Сочинение по повести белый бим черное ухо. Литературные аргументы к сочинению

Произведение Г.Н. Троепольского говорит о добре и зле, дружбе человека и животного. Основной герой – собака Бим. Охотничий щенок еще в месяц от рождения был отдан новому хозяину – Ивану Ивановичу. Бим имел нетипичный для своей породы окрас, поэтому его не приняли в стаю других сородичей. Несмотря на все трудности, пес оставался добрым и веселым, ведь рядом с ним всегда был его самый лучший друг – хозяин. Мне кажется, что этим автор особенно хотел показать стойкость и силу духа собаки.

Иван Иванович был очень добрым человеком, работавшим журналистом и воевавшим в отечественной войне. Он по-настоящему любил Бима и всегда брал с собой на охоту в лес.

Так прошло три счастливых года, но вскоре Иван Иванович сильно заболел, и с любимым питомцем пришлось расстаться из-за необходимой операции на сердце. Бима поручают соседке.

Грустно звучали прощальные слова хозяина, но Бим не мог понять их значения. Псу оставалось только невыносимо долго ждать, оставаясь в неведении о причинах отсутствия лучшего друга.

Вскоре тоска от расставания с Иваном Ивановичем становится для Бима совершенно невыносимой, и тот решается на опасный шаг – самостоятельно попытаться найти исчезнувшего хозяина. Пес выскакивает из квартиры приглядывавшей за ним соседки и выходит на улицу.

Путь оказывается полным суровых испытаний, и Биму приходится не раз столкнуться со злыми людьми и жестокостью. Однако, во время путешествия пес также встречается с сердобольными и отзывчивыми людьми, которые по-разному помогали, но забрать его к себе не могли. В итоге, Бим попадает в приют для собак.

Иван Иванович, пройдя лечение, узнает адрес и с надеждой срочно пребывает в приют, куда был отправлен Бим после отлова. К сожалению, к тому моменту пес уже был убит по наговору злой соседки. Хозяин приезжает в лес, в котором часто гулял с Бимом, и в память о нем четыре раза стреляет в воздух: за каждый год собачьей жизни. Иван Иванович горько скорбит по другу, признавая его непоколебимую верность и стойкость.

Пес искренне, до последних секунд своей короткой жизни, продолжал искать любимого друга. Даже погибая, он долго царапался в дверь фургона с надеждой. Как мало ему хотелось – просто быть рядом с хозяином!
Автор повести поднимает вопрос защиты природы перед читателями, но не только. Передавая мир глазами самого чистого и преданного существа, он раскрывает философские проблемы человечества. Так, автор указывает на продажность и корыстность некоторых людей. Жестокость и безразличие раскрыты отношением черствых людей, которые встречались Биму в его поисках друга. Книга автора обрела заслуженный успех и была многочисленно переиздана, а также переведена на множество языков мира.

Неслучайна задумка автора о том, что Иван Иванович искал спасения от жестокости мира в спокойном лесу. Так, именно это место олицетворяет искренность и неиспорченность, то, что еще не смогли погубить людские пороки.
Я считаю, что все люди могут искать спасения от жестокости самостоятельно и работая над собой. До тех пор, пока отдельные люди не способны понять важность и ценность природы, они не смогут по-настоящему любить проявления живого и понимать их ценность.

Пес, являясь главной фигурой книги, не прожил жизнь бессмысленно и оставил добрую память о себе. Он сумел подружить ребят, ищущих его, а также помог найти хороших знакомых Ивану Ивановичу.

Книга через демонстрацию многих мучений и страданий двух друзей – человека и собаки - показала не только жестокую реальность, но и нечто большее. Жизнь Бима учит тому, что настоящие верность и дружба не боятся никаких трудностей и могут стоить целой жизни.

5 класс, 7 класс, аргументы

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Лиза Мохова в романе Тихий Дон Шолохов

    Лиза приходится дочерью купцу Сергею Платоновичу Мохову с хутора Татарского. Помимо отца семья Лизы состоит из мачехи и брата по имени Владимир. Отец с мачехой мало уделяли времени воспитанию своих детей.

