Самые известные сыщики. Профессия следователь криминалист

Арина было её домашнее имя, а подлинное — Ирина или Иринья.

Родилась 10 (21) апреля 1758 года в полуверсте от деревни Суйда — в деревне Лампово Копорского уезда Санкт-Петербургской губернии. Мать её, Лукерья Кириллова, и отец, Родион Яковлев (1728—1768), были крепостными крестьянами и имели семерых детей.

Ребёнком она числилась крепостной подпоручика лейб-гвардии Семёновского полка графа Фёдора Алексеевича Апраксина. В 1759 году Суйду и прилегающие деревни с людьми купил у Апраксина Абрам Петрович Ганнибал, прадед Александра Сергеевича Пушкина. В 1781 году Арина вышла замуж за крестьянина Фёдора Матвеева (1756—1801), и ей разрешили переехать к мужу в село Кобрино Софийского уезда (недалеко от Гатчины). После замужества стала крепостной деда поэта, Осипа Абрамовича Ганнибала. Она была няней вначале Надежды Осиповны, матери Александра Сергеевича, а затем стала няней ее детей: Ольги, затем Александра и Льва.

В 1792 году она была взята бабкой Пушкина Марией Алексеевной Ганнибал в качестве няни для племянника Алексея, сына брата Михаила. В 1795 году Мария Алексеевна подарила Арине Родионовне за безупречную службу отдельную избу в Кобрино. После рождения Ольги в 1797 году Арина Родионовна была взята в семью Пушкиных, где служила няней наряду со своей родственницей или однофамилицей Ульяной Яковлевой.

В 1807 году семейство Ганнибалов продало, вместе с крестьянами, земли в Петербургской губернии и переселилось в Опочецкий уезд Псковской губернии.

Арина Родионовна была «прикреплена» к хозяевам, а не к земле, поэтому была «исключена из продажи», и переехала с хозяевами в Псковскую губернию. В 1824—1826 годах, во время ссылки поэта, она жила в Михайловском. Этой крепостной крестьянке, старушке, посвятил свои стихи не только Пушкин, но и Языков. Ей в письмах к поэту передавали приветы друзья Пушкина.

После смерти Марии Алексеевны в 1818 году проживает у Пушкиных в Петербурге, на лето вместе с ними переезжая в усадьбу Михайловское Опочецкого уезда Псковской губернии. В 1824—1826 годах Арина Родионовна фактически разделила ссылку Пушкина в Михайловском. В ту пору Пушкин особенно сблизился с няней, слушал её сказки, записывал с её слов народные песни. По признанию поэта, Арина Родионовна была «оригиналом няни Татьяны» из «Евгения Онегина», няни Дубровского. Принято считать, что Арина также является прототипом мамки Ксении в «Борисе Годунове», княгининой мамки («Русалка»), женских образов романа «Арап Петра Великого».

Великий поэт, используя фольклор в своем творчестве, был обязан во многом этому своей няне. Возможно, поэтому Александр Пушкин говорил: «Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка».

Именно Арина Родионовна рассказала Пушкину об избушке на курьих ножках, о мертвой царевне и семи богатырях.

Почти до 1811 г, до своего поступления в лицей, А. Пушкин жил под одной крышей с Ариной Родионовной. Неслучайно поэт, обращаясь к Арине Родионовне, часто называет ее не только «няней», но и «мамушкой». Особенно теплыми становятся отношения между поэтом и няней в селе Михайловском, в годы ссылки Пушкина. В Михайловском Арина Родионовна не просто стерегла усадьбу, но и вела все господские дела. Вот что писал поэт в те годы своему брату Льву: «До обеда пишу записки, поздно обедаю… Вечером сказки слушаю». Он записывал сказки, которых няня знала великое множество, песни, с интересом «собирал» сказанные ей поговорки, пословицы, народные выражения.

Последние годы своей жизни она жила в Петербурге в семье сестры поэта, Ольги Пушкиной (по мужу - Павлищевой). Арина Родионовна скончалась в возрасте 70 лет, в 1828 году. Такова простая история жизни няни А. Пушкина, которую он называл «наперсницей волшебной старины», «подругой юности моей», «доброй подружкой» и т.д. Сам поэт в своих произведениях создал романтический образ любимой няни. Этот замысел был продолжен его современниками. Мы практически не знаем о том, какой была Арина Родионовна в реальной жизни. Даже о ее внешности сказано всего несколько строк: «Старушка почтенная - лицом полная, седая, любившая своего питомца…»


Источники: , .

