Принцесса алтайская. «Алтайская принцесса» и споры об останках

Одна из самых знаменитых археологических находок XX века - замороженное погребение Алтайской принцессы или принцессы Укока, по названию плоскогорья в Горном Алтае, где ее обнаружили. "Возраст" мумии 2,5 тысячи лет. Благодаря природной морозильной камере до нашего времени сохранилась органика - все содержимое захоронения найдено в том виде, в каком было оставлено в древности. Особенно привлекли внимание татуировки мумии. После пазырыкских находок стало особенно ясно, что наколки характерны буквально для всего древнего мира.

Мы знаем, что люди раскрашивали тело краской - отголосок этого древнего обычая, к примеру, - тилаки, священные знаки индуизма. О традициях наносить на тело рисунки красками, а также о нанесении татуировок свидетельствует культура многих народностей, сохраниших древние обычаи до наших дней.

Для меня эти древние татуировки стали открытием в том смысле, что татуирование тела могло стать прообразом многих ювелирных украшений. Разные части тела имели определенное значение при нанесении татуировки. К примеру, главный символ племени обычно наносился на плечо - именно так нанесены одинаковые или похожие символы у пазырыкцев. Это своего рода герб, гражданство и паспорт. Я замечала, что в древности большое значение придавали браслетам на предплечье, в Индии он называется баджубанд и это до сих пор одно из обязательных украшений для невесты. Примером анатомической сути символики татуировки может служить связь большого пальца руки с брачными символами. Но сейчас не об этом, речь пойдет о татуировках и украшениях алтайской принцессы.

Мумия была обнаружена при раскопках кургана на юге Алтая, на плато Укок в 1993 году археологом Н.Полосьмак. Мне кажется, есть какая-то мистика, в том, что ее нашла именно женщина-археолог. Может и впрямь сокровища и клады знают кому открываться... Мумия принадлежала 25-летней женщине довольно высокого роста (выше 165 см) близкого к европеоидному типу. Там же обнаружены останки 6 жертвенных лошадей. Одно это уже указывает на достаточно высокий статус женщины. Женщина погребена с высоким головным убором (длина погребальной колоды учитывает рост женщины с надетым головным убором), найдены золотые украшения и достаточно ценные для этих мест предметы как, например, шелковая рубашка (из Китая или Индии) или кориандр, который использовался в качестве благовония.



Реконструкция захоронения, музей в Горно-Алтайске

Сохранились куски мяса погребальной трапезы, одежда и парик женщины (мумия была лысой и неизвестно, было ли это погребальной традицией или вообще обычаем), предметы из кожи, меха и дерева, травы, использованные в качестве набивки. Сохранились краски - мы знаем, что жители Укока предпочитали красный, белый и черный цвета. Древняя культура, к которой относится могильник, известна как пазырыкская ( V-III века до н.э ), ее относят к алтайским скифам. Существовала на территории России (Горный Алтай), Казахстана, Монголии и Китая.

Антропологическая реконструкция - Татьяна Балуева

Мумия широко известна под самыми разными именами - ее также называют Очы-бола, Ак-Кадын (Белая госпожа) и так далее. Вокруг нее до сих пор кипят страсти, она окружена большим количеством суеверий, легенд, домыслов и политических баталий, несмотря на то, что это не единственная подобная находка, относящаяся к пазырыкской культуре. Но появилась из небытия Алтайская принцесса действительно эффектно и не одна - а вместе с ожившим фрагментом своего мира. Но тайны открыла не все. Она принадлежала к знати пазырыкского общества, но чем-то отличалась от остальных. Пока мы не знаем, кем же она была.

ПАЗЫРЫКСКИЕ ТАТУИРОВКИ

Ученые Эрмитажа по совету криминалистов сфотографировали мумии, найденные в 1949 г. археологом Руденко, в отраженных инфракрасных лучах - так было обнаружено, что татуировки есть на всех пазырыкских мумиях. Известно, что татуировки (шрамирование) были и на теле Эци, ледяного человека, обнаруженного за три года до принцессы - в 1991 году в Альпах. Возраст мумии Эци - более 5 тысяч лет. Возможно это обстоятельство также сыграло свою роль в оценке пазырыкских татуировок.

Среди рисунков на эрмитажных мумиях есть как хищные, так и копытные, реальные звери, обитавшие на Алтае (тигры, горные бараны, козероги, лошади, архары, косули) и неизвестные здесь (куланы). Среди изображений - фантастические существа - копытные с птичьей головой, хищники с крыльями и много птиц. На данный момент доказано, что татуировки носили все взрослые пазырыкцы, независимо от пола и социального положения.

Итак, вот три самые известные пазырыкские татуировки.

Татуировки были скопированы Е.В.Шумаковой, ей же принадлежит и их графическая реконструкция. Рисунки были опубликованы в книге Н.Полосьмак "Всадники Укока " и других изданиях. Н.Полосьмак принадлежат работы "Татуировки у пазырыкцев" , "Пурпур и золото тысячелетий" , "Птицы в татуировках пазарыкцев" , в книге Л.Л.Барковой и С.В.Панковой о татуировках и других, из которых мною и почерпнута большая часть информации о татуировках Алтайской принцессы и пазырыкцев. Почти все ссылки ведут на тексты академических изданий, их можно почитать.

Первая мумия мужчины с татуировкой была найдена в 1948 году С.И.Руденко во Втором Пазырыкском кургане - мужчина монголоидного типа около 60 лет, которого в литературе обычно называют вождем. Татуировкой были покрыты руки, верхняя часть спины и голени. Мумия хранится в Государственном Эрмитаже. Были найдены и другие мумии и замороженные захоронения, но в конце 50-х послевоенных лет это не вызвало такого сильного мирового резонанса, как находка Алтайской принцессы (собственно я ее так называю для удобства и краткости).

