Русская матрёшка. Стиль русской матрешки Сергиева Посада. Происхождение русской матрешки

Русская матрешка - история игрушки

Матрешка - наиболее известный и наиболее популярный из всех российских сувениров. Традиционным дизайном матрешки поныне является образ молодой русской женщины, одетой в национальный костюм и с косынкой на голове . В классической матрешке все куклы набора выглядят практически идентично, а количество кукол в комплекте варьируется от 5 до 30.

История имени

В провинциальной дореволюционной России имя Матрена было весьма популярный женским именем. Оно происходит от латинского слова matrona - в Древнем Риме название свободнорожденной замужней женщины, пользующейся хорошей репутацией и принадлежащей к высшему сословию. Позднее в русском языке слово матрона стало использоваться в значении уважаемая женщина, мать семейства. От термина "матрона" произошло христианское женское имя Матрона, трансформировавшееся в русском языке в Матрёна.

Название связывалось с образом матери большого семейства, у которой к тому же была дородная фигура. Впоследствии имя Матрена приобрело символическое значение и использовалось специально для описания ярко раскрашенных деревянных кукол, сделанных таким образом, чтобы одна находилась внутри другой. Так мать-кукла с многочисленными дочерьми-куклами прекрасно выражает древнейший символ человеческой культуры и считается также символом материнства и плодородия.

По старинным технологиям

Еще до появления идеи делать матрешки, русские ремесленники имели значительный опыт работы в области обработки древесины на токарных станках. Задолго до появления матрешки мастера изготавливали пасхальные яйца и яблоки, вложенные одно в другое.

Сушка дерева происходила в естественных условиях на открытом воздухе и не менее двух лет; только опытный мастер мог решить, когда материал станет готовым к обработке. Затем бревна распиливали на заготовки.

Ручное изготовление куклы на токарном станке требует высокой квалификации, умения работать с ограниченным набором инструментов. Самые маленькие фигурки делались в первую очередь. По ней потом вытачивалась следующая кукла, и так далее. Операции изготовления форм не предполагали каких бы то ни было измерений; мастер полагался только на интуицию и свое мастерство.

Официальная история возникновения

Считается, что первая русская матрешка родилась в 1890 году в мастерской усадьбы Абрамцево новой Москвы. Владельцем усадьбы был Савва Мамонтов - промышленник и меценат.

Семиместная матрешка "Фукурама", Япония, ок. 1890

Однажды субботним вечером кто-то принес в мастерскую смешную японскую куклу лысого старика Фукурамы. Кукла состояла из семи фигурок, вложенных одна в другую. Происхождение этой куклы доподлинно неизвестно; никто не знает, откуда она взялась. Однако существуют разные легенды, наиболее популярная из которых гласит, что первую куклу такого типа сделал русский монах на острове Хонсю в Японии. В действительности такой тип изделий, когда несколько предметов вкладываются один в другой, известен очень давно. По такой технологии русские ремесленники несколько столетий производили деревянные пасхальные яйца и яблоки. Однако сама идея вкладывать одно изделие в другое достаточно древняя и уходит в прошлое Китая, причем какого из населяющих его народов - неизвестно, поскольку прослеживается задолго до объединения китайских народностей.

Один из художников мастерской Мамонтов Сергей Малютин был заинтригован Фукурамой и решил сделать нечто подобное, но с российской спецификой. Кукла должна иметь русский дух и представлять российские культурные и художественные традиции. Так Сергей Малютин сделал эскиз куклы и попросил сделать по нему деревянную форму Василия Звездочкина.

Старик

Гетман

Малютин раскрасил куклы в соответствии с собственным дизайном. Первая русская матрешка состояла из восьми кукол и описывала крестьянскую семью - мать и 7 дочерей. Этот комплект и некоторые другие наборы сейчас хранятся в музее игрушки Сергиева Посада. Там же в музее можно увидеть и другие старые матрешки: Старик, Гетман, "Сказка про репку".

Стиль русской матрешки Сергиева Посада

До конца 90-х годов 19 века матрешки изготовлялись в Московской мастерской, а после ее закрытия производство переехало в учебные и демонстрационные мастерские Сергиева Посада под Москвой. По сути, Сергиев Посад стал местом, где был сделан первый промышленный образец русской матрешки. Этот старинный город расположен в 73 километрах от Москвы. Город вырос вокруг знаменитой Троицево-Сергиевой лавры.

На огромной рыночной площади у монастыря находился рынок. Площадь была всегда полна людей, и не удивительно, что первые матрешки изображали именно такую красочную жизнь. Среди первых образов есть молодые девушки, одетые в яркие сарафаны, женщины старообрядцы в консервативных одеждах, женихи и невесты, пастухи со свирелями, старики с пышными бородами. В ранний период развития техники в матрешках появлялись и мужские образы тоже.

