Сообщение по изо на тему силуэт человека. Истоки искусства силуэта в россии. Язык пятна и силуэта в графике


Так же как и вы, были удивлены первые зрители этой картины. Она была показана художником в начале прошлого века. Зрители недоумевали, спорили, смеялись, однако картину сохранили для потомков. - Как вы думаете, почему она теперь хранится в музее? - Что в ней особенного? Художник Казимир Малевич заставил современников задуматься о смысловой нагрузке цвета. Перед нами не просто черное квадратное пятно на белом фоне. Это тьма и свет. И между ними постоянная борьба. То нас как-будто затягивает черный колодец космоса, то кажется, еще несколько мгновений – и все зальется белым светом.


Черный и белый – необычные цвета. С их помощью можно передать самые разнообразные творческие замыслы. Сочетание этих цветов благородно, строго, красиво. Давайте рассмотрим выставку графических работ. Назовите жанр изобразительного искусства для каждой работы.




Что такое силуэт? Силуэт – это рисунок, изображение в виде сплошного пятна. В таком рисунке невозможно показать черты лица или другие детали, находящиеся внутри пятна, поэтому внешние очертания каждой фигуры должны быть очень выразительными, узнаваемыми.


Рассмотрите серию силуэтов знаменитых поэтов и писателей России веков. Борис Пастернак и Марина Цветаева.






Силуэт как вид изобразительного искусства возник в глубокой древности в VI в. до н. э. В Греции родилась легенда о том, как дочь горшечника Дибутара увидела на стене тень своего возлюбленного и обвела его профиль кинжалом. Благодаря этому рисунку её отец изобрёл стиль росписи, украшающий греческие вазы.


Возродилось искусство силуэта во Франции. Здесь же появилось и само название силуэт. При дворе Людовика XV главным контролером финансов был Этьен Силуэт. Дело в том, что Силуэт провел ряд реформ, в одной из которых предлагал сократить личные расходы короля и на содержание двора. Естественно, главный контролер стал предметом всеобщих насмешек высшего общества, после чего он вынужден был уйти в отставку. Ему осталось одно утешение – вырезать из черной бумаги свои любимые картинки. На него была даже нарисована карикатура в виде теневого профиля. Так родилось название силуэт. Оно дошло до наших дней.


В России конца XVIII – начала XIX в. силуэты были также модны. Вырезание силуэтов стало любимым занятием не только художников-профессионалов, но и дворянства. Черно-белые картинки использовались, как украшение в домах русских дворян. Широко бытовали профильный портрет и жанровые сценки. Техника изображения была различной: либо рисунок тушью, либо вырезка из однотонной бумаги. В первой половине XIX в. крупнейшим мастером силуэта был граф Федор Петрович Толстой. В Эрмитаже хранятся 50 силуэтов его работы, в Государственном Русском музее 20 силуэтов, столько же в Историческом музее Москвы.






Живопись тингатинга появилась в Танзании (Африка) в 60-х годах ХХ века. Сейчас это направление активно развивается и пользуется популярностью в мире. Первые картины рисовались на картоне, а прежде того – на стенах домов. Надо сказать, что до сих пор искусство создания красочных рисунков на стенах процветает в Танзании. И это имеет не только декоративное, но и практическое назначение – именно так зачастую выглядит наружная реклама. Изначально все работы были размером примерно 60х60 см, что привело к тому, что в некоторых источниках тингатинга именуется «квадратная живопись». Для создания картин использовались краски, которыми красили автомобили и велосипеды – эмаль. В дальнейшем художники пробовали переходить на другие краски, но все равно до сих пор излюбленными являются эмалевые и акриловые, иногда с добавлением масла.


