Пылкий и остроумный чацкий для скромного молчалина. Сочинение на тему «Чацкий и Молчалин в комедии Горе от ума

Чацкий и Молчалин как два нравственных полюса. Комедия «Горе от ума» занимает особое место в ряду выдаю­щихся произведений первой половины XIX века. Она, по словам И. А. Гончарова, «держится особняком в литературе и отличается от других произведений слова моложавостью и более крепкой жи­вучестью», так как А. С. Грибоедов сумел показать не только вре­мя, в которое он жил, но и создал Незабываемые образы, интерес­ные и современному читателю. Сила его писательского таланта ярко проявилась в том, что каждый персонаж его произведения, являя собой типичный образ, наделен в то же время неповтори­мыми индивидуальными чертами. Его герои не отвлеченные об­разы, а сложные и противоречивые натуры, как сложны и проти­воречивы реальные люди.

Александр Андреевич Чацкий - это молодой дворянин, чело­век умный, образованный. Мы узнаем, что он занимался литера­турной работой, состоял на военной службе, имел связи с мини­страми, три года провел за границей. Пребывание за границей обо­гатило его новыми впечатлениями, расширило кругозор, однако он не стал поклонником »сего иностранного, что типично для фа- мусовского общества. От низкопоклонства Чацкого удерживают присущие ему подлинный патриотизм, любовь к своему народу. В нем развито критическое отношение к окружающей действитель­ности, чувство личного и национального достоинства, ему прису­ща независимость взглядов и суждений. Он считает, что ум, чело­вечность, прямота - вот оружие, единственно достойное настоя­щего человека.

Нас покоряет человеческое обаяние Чацкого: искренность, ду­шевная открытость, доверчивость, способность полностью отда­ваться своим чувствам. И рядом с этим человеком - зло, буднич­ное и живучее, которое встретило его по возвращении в Москву. Он увидел, что ничего не изменилось в жизни дворянского обще­ства, нашел ту же пошлость и пустоту, которые присутствовали и в прежние годы, тот же дух нравственного угнетения и подавления личности. Поэтому столкновение Чацкого с фамусовским обще­ством было неизбежно. И это столкновение постепенно принима­ет все более ожесточенный характер, кроме того, оно осложняется еще и личной драмой Чацкого - рушатся его надежды наличное счастье. Софья, которую Чацкий любит искренне и серьезно, видя в ней будущую жену, не может ответить на его чувства. Она, обла­дая несомненными достоинствами, всей душой принадлежит фа- мусовскому миру, а Чацкий вступает с этим миром и его устоями в конфликт.

Этот конфликт, стоящий в центре комедии, - конфликт меж­ду «одним здравомыслящим человеком» и консервативным боль­шинством, отражающий противоречия между «веком нынешним» и «веком минувшим», - наиболее резко проступает в сравнении Чацкого с Молчалиным. Они ровесники, и тем острее контраст между ними.

Скудость духа и умение поудобнее устраиваться в жизни, не­терпимость ко всему свежему и непривычному - таковы основ­ные черты всех представителей фамусовского общества. А Молча- лин по всем свойствам характера принадлежит к этому обществу: более того, он прямое его порождение. С первого же появления на сцене он кажется нам совершенным ничтожеством. «Услужлив, скромненький, в лице румянец есть…ума в нем только мало…», - характеризует его Чацкий. Молчалин охотно угождает всем, не смеет «своего сужденья иметь». «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь. Ведь надобно ж зависеть от других… в чинах мы небольших», - считает он.

Для Чацкого же такая рабская мораль неприемлема. «Зачем же мнения чужие только святы?» - иронично спрашивает он Молчалина. Сам Чацкий привык иметь и высказывать собственное мнение.

