Репин интересные факты. Репин Илья - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Есть художники, чьи картины, которые видел каждый, а их фамилию вспомнить не могут. Но с творчеством Ильи Репина такого практически не случалось. Более того, ему приписывали авторство полотен других живописцев.

Художнику повезло заслужить признание еще при жизни. Современники восхищались его выдающейся манерой письма, реальностью «происходящего» на картине, даже несмотря на то, что некоторым сам Репин казался немного странным.

Монахи (Не туда заехали). Л. Г. Соловьев, 1870-е гг.

Так сложилось, что кисти художника приписывают работу Льва Соловьева «Монахи (Не туда заехали)». Пожалуй, все слышали выражение «картина Репина «Приплыли», что означает безвыходную ситуацию. В 1930-х годах полотно висело рядом с работами Репина. Кто-то решил, что оно тоже относится к творчеству Ильи Ефимовича. А затем картину «перекрестили» в «Приплыли».

За картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» закрепилась «нехорошая» слава. Когда полотно впервые вывесили на выставке, оно вызвало неоднозначную реакцию посетителей: одни плакали, другие начинали истерически метаться.

В январе 1913 года психически неуравновешенный иконописец Абрам Балашов с криками «Довольно крови, слишком много крови!» бросился на картину и трижды разрезал ее ножом. Илье Репину и реставратору Игорю Грабарю удалось восстановить шедевр.

Владимир Маяковский

Илье Репину не нравились новые течения в искусстве начала ХХ века, но стихи Владимира Маяковского произвели на него сильное впечатление. Художник пожелал написать портрет поэта, что нужно было воспринимать как высшую похвалу своей персоне.

Репин не раз подчеркивал, что хочет изобразить «вдохновенные» волосы молодого трибуна. Когда же Маяковский явился в мастерскую художника в назначенный час, тот в ужасе воскликнул: «Что вы наделали!.. О!»

Оказалось, что поэт специально зашел в парикмахерскую и обрил себе голову. Вместо огромного холста Репин взял крошечный и уныло приступил к работе: «Какая жалость! И что это вас угораздило!» Маяковский утешал его, мол, вырастут.

И. Е. Репин и Н. Б. Нордман-Северова (в центре) у «крутящегося» стола, за которым хозяева и гости обедали вместе с прислугой

Известно, что Илья Репин был вегетарианцем. Его вторая супруга Наталья Норжман-Северова, с которой художник прожил 15 лет, полностью перестроила рацион его окружения, заставляя всех отказываться от мяса. Когда к Репину приезжали гости, то на стол подавали суп из сена или бифштекс из клюквы. Зная об этом, гости привозили с собой мясо и тайно съедали его где-нибудь за углом.

Однажды Илья Ефимович пригласил к себе Ивана Бунина, чтобы написать его портрет, тот с удовольствием согласился. Стоит отметить, что писатель был гурманом. Свое пребывание у художника он описал так:

«Я с радостью поспешил к нему: ведь какая это была честь - быть написанным Репиным! И вот приезжаю, дивное утро, солнце и жестокий мороз, двор дачи Репина, помешавшегося в ту пору на вегетарианстве и на чистом воздухе, в глубоких снегах, а в доме - окна настежь.

Репин встречает меня в валенках, в шубе, в меховой шапке, целует, обнимает, ведет в свою мастерскую, где тоже мороз, и говорит: «Вот тут я буду вас писать по утрам, а потом будем завтракать как господь бог велел: травкой, дорогой мой, травкой! Вы увидите, как это очищает и тело и душу, и даже ваш проклятый табак скоро бросите».

Я стал низко кланяться, горячо благодарить, забормотал, что завтра же приеду, но что сейчас должен немедля спешить назад, на вокзал - страшно срочные дела в Петербурге. И сейчас же пустился со всех ног на вокзал, а там кинулся к буфету, к водке, закурил, вскочил в вагон, а из Петербурга послал телеграмму: дорогой Илья Ефимович, я, мол, в полном отчаянии, срочно вызван в Москву, уезжаю нынче…»

Автопортрет. И. Е. Репин

Илья Репин с пристегнутой к поясу палитрой

С годами у Ильи Репина стала отказывать правая рука. Люди, склонные к мистике, связывают это с картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», будто бы она была проклята.

