Русская народная мудрость в произведениях устного народного творчества

Все знают о том, какое творческое наследие от давних предков есть у каждой страны. Для любых народов его можно смело поставить на вершину культурного наследия всех времен, ибо здесь в наибольшей степени проявляется мудрость поколений и даже самосознание народа как единого целого.

Истоки происхождения

Как известно, у художественных произведений, относимых к единого автора нет.

Его автор - народ, передающий из поколения в поколение разные знания. Что самое интересное, так это то, что сюда относятся и музыка, и театрализованные действа, и так называемые крылатые фразы, и поговорки, и пословицы, и загадки, и песни, и былины, и сказки. Очень часто народная мудрость в произведениях устного народного творчества связывается с понятием мы сейчас рассмотрим подробнее.

Понятие фольклора

Вообще само понятие фольклора происходит о английского слова folklore, которое представляет собой сочетание двух терминов - folk (народный) и lore (знание, мудрость). Отсюда становится понятно, что по сути фольклор и означает народную мудрость, и неважно, в какой художественной форме она выражена.

В чем проявляются красота и народная мудрость в произведениях устного народного творчества

Русский фольклор в мире считается одним из самых уникальных и богатых в плане того наследия, которое оставили нам предки. Посудите сами: что за произведение ни возьми - оно всегда имеет мораль по типу басен. Но только в этом случае смотреть нужно гораздо глубже, читать между строк, чтобы полностью понять, в чем именно выражена народная мудрость в произведениях устного народного творчества. Пословицы или те же крылатые фразы с поговорками, например, являются некими поучительными элементами творчества народа.

По большому счету можно сказать, что их главная мысль как бы предостерегает нас от неправильных действий. Зачастую такие высказывания приобретают некую аллегорическую форму и не всегда имеют дословное значение, скажем, как во фразе о том, что, не прилагая усилий, и рыбку не поймаешь.

Возьмем, например, известнейшее выражение: - мелководье в водоеме). Понятно, что изначально оно действительно было применимо к тому, чтобы избежать опасности при переходе водоема вброд. Однако со временем оно приобрело и более широкое значение, связанное с тем, чтобы заранее продумать исход какой-либо ситуации, чтобы она не закончилась плачевно. Подобная народная мудрость в произведениях устного народного творчества прослеживается и во фразе «Семь раз отмерь…». И таких примеров можно приводить очень много. Например, понятно, что фраза, утверждающая, что делу нужно отдавать время, а потехе - час, в понимании сводится к тому, что пока не закончил все дела, отдыхать нельзя, или к тому, что сначала нужно закончить начатое, а только потом отдыхать.

Что можно почерпнуть из народного фольклора

Мудрость поколений многому может научить. Очень интересно выглядит еще один элемент, который включает в себя в произведениях устного народного творчества. Былины, сказы или сказания, к примеру, являются произведениями, сочетающими в себе литературный и музыкальный аспекты. Очень часто их исполняли бродячие сказатели.

В большинстве своем они описывают какие-то исторические события или надежды народа на лучшую жизнь. Благодаря таким произведениям можно даже изучать историю того или иного народа. Хотя сюжет или образы главных героев могут быть сильно приукрашены, но тем не менее, основная мысль или ход исторических событий остаются неизменными. Одним из самых главных достояний русского фольклора считается "Слово о полку Игореве".

Практически во всех жанрах можно встретить и некоторые ассоциации, помогающие понять, почему возникли некоторые фразы, используемые в обиходе. Богатыри всегда на Руси считались крепкими как дубы. Ну, не зря же народ придумал такое сравнение о несокрушимости своих героев? Иногда добрых молодцев сравнивали с орлами (иногда с селезнями), а красну девицу - с лебедушкой или голубкой.

Заключение

В плане поучений народная мудрость в произведениях устного народного творчества несет более глубокий смысл, нежели думают о ней люди. Многие считают, что те же сказки - это просто выдумки. Э, нет! Хоть в них и встречаются одушевленные животные, птицы, растения, предметы или стихии, а также несуществующие в природе герои и явления, сам народ говорит о них, что хоть сказка и является выдумкой (ложью), но в ней содержится скрытый намек, который должен послужить уроком на будущее.

Если хорошенько задуматься, так ведь оно и есть. При этом не нужно воспринимать произведения народного фольклора в буквальном смысле. Тут нужно вникнуть в саму скрытую суть повествования. Самое интересное, что многие классики литературы переняли такой прием сравнительных аллегорий именно из народного фольклора.

Конспект воспитательного мероприятие для школьников 4-5 класса на тему: «Мудрость народная»

