Рецензия на произведение евгений онегин. «Евгений Онегин» – А. С. Пушкин

Если вам, как и мне когда-то, Пушкин кажется безнадежно устаревшим, неактуальным и безжизненным, поймите две вещи. Первое, поэзию Пушкина не дано понять поверхностным неучам (горький опыт автора!). Пушкин слишком хорош для глупых и ограниченных. И второе – да, декорации его произведений давно старели, ХІХ век уже мхом порос, многие исторические детали неактуальны , но это все мелочи. Главное – соль его творчества по-прежнему соленая, ирония все такая же хлесткая, гниль и глупость человеческая такая же мерзкая, а светский гламур такой же ничтожный.

Проблема романа «Евгений Онегин» одна – из него сделали сухую догму. Это шедевр – и все. А вот почему шедевр? Спасибо нерадивым школьным учителям и высоколобым критикам – его так взялись разбирать по косточкам в самых разных контекстах, что не смогли объяснить молодым главное – роман-то гениальный, как ни крути. И вот почему.

Главный герой романа «Евгений Онегин»

Существует легенда, что идея написания «Евгения Онегина» пришла к Пушкину в тот момент, когда бурная молодость довела его до позора. Он был застигнут с симпатичной служанкой за крайне неблаговидными делами, да еще и в гостях. Говорят, скандал был страшный. Возможно, такая встряска заставила поэта написать о грешной жизни своего поколения. Спустя шесть лет он закончил роман в стиха х под названием «Евгений Онегин».

Пушкин писал о том, что видел в столь многих своих соотечественниках. Перед нами трагедия человека , покалеченного развратом. Главный герой Онегин был рожден в роскоши, и с ранней юности окунулся в мир разврата, пьянок, похмелий, любовных интриг и похабщины. Он блестящий аристократ, король петербуржской золотой молодежи. Его круг обшения – гламурное быдло. Наш герой регулярно очаровывает его своим имиджем, кадрит барышень, кутит по полной программе, но в какой-то момент душа его начинает блевать от всего этого бардака… И он впадает в сплин… В отличие от нерадивых коллег по цеху, Онегин способен думать и анализировать , но только может ли что-то спасти его от проклятия, которое несут на себе все богатые бездельники – от безысходности… У него и жизнь-то ненастоящая – кукольная и высушенная. Трагедия только в том, что его это устраивает.

Цитаты из романа Пушкина

  • Кто жил и мыслил, тот не может
    В душе не презирать людей
  • Мечты, мечты! где ваша сладость?
  • Я вас люблю (к чему лукавить?),
    Но я другому отдана;
    Я буду век ему верна.
  • Но наше северное лето,
    Карикатура южных зим.


Зачем читать роман «Евгений Онегин» Пушкина?

Потому что ничего не изменилось. Многие и сегодня живут тем же. Россия Пушкина и Россия Путина так похожи. Пушкин ругал элиту за то, что она продает ресурсы Родины за духи и побрякушки. Спустя двести лет новые хозяева жизни делают то же. У господ были крепостные, и в наше время они, увы, никуда не делись. Поэтому стоит читать.

© «Клуб Доброй Литературы», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Пушкин, не дожидаясь завершения своего произведения, печатал его по главам. Читатели, сопереживая героям, с нетерпением ждали появления очередной главы. Критика бурлила. "Евгений Онегин" стал центральным событием в литературной и общественной жизни пушкинской поры. И, как показало время, - центральным событием и в русской культуре в целом. Предлагаемая книга поможет читателю еще раз в этом убедиться. "Онегин" есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в "Онегине" личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы. Оценить такое произведение, значит - оценить самого поэта во всем объеме его творческой деятельности. Не говоря уже об эстетическом достоинстве "Онегина", эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение". ...

Описание добавлено пользователем:

«Евгений Онегин» - сюжет

Роман начинается с сетований молодого дворянина Евгения Онегина по поводу болезни своего дядюшки, вынудившей Евгения покинуть Петербург и отправиться к одру больного, чтобы проститься с ним. Обозначив таким образом завязку, автор посвящает первую главу рассказу о происхождении, семье, жизни своего героя до получения известия о болезни родственника. Повествование ведётся от имени безымянного автора, представившегося добрым приятелем Онегина. Евгений родился «на брегах Невы», то есть в Петербурге, в не самой успешной дворянской семье:

«Служив отлично-благородно,

Долгами жил его отец,

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец»

Онегин получил соответствующее воспитание - сначала, имея гувернантку Madame (не путать с нянькой), затем - гувернёра-француза, не утруждавшего своего воспитанника обилием занятий. Пушкин подчёркивает, что образование и воспитание Евгения были типичны для человека его среды (дворянина, которым с детства занимались учителя-иностранцы).