Иногда матрешка представляла целую семью с многочисленным детьми и домочадцами. Некоторые матрешки посвящались историческим темам и изображали бояр с женами, русских дворян 17 века, а также легендарных русских богатырей. Иногда матрешки посвящались книжным персонажам. Например, в 1909 году к столетию Гоголя Сергиев Посад выпустил серию матрешек по мотивам произведений Гоголя: Тарас Бульба, Плюшкин, Губернатор. В 1912 году к столетию Отечественной войны против Наполеона матрешки изображали Кутузова и некоторых других полководцев. Некоторые матрешки заимствовали сказочные сюжеты, часто темы брались из народных героических сказаний.

Лица ранних матрешек Сергиева Посада были овальными, с жесткими чертами. Поскольку верхняя часть кукол была значительно увеличена, лица доминировали над телом. Куклы выглядели примитивно и имели сильную диспропорцию, однако были очень выразительными. В этот ранний период роспись кукол считалось делом вторичным. На первое место выходило мастерство токаря, способного сделать заготовки с очень тонкими бортами. Профессиональные художники, которые расписывали первые куклы, делали это в свое удовольствие и серьезно к своей работе не относились. Именно поэтому первые матрешки выглядят очень примитивно.

Чуть позже народная художественная традиция взяла верх. Дальнейшему развитию изобразительного стиля матрешки способствовали иконописцы из Сергиева Посада. Иконописцы в основном сосредотачивались на фигуре человека и его лице. Эта древняя традиция пришла в древнерусское искусство из Византии, а соединение раннего типа матрешек из Сергиева Посада с традицией местной иконописной школы подтверждается и стилистически и фактически.

Сергиево Посадские матрешки: сверху вниз - 1990 и 1998 годы.

Матрешка по мотивам сказки "Руслан и Людмила", Сергиев Посад, 1998.

Изначально типажи матрешек были самые разные и изображали как мужские, так и женские персонажи. Постепенно женский персонаж стал доминирующим.

Семеновский стиль матрешки

Семеново - один из старейших центров ремесла. Первое упоминание об этом поселке датируется, примерно, 1644 годом. Существует легенда, что поселок был основан купцом Семеном и монахом отступником из Соловецкого монастыря. В 1779 году во времена Екатерины Великой в мастерских Семеново работало около 3000 человек. Поскольку поселок был окружен лесами, люди использовали древесину для производства товаров из дерева для себя и для продажи. Некоторые мастера делали для детей игрушки из дерева, что впоследствии стало прибыльным делом.

Первую матрешку в Семеново сделал Арсентий Майоров, хорошо известный по своей деревянной посуде, погремушкам и яблокам. В 1924 году он привез с ярмарки в Нижнем Новгороде не раскрашенные матрешки. Его старшая дочь Люба разрисовала заготовку при помощи обычного гусиного пера и красок, использовавшихся художниками Семеново для росписи игрушек. В 1931 году в поселке была создана артель, которая изготовляла сувениры, включая матрешки.

Постепенно сложился уникальный стиль семеновской матрешки, более декоративный и символический, чем стиль Сергиева Посада. Семеновская традиция росписи использует анилиновые красители; художники оставляют много неокрашенного пространства, а куклы лакируют. Технологически сначала прорисовываются очертания лица, наносятся румяна на щеки, затем рисуется юбка, фартук, платочек и руки.

Фартук считается главным в живописи Семенова. Обычно на нем рисуется яркий букет цветов.

Семеновский стиль

В настоящее время матрешки производятся на фабрике "Семеновская роспись" и они продолжают старые традиции.

Полхов-Майдан находится в 240 километрах юго-западнее Нижнего Новгорода. Первая матрешка здесь была сделана в 1930 годах.

Полховский стиль

Мастерство деревообработки - старая традиция Полхова. На токарных станках изготавливались самые различные изделия: самовары, птицы, копилки, солонки и яблоки. Художники использовали анилиновые красители. Матрешки перед росписью грунтовались, а после росписи покрывались лаком. Цветовая гамма Полховской матрешки гораздо ярче и выразительнее, чем у семеновской. Зеленый, синий, желтый, фиолетовый и малиновый цвета используются для контраста друг с другом, чтобы сделать яркий и выразительный орнамент. Насыщенность цвета достигается за счет наложения одного слоя краски на другой.

Стиль рисунка примитивен и напоминает детские рисунки. Образ - типичная деревенская красавица; сдвинутые брови и лицо обрамленное черными локонами.

Цветочному орнаменту уделяется гораздо большее внимание, чем лицу. В пользу орнамента даже игнорируются другие детали костюма матрешки. При этом главным элементом орнамента на фартуке является роза, как символ женственности, любви и материнства.

Цветки роз являются частью каждой композиции мастеров Полхова.

Историю русской матрешки можно условно разделить на три периода:

  • 1) 1890-1930-е годы;
  • 2) 1930-е - начало 1990-х гг.;
  • 3) начало 1990-х гг. до настоящего времени.

Первый период подарил миру русскую матрешку. Было разработано несколько типов кукол, появилось несколько стилей. Расцвет искусства прервался строительством социализма в СССР, потому что советское правительство уделяло мало внимания развитию ремесленного производства. Ставка делалась на индустриализацию и промышленное производство; кустарное творчество не укладывалось в концепцию массового производства товаров для населения. Хотя некоторые виды матрешек все же производились.