Автор работы: Плотная Юлия Валерьевна, музыкальный руководитель МАДОУ д/с «Улыбка» п. Малиновский Советского р-на ХМАО-югра.
Описание материала: Данный материал будет полезен педагогам начальных классов, педагогам дополнительного образования, классным руководителям – 4-5 классов для внеклассной работы.
Форма проведения воспитательного мероприятия: Классный час.
Цель: Воспитывать в детях патриотизм, любовь к Родине, и уважение к русской культуре.
Задачи:
Воспитательные:
1.Способствовать формированию уважения к русской культуре
2.Содействовать воспитанию в детях патриотизма
3.Способствовать воспитанию любви к Родине
Развивающие:
1.Способствовать развитию правильно излагать свои мысли
2.Способствовать развитию логического мышления.
Образовательные:
1.Познакомить детей с русским народным творчеством.
2.Сформировать у учащихся представление об особенностях русских народных пословиц, поговорок, былин и сказок.
3.Показать их глубокий нравственный смысл.
Возраст участников: 10-11 лет.
Материально-техническое обеспечение: Проектор, диск со слайдами и мультфильмом «Илья Муромец»
Оформление доски: Тема, пословицы, поговорки, незнакомые слова:
- Сирых – сирот; сулить – обещать; несметный – огромный; витязь – воин.
- «Кто рано встает, тому Бог дает».
- «Кто отца и мать почитает, тот вовеки не погибает».
- «Медвежья услуга» - (т.е. помощь, обращенная во вред).
План мероприятия:
Вступительное слово учителя
Разминка (пословицы)
Анализ пословиц
Анализ поговорок
Сказки
Былины
Просмотр мультфильма "Илья Муромец".
Викторина
Заключительное слово учителя.

Ход классного часа:

Вступительное слово учителя:
Здравствуйте ребята! Я очень рада нашей встречи. Сегодня мы с вами проведем классный час на очень необычную тему "Мудрость народная", а также посмотрим мультфильм, и в конце урока проведем небольшую викторину. Итак, каждому народу на планете Земля свойственны те или иные манеры поведения, особенности общения. Каждый народ имеет свой набор сказок, пословиц и поговорок. И именно они стали истинным воплощением народной мудрости. Тема выбрана в связи с тем, что сказки, пословицы и поговорки шагают с нами на протяжении всей нашей жизни. Помогают нам принять правильное решение, объяснить наши поступки, и иногда ответить на сложный вопрос.

Разминка:
Скажу вам одну пословицу, которую, вы все слышали: «век живи – век учись» ее мне постоянно твердила моя мама, а моей маме – ее родители. Наверное, и вам о ней не раз говорили ваши родители. Вы, наверное, слышали от своих дедушек и бабушек многие другие пословицы. Приведите мне пожалуйста ваши примеры.
Ответ: Отца с матерью почитать - горя не знать; Мал да удал; На ошибках учатся; Глаза страшатся, а руки делают и т.п.

Анализ пословиц:
Ребята, мы с вами уже немного поговорили о пословицах, вспомнили некоторые из них, а вот что такое пословица мы еще не выяснили. Итак, пословица – это одно, целое предложение, которое содержит нравоучение, мораль и наставление. Обратите, пожалуйста, свое внимание на доску. Первые две фразы это пословицы. Давайте сейчас вместе их проанализируем.
Вопрос: Как вы думаете, о чем говорится в первой пословице «Кто рано встает, тому Бог дает»?
Ответ: высказывают свои предположения (что Бог помогает, тем кто рано встает).
Да вы совершенно правы, в данной пословице сказано, что если рано встать, то Господь во всем поможет. Помогает он потому, что когда встаешь рано, есть время, не торопясь, помолиться на предстоящий день, есть время сделать все дела по дому, сделать уроки и представьте, остается время для того, чтобы сходить погулять с друзьями. Если же мы до обеда спим, то проснувшись, мы не замечаем, как быстро пролетает день….
Теперь давайте рассмотрим следующую пословицу «Чужбина – калина, родина – малина».
Вопрос: (наводящий) Ребята, кто из вас пробовал калину на вкус?
Ответ: горькая, невкусная.
Вопрос: Согласна с вами. Так о чем же нам говорит пословица?
Ответ: Высказывают свои предположения (дома хорошо, а на чужбине плохо).
Эта пословица рассказывает нам о нашей милой родине. Калина – это горькая ягода, а малина – сладкая и желанная. Чужбина здесь сравнивается с горечью, конечно когда нет рядом близких людей, когда место тебе не знакомо, то человеку грустно. А на родине все мило, душа человека всегда стремится в родные края, так же, как каждый человек летом, увидев куст малины, спешит к ее сладким ягодкам.
Молодцы и с этой пословицей мы разобрались, можем приступать к следующей пословице «Крови не одной, а души одной».
Вопрос: Скажите, как вы называете людей, которые вам не родственники, т.е. вы с ними не одной крови, но с которыми вам интересно общаться, ходить в школу и гулять?
Ответ: Высказывают свои предположения (друзья, подруги).
Да вы правы это ваши друзья.
Вопрос: А скажите мне, почему люди считают друзей - одной души?
Ответ: Высказывают свои предположения (одни и те же интересы, друг всегда спешит на помощь и т.п.).
Какие же вы молодцы, быстро у нас с вами получается расшифровывать пословицы, осталась последняя «Кто отца и мать почитает, тот вовеки не погибает». Почитание и уважение родителей во все времена являлось главным достоянием нашего народа. Ни одно серьезное дело не начиналось без благословения родителей. Материнская любовь – душа семьи – согревала всех своим теплом. Отеческая любовь – мудрость семьи – приносила в семью мир и уверенность в завтрашнем дне. Основой порядочности человека является уважение родителей. Это одно из главных правил для каждого человека.
Вопрос: Как вы ребята считаете, почему, кто не почитает своих родителей, потом страдает?
Ответ: Приводят свои примеры (не слушаются родителей и из-за этого потом в беду попадают и т.п.).
Только представьте, мама и папа, всегда вам помогают, если вы чем-то расстроены они вас жалеют, ну а если ругают, так это любя, для того, чтоб вы жить правильно учились. После всего, что для нас сделали родители, будет не честно обижать и злиться на них.

