Русские народные сказки о животных. Сказка «Лиса и Волк»: анализ сказки

Русские народные сказки известны не только детям, но и взрослым. Каждому из нас читали на ночь поучительные истории о людях и животных. Сказка «Лиса и Волк» написана в привычном фольклорном стиле, в ней соблюдены традиции русского народного повествования.

Хитрая «шуба»

Эта забавная история повествует нам о доверчивом волке и находчивой лисе. Свою хитрость плутовка проявила уже с первых минут.

Сказка «Лиса и Волк» начинается с того, как дед с бабкой решают полакомиться рыбкой. Для этого старик отправляется на реку за уловом. Поймав целую телегу рыбы, он возвращается домой. Вдруг его взору предстает мертвая лисица, свернувшаяся калачиком у дороги. Радости старика не было предела: теперь он не только угостит бабку рыбой, но и воротник шикарный привезет! Положил он находку в телегу и поторопился домой. Но не тут-то было. Плутовка оказалась живее живых! Мало того, еще и дедкину рыбу всю съела. Вернувшись домой, он с удивлением обнаружил, что «воротник» исчез. А с ним и рыба пропала.

Вот какой мы впервые встречаем нашу рыжую хитрюгу.

Сказка «Лиса и Волк» учит нас тому, что не стоит так сразу доверять своим глазам. А еще чудеса случаются не так часто, как хотелось бы.

Доверчивый волк

На этом проделки лисы не заканчиваются. Сидит она, украденную у деда рыбку доедает. Пробегал мимо волк, увидал лису и попросил угостить ее. Но наша плутовка не так проста! Не захотела она добычей делиться. И снова она идет на обман: предлагает волку самому на рыбалку сходить. И не просто на удочку, а на хвост в проруби половить, да подольше. Волк не понял ее издевки, оказался слишком доверчивым, за что и поплатился. Сидит он, мерзнет, хвост в прорубь опустил и приговаривает, чтоб ему и большая, и малая рыбка попалась. А рядом с ним плутовка бегает, да шепчет, чтоб мороз покрепче был. Целую ночь пришлось глупому волку так сидеть. Утром решил собрать улов, а встать не может! Подумалось ему, что это добыча у него великая. Но тут на его беду шли женщины за водой. Увидев такого зверя, стали они его колотить и прогонять. Насилу он, бедный, ноги унес.

Смысл сказки «Лиса и Волк» прост: среди друзей могут оказаться хитрецы. Стоит подумать и все взвесить, прежде чем слепо верить словам другого человека.

И снова обман

Но и после этого хитрая не жалеет своего товарища. Оказалось, что пока волка били из-за ее советов, лиса пошла воровать блины, да угодила головой в тесто. Бежит она навстречу волку и причитает, что ей плохо. Волк начал жаловаться, что получил после ее подсказок. Но лиса оказалась хитрее и повернула ситуацию в свою пользу. Наговорила ему, что ее тоже всю избили. Да так, что мозги потекли. Наш наивный герой и на этот раз поверил плутовке.

Сказка «Лиса и Волк» продолжается тем, что побитый бедняга посадил себе на спину хитрюгу и повез. Ей бы радоваться, а она еще и издевается. Сидит на волке и нашептывает, что битый волк ее небитую тащит. Переспросил он, что такое подруга тихонько говорит, а она его обманывает, что жалеет их, поколоченных.

Вывод

Чему же учит нас эта история? Во-первых, быть умнее. Не раз волк попался на удочку своей приятельницы, но так и не заметил подвоха. Дети, читая эту сказку, конечно, жалеют серого. Но все, что с ним происходит, довольно предсказуемо. Неизвестно, сколько раз он еще попадет на ее удочку.

Доверяй, но проверяй - пословица выражающая смысл сказки «Лиса и Волк».

В общении с людьми нужно быть предусмотрительнее и всегда обдумывать свои действия. Возможно, если бы волк не был так глуп, то понял бы, что никто на хвост рыбу ловить не пойдет. А когда мозги из головы текут, и лиса бегает при этом, серому точно нужно было догадаться о ее проделках.

Образ волка в этой сказке не совсем привычный для нас. Здесь он добрый, доверчивый. А лиса все та же хитрая плутовка!

Цель : сформировать у детей интерес и позитивное отношение к родной речи; узнать понимают ли дети содержание сказки, развивать умение концентрировать внимание; развивать мышление, память, умение отвечать на вопросы.

Словарь:

Активизация: сказка, кумушка, кумонек, воз.

Методы и приемы:

Словесные: рассказ воспитателя, художественное слово: русская народная сказка, вопросы к детям.

Наглядные: картинки к сказке.

Ход работы:

1 Часть.

В: – Здравствуйте дети! Сегодня мы с вами познакомимся с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и Серый волк». К этой сказке есть очень интересные картинки, мы потом их посмотрим.

2 Часть.

Рассказывание русской народной сказки «Лисичка-сестричка и Серый волк».

Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе:

– Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой. Наловил рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она и не шелохнётся, лежит себе, как мёртвая.

– Вот будет подарок жене, – сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошёл впереди.

А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке. По выбрасывала всю рыбу и сама спрыгнула.

– Ну, старуха, – говорит дед, – посмотри, что я тебе привёз! Полный воз рыбы и воротник на шубу!

– Там, на возу – и рыба и воротник.

Подошла баба к возу, искала-искала, ничего там не нашла и давай ругать мужа:

– Где воротник?? Где рыба?! Ах ты!.. Такой-сякой!

Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мёртвая, погоревал, погоревал, да делать-то нечего. А лисичка собрала всю разбросанную по дороге рыбу в кучку, села и ест себе. К ней подходит волк:

– Здравствуй, кумушка!

– Здравствуй, куманёк!

– Дай мне рыбки!

– Налови сам, да и ешь.

– А я не умею.

– Эка, ведь я же наловила. Ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь – рыба-то сама на хвост и нацепляется. Да смотри, сиди подольше, а то не наловишь. Пошёл волк на реку, опустил хвост в прорубь, а дело было зимою. Уж он сидел-сидел, целую ночь, просидел, хвост его и приморозило. Попробовал было приподняться: не тут-то было. «Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь!» – думает он. Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, завидя серого:

– Волк, волк! Бейте его! Бейте его!

Прибежали и начали колотить волка – кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать. «Хорошо же, – думает, – уж я тебе отплачу, кумушка!» А лисичка-сестричка, покушамши рыбки, захотела попробовать, не удастся ли еще что-нибудь стянуть. Забралась в одну избу, где бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась вся и бежит. А волк ей навстречу:

– Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!

– Эх, куманек, – говорит лисичка-сестричка, – тебя-то до крови, а у меня и мозги наружу. Меня больней твоего побили, я насилу плетусь.

– И то правда, – говорит волк, – где тебе, кумушка, уж идти. Садись на меня, я тебя довезу.

Лисичка села ему на спину, он её и повёз. Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:

– Битый небитого везет, битый небитого везёт.

– Что ты, кумушка, говоришь?

– Я, куманек, говорю: битый, битого везёт.

– Так, кумушка, так!..

