Советские нобелевские лауреаты по литературе. Нобелевская премия по литературе. Досье. Михаил Шолохов, получая Нобелевскую премию, не поклонился монарху

Сегодня Лейла Будаева подводит литературные итоги уходящего года: рассказывает о пяти главных книжных премиях современности и делится списком романов-победителей и произведений, вошедших в шорт-листы. Можно уже сейчас составлять список для чтения в следующем году!

Букеровская премия

Основана в 1969, но до 2014 на неё могли претендовать только писатели из Великобритании, Ирландии и государств Британского Содружества. Сейчас на премию могут выдвинуть роман из любой страны - главное, чтобы он был написан на английском языке.

Лауреатом этого года стал «Линкольн в бардо » американца Джорджа Сондерса. Действие книги происходит в течение одного вечера и затрагивает реальное событие - гибель 11-летнего Уильяма, сына президента США Авраама Линкольна в феврале 1862. Мальчик попадает в бардо - некое промежуточное состояние, описанное в буддизме, как интервал между смертью и разделением ума и тела. По словам Сондерса, обитатели бардо «изуродованы желаниями, которые они не осуществили, пока были живы». Желая выбраться из этой ловушки, Уильям пытается общаться с отцом.

«4 3 2 1», Пол Остер (США) - действие романа разворачивается во второй половине ХХ века и повествует о четырех версиях жизни мальчика по имени Арчибальд Фергюсон, развивающихся параллельно друг другу. Каждая из них по-своему говорит о его учёбе, взрослении и отношениях.

«История волков», Эмили Фридлунд (США) - дебютный роман известной новеллистки, повествующий о четырнадцатилетней девочке Мэделин. Она живет с родителями в глуши на севере Миннесоты, остро ощущая одиночество и оторванность от мира.

«Выход на Запад», Мохсин Хамид (Пакистан) - роман затрагивает темы эмиграции и проблемы беженцев. В основе сюжета лежит история молодой пары, Саида и Нади, оказавшихся в центре гражданской войны в неназванной стране.

«Элмет», Фиона Мозли (Великобритания) - ещё один дебютный роман в шорт-листе премии. Брат и сестра Дэниел и Кэти живут с отцом в деревушке Элмет: гуляют по вересковым пустошам, разводят скот, искренне заботятся друг о друге. Идиллия продолжается до тех пор, пока семье не начинают угрожать…

«Осень», Али Смит (Великобритания) - 101-летний Дэниел оканчивает свои дни в доме престарелых, где его регулярно навещает 30-летняя Элизабет. Между ними, несмотря на колоссальную разницу в возрасте, сложились по-настоящему теплые отношения. Действие романа разворачивается осенью 2016 - после выхода Соединённого королевства из Европейского союза и, по выражению членов жюри Букеровской премии, представляет собой «медитацию на тему изменяющегося мира».

Гонкуровская премия

Французская награда за достижения в жанре романа вручается ежегодно с 1903. По уставу, ее лауреатом можно стать лишь один раз. Единственное исключение - писатель Ромен Гари . Первый раз он получил премию в 1956, а 19 лет спустя вновь удостоился её под именем Эмиля Ажара.

Романом-победителем этого года стал «Порядок дня » Эрика Вюяра. Сюжет основан на реальных событиях и разворачивается в гитлеровской Германии. Книга повествует о становлении нацистского режима в союзе с видными немецкими промышленниками.

В шорт-лист премии также вошли:

«Бахита», Вероник Ольми - главный соперник романа-победителя, сюжет которого также основан на реальных событиях. Это история девушки, рождённой на западе Судана в середине XIX века. Похищенная работорговцами в возрасте семи лет, она переходит от одного хозяина к другому, пока её не выкупает итальянский консул. В Италии её помещают в женскую обитель, после чего она выражает желание принять крещение…

«Крепче держи корону», Янник Энель - некий писатель создал никому не нужный сценарий для фильма о Германе Мелвилле (авторе знаменитого «Моби Дика»). В Нью-Йорке он знакомится с известным режиссёром, заинтересовавшимся его рукописью, вслед за чем в жизни в героя начинается пора приключений.

«Искусство терять», Алис Зените - роман о девушке из семьи кабилов, приехавших во Францию с севера Алжира. Книга повествует о судьбе нескольких поколений беженцев, оставшихся в плену прошлого, а также о праве быть собой - без учета чьих-либо представлений о том, кем ты должен стать.

Пулитцеровская премия

Учреждена в США в 1903 и вручается за достижения в области литературы, журналистики, музыки и театра. Любопытен тот факт, что многие отмеченные премией книги никогда не входили в списки бестселлеров (к числу исключений можно отнести «Гроздья гнева » Джона Стейнбека и «Щегла » Донны Тартт, о которых я в посте об американской литературе), а большая часть награждённых пьес никогда не ставилась на сценах бродвейских театров.