Так или иначе, но Репин стал писать свои шедевры левой рукой. Позже он придумал для себя оригинальное устройство. Его палитра крепилась на ремне на поясе, тем самым освобождая обе руки.

Илья Ефимович Репин в своей мастерской

Есть художники, чьи картины, которые видел каждый, а их фамилию вспомнить не могут. Но с творчеством Ильи Репина такого практически не случалось. Более того, ему приписывали авторство полотен других живописцев. Художнику повезло заслужить признание еще при жизни. Современники восхищались его выдающейся манерой письма, реальностью «происходящего» на картине, даже несмотря на то, что некоторым сам Репин казался немного странным.

Монахи (Не туда заехали). Л. Г. Соловьев, 1870-е гг.

Так сложилось, что кисти художника приписывают работу Льва Соловьева «Монахи (Не туда заехали)». Пожалуй, все слышали выражение «картина Репина «Приплыли», что означает безвыходную ситуацию. В 1930-х годах полотно висело рядом с работами Репина. Кто-то решил, что оно тоже относится к творчеству Ильи Ефимовича. А затем картину «перекрестили» в «Приплыли».

За картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» закрепилась «нехорошая» слава. Когда полотно впервые вывесили на выставке, оно вызвало неоднозначную реакцию посетителей: одни плакали, другие начинали истерически метаться.

В январе 1913 года психически неуравновешенный иконописец Абрам Балашов с криками «Довольно крови, слишком много крови!» бросился на картину и трижды разрезал ее ножом. Илье Репину и реставратору Игорю Грабарю удалось восстановить шедевр.

Владимир Маяковский.

Илье Репину не нравились новые течения в искусстве начала ХХ века, но стихи Владимира Маяковского произвели на него сильное впечатление. Художник пожелал написать портрет поэта, что нужно было воспринимать как высшую похвалу своей персоне.
Репин не раз подчеркивал, что хочет изобразить «вдохновенные» волосы молодого трибуна. Когда же Маяковский явился в мастерскую художника в назначенный час, тот в ужасе воскликнул: «Что вы наделали!.. О!»

Оказалось, что поэт специально зашел в парикмахерскую и обрил себе голову. Вместо огромного холста Репин взял крошечный и уныло приступил к работе: «Какая жалость! И что это вас угораздило!» Маяковский утешал его, мол, вырастут.

И. Е. Репин и Н. Б. Нордман-Северова (в центре) у «крутящегося» стола, за которым хозяева и гости обедали вместе с прислугой.

Известно, что Илья Репин был вегетарианцем. Его вторая супруга Наталья Норжман-Северова, с которой художник прожил 15 лет, полностью перестроила рацион его окружения, заставляя всех отказываться от мяса. Когда к Репину приезжали гости, то на стол подавали суп из сена или бифштекс из клюквы. Зная об этом, гости привозили с собой мясо и тайно съедали его где-нибудь за углом.

Однажды Илья Ефимович пригласил к себе Ивана Бунина, чтобы написать его портрет, тот с удовольствием согласился. Стоит отметить, что писатель был гурманом. Свое пребывание у художника он описал так:

«Я с радостью поспешил к нему: ведь какая это была честь - быть написанным Репиным! И вот приезжаю, дивное утро, солнце и жестокий мороз, двор дачи Репина, помешавшегося в ту пору на вегетарианстве и на чистом воздухе, в глубоких снегах, а в доме - окна настежь.

Репин встречает меня в валенках, в шубе, в меховой шапке, целует, обнимает, ведет в свою мастерскую, где тоже мороз, и говорит: «Вот тут я буду вас писать по утрам, а потом будем завтракать как господь бог велел: травкой, дорогой мой, травкой! Вы увидите, как это очищает и тело и душу, и даже ваш проклятый табак скоро бросите».

