Пронь, сергей валерьевич. Сергей Пронь: «Джаз – это работа со временем


23 марта на сцене государственного театра эстрады "Квартет европейского джаза" Сергея Проня отметил свой двадцатилетний юбилей. В джазовом мире немного коллективов, имеющих такой продолжительный срок жизни. Чаще встречаются составы, собранные на короткий срок для студийной сессии или концертного тура. В России этот факт также не является исключением. Из долгожителей на ум приходит ансамбль "Арсенал", и, пожалуй, биг-бэнд Олега Лундстрема.

Шуточное название концерта с самого начала настроило на позитивный лад. И действительно, после немного утомительного вступления ведущего концерта - Владимира Махова, начался очень качественный джаз, чуточку сдержанный и академичный, но интеллектуальный и лиричный. Во время концерта Сергей Пронь рассказывал об истории создания произведений, что оказалось путешествием во времени не только в жизнь музыкальных событий, жизнь самих музыкантов- участников группы, но и страны в целом. Пьеса, открывшая концерт, была посвящена первому клавишнику группы, который в конце 90-х покинул Россию. Композиция называлась "Попутная песня". Произведение наполнено нежной грустью, и в то же время оптимизмом. Далее программа проследовала в хронологическом порядке - начиная с ранних произведений начала 90-х годов и заканчивая уже более поздними. Следует отметить, что все произведения были авторскими. Это вдвойне приятно - не было набивших оскомину "джазовых стандартов". Также в первом отделение прозвучала композиция "-17С0", посвященная суровому уральскому климату. "Унисон" - композиция, которой музыканты сделали попытку осмыслить смутные 90-е годы.

Во время концерта на сцену выходили друзья-музыканты со своими поздравлениями. Среди них были Игорь Паращук, Виталий Владимиров, Марк Иванцов, а также джазовый обозреватель Геннадий Сахаров. После своей не очень внятной, но эмоциональной речи саксофонист Марк Иванцов присоединился к квартету, и уже впятером была сыграна прекрасная баллада в память о друге музыкантов. Первое отделение закончилось произведением "Fast Waltz", посвящённое окончанию смутного времени в России и наступлению новой эпохи для всех жителей страны.

Во втором отделении сменился барабанщик. Юрия Бобрушкина заменил Юрий Ковалевский, и перед нами предстал квартет в его современном составе. Второе отделение показалось более динамичным и стремительным. Из запомнившихся произведений оказались фантазия на тему "Петрушки" и композиция "Сим-Сим", которая была сыграна вместе с М. Иванцовым, В. Владимировым и И. Паращуком. Каждый из солистов выдал очень уверенные и энергичные соло.

Сам Сергей Пронь демонстрировал яркий, чистый звук, разнообразие фразировок, безупречную технику. Его музыку отличают академичность исполнения и серьёзный подход к созданию произведений.

Помимо "духовой" составляющей концерта хочется отметить игру пианиста Александра Титова, чьи сольные партии заставляют сконцентрировать всё внимание, чтобы не пропустить ни одной ноты.

Но зрительный зал был заполнен едва ли на четверть. Когда приезжает джазовая звезда и играет с собранной на скорую руку ритм-секцией "джазовые стандарты", люди приходят и слушают лишь хорошие соло. А выступлением сложившегося, сыгранного коллектива с авторским репертуаром, в котором всё хорошо - чувство ансамбля, материал и его подача, солисты (начиная от лидера и заканчивая контрабасистом) - интересуются слабо.

От редакции: Зрители! Есть над чем задуматься!

