Проблема чести и бесчестия. Чичиков как человек бессовестный и хитрый в поэме гоголя

Честь и бесчестие.

Каждый из нас сталкивался с людьми чести. Людьми, которые могут бескорыстно помочь человеку. Такие люди могут прийти на помощь даже незнакомому человеку, не потребовав ничего взамен. Но есть, и тёмная сторона чести, та которая набирает свою силу день за днём. Бесчестие – это отрицательное качество человека, которое выражается в подлости, лживости, обмане и предательстве. Бесчестным людям ценно только своё эго, они помогают другим ради своей выгоды. Разве таким людям можно доверять? Можно ли опереться на них в трудную минуту? Конечно, нет.

Сегодня мы понимаем, что бесчестие растёт, набирает свои обороты, разрушая при этом моральные ценности человека. В наше время трудно найти человека, который поможет, поймёт и утешит.

«Береги честь смолоду,» - именно такой эпиграф имеет повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Понятие чести стало центральным в произведении. Честь – это порядочность, нравственная чистота героев, таких как Пётр Гринёв, его родители, вся семья капитана Миронова; это и воинская честь верность присяге, это, по большому счёту, любовь к Родине. В повести противопоставлены Пётр Гринёв и Алексей Швабрин. Оба молоды, дворянского сословия, офицеры, но как различны они по характеру, нравственным принципам. Гринёв – человек чести, касается ли это его отношения к Маше Мироновой, или это его верность присяге, стойкость до конца во время пугачёвского бунта. Без чести и совести Алексей Швабрин. Он груб с Машей, ему ничего не стоит переметнуться к бунтовщикам, нарушив офицерскую честь. Вызывает глубокую симпатию капитан Миронов, комендант Белогорской крепости. Он не уронил своего достоинства, остался верен присяге, не преклонил колен перед Пугачёвым. В семье Гринёвых понятие чести было основой характера отца Петруши. Несмотря на то, что Пётр, как и все дети, любил пошалить, но в нём воспитали главное – человеческое достоинство, порядочность, а это и есть честь. Герой проявляет её, возвратив карточный долг, и не унизившись предательством, как это сделал Швабрин.

Обратимся к произведению «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаила Юрьевича Лермонтова. Писатель затрагивает одну из важнейших проблем, стоящих перед человеком, - проблему чести. Как защитить честь свою и близких, несмотря ни на что, как остаться человеком в любой ситуации?

Действие разворачивается в далёком шестнадцатом веке, в годы правления Ивана Грозного, когда опричники могли бесчинствовать, зная, что не будут наказаны царём. Таким опричником показан Кирибеевич, который, не думая о судьбе женщины, Алёны Дмитриевны, ставит её в ужасное положение. Соседи видят, как он пытается приласкать её – замужнюю женщину, что в те годы считалось величайшим грехом. Стыдно ни в чём не повинной женщине. Возмущён её муж – купец Калашников, который вызывает на открытый бой опричника. Защищая честь жены, семьи, он пошёл на поединок, понимая, что ему пощады от царя не будет в любом случае. И тут разыгрывается дуэль между правдою, честью и бесчестием. Из-за человека, лишённого нравственности, погибает благородный Калашников, его дети остаются без отца, а молодая ни в чём невинная девушка – вдовой. Так Кирибеевич испортил жизнь не только себе, но и любимой женщине. А всё из-за этого, что человек, не имеющий духовных ценностей, никогда не сможет постичь настоящей любви, которой возносит к хорошим поступкам, при которых честь остаётся чиста и невинна. Многому учит это произведение: тому, что всегда нужно защищать честь семьи, близких, не давать никого в обиду.

В заключении хочется призвать людей к совести. К тому, что во все времена было понятием чести. Честь – это одно из высоких нравственных качеств личности. Она формируется с детства. Ведь основы человеческого достоинства – это долгий и тернистый путь от эгоизма до заложения нравственных принципов. От человека к человеку, из поколения в поколение передавались основы чести, этикета и человеческого достоинства, и лишь сам человек выбирает, какие нравственные идеалы выбрать себе ориентиром в этой жизни. Так не будем бесчестными людьми, не будем уподобляться тем, кого уже поглотили собственное эго, корысть и себялюбие. Ведь проявление чести – подвиг не только для самого себя, но и для всего мира!

Дубровный Егор

Лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем.

Честь… Что это такое? Честь - моральные качества человека, его принципы, достойные уважения и гордости, это высокая духовная сила, которая способна удерживать человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Без чести нет у человека настоящей жизни. Лучше быть бедным с честью, чем богатым с бесчестьем.