Я стал низко кланяться, горячо благодарить, забормотал, что завтра же приеду, но что сейчас должен немедля спешить назад, на вокзал - страшно срочные дела в Петербурге. И сейчас же пустился со всех ног на вокзал, а там кинулся к буфету, к водке, закурил, вскочил в вагон, а из Петербурга послал телеграмму: дорогой Илья Ефимович, я, мол, в полном отчаянии, срочно вызван в Москву, уезжаю нынче…»

Автопортрет. И. Е. Репин.

Илья Репин с пристегнутой к поясу палитрой.

С годами у Ильи Репина стала отказывать правая рука. Люди, склонные к мистике, связывают это с картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», будто бы она была проклята.

Так или иначе, но Репин стал писать свои шедевры левой рукой. Позже он придумал для себя оригинальное устройство. Его палитра крепилась на ремне на поясе, тем самым освобождая обе руки.

Илья Ефимович Репин в своей мастерской.

Через всю жизнь пронес художник любовь к Елизавете Званцевой
Из цикла «Страницы истории Нижегородской губернии»
Замечательный живописец Репин в конце своей, насыщенной днями и событиями жизни написал ярчайшие воспоминания. Много страниц посвящено Волге и Нижнему Новгороду. Здесь он начинал набрасывать этюды колоритных бурлаков, некоторые типажи которых украсили потом вереницу тянущих бечеву тружеников. Как к «Бурлакам на Волге» ни относись, без этой картины уже не представить русского изобразительного искусства. Этюд с портретом любимого художником попа-расстриги, бурлака Канина, он передал позже в Нижегородский музей. Об этой поездке вниз по Волге летом 1870 года Илья Ефимович рассказывает особенно проникновенно-подробно. Тогда, уже миновав Нижний, во время упоительного купания в Волге Репин обронил в воду дорогие серебряные часы и подумал, что Волга-матушка должна вознаградить его за такой царский подарок. Это путешествие духовно вознесло молодого художника, одарило предчувствием неслыханного творческого подъема.

Елизавета Николаевна Званцева

Живописцу, а не поэту принадлежат лучшие строки о Нижнем Новгороде, которые знают наизусть не только учителя и экскурсоводы: «Этот царственно поставленный над всем востоком России город совсем закружил наши головы. Как упоительны его необозримые дали! Мы захлебывались от восхищения ими, и перед нашими глазами вставала живая » .


К «сильным людям хорошей породы», ценившим художественность, принадлежала Елизавета Званцева.

Когда Репин спешил из Нижнего в Петербург с набросками бурлаков, Елизавете Николаевне было всего лишь пять лет. Через восемнадцать лет Илья Ефимович признается в письме к Званцевой, что относится к ней как к дочери.

44-летний мэтр, известный далеко за пределами России, обретает в лице талантливой нижегородки преданную поклонницу и ученицу. Но – с крутым характером.

Двадцать лет разницы

Над «отцовскими» чувствами Репина возобладает сильное , порождающее внутренний нравственный конфликт.

Ведь он женат и вроде бы счастлив в семейной жизни: воспитывает шестерых детей! А кроме прочего: его ученице немногим за двадцать и он даже подписывается в одном из писем: «Старик».

Письма художника Репина

Письма Ильи Ефимовича, находящиеся теперь в отделе рукописей Третьяковской галереи, свидетельствуют о том, что он любит по-настоящему и живет в постоянном напряжении, на изломе чувств.

Летом 1890 года Репин посетил родовое имение Званцевых Тарталеи на юге Нижегородской губернии. О нем он отзывался, как о «чудном и упоительном сне».

Художник отправлялся в очередное путешествие на пароходе вниз по Волге, потом – в Одессу.


С дороги в Тарталеи приходили письма Репина. В сельской церкви осталась икона, написанная им во время гостевания у Званцевой и подаренная приходу.

В дороге Репин переживал, что сделал образ кое-как, на скорую руку. Большевики не оставили и следа не только от иконы, но и от храма.

В своем имении Елизавета Николаевна организовала нечто вроде «дома творчества».


