Сообщение о джонатане свифте. Краткая биография джонатана свифта

Статья посвящена краткой биографии Джонатана Свифта - английского сатирика и политического деятеля.

Краткая биография Свифта: общий обзор

  • Свифт родился в 1667 г. в Дублине в семье английского чиновника. Отец рано скончался, а мать переехала в Англию. Джонатан воспитывался своим дядей. Он получил богословское образование и долгое время работал секретарем у писателя У. Темпла. Темпл оценил талант молодого человека и предоставил в его распоряжение свою обширную библиотеку, оказывал ему покровительство в различных делах. Темпла часто посещали различные влиятельные гости, включая короля, что тоже шло на пользу будущему писателю. В это время Свифт начал писать свои первые сатирические произведения.
  • В 1694 г. Свифт получил должность священника в небольшой деревне Килрут. Глухая местность не заглушила в будущем писателе стремления в знаниям. Он активно изучал античные произведения, читал последние новинки английской литературы.
  • Свифт часто посещал Лондон, участвовал в политической борьбе, издавая острые памфлеты и статьи. Писатель заводит многочисленные знакомства в высших кругах. В это время складывается основной писательский стиль Свифта: острая критика с отсутствием моральных наставлений. Писатель предоставляет читателю право самому делать выводы на основании изложенных сведений. Практически все произведения Свифта выходили под разными псевдонимами, но авторство его авторство не составляло большого секрета.
  • В 1704 г. Свифт издал "Сказку о бочке", в которой резко критиковал религиозные институты. В следующем году Свифт переехал в Дублин, где и прожил остаток жизни. Являясь по происхождению англичанином, Свифт активно защищал ирландское население, издавал сочинения, направленные против его притеснения. За это заслужил искренне признание и любовь среди ирландцев.
  • В 1710 г. в Англии к власти пришла партия консерваторов (тори). Свифт поддержал их и получил возможность печататься в консервативном еженедельнике. Несколько лет на его страницах появлялись памфлеты писателя.
  • В 1713 г. Свифт при поддержке консервативного правительства становится деканом собора Святого Патрика. Это позволяет ему получить финансовую независимость, но ограничивает политическую деятельность. Большую часть времени теперь писатель проводит в Дублине, где участвует в политике, издавая свои сочинения. Вскоре Свифт становится горячим сторонником ирландской автономии.
  • В 1724 г. Свифт анонимно издает "Письма суконщика", в которых резко критикует английскую экономическую политику в отношении Ирландии. Авторство было установлено, и Свифт предан суду. Однако присяжные оправдали писателя. Власть, опасаясь открытых выступлений, пошла на ряд уступок. Англичанин Свифт становится национальным героем ирландского народа (уникальный случай в истории).

Краткая биография Свифта: "Путешествия Гулливера"

  • В Дублине Свифт написал свое основное произведение - "Путешествия Гулливера" (1726 г.), в котором в фантастической форме критиковал различные государственные и общественные пороки. В упрощенном варианте книга стала увлекательным романом для детей. В полном варианте она представляет собой сатирический роман-памфлет.
  • Фантазия и сатира Свифта в полной мере проявились в этом произведении. Он придумал несуществующие языки и названия на них. Слово "лилипут", например, было введено в оборот писателем и впоследствии вошло во многие языки. В скрытой форме, которая все же не могла скрыть явных намеков, писатель пародирует современные ему королевские дворы и политическую борьбу в них. В заморских государственных и научных учреждениях он выводит в форме гротеска недостатки английских аналогичных обществ.
  • Стоит отметить точность, с которой Свифт писал похождения Гулливера. Все размеры, которые встречаются в странах великанов и лилипутов, математически верны. И в том, и в другом случае писатель соблюдает 12-кратное соотношение между Гулливером и окружающим его миром. А все предметы, включая мельчайшие детали, описаны Свифтом с практически документальной точностью.
  • Свифт скончался в Дублине в 1745 г. Его политическая и сатирическая деятельность имела значение главным образом для Англии и Ирландии. Но "Путешествия Гулливера" стали произведением мирового масштаба. Детский вариант книги стал одним из самых читаемых. "Путешествия" неоднократно экранизировались. Вариант для взрослых - серьезный философский трактат, образец политической сатиры.

