Родригес де сильва веласкес картины. «Менины» Веласкеса. О картине с двойным дном

Дие́го Родри́гес де Си́льва-и-Вела́скес (исп. Diego Rodríguez de Silva y Velázquez, 6 июня 1599, Севилья — 6 августа 1660, Мадрид) — испанский художник, величайший представитель золотого века испанской живописи.

Биография
Веласкес родился 6 июня 1599 года в Севилье, Испания. Учился живописи в родном городе у Франсиско Эрреры Старшего и у Франсиско Пачеко, на дочери которого, Хуане Миранде, он женился в 1618 году.

Назначение придворным живописцем
Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. В 1622 году он был в первый раз отправлен в Мадрид. Но, несмотря на то, что земляки, державшиеся в столице вместе, пытались ему помочь, предстать перед королевскими очами ему не удалось.

Впав в уныние, Веласкес вернулся в Севилью. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев (1623), как его догнало письмо от севильянца, служившего королевским капелланом. Он писал ему, что придворный живописец Родриго де Вильяндрандо умер, и место стало вакантно. Веласкес стремительно отправился ко двору, остановился в доме своего друга капеллана и написал его портрет. Другой севильянец, камердинер кардинала-инфанта Фердинанда (королевского брата), отнёс его во дворец и показал хозяину. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. К тому времени изображение каноника уже увидел и сам король Филипп IV. Ему понравилось настолько, что он приказал брату — кардиналу-инфанту, уступить очередь позирования. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя.

Картина произвела фурор («Портрет Филиппа IV с прошением», 1623, не сохранилась). Веласкесу выплатили гонорар, затем назначили ренту, а также приняли на должность придворного художника. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».

Первое путешествие в Италию
В июле 1629 года художник в сопровождении генерала Спинолы, только что назначенного командующим испанскими войсками в Италии, покинул Мадрид. Путешествие по Италии нельзя было назвать приятным: должность королевского камергера, статус протеже графа Оливареса и, плюс к тому, что его спутником был генерал — всё это вызывало раздражение у подозрительных итальянцев, считавших Веласкеса чуть ли не испанским шпионом. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника — но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства». Знакомство с творениями великих итальянских художников оказало влияние на стиль живописца — он сделался более свободным и блестящим, колорит менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении.

В конце августа 1629 года Веласкес прибыл в Геную. Оттуда он направился в Милан, а затем — в Венецию. Именно в Венеции художник столкнулся с наиболее яростным неприятием итальянцами испанцев как таковых, и в октябре 1629 года спешно покинул город и устремился в Рим, где, в случае чего, можно было рассчитывать на заступничество Папы. В Вечном Городе художник пробыл до конца следующего года.

Возвращение в Мадрид (зрелый период)

В 1634 году знаменитый художник получил почётное звание королевского гардеробмейстера, в 1643 году — камердинера, в 1642—1644 гг. он сопровождал короля в его походе на Арагон.

Второе путешествие в Италию

В конце 1648 года Веласкес совершил второе путешествие в Италию — наиболее удачным произведением, написанным в этой поездке, стал портрет папы Иннокентия X. В Италии художника ждал шумный успех, он был избран членом Римской академии.

Возвращение в Мадрид (поздний период)
В 1651 году Веласкес вернулся в Мадрид. Этим событием искусствоведы датируют начало позднего периода его творчества.

Творчество
Севильский период
Ранние полотна севильского периода в основном были созданы в жанре бодегонов (исп. bodegon — трактир). В основном это были натюрморты, кухонные сцены, трактирные зарисовки. («Завтрак», около 1617—1618; «Старая кухарка», около 1620; «Завтрак двух юношей», «Водонос», около 1621). В похожем стиле написаны и несколько религиозных картин этого же периода — «Поклонение пастырей», «Поклонение волхвов» (1619); «Христос в доме Марфы и Марии» (около 1620).

Прежде всего в них ощущается внимательное изучение молодым Веласкесом караваджистского искусства, многие образцы из которого были доступны в Севилье. А также долгое пребывание в мастерской Пачеко: работа с натуры, тщательность рисунка, точность сходства с моделью.

Придворный живописец
В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам («Триумф Вакха, или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим — «Сдача Бреды» (1634).

Портреты, созданные Веласкесом в 1630—1640 годах, принесли ему заслуженную славу мастера этого жанра. Хотя в портретах Веласкеса обычно отсутствуют жесты и движение, они необычайно реалистичны и естественны. Фон подобран так, чтобы максимально оттенять фигуру, цветовая гамма строгая, но оживляется тщательно подобранными сочетаниями цветов. Веласкесу удавалось в портрете передать характер человека, показать противоречивость черт его характера.

Наиболее известны портреты дона Хуана Матеоса (1632), генерала Оливареса (1633), конный портрет короля Филиппа III (1635), папы Иннокентия X (1648), а также серия портретов карликов и шутов (Los truhanes).

Портретам позднего периода творчества Веласкеса в большой степени свойственен артистизм и психологическая завершённость (инфанта Мария Тереза, 1651; Филипп IV, 1655—1656; инфанта Маргарита Австрийская, около 1660).

Ученики и последователи
Непосредственным продолжателем и наследником его должности при дворе оказался его ученик и муж его дочери Франсиски — Хуан Батиста дель Масо (англ.)русск.. Но он не обладал талантом своего предшественника, и смог воспроизводить лишь некоторые внешние формы. Другой ученик Веласкеса — Хуан де Пареха, мавр, бывший слугой в его мастерской. (Веласкес изобразил этого африканца на одном из лучших своих портретов). Пареха писал портреты и религиозные картины.

После Веласкеса при мадридском дворе короля Карлоса II работали Клаудио Коэльо и Хуан Каррено де Миранда. Со сменой правящей династии (Испанские Бурбоны) французское барокко и рококо вытеснило в высших слоях столь прекрасно созданный Веласкесом реализм и натурализм.

Позже к наследию Веласкеса обратились уже романтики и импрессионисты.

В честь Веласкеса назван кратер на Меркурии.