Молчалин своими главными талантами считает «умеренность и аккуратность», которые обеспечивают его настоящие и буду­щие успехи. Он обладает и другими «чудеснейшими свойства­ми», за которые его так любит Софья, да и другие в фамусовском обществе: «…уступчив, скромен, тих, в лице ни тени беспокой­ства, и на душе проступков никаких, чужих и вкривь и вкось не рубит…». Очень точную характеристику дал ему Н. В. Гоголь: «Молчалин… замечательный тип. Метко схвачено это лицо, без­молвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди…».

Молчалин полностью олицетворяет мораль «минувшего ве­ка» - «века покорности и страха», основанную на пресмыкатель­стве перед сильными и на угнетении и унижении слабых. Идеалом человека считает удачливого вельможу, достигшего «степеней из­вестных» благодаря своему раболепству. Вся «лакейская» филосо­фия жизни этого чинуши и подхалима, не смеющего «свое сужде­ние иметь», наилучшим образом раскрывается в его знаменитом признании:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятъя - Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

У Молчалина есть все данные стать впоследствии важным чи­новником. Например, умение подслужиться к влиятельным ли­цам: он пользуется покровительством Фомы Фомича, Татьяны Юрьевны, самого Фамусова. Он на службу смотрит как на сред­ство сделать карьеру, и Чацкому предлагает то же: «Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить?»

Сам он так и делает. Три года служит, и уже успел «три награж­денья получить». Но Чацкий придерживается других правил:

Когда в делах - нот веселья прячусь,

Когда дурачиться - дурачусь,

А смешивать два эти ремесла

Есть тьма искусников, я не из их числа.

Полная неразборчивость в средствах для достижения цели и отсутствие всяких нравственных правил - отличительные каче­ства Молчалина. Даже на отношения с Софьей он смотрит как на средство устроиться в жизни. «Любовника я принимаю вид, - го­ворит он, - в угодность дочери такого человека… который кор­мит и поит, а иногда и чином подарит…» Изображая влюблен­ность, он жалок и смешон: «…возьмет он руку, к сердцу жмет, из глубины души вздохнет. Ни слова вольного, и гак вся ночь прохо­дит, рука с рукой…». Даже горничная Лиза не может удержаться от смеха, она-то знает, какова душа и «вольное» слово Молчалина. А когда Софья с пафосом объясняет Молчалину, на что она готова ради любимого, он пугается и своим испугом дает ей понять, что вовсе не желает ее жертв, а опасается только одного - злых язы­ков, которые для него «страшнее пистолета», да как бы Фамусов не узнал об их отношениях. Когда же раскрывается его лицемерие по отношению к Софье, он униженно ползает перед ней на коле­нях, вымаливая прощение, ведь может пострадать его карьера. Чацкого же возмущает общая жизненная позиция, практицизм и приспособленчество, возводимые Молчалиным в принцип и при­нимаемые в дворянском обществе,

Перед нами два молодых человека одной эпохи, понимающие жизнь и свое место в ней совершенно по-разному. Чацкий умен, образован, но простодушен, наивен, начисто лишен лицемерия и практицизма, а Молчалин ограничен, но ловок и хитер, знает, как добиться успеха и занять «теплое местечко». Один серьезно гото­вится к полезной деятельности и мечтает о возвышенной любви, о праве человека свободно мыслить и выбирать занятие по душе, а другой ищет лишь чинов, крестов, «денег, чтоб пожить», не люб­ви, а выгодной женитьбы. Первый открыто высказывает свои мыс­ли и чувства, не боясь осуждения и порицания, а второй заискива­ет, лебезит, но в душе дурно относится к людям.

Кого же предпочтет фамусовское общество? Конечно, Молча­лина. К сожалению, «молчалины блаженствуют на свете!», и пото­му Чацкому остается только отступ ить, унося в груди «мильон тер­заний».

В этих двух образах комедии Грибоедов отразил свое понима­ние объективной правды жизни, свое понимание закономерно­стей исторического развития. В образе Молчалина он представил исключительно выразительный обобщенный тип подлеца и ци­ника, «низкопоклонника и дельца», пока еще мелкого негодяя, ко­торый сумеет, однако, дойти до «степеней известных». А в образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе показал «нового человека», воодушевленного возвышенными идеями, поднимаю­щего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гу­манности, ума и культуры.