СВИФТ (Swift) Джонатан (1667-1745), английский писатель, политический деятель. В памфлете «Сказка бочки» (1704) борьба католической, англиканской и пуританской церквей изображена в духе пародийного «жития». Памфлеты «Письма суконщика» (1723-24) и «Скромное предложение» (1729) осуждают угнетение ирландского народа. «Путешествия Гулливера» (т. 1-2, 1726). Желчная сатира Свифта неотделима от гуманистического пафоса его творчества, развивавшегося в русле Просвещения, утверждавшего необходимость искоренения частных и общественных пороков. Традиции свифтовской сатиры - в ряду самых плодотворных в мировой литературе.
Детство. В Тринити-колледже
Его дед, видный священнослужитель англиканской церкви и стойкий приверженец короля Карла I Стюарта, во время гражданских войн 1641-1648 был обездолен революционным режимом Кромвеля. Отец Свифта, женившись на бесприданнице, отправился искать счастья в полуколониальную Ирландию, где устроился судейским чиновником и умер за полгода до рождения сына. Сироту воспитывали зажиточные родственники. Их иждивением он получил приличное школьное образование и поступил в престижный Тринити-колледж Дублинского университета, где учился в 1682-1688, по собственному позднейшему признанию, довольно небрежно, то есть упоенно читал самые разнообразные книги в ущерб предписанной зубрежке риторико-теолого-философских пособий Бургерсдициуса, Кеккерманнуса и Смиглециуса. Однако, по-видимому, уже тогда он ощутил священническое призвание и твердо решил пойти по стопам деда, чему никак не противоречила его обнаружившаяся склонность к литературному сочинительству.
Первыми сочинениями двадцатидвухлетнего Свифта были по моде того времени возвышенные оды, и в них явственно сказывались неподдельная и основательная религиозность, суровое благочестие и глубокое отвращение ко всем революционным преобразованиям и новшествам, особенно в области духовной.
В усадьбе Темпла
Довершить учение помешали ирландские беспорядки 1688-1689: пришлось перебираться в Англию, и священнический сан Свифт принял лишь в 1695, а степень доктора богословия получил в Оксфорде в 1701. Но «промежуточные» в его жизни 1690-е гг. оказались определяющими для формирования его личности и писательского дара. Эти годы большей частью протекли в роскошной усадьбе Мур-Парк близ Лондона отдаленного родственника матери Свифта, отставного дипломата и царедворца, видного мыслителя и эссеиста 1660-1680-х гг. сэра Уильяма Темпла, который поначалу из милости взял нищего юношу библиотекарем, затем оценил его таланты и приблизил к себе в качестве секретаря и доверенного лица. В распоряжении Свифта - неутомимого читателя - было богатое собрание книг, особенно французских; и Рабле, Монтень, Ларошфуко стали его любимейшими авторами. Оценил Свифт и своего патрона; его единственного он признавал своим наставником, правда, лишь по части здравомыслия, кругозора, взвешенности и продуманности суждений. Суждения же их могли разниться коренным образом, например, в религиозном отношении: Темпл был более или менее свободомыслящим деистом, а Свифт считал всякую религиозную пытливость порождением недомыслия или гордыни. Разница в мировоззрении и темпераменте, однако, почти не мешала им уживаться друг с другом. Десятилетие, проведенное в поместье Темпла, Свифт называл счастливейшим временем своей жизни.
Памфлет «Битва книг»
После смерти Темпла Свифту впервые пришлось полагаться лишь на себя; в его активе была выработанная при содействии старшего друга и наставника собственная жизненная и идейная позиция. Кроме того, явственно определился характер его писательского дарования: выступив на стороне Темпла в литературной полемике о сравнительных достоинствах античной и современной словесности с памфлетом «Битва книг» (1697), Свифт показал себя сокрушительным полемистом, мастером пародийного слога и убийственной иронии. Памфлет представляет собой оживленное блистательной игрой воображения язвительное обличение тогдашнего (главным образом французского) литературного модернизма и ненавистного Свифту духовного новаторства.
Сатирическая энциклопедия
В 1700 Свифт получил приход в Ирландии, но все его расчеты и ожидания были связаны с большой политикой, к которой его приобщил знаток политической жизни Темпл, и с литературной деятельностью лондонских властителей умов. На их придирчивый и взыскательный суд он собирался представить не только еще не напечатанную «Битву книг», но и своего рода сатирическую энциклопедию английской умственной жизни конца 17 века - «Сказку бочки», над которой, впрочем, еще стоило поработать и для которой требовалось подготовить почву, приобрести хоть какое-то имя и репутацию. События складывались благоприятно: тори одолевали вигов, добившись большинства в палате общин и вовсю используя популистскую демагогию. Консервативные принципы были Свифту гораздо ближе, чем либеральные, но всякий популизм был ему глубоко подозрителен. Он встревоженно заметил, что в античные времена «таким же способом была истреблена свобода», и немедля написал трактат «Рассуждение о раздорах и разногласиях между знатью и общинами в Афинах и Риме» (1701), где строго и доходчиво проанализировал партийную свару как симптом пришествия демократической тирании, которая ничуть не лучше тирании аристократической. Трактат весьма повлиял на общественное мнение и очень способствовал победе вигов на очередных парламентских выборах; Свифт, таким образом, сделался фаворитом правящей партии, ее «золотым пером», и в 1705, наконец, счел уместным опубликовать вместе с «Битвой книг» «Сказку бочки».
Признанный мастер
