Счастливы ли были аркадий и катя. Объяснение Аркадия и Кати. (Анализ эпизода из романа Тургенева «Отцы и дети»)

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
Слетами вытерпеть умел;
Кто странным снам не предавался,
Кто черни светской не чуждался,
Кто в двадцать лет был франт иль хват,
А в тридцать выгодно женат;
Кто в пятьдесят освободился
От частных и других долгов,
Кто славы, денег и чинов
Спокойно в очередь добился,
О ком твердили целый век:
N.N. прекрасный человек.
А. С. Пушкин

Не секрет, что нравственные принципы человека вполне могут проявиться в любви. Раскрывая образ нигилиста Базарова — главного героя романа, Тургенев описывает трагическую историю его любви к губернской красавице Одинцовой, а рядом для контраста писатель развёртывает историю счастливой любви Аркадия Кирсанова (университетского друга Базарова) и Кати Локтевой (младшей сестры Одинцовой). Почему же первая история кончилась разрывом, а вторая — свадьбой? Из всевозможных причин-объяснений следует выделить три главные: материальное положение героев, их характеры и убеждения.

Аркадий Кирсанов — внук генерала, наследник своего отца и дяди, родственник (правда, дальний) важных петербургских чиновников Колязиных. Хотя Николай Петрович всё время жалуется на хозяйственные проблемы, Кирсановы владеют большим степным (чернозёмным) имением, которое при правильном управлении может приносить вполне приличный доход. Одним словом, Аркадий — жених хоть куда. Базаров — внук дьячка, сын полкового лекаря, получившего за добросовестную службу потомственное дворянство и не заведший никаких влиятельных друзей и покровителей. Следовательно, молодой нигилист может унаследовать от родителей только крошечное имение в двадцать две крестьянские души. Иными словами, Аркадий с рождения избавлен от суровой «борьбы за жизнь» и волен выбирать себе любое поприще: государственную службу, управление родовым имением, спокойные семейные радости или прожигание жизни, в то время как бедняк Базаров должен, если пожелает, сам добиваться всего в жизни.

Материальное положение Анны Сергеевны Одинцовой и Кати Локтевой тоже разное, хотя они родные сёстры. Их отец, блестящий аферист и картёжный игрок, промотал в Петербурге и Москве всё состояние семьи и умер, оставив дочерям маленькое имение в одну деревеньку. Однако Анна Сергеевна, двадцатилетняя красавица с блестящим столичным воспитанием, принадлежащая по материнской линии к княжескому роду, вышла замуж за богатого сорокашестилетнего

(XV) помещика Одинцова и после его смерти стала богатой вдовой, всё ещё молодой и красивой. Анна Сергеевна с самой смерти отца взяла на себя заботу о младшей сестре, и Катя ни в чём не нуждалась по милости Одинцовой (XXV), но при этом Катя по-прежнему владела только половиной отцовской деревни, то есть была бедная невеста, почти бесприданница.

Следует отметить, что молодые герои романа — люди широких взглядов, для них бедность друга или любимого человека не имеет первостепенного значения. Богатый наследник Аркадий Кирсанов подружился с бедным студентом Базаровым, женился на Кате, не думая о её приданом. Базаров влюбился в богачку Одинцову, покорённый её красотой и интеллектом, а она увлеклась им, и в её рассуждениях о «лекаре» мысли о его бедности вообще не возникало.

В обеих историях любви характеры героев сыграли более серьёзную роль, чем материальные соображения. Аркадий добродушен, покладист, чувствителен, в меру умён и наблюдателен — словом, молодой человек, «приятный во всех отношениях». Протанцевав на балу мазурку с Одинцовой, он влюбился в молодую вдову с «изящным смирением» (XIV), то есть томно вздыхал о ней и не смел надоедать своими ухаживаниями. Молодой Кирсанов наивно поддался на хитрость Базарова, который, чтобы удалить молодого соперника, по приезде в Никольское сразу обратил его внимание на Катю: «...эта смугленькая. Это вот свежо, и нетронуто, и пугливо, и молчаливо, и всё что хочешь» (XVI). Аркадий легко запутывается в своих сердечных делах: он, «который окончательно сам с собой решил, что влюблён в Одинцову, начал предаваться тихому унынию. Впрочем, это уныние не мешало ему сблизиться с Катей» (XVII). Может быть, благодаря своему мягкому, лёгкому характеру молодой Кирсанов понравился Кате, а уж она помогла ему понять, в чём его счастье.

