, когда в доме много людей, шум, смех, разговоры, споры итд. Готовы ли вы провести вечер после работы не в кругу семьи, занимаясь вышиванием, а быть Хозяйкой, принимающей гостей, накрывать на стол, вести беседы, а потом конечно наводить порядок? Речь сейчас не идет о днях рождениях или праздниках, а о посиделках на кухне, может быть и в рабочий день. Если все перечисленное вызывает у вас восторг, интерес и вы уже думаете, чтобы такого приготовить, замечательно! Вам следующий совет не понадобиться. А вот если вы с ужасом рисуете в голове картину разрушенного семейного вечера, то просто предупредите своих знакомых и родственников, что в гости к вам можно попасть только заранее предупредив об этом. Не нужно стесняться, это ваш дом, ваша семья и вам решать хотите вы принимать гостей или нет. Настойчиво и доброжелательно повторяйте, что к вам в гости только «по звонку». Хорошие друзья и приятели обязательно поймут вас и не обидятся! Гораздо лучше честно сказать людям, что вы не можете их принять сейчас, чем со скучающим видом посматривать на часы.

2. Чистота-залог … успеха! Уверена, в дом, где опрятно, чисто и уютно вы пойдете с большим удовольствием, чем в тот, где нужно искать место, где присесть, разгребая банки, пластмассовые бутылки и грязные вещи. Я всегда говорю, что идеальная чистота не равно уют! Поэтому делать генеральную уборку перед каждым приходом гостей не стоит. Просто учитесь поддерживать порядок. Чистая раковина, унитаз, наличие чистых полотенец в ванной одни из важных составляющих домашнего порядка. Одна из участниц Флайвзлета написала, что главный плюс системы Флайледи состоит в том, что она теперь не боится прихода нежданных гостей. А ведь правда, если вы будете постоянно работать в зонах, гасить Хотспоты, избавляться от хлама итд., никакие гости не застанут вас в врасплох!

3. Хозяйка – лицо дома! Уж сколько раз твердили миру… выбросьте старые халаты с дырками и растянутые бесформенные свитера! Домашняя одежда должна быть такой, в которой вы без стеснения можете принять гостей. Любая женщина чувствует себя уверенней, когда она хорошо выглядит.

4. Чем богаты, тем и рады! Выражение замечательное, но вот когда хозяйка начинает рассказывать гостям, что на стол у неё поставить нечего, и ремонт ещё не доделан, поэтому везде грязно, и клеёнку новую на стол купить денег нет… Я думаю, все хотя бы раз сталкивались с подобным приёмом. Мне в такой дом второй раз идти не хочется. Поэтому даже если вы совсем не готовы к приему гостей, ваше улыбка, участие, приятная беседа смогут затмить небогатый стол!

5. Печенье для гостей. У нас на верхней полке в кухне стоит красивая жестяная банка с печеньем. И называется это «печенье для гостей» и трогать его строжайше запрещено. Если дома вечером в воскресенье совсем не оказалось сладкого, муж с глазами как у кота из Шрека просит у меня разрешение взять пару «гостевых» печенюшек к чаю и клятвенно заверяет купить в понедельник новое. Хорошая хозяйка всегда имеет дома коробку конфет или печенье. Они не занимают много места, но очень выручают, когда «в дверь внезапно позвонили». Если вы ведете кулинарную книгу, сделайте специальный раздел с быстрыми и легкими рецептами. У меня, например, всегда лежит в морозилке несколько пачек слоеного теста. Сделать из них слойки с повидлом или просто с сахаром дело 15 минут.

6. «Главней всего погода в доме…» Даже если вы прекрасно одеты, идеально сервировали стол, ваши скатерти накрахмалены, а раковина блестит, но вы решили перед гостями заняться воспитание детей или разборками с мужем, всё это вас не спасет! Нет ничего ужаснее, чем наблюдать ссору хозяев дома, хочется сквозь землю провалиться и уж точно больше не ходить к ним в гости. Пусть домашние неурядицы не станут достоянием общественности. Поверьте, это никому не интересно!

