Способ сравнения в экономическом анализе. Метод сравнения в экономическом анализе

Сравнение - один из способов, с помощью которых человек начал распознавать окружающую среду. В современной действительности этот способ используется нами на каждом шагу, временами автоматически, неосознанно. Подчеркивая его важность можно сослаться на поговорку: "Все познается в сравнении". Широкое распространение он получил и в исследовании экономических явлений.

Целью работы является определение понятия сравнение, выявление видов и типов сравнения, анализ роли сравнения в хозяйственной деятельности предприятий.

Великие ученые общественно-гуманитарной, технической и естественной сферы наук использовали метод сравнения в своих трудах. Среди экономистов можно назвать таких выдающихся личностей: А.Смит, Й.Шумпетер, Р.Кантильон, К.Маркс и Ф.Энгельс и т. д. Среди украинцев: В.Тимошенко, В.Антонович, М.Драгоманов, М.Старицкий и др.

Сравнение - это научный метод познания, в процессе его изучаемые явления, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними.

Сравнение не тождественно эксперименту и его более слабому аналогу - статистическому методу, но логика сравнительного анализа в определенной мере сопоставима с логикой экспериментальной науки.

Аналогию с экспериментальным методом проводит Чарльз Рэйджин, указывая на два типа сравнительных исследований: количественные, ориентированные на изучение дисперсий признаков явлений, качественные, ориентированные на сравнение категориальных переменных. В обоих случаях присутствует экспериментальная логика ограничения условий и поиск каузальных зависимостей между переменными (при количественном анализе еще и корреляционных).

Методика сравнительного анализа включает весь арсенал методов и приёмов экономического анализа, но особое значение имеют научно-обоснованная группировка предприятий, организаций, фирм, стран и выбор базы сравнения для них.

Обязательным требованием в приеме сравнения является сопоставимость показателей по структуре и условиям их формирования. Основные условия сопоставимости: соблюдение качественной однородности сравниваемых показателей, единство методики их расчёта; применение единых измерителей продукции, одинаковость географических условий и расположения по отношению к поставщикам материалов и техники и потребителям готовой продукции; одинаковое количество рабочих дней в сравниваемых периодахит.д.

В экономическом анализе сравнение используют для решения всех его задач как основной или вспомогательный способ. На практике данный метод используется в таких случаях: сопоставление плановых и фактических показателей для оценки степени выполнения плана; сопоставление фактических показателей с нормативными позволяет осуществить контроль за затратами и способствует внедрению ресурсосберегающих технологий; сравнение фактических показателей с показателями прошлых лет – для определения тенденций развития экономических процессов; сопоставление показателей анализируемого предприятия с достижениями науки и передового опыта работы других предприятий или подразделений необходимо для поиска резервов; сопоставление различных вариантов управленческих решений с целью выбора наиболее оптимального из них; сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора применяется при расчете влияния факторов и подсчете резервов и т.д.

Процедура сравнения в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия включает в себя несколько этапов:

1. выбор сравниваемых объектов;

2. выбор вида сравнения (динамическое, пространственное, по отношению к плановым значениям);

3. выбор шкал сравнения и степени значимости различий;

4. выбор числа признаков, по которым должно производиться сравнение;

5. выбор вида признаков, а также определение критериев их существенности и несущественности;

6. выбор базы сравнения.

В экономическом анализе выделяют следующие виды сравнительного анализа: горизонтальный (временной), вертикальный (структурный), трендовый, одномерный и многомерный сравнительные анализы.

Подытоживая вышеизложенное, можно сказать, что простой подсчет итогов не дает полной характеристики показателя или объекта исследования наиболее важной характеристикой является сравнение показателей между собой. Поэтому дальнейшее исследование тематики данной работы являестя важной и применимой во всех сферах хозяйственной и других сферах деятельности человека.

Литература:

1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 4-е издание, переработанное и дополненное Минск ООО «Новое знание», 2000 -498 с.

2. Болюх М. А. Економічний аналіз: Навч. посібник / Болюх М. А., Бурчевський В. З., Горбаток М. І. та ін.; За ред. акад. НАНУ, проф. М. Г. Чумаченка. - Вид. 2-ге, перероб. і доп. - К.: КНЕУ, 2003. - 556 с.