Лауреатом премии за художественный роман стала «Подземная железная дорога » Колсона Уайтхеда. Действие книги происходит накануне Гражданской войны. Темнокожая рабыня Кора решается на побег и попадает на тайную систему маршрутов - подземную железную дорогу, с помощью которой происходило перемещение рабов из южных (рабовладельческих) штатов на север. Уайтхед эмоционально рассказывает о важных вехах в истории американского рабства и последующей сегрегации - принудительном разделении населения по расовому признаку.

В число номинантов также вошли:

«Imagine Me Gone», Adam Haslett - история о том, как непросто складываются отношения внутри семьи после того, как страдающий депрессией отец троих детей кончает жизнь самоубийством.

«The Sport of Kings», C.E. Morgan - сюжет разворачивается на американском юге. Амбициозный Генри, представитель одного из старейших семейств в Кентукки, решает превратить родовые угодья в конный завод для разведения чистокровных лошадей - будущих победителей скачек.

Русский букер

Премия учреждена в 1992 по инициативе Британского Совета в России как проект, аналогичный британской Букеровской премии. Вручается за лучший роман, опубликованный в течение года.

Романом-лауреатом 2017 стала книга Александры Николаенко «Убить Бобрыкина: история одного убийства ». 200 страниц текста говорят о том, что творится в душе впечатлительного Саши: день за днём он ностальгирует по временам, когда был влюблён в одноклассницу Таню. Теперь она замужем за Сашиным соседом, Бобрыкиным. Герою он кажется личным демоном, неким злом, преследующим его с детства, - по этой причине он и собирается его убить.

В шорт-лист премии также вошли:

«Тайный год», Михаил Гиголашвили - роман описывает две недели из жизни Ивана Грозного в тот странный период русской истории, когда он оставил престол Симеону Бекбулатовичу и на год затворился в Александровской слободе. Книга с элементами фантасмагории рисует психологический портрет царя, его уязвимое, болезненное подсознание.

«Голомяное пламя», Дмитрий Новиков - история, признающаяся в любви суровому русскому Северу. Писатель перебрасывает мост от наших дней к далекому прошлому, искренне восхищается красотой и богатством природы и говорит о духовной составляющей современной жизни.

«Заххок», Владимир Медведев - книга повествует о русской учительнице Вере, поневоле оставшейся с детьми в Таджикистане в период гражданской войны в начале 1990-х. Полифонический роман, написанный от лица нескольких героев, позволяет рассмотреть события с нескольких ракурсов.

«Свидание с Квазимодо», Александр Мелихов - через кабинет криминального психолога Юли проходят десятки убийц, судьба которых зависит от её решения считать их вменяемыми или нет. Что заставляет их преступить закон? Предметом размышления в этом философичном романе является феномен красоты.

«Номах. Искры большого пожара», Игорь Малышев - ещё один роман на тему гражданской войны. Номах (главный герой) в точности повторяет путь Нестора Махно, анархо-коммуниста и руководителя повстанческого движения на юге Украины в 1918-1922.

Нобелевская премия

В отличие от других премий, у нобелевки нет официального списка финалистов. О тех, кто претендовал на главную литературную премию мира в этом году, мы узнаем лишь через полвека, когда будут опубликованы архивы. Награду же получил британский писатель японского происхождения Кадзуо Исигуро , который «в своих романах невероятной эмоциональной силы обнажает бездну, скрытую за нашим иллюзорным ощущением связи с миром» - такую формулировку озвучил Нобелевский комитет.

Прелесть в том, что на русский язык переведена большая часть прозы Исигуро, а культовые «Остаток дня » и «Не отпускай меня » - экранизированы. «На исходе дня » (под таким названием фильм вышел в российский прокат) номинировался на восемь «Оскаров», главные роли в нем исполнили Энтони Хопкинс и Эмма Томпсон. В менее успешной картине «Не отпускай меня » сыграли Шарлотта Рэмплинг, Кира Найтли и юные Кэрри Маллиган и Эндрю Гарфилд.

В литературном мире вручаются самые разнообразные премии: в области поэзии и прозы, драмы и фантастики, лирики и детектива. Однако далеко не каждая премия свидетельствует о качестве литературы, которой была присуждена.

Общепризнанные награды собраны в нашем Топ-10 самых престижных литературных премий . Из числа лауреатов этих премий можно смело выбирать книги достойные прочтения.

Премия была учреждена в США эмигрантами из России в 1999 году. Присуждается она за вклад в развитие российско-американской культуры и укрепление международных связей между странами. Лауреатами становились В. Аксенов, М.Эпштейн, В.Бачанян, О.Васильев.

9. Премия Х.К. Андерсена

Эта премия вручается в области детской литературы, как за сами произведения, так и за иллюстрации к ним. Лауреатами премии становились Астрид Линдгрен, Туве Янссон, Джанни Родари.

8.

Ежегодная награда в сфере литературы вручается лауреатам, отобранным как путем всенародного голосования, так и экспертной комиссией. Обладатели книжной премии Рунета 2013 года уже были названы на страницах .

