Сочинение «Анализ сказки-были А. Платонова «Неизвестный цветок», план. Урок по литературе на тему "Неизвестный цветок" А.П. Платонов

Жанр произведения Андрея Платоновича Платонова «Неизвестный цветок» очень сложно отнести к какой-то определенной разновидности. В литературной критике чаще всего можно встретить термин «рассказ », однако правильнее это произведение отнести к литературной сказке . Сам автор определил жанр как сказка-быль . Действительно, в «Неизвестном цветке» переплетаются правда и вымысел.

Начало напоминает сказку: «Жил на свете маленький цветок». Однако уже в следующей строке обозначена реальность: цветок жил на пустыре, куда не ходили даже коровы и козы и не играли дети из пионерского лагеря. Вся первая часть раскрывает тяжелую борьбу цветка за выживание, когда маленькое семечко, оказавшись в ямке между камнем и глиной, смогло прорасти, питаясь лишь росой и принесенной ветром пылью.

Эта история цветка могла бы уже сама по себе стать законченным произведением - своеобразным гимном трудолюбивому цветку. Тогда произведение вполне могло называться басней , потому что содержит явную аллегорию : за образом выживающего цветка можно увидеть судьбу человека первой половины ХХ века, которому непросто пришлось в суровые годы Гражданской войны, Великой Отечественной войны, в послевоенные годы. В понимании автора, который сам перенес множество испытаний, это не что иное, как иносказание о судьбе всего русского народа.

Однако появление девочки Даши не просто развивает сюжет, но и продолжает сказочную линию. Пионерка, отдыхающая в лагере по соседству, идет на станцию, чтобы отправить письмо матери. На краю пустыря она чувствует благоухание и видит действительно необычный цветок: он напоминал звезду, ведь «светился живым мерцающим огнем», и его можно было увидеть даже в темную ночь.

Как и положено в сказке, Даша начинает разговаривать с цветком и узнает, что он стал таким, «на других непохожим», потому что ему трудно одному. Девочка пригласила своих друзей-пионеров посмотреть на необычный цветок. На этом заканчивается сказка и начинается быль. Пионеры оценили героическую борьбу маленького труженика и решили ему помочь. Они обошли пустырь, измерили его площадь и высчитали, сколько нужно привезти тележек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину.

Дети советской страны искренне хотели помочь маленькому цветку, чтобы он отдохнул, а из его семян выросли бы «самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде». В этом стремлении изменить жизнь тоже прочитывается советская идеология: дети должны жить лучше своих родителей, поэтому родители готовы терпеть лишения ради лучшего будущего. Да и стремление вырастить лучшие в мире цветы тоже явно перекликается с мифом о самой лучшей жизни в стране победившего социализма. Один из девизов эпохи звучал так: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Вот и сказка Андрея Платонова превратилась в быль.

Четыре дня трудились пионеры на пустыре, удобряя землю. Вскоре на месте пустыря появился воспетый когда-то поэтом Владимиром Маяковским «город-сад». После этого пионеры потеряли интерес к этому пустырю и отправились путешествовать, очевидно, выискивая новые объекты для преобразования. Только Даша, чувствуя ответственность за своего маленького друга, перед отъездом домой навестила его. А потом помнила о нем в течение всей долгой зимы.

Когда девочка вновь приехала в лагерь, она первым делом побежала на пустырь, но не нашла своего друга. Да, пустырь преобразился: он весь зарос травой и пестрел цветами, над ним порхали бабочки и летали птицы. Новые цветы были хорошими, но не походили на тот цветок, ведь им не пришлось бороться за свою жизнь.

В финале произведения все завершается благополучно, как и положено в сказке: Даша видит новый цветок, который, в отличие от отца, был еще лучше и прекрасней, ведь вырос «из середины стеснившихся камней». Он был «живой и терпеливый», как его отец, но оказался сильнее его, потому что «жил в камне». Однако этот цветок уже не говорил с Дашей, а звал к себе «безмолвным голосом своего благоухания».

