Сочинение жить в обществе и быть свободным от общества нельзя

Человек – это общественное создание. У каждого из нас самого раннего детства много друзей, нас окружают родственники. Сперва мы подрастаем в семье, где о нас заботятся бабушки, дедушки, мама, папа, братья и сестры. Нас растят на личном примере наших близких родственников.

Далее идем в садик. В коллективе дети быстрее развиваются, раньше начинают хорошо говорить, их речь более разнообразна. А навыки общения также можно формировать в играх. Ведь существует много подвижных и настольных игр, в которые играют командами. И ощущение поддержки дает уверенность в себе каждому из нас.

В школе круг друзей расширяется. Ведь многие взрослые ценят школьную дружбу и поддерживают отношения со своими одноклассниками всю жизнь. Дальше идет университет, а затем работа. И везде нас окружают люди. Нам приходится общаться ежедневно. Невозможно совершить покупку в обычном магазине, не общаясь с продавцами, скучно гулять одному в парке или на природе, болеть на стадионе за любимую команду или играть в подвижные игры одному тоже не весело.

Именно общество формирует человека как индивидуума. Общество влияет на его привычки и традиции. С древних времен люди учились выживать в дикой природе объединяясь в общины. Так было легче бороться с врагами и добывать пищу. В обществе формировались свой устрой и обычаи. Климат и численность населения повлияли на формирование народностей и народов. Различные языки и наречия позволяют людям общаться друг с другом. Политические, экономические и климатические катаклизмы тоже очень влияют на общество и человека в нем. Человек как личность формируется под влиянием событий, происходящих в обществе. Историей доказано, что войны и революции пробуждают в людях бунтарский характер, чувство патриотизма. В мирное время развивается наука и культура и появляется много творческих и одаренных людей. Средства массовой информации умеют очень хорошо манипулировать людьми продвигая нужную информации и распространяя ее при общении между людьми.

Еще одним примером взаимосвязи человека и общества можно назвать моду. Моду на все: одежду обувь, гаджеты, образование, стиль жизни. Люди общаются между собой, копируют друг друга и распространяют информацию о модных тенденциях. Человек всегда ищет общение с людьми подобными себе, с такими же вкусами и увлечениями.

Сложно выжить человеку без общения. Все помнят историю Робинзона Крузо, который провел на острове 28 лет без общения с людьми. Он обустраивал свой быт, разводил живность, выращивал продукты для еды, но ему не хватало простого человеческого общения. Вдали от благ цивилизации он пытался найти общение с окружающей его природой. Если бы он не был занят трудом и усовершенствованием условий быта – он просто бы одичал. Так происходит с детьми-маугли. Таких историй о детях, которых воспитали в дикой природе животные сейчас очень много в интернете. Без общества такие дети вырастают дикими и не приспособленными к жизни. Они не умеют жить в обществе и общаться с другими людьми.

Общество состоит из людей и люди – это его главная составляющая часть. Невозможно жить полноценной жизнью вне общества и без общения. Современная жизнь позволяет общаться не только вживую, но и через интернет. Различны социальные сети, коммуникаторы и программы для общения по видео дает возможность чувствовать себя нужным и востребованным. Не выходя из дома можно регулярно общаться с друзьями и знакомыми. Делится интересными историями, работать, играть, смотреть фильмы и спектакли. Это и есть связь человека и общества.

Несколько интересных сочинений

    Каждый из не знает, зачем появился на свет. У каждого человека есть собственное предназначение, индивидуальная миссия. Во всяком случае, хочется в это верить

  • Сочинение Кому не знакомы особая тишина музея... 7 класс

    Кому не знакома особая тишина музея, интересный рассказ экскурсовода, наполненный любовью к картинам, книгам, экспонатам музея, тот никогда не сможет в полной мере прочувствовать всю красоту и насыщенность этого

  • Сочинение по картине Рылова Зеленый шум (описание)

    Аркадий Рылов – выдающийся русский художник-пейзажист родился в 1870 году. Его полотна удивляют своим настроением и красотой, тем самым радуют не только зрителей а и самого исполнителя.