Пронь, Сергей Валерьевич

К удалению|13 июня 2008 Серге́й Вале́рьевич Пронь - заслуженный артист России, обладатель титула «Лучший джазовый трубач России» (согласно коллективному мнению московской ассоциации джазовых журналистов) источник? . Лауреат международных джазовых фестивалей, лауреат премии Губернатора « За выдающиеся достижения в области искусства», член Международной гильдии трубачей, композитор, педагог. Участник многочисленных проектов со звёздами американского и европейского джаза. Закончил (1989) Саратовскую консерваторию по классу трубы у всемирно известного профессора А. Д. Селянина - ныне вице президента европейской гильдии трубачей. Сергей Пронь гастролировал во Франции, Австрии, Бельгии Голландии, Германии, Люксембурге. Имя Сергей Пронь входит в энциклопедию В. Б. Фейертага « Джаз XX век». Эксперт по музыке Итар Тасс Урал. Персональная страница на www.jazz.ru а так же на http://www.nestor.minsk.by/ Дискография: «Ночной концерт для музыкантов» 1993«При последней трубе» 1996«Заговор медных» 1998«Monotones» 2003«Freebrass» 2003«X - dance» 2004«Вальс механической куклы» 2007

Коппелия 21-го века

Третий - за три года – авторский проект лучшего, согласно коллективному мнению Московской ассоциации джазовых журналистов, нашего джазового трубача Сергея Проня и его «Европейского джаз-квартета». Первый («Монотоны») был о жизни вообще, второй (X-Dance) как бы - о жизни в искусстве, «Вальс механической куклы» о жизни как искусстве. Сразу же вспоминается главная в музыке механическая кукла - Коппелия, персонаж балета Лео Делиба по новеллам Э.Т.А Гофмана. Которые мы сегодня – назвали бы триллерами. Кукла - искусственный человек, которая в поисках души, становится как бы независимым от своего создателя – от Пигмалиона до Франкенштейна. В эпоху раннего модерна, когда джаз вторгся в европейскую музыку, он символизировал прямо противоположные вещи – с одной стороны этакое скифство, стихийный неопримитивизм, а с другой - наоборот: человека-машину, как назвала свой альбом уже в эпоху первых музыкальных компьютеров 80-х годов немецкая группа «Крафтверк». А в видеоклипе на электрофанк-джаз Rockit Херби Хэнкока буквально вслед за Гофманом-Делибом куклы оживают и живут своей жизнью.Сергей Пронь и его музыканты объединяют обе стихии - и без применения электронных технологий и механических ритмов. Напомню, первый же танец, который станцует в балете Делиба кукла Коппелия, которой передается часть души влюбленного в нее героя, это Вальс. У Проня вслед за ней оживают другие куклы и начинают вести себя по-своему («Встречное движение»), замирают от восторга, сталкиваясь с человеческой сущностью, не выражаемой ни действиями, ни словами («Давай помолчим»; Пронь - мастер тонких намеков - одновременно и на бродвейский репертуар 30-х годов и на камерные пьесы Чика Кореа). Их – не меньше, чем нас с вами поражают – с одной стороны - контраст мегаполиса и природы («Чужое небо»), а с другой стороны - простые лирические чувства («Эль Босса» - потенциальный радиохит – если бы у нас были джазовые радиостанции). Ожившая кукла чувствует себя в своей стихии в джаз-клубе («Неистовый блюз») и, наоборот, ищет общее в простой народной жизни («Петрушка» - диалог города и деревни или согласно русской традиции куклы с человеческой душой и хозяина «балаганчика»; всех их изображает одной своей трубой маэстро Пронь). И, наконец, кукла мастера Проня узнает, что такие же, как она, оживают и в Париже и в Дагестане («Вальс-лезгинка»).И встречаются в «Европейском джаз-квартете» Сергея Проня. Выдающемуся российскому трубачу-виртуозу и композитору и впрямь ближе не консерватизм «министра американского джаза» Уинтона Марсалиса, а европейская открытость французского кларнетиста-саксофониста Луи Склависа, который пять раз, выступал у нас с пятью разными проектами, в том числе и на сцене Театра им. Ермоловой в Москве - в дуэте с танцующей куклой - импровизирующей балериной. Мастер-кукольник по имени Сергей Пронь тоже должен увидеть, сможет ли жить сам по себе его кукольный народ.

NEW 2007 : Сергею Проню присвоено звание Заслуженного артиста Российской Федерации!