«Прекрасно образованный и воспитанный человек, обладавший чувством собственного достоинства»

Марко Боскини

Смелый, испанский живописец, которого от всех отличало то, что как никто другой он мог проникнуть в характер модели, обладая при этом обостренным чувством гармонии, тонкостью и насыщенностью колорита. По утверждению ранних биографов, он схватывал все буквально на лету, очень рано научился читать и уже в детстве начал собирать библиотеку, которая к концу жизни художника выросла в собрание, поражавшее современников своей величиной и универсальностью. Судя по составу этой библиотеки, Веласкес серьезно интересовался литературой, архитектурой, астрономией, историей, математикой и философией. Но сильнее всего его манила живопись…

Веласкес родился в Севилье в 1599 г, в небогатой дворянской семье выходцев из Португалии. Точная дата его рождения неизвестна, но зафиксирован день крестин — 6 июня (а в те времена младенцев старались крестить сразу после рождения).

Вскоре отцу Веласкеса стали очевидны способности сына к искусству, и он отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Ф. Эрреры. Сам факт выбора подобной профессии был вызовом для испанской аристократии, ибо профессия художника считалась недопустимым занятием для дворянина.

У Эрреры Диего проучился недолго, они не сошлись характерами. Через год он работал уже в мастерской другого художника, Франсиско Пачеко, у которого оставался до 1617 года, когда получил звание мастера. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес «оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью. Он изображал его в разных видах и позах то плачущим, то смеющимся, не останавливаясь ни перед какими трудностями».

По совету учителя Диего оттачивает владение рисунком, позволяющее точно воспроизводить натуру, в живописи на бытовые темы, по-испански - бодегонес. Появляются картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Служанка-мулатка», «Музыканты», «Завтрак двух юношей», «Водонос».

В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу. В практическом смысле эта поездка оказалась не слишком удачной — достойного места Веласкес себе не нашел. Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась. Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал. В частности, в Мадриде Веласкес написал портрет известнейшего поэта Луиса де Гонгоры и сумел привлечь к своей персоне внимание ряда вельмож, выразивших восхищение его талантом. Слухи о молодом художнике достигли двора, и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. Эта не дошедшая до нас работа произвела столь приятное впечатление на короля, что тот немедленно предложил Веласкесу должность придворного художника. Тот без раздумий принял это предложение.

Вскоре между королем и Веласкесом сложились вполне дружеские отношения, что было не слишком характерно для порядков, царивших при испанском дворе. Король, правивший величайшей в мире империей, считался не человеком, но божеством, а художник не мог рассчитывать даже на дворянские привилегии, поскольку зарабатывал на жизнь трудом. Между тем, Филипп распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Мастерская художника находилась в королевских апартаментах, и там было установлено кресло для Его Величества. Король, имевший у себя ключ от мастерской, приходил сюда почти каждый день, чтобы наблюдать за работой художника».

Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. Они высказывали сомнения по поводу его таланта. Говорили, что молодой живописец слишком высокомерен и заносчив. Первое смехотворно, второе — опровергается мнением непредвзятых свидетелей. Вскоре популярность Веласкеса возросла настолько, что при дворе стало зазорным не иметь портрета его работы. Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость, изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Кроме придворных портретов Веласкес создал целую галерею изображений деятелей испанской культуры драматурга Лопе де Вега, Тирсо де Молина и Кальдерона, поэта Кеведо. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет - «Вакх» или «Пьяницы» (16281629).

Так же немалую пользу в жизни художника принесла встреча с Рубенсом, в качестве дипломата в 1628 году прибывшим в Мадрид. На протяжении девяти месяцев великие живописцы интенсивно общались. Видимо, именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. Вскоре после отъезда Рубенса Веласкес упросил короля дать ему разрешение на эту поездку, длившуюся с августа 1629 года по январь 1631 года. Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды. Художник неустанно писал прославившие его портреты, создал ряд полотен религиозного и мифологического содержания. «Сдача Бреды» (1634—35), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре. Это картина, вошедшая в ансамбль Зала Королевств мадридского дворца Буэн-Ретиро, - одно из самых значительных произведений европейской живописи исторического жанра, в котором с глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующих сторон. Огромное полотно, напоенное серебристым туманом раннего июньского утра и создающее впечатление пространственной глубины, решено в сдержанном изысканном колорите.

После возвращения из Италии в своих работах он стремится наполнить жизнью схемы парадных изображений. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Серо-коричневый фон кажется воздушным, обладающим глубиной, свободно положенные мазки образуют тончайший слой, сквозь который просвечивает крупнозернистый холст. Строгая темная гамма оживлена изысканными сочетаниями серого и красно-розового, зеленоватого и серо-оливкового, черного и золотого. Поразительны эффекты серых тонов, то более темных, мягких, бархатистых, то достигающих чистого, свежего жемчужного оттенка. Портретируя короля, сановников, придворных, друзей, учеников, Веласкес изображает человека таким, каков он есть. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос, итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером».

На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой, изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Интеллектуальная содержательность сатирика Мениппа выражена в его ироническом, недобром отношении к миру, в образе баснописца Эзопа — грустное безразличие и мудрость человека, изведавшего истинную цену жизни. К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией.

1650-е годы - время самых высоких творческих свершений Веласкеса. Вдохновенным артистизмом, смелостью живописных находок отмечены поздние женские и детские портреты особ королевского дома. Глубокой психологической характеристикой отмечен портрет стареющего Филиппа IV (1655-1656, Прадо, авторское повторение в Национальной галерее в Лондоне).

Главные создания Веласкеса позднего периода - крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) - обе в Прадо. В картине "Менинах", наполненной движением пространственных планов, воздуха и света, частный эпизод придворного быта предстает как одно из мгновений общего течения жизни в богатстве ее взаимосвязей и изменчивых проявлений. Картина построена на сложном переплетении официального и бытового, на многоплановой игре смысловых оттенков и образных сопоставлений. В столь же многоплановой по замыслу картине "Пряхи" сцена в королевской ковровой мастерской с фигурами прях на первом плане запечатлевает как бы целый мир, выступающий в единстве и реальности мечты, повседневной жизни и мифа о греческой мастерице Арахне. Веласкес писал без предварительного наброска, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры и как бы вольную импровизацию со строгой продуманностью композиции.

1652 г. художник был назначен королевским обер-гофмаршалом. Новая должность Веласкеса (в его обязанности входила подготовка и организация празднеств при дворе) отнимала много сил и времени. После большого праздника на границе с Францией, посвященного бракосочетанию инфанты Марии-Терезии с французским королём Людовиком XIV, художник тяжело заболел, и вскоре после возвращения в Мадрид, 6 августа 1660 года скончался.