Такой реалистичный финал, по мысли автора, содержит вполне очевидную мысль. Тот факт, что герой-цветок смог вырасти в камне и глине, чудесен, но это не сказка. Трудолюбие, упорство, стремление к высокой цели должны быть вознаграждены. Только те, кто по-настоящему к чему-то стремится, проживают необычную жизнь, становятся особенными, не похожими на других.

Конечно, в условиях унитарного общества, когда утверждалась мысль о том, что человек - винтик или колесико огромного механизма под названием государство, идея писателя должна была восприниматься как крамола. Рассказ, вернее, быль Платонова вселяет надежду на обретение собственной индивидуальности даже в условиях тоталитарного государства.

Как и в других произведениях русского писателя, заслуживает внимания особый стиль Андрея Платонова: необычное словоупотребление (например, «упадали», «стеснившихся»), своеобразную примитивизацию языка за счет использования просторечных слов и выражений («нету», «меж», «ими», «помаленьку», «нынче»), нарушение лексической сочетаемости («черная тучная земля», «вырастут и не погибнут»).

Мир Платонова - всегда живой мир, со своими чувствами и побуждениями. Это даже не олицетворение - это особое мировосприятие. Глина на пустыре - сухая, а значит, мертвая. Цветок сторожил ветер, трудился, чтобы «жить и не умереть». По мнению Даши, он не просто пахнет - «он так дышит». У Платонова окружающий человека мир действительно живой, со своими чувствами, побуждениями.

  • «Возвращение», анализ рассказа Платонова

Жанр произведения сказка-быль. Главных героев два - сам диковинный цветок и девочка Даша. Завязка - появление неиз­вестного цветка на пустыре. Развитие действия - описание рос­та, выживания и формирования растения. Кульминация - встре­ча с девочкой Дашей и ее работа по облагораживанию пустыря. Развязка - на пустыре растет потомок неизвестного цветка, став­ший еще красивее, чем его отец.

В иносказательной манере в сказке повествуется о необходи­мости преодоления жизненных трудностей. Если почва, на кото­рой взрастает то или иное существо, становится благородной, это вовсе не означает, что улучшится жизнь этого существа. Даша, придя через год на удобренный пустырь, не обнаружила цветка - он погиб. Но его потомок растет в тех же трудных усло­виях, на камнях. Отец передал ему жизненную силу и умение преодолевать трудности. Следствием этого стало внешнее совер­шенствование нового цветка.

Появление, выживание и формирование неизвестного цвет­ка на пустыре.

На пустырь случайно забрела девочка Даша и познакоми­лась с цветком.
Девочка привела с собой пионеров, чтобы благоустроить пу­стырь.
Через год Даша снова приехала в лагерь и пришла прове­дать цветок.
Вместо пустыря было ухоженное место.
Встреча с потомком цветка.

1) Особенности жанра произведения. Произведение А.П. Платонова «Неизвестный цветок» относится к жанру литературной сказки. В литературной сказке видна позиция писателя, суть авторского замысла. «Неизвестный цветок» по жанру сказка-быль. Сказка-быль - литературный жанр, совмещающий признаки двух жанров: сказки (повествование, основанное на вымысле) и были (повествование, основанное на реальных событиях). Начало произведения А.П. Платонова «Неизвестный цветок» напоминает жанр сказки: «Жил на свете маленький цветок».

2) Особенности сюжета. Сюжет - последовательность событий в художественном произведении.

Как описывается в произведении место, где жил цветок? (на пустыре, там не росла трава, лежали одни старые камни, была сухая мертвая глина)

Как заканчивается произведение А.П. Платонова? (рассказом о новом неизвестном цветке, который вырос среди камней)

3) Характеристика героев произведения.

Образ цветка.

Когда начал свою жизнь маленький цветок? («однажды упало из ветра одно семечко»)

Что делал цветок, чтобы выжить на пустыре? («Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти».)

Какие природные явления помогали маленькому цветку выжить? (ветер и роса)

Каким был маленький цветок? (трудолюбивым)

Как А.П. Платонов описывает венчик, который однажды распустился у цветка? («Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь».)