За время существования школы тингатинга внутри нее сформировалось несколько стилей: - ставшие классическими изображения животных и птиц, -сложные многофигурные композиции из повседневной жизни людей, часто изображаемые в виде своеобразного «рассказа-комикса», -сюжеты традиционной мифологии, -библейские мотивы. Можно выделить общие черты живописи Тингатинга: 1. Одноцветный фон с небольшим количеством оттенков. 2. Основной мотив наносится с помощью простых и четких линий (силуэтом) и, как правило, занимает почти весь фон. 3.Отсутствие перспективы. 4. Размашистость и повторяющийся рисунок линий придает изображению характер живого экспрессивного орнамента.







Любой графический рисунок можно отнести либо к линейной графике, либо к пятновой. В первом случае это будет рисунок линиями, во втором – рисунок пятном. Возможно также сочетание линии и пятна в одной композиции. В каждом из этих случаев есть своя особенность для восприятия, свой смысл и красота.

СИЛУЭТ В ГРАФИКЕ
Самый простой вариант черно-белых композиций – это СИЛУЭТ, черное изображение на белом фоне или белое на черном. Вы наверняка встречали такие черно-белые рисунки в книгах.
Эти рисунки двухмерны, очень условны и лаконичны.

Искусство силуэта имеет древнюю историю и восходит к фигуративной росписи на сосудах Древней Греции. Помните те прекрасные изображения на амфорах: мифологические сцены, Олимпийские игры, фигуры греческих красавиц и атлетов?..

Настоящий же бум искусства силуэта пришелся на 18-19 века. Можно сказать, что тогда изготовление силуэтов было повальным увлечением.

Многие художники отдали дань этому виду графики и создали прекрасные образцы силуэтных работ.

Где только не находили им применение: иллюстрации, портреты, рисунки на ширмах, посуде и в интерьере… Умению создавать силуэтные композиции обучали даже в институте благородных девиц!

Традиционно силуэтные портреты вырезались из черной бумаги и наклеивались на белый фон. Контраст черного и белого давал возможность точно и быстро передать черты облика, ведь профиль человека в силуэте очень легко узнаваем.

Легкость исполнения и, соответственно, дешевизна сделали такой вид графики очень популярным. Однако, чтобы картинка была выразительной, важно очень точно подметить особенности очертаний формы того или иного персонажа, дать характерные её детали.

Хотя, конечно, силуэтные композиции могут быть гораздо более сложными и притягательными для рассматривания, нежели просто портреты.

ЧЕРНО-БЕЛЫЕ РИСУНКИ С ОТТЕНКАМИ СЕРОГО
Однако кроме локально черного пятна в графике могут использоваться и все оттенки серого. Мы видим эти градации в рисунках углем, соусом, пастелью, тушью.

В этом случае изображение уже может быть объемным, реалистичным, очень достоверно передающим реальность.

Но как бы то ни было, и здесь пластика и выразительность пятна имеют немаловажное значение. Особенно виртуозны во владении выразительностью пятна художники Китая и Японии.

При всей простоте мотива их графические листы необыкновенно притягательны. Игра размытых и четких пятен, красивое перетекание серых цветов, совершенство и гармония форм.

И вот мы уже всем нутром ощущаем нежные, утонченные, такие хрупкие листки орхидеи, мягкую шерсть кошки, скорость стремительного бега лошади, радость полёта птицы…

На примере этих работ мы можем понять, что рисунок пятном – это нечто большее, чем узнаваемый силуэт.

Вот это очень важный момент, который мне хотелось бы донести до вас.

Выразительность изображения может быть заложена

НЕ ТОЛЬКО в узнаваемости силуэта (что изображено),

но и В САМОЙ ФОРМЕ пятна (как изображено).

О ЧЕМ МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ ПЯТНО?
Давайте возьмем для примера разные пятна.

Даже если наш глаз не находит в каком-то из этих пятен знакомых очертаний (а он очень пытается), то мы можем связать форму пятна с определенными ощущениями.

Например, мы можем сказать, спокойное это пятно или подвижное, агрессивное или дружелюбное, нежно-утонченное или монументально-массивное.