7. Русский Букер

Эта премия вручается за лучший роман на русском языке. Лауреатами русского Букера становились Булат Окуджава, Людмила Улицкая и Василий Аксенов. Наряду с основной премией вручается также «Студенческий Букер», в жюри которого присутствуют студенты и аспиранты.

6. Литературная премия Юго-Восточной Азии

Эта международная литературная премия присуждается за лучшие поэтические и прозаические произведения авторов стран АСЕАН. Председателем оргкомитета премии является принц Таиланда Прем Пурачатра.

5. АБС-премия

Премия имени Аркадия и Бориса Стругацких вручается за лучшие произведения в области фантастики, написанные на русском языке. Лауреатами премии являются Евгений Лукин, Кир Булычев, Дмитрий Быков.

4. Букеровская премия

Эта премия для многих – самая престижная в мире англоязычной литературы. Победителю вручается чек на сумму 50 000 британских фунтов стерлингов. Четырежды за всю историю лауреаты «Букера» получали также и Нобелевскую премию по литературе.

3. Гонкуровская премия

Французская литературная премия вручается ежегодно с 1903 года. Согласно уставу, премия может быть присуждена любому автору лишь один раз в течение жизни. В разные годы Гонкуровскую премию присуждали Марселю Прусту, Симоне де Бовуар, Альфонсу де Шатобриану.

2. Пулитцеровская премия

Эта американская премия присуждается с 1911 года. Размер главного приза – 10 тысяч долларов США. Несмотря на то, что лауреаты практически никогда не попадают в списки книжных бестселлеров, премия считается одной из самых престижных в литературном мире.

1. Нобелевская премия по литературе

Эта престижная награда ежегодно вручается за достижения в области литературы. В основном лауреатами становятся писатели из Европы и США, поэтому премия часто подвергается критике за предвзятость. Среди русских авторов нобелевскую премию по литературе получали Борис Пастернак, Михаил Шолохов, а также Александр Солженицын.

Нужны ли литературные премии

Председатель правления некоммерческого объединения
Kunst im Dialog e.V. (Германия),
консультант ряда немецких издательств по вопросам
русской литературы и книгоиздательского рынка России,
литературный агент

В мире существует несметное количество литературных премий. Многие из них появились довольно давно. Премии в области литературы — это поощрение авторов, как моральное, так и материальное. Акция эта имеет очень большое значение для развития и дальнейшего творчества как самого автора, получившего премию, так и литературного процесса, который, в свою очередь, влияет на идеологию государства. Если продолжить эту цепочку дальше, мы увидим влияние и на положение нации в мировом сообществе и на само мировое сообщество. Как известно, самая крупная и престижная мировая премия в области литературы — Нобелевская, учрежденная Альфредом Бернхардом Нобелем и вручаемая Шведской Королевской Академией.

В данной публикации речь пойдет о литературных премиях Российской Федерации и их влиянии на литературные и социально-общественные процессы в России и мире.

Институт литературных премий в РФ достаточно развит. Премии за лучшие литературные произведения вручали еще в царской России, в середине XIX века, но они были общими и для писателей, и для ученых. Позже, в конце XIX века, Петербургская Академия наук учредила специальную литературную премию, а уже в СССР перед Великой Отечественной войной была учреждена Сталинская премия по литературе. Если брать общее число литературных премий в России, то их можно насчитать несколько сотен. Многие не только крупные, но и небольшие провинциальные города имеют свои литературные премии, что говорит о высоком уровне их культуры. Цель российских литературных премий — это повышение социальной значимости русской литературы, привлечение к ней внимания. У отдельных премий есть и свои специфические цели. Например, «Ясная поляна» поддерживает авторов — последователей морали и идеалов Льва Толстого, идеалов гуманистической прозы и поэзии, в произведениях которых выражаются многовековые традиции русской культуры.

Судя по размещенному в Интернете списку существующих сегодня премий, их может быть по нескольку десятков в том или ином крупном городе, и названы они, как правило, в честь советских и российских писателей — Анны Ахматовой, Федора Абрамова, Юрия Мамлеева и др. Есть также премии, присуждаемые толстыми журналами, такими как «Знамя», «Новый мир», «Юность» и др.

Главные литературные премии России — это «Большая книга», «Русский Букер», «Национальный бестселлер». Есть столь же известные, но помельче, например НОС (Новая словесность), которую учредил фонд Михаила Прохорова. Почти в каждой премии есть несколько номинаций, за счет чего можно отметить и поощрить большее количество авторов. Главное отличие премии НОС от других в том, что работа по оценке и аргументации членов жюри по каждому кандидату на премию проходит публично. Кстати, еще одно отличие от большинства премий — здесь проводится и читательское голосование.

Премия «Русский Букер» — это дочка литературной премии Великобритании «Букер» (Booker Prize). Впервые эта премия была вручена в 1969 году, а «Русский Букер» — в 1992-м.

«Большая книга» имеет невероятно большой экспертный совет — больше ста человек. Очень эффектно происходит выбор главных лауреатов этой премии. Прямо во время торжественного вручения, в другом помещении, собирается уже окончательное маленькое жюри, такая последняя инстанция, которая распределяет три премии, входящие в «Большую книгу».