На теле вождя лучше всего видна татуировка на правой половине тела. На правой руке от плеча до запястья изображены шесть фантастических животных со вскинутыми задними ногами и длинными ветвистыми рогами. На правой ноге от коленной чашечки до щиколотки изображена рыба. На груди - тигр со спирально закрученным хвостом. На левой руке - два оленя и горный баран в прыжке. Изображения выполнены в особой художественной манере, в так называемом скифо-сибирском "зверином" стиле. Они передают образы отдельных животных и сцены нападения хищников на копытных ("сцены терзания").

У мужчины вдоль позвоночника нанесено несколько точек, что могло означать их лечебное назначение - исцелять с помощью нанесения на кожу магических знаков. Эти нанесённые татуировкой на спину и голеностопы мужчины знаки можно трактовать как точки рефлексотерапии.

Особенно характерный символ у пазырыкцев - олень с "перекрученным" туловищем, с клювом грифона и длинным кошачьим хвостом, на конце которого изображена голова грифона; отростки огромных стилизованных рогов также оканчиваются птичьими головками с клювом грифона. Характерны также крылатые хищники семейства кошачьих. Татуировка на фрагменте кожи мумии выставлена в Эрмитаже.


Татуировка с правой руки вождя. Горный Алтай, урочище Пазырык, долина р. Большой Улаган. Второй Пазырыкский курган (раскопки С.И. Руденко). Эрмитаж


Алтайская принцесса

Алтайская принцесса стала второй найденной мумией с татуировкой (на других, более ранних эрмитажных мумиях татуировки к этому времени еще не были обнаружены). Курган 1, могильник Ак-Алаха-3 (плато Укок, Алтай). Татуировки были нанесены на обе руки от плеч до кистей. Рисунки были синего цвета и выделялись на белой коже. Сохранились они только на левой руке, на правой почти полностью разрушены. Рисунки были нанесены также на некоторые фаланги обоих рук. Археологи увидели татуировки при вскрытии деревянного саркофага, затем кожа мумии начала темнеть, а татуировки - пропадать, впоследствии их восстановили в лаборатории. Когда находили другие пазырыкские мумии - визуально татуировки не были заметны.

Обращает на себя внимание схожесть основного символа в татуировке вождя и Алтайской принцессы. Перекрученное изображение оленя с хищным клювом, хвост, рога и верхушки рогов имеют вид грифонов с клювами.

Мумия мужчины с татуировкой из кургана №3 могильника Верх-Кальджин-2

Третье татуированное тело найдено в кургане 3 могильника Верх-Кальджин-2 (В.И.Молодин,1993). На левом плече мужчины изображено фантастическое копытное животное, как бы перекинутое через плечо - с туловищем оленя, клювом грифона, головками грифа на рогах и спине. Символика все та же, но выполнена по другому. В связи с этим даже появилась мысль - не отсюда ли перекрученность тела животных в символах - может быть это свидетельство переосмысления животного через сложенную, перекинутую через плечо или что-то другое шкуру?

Идентичность татуировок говорит о принадлежности всех этих людей к одному роду или племени. Символы, нанесённые на тело в результате болезненной процедуры, делали человека причастным к мистическим тайнам его общества и равноправным членом. Первая татуировка была, по-видимому, составной частью обряда инициации, затем в течение жизни наносились дополнительные татуировки, связанные с различными событиями (как печать в паспорт о заключении брака, рждении детей и т.д.).

ТАТУИРОВКИ АЛТАЙСКОЙ ПРИНЦЕССЫ

Рисунок-реконструкция внешнего облика Алтайской принцессы и рисунки ее татуировок.


На левом плече женщины ниже основного символа в такой же "перекрученной" позе изображен баран с закинутой назад головой; у его ног - сомкнутая пасть пятнистого барса с длинным закрученным хвостом. Под барсом - фантастический зверь, изображение головы которого не сохранилось; у него когтистые лапы, длинный полосатый хвост тигра, туловище лежащего оленя, а из спины вырастает голова грифона. На запястье хорошо видна голова оленя с большими ветвистыми рогами. На второй фаланге большого пальца правой руки женщины нарисовано копытное животное с «перекрученным» туловищем. Знаки на среднем и безымянном пальцах левой руки мелкие и плохо различимые.

Татуировка на руках женщины по стилю и способу нанесения идентична татуировке "вождя" из 2-го кургана. Повторяются образы животных, есть сходство в композиционном построении рисунков на руках.


ТАТУИРОВКА НАНОСИЛАСЬ НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СКРЫВАТЬ ЕЕ ПОД ОДЕЖДОЙ

Несмотря на суровый климат, татуировки, как отмечает в своей книге Н.Полосьмак, наносились не для того, что их "скрывать" под одеждой. Татуировка мужчин могла демонстрироваться во время борьбы, в том числе шаманской борьбы со злыми духами. При важных событиях воины сбрасывали с плеч шубу, которая держалась на одном поясе, и обнажали торс, женщины вскидывали разрисованные руки.

На пазырыкских татуировках заметно не только стилевое единство. Угадывается традиция нанесения изображений определеных животных на определенные части тела человека. Например, верхнюю часть плеча и у вождя, и у принцессы занимали изображения фантастических копытных; чередующихся с баранами и хищниками из семейства кошачьих.

Плечи — одна из наиболее заметных и удобных поверхностей для нанесения татуировки, здесь обычно располагался самый главный знак. На плечах всех трёх мумий были запечатлены фигуры одного и того же фантастического существа. Поскольку татуировка имела важное значение не только при жизни человека, но и после его смерти, то изображённое на коже у всех трёх известных татуированных пазырыкцев фантастическое существо (олень с клювом грифона) мог быть помощником перехода человека в «иной» мир.

Объединяет татуировки повторяемость элементов рисунка - на человеческое тело наносили не орнамент, а знаковую систему, «текст». Для цивилизаций, не имеющих своей письменности, характерно многократное повторение символов. Соответственно, татуировка - сакральное письмо, передающее важную информацию мифологического характера. Те же самые символы повторяются на одежде, посуде, оружии. Таким образом облик человека трансформировался в изобразительный символ племенной мудрости. Татуировка не только символизировала принадлежность всех членов к одной общности (герб), но и сохраняла память об обычаях, верованиях и моральных нормах, принятых в этой группе людей (библия).