Однажды Катя попросила Аркадия: «Не сравнивайте меня с сестрой... это для меня слишком невыгодно» (XXV). Однако она явно скромничает: она очень похожа на Анну Сергеевну рассудительностью, сдержанностью, решительностью. Она так умно ведёт себя с молодым Кирсановым, что он, вздыхая об Одинцовой, незаметно привязывается к младшей сестре: «Катя смутно понимала, что он искал какого-то утешения в её обществе, и не отказывала ни ему, ни себе в невинном удовольствии полустыдливой, полудоверчивой дружбы» (XVII). Прощаясь с Аркадием навсегда, Базаров произносит: «...я на Катерину Сергеевну надеюсь. Посмотри, как живо она тебя утешит» (XXVII). И Базаров прав. «Ручному» Аркадию нужен верный друг и руководитель. Как только Базаров уходит из жизни молодого Кирсанова, его место занимает Катя: уже вечером после отъезда университетского друга Аркадий начал подчиняться невесте, «и Катя это чувствовала и не удивлялась» (XXVI).

Именно Катя выбирает Аркадия себе в спутники жизни, хотя он сам уверен в обратном. Именно она объясняет Аркадию разницу между ним и Базаровым: «...вы ему чужой. (...) Он хищный, а мы с вами ручные» (XXV), однако делает это очень тактично, потому что сама принимает сторону Аркадия («мы с вами»). При этом не кто иной, как Катя напоминает мужу о Базарове в конце романа во время торжественного обеда.

Базаров по характеру — полная противоположность Аркадия: суров, самоуверен, решителен, замечательно умён и целеустремлён, при этом честен и искренен. Он не стал, подобно своему другу, «придаваться тихому унынию» (XVII) любви, не стал обманываться насчёт своих чувств к Анне Сергеевне, о чём и заявляет молодому Кирсанову: «Э, да ты, я вижу, Аркадий Николаевич, понимаешь любовь, как все новейшие молодые люди: цып, цып, курочка, а как только курочка начинает приближаться, давай бог ноги! Я не таков» (XXI). Он, позлившись немного на себя за романтическую любовь, в которую раньше не верил, решительно признался Одинцовой в своих чувствах. Его страсть была так велика, что захватила и одновременно испугала Анну Сергеевну: «...страсть в нём билась, сильная и тяжёлая — страсть, похожая на злобу и, может быть, сродни ей... Одинцовой стало страшно и жалко его» (XVIII). Молодого нигилиста отличает внешняя сдержанность и внутренняя гордость («сатанинская гордость», как выразился Павел Петрович — X): Базаров внешне спокойно воспринял отказ Анны Сергеевны (XIX), но гордо отказался от её жалости-милости (XXVI).

Гостя у родителей, он заявляет Аркадию: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передомной, (...) тогда я изменю своё мнение о самом себе» (XXI). Однако гордый нигилист лукавит — он уже встретил такого человека. Это Одинцова, и по силе характера («...характер у неё был свободный и довольно решительный» — XV) она не уступает Базарову. Анна Сергеевна, будучи ещё молодой женщиной, уже испытала и успешно преодолела множество трудностей: разорение семьи, шесть лет жизни с мужем, которого «она едва выносила» (XVI), злоязычие уездных сплетников, ответственность за судьбу младшей сестры, управление имением. Ум и интерес к жизни, мягкость и самостоятельность в мыслях (к Базарову она «благоволила, хотя редко с ним соглашалась» — XVII), отвращение к пошлости и терпимость к чужим недостаткам, красота и чувство собственного достоинства — такое сочетание качеств характера в Анне Сергеевне делает справедливой первоначальную оценку, данную ей на балу Базаровым: «Это что за фигура? (...) На остальных баб не похожа» (XIV). Не удивительно, что Базаров нашёл только в Одинцовой, а не в ком другом (включая родителей) единственного в романе человека, с которым мог серьёзно и откровенно говорить на любую тему, начиная с устройства российского государства, продолжая вопросами медицины, ботаники, кончая проблемами счастья, любви, собственного будущего.

