Смысл названия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума

«Горе от ума» - первая реалистическая комедия в русской литературе. Реалистический метод пьесы заключается не только в том, что в ней нет строгого деления на положительных и отрицательных героев, счастливой развязки, но и в том, что в ней присутствует одновременно несколько конфликтов: любовный (Чацкий и Софья) и общественный (Чацкий и фамусовское общество).

Название первой редакции комедии было другое - «Горе уму». Тогда смысл комедии был бы совершенно ясен: Чацкий, по-настоящему умный человек, пытается открыть глаза людям на то, как они живут и чем они живут, пытается помочь им, но закостенелое, консервативное фамусовское общество его не понимает, объявляет сумасшедшим, и в конце концов, преданный и отвергнутый, Чацкий бежит от ненавистного ему мира. В этом случае можно было бы сказать, что в основе сюжета комедии лежит романтический конфликт, а сам Чацкий - романтический герой. Смысл названия комедии был бы так же ясен - горе умному человеку.

Но Грибоедов изменил название, и сразу же изменился смысл комедии. Чтобы его понять, нужно изучить проблему ума в произведении. Во-первых, надо понять, насколько умен Чацкий. Пушкин в своем письме к Бестужеву вообще отказывал Чацкому в уме. Он писал, что первым отличительным признаком умного человека является то, что он способен видеть, с кем он разговаривает. Только неумный человек может «метать бисер перед репетиловыми и ему подобными». «Что такое Чацкий? - пишет Пушкин в своем письме к Вяземскому. - Пылкий, благородный добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическим материалом». Если проанализировать поведение Чацкого, то можно заметить, что он совершенно не к месту произносит свои обличительные монологи, он не понимает, что это совершенно никому не интересно. Часто получается так, что он не нуждается в слушателях, например, в конце третьего действия он увлекается своей речью, не замечая, что никто его не слушает («оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием»). Чацкий смеется над всеми, но над собой - никогда, потому что он считает, что по-настоящему умный человек не может выглядеть смешным. Он очень глупо ведет себя с Софьей, никак не может понять, любит ли она его или нет, а если нет, то кого она любит. Чацкий уверен, что умная девушка никогда не сможет полюбить глупого человека, отвергнув умного. Чацкий слепо не замечает, как Софья защищает и даже превозносит Молчалина, считая, что «она его не уважает», «не ставит в грош», «не любит». Чацкий принимает пафос Софьи по отношению к Молчалину за иронию. Он уверен, что ум является ключом к сердцу Софьи. В итоге мы видим, что Чацкий совсем не умный человек. А может быть, Грибоедов понимает слово «ум» шире, не только как интеллектуальные способности, но и как представление о жизни? Все герои комедии по-своему умные люди. И они совершенно по-разному понимают жизнь.

Для Фамусова главное в жизни, к чему он стремится, - тихо и в то же время широко прожить свою жизнь, не выходя за рамки светских законов, не давая повода для осуждения своих поступков или поступков Софьи светскому обществу. У Молчалина цель жизни - медленно, но верно продвигаться вверх по служебной лестнице. Он совсем не любит Софью, для него Софья - еще одна возможность для осуществления его замыслов.

Софья мечтает о робком тихом влюбленном. Ее идеал - «муж-мальчик», «муж слуга». У каждого из этих героев свои идеалы, у каждого из них разный ум, и поэтому они не понимают друг друга. В конце концов каждый герой пьесы оказывается несчастным.: Фамусов, Молчалин, Софья, Чацкий несчастны из-за своих неправильных представлений о жизни. Фамусов всегда старался жить по законам света, старался не вызвать осуждения, неодобрения света. И что же он получил в конце? Его опозорила собственная дочь. Его волнует только один вопрос: «Ах! Боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!»

Молчалин несчастлив оттого, что все его старания пропали даром. Софья - из-за того, что ее предал любимый человек, что она разочаровалась в своем идеале достойного мужа.