Классики мировой художественной литературы создали немало произведений, где рассказывается о героях, которые по-разному относятся к понятию чести и достоинства. Так в стихотворении в прозе Шарля Бодлера «Фальшивая монета» показана подлость человека и выбор бесчестия. Главный герой даёт бедняку фальшивую монету, не думая о том, что этого несчастного человека могут арестовать. Арест – это самое малое, что могли сделать, его могли высечь, избить и даже просто убить. У этого бедолаги жизнь и так не сахар, а так она станет ещё хуже. Человек, который дал эту монету, совершил бесчестный поступок, он выбрал богатство вместо чести, хотя от одной монеты он бы не обеднел. Автор хочет донести до нас мысль о том, что непростительно быть злым, а ещё хуже – делать зло по глупости. Это самый бесчестный поступок! Даже самый добрый поступок в глубине может таить огромную подлость.

В поэме Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» главный герой Павел Иванович Чичиков служит ярким примером бесчестия. Всю поэму он обманывает людей, ради собственной выгоды. Павел Иванович хотел разбогатеть, скупая «мёртвые души». Это были документы на владение крестьянами, которые умерли, но числятся живыми. Чичиков скупает «мёртвые души» с целью обмануть всё общество. Павел Иванович не думал о людях, нагло им врал и делал всё для себя. Рассмотрев эти два примера, мы видим, что чаще люди выбирают богатство. Но я считаю, что лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем.

«Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает блеска и отнимает у неё всю её цену», - как-то сказал Бошен Эдмон Пьер. Да, это действительно так и есть. И каждому рано или поздно придётся решать, как жить – по чести или без неё.

Чеболтасов Игорь

Откуда берутся бесчестные люди?

Бесчестие – это отрицательное качество человека, которое выражается в подлости, лживости, обмане и предательстве. Оно влечёт за собой позор, уничтожение себя, как личности. Даже в самую сложную минуту человек должен продолжать идти честным путём, не секунды не сомневаясь. С самого рождения родители воспитывают детей быть честными, то откуда берутся бесчестные люди?

Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что бесчестие – это в первую очередь, отсутствие уважения к самому себе и окружающим. Поэтому очень важно, чтобы мы понимали, что главной ценностью в жизни являются честь и совесть. Но, к сожалению, это понимают не все и выбирают неправильный путь. Совершая какой-либо обман, мы приближаемся к бесчестию. И с каждым последующим предательством мы становимся бесчестными.

Тема бесчестия затрагивается в повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». В этом произведении противопоставлены два героя: Пётр Гринёв и Алексей Швабрин. Судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту. Для героев испытаниями стало захват Белогорской крепости Пугачёвым, где Швабрин показал своё бесчестие. Он спасает свою жизнь путём обмана. Мы видим его на стороне мятежников, при этом что-то нашёптывает Пугачёву на ухо. Гринёв же готов разделить судьбу капитана Миронова и стоять за свою Родину.

Обратимся к роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Главный герой Анатоль Курагин – безответственный и лицемерный человек. Он не думает о последствиях своих действий, не задумывается о будущем и не обращает внимание на мнение других. Бесчестием Курагина является его желание жениться на Марье Болконской из-за её богатства. Здесь показано, как герой ради своего блага и своей выгоды готов на любой бесчестный поступок. Автор хочет донести до нас, что бесчестный человек готов на подлый поступок ради своей выгоды.

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что бесчестие означает потерю своего нравственного облика. Поступив бесчестно один раз, человек не может остановиться, становясь предателем и лжецом. Мы часто встречаем в наше время бесчестных людей, но хотелось бы, чтобы было как можно больше честных людей.

Евстропова Виктория

Образ Чичикова Павла Ивановича - это, пожалуй, самая удачная из гоголевских карикатур. История жизни только этого персонажа, играющего главную роль в поэме «Мертвые души», раскрыта автором очень детально. Заняться таким художественным и всесторонним исследованием писателя заставила новизна характера, за который он взялся.

Многие черты помещиков той поры совмещает в себе Павел Иванович героя не была бы полной без описания в одиннадцатой главе условий, в которых происходило его становление.