Книга была всеми замечена и определила дальнейшую репутацию доктора богословия Свифта, вызывая у одних глубокое восхищение своим беспощадным и неисчерпаемым остроумием, у других (в том числе у занявшей английский престол набожной королевы Анны) - ужас и гнев своим непочтительным подходом к делам религии. Ибо сюжетной основой «Сказки» служила притчеобразная побасенка о трех братьях, более или менее олицетворявших католичество, англиканство и крайний протестантизм, которые не сумели сберечь в целости и сохранности завещанные им годные на все случаи жизни кафтаны, то бишь христианское вероучение. Аллегория нарочито дурацкая, пригодная для шутовских игрищ с переодеваниями. Она составляет едва ли четверть «Сказки» и используется как иллюстрация к другим главам, в сумме с ними представляя некий английский аналог столь любимой Свифтом «Похвалы Глупости» Эразма Роттердамского. У Свифта воплощением всевластной Глупости является подставной «Автор» «Сказки», продажный писака, который подрядился соорудить нечто вроде программы грядущего всеобщего помешательства, призванного подменить подлинную действительность иллюзорной и отчасти утопической. Веком утопий, становящихся из мечтаний проектами общественного переустройства, был 18 век, и Свифт издевательски предвосхищает идеологию Просвещения с ее «общественным договором», социальным прожектерством и культом механистического материализма.
Современники более оценили остроумие Свифта, нежели содержательность его «Сказки». За ним было признано особого рода первенство в литературе, и он закрепил его такими примыкающими к «Сказке бочки» антиидеологическими сочинениями, как «Тритический трактат об умственных способностях» (1707) и «Возражение против отмены христианства» (1708). Салонную славу принесло ему пародийно-проповедническое «Размышление о палке от метлы» (1707), где он предостерегает «великих преобразователей мира», «исправителей зла» и «устранителей всех обид» против самонадеянного реформаторства, способного лишь осквернить мир.
Еще одну словесную маску идеолога и деятеля нового времени создал Свифт в лице ученого джентльмена-астролога Исаака Бикерстаффа, который от имени науки и во имя общественного блага упраздняет настоящее и распоряжается будущим, наглядно показывая власть пропаганды над действительностью. Были опубликованы его единственно научные «Предсказания на 1708 год»; затем эти предсказания были удостоверены с помощью печатного слова и стали неопровержимыми фактами общественной жизни. Такого рода факты позднейшие идеологи любили называть «упрямой вещью». Бикерстафф не случайно полюбился тогдашним друзьям Свифта и зачинателям европейской журналистики Дж. Аддисону и Р. Стилю. Один из первых английских журналов назывался «Тэтлер» («Болтун») и издавался от лица «мистера Исаака Бикерстаффа, эсквайра», который вскоре обрел биографию и стал пародийным персонажем английской литературы.
Политик и публицист
Вскоре Свифту предстояло самому на разные лады блистательно продемонстрировать могущество печатного слова как инструмента политики и его бессилие в качестве средства разъяснения или вразумления. Отношения с вигами вконец разладились после того, как Свифт напрямик высказал свои умеренно-охранительные взгляды в памфлете «Соображения английского церковника относительно религии и правительства» (1709). И когда правительство тори в 1710-1714 пошло навстречу требованиям церковных кругов и к тому же вознамерилось с почетом вывести Англию из затянувшейся и бессмысленной, хоть и победоносной, войны за Испанское наследство, Свифт сблизился и даже подружился с ведущими консерваторами. Он стал их главным публицистом, и все политические успехи консервативного правительства были достигнуты благодаря свифтовским памфлетам и руководимому им журналу «Экзаминер» (1710-1711), сформировавшему благоприятное для заключения мира общественное мнение. В связи с этим Свифт жил в 1710-1713 в Лондоне, и его каждодневные письма-отчеты в Ирландию бывшей воспитаннице Темпла Эстер Джонсон составили изданный через полвека и имевший огромный успех в качестве эпистолярного романа «Дневник для Стеллы».
Изобретательный патриот Ирландии
В 1714 умерла покровительница консерваторов королева Анна Стюарт, и лидеры тори, друзья Свифта, были обвинены в государственной измене, а его успели заблаговременно устроить настоятелем (деканом) собора св. Патрика в Дублине, так что он оказался в некой почетной ссылке, на одной из виднейших церковных должностей Ирландии. Быстро и основательно разобравшись в ирландских делах, Свифт во всеуслышание объявил Ирландию краем рабства и нищеты; рабское состояние и особенно рабскую покорность здешних обитателей он считал несовместимыми с человеческим достоинством; они уязвляли его пастырскую совесть. Уже в 1720 в памфлете «Предложение о всеобщем употреблении ирландской мануфактуры» он призвал к бойкоту всех английских «носильных вещей». Призыв его услышан не был, а памфлет (разумеется, анонимный) объявлен «возмутительным, раскольническим и опасным», и печатник был отдан под суд. Присяжные, однако, его оправдали, и Свифт это принял к сведению. Он рассудил, что эффективнее всего будет бойкотировать английские деньги, объявив их ненастоящими; и случай для этого вскоре представился. В Англии был выдан патент на чеканку мелкой медной монеты для Ирландии. Патент был прибыльный, хотя вовсе не жульнический, но исследователь пропагандистской демагогии Свифт прекрасно понимал, что доказать отсутствие мошенничества в таком щекотливом, затрагивающем все карманы на деле никак невозможно. Оставалось выбрать подходящую для агитации маску; и в феврале 1724 появилось первое письмо «М.Б., Суконщика», где «торговцы, лавочники, фермеры и все простые люди королевства Ирландии» скопом мобилизовывались на борьбу с английской медной монетой, а по сути дела с Англией. Писем в ближайшие полтора года появилось еще пять, и тон их был все возмутительнее, а призывы все грознее; для пущей их действенности Свифт не выходил из роли простолюдина. Вся Ирландия кипела; общенародное восстание должно было вот-вот разразиться, и обычно покорный ирландский парламент готов был его возглавить, а Свифт готовил для него программу. Но в решающий момент английский премьер-министр счел за благо уступить: он всего-навсего аннулировал патент, и напряжение спало. «Суконщик» победил; Свифт потерпел поражение.