  • Русские народные сказкиРусские народные сказки Мир сказок удивителен. Разве можно представить себе нашу жизнь без сказки? Сказка - это не просто развлечение. Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Сказка учит быть преданным, честным, высмеивает наши пороки: хвастовство, жадность, лицемерие, лень. На протяжении столетий сказки передавались устным путем. Один человек придумал сказку, рассказал другому, тот человек что-то добавил от себя, пересказал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась все лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть - “народная”. Возникли сказки в глубокой древности. Они представляли собой рассказы охотников, звероловов и рыбаков. В сказках - звери, деревья и травы разговаривают как люди. А в волшебной сказке возможно всё. Хочешь стать молодым - поешь молодильных яблок. Надо оживить царевну - спрысни её сначала мёртвой, а потом живой водой… Сказка учит нас отличать хорошее от плохого, добро от зла, смекалку от глупости. Сказка учит не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности. Сказка учит, как важно каждому человеку иметь друзей. И тому, что если ты не бросишь друга в беде, то и он поможет тебе…
  • Сказки Аксакова Сергея ТимофеевичаСказки Аксакова С.Т. Сергей Аксаков написал совсем мало сказок, но именно этот автор написал замечательную сказку «Аленький цветочек» и мы сразу понимаем, какой талант был у этого человека. Сам Аксаков рассказывал, как в детстве он заболел и к нему пригласили ключницу Пелагею, которая сочиняла разные истории и сказки. Мальчик был настолько понравилась история про Аленький цветочек, что когда он вырос, записал по памяти историю ключницы и как только она была издана, сказка стала любимой у многих мальчиков и девочек. Впервые эта сказка была напечатана в 1858 году, а потом по мотивам этой сказки снято множество мультфильмов.
  • Сказки братьев ГриммСказки братьев Гримм Якоб и Вильгельм Гримм - величайшие немецкие сказочники. Первый сборник сказок братья выпустили в 1812 году на немецком языке. В этот сборник вошло 49 сказок. Регулярно записывать сказки братья Гримм начали с 1807 года. Сказки сразу же приобрели огромную популярность у населения. Замечательные сказки братьев Гримм, очевидно, читал каждый из нас. Их интересные и познавательные истории будят воображение, а простой язык повествования понятен даже малышам. Сказки предназначены для читателей разных возрастов. В сборнике братьев Гримм есть истории понятные для малышей, а есть и для более старшего возраста. Собиранием и изучением народных сказок братья Гримм увлекались ещё в студенческие годы. Славу великих сказочников принесли им три сборника «Детских И семейных сказок» (1812, 1815, 1822). Среди них «Бременские музыканты», «Горшок каши», «Белоснежка и семь гномов», «Гензель и Гретель», «Боб, Соломинка и уголек», «Госпожа Метелица», - всего около 200 сказок.
  • Сказки Валентина КатаеваСказки Валентина Катаева Писатель Валентин Катаев прожил большую и красивую жизнь. Он оставил книги, читая которые мы можем научиться жить со вкусом, не пропуская того интересного, что нас окружает каждый день и каждый час. Был в жизни Катаева период, примерно 10 лет, когда он написал прекрасные сказки для детей. Главными героями сказок является семья. В них показаны любовь, дружба, вера в волшебство, чудеса, взаимоотношения между родителями и детьми, взаимоотношения между детьми и людьми, встречающимися на их пути, которые помогают им взрослеть и узнавать что - то новое. Ведь сам Валентин Петрович очень рано остался без матери. Валентин Катаев автор сказок: «Дудочка и кувшинчик» (1940), «Цветик - семицветик» (1940), «Жемчужина» (1945), «Пень» (1945), «Голубок» (1949).
  • Сказки Вильгельма ГауфаСказки Вильгельма Гауфа Гауф Вильгельм (29.11.1802 – 18.11.1827) – немецкий писатель, наиболее известен как автор сказок для детей. Считается представителем художественного литературного стиля бидермейер. Вильгельм Гауф не столь известный и популярный мировой сказочник, но сказки Гауфа обязательно нужно читать детям. В свои произведения автор, с тонкостью и ненавязчивостью настоящего психолога, вкладывал глубокий смысл, который наталкивает на размышления. Гауф написал для детей барона Хегеля свои Märchen - волшебные сказки, впервые их опубликовали в «Альманахе сказок января 1826 года для сыновей и дочерей знатных сословий». Там имелись такие произведения Гауфа как «Калиф-Аист», «Маленький Мук», некоторые другие, которые сразу же приобрели популярность в немецко-говорящих странах. Ориентируясь поначалу на восточный фольклор, позже он начинает использовать в сказках европейские предания.
  • Сказки Владимира ОдоевскогоСказки Владимира Одоевского В историю русской культуры Владимир Одоевский вошёл как литературный и музыкальный критик, прозаик, музейный и библиотечный работник. Много сделал он для русской детской литературы. При жизни он издал несколько книг для детского чтения: «Городок в табакерке» (1834-1847), «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея» (1838-1840), «Сборник детских песен дедушки Иринея» (1847), «Детская книжка для воскресных дней» (1849). Создавая сказки для детей, В. Ф. Одоевский часто обращался к фольклорным сюжетам. И не только к русским. Наиболее популярны две сказки В. Ф. Одоевского - «Мороз Иванович» и «Городок в табакерке».
  • Сказки Всеволода ГаршинаСказки Всеволода Гаршина Гаршин В.М. - русский писатель, поэт, критик. Известность приобрел после публикации своего первого произведения «4 дня». Количество сказок написанных Гаршиным совсем не велико - всего пять. И практически все они входят в школьную программу. Сказки «Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе», «То, чего не было» знает каждый ребенок. Все сказки Гаршина проникнуты глубоким смыслом, обозначением фактов без излишних метафор и всепоглощающая грусть, проходящая через каждую его сказку, каждый рассказ.