Какие ассоциации вызывают у вас те или иные пятна? Можете ли вы их почувствовать?

ЗНАЧЕНИЕ ФОРМЫ ПЯТНА
Из основных форм пятна мы можем выделить четыре, каждая из которых по-разному воздействует на зрителя:

Квадрат и прямоугольник.
Законченная, устойчивая форма, готовая выражать утверждающие образы. Квадрат наиболее статичен и тяжёл, не склонен к движению.
Круг.
Замкнутая компактная форма, сосредоточенная на себе. Не имея выраженного основания, круг всегда неустойчив. Для человека круг ассоциируется с понятиями “добро”, “счастье”, “жизнь”.
Треугольник.
Самая подвижная, динамичная форма, устойчива только в случае, если одна из сторон горизонтальна. Треугольник – символ движения, энергии, иногда даже агрессии.
Форма “амёбы”.
Её текучесть выражает неустойчивые по характеру образы в широком диапазоне от романтичности, меланхолии до пессимизма.

Современные художники активно используют пятно именно в качестве “пятна”.

Силуэт — ограниченное отображение чего-либо.

Вид и приём прикладной графической техники. История силуэта в России начинается во второй половине XVIII века. Французский художник Ф. Г. Сидо - один из первых силуэтистов в России. Он известен по созданной галерее портретов придворных Екатерины II. Новым словом в развитии искусства силуэта в России стали портреты, выполненные в первой половине ХХ века графом Ф. П. Толстым. Силуэт конца XIX века - первой половины XX века неразрывно связан с творчеством Е. С. Кругляковой и Н. Я. Симонович-Ефимовой. (Википедия)

В XVIII веке в эпоху рококо искусство силуэта начало получать распространение во Франции. Популярность получили портреты в стиле силуэта. Название силуэт искусство получило от имени министра Франции Этьена Силуетта (1709-1767), известного скупостью и узкими взглядами. Парижский мир презрительно называл силуэтами всё мелкое, дешевое и не престижное.

В конце XIX века техника получила развитие. Популярность стали получать не только портреты, но и книжная иллюстрация.

Среди профессиональных художников-силуэтистов XIX в. почетное место принадлежит Федору Петровичу Толстому (1783-1873). Скульптор, медальер, рисовальщик и живописец, он широко известен как автор медальонов с аллегорическими сценами на темы Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии в 1813-1814 гг.

Небольшой альбом силуэтов работы Федора Толстого хранится в Эрмитаже.

Выцинанка, вытынанка, вырезанка … Получила развитие в Белоруссии в XVI веке. Это вырезание силуэта из бумаги. Особенности выцинанки: симметричность и декоративность.

Искусство силуэта сейчас широко развито в мире. Чаще всего это одноцветные бумажные работы.

украинские художники Дмирто и Юлия

Вырезание из бумаги Джулен Харрисон

Нас силуэт интересует с точки зрения интересной привлекательной линии, которая будет удерживать внимание зрителя. Сложный силуэт создает у зрителя желание рассматривать, возникает понимание того что изображено на фотографии или рисунке.

С помощью силуэта зритель распознает форму. Мы не видим, что находится внутри формы, но при этом нам понятно, что происходит на изображении. Точно так же мы должны находить интересные силуэты в наших работах и показывать их зрителю. Посмотрите как на плакате снизу четко читается силуэт!

Интересный силуэт задает ритм, движение.

Неудачный силуэтвнесет сумятицу в умы, человеку придется всматриваться в изображание что бы понять о чем оно?

В данном силуэте не понятно что изображено.

В хорошем силуэете мы быстро понимаем о чем идет речь.

Тема урока: Средства выразительности графики: пятно, контур, силуэт. Создание коллективной композиции.