Быть гостеприимной хозяйкой просто! Будьте искренни перед собой и своими гостями!

Вам будет также интересно:

Хотите получать новости проекта "Домашние дела на лету" на свой электронный ящик? Оформите подписку, заполнив форму ниже и получите в подарок аудиокурс "5 секретов счастливой домохозяйки"

«Столь же единогласно хвалят летописи общее гостеприимство славян, редкое в других землях и до нынешнего времени обыкновенное во всех слявянских… Всякий путешественник был для них как бы священным: встречали его с лаской, угощали с радостью, провожали с благословением…»

…..Н.М.Карамзин «Об истории Государства Российского»

Гости на пороге . Это событие всегда волнительно. Издревле повелось: гость на порог – радость в дом. Объяснялось это тем, что селения и поместья располагались далеко друг от друга и новый человек всегда был в диковинку. Прежде всего, он приносил новости из мира, а потому вызывал интерес: где был, мил человек? Что слыхал – видал? О чем поведаешь? Что же теперь, когда нас на 1 квадратном километре проживает ой как много? Мы стали гостить друг у друга реже, дела, заботы и что-то еще мешают нам. Но нет эквивалента человеческому общению, дружеской улыбке, шутке - всей той атмосфере, которая создается в кругу друзей, знакомых и близких людей. Чем делиться, если все обо всем знают из СМИ и интернета? Да и в гости нынче ходить не особо требуется – позвонил, переговорил и ладно… грустно становится от этого. Но гостеприимство заложено в нас генетически (нам так кажется) и гостя не прогоняют, а принимают. Только качество приема нынче зависит от качеств гостя, а так не должно быть.

Какую нацию ни возьми, какой уклад ни рассматривай, к гостеприимству везде относились очень серьезно. Званым гостем становился и незваный, но переступивший порог дома, и усталый странник, и добрый путешественник. И пусть поговорки говорят не очень хорошо о незваных гостях, но радушный хозяин всегда умеет сделать так, чтобы каждый гость ощутил себя как у себя дома. Чтобы прослыть хорошим хозяином или хозяйкой, вовсе не обязательно поражать гостей дорогой посудой, столовым серебром и богатым угощением. Важно, чтобы гости, придя к вам, чувствовали себя хорошо и видели, что им искренне рады.

Зрелые, развитые формы гостеприимства ориентированы на малознакомого или незнакомого человека; простейшие, зачастую обычные формы предназначены для хорошо знакомого гостя, например, родственника или соседа. У народов российского Севера хорошо сохранились самые простые формы гостеприимства, в то время как у народов Кавказа оно имеет сложные, ритуализированные до деталей обряды. К кавказским близки формы гостеприимства у горцев Балканского полуострова. У восточных славян - русских, украинцев, белорусов - гостеприимство со временем потеряло общеславянские архаические черты и приобрело своеобразные христианизированные формы. Нынче, в век глобализации практически всех процессов, и само гостеприимство становится обобщенным, то есть формируются одинаковые ритуалы приема гостя. В принципе и гостеприимство и радушие наших предков, какой бы национальности они бы не были, было направлено на то, чтобы гость не чувствовал себя плохо вдали от дома. Но тогда, много веков назад, подход у представителей разных культур и национальностей был разным: от спокойного приема гостя и угощения его простой пищей (в тех регионах, где у людей не было сложностей в пути до дома хозяина, и поэтому гости или путники не были там в диковинку), до бурной радости и празднования в честь гостя (в тех областях, где путь от одного населенного пункта к другому был полон неизвестности и трудностей, в таких местах путники бывали крайне редки и те вести, что они приносили, принимались с большей благодарностью, какой бы оттенок они не несли).

