Сочинение на тему «Образ Кутузова и Наполеона

Роль образов Наполеона и Кутузова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Одним из главных вопросов в романе Толстого является философский вопрос о том, что такое великий человек. Автор отвечает на него в четвертом томе «Войны и мира» таким образом: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Для понимания авторской интерпретации «великого человека» крайне важны образы Кутузова и Наполеона, представленные в романе, так как они помогают максимально точно понять авторскую позицию и увидеть ответ самого автора на этот философский вопрос.

В образе Наполеона писатель постоянно подчеркивает неискренность и наигранность, которые проявляются в том, что Наполеон уделяет очень много внимания своему имиджу и заботе о том, как он будет выглядеть в глазах окружающих. Толстой подчеркивает во французском полководце отсутствие простоты, описывая поведение императора накануне Бородинского сражения, когда он рассматривал подаренный ему портрет сына. Наполеон рассуждает о том, какое выражение лица ему имеет смысл иметь при взгляде на портрет своего ребенка, то есть какую надо надеть маску: «Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, - есть история. И ему казалось, что лучшее, [.] чтобы он выказал, в противоположность этого величия, самую простую отеческую нежность».

Замечательное актерское чутье спасает Наполеона во многих ситуациях, когда, по его же собственным словам, «du sublime au ridicule il n’y a qu’un pas» («от великого до смешного один шаг»). Говоря об этом, Толстой делает ироническое замечание «(он что-то sublime видит в себе)», то есть «он видит в себе что-то великое», тем самым ставя под сомнение это утверждение. Также, рассуждая о величии, Толстой анализирует смысл слова «Grand» («великий»), которое приписывают многим историческим деятелям историки: ««C’est grand!» («Это величественно!») - говорят историки, и тогда уже нет ни хорошего, ни дурного, а есть «grand» и «не grand». Grand - хорошо, не grand - дурно. Grand есть свойство, по их понятиям, каких-то особенных животных, называемых ими героями. И Наполеон, убираясь в теплой шубе домой от гибнущих не только товарищей, но (по его мнению) людей, им приведенных сюда, чувствует que c’est grand, и душа его покойна».

Толстой, безусловно, согласен с наполеоновским афоризмом про великое и смешное, и это видно в сцене, где император стоит на Поклонной горе и ждет бояр с ключами от Москвы: «Речь его к боярам уже ясно сложилась в его воображении. Речь эта была исполнена достоинства и того величия, которое понимал Наполеон». Но потом выяснилось, что «Москва пуста, что все уехали и ушли из нее», и главным вопросом в наполеоновском окружении стал «каким образом объявить о том императору, каким образом, не ставя его величество в то страшное, называемое французами ridicule («смешное» - Прим. ред.) положение, объявить ему, что он напрасно ждал бояр так долго, что есть толпы пьяных, но никого больше».

В образе Кутузова Толстой, наоборот, подчеркивает естественность, доброту, великодушие и искренность, автор всячески подчеркивает, что главнокомандующий не заботится о своем имидже и старается общаться с солдатами на равных. Например, в четвертом томе, после очередного удачного сражения, когда Кутузов обращается к солдатам с речью, Толстой пишет: «вдруг голос и выражение лица его изменились: перестал говорить главнокомандующий, а заговорил простой, старый человек».

В Наполеоне же Толстой не видит доброты. Это подчеркивается тем, что император обладает некими привычками, которые, по мнению автора, противоестественны, и даже гордится ими. Например, Наполеон «рассматривал убитых и раненых, оставшихся на поле сражения». Толстой пишет, как Болконский, лежа раненым на поле боя, видит Наполеона за этим занятием и отмечает, что князь Андрей «знал, что это был Наполеон - его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками». В этой сцене Наполеон теряет для Болконского свою значимость и представляется лишь песчинкой под этим огромным небом Аустерлица. Это правда жизни, которая открылась князю Андрею на грани жизни и смерти.

Кутузова Толстой изображает как мудрого и проницательного человека. На совете в Филях, где все генералы горячились, предлагая способы спасения Москвы, только Кутузов сохранил самообладание. Толстой пишет, что часть участников дискуссии «как бы не понимали того, что настоящий совет не мог изменить неизбежного хода дел и что Москва уже теперь оставлена», а другие «понимали это и, оставляя в стороне вопрос о Москве, говорили о том направлении, которое в своем отступлении должно было принять войско». В конце концов Кутузов ответил на поставленный столь высокопарным образом вопрос Бенигсена («Оставить ли без боя священную и древнюю столицу России или защищать ее?»), проявив при этом холодность и рассудительность. Толстой показывает, как нелегко главнокомандующему далось это решение: «Но я (он остановился) властью, врученной мне моим государем и отечеством, я - приказываю отступление».