Наконец, убеждения (принципы), касающиеся любви, сыграли важнейшую роль в судьбе героев романа. Аркадий и Катя ценят взаимную любовь и хотят иметь семью. Оба согласны ограничить свою жизнь «домашним кругом» (А.С.Пушкин «Евгений Онегин», 4, XIII), согласны покоряться друг другу, чтобы избежать семейных ссор: «...уважать себя и покоряться, это я понимаю; это счастье...» (XXV), — говорит Катя. Они согласны пожертвовать своей независимостью («На что она?» — XXV), чтобы жить вместе. Совершенно искренне так думает Аркадий, человек добрый и уступчивый. Более сложные соображения у Кати.

Восемь лет Катя может наблюдать свою престарелую тётку — никому не нужную княжну Авдотью Степановну, приживалку в доме Одинцовой. Чтобы не повторить печальную судьбу этой старой девы. Катя должна выйти замуж за молодого Кирсанова, так же как восемь лет назад Анна Сергеевна должна была выйти замуж за богача Одинцова. Одинцов был старше Анны Сергеевны на двадцать пять лет, но был умён и одинок, так что молодая жена должна была приноравливаться только к его вкусам и желаниям. Катя выходит замуж за молодого и богатого человека, но зато должна ужиться с его разнохарактерными родственниками: недалёким Николаем Петровичем, простодушной Фенечкой, мрачным Павлом Петровичем, бойким Митей. И Катя, как следует из финала романа, умеет ладить со всеми. Благодаря ей, Аркадий получил от жизни всё, о чём мечтал: спокойную любовь, добрую жену, а через год и сына Колю — словом, он зажил полной жизнью, как оно и следует положительному человеку.

Если Аркадий и Катя видят в любви и семье достойную цель жизни, то Базаров и Одинцова думают иначе. Базаров, как оказалось, может страстно полюбить женщину, но при этом считает любовь в лучшем случае приятным дополнением к серьёзной деятельности, научной или общественной. Поэтому он так решительно отвергает жизненный опыт Павла Петровича: «...человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек— не мужчина, не самец» (VII). С точки зрения Базарова, настоящее дело требует полной самоотдачи, значит, надо быть готовым к «бобыльной жизни» (XXVI), то есть одинокой, бессемейной, но именно настоящее дело представляет интерес для настоящего человека. А любовь и семья — удел обыкновенных смертных, которые только и умеют следовать природным инстинктам. Недаром при прощании Базаров указал Аркадию «на пару галок, сидевших рядышком на крыше конюшни»: ведь «галка — самая почтенная семейная птица» (XXVI).

Анна Сергеевна, дожив до двадцати восьми лет без любви, одновременно хочет и боится полюбить. Выйдя восемь лет назад замуж за Одинцова по расчёту из-за крайней бедности, она в полной мере испытала, что это значит — житье мнительным, болезненным, «кислым», хотя и добрым человеком (XV). Теперь, будучи свободной и независимой, она может выбирать предмет для своих романтических чувств, то есть может спокойно обдумать ответ на признание Базарова. Нигилист, она сама себе признавалась, очень ей понравился, но она уже поняла, что для этого амбициозного человека любовь не станет главным в жизни. А ведь Анна Сергеевна имеет своё представление о настоящей любви: «Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и без возврата. А то лучше и не надо» (XVII). Роман с Базаровым мог подарить Одинцовой только любовь: ни богатства, ни веса в обществе, ни светского успеха нигилист не мог дать своей избраннице, да и любовь его была бы кратковременной. Как бы страстно он ни был влюблён, он быстро бы вспомнил о своём деле. Итак, Анна Сергеевна, трезво взвесив обстоятельства, отказала Базарову, предпочитая покой и комфорт ненадёжным чувствам: «Нет, (...) бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие всё-таки лучше всего на свете» (XVIII).