Анализ поговорок:
Мы с вами ребята рассмотрели пословицы, поняли, о чем они нас учат. Теперь давайте рассмотрим, что же такое поговорки, а также выясним, чем отличается поговорка от пословицы. Поговорка – это фраза или словосочетание, которое легко можно заменить другими словами. Давайте снова обратимся к нашей доске:
Итак, «Кот наплакал» - вообще-то коты не проливают слез, поэтому употребляют эту поговорку, когда остается чего-то очень мало или совсем ничего не остается.
Вопрос: Приведите мне примеры пожалуйста, когда можно применить данную поговорку.
Ответ: Примеры детей (много гостей а конфет мало; мало торта, а детей много; много работы, а людей мало и т.п.).
Молодцы вы все правильно поняли и примеры хорошие приводите. Давайте еще одну поговорку разберем. «Делать из мухи слона» - т.е. преувеличивать значения события.
Вопрос: Приведите мне примеры пожалуйста, когда можно применить эту поговорку.
Ответ: (когда много шума из-за пустяка и.т.п.)
Молодцы, а вот еще одна поговорка «Медвежья услуга» - ее стали употреблять после басни Крылова «Пустынник и медведь». В ней говорится о Медведе, который, отгоняя муху от своего друга, по неловкости убил вместе с мухой самого Пустынника, когда она села ему на лицо. (Слайд №1). Поэтому «Медвежья услуга» - это помощь, обращенная во вред, ведь Мишка хотел помочь, а получилось со всем наоборот.

Вопрос: Ребята, вы можете привести свой пример «медвежьи услуги»?
Ответ: (решила помочь маме кашу подогреть, а она подгорела; хотел чай налить товарищу и нечаянно его облил).
Ну, вот мы с вами разобрались и с поговорками, и теперь я хотела бы вас спросить, как вы думаете, в чем отличие между пословицей и поговоркой?
Ответ: пословицы нас учат чему-то, а поговорки можно заменить другими словами.
Да вы правы поговорки – это два или три слова, которые можно заменить другими, похожими словами, а пословицы – это большие предложения, которые нас чему-то поучают.

Анализ сказок:
Вопрос: Ребята, а вы в детстве читали сказки?
Ответ: Да читали и т.п.
Появились сказки, очень давно. "Сказка" – от слова "сказывать", "рассказывать". Так оно и было раньше – сказку обязательно рассказывали, а не читали по книге, как чаще всего делают сейчас. Авторы многих сказок нам не известны – затерялись их имена в глубине веков и через наших родных они передавались из поколения в поколение, такие сказки называются народными. Но есть сказки, авторы которых известны точно.
Вопрос: Кто сочинил "Сказку о рыбаке и рыбке" (А. С. Пушкин), «Дюймовочка» (Андерсен Ганс Христиан), "Конёк-горбунок" (Петр Павлович Ершов).
Ответ: ученики вспоминают авторов перечисленных сказок.
Такие сказки называются авторскими или литературными.
Вопрос: А вы знаете, чем сказки похожи между собой?
Ответ: Высказывают свои предположения (все сказки учат нас добру или все сказки хорошо кончаются и т.п.).
Совершенно верно. В любой сказке обязательно побеждает добро. В этом и заключается мудрость сказки.
Давайте рассмотрим с вами сказку о «Рыбаке и рыбке» (Слайд 2)


«Жил старик со своей старухой...» Были они очень бедными и жили на то, что старик в море наловит. Вот однажды поймал старик золотую рыбку, а та пообещала ему в обмен на свободу исполнять его желания. Сначала старик попросил новое корыто для старухи, но корыта ей было мало, пошел старик просить избу, но и избы было мало. После того как старуха получила избу, она захотела получить титул «дворянки». Старухе и этого показалось мало, захотела быть царицей, но и это ей вскоре наскучило, решила она стать «Владычицей морскою»... Ничего не сказала рыбка... Лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое море... Старик не дождался рыбки, и ушел домой, а придя домой, увидел, что все по-старому, и старуха его сидит возле разбитого корыта.
В этой сказке очень хорошо показан характер человека. В ней говорится, что за жадность люди наказывают сами себя. В сказке старуха выражает зло, ей характерна зависть, злоба, жадность, жажда власти и богатства. А мы с вами ребята помним, что во всех сказках, добро побеждает зло. Но в этой сказке добро не только побеждает зло, но еще его наказывает и поучает.
Вопрос: Ребята, как добро наказало старуху?
Ответ: Рыбка долго исполняла желания старухи, но старухи хотелось все больше богатства. Тогда рыбка захотела наказать старуху, вернув её к разбитому корыту.
Вопрос: Дети, чему добро научило старуху?
Ответ: Добро показало злу, что счастье не в богатстве и что люди в погоне за богатством выглядят смешно.
Ребята вы должны помнить, что поставив перед собой цель, нужно ее добиваться, а добившись, ею довольствоваться, но чтобы это было не в ущерб себе и другим.