Частное производство в СССР было запрещено - ремесленников обязывали работать на государственных фабриках, делать изделия по заданному шаблону и не проявлять инициативы. Работающим на фабриках не разрешалось иметь дома токарные станки. Частное производство могло быть приравнено к хищению социалистической собственности и каралось довольно большим сроком содержания под стражей. Милиция и правительство контролировало дороги и железнодорожные станции, чтобы предотвратить возможность перевозки изделий в другие регионы для продажи. Тем не менее, люди производили собственные поделки и вывозили из в другие республики Советского Союза, в первую очередь на север и Среднюю Азию.

На государственных фабриках работать было легче. По крайней мере, игрушки, произведенные на государственных предприятиях, экспортировались во многие страны мира.

С начала 1990-х художники получают полную свободу самовыражения, однако работать по-настоящему все еще препятствует старая экономическая система. В какой-то момент умники из Госплана СССР решили, что было бы неплохо резко увеличить производство матрешек, чтобы каждый человек на земле мог иметь хотя бы по одной кукле. Так матрешки стали массово производиться в Молдавии, на Украине, на Кавказе, в Башкирии, Карелии и многих других местах. Тогда никто даже и не подумал, что вместе с инструментами для обработки дерева не передается высокий уровень мастерства. Получилось так, что мир наводнили посредственные поделки, не имеющие никакой ценности. Без родных традиций матрешка потеряла свое очарование и превратилась в обычную деревянную игрушку, очень примитивную и простую.

Современная матрешка

Матрешка - это кукла, которая выглядит довольно простой, однако она всегда являлась лучшим воплощением времени. Как форма народного творчества матрешка обладает огромным потенциалом; она передает глубинный смысл событий и развивается в ногу со временем.

В разное время создавались разные матрешки. Если ранняя матрешка стилистически была примитивна, то начиная с 20 века художники пытались использовать поверхность матрешки наиболее полно. Появился новый тип матрешки, который представлял собой картину в картине. Основой образа по-прежнему была молодая девушка, только теперь на ее передничке рисовали не цветы, а сюжеты русских сказок и пейзажи, а также исторические места.

Усложнение традиционной росписи матрешки привело к огромному разнообразию стилей и вариаций . Тенденция использования декоративных элементов, характерных для традиционных центров русской народной культуры, становятся все более популярной в росписи матрешек начала 20 века. Появляются куклы, расписанные под Гжель, Жостово, Хохлому.

Так называемая авторская матрешка появилась в конце 1980 и начале 1990 годов. В этот период очень многие художники в ногу с конъюнктурой рынка начали расписывать матрешки. Можно сказать, что перестройка подарила миру новый вид искусства - авторская роспись русской матрешки , которая является теперь частью многих российских и западных художественных коллекций.

Особую популярность приобрела "политическая" матрешка. Существует целый ряд кукол с изображением русских царей, российских и зарубежных государственных деятелей и политиков. Гротескное изображение политиков - старая традиция, возникшая очень давно. Почти все политические деятели конца 1980 и начала 1990 годов представлены в забавных карикатурах. Особенно популярным в то время стал образ М. С. Горбачева, который стал легендарной политической фигурой, а его матрешечное воплощение стало особенно популярным в Европе и Америке.

Матрешка - это огромное художественное событие, которое требует осмысления. Это как скульптура и живопись, образ и душа России.

Уже давно матрешка является модным славянским сувениром. Но матрешка не только украшение или сувенир, прежде всего это уникальная игрушка для детей - очень красивая и полезная. Как много матрешек у нее в середине, так и много тайн содержится в ней. Что же означают эти вставленные одна в другую разукрашенные куколки?

Развивающей и обучающей ценности матрешки может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная игрушка - отличный дар маленьким детям. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные качества, величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Это способствует координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей. Умение разобрать и верно собрать матрешку развивает логическое мышление, в игровой форме обучает счету. Но эта игрушка имеет еще и множество символических смыслов.

Известно, что любая традиционная игрушка - обучающий предмет, связанный с мифологией. Многие исследователи бьются над загадкой матрешки, а символика народного искусства часто теряется в глубине веков. Знатоки полагают, что русский мастер, точивший матрешку, помнил и хорошо знал русские сказки и заключил в матрешку идею поиска истины и возможности найти ее, только «докопавшись до сути» - последней фигурки. Вспомним сказку «Кощей Бессмертный», где Иван-царевич ищет яйцо, в котором заключена игла - смерть Кощея Бессмертного. Это яйцо было в утке, утка - в зайце, заяц - в ящике, ящик - под дубом. Также и многослойность матрешки учит нас искать множество смыслов - за внешним видеть внутренние причины, более глубоко воспринимать мир, не судить поверхностно, докапываться до сути.

Матрешка - символ Рода. Вдумаемся в название. Слово «матрешка» происходит от слова «мать». Таким образом, эта игрушка олицетворяет мать многочисленного семейства, являясь символом материнства, плодородия. Матрешка с многочисленным матрешкиным семейством передает образ Рода, нескольких поколений предков и потомков.