Подводя итог, отметим, что противопоставление — один из любимых художественных приёмов Тургенева. Характер главного героя лучше всего раскрывается через парное сравнение образов (Базаров — Павел Петрович, Базаров - Аркадий, Базаров - карикатурные нигилисты, Базаров — родители) или в сходных ситуациях (история любви Аркадия и Кати Локтевой — история любви Базарова и Одинцовой). Следует признать, что задуманный контраст с двумя историями любви получился очень убедительным.

Заурядному (иначе говоря, обыкновенному) Аркадию легко найти своё место в мире — делай свою жизнь по примеру «отцов» и будешь счастлив, как они. А если человек «странный» (иначе говоря, необыкновенный), если Базарову мало «спать, кушать пряники и хлопотать о непрекращении всемирной истории» (Достоевский), что тогда? «Ломать» его и насильно подравнивать под обычных людей? Тургенев вполне ясно выражает в романе свою идею: пусть каждый получит своё (Suum cuique — XX).

Аркадий и Катя стремились к семейному счастью и добились его. Аркадий из горячей любви готов покоряться жене, и такая покорность для него не обидна. Катя находит достойное применение своему сильному характеру, во всём помогая мужу, воспитывая сына. Анна Сергеевна, выйдя второй раз замуж уже не по расчёту, а «по убеждению» за будущего выдающегося деятеля (XXVIII), тоже исполнила свою мечту о покое и достоинстве. Странно только, что Базаров, как утверждают некоторые литературоведы, умирает от любви (!): ведь он мечтал о высоком поприще на благо России, а любовь (даже после истории с Одинцовой) считал дополнением к главному делу. Доказательством может служить его последний разговор с Аркадием (XXVI).


Легендарное произведение всех времен Тургенева "Отцы и Дети" охватывает множество тем и проблем. Но основная проблема, которая посетила каждого героя произведения, - это проблема любви. Любовь в жизни героев в романе "Отцы и Дети" играет очень большую роль. Но каждый персонаж испытывает чувство по-своему, не так как все. Итак, рассмотрим героев по отдельности.

Сперва поговорим о главном герое Евгении Базарове.

Любовь к Одинцовой очень непроста. Всю жизнь он презирал это чувство, но столкнувшись с ним, ничего с собой не может поделать. Любовь в его жизни перевернула все. Все его прежние взгляды оказались неверными. Это его и погубило.

Что же касается отношений Аркадия с Катей, то их любовь меняет героя, и его жизнь становится гораздо лучше. Ведь именно с Катей Аркадий может стать таким, какой он есть, и перестать претворятся, как это было в дружбе с Базаровым.

Николай Петрович Кирсанов – это довольно таки трагичная личности. После смерти жены, ему было крайне тяжело. И ту любовь, нежность и красоту, которых ему так не хватало по жизни, он нашел в молодой Фенечке.

Павел Кирсанов – это еще более трагичная персона.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Роль эпизода «Разговор Аркадия и Кати в саду» (роман «Отцы и дети»)

УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВ

Елена ПОГОРЕЛАЯ,
10-й класс, лицей № 230,
г. Заречный,
Пензенская область
(учитель -
Тамара Александровна
Задорожная)

Роль эпизода «Разговор Аркадия и Кати в саду» (роман «Отцы и дети»)

Р азговор Аркадия с Катей... Когда приступаешь к чтению данного отрывка, не сразу понимаешь, какую роль играет он в развитии сюжета произведения или в развитии отношений между героями. Это не дуэль Павла Петровича и Базарова, не объяснение главного героя с Одинцовой, даже и не завязка - приезд Базарова в дом к приятелю. Обстановка очень спокойна и буднична: для Аркадия и Кати все волнения уже позади, пора сомнений и поиска миновала. В чём же тайна, в чём же смысл этого эпизода? Попробуем разобраться...