  • Образ автора в Слове о полку Игореве 9 класс сочинение

    В мировой литературе не так уж много произведений, которыми зачитывались бы всё новые и новые поколения. Именно к числу таких редких шедевров и принадлежит «Слово о полку Игореве». И хотя создано оно было в далёком XII веке

  • Сочинение рассуждение Победа над страхом придает нам силы

    Страх убивает… Именно он заставляет многих отступать перед первыми неприятностями. Когда человек борется за свою цель, ему часто мешают её достичь различные невзгоды, страх перед которыми побеждает стремление добиться желаемого.

  • Сочинение про рябину

    Растет в наших лесах стройная красавица рябина. Она привлекает внимание в любое время года. Осенью рябинушка превращается в настоящую красавицу!

  • Анализ рассказа Куприна Ю-ю

    Речь идёт об умной, очаровательной кошке. Это доброе, отзывчивое, поражающее своими повадками животное. Коричневая, пушистая кошечка, понравилась мальчику и получила прозвище Ю – Ю.

Нина Шилова
Отзыв о прочитанной повести Троепольского «Белый Бим - Чёрное ухо» для учеников 5–6 классов

Я прочитала грустную повесть Г . Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо » .Эта книга не только о верном и до конца преданном сеттере Биме,но и о добрых и злых людях,о взаимоотношении человека и природы.

Главным героем является охотничий пёс Бим,он белый с чёрным ухом и чёрной лапой ,другое ухо у него –рыжее,добрые и умные глаза. Его хозяином стал добрый Иван Иванович-участник войны,жил он с осколком в груди. Когда ему ему стало очень плохо,он попал в больницу. С этого времени у Бима начались все беды.

Очень жаль, что собака не могла понять смысла прощальных слов человека. Бим не знал,куда уехал добрый друг,ему оставалось только ждать его. Но от расставания он очень скучал и решил пойти на поиски любимого хозяина. Это было опасное путешествие,в котором пёс узнал,что на свете бывают не только хорошие люди,но и плохие. Плохие -Тётка,Клим, Серый,Семён Петрович и другие. Добрые и отзывчивые люди – Толик , Степановна,Люся,Даша,Петровна,Алёша; они в чём-то помогли Биму на его трудном пути к дорогому другу, хотя не нашли хозяина собаки. Бим продолжал искать Ивана Ивановича. Во время поисков пёс стал инвалидом : ему прищемило лапу на стрелке. Стараниями добрых людей Бим поправился. Его новый друг Толик выгуливал его,но его родители были против такого общения. Злой дядька ударил собаку по голове и развесил объявление, что Бим- бешеный. От Клима он получил травму, даже охнул,как человек. .Противная тётка отправила доброго пса на живодёрню. В свои последние минуты жизни он царапался в дверь фургона долго-долго, до последнего дыхания. Бим умер от долгих мучений и тоски по любимому Ивану Ивановичу.

Но жизнь Бима не была бессмысленной,она отразилась добром на многих судьбах- сдружила Толика и Алёшу,родители Толика изменили своё отношение к Биму и разрешили сыну держать дома собаку,помогла Ивану Ивановичу найти новых знакомых.

В своей повести автор показывает большую дружбу и взаимопонимание между человеком и собакой, а также доброту, преданность и человечность. Человек всегда должен оставаться человеком добрым, способным к состраданию. Очеловечивая страдающее животное, собаку Бим, автор показывает людей, которые утеряли в себе человечность. .Писатель открыл мне внутренний мир собаки со всеми её переживаниями,радостями и заставил меня задуматься о многом, о друге человека- собаке, которая готова служить верой и правдой, проходя через беды и несчастья. Он призывает меня и всех людей любить, беречь, не предавать их. Вот этим и привлекло меня это произведение.

Мне очень понравилась повесть Г . Троепольского ,она глубоко затронула мою душу-было грустно и печально,а в глазах моих стояли слёзы. Я поняла, что в жизни надо быть добрым, справедливым и милосердным человеком, как Иван Иванович. Люди, пожалуйста, будьте же такими!