В Российской Империи 18 века у крепостных крестьян и дворовых не было фамилий. Обычно при рождении в церковных книгах указывали имя, полученное при крещении, имена родителей и хозяев. В апреле 10 числа по юлианскому календарю (21 по григорианскому) 1758 года близ деревни Суйда Копорского уезда родилась у крепостной крестьянки Лукерьи Кириловой дочь Иринья (Ирина). Одна из семи детей Лукерьи от Родиона Яковлева, также крепостного. Так начинается история жизненного пути будущей «наперсницы глубокой старины».

Дома девочку звали Ариной (просторечная форма от имени Ирина), фамилию она получила по отцу - Родионова, а ближе к старости стала Родионовной. Однако Пушкин никогда не звал ее по имени, для него она навсегда осталась «няней», а иногда величалась ласково «мамушкой».

Принадлежала тогда деревня, в которой родилась Арина, графу Апраксину Ф.А., а в 1759 году деревни в Копорском уезде вместе с людьми были выкуплены А.П. Ганибалом, прадедом Пушкина. Жизнь крепостных никогда не отличалась, конечно же, богатством или удобством быта, в многодетных семьях процветали нищета и лишения.

В 23 года Арина вышла замуж за крепостного Федора Матвеева и получила разрешение переехать жить к нему в деревню Кобрино Софийского уезда. Здесь данные источников в вопросе, каким образом попала Арина в дворовые прислуги. По словам одних биографов, девушка была взята в хозяйский дом Марией Алексеевной, бабкой Пушкина, в качестве няни племянника Алексея. Есть данные, что числилась она и няней Надежды Осиповны, матери Пушкина. По другой версии, Арина Родионовна стала кормилицей и няней уже в доме Пушкиных, когда родилась старшая дочь Ольга, Александра Сергеевича.

С тех пор няня до конца своих дней была прикреплена к дому, вынянчила и Ольгу, и Александра, и младшего - Льва. Даже когда Пушкины, перебираясь в Москву, продали земли, няня и ее семья (а было у нее четверо детей) были откреплены от «запродажной», а за верную службу дом в Кобрино был дарован им в личное пользование.

Особенно сблизился поэт с няней во время своего изгнания в 1824-1826 годах в селе Михайловское. Она одна разделяла его , развлекала вечерами сказками, пословицами, прибаутками. Александр Сергеевич писал, что именно ее сказки он перерабатывал потом в своих произведениях. Этот период стал очень плодотворным в творчестве Пушкина. Один, лишенный радостей светской жизни, он посвящал дни поэзии, а вечера проводил в обществе Арины Родионовны.

В марте 1828 года Арина Родионовна в числе других крепостных была взята в дом Ольги Сергеевны Павлищевой (урожденной Пушкиной), старшей сестры Александра, который и стал ее последним пристанищем. Умерла няня в июне 1928 года после непродолжительной болезни в возрасте 70 лет. На похоронах «подруги дней суровых» Пушкин не присутствовал, а так как опознавательных знаков на могиле крепостных не оставляли, могила ее была утеряна.

Главной няне русской литературы исполняется 260 лет.

Судьба позаботилась о том, чтобы на пути Александра Сергеевича появился именно такой человек. Арина Родионовна дарила поэту свою любовь, была для него не только няней, но настоящим другом. Старушка могла поворчать, быть притворно-строгой, но Александр знал о её безграничной любви к нему, - рассказывает зав.отделом Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина Ольга Солодовникова.


Попав в дом Пушкиных нянькой старшей сестры поэта Ольги и его младшего брата Льва, она не сразу стала ходить за маленьким Сашей. За ним смотрели две другие женщины и дядька Никита Козлов, провожавший потом гроб с телом поэта в последний путь. И все же только её Пушкин звал своей няней, к ней или навеянным ею образам не раз обращался в своих стихах. Арина Родионовна воспитывала всех подопечных барских детей по-русски. Она мастерски, задушевно рассказывала были и небылицы, страшные истории, сказки, знала народные поверья, сыпала пословицами и поговорками. Ее любили слушать не только дети, но и вся домашняя прислуга. «Несмотря на то, что всем окружающим строго было запрещено пугать нас ведьмами, домовыми, няньки все дни говорили о них между собой», - вспоминала сестра поэта Ольга. Ученые говорят, что та информация и знания, которые получает ребенок в возрасте до семи лет, формируют его личность. Именно в этот период юный Саша впервые услышал и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях. Видимо, на самом деле, крепостная крестьянка обладала особым даром и покоряла детские души, а ее речь навсегда отложилась в их памяти. Эта её роль особенна важна тем, что в детстве поэта «воспитание его мало заключало в себе русского; он слышал один французский язык». Почти до 1811 года, до своего поступления в лицей, Пушкин жил под одной крышей с Ариной Родионовной. Он любил ее родственною, неизменною любовью, часто называя в обращении к ней не только «няней», но и «мамушкой».