Вероятно, горечь этого поражения напитала его горчайший, исполненный нестерпимого презрения к человеческому рабству памфлет «Скромное предложение» (1729), где «для блага отчизны, развития торговли и облегчения участи бедняков» выдвигается благодетельный, экономически и гастрономически разработанный проект употребления в пищу детей ирландской бедноты; именно такой способ решения ирландских социальных проблем добряк-автор считает наиболее практичным, осуществимым и отвечающим духу времени.
Главное произведение
Манифестом ирландской свободы «Письма М.Б., суконщика» не стали, но сохранились в истории английской литературы как речевой портрет англо-ирландского простолюдина начала 18 века - тем более мастерский, что декан Свифт не имел со своим персонажем ничего общего, как, впрочем, и с возникавшим из небытия героем своего главного произведения, Лемюэлем Гулливером, «сперва судовым врачом, а потом капитаном нескольких кораблей». С начала 1720-х гг. в письмах Свифта появляются упоминания о «моих Путешествиях»; в ноябре 1726 в Лондоне выходит том, содержащий «сжатое описание» первых двух из них. Второй том с описанием третьего и четвертого путешествий вышел в феврале 1727.
Описание действительных и воображаемых путешествий и сопутствующих им открытий было с начала 16 века одним из ведущих европейских литературных жанров. Используя его, Свифт помещал свое произведение в один ряд с «Утопией» Томаса Мора, с «Гаргантюа и Пантагрюэлем» Ф. Рабле, с самой популярной и самой насыщенной религиозным содержанием книгой 17 века «Путем паломника» Джона Баньяна, а также и с опубликованным в 1719 «Робинзоном Крузо» Д. Дефо, самым оптимистичным сочинением нового времени, по смыслу и пафосу прямо противоположным «Путешествиям Гулливера».
Сюжет их, как и в «Сказке бочки», был подставной, пародийный: Свифт в отличие от великого множества утопистов, мечтателей и выдумщиков, не открывал новые страны, а возвращал читателя к поразительной реальности его повседневного существования, заставляя взглянуть на себя и окружающий мир новыми глазами и произвести трезвую нравственную (то есть прежде всего религиозную) самооценку.
Чудовищное и нормальное
«Путешествия Гулливера» - итоговая книга Свифта, где фантастически-иносказательно преломляется его богатый жизненный и творческий опыт - так, что почти каждый эпизод повествования выглядит притчей. Этому способствует и излюбленный свифтовский прием изображения - бытовой гротеск, то есть выявление странности и чудовищности обыденной жизни и обыденного сознания. Нормальное и чудовищное постоянно меняются местами: в царствах лилипутов и великанов это достигается игрой с масштабом восприятия 12:1:12. Это соотношение размеров позволяет как нельзя более наглядно показать в первых двух частях ничтожество большой политики и грандиозность человеческого быта. Третья часть - целиком фантасмагорическая - компендиум сбывшихся мечтаний человечества, вооруженного наукой, грезившееся еще Автору «Сказки бочки» торжество умалишенного прожектерства. Это - первая в истории европейских литератур технократическая антиутопия.
Главная мысль четвертой части
Наконец, в четвертой части, в Стране лошадей появляется «естественный человек», которого через полвека восславит Руссо - и в своем природном состоянии, лишенный веры и благодати, он оказывается самым омерзительным из скотов, которому пристало разве что быть в рабстве у лошадей; попутно обнаруживается, что идеальное общественное устройство возможно лишь помимо человека. Проникшийся идеей такого благоустройства Лемюэль Гулливер отрекается от человечества и становится приживальщиком в конюшне. Эту немного замысловатую проповедь против смертного греха человеческой гордыни современники воспринимали как должное; но в период торжества просветительского гуманизма она вызывала множество нареканий.
«Упорный заступник мужественной свободы»
«Путешествия Гулливера» прославили Свифта на всю Европу, но до конца своих дней он оставался ирландским изгнанником, о котором тамошний наместник говорил: «Я правлю Ирландией с позволения декана Свифта». Среди его последних произведений, в основном повторяющих прежние темы и мотивы, выделяются незаконченные «Наставления слугам», на бытовом материале пародирующие «Государя» Макиавелли, и «Серьезный и полезный проект устройства приюта для неизлечимых» (1733) - сочинение в духе «Скромного предложения». «Стихи на смерть доктора Свифта» он написал заблаговременно, в 1731; в своей эпитафии он пожелал остаться в памяти потомков «упорным заступником мужественной свободы» и поведал о «жестоком негодовании», которое «терзало его сердце». Это негодование недостаточно умерялось милосердием; но обращено оно было не против людей, а главным образом против попрания человеческой свободы. Глубоко и твердо верующий священнослужитель, поборник воинствующего здравого смысла, осененного христианской религией, Свифт противостоял идеализации человека, предвещавшей новое его закрепощение, и в особенности планам универсального общественного благоустройства, которое, как он предвидел, может привести лишь к всевластию безумия и всеобщему рабству. Пафос его жизни и творчества вполне передают слова апостола Павла из Послания к Ефесянам (6:12), которые Свифт любил повторять: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных».