“В Никольском, в саду, в тени высокого ясеня, сидели на дерновой скамейке Катя с Аркадием”, - пишет Тургенев. По всему видно, что это уже не первая их прогулка; на лицах молодых людей не видно ни смущения, ни робости, ни привычного, казалось бы, для Кати недоверия к “последователю нигилизма”. Впрочем, похоже, что от нигилизма не осталось и следа. А природа!.. какое спокойствие, какое умиротворение вливает она сейчас в его душу! Тень ясеня, редкие золотые блики, “яркая полоска” света, вспыхивающая в тёмных волосах Кати, воробьи и “изящная” Фифи у её “прелестных ножек” - что за идиллия! И удивляет мысль: разве способен находить счастье в покое и тишине ученик Базарова?

Впрочем, сам Аркадий разительной перемены в себе не замечает. Изумляется только читатель: он видит перед собой личность, а не тень “великого человека”, он слышит не повторение мыслей и суждений Базарова (кстати, о нём юноша вспоминает редко и как-то походя), а собственные слова юноши. Аркадий наконец-то обретает самого себя, ищет созвучия своим мыслям не в сухой анатомии, а в доверчивом молчании вместе с подругой. Да, Катя ему подруга, и это, кажется, первая настоящая дружба за всю его жизнь. Так думаю я. А они? Чтобы понять это, нужно вслушаться в разговор Аркадия с Катей.

Б еседа начинается со спора о литературе - спора, состоящего буквально из двух фраз, так как Катя уверена в своей правоте, а Аркадий не хочет и не собирается возражать. С самых первых реплик диалога мы видим, что юноша почти целиком находится под влиянием Катерины Сергеевны. Странно, но этот чистый, добрый, неглупый Аркадий напоминает мне плющ или вьюнок: растения, которые при всей своей чистоте не могут вырасти без поддержки сильного ясеня (говорю “ясеня”, вспоминая, каким символом становится здесь это слово: ведь ясень в эпизоде символизирует свет и простор природы и... юных сердец).

Разговор друзей переходит с литературы на жизнь, и вспоминают они Базарова - самого удивительного и неординарного человека, когда-либо встреченного ими. Такие встречи не проходят бесследно; и сейчас Аркадий, кажется, готов просить помощи у Кати - не явно, не прямо, но так, чтобы вместе разобраться, “что ж это было”. Вы замечаете, что в этом разговоре юный Кирсанов словно открывает самого себя? Его речь пересыпана наивными, почти детскими вопросами: “Кто меня переделает? Вы?”, “Разве вы замечаете, что я уже освободился из-под его влияния?” Суть этих вопросов заключена в одном: неужели я стал другим? Перемена для Аркадия настолько необычна, что он просит, требует у Кати ответа. Мнение новой подруги о Базарове для него чрезвычайно важно.

“Он вам никогда не нравился”, - говорит юноша. “Я не могу судить о нём”.

Ответ героини - это ответ думающей и честной натуры. Чем-то и Катя напоминает так называемых тургеневских девушек - Лизу Калитину, Елену Инсарову, - хотя, конечно, ничего необыкновенного ни в суждениях её, ни в поведении мы не найдём. Катя - цельный и сильный человек, её восприятие мира основано на двух точках: рациональной, логической - и инстинктивной. “Я чувствую, что он мне чужой, и я ему чужая”, - говорит Катя и тут же одним метким словом определяет всю сущность Аркадия: “Да и вы ему чужой. Он хищный, а мы с вами ручные”.

Люди могут сходиться и расходиться не из-за одних убеждений и разногласий. Есть в человеческом мире существа иной породы, и с ними нельзя сблизиться только по собственному желанию. Аркадий как человек хороший, но слабый не смог этого понять, Катя же - личность самодостаточная. Её Базаров настораживает, она не хочет прикасаться к его миру.

Что можно сказать ещё? Зная итог отношений Аркадия и Катерины Сергеевны, я не могу не подумать об их будущем. Пусть Кирсанов станет вторым Николаем Петровичем; но, по-моему, судьба Кати будет сложнее. Она, не успев вырасти, встретила доверчивую любовь-дружбу, встретила и отдалась этому чувству. Но что станет, если по её жизненному пути пройдёт сильный и неординарный человек “её судьбы”? Устоит ли она перед новым чувством любви?