Былины:
От пословиц, поговорок, русских сказок можно набраться огромной мудрости, но силу русского духа, ее веру, стойкость и благочестие мы можем узнать из Былин.
В давние времена народ сложил удивительные песни-сказания о русских богатырях и витязях. Былина – это старина, это сам народ и жизнь Руси, и жизнь эта рисуется в песнях со всеми подробностями о домашней, военной и придворной обстановке. Былины учат нас любить родину и их народ, где сила, ум, доблесть и добрые качества открываются в созданных ими легендах. Главные герои былин – это русские богатыри, люди которые обладают невиданной силой, безграничной храбростью и разными талантами.
Любимый герой былин – Илья Муромец (Слайд №3).


Давайте мы с вами посмотрим о нем небольшой мультфильм, кто смотрел – вспомнит, кто не видел – узнает. Смотрите мультфильм внимательно, после мы с вами продолжим нашу увлекательную беседу.

(Просмотр мультфильма «Илья Муромец») – 10 минут.

Вопрос: Ребята, как вы думаете, почему Русский богатырь Илья лежал прикованным к кровати до 33 лет?
Ответ: В те времена молодые люди проверяли свою силушку. Бились стенку на стенку, порою проливая невинную кровь. Поэтому Господь, сохраняя жизнь Ильи Муромца до поры до времени лишил его ног. Когда же на Русь святую нашла туча темная – иго татарское, Господь исцелил Илью и дал ему великую силушку, для того, чтоб оберегал свою родину и веру христианскую.
Ребята сейчас я вам прочитаю отрывок из былины – благословение отца Ильи Муромца: «На добрые дела даю тебе свое благословение родительское; только на худые дела нет тебе моего благословения; не проливай напрасно крови христианской, не делай зла даже и татарину, за сирых заступайся».
Вопрос: Ребята, как вы понимаете слова отца?
Ответ: Предположения детей (из этого отрывка видно, что отец Ильи Муромца благословлял его только на добрые дела).
Вопрос: Как вы думаете, почему Иван Тимофеевич завещал своему сыну: не делать зла даже и татарину?
Ответ: Татарин – это тоже человек и мы не имеем права причинять ему зло, только потому, что мы этого хотим. Поэтому вы ребята должны понимать, что нельзя обижать друг друга, что лучше все разногласия решать мирным путем, а не так как мы любим это делать – кулаками.
Вопрос: Давайте вместе с вами мы сейчас попытаемся вспомнить одну былину – «три поездки Ильи Муромца» (Слайд №4).


Представьте…, едет по чистому полю, богатырь могучий, глубокую думушку думает и не заметил, как оказался пред белым камнем, а на нем надпись…
Вопрос: Ну, кто мне скажет, что там было написано?
Ответ: налево поедешь – богатым станешь, направо поедешь - жену найдешь, прямо поедешь – умрешь.
Правильно, молодцы. Итак у нас три дороги:
1-я: «Кто поедет по средней дорожке – тому быть убитому…».
2-я: «…кто поедет направо – тому быть женатому…».
3-я: «…налево ехать – быть богатому…».
Давайте рассмотрим отношения Ильи Муромца к этим поездкам.
Первая дорога, обещала смерть, но великий богатырь не испугался, он освободил эту дорогу от злых разбойников, и, вернувшись к камню, написал на нем: « Неправду говорит надпись: Ездил по средней дорожке – убит не был». На этой дорожке Илья Муромец выполнил свой долг перед родиной, он освободил дорогу от врага.
Вторая дорога – это путь удовольствий. Когда Илью Муромца дорога привела к так называемой невесте, то он понял, что тут кроется что-то не то. Ведь королевна сразу начала говорить ему ласковые слова, накормила, напоила его вином, и сразу спать начала укладывать. Богатырь видно вспомнил заповеди Божьи, что без благословения родительского не хорошо жену себе выбирать. Он был прав, оказывается она многих князей так, как Илью Муромца встречала, а потом их хитростью в темницу отправляла. Освободил Илья всех князей и королей, что в темнице ее томились, а королевну наказал, чтоб неповадно было над народом русским насмехаться.
Третья дорога сулила огромные богатства. Нашел Илья Муромец богатства несметные.
Вопрос: Ребята, как вы думаете, что с этим богатством сделал богатырь?
Ответ: Предположения детей.
Он настроил на них церквей Божиих, а часть раздал бедным. Представляете, ребята, какую веру и щедрость имел Илья Муромец.
Вопрос: Ребята, а как вы считаете, Илья Муромец – это вымышленный герой, или он все же жил на Руси?
Ответ: Он жил на самом деле.
Илья Муромец жил на самом деле.(Слайд № 5)


Родился примерно в X веке в селе Карачарове под старым городом Муромом. В конце своей жизни он принял монашеский постриг. Погиб, как предполагают, при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем. Причиной смерти послужил удар острого орудия меча в грудь. После смерти тело Ильи Муромца поместили в Киево–Печерском монастыре, и 1643 году он был прославлен в лике святых, где и до сих пор покоятся его мощи (Слайд №6).


Люди, помня о его подвигах, воздвигли ему памятник в городе Муроме. (Слайд №7).