Однако особая близость между Пушкиным и Ариной Родионовной сложилась уже во время его двухгодичной ссылки. В июле 1824 года в село Михайловское Псковской губернии под надзор местного начальства был выслан опальный поэт из Петербурга. И здесь с радостью его встретила постаревшая его няня, которая по-прежнему так же любила своего Сашу. В Михайловском Арина Родионовна не просто стерегла усадьбу, но и вела все господские дела. В мемуарной литературе, посвященной ссылке, имена няни и поэта стоят неразрывно. В доме комнаты няни и Пушкина были рядом. «Вход к нему прямо из коридора; против его двери — дверь в комнату няни, где стояло множество пяльцев», — вспоминал И.И. Пущин. По свидетельству кучера Пушкина П. Парфенова: «Он все с ней, коли дома. Чуть встанет утром, уж и бежит ее глядеть: «здорова ли, мама?» — он ее все мамой называл... И уж чуть старуха занеможет там, что ли, он уж все за ней...» .

Они вместе коротали вечера. Няня усаживалась к столу со своими вечными чулками или с прялкой и под бойко бегающее в её руках веретено сказывала свои сказки – певуче, просто, что, по свидетельствам самого поэта, получалось у нее превосходно. Он часто приходил в её маленький домик, стоящий рядом с господским, порождая легенды о том, что Пушкин даже жил не у себя, а в «домике няни». В письме знакомому Пушкин писал в декабре 1824 года: «…вечером слушаю сказки моей няни…; она единственная моя подруга — и с нею только мне не скучно».


Весь сказочный русский мир был ей известен как нельзя короче, и передавала она его чрезвычайно оригинально. В ноябре 1824 года Пушкин пишет брату Льву: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» . И он записывал сказки, которых няня знала великое множество, песни, с интересом «собирал» сказанные ей поговорки, пословицы, народные выражения.

Для примера сравним фрагменты одной из няниных сказок, записанных Пушкиным, и пролога поэмы «Руслан и Людмила»: «…вот чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи и по тем цепям ходит кот, вверх идет сказки сказывает, вниз идет песни поет... а вот чудо: из моря выходят 30 отроков точь-в-точь ровны и голосом, и волосом, и лицом, и ростом, а выходят они из моря только на один час... и с ними старик…» .

И в поэме Пушкина:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цель на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом...

Творческую индивидуальность Арины Родионовны-сказочницы исследовал фольклорист М. К. Азадовский. Основываясь на записи Пушкиным семи народных сказок, ученый отметил, что исполнительница владела традиционным репертуаром, который предстаёт в «прекрасной сохранности, большой художественной силе и поэтической свежести». Она охотно пользовалась числом 30 или 33, свободно рифмовала. В чисто сказочной традиции она использовала имена-прозвища, особенно часто пользовалась любимым эпитетом: золотой.

Таким образом, творческий дар Арины Родионовны, мудрость, терпеливость, гостеприимство и нежнейшая любовь к своему питомцу снискали неизменное уважение Пушкина, его друзей и почитателей его таланта. В стихотворении А.С. Пушкина «Сват Иван, как пить мы станем...» дан портрет любимой нянюшки:

Мастерица ведь была!

И откуда что брала!

И куды разумны шутки,

Приговорки, прибаутки,

Небылицы, былины

Православной старины!

Слушать, так душе отрадно!

И не пил бы, и не ел,

Все бы слушал да сидел.

Кто придумал их так ладно?

Много позже, став уже знаменитым, Пушкин сделает вывод о том, что знакомство со старинными песнями, былинами, сказками необходимо для совершенного знания основ русского языка. Важную роль сказок няни в жизни и творчестве Пушкина отмечал критик и поэт Аполлон Григорьев: «О, сказки Арины Родионовны... вы хранили такую светлую, чистую струю в душе молодого, воспитанного по-французски барича, что отдаленное потомство помянет вас добрым словом и благословением…».