На большом пальце руки Алтайской принцессы вытатуировано изображение фантастического зверя.

В БОЛЬШОМ ПАЛЬЦЕ - ДУША ЧЕЛОВЕКА

Обычно у пазырыкских женщин на большом пальце находилось изображение птицы, у Алтайской принцессы - фантастический зверь. Возможно здесь зашифрован какой-то смысл.

В алтайском фольклоре в большом пальце заключена душа человека, а сам большой палец выступает в качестве квинтэссенции жизни. В алтайских сказаниях большие пальцы рук богатыря заключают в себе его жизнь или «душу». Лишь отчленив их, враги добиваются окончательной смерти героя. Эта же традиция прослеживается в мифологической анатомии тюркских народов. Функции большого пальца человека отличают его от мира животных - необходимое условие для захвата, использования различных орудий, в том числе для добывания огня. В алтайском сказании «Маадай-Кара» наличие большого пальца становится отличительным признаком человеческого рода. Напротив, отсутствие большого пальца — показатель хтонической природы для персонажей тюрко-монгольской мифологии. Для многих древних народов большой палец был фаллическим символом, а также символом силы.

Изображения на больших пальцах рук пазырыкцев (как и вообще на пальцах) имели для них одно из первостепенных значений. Изображения птиц на больших пальцах характерны не только для женщин, но и для мужчин. Поскольку для древних сакральное уравнивалось с фаллическим (творящее Божество), название птицы во многих языках соотносится со значением «рожать», «детородные органы». Рисунок птицы на большом пальце указывает на представления, связанные с продолжением рода.

У мужчин татуировка на большом пальце часто содержит изображение петуха - символ мужской потенции у многих народов, тетерка также часто является символом невесты. Многие виды птиц в татуировках изображены во время токования, в том числе глухарь и тетерев. С другой стороны у обских угров "третья душа" имеет вид глухарки. К человеку она прилетает только во время сна, поэтому её называют «душа сна», «птица сна». Таким образом, птицы на пальцах пазырыкцев могли быть также олицетворением души. Возможно, рисунки птиц наносились на пальцы рук по достижении брачного возраста или при заключении брака.

СВЯЩЕННАЯ САЖА

Татуировки наносились с помощью накалывания, красящее вещество - сажа, наличие калия, характерного для продуктов горения растительного происхождения подтверждено лабораторными исследованиями. Сажа имела "защитное" значение. При нанесении татуировки в сибирском и дальневосточном регионах еще в обозримом этнографическом прошлом в качестве красителей использовались сажа и уголь, смешанные с жиром, мочой или соком растений.

По-видимому применялась именно сажа с котла. О татуировке обских угров С. И. Руденко писал, что «украшение наносится в виде точек иглой, затем берется сажа с наружной стороны котла и втирается в исколотые места кожи». Сажа от котла выступала в традиционной культуре тувинцев как магическое средство, предохраняющее человека от злых сил и делающее его невидимым: например, если вечером нужно перейти с ребенком из одной юрты в другую, ему мазали лицо сажей от котла. У алтайцев впервые приехавшему гостю мазали сажей кончик носа, приобщая таким образом нового человека к огню аила. Возможно, нанесение татуировки с втиранием сажи с поверхности котла было актом приобщения к какому-то огню-очагу-дому-роду.

Женская татуировка у пазарыкцев отличалась более мелкими и ажурными рисунками, на ней меньше, чем на мужской татуировке полностью зачернённых мест. Зачернение каких-то деталей изображения с целью сделать его более выразительным и ярким производилось, вероятно, с помощью пучка связанных вместе игл, что облегчало и ускоряло работу татуировщика.

ТАТУИРОВАНИЕ - САКРАЛЬНЫЙ РИТУАЛ

Создание несмываемых рисунков на теле — это сакрализованное действие, разработанный ритуал, по завершению которого полностью менялась сущность человека. Мастера-татуировщики, вероятно, высоко ценились в пазырыкском обществе и принадлежали к служителям культа, к категории лиц, наделённых особым даром. У многих народов татуировки наносились женщинами. Кожа с искусственно нанесенными на неё знаками, ставшими неотделимыми от кожи, может являться свидетельством кровного родства людей с одинаковой татуировкой.

Во многих архаических обществах татуировка имела большое значение и чаще всего была связана с обрядом инициации (и у мальчиков, и у девочек). Так, на Самоа «юноша, пока он не подвергся татуировке... не мог и думать о браке, над ним постоянно издевались, как над бедняком и существом низкого происхождения, не имеющим права голоса. Татуировка и скарификация — это те внешние знаки смерти и воскрешения, через которые проходил в первобытных обществах чловек, чтобы получить доступ к духовности.

Есть свидетельства о татуировках у территориально близких пазырыкцам народов. Среди археологических находок в округе Синьцзяна у европеоидных мумий обнаружены татуировки на верхней части руки, на кистях, пальцах и спине в виде простых растительных и геометрических орнаментов. В могильнике Субаши-3 была обнаружена мумифицированная голова мужчины, на лице которого сохранился нанесенный краской узор: в центре лба были проведены две вертикальные линии, а на щеках нанесены но две горизонтальные линии (в духе рисунков у индусов). Вероятно, раскраска лица была известна и тагарцам Минусинской котловины. Об этом могут косвенно свидетельствовать их расписные погребальные маски-лица.

УКРАШЕНИЯ АЛТАЙСКОЙ ПРИНЦЕССЫ

В головном уборе также повторяется символика татуировки Алтайской принцессы. Украшения вырезаны из дерева и обернуты золотой фольгой, как и все золотые украшения пазырыкцев. Высокий головной убор с золотыми украшениями, очевидно, был важной составной частью облика женщины.