Как бы то ни было, сегодня мы открыли первую страницу эпилога и вместе с тем новой жизни: кончено всё для Базарова, а перед Кирсановым расстилается другая дорога - дорога человека, окончательно примкнувшего к лагерю “отцов”.

Ч то ж, подведём итоги. В таком небольшом и, казалось бы, незначительном, “проходном” фрагменте Тургеневу удалось показать многое. Завершена тема отцов и детей - каждый нашёл своё место. Кроме того, открылись новые стороны характеров персонажей. Чувствуется, что изменилось отношение автора к Аркадию: Тургенев отходит от ироничной снисходительности и с доброй улыбкой смотрит на этот новый союз. Таким образом, в эпизоде ещё раз подчёркивается основная идея произведения: любовь торжествует над всеми сухими теориями, ведь, по словам Тургенева, “только ею, только любовью держится и движется мир”.

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
Слетами вытерпеть умел;
Кто странным снам не предавался,
Кто черни светской не чуждался,
Кто в двадцать лет был франт иль хват,
А в тридцать выгодно женат;
Кто в пятьдесят освободился
От частных и других долгов,
Кто славы, денег и чинов
Спокойно в очередь добился,
О ком твердили целый век:
N.N. прекрасный человек.
А. С. Пушкин

Не секрет, что нравственные принципы человека вполне могут проявиться в любви. Раскрывая образ нигилиста Базарова - главного героя романа, Тургенев описывает трагическую историю его любви к губернской красавице Одинцовой, а рядом для контраста писатель развёртывает историю счастливой любви Аркадия Кирсанова (университетского друга Базарова) и Кати Локтевой (младшей сестры Одинцовой). Почему же первая история кончилась разрывом, а вторая - свадьбой? Из всевозможных причин-объяснений следует выделить три главные: материальное положение героев, их характеры и убеждения.

Аркадий Кирсанов - внук генерала, наследник своего отца и дяди, родственник (правда, дальний) важных петербургских чиновников Колязиных. Хотя Николай Петрович всё время жалуется на хозяйственные проблемы, Кирсановы владеют большим степным (чернозёмным) имением, которое при правильном управлении может приносить вполне приличный доход. Одним словом, Аркадий - жених хоть куда. Базаров - внук дьячка, сын полкового лекаря, получившего за добросовестную службу потомственное дворянство и не заведший никаких влиятельных друзей и покровителей. Следовательно, молодой нигилист может унаследовать от родителей только крошечное имение в двадцать две крестьянские души. Иными словами, Аркадий с рождения избавлен от суровой «борьбы за жизнь» и волен выбирать себе любое поприще: государственную службу, управление родовым имением, спокойные семейные радости или прожигание жизни, в то время как бедняк Базаров должен, если пожелает, сам добиваться всего в жизни.

Материальное положение Анны Сергеевны Одинцовой и Кати Локтевой тоже разное, хотя они родные сёстры. Их отец, блестящий аферист и картёжный игрок, промотал в Петербурге и Москве всё состояние семьи и умер, оставив дочерям маленькое имение в одну деревеньку. Однако Анна Сергеевна, двадцатилетняя красавица с блестящим столичным воспитанием, принадлежащая по материнской линии к княжескому роду, вышла замуж за богатого сорокашестилетнего

(XV) помещика Одинцова и после его смерти стала богатой вдовой, всё ещё молодой и красивой. Анна Сергеевна с самой смерти отца взяла на себя заботу о младшей сестре, и Катя ни в чём не нуждалась по милости Одинцовой (XXV), но при этом Катя по-прежнему владела только половиной отцовской деревни, то есть была бедная невеста, почти бесприданница.

Следует отметить, что молодые герои романа - люди широких взглядов, для них бедность друга или любимого человека не имеет первостепенного значения. Богатый наследник Аркадий Кирсанов подружился с бедным студентом Базаровым, женился на Кате, не думая о её приданом. Базаров влюбился в богачку Одинцову, покорённый её красотой и интеллектом, а она увлеклась им, и в её рассуждениях о «лекаре» мысли о его бедности вообще не возникало.