«Ясная поляна», «Премия Белкина» — это уже менее значительные премии, но они имеют свое место в литературном процессе.

«Русская премия» учреждена для поддержки авторов, пишущих на русском языке, но живущих за границей, а также вручается за лучший перевод произведений русской литературы.

Премия «Дебют» — для лучших молодых авторов. Причем в этой премии много номинаций: проза, поэзия, драматургия, рассказ, критика. Можно назвать еще много разных литературных премий, но целью этой статьи является анализ внутренних процессов в литературе, на которые оказывают влияние такие внешние факторы, как присуждение литературных премий.

Литературные премии — это предприятия, где есть дирекция, бухгалтерия, сотрудники, которые занимаются организацией и проведением процесса приема и рассмотрения произведений, формирования жюри, организацией пиар-кампании и завершающей церемонии вручения премий. Очень важный момент — финансирование. Оно может быть как государственным — например Агентство по печати и массовым коммуникациям поддерживает премию «Большая книга», так и частным — фонд Михаила Прохорова финансирует премию НОС, которой руководит его сестра Ирина Прохорова, фонд «Поколение» — премию «Дебют» и т.д.

Особо следует отметить премию «Просветитель» за лучшие книги в области научно-популярной литературы. Учреждена она в 2008 году основателем фонда «Династия» Дмитрием Зиминым. Цель премии — популяризация науки и расширение рынка научно-популярной литературы. В этой премии две номинации — естественные науки и гуманитарные науки. Кроме того, премия имеет и денежный эквивалент.

Существуют литературные премии, которые присуждаются издательствами. Естественно, вручение такой премии автору того самого издательства абсолютно бессмысленно. Кроме того, это не совсем понятно. Ведь цель премии — отметить произведение, которое стало событием литературного процесса. А выбрав произведение именно этого автора для публикации в своем журнале, издательство уже выделило его из общего ряда. Тем не менее при оценке оснований для получения премии в этом случае предпочтения все-таки отдаются авторам этого издательства, а новые, возможно более талантливые, проходят мимо. Здесь вред наносится как автору, которого не отметили, так и литературе в целом.

Часто выбор жюри основан не на действительной уникальности текста, а на предпочтениях членов жюри, состав которого не всегда постоянен. Например, в жюри премии «Русский Букер» его члены и председатель меняются каждый год. Это не способствует объективной оценке произведений, представленных на соискание премии. В результате, победителей определяет жюри, состоящее из случайных людей, имеющих разные вкусовые предпочтения. Не обходится и без чисто человеческих симпатий и антипатий членов жюри к авторам, участвующим в конкурсе. Это не всегда способствует стимулированию литературного процесса, да и с точки зрения морали тоже не совсем корректно. Некоторые специалисты предлагают реформировать или переориентировать цели и задачи литературных премий и, в связи с этим, сущность таких премий. В первую очередь это относится к литературным направлениям. Сейчас в основном побеждают произведения не традиционных направлений, таких как реализм или его разновидности, допускающие некоторую девиацию, а произведения, которые считаются инновационными, то есть нереалистичными. Термин «постмодернизм» является пропуском в сообщество членов шорт-листов и обладателей премий. Предлагаются принципы специализации различных премий по жанру и форме. Раздаются призывы к жюри рассматривать произведения, номинированные на премии, не как развлекательное чтение, а как объект изучения. Специализация литературных премий, по мнению специалистов, усилила бы их способность ориентировать читателя, который будет проинформирован о сути произведения, получившего премию, присужденную за выполнение конкретных задач в литературе.

Валерий Печейкин (фотограф — Ира Полярная)

Как любое дело, некоторые премии умирают, если ими занимаются непрофессионалы или в случае прекращения финансирования, особенно во время экономического кризиса.

Литературные премии интегрированы в книгоиздательскую индустрию. Премии в области литературы — это инструмент продвижения русской литературы к читателю не только российскому, но и зарубежному. Литературные агенты знают, что сразу после объявления шорт-листов, а особенно после присуждения автору премии, на него выходят зарубежные издатели, потому что премия является для издателя навигатором в поиске авторов, которые, в случае издания их книг, могут принести прибыль. Присуждение премии делает имена новых авторов известными, но даже это не гарантирует, что произведения, получившие премию, будут напечатаны. Заинтересованный издатель, если он не видит перспективы продажи книги, например по причине не очень высокого качества текста или даже вследствие политической ориентации не только конкретного текста, но и самого автора, вряд ли примет ее в печать. Премии, конечно, оживляют культурную жизнь, люди обсуждают, спорят, высказывают свое мнение. Можно сказать, что литературные премии — это социокультурный феномен, который привлекает к современной литературе внимание не только специалистов, но и читающего сообщества в целом и отдельного читателя. При этом формируется репутация того или иного литератора. И не обязательно положительная. У автора, удостоенного престижной премии, сразу повышается статус — он становится лауреатом. Но в дальнейшем, если он не получает других премий или его книги не издаются за границей, — его рейтинг может постепенно упасть. И наоборот, талантливый автор, не отмеченный премией, тоже приобретает особый статус — он становится героем, которого незаслуженно, по каким-то, возможно, тайным причинам зажимают литературные эксперты. Но его известность не приносит ему больших тиражей книг и премий. Это такое своеобразное диссидентство. Надо сказать, что путь к премии и даже к длинному, а тем более к короткому списку очень непрост. Попадание в короткий список литературной премии — это уже прямой путь к премии.