Ритуал гостеприимства, по существу, - это диалог двух сторон, вступающих в общение - хозяина и гостя. Оба они подчиняются достаточно строгому этикетному «сценарию», который связывает, ограничивает их действия и в то же время позволяет достичь конкретных целей: хозяину - достойно принять гостя, заслужив этим милость Бога и уважение людей, гостю - получить приют, пищу и поддержку. Хозяин не только берет на себя заботу о госте, но и обязанность защищать наравне с членами своей семьи. Но важно уметь быть не только гостеприимным хозяином, но и благодарным гостем – знать меру и время, когда надо уйти, не злоупотреблять радушием хозяев. Надо быть таким гостем, чтобы хозяин был рад видеть Вас еще много раз. Прием гостя это всегда большая забота для хозяина, но хороший гость сделает так, чтобы это оказались приятные хозяйские хлопоты. Тогда хорошие впечатления останутся и у гостя, и у хозяина.

Наряду с другими обычаями у каждого народа существовали присущие только ему обряды гостеприимства, правила приема гостей и посещения друзей. Обряд гостеприимства уходит корнями в первобытное общество как обычай предоставления крова отбившимся от племени, нуждающимся в защите, заблудившимся, путешествующим. В те времена, когда коммуникативность между племенами была слабой, каждый гость являлся носителем информации и принимался с уважением. Во времена Гомера в Греции все пришельцы из других мест считались находящими под охраной Зевса. В некоторых странах (Дагестан, Северный Кавказ, Сирия, Арабские страны и др.) гостеприимство было настолько свято, что даже если приходил в дом кровный враг, хозяин встречал его и провожал по всем канонам гостеприимства и в это время его жизни ничего не угрожало. Сейчас почти никогда мы не воспринимаем гостя как заблудившегося, нуждающегося в защите, путешествующего, но от этого не должно меняться отношение к тому человеку, кто пришел к Вам. Но может случиться и так, что человеку потребуется помощь и участие, тогда гостеприимный и радушный хозяин берет на себя обязанности защитника, помощника, порой даже наставника или советчика по тем или иным вопросам, с которыми пришел к нему гость.

«Гостеприимство - это радушие в приеме и угощении посетителей (гостей), безвозмездный прием и угощение странников, или странноприимство», - так образно разъясняет этот термин В.И. Даль. Быть гостеприимным - значит уметь предложить теплый прием для посетителей, создать для них спокойную, благоприятную и дружелюбную атмосферу. Гостеприимство - одно из фундаментальных понятий человеческой цивилизации.

Так давайте быть радушными хозяевами, благодарными гостями. Давайте делиться новостями, смотря друг другу в глаза, улыбаться и видеть улыбку хозяина или гостя, ощущать тепло и поддержку близкого человека, придя к нему в гости или принимая его у себя, просто смеяться и грустить рядом, ненадолго оставив все новые и высокие технологии, так как, повторюсь еще раз, « нет эквивалента человеческому общению, дружеской улыбке, шутке - всей той атмосфере, которая создается в кругу друзей, знакомых и близких людей».

Радушный прием гостей или так называемое хлебосольство всегда было главной отличительной чертой, характеризующей славянские народы. Русское гостеприимство демонстрировало не только материальную щедрость, но и величие человеческой души. Сочетание великодушия и уважения к людям выступали гарантом того, что хлебосольный человек никогда не познает одиночества, а его дом никогда не будет пустым.

Русские традиции гостеприимства

Основные и самые известные традиции гостеприимства касались, прежде всего, приема гостей, трапезы, подачи блюд к столу. Радушных хозяин готов был не только отдать лучший кусок гостю, но и разделить с ним последнее, что у него было. Принять, накормить, спать уложить, да еще и напоследок дать что-то в дорогу – такое проявление гостеприимства было вполне естественными для русского человека.

Хлеб да соль

В каждом доме были рады любому гостю. Его встречали низким поклоном, окружали заботой, а на стол ставили самые лучшие угощения. Если о приходе гостей знали заранее, то приготовления начинались за несколько дней. Традиционно дорогих гостей встречали на пороге дома хлебом и солью. Выпечкой каравая, зачастую, занималась хозяйка дома, она же и выносила его к порогу на вышитом полотенце. Хлеб и соль издавна считались символами изобилия и благополучия, а соль выступала в роли своеобразного оберега.

Встречать путников хлебом-солью означало даровать им свои пожелания мира и добра, призвать к ним милость Бога. Гости, в свою очередь, тоже могли прийти с подобными дарами, таким образом, выражая свое уважение и желая достатка хозяину.