Цели и задачи:

    Ознакомить учащихся с общим понятием силуэта, историей появления техники “Силуэт”, определить выразительные средства силуэтной графики; ознакомить с творчеством художника-графика Г. Нарбута;

    понимание роли техники силуэта в изобразительном искусстве,

    развивать пространст­венное мышление, воображение, образное видение;

    закреп­ление навыков работы с ножницами, воспитание аккуратно­сти,

точности, умение работать в команде, чувство единства.

Оборудование: ножницы, клей, черная бумага

Зрительный ряд: презентация «Силуэт», работы детей

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1 . Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

Беседа

Какие материалы используют художники-графики?

Назовите выразительные средства графики.

3. Объявление темы урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с силуэтной графикой и создадим коллективную силуэтную композицию в стиле покадрового мультфильма по сказке Владимира Сутеева «Под грибом».

4. Изучение нового материала

Одной из языковых возможностей графики является силуэтное рисование.

В широком смысле «силуэт» - характерное очертание предметов, как в природе, так и в искусстве, подобные его тени. В узком смысле «силуэт» - вид рисунка, т.е. плоскостное однотонное изображение фигур и предметов. Силуэт, нарисованный (тушью или белилами), либо вырезанный из бумаги и наклеенный на фон, образует сплошное, ограниченное контурами, тёмное или светлое пятно на контрастном фоне. В таком рисунке невозможно показать черты лица, или какие-нибудь детали, поэтому внешние очертания каждой фигуры должны быть очень выразительны. Силуэтные портреты делаются обычно в профиль. Силуэты можно не только рисовать, но и вырезать ножницами из чёрной бумаги.

В Европе силуэтное искусство распространилось с XVIII века. При дворе французского короля Людовика XVII министром финансов был некий Этьен де Силуэт (1709- 1767). О нём ходило много анекдотов, и однажды какой-то художник нарисовал на него карикатуру. Она была сделана необычно - как тень. С тех пор этот способ изображения стали называть силуэтом, по фамилии министра.

В начале XVIII века мода на силуэты, возникшая во Франции, в короткое время перекинулась во все стороны Европы, в том числе и в Россию. Излюбленными жанрами стали профильные портреты, бытовые сценки, иллюстрации, натюрморты.

Черные фигурки привлекали и художников ХХ века. Известны прекрасные работы Г.И. Нарбута (создал силуэтный жанр в иллюстрации), Е.С. Кругликовой, Н.В. Ильина (о Пушкине) и других.

Выразительными средствами в силуэтных композициях Силуэты мы встречаем не только на страницах книг, но и в повседневной жизни. Часто силуэты используют при изображении символов, эмблем.

5. Практическая работа

Арт-релакс, в ходе которого учитель рассказывает сюжет сказки, подводя учащихся к созданию мыслеобразов силуэтных картинок по сказке В. Сутеева «Под грибом».

Основные моменты, которые должны усвоить ученики:

Средства выразительности графики: пятно, контур, силуэт;

Пятно на контрастном фоне;

Контур силуэта;

Правильный ракурс для восприятия силуэта;

Отсутствие деталей.

Этапы выполнения работы:

1. Распределение по группам, в каждой группе свое задание: для покадрового расположения на картинках силуэтов необходимо заготовить определенное количество персонажей и фоновых деталей.

Кадр 1. (группа 1) Гриб, Муравей, дерево, тучи, трава, дождь, цветы;

Кадр 2. (группа 2) Гриб, Муравей, дерево, тучи, трава, дождь, цветы, Стрекоза;

Кадр 3. (группа 3) Гриб, Муравей, дерево, тучи, трава, дождь, цветы, Стрекоза, Мышка;

Кадр 4. (группа 4) Гриб, Муравей, дерево, тучи, трава, дождь, цветы, Стрекоза, Мышка, Заяц;

Кадр 5. (группа 5) Гриб, Муравей, дерево, тучи, трава, дождь, цветы, Стрекоза, Мышка, Заяц, Лиса;

Кадр 6. (группа 6) Гриб, Муравей, дерево, тучи, трава, дождь, цветы, Стрекоза, Мышка, Заяц, Лиса;

Кадр 7. (группа 7) Гриб, Муравей, дерево, трава, дождь, цветы, Стрекоза, Мышка, Заяц, солнышко, Лягушка, Воробей.