Черная масса, сформировавшая парик, обтянута конским волосом. Парик украшен деревянными накосниками, покрытыми золотой фольгой. На парик крепился головной убор - высокое (61 см) сооружение из войлока в виде длинного лепестка, обтянутое черной тканью. На него нашито 15 деревянных птичьих фигурок, обклеенных золотой фольгой. В каждую из них отдельно вставлены крылышки, лапки и хвостик из кожи. На парик крепилась, как кокарда, деревянная фигурка лежащего оленя с раздвоенным туловищем, в золотой фольге. Еще одно украшение прически - чехол из красной шерсти, надетый на прядь собранных на макушке волос, в него воткнута бронзовая булавка с деревянным навершием в виде оленя, стоящего на шаре (все в золотой фольге).

Среди украшений Алтайской принцессы - самое типичное украшение для всего скифского региона - золотая гривна.

Украшения выполнены из дерева и покрыты тонкой золотой фольгой, которая сама по себе плохо держит форму. Однако охранились деревянные части, которые позволяют точно установить форму гривны и друих украшений. На Алтае золото добывалось с очень глубокой древности. Интересно, что многие рудники в 19 веке найдены по следам чудских разработок. Для пазырыкцев золото, по всей видимости, было особенно важно после смерти и имело символическое значение.

Гривны, видимо, выполняли роль амулетов. На деревянном обруче гривны Алтайской принцессы по всей окружности были укреплены 8 фигурок крылатых барсов. Гривна была эффектной, подобная конструкция обнаружена в Пазырыкских курганах только еще один раз. Часто встречаются гривны с обручем из бронзы и серебра, а также из прутьев, в этом случае очевидно, они были изготовлены как погребальные и при жизни их не носили. Судя по всему, гривна была обязательным элементом погребального обряда, но это не исключает того, что их носили при жизни. Гривны найдены во всех погребениях.

Мраморные бусины с кисточкой из лошадиной гривы.

Колец и браслетов у пазырыкцев не обнаружено, но встречаются бусы и бисер, особенно в богатых захоронениях, были они и у Алтайской принцессы. У тюрков бусины были атрибутом верхновной покровительницы детей и рожениц. Украшениями у пазырыкцев служили также аппликации из кожи, бересты и войлока на одежде, в основном в виде зверей, птиц и рыб.

Косметический набор принцессы включал кисточку из черного конского волоса с тонким деревянным стержнем внутри, привязанной (несохранившимся) кожаным шнурком, сплошь унизанным цилиндрическими мраморными бусинами, и горстки рассыпавшегося порошка яркого сине-зеленого цвета. Были также остатки разрушенного тоненького стерженька из плоских металлических колечек, заполненного этим же сине-зеленым веществом (то есть фактически это карандаш для нанесения линий или рисунков наподобие нашей подводки для глаз).

Анализ показал, что это был вивианит (синяя железная руда). Такой порошок ближе к современному времени использовался для получения зеленой краски. На Горном Алтае он известен как спутник золотоносных песков. Возможно этот порошок имел сакральное значение. Карандаш с вивианитом мог использоваться для раскраски лица, возможно у людей, наделенных особыми функциями или даром. У пазырыкцев роспись лица и тела не зафиксирована, отчасти потому, что не найдено ни одного мумифицированного лица. Но у близким к пазырыкцам народов такая традиция зафиксирована, в частности, разрисовка лица двумя спиралевидными рисунками. Возникает слабая ассоциация с сине-зеленой бирюзой и многочисленными шумерскими зелеными косметическими "тенями" в коробочках, обнаруженными при раскопках в Уре и других городах Шумера.

В ушах Алтайской принцессы были самые простые золотые серьги (на фото справа), хотя в некоторых погребениях встречаются серьги с подвесками в виде стилизованных грифонов (на фото слева). Серьги носили все пазырыкцы - и мужчины, и женщины.

В складках юбки найдено 5 маленьких бронзовых подвесок. Аппликацией из золотой фольги было украшено также меховое покрывало, укрывавшее все содержимое колоды мехом наружу.

В дереянную раму зеркала вставлена бронзовая пластина. Зеркало лежало у левого бедра женщины в чехле из белого и крсного войлока. У ручки зеркала лежала россыпь разноцветных бус (стекло, паста), среди которых был один коренной зуб человека. Очевидно бусинами была расшита сумочка, в которой лежало зеркало.

На мизинцах рук женщины завязаны тонкие шерстяные веревочки. Такой обычай сохранился у эхочинов - одной из групп ойратского населения западной Монголии. Один конец черно-белой веревочки надевали на палец правой руки умершего, другой - на палец левой руки кого-то из родных умершего. Затем нить разрезали, чтобы душа умершего не оставалась вместе с живыми. Основан этот обычай на символическом значении нити как нити жизни. Нить, протянутая вверх связывала людей с небесными сферами и символизировала жизнь. Разрыв нити символизировал смерть.


Кроме вышеперечисленных источников много интересного об истории татуировкок - в книге

А также смотрите подборку видео, посвященных Алтайской принцессе.

Новость о воссоздании внешнего облика принцессы Укока



Фильм BBC об Алтайской принцессе



Местные шаманы и население ребуют захоронить мумию обратно.


Все суеверия и страшилки, связанные с раскопками могилы Алтайской принцессы, в передаче "Городские легенды"

На юге республики Алтай стало всемирно известным с обнаружением здесь мерзлотных захоронений древнего скифского времени. Плоскогорье интересно археологам давно наличием стоянок, своеобразных алтарей из камня и курганных погребений.

Начало работы у реки Ак-Алаха

В разгаре летнего археологического сезона 1993 года группой новосибирских ученых под руководством Натальи Полосьмак, сотрудников Института археологии СО РАН начаты работы по раскопкам кургана у речки Ак-Алаха. Работы обещали быть одними из рядовых, но неожиданно привели к серьезным открытиям и научным сенсациям.