Чацкий и Молчалин – соперники в борьбе за сердце Софьи

Одной из главных особенностей комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова является наличие в ней двух конфликтов: любовного и социального. Обе сюжетные линии тесно связаны между собой, а также их объединяют некоторые герои. Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума» являются как соперниками в борьбе за сердце Софьи, дочери Фамусова, так и противоборствующими сторонами по многим общественным вопросам.

Главный герой пьесы Александр Андреевич Чацкий возвращается в дом Фамусова после трехлетнего пребывания за границей. Он оставил здесь свою возлюбленную Софью и теперь едет к ней с серьезными намерениями, влюбленный и полный надежд. Но во время отсутствия Чацкого Софья стала по-другому смотреть на их юношеский роман и теперь называет его ребячеством. Ее сердце занято Молчалиным, скромным и немногословным секретарем ее отца, который живет в их доме.

Трагедия Чацкого начинается с того, что он не понимает, почему Софья охладела к нему, и пытается найти причину этого. Вторым ударом для главного героя становится то, что ему предпочли Молчалина, о котором Чацкий язвительно говорил: «Ума в нем только мало». Характеристика Молчалина и Чацкого поможет разобраться, почему Софья делает такой выбор.

Почему Софья отдает предпочтение Молчалину, а не Чацкому?

Софья Фамусова, хотя и не относится к рьяным защитникам «века минувшего», все же дочь своего отца. Идеалы дворянского общества прививались ей с детства. Хоть она и не похожа на консервативных дворян своего круга, многие принципы их жизни она впитала с воспитанием отца.

Когда в первом действии комедии между Софьей и Лизой заходит разговор о Чацком. Становится понятно, что для нее их любовь осталась лишь детским воспоминанием. Из достоинств Чацкого она выделяет только его способность всех пересмеять, но ведь «делить со всяким можно смех». Этими словами она как бы снимает с себя ответственность за то, что теперь ведет любовную игру с Молчалиным.

Какими же предстают перед читателем в комедии «Горе от ума» Чацкий и Молчалин?

Сама Софья характеризует Чацкого так: «Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив…» Но девушка не может понять и поверить, как может влюбленный человек покинуть свою возлюбленную на три года ради непонятных целей: «Ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?»

Прибыв в Москву, Чацкий вызывает гнев Софьи не только тем, что ставит под угрозу ее счастье с Молчалиным. Он еще начинает разговор с Софьей с нападок на ее родных и близких: «Ну что ваш батюшка? Всё Английского клоба старинный, верный член до гроба? Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»

Сам же Чацкий не понимает, почему его слова задевают Софью. Он не находит в них ничего дурного. Оправдывается герой тем, что у него «ум с сердцем не в ладу».

Но больше всего Софью уязвляют слова Чацкого о Молчалине. Она в нем видит персонажа из романов, которыми зачитывается. В ее воображении он наделен чертами романтического героя. Чацкий же сразу раскусил Молчалина и его роль в фамусовском обществе. Молчалин «услужлив, скромненький», а значит, «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

Почему ни один из героев в финале комедии не будет с Софьей?

В одном из эпизодов комедии «Горе от ума» Чацкий и Молчалин сталкиваются в словесном поединке, и перед читателем постепенно начинает открываться истинное лицо Молчалина, который оказывается не таким простым, каким кажется на первый взгляд.

Молчалин, как и все ненавистные Чацкому представители «века минувшего», стремится любой ценой заполучить высокий чин и положение в обществе. Так как пока он всего этого не имеет, ему «надобно зависеть от других». Чацкому это непонятно: «Зачем же надобно?» Но Молчалин, похоже, имеет четкий жизненный план. Он старается всячески услужить гостям Фамусова, хвалит шерстку собаки Хлестовой, что выглядит нелепо и унизительно. Он живет по принципу: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».