Свои сказки Пушкин начал писать позже, их замысел он долго носил в себе, должно было пройти время, чтобы сказочные сочинения увидели свет. Почти все пушкинские сказки рождаются уже в 1830-31 годах, то есть спустя пять лет после уединения в Михайловском.

Старенькая «мамушка» Пушкина, с лёгкой руки поэта, создавшего поэтический, романтический миф о своей няне, навсегда вошла в русскую литературу, став «хрестоматийным образом». Он воспевал ее в стихотворениях разного периода, называя «наперсницей волшебной старины», «подругой юности моей», «доброй подружкой»:

Наперсница волшебной старины,

Друг вымыслов игривых и печальных,

Тебя я знал во дни моей весны,

Во дни утех и снов первоначальных.

Я ждал тебя; в вечерней тишине

Являлась ты веселою старушкой,

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой…

Стихотворение «Наперсница волшебной старины» совершенно исключительно тем, что в нем старушка-няня и прелестная дева-Муза являются как два воплощения одного и того же лица.

По признанию поэта, Арина Родионовна была «оригиналом» няни Дубровского, няни Татьяны из «Евгения Онегина». Принято считать, что она также является прототипом мамки Ксении в «Борисе Годунове», женских образов романа «Арап Петра Великого», княгининой мамки («Русалка»).

Например, в своей поэме «Евгений Онегин» Пушкин описывает разговор главной героини произведения - Татьяны Лариной с няней (как Пушкин сам говорил, «оригинала няни Татьяны»); вполне вероятно, что в нем переданы настроения этого факта жизни его любимой няни - такова была типичная доля русской женщины -крестьянки в те годы:

Расскажи мне, няня,

Про ваши старые года:

Была ты влюблена тогда?»

И, полно, Таня! В эти лета

Мы не слыхали про любовь;

А то бы согнала со света

Меня покойница свекровь. —

«Да как же ты венчалась, няня?»

Так, видно, Бог велел.

Мой Ваня Моложе был меня, мой свет…

А было мне тринадцать лет.

Своей любимой няне, дорогому и близкому человеку, простой крестьянской женщине, посвятил поэт свое стихотворение, которое так и называется «Няне». Стихотворение написано в октябре 1826 года в Москве, куда Пушкин был неожиданно вызван царем, что очень встревожило Арину Родионовну. Антон Дельвиг в письме спрашивает своего лицейского друга: «Душа моя, меня пугает положение твоей няни. Как она перенесла совсем неожиданную разлуку с тобой?». Не очень-то бодро перенесла, дворовый Петр Парфенов вспоминал: «Арина Родионовна растужилась, навзрыд плачет» . В начале ноября 1826 года Пушкин снова был в «своей избе», как любил он называть Михайловское. Оттуда он писал Вяземскому: «Ты знаешь, что я не корчу чувствительность, но встреча моей дворни… и моей няни - ей-Богу, приятнее щекотит сердце, чем слова… Няня моя уморительна. Вообрази, что семидесяти лет она выучила новую молитву об умилении сердца Владыки и укрощении духа его свирепости, молитвы, вероятно, сочиненной при царе Иване». Нетрудно догадаться, чье сердце хотелось «умилить» Арине Родионовне, чью свирепость «укротить». Она молила самодержца о милости к возлюбленному души её - Александру Сергеевичу. Из воспоминаний Александры Осиповны Смирновой - фрейлины Императрицы: «Государь-император говорил с Пушкиным о его бедной Арине Родионовне (поэт очень жалел ее). Государь говорил о старых русских слугах и о стихах, где Пушкин упоминает о своей бабушке и старой няне».

О няне - первом и, самом верном друге поэта, вспоминают его современники, близкие друзья, для которых Арина Родионовна также стала родным человеком. Князь Петр Андреевич Вяземский пишет: «Родионовне мой поклон в пояс». Иван Иванович Пущин, возвратившись из Михайловского, просит Пушкина в письме: «Кланяйся няне».

«Свет Родионовна, забуду ли тебя?» — писал навестивший Пушкина весной 1826 года поэт Николай Михайлович Языков. Он был в восторге от Арины Родионовны. «Я без ума от вашей нянюшки! Какая у нее материнская забота о вас. Поражают ее душевная красота, замечательная народная речь, пленительные рассказы про старину, про бывальщину!». Николай Михайлович, впоследствии, ей посвятил стихотворение «Как сладостно твое святое хлебосольство…».