  • Анализ сказки 12 месяцев Маршака

    В замечательной зимней сказке С.Маршака рассказывается о чуде, случившемся с маленькой девочкой на исходе года. Данная волшебная история позволяет проникнуться очарованием зимнего леса и почувствовать новогоднюю атмосферу

  • Критика о рассказе Старуха Изергиль Горького и отзывы критиков-современников

    Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» впервые увидел свет в 1895 году, состоящий из трёх частей. Рассказ не лишён драматизма женщины рассказывающей на склоне лет о мужчинах



Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя
Из статьи «Партийная организация и партийная литература» В. И. Ленина (1870-1924): «...Ведь эта абсолютная свобода есть буржуазная или анархическая фраза (ибо, как миросозерцание, анархизм есть вывернутая наизнанку буржуазность. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания...»
Иносказательно:
1. О зависимости человека от общественного мнения.
2. О гражданской ответственности человека.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя" в других словарях:

    общество - Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. (В. Ленин) … Оригинальная словарная подборка афоризмов

    Многозначное понятие, крайние значения которого: 1) С. как возможность индивида самому определять свои жизненные цели и нести личную ответственность за результаты своей деятельности; 2) С. как возможность действовать в направлении цели,… … Философская энциклопедия

    Ленин В. И. (Ульянов, 1870—1924) — род. в Симбирске 10 (23) апреля 1870 г. Отец его, Илья Николаевич, происходил из мещан гор. Астрахани, лишился отца в возрасте 7 лет и был воспитан старшим братом, Василием Николаевичем, которому и… … Большая биографическая энциклопедия

    I. Биография. II. Ленин и литературоведение. 1. Постановка проблемы. 2. Философские воззрения Л. 3. Учение Л. о культуре. 4. Теория империализма. 5. Теория двух путей развития русского капитализма. 6. Воззрения Л. на отдельных русских писателей.… … Литературная энциклопедия

    Свобода, способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. В истории общественной мысли проблема С. традиционно сводилась к вопросу: обладает ли человек свободой воли,… …

    I Свобода (Svoboda) Людвик (р. 25.11.1895, Грознетин, Чехия), государственный, политический и военный деятель ЧССР, генерал армии (ноябрь 1945), трижды Герой ЧССР (1965, 1970, 1975), Герой Советского Союза (1965). Родился в крестьянской… … Большая советская энциклопедия

    Государство * Армия * Война * Выборы * Демократия * Завоевание * Закон * Политика * Преступление * Приказ * Революция * Свобода * Флот Власть * Администрация * Аристократ … Сводная энциклопедия афоризмов

    - «Партийная организация и партийная литература» статья В. И. Ленина. Впервые была опубликована в газете «Новая жизнь» № 12 от 13 (26) ноября 1905 года. В 5 м издании ПСС В. И. Ленина статья приведена в томе 12 м на страницах… … Википедия

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя
Из статьи «Партийная организация и партийная литература» В. И. Ленина (1870-1924): «...Ведь эта абсолютная свобода есть буржуазная или анархическая фраза (ибо, как миросозерцание, анархизм есть вывернутая наизнанку буржуазность. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания...»
Иносказательно:
1. О зависимости человека от общественного мнения.
2. О гражданской ответственности человека.

  • - Из оперетты «Сильва» венгерского композитора Имре Кальмана. Либретто - Белы Иенбаха и Лео Штейна. Строка из куплетов Бонн...
  • - Из оперетты «Сильва» венгерского композитора Имре Кальмана. Либретто - Белы Иенбаха и Лео Штейна. Строка из куплетов Бони...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Перм. Находиться в большой опасности, на грани гибели. Подюков 1989, 20...
  • - Прост. Неодобр. Находиться в невыносимо трудных, унижающих человеческое достоинство условиях, преступно-застойной атмосфере. Мокиенко 2003, 24...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Волог., Кар. Работать по найму, батрачить в крестьянском хозяйстве. СВГ 3, 31; СРГК 2, 311...

    Большой словарь русских поговорок

  • - иноск.: в обиде, под гнетом Ср. "Задать кому гонку". См. гонку задать...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Въ загонѣ быть - иноск. въ обидѣ, подъ гнетомъ. Ср. «Задать кому гонку». См. Гонку задать, дать нагоняй...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Устар. То же, что Быть не может. Мне писали, что Батюшков помешался; быть нельзя; - уничтожь это враньё ...
  • - В ДОЛГАХ быть, жить. Разг. Имея большие долги. Авенир Васильевич сидел в долгах. Он - то бывал миллионером, то сидел без копейки денег в долгах...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Без милого не жить, а и при милом не быть...
  • - ...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - см. Воеводой слыть - без меду не...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - см. Ни жить, ни умереть...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ТОЛК -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Жарг. угол., арест. Отбывать срок наказания в ИТУ. СРВС 4, 187; h-98; ТСУЖ, 57; Росси 2, 437; Балдаев 1, 52...