Матрешка - символ единства и многопроявности мира. Она как бы одна, но вместе с тем состоит из множества своих проявлений, которые являются ее маленькими отражениями. Поэтому матрешка также несет идею отражения малого в великом, макрокосмоса - в микрокосме.

Матрешка со всеми ее составляющими - это символ многомерности и многослойности Вселенной и человека - его энергетических тел. Наши предки знали об этом, поэтому существовали возрастные посвящения, которые помогали укрепить соответствующие энергетические тела.

Так, самая маленькая матрешка - это физическое тело человека, оно полностью созревает к 1-му году жизни, чтоб укрепить его и помочь ребенку утвердиться в мире Яви. Тогда проводится возрастное посвящение Пострижины. Эта матрешка - красная, поскольку физическое тело связано с чарой красного цвета - Исток.

Следующая матрешка - это Жарье (эфирное) тело человека, полностью формируется к 3-м годам. Чтобы укрепить его, проводится возрастное посвящение Посажены на коня - для мальчиков, Зоря-Провестница - для девочек. Эта матрешка - оранжевого цвета, поскольку эфирное тело связано с чарой оранжевого цвета - Зарод.

Еще большая матрешка - Навье (астральное) тело человека - желтого цвета, связана с чарой Живот. Формируется к 7 годам, проводится посвящение Подпоясывание - для мальчиков, Закосычивание - для девочек.

Следующая матрешка - Клубье (ментальное) тело - зеленого цвета, формируется к 12-14 годам, отмечается посвящениями Ярение и Лельник.

Голубая матрешка (горловая чара Устье) - Причинное (каузальное) тело, формируется к 21 году, человек готов творить свое пространство, а значит пройти посвящение в Мужа или Жену - свадебный обряд.

Синяя матрешка (чара Око) - Колобье тело (тело интуиции и духовного ума), человек проходит посвящение в Отца или Мать.

Самая большая - фиолетовая матрешка (чара Родник), символизирует Дивье тело (душа человека, катеральное, атмическое тело). Человек лучше всего осознает его, когда проходит посвящение в Дедушку или Бабушку. Следующие же матрешки-тела - Правье тело и Джива имеют очень высокие вибрации, поэтому не имеют цвета - это уже свет.

Таким образом, матрешка олицетворяет человеческую целостность, ее позитивный веселый образ приносит в дом гармонию и уют.

Вот уж действительно, самая родная игрушка, наша, русская. Не зря любой иностранец, побывав в России, возвращается к себе домой с сувениром – матрешкой . К ней могут покупаться деревянные ложки, самовары, глиняные игрушки, но все же матрешка – главный символ России.

Тем удивительнее будет узнать, что матрешка в виде деревянной фигурки , внутри которой прячутся такие же, но мал-мала-меньше, родом из Японии . Эту игрушку, а именно фигурку японского мудреца Фукурумы , привезли в нашу русскую мастерскую детских игрушек.

Уже не важно, с какой целью это было сделано – просто показать диковину заморскую или целенаправленно перенять опыт чужеземных мастеров, но результатом появления японской игрушки в российской мастерской и экспериментов наших мастеров и художников стала матрешка. Это была деревянная игрушка - фигурка девушки в непритязательном повседневном городском наряде, который традиционно повторяется и во многих современных игрушках: вспомните фартук, косынку, правда у первой матрешки еще была курица под мышкой.

Не спешите удивляться, вы наверняка представили себе фирменный пакет птицефабрики с утрамбованным в него цыпленком-бройлером.., а у первой матрешки был подмышкой живой петушок. Непонятно, откуда у матрешки такое имя. Во-первых, оно женское, хотя самая первая матрешка состояла и из мальчиков , и из девочек - они чередовались, и всего их было восемь.

Видимо, сыграло роль то, что самая большая наружная фигурка все же была женского пола, а будь оно наоборот, матрешка могла бы стать, например, ивашкой. Само название «матрешка », по большинству мнений, является производным от Матрены или Маши , в общем, самых, что ни на есть русских имен. Остановимся на такой теории и посмотрим, чем же матрешка хороша. Кроме того, что она – всемирно признанный символ России, все же в первую очередь, это традиционная русская детская игрушка .

Думаю, не ошибусь, сказав, что она была у любого ребенка, выросшего в России. Ее уникальность – в универсальности. Ребенок может играть самостоятельно, без участия взрослых. Если у родителей есть время, матрешка может стать пособием для занятий. Развитие мелкой моторики, логики, усвоение абстрактных понятий «больше-меньше », «выше-ниже », «толще-тоньше », в общем, всему чему угодно можно научиться, было бы желание – а матрешка поможет.

Итак, играем матрешкой. Какой бы замечательной игрушка не была, если ее просто сунуть ребенку, чуда не произойдет и малыш не будет приходить в восторг от одного ее вида, если не сделать даже попытки заинтересовать. Классика – это просто вручить ребенку фигурку, разобрав и собрав у него на глазах. Это вариант для занятых родителей – отвлечь ребенка на полчасика, чтобы быстренько переделать кучу дел. Останавливаться на этом не будем, тем более что особо обсуждать в данном случае и нечего.