Крестьянская девочка Малаша, ставшая волею случая свидетельницей этого исторического события, сочувствует не «длиннополому» Бенигсену, а «дедушке» Кутузову - так Толстой хотел показать, что даже ребенок на каком-то интуитивном уровне чувствует простоту, доброту и искренность Кутузова, сохранившего трезвость рассудка перед лицом провокации.

Толстой в романе приводит еще одну деталь, характеризующую Кутузова как великодушного человека. Главнокомандующий приезжает в полк осматривать знамена и пленных, но при взгляде на них ему становится их жалко, и он говорит: «пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди». После этого на лицах солдат Кутузов «читал сочувствие своим словам». Толстой пишет, что «сердечный смысл этой речи не только был понят, но то самое, то самое чувство величественного торжества в соединении с жалостью к врагам и сознанием своей правоты, выраженное этим, именно этим стариковским, добродушным ругательством, - это самое чувство лежало в душе каждого солдата и выразилось радостным, долго не умолкавшим криком». Это значит, что Кутузов очень тонко чувствовал настроение своих солдат и выразил то, что уже давно понимали и они.

Показывая отношение Наполеона к военнопленным и к военным действиям вообще, Толстой дает ему точную характеристику, которая заключается во фразе самого полководца перед битвой: «Шахматы поставлены, игра начнется завтра», то есть Наполеон сравнивает битву с шахматной партией, а людей, соответственно, с фигурами на доске, которыми игрок может распоряжаться согласно своим желаниям.

Кутузов же, по словам Болконского, «понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, - это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое», то есть понимает происходящее вокруг него совершенно иным образом.

Кутузов осознал всю полноту значения слов «Отечественная война» и таким образом снискал расположение простых солдат. Толстой задается вопросом, как Кутузов «так верно угадал тогда значение народного смысла события, что ни разу во всю свою деятельность не изменил ему?», и сам на него отвечает: «Источник этой необычайной силы прозрения в смысле совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его».

В романе Кутузов ставит на первое место гуманистическую идею о всеобщем благе, отказываясь при этом от личной славы. И в этом заключается главное отличие его от Наполеона, который достаточно часто задумывается на страницах романа о своем величии.

Образы этих двух исторических личностей на страницах романа позволяют Толстому выразить собственное видение того, каким имеет смысл быть человеку, которого можно назвать по-настоящему великим.

Произведение «Война и мир» является одним из величайших во всей русской литературе. В нем Л. Н. Толстой смог нарисовать широкую панораму жизни русского общества с 1805 по 1820 год. И в центральной части этой панорамы находится разгром наполеоновских войск, которые до этого времени казались совершенно непобедимыми. На страницах своего романа Толстой развивает идею о том, какова роль народа и личности в развитии исторических событий.

Единение с народом

Образ Кутузова в романе «Война и мир» - один из самых благородных во всем произведении. Полководец был человеком, который ни одним своим действием или словом не изменил собственным убеждениям. Он был примером настоящего самоотвержения, а также умения понимать будущее значение наступающих событий. Сложно представить себе такого человека, деятельность которого была направлена на достижение одной и той же цели на протяжении столь длительного времени. И так же сложно представить себе более достойную задачу, чем была у Кутузова.

Кутузов был не только мудр, но и близок к народу, он ценил жизнь каждого солдата. И поэтому из остальных исторических личностей только Кутузов назван истинно великим человеком. Писатель поднимает образ полководца на самую высокую ступень чистоты духовных устремлений.

Добродушный и внимательный полководец

Описывая образ Кутузова в романе «Война и мир», необходимо подчеркнуть: полководец наделен Толстым чертами харизматичного лидера - у него есть авторитет, который основывается на его личных качествах. Это мудрость и героизм, и даже в некоторой степени святость. Во время встреч с солдатами полководец умеет находить с ними общий язык, иногда даже пускает в ход интересную и забавную шутку. Можно услышать от Кутузова и «стариковское добродушное ругательство». Например, можно вспомнить, как солдаты делились впечатлением о Кутузове после смотра под Браунау. Один солдат говорит о том, что Кутузов «кривой, об одном глазу». Другой вторит ему - «Вовсе кривой». Но на это следует ответ, что Кутузов все сумел увидеть - и сапоги, и подвертки.