В обеих историях любви характеры героев сыграли более серьёзную роль, чем материальные соображения. Аркадий добродушен, покладист, чувствителен, в меру умён и наблюдателен - словом, молодой человек, «приятный во всех отношениях». Протанцевав на балу мазурку с Одинцовой, он влюбился в молодую вдову с «изящным смирением» (XIV), то есть томно вздыхал о ней и не смел надоедать своими ухаживаниями. Молодой Кирсанов наивно поддался на хитрость Базарова, который, чтобы удалить молодого соперника, по приезде в Никольское сразу обратил его внимание на Катю: «...эта смугленькая. Это вот свежо, и нетронуто, и пугливо, и молчаливо, и всё что хочешь» (XVI). Аркадий легко запутывается в своих сердечных делах: он, «который окончательно сам с собой решил, что влюблён в Одинцову, начал предаваться тихому унынию. Впрочем, это уныние не мешало ему сблизиться с Катей» (XVII). Может быть, благодаря своему мягкому, лёгкому характеру молодой Кирсанов понравился Кате, а уж она помогла ему понять, в чём его счастье.

Однажды Катя попросила Аркадия: «Не сравнивайте меня с сестрой... это для меня слишком невыгодно» (XXV). Однако она явно скромничает: она очень похожа на Анну Сергеевну рассудительностью, сдержанностью, решительностью. Она так умно ведёт себя с молодым Кирсановым, что он, вздыхая об Одинцовой, незаметно привязывается к младшей сестре: «Катя смутно понимала, что он искал какого-то утешения в её обществе, и не отказывала ни ему, ни себе в невинном удовольствии полустыдливой, полудоверчивой дружбы» (XVII). Прощаясь с Аркадием навсегда, Базаров произносит: «...я на Катерину Сергеевну надеюсь. Посмотри, как живо она тебя утешит» (XXVII). И Базаров прав. «Ручному» Аркадию нужен верный друг и руководитель. Как только Базаров уходит из жизни молодого Кирсанова, его место занимает Катя: уже вечером после отъезда университетского друга Аркадий начал подчиняться невесте, «и Катя это чувствовала и не удивлялась» (XXVI).

Именно Катя выбирает Аркадия себе в спутники жизни, хотя он сам уверен в обратном. Именно она объясняет Аркадию разницу между ним и Базаровым: «...вы ему чужой. (...) Он хищный, а мы с вами ручные» (XXV), однако делает это очень тактично, потому что сама принимает сторону Аркадия («мы с вами»). При этом не кто иной, как Катя напоминает мужу о Базарове в конце романа во время торжественного обеда.

Базаров по характеру - полная противоположность Аркадия: суров, самоуверен, решителен, замечательно умён и целеустремлён, при этом честен и искренен. Он не стал, подобно своему другу, «придаваться тихому унынию» (XVII) любви, не стал обманываться насчёт своих чувств к Анне Сергеевне, о чём и заявляет молодому Кирсанову: «Э, да ты, я вижу, Аркадий Николаевич, понимаешь любовь, как все новейшие молодые люди: цып, цып, курочка, а как только курочка начинает приближаться, давай бог ноги! Я не таков» (XXI). Он, позлившись немного на себя за романтическую любовь, в которую раньше не верил, решительно признался Одинцовой в своих чувствах. Его страсть была так велика, что захватила и одновременно испугала Анну Сергеевну: «...страсть в нём билась, сильная и тяжёлая - страсть, похожая на злобу и, может быть, сродни ей... Одинцовой стало страшно и жалко его» (XVIII). Молодого нигилиста отличает внешняя сдержанность и внутренняя гордость («сатанинская гордость», как выразился Павел Петрович - X): Базаров внешне спокойно воспринял отказ Анны Сергеевны (XIX), но гордо отказался от её жалости-милости (XXVI).