Летом по выходным там пела примадонна первой частной оперы Вера Петрова-Званцева, приобщая местных крестьян , гостили художник Петров-Водкин с женой-француженкой, генерал Скалон, дядя Рахманинова.

Любя Елизавету Званцеву, Илья Репин все время сомневается в серьезности ее увлечения живописью.

Sic transit gloria mundi

Она оказалась предана искусству до самой смерти, но профессиональным художником так и не стала. Зато в начале 20 века организовала школу живописи, где преподавали такие корифеи, как Бакст, Петров-Водкин, Коровин.

После революции возлюбленная Репина работала директором приюта для беспризорников в Москве. Замуж она так и не вышла, видимо, продолжая любить Репина.

Ефимович Илья Репин родился в 1844, умер в 1930. является величайшим русским художником. Его самые известные шедевры: "Бурлаки на Волге", "На солнце", и, конечно же, "Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану".

Картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Илья Репин писал 12 лет с 1880 по 1891 гг. Написанное маслом на холсте размером 203 х 358 см полотно было одной из самых замечательных работ художника и стало шедевром. Сейчас оно сохраняется в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

В процессе работы Репин изучал историю украинского казачества, перечитывал Гоголя, собирал материалы в поездках по Украине и Кубани, консультировался с историками М. Костомаровым и Д. Яворницким.

Название картины говорит само за себя. Действительно, казаки, запорожцы, дети свободолюбивой Украины. По-взрослому ругающиеся, по-детски развлекающиеся. Но отчаянно любящие свой край и готовые за него постоять. Был или не был факт действительного написания письма – разбираться историкам. Ну а в том, что султан Махмуд-IV на самом деле прислал письмо запорожцам да еще с повелением добровольно сдаться, сомневаться не приходится. Не знал султан о смелости и отваге запорожцев, об их любви к родине и готовности ради нее на любые подвиги. Этим и насмешил казаков. Вот и получил достойный, достаточно дерзкий ответ. Трудились над ним всем миром. Этот сюжет и лег в основу знаменитой картины.

Художник Репин убедительно и колоритно передал черты казацкой вольности, национальные особенности, дух дружбы и товарищества, склонность к шуткам, силу, способность на неординарные поступки. Энергетика картины завораживает.

Следует заметить, что образы для написания картины художник брал из действительности. Тут и историк Д.Эварницкий в образе писаря, профессор Петербургской консерватории А. Рубец в образе Тараса Бульбы, артист Д. Стравинский в должности есаула. Казак с повязкой на лбу - художник Н.Кузнецов, атаман Сирко – генерал М Драгомиров, запорожец в высокой черной шапке - В.Тарновский.

Картину и этюды к ней Илья Репин представил на личной выставке в Академии художеств в 1891 году, потом она не раз выставлялась на международных выставках, распространялась в открытках и репродукциях.

Илья Ефимович Репин один из самых заметных основоположников русской живописи 19 века, оставивший для всего человечества богатство живописных и неповторимых образов, правдиво отражающих различные периоды русской истории.

Биография Ильи Репина

Родился Илья в Чугуеве (поблизости Харькова) 24 июля 1844 году. Обучение живописи в биографии Репина началось уже в тринадцатилетнем возрасте.

А в 1863 году он переехал в Петербург, чтобы учиться в Академии Художеств. Во время обучения там прекрасно проявил себя, получив две золотых медали за свои картины.

В 1870 году отправился путешествовать по Волге, выполняя тем временем этюды и наброски. Там же зародилась идея полотна «Бурлаки на Волге». Затем художник переехал в Витебскую губернию, приобрел там имение.

Художественная деятельность тех времен в биографии Ильи Репина чрезвычайно плодотворна. Кроме написания картин, он в Академии Художеств руководил мастерской.

Путешествия Репина по Европе повлияли на стиль художника. В 1874 году Репин стал членом товарищества передвижников, на выставках которых представлял свои работы.

1893 год в биографии Репина обозначен вхождением в Петербургскую Академию Художеств в качестве полноправного члена.

Поселок, в котором жил Репин, после Октябрьской революции очутился в составе Финляндии. Там же Репин скончался в 1930 году.