Гораздо более интересный вариант – посвятить знакомству с матрешкой хотя бы двадцать совместных (мама+малыш ) минут. Чего проще – изобразите на лице удивление и безмерную радость, когда обнаружите внутри первой матрешки вторую, и ребенок не замедлит отреагировать также. Такая реакция легко закрепиться, и в дальнейшем эта игрушка будет всегда вызывать у малыша радость и ожидание маленького чуда. Обратимся к развивающим обучающим играм . Классическая матрешка, самая распространенная, выполняется в виде девушки в русском наряде.

Бывают матрешки одинаково наряженные, начиная от самой большой и заканчивая самой маленькой. Так же возможны, напротив, разные неповторяющиеся наряды. Используя эту особенность, можно, выстроив все фигурки в ряд, сравнить их «одежду », попросив ребенка отметить различия. Такой ряд из матрешек идеален для усвоения понятий «больше-меньше ». По желанию можно добавить здесь же «старше-младше », тем более, что фигурки раскрашиваются часто именно по такому принципу: самая большая – бабушка, поменьше – тетушка помоложе, еще меньше – девушка, дальше – девочка и последний – младенец.

Очень хороши матрешки на тему известных сказок – «Репки », «Колобка », «Заюшкиной избушки », «Теремка », «Курочки рябы » или «Маши и медведя ». Понятно, что в этих случая фигурки изображают героев сказки, причем не обязательно живых, например, в наборе «Заюшкина избушка » самая большая фигурка – непосредственно лубяная избушка . Что можно придумать с такими «матрешками »? Кроме игры в сказку, можно попробовать смешать несколько сказок. Не все дети это сразу понимают и приветствуют, но многие от такой игры приходят в восторг. Если вариант, когда дочка упрямо ждет дословного рассказа любимой «Царевны-лягушки » каждый вечер перед сном и при малейшем отклонении от знакомого текста требует исправить неточность, про вашего ребенка, то эта игра будет весьма кстати. Предложите придумать, что интересного герои разных сказок могли бы сделать вместе, а потом с помощью матрешек проиграйте придуманный сюжет. Возможно, этим же вечером вместо заезженной сказки ребенок попросит рассказать совместно придуманную днем историю, да еще и поможет в этом.

Если дома есть не одна матрешка, а хотя бы две или три, каждая, разумеется, со своим набором вкладывающихся фигурок, то можно поиграть в «путаницу ». Для начала можно вытащить все фигурки, собрать их, перемешать и предложить ребенку распределить по «семьям ». Потом усложните задачу – перемешайте разобранные на половинки фигурки разных матрешек. Можно, складывая отдельные фигурки, намеренно перепутать половинки (например, верх от зеленой матрешки, а низ от красной) и попросить малыша исправить ошибки.

Сложное, но хорошо развивающее мелкую моторику задание – собрать всех матрешек так, чтобы рисунок одежды у двух половинок совпадал. Если подобрать для этого задания качественно выточенную игрушку, то все получится.

Матрешка действительно игрушка просто универсальная. Она скрывает в себе почти безграничные возможности для игр. Научить ребенка видеть их – непростая задача, но и с ней можно справиться, стоит только начать играть.

Матрёшка - один из известных и любимых всеми российских сувениров.
Первая русская матрёшка появилась в конце 19 века и снискала небывалое признание как один из всеобъемлющих образов России, символ русского народного искусства.
Предшественницей и прообразом русской матрёшки стала фигурка добродушного лысого старика, буддийского мудреца Фукурумы, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую, завезенная с острова Хонсю. Японцы, кстати, утверждают, что первым на острове Хонсю такую игрушку выточил безвестный русский монах.
Русскую деревянную разъемную куклу назвали матрёшкой. В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространенных русских имён, в основе которого лежит латинское слово «mateг», означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие. Но и сейчас матрёшка остается символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.
Первая русская матрёшка, выточенная Василием Звездочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: за девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга, последняя, восьмая, изображала спеленатого младенца.
Как правило, матрёшки изготавливают из древесины лиственных пород деревьев. Самым благодатным материалом является липа. Деревья, предназначенные для выделки матрёшек, спиливают ранней весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Спиленные деревья очищают, оставляя обязательно в нескольких местах кольца коры. Иначе при сушке древесина потрескается. Подготовленные таким образом бревна с замазанными торцами, укладывают штабелями, чтобы между ними остался зазор для воздуха. Заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе не менее двух лет. Бревна, готовые к обработке, распиливают на заготовки для будущей матрёшки. В руках токаря заготовка проходит до 15 операций, прежде чем стать готовой матрёшкой. Обычно первой вытачивают самую маленькую неоткрывающуюся фигурку, потом уже все остальные фигурки. Готовые куклы грунтуют крахмальным клеем, сушат, теперь матрёшка готова к росписи.
До конца 90-х годов прошлого века матрёшки вытачивали и расписывали в московской мастерской «Детское воспитание», а после ее закрытия в подмосковном Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. По преданию, первую «троицкую» игрушку вырезал настоятель Троицко-Сергиева монастыря, основанного в 1340 году, Сергий Радонежский. Он лично одаривал игрушками детей. Даже среди игрушек царских детей были деревянные троицкие. Их покупали в Сергиевом Посаде, куда на богомолье в Троице-Сергиев монастырь приезжали русские цари со своими чадами и домочадцами.
В 1900 году русская матрёшка экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировое признание. С конца 18 - начала 19 века до нас дошли резные деревянные игрушки, изображающие крестьянскую девушку в кокошнике, пляшущего мужика, нарядных барынь и гусар. Первые матрёшки своими формами и росписью тоже фиксируют пеструю разнообразную жизнь: девушек в русских сарафанах с корзинами, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове; жениха и невесту, держащих свечи в руках; пастушка со свирелью; старика с окладистой бородой. Иногда матрёшка представляла собой целую семью.
Матрёшка - это произведение и скульптурное, и живописное, это образ и душа России.