Авторы, удостоенные литературной премии, вызывают интерес не только читателей и издателей. Премии делят авторов на группы: первая — те, кто удостоен премии; вторая — те, кто попал в шорт-листы; третьи — все остальные, хотя в этой группе часто находятся более талантливые писатели, чем в первых двух. К таким авторам можно отнести, например, Юрия Нечипоренко и Даниэля Орлова, удостоенных нескольких незначительных литературных премий, в том числе сетевых, но не получивших пока значимой премии в области литературы.

Авторы могут оказаться не в первых рядах по разным нелитературным причинам. Часто — из-за политической позиции автора или самого текста. Эта причина является и помехой для издания произведения автора за границей, где существует жесткая привязка авторов к идеологии, которая отвечает декларируемым «западным ценностям».

Литературные премии, несомненно, полезны, но одновременно и вредны. Можно сказать, что премии — убийцы литературы. Происходит вытеснение критерия художественности. Некоторые авторы пишут под премию, например под «Большую книгу». Уже известные авторы, отмеченные литературными премиями, позволяют себе элементарно «разгонять текст» до формата толстой книги. Хотя бывали случаи присуждения премии «Большая книга» произведению обычного формата. Как уже было сказано, судьба книги и автора зависит от вкусов членов жюри и других субъективных причин.

Отдельно можно отметить положительную роль премии «Дебют», которая дала зеленый свет многим молодым авторам, ставшим уже известными. Это, например, Валерий Печейкин — драматург, успешно сотрудничающий с Гоголь-центром, где ставят его пьесы, которые можно назвать в хорошем смысле инновационными.

Если подводить черту под всем написанным, можно сказать, что несмотря на все их недостатки, премии нужны. Без них уже трудно представить литературный процесс и читательское сообщество, а также книгоиздание и распространение книг. 

Британец Кадзуо Исигуро.

Согласно завещанию Альфреда Нобеля, награда присуждается "создавшему наиболее значительное литературное произведение идеалистической направленности".

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о порядке присуждения этой премии и ее лауреатах.

Присуждение премии и выдвижение кандидатов

Премию присуждает Шведская академия в Стокгольме. В нее входят 18 академиков, занимающих этот пост пожизненно. Подготовительную работу ведет Нобелевский комитет, члены которого (четыре-пять человек) избираются Академией из своего состава на трехлетний период. Кандидатов могут выдвигать члены Академии и аналогичных учреждений других стран, профессора литературы и лингвистики, лауреаты премии и председатели писательских организаций, которые получили специальные приглашения от комитета.

Процесс выдвижения претендентов длится с сентября до 31 января следующего года. В апреле комитет составляет список из 20 наиболее достойных литераторов, затем его сокращает до пяти кандидатов. Лауреата определяют академики в начале октября большинством голосов. О присуждении награды писателю сообщают за полчаса до объявления его имени. В 2017 году было номинировано 195 человек.

Лауреаты пяти Нобелевских премий становятся известны в течение Нобелевской недели, которая начинается в первый понедельник октября. Их имена объявляют в следующем порядке: физиология и медицина; физика; химия; литература; премия мира. Обладателя премии Госбанка Швеции по экономике памяти Альфреда Нобеля называют в следующий понедельник. В 2016 году порядок был нарушен, имя награжденного литератора было обнародовано в последнюю очередь. По данным шведских СМИ, несмотря на задержку начала процедуры выборов лауреата, разногласий внутри Шведской академии не было.

Лауреаты

За все время существования премии ее лауреатами стали 113 писателей, среди которых 14 женщин. Среди награжденных такие всемирно известные авторы, как Рабиндранат Тагор (1913), Анатоль Франс (1921), Бернард Шоу (1925), Томас Манн (1929), Герман Гессе (1946), Уильям Фолкнер (1949), Эрнест Хемингуэй (1954), Пабло Неруда (1971), Габриэль Гарсиа Маркес (1982).

В 1953 году этой наградой "за высокое мастерство произведений исторического и биографического характера, а также за блестящее ораторское искусство, с помощью которого отстаивались высшие человеческие ценности" был отмечен премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. Черчилль неоднократно номинировался на эту премию, кроме того, он дважды выдвигался на Нобелевскую премию мира, но так и не стал ее обладателем.