Диего Родригес де Сильва Веласкес родился 6 июня в 1599 году, в городе Севилья (Испаня). Семья его была не богата, по происхождению были португальские евреи, которые потом приняли христианство. Как и положено, Диего проявил способности к изобразительному искусству уже в детстве. Учился он у мастеров этого дела Ф. Эрреры и Ф. Пачеко. Благодаря этому, талант Диего Веласкеса быстро развивался, и будучи еще совсем молодым, он уже стал достаточно известным мастером в городе. Звание мастера он получил в 1617 году. В это период на творчество Диего оказывает влияние работы Рубенса и Тициана. Он начинает писать работы жанре бодегонов (от исп. bodegon - трактир, харчевня). В этом угадывается и влияние творчества Караваджо: реалистичность образов, затемненный фон и освщенные передние фигуры.

В 1618 году Диего Веласкес женится на дочери Ф.Пачеко Хуане Миранде.

В 1922 году Веласкес перезжает работать в Мадрид. Там в 1623 году король Филипп IV приглашает его работать во дворец. При Диего удалось поработать с Рубенсом в течение нескольких месяцев, пока тот находился в Мадриде. Вообще отношения между королем и Веласкесом складывались очень дружеские. Филипп хотел, чтоб его портреты писал только Диего. Отсюда появилось большое количество завистников. Они утвержали, что Веласкес не обладает талантом. В это период появляются такие работы как "Шут Калаба-Сильяс", "Граф Оливарес", "Вакх ", "Кузница Вулкана ". В последних двух Диего Веласкес объединяет мифологических богов с грубым образом людей. Картины пропитаны большим психологическим смыслом.

После отъезда Рубенса Веласкес попросил разрешения у короля посетить Италию. В 1629 году он отправился в путешествие, которе закончиось в январе 1931 года. После возвращения появляется очень сильная работа "Сдача Бреды ". Потом он пишет пейзажи виллы Медичи и Прадо, причем работает он в стиле плэнер, пишет портреты семьи короля.

Особенностью в портретах Веласкеса можно выделить отсутствие излишних аксессуаров, жестов. Картины наполнены какой-то воздушностью и бархатистостью.
1630-1640-е года отмечены как плодотворный портретный период художника изображением шутов, карликов. В их портретах он не высмеивает ни их профессию, ни их самих. Картины отмечены даже некой тенью трагизма, так как отображает характер шутов, образ жизни и внутренний мир переживаний. Примеры работ: "Эль Примо", "Менипп ", "Барбаросса". Картина "Венера с зеркалом " стала одним из величайших произведениий испанской живописи.
В 1649 году состоялась вторая поездка Веласкеса в Италию. Она была очень успешна. Там его избрали членом римской Академии св. Луки и общества виртуозов Пантеона. В Риме он создает шедевр - портрет римского папы Иннокентия X . Даже сам папа с удивлением отметил его реалистичность.
1650-е годы можно считать самым плодотворным периодом творчества Веласкеса. Рисует он опять же портреты. Это и члены королевской семьи (королева Марианна Австрийская, инфанта Маргарита , инфант Филипп Просперо). Особо отмечают портрет уже стареющего Филиппа IV.

В 1657 году появляются одни из самых главных творений Веласкеса - картины "Менины " и "Пряхи ". В "Мениных" отображен эпизод придворной жизни. Это достаточно многоплановая по смысловому значению работа. Обе картины написаны без эскизов, Веласкес работал сразу непоседственно на холсте. Богатство изображено во всех проявлениях.

В 1652 году произошло назначение Веласкеса королевским обер-гофмаршалом. Работа была достаточно трудозатратной: приходилось организовывать все празднования при дворце. Во время одного из таких праздников (бракосочетание инфанты Марии-Терезии с французским королём Людовиком XIV) Веласкес тяжело заболел. А 6 августа 1660 года, вернувшись в Мадрид, Диего Веласкес скончался.

Веласкес считался представителем барочной живописи . Он внес огромный вклад не только в ипанскую, но и в мировую историю живописи.


Диего Родригес де Сильва Веласкес родился 6 июня 1599 года в испанском городе Севилье в знатной, но небогатой семье. Его отец был выходцем из Португалии, и это обстоятельство во многом определило судьбу Диего. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Однако, через несколько лет, когда стали очевидны его способности к искусству, отец отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Ф. Эрреры. Сам факт выбора подобной профессии был вызовом для испанской аристократии, ибо профессия художника считалась недопустимым занятием для дворянина. У Эрреры, Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Через год он работал уже в мастерской другого художника, Франсиско Пачеко, у которого оставался до 1617 года, когда получил звание мастера. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Согласно установочному принципу учителя все искусство живописца в рисунке, Диего много рисует. По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью. Он изображал его в разных видах и позах то плачущим, то смеющимся, не останавливаясь ни перед какими трудностями. По совету учителя, Диего оттачивает владение рисунком, позволяющее точно воспроизводить натуру, в живописи на бытовые темы, по-испански — бодегонес. Появляются картины Завтрак, Старая кухарка, Служанка-мулатка, Музыканты, Завтрак двух юношей, Водонос. В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой. «После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений» — пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко. Единственной дочери Пачеко Хуане Миранде, на тот момент было почти шестнадцать лет. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую.

Взошедший на престол шестнадцатилетний король Филипп IV сменил практически все придворное окружение своего отца.

Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Художник пишет портрет молодого короля Филиппа IV, имевший большой успех, и вскоре получает звание придворного живописца. Ему отвели парадные апартаменты в одном из крыльев королевского дворца и не менее просторную мастерскую в одном из пригородных замков. Теперь Веласкес перестал зависеть от случайных заработков, но вместе с этим должен был большую часть своего времени отдавать придворному церемониалу. Резко ограничилась и тематика картин художника, а основным жанром на многие годы становится портрет. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Особенно часто дочь Филиппа инфанту Маргариту. Сохранилось несколько портретов, на которых видно, как постепенно она взрослела и как менялось ее лицо.

Постепенно, популярность Веласкеса возросла настолько, что при дворе стало зазорным не иметь портрета его работы.

Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). В этих портретах, становящихся все более нематериальными, кисть живописца обретает легкость, изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Кроме придворных портретов Веласкес создал целую галерею изображений деятелей испанской культуры драматурга Лопе де Вега, Тирсо де Молина и Кальдерона, поэта Кеведо. Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Смелость молодого севильянца, не считавшегося с академическими традициями, привела к конфликту с наиболее авторитетными художниками. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. На ней была изображена одна из самых трагических страниц испанской истории изгнание из страны всех, кто имел арабское и иудейское происхождение. Несмотря на то, что резкая экспрессия картины художника противоречила ее парадному, официальному предназначению, король пришел в восторг от работы Веласкеса и велел выставить картину в одном из дворцовых залов для всеобщего обозрения. Там картина провисела несколько недель, после чего король велел перенести ее в зеркальный зал, где висели его любимые картины Тициана и Рубенса. А сам художник получил весьма высокую по тем временам награду он стал хранителем королевской двери, что было равноценно должности камергера.