Неискушённый, да и искушённый иностранный турист в первую очередь везёт из России матрёшку. Она давно уже стала символом нашей страны, наряду с водкой, медведем и тому подобными клише, сложившимися в массовом сознании. С другой стороны русская матрёшка – это блестящий образец народного таланта, слабо поддающйеся влиянию массовой культуры.

История русской матрёшки

Самое удивительное, что до конца XIX века никаких матрёшек в России вообще не было. Во второй половине столетия Великая реформа Александра II даёт свои плоды: бурно развивается промышленность, строятся железные дороги. Одновременно растёт уровень национального самосознания, появляется интерес к отечественной истории и культуре, возрождаются народные промыслы. С 60-х годов XIX век аначинает формироваться новая ветвь изящных искусств, получившее название «русский стиль». В советское время он презрительно именовался “псевдорусским” или, даже, “петушиным” стилем – по резным и вышитым “петухам” – излюбленному мотиву художника и архитектора И.П.Ропета. Многие знаменитые художники, включая В.М. Васнецова, К.А.Сомова, М.А. Врубеля, В.А.Серова, Ф.А.Малявина, К.А.Коровина, С.В.Малютина, Е.Д.Поленову самым активным образом участвовали в создании русского стиля в искусстве. Их поддерживали известные меценаты: Савва Иванович Мамонтов – создатель Абрамцевского художественного кружа, пригласивший этих живописцев в своё подмосковное имение Абрамцево. У Мамонтова художники обсуждали пути развития русского искусства и тут же, на месте, создавали его. Также Мамонтовы старались возродить старинные народные промыслы, коллекционировали предметы народного искусства, включая крестьянские игрушки. Брат Саввы Ивановича, Анатолий Иванович Мамонтов был владельцем магазина-мастерской «Детское воспитание».

А.И.Мамонтов нанимал на работу высококвалифицированных кустарей-игрушечников и требовал от них нестандартного подхода при изготовлении игрушек. Для расширения кругозора мастеров и развития их творческой фантазии в мастерской выписывали образцы игрушек из разных стран мира. В это время возникает повышенный интерес к восточному, в особенности японскому искусству. Выставка японского искусства, состоявшаяся в Петербурге во второй половине 90-х годов, немало способствовала возникновению и развитию моды на “всё японское”. В числе экспонатов на этой выставке была представлена фигурка буддийского мудреца Фукуруму, добродушного лысого старика, в которую было вложено ещё несколько деревянных фигурок. Статуэтка Фукуруму была привезена с острова Хонсю, согласно японскому преданию первым такую фигурку вырезал некий русский монах, неведомыми путями попавший в Японию. Считается, что фигурка Фукуруму и стала прообразом русской матрёшки.

Автор русской матрёшки

Автор первой русской матрёшки неизвестен, но её появление было предопределено широким интересом к национальному искусству во всех сферах жизни общества, желанием владельца и мастеров магазина-мастерской «Детское воспитание» заинтересовать публику, создать что-то новое и необычное в русском духе. Наконец, появление фигурки Фукуруму на выставке японского искусства стало некоей точной кристаллизации этой идеи.

Первая русская матрёшка была вырезана в мастерской А.И.Мамонтова. На ней стоит штамп: «Детское воспитание». Выточил её потомственный мастер-игрушечник Василий Петрович Звёздочкин, а расписал С.В. Малютин, который сотрудничалс А.И.Мамонтовым, иллюстрируя детские книги.

Почему матрёшка так называется

Название “матрёшка” для деревянной разъемной расписной фигурки оказалось впору. В старой русской провинции имя Матрёна было одним из самых распространённых и любимых женских имён. Это имя происходит от латинского «mater», что означает ” мать”. Имя Матрёна вызывает образ настоящей русской женщины, матери многочисленных детей, с настоящим крестьянским здоровьем и типичной дородной фигурой.

Первая русская матрёшка выглядела примерно так.

Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку. Её расписаннал Сергей Малютин, Она состояла из 8 мест: девочка с чёрным петухом, потом мальчик, за ним следовала опять девочка и т. д. Все фигурки художник расписал по-разному, а последняя изображала спелёнутого младенца.