Публикации по теме:

В рамках недели физкультуры,проводился квест "В поисках сокровищ" для ребят 1-4 классов. Собрав детей в коридоре школы,разделили.

Искусство развивает в ребенке способность воспринимать прекрасное в жизни, раскрывает перед ним огромный мир чувств и возвышенных мыслей.

Здравствуйте, гости моей страницы! Хотела вам показать работы моих учеников 6 класса,которые,совсем недавно ездили от детской школы искусств.

Нравственное воспитание на уроках литературного чтения на примере повести А. А. Лиханова «Крутые горы» Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям.

Отзыв Отзыв на просмотренную НОД в подготовительной к школе группе по ФМП с использованием ИКТ на тему: «Путешествие в страну Математики» Воспитатель:.

Отзыв на НОД Отзыв На НОД по художественно – эстетическому развитию в первой младшей группе на тему: «Листопад» Воспитатель: Дата проведения: Программное.

Когда экзамен уже не за горами, важно уделить время, внимание и силы подготовке к нему. В этой непростой задаче вам помогут образцы сочинений, которые потребуются на ОГЭ. Здесь мы написали все три эссе по тексту Троепольского «Белый Бим, черное ухо».

Задание: Напишите сочинение по цитате В.Г. Короленко: «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».

(93 слова)

Я солидарен со словами великого русского писателя В.Г. Короленко о том, что все полутона чувств и эмоций можно выразить посредством нашего великого и могучего языка.

Наша родная речь сложна, многогранна и красива. Так, в предложении 34 при словах «стремглав» и «барахтаться» читателю совершенно четко представляется картина, как Бим весело носится по полю, резвится, а форма имени в предложении 25 дает нам представление о любви хозяина к животному, выраженном в ласковом обращении.

Таким образом, наш русский язык – универсальное средство выражения для любой цели высказывания. Он не только многофункционален, но и прекрасен в своем разнообразии.

Сочинение-рассуждение 15.2 по цитате Троепольского

Задание: Как Вы понимаете смысл финала: «Так тёплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы».

(97 слов)

Я убежден, что без взаимопонимания дружбы быть не может, ведь только оно дает собеседникам темы для разговора и такт для того, чтобы в нужный момент помолчать.

Подтверждение своим словам я нахожу в тексте Г.Н. Троепольского. Человек осознает, что щенок грустит без матери и «задает грустные концерты» не просто так. Хозяин не сердится на него, а вместо этого проявляет ласку, которая утешает приятеля. Поэтому в предложениях 9-10, 16, 27 мы видим благодарность и преданность Бима по отношению к своему другу. Взаимопонимание навек сблизило их.

Соль и основа дружбы заключается в том, что товарищи понимают и принимают друг друга.

Сочинение-рассуждение 15.3 «Что такое дружба» по тексту Троепольского

(96 слов)

Слово «дружить» означает взаимовыручку, понимание и симпатию, которые люди бескорыстно проявляют друг к другу.

То же определение, безусловно, применимо к чувствам человека по отношению к собаке. Привязанность Ивана Ивановича и Бима очевидна (предложения 17, 22, 26-27). Хозяин ласков и заботлив с псом, а тот отвечает ему преданностью. Они хорошо понимают друг друга.

То же могу сказать и о моем коте Сёме. Он всегда чувствует, когда мне плохо, и ластится, чтобы меня успокоить. Я тоже стараюсь быть для него хорошей хозяйкой.

Дружба имеет великую ценность в нашей жизни, ведь на нее всегда можно опереться в трудную минуту.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Будь Человеком»
В. Шукшин

Цель: пробудить интерес к повести, вызвать чувство сострадания и жалости ко всему живому, помочь учащимся разобраться. в чём же заключается милосердие, способствовать воспитанию нравственных качеств.

Оборудование: портрет Г. Троепольского, рисунки учащихся, высказывание Экзюпери «Мы ответственны за тех, кого приручили».

Эпиграф урока:

«…Читатель – друг!..
Ты подумай! Если писать только о доброте, то для зла – это находка, блеск, если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать; если писать только о серьёзно-прекрасном, то люди перестанут смеяться над безобразным … »
Г. Троепольский

Ход урока

І. Биография Г. Троепольского .