Понимание духа войска

В 1812 году и полководец, и каждый простой солдат был наполнен патриотизмом. Описывая Бородинское сражение, Толстой подчеркивает: Кутузов понимал, что исход битвы решается не распоряжениями командующего войсками. Давая описание образу Кутузова в романе «Война и мир», учащийся может подчеркнуть: он понимал, что главную роль играет та неуловимая сила, которая носит название «дух войска». Полководец может лишь наблюдать за этой силой и руководить ею, но только в определенной степени. К примеру, когда Кутузов получает новость о пленении Мюрата, он говорит, что еще пока рано радоваться. Однако вместе с тем он посылает адъютанта проехаться по войскам и рассказать всем это известие.

С этой же целью поддержания высокого духа в войске Кутузов в конце дня Бородинского сражения отдает распоряжение зачитать среди солдат приказ о завтрашнем наступлении. Когда простые солдаты услышали этот приказ, смысл которого проистекал из чувств главнокомандующего, они, хотя и измученные, ободрялись и утешались.

Образ Кутузова в романе «Война и мир» глубоко патриотичен. Это качество можно проследить не только в словах самого Кутузова, но и в тех словах, которыми характеризуют его другие герои. Например, князь Андрей обретает спокойствие после того, как встретился с Кутузовым. Болконский размышляет о полководце в таком ключе: Кутузов ничего не придумает, однако все сможет выслушать и расставить на свои места. Полезному он не станет мешать, а вредного не позволит.

Образ Кутузова в романе «Война и мир» Толстого: цели полководца

Приказ оставить Москву Кутузов отдает только с одной целью - добиться победы и изгнания вражеских войск во что бы то ни стало. Полководец не случайно постоянно повторяет одни и те же слова: «Я заставлю их есть лошадиное мясо». Все действия Кутузова направлены на три главных цели:

  • напряжение всех сил для триумфа над врагом;
  • одержание победы;
  • изгнание врага из пределов страны и облегчение, насколько это может быть возможным, последствий для народа и солдат.

И только после того как эти задачи были решены, полководец оставляет деятельность главнокомандующего войск. Как мог он достичь этих целей, ни разу не отступив от своих благородных задач? Он был способен сделать это по той причине, что в его душе было истинно великое народное чувство, непобедимое начало.

Фатализм или реализм в образе Кутузова?

Давая описание образа Кутузова в романе «Война и мир», учащийся может указать: в какой-то мере Л. Н. Толстой делает полководца фаталистом: ведь он подчиняется ходу событий истории. Писатель не говорит о том, каким образом Кутузов готовил солдат к столкновениям после оставления Москвы и каким образом он осуществлял свой план. Будучи писателем-реалистом, Толстой все же стремился преодолеть философию фатализма, и во многих своих чертах Кутузов показан верно с исторической точки зрения: ему свойственно высокое стратегическое мастерство, он целыми ночами напролет размышляет о предстоящей военной кампании, выступает в качестве активного деятеля. За кажущимся спокойствием Кутузова скрывается волевое напряжение.

Позиция полководца, которая привела к победе

Образ и характеристика Кутузова в романе «Война и мир» будут неполными без описания его морально-духовной позиции, источника мудрости этого военачальника. Полководец всеми силами бережет своих солдат, ведет противостояние с царем, придворными генералами. Солдаты и офицеры его любят. Кутузову известны законы войны, он вполне способен предусмотреть ход дальнейших событий, поскольку берет в расчет духовное состояние войска.

Основной источник его мудрости - это близость к народу. И наиболее ярко раскрывается образ полководца во время описания Бородинского сражения. Наполеон уже начинает нервничать, ведь к нему возвращаются толпы расстроенных и обессиленных солдат. Кутузов же спокойно обдумывает, как может быть завершена битва. Об этом необходимо упомянуть в описании образа Кутузова в романе Л. Толстого «Война и мир». Ведь своим спокойствием он рождает уверенность и в солдатах. Например, генералу Вольцогену, который полностью охвачен паникой, он говорит: «Победа!». Еще до окончания сражения Кутузов объявляет о том, что битва выиграна. Он понимает, что отдать Москву необходимо для того, чтобы сберечь страну. Ведь французы в Москве начнут поддаваться моральному разложению, они станут мародерами, дисциплина их полностью иссякнет.