В наследство от обедневшего дворянина Павлу Ивановичу досталось немного меди и наставление хорошо учиться и всем угождать, а деньги беречь и копить. Отсутствие в завещании высоких слов о долге, он воспринял буквально. Да и сама жизнь вскоре подтвердила, что эти понятия ни к чему хорошему (в его понимании) не приводят. В училище знания, поведение, почтительность Павлуши вызывали лишь одобрение и похвалу со стороны учителей, которые ставили мальчика в пример другим ученикам. Поступив после учебы в казенную палату, он продолжает угождать своему начальнику, оказывать знаки внимания его дочери. Такое же поведение характерно для него в любой обстановке. Чичиков быстро постиг: чтобы понравиться человеку, нужно говорить с ним о его интересах, о темах, близких ему. Такое поведение помогает ему в любом обществе оставаться своим человеком. Постепенно Павел Иванович заглушает еще живую душу, старается не слышать тихий голос совести, свое счастье строит на чужом несчастье. И все это ради собственной выгоды. Орудия, которые умело и активно пускает в ход Чичиков, - это махинации и обман, воровство из казны, оскорбление, взяточничество. Постоянное накопительство, приобретение становятся смыслом жизни для главного героя. И в то же время деньги для Чичикова нужны не ради них самих. Они служат средством достижения хорошей, благополучной жизни для его семьи. Образ Чичикова резко отличается от других персонажей целеустремленностью и силой характера. Он добивается своего любыми способами, проявляя при этом необыкновенную изворотливость, находчивость, упорство.

Чичиков в поэме «Мертвые души» не похож на всех и своей активностью, деятельностью, предприимчивостью. Ему не свойственны витание в облаках Манилова и наивность Коробочки. Его нельзя сравнить со скрягой Плюшкиным, но и беспечное расточительство Ноздрёва тоже не для него. Предприимчивость этого героя далека от деловитости Собакевича. Все эти качества свидетельствуют о явном превосходстве Павла Ивановича над другими персонажами поэмы.

Образ Чичикова невероятно многогранен. Людей, подобных ему, очень трудно сразу разгадать, понять, что они собой представляют на самом деле. Чичиков сумел понравиться большинству жителей города, как только в нем появился. Он сумел преподнести себя как человека светского, развитого и порядочного. Во время разговора он находит индивидуальный ключик к каждому, в ком заинтересован. Его показная доброжелательность - лишь средство выгодно использовать высокое расположение нужных людей. Ничего не стоит для Чичикова перевоплотиться, изменить манеру поведения и при этом не забыть о собственных целях. Его способность приспосабливаться к каждому просто удивительна. Когда Павел Иванович торгуется с Маниловым, он проявляет деликатность, чувствительность и предупредительность. А вот с Коробочкой, наоборот, ведет себя напористо, грубо, нетерпеливо. Он понимает, что Плюшкина очень легко уговорить, с Собакевичем надо говорить деловито. Энергия главного героя неутомима, но направлена она на низкие поступки.

Образ Чичикова - это и есть пример торгаша и предпринимателя, человека нового типа, которого Гоголь определил подлой, мерзкой, «мертвой душой».

Гоголь писал свою поэму в то время, когда в России назревала смена традиционных устоев общества и все указывало на то, что не за горами и реформы. Было понятно, что такие перемены не могут пройти без рождения нового типа человека. И одной из целей написания поэмы для Гоголя был портрет этого нового человека, уже начинающего подавать свой голос.

В связи с этим сразу стоит отметить, что Чичиков, центральный герой в "Мертвых душах", представляет собой не отдельную личность, а является типажом, сборным образом новоиспеченного "класса" дельцов. Видимо, поэтому автор говорит о нем: "не слишком толст, не слишком тонок", "не красавец, но и не дурной наружности". То есть, иными словами, в его внешности нет никаких ярких черт.

Кроме того, несмотря на то, что Чичиков присутствует практически на каждой странице книги, он отнюдь не является главным героем. Ему принадлежит важная идейнокомпозиционная роль, он – центр поэмы, но нельзя говорить о том, что раскрытие его характера было основной целью Гоголя. Поскольку произведение по сюжету представляет собой путешествие Чичикова, своеобразным каркасом поэмы является дорога (в абстрактном представлении – линия), вокруг которой развиваются различнейшие события. Следовательно, Чичиков способствует образованию и развитию сюжета. Это, несомненно, важная функция, но не главная. Ни читателя, ни самого Гоголя не интересует биография этого героя – недаром она помещена лишь в самом конце поэмы. Первоначально интерес вызывает конкретно сама его деятельность, то есть зачем же он скупает "мертвые души"; это своего рода внешний интерес. И только после того, как Гоголь познакомил читателя с особенностями мышления Чичикова, появляется в произведении объяснение, где же искать корни, причины этого странного и неожиданного поступка – покупки "мертвых" душ.