  • Сказки Ганса Христиана АндерсенаСказки Ганса Христиана Андерсена Ганс Христиан Андерсен (1805-1875) - датский писатель, сказочник, поэт, драматург, эссеист, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых. Читать сказки Андерсена увлекательно в любом возрасте, и детям и взрослым они дают свободу для полета мечты и фантазии. В каждой сказке Ганса Христиана есть глубокие мысли о смысле жизни, человеческой морали, грехе и добродетелях, нередко не заметные на первый взгляд. Самые популярные сказки Андерсена: Русалочка, Дюймовочка, Соловей, Свинопас, Ромашка, Огниво, Дикие лебеди, Оловянный солдатик, Принцесса на горошине, Гадкий утенок.
  • Сказки Михаила ПляцковскогоСказки Михаила Пляцковского Михаил Спартакович Пляцковский - советский поэт-песенник, драматург. Ещё в студенческие годы начал сочинять песни - и стихи, и мелодии. Первая профессиональная песня «Марш космонавтов» была написана в 1961 г. с С.Заславским. Вряд ли найдётся такой человек, который ни разу не слышал таких строк: «напевать лучше хором», «дружба начинается с улыбки». Крошка енот из советского мультфильма и кот Леопольд поют песни на стихи популярного поэта-песенника Михаила Спартаковича Пляцковского. Сказки Пляцковского учат детей правилам и нормам поведения, моделируют знакомые ситуации и знакомят с миром. Некоторые истории не просто учат доброте, но и высмеивают плохие черты характера, свойственные детям.
  • Сказки Самуила МаршакаСказки Самуила Маршака Самуил Яковлевич Маршак (1887 - 1964) - русский советский поэт, переводчик, драматург, литературный критик. Известен как автор сказок для детей, сатирических произведений, а также «взрослой», серьезной лирики. Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки «Двенадцать месяцев», «Умные вещи», «Кошкин дом» Стихи и сказки Маршака читать начинают с самых первых дней в садиках, затем их ставят на утренниках, в младших классах учат наизусть.
  • Сказки Геннадия Михайловича ЦыфероваСказки Геннадия Михайловича Цыферова Геннадий Михайлович Цыферов - советский писатель-сказочник,сценарист, драматург. Самый большой успех Геннадию Михайловичу принесла мультипликация. За время сотрудничества со студией «Союзмультфильм» в соавторстве с Генрихом Сапгиром было выпущено более двадцати пяти мультфильмов, среди которых «Паровозик из Ромашкова», «Мой зеленый крокодил», «Как лягушонок искал папу», «Лошарик», «Как стать большим». Милые и добрые истории Цыферова знакомы каждому из нас. Герои, которые живут в книгах этого замечательного детского писателя, всегда придут на помощь друг другу. Известные его сказки: «Жил на свете слонёнок», «Про цыпленка, солнце и медвежонка», «Про чудака лягушонка», «Про пароходик», «История про поросенка» и др. Сборники сказок: «Как лягушонок искал папу», «Разноцветный жираф», «Паровозик из Ромашково», «Как стать большим и другие истории», «Дневник медвежонка».
  • Сказки Сергея МихалковаСказки Сергея Михалкова Михалков Сергей Владимирович (1913 - 2009) - литератор, писатель, поэт, баснописец, драматург, военный корреспондент во время Великой Отечественной войны, автор текста двух гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации. Стихи Михалкова читать начинают в садике, выбирая «Дядю Стёпу» или не менее известный стишок “А что у вас?”. Автор возвращает нас в советское прошлое, но с годами его произведения не устаревают, а только приобретают шарм. Детские стихи Михалкова уже давно стали классикой.
  • Сказки Сутеева Владимира ГригорьевичаСказки Сутеева Владимира Григорьевича Сутеев - русский советский детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-аниматор. Один из зачинателей советской мультипликации. Родился в семье врача. Отец был одаренным человеком, его увлечение искусством передалось и сыну. С юношеских лет Владимир Сутеев как художник-иллюстратор периодически публиковался в журналах «Пионер», «Мурзилка», «Дружные ребята», «Искорка», в газете «Пионерская правда». Учился в МВТУ им. Баумана. С 1923 – художник-иллюстратор книг для детей. Сутеев иллюстрировал книги К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, Д. Родари, а также собственные произведения. Сказки, которые В. Г. Сутеев сочинил сам, написаны лаконично. Да ему и не нужно многословие: все, что не сказано, будет нарисовано. Художник работает как мультипликатор, фиксирующий каждое движение персонажа, чтобы получилось цельное, логически ясное действие и яркий, запоминающийся образ.
  • Сказки Толстого Алексея НиколаевичаСказки Толстого Алексея Николаевича Толстой А.Н. - русский писатель, чрезвычайно разносторонний и плодовитый литератор, писавший во всех родах и жанрах (два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии, обработка сказок, публицистические и иные статьи и т. д.), прежде всего прозаик, мастер увлекательного повествования. Жанры в творчестве: проза, рассказ, повесть, пьеса, либретто, сатира, очерк, публицистика, исторический роман, научная фантастика, сказка, стихотворение. Популярная сказка Толстого А. Н.: «Золотой ключик, или Приключения Буратино», которая является удачной переделкой сказки итальянского писателя XIX века. Коллоди «Пиноккио», вошла в золотой фонд мировой детской литературы.