3. Муравьев А.И. Теория экономического анализа: проблемы и решения. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 144 с.

Характеристика

Суть метода сравнения состоит в сопоставлении данных. Это означает, что в аналитик может взять несколько значений одного показателя или несколько значений абсолютных и относительных показателей и сравнить их между собой. Этот метод может применяться во всех случаях финансового анализа: как в процессе формирования комплексной оценки финансового состояния и эффективности компании, так и при исследовании некоторого аспекта деятельности компании.

Метод сравнения данных в анализе используется, например, при изучении динамики и структуры процесса или явления, при определении рыночного положения компании, при выявлении направления развития предприятия и т.д.

Примеры использования метода сравнения:

  • сопоставление значения некоторого показателя за период во времени (сравнение с базовым значением, со значение за предыдущий период и т.д.). Например, если в 2016 году компания продала 10 тыс. единиц продукции (табл.1), а в 2014 году – 2 тыс. единиц, то можно говорить о росте объема сбыта за исследуемый период;

Таблица 1. Пример сравнения показателя сбыта

Показатель

Сравнение с базовым периодом

Сравнение с предыдущим периодом

  • сравнение значения показателя с конкурентами . Например, если компания продала 10 тыс. единиц продукции, а главный конкурент только 5 тыс. единиц, то можно сделать вывод о высоком уровне конкурентоспособности и рыночной силе исследуемой компании;
  • сравнение показателя со среднеотраслевыми значениями . Например, если средняя рентабельность собственного капитала в отрасли составляла 10%, а в исследуемой компании – 18%, то можно сделать вывод о росте благосостояния акционеров, высокой инвестиционной привлекательности и эффективной деятельности в интересах собственников;
  • сравнение показателя с некоторой основой для определения доли . Например, если сумма финансовых инвестиций составила 600 млн. руб., а общая сумма активов 1000 млн. руб., то использование метода сравнения в этом случае позволит прийти к выводу, что финансовая деятельность играет для исследуемой компании ключевую роль и формирует около 60% всех активов;
  • сравнение с нормативными или эталонными значениями . Например, если нормативным показателем финансовой автономии для предприятий данной группы было значение 60%, а значение коэффициента для исследуемой компании является 20%, то можно говорить о высоком уровне финансового риска и возможном банкротстве в случае ограничения доступа к рынку кредитных ресурсов.

В целом, можно сравнивать любые значения одного и того же показателя или различные показатели между собой в том случае, если это позволяет сформировать дополнительные выводы о исследуемом объекте.

Сравнение с конкурентами и альтернативами

Условия деятельности в каждой отрасли или сегменте рынка являются особенными и формируются под влиянием большого количества мезофакторов. Как результат, в различных ситуациях предел максимальной эффективности будет различаться. Нельзя сказать, что управление предприятием, которое действует на уменьшающемся рынке, будет менее эффективным, если его показатель рентабельности ниже идентичного показателя предприятия, которое действует на растущем рынке. Поэтому очевидно, что для того, чтобы сформировать однозначный вывод о качестве финансовой деятельности в компании, необходимо сравнить ключевые показатели рентабельности, ликвидности, финансовой устойчивости и деловой активности со значениями конкурентов .

Сравнивать следует с предприятиями, которые действуют в максимально близких условиях. Оптимальным вариантом является сравнение с прямыми конкурентами , которые борются за тех же клиентов, предлагают идентичные товары и услуги. Для этих участников рынка доступны те же возможности, поэтому сравнение финансовых коэффициентов позволяет понять компетентность менеджмента каждого отдельного конкурента.

Трудностью в решении этой задачи может оказаться отсутствие данных конкурентов. В таком случае можно сравнить показатели со средними в отрасли. Следует учитывать также размер предприятия, ведь, например, малые компании имеют значительно больше возможностей адаптироваться к новым условиям, являются более гибкими в этом плане.

В случае отсутствия этих данных можно сравнить финансовые показатели компании со средними значениями в экономике, хотя полученный результат не будет иметь такой же ценности и не позволит сформировать точные выводы об эффективности финансовой работы в компании.