Гавриил Николаевич Троепольский

Гавриил Николаевич Троепольский родился 29 ноября 1905 года в селе Новоспасовке Терновского района Воронежской области.

Г.Н. Троепольский – прозаик, публицист, драматург. Родился в семье православного священника. Детство прошло в деревне, рано познал крестьянский труд.

В 1924 году окончил трехклассное сельскохозяйственное училище имени К.А. Тимирязева в селе Алешки Борисоглебского уезда Воронежской губернии и, не устроившись на должность агронома, пошел учительствовать в сельскую школу-четырехлетку, преподавал до 1930 г.

Многие годы его жизни связаны с Острогожском, где в течение почти четверти века, он, агроном по профессии, вел селекционную работу, заведовал сортоиспытательным участком, где ему удалось вывести несколько новых сортов проса.

Троепольский начинает вести различные записи: охотничьи заметки-наблюдения, пейзажные зарисовки.

Начинающим писателем Троепольский стал, по сути дела, в возрасте 47 лет. «В литературу Троепольский принес свою тему:«... боль за землю, за судьбу ее сеятелей и хранителей, за степной простор и высокое небо, за голубые жилки речек и шуршащие камыши...» – так сказал о Троепольском В.Л. Топорков в статье «Рыцарь русского поля».

В середине 50-х годов Троепольским на основе «Записок агронома» был создан киносценарий «Земля и люди». Фильм был снят режиссером С.И. Ростоцким.

В 1958-61 г. был написан роман «Чернозем».

В 1963 г. – повесть «В камышах».

Эту повесть Троепольский посвятил А.Т. Твардовскому.

ІІ. – Что означает слово милосердие?

– Милосердие – готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия.

ІІІ. Понравилась ли повесть?

ІV. Какова, на ваш взгляд, основная мысль этой повести?

Ответы были такими:

  • Основная мысль повести, по-моему, – это большая дружба и хорошее взаимопонимание между человеком и собакой, а также доброта, преданность и человечность.
  • Повесть показывает, к чему может привести живодёрство и безразличие к судьбе собаки. Произведение ещё раз доказывает, что собака – друг человека.
  • Человек всегда должен оставаться Человеком: добрым, способным к состраданию, готовым всегда прийти на помощь всему живому.
  • В повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» рассказывается о судьбе собаки, о её верности, чести и преданности. Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необыкновенным, в то же время как не все люди обладают преданностью друг к другу и верностью долга. Очеловечивая страдающее животное, собаку Бим, автор показывает утерявших человеческое в себе людей.

Сам писатель так определил назначение своего произведения: «В моей книге единственная цель – говорить о доброте, доверии, искренности, преданности».

V. Какой породы был Бим, как он попал к Ивану Ивановичу?

– Он родился от породистых родителей, сеттеров, с длинной родословной. При всех достоинствах был недостаток, который отразился на его судьбе. Он должен быть обязательно «чёрный, с блестящим синеватым отливом – цвета воронова крыла, и обязательно чётко ограниченными яркими рыже-красными подпалинами».

Бим же выродился таким: туловище белое, но с рыженькими подпалинами и даже чуть заметным рыжим крапом, только одно ухо и одна нога чёрные, действительно – как вороново крыло; второе ухо мягкого желтовато-рыженького цвета. Бима хотели утопить, но Ивану Ивановичу стало жалко такого красавца: глаза ему понравились, видите ли, умные.

Иван Иванович кормил Бима соской с молоком, и он засыпал на руках хозяина в объятиях с бутылочкой молока.

. Как вы думаете, почему Бим стал добрым, верным псом?

– Бим стал добрым псом благодаря Ивану Ивановичу. К двум годам он стал отличной охотничьей собакой, доверчивой и честной. Тёплая дружба и преданность становилась счастьем, потому что «каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать.» Бим твёрдо усвоил: поцарапайся в дверь, тебе откроют обязательно; двери и существуют для того, чтобы каждый мог войти: попросись – тебя впустят. Только не знал Бим и не мог знать, сколько потом будет разочарований и бед от такой наивной доверчивости, не знал и не мог знать, что есть двери, которые не открываются, сколько в них не царапайся.