Жизнь Онегина в Петербурге была полна любовными интригами и светскими развлечениями, но эта постоянная череда забав привела героя к хандре. Евгений уезжает к дяде в деревню. По прибытии оказывается, что дядя умер, а Евгений стал его наследником. Онегин поселяется в деревне, но и здесь его одолевает депрессия.

Соседом Онегина оказывается приехавший из Германии восемнадцатилетний Владимир Ленский, поэт-романтик. Ленский и Онегин сходятся. Ленский влюблён в Ольгу Ларину, дочь местного помещика. На всегда весёлую Ольгу не похожа её задумчивая сестра Татьяна. Ольга младше сестры на один год, она внешне красива, но неинтересна Онегину:

«Неужто ты влюблён в меньшую?

А что? - Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

В чертах у Ольги жизни нет»

Встретив Онегина, Татьяна влюбляется в него и пишет ему письмо. Однако Онегин отвергает её: он не ищет спокойной семейной жизни. Ленский и Онегин приглашены к Лариным на именины Татьяны. Онегин не рад этому приглашению, но Ленский уговаривает его поехать, обещая, что никого из гостей-соседей не будет. На самом деле, приехав на торжество, Онегин обнаруживает «пир огромный», что его злит не на шутку.

«[…] Надулся он и, негодуя,

Поклялся Ленского взбесить,

И уж порядком отомстить»

Дуэль Онегина и Ленского

И. Е. Репин, 1899

На обеде у Лариных Онегин, дабы заставить Ленского ревновать, неожиданно начинает ухаживать за Ольгой. Ленский вызывает его на дуэль. Поединок заканчивается смертью Ленского, и Онегин уезжает из деревни.

Через три года он появляется в Петербурге и встречает Татьяну. Теперь она - важная светская дама, жена генерала. Онегин влюбляется в неё и пытается её добиться, но на этот раз отвергают уже его. Татьяна признаётся, что по-прежнему любит Евгения, но говорит, что должна остаться верной мужу.

«Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.»

История

Пушкин работал над этим романом свыше семи лет. Роман был, по словам поэта, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Работу над ним Пушкин называл подвигом - из всего своего творческого наследия только «Бориса Годунова» он характеризовал этим же словом. В произведении на широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции.

Пушкин начал работу над «Онегиным» в мае 1823 года в Кишиневе, во время своей ссылки. Автор отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистический роман в стихах, хотя в первых главах ещё заметно влияние романтизма. Изначально предполагалось, что роман в стихах будет состоять из 9 глав, но впоследствии Пушкин переработал его структуру, оставив только 8 глав. Он исключил из основного текста произведения главу «Путешествие Онегина», оставив её в качестве приложения. Из романа также пришлось изъять одну главу полностью: в ней описывается, как Онегин видит военные поселения близ Одесской пристани, а далее идут замечания и суждения, в некоторых местах в излишне резком тоне. Оставлять эту главу было слишком опасно - Пушкина могли арестовать за революционные взгляды, поэтому он её уничтожил.

Он охватывает события с 1819 по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества, время правления Александра I. Сюжет романа прост и хорошо известен, в центре него - любовная история. В целом, в романе «Евгений Онегин» отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания и время действия романа примерно совпадают.

Александр Сергеевич Пушкин создал роман в стихах подобно поэме лорда Байрона «Дон Жуан». Определив роман как «собранье пёстрых глав», Пушкин выделяет одну из черт этого произведения: роман как бы «разомкнут» во времени (каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение), тем самым обращая внимание читателей на самостоятельность и цельность каждой главы. Роман стал поистине энциклопедией русской жизни 1820-х годов, так как широта охваченных в нём тем, детализация быта, многосюжетность композиции, глубина описания характеров персонажей и сейчас достоверно демонстрируют читателям особенности жизни той эпохи.

Именно это дало основание В. Г. Белинскому в своей статье «Евгений Онегин» сделать вывод:

«„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».

Из романа, как и из энциклопедии, можно узнать всё об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Санкт-Петербург. Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа - Татьяна Ларина и Евгений Онегин. Автор воспроизвёл атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина.

Да, именно так. Я бы поставил на одну полку Екклесиаста и этот фильм, поскольку оба творения - шедевры, песни о любви. Только Екклесиаст - это книга о счастливой любви, а «Онегин» - о трагической. И семейка Файнсов смогла создать картину, которая воскрешает Пушкина из ржавой школьной программы и переносит его в реальность беспощадного молодого арт-хауса, каким бы он был в ХIХ веке. Характеры актеров доведены до предела, даже слишком - Онегин и Татьяна становятся больше своих литературных персонажей, видимо, за счет опять-таки доведенной до идеала операторской работы… Каждый кадр прекрасен, переданы тончайшие моменты - и неловкость первой встречи Татьяны с Онегиным, провинциальность Лариных, добрый, безразличный нрав Онегина, томительная любовь Татьяны и т. д. Можно бесконечно находить в этом фильме отдельные фрагменты, которые хочется ощутить снова. Но пр этом я все равно буду говорить, что это альтернативный, арт-хаусный «Онегин», так как фильм, в отличие от легкого и веселого Пушкина, мрачен, предельно трагичен и сложен для восприятия.

Но чтобы лучше понять, ощутить гений Пушкина, лучше, на мой взгляд, вначале посмотреть этот фильм, а потом читать роман, так как фильм глубже раскрывает трагедию Онегина и сильный характер Татьяны. В некотором смысле, Онегин Файнса - это Бог трагедии, Татьяна Тайлер - это идеальный образ прекрасной, любящей женщины, которая постигает Онегина, и сама переживает трагедию чувств, словно принимает его судьбу на себя. И не получает ничего взамен…

Но хотелось бы добавить, что фильм очень сдержан, минималистичен, отражает внутренний мир Онегина, на мой взгляд, Пушкин хотел показать Онегина, каким он мог бы быть в русском, французском, например, и в любом другом романе, по этому в фильме нет привязки к «русскому» миру, укладу. Здесь декорации - исключительно для фона, который отражает мир Онегина-Чайльд Гарольда-Мельмота…. И этот холодный, наполненный одиночеством мир постигается глазами Татьяны - на фоне пустых разговоров на званых обедах, коротких встречах, чтобы поговорить о Руссо… Она видит Онегина таким, какой он есть, но он особенно и не прячется за маской гордости, надменности, безразличия, он сам по себе - холоден и одинок, и он не ищет уже ничего нового… Любовь к Татьяне неожиданно пробивается сквозь этот лед и воскрешает на какое-то мгновение Онегина, но это - скорее явление призрака, который появляется после произнесения заклинания, причем в чем-то Татьяна права, Онегина бессознательно влекло к недоступным женщинам - но это моя сугубо творческая точка зрения.

Известно, что Пушкин был суеверен, и в «Онегине» это отражено очень сильно, над фильмом, над каждым кадром, над героями и их чувствами довлеет какая-то тяжесть, какой-то неумолимый рок, который воплотился в зловещем образе мельницы на берегу реки… И Пушкин не может внутренне преодолеть эту тяжесть, ведь ему предсказала гадалка, что он умрет от «белой головы» и так оно в общем-то и вышло, ведь Дантес был блондином… По этому, этот фильм - тот самый мрачный Пушкин, который скрывается за внешней легкостью и веселостью, в «Онегине» показана мучительная связь между любовью, судьбой и предсказанием, и на мой взгляд, в этом произведении прослеживается судьба самого Пушкина…

Но, что еще может порадовать в этом фильме, на мой взгляд, это то, как раскрыта внутренняя сила Онегина и Татьяны - несмотря на все перипетии их судеб, они принимают свою жизнь, такой, какова она есть и когда происходит примирение между внутренним и внешним миром героев, кино и литература, наконец-то, заканчивается...

Читая роман “Евгений Онегин”.

Роман “Евгений Онегин” писался Пушкиным в течение 8 лет. В нем описываются события первой четверти XIX века, то есть время создания и время действия романа примерно совпадают. Читая его мы понимаем, что роман является уникальным, ведь ранее в мировой литературе не существовало ни одного романа в стихах. Лиро-эпический жанр произведения предполагает переплетение двух сюжетов – эпического, главные герои которого Онегин и Татьяна, и лирического, где главный герой – персонаж, называемый Автором, то есть лирический герой романа.

“Евгений Онегин” – реалистичный роман. Метод реализма предполагает отсутствие заданности, изначального четкого плана развития действия: образы героев развиваются не просто по воле автора, развитие обусловлено теми психологическими и историческими чертами, которые заложены в образах. Завершая VIII главу, автор сам подчеркивает эту особенность романа:

И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще неясно различал.

Определив роман как “собранье пестрых глав”, Пушкин подчеркивает еще одну сущностную черту реалистичного произведения: роман как бы “разомкнут” во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение. Тем самым акцентируется внимание читателя на самостоятельной ценности каждой главы.

Уникальным этот роман делает и то, что широта охвата действительности, многосюжетность, описание отличительных особенностей эпохи, ее колорита приобрели такую значимость и достоверность, что роман стал энциклопедией русской жизни 20-х годов прошлого века. Читая роман мы, как в энциклопедии, можем узнать все о той эпохе: о том, как одевались и что было в моде (“широкий боливар” Онегина и малиновый берет Татьяны), меню престижных ресторанов, что шло в театре (балеты Дидло).

На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство. Это позволяет нам говорить об “Евгении Онегине” как об истинно народном произведении.

Петербург того времени собирал в себе лучшие умы России. Там “блистал Фонвизин”, люди искусства – Княжин, Истомина. Автор хорошо знал и любил Петербург, он точен в описаниях, не забывая ни о “соли светской злости”, “ни о необходимых нахалах”. Глазами столичного жителя показана нам и Москва – “ярмарка невест”. Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает “бессвязный, пошлый вздор”. Но вместе с тем поэт любит Москву, сердце России: “Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось” (читать такие строки москвичу должно быть вдвойне приятно).

Современная поэту Россия – деревенская. Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства в романе наиболее представительная. Посмотрим на персонажей, представленных нам Пушкиным.

Красавец Ленский, “с душою прямо геттингенской”, - романтик немецкого склада, “поклонник Канта”. Но стихи Ленского подражательны. Они насквозь пародийны, но в них пародируются не отдельные авторы, а сами штампы романтизма. История матери Татьяны достаточно трагична: “Не спросясь совета, девицу повезли к венцу”. Она “рвалась и плакала сначала”, но заменила счастье привычкой: “Солила на зиму грибы, вела расходы, брила лбы”.Отставному советнику Флянову поэт дает красочную характеристику: “Тяжелый сплетник, старый шут, обжора, взяточник и плут.”

Появление романа Пушкина “Евгений Онегин” оказало огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею “лишних людей” в русской литературе: Печорин, Обломов продолжат ее.

(374 слова) Чтение школьных произведений на удивление оказывается интересным занятием. Часто во время учёбы возникает некий противоположный эффект, который проявляется в том, что нам не нравятся книги, которые задают читать. А вот, когда ты сам решаешь, познакомиться ли с каким-то творением, то оно воспринимается честнее, без привкуса принуждения. Взять, к примеру, «Евгения Онегина» А. С. Пушкина. Казалось бы, обычная история богатого юноши, уставшего от жизни. Но на деле мы видим драму о судьбе «лишнего человека». Даже известный критик Виссарион Григорьевич Белинский называл роман «энциклопедией русской жизни», где, помимо личных драм персонажей, описываются быт и нравы царской России.

Автор создал образ типичного представителя своего времени: молодой аристократ, либерал, одевающийся по последнему слову моды, активно участвовавший в светской жизни, однако не находивший интереса во всём этом. Ему были не интересны театр и балет, он не читал много книг, не служил в армии, лишь от скуки ездил по балам и строил неопределенные планы. Узнав о тяжёлом состоянии своего дяди, Онегин не чувствует жалости, а лишь готов притворятся ради получения наследства. Переехав в деревню, он надеется немного отвлечься от балов, сплетен, интриг. Но даже тут Евгений скучает.

Главное развитие герой получает после смерти его друга – Ленского. Онегин виноват, и он понимает это. Ему приходится в одно мгновение пережить ряд новых, не изведанных чувств. Евгений осознал, что в один момент жизнь может прерваться, и нужно ценить каждый миг. Вместе с этим он наконец-то видит и признаёт свои недостатки: эгоизм, бесчувственность, праздность мысли и души.

Сюжетная линия Татьяны так же показывает читателю, что главный герой способен испытывать более высокие чувства. К сожалению, двум молодым людям не суждено быть вместе. Однако финал произведения остаётся открытым, позволяя читателю самому придумать дальнейшую судьбу Евгения. Такой новаторский ход является интересным решением, особенно для 19 века.

Тем не менее главной особенностью романа являются лирические вставки А.С. Пушкина. Мы словно читаем произведение и параллельно беседуем с автором. Можно заметить, что вначале Онегин вызывает лишь иронические усмешки. Поэт через образ Евгения словно высмеивает всё светское общество своего времени. Однако ближе к середине Александр Сергеевич признаётся, что подружился со своим героем и даже нашёл с ним что-то общее. А уже к концу книги автору трудно попрощаться с «молодым повесой», он заступается за него, осуждает критиков и отмечает тонкую и хрупкую душу Онегина, его острый ум и трагическое положение заложника своего времени.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!