Тайная гробница

Сначала было обнаружено захоронение весьма богатого скифского мужчины. По древним обычаям его в загробное путешествие сопровождали три лошади, посуда, клинки из железа. Специалисты датировали погребение IV-III вв. до н.э. В процессе работы с мужским захоронением научные сотрудники с удивлением обнаружили, что под верхним погребением оказалось тщательно спрятанное второе. Под открытым настилом ученых ждала настоящая сенсация. Здесь находились хорошо сохранившиеся кости шести огненно-рыжих лошадей в богато украшенной сбруе, рядом с ними во льду погребальной колоды, лежала женщина.

Необычная мумия

Но больше всего исследователей кургана заинтересовало то обстоятельство, что это было мумифицированное тело, ни в Египте, ни в Тибете, а на суровом высоком плоскогорье Алтая. У женщины не было внутренних органов, мозга, грудины и ребер. Череп и полости тела ее были наполнены овечьей шерстью, частями растений, конским волосом и торфом.

На бальзамированном маслами женском теле, в составе масел позже обнаружена ртуть, сразу видны необычные синие татуировки. Они покрывали руки и голени женщины. В композиции присутствовал архар и ирбис, по-видимому, тотемные животные ее рода. Левое плечо украшало изображение оленя с головой грифона.

Важнейшим событием для специалистов стала находка в захоронении отлично сохранившихся оригинального парика из конского волоса и головного убора погребенной женщины. Вместе они заняли практически треть погребальной колоды. В древнем скифском обществе именно форма головного убора и убранство волос несли весьма точную информацию о женщине. У разных племен он всегда имел специфическую форму, и статус женщины всегда хорошо читался по украшениям головного убора. Молодые девушки, выходя замуж, меняли род, соответственно менялись убранство волос и головной убор.

В заполненном льдом, имитирующем жилище срубе из лиственницы размерами 3,6 / 2,3 м, при высоте 1,1 м, перекрытом одиннадцатью лиственничными бревнами, расположена погребальная колода. Ее украшают кожаные аппликации в виде оленей. В колоде на мягкой подстилке из войлока под меховым покрывалом с украшениями из золота покоилась высокая 170 см ростом женщина, возраст ее ученые определили примерно в 25 лет.

Мумия была одета в длинную рубаху из тончайшего шелка светло-коричневого оттенка, позже ученые выяснили, что при ее изготовлении использовались нити коконов диких бабочек шелкопряда. Такая ткань, несомненно, была в скифское время роскошью, что подтверждает высокий общественный статус погребенной. Горловина и рукава рубахи были обшиты красными нитями, видимо как оберег. Длинная плотная юбка из шерсти сшита из белых и красных кусков ткани, украшена подвесками из бронзы. На ноги женщины надеты длинные белые войлочные чулки с красными аппликациями.

В мешочке лежало бронзовое зеркальце, его деревянная резная оправа украшена фигуркой оленя. Рядом найдена лиственная палочка — символ творения у азиатских народов, волосяная кисточка, разноцветные бусины из стекла и человеческий зуб. Кругом был рассыпан синий порошок, химический анализ показал, что это кристаллы вивианита, в Европе его стали использовать в виде красителя только к ХIХ веку.

Шею погребенной женщины украшала гривна с покрытием золотым слоем, и подвесками в форме ирбисов. Уши женщины украшены массивными золотыми серьгами в форме колец. С погребенной скифской женщиной найдены сосуды, видимо для напитков и куски мяса, здесь обнаружены деликатесный крестец жеребенка и курдюк барана. Сосуды деревянные, керамические и роговые, видимо олицетворяющие связь всего живого. В погребении нет деревянного пола, его заменил настил из уложенной речной гальки.

Особенности захоронения

Все особенности захоронения выделяли женщину особым почетом из общего ряда соплеменников. Особенно шелк и кориандр были настоящим сокровищем. Удивляло ученых обстоятельство, что захоронение было одиночное, для скифов были характерны родовые погребения. Единственное объяснение могло быть таким, что она шаманка и дала обет безбрачия.

Бесценную находку решено было перевезти в лабораторию Новосибирска для дальнейшего изучения. Местные шаманы и жители республики были абсолютно против такого развития событий. Еще в пути и позже в Новосибирске уникальное мумифицированное тело стало быстро разлагаться. Новосибирские специалисты срочно обращаются за помощью в столицу. Московский институт, занимающийся сохранением мумии Ленина, работал с мумией, и специалистам удалось сохранить кожный покров и ткани.

Научная сенсация

В это время взяли образцы разных тканей на анализ ДНК, и здесь специалистов ждала научная сенсация. В результате генетического исследования нескольких видов тканей погребенной женщины на плоскогорье Укок была найдена характерная для славян Y-хромосомная гаплогруппа R1а1. Алтайская принцесса не роднится по крови с тюркскими народами и современными алтайцами, а является представительницей одного из индо-европейских народов.

Шаманы и жители республики Алтай весьма обеспокоены вскрытием древней гробницы, они считают, что ученые потревожили тысячелетний покой их предков. А случившиеся в дальнейшем катастрофическое землетрясение осенью 2003 года и наводнение весны 2014 года, многие тревожные процессы и знаки относят к мифической мести алтайской принцессы.

Новый взгляд на исторические процессы

Результаты многолетних исследований ценнейшей находки сибирских ученых, алтайской мумии заставили их по-новому оценить исторические процессы в древней Евразии. Ведь открыта евразийская высококультурная развитая цивилизация, жившая 25 веков назад, способная изменить представление об истории России.

Мифы о Алтайской принцессе

Археологам название уникальной мумии «алтайской принцессой» не совсем нравится. Неоднократно и Н. Полосьмак и В. Молодин подчеркивают, что она не принцесса, она обычная скифская женщина, а миф о так называемой «принцессе» постоянно раздувают журналисты. В течение 1998 года организацией ЮНЕСКО принято решение о внесении плоскогорья Укок в список значимых объектов общемирового наследия.