    Большой словарь русских поговорок

"Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя" в книгах

Я счастлив быть свободным

Из книги Мои путешествия. Следующие 10 лет автора Конюхов Фёдор Филиппович

Я счастлив быть свободным 27 ноября 2000 года. Центральная Атлантика07°18’ с. ш., 26°41’ з. д.Дождь идет, то усиливается, то стихает. Но здесь, возле экватора, это обычная погода. Меня разбудили хлопающие паруса, когда мне наконец удалось задремать.Вид океана вполне

ГЛАВА II «БЫТЬ СВОБОДНЫМ И ОСВОБОЖДАТЬ ДРУГИХ…»

Из книги Бакунин автора Пирумова Наталья Михайловна

ГЛАВА II «БЫТЬ СВОБОДНЫМ И ОСВОБОЖДАТЬ ДРУГИХ…» Искать своего счастья в чужом счастье, своего достоинства в достоинстве всех окружающих, быть свободным в свободе других - вот вся моя вера. М. Бакунин Путешествие на пароходе от Кронштадта до Травемюнде заняло шесть дней.

«Я хотел бы быть свободным художником…»

Из книги Чехов автора Соболев Юрий Васильевич

«Я хотел бы быть свободным художником…» 19 января 1887 года умер поэт С. Я. Надсон (Надсон Семен Яковлевич (1862–1887). Очень популярный в 80-х годах поэт, отражавший в своих стихах пессимистическое настроение интеллигенции. Он говорил о себе: «И посреди бойцов я не боец суровый, а

ЖИТЬ СИСТЕМНО - И БЫТЬ СВОБОДНЫМ?

Из книги Законы Лужкова автора Щербаченко Михаил Львович

ЖИТЬ СИСТЕМНО - И БЫТЬ СВОБОДНЫМ? Глава о том, почему автор завел блокнот с шифром: «Ю. М. Л.»Два года назад, в сентябре 1999-го, Юрий Михайлович Лужков выпустил книгу «Российские законы Паркинсона». В ее основе - лекция, прочитанная в Международном университете (там учат

ТРУД ДОЛЖЕН БЫТЬ СВОБОДНЫМ

Из книги 23 тайны: то, что вам не расскажут про капитализм автора Чанг Ха-Джун

ТРУД ДОЛЖЕН БЫТЬ СВОБОДНЫМ В 1819 году на обсуждение британского парламента был вынесен новый законопроект, регламентирующий детский труд: Акт о регулировании труда на бумагопрядильных фабриках. По современным меркам, предложенный закон был удивительно «скромен». Он

ГЛАВА 4. СТАТЬ СВОБОДНЫМ В НЕСВОБОДНОМ ОБЩЕСТВЕ.

Из книги Йога: Альфа и Омега. Том 4. автора Раджниш Бхагван Шри

ГЛАВА 4. СТАТЬ СВОБОДНЫМ В НЕСВОБОДНОМ ОБЩЕСТВЕ. Первый вопрос:Как следует из вашего позавчерашнего ответа, мне кажется вы не слишком высоко цените распространенную на Западе концепцию использования сна в качестве одного из средств познания. Я имею в виду, в частности,

159. Можно ли жить в обществе и быть свободным от общества?

Из книги Адвокат философии автора Варава Владимир

159. Можно ли жить в обществе и быть свободным от общества? Для большинства людей конечно же нет. Для большинства жизнь в обществе – единственная возможность общения и выживания. Но любое общество – «плохое». Ничего, помимо утопических проектов, общественная жизнь

Условности и побуждение быть свободным

Из книги Комментарии к жизни. Книга третья автора Джидду Кришнамурти

Условности и побуждение быть свободным Это была восхитительная прогулка. Дорожка от дома пролегала через виноградник, и виноград только начинал созревать, он был сочным и крупным, и из него выйдет много красного вина. Виноградник был ухоженным, в нем не было никаких

БЫТЬ СВОБОДНЫМ

Из книги Преданная демократия. СССР и неформалы (1986-1989 г.г.) автора Шубин Александр Владленович

БЫТЬ СВОБОДНЫМ ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ РЕДАКЦИЯ программного документа под названием «Декларация историко-политического клуба „Община“ принадлежит перу А. Исаева и В. Гурболикова. Она была принята делегацией „Общины“ на информационной встрече-диалоге „Общественные

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя Из статьи «Партийная организация и партийная литература» В. И. Ленина (1870-1924): «...Ведь эта абсолютная свобода есть буржуазная или анархическая фраза (ибо, как миросозерцание, анархизм есть вывернутая наизнанку

В интернете нельзя быть “немного свободным”

Из книги Интернет как иллюзия. Обратная сторона сети автора Морозов Евгений

В интернете нельзя быть “немного свободным” Вполне возможно, что западные правительства не стремятся разжигать костры твиттер-революций. Возможно, они хотят лишь покритиковать авторитарные режимы за неумеренную цензуру интернета и необъяснимые кибератаки. Может

Так жить нельзя{Редакторская запись по сценарию и монтажным листам к фильму «Так жить нельзя»}

Из книги Страна воров на дороге в светлое будущее автора Говорухин Станислав Сергеевич