В конце прошлого века ученые провели исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными: на его костях ученые обнаружили множественные травмы: переломы ключиц, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча. Это подтверждало о том, что Илья Муромец был могучим воином, участником жестоких сражений.
Но больше всего ученых поразило другое: они утверждают, что, в полном согласии с народными преданиями, Илья действительно долгое время не мог ходить! По заключению исследователей, причиной тому было тяжелое заболевание – туберкулез костей. Это и стало причиной паралича ног. Как бы то ни было, Илья встал на ноги после 33 лет неподвижности. И ученые, проводившие исследования мощей, подтверждают, что костная ткань этого человека чудесным образом восстановилась.
Ребята мне кажется, что о богатыре Илье Муромце мы узнали много интересного, но мы забыли с вами о том, что на Руси были и другие великие богатыри.
Вопрос: Каких богатырей вы еще знаете?
Ответ: Дети вспоминают богатырей (Добрыня Никитич, Алеша попович и.д.) (Слайд №8 и 9).



Вспомните о Добрыне Никитиче, который храбро сражался со Змеем Горынычем. Об Алеше Поповиче, который сражался с Тугариным. О Святогоре, который хотел судьбу свою перехитрить, да спас красавицу, которая стала его женою. О Вольге Святославиче, который мог обернутся, в сокола ясного, в волка серого и гнедого турка. О Дунай Ивановиче, который князю Владимиру невесту привез. Между прочим, река Дунай по легендам появилась после смерти богатыря Дунай Ивановича – его пролитая русская кровь превратилась «в воды могучие, в воды реки Дуная».
Ребята, а знаете ли вы, что в былинах упоминаются не только богатыри, но и богатыри-женщины – например: Настасья Микулична (Слайд № 10)


(дочь Микулы Селяниновича, жена Добрыни) и Настасья – королевична (дочь литовского короля, жена Дунай Ивановича).
Итак, вот мы с вами и разобрали, что такое пословицы, поговорки, сказки и былины.
Вопрос: Ребята, что их связывает?
Ответ: Приводят свои предположения (они учат все добру, дружбе и т.п.)
Правильно, они нас учат добру, любви, надежде, вере, доблести и дружбе. Они являются мудростью народной.

Викторина:
А теперь давайте проведем с вами небольшую викторину, за каждый правильный ответ, вы будете зарабатывать по одной закладке. В конце игры, каждый посчитает свои закладки, и у кого их будет больше всего, получит приз. Буду спрашивать только тех, кто первый поднял руку.
Что такое поговорка? (Это фраза слов, которую можно заменить другим словом)
Закончите пословицу «Что посеешь, то и …» (пожнешь)
Что означают слова «Медвежья услуга» (помощь, обращенная во вред)
Чем отличается пословица от поговорки (поговорку можно заменить другим словом)
Какие сказки называются народными? (сказки, авторы которых нам не известны)
Чем все сказки между собой похожи? (в них всегда побеждает добро)
Кто главные герои былин? (Богатыри)
Чему нас учит былина? (любить родину и ее народ, помогать друг другу)
Где родился Илья Муромец? (под г. Муромом, в селе Карачарове)
Как звали родителей богатыря? (Иван Тимофеевич и Ефросинья Александровна)
Во сколько лет Илья Муромец встал на ноги? (в 33 года)
Почему отец Ильи Муромца завещал не делать зла даже и татарину? (т.к. он тоже человек)
Где находятся мощи Ильи Муромца? (в Киево-Печерском монастыре)
За что была наказана старуха в сказке «о рыбаке и рыбке»? (за жадность, жажда власти и богатства).

Подведение итогов конкурса и поздравление победителей.

Заключительное слово учителя:
Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, композиторы, поэты черпали вдохновение в народе. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». А вы ребята, являетесь носителями народной мудрости, помните об этом.
Мне очень понравился наш классный час, но он, к сожалению, подошел к концу, всем огромное спасибо за участие, до скорых встреч.Классный час о дружбе для 4 класса

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

пос. Мизур Алагирского района РСО-Алания

Научно-практическая конференция МКОУ СОШ п. Мизур.

Направление: русский язык и литература

Название работы

Народная мудрость в пословицах и поговорках.

Зангиева Лана , 5 класс

Место выполнения работы

МКОУ СОШ п. Мизур

Научный руководитель

Кочиева З.А., учитель русского языка и литературы

п. Мизур

2015-2016

Содержание

    Введение …………………………………………………… .. 3

    1. Обоснование темы и актуальность

      Цели исследования

      Задачи исследования

      Объект исследования

      Предмет исследования

      Гипотеза

      Методы и приёмы исследования

II . Основная часть ……………………………………………… 4-8

2.1 Вступительное слово

    1. Историческая справка

2.3

2.4 Различия между поговорками и пословицами

2.5 Сравнительный анализ русских и зарубежных пословиц и поговорок

    Заключение……………………………………………………9

    Список литературы………………………………………….. 10

Введение.

Обоснование темы и а ктуальность:

С самого детства мы слышали от своих мам и бабушек коротенькие, складные выражения, так похожие на стишки, например: «без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «мал золотник, да дорог», «не имей сто рублей, а имей сто друзей». Поступив в школу, на уроках чтения мы узнали, что это пословицы и поговорки . А что такое пословицы и поговорки? Зачем они нужны людям? Откуда они взялись? Какой смысл содержат в себе? Нужны ли они в нашей современной жизни? Чтобы ответить на все эти вопросы, я решила выбрать для проекта тему:

«Народная мудрость в пословицах и поговорках»

Знать много пословиц и поговорок и уметь их использовать в своей речи - очень актуально , так как они украшают нашу речь, делают её более выразительной, образной, обогащают словарный запас.