Красному гостю красное место

После радушной встречи гостей приглашали в дом и усаживали на самом почетном месте – в красном углу. Такое название имел левый угол от печи – это было самое светлое и красиво убранное место в доме, где стояли иконы. В обычные дни в красном углу за столом сидел хозяин дома, во время свадебного застолья тут располагались молодожены. Если же в доме ждали гостей, то почетное место в красном углу оставляли за ними.

Изба красна углами, а обед пирогами

По традиции угощение гостей начиналось с того, что глава семьи раздавал всем присутствующим за столом ломти хлеба с солью. Если гости были особо желанными, хозяин собственноручно накладывал им кушанье из особой тарелки, которую всегда ставили во главе стола. Таким образом, демонстрировалось особое уважение и внимание к гостю.

Порядок подачи разносолов на Руси был следующим: сначала угощались пирогами, потом гостям выносили мясные и рыбные блюда, а супы подавали в конце застолья, перед сладкими угощениями.

Напоил, накормил и спать уложил

Чтобы разместить на ночь прибывших издалека гостей, хозяева отдавали им лучшие места в доме – это были широкие неподвижные лавки, покрытые специальной тканью. Эти лавки располагались вдоль стен и были предназначены не только для сна, но для сидения. Самых дорогих гостей могли уложить спать на печной лежанке. Это специальное место на печи, которое было самым теплым и уютным местом для отдыха в доме. В обычные дни на лежанке спали старики и дети.

В добрый путь – скатертью дорога!

Проводы гостей тоже сопровождались определенными традициями. Перед уходом принято было выпить на посошок и посидеть на дорожку. Провожая гостей, хозяева давали им с собой в дорогу какие-либо угощения и желали доброго пути. В старой Руси дороги не отличались каким-либо обустройством, и ездить по ним было настоящим мучением. Поэтому в след уезжающим гостям говорили: «скатертью дорога», что подразумевало собой пожелание легкого и гладкого, как скатерть, пути.

Если вы когда-нибудь услышите фразу: "Принимать гостей – это целое искусство", не торопитесь считать ее банальной. Это действительно искусство.

Чем утолить эмоциональный голод

Гостеприимная хозяйка: пиар самой себе Иногда в гостях как будто отбываешь повинность. Хотя с теми же людьми на нейтральной территории общаешься давно и с удовольствием. Бывает и так, что чувствуешь себя настолько хорошо и комфортно, что уходить не хочется. И ты подсознательно ищешь предлог, чтобы вернуться, забывая у гостеприимных хозяев свои вещи. Неужели дело в энергетике дома? В какой-то мере, да. Нас тянет туда, где приятно находиться.

Получать положительные эмоции – потребность человека, не менее важная, чем есть, пить и дышать. Это как наркотик, который хочется получать снова и снова. Нет ничего удивительного в том, что между умением дарить положительные эмоции и присутствием в нашей жизни любящих родственников, верных друзей, пылких поклонников с серьезными намерениями и надежных деловых партнеров есть прямая связь. От умения принимать гостей зависит – ни много ни мало – ваш личный пиар.

Совершенно ясно, что одним умением вкусно готовить не обойтись. В качестве аперитива – искренняя радость, в качестве гарнира – неподдельное внимание, а на десерт – теплые слова. Помните инструкцию по обращению с гостями перед балом у Воланда, изложенную Коровьевым Маргарите? "Среди гостей будут различные, ох, очень различные, но никому, королева Марго, никакого преимущества! Если кто-нибудь и не понравится... я понимаю, что вы, конечно, не выразите этого на своем лице... Нет, нет, нельзя подумать об этом! Заметит, заметит в то же мгновение. Нужно полюбить его, полюбить, королева. Сторицей будет вознаграждена за это хозяйка бала! И еще: не пропустить никого. Хоть улыбочку, если не будет времени бросить слово, хоть малюсенький поворот головы. Все, что угодно, но только не невнимание. От этого они захиреют..." Примерно так выглядит упрощенная формула. Но разве можно приготовить изысканный десерт "Тирамису", если перед вами будут лежать все необходимые ингредиенты, но не будет главного – рецепта. Итак, восемь "рецептов", которые помогут утолить не только эмоциональный, но и интеллектуальный, и гастрономический голод гостей.