Но самым несчастным оказывается Чацкий, пылкий вольнолюбивый просветитель, передовой человек своего времени, обличитель закостенелости, консервативности русской жизни. Самый умный в комедии, он все-таки не может со всем своим умом сделать так, чтобы Софья полюбила его. Все, во что он верил: в свой ум, передовые идеи, - не только не помогло завоевать сердце любимой девушки, но, наоборот, оттолкнуло ее от него. И именно из-за этих свободолюбивых мыслей фамусовское общество объявляет Чацкого сумасшедшим. Грибоедов показывает, что причина несчастья Чацкого и других героев в несоответствии их представлений о жизни самой жизни. А возможно ли это соответствие и реально ли счастье вообще? Образ Чацкого, по-моему, дает отрицательный ответ на этот вопрос.

Чацкий симпатичен Грибоедову, он выгодно отличается от фамусовского общества. В его образе отразились типичные черты декабриста, но его взгляды далеки от реальной жизни, они не приводят его к счастью. Может быть, А. С. Грибоедов предчувствовал, предвидел трагический конец и поражение декабристов, веривших в свои передовые идеи, которые, однако, были оторваны от реальной жизни.

«Горе от ума» - первая реалистическая комедия з русской литературе. Реалистический метод пьесы заключается не только в том, что в ней нет строгого деления на положительных и отрицательных героев, счастливой развязки, но и в том, что в ней присутствует одновременно несколько конфликтов: любовный (Чацкий и Софья) и общественный (Чацкий и фамусовское общество).

Название первой редакции комедии было другое - «Горе уму». Тогда смысл комедии был бы совершенно ясен: Чацкий, по-настоящему умный человек, пытается открыть глаза людям на то, как они живут и чем они живут, пытается помочь им, но закостенелое, консервативное фамусовское общество его не понимает, объявляет сумасшедшим, и в конце концов, преданный и отвергнутый, Чацкий бежит от ненавистного ему мира. В этом случае можно было бы сказать, что в основе сюжета комедии лежит романтический конфликт, а сам Чацкий - романтический герой. Смысл названия комедии был бы так же ясен - горе умному человеку.

Но Грибоедов изменил название, и сразу же изменился смысл комедии. Чтобы его понять, нужно изучить проблему ума в произведении. Во-первых, надо понять, насколько умен Чацкий. Пушкин в своем письме к Бестужеву вообще отказывал Чацкому в уме. Он писал, что первым отличительным признаком умного человека является то, что он способен видеть, с кем он разговаривает. Только неумный человек может «метать бисер перед репетиловыми и ему подобными». «Что такое Чацкий? - пишет Пушкин в своем письме к Вяземскому. - Пылкий, благородный добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическим материалом». Если проанализировать поведение Чацкого, то можно заметить, что он совершенно не к месту произносит свои обличительные монологи, он не понимает, что это совершенно никому не интересно. Часто получается так, что он не нуждается в слушателях, например, в конце третьего действия он увлекается своей речью, не замечая, что никто его не слушает («оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием»). Чацкий смеется над всеми, но над собой - никогда, потому что он считает, что по-настоящему умный человек не может выглядеть смешным. Он очень глупо ведет себя с Софьей, никак не может понять, любит ли она его или нет, а если нет, то кого она любит. Чацкий уверен, что умная девушка никогда не сможет полюбить глупого человека, отвергнув умного. Чацкий слепо не замечает, как Софья защищает и даже превозносит Молчалина, считая, что «она его не уважает», «не ставит в грош», «не любит». Чацкий принимает пафос Софьи по отношению к Молчалину за иронию. Он уверен, что ум является ключом к сердцу Софьи. В итоге мы видим, что Чацкий совсем не умный человек. А может быть, Грибоедов понимает слово «ум» шире, не только как интеллектуальные способности, но и как представление о жизни? Все герои комедии по-своему умные люди. И они совершенно по-разному понимают жизнь.

Для Фамусова главное в жизни, к чему он стремится, - тихо и в то же время широко прожить свою жизнь, не выходя за рамки светских законов, не давая повода для осуждения своих поступков или поступков Софьи светскому обществу.

У Молчалина цель жизни - медленно, но верно продвигаться вверх по служебной лестнице. Он совсем не любит Софью, для него Софья - еще одна возможность для осуществления его замыслов.