NEW Сергей Пронь - "Вальс механической куклы"
УОМЗ, 2007
Екатеринбургский трубач Сергей Пронь , невзирая на географическую удалённость от основных джазовых центров, продолжает регулярно выпускать серьёзные и цельные альбомы своей авторской музыки, которая балансирует на грани современного джазового мэйнстрима и поисковых, новаторских направлений импровизационной музыки. Пронь - трубач безусловно европейского масштаба (что лишний раз доказали его московские выступления с ведущим оркестром Германии - WDR Big Band), и новый альбом доказывает это с особенной силой - изящные, легко воспринимаемые, но отнюдь не простые пьесы категории "креативного мэйнстрима" обрамляют в нём мощное тембральное полотно под названием "Петрушка", где фантастические, невероятные звучания, извлекаемые Сергеем из обычной трубы, очерчивают странный звуковой мир, одновременно пугающий и веселящий... в общем, такое услышишь не каждый день, и знакомство с этим альбомом особенно рекомендуется тем, кого интересует самый передовой край развития искусства игры на джазовой трубе!

БИОГРАФИЯ

Родился 21 мая 1959 года в Саратове. С 1981по 1989 год был дирижером и солистом Саратовского биг-бэнда "Волга", которым ранее руководил Николай Левиновский . В 1982-1989 годах в составе квинтета пианиста Бориса Золотарева (друга и соратника Николая Левиновского) участвовал в ряде джазовых фестивалей СССР. После окончания джазового отделения Саратовского музыкального училища в 1984 г. поступил в класс трубы всемирно известного профессора Анатолия Дмитриевича Селянина (ныне вице-президента Европейской Гильдии трубачей) в Саратовскую государственную консерваторию. В то время Сергей серьезно занимается академической музыкой, ему доверяют первое в СССР исполнение современной камерной американской музыки для трубы. Одновременно он находится в поиске собственного джазового языка и оттачивает мастерство джазового трубача. Сергей пишет исследовательские работы по особенностям современной академической музыки, делает переложения для трубы и фортепиано джазовых этюдов и композиций. Ему рекомендуют продолжить обучение в аспирантуре профессора Тимофея Александровича Докшицера, но он выбирает стезю джазмена...

После успешного окончания консерватории в 1989 году Сергей переезжает в Свердловск, где работает солистом и вторым дирижером Уральского государственного оркестра джазовой музыки, а также преподавателем областного музыкального училища им. П.И. Чайковского и создает квартет современной джазовой музыки.
Сергей создаёт различные программы, в которых реализует свой талант композитора. В концертах биг-бэнда и квартета звучат авторские композиции Сергея, как правило на оригинальном тематическом материале. Он часто принимает участие в международных проектах, общается с выдающимися музыкантами, что позволяет корректировать его чувство объективности к происходящим в джазе процессам и вырабатывать реакцию на взаимодействие с различными "джазовыми школами".
В дуэте с Игорем Паращуком Сергей концертирует во Франции и в Австрии, выступает в Венском "Концертхаусе". На российских фестивалях Сергей выступает со своим квартетом и практически со всеми известными русскими музыкантами.

Сергей Пронь - автор большого количества музыкальных тем, которые исполняются и записываются многими музыкантами. Участие Сергея в фольклорных экспедициях и общение с так называемыми "носителями фольклора" расширило "музыкальный словарный запас" музыканта и выразилось в ряде сочинений этно-джазового содержания. Владение широкой амплитудой музыкальных стилей и направлений позволяет Сергею уверенно балансировать в различной исполнительской стихии. Блестящее академическое образование и разумный авантюризм, композиторское мышление и стремление к поиску новых путей для самовыражения, понимание джаза только как творческого процесса раздвигает границы его джазовой деятельности.

Пресса называла Сергея то "лучшим трубачом России", то "одним из лучших". Он - лауреат Международных джазовых фестивалей и премии Губернатора Свердловской области "За выдающиеся достижения в области искусства"; член Американской Гильдии трубачей.

Концертные программы, созданные Сергеем, рассчитаны на различную музыкальную аудиторию с учетом эстетических потребностей и вкусов слушателей: для джазовых фестивалей, филармонических абонементов, концертов в джаз-клубе и на открытом воздухе.