Цели:

Осмысление содержания пословиц и поговорок;

Применение пословиц и поговорок в разных жизненных ситуациях.

Задачи:

    Выяснить откуда появились пословицы и поговорки в фольклоре.

    Определить что называют «пословицами» и «поговорками».

    Найти различия между поговорками и пословицами

    Провести сравнительный анализ между зарубежными и русскими пословицами и поговорками.

    Пополнить свой активный словарный запас.

Объект исследования: устное народное творчество – малые жанры фольклора.

Предмет исследования: пословицы и поговорки.

Методы исследования: наблюдение, анализ, беседа.

Методы и приёмы исследования: чтение и анализ научной и художественной литературы, наблюдение, анализ, беседа.

Гипотеза исследования

Пословицы живут в нашей речи, делают её яркой, образной, интересной.
Изучение и употребление в речи пословиц обогащает чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет огромную роль во всестороннем развитии.
Благодаря работе, проводимой с пословицами и поговорками, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма, также добросовестности и трудолюбия.

Основная часть

Вступительное слово

Издавна человек заботился не только о пропитании и жилище, он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе и в своем воображении. Плоды многовековых наблюдений и раздумий народа, его мечты и надежды воплощались в песнях, сказках, легендах, пословицах, поговорках, загадках. Так народ создавал свое искусство, свою поэзию.

Сказки, былины, песни, пословицы и другие виды устного творчества называют фольклором. Слово фольклор английского происхождения folk lore . Оно значит народная мудрость, народное знание.

Пословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора . Пословицы и поговорки порождаются устным народным творчеством, они обобщают мудрость и опыт человека, помогают жить, учат трудиться, дружить. Этот вид фольклора стал самым необходимым и стойким в нашем быту.

Историческая справка:

Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно одно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Это короткие, простые, но богатые изречения. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится». Они складывались народом ещё до того, как появилась на Руси грамота.

Народ, не умеющий ни читать, ни писать, как бы создавал свою устную школу. В лучших своих пословицах народ передавал свои заветные правила жизни, учил детей уму-разуму. В.И. Даль писал, что пословицы – это « цвет народного ума». Пословицы красят речь, делают ее образной.

Работа по собиранию пословиц начинается с 17века – это были рукописные сборники. Их собирали многие поэты и писатели. Наиболее крупным был сборник Даля (1862 г.), куда вошло свыше 30 тысяч пословиц.

Опыт поколений в поговорках, пословицах

Пословицы были придуманы в разные времена, при разных обстоятельствах и ситуациях. Русские пословицы несут в себе саму сущность бытности русского народа, сложившейся за историю его существования и развития. Почему люди поступают так, а не иначе. Откуда взялись основные манеры поведения и многое другое.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, мы даже не задумываемся о том, откуда они и какие между ними различия?

В первых пословицах и поговорках чаще всего передавался опыт охоты, жизненные наблюдения, семейные проблемы и радости.

Возраст пословицы можно рассмотреть «между строк». Так, например, выражение «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» говорит о том, что оно было придумано сравнительно недавно, поскольку рубль – не самая старая валюта по мировым меркам. Более устаревшее денежное название в поговорке «Мал золотник, да дорог!». Множество пословиц и поговорок имеют многовековую историю и возраст. Об этом говорят устаревшие слова, встречающиеся в них. «Беречь, как зеницу ока», «Кто старое помянет, тому глаз – вон!»

Какие между ними сходства и различия?

В народе говорят: «Пословица» и «поговорка» «ходят вместе». А еще говорят:

«Поговорка – цветок», «пословица – ягодка».

То есть:

Заключение.

При написании работы была дана характеристика происхождения пословиц и поговорок, было проведено сравнение между ними, также провела сравнительный анализ между зарубежными и русскими пословицами и поговорками. Но актуальность пословиц и поговорок заключается в том, что благодаря пословицам можно с легкостью решить, как поступить в затруднительной ситуации. Обращая внимание на пословицы, можем быть уверены, что поступаем правильно. Пословицы и поговорки были придуманы давно и также давно проверены временем, поэтому поступая так, как велит народная мудрость, сложно ошибиться. Главное в этом деле понять, то, что говорит пословица или поговорка. Можно сказать, что их не вспоминают без повода и причины. Они всегда приходят нам на память при разговоре, к случаю.

В ходе исследования я расширила свои знания о пословицах и поговор ках.

Выводы:

Итак, пословицы и поговорки делают нашу речь яркой, образной, делают нас воспитанными.

Прекрасны пословицы и поговорки!

Наш долг - беречь этот мудрый чистый родник!

Читайте жанры устного народного творчества!

Уважайте мудрость предков!

Список литературы:

    Словарь русских пословиц и поговорок В. П. Жуков Издательство Москва 2001г.

    К мудрости ступенька В. П. Аникин Издательство Детская литература 1982 г.

    Русские народные пословицы поговорки, загадки. П. Аникин Издательство Детская литература 1982 г.

    Русские пословицы А. С. Спирин. Издательство Ростовского университета, 1985 г.

    Русское народное творчество. Издательство Высшая школа Москва 1966 г.

    Русские пословицы и поговорки. Под редакцией В. П. Аникина.