Почему пионеры воспринимали маленький цветок как героя? (цветок выжил, несмотря на трудности, и расцвел)

Образ девочки Даши. Даша - пионерка, трудолюбивая девочка, вдали от дома скучает по маме, пишет ей письмо; умеет ценить красоту природы, всю зиму помнит о маленьком цветке, добрая душа.

Почему девочка Даша проходила мимо пустыря? (девочка была в пионерском лагере, соскучилась по матери, поэтому «написала матери письмо и понесла письмо до станции, чтобы оно скорее дошло»)

Что почувствовала Даша, подойдя к пустырю? (благоухание)

Какую связь увидела Даша между собой и одиноким цветком, растущим на пустыре? («Может, этот цветок скучает там по своей матери, как я», - подумала Даша».)

Что сделали ребята на пустыре? (удобрили почву на пустыре)

О чем думала Даша всю долгую зиму? («о маленьком, неизвестном по имени цветке»)

4) Художественные особенности сказки-были.

Какие эпитеты использует писатель для описания пустыря, на котором вырос маленький цветок? («голый каменный пустырь», «мертвую глину», «голый камень», «сухую глину»)

Какие художественно-выразительные средства описывают неизвестный цветок? (эпитеты: «листья его не могли... стать зелёными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета», «венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного», «светился живым мерцающим огнем»; сравнение: лепестки, «как у звезды»; метафоры: «выпустило из себя тонкие волоски корешка», «листья тяжелели от росы»; олицетворения: «томилось это семечко», «приютилось оно», «цветок всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям», «он трудился день и ночь», «он... превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости», «цветок... не хотел жить печально», «он дремал» и др.)

Какой поэтический приём использует А.П. Платонов при описании встречи девочки и цветка? (олицетворение: цветок говорит с Дашей, рассказывая о своей судьбе)

Жанр произведения сказка-быль. Главных героев два – сам диковинный цветок и девочка Даша. Завязка – появление неизвестного цветка на пустыре. Развитие действия – описание роста, выживания и формирования растения. Кульминация – встреча с девочкой Дашей и ее работа по облагораживанию пустыря. Развязка – на пустыре растет потомок неизвестного цветка, ставший еще красивее, чем его отец.

В иносказательной манере в сказке повествуется о необходимости преодоления жизненных трудностей. Если почва, на которой взрастает то или иное существо, становится благородной, это вовсе не означает, что улучшится жизнь этого существа. Даша, придя через год на удобренный пустырь, не обнаружила цветка – он погиб. Но его потомок растет в тех же трудных условиях, на камнях. Отец передал ему жизненную силу и умение преодолевать трудности. Следствием этого стало внешнее совершенствование нового цветка.

Появление, выживание и формирование неизвестного цветка на пустыре. На пустырь случайно забрела девочка Даша и познакомилась с цветком. Девочка привела с собой пионеров, чтобы благоустроить пустырь. Через год Даша снова приехала в лагерь и пришла проведать цветок. Вместо пустыря было ухоженное место. Встреча с потомком цветка.