  • Сказки Толстого Льва НиколаевичаСказки Толстого Льва Николаевича Толстой Лев Николаевич (1828 - 1910) - один из самых величайших русских писателей и мыслителей. Благодаря ему появились не только произведения, входящие в сокровищницу мировой литературы, но и целое религиозно-нравственное течение - толстовство. Лев Николаевич Толстой написал немало поучительных, живых и интересных сказок, басен, стихов и рассказов. Его перу принадлежит и множество небольших, но прекрасных сказок для детей: Три медведя, Как дядя Семён рассказывал про то, что с ним в лесу было, Лев и собачка, Сказка об Иване-дураке и его двух братьях, Два брата, Работник Емельян и пустой барабан и многие другие. Толстой очень серьезно относился к написанию маленьких сказок для детей, много трудился над ними. Сказки и рассказы Льва Николаевича и по сей день находятся в книгах для чтения в начальной школе.
  • Сказки Шарля ПерроСказки Шарля Перро Шарль Перро (1628-1703) – французский писатель-сказочник, критик и поэт, был членом Французской академии. Нельзя, наверное, отыскать человека, который бы не знал сказу про Красную шапочку и серого волка, про мальчика с пальчика или других не менее запоминающихся персонажей, колоритных и таких близких не только ребенку, но и взрослому. Но все они своим появлением обязаны замечательному писателю Шарлю Перро. Каждая его сказочная история – это народная былина, ее писатель обработал и развил сюжет, получив такие восхитительные произведения, читаемые и сегодня с большим восхищением.
  • Украинские народные сказкиУкраинские народные сказки Украинские народные сказки во многом перекликаются по своему стилю и содержанию с Русскими народными сказками. В украинской сказке уделяется много внимания бытовым реалиям. Украинский фольклор очень ярко описывает народная сказка. Все традиции, праздники и обычаи можно увидеть в сюжетах народных повествований. Чем жили украинцы, что у них было и чего не было, о чём они мечтали и как шли к своим целям так же чётко заложено в смысл сказочных историй. Самые популярные украинские народные сказки: Рукавичка, Коза-дереза, Покатигорошек, Серко, сказка про Ивасика, Колосок и другие.
    • Загадки для детей с ответамиЗагадки для детей с ответами. Большая подборка загадок с ответами для проведения весёлых и интеллектуальных занятий с детьми. Загадка - всего лишь четверостишие или одно предложение в котором заключен вопрос. В загадках смешаны мудрость и желание знать больше, распознавать, стремиться к чему-то новому. Поэтому с ними мы часто сталкиваемся в сказках и легендах. Загадки можно разгадывать по дороге в школу, детский садик, использовать в разных конкурсах и викторинах. Загадки помогают развитию вашего ребёнка.
      • Загадки про животных с ответамиЗагадки про животных очень любят дети разных возрастов. Животный мир разнообразен, поэтому существует много загадок про домашних и диких животных. Загадки про животных - это отличный способ познакомить детей с разными зверушками, птичками и насекомыми. Благодаря этим загадкам дети запомнят, например, что у слона есть хобот, у зайчика большие ушки, а у ёжика колючие иголки. В этом разделе представлены самые популярные детские загадки про животных с ответами.
      • Загадки о природе с ответамиЗагадки для детей о природе с ответами В этом разделе Вы найдете загадки про времена года, про цветы, про деревья и даже про солнышко. При поступлении в школу, ребенок должен знать времена года и названия месяцев. И с этим помогут загадки про времена года. Загадки про цветы очень красивые, веселые и позволят детям выучить названия цветов и комнатных и садовых. Загадки про деревья очень занимательны, дети узнают какие деревья весной цветут, какие деревья приносят сладкие плоды и как они выглядят. Также дети узнают многое о солнышке и планетах.
      • Загадки про еду с ответамиВкусные загадки для детей с ответами. Для того, чтобы детки кушали ту или иную еду, многие родители придумывают всевозможные игры. Мы Вам предлагаем забавные загадки о еде, которые помогут Вашему ребенку отнестись к питанию с положительной стороны. У нас Вы найдете загадки про овощи и фрукты, про грибы и ягоды, про сладости.
      • Загадки про окружающий мир с ответамиЗагадки про окружающий мир с ответами В этой категории загадок, есть практически всё, что касается человека и окружающего мира. Загадки про профессии очень полезны для детей, ведь в юном возрасте проявляются первые способности и таланты ребенка. И он в первые задумается, кем хочет стать. Также в эту категорию входят весёлые загадки про одежду, про транспорт и машины, про самые разнообразные предметы, которые нас окружают.
      • Загадки для малышей с ответамиЗагадки для самых маленьких с ответами. В этой рубрике Ваши малыши познакомятся с каждой буквой. С помощью таких загадок дети быстро запомнят азбуку, научатся правильно складывать слоги и читать слова. Также в этой рубрике есть загадки про семью, про ноты и музыку, про цифры и школу. Веселые загадки отвлекут малыша от плохого настроения. Загадки для самых маленьких отличаются простотой, юмором. Дети с удовольствием их разгадывают, запоминают и развиваются в процессе игры.
      • Интересные загадки с ответамиИнтересные загадки для детей с ответами. В этой рубрике вы узнаете своих любимых сказочных героев. Загадки про сказки с ответами помогают волшебным образом превращать веселые моменты в настоящее шоу сказочных знатоков. А смешные загадки отлично подойдут на 1 апреля, Масленицу и другие праздники. Загадки обманки оценят не только дети, но и родители. Концовка загадки может быть неожиданной и нелепой. Загадки обманки повышают настроение и расширяют кругозор детей. Также в этой рубрике есть загадки для детских праздников. Ваши гости точно не будут скучать!
  • Цель: формирование основы читательской самостоятельности.