Из чего сделана русская матрёшка

Матрёшку обычно режут из липы, берёзы, ольхи и осины. Более твёрдые и прочные хвойные породы для такого “баловства” не используют. Самый лучший материал для изготовления матрёшек – это липа. Дерево, из которого будут резать матрёшки, заготавливают весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Дерево очищают от коры, обязательно оставляя кольца коры на стволе, иначе оно потрескается при сушке. Брёвна укладывают в штабель, оставляя между ними зазор для воздуха. Древесину выдерживают на открытом воздухе два года и более. Только опытный резчик может определить степень готовности материала. Токарь проделывает с липовой чуркой до 15 операций, прежде чем она станет готовой матрёшкой.

Самой первой вытачивают маленькую неразъемную фигурку. Для раскрывающихся матрёшек сначала вытачивают нижнюю часть – донышко. После токарной работы деревянную куклу тщательно зачищают, грунтуют клейстером, добиваясь идеально гладкой поверхности. После грунтовки матрёшка готова к росписи.
Первенцем в изготовлении матрёшек стала мастерская«Детское воспитание», а после её закрытия этот промысел освоили в Сергиевом Посаде. Тамошние мастера создали собственный тип матрёшки, которая по сей день именуется сергиево-посадской.

Роспись русской матрёшки

В 1900 году русская матрёшка была представлена на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль, и мировую известность. Тогда же пошли международные заказы, выполнить которые было по силам только высококвалифицированным мастерам из Сергиева Посада. Для работы в мастерской этого города приехал и В. Звёздочкин.

Первые русские матрёшки были очень разнообразны и по форме и по росписи. Среди ранних сергиево-посадских образцов помимо девушек в русских сарафанах с корзинками, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове, часто встречаются и мужские персонажи: жених и невеста, держащие в руках венчальные свечи, пастушок со свирелью, старик с окладистой бородой. Иногда матрёшка представляла из себя целую семью с многочисленными чадами и домочадцами.

Модный русский стиль привёл к появлению исторической матрёшки изображавшей бояр и боярынь, представителей русской знати, былинных богатырей. На украшение матрёшки влияли и различные памятные даты, например, столетие со дня рождения Н.В.Гоголя, отмечавшееся в 1909 году. К юбилею была выполнена серия матрёшек по произведениям писателя («Тарас Бульба», «Плюшкин», «Городничий»).


Матрёшка “Тарас Бульба”

К 100-летней годовщине войны 1812 года появляются матрёшки, изображающие М.И.Кутузова и Наполеона, внутри которых помещались фигурки русских и французских военачальников.

Очень популярны были матрёшки, расписанные по мотивам сказок, легенд и, даже, басен:«Царь Додон» и «Царевна-лебедь» из сказок А.С. Пушкина, «Конёк-горбунок» из сказки П.П.Ершова, персонажи басен И.А.Крылова. В Сергиевом Посаде делали также матрёшки, украшенные выжиганием. Обычно выжиганием выполняли орнаментальный узор по всей матрёшке, её одежду, лицо, руки, платок и волосы.

Международное признание русской матрёшки

Матрёшка получает международное признание: в 1905 году в Париже был открыт магазин, куда сразу же поступил заказ на изготовление партии матрёшек-бояр. В 1911 году сергиево-посадские мастера выполнили заказы из 14 стран мира. В прейскуранте Сергиевской земской учебно-показательной мастерской в 1911 году перечисдег двадцать один вид матрёшек. Они отличались росписью, размерами, количеством вкладышей. Сергиево-посадские матрёшки имели от 2 до 24 вкладышей. В 1913 году токарь Н.Булычёв выточил 48-местная матрёшку специально для проходившей в Петербурге выставки игрушек.

Сергиево-посадские матрёшки

В начале ХХ века токарь играл довольно важную роль в создании матрёшки, вытачивая фигурки с тончайшими стенками. В это время резчики резонно считали себя авторами матрёшек, роспись матрёшки играла второстепенную роль. Профессиональные художники, которые расписывали первые игрушки, относились к этому занятию не особенно серьёзно.

Самая большая сергиево-посадская матрёшка была выточена токарем Мокеевым в 1967 году. Она состоит из 60 (!) мест. Матрёшку из Сергиева Посада отличает приземистая форма, верх, плавно переходящий в расширяющуюся нижнюю часть фигурки, роспись гуашью, покрытая лаком. Предпочтительная пропорция матрёшки – 1:2 – это соотношение ширины матрёшки к её высоте.

Семёновская матрёшка

Огромная популярность сергиево-посадской матрёшки привела к появлению конкуренции. Мастера из других мест могли увидеть новинку на ярмарках, в особенности на крупнейшей в стране Нижегородской. Сергиево-посадские матрёшки привлекли внимание нижегородских резчиков-игрушечников. В Нижегородской губернии появляется свой крупный кустарный центр по производству матрёшки – город Семёнов (по нему матрёшка зовётся семёновской).