Рецепт первый: количество не переходит в качество

"Скольким гостям можно уделить внимание, чтобы и хозяйские нервы были цели, и гости довольны?" – спросила я знакомого психолога после одной из своих провальных вечеринок. И узнала о существовании некой магической формулы. Кстати, она не только упрощает жизнь хозяйке, но и помогает японским менеджерам создавать свои знаменитые коллективы-семьи. Выглядит она так: 7 +- 2. Именно такое количество людей вы сможете подпитать положительными эмоциями, не напрягаясь. Если больше, придется брать "заместителя" (причем на каждые девять человек – по одному "заму"). Иначе утратите контроль над ситуацией, и праздничная атмосфера окажется под угрозой. Гости начнут объединяться в кланы по интересам, и кто-то обязательно окажется за бортом. Но ведь нам нужно совсем не это! Куда проще договориться с мужем или близкой подругой, что роль тамады – за вами, а сервировка, мытье посуды и прочие "технические" моменты – ее забота. Естественно, когда гости нагрянут к ней, вы станете ее правой рукой по "техчасти" или закупкам.

Рецепт второй: каждому празднику – своя роль

У Оксаны праздник – юбилей свадьбы. Хозяйка чуть не разбилась в лепешку, пытаясь угодить каждому гостю. Все, конечно же, остались довольны. И только муж грустно вздыхал: "Не пойму, почему на нашем юбилее главными действующими лицами были не мы с Ксюшей?" Я сочувственно смотрю на мего, и у меня возникает очередной рецепт.

ДЛЯ ГОСТЕЙ. Понравиться будущей свекрови, склонить на свою сторону человека, способного повлиять на ваш карьерный рост, вызвать симпатию у коллег, подтолкнуть поклонника перейти в ранг законного супруга... Это тот случай, когда хозяйке нужно произвести на гостей неизгладимое впечатление. А потому за ней тщательные подготовительные работы: разузнать предпочтения в еде, привычки, интересы, вкусы.

ДЛЯ ХОЗЯЕВ. В эту категорию попадают день рождения, юбилей, годовщина свадьбы. Основная роль достается хозяевам, а с ней и полное право ставить на стол свои любимые блюда и включать любимую музыку. Тут уже задача гостей выяснить их предпочтения и подготовить сюрпризы. Впрочем, это не означает, что можно игнорировать вкусы приглашенных. Иначе зачем же вы их звали?

Рецепт третий: места нужно знать

Правила этикета писались не одно столетие. И теперь вряд ли кто вспомнит, какой глубокий психологический смысл вкладывался в них. Мой бывший одноклассник, а ныне специалист по НЛП, которого я встретила на помолвке наших общих друзей, обнаружил его в правилах рассаживания гостей и посоветовал им не пренебрегать. "Главных действующих лиц не зря советуют усаживать во главе стола. Это место воспринимается как "руководящее", – начал свой урок гуру технологий влияния. Гости не подозревали, что являются объектами нашего пристального внимания. Пока они беззаботно веселились, я узнала, что:

* на своем празднике хозяева садятся рядом во главе стола, чтобы уделить максимум внимание друг другу. А вот на празднике для гостей – по разные стороны "баррикад", чтобы удерживать всех присутствующих в поле зрения и никого не обойти внимание.

* вечер, на котором решаются деловые вопросы, возглавляют VIP-персоны. Посадите важных гостей спиной к стене, лицом к входной двери. Чувствуя себя в безопасности, они будут пребывать в прекрасном настроении. О вас сложится хорошее впечатление.

* остальные гости рассаживаются в "гендерном" порядке: мужчина, женщина, мужчина, женщина. Если вы, конечно, не хотите обделить дам мужским вниманием.