    Задачи урока:

    Образовательные :

    • обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках;
    • познакомить с русской народной сказкой “Лисичка – сестричка и Волк”, её содержанием;
    • расширить представление о сказках о животных;
    • учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи;
    • продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью.

    Развивающие :

    • развивать: устную речь учащихся, образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат;
    • умение анализировать и обобщать;
    • интерес к чтению, любознательность.

    Воспитательные :

    • воспитывать уважение к истокам культуры своего народа;
    • воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения.

    Оборудование: Учебник “Литература для первоклассника” хрестоматия. 1-й класс, выставка книг, “Теремок”, проектор, компьютер.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент (физминутка).

    Прозвенел звонок для нас.
    Все зашли спокойно в класс.
    Встали все у парт красиво,
    Поздоровались учтиво.
    Тихо сели, спинки прямо
    Вижу класс наш хоть куда.
    Мы начнем урок друзья.

    – Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

    II. Мотивация.

    Дети сегодня мы отправимся в путешествие по удивительной стране, которой нет ни на одной карте мира. Мы отправимся в Страну сказок. (Слайд 1. Презентация - находится у автора)

    В путешествие пойдем,
    В страну сказок попадём,
    Слушай, думай, наблюдай,
    Сказку нашу отгадай.
    В сказку эту попадёте.
    На, ковре, на самолёте.
    Глазки дружно закрывайте,
    Сказку в душу пропускайте
    И пока не скажу,
    Не открывайте.

    Считаю до 5, дети открывают глаза.

    Выходят ведущий, мышка, лягушка.

    В чистом поле теремок-теремок.
    Он не низок, не высок.
    Как по полю-полю мышка бежит,
    У дверей остановилась и стучит:

    Мышка:

    Кто-кто в теремочке живет?
    Кто-кто в невысоком живет?

    Никто мышке не ответил.
    Вошла она в теремок и стала в нем жить.
    Как по полю-полю лягушка скачет,
    Увидала теремок и стучит:

    Лягушка:

    Кто-кто в теремочке живет?
    Кто-кто в невысоком живет?

    Мышка: Пи-пи-пи, я – мышка-норушка. А ты кто?

    Лягушка:

    Ква-ква, я – лягушка-квакушка!
    Пусти меня жить!

    Мышка: Так и быть, пожалуй в дом, веселее жить вдвоем!

    Учитель: Герои какой сказки встретили нас в сказочной стране?

    Дети: Это герои русской народной сказки “Теремок ”.

    Учитель: Почему эту сказку называют народной?

    Дети: Сочинил народ.

    Учитель: А ещё какие бывают сказки?

    III. Работа с выставкой книг.

    Учитель: На какие группы вы разделили бы все сказки, которые видите на выставке?

    Учитель: Какие сказки появились раньше?

    Дети: Раньше появились сказки народные.

    Учитель: Как дошли до наших дней народные сказки?

    Дети: Их рассказывали взрослые детям.

    Учитель: А чем отличаются сказки от других литературных произведений - рассказов, повестей и т.д.?

    Дети: Сказки начинаются с зачинов: “жили-были”, “в некотором царстве”... В сказках есть поговорки и пословицы: “Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”. В сказках разговаривают звери, растения, предметы. Почти во всех сказках побеждает добро. В сказках может быть волшебство.

    IV. Сообщение темы и целей урока.

    Учитель: Кто является героями РНС “Теремок”? Отгадайте о каких народных сказках пойдет речь на нашем уроке?

    В этих сказках нет волшебных превращений, но они очень забавные. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, волк злой. Отрывок такого вида сказки мы с вами сегодня посмотрели.

    Дети: Это сказки о животных.

    Сегодня в Сказочной стране нас встречает русская народная сказка “Лисичка-сестричка и Волк”. (Слайд 3)

    Учитель: Сейчас вы внимательно послушайте сказку и докажите действительно ли это сказка о животных?

    V. Рассказывание учителем русской народной сказки близко к тексту. (Слайд 4, 5, 6, 7, 8, 9)

    VI. Проверка первичного восприятия.

    Вы согласны, что сказка “Лисичка-сестричка и Волк” это сказка о животных?

    Докажите!

    Волк и Лиса – это главные герои сказки или второстепенные? А о людях что вы скажете?

    Кого в сказке можно назвать сообразительным?

    Какова же лиса? Как об этом сказано в сказке?

    Кого она перехитрила?

    Докажите, что она умная, предприимчивая, хитрая, насмешливая.

    А каков же Волк? (Глупый, доверчивый, простофиля)

    Как об этом сказано в сказке.

    Учитель: Понравилась ли вам сказка? Чем?

    Учитель: Какая это сказка – веселая или грустная?

    Учитель: Какую поговорку из сказки запомнили?

    Дети: Битый небитого везет.

    VII. Физкультминутка.

    Только в сказку мы вошли
    Появились комары.

    Впереди из-за куста
    Смотрит хитрая лиса,
    Мы лисичку обхитрим,
    На носочках пробежим.

    Волк вот рыщет быстро в поле,
    Очень грозен он на воле.
    Подражаем мы волчишке
    Непоседы-ребятишки
    Но закончилась игра
    И учиться нам пора.

    Учитель. Прямо встали. Тихо сели и работать захотели.

    VIII. Работа по тетради.

    Я знаю, вы любите игры, песни, загадки и пляски.
    Но нет ничего интереснее нашей сказки.