Так жить нельзя{Редакторская запись по сценарию и монтажным листам к фильму «Так жить нельзя»} Кадры документального фильма «Так жить нельзя».Милиция ведет хулигана. Тот держится нагло, уверенно. Задирается, угрожает:- Убери руки!Другой кадр. Среди бела дня по городу, по

Жить в обществе и быть свободным

Из книги Цена будущего: Тем, кто хочет (вы)жить… автора Чернышов Алексей Геннадьевич

Жить в обществе и быть свободным Разговор об обществе хотелось бы начать с ключевой фразы, которую, как считается, сказал Карл Маркс, а потом, в несколько другой интерпретации, повторил Ленин: жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. С одной стороны, это

III. Тренировка в том, как быть свободным от негативных эмоций

Из книги Комментарий на «37 практик Бодхисаттв» автора Кьенце Дильго

III. Тренировка в том, как быть свободным от негативных эмоций Клеши, если с ними свыкнуться, трудно устранить противоядием, Поэтому, когда бдительная личность, взяв оружие противоядия, Сокрушает привязанность и другие клеши, как только они родятся, То это является

Жить в обществе и быть свободным от него…

Из книги Исцеление мыслью автора Васютин Васютин

Жить в обществе и быть свободным от него… Естественное желание ребенка - жить легко и просто, не утруждая себя ничем и получая все желаемое по первому требованию. Но в процессе развития ребенок понимает, что тем, от кого он зависит, это не нравится. А значит надо изменить

Вчера лишь друг- в застолье и сраженьи.
Что ж ныне секундант отсчитывает саженьи?
Как тот другой- "невольник чести"-
Капкан захлопнут- в нужном месте.

Конечно, виноват поэт-
пустой презревши "высший свет":
за слово острое, несдержанный язык
к барьеру друг, что разъяренный бык.

Дуэль- красивое витийство!
"Друзья" стараются:
условием- убийство!

Поэт ел вишни.
В небо выстрел
рукой спокойно отвратил.
Мартышка из себя весь вышел-
геройски подошёл- сразил.
.........................................................

"Погиб поэт, невольник чести"-
и не изменишь ничего..
О, скольким ты поэтам крестник-
"не в ногу" с обществом-
свободен от него...

Фото-
И.Репин
"Дуэль"

ИЗ ИНТЕРНЕТА

Http://kinderlibrary.wordpress.com/2012/07/27/--/

Лермонтов: последняя дуэль

27.07.2012 i 1 Votes

27 июля 1841 года был убит на дуэли Михаил Лермонтов. За свою короткую, 27-летнюю жизнь Лермонтов дважды стоял у барьера: 18 февраля 1840 года в Петербурге и 27 июля 1841 года в Пятигорске. В наказание за первую дуэль Лермонтов был повторно сослан на Кавказ. (Первая ссылка последовала за стихотворение “На смерть поэта”). Вторая дуэль закончилась его смертельным ранением. Что же влекло молодого человека к барьеру? Как вёл он себя во время дуэли? Как всё это согласуется с главным делом его жизни – литературным творчеством? Ответы на эти вопросы можно найти в воспоминаниях современников – друзей и знакомых поэта, и в архивных документах.

СЛОЖНОСТИ ХАРАКТЕРА. О сложностях его неровного, взрывного характера, о «желчности и ядовитости» поступков и высказываний поэта написано много. Лермонтов в 17 лет остался круглым сиротой, что, безусловно, наложило серьезный отпечаток на его характер. Родственница Лермонтова А.М. Верещагина пишет ему в 1832 году: “вы никогда не будете счастливы с таким отвратительным характером”. Тургенев написал, что во внешности Лермонтова было “что-то зловещее и трагическое. Какой-то недоброй и сумрачной силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и недвижно-темных глаз”. У Лермонтова было обостренное чувство собственного достоинства, часто толкающее его на высокомерные насмешки и дерзости. Поступив в Московский университет на нравственно-политическое отделение в 1830 году, Лермонтов обучался в одно время с В. Белинским, Н. Станкевичем, но в мае 1832 года не явился на публичные годичные испытания. Руководство предложило ему покинуть университет. Переехав в Петербург, Лермонтов хотел поступить в университет, но по новому учебному плану ему не зачли бы предметы, прослушанные в Московском университете, а начинать учебу заново он не захотел. После долгих раздумий Лермонтов решил поступить в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и два года находился в суровых условиях военной школы. После ее окончания в 1834 году он был произведен в корнеты и направлен на военную службу в лейб-гвардии Гусарский полк. В феврале 1837 года Лермонтов написал стихотворение “Смерть поэта”, а вскоре его арестовали вместе с С.А. Раевским, распространявшим это стихотворение. Лермонтов был отправлен в действующую армию на Кавказ прапорщиком, а Раевский – в ссылку. Только через год Лермонтову разрешили вернуться сначала в Новгород, а затем в Петербург, где он уже был известен как поэт, и Лермонтов снова оказался в лейб-гвардии Гусарском полку. Он неоднократно поощряется высочайшими приказами, а 6 декабря 1839 года производится в поручики. 31 декабря 1839 года Лермонтов на новогоднем бале-маскараде в зале Дворянского собрания позволил себе дерзкую выходку против императрицы и ее приближенных, бывших в масках. Раньше считалось, что это были две дочери Николая I, сказавшие язвительные слова Лермонтову, на что тот резко ответил. Но это были императрица с фрейлиной. Жене Николая I нравилось творчество Лермонтова, особенно поэма “Демон”, и она заступалась за поэта, желая смягчить наказание ему, но безуспешно.