В 1629 году художник завершает, необычную для испанской традиции, картину на античный сюжет «Триумф Вакха».

Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, пишет Л.Л. Каганэ. Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Но теперь, выбор типажей стал смелее, разнообразнее характеристики изображенных, более обобщенным и монументальным решение картины. Подобно современной литературе и театру, Веласкес ввел в изображение простых граждан, что стало широко распространено под влиянием работ Караваджо. В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее. Нередко, художник выносит действие на природу, отчего освещение становится ровнее, а краски сверкают богаче. Правда, передний план выглядит еще несколько тяжеловесно, контрасты света и тени преувеличены. В совершенстве, методом изображения сцен на открытом воздухе, новым для живописи той поры, Веласкес в совершенстве овладеет позднее.

В 1629 году, король милостиво разрешил художнику присоединиться к свите знаменитого полководца Амбросио Спинолы, отправлявшегося на соседний полуостров.

Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Он копировал картины Тинторетто, фрески Микеланджело, изучал античную скульптуру, знакомился с произведениями современных ему итальянских художников. Поездка в Италию содействовала расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. После возвращения, художник много работает, тридцатые годы стали самым плодотворным периодом его творчества. Сначала появляется Кузница Вулкана (1630), где мифологические образы соединены со сценами, приближенными к реальности. В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды», где его живописное мастерство предстает во всем блеске. 1625 год. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. В центре полотна фигуры двух полководцев согбенный под тяжестью поражения Ниссау, в желтой одежде, с ключом в руке устремляется к победителю. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Для своего времени, картина художника была откровением по правдивости изображения исторического события и новизне композиционного решения, пишет Л.Л.Каганэ.

Портреты, по-прежнему, преобладают в творчестве Веласкеса.

Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. Как пример можно привести произведения тридцатых годов охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Классическая ясность композиции, изысканность цветовых отношений сочетаются в этих больших картинах с исключительной для того времени убедительностью и живописной свободой в трактовке пейзажей. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Сквозь шутовскую личину великий мастер смог разглядеть и показать духовный мир обиженных природой людей, изобразив их без тени насмешки, с простотой и тактом.

В 1649 году Веласкес снова едет в Италию, на этот раз уже не безвестным молодым художником, а прославленным мастером.

Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу. Среди них исключительное значение имеет портрет папы Иннокентия Х, выполненный около 1650 года. В.И. Раздольская пишет: «Веласкес изобразил его сидящим в кресле, в спокойной, но исполненной скрытого напряжения позе. Доминирующие в картине красные тона звучат особенно интенсивно в горячем свете, который пронизывает фигуру, придавая ей необычайную живость. Иннокентий Х был некрасив, и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Но большая внутренняя сила и темперамент читаются в грубоватом лице папы, в цепком тяжелом взгляде словно сверлящих зрителя маленьких глаз. Перед нами скорее умный и энергичный светский государь, а не духовное лицо. Острота характеристики, глубокий психологизм и необыкновенное мастерство исполнения позволяют считать эту работу одним из высших достижений мирового портретного искусства». Сам Иннокентий Х нашел портрет слишком правдивым, однако щедро наградил за него художника. Побоявшись потерять Веласкеса, Филипп IV прислал ему рассерженное письмо, и в 1651 году художник возвращается в Испанию. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Он создает единственное в своем творчестве изображение обнаженной женщины Венера и Купидон. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера — портрет Филиппа IV (1654). В поблекшем лице короля, в его потухшем взгляде Веласкес блестяще передает усталость, разочарование, горечь, которые не могут скрыть горделивая осанка и привычно надменное выражение.

Главные полотна Веласкеса позднего периода — крупномасштабные композиции «Менины» (юные фрейлины) (1656) и «Пряхи» (1657).

«Менины» часто называют картиной создания картины. Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее. В центре изображены король и королева, отраженные в зеркале на заднем плане. Следуя их отражению, можно убедиться, что стоять они должны примерно там, где обычно располагаются зрители при просмотре. Все изображенные персонажи также смотрят на зрителей, которые, в то же время, ощущают близость к королю и королеве, т.к стоят на их месте. В левой части картины изображен сам художник. Он стоит, подчеркивая, тем самым, свой статус, ибо только благородным особам позволялось стоять в присутствии короля. За год до смерти, художник получил красный крест дворянина, и вернувшись к картине, не поленился выписать его на своей груди.

«Пряхи» — одно из высших достижений мастерства художника.

Картина иллюстрирует миф об Арахне, которая была мастерицей-ткачихой, вызвавшей на состязание богиню ткачества Афину. Состязание, по сюжету, закончилось вничью, тем самым Веласкес проводит параллель между искусством художника и божественной принадлежностью. В картине присутствуют два плана. На первом изображена мастерская, где происходит работа. На втором показана мастерская художника. В ней изображена художница, ее помощницы и богиня Афина, разгневанная из-за того, что смертная женщина решила сравниться с богами. Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество. Многоплановость картины, а также взгляд одной из женщин в сторону зрителя, также подчеркивает эффект присутствия, совмещенный здесь с визуальным приглашением художника к проникновению в мир искусства из повседневности.

Придворная карьера Веласкеса к тому времени достигает своей вершины.

Получение от короля высшего ордена Испании креста Сантьяго, стало первым в истории случаем, когда человек из мира искусства стал кавалером одного из древнейших в Европе рыцарских орденов. Но, художник в это время был уже тяжело болен. Ему приходилось прилагать все больше усилий, чтобы работать за мольбертом. Вскоре, после присутствия на церемонии бракосочетания королевской дочери и французского короля Людовика XIV, Веласкес скончался. Это произошло 6 августа 1660 года.

Веласкес был одним из первых мастеров психологического портрета.

Ввиду исполнения обязанностей главного художника при королевском дворе, большинство его работ стали известны значительно позднее времени своего создания. Творчество мастера, хранящее много недосказанного, сочетающее в себе удивительное техническое мастерство, цельность и выразительность, часто несущее философский, религиозный, или — аллегорический подтекст, явилось исключительно важным этапом в истории живописи. В той или иной форме, его влияние испытали английские художники XVIII века, Ф.Гойя, французские импрессионисты (начиная с ), художники из России и многие другие. Своеобразный завораживающий эффект при просмотре работ мастера сохраняется и сегодня. Больше половины картин Веласкеса (около 50) находится в музее Прадо в Мадриде.

