Современный художник

Марлен Дюма. Het kwaad is banaal (Зло банально), 1984

Холст, масло. 125 × 105 см

Дюма всё знает о живописи. Родившись в южноафриканском Кейптауне, она уже в раннем детстве интересовалась искусством и с удовольствием копировала случайные фотографии из газет и журналов в своём детском альбомчике. Получалось недурно, и мудрый отец-виноградарь решил не препятствовать растущему и крепнущему таланту. Решено было отправить её в местный университет. Там Марлен выучилась на живописца.

«Не думайте, что в университете мы днями и ночами штудировали классическое искусство. У нас была весьма своеобразная программа. Мы изучали изобразительное искусство Соединённых Штатов, знакомились с богатой абстрактной школой, современной фигуративной живописью, концептуализмом. Я всё знала о Йозефе Бойсе и едва представляла, кто такой Вермеер и Мондриан. Их картины в виде плохих репродукций я изредка находила в книгах», — так Дюма оценивала свою художественную подготовку.

Марлен Дюма. Белоснежка со сломанной рукой, 1988

Холст, масло. 140 × 300 см

Изображение предоставлено Galerie Paul Andriesse

Окончив университет, она сделала профессиональный выбор от противного (это её любимая стратегия). Ничего не понимая в старинной европейской живописи, она отправилась в милый, уютный и такой немодный в 1970‑е годы Амстердам, абсолютно выключенный из контекста современного искусства. В этом славном тихом городке, в котором горизонталь вековой лености уравновешивается вертикалью протестантского трудолюбия, Марлен было не сложно отключиться от шумного внешнего мира и напряжённо искать себя в живописи, в графике, в случайных снимках Polaroid. Она много времени проводила в превосходных музеях, изучая Вермеера, Рубенса, Рембрандта. Дюма неоднократно говорила о том, что этот период был очень важен. «Теперь мои картины просто кишат фантомами из истории искусств», — шутит художница. Их действительно, много. В распятых Христах (Ecce Homo, 2011) ощутимо влияние нидерландских мастеров. Запрокинутая голова Люси (Lucy, 2004) — реплика знаменитой святой Лючии Караваджо. В её работах много от апокалиптического венского экспрессионизма, фигуративной живописи 1960‑х годов. И конечно, сложно не сравнивать её растёкшиеся ню с размытыми фотополотнами Герхарда Рихтера. В тихом Амстердаме художница выработала свой примечательный стиль, не боясь обвинений в плагиате. Но в эпоху постмодернизма, в её эпоху, такие обвинения бессмысленны.

Улыбчивый Барак Обама, милашка Монро на смертном одре, печальная наркоманка Эми Вайнхауз, продюсер и убийца Фил Спектор, Энди Уорхолл, супермодели, политики и террористы. Они все мало узнаваемы, но часто цитируемы и хорошо продаваемы

Марлен Дюма всё знает о гнуснейшей рыночной психологии. Она бессовестно обольщает хитрых галеристов и чувственных корпускулярных директоров гигантских музеев и привлекает публику, играя с её низменными инстинктами. Она умеет раззадорить прессу и разжечь скандал с помощью гуммозных носов, сочащейся крови, лучистых глаз заклятых террористов, невинных детских трупиков и наглых промежностей свински розовых проституток. Она любит изображать звёзд, вернее, называть их именами те серо-синие растёкшиеся пятна с нервным росчерком глаз, резкими точками ноздрей и кривыми линиями губ. Улыбчивый Барак Обама, милашка Монро на смертном одре, печальная наркоманка Эми Вайнхауз, продюсер и убийца Фил Спектор, Энди Уорхолл, супермодели, политики и террористы. Они все мало узнаваемы, но часто цитируемы и хорошо продаваемы. Собственно портретная серия Дюма — ещё один её ловкий коммерческий ход. Публика не любит безымянных лиц. Но их любит Марлен.

Марлен Дюма
Наоми
1995

Холст, масло. 150 × 110 см

Изображение предоставлено Galerie Paul Andriesse

Художница, как и её прославленный однофамилец-романист, использует исторические факты и фигуры лишь для творческого разбега. И как следует разогнавшись, устремляется в мир фантазий, где живут и множатся её такие уродливые, пугающие, свирепо похотливые и так похожие друг на друга безымянные призраки. Хотя большинство её картин написаны на основе фотографий (порой случайных, не весть где подобранных), к реальности они не имеют никакого отношения. И в этом главная уловка Дюма. В то время как публика и галеристы смакуют выпученные эрогенные зоны и запекшуюся кровь на мраморных лицах, Дюма щурит свои лотрековские глаза, смакуя публику. Её живопись — про религию, смерть и любовь. Но все видят лишь раны Христа, трупные пятна и возбуждённую анатомию смертных.