Характеристика Кутузова в романе «Война и мир»: полководец и его возраст

Во время первой войны Кутузов еще представлен как бравый генерал. Однако во время Отечественной войны полководец уже стар. И над этим позволяют себе посмеиваться его враги. Однако со стороны его войска возраст Кутузова только вызывает уважительное отношение. Кутузов - старик с белой головой, располневший. Он обычно надевает белый сюртук и фуражку с красным околышем без козырька. Во время заседаний военного совета он засыпает. Полководцу тяжело сесть на лошадь и точно так же трудно ему спуститься. Также писатель подчеркивает, что Кутузов «слаб на слезы». Он может плакать, не только думая о судьбе своей страны, но даже и при виде раненых солдат. Однако это его качество не принижает образ полководца.

Образ Наполеона

Образы Кутузова и Наполеона в романе «Война и мир» в произведении противоположны друг другу. Они являются антиподами. Толстой говорит о неприятии французского полководца, его стратегии. Все симпатии читателя, по задумке автора, должны быть на стороне Кутузова. Слава о Наполеоне распространилась по всему миру. Однако Толстой пишет о его армии, что она представляла собой «толпу мародеров». Сам же Наполеон отличался жестокостью и вероломством.

Жизнь его армии была ему глубоко безразлична. Совершенно равнодушно наблюдает он за тем, как погибают его солдаты. Ведь они являются всего лишь орудием для достижения его сугубо личных целей. Народное признание льстит французскому военачальнику. Однако благодарности Наполеон не испытывает. Ведь все были обязаны без каких-либо возражений подчиняться только его воле. Толстой пишет о том, что миллионы людей были вынуждены убивать друг друга только по причине властолюбия Бонапарта.

Антитеза в романе

Образы Кутузова, Наполеона в романе «Война и мир» Толстого занимают одно из центральных мест. Изображая войну с Францией, автор населяет свой роман реальными историческими личностями: император Александр, Сперанский, генерал Багратион, Аракчеев, маршал Даву. Главными среди них, безусловно, становятся два великих полководца. Их масштабные фигуры возникают перед нами, как живые. Мы уважаем и сочувствуем Кутузову и презираем Наполеона. Создавая этих героев, писатель не даёт подробной характеристики. Наше впечатление складывается на основании поступков, отдельных фраз, внешнего вида персонажей.

Основным приёмом композиции произведения является приём антитезы. Противопоставление звучит уже в самом названии, как бы предвосхищая события. Фигуры Кутузова и Наполеона в «Войне и мире» тоже противопоставлены друг другу. Оба, по мнению Толстого, сыграли большую роль в истории. Разница в том, что один из них герой положительный, а другой – отрицательный. Читая роман, надо иметь в виду, что это художественное произведение, а не документальный труд. Некоторые черты героев намеренно преувеличены, гротескны. Таким образом писатель добивается наибольшего эффекта и даёт оценку персонажам.

Портрет героев

Прежде всего, Кутузов и Наполеон сравниваются внешне. Русский фельдмаршал – человек старый, грузный, больной. Ему тяжело передвигаться и вести активный образ жизни, которого требует обстановка военного времени. Утомленный жизнью полуслепой старик не может, по мнению представителей светского общества, стоять во главе армии. Таково первое впечатление о Кутузове.

То ли дело бодрый молодой французский император. Здоров, активен, полон сил и энергии. Только читатель странным образом чувствует симпатию к пожилому человеку, а не к блистательному герою. Такого эффекта писатель добивается с помощью незначительных деталей в портрете своих персонажей. Описание Кутузова бесхитростно и правдиво. Описание Наполеона проникнуто иронией.

Главная цель

Противопоставлены и жизненные цели героев. Император Наполеон стремится завоевать весь мир. Уверенный в своей гениальности, он считает себя безупречным полководцем, способным управлять ходом исторических событий. «Он воображал себе, что по его воле произошла война с Россией, и ужас совершившегося не поражал его душу». Этот человек ради достижения своих целей не остановится ни перед чем. Он готов жертвовать жизнями людей, чтобы потешить своё самолюбие и тщеславие. Сомнения, угрызения совести, раскаяние в содеянном – понятия и чувства незнакомые герою. Наполеону важно «только то, что происходило в его душе», а «всё, то было вне его, не имело для него значения, потому что всё в мире зависело только от его воли».