    Учитель: Откройте тетради по закладке.

    Учитель: рассмотрите рисунок 1 задания. Расскажите отрывок из сказки к этому рисунку. (Прослушивание рассказов детей)

    Учитель: Прочтите 2 задание.

    Прочтите самостоятельно отрывок и определите где слова волка, а где лисы.

    Найдите и прочитайте слова волка.

    Найдите и прочитайте слова лисы.

    Прочитаем отрывок по ролям.

    IX. Закрепление изученного материала.

    Моделирование учащимися обложки.

    Учитель: Что мы с вами сегодня слушали на уроке?

    Дети: Сказку.

    Учитель: Правильно. А какой заместитель существует для сказки?

    Дети: Кружок.

    Учитель: О ком говорится в этой сказке?

    Дети: О животных.

    Учитель: Если говорится о животных, то каким цветом закрасим круг?

    Дети: коричневым.

    Дети: нет. Это русская народная сказка. (Слайд 10)

    Учитель: Как заканчивается эта сказка?

    Дети: Грустно?

    Прочитайте высказывание А.С. Пушкина: (Слайд 11)

    Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

    Как вы понимаете эти слова?

    Какой урок вы вынесли для себя из сказки?

    • быть честным, добрым;
    • на добро отвечать добром.

    XI. Итог урока.

    Учитель: А посмотрите, а вот сказочная шкатулка, в ней письма, только на них нет обратных адресов. Кто написал эти письма? Может вы, ребята, подскажите?

    (Достает письма, читает их)

    1. Перед волком не дрожал,
    От медведя убежал,
    А лисице на зубок
    Все ж попался… (“Колобок”)

    2. Возле леса, на опушке,
    Трое их живет в избушке.
    Там три стула и три кружки,
    Три кроватки три подушки.
    Угадайте без подсказки,
    Кто герои этой сказки? (“Три медведя”).

    3. Спасите! Нас съел серый волк… (Козлята из сказки “Волк и семеро козлят”)

    4. Ах ты, Петя - простота,
    Сплоховал немножко.
    Не послушался кота -
    Выглянул в окошко. (“Кот, петух и лиса”)

    5. Все закончилось благополучно,
    Только хвост мой остался в проруби… (Волк из сказки “Лисичка-сестричка и Волк”)

    Учитель: Молодцы.

    А что объединяет все эти сказки?

    Дети: Все эти сказки русские народные, о животных.

    Закрываем снова глазки,
    Улетаем мы из сказки.
    1, 2, 3, 4, 5
    В класс вернемся мы опять.

    X. Рефлексия.

    Что вы хотите сказать про урок?

    Какой оценки заслуживает наш урок?

    У вас на партах лежат две картинки: улыбающаяся Лисичка и плачущий Волк. Если вам было интересно на уроке, то поднимите лисичку, а если грустно, неинтересно, то Волка (Дети показывают карточки с изображением животных) (Слайд 13, 14)

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Пересказ русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».

    1. Продолжать учить детей пересказывать сказку от лица литературных героев (лисы, волка, деда), соблюдать последовательность изложения, без пропусков и повторений, выразительно передавать речь персонажей.

    2. Развивать умение подбирать определения к заданным словам из сказки.

    3. Упражнять в подборке синонимов.

    4. Развивать логическое и ассоциативное мышление, слуховое и зрительное внимание.

    5. Воспитывать интерес к фольклорному жанру.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.

    Тема: Пересказ русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

    Задачи:

    1. Продолжать учить детей пересказывать сказку от лица литературных героев (лисы, волка, деда), соблюдать последовательность изложения, без пропусков и повторений, выразительно передавать речь персонажей.
    2. Развивать умение подбирать определения к заданным словам из сказки.
    3. Упражнять в подборке синонимов.
    4. Развивать логическое и ассоциативное мышление, слуховое и зрительное внимание.
    5. Воспитывать интерес к фольклорному жанру.

    Предварительная работа.

    Знакомство с русскими народными сказками, со сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк», с персонажами данной сказки.

    Материал:

    Схемы-иллюстрации к сказке (старик везёт рыбу, а лиса следит за ним; волк ловит рыбу; волк везёт лису). Мячик для игры. Картинка – схема с изображением леса. Волшебный сундучок и письмо с заданиями.

    Ход занятия.

    Воспитатель:

    Бродят сказки по белому свету,

    Дарят людям чудеса и добро.

    Как раскроешь ты дивную книгу,

    Так возьмёт тебя в плен волшебство.

    Вы любите сказки? (ответы детей)

    Воспитатель: «Почему вы любите сказки?»

    Дети: «Они очень интересные. В сказках добро всегда побеждает зло. В сказках есть волшебство».

    Воспитатель: «Сегодня мы совершим путешествие в сказку. А в какую, догадайтесь по словам: старик, прорубь, волчий хвост, кадка с тестом».

    Дети отвечают.