Как правило, писатели получают премию по совокупности достижений в области литературы. Однако девять человек были награждены за конкретное произведение. Например, Томас Манн был отмечен за роман "Будденброки"; Джон Голсуорси - за "Сагу о Форсайтах" (1932); Эрнест Хемингуэй - за повесть "Старик и море"; Михаил Шолохов - в 1965 году за роман "Тихий Дон" ("за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время").

Помимо Шолохова, в числе лауреатов есть и другие наши соотечественники. Так, в 1933 году премию получил Иван Бунин "за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы", а в 1958 году - Борис Пастернак "за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы".

Однако Пастернак, которого в СССР критиковали за роман "Доктор Живаго", опубликованный за границей, под давлением властей отказался от награды. Медаль и диплом были вручены его сыну в Стокгольме в декабре 1989 года. В 1970 году лауреатом премии стал Александр Солженицын ("за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы"). В 1987 году премией был отмечен Иосиф Бродский "за всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии" (эмигрировал в США в 1972 году).

В 2015 году награды была удостоена белорусская писательница Светлана Алексиевич за "полифонические сочинения, памятник страданий и мужеству в наше время".

В 2016 году лауреатом стал американский поэт, композитор и исполнитель Боб Дилан за "создание поэтических образов в великой американской песенной традиции".

Статистика

На нобелевском сайте отмечается, что из 113 лауреатов 12 писали под псевдонимами. В этот перечень входят французский писатель и литературный критик Анатоль Франс (настоящее имя Франсуа Анатоль Тибо) и чилийский поэт и политический деятель Пабло Неруда (Рикардо Элиэсер Нефтали Рейес Басоальто).

Относительное большинство наград (28) было присуждено литераторам, писавшим на английском языке. За книги на французском были награждены 14 писателей, на немецком - 13, на испанском - 11, на шведском - семь, на итальянском - шесть, на русском - шесть (включая Светлану Алексиевич), на польском - четыре, на норвежском и датском - по три человека, а на греческом, японском и китайском - по два. Авторы произведений на арабском, бенгальском, венгерском, исландском, португальском, сербо-хорватском, турецком, окситанском (провансальский диалект французского языка), финском, чешском, а также на иврите были отмечены Нобелевской премией по литературе по одному разу.

Чаще всего награждались писатели, работавшие в жанре прозы (77), на втором месте - поэзия (34), на третьем - драматургия (14). За труды в области истории премию получили три писателя, по философии - два. При этом один автор может быть награжден за работы в нескольких жанрах. Например, Борис Пастернак получил премию как прозаик и как поэт, а Морис Метерлинк (Бельгия; 1911 год) - как прозаик и драматург.

В 1901-2016 годах премия вручалась 109 раз (в 1914, 1918, 1935, 1940-1943 годах академики не смогли определить лучшего литератора). Всего четыре раза награда была разделена между двумя писателями.

Средний возраст лауреатов - 65 лет, самым молодым остается Редьярд Киплинг, получивший премию в 42 года (1907), а самым пожилым - 88-летняя Дорис Лессинг (2007).

Вторым писателем (после Бориса Пастернака), отказавшимся от премии, стал в 1964 году французский романист и философ Жан-Поль Сартр. Он заявил, что "не желает, чтобы его превращали в общественный институт", и выразил недовольство тем, что при присуждении премии академики "игнорируют заслуги революционных писателей XX века".

Известные писатели-кандидаты, не получившие премию

Многие великие писатели, выдвигавшиеся на премию, так и не получили ее. В их числе Лев Толстой. Не были награждены и такие наши литераторы, как Дмитрий Мережковский, Максим Горький, Константин Бальмонт, Иван Шмелев, Евгений Евтушенко, Владимир Набоков. Не стали лауреатами и выдающиеся прозаики других стран - Хорхе Луис Борхес (Аргентина), Марк Твен (США), Генрик Ибсен (Норвегия).

НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРЕМИЙ 2018 ГОДА

Объявлены лауреаты премии "Большая книга" 2018 года

4 декабря 2018 года в Москве, в Доме Пашкова, где традиционно вручают Национальную литературную премию «Большая книга», члены Литературной академии назвали победителей тринадцатого сезона.

Первое место в этом году досталось роману «Памяти памяти» Марии Степановой. На втором месте - «Бюро проверки» Александра Архангельского, третье досталось роману «Июнь» Дмитрия Быкова.

За вклад в литературу была отмечена писательница и драматург Людмила Петрушевская.

Накануне церемонии подведены итоги читательского голосования. Победителем стал лауреат премии - «Июнь» Дмитрия Быкова. Вторым местом наградили «Рецепты сотворения мира» Андрея Филимонова, третьим - роман «Радуга и Вереск» Олега Ермакова.

Впервые в рамках церемонии награждения вручили ещё одну премию - «_Литблог». Цель этой награды - поддержка публичного обсуждения современной словесности в Сети. Магистратура «Литературное мастерство» НИУ ВШЭ, которая является организатором премии, надеется таким образом сблизить литературный процесс с форматами новых медиа. В конкурсе приняли участие более 60 авторов со всех концов России. Экспертный совет, в состав которого вошли писатели Майя Кучерская и Марина Степнова, а также студенты магистратуры, отобрал 15 финалистов.