А по утверждению А.П. Керн, Пушкин «никого истинно не любил, кроме няни своей...».

В последний раз поэт встретился со своей любимой няней в селе Михайловском в сентябре 1827 года. К тому моменту Арине Родионовне исполнилось уже 69 лет. К январю 1828 года старшая сестра Пушкина Ольга решила выйти замуж. Родители были против брака дочери с Николаем Павлищевым. Пара поселилась в Петербурге, а родителям, переступая через себя, пришлось-таки выделить им крепостных для ведения хозяйства. В их число вошла и Арина Родионовна.

Путешествовать в столицу ей пришлось в марте. Всё ещё по-зимнему холодная дорога отняла у неё много сил – няня начала болеть. В доме Павлищевых она скончалась 12 августа 1828 года.

Арину Родионовну похоронили на Смоленском кладбище в Петербурге. Спустя два года Александр Пушкин пытался найти её могилу, но не смог – она была утрачена навсегда. Лишь в 1977 году на Смоленском кладбище появилась табличка в память о няне поэта.

В 1880 году, когда после смерти Пушкина пройдет уже более 40 лет, писатель И.С. Аксаков на открытии памятника поэту в Москве произнесет речь о простой крестьянке – Арине Родионовне: «От отрочества до самой могилы этот блистательный прославленный поэт не стыдился всенародно, в чудных стихах, исповедовать нежную привязанность не к матери, а к няне... Так вот кто первая вдохновительница, первая муза великого художника – это няня, это простая деревенская баба! Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память!».

Пушкин сумел создать добрый поэтический образ любимой няни, но, к удивлению, о внешности Арины Родионовны не известно практически ничего.

Широко известен портрет няни работы неизвестного художника. Его можно встретить даже в школьных учебниках.


Но соответствует ли он реальной внешности няни? По крайней мере, он противоречит единственному дошедшему до нас описанию Арины Родионовны, сделанному Прасковьей Александровной Осиповой : «Старушка чрезвычайно почтенная - лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца…». Больше никаких слов про внешность няни в истории не осталось.

Существует также известный горельеф Арины Родионовны, вырезанный из кости. Его история покрыта тайной - впервые о нем стало известно в 1911 году, когда он попал в руки Максима Горького, проживавшего в то время в Италии на острове Капри. Откуда именно горельеф взялся, так и не выяснилось. Сегодня этот портрет хранится в Центральном музее А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге.


Кроме того, на полях рабочих тетрадей Александра Сергеевича ученые-пушкинисты обнаружили два профильных портрета. Сначала нарисована голова старушки в повойнике, а рядом с ней - поясной портрет девушки в сарафане, с косой и повязкой на голове. При внимательном рассмотрении оказалось, что лица старушки и девушки поразительно похожи и являются портретом одного и того же человека в молодости и старости. На первом портрете она нарисована, вероятно, такой, какой поэт видел ее в последний раз, на смертном одре - перед нами лицо старушки с уже застывшими чертами, с опущенными веками. Рядом же Пушкиным нарисован портрет юной Арины Родионовны, он более четок: выражение лица молодой женщины бойкое и задорное. Рисуя Арину Родионовну молодой, поэт, вероятно, вспоминал нянины рассказы о ее молодости.


В различных источниках можно встретить немало репродукций картин, на которых изображены А.С. Пушкин и его верная няня. Но все они лишь плод воображения художников, отражающий скорее внутреннюю суть этой удивительной женщины, но не внешнее сходство с оригиналом.

В 1875 году на 4-й выставке Товарищества передвижников Николай Ге выставляет свою новую картину «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском».


На картине изображена встреча лицейских друзей в январе 1825 года в селе Михайловское, когда ранним утром всего на один день к Пушкину приезжает его лучший друг Иван Пущин, который привез запрещенную тогда комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума», и Пушкину захотелось почитать ее вслух. Пущин расположился в кресле, а Пушкин с его неуемным темпераментом усидеть, и читал стоя. Позади него сидит няня со своим вязанием и тоже слушает. Вот этот момент мы и видим на полотне художника.

На следующее утро Пущин уезжает, а Пушкин пишет ему в Читу, где Пущин был в ссылке после декабрьского восстания на Сенатской площади:

Мой первый друг! Мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Настоящая ода дружбе! После выставки картину приобретает Н.А.Некрасов.

Примером жанровой живописи является картина П.И. Геллера (1862 – 1933) «Пушкин и няня», написанная им к 100-летнему юбилею со дня рождения Поэта.