М. Ю. Лермонтов в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка, 1834 г.

ПЕРВАЯ ДУЭЛЬ. 2 января 1840 года Лермонтов был приглашен на бал во французское посольство к Барантам, а 16 февраля на балу у графини Лаваль произошла ссора Лермонтова с сыном французского посланника Эрнестом де Барантом. Причиной ссоры Лермонтова с де Барантом был их диалог, в котором де Барант обвинил Лермонтова в том, что тот в разговоре с известной особой сказал ей невыгодные вещи о нем, на что Лермонтов заявил, что никому не говорил о де Баранте ничего предосудительного. Тогда де Барант обвинил Лермонтова в распространении сплетен о нем, на что Лермонтов заявил, что поведение де Баранта весьма смешно и дерзко. Де Барант сказал, что во Франции он знал бы, как кончить это дело. Лермонтов ответил, что в России строго следуют правилам чести и мы меньше других позволяем оскорблять себя безнаказанно. Последовал вызов де Барантом Лермонтова на дуэль. Следует подчеркнуть, что во французском посольстве настороженно относились к Лермонтову из-за его стихов на смерть Пушкина, считая, что в них Лермонтов оскорбил не лично Дантеса, а французов как нацию. Дуэль состоялась 18 февраля 1840 года в 12 часов дня за Черной речкой на Парголовской дороге. Секундантом Лермонтова был А.А. Столыпин (Монго) – его друг и двоюродный дядя. Так как де Барант считал себя обиженным, Лермонтов предоставил ему выбор оружия. Истинный француз, де Барант избрал шпаги, хотя у соперников были и пистолеты. Решено было драться до первой крови, а потом перейти на пистолеты. Кстати, Лермонтов фехтовал плохо. Только дуэлянты скрестили оружие, как у шпаги Лермонтова переломился конец клинка, а прекрасный дуэлянт де Барант успел сделать выпад, целясь острием в грудь Лермонтову, и мог его убить, но поскользнулся и только слегка оцарапал ему грудь. Затем они перешли на пистолеты. Дуэлянты должны были стрелять вместе, но Лермонтов немного опоздал, видимо, не желая стрелять в де Баранта или просто испытывая свою судьбу. Де Барант промахнулся, и тогда Лермонтов выстрелил в сторону (в воздух). После чего де Барант подал ему руку, и они разошлись. Лермонтов был арестован за недонесение о дуэли и подвергнут суду, после чего вторично был отправлен в ссылку на Кавказ тем же чином поручика, но в Тенгинский полк, действующий в районе опасных боев. Здесь Лермонтов неоднократно проявил храбрость в сражениях, и его представляли к золотой сабле и дважды к ордену, но Николай I все представления отклонил. 20 мая 1840 года А.С. Хомяков пророчески писал Н.М. Языкову: “А вот еще жалко: Лермонтов отправлен на Кавказ за дуэль. Боюсь, не убили бы. Ведь пуля – дура, а он с истинным талантом и как поэт, и как прозатор”. Конечно, Хомяков имел в виду гибель в бою, а не на дуэли, но все же.