Даже своими небольшими успехами по службе Молчалин очень гордится и хвалится ими перед Чацким: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Молчалин даже смеет выражать сочувствие Чацкому из-за того, что тот не служит. Он рекомендует Чацкому наладить отношения с Татьяной Юрьевной, которая «балы дает нельзя богаче». Она может посодействовать в получении очередного чина или награды, ведь «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные». Именно так привыкли зарабатывать положение в обществе люди фамусовского круга. Таков и Молчалин.

Сторонникам «века минувшего» не понять стремления Чацкого служить «делу, а не лицам». Если Молчалин использует бал в качестве возможности найти каналы для продвижения по служебной лестнице, то Чацкий предпочитает разделять время для веселья и для дела: «Когда в делах – я от веселий прячусь, когда дурачиться – дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа».

Образы Чацкого и Молчалина в комедии «Горе от ума» совершенно не похожи. Чацкий обладает свежим, деятельным умом. Он смел и в любви, и в защите своих взглядов. Молчалин же неспешен и осторожен как в обществе, так и в чувствах. В отношениях с Софьей он постоянно задумывается о том, как отреагирует свет на их связь, если она вдруг откроется, ведь «злые языки страшнее пистолета». Удивительно, что такие разные герои могли вызвать любовь к себе у одной и той же женщины.

Эта загадка раскроется в финале пьесы. Молчалин добивается расположения Софьи обманом. Под маской молчаливого и скромного человека скрывается двуличный герой, который принимает вид любовника только «в угоду дочери такого человека». В нем нет любви к Софье и нет серьезных намерений по отношению к ней, в отличие от Чацкого.

Однако и Чацкий, проведя один день в обществе московских дворян, понимает, что его взгляды навсегда разошлись со взглядами фамусовского общества. И Софья для него теперь – часть, детище того мира, куда ему нет входа. Он рекомендует ей помириться с Молчалиным, которого она разоблачила. Ведь этот герой полностью соответствует идеалу мужа, принятому в свете: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей».

Выводы

Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума» – совершенно разные по натуре и по ценностным ориентирам герои. Если общество отвергает Чацкого и принимает Молчалина, значит, оно характеризует себя в соответствии этому герою. Московские дворяне хотят, чтобы перед ними преклонялись, выслуживались, завоевывали их расположение. У них в почете чинопоклонничество и карьеризм. Этим идеалам как нельзя лучше соответствует Молчалин. Чацкий же в этом обществе «страстных к чинам» людей лишний.

Характеристика образов Молчалина и Чацкого, противопоставление этих персонажей могут быть использованы учениками 9 классов в своих сочинениях на тему «Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»»

Тест по произведению

Чацкий и Молчалин - ровесники, главные герои комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума ». Именно поэтому контраст между ними столь разителен.

Молчалин - избранник Софьи. Ему повезло больше, чем Чацкому . Но знание того, как ничтожен Молчалин, очень угнетает Чацкого. Возможно, будь Молчалин достоин Софьи, Чацкому не было бы столь горько от того, что Софья предпочла ему такое ничтожество.

Хотя Молчалин и принадлежит безвестному и бедному роду, но он имеет сокровенную цель в жизни - достичь во что бы ни стало «степеней известных». Для этого он руководствуется главным своим принципом - угождать всем и вся, начиная от хозяина дома, где он квартирует, и кончая собакой дворника. И Чацкий знает точно, что Молчалин со своей тактикой «бессловесности» достигнет поставленной цели.

Полученные Молчалиным три награды по службе являются ярким доказательством того, что выбранная им тактика в сочетании с умеренностью и аккуратностью уже приносят свои плоды и что Чацкий не ошибся в своих прогнозах на счет его будущего.

Хотя Молчалин по сути такой же подхалим, как и Максим Петрович, но в отличие от последнего его лесть не так груба и откровенна. Целенаправленная лесть Молчалина едва заметна и направлена на всех тех, кто гипотетически когда-нибудь может оказаться полезным.