На картине изображена комната, заполненная книгами, в которой уютно расположились Пушкин и его няня. У няни на коленях вязание, она рассказывает что-то любимому Александру Сергеевичу, а тот внимательно слушает и записывает.

Ученик Ильи Репина Николай Иванович Шестопалов создал удивительные по органичности выбранных тем полотна, посвященные А. С. Пушкину. В роковом, но и юбилейном 1937-м году, Николай Шестопалов становится художником Пушкинского музея-заповедника. И в эти годы на его живописных полотнах и чудесных акварелях появляются пейзажи Михайловского и Тригорского, усадебные интерьеры, виды Святогорского и Печорского монастырей, древняя русская архитектура белокаменного Пскова. Ведь это, как ни крути, всё жизнь русского помещика. Это усадебный дом, чудесная няня с русскими сказками, вечный годовой круговорот крестьянской жизни, посещения монастырей и церковных служб.

Парамонов Александр Никитич (1874-1949), художник-график, монументалист. Учился в ЦТХР Барона Штиглица на отделение офорта и декоративной живописи у В.В. Матэ, Г.М. Манизера, А.П. Савинского. В 1936, накануне празднования столетнего юбилея великого поэта, написал картину «Пушкин и няня». Бумага, офорт, сухая игла. В нижней части листа - отрывок из стихотворения Н. Языкова и вид дома в Михайловском. Сюжет традиционный: няня за вязанием рассказывает Пушкину свои «преданья старины глубокой», а поэт, расположившись в кресле внимает ей и записывает услышанное в тетрадь.


В 1938 г. молодой художник Юрий Непринцев, заканчивая институт, в качестве дипломной работы представил картину «Пушкин в селе Михайловском». В течение всей своей дальнейшей жизни «пушкинскую» тему Ю.М. Непринцев считал одной из самых главных в своем творчестве.


К числу известных русских художников и графиков относится и не менее знаменитый книжный иллюстратор Юрий Валентинович Иванов. Многим известна его прекрасная картина «Пушкин и Арина Родионовна».


Поэт изображен за одним столом со своим верным и надежным другом няней. Мы видим часть комнаты: деревянные стены обвешаны иконами, на столе в углу комнаты стоит одинокая свеча в подсвечнике и шкатулка с няниными принадлежностями для вязания. За столом сидит няня Пушкина с клубком ниток для вязания. С противоположной стороны стола сидит сам Пушкин. Его голова подперта рукой. Взгляд какой-то задумчивый. Одет поэт как всегда в строгий костюм. Голову покрывают кудри волос с длинными бакенбардами. На полу, возле ног, няни сомкнулся в клубочек и сладко спит кот.

Петербургский художник Игорь Шаймарданов, автор серии картин о Пушкине, предоставил работы, посвященные и няне поэта. По замыслу художника, в галерее образов Арины Родионовны перед зрителем предстают портреты, стилизованные под старинные полотна начала XIX века. Также Шаймарданов многократно обращался в своем творчестве к пушкинской теме, создав несколько серий шуточных картин о жизни поэта, на которых, по признанию самого автора, запечатлены «придуманные, вымышленные и почти правдивые истории».

Вместо эпиграфа:
Пушкин:
- Нянюшка, подай мне водочки...
Арина:
- Свет мой, водочку-то всю вчерась выпили.
Пушкин:
- Всё Вы мне, няня, сказки рассказываете!

«Я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна – вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне... Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю...»
Эти трогательные строки адресовала в 1827 году крепостная женщина Арина Яковлева своему воспитаннику Александру Сергеевичу Пушкину.

Арина Родионовна Яковлева (1758 - 1828)

Будущая няня великого поэта родилась в деревне Суйда в семье северных поморов, Яковлевых, находившихся в крепостной зависимости у подпоручика Апраксина. Вскоре Суйда вместе с крестьянами была продана Абраму Ганнибалу, легендарному Арапу Петра Великого. До сих пор в этих местах сохранился замысловатой формы пруд, вырытый при Апраксине, и каменный диван, вырубленный из валуна крепостными Ганнибала.
Известная нам как Арина Родионовна, няня Пушкина имела несколько имен – ее также называли Ириной и Ириньей. Семья жила бедно, и замуж Арину отдали тоже за бедняка, Федора Матвеева. Считается, что черты характера няни Пушкин выводит в «Евгении Онегине» - «Ах, Таня, Таня, в наши леты мы не слыхали про любовь…»
Няня Татьяны Лариной рассказывает, как ее насильно женили в подростковом возрасте. В этом нет сходства литературного персонажа с историческим - сама Арина Родионовна вышла замуж в двадцать три года.