Ресурсами для получения необходимой информации могут быть:

1. Официальные сайты компаний

2. Сайты, на которых публикуется бухгалтерская отчетность например, для потенциальных инвесторов

3. Данные Федеральной службы государственной статистики (онлайн и оффлайн)

4. Данные различных отраслевых объединений, ассоциаций, организаций

Особенным показателем является показатель рентабельности собственного капитала. Его значение говорит об эффективности использования средств собственников и позволяет получить ответ на вопрос "Стоит ли вкладывать средства в компанию?". Если собственники могли бы получить больше прибыли в случае вложения средств в альтернативные инструменты, например, на депозитный вклад в коммерческом банке, то вложение средств в предприятие было ошибкой. Поэтому в случае использования показателя рентабельности собственного капитала стоит сравнить его со ставками на депозитные вклады, средней доходностью на фондовом рынке, доходностью с сопоставимыми по рискам фондами инвестирования и с любыми другими финансовыми инструментами, в которые собственники могли вложить средства.

Таким образом, учет финансовых показателей конкурентов позволит улучшить качество финансового анализа предприятия, позволит сформулировать более точные выводы о текущем положении и эффективности работы в течение периода исследования.

Список использованных источников

Thomas R. Robinson, International financial statement analysis / Wiley, 2008, 188 pp.

Когденко В.Г., Экономический анализ / Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2011. - 399 с.

Бузырев В.В., Нужина И.П. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности строительного предприятия / Учебник. - М.: КноРус, 2016. - 332 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

«ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА»

Тема: «Способ сравнения в экономическом анализе»

1. Сущность и виды сравнения

2. Типы сравнений и их цель

1. Сущность и виды сравнения

Сравнение - один из способов, с помощью которых человек начал распознавать окружающую среду. В современной действительности этот способ используется на каждом шагу, временами автоматически, неосознанно.

Широкое распространение он получил и в исследовании экономических явлений. Каждый показатель, каждая цифра, используемая для оценки, контроля и прогноза, имеет значение только в сопоставлении с другой.

Сущность этого способа может быть раскрыта следующим образом. Сравнение - это научный метод познания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними.

С помощью сравнения определяется общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития.

В экономическом анализе сравнение используют для решения всех его задач как основной или вспомогательный способ.

Наиболее типичные ситуации, когда используется сравнение:

1. Сопоставление плановых и фактических показателей для оценки степени выполнения плана.

2. Сопоставление фактических показателей с нормативными позволяет провести контроль за затратами и способствует внедрению ресурсосберегающих технологий.

3. Сравнение фактических показателей с показателями прошлых лет для определения тенденций развития экономических процессов.

4. Сопоставление показателей анализируемого предприятия с достижениями науки и передового опыта работы других предприятий или подразделений необходимо для поиска резервов.

5. Сравнение показателей анализируемого хозяйства со средними показателями по отрасли производится с целью определения положения предприятия на рынке среди других предприятий той же отрасли или подотрасли.

6. Сопоставление параллельных и динамических рядов для изучения взаимосвязей исследуемых показателей.

7. Сопоставление различных вариантов управленческих решений с целью выбора наиболее оптимального из них.

8. Сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора применяется при расчете влияния факторов и подсчете резервов.

В экономическом анализе различают также горизонтальный, вертикальный, трендовый, одномерный и многомерный виды сравнительного анализа.

Горизонтальный сравнительный анализ применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового (планового, прошлого, среднего уровня, достижений науки и передового опыта и т. д.).

С помощью вертикального сравнительного анализа изучается структура экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в общем целом (удельный вес собственного капитала в общей его сумме), соотношение частей целого между собой, а также влияние факторов на уровень результативных показателей путем сравнения их величины до и после изменения соответствующего фактора.

Трендовый анализ применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

При одномерном сравнительном анализе сопоставляются один или несколько показателей одного объекта или несколько объектов по одному показателю.

При многомерном сравнительном анализе проводится сопоставление результатов деятельности нескольких предприятий по нескольким показателям. Многомерный сравнительный анализ используется для определения рейтинга каждого предприятия в совокупности предприятий.

Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:

Единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;

Единство периодов времени, за которые производится сравнение;

Сопоставимость условий производства;

Сопоставимость методики исчисления показателей.