Влюбленность в Софью тоже исходит от практицизма и представляет собой тактический ход, а не искренние чувства - ведь Софья является дочерью его начальника, и ее благосклонность может оказаться желанным козырем. Подобные взгляды Молчалина чужды Чацкому, поэтому в глазах первого второй является человеком непрактичным. Молчалин не способен понять возмущение Чацкого после того, как он посоветовал ему обязательно посетить дом имеющей широкие связи Татьяны Юрьевны. Чацкий недоумевает, зачем ему посещать дом той, которая пользуется репутацией вздорной женщины.

Чацкий не боится смело высказывать свое мнение обо всем и всех. По суждению Молчалина, в его положении категорически противопоказано иметь свое мнение. Но это временно, пока он не достигнет цели, и не появятся зависимые от него люди. Один склонен судить о людях по их сану и материальному положению, а другой - по их делам и нравственным показателям.

Нравственный облик Молчалина очень безобразен. Когда раскрылось его лицемерие к Софье, он готов унизиться перед ней и ползает на коленях. Но делает он это не из-за осознания своей безнравственности, а исключительно из-за боязни разрушить свой карьерный рост.

Нельзя не согласиться с высказыванием Чацкого о том, что «Молчалины блаженствуют на свете». Сожаление и возмущение Чацкого вызвано и тем, что подобные приспособленчество и практицизм находят распространение в дворянском обществе.

Сравнение Чацкого и Молчалина в произведении «Горе от ума»

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит к лучшим произведениям русской литературы. В ней писатель отразил свое время, проблемы эпохи, а также показал свое отношение к ним.

В этом произведении в лице главного героя Александра Андреевича Чацкого изображен «новый человек», который наполнен возвышенными идеями. Чацкий протестует против всех старых порядков, которые существовали тогда в Москве. Герой комедии борется за «новые» законы: свободу, ум, культуру, патриотизм. Это человек с другим складом ума и души, другим взглядом на мир и людей.

Прибыв в дом Фамусова, Чацкий мечтает о дочери этого богатого барина — Софье. Он влюблен в девушку и надеется, что Софья любит его. Но в доме старого друга его отца героя ожидают одни разочарования и удары. Во-первых, выясняется, что дочь Фамусова любит другого. Во-вторых, что люди в доме этого барина – чужие для героя. Он не может согласиться с их взглядами на жизнь.

Чацкий уверен, что в его время все изменилось:

Нет, нынче свет уж не таков.

Вольнее всякий дышит

И не торопится вписаться в полк шутов.

Чацкий считает, что образование необходимо каждому человеку. Сам герой долгое время провел за границей, получил хорошее образование. Старое же общество во главе с Фамусовым считает, что ученость – причина всех бед. От образования человек может даже сойти с ума. Поэтому так легко фамусовское общество верит слуху о сумасшествии героя в конце комедии.

Александр Андреевич Чацкий – патриот России. На балу в доме Фамусова он увидел, как все гости пресмыкаются перед «французиком из Бордо» только лишь за то, что тот иностранец. У героя это вызвало волну возмущения. Он борется за все русское в русской стране. Чацкий мечтает, чтобы люди гордились своей отчизной, говорили на русском языке.

Герой не может понять, как его стране одни люди могут владеть другими. Он всей своей душой не принимает рабства. Чацкий борется за отмену крепостного права.

Одним словом, Александр Андреевич Чацкий хочет изменить жизнь, жить лучше, честнее, справедливее.

Для того, чтобы более ярко показать характер Чацкого, в комедии рисуется и его антипод – Молчалин. Этот человек очень изворотлив, способен найти подход к любому влиятельному лицу.