  1. Это рассказ о маленьком цветке, о котором никто не знал на земле, потому что он рос один на пустыре. Коровы и козы не ходили туда,...
  2. Андрей Платонов творил в богатую крупными историческими событиями эпоху. Перед его глазами прошли Первая мировая война, революция, гражданская и Великая Отечественная войны, он был очевидцем...
  3. Дарья Викторовна Астафьева – модель, обладательница титула “Playmate of the Month” журнала “Playboy”, певица. Родилась Даша 4 августа 1985 года в украинском городе Орджоникидзе, Днепропетровская...
  4. А. Н. Толстой Хождение по мукам Книга первая. Сестры Начало 1914 г. Петербург, “замученный бессонными ночами, оглушающий тоску свою вином, золотом, безлюбой любовью, надрывающими и...
  5. Книга первая. Сестры Начало 1914 г. Петербург, “замученный бессонными ночами, оглушающий тоску свою вином, золотом, безлюбой любовью, надрывающими и бессильно-чувственными звуками танго – предсмертного гимна...
  6. Андрей Платонович Климентов (Платонов) родился 1 сентября в Воронеже. Как старший в многодетной семье, начинает работать: помощником машиниста, литейщиком на трубном заводе, в паровозоремонтных мастерских....
  7. 1. Почему цветок является видоизмененным, побегом? Цветок – это укороченный, видоизмененный и ограниченный в росте побег, приспособленный к половому размножению растений. Впервые определение цветка как...
  8. А. С. Пушкин своим творчеством оказал огромное влияние на духовное развитие всего народа и каждого отдельно взятого человека. О чем бы ни писал поэт, его...
  9. В. М. Гаршин Красный цветок Самый знаменитый рассказ Гаршина. Не являясь строго автобиографическим, он тем не менее впитал личный опыт писателя, страдавшего маниакально-депрессивным психозом и...
  10. Природа, величественная и суровая, трепетная и грустная – живая, была открыта мне именно Н. А. Заболоцким. Она восхищает меня, производит такое яркое впечатление, что мне...
  11. Действие происходит в течении нескольких январских дней 1947 года в городке Олинджер, штат Пенсильвания Первая глава Роман начинается со слов “Колдуэлл отвернулся, и в тот...
  12. 1. Какое строение имеет цветок? Цветок – орган семенного размножения. В цветке различают следующие части: 1) околоцветник; 2) тычинки; 3) пестик. Если околоцветник состоит...

Тема урока: Урок - открытие. Прекрасное в жизни человека.

Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок»

Цели:

  1. Чтение и идейно-художественный анализ сказки-были;
  2. Определение основной мыли сказки;
  3. Выработка умения ориентироваться в тексте художественного произведения;
  4. Воспитание читательского вкуса;

Оборудование урока:

1.Мультимедийная презентация;

2. Портрет А. Платонова;

Ход урока.

  1. Организационный момент . (Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте гостей нашего урока. Запись даты, темы, эпиграфа (слайд 1,2 )
  2. Сообщение темы урока.

1.Вступительное слово учителя.

  • Я Вас приглашаю в путешествие! А каждое путешествие открывает нам что-то новое. Сегодня мы окунемся в художественный мир Андрея Платонова.

Зачитывают (Семенов, Стебо)

  • Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Спустя многие годы, эта маленькое произведение было высоко оценено. (слайд 3)
  • Определите вид этой сказки. (Литературная, авторская) Почему вы так решили?
  • Как обозначил жанр произведения Платонов? (сказка-быль).

А сейчас мы вспомним.

  • Что мы называем сказкой? Какими чертами обладает любая сказка? (вымысел, занимательность, поучительность) (слайд 4 )
  • Что такое быль?
  • Что такое притча?
  • «Притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, веры в справедливость

детей. Чистое золото поэзии сердца», - скажет о ней критик

Виктор Чалмаев (Слайд 4 )