На этом свете ему было отпущено шесть десятилетий, почти две трети из которых он был придворным живописцем Филиппа IV. Должность, почетная и желанная, но все же губительная для таланта из-за строгого регламента, не помешала Веласкесу создавать картины в совершенно особой живописной манере. С парадных портретов королевской семьи и придворных на зрителя смотрят живые люди. Живописец нередко раскрывает тайны, которые изображаемые им люди предпочли бы скрыть, вовлекает в их переживания, показывает многогранность переживаний и сложность волнений души сильных мира сего.

Диего Родригес де Сильва Веласкес родился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство). Деог был старшим из восьмерых детей в семье. Живописный талант мальчик обнаружил в раннем детстве, в 10 лет его отдали на обучение сначала к севильскому художнику Франсиско Эррере Старшему, а затем к Франсиско Пачеко. В 18 лет Веласкес сдал экзамен на звание мастера и был принят в гильдию живописцев Севильи. Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей. Зарисовки повседневной жизни Севильи художник выписывал с особой реалистичностью, почерпнутой у Караваджо.

Должность придворного живописца короля Испании Филиппа IV принес Веласкесу портрет знаменитого поэта, соперника Лопе де Веги, Луиса де Гонгора-и-Арготе. Работа так понравилась монарху, что он заказал живописцу свой портрет - и снова настолько впечатлился получившейся картиной, что пообещал, что никто, кроме Веласкеса, больше писать его не будет. Так, с 1623 года художник получил почетное право писать все королевское семейство и прославлять в своих полотнах династию Габсбургов.

Диего Веласкес ушел из жизни 6 августа 1660 года, оставив после себя колоссальное творческое наследие, в котором черпали вдохновение многие поколения живописцев, представители романтизма и импрессионизма.

"Вечерняя Москва" предлагает вспомнить самые известные картины Диего Веласкеса.

«Менины» (1656 год)

Картина хранится в мадридском музее Прадо. На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде. Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» - на картине изображен живописец, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны. Они видны в зеркале на заднем плане картины, причем, это единственная картина Веласкеса, на которой венценосная чета изображена вместе. Девочка в центре картины – единственная на тот момент дочь Филиппа и Марианны, пятилетняя Маргарита. В облике этой малышки Веласкес постарался воплотить все изящество, благополучие, богатство и этой семьи. Инфанта держится с несвойственным ее возрасту спокойствием, ничем не выдавая радость находиться рядом с родителями или интерес от необычной обстановки в мастерской художника. Очевидно, наследная принцесса уже выучила, что сдержанность в ее семье является главной добродетелью – известно, что король Филипп IV смеялся на людях всего дважды, а прожил он 60 лет.

Полотно названо “Менины” – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс. В сцене, изображенной Веласкесом, участвуют две фрейлины – это тоже реальные персонажи, имена которых известны. Дама, подающая инфанте кувшин в глубоком реверансе, это донья Мария Сармиенто, за малышкой стоит донья Иабелла де Веласко. На живописном полотне нашлось место и придворным карликам – Марии Барболе и Николасу Петрусато. То, что они изображены в одной композиционной группе с собакой, напоминает о статусе этих людей при дворе. Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе. Вместе с тем, очевидно, что Веласкес относился к обоим карликам с большим уважением - Мария Барбола и инфанта не случайно оказываются на одной параллели и их образы отчетливо пересекаются. Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица. И в этом особенный трагизм.

Отдельного внимания заслуживает и автопортрет Веласкеса – себя художник изобразил за работой, с кистями и палитрой, в черном костюме. На груди его красуется крест Великого военного ордена Меча святого Иакова Компостельского. «Менины» были написаны в 1656 году – а членом ордена Веласкес стал только в 1659 году. Крест был дописан позже – причем, по легенде, его дописал собственноручно король Филипп IV.

«Пряхи» (1655-1657 годы)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Полотно хранится в мадридском музее Прадо. Веласкес очень тонко переплетает между собой бытовую зарисовку и мифологический сюжет, а также искусно играет глубиной и многоплановостью композиции. Местом действия выбрана королевская мастерская ковров. В картине явно читаются три плана – на переднем, более темном, работают пряхи, на втором – в арке – придворные дамы рассматривают сотканный ковер, а третий – собственно, само сотканное полотно, на котором изображен миф о пряхе Арахне, превзошедшей своим искусством саму богиню Афину и жестоко наказанная ею. Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом. Луч света озаряет прекрасную пряху, сидящую вполоборота к зрителям – она сосредоточена на своей работе – ее рука вытянута в сторону готового гобелена и как бы задает вектор движения взгляда. Наряды фрейлин сливаются по колористике с пространством ковра, как бы становясь частью мифологического сюжета. «Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей.

Портрет папы Иннокентия Х (1650 год)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили. Искусствоведы называют эту работу Веласкеса одним из лучших образцов реалистического портрета. Папа Иннокентий Х изображен в парадных пышных одеждах, сидящий в богато украшенном кресле – и вместе с тем, это не классический парадный портрет. Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика. Вживую художник встречался с Иннокентием Х дважды во время своего визита в Рим в 1650 году – и впечатление от обеих встреч сумел воплотить а портрете. Иннокентий Х был известен своей двуликостью и корыстолюбием – с полотна на зрителей недобро смотрит явно коварный и жесткий человек. Однако в его холодных светлых глазах читается подавленность, очевидно, что он чем-то глубоко озабочен – именно таким Веласкесу довелось однажды случайно увидеть папу, стать свидетелем его личных переживаний, скрываемых от посторонних глаз. Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек. Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво!» За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей.

«Венера с зеркалом» (ок. 1647-1651 года)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Полотно хранится в Лондонской Национальной галерее и является единственным сохранившимся изображением обнаженного женского тела, написанным Веласкесом. Точная дата создания этой картины неизвестна, однако очевидно, художник работал над ней в Италии, ведь в Испании писать обнаженное тело запрещалось инквизицией. Сюжет был выбран Веласкесов под влиянием творений венецианцев эпохи Возрождения – Джорджоне и Тициана. Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины. Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной, играя на перспективу. Божественного в Венере Веласкеса, кстати, не так и много – это скорее гимн человеческой красоте, чувственной стороне любви.