    Воспитатель: «Правильно угадали. Проходите сюда…(звучит музыка) Ой, ребята, что же делать? Потерялась книжка. Вместо неё сундучок какой-то. Откуда он взялся?

    На экране – Королева Сказок. «Здравствуйте ребята! Я – Королева Сказок. В моей стране произошла неприятная история: хитрая лиса разбросала сказку по белому свету. Вернуть её вы сможете, если ответите на все вопросы. В помощь вам приготовил картинки – подсказки. Желаю удачи».

    Я думаю, что мы справимся с заданиями. Присаживайтесь.

    Сундучок, сундучок, расписной бочок, золочёный узор, ты открой секрет нам свой.

    Задание №1: разложите картинки – подсказки в том порядке, в каком происходят события в сказке «Лисичка- сестричка и серый волк» (выполняет 1 ребёнок, другие проверяют) Правильно ли выполнено задание. О чём рассказывается в первой части сказки? (О том, как лиса обманула старика) О чём говориться во второй части? (О том, как лиса обманула волка) О чём говориться в третьей части? (О том, как волк вёз лису домой)

    Королева сказок: «Молодцы, этапы сказки вы знаете, иллюстрации вернули»

    Задание №2

    Какими словами начинается сказка? (Жили себе дед да баба)

    Что придумала лиса, чтобы обмануть деда?

    (забежала вперёд и притворилась мертвой)

    Что сделала лиса, когда оказалась на возу?

    (проделала в санях дырку и выкинула всю рыбу)

    К.С.: «Вы правильно ответили на вопросы! Хорошо знаете сказку!»

    Задание№3

    Королева сказок предлагает игру «Так или не так». Возьмите знаки. Если ответ правильный, покажите мне зелёный кружок, если неправильный – красный.

    Волк увидел, что лиса ест рыбу и закричал:

    «Сюда, сюда,

    Поспела всем еда,

    Стол давно уже накрыт,

    Кто придёт, тот будет сыт!» Так ли это?

    (Нет, не так. Волк сказал: «Дай мне рыбки».)

    Лиса ответила: «Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем»

    (Нет, не так. «Налови сам да и ешь»)

    Когда волк ловил рыбу, он приговаривал: «Носик, носик, пей воду» . Так или не так?

    (Не так. «Ловись рыбка, мала и велика, ловись рыбка, мала и велика»)

    А лиса тем временем: «Как выскачу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам»

    (Лиса приговаривала так: «Ясни, ясни на небе звёжды, мёрзни, мёрзни волчий хвост»

    Волк остался без хвоста, потому что его оторвали собаки? (Волк всю ночь сидел, опустив хвост в прорубь, вот он и примёрз. Утром бабы пошли за водой, увидели волка и давай бить его. Волк рвался-рвался и оторвал хвост).

    В то время, когда волка били, лиса влезла в избушку и нашла там скалочку? (Лиса влезла в кадку с тестом)

    Задание №6

    Воспитатель: Посмотрите, ребята, книга возвратилась. Иллюстрации на месте, но вот слова не все. Помогите вернуть слова в сказку.

    Воспитатель: Как говорится в сказке о рыбе?

    Дети: Мерзлая

    Воспитатель: А воротник какой?

    Дети: Славный.

    Воспитатель: Лисичка…

    Дети: Кумушка, лисонька, сестричка, сестрица, милая.

    Воспитатель: Волк…

    Дети: Куманёк, серый, братец, битый.

    Воспитатель: Дед понял.

    Дети: Смекнул.

    Воспитатель: Волк проголодался.

    Дети: У волка бока подвело.

    Воспитатель: Бабы били волка.

    Дети: Колотили.

    Воспитатель: Лиса захотела украсть.

    Дети: Захотела стянуть.

    Воспитатель: Дед расстроился.

    Дети: Погоревал-погоревал, да делать нечего.

    Физминутка.

    Ребята, вы очень внимательны. Королева сказок в этом убедилась и предлагает поиграть в прятки.

    Воспитатель: Лиса не только обманщица, но и хвастунья. Кому лисичка могла рассказать историю?

    Ребёнок: Я думаю, что лиса рассказала эту историю другой лисе.

    Воспитатель: Предлагаю выйти и рассказать, как она это сделала

    Воспитатель: Кому волк мог рассказать эту историю?(другому волку)

    Воспитатель: Как бы он это сделал?

    Воспитатель: Молоды, ребята. Помогли вернуть героев в сказку (показ яркой обложки).

    Какая лиса в этой сказке? (Хитрая, плутовка, жестокая).Давайте поможем лисе исправиться. Скажите, чего она не должна делать? Какой бы вы хотели видеть лису?

    Ответы детей.

    Воспитатель: «Королева сказок благодарит за помощь и прости вас нарисовать картинки к новой сказке, в которой лиса будет весёлой и доброй.

    Используемая литература:

    Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. – М.: ТЦ Сфера, 2010, 2-е изд.-208 с.- (Детский сад с любовью)