"Но самое ответственное мероприятие – знакомство с родителями, – продолжал гуру, понизив голос. – От того, где кто сядет, зависит – ни много ни мало – быть или не быть новой ячейке общества. Чтобы разбить "родственные коалиции", напротив свекра нужно разместить тещу, а напротив свекрови – тестя. Жених и невеста садятся по диагонали от родителей. Молодой человек между "мамами", а девушка – между "папами", чтобы равномерно уделить внимание обоим". Глядя на счастливую парочку, я догадалась, кто тут постарался.

Рецепт четвертый: заставить говорить других

Общение само по себе – процесс энергоемкий. На разговоры с каждым гостем тратится примерно столько же душевных сил и интеллекта, сколько на экзамен без подготовки. Конечно, изображать заинтересованность гораздо легче, чем быть искренне вовлеченной в разговор. А притворяться прилежным слушателем, думая о предстоящей генеральной уборке после ухода дорогих гостей, куда проще, чем вникать в смысл сказанного. Но имитация быстро распознается – как дежурная, хотя и вежливая, улыбка официанта.

Чтобы не чувствовать себя в самый разгар празднества выжатым лимоном, книги по этикету советуют выкроить немного времени перед приходом гостей – отдохнуть, набраться сил. А заодно подумать, о чем говорить, а главное – о чем не говорить. Вот уже без малого сто лет остаются в силе три темы-табу: политика, религия, болезни.

В знакомой компании интересные темы всегда найдутся. Если вы пригласили к себе людей не столь близких, не торопитесь сводить беседы к презентации своего интеллекта. Гораздо разумнее дать возможность говорить им. Высший пилотаж для хозяйки – сделать так, чтобы гость как можно больше говорил сам. "Раскрутите" будущую свекровь на откровенность о ней и ее сыне, коллег – о своих талантах и успехах. Польза очевидна – вы не только получите ценную информацию, но и навсегда останетесь в памяти гостя как душевная, внимательная и умная особа.

Рецепт пятый: экзамен на хозяйственность

Игнорировать кулинарный пункт в высшей степени немудро. По крайней мере, результаты "теста на хозяйственность" наверняка будет кому оценить. Например, свекрови. В этом плане застолье гораздо выгоднее фуршета и пикника. "С незапамятных времен в нашу генетическую память впечатано: люди, разделившие друг с другом совместную трапезу, чувствуют себя членами одного племени", – объяснила мне важность угощений правительственный консультант по части гостеприимства.

У каждой хозяйки, вероятно, найдется несколько дежурных блюд и непременно одно авторское. Не беда, если таковое отсутствует. Можно не изобретать велосипед, а воспользоваться рецептами из любой поваренной книги.

При этом важно избежать другой крайности – превращать вечеринку в праздник чревоугодия. "Наесться до отвала" к нашему празднику не относится. Иначе гости впадут в полусонное состояние, и вся вечеринка насмарку. "Где же золотая середина?" – интересуюсь у титулованного "гостеведа" и узнаю о правилах "взаимоотношений" с едой. Итак, для дружеской демократической вечеринки 50 процентов времени отводим чревоугодию, а 50 – развлечениям и разговорам, для фуршета – 5 и 75. Для пафосного приема расстановка сил немного другая: 75 на 25.

Рецепт шестой: хлеба и зрелищ

Девиз древнеримских граждан за две тысячи лет не потерял актуальность. Мы по-прежнему жаждем и того, и другого. Но одно дело устроить совместный просмотр телевизора, и совсем другое – включить гостей в игру. Совершенно ясно, что гораздо "питательнее для эмоций" окажется "другое".

В справедливости своей догадки я убедилась на дне рождения своей знакомой, которая имеет обыкновение придумывать ко всем праздникам сценарии. В этот раз Светлана отмечала свое рождение в немецком стиле. Каждому гостю выдала именные бейджи с приставками "герр" и "фрау", на стол подала колбасно-сосисочные блюда. Согласно сценарию, тосты нужно было произносить тоже по-немецки. Причем незнание языка не освобождало от ответственности. Зато сколько положительных эмоций мы получили, когда один из гостей, финансовый директор солидной фирмы, поправляя очки, с выражением говорил: "Даст ист фантастишь!", "Гитлер – капут!"