VІІ. Расскажите об Иване Ивановиче. Какой это был человек?

По мнению учащихся, Иван Иванович – большой души человек, любит природу и понимает её. Его радует в лесу всё: и подснежники, кажущиеся капелькой неба на земле, и небо, окропившее лес уже тысячами голубых капель. Он обращается к людям в своём дневнике с такими словами: «О беспокойный человек! Слава тебе вовеки, думающему, страдающему ради будущего! Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам, и ты увидишь прекрасный сон действительности. Иди скорее: через несколько дней подснежников может и не быть, а ты не сумеешь запомнить волшебство видения, подаренного природой! Иди, отдохни. «Подснежники – к счастью»,- говорят в народе».

Учащиеся из текста приводили примеры, как Иван Иванович воспитывал Бима, как с ним ходил на охоту, каким командам научил собаку.

VІІІ. Чем больше всего вас покорил Бим?

– Больше всего Бим покорил меня своей верностью, преданностью и любовью к хозяину. Когда Ивана Ивановича положили в больницу, он не мог ни есть, ни пить, целыми днями ходил по улицам в поисках своего дорогого друга. В него бросали камни. били, он голодал, но он ждал возвращения своего хозяина.

– Огромное впечатление на меня произвела сцена, где Бим плакал над письмом хозяина, как человек.

– Мне понравился Бим тем, что он был очень понятливым, заботливым псом, даже без слов, а по глазам он понимал, хорошо или грустно Ивану Ивановичу.

ІХ. Какова цель жизни Бима?

– Искать и ждать хозяина.

Х. Бим доверял людям. А когда он начал терять веру в человека?

– Он впервые оскалился и укусил Серого.

Просмотр фрагмента из фильма С.И. Ростоцкого «Белый Бим Чёрное ухо».

Эпизод: «Бим у Серого».

– Бим мог отличить добрых людей от злых. «Тётка и Курносый – люди просто нехорошие. А вот этот… этого Бим уже ненавидел! Бим начинал терять веру в человека».

ХІ. Какие эпизоды произвели на вас наибольшее впечатление?

Ответы учащихся.

– Я читал и плакал, когда Бим бежал за поездом, очень устал, и женщина напоила его водой. Бим выпил из рукавицы почти всю воду. Теперь он посмотрел женщине в глаза и сразу же поверил: хороший человек. И лизал, лизал её грубые, в трещинах, руки, слизывая капельки, падающие из глаз. Так второй раз в жизни Бим узнал вкус слёз человека: первый раз – горошинки хозяина, теперь вот эти, прозрачные, блестящие на солнышке, густо просолённые неизбывным горем.

– Наибольшее впечатление на меня произвёл эпизод, когда лапа Бима попала в стрелку. Бим попрыгал на трёх ногах, измученный, изуродованный. Он часто останавливался и лизал онемелые и припухшие пальцы больной лапы, кровь постепенно утихла, а он всё лизал и лизал до тех пор, пока каждый бесформенный палец не стал идеально чистым. Это было очень больно, но другого выхода не было; каждая собака это знает: больно, но терпи, больно, а ты лижи, больно, но молчи.

– Мне очень жалко было Бима, когда заяц скрылся из виду, Клим снова рассвирепел: он подошёл вплотную к Биму и с размаху ударил его со всей силы носком громадного сапога в грудь. Бим охнул. Как человек охнул. «О-о-х! – вскрикнул протяжно Бим и упал. – Ох, ой… – говорил теперь Бим человеческим языком. – Ой … За что?!» И смотрел мучительным, страдающим взглядом на человека, не понимая и ужасаясь.

– Меня поразила бесчеловечность Семёна Петровича, отца Толика, который привязал Бима к дереву в лесу в конце ноября, развернул узелок, вынул из него миску с мясом и поставил перед Бимом, не произнося ни единого слова. Но отойдя на несколько шагов, обернулся и сказал: «Ну, бывай. Вот так».