2. Типы сравнений и их цель

Как уже отмечалось ранее, одной из задач экономического анализа является систематический контроль и всесторонняя оценка деятельности предприятия по выполнению плана экономического и социального развития. Этим обусловлена необходимость сравнения фактических данных с плановыми. Такое сравнение позволяет определить степень выполнения плана за месяц, квартал, год (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Выполнение плана по производству продукции

Вид продукции

Объем производства, млн. руб.

Абсолютное отклонение

Выполнение плана, %

Сравнение фактических данных с плановыми может быть использовано и для проверки обоснованности плановых показателей. Для этого фактические данные в среднем за три-пять прошлых лет сравнивают с данными плана текущего года (табл. 2.2).

Таблица 2.2. Производство продукции, млн. руб.

(в сопоставимых ценах)

продукции

Прошлые годы

В среднем за четыре года

будущий год

Сравнение фактического уровня показателей с плановыми необходимо также для выявления резервов производства. С этой целью фактические данные об объеме проведенных мероприятий сравнивают с плановыми. Если план по какому-либо мероприятию не был выполнен, то это можно рассматривать как неиспользованный резерв увеличения производства продукции (табл. 2.3).

Таблица 2.3. Выполнение плана оргтехмероприятий

Немаловажное значение в экономическом анализе имеет сравнение достигнутого уровня по тем или иным показателям с данными перспективного плана. Такое сравнение дает возможность видеть ход выполнения перспективного плана и задачи на будущий период (табл. 2.4).

Таблица 2.4. Выполнение перспективного плана производства

В практике аналитической работы используется также сравнение с утвержденными нормами (например, расход материалов, сырья, энергии, и т.д.) (табл. 2.5).

Таблица 2.5. Использование сырья и материалов

Вид материальных ресурсов

Расход ресурсов, т

Отклонение от норматива (+,-)

по норме на фактический объем продукции

фактически

абсолютное, т

относительное, %

Нефтепродукты

Материалы

Такое сравнение необходимо для выявления экономии или перерасхода ресурсов на производство продукции, для оценки эффективности их использования в процессе производства и определения утерянных возможностей увеличения выпуска продукции и снижения ее себестоимости.

В анализе хозяйствования очень часто применяется сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых лет. Это дает возможность оценить темпы изменения изучаемых показателей и определить тенденции и закономерности развития экономических процессов (табл. 2.6).

Таблица 2.6. Динамика основных показателей

Валовая продукция

Количество работников

Производительность труда

% к базисному году

% к базисному году

% к базисному году

Сравнение с лучшими результатами, т.е. с лучшими образцами труда, передовым опытом, новыми достижениями науки и техники, может проводиться как в рамках исследуемого предприятия, так и за его пределами.

Внутри предприятия проводится сравнение среднего уровня показателей, достигнутых коллективом в целом, с показателями передовых участков, бригад, рабочих. Это позволяет выявить передовой опыт и новые возможности производства.

Большое значение имеет межхозяйственный сравнительный анализ, в процессе которого показатели анализируемого предприятия сопоставляются с показателями ведущих предприятий, имеющих лучшие результаты при одинаковых исходных условиях хозяйствования.

Такой анализ направлен на поиск новых возможностей производства, изучение передового опыта и является важным средством определения резервов повышения эффективности работы предприятия. Особенно большое значение имеют сопоставления результатов деятельности анализируемого предприятия с данными предприятий конкурентов.

Сравнения между предприятиями могут быть классифицированы на прямые и косвенные.

В условиях конкуренции и коммерческой тайны конкурирующие предприятия редко обмениваются информацией, если они не принадлежат к одной группе и не подчиняются одному центру управления. Поэтому провести прямые сравнения ситуации одного предприятия с ситуацией другого не всегда представляется возможным.

Как правило, приходится довольствоваться косвенными сравнениями, основанными на публикуемых среднестатистических данных по определенной отрасли или публикуемой отчетности акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

Очень часто в анализе показатели исследуемого предприятия сравниваются со среднеотраслевыми данными или средними по министерству, объединению, концерну и др.

Такое сравнение необходимо для более полной и объективной оценки деятельности анализируемого предприятия, определения его рейтинга среди других субъектов хозяйствования данной отрасли, изучения общих и специфических факторов, определяющих результаты его хозяйственной деятельности.

В экономическом анализе применяется также сравнение разных вариантов решения экономических задач, что позволяет выбрать наиболее оптимальный и тем самым более полно использовать возможности производства. Особенно широко оно используется в предварительном анализе при обосновании планов и управленческих решений.