2. Техника безопасности при работе с ножницами.

3. Определение размеров персонажей, соизмерение с поверхностью листа.

В ходе работы индивидуальный инструктаж.

6. Завершение работы

Сбор композиций по кадрам. Основная мысль сказки. Выводы по уроку.

Эрих Голлербах

Искусство силуэта

Сухое и строгое, на первый взгляд однообразное и безжизненное, искусство пленяет нас своей интимностью, загадочной недоговоренностью и тонкой грацией. Чем ближе приглядываешься к нему, тем больше разубеждаешься в его "бедности" и "наивности". Овладеть искусством силуэта совсем не так легко, как кажется. Твердость рисунка, соблюдение перспективы и пропорциональности необходимы здесь не менее, чем во всякой картине. Несмотря на то, что силуэт лежит в двух измерениях, а не в трех, -- к нему, как ни странно, применимы законы трех измерений: талантливый силуэтист умеет передавать в монотонных черных пятнах и движение, и рельеф, и даже экспрессию лица. Плоскость и линия, ее замыкающая, приобретают в искусстве силуэта исключительное значение. Абрис, контур, очерк предмета порабощают внимание силуэтиста, ограничивают его в средствах, но вместе с тем принуждают к особой изобретательности. Есть силуэты, в которых положительно чувствуется "скульптура", тончайшая "моделировка", даже "красочность". Математический лаконизм, благородная абстрактность силуэта приучают к изощрению наблюдательности и зоркости. Силуэт -- как бы формула и -- одновременно -- намек на незримое , еле уловимый рассказ о чем-то, фраза начатая и неоконченная. Но даже вне законченности своей эта фраза иной раз становится откровением, афоризмом, символом.

Вот почему силуэтное искусство полно своеобразной прелести и неисчислимых возможностей. Об этом красноречиво говорят работы современных художников, уделяющих внимание силуэту. Прежде чем перейти к их произведениям, коснусь вкратце истории силуэта. Родиной силуэтного искусства является Китай, где с давних пор существовали однотонные черные изображения, так называемые китайские тени. Оттуда они проникли в Западную Европу, прежде всего во Францию, где в середине XVIII века широко распространилась мода на силуэтные портреты. Самый же термин "силуэт" происходит от фамилии Этьена Силуэтта (1709-1767), бывшего в 1759 г. государственным министром. Силуэтт был известен своей бережливостью и узостью взглядов, которые делали его мишенью для острот парижского общества. Его именем стали называть все дешевое и пустячное, в том числе и портреты черной краской или из черной бумаги, "portraits a la Silhouette". По сравнению с настоящими живописными портретами, силуэты казались многим скучными и мизерными. Однако, это искусство нашло своих мастеров и почитателей и притом не только во Франции, но и в других странах. В Германии, например, в начале XIX века славились своими силуэтами Дуттенгофер (изобразивший ряд немецких писателей и художников), К. Шмидт, Мюльбах и др. У нас в России интерес к силуэту возник в эпоху Екатерины II, когда в Петербурге появился парижский силуэтист Сидо, работы которого доныне сохранились в некоторых домах. Сидо портретировал Екатерину II, членов ее фамилии и многих представителей петербургской знати. Свои силуэты он рисовал тушью, иногда гравировал на меди, но чаще всего вырезал из черной бумаги и вклеивал в гравированные рамки. Целая коллекция этих силуэтов, состоящая из 183 листов, принадлежала герцогу Мекленбург-Стрелицкому и была в 1899 году издана в фототипических снимках ("Двор императрицы Екатерины II, ее сотрудники и приближенные"). Отразилось увлечение силуэтом и в прикладном искусстве, -- появились фарфоровые табакерки с силуэтами, чашки, вышивки, инкрустации и т.п. Приблизительно одновременно с Сидо в Петербурге работал немецкий рисовальщик Антинг (1753-1803), выпустивший в 1791 г. альбом "Collection de cent silhouettes". В середине XIX века интерес к силуэтному искусству почти исчез и вырезывание силуэтов обратилось в профессию странствующих артистов, добывавших себе, этим занятием скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и ярмарках. Люди светского круга охладели к этому искусству. Постепенно забытое рисование силуэтов было в конце прошлого столетия возрождено талантливым немецким художником А. Коневкою, который рисовал в виде силуэтов не только профильные портреты, но и фигуры в разных позах, жанровые сцены и пр. Успех Коневки вызвал подражание. У нас в России искусством силуэта занималась рисовальщица сцен детской и народной жизни Елизавета Бем. Но большое мастерство обнаруживают многочисленные силуэты Е.С. Кругликовой, вырезывающей их из бумаги. Художница обычно набрасывает контур силуэта на белой стороне черного листа бумаги и затем действует ножницами, достигая изумительной виртуозности в сложных композициях, требующих внимательного учета перспективных сокращений. Кругликова создала целую галерею силуэтов писателей, художников, артистов и музыкантов.