«Сдача Бреды» (1634 год)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Полотно хранится в музее Прадо в Риме. Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV. Цикл был заказан Веласкесу для украшения зала королевств во вдорце Буэн-Ретиро – прославленный испанский художник должен был запечатлеть всю мощь, славу и непобедимость династии Габсбургов. «Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда. С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев. Веласкес изобразил на своем полотне сцену передачи ключей от города губернатором Юстином Нассауским главнокомандующему испанских войск Амброзио Спиноле 5 июня 1625 года. Несмотря на то, что перед живописцем стояла задача прославления испанского оружия, он сумел расставить акценты так, что зритель проникается одинаковым уважением как к победителям, так и к побежденным. Художник верил – обе стороны в любой войне в равной степени достойны почтения, именно поэтому не воспевал своих соотечественников и не преуменьшал достоинства воинов Нидерландов. Игра светом снова используется для расстановки акцентов – лица мужчин обеих армий, выписанные светлее остальных, одинаково благородны. Попробуйте мысленно поменять местами повернутого к зрителям молодого человека со стороны голландцев и сеньора с черной бородой и усами со стороны испанцев – по настроению в картине ничего не изменится. Основной пафос картины – несомненно, великодушие.

Испанская живопись достигает вершины в творчестве Диего Родригес де Сильва Веласкеса (Diego Rodriguez de Silva Velazquez) (1599–1660), одного из величайших реалистов европейского искусства. Через долгие годы придворной службы Веласкес пронес идеи гуманизма, верность демократической традиции испанской культуры, любовь к простым людям. Более непосредственно и смело, чем его предшественники-живописцы, испанский художник обратился к реальной действительности, расширив тематику живописи, способствуя развитию в ней различных жанров. Испанский двор и аристократия ожили в его портретах со своей гордостью, грустью, своими пороками, напряженной жизнью страстей. В мифологических и жанровых картинах Веласкес показал национально-самобытные образы испанского народа.

Сила творчества Веласкеса – в глубине психологического анализа и чеканной отточенности характеристик. В своих портретах он не льстил моделям, но представлял каждого в индивидуальной неповторимости, национальной и социальной характерности. Своеобразие метода Веласкеса проявилось в эмоциональной сдержанности, с которой он стремился раскрыть в целостном единстве существенные черты характера, душевного и умственного склада человека в их сложности и противоречиях.

Диего Родригес де Сильва Веласкес – один из первых мастеров валерной живописи. Серые тона его картин переливаются множеством оттенков, черные легки и прозрачны. Яркие теплые тона, холодные голубые, темные почти всегда озарены ровным светом и образуют сдержанные тонкие гармонии. Виртуозный мазок разнообразен. Валеры не только обогащают цвета, которыми пользовался Веласкес, но и моделируют формы, окутывают их мерцающей световоздушной средой. Достоинства колорита сочетаются в картинах Веласкеса с ясностью и величественной простотой композиции, чувством меры.

Веласкес родился в Севилье, учился у Эрреры Старшего – художника-реалиста, создателя драматических суровых образов, затем у романиста Франсиско Пачеко, гуманиста, поэта, автора трактата по живописи. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера искусств. В ранний период творчества (1617–1621) он был близок к караваджизму, обратился к распространенной в Испании жанровой живописи – «бодегонес», изображая незатейливые сцены жизни простых людей в повседневной обстановке бедных темных харчевен, в кухнях, среди скромной утвари и скудных завтраков, скупо характеризующих суровую красоту народного быта. Уже в ранних работах обнаруживаются уверенность рисунка, монументальность как бы приближенных к зрителю форм, строгость крупнофигурных композиций, придающих особую значительность изображениям («Завтрак», около 1617, Санкт-Петербург, Эрмитаж; «Водонос», около 1620, Англия, Лондон, собрание Уэллингтон). Появляется характерное для Караваджо освещение – луч света, прорывающийся из оконца в темный интерьер, выявляет пластическую выразительность форм. Отказавшись от развернутого повествования, художник сосредоточил внимание на национальной характерности народных образов – горделивой сдержанности, прорывающейся темпераментности, удали, добродушии. Герои «бодегонес» колоритны, но психологически они еще статичны.

В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид, где жил около 40 лет; он получил место придворного живописца короля Филиппа IV. Карьера придворного при самом чопорном и консервативном дворе Европы подчинила его жизнь жесткому церемониалу дворцового уклада. Вместе с тем здесь, при дворе, Веласкес освобождался от необходимости писать по заказам церкви, что ставило его в особое положение среди современников. Пребывание в мировой столице империи Габсбургов способствовало расширению жизненного и художественного кругозора. Веласкес приобщился к демократическим устремлениям общественной мысли того времени. Вместе с тем в королевской сокровищнице искусства, включающей множество шедевров, он знакомился с высшими достижениями европейской живописи. Hoвый период исканий Веласкеса в первую очередь сказался в портрете и бытовом жанре. Изображая короля и знать, он исходил из традиции испанского парадного портрета 16 века, но внутренняя характеристика портретируемых у Веласкеса многограннее. В портрете Филиппа IV (1628, Мадрид, Прадо) передано анемичное холодное лицо с бесстрастным взглядом и тяжелой челюстью; но данная в рост стройная фигура удлиненных пропорций с широким разворотом плеч и небольшой головой импозантна. Она занимает плоскость почти всего полотна, черный плащ придает обобщенность и величественность строгому силуэту, выделяющемуся темным пятном на сером фоне. Торжественность и статичность позы, сдержанность движений, замкнутость гордого лица выражают невозмутимость духа, внутреннюю собранность и высокомерную отчужденность. Веласкес воплотил в образе короля распространенный в испанском обществе идеал достойной личности, исполненной самообладания и чувства чести. Портрет почти суров по колориту и построен на контрасте бескровного лица, белого воротника и темного костюма. Красная скатерть стола мягко вписывается в серый фон, оживляя его.

Веласкес смело расширил границы бытового жанра, насыщая его содержательностью. В картине «Вакх» («Пьяницы», 1628–1629, Мадрид, Прадо) Веласкес обратился к мифологической теме, но интерпретировал ее в бытовом аспекте. Группа веселых бродяг, охмелевшие лица которых несут следы беспокойной жизни, изображена среди просторов полей и гор. С ними античный бог вина Вакх и фавны. Присутствие Вакха придало пирушке характер действа, как бы приобщающего простолюдинов к жизни вечных сил природы. В бродягах, овеянных вольным духом полей, с их удалью и широтой характеров подмечено что-то стихийное, природное, значительное – граница между возвышенным и низменным художником как бы стирается. Бытовой жанр приобретает новое звучание. Написанный в мастерской, пейзаж хранит следы условности, он не связан с фигурами, формы которых пролеплены контрастной светотенью. Но тонкость серебристо-перламутровых, сиреневатых тонов тела Вакха, оттененных розово-красным плащом, предвосхищает зрелую живописную манеру Веласкеса.