А причины эти – в детстве. Особенности семьи, невозможность получить все, что хочется, а также наказ отца перед тем, как отпустить сына "в люди" – угождать начальникам да беречь и копить копейку. Вот и вырос Чичиков – предприимчивый делец, обладающий изрядным терпением и трудоспособностью (поскольку всего он добивается сам, без чьей-либо помощи). Гоголь отдает должное "неодолимой силе его характера", т.к. понимает, что Чичиков, если вдуматься, совершает в одиночку грандиозное дело, которое под силу не каждому. Он обладает практической житейской смекалкой по поводу всего, что пахнет деньгами. Но немалое внимание на страницах своего произведения писатель уделяет и тому, что Чичиков в детстве был обычным ребенком, добрым, чутким, резвым, любознательным, он активно проявлял интерес к окружающему миру и стремился все познать самостоятельно (вспомнить хотя бы, как он убегал от няни и исследовал места, куда ему запрещали ходить).

Исходя из всего этого, нельзя утверждать, что им движет только лишь жажда наживы. Он совершал все эти махинации с одной целью – воплотить в жизнь свою мечту, которая, на самом деле, невинна, светла и даже не оригинальна – это мечта о собственном доме, хозяйке, куче маленьких ребятишек и, главное, памяти потомков. Эта светлая мечта, думается, начала закладываться еще с детства, проведенного в Обломовке. Именно эта причина сподвигла Павла Ивановича Чичикова на аферу с мертвыми душами и на путешествие по Руси, вследствие описания которого читатель и знакомится с представителями так называемой галереи умирающих помещичьих душ.

Стоит отметить, что Чичикова в поэме можно рассматривать с еще одной стороны, а именно в сопоставлении с разными литературными и историческими личностями. Речь идет о том, как помещики и городские чиновники видят в нем Наполеона, антихриста – и вообще о том образе, который сложился у них после общения с Чичиковым. Так, по слухам, он ворвался к Коробочке "вроде Ринальд Ринальдина" (своего рода романтический разбойник); чиновники сравнивают его с Наполеоном, вернувшегося с острова Елены, а когда сплетни достигли своего апогея – в Чичикове им виделся уже антихрист. Не избежал Павел Иванович и участи "признания" в нем капитана Копейкина. Конечно, с одной стороны, эта ситуация комична – почтмейстер, автор данной теории, не обратил внимания на то, что у Чичикова есть и руки, и ноги, в отличие от того капитана. Но, тем не менее, это сравнение имеет большое значение: капитан Копейкин, Наполеон – это романтические герои, которыми восхищались многие современники писателя. А Чичиков? Гоголь хотел этим сказать, что нынешние идеалы, предметы восхищения измельчали, на смену великим полководцам и народным защитникам пришли чичиковы.

Известно, что Гоголь задумывал "Мертвые души" как трехчастное произведение. К сожалению, осуществить это ему так и не удалось, мы имеем лишь небольшой отрывок IIого тома. Здесь, по замыслу автора, Чичиков должен был раскаяться во всех грехах своих и стать на путь очищения. В принципе, так он и сделал, но каялся он, ползая в ногах генерал-губернатора и целуя эти самые ноги. Несмотря на то, что покаяние происходило столь низким и даже унизительным образом, чичиковские проделки в целом заставили некоторых героев поэмы вести долгие рассуждения о честности и бесчестии, справедливости и неправде. Именно Чичиков в "Мертвых душах" – один из немногих деловых людей, способных к действию. Цель героя мелка и корыстна, но движение к ней лучше, чем полное бездействие.

На протяжении многих лет критики по-разному расценивают личность, сущность характера Павла Ивановича Чичикова. Кто-то ставит на нем клеймо бездушного дельца, приводя в доказательство то, что он использует все для достижения своей корыстной цели. А кто-то наоборот делает акцент на том, что Павел Иванович затеял эту махинацию с мертвыми душами только ради того, чтобы воплотить в жизнь свою мечту о собственном уютном домике, о сказочной красавице Милитрисе Кирбитьевне, то есть им двигали идеалы дома и семьи – те идеалы, о которых мечтает чуть ли не каждый. Конечно, справедливые рассуждения присутствуют и у тех, и у других критиков; но, думается, самую точную характеристику личности Чичикова можно дать, объединив эти два мнения. Характер этого героя гораздо сложнее, он не укладывается ни в рамки положительного, ни в рамки отрицательного персонажа. Это личность разносторонняя, которой свойственны и корыстные интересы, и светлые чувства – то есть Гоголю удалось изобразить героя, очень близкого к реальной жизни.