Софья мечтает о робком тихом влюбленном. Ее идеал «муж-мальчик», «муж слуга».

У каждого из этих героев свои идеалы, у каждого из них

разный ум, и поэтому они не понимают друг друга. В конце концов каждый герой пьесы оказывается несчастным. Фамусов, Молчалин, Софья, Чацкий несчастны из-за своих неправильных представлений о жизни. Фамусов всегда старался жить по законам света, старался не вызвать осуждения, неодобрения света. И что же он получил в конце? Его опозорила собственная дочь. Его волнует только один вопрос: «Ах! Боже мой! что станет говорить / Княгиня Марья Алексевна!»

Молчалин несчастлив оттого, что все его старания пропали даром. Софья - из-за того, что ее предал любимый человек, что она разочаровалась в своем идеале достойного мужа.

Но самым несчастным оказывается Чацкий, пылкий вольнолюбивый просветитель, передовой человек своего времени, обличитель закостенелости, консервативности русской жизни. Самый умный в комедии, он все-таки не может со всем своим умом сделать так, чтобы Софья полюбила его. Все, во что он верил: в свой ум, передовые идеи, - не только не помогло завоевать сердце любимой девушки, но, наоборот, оттолкнуло ее от него. И именно из-за этих свободолюбивых мыслей фамусовское общество объявляет Чацкого сумасшедшим. Грибоедов показывает, что причина несчастья Чацкого и других героев в несоответствии их представлений о жизни самой жизни. А возможно ли это соответствие и реально ли счастье вообще? Образ Чацкого, по-моему, дает отрицательный ответ на этот вопрос.

Чацкий симпатичен Грибоедову, он выгодно отличается от фамусовского общества. В его образе отразились типичные черты декабриста, но его взгляды далеки от реальной жизни, они не приводят его к счастью. Может быть, А. С. Грибоедов предчувствовал, предвидел трагический конец и поражение декабристов, веривших в свои передовые идеи, которые, однако, были оторваны от реальной жизни.

До написания Фонвизиным комедии «Недоросль», это слово использовалось для обозначения человека не достригшего совершеннолетия (в то время 21-го года). Название произведения не относится напрямую к Митрофанушке – главному герою комедии, а наоборот охватывает целое поколение того времени.

Главными темами данной комедии стали проблемы дворянского воспитания и нравственность дворян того времени.

Так какая же главная идея, заключена Фонвизиным в названии и содержании этого произведения? А она проста. Автор хотел рассказать читателю, о том, что недоросль так и останется таким необразованным и глупым до конца жизни, и это относится не только к конкретному герою. Митрофанушка, это сатирический образ, с помощью которого автор высмеивает молодых дворян того времени. В наши дни, имя главного героя этой комедии стало нарицательным и синонимом слов невежда, глупец и неуч.

При буквальном переводе имени «Митрофан», получается словосочетание «являющий свою мать», что напрямую относится к содержанию комедии «Недоросль». Автор всеми силами пытался показать нам «маменькиного сынка», выросшего в окружении невежд и глупцов. Фонвизин подчеркивает то, что мальчик не глуп и способен, но не хочет использовать свой ум для обучения и выполнения домашних работ. Из этого и вытекает второстепенная тема данной комедии: даже если юный дворянин наделен умом, желанием учиться и развиваться, то эти черты будут уничтожены родителями и учителями маленького дворянина. Фонвизин говорит о том, что дворянских детей нужно воспитывать как граждан своей страны и будущих её деятелей, а не как нахлебников и невежд.

Подводя итог, можно сказать, что название комедии описывает и охарактеризовывает ни конкретно мальчика по имени Митрофанушка, а целое поколение юных дворян того времени. Но кто виноват? Как с этим бороться? После прочтения произведения, становится ясно, что виной всему окружение и среда, в которой выросли дворянские дети, а решение этой проблемы требует большого количества времени. Такие «Недоросли» встречаются и в 21-ом веке, что подчёркивает актуальность этого произведения и в наши дни.