ФАТАЛЬНЫЙ ПУТЬ В ПЯТИГОРСК. Сегодня мы знаем правду о причинах дуэли Лермонтова с Мартыновым, но некоторые обстоятельства неизвестны и остаются нераскрытыми. На Кавказе Лермонтов стремится отличиться в боевых действиях и рискует жизнью, надеясь теперь заслужить отставку и полностью посвятить себя литературной деятельности. Он мечтал создать собственный журнал. Наконец в январе 1841 года Лермонтов выхлопотал отпуск в Петербург на 2 месяца. Он проводит в столице три самых счастливых и блестящих месяца в своей жизни в окружении друзей и поклонников его творчества. Весь тираж романа Лермонтова “Герой нашего времени” раскуплен. Но вместо возможной отставки поэт получил предписание в 48 часов покинуть Петербург и отправиться обратно на Кавказ в Тенгинский полк. По дороге в Темир-Хан-Шуру Лермонтов вместе с родственником и другом А. Столыпиным остановились в Георгиевске. Пятигорск в 40 верстах отсюда, и поэту захотелось посетить любимый город, увидеть старых друзей. Столыпин не поддержал его. Кто знает, как бы сложилась судьба Лермонтова, если бы он не поехал тогда в Пятигорск навстречу своей гибели?! Лермонтов предложил Столыпину подбросить полтинник, и если монета упадет орлом вверх – ехать в отряд, а если решеткой вверх – ехать в Пятигорск. Выпала решетка, и Лермонтов радостно закричал: “В Пятигорск, в Пятигорск!” Они прибыли в Пятигорск 13 мая 1841 года, поселились в доме Чиляева и прожили там два месяца до роковой дуэли Лермонтова с Мартыновым. Лермонтов получил разрешение остаться в Пятигорске до полного излечения от лихорадки.

Картина Лермонтова “Вид Пятигорска”

Николай Соломонович Мартынов

МАРТЫНОВ. В это время в Пятигорске проживал отставной майор Мартынов, с которым Лермонтов постоянно встречался. Николай Соломонович Мартынов был старым товарищем и однокашником Лермонтова еще со времен совместного обучения в военной школе. Они были знакомы более восьми лет. Мартынов, как человек довольно ограниченный, не отличался особыми способностями. Ему подходило его прозвище “Мартышка”. Зато он был очень самолюбивым. Мартынов был красивым, высоким блондином. Он мечтал, обучаясь в военной школе, о чинах и орденах, хотел стать генералом, то есть был тщеславным человеком. Современник вспоминал, что в 1839 году Мартынов выглядел изящным молодым офицером и хорошо исполнял песни. Но в феврале 1841 года он неожиданно подал прошение об отставке и был уволен с военной службы в звании майора. Ходили слухи о его нечестной картежной игре. Это был крах его военной карьеры, его перспективы на будущее. Мартынов остался на Кавказе и поселился в Пятигорске, не желая с позором возвратиться к матери и сестрам в Москву. Мартынов резко изменился: стал мрачным, молчаливым и начал носить кавказский наряд, подражая горцам: черкеску с газырями, папаху на бритой голове. На поясе у него висел кинжал. Действительно, Мартынов выглядел экзотично среди русского населения Пятигорска. 2 июля 1841 года Николай I отказал Мартынову в награде, к которой тот представлялся за участие в осенней экспедиции (военных действиях) в 1840 году. Отказ в награде Мартынову состоялся за 10 дней до его ссоры с Лермонтовым и, значит, нервы Мартынова были взвинчены этим отказом накануне ссоры. До дуэли с Лермонтовым Мартынов в поединках не участвовал, героем скандалов не был и вообще задирой не являлся. Еще в 1837 году, по дороге в ссылку на Кавказ, Лермонтов заехал в Москву. В своих воспоминаниях Мартынов впоследствии писал, что его семейство постоянно проживало в Москве и он в конце марта – начале апреля 1837 года почти каждый день встречался с Лермонтовым и они часто завтракали вместе у Яра. Вполне приятельские отношения! В октябре 1837 года Мартынов встретился с Лермонтовым на Кавказе. Примечательно, что Лермонтов представлял Мартынова своим знакомым в Пятигорске не только как давнего товарища, но и как своего друга! В 1841 году в Пятигорске враги Лермонтова, играя на чувствах Мартынова, подстрекали его к дуэли с поэтом. На странице одной книги тех лет обнаружена анонимная, написанная от руки печатными буквами, насмешливо-оскорбительная эпиграмма на Лермонтова, относящаяся к преддуэльному периоду. На ней рукой Лермонтова написаны карандашом два слова: “Подлец Мартышка”, то есть Мартынов. Значит, появление эпиграммы Лермонтов связал с именем Мартынова, и этот факт сильно задел поэта. Хотя авторство Мартынова не доказано, эпиграмма достигла своей цели, вызвав раздражение поэта. Над Мартыновым насмехалось даже его окружение, а Лермонтов называл его “горцем с большим кинжалом”.