Конспект урока литературы в 9 классе

Образ Чичикова в поэме Гоголя «Мёртвые души»

Хорошева Ольга Александровна

Цель: обобщить и систематизировать материал по образу Чичикова.

Задачи: - формировать умение обобщать материал и делать выводы;

Развивать навыки устной речи;

Воспитывать правильные нравственные ориентиры.

Тип урока: изучение нового материала.

Ведущая технология: проблемное обучение.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал для работы в группах, маршрутный лист для индивидуальной работы обучающихся, текст произведения.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. (слайд 1)

В книгах, как и в жизни, мы встречаемся с «хорошими» и «плохими» людьми. Прочитав художественное произведение, посмотрев фильм, мы примерно так же оцениваем героев, деля их, как правило, на два разряда - положительные и отрицательные.

Подумайте, какими качествами должны обладать положительные герои и какими - отрицательные? Свои ответы занесите в маршрутный лист. Прокомментируйте.

3. Формулирование темы и цели урока.

На уроке сегодня мы поговорим об одном из героев поэмы Гоголя «Мёртвые души».

Мнения критиков по отношению к нему очень неоднозначны. К примеру, современные литературоведы Пётр Вайль и Александр Генис считают, что Чичиков - это «заурядный, серый «господин средней руки». Маленький человек с маленькими страстями, который слишком мелок для России». (слайд 2)

А вот В. Кожинов называет этого героя «по-настоящему сильной личностью». (слайд 3)

Русский писатель В.Набоков называл Чичикова «колоссальным шарообразным пошляком» и считал, что «дурак в нём виден потому, что он с самого начала совершает промах за промахом». (слайд 4)

А вот исследователь И. Золотусский хоть и считает Чичикова подлецом, но говорит, что «он всё же подлец какой-то странный…» (слайд 5)

Такие прямо противоположные мнения лишь подтверждают замечание молодого Чернышевского о том, что у Гоголя «это характер самый трудный». (слайд 6)

Так о ком же идёт речь? И какова, по-вашему, тема нашего урока?

Итак, кто же такой Чичиков: яркая, сильная личность или заурядный «маленький человек»? Самый «мёртвый» из всех гоголевских персонажей или новый герой эпохи?

Попытаться ответить на все эти вопросы - цель нашего урока.

Запишите тему и цель урока в маршрутный лист. (слайд 7)

4. Работа с текстом в группах.

А скажите, что необходимо знать, чтобы составить мнение о человеке?

(нужно знать, какой он, как он воспитывался, какие поступки он совершает, нужно выяснить качества его личности) (слайд 8)

Верно. И сейчас я предлагаю вам в группах поработать над вопросом: «Чичиков: какой он?»

Ваша задача проанализировать определённый этап жизни героя, его взаимоотношения с другими персонажами и сформулировать самые яркие качества его личности, те качества, которые помогли ему стать таким, каким мы видим его в конце I тома гоголевской поэмы.

Результаты этой работы каждый из вас должен будет записать в таблицу в маршрутном листе.

Оставшееся место в таблице вы заполните, слушая ответы других групп.

В группе я предлагаю вам разделить обязанности. (слайд 9)

Прокомментируйте свою работу в группе.

5. Работа над проблемной ситуацией.

Итак, перед нами развёрнутая характеристика Чичикова.

Ответьте теперь на вопрос, поставленный в теме урока: кто же он такой? Яркая, сильная личность или заурядный «маленький человек»?

Кажется, всё ясно, но почему-то ответить на вопрос однозначно не получается. Назвать Чичикова заурядным, особенно на фоне остальных персонажей поэмы, я думаю, нельзя, но и согласиться с тем, что он яркая, сильная личность тоже почему-то не представляется возможным. А почему?

Для начала подумайте и ответьте на вопрос: а что такое «личность» и какими качествами должна обладать яркая, незаурядная личность? (индивидуальное задание)

Обладает ли этими качествами Чичиков? Что мешает ему стать положительным героем?

6. Работа с заполненной таблицей.

Обратитесь ещё раз к уже заполненной вами таблице и подчеркните те качества героя, которые встречаются наиболее часто. Есть ли среди них любовь, сострадание, сочувствие, желание помочь?

В «лестнице типов» Чичиков стоит на последней ступени.