Сравнение параллельных и динамических рядов используется для определения и обоснования формы и направления связи между разными показателями. С этой целью числа, характеризующие один из показателей, необходимо расположить в возрастающем или убывающем порядке и рассмотреть, как в связи с этим изменяются другие исследуемые показатели (табл. 2.7).

Таблица 2.7. Зависимость урожайности зерновых культур от качества земли

Номер хозяйства

Качество земли, балл

Урожайность, ц/га

Номер хозяйства

Качество земли, балл

Урожайность, ц/га

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. «Анализ финансово-экономической деятельности предприятия», М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000

2. Осмоловский В.В., Стражев В.И., Кравченко Л.И., Ермолович Л.Л., Бусыгин Ю.Н., Русак Н.А. «Теория анализа хозяйственной деятельности», Мн.: Выш. шк., 1989.

3. Савицкая Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия», Минск: ООО «Новое знание», 1999.

4. Силбигер С. «МБА за 10 дней» Пер. с англ. Шустера Э. В, М. ЗАО «Консультант Плюс», 2002

Подобные документы

    Цели использования способа сравнения. Сравнительный анализ. Способы приведения сравниваемых показателей в сопоставимый вид, использования относительных и средних величин, группировки информации. Балансовый способ отражения аналитической информации.

    реферат , добавлен 24.11.2008

    Обобщение основных способов обработки экономической информации в анализе: способ сравнения, исчисления относительных и средних величин. Особенности методики и последовательности проведения экономического анализа издержек обращения торгового предприятия.

    контрольная работа , добавлен 24.07.2010

    Порядок документального оформления результатов анализа. Особенности и цели применения способа сравнения в экономическом анализе. Принципы организации поиска и подсчета резервов: научность, комплексность и системность, оперативность, сбалансированность.

    контрольная работа , добавлен 14.11.2010

    Виды анализа хозяйственной деятельности, применение методов сравнения, средних величин, группировки и цепных подстановок. Методика анализа организационно-технического уровня производства. Оценка основных фондов, затрат и себестоимости продукции.

    лекция , добавлен 09.06.2011

    Группирование предприятий по среднесписочной численности персонала, взаимосвязь между размером предприятий (факторным признаком) и показателями использования рабочего времени. Выпеолнение расчета относительных величин сравнения структуры и интенсивности.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2010

    Назначение диаграмм сравнения - в графическом сопоставлении показателей (на примере энергетики). Принцип построения столбиковых и точечных диаграмм, и диаграмм в виде правильных геометрических фигур. Основное назначение и виды структурных диаграмм.

    контрольная работа , добавлен 05.08.2010

    Понятие и свойства средних величин. Характеристика и расчет их видов (средних арифметической, гармонической, геометрической, квадратической, кубической и структурных). Сфера их применения в экономическом анализе хозяйственной деятельности отраслей.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2014

    Прием сравнения: сущность и аналитическая зависимость. Зависимость объема выпуска продукции от среднегодовой численности персонала. Зависимость прибыли от реализации продукции. Использование приема сравнения в анализе хозяйственной деятельности.

    контрольная работа , добавлен 13.03.2010

    Построение ряда распределения рабочих по стажу, определение интервала. Расчет относительных величин динамики с постоянной и переменной базой сравнения. Корреляционная таблица основных показателей ремонтных предприятий железнодорожного транспорта.

    контрольная работа , добавлен 17.03.2010

    Анализ основных технико-экономических показателей ОАО "Газпром". Изучение сущности средних величин, видов и способов их вычисления. Рассмотрение применения средних величин при анализе хозяйственной деятельности работы ОАО "Газпром" за 2009-2012 гг.

Приведение показателей в сопоставимый вид.

При проведении аналитических процедур необходимо обеспечить сравнимость показателей, правильно определить базу для сравнения. Сравнимость может быть обеспечена при использовании: сопоставимых цен (например, сравнение с целью выявить динамику роста реализованной продукции); средних показателей; методов дисконтирования; корректированных расчетов для учета влияния инфляции др.

Рассмотрим некоторые методы приведения аналитических показателей к сопоставимому виду.

Метод приведения рядов динамики к сопоставимому виду.