    Народная мудрость в пословицах и поговорках. Н.А.Сытова Издательство Москва, 1985 г

    Интернет ресурсы

Татьяна Гусельникова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста Былины-кладезь народной мудрости

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста

Былины- кладезь народной мудрости

Цель :

Формирование нравственно-патриотических чувств.

Задачи :

1. Дать представление о былинах , их происхождении, авторстве, содержании, значении.

2. Вызвать интерес к русскому народному творчеству : языку былин , сказаний, песен, преданий о русских богатырях.

3. Обобщить и систематизировать знания детей о былинных образах богатырей : Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича; их жизни, подвигах, видах оружия, доспехах.

4. Активизировать словарь детей словами : Древняя Русь, былины , сказители, богатыри, кольчуга, шлем, щит, меч.

5. Развивать познавательный интерес к истории и литературному наследию страны.

6. Формировать художественно-речевые навыки.

7. Воспитывать любовь к родному языку и Родине.

8. Индивидуальная работа с Игорем А., Настей С. - закрепить знания детей о героях-богатырях .

Приоритетная область : социализация.

В интеграции : познание, чтение художественной литературы, коммуникация, физическая культура, музыка.

Возраст воспитанников : 5-7 лет.

Материалы и оборудование : репродукция картины В. М Васнецова "Богатыри", былина "Илья Муромец и Соловей- разбойник", телевизор и диск с мультфильмом "Илья Муромец", мольберт, грамзапись гуслей, мелок.

Предварительная работа :

1. Рассматривание картин : В. М. Васнецова "Богатыри"; К. Васильева "Битва на Калиновом мосту"; В. М. Васнецова "Битва на распутье"; Н. Рерих "Илья Муромец".

2. Чтение : "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях", былины "Никита Кожемяка".

3. Рассматривание иллюстраций о былинных богатырях в книгах .

4. Дидактические игры : "Собери богатыря в дорогу", "Герои русских былин " (см. приложение №1)

5. Разучивание игры-хоровода "Дуб- дубок" и подвижной игры "Петушиные бои". (см. приложение №1)

6. Заучивание народных шуток , прибауток, пословиц, поговорок, богатырских потешек. (см. приложение №2)

7. Изобразительная деятельность "Герои русских былин ". (см. приложение№3)

8 Разучивание гимнастики "Богатырские яблоки".(см. приложение №4)

Литература :

"Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7 лет : занятия по былинам , богатырские игры и потешки". Авторы-составители : Т. М. Пименова, В. В. Архипова. Издательство "Учитель" 2013г.

1. Организационный момент.

(Дети стоят в центре группы)

В грамзаписи слышны гусли.

Воспитатель :

Сегодня мы начнем удивительное путешествие, которое, я уверена, навсегда запомнится вам. Это путешествие по русским былинам . Если вы спросите меня : "Что такое былина ?", я, наверное, не смогу ответить точно. Это сказка и быль одновременно, и песня, и стих, и просто рассказ. В былинах вас будут ждать самые невероятные встречи и приключения. Вместе с русским богатырем Ильей Муромцем вы сразитесь с непобедимым Соловьем- разбойником, а с богатырем Добрыней Никитичем освободите из плена красавицу Забаву Путятичну; побываете на дне морском вместе с новгородским купцом Садко и выручите из темницы князя Ставра Годиновича с помощью кос его мудрой жены Василисы Микуличны.

Так кто же придумал эти удивительные истории? У них нет одного автора, их сочинял русский народ . Сочинял в те древние времена, когда наша Родина- Россия называлась Русью. Это было очень давно. Тогда еще не было письменности, люди не могли записать то, что они сочинили или увидели, поэтому былинные рассказы заучивались наизусть и передавались от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку. Сказители старались передать услышанное слово в слово, поэтому былины дошли до нас через многие- многие времена почти без изменений. В былинах , словно в чудо- зеркале, можно увидеть всю жизнь наших предков, их радости и печали, каждодневные заботы и праздничные хлопоты.

2. Чтение былины "Илья Муромец и Соловей- разбойник".

(Дети садятся на ковёр по- турецки.)

Воспитатель :

Сегодня мы познакомимся с главными былинными героями . Это богатыри русской земли. "Славна богатырями земля русская",- гласит народная мудрость .

А кто же такие богатыри? (ответы детей ) .

А каких богатырей вы знаете? (ответы детей )

А сейчас я предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма. (просмотр фрагмента мультфильма "Илья Муромец")

Вы узнали героя? (ответы детей : Илья Муромец) .

-Былина , с которой я вас сейчас познакомлю, рассказывает о молодости Ильи Муромца. Вы узнаете, откуда он родом, благодаря какой волшебной силе он стал богатырем, узнаете о его первых подвигах. (чтение былины "Илья Муромец и Соловей- разбойник" в сокращении).

3. Беседа по вопросам.

Как назывались город и село, где родился Илья Муромец (город Муром, село Карачарово)

Какая болезнь приключилась с Ильей Муромцем (Отнялись у него ноги резвые и парень- крепыш ходить перестал)

Кто помог ему избавиться от тяжелого недуга и как? (Калики перехожие, предложив испить воды студеной)

Куда отправился Илья Муромец после волшебного исцеления (К родителям в поле за благословением нести богатырскую службу)

Как называлось место где он встретил Соловья-разбойника? (Черная Грязь, у реки Смородинки)

Как Илья Муромец победил его (Стрельбой из лука)

Куда отправился Илья Муромец после победы над Соловьем- разбойником? (В Киев-град к князю Владимиру)

4. Игра-хоровод "Дуб-дубок".