Творчество Репина

Репин — один из немногих русских художников 19-го века, в творчестве которых нашёл свое выражение героизм русского революционного движения. Репин умел необыкновенно чутко и внимательно увидеть и изобразить на холсте различные стороны русской социальной действительности того времени.

Способность заметить робкие ростки нового явления, вернее, даже почувствовать их, определить неясные, мутные, волнующие, мрачные, на первый взгляд, скрытые изменения в общем течении событий — все это особенно ясно сказалось в линии творчества Репина, посвященной кровавому русскому революционному движению.

Первым произведением на эту тему упоминавшийся эскиз «По грязной дороге», написанный сразу по возвращении из Парижа.

В 1878 году художник создал первый вариант картины «Арест пропагандиста», которая, на самом деле является остроумной реминисценцией сцены «Взятия Христа под стражу» из Нового Завета. Очевидно, неудовлетворенный чем-то в картине, Репин еще раз вернулся к той же теме. С 1880 по 1892 год он работал над новым вариантом, более строгим, сдержанным и выразительным. Картина вполне закончена композиционно и технически.

О Репине заговорили после появления в 1873, его картины «Бурлаки на Волге», вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства.

Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Изображая крестный ход — типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов, и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом.

Человек впечатлительный, страстный, увлекающийся, он был отзывчив на многие жгучие проблемы общественной жизни, сопричастен социальной и художественной мысли его времени.

1880-е годы – пора расцвета таланта художника. В 1885 году была создана картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», отмечающая наивысшую точку его творческого горения и мастерства.

Творчество Репина отличается необыкновенной плодотворностью, причем многие полотна он писал одновременно. Одна работа еще не была закончена, как создавалась другая и третья.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года Крестный ход в Курской губернии

Репин – выдающийся мастер портретного искусства. Его портреты представителей разных сословий – простого народа и аристократии, интеллигенции и царских сановников – своеобразная летопись целой эпохи России в лицах.

Он был одним из художников, с энтузиазмом откликнувшихся на идею основателя Третьяковской галереи – П.М.Третьякова о создании портретов выдающихся русских людей.

Репин часто портретировал своих близких. Портреты старшей дочери Веры – «Стрекоза», «Осенний букет» и дочери Нади – «На солнце» написаны с большой теплотой и изяществом. Высокое живописное совершенство присуще картине «Отдых». Изображая свою жену, заснувшую в кресле, художник создал удивительно гармоничный женский образ.

В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Историческое предание о том, как запорожцы – вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру. В результате Репин создал большое значительное произведение, в котором с исключительной экспрессией была раскрыта идея свободы народа, его независимости, гордого казацкого характера и его отчаянного духа. Запорожцы, коллективно сочиняющие ответ турецкому султану, представлены Репиным крепким единодушным братством во всей своей силе и сплоченности. Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль.

В 1899 году в дачном поселке Куоккала, на Карельском перешейке Репин купил усадьбу, названную им «Пенаты», куда окончательно переселился в 1903 году.

В 1918 году усадьба «Пенаты» оказалась на территории Финляндии, Репин таким образом был отрезан от России. Несмотря на сложные условия и тяжелую окружающую обстановку художник продолжал жить искусством. Последней картиной, над которой он работал была «Гопак. Танец запорожских казаков», посвященная памяти любимого им композитора М.П.Мусоргского.

Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Репина называют мистическим художником. Вашему вниманию представляются пять необъяснимых фактов, связанных с полотнами живописца.

Первый факт. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие, и из-за этого был проклят. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.

Третий факт. Все натурщики Репина после написания полотна умирали. Многие из них - не своей смертью. Так, «жертвами» художника стали Мусоргский, Писемский, Пирогов, актер Мерси д’Аржанто. Федор Тютчев скончался сразу, как только Репин начал писать его портрет. Между тем, даже абсолютно здоровые мужчины умирали после того, как побывали натурщиками для картины «Бурлаки на Волге».