Ее муж умер от безудержного пьянства, оставив четверых детей.
Чтобы прокормить семью, Арина Родионовна решила найти работу в господском доме. Новорожденной внучке Ганнибала, Надежде, как раз требовалась кормилица. Будучи принята на несколько месяцев, Арина Родионовна осталась в этой семье на всю жизнь. Она не только вскормила Надежду Осиповну, но и вырастила ее. Став взрослой, Надежда неоднократно предлагала Арине Родионовне вольную, а такое предложение дорогого стоило. Но Арина отказалась, подчеркивая, что она – раба. В этом слове она видела какой-то особый смысл.
Надежда Осиповна вышла замуж за Сергея Львовича Пушкина. Арина Родионовна стала няней ее детей – Льва, Ольги и Александра. При Ольге она была приставлена кормилицей, но и маленький Александр тоже к ней потянулся. Особенно его привлекали рассказы Арины Родионовны о нечистой силе и мрачных суевериях. С тех пор он всю жизнь верил в предзнаменования – стая ворон навевала на него ужас, перебежавший дорогу заяц заставлял его повернуть назад. Родителям Пушкина не нравились разговоры о нечистой силе, но они ничего не могли предложить взамен. Сами они детьми занимались мало, беспорядочно нанимали для них малообразованных французов-авантюристов. Их образы часто встречаются в пушкинских произведениях:
… Monseur L’Abbe, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
учил его всему - шутя…
Когда молодой Александр Пушкин вернулся в 1817 году из Царскосельского лицея, он заново подружился со своей няней. Незамысловатый разговор с Ариной Родионовной вызывает у него неподдельный восторг. Оказалось, что она – не только сказочница. Арина Родионовна – главный устроитель деревенских свадеб. Она рассказывает о стародавних обрядах, да еще с такими подробностями, что слушателю стоит усилий сохранять серьезное лицо. Александр Сергеевич макает перо в чернильницу и быстро-быстро начинает записывать самые интересные моменты рассказа. Неграмотная няня просто поражена – ее простые речи сам барин записывает! С этих пор она начинает боготворить Александра Сергеевича. Но по документам Арина Родионовна принадлежит сестре поэта, как крепостная крестьянка.
Ольга Пушкина, выйдя замуж, увозит няню в Михайловское, ставшее сейчас местом поклонения для пушкинистов. Из-за отказа Арины Родионовны от вольной, ее уже взрослые дети остались в крепостной зависимости. Но семья Пушкиных подарила им дом в родной деревне Суйда. В нем и жили потомки Арины Родионовны до середины прошлого века. Каким-то чудом двухсотлетняя изба сохранилась почти без изменений. Энтузиасты превратили ее в Музей Арины Родионовны. Он полон удивительных редкостей – там хранится матерчатый туесок, который, по легенде, Арина Родионовна смастерила своими руками.
Оказавшись в Михайловском, Арина Родионовна тоскует по Александру Сергеевичу. Под ее диктовку написано несколько трогательных писем, в которых она необыкновенно красивым языком описывает, как скучает по нему, как за него молится…
«Милостивой государь, Александра Сергеевич, имею честь поздравить вас с прошедшим Новым Годом и с новым счастием; и желаю я тебе, любезному моему благодетелю, здравия и благополучия... А мы, батюшка, от вас ожидали письма, когда вы прикажете привозить книги, но не могли дождаться»
И вот, в результате обвинения в вольнодумстве, Пушкин оказывается в Михайловском без права покинуть имение в течение двух лет. Тогда это место считалось редкостной глухоманью. Пушкин пишет друзьям – с няней мы были неразлучны. Вечерами няня рассказывает сказки и истории из деревенской жизни, Пушкин записывает, записывает, записывает.
Арина Родионовна считается неграмотной, хотя сохранились свидетельства, что она вела счета в усадьбе и отправляла почту.
«Я и посылаю больших и малых книг счетом - 134 книги. Архипу даю денег – 90 рублей. Желаю вам то, чего и вы желаете, и пребуду к вам с искренним почтением Арина Родионовна».
Она уже была не няней, а домоправительницей.