Мировосприятие Молчалина, его жизненная позиция ни в коей мере не укладывается в моральный, нравственный кодекс жизни. Он один из тех, кто служит чину, а не делу. Молчалин уверен, что такая форма общественных отношений единственно верная. Он всегда оказывается в нужном месте в нужное время и незаменим в фамусовском доме:

Там моську вовремя погладит,

Тут в пору карточку вотрет…

Кроме того, это человек, который готов терпеть любые унижения, лишь бы достичь власти и богатства. Именно такие перспективы вынуждают героя обратить свое внимание на Софью. Молчалин пытается вызвать в себе чувства к девушке, но симпатия его фальшива. Если бы отцом Софьи был не Фамусов – она была бы ему безразлична. И если вместо Софьи была более посредственная девушка, но дочь влиятельного человека – Молчалин все равно изображал бы любовь.

Удивителен и другой факт: реплики Молчалина кратки, лаконичны, что свидетельствует о его стремлении казаться кротким и уступчивым:

В мои лета не должно сметь

Свое суждение иметь.

Единственный человек, видящий истинную натуру Молчалина, – Чацкий. Он всем своим существом отрицает таких людей, как Алексей Степаныч. Чацкий язвительно говорит Софье об истинном положении дел:

Вы помиритесь с ним, по размышленье зрелом.

Себя крушить, и для чего!

Подумайте, всегда вы можете его

Беречь и пеленать, и спосылать за делом.

Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей –

Высокий идеал московских всех мужей.

Чацкий дает точное определение Молчалину и ему подобных: «… не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол не жалея». Главный герой видит основную проблему Молчалина – его неспособность быть искренним из-за чрезмерного эгоизма и стремления из всего извлечь выгоду.

Таким образом, Чацкий и Молчалин – совершенно разные люди, которые, казалось бы, принадлежат к одному поколению. Оба они молоды, живут в одно и то же время. Но насколько различаются их натуры! Если Чацкий – человек прогрессивный, наполненный идеями «нового времени», то Молчалин – порожденье «фамусовской Москвы», продолжатель их идей.

В своем произведении Грибоедов показывает, что, хотя внешне победа осталась за философией жизни Молчалина, но будущее несомненно за Чацким и его сторонниками, количество которых увеличивается с каждым днем.

Чацкий и Молчалин в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» объединяет в себе лучшие достижения предшествующей драматургии и открывает новый этап в развитии русской и мировой реалистической комедии. Художественное новаторство пьесы проявляется прежде всего в характере типизации и индивидуализации действующих лиц. Каждый образ концентрированно отражает в сее конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи.

Чацкий и Молчалин - оба молодые люди, они принадлежат к одному поколению. Их также объединяет и то, что они ищут путь к сердцу Софьи. Но на этом, пожалуй, сходство заканчивается.

Чацкий - образованный человек с аналитическим складом ума. Даже Фамусов признает, что он «славно пишет, переводит». Он намного умнее других персонажей пьесы, даже тех, которые старше его.

Молчалина тоже нельзя назвать глупым. Он обладает умом, но это практический, житейский ум, направленный на достижение корыстных целей. Молчалин занят лишь поисками теплого местечка, удачного устройства в жизни.

Чацкий критически относится к ложным представлениям фамусовского общества, которое понятие ума связывает с меркантильными интересами.

В образе Чацкого угадываются и романтические черты, такие, как восторженность, пламенная страстность.

В противоположность ему Молчалин - спокойный, умеренный, тихий и аккуратный:

Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.

Он старается держаться в тени, в отличие от Чацкого, который всегда на виду.

Чацкий обладает чуткой душой и пылким сердцем. Чацкий опасен для фамусовского общества тем, что он неравнодушный человек и протестующий гражданин. Ему хочется всколыхнуть тину застойного общества.

А вот Молчалину в этом обществе безразличных и молчаливых людей живется прекрасно. Он «не богат словами» и «блаженствует на свете», потому что там «любят бессловесных». Молчалин нашел секрет процветания - он никогда ни с кем не спорит:

В мои лета не должно сметь свое суждение иметь...