Главное, что мешает Чичикову стать положительным героем, - совершенное отсутствие в нём живых человеческих чувств, нравственных идеалов и ориентиров, отсутствие совести, души, нравственных исканий, метаний и, прежде всего, - любви, как самого светлого и сильного человеческого чувства. Душа Чичикова практически умерщвлена, раздавлена его воспитанием и, прежде всего, им самим. И даже когда робкие ростки живого чувства пытаются пробиться наружу (вспомним встречи с блондинкой), они тут же погибают под воздействием его небывалого практицизма и страсти к приобретательству.

Безнравственность героя, его сознательное подавление и систематическое истребление в себе всех человеческих чувств - главная причина, по которой Гоголь ставит его на самый низ своей «лестницы типов». И эта же причина позволяет считать Чичикова самым «мёртвым».

7. Беседа.

Гоголь постоянно иронизирует над Чичиковым, а в ХI главе открыто называет его подлецом («подлец» - негодяй; подлый, низкий, безнравственный, бесчестный человек).

Ну вот, кажется, и найдено слово для определения сущности нашего героя. Но… поэма ещё не закончена. На последних страницах I тома Гоголь рисует величественный образ Руси-тройки, бег которой устремлён в будущее…

Каким же образом в тройке, олицетворяющей вдохновлённую Богом Русь, может находиться подлец, человек бесчестный и безнравственный? Почему в будущее, куда несётся эта Русь-тройка, Гоголь отправляет самого «мёртвого» из всех своих персонажей? Неужели писатель видел грядущее России столь ужасным?

Чтобы ответить на все эти вопросы, обратим внимание на то, какое имя Гоголь даёт своему герою и почему? (Павел Иванович)

Индивидуальное сообщение ученика, подготовленное заранее, об апостоле Павле. (слайд 10)

а). Слушая сообщение, в своих маршрутных листах сформулируйте три вопроса к данному материалу.

б). Теперь снова попробуем ответить на поставленные ранее вопросы.

Таким образом, мы видим, что Чичиков - это человек новой, буржуазной формации - «приобретатель», хищник, хозяин. Это герой новой исторической эпохи.

Можно сказать, что это переходный тип, сочетающий в себе и свойства «старого», и признаки нарождающегося «нового».

Чичиков является «собирателем» основных черт практически всех персонажей поэмы, он обладает такими качествами, которых нет у помещиков и чиновников, а именно: энергией, волей, целеустремлённостью, цепкостью, выживаемостью в любых условиях и в любые времена, терпеливостью, настойчивостью. (слайд 11)

Если посмотреть на эти качества отстранённо, взять их отдельно от личности Чичикова, какими они будут: отрицательными или положительными? Разве плохо быть энергичным, целеустремлённым, терпеливым?

С уверенностью можно сказать, что это человек, положительные задатки которого приобрели подлую направленность.

Это, безусловно, нисколько не оправдывает героя, но показывает, что он способен меняться. Поэтому именно Чичиков, по замыслу Гоголя, должен был пройти через горнило испытаний и страданий, осознать неправедность своего пути и возродиться к новой жизни.

И поэтому именно Чичикова везёт «вдохновенная Богом» Русь-тройка. (слайд 12,13)

8. Рефлексия.

Я думаю, что за время урока у вас уже сформировалось определённое мнение о герое.

Работая в паре , я предлагаю отразить его в виде синквейна или кластера по выбору.

9. Подведение итогов.

А) Комметирование работы в паре. (синквейны и кластеры)

Исследование характера Чичикова в I томе заканчивается словами, обращёнными к читателям: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова? - Да, как бы не так!» - Гоголь видел, что чичиковщина, проникая в общество, несёт истребление человечности. Поэтому миром чичиковщины, самым низким кругом, завершается I том поэмы, охватывающий все те явления, которые заслуживают сатирического отрицания писателя.

Многогранный и противоречивый образ Павла Ивановича Чичикова, созданный великим Гоголем, заставляет задуматься о многом. Но самое главное, что, как мне кажется, хотел показать писатель в образе Чичикова, - это то, что человек - это арена постоянной, непрекращающейся борьбы светлых и тёмных сил за живую человеческую душу.

9А. Письменная работа: мини-сочинение * (если есть время)

А сейчас предлагаю вам, обобщая всё сказанное на уроке, письменно ответить на вопрос: Так кто же такой Павел Иванович Чичиков: беда или надежда России? Высказанное мнение прошу обосновать. Объём работы - 5 - 8 предложений. Время работы - 5 минут.

Б) Самоооценка по итогам урока (участие в работе группы, знание текста, активность во время урока, работа в паре)

В) Впечатления от урока.