Смысл названия, по-моему, вполне прозрачен. Главный герой - Митрофанушка - и есть недоросль. Это значит, что он не дорос до нужного (нормального) уровня.

Он сын богатой, жадной и злобной барыни, а она в сыночке видит свою единственную радость. Она его избаловала ужасно. Он очень капризный, вредный.

Митрофан много есть - всяких пирогов, а после ему плохо, но все его жалеют и оправдывают. Всех за него ругают: слуг, учителей... он очень тупой. В смысле, тугой в обучении. За три года не научился ни читать, ни считать. Но говорит, что просто не хочет учиться, но уже хочет жениться.

Мамочка называет его детинушкой деликатного сложения. Он на таком питании, на воздухе вымахал так, что ни один кафтан не подходит.

То есть он вроде и вырос телом, но не дорос умом до взрослой жизни. Он ведет себя хуже ребенка! То на няньку, которая так его любит, кричит и ругается, то ее зовет на помощь. Только на него дядя с кулаками, как Митрофанушка орет: "Матушка, защити!" (Это он няньке.)

И еще он говорит маме, что так уж и быть, покажет свои знания, хотя их и нет. Парень-то считает, что пришел час его воли. Что хочу, то и делаю! Круто, но рано.

От матушки, только ее обвинили в жестокости и подобном, он сразу отказывается. Это для нее страшный удар! Она готова ради него даже убить, а он ее не любит, плюет на нее.

Про батюшку он, вообще, говорит, что тот - дрянь. Никакого уважения!

Я б с таким парнем дружить не смог. У него там и нет друзей. Он предаст и обманет. Надеюсь, после всей этой истории он взялся за ум.

В самом конце произведения решил я, что хорошо, если он и есть просто недоросль. Вот если бы он научился всему, стал вежливым, так он бы таким страшным злодеем мог стать. Он бы всех сумел обмануть! Так и очень хорошо, что он такой ленивый и вредный. Все сразу видят, кто перед ними!

Не дорос он до хорошего человека, но не дорос и до того, чтоб стать по-настоящему плохим.

Какой смысл названия комедии Недоросль?

Комедия Д. Фонвизина носит очень «говорящее» и символичное название, но, чтобы понять его основной смысл, необходимо знать, в какое время было написано произведение.

В 1714 году в России был издан указ об обязательном поступлении дворян на службу с условием получения должного образования. Царь понимал, что не у всех возникнет желание напрягать свои умы, и ввёл понятие «недоросля», т.е. человек без образования. Недорослям не позволялось вступать в брак, так как они считались несознательными людьми, не готовыми ко взрослой жизни.

Ключевая роль в комедии отведена недорослю Митрофану, не желающего учиться ничему, несмотря на то, что родители наняли для него преподавателей. Да и откуда взяться в нем такому желанию, ведь его мать гордится своим невежеством, подчеркивая, что ей, дворянке, грамота ни к чему! Да и учителя были наняты не с благой целью дать сыну знания, а скорее потому, что так «пристало». Не удивительно, что за несколько лет он так ничему не обучился.

Считая науку бесполезной и нудной, Митрофан больше ценит уроки от кучера Вральмана, преподающего правила светской жизни. Главное – окружить себя похожими людьми, так же не стремящимися к образованию и просвещению, ценящими лишь поверхностный лоск света. Митрофан стал собирательным образом молодого дворянства, тех самых недорослей того времени – незрелых, апатичных, невежественных, ставящих состояние и положение выше чести и достоинства. Когда потерявшая свою власть мать нуждалась в его поддержке, он лишь холодно ее оттолкнул, бросив жестокое «отвяжись». Вот уж действительно, «злонравия достойные плоды». Несмотря на свой фактический возраст, он – всего лишь ребёнок, избалованной своей матерью и сызмальства ограждаемый от всех невзгод. Он действительно «не дорос» ни до женитьбы, ни до службы. В конце произведения Правдин справедливо отметил, что проку для страны от такого служащего не будет.