Для формирования Веласкеса-живописца большое значение имела поездка в Италию (1629–1631), знакомство с произведениями великих мастеров Возрождения. Вернувшись из Италии художник написал большую картину на современную историческую тему – «Сдача Бреды» (1634–1635, Мадрид, Прадо). Она посвящена взятию в 1625 году голландской крепости испанскими войсками. Художник отказался от распространенной в живописи 17 века парадно-аллегорической трактовки батальной темы, Веласкес положил начало реализму в исторической живописи. Драматические события истории раскрываются через тонкие психологические характеристики главных действующих лиц, изображенных с портретной достоверностью. Испанский адмирал Спинола принимает символические ключи от города из рук побежденного голландского полководца. За внешней светской сдержанностью Спинолы чувствуется и гордое сознание победы, и благородство его натуры: учтиво встречает он побежденного, отдавая должное отваге и несломленному духу голландцев. Их предводитель, прямодушный герцог Юстин Нассаусский – коренастый, в походной одежде, без светского лоска, в момент поражения не утрачивает человеческого достоинства, добивается почетных условий сдачи крепости. Оба лагеря – испанский и нидерландский – охарактеризованы объективно, с выявлением отличия национальных и социальных особенностей каждого из них. Гордые испанские гранды с утонченными лицами, строгой выправкой образуют компактную группу, над которой победоносно высится лес копий. Нидерландские солдаты – мужественные люди из народа. И хотя склонились перед неприятелем их копья и знамена, в свободных позах и открытых лицах доминирует выражение независимости духа.

Построенная на равновесии групп композиция разворачивается на огромном, уходящем вглубь пространстве равнины, на фоне Бреды с ее могучими форпостами. Центр композиции – эпизод передачи ключей, он же психологическая завязка картины,– окружен полукольцом действующих лиц, которые как бы вовлекают зрителя в событие. Широта замысла подчеркнута пейзажем, в котором отблески пламени и дым пожара сливаются с серебристым туманом летнего утра. Точно переданы приметы местности, следы недавних битв. Богатство красочной палитры, построенной на прозрачных валерах, решение проблемы изображения человека в световоздушной среде характеризуют новый этап творчества Веласкеса. Исчезают глухие темные тени, резкие линии, серебристый свет и воздух окутывают фигуры.

1630-е и 1640-е годы – время расцвета портретного искусства Веласкеса. Живописец создал галерею образов представителей испанского общества – аристократов, сановников, полководцев, кардиналов, дворян. Традиционные рамки портретных композиций изменились. Веласкес писал портреты-картины с пейзажным фоном, воспроизводившим воздушную глубину, мягкий серебристый свет, окутывающий фигуру, придает позам портретируемых большую элегантность, естественность («Портрет инфанта Фердинанда», около 1632, Мадрид, Прадо). Наряду с охотничьими портретами художник исполнял традиционные конные, достигая в них порою непосредственности и обаяния образа («Конный портрет инфанта Валтасара Карлоса», около 1635, Мадрид, Прадо). Более зорким становится его глаз к внутреннему миру изображенных людей.

В поколенном парадном портрете Филиппа IV (1644, Нью-Йорк, Музей Фрик) он утверждает новые принципы реалистического портрета. С блеском воспроизведенный великолепный костюм лишь обостряет впечатление заурядности, душевной инертности и безволия постаревшего короля.

Во время второй поездки в Италию Веласкес написал портрет папы Иннокентия X (1650, Рим, галерея Дориа-Памфили). По беспощадности и многогранности характеристики, по блеску живописного воплощения это один из лучших реалистических портретов в мировом искусстве. Тяжелым взглядом исподлобья недоброжелательно смотрит Иннокентий на зрителя. Непривлекательный внешне образ многопланов – Иннокентий хитер, жесток, двоедушен, но вместе с тем умен, решителен, проницателен, то есть как личность монолитен, значителен. Колорит портрета построен на мощном аккорде переливчатых темно-красных, вишневых, пурпурных, пламенно-розовых оттенков накидки, скуфьи, кресла и фона. Холодные голубые глаза, белоснежный воротник и мерцающие складки кружевного белого стихаря контрастируют с красными тонами, создают напряженность, созвучную образу человека сильных, но жестоких страстей, изображенного в момент их концентрации. Солнечные лучи, смягчая контуры, объединяют краски, голубые прозрачные тени и рефлексы рождают богатство полутонов. Портрет Иннокентия X открывает поздний этап творчества Веласкеса, когда он написал и ряд великолепных детских портретов, хранящих всю непосредственность и свежесть впечатлений от живой натуры, преображенной игрой светотени («Инфанта Маргарита», около 1660, Мадрид, Прадо; Киев, Музей западного и восточного искусства). Художник часто оказывает предпочтение свободной от аксессуарности погрудной форме, где портретируемый окружен воздушным золотистым фоном. С особой проникновенностью он изображает людей творческого, интеллектуального склада со сложным многогранным внутренним миром («Неизвестный», 1630-е годы, Лондон, собрание герцога Уеллингтона). Портрет ученика и слуги мавра Хуана Парехи (1649, Солсбери, собрание Радиор) – воплощение благородства, человечности и силы независимого характера.

Особое внимание обращает на себя серия портретов шутов и карликов испанского двора – людей, стоящих внизу иерархической лестницы. В них ярко отразилось уважение художника к человеческому достоинству, внутреннему миру обездоленных. Правдиво передавая духовную и физическую неполноценность, Веласкес раскрыл в их образах человечность и поднялся до скорбного трагизма. С немощным телом Эль Примо (1644, Мадрид, Прадо) контрастирует его умное сосредоточенное лицо, сдержанно-печальное, полное душевной красоты и значительности. Растерянный Эль Бобо из Кории (около 1648, Мадрид, Прадо) забился в угол. Лихорадочно-беспомощно потирает он дрожащие руки, в глазах проскальзывает неясное душевное движение, но в страдальческой робкой улыбке много трогательно-детского, просветленного. Мягкие черты растворяются в потоке света, обостряя выражение взволнованности. Точка зрения сверху вниз, избранная художником, сжатое пространство, как бы теснящее юношу, усиливают чувство одиночества, подавленности.