Воспитатель :

Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Как вы думаете, почему? (Он огромный, могучий, сильный, как богатырь. Он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям.)

Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой дубовый листок и горсть родной землицы. Этот обычай - брать с собой горсть родной земли- сохранился до сих пор с тех далеких времен наших предков.

Давайте и мы поклонимся дубу.

(Дети встают в хоровод)

Игра-хоровод "Дуб-дубок":

У нас рос дубок- вот таков! Сидя на корточках медленно поднимаются, тянут руки вверх.

Корень его- да вот так глубок! Наклоняются вниз, показывая корень.

Листья да его- вот так широки! Разводят руки в стороны.

Ветки да его- вот так высоки! Тянут руки вверх.

Ах ты, дуб-дубок, ты могуч! Медленно поднимают сцепленные руки вверх.

На ветру ты, дубок, скрипуч! Покачивают руками.

Дай мне силы, отваги, добра! Правая рука на сердце.

Чтобы землю родную

защищать от врага!

5. Рассматривание репродукции картины В. Н. Васнецова "Богатыри" .

(Дети стоят у мольберта.)

Воспитатель :

Ребята, подвиги русских героев- богатырей отражены не только в былинах , но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов написал картину "Богатыри". Давайте ее рассмотрим :

Кто изображен на картине? (ответы детей )

Правильно. На картине вы видите Илью Муромца со своими товарищами Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем, они несут караульную службу на заставе. Богатыри отличаются друг от друга происхождением, нравом, поведением. Илья Муромец- крестьянский сын; Добрыня Никитич - знатного происхождения, из рода князей; Алеша Попович, сын попа. Они в трудную минуту готовы помочь Родине, защитить Русь, когда враг грозит ей истреблением и гибелью.

Их всех объединяют общие качества. Как вы думаете, какие? (Сила, смелость, ловкость, выносливость, мужество, стойкость.)

6. Подвижная игра "Петушиные бои".

Звучит музыка "Богатырская сила", музыка А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова

Воспитатель :

На Руси всегда любили помериться силой богатырской, а вы желаете?

(Дети встают в круг.)

(Проведение игры : см. приложение)

Ребенок читает богатырскую потешку :

А и сильные, могучие богатыри

на славной Руси!

7. Загадки.

(Дети садятся на стульчики.)

Воспитатель :

Ребята, я сейчас загадаю вам загадки, а отгадками станут доспехи и оружие русских богатырей :

1. Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

2. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

3. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

4. Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

8. Подведение итогов.

Воспитатель :

Какое путешествие мы начали?

Что такое былина ?

Кто изображен на картине В. М. Васнецова "Богатыри"?

О ком сегодня мы прочитали былину ?

Воспитатель :

Много богатырей на Руси. Невозможно сразу обо всех рассказать, поэтому мы обязательно с вами продолжим наше былинное путешествие .

Приложение №1

Дидактическая игра "Собери богатыря в дорогу".

Задачи : закрепить знания детей об элементах костюма русского богатыря; закрепить в речи их названия.

Материал : изображение русского богатыря, разнообразные детали костюмов воинов разных народов .

Ход игры : Воспитатель предлагает собрать богатыря в путь -дорогу. Дети выбирают из предложенных костюмов те, что подходят русскому богатырю.

Дидактическая игра "Герои русских былин ".

Задачи : упражнять в складывании из отдельных частей картины; развивать восприятие.

Материал : иллюстрации и разрезные картинки.

Ход игры : Дети выбирают понравившуюся иллюстрацию и собирают из отдельных частей такую же картину по выбранному образцу.

Подвижная игра "Петушиные бои".

Задачи : учить соблюдать правила игры : не становиться на две ноги, одну руку держать за спиной; развивать ловкость, координацию движений; поощрять дух соперничества.

Материал : мелок.

Ход игры : На полу чертится круг, двое ребят становятся друг перед другом на одной ноге (другую ногу сгибают в колене и поддерживают рукой) . По сигналу воспитателя дети начинают осторожно выталкивать друг друга плечом. Тот, кто остался в кругу- тот и выиграл.

Приложение №2

Богатырские потешки.

Если богатырь на страже,

Может быть уверен каждый-

От врагов защищена

Наша матушка- земля.

Ой, вы гой еси, люди добрые.

Много ходим мы по родным степям,

Охраняем землю русскую

От врагов лютых, гостей непрошеных!

Век стоит Русь- не шатается!

И века простоит - не шелохнется.

А и сильные, могучие богатыри

на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать коням землю Русскую!

Не затмить им солнце наше красное!

Не держать в плену наших девушек!

Пословицы и поговорки о смелости и отваге русских воинов.

Кто смел, тот и цел.

Смелость города берет.

Богатырь ни с мечом, ни с калачом не шутит.

Кто смел, тот на коня сел.

Храбрый побеждает, а трус погибает.

Смелому горох хлебать, а не смелому и щей не видать.

Не родом богатырь славен. а подвигом.

Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

Мое богатство- сила богатырская, мое дело- Руси служить, от врагов оборонять.