Так, на практике в рядах динамики встречаются случаи когда одно и то же явление по годам выражается в различных измерения (например, переоценка имущества, уровень стоимости жизни и тд.). Для изучения в целом рядов динамики за весь рассматриваемый период необходимо привести его к сопоставимому виду при помощи коэффициентов пересчета.



Задача. Имеется динамика численности населения в N-ом районе за семь лет в старых и новых границах. Требуется привести ряд динамики к сопоставимому виду (в новых границах).

Решение: Предварительно определены коэффициенты пересчета уровней в 2004 г., в котором произошло изменение границ:К=70:50=1,4.

Умножая на этот коэффициент уровни ряда динамики в старых границах, получаем их сопоставимыми с уровнем в новых границах.

В 2002 г.: 44*1,4=63,0(тыс.чел)

В 2003г.: 48*1,4=67,2(тыс.чел)

Теперь получаем сопоставимый ряд динамики.

Таблица 2

Балансовый метод

Балансовый метод основан на равенстве соотношений, пропорций, алгебраических сумм, отражающих взаимосвязь экономических показателей. Он предполагает сопоставление фактических данных с плановыми (или фактическими данными базового периода) и передвижение каких-то показателей за исследуемый период. Балансовый метод широко используется при анализе обеспеченности предприятия трудовыми, финансовыми ресурсами, сырьем, топливом,материалами, основными сред-ствами производства, а также при анализе полноты их использования. Так, например, этот метод применяется для построения моделей, которые отражают взаимосвязь показателей производства и реализации продукции - товарный баланс:

Запасы на начала года +Поступление товара = Реализация товара + Прочие выбытия + Запасы на конец года

Для определения платежеспособности предприятия используется платежный баланс, в котором соотносятся платежные средства с платежными обязательствами. При изучении движения основных средств строятся балансы основных средств:

По первоначальной стоимости:

По остаточной стоимости:



Выб+Износ за год

где и - первоначальная стоимость на начало и на конец года;

В - ввод основных средств за год;

Графический метод

Графический метод занимает важное место в анализе как способ отображения экономической информации и способ решения конкретных аналитических задач. Эти задачи решаются при изображении функциональной зависимости. Одновременно эти задачи решаются, например, при изображении функциональной зависимости с помощью линий на плоскости в системе координат, когда требуется рассчитать искомое значение результатного показателя при определенном значении факторного и одновременно показать характер зависимости показателей (зависимость затрат от объема производства). В экономическом анализе используются почти все виды графиков, диаграммы сравнения, диаграммы рядов динамики, кривые распределения, графики корреляционного поля, статистические картограммы (сочетание контурной карты местности (плана) с диаграммами). Особенно широко в анализе используются диаграммы сравнения - для сравнения отчетных показателей с плановыми или с данными прошедших лет.

Способы сравнения в экономическом анализе.

Одной из характерных черт метода экономического анализа является потребность в постоянном сравнении. Как правило, сравниваются фактические данные с плановыми данными за прошлые периоды времени, нормативными данными, достижениями других предприятий, среднеотраслевыми показателями, с показателями конкурентов, с параметрами аналитических моделей и др. В основе проведения любого аналитического исследования всегда лежит метод сравнения, который позволяет оценивать, сравнивать, формулировать выводы, делать выбор в пользу конкурентного варианта решения.

Сравнительный анализ используется при проведении экономического анализа (используются для определения абсолютных и относительных показателей), вертикального анализа (например, определение удельного веса статей к валюте баланса, соотношение собственного и заемного капиталов и др.), трендовый анализ (например, он применяется при исследовании темпа роста за ряд лет). Сравнительный анализ делится на одномерный и многомерный.

Одномерный сравнительный анализ - это сравнение по одному или нескольким показателям одного объема или нескольких объектов по одному показателю. Многомерный сравнительный анализ – это сравнение результатов деятельности нескольких предприятий (подразделений) по нескольким показателям. Он осуществляет комплексную рейтинговую оценку результатов хозяйственной деятельности предприятия. Цепью многомерного анализа является определение обобщающего (синтетического) или интегрального показателя. Как правило, такую оценку делают вышестоящие органы, а также инвесторы для оценки степени финансовых рисков, надежности делового партнера.