10. Домашнее задание. (слайд 14,15)

Дома предлагаю вам поразмышлять над вопросом: «Актуален ли образ Чичикова сегодня?»

аргументы к сочинению

Сочинения на тему чести на нашем сайте:

⁠ _____________________________________________________________________________________________

Проблема чести и бесчестия – одна из самых важных в жизни человека. Нас с детства учат тому, что поступать бесчестно плохо. Проходя мимо детской площадки, мы то и дело слышим: «Это нечестно! Надо переиграть!»
Вот какое определение чести мы находим словаре С.И. Ожегова:
Там же смотрит определение слову «честный» :
В словаре В.И. Даля даны такие поговорки о бесчестии:

Честь – категория нравственная. Понятие чести неразрывным образом связано с понятием совести, то есть быть честным человеком – это жить по совести, по глубоким внутренним убеждениям, что одно – хорошо, а другое – плохо.
С проблемой, как поступить: честно или бесчестно (соврать или сказать правду; предать или остаться верным стране, человеку, слову, принципам и т.д.), человек сталкивается буквально каждый день. Именно поэтому вся мировая литература так или иначе обращалась к ней.
проблема чести и бесчестия – одна из важнейших. Эраст, ветреный молодой человек, дворянин, увлекшись Лизой, крестьянской девушкой, думает оставить ради неё привычное общество и отказаться от прежнего образа жизни. Но в итоге его мечты оказываются самообманом. Лиза, глубоко влюблённая в Эраста, искренне верит молодому человеку и отдаёт ему самое дорогое, что есть у неё, бедной девушки, - свою девичью честь. Карамзин горько упрекает Лизу за этот поступок:

Но если Лизу мы можем понять и оправдать (она по-настоящему влюблена!), то Эраста оправдать невозможно. Воспитанный в дворянской среде так, что самостоятельно зарабатывать себе на жизнь он не может, герой, которому грозит долговая яма, так как он проиграл в карты всё своё состояние, решает жениться на богатой вдове. Лиза, ожидающая возлюбленного с войны, случайно узнаёт обо всем, и Эраст, застигнутый врасплох хочет откупиться от девушки деньгами. Поступок глубоко бесчестный, показывающий малодушие Эраста, его безволие, эгоизм. Лиза оказалась порядочнее Эраста, заплатив за свою любовь и потерянную честь очень высокой ценой – собственной жизнью.
все герои проходят испытание на честь. Береги честь смолоду - вот главное наставление отца Петру Гринёву, отправляющемуся на службу. И герой достойно выполняет наказ родителя. Он отказывается присягать Пугачёву, тогда как другой герой – Алексей Швабрин – делает это без особых колебаний. Швабрин – предатель, но если бы его поступок можно было объяснить только вполне понятным страхом смерти, то его хоть как-то можно было оправдать. Но Швабрин подлый, низкий человек. Мы знаем это из того, как он пытался очернить Машу Миронову в глазах Гринёва, как он подло ранил Петра во время дуэли. Поэтому его предательство вполне закономерно и не находит оправдания.
Бесчестными людьми показывают себя и приспешники Пугачёва, предавшие его. В то время как сам Пугачёв, хотя и представлен Пушкиным как неоднозначная фигура, оказался человеком чести (он с благодарностью помнит тулуп, подаренный Гринёвым, по просьбе главного героя тут же вступается за Машу и освобождает её из плена Швабрина).
проблема чести так же ключевая. Испытание на честь проходят оба главных героя – и Евгений Онегин, и Татьяна Ларина. Для Онегина это испытание заключается в отказе или согласии на дуэль с Ленским. Хотя по неписаным правилам светского общества отказываться от дуэли было малодушно, бесчестно (совершил поступок – отвечай!), в случае с Ленским бОльшим достоинством и честью для Онегина было бы принести свои извинения и отказаться от поединка. Но Евгений проявил малодушие, испугавшись осуждения света: он не стал объясняться с Владимиром. Итог дуэли всем известен: молодой поэт погиб в самом расцвете сил. Таким образом, формально Онегин ни в чём не был виноват: он принял вызов и судьба оказалась к нему благосклоннее, чем к Ленскому. Но совесть героя была нечиста. Именно сознание того, что он поступил нечестно, непорядочно, на наш взгляд, и вынудило Евгения оставить общество на долгих семь лет.
Татьяна же свой экзамен на честь выдержала с огромным достоинством. Она по-прежнему любит Онегина, в чём искренне ему и признаётся, но отказывается от отношений с ним, так как хочет сберечь доброе имя своей семьи. Для неё, замужней женщины, эта связь невозможна.
Сам А.С. Пушкин трагически погиб в рассвете сил, защищая честь своей жены, Натальи Николаевны, которую обвинили в связи с молодым французом Дантесом. На его смерть М.Ю. Лермонтов написал замечательные слова:
понятие чести заменено понятием выгода. Писатель неспроста даёт ему характеристику человека осмотрительно-охлаждённого характера. Чичиков с детства хорошо усвоил наказ отца «беречь и копить копейку». И вот маленький Павлуша продаёт своим однокашникам еду, делает воскового снегиря и так же продаёт. Повзрослев, он не гнушается бессовестной аферы с покупкой «мёртвых душ», находя к каждому продавцу подход, кого-то обманывая, сочинив для этого невероятную историю (как он это сделал с Маниловым), кому-то просто ничего не объясняя (Коробочка). Но другие помещики (Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин) вполне осознают смысл данного мероприятия, но тем не менее их «честь» нимало не страдает от предложения Чичикова. Каждый из этих помещиков с радостью продаёт главному герою «мёртвые души», тем самым улучшая и своё материальное положение.
Чиновники в поэме так же показаны бессовестными и бесчестными людьми. И хотя в произведении нет крупных, детально прорисованных образов, Гоголь даёт прекрасные портреты-миниатюры служителей государства. Так, Иван Антонович Кувшинное Рыло – типичный чиновник, который, пользуясь своим служебным положением, вымогает взятки у посетителей. Именно он знакомит Чичикова со всеми тонкостями бюрократической машины.
В отличие от поэмы