Фельдмаршал Кутузов ставит перед собой совершенно другие цели. Он не стремится к власти и почестям, равнодушен к людской молве. Старый человек оказался во главе армии по желанию русского народа и по велению долга. Его цель – защитить свою Родину от ненавистных захватчиков. Путь его честен, поступки справедливы и осмотрительны. Любовь к Отчизне, мудрость и честность руководят действиями этого человека.

Отношение к солдатам

Два великих полководца руководят двумя великими армиями. От них зависят миллионы жизней простых солдат. Всю меру ответственности хорошо понимает лишь старый и немощный Кутузов. Он внимателен к каждому своему бойцу. Ярким примером является смотр войска под Брауну, когда полководец, несмотря на своё плохое зрение, замечает изношенные сапоги, потрёпанное обмундирование войска, узнаёт знакомые лица в общей массе многотысячного войска. Он не будет рисковать жизнью простого солдата ради одобрения государя императора или очередной награды. Разговаривая с подчинёнными на простом и понятном языке, Михаил Илларионович Кутузов вселяет надежду в душу каждого, хорошо понимая, что победа в сражении зависит от настроения каждого солдата. Любовь к Родине, ненависть к врагу и желание отстоять свою независимость и свободу объединяют командующего с подчинёнными и делают сильнее русское войско, поднимают его дух. «Они у меня будут конину жрать», – обещает Кутузов и выполняет своё обещание.

У самовлюблённого императора Наполеона иное отношение к своему бравому войску. Для него имеет ценность только собственная персона. Судьба окружающих его людей ему безразлична. Наполеону доставляет наслаждение разглядывать поле битвы, усеянное мёртвыми и ранеными телами. Он не обращает внимания на переплывающих бурную реку улан, готовых погибнуть на глазах у своего обожаемого императора. Не чувствуя ответственности за жизни слепо верящих в него людей, Наполеон заботится о своём комфорте, благополучии и славе победителя.

Сила и слабость полководцев

История всё расставила по своим местам. Отечественная война 1812 года была с позором проиграна французской армией, несмотря на великие планы Наполеона. В решающей битве под Бородино император растерян и подавлен. Его гениальный ум неспособен понять, какая сила заставляет противника вновь и вновь подниматься в атаку.

Мотивы героизма и мужества своих солдат хорошо понятны фельдмаршалу Кутузову. Он испытывает ту же боль за Россию, ту же решимость пойти, что и миллионы окружающих его людей во время великой битвы под Москвой. «До чего… до чего довели!» – взволнованно восклицает Кутузов, переживая за страну. Пожилой обессиленный человек своей мудростью, опытом и силой духа приводит Россию к победе над сильнейшим противником. Кутузов, вопреки воле императора и большинству голосов генералов, на совете в Филях мужественно берёт на себя ответственность. Он принимает единственно правильное, но очень трудное решение об отступлении и оставлении Москвы. Это проявление великой силы духа, отречение от себя спасло русскую армию и помогло впоследствии нанести несокрушимый удар по врагу.

Сочинение «Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир» даёт возможность проанализировать поступки великих полководцев, их роль в исторических событиях 1812 года, понять, на чьей стороне правда и в чём состоит величие и сила человеческого характера.

Тест по произведению

В романе “Война и мир” великого русского писателя Л.Н. Толстого описаны важные события во время Отечественной войны, раскрываются характеры его героев. Один из главных образов романа – великий полководец Кутузов.

Ещё в войне 1805-1807 годов он проявляет проницаемость полководца, старается сберечь армию. После осмотра войска талантливый полководец был убеждён в том, что войска не готовы к бою. Кутузов понимал, что Аустерлицкое сражение не будет выиграно. Он вынужден был принять решение, подчиняясь царской воле. Поражение Кутузов принимает с болью в душе.

Во время Отечественной войны 1812 года великий полководец подчиняет все свои решения основной цели и задачи – победить врага. Читатели часто видят его глазами проницательного князя Андрея. Он увидел главную черту характера старого полководца – “отсутствие личного”. Кутузов относится к солдатам с уважением, переживает за жизнь каждого подчинённого. С презрением он относится только к трусам, а также к карьеристам.

Не все понимают, почему великий полководец принимает решение, и русское войско отступает из Москвы. Кутузов чувствует большую ответственность за такое решение. Он не боится царской немилости, для него главное – полный разгром врага. Он должен спасти армию, а значит– Россию! С точки зрения тактики полководца, потеря города не обозначает потерю всего государства. В его образе чувствуется тесная связь с народом. Это “народное чувство” сделало его народным героем, который выполнил великую историческую миссию во время Отечественной войны. В памяти народа он остаётся талантливым и смелым полководцем.