ВЫЗОВ. Вечером 13 июля 1841 года в зале дома генерала Верзилина находились несколько человек. На диване сидели и оживленно беседовали Лермонтов, дочь хозяйки Эмилия Александровна и Лев Сергеевич Пушкин – младший брат великого поэта. Фортепиано, на котором играл князь С. Трубецкой, стояло в северо-восточном углу большого зала. Около фортепиано – перед ссорой – стояли и разговаривали Надежда Петровна Верзилина и Мартынов в своем кавказском наряде. Лермонтов, повернувшись к собеседнице и имея в виду Мартынова, сказал ей шутливо, чтобы она была осторожна с этим опасным “горцем с большим кинжалом”, который может убить. К несчастью, в этот момент Трубецкой прекратил играть на фортепиано и слова Лермонтова ясно прозвучали в большом зале. Все, что копилось годами в душе Мартынова, против обращения с ним Лермонтова, все, что Мартынов тщательно скрывал в себе, вышло наружу. Мартынов был неравнодушен к одной из присутствовавших дам, за которой он ухаживал, и насмешка Лермонтова над ним в ее присутствии вывела Мартынова из себя. Мартынов “взорвался” и резко заявил, что он долго терпел оскорбления господина Лермонтова и терпеть их больше не намерен. После вечера на лестнице дома Верзилина между Лермонтовым и Мартыновым состоялся разговор на повышенных тонах, и этот возбужденный разговор закончился вызовом Лермонтова на дуэль.

Обстановка дома, в котором, собственно, и состоялся вызов

Надежда и Аграфена Верзилины

Эмилия Верзилина

РОКОВАЯ ДУЭЛЬ. Обстоятельства этой дуэли настолько противоречивы и запутаны, согласно показаниям Мартынова и секундантов М.Глебова и А.Васильчикова, что до сих пор трактуются по-разному. Лермонтов не только не желал убить Мартынова, но он не хотел и самой этой дуэли. Он ясно осознавал, что если дуэль состоится, то даже при бескровном исходе его будущее станет трагичным, и все мечты об отставке и литературной деятельности рухнут. После вызова Мартынова он заявил, что отказывается от своего выстрела. Но Мартынов был уже ослеплен накопившейся злобой к Лермонтову и категорически отказался от примирения. Он боялся, что, взяв вызов назад, он станет посмешищем для всего Пятигорска. Утром в день дуэли 27 июля 1841 года к Лермонтову в Железноводск приехали его друзья, в том числе Лев Пушкин, брат поэта. Лермонтов был весел, шутил, и никто даже не подозревал о предстоящей дуэли, но, оставшись вдвоем со своей кузиной Катей Быховец, он ужасно грустил. Лермонтов прекрасно понимал, что, не стреляя в Мартынова, он ставит на карту собственную жизнь. Дуэль состоялась между 6 и 7 часами вечера. Раньше считалось, что она произошла у подножия горы Машук возле Пятигорска, и на месте дуэли в 1915 году был установлен обелиск, созданный скульптором Микешиным, но в советское время было установлено, что на самом деле дуэль была в другом месте – у Перкальской скалы. Условия дуэли были жестокими: стреляться до 3-х раз при барьерах в 15 шагов (10,5 метра). А ведь такие условия могли быть только при тягчайшем оскорблении! Раз Лермонтов заранее отказался от своего выстрела, то, по сути, это был не поединок, а убийство. Когда перед дуэлью началась буря, то, Столыпин, Трубецкой и Дорохов на какие-то минуты не успели подъехать к месту дуэли до ее начала. Столыпин и Трубецкой, друзья и секунданты поэта, не думали, что поединок начнется при грозе и проливном дожде, тем более до их приезда. Но Мартынов торопил Лермонтова, и тот принял дуэль при двух секундантах. Так получилось, что Глебов и Васильчиков стали одновременно секундантами и Лермонтова, и Мартынова. Лермонтов, наверное, до конца не верил, что Мартынов будет стрелять в него, будет стремиться убить его. Но дело в том, что Мартынов, вызвавший Лермонтова на дуэль, не имел права выстрелить в воздух, так как тогда поединок считался бы недействительным, фарсом, ведь оба не подверглись опасности. А если бы Мартынов стрелял явно не прицельно, мимо Лермонтова, то он стал бы посмешищем. Так что отступать Мартынову было некуда. По сигналу секундантов дуэль началась при грозе и ливне. Лермонтов при виде торопливо шедшего к барьеру и целившегося в него из пистолета Мартынова, не желая стрелять и не трогаясь с места, вытянул над головой руку с пистолетом дулом вверх, презрительно глядя на Мартынова. Иногда пишут, что Мартынов, вне себя, взбешенный спокойствием Лермонтова, закричал ему, чтобы тот стрелял в него. Но Лермонтов выстрелил в воздух, а Мартынов, дойдя до барьера, безжалостно расстрелял неподвижного, безоружного Лермонтова. Пуля пробила грудь поэта навылет, вызвав его мгновенную смерть. Ни врача, ни повозки не было. Ливень прекратился. С телом Лермонтова остался один Глебов, а Мартынов и Васильчиков ускакали в Пятигорск за врачом и людьми. Поздно вечером приехал Васильчиков с людьми, но без врача, и тело поэта перевезли в дом Чиляева, где он жил вместе со Столыпиным. На другой день при огромном стечении народа Лермонтова похоронили на Пятигорском кладбище, а позднее по просьбе его бабушки Е.А. Арсеньевой Николай I разрешил перевезти его тело в свинцовом и засмоленном гробу в Тарханы, где его и погребли в фамильном склепе Арсеньевых, рядом с могилой его матери.