Бим сидел до рассвета, продрогший, больной, измученный. Он с трудом перегрыз верёвку и освободился. Бим понял, что к Толику теперь идти не надо, что он теперь пойдёт к своей родной двери, никуда больше.

ХІІ. Как Бим попал в железный фургон?

Почему Тётка так поступила с Бимом?

– Тётка ненавидела Бима. Она хотела отомстить ему за то, что он не подал ей лапу в квартире Ивана Ивановича, испугался. Гость не поверил Тётке, что Бим мог её укусить (он однажды лизнул ей руку – не от избытка чувств только к ней лично, а к человечеству вообще). Когда подъехал к дому фургон, Тётка сказала, что Бим – это её собака, конец верёвки на шее перегрызла, кусает каждого.

«Чего оскалилась? Не умеешь собак держать, так и не мучила бы. Сама наела лягушкино рыло, а собаку довела – жутко смотреть: на собаку не похожая», – сказали собаколовы Тётке.

Просмотр фрагмента «В фургоне» фильма Ростоцкого «Белый Бим Чёрное ухо».

Бим погибает, но его короткая жизнь отразилась добром на многих судьбах – сдружила Толика и Алёшу. Родители Толика изменили своё отношение к Биму (писали объявления в газету, искали собаку). Молодой Иван, собаковод, навсегда оставил своё занятие.

«Иван Иванович ощутил в себе, в той пустоте, что осталась после потери друга, теплоту. Не сразу он догадался, что это такое. А это были два мальчика, их привёл к нему, сам этого не ведая, Бим. И они опять придут, придут не раз».

ХІІІ. Какие мысли и чувства вызвала у вас повесть? Чтение сочинений учащихся.

– Когда я прочитала эту повесть, то в глазах моих стояли слёзы, а на душе было печально и грустно. Надеюсь, что люди, читая такие книги, станут добрыми и человечными не только по отношению к животным, но и друг к другу.

– Мне очень понравилась повесть. Я даже чуть не заплакал, когда Бима били хворостиной и кидали в него камнями. Он погиб от рук жестоких людей. Но в жизни он понял, что не все люди такие хорошие, как Иван Иванович, Степановна, Толик, Люся, Алёша, Даша.

Повесть глубоко затронула мою душу, и я понял, что в жизни надо быть добрым и хорошим, как хозяин Бима.

– Повесть Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» помогла мне стать добрее и милосерднее ко всему живому. Когда доброта станет потребностью каждого, когда не будет злых и равнодушных людей, жить станет намного лучше. Будь Человеком! Не делай зла, потому что оно бумерангом вернётся к тебе.

Повесть Троепольского произвела на учеников глубокое впечатление, заставила задуматься над многими нравственными проблемами.

Учащиеся дома выполняли иллюстрации к отдельным эпизодам повести. С помощью изобразительного искусства хотели показать свои чувства, эмоции к живым существам.

Рассказ учащихся по своим иллюстрациям к повести.

Повесть «Белый Бим Чёрное ухо»не только о доброте, чёрствости, благородстве и подлости, но и о бережном отношении к природе.

Это слово – обращение к читателям повести:

«Благо тому, кто сумел впитать в себя всё это с детства и пронёс через жизнь, не расплёскивая ни капли из дарованного природой сосуда спасения души!
В такие дни в лесу сердце становится всепрощающим, но и требовательным к себе. Умиротворённый, ты сливаешься с природой. В эти торжественные минуты сновидений осени так хочется, чтобы не было неправды и зла на земле».

Домашнее задание:

Повесть Г. Троепольского "Белый Бим Черное ухо". Наделение животных языком и разумом. Проверка персонажей отношением к Биму, жизнь у Ивана Ивановича. Нравственная красота личности как особая форма духовной значимости. Трагичность судьбы собаки в повести.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме: «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский»

Тема урока: «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский

1. Образовательная: рассмотреть главных героев рассказа и их поступки, продолжать совершенствовать технику чтения, учить давать полные ответы на поставленные вопросы.