Во время пребывания Пушкина в Михайловском, статус Арины Родионовны стал еще выше, поэт даже увольняет работников, обидевших его няню. «Он никого не любил, кроме няни своей» – капризно заявила Анна Керн, не понимая, зачем поэт проводит столько времени с Ариной Родионовной. Между тем в тетрадях Пушкина появляются все новые и новые сказки… Мы теперь их читаем как Сказки Арины Родионовны.
Но в их черновиках нет имени няни поэта. Сейчас существует мнение, что это искусствовед Анненков преувеличил роль няни в творчестве Пушкина, приписав ей авторство. В результате, в советское время простая крестьянка Арина Родионовна стала символом народной мудрости. В советской пропаганде ее используют как антитезу родителям поэта, дворянам - угнетателям крепостных. Эта теория позволяла доказать, что Пушкин – народный поэт.
В наше время некоторые исследователи ударяются в другую крайность – Арина Родионовна объявляется потомком жителей таинственной Гипербореи, ей приписывают обладание магическими способностями. Масло в огонь подлили археологи – рядом с местом рождения няни Пушкина найдены остатки курганов возрастом до полутора тысяч лет. Действительно, название деревни, Суйда, очень древнее. Эта земля считалась священной у славянских племен.
Образ Арины Родионовны как языческой жрицы очень привлекателен. Но он никак не вписывается в записки Александра Сергеевича Пушкина о своей няне:
«Вообрази, что 70-ти лет она выучила наизусть новую молитву о УМИЛЕНИИ СЕРДЦА ВЛАДЫКИ И УКРОЩЕНИИ ДУХА ЕГО СВИРЕПОСТИ, молитвы, вероятно, сочиненной при царе Иване. Теперь у ней попы дерут молебен и мешают мне заниматься делом»
Так что няня предстает перед нами вполне обычной, богобоязненной старушкой. Судя по пушкинским стихам, она носила большие очки. Но ни одного портрета в очках не сохранилось. Вообще, эти изображения не совсем похожи на описание ее внешности в письмах и воспоминаниях. Пушкин называет ее полнолицей, хотя по живописному портрету так сказать нельзя. Есть интересный черновик самого Пушкина, где в его уникальной манере нарисованы два лица – молодое и старое. Подпись – няня. Является ли молодая женщина в кокошнике образом Арины Родионовны в молодости? Это уже никто не узнает.
Портрет няни Пушкина, вырезанный неизвестным мастером из кости, имеет интересную судьбу. Его обнаружил Максим Горький на острове Капри, принял в дар и вернул в Россию.
В наши дни Арина Родионовна чаще изображается как сказочный персонаж в неизменном платочке и с доброй улыбкой. Излюбленной темой многих художников является изображение няни Пушкина, рассказывающей поэту сказки в уютном домике в Михайловском.
Живописный флигелек Арины Родионовны сейчас полностью восстановлен. Он невелик, всего семь на девять метров. Причем жилая светелка была совсем крошечной, а остальную площадь занимала баня. По распространенным легендам, Пушкин предпочитал жить у няни, а не в господских апартаментах.
Известно, что после ссылки в Михайловском, Пушкин так полюбил эти места, что уезжать не хотел вовсе. Друзья Пушкина, навещавшие его в Михайловском, тоже были в восторге от этого места и, конечно, от старой няни:
Свет Родионовна, забуду ли тебя?
В те дни, как сельскую свободу возлюбя,
Я покидал для ней и славу, и науки,
И немцев, и сей град профессоров и скуки, -
Так писал поэт Языков.

Жизненные обстоятельства заставили Пушкина обосноваться в Петербурге. И сестра Ольга тоже приехала в Петербург, конечно же, захватив с собой Арину Родионовну. Пушкин часто навещает их. В 1827 году Арина Родионовна заболела. Пушкин проведал ее и отметил в своих записях – няня…. На следующий день он поставил рядом жирный крест.
На похороны поэт не пошел. Но вскоре он стал скучать по няне, с каждым годом все больше и больше. В его воспоминаниях о ней звучит тревожное ощущение судьбы, рока…
«Уже старушки нет - уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора»
Точное местонахождение могилы няни Пушкина остается загадкой. Наиболее вероятно, она похоронена на Смоленском кладбище Петербурга. Сейчас об этом говорит мемориальная доска. Недавно появились странные исследования, пытающиеся доказать, что могила Арины Родионовны найдена в пригороде Берлина.
Незамысловатая жизнь простой крестьянской женщины продолжает обрастать новыми легендами.