Традиции росписи семёновской матрёшки ведут своё начало от потомственных мастеров-игрушечников Майоровых из деревни Мериново. Деревня расположена недалеко от Семёнова. В 1922 году Арсентий Фёдорович Майоров привёз из Нижнего Новгорода нераскрашенную сергиево-посадскую матрёшку. Его старшая дочь Люба гусиным пером нанесла на матрёшку рисунок и расписала её кисточкой анилиновыми красками. На голове она изобразила русский кокошник, а в центре расположила ярко-алый цветок, похожий на ромашку.

Почти 20 лет Мериновские матрёшечники занимали первое место среди мастеров Нижегородской области на протяжении 20 лет.

Роспись семёновской матрёшки, который более яркая и декоративная по сравнению с сергиево-посадской. Роспись семёновских матрёшек берёт свое начало в народных традициях «травного» орнамента Древней Руси. У мастеров-семёновцев оставлено больше некрашеных поверхностей, они применяют более современные анилиновые краски также покрытые лаком.

Основа композиции в росписи семёновской матрёшки – это фартук, на котором изображается пышный букет цветов. Современные мастера создают роспись в три цвета – красный, синий и жёлтый. Они меняют сочетание цветов фартука, сарафана и платка. Букет на фартуке по традиции пишут не в центре, а несколько сместив вправо. Семёновские токари придумали особую форму матрёшки. Она, в отличие от сергиево-посадской, более стройная. Верхняя её часть относительно тонкая резко переходит в утолщённую нижнюю.

Семёновская матрёшка отличается от других тем, что она многоместная и состоит из 15-18 разноцветных фигурок. Именно в Семёнове была вырезана самая большая 72-местная матрёшка. Её диаметр – полметра, а высота 1 метр.
Семёнов считается крупнейшим центром по созданию матрёшек в России.

Матрёшка из Полховского Майдана

На юго-западе Нижегородской области находится ещё один знаменитый центр изготовления и росписи матрёшек – это село Полховский Майдан.
Это старинный кустарный центр, жители которого специализировались на резьбе по дереву и изготовлении деревянных игрушек. Первые полховские матрёшки, выполненные по примеру сергиево-посадских, были отделаны выжиганием. Позже местные жители стали расписывать их, используя растительный орнамент. Мастера Полховского Майдана, также как и Семёнова, пишут анилиновыми красками. Колорит

Полховско-майдановская матрёшка отличается ещё более яркой, звучной цветовой гаммой и более крупной росписью.


Полховско-майдановская матрёшка по стилю относится к т.н. крестьянскому примитиву, её роспись напоминает собой детский рисунок., Художники Полховского Майдана, подобно мастерам Семёнова уделяют главное внимание цветочной росписи на фартуке, опуская все бытовые детали костюма.

Главный мотив их росписи – это многолепестковый цветок шиповника(«роза»). Этот цветок издавна считается символом женского начала, любви и материнства. Изображение “розы” обязательно присутствует в любом варианте росписи, созданным мастерами Полховского Майдана.

Матрёшка, инкрустированная соломкой

Вятская матрёшка – самая северная из всех русских матрёшек. Особое своеобразие она получила в 60-е годы ХХ века. Тогда матрёшку стали не только -расписывать, но и инкрустировать соломкой. Это очень сложная, кропотливая работа, включающая в себя подготовку особого вида соломы и её использование в украшении деревянной фигурки. Соломенная инкрустация делает вятские изделия уникальными.

Авторская матрёшка

С конца 80-х, начала 90-х годов 20-го века начинается новый этап в развитии искусства матрёшки – так называемый период авторской матрёшки. Политические и экономические изменения, известные как горбачёвская “перестройка” вызвали огромный интерес в мире к русской культуре, её самобытному, народному началу. Экономические изменения позволили открыть частные мастерские. Мастер-ремесленник получил возможность свободно продавать свои изделия, как это было 100 лет назад.

Среди тех, кто охотно занялся росписью матрёшек, были и профессиональные художники. На место стандартной одинаковой матрешки, сложившейся в советское время, пришла новая, авторская. Прежде всего матрёшечники вернули то тематическое разнообразие в росписи, которое существовало в ранний сергиево-посадский период.

Современная матрёшка

Характерная черта современной авторской матрёшки – её необычайная живописность. Её рисунок похож на цветистую ткань и создает приздничное настроение. Одной из основных тем росписи становится окружающий мир. Многие художники обращаются к мотивам из русской истории- от похода князя Игоря до современной истории. Получилось, что в матрёшке заложен огромный потенциал для передачи событий, развёрнутых во времени и пространстве. Это движение как бы на глазах возникает и так же на глазах может быть «свёрнуто и убрано» в футляр матрёшки.Стоит упомянуть, что для инаугурации Билла Клинтона в России специально заказывались матрёшки с изображением будущего президента США и его ближайших соратников.
Часто можно встретить матрёшку, расписанную под «гжель», «жостово», «хохлому», «палех». Иными словами, современная матрёшка как бы концентрирует всё богатство художественных традиций русского прикладного искусства.

Авторская матрёшка по праву может считаться новым видом искусства, обогатившим мировое художественное наследие и ставшим желанным предметом коллекционирования для музеев и частных собирателей.
Матрёшка – это явление большого художественного значения, это произведение одновременно и скульптурное и живописное, это душа и образ России.