В поздний период творчества Веласкес создает замечательные по силе обобщения и сложности композиции. В условиях наступления католической реакции в Испании он воскрешает античную тему, волновавшую мастеров итальянского Возрождения. В картине «Венера с зеркалом» (около 1657, Лондон, Национальная галерея), развивая традиции Тициана, Веласкес идет дальше в сближении образа богини с реальной женщиной. Полная обаяния молодая испанка запечатлена на ложе в случайной непринужденной позе. Неожиданная точка зрения со спины, избранная художником, подчеркивает острую красоту гибкого тела. Зеркальное отражение лица фиксирует самосозерцание, в которое погружена молодая женщина.

В картине «Менины», или «Фрейлины» (1656, Мадрид, Прадо), художник тонко улавливает внутреннюю подвижность и изменчивость жизни, ее контрастные аспекты. Перед зрителем как бы выхвачена из жизни сцена повседневного быта королевского двора. В левой части комнаты Веласкес изобразил себя во время работы над парадным портретом королевской четы. Но зритель видит ее только в зеркальном отражении позади художника. Присутствующие на сеансе инфанта Маргарита, менины и карлики в церемониальных позах готовятся приветствовать царственных особ.

Жанровые эпизоды – расшалившийся карлик со спящей собакой, беседующие придворные, фрейлина, подносящая бокал воды инфанте, гофмаршал, отодвигающий гардину с окна,– случайности обыденной жизни, нарушающие статичность церемониального дворцового уклада. Синтез двух пространств – прямого, уходящего вглубь к окну, через которое врывается солнечный свет, и воображаемого зеркального, расширяющего пространство,– разрушает замкнутость композиции, включает ее в поток реальной жизни. В этом окружении динамичного пространства доминирует образ самого художника, исполненного творческого самоуглубления, возвышающегося и над парадным и над случайным в жизни.

Картина «Менины» написана с удивительной смелостью, легкостью и свежестью. Веласкес применяет мазки чистых цветов, не смешивая их на палитре; для зрителя, находящегося на расстоянии от картины, они сливаются, создавая впечатление струящегося, пронизанного серебристым светом воздуха, смягчающего резкие очертания фигур, объединяющего в единое целое передний и удаленные планы. Общий серовато-зеленый и серо-коричневые тона картины смягчают яркие краски, доминируют черный, серебристо-белый, серо-жемчужный, коричнево-серый и зеленый цвета. В них мягко вписываются розовое платье инфанты, ее хорошенькое, с трепетно-нежными очертаниями надменное лицо с живыми глазами, в обрамлении золотистых волос, кораллово-красные и голубые цвета лент на платьях и в волосах инфанты и фрейлин, световые блики на потолке комнаты. «Это не картина, а сама жизнь»,– писал о «Менинах» французский писатель Теофиль Готье. Совершенна композиция картины, основанная на равновесии фигур и архитектурных форм. Композиционно картина делится на две части: верхнюю – свободную, нижнюю – занятую фигурами. В свою очередь каждая половина имеет свои внутренние деления. Ясность пропорций рождает у зрителя чувство гармонии.

Веласкес одним из первых среди художников Западной Европы воспел красоту повседневного человеческого труда, изобразив гобеленную мастерскую с ее рабочей обстановкой. В монументальной композиции «Пряхи» (1657, Мадрид, Прадо) одновременно изображены сцены труда (испанские пряхи за работой – на переднем плане), светской жизни (нарядные дамы, рассматривающие великолепный гобелен,– на дальнем плане) и миф (об Афине и ткачихе Арахне), вытканный на гобелене, повешенном на стене дальнего плана. По широте охвата мира в «Пряхах» Веласкес идет дальше, чем в «Менинах». Картина прекрасно скомпонована, сосредоточенные на своей работе пряхи полны энергии, объединенные единым размеренным ритмом движения, их позы грациозны и непринужденны, ловкие жесты уверенны. Среди них выделяется женственной прелестью девушка справа. Два источника солнечного света создают ощущение пространства и глубины интерьера гобеленной мастерской. Погруженная в полумрак прозрачных теней среда напоена мерцающим золотистым светом. В атмосфере дальнего плана растворяются контуры предметов, и вытканные на коврах мифологические фигуры сливаются в живописном единстве с изображенными реальными. Созвучие нежнейших серо-голубых, розовых, светло-синих, сиренево-розовых, блекло-желтых, светло-красных и серебристо-белых тонов преображает дальний план в мир чистой поэзии. Красота сцены переднего плана выражена сдержанными, но насыщенными красно-коричневыми, сине-зелены- ми, черно-коричневыми и густо-красными тонами. Композиционная находка Веласкеса – сопоставление двух различных по характеру сцен дало возможность правдиво выразить представление художника о многообразии реального мира, о красоте жизни, сочетающей обе реальности – поэтическую, сотворенную руками простых работниц, прославивших пряху Арахну, наделенную творческой силой, и материально осязаемую, конкретную, воплощенную в созидательницах прекрасных ковров. Картина «Пряхи» наглядно объясняет существо испанского реализма и, в частности, реализма Веласкеса – путь к красоте через обыденную действительность.

Открытия Веласкеса в области цвета и света, его могучий реализм оказали влияние на живопись 18–19 столетий. С середины 17 века испанское искусство утратило непосредственную связь с жизнью. В нем усилились черты идеализации, внешней эффектности, обнаружились мистические тенденции. Последним крупным живописцем севильской школы, где живопись дольше сохраняла верность реализму, был Бартоломео-Эстебан Мурильо (1617–1682), крупный живописец, произведения которого отличались гармоничностью колорита, тонко воспроизводили эффекты света, воздушность среды. К лучшим его работам относятся изображения уличных мальчишек, играющих в кости, лакомящихся и т. п. («Мальчик с собакой», 1650-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Строгая простота в трактовке сцен из народной жизни и религиозных сюжетов позже вытеснилась бесхарактерностью, сентиментальностью, внешней красивостью и сухостью исполнения.

Экономический и политический упадок Испании во второй половине 17 века тяжело отразился на всех областях жизни. Настроение разочарованности заставило искать ухода от действительности. К концу 17 – началу 18 столетий в испанском искусстве утвердился стиль барокко со свойственными ему пышной декоративностью и театральностью.