Победителем стала Евгения Лисицына, создательница telegram-канала greenlampbooks .


Объявлен лауреат литературной премии "Национальный бестселлер" 2018 года .

Писатель Алексей Сальников из Екатеринбурга с романом «Петровы в гриппе и вокруг него» стал победителем литературной премии «Национальный бестселлер». Об этом стало известно на церемонии вручения, которая прошла в субботу, 26 мая, на Новой сцене Александринского театра.

Аксенов В. Была бы дочь Анастасия / Василий Аксенов. - Москва: Лимбус-Пресс, 2018. - 532 с.

Василий Иванович Аксенов родился в 1953 году в селе Ялань Енисейского района Красноярского края. С 1974 года живет и работает в Санкт-Петербурге. Лауреат литературной премии им. Андрея Белого.

«Была бы дочь Анастасия» - роман, посвященный Ялани - далекой сибирской деревушке, где родился автор. Это моление длиной в год, на протяжении которого герой вместе с автором напряженно вглядывается в природу Сибири, в смену времен года и в движения собственной души. Главный нерв романа - отношения стареющей матери и взрослого сына, который давно покинул свою малую родину, но сердцем никогда ее не оставлял.

Лабыч М. Сука / Мария Лабыч. - Москва: ЭКСМО, 2018.

Мария Лабыч - российская писательница, родилась в городе Ростове-на-Дону. С детства увлекалась живописью, графикой и фотографией.

Роман рассказывает о судьбе девушки, оказавшейся в центре противостояния на Донбассе. «Сука» в названии означает в первую очередь самку собаки, которая выросла в будке и умеет хранить верность и рвать врага зубами. Но сука - и девушка Дана, солдат армии Страны, которая участвует в отвратительной гражданской войне. Книга Марии Лабыч - не только о ненависти, но и о том, как важно оставаться человеком.

Петровский Д. Дорогая, я дома: роман / Дмитрий Петровский. - Москва: Флюид ФриФлай, 2018. - 384 с.

Дмитрий Петровский - современный писатель, сценарист, публицист. Родился в 1983 году в Ленинграде. В 19 лет уехал в Берлин, где живет и работает до сих пор.

Многоплановый, жутковатый и захватывающий с первых страниц роман Дмитрия Петровского рассказывает о прошлом, настоящем и будущем европейской цивилизации. «Дорогая, я дома!» - кому кричит каждый день по вечерам немецкий миллиардер, владелец крупнейшего авиаперевозчика?

Сальников А.Б. Петровы в гриппе и вокруг него: роман / Алексей Борисович Сальников. — Москва: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018. — 416 с. — (Классное чтение).*

Алексей Сальников родился в 1978 году в Тарту. Финалист «Большой книги» и «НОС». Живет в Екатеринбурге.

Роман «Петровы в гриппе и вокруг него» - история о семье Петровых из Екатеринбурга, члены которой последовательно заболевают гриппом и оказываются в странной полумагической реальности, где с ними происходят загадочные события и превращения.

Старобинец А. Посмотри на него / Анна Старобинец. - Москва: Corpus, 2017. - 288 с.

Анна Старобинец - российская писательница и журналистка, сценарист. Родилась в Москве.

Документальная автобиографическая книга «Посмотри на него» - о трагической беременности, в ходе которой у ребенка внутриутробно были обнаружены несовместимые с жизнью пороки развития. В своей книге Анна Старобинец с поразительным мужеством рассказывает собственную историю. Как вести себя женщине, чтобы горе не сломило ее? Как быть ее семье? И что могут сделать для них врачи и общество?

30 мая на традиционном Литературном обеде оглашен список финалистов Национальной премии «Большая книга» -2018.

Председатель Литературной академии «Большой книги» Дмитрий Бак: «В «Большой книге» всегда представлены новые поколения авторов и новые направления произведений, и это очень отрадно». Совет экспертов включил в список финалистов восемь произведений. Среди них работы, как именитых авторов, так и новых, пока неизвестных широкому кругу читателей.

Быков Д. Июнь: роман /Д. Быков. - Москва: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2017. - 512 с.

Дмитрий Быков - русский писатель, поэт и публицист, литературный критик, радио- и телеведущий, журналист.

Новый роман - яркий эксперимент, литературное событие. Роман Быкова «Июнь» описывает события в Советском Союзе 1939-1941 годов. Главная тема романа - жизнь и судьба довоенного поколения, которое предчувствует близкую катастрофу. Книга построена на трех самостоятельных сюжетах. Первая часть - история студента, которого выгоняют из Института философии, литературы и истории. Герой второй части - Борис Гордон, журналист советской пропагандистской газеты, возлюбленную которого отправляют в лагерь. Третья часть рассказывает о пожилом филологе, который одержим идеей, будто с помощью слова может влиять на Сталина. Уверовав в свою теорию, он устраивается работать в народный комиссариат на незначительную должность, чтобы раз в год готовить для Сталина маловажный отчет.