  • Сейчас мы с вами прослушаем «чистое золото поэзии» в актерском прочтении. Вслушивайтесь в каждое слово. Следите по тексту. (Прослушивание аудиозаписи) (слайды6-9)
  • . Прослушивание сказки.
  • . Работа по тексту.
  • Какое впечатление произвела на вас сказка-быль? Что осталось непонятным?
  • Поясним некоторые слова из текста. (слайд 10 )
  • А сейчас мы с вами вместе вернемся к тексту сказки и постараемся разобраться, О ЧЕМ И КАК хотел рассказать нам Платонов.
  • Какой эпизод вам понравился больше всего? Были ли такие эпизоды, при чтении которых вам становилось грустно?
  • На какие части вы бы разделили текст? (История цветка до знакомства с Дашей, разговор с девочкой, новая жизнь пустыря год спустя.)
  • Найдите первую часть.
  • Какой была жизнь цветка на пустыре? (слайд 11 )
  • Найдите в тексте слова, подтверждающие ваши ответы.
  • У любого цветка есть стебель, венчик, листья. Любой цветок растет, питается влагой, ловит лучи солнца и борется за свое существование. Чем цветок из сказки Платонова не похож на все остальные? (Он живой, наделен чувствами, волей, умел говорить, у него рос сын) Как называется такой литературный прием?(олицетв)
  • Автор пишет о цветке: «Венчик у него составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды» Можно ли согласиться с Платоновым? (Цветок на пустыре, словно звезда в безбрежном пространстве неба) (слайд 12 )
  • Для чего людям нужны звезды? Цветы? (Мечтать, поразмышлять, насладиться красотой мироздания)
  • Были ли в жизни цветка радости? Какие? (Подтвердите цитатами из текста)
  • Была ли у цветка самая главная цель в жизни?
  • Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить? (В середине лета… до конца абзаца )
  • Найдите в тексте слова, помогающие определить отношение автора к цветку.
  • Как вы думаете, почему так много места уделяется описанию жизни цветка на пустыре? (Чтобы мы сделали открытие. Лучше узнали о жизни цветка )
  • Вдумайтесь в афоризмы. Как вы понимаете смысл этих слов? (слайд 13)
  • В чем убеждает Платонов читателя сказки-были? Какова идея сказки? Прочитайте. (слайд14 )

Найдите вторую часть.

  • Вы не забыли о том, что сегодня мы делаем открытие? Какие условия необходимы, чтобы свершилось открытие? (неизвестное, незнакомое)
  • Разве этого достаточно?
  • Должен быть и тот, кто делает открытие, первооткрыватель. Любой ли человек может быть первооткрывателем? Вернемся к тексту.
  • Почему Даша оказалась около пустыря?
  • В каком она была настроении? Найдите в тексте.
  • Почему Даша завидовала письму? Переживали ли вы нечто подобное в своей жизни?

ГРУСТЬПО МАМЕ -ВНУТРЕННЯЯ СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ-ОТКРЫТОЕ ДОБРЫМ ЧУВСТВАМ СЕРДЦЕ-БЛАГОУХАНИЕ-ВОСПОМИНАНИЕ О РАССКАЗАННОЙ МАМОЙ СКАЗКЕ.

  • Какую роль в развитии сюжета играет воспоминание маминой сказке? (Благодаря сказке Даша постаралась разыскать источник благоухания)
  • Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком? (Хотела отвлечься от грустных мыслей, была любознательной)
  • Как вы думаете, цветок помог чем-нибудь Даше? (Развеял грусть, Даша словно помогала цветку из маминой сказки, заслуживая одобрение очень любимого человека)
  • Сочувствие, сопереживание, сострадание- это важные свойства человеческой души. Даша познакомилась с цветком, постаралась понять его, проявила деятельное сострадание, помнила о нем в разлуке, стала настоящим другом. (слайд 16 )
  • Даша совершила открытие маленькой неизвестной жизни, сделала шаг навстречу одинокой душе, сумела разглядеть то, что никто до нее не замечал.
  • О чем говорится в

третьей части?

  • Дали ли результаты усилия детей? (да, пустырь преобразился)
  • Почему Даше стало грустно? (много цветов, но нет того о ком помнила всю зиму)
  • Где Даша нашла такой же, но только новый цветок? (в прежних, даже еще более тяжелых условиях) (слайд 17)
  • Что унаследовал сын от отца? Что изменилось?
  • Какое чувство вызывает новый цветок у вас?
  • . Итог урока.

Ребята. Всем спасибо. Каждый из вас личность, вы умеете говорить и слушать.

Ребята, прошувыйти всем к доске. Поднимите лепесточки-ладошки выше, сожмите правую ладонь в кулачки. Много сердечек… А если их все объединить-получится огромное сердце, полное доброты, гуманности. В таком мире легче жить?

  1. .Домашнее задание.

ОЦЕНКИ ЗА УРОК

Расспроси своих родных, вспомните сами, были ли в жизни маленькие, но очень важные открытия? На следующем уроке мы обсудим эти открытия.