В прессе и на телевидении время от времени выступают представители коренного народа, шаманы с рассказами о том, что алтайская мумия недовольна вскрытием гробницы. Цепью мистических событий при обнаружении захоронения и доставке ее в лабораторию Новосибирска они подтверждают свои рассуждения. По-прежнему общественность Алтая называет ее прародительницей алтайцев, принцессой Кадын.

Переезд Алтайской принцессы

Пока бесценный артефакт находился в музее Новосибирска, алтайцы массово собирали подписи с просьбой вернуть принцессу на родину. Для хранения именно этой мумии в республиканском в Горно-Алтайске при спонсорстве Газпрома была проведена генеральная реконструкция и построена специальная камера-саркофаг с определенными условиями. В 2012 году почитаемую алтайцами мумию торжественно встречали на Родине.

Сегодня она бережно хранится в республиканском музее, где кургану Ак-Алаха посвящена целая экспозиция. Гости музея могут осмотреть замечательную реконструкцию захоронения, но вот мумии увидеть не удастся. Местные шаманы запрещают выставлять мумию напоказ. Сейчас они инициируют сбор подписей с просьбой к властям торжественно и достойно древних времен захоронить ее в родном кургане.

Власти республики разрешили на местном телевидении специалистам объяснить насколько эта находка уникальна и необходима ученым. Вышел даже цикл передач, объясняющих природные катаклизмы, постигшие республику с научной точки зрения. Но коренное население Алтая, воспитанное в традициях язычества и местного шаманизма, свято верит, что все беды, пришедшие в их горы, стали последствиями гнева мертвых.

Назад на плато Укок?

Шаманы и общественные деятели из коренного населения везде и постоянно подчеркивают мысль, когда успокоится мумия прародительницы алтайцев, все беды отступят. Сейчас идет серьезный спор между шаманами и учеными. Одни не отступают от своих вековых традиций, другие видят в мумифицированном теле алтайской принцессы уникальный интереснейший объект для исследований. Без ледовой сохраняющей тело линзы в случае захоронения данная мумия будет утрачена для науки и для алтайского народа навсегда.

Вера коренного алтайского народа в то, что мумию нужно обязательно захоронить на прежнем месте с годами только укреплялась. И 18 августа 2014 года состоялся совет старейшин Алтая. На этом мероприятии старейшины алтайских родов зайсаны практически единогласно проголосовали за решение захоронить мумию алтайской принцессы в ее кургане на плоскогорье Укок. Власти республики идут навстречу решению старейшин, и готовится проект республиканского закона об этом важном для местного населения событии.

Шаманы считают, что мумию не зря прятали древние жители Алтая под другим захоронением, что на нее возложена священная миссия охраны врат подземного мира. И покой таких сакральных захоронений нарушать нельзя. Древние люди были, несомненно, мудрее наших современников, они понимали законы мироздания шире и обладали более серьезными знаниями.

Видео о Алтайской принцессе

В этой статье мы постараемся затронуть тему, о которой немало написано, сказано, снято репортажей и даже фильмов. Мы не будем искать точных и однозначных ответов на множество вопросов, возникающих в связи с этой историей. Наша задача посмотреть на эту историю с другого ракурса, по возможности отвлечённым взглядом и, не вырывая из общего контекста.

2009 год. Голливуд. Чемпионат исполнительских искусств. На сцену выходят один за другим талантливые участники, показывая национальные наряды, исполняя музыку, танцуя. Они раскрывают народный дух и особую энергетику, скрытую за внешним антуражем. Точнее этот антураж — национальные костюмы, народные традиции в исполнении музыки, песни гармонично сочетается с духовной составляющей. 54 страны мира представлены здесь, в том числе 4 региона нашей страны.

Чейнеш Байтушкина — дочь алтайского народа – представляет Республику Алтай. Затаив дыхание, она вышла на сцену в полной тишине. Её наряд воистину необычен. Особенно впечатляет высокий и сложный головной убор и татуировки на плече. Девушка облачена в реконструированный наряд знаменитой Принцессы Укок. Знаменитой для многих, но возможно не для всех присутствующих в этом зале, не для всех членов жюри. Архаичный комус оказался тем дополнением, которое сделало эту картину полной. Жюри не устояло – Республика Алтай в лице Чейнеш получила три золотые медали и звание абсолютного чемпиона мира, победив в номинациях «Инструменталистка оригинального жанра» и «Национальный костюм». Такое необычное продолжение получила история с Укокской Принцессой.

Захоронение Алтайской Принцессы было найдено в 1993 г. на плато Укок. С тех не утихают споры о значимости этого открытия, о статусе самой Принцессы, и вообще — что делать дальше, чем эта история закончится и закончится ли вообще.

Плато Укок

Итак, плато Укок. Первое что стоит сказать. Термин «плато» здесь не совсем верен. Более правильно говорить «плоскогорье». Затерянная на юге Алтая, на стыке четырех государств: России, Монголии, Китая и Казахстана, эта уникальная природная территория одна из самых таинственных и загадочных. Южная граница – грандиозные купола массива Табын-Богдо-Ола, северная – долина реки Джазатор. На востоке хребет Сайлюгем и верховья всё той же реки Джазатор. Джумалинские ключи это собственно восточная граница плоскогорья. Более трудно определить западные границы. Здесь нет единого мнения. Они теряются где-то в верховьях Кара-Алахи и Коксу. Но эта ситуация с неоднозначным определением границ довольно часто встречается. Попробуйте провести четкую границу между Алтаем и Саянами!

Две котловины Калгутинская и Бертекская это сердце Укока. И часто именно их и называют Укоком! Именно здесь сосредоточены основные археологические памятники. Территория этих долин значительно ниже (2200-2400 м) окружающих хребтов (3000-4000 м). Она издревле использовалась для скотоводства, «была жилой». И здесь начинаются версии. По одной из них Укок всегда был местом святым, недосягаемым. Более того сюда привозили людей для захоронения. Это было некоемым кладбищем — акрополем Алтая и не только. В частности это касается скифского времени. Но есть и другие мнения.