ПОСЛЕСЛОВИЕ. На личность и характер Лермонтова наложили свой отпечаток многие обстоятельства: ранняя смерть матери, разлука с отцом, военная муштра в юнкерской школе, реакционная обстановка в России после подавления восстания декабристов, надзор и цензура, гибель его кумира Пушкина, мгновенная слава после написания стихов на его смерть, арест и ссылка на Кавказ в 1837 году, суровая военная служба, создание поэтических шедевров, неразделенная любовь, постоянные болезни, злосчастная дуэль с де Барантом и вторая ссылка в 1840 году, жестокие бои на Кавказе, невозможность выйти в отставку для литературной деятельности, ненависть и зависть врагов. И все это уместилось в короткую, 26-летнюю жизнь!
Мартынов после дуэли с Лермонтовым показал на суде, что “поединок этот был совершенно случайным” и что к Лермонтову он “злобы… никогда не питал, следовательно, мне незачем было иметь предлог с ним поссориться”. Причин дуэли Лермонтова с Мартыновым много, но конкретная, явная причина поединка пока не выяснена. Между прочим, Лермонтов уже собирался уезжать в свой полк из Пятигорска и даже 24 июля 1841 года (за день до вызова на дуэль!) предъявил в Пятигорское комендантское управление свою подорожную к выезду в Темир-Хан-Шуру. Не судьба!

“Еще дуэль! Еще поэт

С свинцом в груди сошел с ристанья.

Уста сомкнулись, песен нет,

Все смолкло… Страшное молчанье!

Тут тщетен дружеский привет…

Все смолкло – грусть, вражда, страданье,

Любовь, – все, чем душа жила…

И где душа? Куда ушла?…”

(Н.П. Огарев, “На смерть Лермонтова”)

(375 слов) Отношения человека и общества — тема непростая. Все зависит от темперамента отдельно взятого человека и устройства социума, в котором он живет. Нельзя отрицать, что общество имеет очень важную роль в формировании личности. С самого детства окружение задаёт вектор поведения, учит общепринятым нормам. Но и индивидуум может существенно повлиять на коллектив, ведь мир идет вперед благодаря отдельным людям, которые бесстрашно ломают стереотипы прошлого и ищут новую дорогу для будущего. Можно ли сказать, что они свободны от общества?

Ответы можно поискать в отечественной литературе. В рассказе Горького «Старуха Изергиль» изображен образ Данко, который жертвует жизнью ради спасения своего племени. Юноша, несмотря на упреки и ненависть своего окружения, стремится вывести людей из темной чащи, где им мешают жить болотные испарения. Общество не верит в силы своего юного вождя и не принимает его. Чтобы вселить в него веру в благополучный исход, герой вырывает сердце из груди. Когда его племя вышло на солнечную равнину, пригодную для житья, Данко умер, а горящее сердце растоптали его же соплеменники. Писатель этим примером показал, что даже выдающийся человек не свободен от общества. Да, герой пошел против толпы, но в ее интересах. Одаренная личность обязана служить во благо социума, иначе человечество так и останется в темноте невежества и дикости.

В романе Гончарова «Обломов» главный герой не хочет служить обществу, так как осуждает его суетность, мелочность и пошлость. Илья Ильич не находит для себя места в системе общественных отношений, ведь видит, что многие должности, социальные роли и мнимые призвания, на самом деле, бесполезны в широком смысле этого слова. Они лишь образуют видимое движение, какие-то материальные связи и ценности, но, по сути, они годятся лишь для того, чтобы заполнить жизнь человека и не дать ему заскучать. Герой видит прелесть жизни не в симуляции полезной деятельности, а в размышлении, созидании и духовных поисках, замкнутых в пределах своей личности. Он осознает несовершенство мира и ведомость толпы, поэтому сознательно уходит в себя – это его одиночный пикет. Так, Гончаров изображает альтернативный выбор индивидуума и провозглашает право человека быть свободным от общества.

Таким образом, ответ на вопрос о взаимоотношениях общества и человека зависит от эпохи, в которой его задают. В царской России был популярен культ индивидуализма, то есть человек мог претендовать на свободу от общества. А в преддверии революции и в СССР было принято отдавать первенство коллективу, то есть личность была ему подконтрольна.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!