Джонатан Свифт родился в Ирландии в 1667. Его родители принадлежали к числу английских колонизаторов, которых ненавидело коренное население. Поэтому будущий писатель чувствовал себя на родине, как на чужбине.

С детства он был лишен родительской ласки и заботы. Отец умер еще до рождения сына, а мать, доверив годовалого малыша заботе кормилицы, уехала в Англию, где и прожила до конца своих дней. Воспитанием Джонатана занимался его дядя Годвин.

Образование и начало творчества

Образование Свифт получил в Дублинском университете, который славился своими традициями преподавания литературы, древних языков и богословских наук. Здесь Джонатан увлекся литературным творчеством. По окончании университета талантливый, образованный, но бедный молодой человек мог выбирать разве что между профессиями юриста и церковного служителя. Свифт решил стать священником.

Политические беспорядки в Ирландии вскоре вынудили писателя уехать в Англию. Там он устроился секретарем к лорду Уильяму Темплу, богатому аристократу. Общение с политиками и литераторами давало Свифту возможность быть в курсе последних новостей общественной и культурной жизни Англии, а роскошная библиотека помогала ему восполнить пробелы в образовании. За неполных десять лет пребывания на службе у лорда Темпла Свифт стал профессиональным литератором, что и ознаменовали первые его зрелые сатирические произведения - «Битва книг» и «Сказка бочки».

Свифт указал свое имя на обложке книги, хоть критика могла повредить карьере автора. Несмотря на опасность, Свифт последовательно выступал с сатирическими стихами, статьями и памфлетами, в которых высмеивал пороки светской и церковной жизни.

Политическая карьера

Джонатан Свифт находился в центре лондонской политической жизни: посещал многочисленные приемы во дворцах, встречался с министрами и общественными деятелями, погружался в борьбу двух главных политических партий Англии - тори и виги. Политическая деятельность и художественное творчество укрепляли его популярность. И власти нашли способ от него избавиться: Свифт был назначен деканом (настоятелем) собора Святого Патрика в Дублине.

Писатель воспринял это назначение как политическое изгнание и крах всех своих надежд. Но и вдали от английской столицы Свифт продолжал обличать безумие существующих законов, мошенничество дельцов, лицемерие политиков. В новых памфлетах он отстаивал права ирландского народа, страдавшего под гнетом английской короны. В одном из самых знаменитых своих памфлетов, «Письма суконщика», писатель откровенно призвал ирландцев к борьбе за свободу. Дж.Свифт стал национальным героем Ирландии.

Последние годы жизни Свифта были омрачены тяжелой болезнью, умер писатель в 1745. Смысл жизни Джонатана Свифта точно передает эпитафия, составленная им самим: «Здесь покоится тело Джонатана Свифта, декана этого собора, и суровое негодование уже не раздирает его сердце. Ступай, путник, и подражай, если можешь, тому, кто мужественно боролся за дело свободы».

«Путешествия Гулливера»

Это главное произведение Свифта. Сегодня «Путешествия Гулливера» в основном воспринимаются как литературная сказка. Но Дж.Свифт писал свою книгу совсем не для детей и менее всего хотел порадовать публику легкомысленными выдумками. Под видом простодушных рассказов корабельного врача Лемюэля Гулливера писатель изложил собственные соображения относительно общественно-политической жизни Англии и развития человечества вообще. Аллегорическим содержанием сюжета «Путешествий Гулливера» было сатирическое изображение современной автору действительности.

Книга состоит из четырех частей. В каждой из них писатель выбирает новый предмет для критики. Схематически сюжет можно представить так:

  1. Страна лилипутов. Низость и бессмысленность общественных порядков.
  2. Страна великанов. Страшная сила власти, обратная кровавая сторона человеческой истории.
  3. Лапута, Бальнибарбы, Лагнегу и др. страны. Бесплодие науки, оторванной от жизни.
  4. Страна гуингнмов (разумных лошадей) и еху (одичавших людей). Неразумное и аморальное поведение человеческого сообщества.

Каждая часть книги содержит критику определенной сферы человеческой жизни, и в конце повествования создается впечатление, будто писатель не оставляет камня на камне от обычных представлений об обществе, политике, государстве, власти, науке, морали. Осмеяние писатель считал лекарством от моральных и общественных болезней человечества.

Джонатан Свифт – знаменитый писатель из Ирландии. Родился в Дублине 30 ноября 1667 года. Отец Свифта умер еще до появления на свет сына, поэтому его воспитанием по просьбе матери занимается дядя. Он был адвокатом и смог дать мальчику хорошее образование. Он отправляет Свифта в лучшую по тем временам ирландскую гимназию. Там писатель учится до 1682 года.

В 1686 году Свифт изучает гуманитарные науки и становится бакалавром. Изначально он хотел продолжить учебу и получить степень магистра.Но гражданский переворот меняет планы писателя, и в 1688 году он покидает родную Ирландию и переезжает в Англию. Там он долгое время работает помощником Уильяма Темпла, выполняет разного рода поручения. Там же он познакомился с дочерью служанки своего начальника. Ее звали Эстер Джонсон, а писатель называл ее Стелла. Всю жизнь они оставались близки, по некоторым данным даже были повенчаны в 1716 году.

В 1695 году Свифт решает стать духовным наставником в англиканской церкви. В 1699 году после смерти своего начальника Свифт находит работу в небольшом церковном приходе недалеко от Дублина и ведет спокойный умиротворенный образ жизни.

Все это время Свифт занимается творчеством, но особого успеха не было. Только в 1704 году писать публикует памфлет «Битва книг» и произведение «Сказка бабочки», но свое имя не указывает. Эти публикации приносят ему некую популярность, но церкви не понравилась религиозная подоплека.