представлено подробное описание быта и нравов чиновников небольшого городка N. Все они бесчестны, так как не стесняются брать взятки, да и не особо это скрывают. Чиновники чувствуют себя полноправными хозяевами городка, и единственное, чего боится городничий, это донос. Привычка брать и давать взятки так глубоко укоренилась в сознании чиновников, что лучшим средством задобрить Хлестакова, которого они принимают за ревизора, они так же считают взятку. Хлестаков же, молодой человек, по определению Гоголя, «без царя в голове», не воспитанный в строгих понятиях чести и достоинства, проигравшись в Петербурге в карты и сидя в гостинице городка N без гроша в кармане, с радостью принимает деньги чиновников, поначалу даже не понимая, в чём дело и почему вдруг ему так неслыханно повезло. Его не заботят последствия его слов и поступков. И он рад обманывать, приписывая себе всё новые и новые заслуги (и с Пушкиным на дружеской ноге, и сам пишет и публикуется в журналах, и со всеми министрами знаком), его не стесняет то, что он объяснялся в любви и Марье Антоновне, дочери городничего, и его жене Анне Андреевне, а потом и вовсе пообещал жениться на Марье Антоновне.
честь оказалась пустым звуком для Андрия – младшего сына Тараса, старого козацкого полковника. Андрий с лёгкостью предает козаков ради своей возлюбленной – польской пани. Не таковы Тарас и брат Андрия, Остап. Для них козацкая честь важнее всего. Отец, как ни тяжело ему было, обезумев от гнева после того, как увидел сына, рубящего в бою своих же козаков, выстрелом убивает сына.
говорит само за себя. Герой рассказа – мальчик, которому подростки во время игры доверили охранять воображаемый военный склад, взяв с него честное слово не оставлять поста. И он не оставил, несмотря на то, что все давно разошлись и в парке становилось темно и страшно. Только разрешение военного, по счастливой случайности оказавшегося рядом, освободило ребёнка от данного обещания.
В жизни также нередко бывает, что слово, данное человеком, оказывается выше любых личных выгод, обстоятельств и прочего. Всё это говорит о высокой чести подобных людей. Так произошло с А.П. Чеховым, отказавшимся от звания академика после того, как такого же звания лишили М. Горького, за которого в своё время Антон Павлович горячо голосовал и которого тепло поздравлял с избранием. Но Академия наук решила отменить своё решение. Чехов был с этим категорически не согласен. Он говорил, что его голос в пользу избрания Горького академиком был искренним и решение Академии абсолютно не согласуется с его личным мнением.
В произведениях А.П. Чехова проблема чести, в том числе и чести профессиональной, поднималась не раз.

он говорит о докторе Осипе Степановиче Дымове, который остался верен своему врачебному долгу до конца. Он принимает решение отсасывать дифтеритные плёнки у больного мальчика, хотя это было очень опасно для врача, поэтому не предписывалось как обязательная мера лечения. Но Дымов идёт на это, заражается и умирает.