Замечательны среди работ Е.С. Кругликовой силуэты Александра Н. Бенуа, В.Э. Мейерхольда, Эмиля Купера за дирижерским пюпитром, Гречанинова за роялем, и ряд "домашних сцен" (концерт и пр.). В той же манере что и силуэты, т.е. из черной бумаги, исполняет художница портреты еn fасе (по образцу рисунков и гравюр Валлотона), а также пейзажи, архитектурные мотивы, иногда запечатлевая разнообразные моменты городской жизни, с ее уличной сутолокой. В 1917 г. с успехом выступила в качестве силуэтистки московская художница Н.Я. Симонович-Ефимова, работавшая перед тем (подобно Кругликовой) в области гравюры. Есть у Симонович и большие портретные холсты, в которых замечательна острая, сильная характеристика фигур. Это уменье метко фиксировать позы, манеры, движения сказалось в силуэтах Симонович, отличающихся классической простотой и технической выдержанностью. Кругликова и Симонович -- это, так сказать, профессиональные силуэтисты. Но и в работах наших графиков силуэт играет не последнюю роль. "Мир Искусства", положивший начало обновлению русской графики, возродил, между прочим, искусство силуэта. Несравненные "реставраторы" старины -- К. Сомов, Александр Бенуа и М. Добужинский -- воскресили прежний дух силуэта. Часто встречаем мы силуэты и в работах Г. Нарбута. Семейный силуэт художника, автосилуэт, силуэты В. Замирайло, Шарлемана, М. Зенкевича, Чемберса, Д. Митрохина и ряд мелких силуэтов в различных декоративных композициях свидетельствуют о большом пристрастии Нарбута к этого рода искусству. Изящество силуэтного портрета пленило и С. Чехонина, лучшего портретного миниатюриста наших дней. Им исполнено несколько чрезвычайно удачных силуэтов (в их числе профили В. Ленина и Г. Зиновьева), для издательства Коминтерна. Пожалуй, нет ни одного крупного графика, который не отдал бы дань этому интимному, грациозному искусству: силуэты есть у В.Н. Левитского, Д.И. Митрохина, В.Д. Замирайло. Мы не даем здесь подробной характеристики этих работ, потому что в творчестве перечисленных художников силуэт играет подчиненную, служебную роль, является одним из побочных элементов графической композиции, не имеющим превалирующего значения. Но воспроизведенные здесь силуэты убедительно говорят о том, как много экспрессии можно вложить в "скупые" черные пятна. Октябрь 1922 г. Оригинал здесь --