Основным приемом экономического анализа выступает сравнение.

Сравнение – сопоставление объектов с целью выявления сходств и различий между ними.

Предмет сравнения – измеренные значения экономических величин. Исходные данные и исчисляемые на их основе показатели должны быть сравнимы. Без сравнимости показателей не может быть гарантированна правильность решений, принимаемых на их основе.

Причинами несравнимости показателей могут выступать:

> различия в закономерностях развития исследуемых явлений;

> различия условий, в которых находятся исследуемые явления;

> различия в методах сбора и обработки информации;

> различия в методах исчисления статистических показателей;

> различия в структуре исследуемых объектов;

> разные степени развития исследуемых объектов;

> различие в единицах измерения;

> различие в используемых в расчетах ценах;

> различие территорий, на которых находятся объекты;

> данные относятся к разным периодам или моментам времени;

> неудачный выбор базы для сравнения и т.д.

Сравнимые величины – это прежде всего однородные величины. Одна из важнейших проблем и задач экономического анализа состоит в выявлении качественной однородности исследуемых объектов и их свойств, которая обеспечивает их количественную сравнимость. Однородные показатели – это показатели, имеющие одинаковые назначение, форму выражения, размеренность, тип шкалы, отображающие однородные экономические величины.

Кроме разнородности величин и показателей, причиной несравнимости может стать влияние внешних факторов как экономического, так и неэкономического характера. В этих случаях для проведения сравнения необходимо исключать влияние выявленных факторов путем корректировок, таких как пересчет оборотов в одинаковые цены и пр.

Сравнение объектов возможно путем построения модели в виде обобщающего (интегрального) показателя, включающего в себя показатели, описывающие отдельные аспекты состояния и поведения объекта.



Важным аспектом при проведении экономического анализа является выбор базы для сравнения. Выбор базы сравнения определяется целью, ради которой это сравнение производится. Функция сравнения - получение новой информации об объекте. Конкретная цель зависит от решений, для принятия которых эта информация будет использована. Можно выделить четыре типа характеристик объектов, которые могут служить базовыми для сравнения с ними параметров данного объекта:

1) фактическое значение показателей другого объекта (физическое измерение);

2) фактическое значение показателей данного объекта в разные моменты или периоды времени (динамическое измерение);

3) ожидаемые значения показателей для данного объекта (прогнозное измерение);

4) точно установленные каким-либо образом значения показателей для данного объекта (контрольное измерение).

Цель сравнения с другим объектом – выявление предпочтений.

Цель сравнения с предшествующими периодами – выявить динамику объекта. Проследить движение во времени можно по изменениям абсолютных значений показателей, характеризующих ту или иную сторону процессов, происходящих в объекте наблюдения.

Вопрос в выборе базового периода при расчете темпов - вопрос очень важный для надежности их сравнения. Смена базового периода будет означать изменение значения темпов. Традиционно в качестве базы сравнения выбирается ближайший к данному предшествующий период, или наиболее типичный в каком-либо отношении период.

Цели сравнения с ожидаемыми значениями могут быть различными, например, проверка методов прогнозирования. Измерение ожидаемых значений экономических величин может осуществляться различными методами, среди которых:

a. метод экспертных оценок;

b. корреляционный регрессионный анализ;

c. сетевые методы;

d. специальные методы теории принятия решений и т.д.

Цель сравнения с установленными значениями – оценка объекта. В качестве базы сравнения для оценки можно использовать:

a. лучшие значения предшествующих периодов;

b. средние значения показателей;

c. плановые значения показателей;

d. значения показателей при других вариантах развития;

e. эталонное значение показателей;

f. среднеотраслевое значение показателей;

g. среднепрогрессивное значение показателей;

h. значение показателей у наиболее удачливых конкурентов и др.

Принципы системного экономического анализа обусловливают создание «норматива» с ориентацией на «идеальное» состояние измеряемой величины, инвариантное достигнутому. Кроме того, в силу особенностей экономических величин норматив необязательно должен иметь статический характер и быть представлен в метрической шкале.

Еще один важный вопрос сравнений – многомерное сравнение , т.е. сравнение экономических величин по нескольким показателям. Сравнение объектов по набору показателей в общем случае недопустимо. В отдельных случаях оно возможно путем построения обобщающего показателя .