В 1710 году Свифт получает должность редактора еженедельника, где он погружается в политическую среду и активно пишет резкие памфлеты: «Поведение союзников» и «Атака на вигов». Сокровенные и тайные мысли он пишет своей возлюбленной, позже они стали составляющими для книги «Дневник для Стеллы».

В 1713 году писатель возвращается к церковной жизни. Его приглашают стать деканом в соборе Святого Патрика. В этот же промежуток времени он знакомится с Эстер Ванхомри и пишет поэму «Каденус и Ванесса».

В 1726году он публикует свое самое знаменитое произведение «Путешествия в некоторые удалённые страны мира в четырёх частях: сочинение Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а затем капитана нескольких кораблей». Многие события в книге являются отражением исторических событий, в которых автор сам принимал участие.

В 1742 году у Свифта произошел инсульт. А через три года он скончался. Похоронили писателя по его завещанию в Дублине рядом с возлюбленной Эстер Джонсон.

Биография 2

Свифт – англо-ирландский писатель, философ, поэт и общественный деятель . Он появился в семье английских колонизаторов, в 1667 году в Дублине. В те годы местные относились к чужакам враждебно. Родина не нравилась Джонатану, он не мог чувствовать себя как дома долгое время. Когда Свифту исполнился год, мать уехала на постоянное проживание в Англию. Отец мальчика умер и Джонатан стал жить у дяди. Родственник был достаточно богат и мог позволить себе воспитание племянника.

После 14-лет Свифт начал учёбу в Тринити-колледже Дублина и закончил его со степенью бакалавра в 1686 году. В ходе учёбы юноша полностью разочаровался в точных науках.

В 1688 в Ирландии началась гражданская война. Короля Якова свергли, начались массовые беспорядки. Дядя разорился. Поэтому, Джонатан переехал в Англию на два года. Там он нашёл знакомого своей матери, дипломата Темпла, и устроился к нему секретарём. В имении своего начальника Джонатан встретил девочку 8 лет - Эстер. Её мать работала служанкой. Свифт подружился с ребёнком, затем долгое время был её наставником и другом.

С 1690 года Свифт вновь начинает жить в Исландии. Нередко он приезжает к бывшему начальнику и к выросшей Эстер. Мужчина помог Темплу написать мемуары, а тот в свою очередь дал ему самые лучшие рекомендации в сфере литературы. Джонатан начинает пробовать себя в поэзии. О его таланте узнал вскоре сам король Вильгельм. Однажды и он посетил поэта.

С 1694 Свифт становится священником в посёлке Килрут, получив звание магистра и приняв соответствующий духовный сан. Обязанности духовника не понравились мужчине и он вернулся на службу к Темплу. Джонатан пишет множество сатирических произведений, поэмы.

Темпл умер в 1699 году. Долгое время Свифт не может найти подходящую работу. С 1700 год а он наконец-то устраивается на должность пребендария собора Святого Патрика. Кроме основной работы, писатель продолжает писать анонимные брошюры, высмеивающие ту или иную ситуацию в городе и мире. Его творения находят своих поклонников.

Тринити-колледж даёт степень доктора богословия Свифту с 1702 года. Выходят «Сказка бочки» и «Битва книг» в 1704 году. Они напечатаны не под его именем, Джонатан предпочитал сохранять анонимность долгие годы творчества. Однако, его авторство никогда не было строгим секретом и многие знали, кто пишет эти сатирические произведения. Отчего популярность Свифта росла. С 1705 до 1707 года Писатель живёт в Ирландии. Там знакомится с ещё одной Эстер в своей жизни. Но этой девушке 19 лет. Он пишет ей трогательные письма, полные нежности и заботы. Девочку Эстер из имения Темпла он также не забывает. Возможно, Джонатан Свифт был женат впоследствии именно на ней. Но биографами это не доказано достоверно.

С 1713 года с помощью друзей в политических кругах, писатель получает место декана Собора Святого Патрика. Он руководит им, продолжая участвовать в событиях мировой политики на расстоянии, печатая различные памфлеты.

С 1720 года началась борьба Ирландии за независимость. Свифт полностью поддержал эти события и в этих же годах начал работу над «Путешествиями Гулливера». В 1724 году были опубликованы «Письма суконщика», которые имели такой политический резонанс, что за поимку автора была назначена награда. Но никто не указал на Свифта. Благодаря таким решительным мерам, Англия уступила Ирландии. Свифт стал народным героем. Чтобы народ не разорился, Джонатан даже учредил фонд помощи беднякам из собственного состояния.

В 1724 году выходят в свет «Путешествия Гулливера». Сначала анонимные книги становятся невероятно популярными. А вот душевное состояние писателя ухудшалось. И в 1742 году Джонатана разбил инсульт. Постепенно он стал совершенно не дееспособным. В 1745 году писатель умер. Похоронен Свифт на кладбище Собора Святого Патрика. Причём талантливый герой написал себе эпитафию заранее, ещё в 1740 году. Она же и украшает его памятник.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Габдулла Тукай

    Габудалла Тукай это советский, татарский народный писатель. Его считают основателем современного татарского языка. Он внес огромный вклад в развитие татарской литературы. За свою короткую жизнь он смог изменить многих писателе, в том числе и русских.

  • Роберт Кох

    Роберт Кох появился на свет 11 декабря 1843 года в Клаусталь-Целлерфельде. Отец имел должность высокогорного инженера, а мать являлась дочерью влиятельного чиновника.