Наполеон в романе Л. Н. Толстого описывается как честолюбец. Все его решения связаны с попыткой подчинить своей власти все народы. Он хочет направить историю по собственному желанию. Наполеон относится к простым солдатам с презрением и высокомерием. Для него они лишь средства для достижения основной цели – стать властелином мира. Главные черты его характера – это самовлюблённость и индивидуализм, а также безразличное отношение к людям и их интересам.

Автор принижает образ Наполеона, описывая его физические недостатки. Перед читателем – обычный человек, а не властелин народов. Во время Бородинского сражения Наполеон понимает, что как полководец он проиграл. Этот властелин мира бежит впереди своей армии. Он думает только о своей жизни. Автор с сарказмом показывает бегство Наполеона. Все его планы рушатся благодаря патриотическому духу русского народа и таланту великого полководца Кутузова.

Вариант 2

В основе романа Л.Н. Толстого «Война и мир» лежит идея противопоставления. Во-первых, в самом названии произведения звучит яркая антитеза двух философских понятий – войны и мира. Во-вторых, характер противопоставления имеет соотношение двух важнейших персонажей, ярких и талантливых полководцев – Кутузова и Наполеона.

Автор изобразил русского главнокомандующего как подлинного вдохновителя, сумевшего привести русский народ к победе. Кутузов – поистине народный герой. Ему чуждо лицемерие и притворство, это честный и простой человек, с одной стороны, но яркая историческая фигура и мудрый полководец - с другой.

Кутузов отлично понимает ход военных событий, дает им правильную оценку, логически верно предсказывая их последствия. Благодаря развитому стратегическому мышлению, непревзойденному таланту лидера, удивительной интуиции и богатому опыту, военные решения полководца оказываются победоносными, а предсказания сбываются. Именно так и произошло, когда Кутузов подчеркнул важность Бородинского сражения и заявил, что победа в нем будет за Россией.

Кутузов идеально подходит для того времени, для ведения войны 1812 года. Когда же приблизилось ее завершение, и русская армия стала вести военные действия в Европе, понадобился новый главнокомандующий. Кутузову в тот момент ничего не оставалось, как сложить полномочия и уйти со сцены. «Представитель народной войны» никак не вписывался в новые обстоятельства, для него там не было места.

Толстой изображает Кутузова по-настоящему живым человеком, со своими эмоциями, жестами, мимикой, характером и поведением. Он подчеркивает выразительную фигуру полководца, его живое лицо.

Интересно, что персонаж этот представляется читателю через его восприятие различными по своим взглядам и социальному статусу лицами. В высшей степени гуманным делают Кутузова беседы с близкими и приятными ему людьми. При этом насколько бы не была велика фигура русского полководца как личности, Толстой отрицал и высмеивал культ великих людей, способных влиять на ход исторических событий. По мнению писателя, судьбу страны может вершить только сам народ, а предводитель может лишь наблюдать и, насколько это в его силах, руководить неуловимой силой войны, исход которой уже заранее известен. Здесь четко прослеживается признание автором идеи фатализма, согласно которой все исторические события предрешены судьбой.

В противовес Кутузову автор ставит Наполеона. Толстой выступает ярым противником культа французского предводителя. Для него этот человек лишь агрессор и варвар, напавший на Россию, разоривший города и села, уничтоживший великие культурные ценности, погубивший столько человеческих судеб. В начале романа писатель высмеивает глупое преклонение перед ложным величием Наполеона. Толстой обращает внимание на то, что поступками французского полководца руководила лишь прихоть, и кроме нее, в его действиях не было никакого смысла.

У каждого из персонажей романа сложилось собственное мнение о Наполеоне. Автор изображает его самовлюбленным, слишком самоуверенным лидером, которого опьяняет собственный успех и мировая слава, и который считает себя вершителем исторического процесса. Вывод Толстого очень прост – не может быть личность по-настоящему великой, если в ней нет ни грамма добра, истины и простоты. Таким образом, по-настоящему великой исторической фигурой является русский полководец Кутузов, для которого на первом месте находится не собственная слава и успех, а победа русского народа в борьбе за свободу своего Отечества.

Сочинение на тему Кутузов и Наполеон в Войне и мире кратко

Кутузов и Наполеон – два великих полководца, талантливейшие люди своего времени, сыгравшие огромную роль в истории человечества. Один завоевавший полмира, и имеющий амбиции на роль мирового правителя. Второй – защитник Отечества, имеющий святую цель – очистить родную землю от врагов.