2. Коррекционно-развивающая: развивать общие интеллектуальные умения: приёмы анализа и синтеза; развивать активный словарь учащихся; устную монологическую речь через ответы и рассуждения вслух.

3. Воспитательная: воспитание общечеловеческих ценностей: человеколюбие, сострадание к беззащитным.

Ход урока:

1. Организационный момент
-Какое сегодня число? Кого нет в классе?

2. Языковая разминка
-Сделайте глубокий вдох и на выдохе прочитайте согласные одного ряда.
Б Т М П В Ч Ф К Н Ш Л Ж З Ц С
К В М С П Л Б Ш Г Р Б Л С Т
П Р Л Г Н Т В С Ч Ц Ф Б Х Н М
В М Р Г К Т Б Д З Щ З Б Ч В Н

Поставить цель перед учащимися: Сегодня на уроке будем читать, отвечать на вопросы, работать с текстом, делать анализ прочитанного, высказывать своё мнение.

3. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
- Кто автор произведения «Белый Бим Чёрное ухо»?
(Г.Н. Троепольский)
На доске вывешивается портрет писателя и название повести.
-Назовите главного героя повести.
Итак, главный герой повести – Бим. Сегодня мы поговорим о его судьбе, его друзьях и врагах и о том, какой след оставил он на земле.
-Я думаю,что наш урок можно назвать так: “Бим в нашем сердце…”. Как вы считаете?
На доске вывешивается портрет Ивана Ивановича и Бима
-Какой он Бим? (Вспомните внешность, необычную окраску, родословную)
Наряду с другими достоинствами автор называет ее интеллигентной собакой.
-Как вы понимаете это слово? Давайте посмотрим в словаре.
Запись на доске слова «Интеллигентный» (выдержка из словаря)

Словарная работа
Интеллигентный – образованный, культурный.
-А почему Бим интеллигентный? (Благородный по происхождению, тонко чувствует поведение людей, голос, мимику. У него своя собачья гордость: не ест дичь, не рвет подранков. Интеллигентная собака не может жить без доброты человека и без того, чтобы делать человеку добро).
-Можно ли отнести эпитет “интеллигентный” к хозяину Бима?

Какие ситуации напоминают вам об этом? (Не хочет убивать дичь, переживает, что дал взятку водителю автобуса).
-Что для Ивана Ивановича было особенно важно в отношениях с Бимом? (Спасение от одиночества: “забывал войну, невзгоды, одиночество”, “усталые, добрые, ласковые после охоты”, “дружба, казалось, будет вечной”).

На чем строились их отношения?
-Какие чувства они испытывали друг к другу?(привязанность, верность, дружеские чувства)
-Давайте, ребята, по порядку вспомним, как попал Бим к Ивану Ивановичу? (на доске слова-опоры: увидел необычного щенка, понравился, спас от смерти)
-Вспомним, ребята, как развивались события в жизни Бима.
1. Бим попал домой к Ивану Ивановичу.
2. Воспитание Бима
3. Обучение охоте
4. Зашевелился осколок
5. Ивана Иванович в больнице
6. Бим ищет хозяина
7. Мытарство Бима: встреча с плохими людьми
8. Возвращение Ивана Ивановича из больницы: поиски Бима
9. Гибель Бима

Внимательно читали повесть, ребята, молодцы!

Физминутка.

4. Новая тема
-Сегодня мы продолжим работу и проследим за историей, которая произошла с Бимом и узнаем, чем всё это закончилось. Будем сопереживать и постараемся ответить на вопрос, кто виноват в гибели Бима?

На доске вывешивается вопрос урока: «Кто виноват в гибели Бима?»