  • Екатерина I

    Екатерина I была первой императрицей в России. Она являлась женой Петра Великого. Екатерина имела весьма скромное происхождение и не очень чистую репутацию. Многие историки указывают, что именно в правления этой императрицы

  • Эрнст Теодор Амадей Гофман

    Э.Т.А. Гофман – немецкий писатель, который создал несколько сборников новел, две оперы, балет и много небольших музыкальных произведений. Именно благодаря ему в Варшаве появился симфонический оркестр.

  • Александр Грин

    Безусловный романтик, блестящий прозаик, Александр Степанович Грин (Александр Гриневский) прожил бурную, богатую событиями жизнь.

Джонатан Свифт (англ. Jonathan Swift, 1667─1745) - известный английский и ирландский писатель, философ, публицист, общественный деятель. Своим современникам запомнился как автор острых памфлетов, изобличающих пороки общества и стоящих на страже народных интересов.

Свифта всегда отличала глубокая ирония, помноженная на точное, выверенное слово и острую сатиру. Широкой публике писатель известен как автор «Путешествий Гулливера». Несмотря на то что многие свои произведения он публиковал под псевдонимом, его стиль был всегда хорошо узнаваем.

Детство и юность

Джонатан Свифт родился 30 ноября 1667 года в современной столице Ирландии городе Дублине. Его дед был ярым роялистом, поддерживавшим режим Карла I. Однако после начавшейся буржуазной революции, свержения короля и установления протектората Кромвеля для него настали тяжелые времена. Все нажитое имущество было конфисковано новыми властями. Это вынудило его сына, будущего отца писателя, отправиться на поиски лучшей доли в Ирландию. Здесь он трудился судейским чиновником и скончался за полгода до рождения Джонатана, которого и назвали в его честь.

После его появления на свет мать возвратилась в Англию, оставив мальчика на попечении дяди. Это не помешало Свифту получить хорошее образование в престижном Тринити-колледже Дублинского университета. Вопреки необходимости он скептически относился к трудам средневековых схоластов и теологов и учился, по собственным словам, довольно небрежно. Именно в это время у него зародилось глубочайшее стремление к независимости, которая повлияла на многие поступки. Все это не помешало получить неплохую рекомендацию, в которой были отмечены успехи Джонатана во французском, греческом и латыни, а также названа способность недурно излагать мысли.

В усадьбе Темпла

Покинув стены Альма-матер в 1688 году, Джонатан направился в Англию, где по вверенной ему рекомендации устроился литературным секретарем к бывшему влиятельному дипломату У. Темплу. После ухода с государственной службы он занялся свободным философским творчеством в своем поместье Мур Парк. Уильям приютил небогатого и талантливого юношу, со временем сделав его своим доверенным лицом.

В поместье время от времени приезжали его друзья, с которыми провел немало времени за разговорами литературный советник Темпла. Однако со временем Свифта стала тяготить эта камерная обстановка, несмотря на шикарную библиотеку, собранную хозяином виллы. Джонатан решил поискать счастья в Ирландии, однако быстро понял, что от добра добра не ищут и возвратился в Мур Парк.

Именно здесь будут написаны его первые произведения «Ода Вильяму Сэнкрофту» и «Ода Конгриву», в которых в сатирической форме изобличались пороки общества. Свифт проживет в поместье Темпла до самой его кончины, случившейся в 1699 году, хотя за 7 лет до этого он защитил магистерскую диссертацию и мог служить в церкви. После смерти сэра Уильяма Джонатан написал: «С ним умерло все, что было хорошего и доброго среди людей» .

Новая жизнь

Оставшись без покровителя, начинающий писатель становится помощником викария в небольшой ирландской деревушке Ларакор. Но это было временным пристанищем, ведь все жизненные ожидания Джонатан связывал с политикой, с которой его познакомил Темпл, а также литературой. Еще во время жизни в Мур Парк Свифт проявил себя как мастер полемики, способный своим точным словом свалить оппонента наповал, добив его хлесткой иронией.

По своим политическим пристрастиям он тяготел к консерваторам, но не терпел демагогии ни с чьей стороны. Свифт точно подметил, что во времена классической Греции таким образом была загублена свобода, и эти мысли нашли отражение в трактате «Рассуждение о раздоре и разногласиях между знатью и общинами в Афинах и Риме». Эта работа вскрыла пороки английской демократии и позволила вигам победить на парламентских выборах. Его стали называть «золотым пером» этой партии, что позволило решиться на публикацию «Сказки бочки». Название произведения на русский манер могло трактоваться как «молоть забавную чепуху».

Эта книга в присущей автору манере вскрывает множество людских пороков: глупые споры, алчность критиков, бесталанность литературных трудов. В качестве выхода из положения он предложил поискать светлые головы в Бедламе, где находились умалишенные. Отдельно аноним (Свифт поначалу не обозначил авторства) поделился своими мыслями о расколе христианской церкви и постоянными распрями трех ее ветвей, умудрившись наслать на себя гнев сразу всех конфессий. Этот труд закрыл дорогу Свифту на должность епископа Кентерберийского.

Книга быстро превратилась в настоящий бестселлер, пережив за год три издания. После раскрытия тайны имени автора он был принят на равных в культурную богему Англии как самый остроумный современник.