В их сравнении не стоит вопрос, кто сильнее, кто талантливее, а именно их задача и определяет исход их противостояния. Кутузов движим великой целью – освобождение Родины, это дает ему силы противостоять злу. Он вынужден взвешивать каждый свой шаг, от его решений зависит судьба России, это понимание и определяет его стратегию ведения войны. Кутузов понимает, что армия Наполеона многочисленнее в сравнении с русской армией, да и Россия еще не оправилась после войны с Турцией, поэтому выбирает стратегию заманивания врага в глубь страны, тем самым изматывая его силы. Наполеон же находится в состоянии эйфории, он без особого сопротивления завоевал многие страны, поэтому и не думал встретить сопротивлении со стороны России, и для него сдача Москвы, не была неожиданностью, но он даже и не мог представить, к чему это приведет.

Очень ярко прослеживается контрастность в отношении двух полководцев к простым солдатам. Армия Наполеона в большинстве состоит из наемников, выходцев из завоеванных им стран. Поэтому не удивительно отношение Бонапарта к солдату, для него солдат был лишь только орудием, которое он использовал для достижения своих целей. Да и армия, состоящая из наемников, никогда не отличалась и не отличается особой верностью и стойкостью. Другое дело Кутузов, он заботился о своих солдатах, ему не была безразлична судьба простого солдата. Национальное единство, которое особенно пробуждается во времена всеобщей беды, способно сотворить чудо, сделать людей непоколебимыми и сильными. Это и произошло в России – всеобщее противостояние завоевателям и сила духа народа привели к победе!

  • Анализ произведения Андреева Иуда Искариот 11 класс

    Предательство, на протяжении долгих времён, было и остаётся актуальной тематикой для художественных произведений. Особенно остро стоит данный вопрос в непростые дни отсутствия взаимопонимания между людьми

  • Сравнительная характеристика Ассоль и Грея (Алые паруса) 6 класс сочинение

    С самого раннего детства герои произведения "Алые паруса" Ассоль и Грея живут совершенно разной жизнью. Что касается молодой девочки Ассоль, то она выросла в малообеспеченной семье

  • Сравнительная характеристика Ларры и Данко в рассказе Старуха Изергиль сочинение

    Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» содержит две легенды, которые рассказывают о двух молодых людях. Первая легенда повествует о человеке-орле по имени Ларра, а вторая знакомит читателя с персонажем, которого зовут Данко

  • К началу наполеоновского нашествия любимые герои Толстого подходят с грузом разбитых надежд, разочарований, стыда и недовольства собой. Случайно ли это? Нравственный кризис каждого из героев тайно связан с позором, пережитым Россией в предшествующем десятилетии. Каждому из любимых героев Толстого кажется, что жизнь его кончена. Но мы уже знаем, что в каждом из них таится огромный запас жизненных сил и способность к внутреннему движению. Так и происходит.

    Постепенно в жизни героев личные мысли и заботы отступают на второй план, заменяются более общими интересами: своим полком занят князь Андрей, организацией ополчения — Пьер, ожиданием известий из армии, хлопотами о Пете — семья Ростовых.

    Толстой знает, что отношение к войне как к личному делу приходит к людям не сразу. Показательны в этом отношении сцены в обстреливаемом Смоленске. Поначалу люди даже не осознают грозящей им опасности, продолжают свою прежнюю жизнь. Но постепенно в них рождается сознание общей беды, и ненависть к врагам объединяет купца, поджигающего своё добро, и князя Андрея, который, вопреки приказу командующего, этому не препятствует.

    Какие проявления ложного патриотизма высмеивает и осуждает Толстой? Писатель с насмешкой показывает фальшивые потуги светских людей изобразить патриотов: запрет на французский язык, отказ от посещения спектаклей французской труппы и т. д. Возмущение Толстого вызывают «патриотические» зверства, такие, как расправа над Верещагиным. Автор учит нас отличать истинный патриотизм от мнимого, видеть разницу между народом и толпой.

    Народной, по Толстому, война становится не только потому, что в неё вступает народ, т. е. мирное население, но потому, что каждый вступивший в войну ощущает себя частью единого народа, разделяет со всеми чувство национального оскорбления и ненависти к врагу.