Гостя у родителей, он заявляет Аркадию: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передомной, (...) тогда я изменю своё мнение о самом себе» (XXI). Однако гордый нигилист лукавит - он уже встретил такого человека. Это Одинцова, и по силе характера («...характер у неё был свободный и довольно решительный» - XV) она не уступает Базарову. Анна Сергеевна, будучи ещё молодой женщиной, уже испытала и успешно преодолела множество трудностей: разорение семьи, шесть лет жизни с мужем, которого «она едва выносила» (XVI), злоязычие уездных сплетников, ответственность за судьбу младшей сестры, управление имением. Ум и интерес к жизни, мягкость и самостоятельность в мыслях (к Базарову она «благоволила, хотя редко с ним соглашалась» - XVII), отвращение к пошлости и терпимость к чужим недостаткам, красота и чувство собственного достоинства - такое сочетание качеств характера в Анне Сергеевне делает справедливой первоначальную оценку, данную ей на балу Базаровым: «Это что за фигура? (...) На остальных баб не похожа» (XIV). Не удивительно, что Базаров нашёл только в Одинцовой, а не в ком другом (включая родителей) единственного в романе человека, с которым мог серьёзно и откровенно говорить на любую тему, начиная с устройства российского государства, продолжая вопросами медицины, ботаники, кончая проблемами счастья, любви, собственного будущего.


Страница: [ 1 ]

Оказавшись в усадьбе Анны Сергеевны Одинцовой, Базаров и Аркадий, герои романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», знакомятся и с ее сестрой Катей, молодой молчаливой девушкой. И Базаров, и Аркадий интересуются Анной Сергеевной, но сама хозяйка предпочла свой досуг проводить в долгих прогулках и беседах с Базаровым. Поэтому Аркадий вынужден общаться с Катей, преодолевая робость и замкнутость девушки. Базаров сразу обратил внимание Аркадия на незаурядность личности Кати, но потребовалось время, чтобы Аркадий сам в этом убедился.

Сцена объяснения Аркадия и Кати - кульминационная в их взаимоотношениях. Сидя в саду, в тени высокого ясеня, они молчат, но, как отмечает автор, в их молчании чувствовалось «доверчивое сближение: каждый из них как будто и не думал о своем соседе, а втайне радовался его близости». Катя соглашается со словами Аркадия, и это дает ему возможность про себя сравнить ее отношение к его мыслям и отношение к ним Базарова -нетерпимое, резкое безапелляционное. Катя любит лирику Гейне, но не сатиру и считает, что любовь к сатире Аркадия -это «старые следы» его направления.

Внутренне соглашаясь с ней, Аркадий поражается про себя: «Если б Базаров это слышал!» И действительно, Катя делает вывод, что он уже не находится под влиянием Базарова: он не ссорится со стариками, провождает тетушку в церковь: «Не мог же я отказать!» Привычки, воспитанные с детства, уважение к старшим преобладают над атеистическим мировоззрением. И Катя чувствует, что Базаров «чужой» и Аркадию, и ей самой: «Он хищный, а мы с вами ручные». Катя отмечает, что сестра ее также освободилась от влияния Базарова и стала лучше относиться к Аркадию, и Аркадий снова поражен: откуда в такой молодой девушке такая наблюдательность? Причина проста: Катя много жила одна и много размышляла о жизни. И больше всего радует Аркадия ее замечание о том, что она, Катя, не богата - ведь имение досталось сестре от покойного мужа. Аркадию нравится и то, как просто Катя об этом говорит, и отсутствие в ней тщеславия и сам этот факт: ему не хотелось бы чувствовать материальное неравенство свое и Кати. Он с восторгом открывает в девушке массу достоинств: она умна, горда, независима, хотя и чувствует себя несколько приниженно по сравнению с сестрой. «…Я вас не только на вашу сестру -ни на кого в свете не променяю», - говорит Аркадий девушке, быстро после этого удалившись, «как бы испугавшись слов, сорвавшихся у него с языка».

Как тонкий психолог и художник, Тургенев подводит героев к осознанию того, как они духовно близки друг другу, как готовы освободиться от того влияния, что сковывает их души, решая чувствовать себя самими собой. Поэтому естественно выглядит после этого и признание Аркадия в любви Кате, чего никак не ожидала Анна Сергеевна, и расставание его с Базаровым, и возврат в традиционный круг «отцов».