1) Работа по тексту
(Выборочное чтение)
- Найдите и прочитайте, как встретила Степановна Ивана Ивановича?
- Как отнёсся Иван Иванович к известию о пропаже Бима?
- Обвинил ли он Степановну, что Бим пропал?
(Работа по группам: мальчики анализируют поведение Ивана Ивановича, а девочки – Степановны)

Запись на доске:
Степановна Иван Иванович

1. Заботливая 1. С благодарностью за заботу
Скромная (стеснялась
что её хвалят)
2.Огорчилась, что Бим пропал 2. Задумался
3. Переживала 3. Решительно отправился
на поиски Бима

2)Чтение 2 части «по-цепочке»

3)Анализ прочитанного
-Давайте, проследим, как Иван Иванович искал своего друга Бима?
-Куда решил в первую очередь пойти Иван Иванович?(в карантинный участок)
-Сколько дней прошло, как Бим ушёл от Толика? (3 дня)
-В какой день попал Иван Иванович в карантинный участок? (в выходной)
-Почему сторож не пускал Ивана Ивановича на участок?
-Почему сторож смягчился и запустил Ивана Ивановича?
-Ребята, как вы думаете, каким надеялся Иван Иванович увидеть Бима?
-Какие люди помогали Ивану Ивановичу искать Бима? (добрые)

4)Чтение 3 части учителем

5)Беседа по содержанию
-Что было в душе у Ивана Ивановича, когда он шёл к фургону? (надежда)
-Допускал ли он мысль, что Бим погиб? (нет)
-Какую страшную картину увидел Иван Иванович в фургоне?
(Просмотр фрагмента гибели Бима)
-Кто же виноват в гибели Бима? (плохие, жестокие люди)
-Какая душа была у этих людей? (чёрствая)
-Что же убило Бима? (равнодушие, чёрствость, предательство людей)

6)Чтение учителем стихотворения «Не будь жестоким»

Собачка на обочине сидела,
Голодная, со сломанной ногой,
И на людей так жалобно смотрела,
Но люди обходили стороной.
Собачка жалобно скулила
И от прохожих помощи ждала,
А от голода и боли выла,
Была под сорок градусов жара.
Но люди проходили мимо,
Едва лишь на щенка взглянув,
Другие пробегали торопливо,
И головы не повернув.
Я тоже мимо проходил,
Я в школу очень торопился,
Спасая от жары, под куст собачку посадил,
В надежде после школы возвратиться,
Я ей сказал: «Пойду из школы – заберу,
Ты, потерпи немножко,
И накормлю, и напою,
И вылечу больную ножку.»
В тот день мне на уроке не сиделось,
Всё грезились её глаза,
Молящие, просящие, как в горе у людей,
И с них катилась крупная слеза.
Когда к собачке подошёл,
Она уже мертва была,
Напрасно на людей смотрела,
Напрасно от бездушных помощи ждала.
И тут ко мне девчушка подбежала:
«Вот этим камнем Вовка Сидоров убил.»
И на валявшийся булыжник показала,
Что весь в крови испачкан был.
И крикнуть захотелось громко:
- Что же вы, люди, так черствы,
Не помогаем братьям меньшим в горе,
И не спасаем от беды!
Где ж ваша человечность и добро,
Иль при рождении не досталось,
Или с годами вас покинуло оно,
Или не гложет вас сомнение,
Что когда-нибудь вот так же, в горе и беде,
Кто-нибудь бездушный, без стеснения,
Камень злобы не положит на душу тебе.

5.Заключительная часть урока
Слово учителя
-Я надеюсь, что вы поняли смысл произведения Г.Н.Троепольского. Если человек красив душой, он обязательно добрый. К доброму тянутся, ему радуются, его любят, с ним хочется дружить. Однако, в жизни встречаются чёрствые, равнодушные и жестокие люди.
-Ребята, с какими бы героями повести вы не хотели бы встретится в жизни, а с какими бы дружили?

Запишите имена этих героев в таблицу.

Добрые Плохие

6.Итог урока
-Какие чувства у вас вызвала эта история?
-Какой эпизод повести взволновал вас больше всего?
-Почему повесть так названа?
-Как бы вы поступили, если бы вы встретили в своей жизни Бима?
- Бим прошел через многое за свою короткую четырехлетнюю жизнь: он
познал доброту и нежность людей, учился сам этим человеческим качествам. И потому, пройдя через ад испытаний, он не утратил способности любить людей, не озлобился и все шел с единственным желанием найти своего друга... Он верил нам, людям.

Индивидуальная работа.
Чтение текстов по индивидуальным карточкам.

7.Оценивание

8.Домашнее задание