    Толстой поднимает важнейшую философскую проблему: отменяет ли война нравственные ценности милосердия, сострадания, человечности? Оправдана ли жестокость по отношению к врагам, оскорбившим твою Родину? Обратимся к части 3 тома 4, где изображается партизанская война. В первых главах автор даёт свою оценку этому явлению. Мы видим, что Толстой признаёт естественными и целесообразными действия партизан. Они отвечают духу и смыслу народной войны.

    Но в последующих главах Толстой заставляет нас оценивать поступки людей, которым партизанская война предоставила максимальную свободу действий. Партизанская война дает свободу действий тем, кто не любит и не умеет подчиняться. Это качество объединяет Денисова и Долохова. Но на фоне войны ещё ярче выступают различия между ними. Денисов, хоть и отрастил бороду, сохраняет понятия о чести, свойственные дворянину и офицеру, он не может убивать безоружных, даже зная, что брать пленных неразумно. Долохов, подчёркнуто подтянутый и чисто выбритый, гораздо ближе к Тихону Щербатому. Он так же готов убивать французов, не считаясь ни с какими «рыцарскими» правилами.

    Сравните рассуждения Долохова с мыслями князя Андрея накануне Бородина. Выражения их одни и те же, но одинаковы ли их мотивы? Можно ли представить себе, что князь Андрей поступает, как Долохов?

    Детский взгляд Пети Ростова создаёт освещение этих сцен. Петя не анализирует действия старших, он восторгается холодным бесстрашием Долохова, но чистота нравственного чувства заставляет его испытывать неловкость рядом с Тихоном Щербатым, с симпатией относиться к пленному французскому барабанщику. Юность и доброта Пети выступают тем нравственным мерилом, которое заставляет читателя помнить о высших, абсолютных ценностях, а не только о целях народной войны. Война всё-таки «самое гадкое дело в жизни», даже если она народная. Толстой не позволяет читателю забывать об этом. Сцена гибели Пети — страшное напоминание о сущности любой войны. Обратим внимание на отношение Денисова и Долохова к гибели Пети. Для Денисова она становится страшным потрясением, Долохов находит в ней новое оправдание своей жестокости.

    Показывая ужас войны, Толстой в то же время раскрывает её бессилие остановить общий ход жизни. Во время войны люди продолжают встречать и терять друг друга, любить, совершать и исправлять ошибки. События, подтверждающие это: новое сближение Наташи с князем Андреем и его смерть, знакомство Николая Ростова с княжной Марьей и любовь к ней и др.

    Проследим теперь, как герои повлияли на ход истории. К таким размышлениям постоянно подталкивает нас Толстой (например, в главе 4 части 1 тома 4, рассказывая о военной службе Николая Ростова и его поездке в Воронеж). Проанализируем парадоксальное суждение Толстого: «Только одна бессознательная деятельность приносит плоды, и человек, играющий роль в историческом событии, никогда не понимает его значения. Ежели он пытается понять его, он поражается бесплодностью». Для этого нужно привести примеры поступков героев романа, полезных и бесполезных для победы над Наполеоном.

    Можно назвать следующие факты: Ростовы уезжают из Москвы; княжна Марья из Богучарова, заботясь о своей жизни; князь Андрей едет в армию, чтобы отыскать Анатоля; Денисов возглавляет группу партизан, чтобы проявить свои способности и быть подальше от начальства; Николай подавляет бунт в Богучарове, только чтобы помочь княжне Марье, и т. д. Но все эти действия способствуют победе России, так как подобные поступки совершаются множеством людей. С другой стороны, попытки Пьера спасти человечество от Бонапарта выливаются в нелепую возню с цифрами, не приводят ни к какому результату. Самыми бесполезными людьми на войне оказываются военачальники и государи (мы видим это на примерах Шенграбена, Аустерлица, Бородина). Ярким подтверждением мысли Толстого может стать разбор сцены «Пьер на батарее Раевского»: пока Пьер пытается уловить общий ход сражения, осматривает позиции и т. д., он всем мешает или просто остаётся бесполезным. Но вот атакующий француз пытается убить его. Пьер инстинктивно защищается, думая только о своей жизни, и приносит видимую пользу, заставляет врага отступить. Лишь очень редко, в особые минуты люди осознают, чувствуют, что какой-то их личный мотив — один среди многих других — является таким же личным мотивом для множества людей, объединяет всех в одно целое (так происходит с участниками Бородинской битвы). Именно в такие минуты «рой» становится, по Толстому, «народом». Так мы можем осмыслить теорию Толстого о совокупности всех частных человеческих воль как движущей силе истории.

    Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. - М.: 2014