Четвертый факт. Необъяснимо, но факт. Картины Репина повлияли на общеполитические события в стране. Так, после того, как художник в 1903 году написал картину «Торжественное заседание Государственного совета», чиновники, которые были изображены на полотне, погибли во время первой русской революции 1905-го года. А как только Илья Ефимович написал портрет премьер-министра Столыпина, натурщика застрелили в Киеве.

Пятый факт. Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Этот мужчина слыл в городе колдуном. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».

Библиография

  • Репин И. Е., Крамской И. Н. Переписка. 1873-1885 / Письма подгот. к печати и примеч. к ним сост. Т. А. Дядьковской; [Предисл. Л. Тарасова]. - Москва; Ленинград: Искусство М.: тип. «Кр. печатник», 1949. - 208 с. - (Письма И. Е. Репина). - 5000 экз.
  • Репин И. Е., Базилевский В. И. Илья Ефимович Репин, Виктор Иванович Базилевский Переписка (1918-1929 годы) / Федеральное арх. агентство, Российский гос. архив лит. и искусства; подгот. : Т. М. Горяева, Е. В. Кирилина, О. В. Турбина.. - Санкт-Петербург, М.: Мiръ, РГАЛИ, 2012. - 380 с. - 3000 экз. - ISBN 5-98846-061-5, 978-5-98846-061-9.
  • Репин И. Е., Щеглов И. Наивные вопросы. С прил. портр. Ивана Щеглова, рис. И.Е. Репиным, автобиогр. заметки и библиогр. указ. / Иван Щеглов. - Санкт-Петербург: А. Г. Алексѣева, 1903. - 188 с.
  • Репин И. Е. Письма к Е. П. Тархановой-Антокольской и И. Р. Тарханову / Под общ. ред. К. И. Чуковского; Вступ. статья и прим. И. А. Бродского и Я. Д. Лещинского. - Л.: Искусство. тип. арт. «Сов. печатник», 1937. - 116 с.
  • Репин И. Е. Далекое близкое. Под ред. и с предисл. К.Чуковского. М-Л., «Искусство», 1937 г., - 624 с.
  • Репин И. Е. Далекое близкое. Под ред. и со вступ. статьей [Репин как писатель]К. Чуковского. М.-Л., «Искусство», 1944 г. - 528 с., 3 000 экз.
  • Репин И. Е. Далекое близкое / Под ред. и со вступ. статьей [О книге «Далекое близкое»] К. Чуковского; [Коммент. А. Ф. Коростина и Л. Чуковской]. - 3-е изд., испр. и доп.. - Москва; Ленинград: Искусство, 1949. - 555 с.
  • Репин И. Е., Чуковский К. И. Илья Репин, Корней Чуковский. Переписка, 1906-1929 / Вступ. ст. Г. С. Чурак; подгот. текста и публ. Е. Ц. Чуковская и Г. С. Чурак; коммент. Е. Г. Левенфиш и Г. С. Чурак. - М.: Новое литературное обозрение, 2006. - 352 с. - 2000 экз. - ISBN 5-86793-436-5.
  • Репин И. Е., Третьяков П. М. Письма И. Е. Репина. Переписка с П. М. Третьяковым. 1873-1898 / Письма подгот. к печати и прим. к ним составлены сотрудниками Гос. Третьяковск. галереи М. Н. Григорьевой и А. Н. Щекотовой; Предисл. А. Замошкина. - Москва; Ленинград: Искусство, 1946. - 226 с. - (Труды Государственной Третьяковской галереи).
  • Репин И. Е. Илья Ефимович Репин. - Санкт-Петербург: Экспедиция заготовления гос. бумаг, 1894. - Т. VIII. - 28 с. - (Русские художники).
  • Репин И. Е. Бурлаки на Волге (Воспоминания). - Москва; Ленинград: Искусство, 1944. - 124 с.
  • Репин И. Е. Письма к писателям и литературным деятелям. 1880-1929. Подгот. к печати и примеч. сост. О. И. Гапоновой / Под ред. А. И. Леонова; Вступ. статья Н. Машковцева.. - М.: тип. газ. «Моск. правда», 1950. - 268 с.