Писатель большое значение придавал именно воспитанию молодых людей, отмечая, что лишь должное образование и культурный уровень могут сделать из них достойных государственных деятелей. Название комедии вскоре стало нарицательным и ушло в народ: отныне всех невежд и лентяев будут называть «недорослями» и «митрофанушками». Более того, все проблемы, освященные Фонвизиным в 1781 году, актуальны и по сей день.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Шмаринова Крестьянские дети 5 класс

    На самом деле это не совсем картина! Мне сказали (по секрету), что это иллюстрация к стихам. Хорошая иллюстрация! Радостная и светлая, а ещё очень натуральная, похожая на фотографию.

  • Характеристика и образ Петра Гринева из повести Капитанская дочка Пушкина сочинение 8 класс

    Петр Гринев является главным и положительным героем повести «Капитанская дочка». Он молодой дворянин из состоятельной семьи. Целыми днями мальчик гонял голубей и играл с дворовыми мальчишками.

  • Лето мое самое любимое время года, чудесная пора, полная радости и веселья! Я всегда с пользой и с удовольствием провожу теплые летние деньки.

  • Анализ повести Пушкина Метель

    Произведение является одной из составных частей цикла, опубликованного писателем в виде сборника под названием «Повести Белкина».

  • Анализ рассказа Тэффи Дураки

    Это интересный рассказ – рассуждение. И немного психологический портрет типа людей. Просто – дураков. Автор говорит, что дураки – вовсе не такие, к которым мы привыкли. Не умственно отсталые!

Смысл названия комедии «Горе от ума» было бы заманчиво выразить в одной короткой, лаконичной, хлесткой фразе. Но вряд ли это возможно осуществить именно таким образом. Поясним сказанное.

Поиск идеи «Горя от ума»

Драматургия Александра Сергеевича Грибоедова в этой пьесе новаторская, многоплановая. Поэтому однозначно определить, кто из героев произведения (представляющих «старый век» или презентующих новый) выиграл, а кто проиграл, невозможно.

Пьеса несет в себе философский смысл и поэтому выгодно отличается от наигранных сцен из классической салонной драматургии XIX века. Грибоедов в ней отобразил полноценную модель русского «полусвета».

Название комедии «Горе от ума» обманчиво: хотя, по мнению самого автора, оно выражает идею произведения, однако этого не происходит. Дело в таланте Грибоедова. Фактически он сделал произведение на порядок глубже, чем сам сумел охарактеризовать его. Пояснить данную мысль можно лишь аналогией с… «Тихим Доном» Михаила Шолохова.

Грибоедов-художник сильнее Грибоедова-драматурга

Абстрагируемся от разности эпох. Важно другое: Шолохов-писатель оказался сильнее Шолохова-коммуниста (который клеймил позором Пастернака). Не стал Михаил Александрович в «Тихом Доне» раскрывать «правильность» комиссаров, но проникновенно поведал о А уже исходя из этого читатель увидел правдивую модель нездорового общества.

Возвращаясь же к произведению Александра Сергеевича Грибоедова, мы также можем с полным правом сказать: автор показал на порядок больше, чем сам сказал в упрощенной модели «25 дураков на одного умного».

Пьеса без победителей и побежденных

На насущные вопросы начала XIX века, поднятые в своем произведении дипломатом Грибоедовым, человеком, несомненно, проницательным, следует смотреть более широко. Цивилизационный конфликт старого с новым вырисовывает этого произведения смысл. «Горе от ума» представляет собой арену столкновения двух мировоззрений: старого, крепостническо-чиновнического (прошлого века), и нового, буржуазно-разночинского, рожденного в умах будущих декабристов после победы России над Наполеоном.

Действительно, Александр Андреевич Чацкий, высказывающий острые и разумные суждения после приезда из Европы, по ходу пьесы сталкивается со стеной непонимания московского аристократического общества.

Но для молодого человека больней всего то, что рушатся его надежды на взаимное чувство с молодой незамужней дочерью Фамусова Софьей Павловной. Кроме того, у него «не складывается с карьерой» и, очевидно, не сложится. Вы думаете, он проиграл окончательно? Вы полагаете, что слово «горе» сказано автором именно относительно Чацкого?