Марлен Дюма – голландская художница.
Именно в Голландии ей удалось прославиться на весь мир и именно эту страну она представляет на всех мировых биннеале. Хотя родилась Марлен в Южной Африке, в семье фермеров, потомков переселившихся сюда когда-то голландцев, а судя по фамилии, в семье были и французские корни. Она покинула Южную Африку в 23 года и перебралась на родину предков – в страну тюльпанов. Но к тюльпанам и красивым пейзажам осталась равнодушна, природа так и не стала для Марлен источником вдохновения. Ей намного более интересны образы людей, а источником вдохновения стала фотография. Она снимает знакомых, друзей, любовников, прохожих, а иногда просто берет понравившиеся снимки из газет и журналов.

Фотографии людей – ее рабочий материал, благодаря которому и рождаются психологические портреты.

Художница пытается показать внутренний мир человека таким, каким она его увидела, а знания, полученные на курсе психологии в Амстердамском университете, очень помогают творческому процессу.

Нередко ее картины носят эротический характер. Она обожает шокировать публику

Ей совершенно все равно, кто запечатлен на снимке. Известная модель, актер, политик – все они лишь исходный материал, образы, обретающие новую жизнь. Цель Марлен Дюма избавить зрителя от ассоциаций и штампов, связанных, например, с тем или иным персонажем с обложки глянцевого журнала. Возможно, в портретах, созданных Марлен, вы с трудом узнаете Наоми Кэмпбел или Мэй Уэст.

Рисунки и картины художницы выглядят несколько вызывающе: искаженные, порой жуткие тела и лица, тревожные сочетания цветов.

Темы, как правило, провокационные: насилие и нежность, вина и покаяние, политика, секс, смерть…

Критики пишут о том, что работы, созданные Марлен Дюма, отображают вовсе не людей, а функционирование человеческих особей а современном обществе.

В скандальном мире искусства о ней много судачат, но при этом она уже стала чуть ли не самым известным художником, работающим акварелью. В любом случае, картины Марлен Дюма вызывают эмоции… разные…

Выставка работ широко известной современной художницы Марлен Дюма открывается сегодня в нью-йоркском Музее современного искусства


Выставка работ всемирно признанной художницы уроженки Южной Африки Марлен Дюма (Marlene Dumas) открывается сегодня в нью-йоркском Музее современного искусства (Museum of Modern Art, MoMA). Она называется Measuring Your Own Grave («Измерение своей могилы») и организована при поддержке Музея современного искусства Лос-Анджелеса (Museum of Contemporary Art, MoCA).

Экспозиция включает около 70 картин и 35 рисунков, создававшихся на протяжении трех десятилетий, что дает посетителям прекрасную возможность ознакомиться с творчеством одного из самых удивительных и даже скандальных авторов современности. Недавно ее картина «Посетитель» стала самой дорогой работой ныне живущей женщины-художницы , когда была продана на Sotheby’s за 6,3 миллиона долларов.

Открывают выставку первые зрелые работы Дюма, создававшиеся в конце 1970-х годов. Экспозиция организована хронологически, а также систематизирована по группам, что отражает склонность автора к созданию серий. Главные темы в творчестве Марлен Дюма - рождение, жизнь, секс, смерть, горе и самоидентификация - отражены в портретах и различных образах; очень часто источником вдохновения для художницы служат фотографии, опубликованные в газетах или журналах либо снятые ею самой на Polaroid. При этом картина никогда не становится буквальным пересказом фотографического «оригинала». Художница скорее сосредотачивается на разнице между фотографией и живописью, ее интересует «бессмертие» фотографии, вырванной из оригинального контекста и лишенной идентифицирующей ее информации. Экспозиция дает возможность проследить развитие этих тем в творчестве художницы и позволяет ознакомиться с картинами и рисунками исключительного качества, в том числе и по технике.

Марлен Дюма родилась в ЮАР в 1953 году. В 1976 году она переехала в Нидерланды, где живет и работает до сих пор. Ее творчество больше известно в Европе, чем в Америке. Это ее пятая персональная выставка в Нью-Йорке и первая выставка такого масштаба в США.