Винокуров А. Люди черного дракона /Алексей Винокуров // Знамя. - 2016. - № 7. - С.8-43.*

Алексей Винокуров - драматург, телесценарист. На протяжении многих лет занимается изучением современного Китая, мистической стороной боевых искусств.

Черный дракон, Хэйлунцзян - так называют китайцы реку Амур. На ее русском берегу, в селе Бывалом, в то время как в России разыгрываются революционные события 1917 года селятся представители сразу трех народов - русского, китайского и еврейского. Появляется первый голем Черной реки, которого слепил знаток Каббалы старый Соломон, девочка Сяо Юй становится русалкой, китайские демоны возмездия карают жестоких убийц, таинственный волшебник Лю Бань обучает китайцев боевым искусствам, в селе рождается лекарь, побеждающий саму смерть. Много чего случается в этом малоизвестном месте на берегу Черного дракона.

Ермаков О. Радуга и Вереск: роман /Олег Ермаков. - Москва: Время, 2018.

Олег Ермаков родился в Смоленске.

Роман описывает события, происходящие в XVII веке. Это произведение окунает читателя в путешествия во времени и мистические тайны. Две частные судьбы - польского шляхтича и нашего современника. Весной 1632 года в город на востоке Речи Посполитой приезжает молодой шляхтич Николаус Вржосек. А в феврале 2015 года - московский свадебный фотограф Павел Косточкин. Герои находят уникальную Радзивилловскую летопись. Оба они с любопытством всматриваются в очертания замка-крепости. Что их ждет здесь? Обоих ждет любовь: одного - к внучке иконописца и травника, другого - к чужой невесте.

Славникова О. Прыжок в длину: роман /Ольга Славникова // Знамя. - 2017. - № 7. - С. 9-114 ; № 8. - С. 7-75.*

Ольга Славникова - прозаик, критик. Возглавляет литературную премию «Дебют».
Олег Ведерников оканчивает школу и готовится к чемпионату Европы - на него возлагают большие надежды: спортсмен-юниор одарён способностью к краткой левитации. Однажды он совершает чемпионский прыжок - выталкивает из-под колёс летящего джипа соседского мальчика и… лишается обеих ног. Спасенный им ребенок оказался вовсе не херувимом, а наоборот, порядочной скотиной, самому герою его поступок не принес ничего, кроме мучительных переживаний бессмысленности этого деяния, перечеркнувшего все его надежды. Через эту мучительность он пытается выстроить свои отношения со спасенным.

Степанова М. Памяти памяти /Мария Степанова. - Москва: Новое издательство, 2018. - 420 с.

Мария Степанова - русский поэт, прозаик и эссеист.
Новая книга «Памяти памяти» - попытка написать историю собственной семьи, разбор семейного архива, оборачивающийся смотром способов жизни прошлого в настоящем, и история главных событий XX века, как она может существовать в личной памяти современного человека.

Филимонов А. Рецепты сотворения мира /Андрей Филимонов. - Москва: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2017. - 320 с.

Андрей Филимонов - писатель, поэт, журналист. В 2012 году придумал и запустил по России и Европе Передвижной поэтический фестиваль «ПлясНигде».
«Рецепты сотворения мира» - это «сказка, основанная на реальном опыте», квест в лабиринте семейной истории, петляющей от Парижа до Сибири через весь XX век. Члены семьи - самые обычные люди: предатели и герои, эмигранты и коммунисты, жертвы репрессий и кавалеры орденов, но никто из них не рассказал о своей жизни. В лучшем случае, оставил в семейном архиве несколько писем. Главный герой романа отправляется на тот берег Леты, чтобы лично пообщаться с тенями забытых предков.

Архангельский А. Бюро проверки: роман / Александр Архангельский.- Москва:АСТ:Редакция Елены Шубиной, 2018.-416 с.

Александр Архангельский - прозаик, телеведущий, публицист. В его прозе история отдельных героев всегда разворачивается на фоне знакомых примет времени.

Новый роман «Бюро проверки» - это и детектив, и история взросления, и портрет эпохи, и завязка сегодняшних противоречий. 1980 год. Загадочная телеграмма заставляет аспиранта Алексея Ноговицына вернуться из стройотряда. Действие романа занимает всего девять дней, и в этот короткий промежуток умещается всё: история любви, религиозные метания, просмотры запрещенных фильмов и допросы в КГБ. Всё, что происходит с героем, - не случайно. Кто-то проверяет его на прочность…


«Театр отчаяния. Отчаянный театр»

Евгений Гришковец - российский драматург, писатель, телеведущий, театральный режиссер и киноактер, музыкант.

«Эта объемная книга написана как биографическая история, но главным героем романа является не человек, или не столько человек, как призвание, движущее и ведущее человека к непонятому человеку цели» (Евгений Гришковец).

Издания, отмеченные знаком "*", имеются в фондах библиотеки.