Молчалин выбирает мнение большинства. Он искренне уверен, что главным качеством человека должна быть осторожность в поступках и словах. Чацкий с Молчалиным не согласен и после разговора с ним думает, что Софья пошутила: она не может любить настолько бездарного и глупого человека.

Чацкий преданно любит Софью. Хотя он и не приемлет фамусовское общество, но вынужден оставаться в нем ради своей любви к дочери Фамусова. Однако она не видит недостатков Молчалина и достоинств Чацкого.

Молчалин же лишь прикидывается влюбленным, о чем он с циничной откровенностью признается горничной Лизе: «И вот любовника я принимаю вид // В угоду дочери такого человека...»

Лживость и притворство Молчалина распространяются не только на сферу чувств. Они охватывают все стороны его жизни и проявляются в его отошениях с другими героями комедии. С Фамусовым Молчалин ведет себя очень почтительно, старухе Хлестовой нашептывает льстивые слова и комплименты, снисходительно разговаривает с Чацким и развязен с Лизой. Он стремится льстить лишь тем, кто хоть в какой-то мере способен повлиять на его карьеру:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья -
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежания зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Если Молчалин что-то и говорит, то только для того, чтобы угождать нужным людям:

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка,
Я гладил все его: как шелковая шерстка!

Чацкий же, напротив, порывает связи с министрами, отказываясь тем самым от блестящей карьеры. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», - заявляет он. Ему не важно мнение всесильной Татьяны Юрьевны, покровительства которой ищет вся фамусовская Москва.

Чацкий и Молчалин - разные люди: один из них свободный человек и, скорее всего, останется без высокого поста или чина. Другой, напротив, если и не достигнет больших высот из-за недалекости своего ума, то уж точно недолго задержится на низшей ступеньке.

Речь двух героев также характеризует каждого из них и еще больше обнажает их глубокое внутреннее отличие друг от друга. Так, например, речь Чацкого патетична, динамична и эмоциональна. Она, по меткому выражению Гончарова, «кипит умом и остроумием». Чацкий - человек, обладающий разносторонним образованием, большой эстетической культурой, блистательным умом, глубиной чувств и прекрасным знанием родного языка.

Для Молчалина и в речи характерна угодливая почтительность, проявляющаяся в льстивом, почти лакейском, употреблении «с» на конце слов: «я-с», «по-прежнему-с», «с бумагами-с». Он также использует много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, таких, как «ангельчик», «шерстка». Его выражения отличаются приторной лживой деликатностью жеманностью: «Я вам советовать не смею».

Противоположность Чацкого и Молчалина особенно ярко проявляется в их диалогах. Создается впечатление, что они говорят на разных языках, не слыша и не понимая друг друга. Молчалин не в состоянии понять поступок Чацкого, который добровольно отказывается от завидной перспективы «и награждения брать, и весело пожить». А Чацкий с его системой ценностей не может согласиться с тем, что взрослый человек «не должен сметь свое суждение иметь».

И Молчалин, и Чацкий в финале должны покинуть фамусовское общество. Чацкий об этом не жалеет:

Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!

Чацкий стремится к полезной деятельности и искренне хочет служить «делу, а не лицам». Поэтому он и не сможет сделать карьеру, которой сумеет, скорее всего, добиться Молчалин не с помощью ума, а лишь с помощью «умеренности и аккуратности».

Молчалин переживает, что он дал волю своему увлечению Лизой. Будучи очень предусмотрительным, он все же не сумел предвидеть того, что его разговор с горничой может быть подслушан. Но и здесь мы понимаем, что Молчалин встретил лишь препятствие на пути к своей карьере. Он еще оправится от удара и, по всей видимости, станет важным чиновником. Молчалин не пропадет.

Получается, что в обществе, которое показывает нам в комедии Грибоедов, нет места умным и просвещенным людям, а молчалины «блаженствуют на свете», постепенно превращаясь в фамусовых.