Материал подготовила Екатерина Онучина

  • 28.03.2019 «Портрет Доры Маар», ныне оцениваемый в $25 млн, нашли стараниями арт-детектива Артура Бранда, которого давно окрестили «Индианой Джонсом мира искусства»
  • 21.03.2019 Никогда такого не было - и вот опять. Пока все силы были брошены на охрану Репина, злоумышленники нашли брешь в охране другого здания - в Лаврушинском переулке. С утра московские радиостанции наперебой обсуждают новый «перформанс» в ГТГ. На сей раз голый
  • 19.03.2019 Концепт электрокара, вдохновленный проектами великого соотечественника, итальянцы представили в год 500-летия со дня смерти Леонардо
  • 19.03.2019 После повреждения репинского «Ивана Грозного…» и наглого похищения работы Куинджи появились опасения, что посетители блокбастера «Илья Репин» столкнутся с закручиванием гаек
  • 19.03.2019 Новый фарфор Bernardaud Les Bouquets de Fleurs de Marc Chagall представляли в ГМИИ им. А. С. Пушкина приехавшие в Москву внучки Шагала Мерет Мейер и Белла Мейер
  • 29.03.2019 Продано 50 % лотов, покупали Москва и Санкт-Петербург. Торги прошли на фоне хорошей покупательской активности
  • 27.03.2019 12 и 13 апреля 2019 года аукционный дом Hargesheimer Kunstauktionen GmbH в Дюссельдорфе (Германия) проводит очередные весенние торги «Русское искусство» и «Русские и греческие иконы»
  • 27.03.2019 Наибольшим спросом пользовались ювелирные украшения, фарфор и изделия из серебра
  • 26.03.2019 К аукциону живописи, графики и ДПИ, который состоится 28 марта, «Литфонд» подготовил 165 лотов: от иконы конца XVII века и гравюры с изображением императора Петра II первой трети XVIII века до работ наших современников
  • 26.03.2019 Традиционные двадцать лотов - это десять живописных работ, пять листов оригинальной графики, две работы в смешанной технике, одна авторская скульптура, одна фарфоровая тарелка и одна фотография
  • 12.03.2019 Такой вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 года Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным эндаументом искусств (NEA)
  • 11.12.2018 Три месяца назад вступило в действие постановление правительства № 285: продавцам картин велено перечислять 5 % при перепродаже в аккредитованную организацию УПРАВИС в пользу художников и наследников авторского права. Объясняю, что с этим не так
  • 06.12.2018 Под каждым изображением лота смотрите реальный результат, пересчитанный из фунтов в доллары по курсу 1,28. И сравнивайте с прогнозом AI
  • 27.11.2018 Кураторы выставки «Хвост кометы» Елена Баснер, Юрий Аввакумов и Сергей Сазонов. Автор идеи Наталия Каровская. Восемь фальшаков показывают специально в отдельном зале. В том числе скандальный «Самовар» Малевича
  • 20.11.2018

Очень хочется верить, что сегодняшняя дивная погода — не очередной фальш-старт весны, а самое, что ни на есть, её начало...Но независимо от погодных условий и климатических катаклизмов, среды наступают с пугающей регулярностью:) Вот и ещё одна наступила. И, раз уж вы здесь, буду знакомить вас с очередным художником, который понравился мне, и, возможно, порадует и вас. Прошу любить и жаловать: нидерландский художник южноафриканского происхождения Марлен Дюма.

Автопортрет в полдень. х.м., 90х100 см. 2008 г. [ увеличить изображение]

Биографические данные: Марлен Дюма родилась в 1953 г. в Кейптауне, ЮАР.В 1972-1975 гг. получила степень бакалавра искусств в Университете Кейптауна . С 1976 г. по 1976 г. посещала Ателье "63 . В 1979—1980 гг. посещала Институт психологии Университета Амстердама . В 2011 г. Марлен Дюма была удостоена звания почётного доктора Университета Стелленбош . Сегодня художник живёт и работает в Амстердаме.


Стена плача. х.м., 180х300 см., 2009 г. [ увеличить изображение]
Вот что писала о художнике британская The Guardian: "... Успех пришел быстро. После персональных выставок в Париже и Базеле, она начала сотрудничать с Галереей Пола Андриессе в Амстердаме. Это сотрудничество продолжается по сей день.


Джен. х.м., 110х130 см., 2005 г. [ увеличить изображение] К началу 1990-х годов она становится известна и за пределами Европы, участвует в важных выставках в Нью-Йорке, Чикаго и Токио. Когда Чарльз Саачи показал ее работы на своей первой выставке «Триумф живописи» в 2005 году, цены на её работы на первичном рынке искусства выросли в десять раз.


Измеряя собственную могилу. х.м., 140х140 см., 2003 г. [ увеличить изображение] ... Картины Дюма, изображающие детей, всегда тревожны. На вопрос шокированного зрителя, который поинтересовался, сколько лет ребёнку на одной из ее картин, Дюма отрезала: «Это не ребенок. Это картина". (Иди, девочка!) ..." Германия Грир The Guardian 22 августа 2010 г.


Подозрение. х.м., 56х100 см., 1999 г. [ увеличить изображение]
Мнение обозревателя, т.е. моё: В этот обзор редко попадают довольно широко известные художники. Причина проста — известных художников вы, наверняка, сможете посмотреть не только здесь, но и во многих других местах, а мне интересно показывать что-то новое и вам, пока, неизвестное.Тем не менее, я совсем недавно открыл для себя Марлен Дюма, и был впечатлён её работами.


Учительница. х.м., 160х200 см., 1987 г. [ увеличить изображение]
Мощный автор, конечно. Узнаваемая манера, характерная пластика, убедительный колорит — чего ещё можно хотеть от живописца!? :)


Мать. х.м., 180х300 см., 2009 г. [ увеличить изображение]