Свой неофициальный статус острослова Джонатан подтвердил в истории с астрологом Д. Партриджем, создававшем календари с предсказаниями. Однажды в Лондоне начали распространять брошюру «Предсказания на 1708 год», автором которой значился некий И. Бикерстафф. В ней автор сулил большие успехи Англии и несчастье ее врагам. Также в брошюре называлась точная дата смерти Партриджа с указанием ему срочно уладить все дела. А на следующий день появился «Отчет о смерти мистера Партриджа», который направил к астрологу десятки гробовщиков и пономарей. Со временем придуманный Свифтом мистер Бикерстафф станет пародийным героем английской литературы, а журнал «Тэтлер» («Болтун») вообще будет издаваться от имени этого вымышленного персонажа.

Блестящий публицист

Открытая публикация в 1709 году памфлета «Соображения английского церковника относительно религии и правительства» спровоцировала кризис в отношениях с вигами, ведь его автор призывал выйти из войны за испанское наследство, которая была краеугольным камнем внешней политики этой партии.

В 1710 году Свифт появляется в Лондоне с очередными денежными хлопотами. К своему удивлению он обнаружил полное понимание со стороны главного казначея Р. Харли. На самом деле тот просто решил использовать талантливого публициста в своих целях, предложив ему писать по заказу английского правительства. Свифт согласился и вскоре получил ответную любезность, став деканом дублинского собора св. Патрика. В результате Свифт становится идеологом консерваторов, а роль официального рупора играл издаваемый им журнал «Экзаминер». В 1713 году за свои старания по прекращению войны с Францией он был назначен настоятелем дублинского собора св. Патрика, хотя мечтал о епископстве.

В этот период Джонатан вынужден был проводить много времени в столице, поэтому активно вел переписку с Э. Джонсон, которая была воспитанницей скончавшегося У. Темпла и ее компаньонкой Р. Дингли. Эти письма легли в основу романа «Дневник для Стеллы».

Ирландский период

В 1714 году скончалась королева Анна Стюарт, которая оказывала большие преференции консерваторам. Это побудило Свифта вернуться в Ирландию, где он будет жить до конца своих дней. Первое время писатель абстрагировался от политики и общественной деятельности, но с 1720 года вновь вернулся к любимому занятию. Из-под его пера выходят «Письма суконщика», в которых автор яростно раскритиковал ряд финансовых реформ ирландского правительства, показав себя как борец за народные интересы. Свифт писал: «Мудрый человек должен иметь деньги в своей голове, но не в сердце» .

Своими действиями он спровоцировал настоящий народный протест против чеканки порченой монеты, добившись того, что люди полностью утратили доверие к ней. Спустя 5 лет правительство вынуждено было аннулировать патент на чеканку этих денег. Продолжением этой линии стал памфлет «Скромное предложение», изданный в 1729 году, где Джонатан изобличил острые социально-экономические проблемы.

Благодаря активной гражданской позиции Свифт стал кумиром ирландцев, а его портреты можно было встретить на улицах любого города.

Самое известное произведение

В начале 20-х годов XVIII века в своих письмах Свифт упоминает о неких путешествиях, которые позднее выльются в главное произведение всей его жизни «Путешествие Гулливера». Правдивые воспоминания бывалого моряка впервые были опубликованы в 1726 году. Стоит отметить, что описание реальных и мнимых путешествий было хорошо известно в европейской литературе, начиная с XVI века. Поэтому автор уподобил свое произведение ряду нетленных творений таких, как «Утопия» Томаса Мора или «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо.

Как всегда, Свифт тщательно законспирировал свое авторство, и на это у него были важные причины. В четырех частях романа он описал иллюзорный мир, очень похожий на реальное общество. Произведение стало финальным аккордом творческого пути писателя, где в полной мере отразился накопленный жизненный опыт.

Внешняя канва произведения, выраженная в забавных похождениях главного героя, совершенно не отражает глубокий внутренний подтекст этой книги. Она написана вовсе не для детей, как это может показаться на первый взгляд, а для взрослых. На примере Лилипутии автор иронично вскрывает многочисленные пороки общества: зависть, интриги, политические склоки. Описывая двор в этой миниатюрной стране, автор рисует всю мелочность политических интриг, имевших место в английском правительстве.

Отправив героя к великанам в Бробдингнег, Джонатан на примере его рассказа об Англии показывает их чрезмерное тщеславие. Пребывание Лемюэля Гулливера в Лапуту и земле Струльдбругов подчеркивает, как можно перейти разумные пределы педантизма и буквализма, добившись проклятья в виде бессмертия. Практически каждый эпизод этой книги наполнен сокровенной мудростью. Усиливает подобное впечатление, любимый авторский прием - бытовой гротеск, благодаря которому хорошее и плохое постоянно меняются местами, в том числе и за счет изменения масштаба восприятия.

Финал жизненного пути

В последние годы жизни писателя преследовало постоянно прогрессирующее психическое расстройство, а в 1742 году он перенес инсульт. Фактически после этого он полностью потерял дееспособность и доживал свои последние дни, будучи обездвиженным и лишенным речи. В 1742 году над ним было установлено опекунство по причине его сумасшествия, хотя его рассудок вполне отражал происходящее. Еще в 1731 году Свифт написал поэму «Стихи на смерть доктора Свифта», где есть такие строчки, точно отражающие его жизненное кредо: