Рассказ былины илья муромец и соловей разбойник. Про илью муромца. Происшествие в поле

Раным-рано выехал Илья из Мурома, и хотелось ему к обеду попасть в стольный Киев-град. Его резвый конь поскакивает чуть пониже облака ходячего, повыше лесу стоячего. И скорым-скоро подъехал богатырь ко городу Чернигову. А под Черниговом стоит вражья сила несметная. Ни пешему проходу, ни конному проезду нет. Вражьи полчища ко крепостным стенам подбираются, помышляют Чернигов полонить-разорить. Подъехал Илья к несметной рати и принялся бить насильников-захватчиков, как траву косить. И мечом, и копьём, и тяжёлой палицей [Палица – боевая дубина.], а конь богатырский топчет врагов. И вскорости прибил, притоптал ту силу вражью, великую.
Отворились ворота в крепостной стене, выходили черниговцы, богатырю низко кланялись и звали его воеводой в Чернигов-град.
– За честь вам, мужики-черниговцы, спасибо, да не с руки мне воеводой сидеть в Чернигове, – отвечал Илья Иванович. – Тороплюсь я в стольный Киев-град. Укажите мне дорогу прямоезжую!
– Избавитель ты наш, славный русский богатырь, заросла, замуравела прямоезжая дорога в Киев-град. Окольным путём теперь ходят пешие и ездят конные. Возле Чёрной Грязи, у реки Смородинки, поселился Соловей-разбойник, Одихмантьев сын. Сидит разбойник на двенадцати дубах. Свищет злодей по-соловьему, кричит по-звериному, и от посвиста соловьего да от крику звериного трава-мурава пожухла вся, лазоревые цветы осыпаются, тёмные леса к земле клонится, а люди замертво лежат! Не езди той дорогой, славный богатырь!

Не послушал Илья черниговцев, поехал дорогой прямоезжею. Подъезжает он к речке Смородинке да ко Грязи Чёрной.
Приметил его Соловей-разбойник и стал свистать по-соловьему, закричал по-звериному, зашипел злодей по-змеиному. Пожухла трава, цветы осыпались, деревья к земле приклонилися, конь под Ильёй спотыкаться стал. Рассердился богатырь, замахнулся на коня плёткой шелковой.

– Что ты, волчья сыть [Сыть – еда, корм.], травяной мешок, спотыкаться стал? Не слыхал, видно, посвисту соловьего, шипу змеиного да крику звериного?

Сам схватил тугой лук разрывчатый и стрелял в Соловья-разбойника, поранил правый глаз да руку правую чудовища, и упал злодей на землю. Приторочил богатырь разбойника к стремени и повёз Соловья по чисту полю мимо логова Соловьего. Увидали сыновья да дочери, как везут отца, привязана ко стремени, схватили мечи да рогатины, побежали Соловья-разбойника выручать. А Ильи их разметал, раскидал и, не мешкая, стал свой путь продолжать.
Приехал Илья в стольный Киев-град, на широкий двор княжеский. А славный князь Владимир – Красно Солнышко с князьями подколенными [Подколенный – здесь: подначальный.], с боярами почётными да с богатырями могучими только что садились за обеденный стол.
Илья поставил коня посреди двора, сам вошёл в палату столовую. Он крест клал по-писаному, поклонился на четыре стороны по-учёному, а самому князю великому во особицу.
Стал князь Владимир выспрашивать:
– Ты откуда, добрый молодец, как тебя по имени зовут, величают по отчеству?
– Я из города Мурома, из пригородного села Карачарова, Илья Муромец.
Давно ли, добрый молодец, ты выехал из Мурома?
– Рано утром выехал из Мурома, отвечал Илья, – хотел было к обедне поспеть в Киев-град, да в дороге, в пути призамешкался. А ехал я дорогой прямоезжею мимо города Чернигова, мимо речки Смородинки да Чёрной Грязи.
Насупился князь, нахмурился, глянул недобро:
– Ты, мужик-деревенщина, в глаза над нами насмехаешься! Под Черниговом стоит вражья рать – сила несметная, и ни пешему, ни конному там ни проходу, ни проезду нет. А от Чернигова до Киева прямоезжая дорога давно заросла, замуранела. Возле речки Смородинки да Чёрной Грязи сидит на двенадцати дубах разбойник Соловей, Одихмантьев сын, и не пропускает ни пешего, ни конного. Там и птице-соколу не пролететь!
Отвечает на те слова Ильи Муромец:

Под Черниговом вражье войско всё побито-повоёвано лежит, а Соловей-разбойник на твоём дворе пораненный, к стремени притороченный.
Из– за стола князь Владимир выскочил, накинул кунью шубу на одно плечо, шапку соболью на одно ушко и выбежал на красное крыльцо. Увидел Соловья-разбойника, к стремени притороченного:
– Засвищи-ка, Соловей, по-соловьему, закричи-ка, собака, по-звериному, зашипи, разбойник, по-змеиному!
– Не ты меня, князь, полонил, победил. Победил, полонил меня Илья Муромец. И никого, кроме него, я не послушаюсь.
– Прикажи, Илья Муромец, – говорит князь Владимир. – засвистать, закричать, зашипеть Соловью!
Приказал Илья Муромец:
– Засвищи-ка, Соловей, во полсвисту соловьего, закричи во полкрика звериного, зашипи во полшипа змеиного!
– От раны кровавой. – Соловей говорит, – мой рот пересох. Ты вели налить мне чару зелена вина, не малую чару – в полтора ведра, и тогда я потешу князи Владимира.
Поднесли Соловью-разбойнику чару зелена вина. Принимал злодей чару одной рукой, выпивал чару за единый дух. После того засвистал в полный свист по-соловьему, закричал в полный крик по-звериному, зашипел в полный шип по-змеиному. Тут маковки на теремах покривилися, а околенки [Околенки – оконная рама, оконный переплёт.] в теремах рассыпались, все люди, кто был на дворе, замертво лежат. Владимир-князь стольно-киевский куньей шубой укрывается да окарачь [Окарачь – на четвереньках.] ползёт.
Рассердился Илья Муромец. Он садился на добра коня, вывез Соловья-разбойника во чисто поле:
– Тебе полно, злодей, людей губить! – И отрубил Соловью буйну голову.
Столько Соловей-разбойник и на свете жил. На том сказ и окончился.

Илья Муромец – главный герой киевского цикла былин. Важнейшие из них: "Исцеление Ильи Муромца", "Илья и Соловей-разбойник", "Илья и Сокольник", "Илья в ссоре с князем Владимиром", "Илья и Калин-царь", "Илья и Идолище поганое". Наиболее древними считаются былины о бое Ильи Муромца с Соловьем-разбойником и о бое с Сокольником (его сыном).

Еще в XIX веке ученые задумывались над тем, кто стоит за былинным образом противника русского богатыря – Соловья-разбойника. Одни в нем видели мифическое существо – олицетворение сил природы, бортника-древолаза, другие высказывали мнение о заимствовании этого образа из фольклора других народов. Третьи придерживались взгляда, согласно которому Соловей – обычный человек, занимающийся разбоем. За свое умение громко свистеть он был прозван Соловьем. В былинном повествовании Соловей-разбойник изображен как существо, живущее в лесах со всем своим выводком.

В былине рассказывается о воинских подвигах Ильи. Он отправляется из дома, из села Карачарово, что под Муромом, в стольный град Киев на службу к князю Владимиру. По пути Илья совершает свой первый подвиг. У Чернигова он разбивает вражеское войско, осадившее город.

У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А ий черным-черно, как черно ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролетыват,
Серый зверь да не прорыскиват.

А Илья, "дородный добрый молодец", стал эту силу великую конем топтать и копьем колоть. И побил он эту силу великую. За это черниговские мужики приглашали его в Чернигов воеводою, но богатырь не согласился, поскольку ехал он служить всей Русской земле.

Его предупреждают, что дорога в Киев неспокойна и опасна:

Заколодила дорожка, замуравела,
Как у той ли-то у Грязи-то у Черноей,
Да у той ли у березы у покляпыя…
Сидит Соловей-разбойник со сыром дубу,
Сидит Соловей-разбойник Одихмантьев1 сын.2

Противник Ильи изображен в былине гиперболизированно, его грозная сила преувеличена. Это злодей-разбойник. Он "свищет по-соловьему", "кричит позвериному". От этого "травушки-муравы уплетаются, все лазоревы цветочки осыпаются, темны лесушки к земле все приклоняются, а что есть людей – то все мертвы лежат".

Однако Илью не испугало предупреждение мужиков черниговских. Он выбирает "дорогу прямоезжую". Добрый богатырский конь Ильи, услышав посвист Соловья, "упирается, на корзни спотыкается". Но богатырь бесстрашен. Он готов совершить свой второй подвиг. Поединок описан лаконично, в былинной традиции. Илья берет тугой лук "разрывчатый", натягивает "тетивочку шелковую", накладывает "стрелочку каленую" и стреляет. Поверженного Соловья он пристегивает к "стремечку булатному" и везет в Киев. Это первый приезд богатыря в Киев, его никто здесь еще не знает. К Илье с вопросами обращается сам князь:

"Ты скажи-ко, ты откулешний,
Дородный добрый молодец,
Тебя как-то, молодца, да именем зовут,
Величают, удалого, по отечеству?"

Князь не верит рассказу Ильи, сомневается, что можно проехать по той дороге, где нагнано силы множество и владычествует Соловей-разбойник. Тогда Илья ведет князя к Соловью. Но разбойник признает над собой только власть Ильи, видя в нем достойного противника и победителя, почитает его выше князя. На приказ Влади- мира продемонстрировать свое искусство, Соловей отвечает:

"Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю,
А не вас-то я хочу да и послушати.
Я обедал-то у старого казака Ильи Муромца,
Да его хочу-то я послушати".3

Тогда Илья Муромец приказывает ему засвистеть "в полсвиста соловьиного" и "в полкрика звериного". Но Соловей ослушался и засвистел во всю силу. "Маковки на теремах покривились, а околенки во теремах рассыпались от него, посвиста Соловьиного, что есть людишек, то все мертвы лежат". А Владимир-князь "куньей шубонькой укрывается". Только Илья устоял на ногах. Со словами: "тебе полно-тко свистать да по-соловьему, тебе полно-тко слезить да отцов-матерей, тебе полно-тко вдовить да жен молодых, тебе полно-тко спущать сиротать малых детушек!" он рубит Соловью голову.

Подвиг Ильи был наполнен особым смыслом для современников, выступавших за объединение русских земель, за целостность древнерусского государства. В былине утверждается мысль о служении Руси, о совершении народного подвига во имя ее.

Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник" обладает признаками, характерными для художественного своеобразия былин. Это сюжетный жанр. События изображаются в развитии, персонажи – в действии. Былине присущи своеобразные выразительно-изобразительные средства: троекратные повторы (в описании силушки под Черниговым, посвиста богатырского), гиперболы (изображение Соловья-разбойника, богатырского коня Ильи), сравнения, метафоры, эпитеты (темный лес, травушки-муравы, лазоревы цветочки), уменьшительно-ласкательные суффиксы и т. п. В былине переплетаются фантастические и реальные образы (Соловей – Илья).

В славном было городе Муроме, в селе Карачарове - жил крестьянин Иван Тимофеевич. У него было любимое детище Илья Муромец; сидел он сиднем тридцать лет, и как минуло тридцать лет, то стал он ходить на ногах крепко, и ощутил в себе силу великую, и сделал себе сбрую ратную и копье булатное, и оседлал коня доброго, богатырского. Приходит к отцу и матери и стал у них просить благословения:

Государи мои, батюшка и матушка! Отпустите меня в славный город Киев богу помолиться, а князю киевскому поклониться.

Отец и мать его дают ему благословение, кладут на него заклятие великое и говорят такие речи:

Поезжай ты прямо на Киев-град, прямо на Чернигов-град, и на пути своем не делай никакой обиды, не проливай напрасно крови христианской.

Илья Муромец принял у отца и матери благословение, богу молится, с отцом и с матерью прощается, и поехал в путь свой.

И так далеко заехал во темны леса, что наехал на таборы разбойничьи; и те разбойники увидели Илью Муромца, и разгорелись у них сердца разбойнические на коня богатырского, и стали между себя разговаривать, чтобы лошадь отнять, что такой лошади ни в которых местах не видывали, а ныне едет на таком добром коне незнамо какой человек. И стали на Илью Муромца напущать человек по десяти и по двадцати; и стал Илья Муромец остановлять коня своего богатырского, и вынимает из колчана калену стрелу, и накладывает на тугой лук. Пустил он калену стрелу по-над землею, калена стрела стала рвать на косую сажень. И, видя то, разбойники испужались и собирались во един круг, пали на колени и стали говорить:

Государь ты наш батюшка, удал добрый молодец! Виноваты мы перед тобою, и за такую вину нашу бери казны, сколько надобно, и платья цветного, и табуны лошадей, сколько угодно.

Илья, усмехнувшись, сказал:

Некуды мне девать!.. А если хотите живы быть, так вперед не отважьтесь! - и поехал в путь свой к славному граду Киеву.

Подъезжает он ко граду Чернигову, и под тем градом Черниговом стоят войска басурманские, что и сметы нет, и Чернигов-град осадили, и хотят его вырубить и божии церкви на дым пустить, а самого князя и воеводу черниговского живых в полон взять. И той великой силе Илья Муромец ужаснулся; однако положился на волю создателя своего господа бога и вздумал положить главу свою за веру христианскую. И стал Илья Муромец побивать силу басурманскую копием булатным, и всю силу поганую побил, и царевича басурманского в полон взял и ведет во град Чернигов. Встречают его из града Чернигова граждане с честию, идет сам князь и воевода черниговский, принимают доброго молодца с честию, благодарение господу богу воссылают, что господь прислал нечаянно граду очищение и не дал всем напрасно погибнути от такой силы басурманския; взяли его в палаты свои, и сотвориша великий пир, и отпустиша его в путь.

Илья Муромец поехал ко граду Киеву прямою дорогою от Чернигова, которую заложил Соловей-разбойник ровно тридцать лет, не пропущал ни конного, ни пешего, а убивал не оружием, но своим свистом разбойничьим. Выехал Илья Муромец в чисто поле и увидел попрыски богатырские, и по них поехал, и приехал на те леса Брянские, на те грязи топучие, на те мосты калиновы и к той реке Смородинке. Соловей-разбойник послышал себе кончину и бессчастие великое и, не допуская Илью Муромца за двадцать верст, засвистал своим свистом разбойническим крепко; но богатырское сердце не устрашилось. И, не допуская еще за десять верст, засвистал он громче того, и с того свисту под Ильею Муромцем конь спотыкнулся. Приехал Илья Муромец под самое гнездо, которое свито на двенадцати дубах; и Соловей-разбойник, на гнезде сидя, увидел святорусского богатыря, и засвистал во весь свист, и хотел Илью Муромца убить до смерти.

Илья Муромец снимает с себя тугой лук, накладывает калену стрелу и пускает на то гнездо Соловьиное, и попал ему в правый глаз и вышиб вон; Соловей-разбойник свалился с гнезда, что овсяный сноп. Илья Муромец берет Соловья-разбойника; привязал его крепко к стремени булатному и поехал к славному граду Киеву. На пути стоят палаты Соловья-разбойника, и как поравнялся Илья Муромец против палат разбойнических, у которых окна были растворены и в те окна смотрели разбойничьи три дочери, - увидела его меньшая дочь и закричала своим сестрам:

Вон наш батюшка едет с добычею и везет к нам мужика, привязанного у стремени булатного.

А большая дочь посмотрела и горько заплакала:

Это не батюшка наш едет; это едет незнамо какой человек и везет нашего батюшку.

И закричали они мужьям своим:

Мужья наши милые! Поезжайте к мужику навстречу и отбейте у него нашего батюшку, не кладите наш род в таком позоре.

Мужья их, сильные богатыри, поехали против святорусского богатыря; кони у них добрые, копья острые, и хотят они Илью на копьях поднять. И увидел Соловей-разбойник и стал говорить:

Зятья мои милые! Не позорьтесь вы и не дразните такого сильного богатыря, чтобы всем вам не принять от него смерти; лучше с покорностию попросите его в дом мой выпить чару зелена вина.

По просьбе зятей поворотил Илья в дом, не ведая их злобы. Большая дочь подняла железную на цепях подворотню, чтоб его пришибить. Но Илья усмотрел ее на воротах, ударил копием и ушиб до смерти.

И как приехал Илья Муромец в Киев-град, въезжает прямо на княженецкий двор и входит в палаты белокаменные, богу молится и князю кланяется. Князь киевский спрашивает:

Скажи, добрый молодец, как тебя зовут и из которого города ты уроженец?

Ответ держит Илья Муромец:

Меня, государь, зовут Ильюшкою, а по отечеству Иванов, уроженец города Мурома, села Карачарова.

Князь спрашивает:

Которою дорогою ехал ты из Мурома?

На Чернигов-град, и под Черниговом побил войска басурманские, что и сметы нет, к очистил Чернигов-град; и оттуда поехал прямою дорогою, и взял сильного богатыря Соловья-разбойника, и привел его с собою у стремени булатного.

Князь, осердясь, сказал:

Что ты обманываешь!

Как услышали это богатыри Алеша Попович и Добрыня Никитич, они бросились смотреть и, увидев, князя уверили, что справедливо так. И приказал князь поднести чару зелена вина доброму молодцу. Захотелось князю разбойнического свисту послушать. Илья князя со княгинею обернул в шубу соболью и, поставя их под мышки, призвал Соловья и приказал в полсвиста засвистать соловьем. А Соловей-разбойник засвистал во весь разбойнический свист и оглушил богатырей так, что они упали на пол; и за то убил его Илья Муромец.

Илья Муромец назвался с Добрынею Никитичем братьями. И оседлали они своих добрых коней, и поехали в чистые поля гулять, и ездили ровно три месяца, не нашли себе супротивника. Только наехали в чистом поле: идет калечище прохожий; гуня на нем в пятьдесят пуд, шляпа в девять пуд, костыль в десять сажон. Илья Муромец стал на него коня напущать и хочет отведать с ним своей силы богатырския. И увидал калечище прохожий Илью Муромца и говорит:

Ой ты еси, Илья Муромец! Помнишь ли, мы с тобою в одной школе грамоте учились, а ныне ты на меня, такого калику, напускаешь коня, как на некоего неприятеля; а того ты не ведаешь, что во славном городе Киеве великая невзгодушка учинилась: приехал неверный сильный богатырь Идолище нечестивый, голова у него с пивной котел, а в плечах сажень, промеж бровьми пядь, промеж ушей калена стрела, а ест он по быку, а пьет он по котлу; и князь киевский вельми о тебе соболезнует, что ты его в этакой печали оставил.

Нарядясь в калечищино платье, едет Илья Муромец прямо на княженецкий двор и закричал богатырским голосом:

Ой еси ты, князь киевский! Сошли мне, калечищу прохожему, милостыню.

И увидел его князь и говорит такову речь:

Поди ко мне в палаты, калечище! Я тебя накормлю-напою и золотой казны на дорогу дам.

И вошел калечище в палаты и стал у печи - поглядывает. Идолище просит есть. Принесли ему быка целого жареного, а он его и с костьми съел. Идолище просит пить. Принесли котел пива, а несли двадцать человек; и он взял его за уши и выпил весь. Илья Муромец говорит:

Была у моего батюшки кобыла обжорлива, обожралась и издохла!

Идолище не утерпел и говорит:

Ой еси ты, калечище прохожий! Что ты меня замаешь? Мне тебя нечего и в руки взять! Не то что ты, - каков был у вас Илья Муромец, я бы и с тем стычку дал.

Да вот каков он! - сказал Илья Муромец, и схватил с себя шляпу, и ударил его в голову тихонько - только прошиб стену палат, и взял туловище (Идолищино) - туда ж выкинул. И за то князь Илью Муромца почтил великими похвалами и причел в сильные, могучие богатыри.

Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод. Илья́ Му́ромец (полное былинное имя - Илья Муромец сын Ивана) - один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. Жил он 800 лет назад.
Я иду служить за веру христианскую,
И за землю русскую,
Илья́ Му́ромец идеал героя-воина, народного заступника. Жил он 800 Да и за стольный Киев град,
лет назад. За вдов, за сирот, за бедных людей
И за тебя, молодую княгиню, вдовицу Апраксию

В городе Муроме, в селе Кара­ча­рове, живет Илья, крестьян­ский сын. Трид­цать лет сидит он сиднем и не может подняться, потому что не владеет ни руками, ни ногами. Однажды, когда его роди­тели уходят и он оста­ется один, под окнами оста­нав­ли­ва­ются двое калик пере­хожих и просят Илью отво­рить им ворота и пустить в дом. Тот отве­чает, что не может встать, но они повто­ряют свою просьбу. Тогда Илья подни­ма­ется, впус­кает калик, а те нали­вают ему чарку медо­вого питья. Сердце Ильи разо­гре­ва­ется, и он чует в себе силу. Илья благо­дарит калик, а те говорят ему, что отныне он, Илья Муромец, будет великим бога­тырем и ему не грозит смерть в бою: он будет биться со многими могу­чими бога­ты­рями и побеж­дать их. Но со Свято­гором калики не сове­туют Илье сражаться, потому что Свято­гора сама земля через силу носит - так он дороден и могуч. Не должен Илья биться и с Самсоном-бога­тырем, потому что у того на голове семь волосов ангель­ских. Калики также предо­сте­ре­гают Илью, чтобы тот не вступал в едино­бор­ство с родом Мику­ловым, ибо этот род любит мать-сыра земля, и с Вольгой Сесла­вичем, потому что Вольга побеж­дает не силой, но хитро­стью. Калики учат Илью, как добыть бога­тыр­ского коня: надо купить первого попав­ше­гося жереб­чика, держать его три месяца в срубе и кормить отборным пшеном, потом три ночи подряд выгу­ли­вать по росе, а когда жеребчик станет пере­пры­ги­вать через высокий тын, на нем можно ездить.
Калики уходят, а Илья отправ­ля­ется в лес, на поляну, которую надо очистить от пней и коряг, и справ­ля­ется с этим в одиночку. Наутро его роди­тели идут в лес и обна­ру­жи­вают, что кто-то сделал за них всю работу. Дома они видят, что их немощный сын, который трид­цать лет не мог подняться с места, ходит по избе. Илья расска­зы­вает им о том, как выздо­ровел. Илья отправ­ля­ется в поле, видит хилого бурого жереб­чика, поку­пает его и ухажи­вает за ним так, как его научили. Через три месяца Илья садится на коня, берет у роди­телей благо­сло­вение и выез­жает в чистое поле.

Отстояв заут­реню в Муроме, Илья отправ­ля­ется в путь, чтобы успеть к обедне в стольный град Киев. По дороге он осво­бож­дает от осады Чернигов и один разби­вает целую враже­скую армию. Он отка­зы­ва­ется от пред­ло­жения горожан стать в Черни­гове воеводой и просит указать ему дорогу в Киев. Те отве­чают бога­тырю, что эта дорога заросла травой и по ней давно уже никто не ездит, потому что у Черной Грязи, близ речки Сморо­дины, непо­да­леку от слав­ного Лева­ни­дова креста, сидит в сыром дубу Соловей-разбойник, Одих­ман­тьев сын, и своим криком и посви­стом убивает в округе все живое. Но бога­тырь не боится встречи со злодеем. Он подъ­ез­жает к речке Сморо­дине, а когда Соловей-разбойник начи­нает свистать по-соло­вьи­ному и кричать по-звери­ному, Илья стрелой выби­вает разбой­нику правый глаз, присте­ги­вает его к стре­мени и едет дальше.
Когда он проез­жает мимо жилища разбой­ника, его дочери просят своих мужей выру­чить отца и убить мужика-дере­вен­щину. Те хвата­ются за рога­тины, но Соловей-разбойник убеж­дает их не биться с бога­тырем, а пригла­сить в дом и щедро одарить, только бы Илья Муромец его отпу­стил. Но бога­тырь не обра­щает внимания на их посулы и отвозит плен­ника в Киев.
Князь Владимир пригла­шает Илью отобе­дать и узнает от него, что бога­тырь ехал прямой дорогой мимо Черни­гова и тех самых мест, где обитает Соловей-разбойник. Князь не верит бога­тырю, пока тот не пока­зы­вает ему пленен­ного и ране­ного разбой­ника. По просьбе князя Илья прика­зы­вает злодею впол­силы засви­стать по-соло­вьи­ному и заре­веть по-звери­ному. От крика Соловья-разбой­ника кривятся маковки на теремах и умирают люди. Тогда Илья Муромец увозит разбой­ника в поле и срубает ему голову.

Несметное войско татар под пред­во­ди­тель­ством Идолища осаждает Киев. Идолище явля­ется к самому князю Влади­миру, и тот, зная, что никого из бога­тырей нет побли­зости, пуга­ется и пригла­шает его к себе на пир. Илья Муромец, который в это время нахо­дится в Царь-граде, узнает про беду и тотчас отправ­ля­ется в Киев.
По дороге он встре­чает старца пили­грима Ивана, берет у него клюку и меня­ется с ним одеждой. Иван в платье бога­тыря идет на пир к князю Влади­миру, а Илья Муромец приходит туда же под видом старца. Идолище спра­ши­вает у мнимого бога­тыря, каков из себя Илья Муромец, много ли он ест и пьет. Узнав от старца, что бога­тырь Илья Муромец ест и пьет совсем немного по срав­нению с бога­ты­рями татар­скими, Идолище насме­ха­ется над русскими воинами. Илья Муромец, пере­одетый пили­гримом, вмеши­ва­ется в разговор с изде­ва­тель­скими словами о прожор­ливой корове, которая так много ела, что от жадности лопнула. Идолище хвата­ется за нож и бросает его в бога­тыря, но тот ловит его на лету и срубает Идолищу голову. Потом выбе­гает во двор, пере­би­вает клюкой всех татар в Киеве и избав­ляет от плена князя Влади­мира.

Илья Муромец едет по полю, выез­жает на Святые горы и видит могу­чего бога­тыря, который дремлет, сидя на коне. Илья удив­ля­ется, что тот спит на ходу, и с разбега сильно ударяет его, но бога­тырь продол­жает спокойно спать. Илье кажется, что он нанес недо­ста­точно сильный удар, он бьет его еще раз, уже сильнее. Но тому все нипочем. Когда же Илья изо всей силы бьет бога­тыря в третий раз, тот наконец просы­па­ется, хватает Илью одной рукой, кладет себе в карман и возит с собой двое суток. Наконец конь бога­тыря начи­нает споты­каться, а когда хозяин корит его за это, конь отве­чает, что ему трудно одному возить двоих бога­тырей.
Святогор брата­ется с Ильей: они меня­ются натель­ными крестами и стано­вятся отныне кресто­выми братьями. Вместе ездят они по Святым горам и однажды видят чудо чудное: стоит большой белый гроб. Начи­нают они гадать, для кого пред­на­значен этот гроб. Сначала в него ложится Илья Муромец, но Святогор говорит ему, что этот гроб не для него, и ложится в него сам, а назва­ного кресто­вого брата просит закрыть его дубо­выми досками.
Через неко­торое время Святогор просит Илью убрать дубовые доски, которые закры­вают гроб, но, как Илья ни стара­ется, он не может их даже сдви­нуть. Тогда Святогор пони­мает, что пришло время ему умирать, и начи­нает исхо­дить пеной. Перед смертью Святогор говорит Илье, чтобы тот слизал эту пену, и тогда никто из могучих бога­тырей не срав­нится с ним по силе.

Стольный князь Владимир устра­и­вает пир для князей, бояр и бога­тырей, а лучшего из бога­тырей, Илью Муромца, не пригла­шает. Илья сердится, берет лук со стре­лами, сбивает золо­ченые маковки с церквей и созы­вает голь кабацкую - соби­рать золо­ченые маковки и нести в кабак. Князь Владимир видит, что вся город­ская голь соби­ра­ется вокруг бога­тыря и вместе с Ильей они пьют и гуляют. Опасаясь, как бы не вышло беды, князь сове­ту­ется с боярами, кого им послать за Ильей Муромцем, чтобы пригла­сить его на пир. Те подска­зы­вают князю послать за Ильей его назва­ного кресто­вого брата, Добрыню Ники­тича. Тот приходит к Илье, напо­ми­нает ему, что у них с самого начала был уговор, чтобы мень­шему брату слушаться боль­шего, а боль­шему - мень­шего, а потом зовет его на пир. Илья усту­пает своему кресто­вому брату, но говорит, что никого другого не стал бы и слушать.
Вместе с Добрыней Ники­тичем Илья приходит на княже­ский пир. Князь Владимир сажает их на почетное место и подносит вина. После угощения Илья, обра­щаясь к князю, говорит, что, если бы князь послал к нему не Добрыню Ники­тича, а кого-нибудь другого, он не стал бы даже слушать послан­ного, а взял бы стрелу и убил бы князя с княгиней. Но на этот раз бога­тырь прощает князя Влади­мира за причи­ненную обиду.

Стольный князь Владимир гнева­ется на Илью Муромца и сажает его на три года в глубокий погреб. Но дочь князя не одоб­ряет решение отца: тайком от Него она делает поддельные ключи и через своих дове­ренных людей пере­дает бога­тырю в холодный погреб сытную еду и теплые вещи.
В это время на Киев соби­ра­ется идти войной Калин-царь и грозит разо­рить город, сжечь церкви и выре­зать все насе­ление вместе с князем Влади­миром и Апраксой-короле­вичной. Калин-царь отправ­ляет в Киев своего послан­ника с грамотой, в которой сказано, что князь Владимир должен очистить все улицы стре­лецкие, все дворы и пере­улки княже­ские и всюду наста­вить полных бочонков хмельных напитков, чтобы было чем разгу­ляться татар­скому войску. Князь Владимир пишет ему в ответ повинную грамоту, в которой просит у Калина-царя три года, чтобы очистить улицы и припасти хмельных напитков.
Проходит указанный срок, и Калин-царь с огромным войском осаждает Киев. Князь отча­и­ва­ется, что нет в живых Илья Муромца и некому защи­тить город от непри­я­теля. Но княже­ская дочь говорит отцу, что бога­тырь Илья Муромец жив. Обра­до­ванный князь выпус­кает бога­тыря из погреба, расска­зы­вает ему про беду и просит постоять за веру и отече­ство.
Илья Муромец седлает коня, наде­вает доспехи, берет лучшее оружие и отправ­ля­ется в чистое поле, где стоит неис­чис­лимая татар­ская рать. Тогда Илья Муромец отправ­ля­ется на поиски свято­рус­ских бога­тырей и находит их в белых шатрах. Двена­дцать бога­тырей пригла­шают его вместе с ними отобе­дать. Илья Муромец расска­зы­вает своему крест­ному батюшке, Самсону Самой­ло­вичу, что Калин-царь грозит захва­тить Киев, и просит у него помощи, но тот отве­чает, что ни он, ни остальные бога­тыри не станут помо­гать князю Влади­миру, который поит и кормит многих князей и бояр, а они, свято­рус­ские бога­тыри, никогда ничего доброго от него не видели.
Илья Муромец в одиночку напа­дает на татар­ское войско и начи­нает топтать врагов конем. Конь же говорит ему, что одному Илье с тата­рами не спра­виться, и расска­зы­вает, что татары сделали в поле глубокие подкопы и этих подкопов три: из первого и второго конь сможет вывезти бога­тыря, а из третьего - только сам выбе­рется, а Илью Муромца вывезти не сумеет. Бога­тырь сердится на коня, бьет его плеткой и продол­жает сражаться с врагами, но все случа­ется так, как и говорил ему конь: из третьего подкопа он не может вывезти хозяина, и Илья попа­дает в плен.
Татары зако­вы­вают ему руки и ноги и отводят в палатку к Калину-царю. Тот прика­зы­вает раско­вать бога­тыря и пред­ла­гает ему служить у него, но бога­тырь отка­зы­ва­ется. Илья выходит из палатки Калина-царя, а когда татары пыта­ются его задер­жать, бога­тырь хватает одного из них за ноги, и, разма­хивая им как дубиной, проходит сквозь все татар­ское войско. На свист бога­тыря к нему прибе­гает его верный конь. Илья выез­жает на высокую гору и оттуда стре­ляет из лука в сторону белых шатров, чтобы каленая стрела сняла крышу с шатра и сделала цара­пину на груди его крест­ного батюшки, Самсона Самой­ло­вича Тот просы­па­ется, дога­ды­ва­ется, что стрела, которая сделала цара­пину ему на груди, - это весть от его крест­ника, Ильи, и прика­зы­вает бога­тырям седлать коней и ехать к столь­ному городу Киеву на помощь Илье Муромцу.
В чистом поле к ним присо­еди­ня­ется Илья, и они разго­няют все татар­ское войско. Калина-царя они берут в плен, привозят к князю Влади­миру в Киев, и тот согла­ша­ется не казнить врага, а брать с него богатую дань.

По Хвалын­скому морю двена­дцать лет плавает Сокол-корабль, ни разу не прича­ливая к берегу. Корабль этот дивно украшен: нос и корма - в виде морды звериной, и у нее вместо глаз - два яхонта, а вместо бровей - два соболя. На корабле поме­ща­ются три церкви, три мона­стыря, три торго­вища немецких, три госу­да­ревых кабака, и живут там три разных народа, которые не знают языка друг друга.
Хозяин корабля - Илья Муромец, а верный его слуга - Добрыня, Никитин сын. Турецкий пан, Салтан Салта­нович, заме­чает с берега Сокол-корабль и прика­зы­вает своим гребцам плыть к Соколу-кораблю и взять Илью Муромца в плен, а Добрыню Ники­тича убить. Илья Муромец слышит слова Салтана Салта­но­вича, накла­ды­вает каленую стрелу на свой тугой лук и приго­ва­ри­вает над ней, чтобы летела стрела прямо в город, в зеленый сад, в белый шатер, за золотой стол, где сидит Салтан, и чтобы она прон­зила Салтану сердце. Тот слышит слова Ильи Муромца, пуга­ется, отка­зы­ва­ется от своего ковар­ного замысла и впредь заре­ка­ется иметь дело с могучим бога­тырем.

Неда­леко от города на заставе пятна­дцать лет живут трид­цать бога­тырей под началом Ильи Муромца. Бога­тырь подни­ма­ется на заре, берет подзорную трубу, смотрит во все стороны и видит, как с западной стороны прибли­жа­ется неиз­вестный бога­тырь, подъ­ез­жает к белому шатру, пишет грамоту и пере­дает Илье Муромцу. А в той грамоте неиз­вестный бога­тырь написал, что он едет в стольный город Киев - церкви и госу­да­ревы кабаки огнем пожечь, иконы в воде утопить, печатные книги в грязи истоп­тать, князя в котле сварить, а княгиню с собой забрать. Илья Муромец будит свою дружину и расска­зы­вает про неиз­вест­ного удальца и про его послание. Вместе со своими бога­ты­рями он думает, кого послать вдогонку за чужаком. Наконец он решает послать Добрыню Ники­тича.
Добрыня дого­няет неиз­вест­ного в чистом поле и пыта­ется всту­пить с ним в разговор. Сначала чужак не обра­щает на слова Добрыни ника­кого внимания, а потом пово­ра­чи­ва­ется, одним ударом снимает Добрыню с коня и велит ему ехать назад к Илье Муромцу и спро­сить у него, почему он, Илья, сам не поехал за ним.
Присты­женный Добрыня возвра­ща­ется и расска­зы­вает, что с ним произошло. Тогда сам Илья садится на коня, чтобы догнать чужака и раскви­таться с ним. Своим дружин­никам он говорит, что не успеют они щи сварить, как он вернется с головой дерз­кого удальца.
Илья дого­няет неиз­вест­ного бога­тыря, и они всту­пают в поединок. Когда лома­ются их сабли, они берутся за палицы, пока те не распа­и­ва­ются, потом хвата­ются за копья, а когда лома­ются и копья, всту­пают в руко­пашный бой. Так они дерутся целые сутки, но ни один не может ранить другого. Наконец у Ильи подла­мы­ва­ется нога, и он падает. Сокольник соби­ра­ется зако­лоть бога­тыря, но Илье удается сбро­сить с себя врага Он придав­ли­вает Соколь­ника к земле и, прежде чем зако­лоть его кинжалом, спра­ши­вает, кто он такой, какого роду и племени. Тот отве­чает Илье, что его мать - Злато­горка, удалая бога­тырка одно­окая. Так Илья узнает, что Сокольник - его родной сын.
Илья просит сына, чтобы тот привез свою мать в Киев, и обещает, что отныне он будет первым бога­тырем в его дружине. Однако, Соколь­ника берет досада, что мать скрыла от него, чей он сын. Он приез­жает домой и требует у нее ответа. Старушка во всем призна­ется сыну, а тот, разгне­вав­шись, убивает ее. После этого Сокольник сразу же едет на заставу, чтобы убить и Илью Муромца. Он входит в шатер, где спит его отец, берет копье и ударяет его в грудь, но копье попа­дает в золотой нательный крест. Илья просы­па­ется, убивает сына, отры­вает ему руки и ноги и разбра­сы­вает по полю на добычу диким зверям и птицам.

Едет Илья по Латын­ской дороге и видит камень, на котором напи­сано, что перед ним, Ильей, три дороги: по одной ехать - быть убитым, по другой - быть женатым, по третьей - быть богатым.
Богат­ства у Ильи много, а жениться ему, старому, ни к чему, вот и решает он ехать по той дороге, которая грозит ему смертью, и встре­чает целую станицу разбой­ников. Те пыта­ются огра­бить старика, но Илья соска­ки­вает с коня и одной лишь шапкой разго­няет разбой­ников, а потом возвра­ща­ется к камню и исправ­ляет на нем надпись. Он пишет, что ему, Илье, не грозит смерть в бою.
Поехал он по другой дороге, оста­но­вился в крепости бога­тыр­ской, пошел в церковь и видит, что от обедни идут двена­дцать прекрасных девиц, а с ними - королевна. Та пригла­шает его в свой терем на угощение. Насы­тив­шись, Илья просит краса­вицу отвести его в опочи­вальню, но, когда он видит кровать, в душу ему закра­ды­ва­ется подо­зрение. Он ударяет краса­вицу о стену, кровать пере­во­ра­чи­ва­ется, а под ней - глубокий погреб. Королевна туда и прова­ли­ва­ется. Тогда Илья идет во двор, находит двери погреба, зава­ленные песком и дровами, и выпус­кает на волю сорок царей и сорок царе­вичей. А когда из погреба выходит краса­вица королевна, Илья срубает ей голову, рассе­кает ее тело и разме­ты­вает куски по полю на съедение диким зверям и птицам.
После этого Илья возвра­ща­ется к камню и снова подправ­ляет на нем надпись. Едет бога­тырь по третьей дороге, которая сулит ему богат­ство, и видит: стоит на дороге пречудный крест из золота и серебра. Илья берет этот крест, отвозит в Киев и строит соборную церковь. После этого Илья окаме­не­вает, а его нетленные мощи поныне хранятся в Киеве.


Из того ли то из города из Муромля,

Из того села да с Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец;

Он стоял заутреню во Муромли,

А и к обеденке поспеть хотел он в стольный

Киев– град,

Да и подъехал он ко славному ко городу

к Чернигову.

У того ли города Чернигова

Нагнано то силушки черным черно,

А и черным черно, как черна ворона;

Так пехотою никто тут не похаживат,

На добром кони никто тут не проезживат,

Птица черный ворон не пролетыват,

Серый зверь да не прорыскиват.

А подъехал как ко силушке великоей,

Он как стал то эту силушку великую,

Стал конем топтать да стал копьем колоть,

А и побил он эту силу всю великую.

Он подъехал то под славный под Чернигов град.

Выходили мужички да тут черниговски

И отворяли то ворота во Чернигов град,

А и зовут его в Чернигов воеводою.

Говорит то им Илья да таковы слова:

«Ай же мужички да вы черниговски!

Я нейду к вам во Чернигов воеводою.

Укажите мне дорожку прямоезжую,

Прямоезжую да в стольный Киев град».

Говорили мужички ему черниговски:

«Ты удаленький дородный добрый молодец,

А и ты славныя богатырь святорусскии!

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела;

А и по той ли по дорожке прямоезжею

Да и пехотою никто да не прохаживал,

На добром кони никто да не проезживал:

Как у той ли то у грязи то у черноей,

Да у той ли у березы у покляпыя,

Да у той ли речки у Смородины,

У того креста у Леванидова

Сиди Соловей разбойник во сыром дубу,

Сиди Соловей разбойник Одихмантьев сын;

А то свищет Соловей да по соловьему

Он кричит, злодей разбойник, по звериному,

И от его ли то, от посвисту соловьего,

И от его ли то, от покрику звериного,

Все лазуревы цветочки отсыпаются,

А что есть людей, то все мертвы лежат.

Прямоезжею дороженькой пятьсот есть верст,

А и окольноей дорожкой цела тысяща».

Он пустил добра коня да и богатырского.

Он поехал то дорожкой прямоезжею.

Его добрый конь да богатырскии

С горы на гору стал перескакивать,

С холмы на холму стал перемахивать,

Мелки реченьки, озерка промеж ног спущал.

Подъезжает он ко речке ко Смородинке,

Да ко тоей он ко грязи он ко черноей,

Да ко тое ко березе ко покляпые,

К тому славному кресту ко Леванидову.

Засвистал то Соловей да и по соловьему,

Закричал злодей разбойник по звериному,

Так все травушки муравы уплеталися,

Да и лазуревы цветочки отсыпалися,

Темны лесушки к земле вси приклонилися.

Его добрый конь да богатырскии,

А он на корзни да потыкается.

А и как старый от казак да Илья Муромец

Берет плеточку шелковую в белу руку,

А он бил коня а по крутым ребрам;

Говорил то он, Илья, да таковы слова:

«Ах ты, волчья сыть да и травяной мешок!

Али ты идти не хошь, али нести не мошь?

Что ты на корзни, собака, потыкаешься?

Не слыхал ли посвисту соловьего,

Не слыхал ли покрику звериного,

Не видал ли ты ударов богатырскиих?»

Да берет то он свои тугой лук разрывчатый,

Во свои берет во белы он во ручушки,

Он тетивочку шелковеньку натягивал,

А он стрелочку каленую накладывал,

То он стрелил в того Соловья разбойника,

Ему выбил право око со косицею.

Он спустил то Соловья да на сыру землю,

Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному,

Он повез его по славну по чисту полю,

Мимо гнездышко повез да соловьиное.

В том гнездышке да соловьиноем

А случилось быть да и три дочери,

А и три дочери его любимыих;

Больша дочка эта смотрит во окошечко косящато,

Говорит она да таковы слова.

«Едет то наш батюшка чистым полем,

А сидит то на добром кони,

Да везет он мужичища деревенщину,

Да у правого стремени прикована».

Поглядела его друга дочь любимая,

«Едет батюшко раздольицем чистым полем,

Да и везет он мужичища деревенщину,

Да и ко правому ко стремени прикована».

Поглядела его меньша дочь любимая,

Говорила то она да таковы слова:

«Едет мужичищо деревенщина,

Да и сидит, мужик, он на добром кони,

Да и везет то наша батюшка у стремени,

У булатного у стремени прикована.

Ему выбито то право око со косицею».

Говорила то и она да таковы слова.

«Ай же мужевья наши любимые!

Вы берите тко рогатины звериные,

Да бегите тко в раздольице чисто поле,

Да вы бейте мужичища деревенщину!»

Эти мужевья да их любимые,

Зятевья то есть да соловьиные,

Похватали как рогатины звериные

Да и бежали то они да и во чисто поле

К тому ли мужичищу деревенщине,

Да хотят убить то мужичища деревенщину.

Говорит им Соловей разбойник Одихмантьев сын:

«Ай же зятевья мои любимые!

Побросайте тко рогатины звериные,

Вы зовите мужика да деревенщину,

В свое гнездышко зовите соловьиное,

Да кормите его ествушкой сахарною,

Да вы пойте его питьицем медвяныим,

Да и дарите ему дары драгоценные».

Эти зятевья да соловьиные

Побросали то рогатины звериные

А и зовут то мужика да и деревенщину

Во то гнездышко во соловьиное;

Да и мужик от деревенщина не слушатся,

А он едет то по славному чисту полю,

Прямоезжею дорожкой в стольный Киев град.

Он приехал то во славный стольный Киев град

А ко славному ко князю на широкий двор.

А и Владимир князь он вышел со Божьей церкви,

Он пришел в палату белокаменну,

Во столовую свою во горенку.

Они сели есть да пить да хлеба кушати,

Хлеба кушати да пообедати.

А и тут старыя казак да Илья Муромец

Становил коня да посередь двора,

Сам идет он во палаты белокаменны,

Проходил он во столовую во горенку,

На пяту он дверь ту поразмахивал,

Крест от клал он по писаному,

Вел поклоны по ученому,

На всё на три, на четыре на сторонки

низко кланялся,

Самому князю Владимиру в особину,

Еще всем его князьям он подколенныим.

Тут Владимир князь стал молодца выспрашивать:

«Ты скажи тко, ты откулешный, дородный

добрый молодец,

Тобе как то молодца да именем зовут,

Величают удалого по отечеству?»

Говорил то старыя казак да Илья Муромец:

«Есть я с славного из города из Муромля,

Из того села да с Карачарова,

Есть я старыя казак да Илья Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович!»

Говорит ему Владимир таковы слова:

«Ай же ты, старыя казак да Илья Муромец!

Да и давно ли ты повыехал из Муромля,

И которою дороженькой ты ехал в стольный Киев град?»

Говорил Илья он таковы слова:

«Ай ты, славныя Владимир стольнокиевский!

Я стоял заутреню христовскую во Муромле,

А и к обеденке поспеть хотел я в стольный Киев град,

То моя дорожка призамешкалась;

А я ехал то дорожкой прямоезжею,

Прямоезжею дороженькой я ехал мимо то Чернигов град.

Ехал мимо эту грязь да мимо черную,

Мимо славну реченьку Смородину,

Мимо славную березу ту покляпую,

Мимо славный ехал Леванидов крест».

Говорил ему Владимир таковы слова:

«Ай же мужичищо деревенщина!

Во глазах, мужик, да подлыгаешься,

Во глазах, мужик, да насмехаешься!

Как у славного у города Чернигова

Нагнано тут силы много множество,

То пехотою никто да не прохаживал,

И на добром коне никто да не проезживал,

Туды серый зверь да не прорыскивал,

Птица черный ворон не пролетывал;

А у той ли то у грязи то у черноей

Да у славноей у речки у Смородины,

А и у той ли у березы у покляпые,

У того креста у Леванидова

Соловей сидит разбойник Одихмантьев сын;

То как свищет Соловей да по соловьему,

Как кричит злодей разбойник по звериному,

То все травушки муравы уплетаются,

А лазуревы цветки прочь отсыпаются,

Темны лесушки к земли вси приклоняются,

А что есть людей, то вси мертво лежат».

Говорил ему Илья да таковы слова:

Соловей разбойник на твоем дворе,

Ему выбито ведь право око со косицею,

И он к стремени булатному прикованный».

То Владимир князь от стольнокиевский,

Он скорешенько ставал да на резвы ножки,

Кунью шубоньку накинул на одно плечко,

То он шапочку соболью на одно ушко,

Он выходит то на свой то на широкий двор

Посмотреть на Соловья разбойника.

Говорил то ведь Владимир князь да таковы слова:

«Засвищи тко, Соловей, ты по соловьему,

Закричи тко, собака, по звериному».

Говорил то Соловей ему разбойник

Одихмантьев сын: «Не у вас то я сегодня, князь, обедаю,

А не вас то я хочу да и послушати,

Я обедал то у старого казака Ильи Муромца,

Да его хочу то я послушати».

Говорил то как Владимир князь

да стольнокиевский: «Ай же старыя казак ты, Илья Муромец!

Прикажи тко засвистать ты Соловью да и по соловьему,

Прикажи тко закричать да по звериному».

Говорил Илья да таковы слова:

«Ай же Соловей разбойник Одихмантьев сын!

Засвищи тко ты в пол свисту соловьего,

Закричи тко ты во пол крику звериного».

Говорил то ему Соловей разбойник Одихмантьев сын:

«Ай же старыя казак ты, Илья Муромец,

Мои раночки кровавы запечатались,

Да не ходят то мои уста сахарные:

Не могу засвистать да и по соловьему,

Закричать то не могу я по звериному,

А и вели тко князю ты Владимиру

Налить чару мни да зелена вина,

Я повыпью то как чару зелена вина,

Мои раночки кровавы поразойдутся,

Да уста мои сахарни порасходятся,

Да тогда я засвищу да по соловьему,

Да тогда я закричу да по звериному».

Говорил Илья тот князю он Владимиру:

«Ты, Владимир князь да стольнокиевский!

Ты поди в свою столовую во горенку,

Наливай ко чару зелена вина,

Ты не малую стопу да полтора ведра,

Подноси ко к Соловью к разбойнику».

То Владимир князь да стольнокиевский,

Он скоренько шел в столову свою горенку,

Наливал он чару зелена вина,

Да не малу он стопу да полтора ведра,

Разводил медами он стоялыми,

Приносил то он ко Соловью разбойнику.

Соловей разбойник Одихмантьев сын,

Принял чарочку от князя он одной ручкой,

Выпил чарочку то Соловей одным духом.

Засвистал как Соловей тут по соловьему,

Закричал разбойник по звериному,

Маковки на теремах покривились,

А околенки во теремах рассыпались

От его от посвисту соловьего,

А что есть то лкэдюшек, так все мертвы лежат;

А Владимир князь от стольнокиевский,

Куньей шубонькой он укрывается.

А и тут старый от казак да Илья Муромец,

Он скорешенько садился на добра коня,

А и он вез то Соловья да во чисто поле,

И он срубил ему да буйну голову.

Говорил Илья да таковы слова:

«Тебе полно тко свистать да по соловьему,

Тебе полно тко кричать да по звериному,

Тебе полно тко слезить да отцей матерей,

Тебе полно тко вдовить да жен молодыих,

Тебе полно тко спущать то сиротать да малых детушек»,

А тут, Соловью, ему и славу поют,

А и славу поют ему век по веку.