Да ведь и Фамусову не стать «тузом»!

Представители двух миров: Чацкий и Фамусов

Какое же автор дает последствиям конфликта описание? «Горе от ума» в финале содержит сцену, когда Александр Андреевич удаляется, питая обиду от «оскорбленных чувств». Однако не выглядит победителем и «управляющий в казенном месте» Павел Афанасьевич Фамусов, организатор «холодного, как лед», приема Чацкого в своем доме. Он также не является победившей стороной в конфликте. Ему достается свой «мильон терзаний». Фамусов в сложившейся иерархии не может «прыгнуть выше головы» в плане карьеры. У него весьма средние деловые качества (он ленив и не умеет работать с документами). Его единственная надежда - увеличить капитал семьи за счет брака дочери с полковником Сергеем Сергеевичем Скалозубом. Однако и это проблематично. Софья понимает идиотизм надуманной отцом пассии.

«Горе от ума» - рассказ о преддекабристской России

Таким образом, смысл названия комедии «Горе от ума» - совершенно в другом. Это не «горе» исключительно Чацкого от недооценки обществом его взглядов. (По ходу пьесы положительный герой сталкивается с 25 персонажами, являющимися апологетами старого бюрократического общества.) На проблему эту следует смотреть шире.

Это горе всей поствоенной крепостнической России, где «Чацкие» (будущие декабристы) уже поняли: следует менять социальную матрицу общества, разрушить карьерную лестницу, основанную на выслуживании и лести, начать развивать новые проекты в обществе. А общество (в том числе и аристократическое) продолжает жить «старой жизнью», разрешая свои мелкие меркантильные карьерные устремления, рождая Молчалиных.

Смысл произведения

Личность самого автора - ключ, определяющий его же произведения смысл. «Горе от ума» - попытка Грибоедова публично, резонансно, во весь голос проорать (здесь никак не обойтись без грубой прямоты) всему российскому обществу, что есть проблема в его развитии. Умница-дипломат чувствовал не только насущные вопросы «текущего дня», возможно, он предчувствовал грядущий раскол в обществе (который, как мы знаем из истории, привел к жестокой реакции во времена Николая I).

Вы думаете, его услышали? Даже Пушкин с иронией отнесся к не поняв его. Что тут говорить дальше?

«Горе от ума» - пьеса новаторская

Произведение делают великим яркие образы. «Горе от ума» - это не только 26 человек, которые появляются на сцене. Ведь есть еще и внесценические персонажи. Князь Федор, «ботаник и химик», двоюродный брат Скалозуба, наряду с «упражняющейся в расколах и безверьи» профессурой педагогического института - потенциальные союзники Чацкого.

Заслуживает уважения и то, что автор пытается донести смысл названия комедии «Горе от ума», полностью «взломав» старую драматургию. Грибоедов-новатор отошел при создании произведения от классицизма, его творение - вполне реалистично. Автор создает полноценную модель общества с 26 реальными, характерными персонажами вместо 5-6 (привычного круга персонажей классицизма). В конце концов, Александр Сергеевич не пользуется классическим александрийским стихом, а переходит на «вольный ямб».

Вместо заключения

Мы, рассуждая о пьесе, наконец подошли к возможности понять смысл названия комедии «Горе от ума». Заметьте, в произведение введены персонажи не идеальные:

  • вольнодумец, меланхолик, «забавный малый» (по рецензии Пушкина) Чацкий;
  • меркантильный отец семейства и чиновник со средними способностями Фамусов;
  • пронырливый карьерист и обманщик Молчалин;
  • самодовольный и недалекий служака - полковник Скалозуб;
  • запутавшаяся между желанием счастья и способная на подлость Софья;
  • все еще порядочная, но бесправная служанка Лиза.

Все они помогают читателю комедии найти в ней глубокий философский подтекст.

Определим же в «Горе от ума» главное - идею произведения. Можно ли утверждать, что Чацкий умен? И да, и нет. У него есть понимание динамики прогресса, но нет контакта с людьми. Будем откровенны: ему интеллектуально не по силам стать донором этих идей для общества.