Мои родители обожают ходить в гости к очаровательной пожилой чете Николаевых. Возвращаются всегда счастливые, и этого заряда положительных эмоций им хватает ровно на неделю. На мои дотошные расспросы рассказывают, что Николаева каждый раз устраивают тематическое застолье: то десять блюд из спаржи, то пять вкусов экзотики. А Николаев работает на вечеринках диджеем, выбирая из своих коллекционных пластинок музыку в тему. После культурно-дегустационной программы все садятся смотреть фотографии. Но я уверена, что родители чего-то недоговаривают. Иногда мне кажется, что эти Николаевы владеют некими секретными приемами по привлечению гостей. А потому я торжественно обещаю, что обязательно внедрюсь к Николаевым и подсмотрю их техники.

Рецепт седьмой: спасибо, дорогие гости, что пришли

Каждую неделю по пятницам моя старинная приятельница Алена устраивала вечеринки. Поскольку все гости были врачами, посиделки получили название "терапевтические". Им так нравилось коротать вечера у Алены, что всезасиживались до глубокой ночи. Гостеприимная хозяйка и не заметила, как вечер пятницы стал оканчиваться сначала утром в субботу, затем в воскресенье вечером и наконец всеобщими сборами на работу в понедельник. Главная героиня "терапевтических вечеров", еще недавно упивавшаяся своей популярностью, теперь мечтала об одном: выпроводить развеселую компанию. Но как это сделать правильно, чтобы не рассориться с ними, не представляла. И вот однажды она пошла на хитрость: перенесла терапевтические вечеринки на четверг. В надежде, что в пятницу гости дружно засобираются на работу. Но не тут-то было! В пятницу утром участники терапевтических вечеринок лихорадочно отпрашивались с работы под самыми немыслимыми предлогами. И покидали радушный дом, по традиции, в понедельник.

Возможно, Алене и облегчил бы жизнь опыт высокопоставленных особ, которые рассылают пригласительные с четким обозначением временных границ праздника. "Приглашаю на вечеринку, которая состоится в пятницу с 17.00 до 22.00". Теоретически у гостей должны сработать "внутренние часы". Но не факт. Зато беспроигрышный способ окончить вечеринку придумала моя коллега. Со словами "А теперь в честь окончания нашего вечера вас ждет сюрприз" она выводит всех во двор. Шумные залпы фейерверка ставят в вечеринке красивую точку.

Конечно, случай с Аленой – это крайность. Но на самом деле, если гости не хотят уходить, это хороший признак. Можете себя поздравить: вечер удался.

Внештатные ситуации

На одного больше. Превентивные меры. Сколько бы гостей вы ни пригласили, ставьте на один столовый прибор больше. Ведь вполне может случиться, что подруга захочет привести с собой "на смотрины" нового бой-френда.

Большая чистка. Превентивные меры. Зачем тратить время и силы на генеральную уборку перед праздником. Она принесет гораздо больше пользы после ухода гостей. Для создания репутации отличной хозяйки достаточно навести лоск в открытых для обозрения местах.

Трое четверых ждут. Превентивные меры. Подайте аперитив. Заодно проверите примету: как только гости собираются выпить, приходят опоздавшие.

Киндер-сюрпризы. Превентивные меры. Если гости пришли с детьми, выделите для них отдельную комнату (или отгородите уголок детской анимации), подготовьте небольшие подарки, мультики и сладкий стол – чтобы детишки были при деле и не испортили взрослым их праздник.

Незнакомый человек. Превентивные меры. Накануне пригласите его одного. Пусть освоится. Для него уже сама незнакомая компания – стрессовый фактор. По крайней мере во второй раз хоть обстановка будет знакома, что послужит ему психологической поддержкой.

Мистер Бин. Превентивные меры. Вредным персонажем может оказаться не только мужчина, но и женщина с трудным характером. Если приход "Мистера Бина" неминуем, предупредите гостей. Подсадите его к человеку, который не питает к нему негатива.