Не умоляя особенностей и уникальности Укока, стоит отметить, что на Алтае мест сосредоточения памятников истории не мало и других. Это и Чуйская степь, и долина Чуи, и Пазырыкская долина, и Каракольская и др. Там не меньше, а где-то и больше памятников. Не меньше мест большой концентрации курганов (и др. артефактов) на всей территории Алтае-Саяна. И другое, что часто не укладывается в нашей голове – может ли место святое, сакральное использоваться для жизни, а не только для «смерти». Безусловно, на Алтае есть места, посещение которых у местного населения издревле под запретом. Таково ли плато Укок? В алтайском мировоззрении всегда хорошо уживаются «обыденная» жизнь и сакральные обряды. Более того храмом является как природа, так жилище. Поэтому возможно Укок был тем «небесным пастбищем», о котором мечтали люди. Все равно, что Беловодье для русских. И то и другое предназначено для жизни, но жизни чистой и праведной, жизни в благоденствии.

Кобдинский тракт

Теперь о другом – о труднодоступности Укока. Когда едешь по Чуйскому тракту, то думаешь, что путешествовать по Алтаю всегда было так легко и приятно. Сегодня дороги вполне благоустроены и Чуйский тракт, по сути, соединяет «восток» и «запад» (пусть даже в локальном смысле). Но ему менее 100 лет, а до этого был труднопроходимый Чуйский торговый путь, не доступный не только для колёсного передвижения, но и опасный для движения верхом. На пути стоял топкий Семинский перевал, крутой Чике-Таман, смертельные бомы и переправы на Катуни, а затем и на Чуе. Один из бомов на Катуни – Кор-Кечу – так и переводится «гибельная переправа». Конечно же, Алтай не был тупиком в связях соседствующих регионов. Но передвижения не могли иметь массовый и лёгкий характер. Алтай был некоей «крепостью», где можно было и отсидеться. Здесь «консервировались» идеи, устои, порядки. Но здесь, как показывает история, они и зарождались.

Территория Укока находится на крайнем юге Республики Алтай, но едва ли ни в центре Большого Алтая, хребты которого уходят в Казахстан, Китай и особо глубоко – в Монголию. Сегодня на плоскогорье есть лишь три дороги: через перевал Бугымуиз (Бугумуюс), через перевал Тёплый ключ и через старый перевал Тёплый ключ. Все они идут с севера и весьма сложны. Проехать по ним можно лишь 2-3 месяца в году и то со значительными трудностями. Требуется внедорожники и опытные водители. Другие два пути, через перевал Улан-Даба из Монголии и перевал Укок из Казахстана сегодня закрыты из-за отсутствия пограничных переходов. Но именно они ключевые в той теме, которой мы хотим коснуться.

Монгольским путём раньше пользовались пограничники – так значительно проще добраться до находящихся на Укоке застав. Со стороны Казахстана на Укок поднимались археологи, когда занимались раскопками. Всё это говорится к тому, что этот сквозной путь Монголия-Казахстан был и есть относительно простым для передвижения восток-запад. В свое время он даже получил название Кобдинский тракт. Из монгольского Кобдо (Ховд) путь проходил по территории Укока и далее в Бухтарминский край и Прииртышье. Позднее это был китайский почтовый тракт. А в советское время по этому пути перегоняли скот из Монголии в Семипалатинск, на самый крупный в СССР Семипалатинский мясокомбинат. Кобдинский тракт, существовавший издревле, представлял собой ни что иное, как самую северную ветвь Шёлкового пути. И это была довольно оживлённая «магистраль».

Здесь и возникает вопрос: жили здесь люди или только передвигались и использовали его для захоронений? Многие урочища Укока (такие, как Бертек), покрыты хорошей травой и богаты солончаками, они являются прекрасными зимними пастбищами. Снега на открытой нагорной равнине выпадает не-много, да и тот скоро разносится ветром. Зимовки пастухов стоят по краям долины у северной и южной подошвы горных склонов, где есть защита от ветра и непогоды. Ежегодно на плоскогорье Укок осенью и зимой живут около 20 семей пастухов. Большинство их из Джазатора. И каждая из них имеет десятки и сотни животных — овец, лошадей, коров и яков. Стада пасутся только на своей территории, граница которой проходит по ручью, озеру или скале. Древние скотоводы издавна пасли здесь скот.

Раскопки

Лето 1993 года. Укок. Идут раскопки небольшого кургана. Он разграблен ещё в древности, сильно повреждён позднее при строительстве дороги. Это было захоронение воина кара-кобинца, при котором сохранились два железных ножа, два глиняных сосуда, фрагменты золотой фольги. С ним были погребены три лошади. На этом всё могло бы и закончится, но Наталья Полосьмак, руководившая раскопками проявила интуицию не только в выборе этого кургана, но в том, чтобы копать дальше. А дальше было самое интересное – сруб, мерзлота. А это значило многое. Значило, что нижнее захоронение нетронутое и может стать настоящим открытием. Погребальную камеру вскрывали несколько дней, постепенно растапливая лёд, стараясь не навредить содержимому. На самом дне ямы стояла срубленная из лиственницы погребальная камера, снаружи украшенная кожаными аппликациями, изображающими оленей. За северной стенкой её лежали костяки шести лошадей. Таким количеством ездовых коней мог обладать лишь человек весьма высокого социального статуса.

Перед саркофагом стояли блюдо, на котором лежал кусок мяса с воткнутым в него бронзовым ножом, сосуды из дерева, рога и керамики. Тело Принцессы практически не тронуло тление. Она была высокого роста, одета в поношенную шёлковую рубаху и красно-белую шерстяную юбку, обернутую вокруг бёдер. На поясе висела сумочка с косметическими принадлежностями и серебряное зеркальце в деревянной оправе. На ногах – высокие войлочные сапоги, в ушах – золотые серьги. На её бритой голове под головным убором высотой 90 см был парик из конского волоса. Её руки покрывали искусно выполненные татуировки, а рядом стояла чашка с семенами кориандра.