Александру идейно противостоит Фамусов. Можно ли сказать, что он умен? И да, и нет. Он не понимает, что крепостническое государство движется к катастрофе, изо всех сил поддерживая изжившие себя порядки. Но глуп ли он? Вряд ли. Скорее всего, он просто живет сегодняшним днем. Кроме того, он, не в пример Чацкому, имеет определенный отец семейства, живет в гармонии с обществом, т. е. ориентируется в людях. Его дом для ближайшего сообщества аристократов является центром светской жизни.

Вывод: у каждого из этих героев свой ум. Однако их направленность - полярно противоположная. Один понимает перспективные пути и не может их реализовать. Другой, в принципе, может (он при желании найдет слова, чтобы убедить свой «ближний круг»), но не считает прозападное мышление Чацкого верным, предпочитая «патриархальную старину».

Проблема же в том, что ум этих двух людей направлен на взаимное противостояние, а не на развитие общества. В этом суть идеи, заложенной в названии произведения. Верно говорил классик: «Проблема России - дураки и дороги!»

Смысл названия комедии «Горе от ума». В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим. А. С. Грибоедов

Есть в русской литературе великие произведения уже в названиях которых заключен их основной идейный смысл. Смысл названия комедии «Горе от ума»,«Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Доходное место», «Гроза» А. Н. Островского, «Накануне» и «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Война и мир», «Воскресение» Л. Н. Толстого. Достойное место в этом ряду занимает комедия А. С. Грибоедова «Горе о ума».

Создав образ Чацкого, передового человека своего времени, писатель показал, что ум - могучая сила в борьбе против старых порядков, деспотизма, рабской психологии. Ум Чацкого - причина его непримиримого конфликта с фамусовским обществом, обществом глупцов, как он справедливо полагал. Эта проблема уже в грибоедовское время была очень актуальна, и понятия «умный», «умник» часто употреблялись как синонимы понятий «вольнодумный», «независимый». Именно в таком смысле употребляли эти слова декабристы и близкие к ним люди.

Грибоедов в своей комедии поднял голос в защиту разума, просвещения, культуры, национальной и социальной независимости: против «века минувшего» с его отжившими взглядами и рабской психологией. Ум Чацкого - это передовые убеждения человека, враждебного косному и отсталому фамусовскому обществу, «житья прошедшего подлейшие черты» которого ненавистны тем, кто воплощает «век нынешний». Именно потому, что Чацкий живет «с веком наравне», у него нет и не может быть ничего общего с Фамусовыми, молчалиными, скалозубами; его конфликт с ними и такими, как они (а у Грибоедова все герои - «знакомые незнакомцы»), неизбежен.

В комедии Чацкий одинок, но «за сценой» присутствуют его единомышленники, такие же «умники», которых не только опасаются, но и боятся Фамусов и его гости. Это и двоюродный брат Скалозуба, набравшийся «каких-то новых правил», несмотря на то, что «чин следовал ему», «он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать». Это и ученый племянник княгини Тугоуховской, который тоже «чинов не хочет знать», и профессора Педагогического института: они упражняются «в расколах и безверье». От имени этих молодых людей, детей 1812 года, и выступает Чацкий. Поэтому мы» в его монологе не случайно: «теперь пускай из нас один, из молодых людей, найдется враг исканий…»

Ум Чацкого следует понимать и буквально, ведь стремление к просвещению - характерная черта передовой молодежи (вспомним, как Софья упрекает его: «Зачем ума искать и ездить так далеко?»), и как враждебные дворянской Москве передовые взгляды. «Мы были дети 1812 года»,- сказал декабрист М. И. Му-равьев-Апостол. И мы, читатели, за одинокой в комедии фигурой Чацкого угадываем всю молодую Россию грибоедовского времени, Россию будущих декабристов и их единомышленников.

В столкновении Чацкого с фамусовским миром, как солнечный луч в капле воды, отразилась та борьба между старым и новым, которая наиболее полно характеризует эпоху. Мысль о невозможности согласия, примирения двух противоборствующих лагерей блестяще подчеркнута названием комедии.