По множеству свидетельств во время раскопок наблюдались странные природные явления в виде небольшого землетрясения и грома. По странному стечению обстоятельств ни одна из машин из находившихся в распоряжении археологов не оказалась в исправном состоянии. Археологов вместе с находками эвакуировали домой на двух вертолётах. Между Барнаулом и Новосибирском вертолёт, в котором летела Наталья с мумией, совершил аварийную посадку — заглох один из двигателей. До Новосибирска добрались машинами.

Курган

Курган Принцессы довольно скромных размеров – всего 18 м в диаметре. Царские курганы на Алтае достигают 50 м в диаметре и более. На том же Укоке есть не один курган, имеющий размеры значительно больше 18 м. Если же взять в рассмотрение всю территорию Алтае-Саяна, то размеры крупнейших захоронений и вовсе не идут ни в какие сравнения. 120 м – размер крупнейшего скифского кургана на данной территории, находящегося в «Долине царей», в Туве. Об этом можно почитать в статье одного из выпусков интернет-журнала «АРУ-КЕМ» (). Особенностью же кургана Принцессы было то, что это было двойное захоронение. А это встречается не так часто. Нередко в курганы «дозахоранивали» позднее родственников, но это кардинально отличается от нашего случая. Верхнее захоронение было самостоятельным, оно словно скрывало то, что было ниже.

В той же Туве, в той же «Долине царей» в 2002 г. был вскрыт курган Аржан-2, где оказалось не потревоженное захоронение царя и царицы. Такого богатства в скифских курганах Сибири археологи ещё не видели. Даже непонятным стало, каким образом подсчитать золотые изделия. Одежды были покрыты тысячами бляшек из золота, а штаны неисчислимым количеством мелкого золотого бисера. Золотых изделий набралось на 20 кг. Захоронение Принцессы в данном случае выглядит очень скромным. Но, как и подобает особам, приближённым к культу, её одежда и сопровождение имеют, прежде всего, сакральное значение. И шестёрка лошадей золотистой масти и уникальный головной убор. Одежда из тончайшего шёлка, в этих краях материала практически не применявшегося, обрамлена толстым красным поясом. Археологи считают, что такой пояс — знак воина и посвящённого. А найденная в её руках палочка-мешалка из лиственницы — крайне важный ритуальный символ: такие палочки ещё в добуддийские времена считались орудием сотворения мира и вкладывались в руки высших божественных особ. Ну и, конечно же, уникальным являются татуировки и обряд мумификации – об этом ниже.

Уникальный головной убор

Несколько слов об уникальном головном уборе. И снова не поразишь читателя тем, сколько много золота было выделено на его изготовление, дело в другом – в его размерах, сложной конструкции и, безусловно, впечатляющем виде. Головной убор-парик занимал почти треть колоды. Нужно сказать, что в древности именно головной убор и прическа нёс самую значимую информацию о человеке, у каждого племени он имел свою форму, а статус человека внутри племени можно было «прочитать» по его украшениям. Обритую голову пазырыкской женщины покрывал парик, состоящий из войлочной шапочки, на которую наносился специальный пластичный материал. К парику были пришиты деревянные накосники-украшения, их покрывали золотой фольгой. На темени волосы специальным образом собирали в пучок, на который сверху надевали «конус», выполненный из шерстяных ниток красного цвета. Венчал конус деревянный олень, стоящий на шаре, весь покрытый золотой фольгой. Другой покрытый резьбой олень с раздвоенным туловищем и рогами козерога «лежал» на парике перед «конусом». Сзади «конуса» к парику крепилось высокое вертикальное сооружение из войлока в виде прямоугольника с закруглёнными краями (61 см), покрытое чёрной шерстяной тканью, которое, видимо, являлось символом «древа жизни»: у его подножия «паслись» деревянные олени, в верхней части крепились пятнадцать составных деревянных птичек с кожаными крыльями, хвостами и лапками, длинными шеями, как у лебедей. Все фигурки выполнены из кедра и покрыты золотой фольгой. Кроме того, в срубе был найден остроконечный чехол-колпак из войлока длиной 84 см и широкими полями, который в каких-то случаях надевался на сложную прическу.

Мумии

Насколько уникален факт мумификации в мировой культуре и культуре скифов? Мумий в мире найдено множество. Это отдельная и большая тема. Здесь стоит сказать лишь, что существует как естественная мумификация так и ритуальная. Нередко мумия сохраняется благодаря их сочетанию. И это как раз наш случай. У женщины удалены мозг, внутренние органы, ребра и грудина, череп и брюшная полость заполнены веществом наподобие торфа, шерстью овец, лошадиным волосом, корешками, песком и глиной. Другой нюанс — бальзамирование не было какой-то привилегией знати - бальзамировали и рядовых воинов. Кроме сакральных причин, возможно, были и вполне естественные. Бальзамирование умерших было необходимой частью погребального обряда у пазырыкцев. Дело в том, что своих умерших они хоронили всего два раза в год - весной или в начале лета, и осенью, то есть от момента смерти человека до его погребения нередко проходило полгода. Устройство кургана, где создавалась линза мерзлоты – льда законсервировавшего захоронение на тысячи лет – сыграло дополнительную, а возможно и решающую роль в его сохранении.

Мумия Принцессы получила особую известность, но одинока ли она среди археологических открытий скифского мира Сибири? Далеко нет! В алтайских курганах и раньше находили мумий, многие из которых сегодня хранятся в Эрмитаже. Но в советские времена из-за недоступности технологий консервации все они сохранились не так хорошо, – потемнели и высохли. Прежде всего, это относится к открытиям в Больших Пазырыкских курганах. На том плато Укок через 2 года после открытия захоронения Принцессы, в 1995 году на памятнике Верх-Кальджин-ll была найдена мужская мумия с прекрасно сохранившейся прической, татуировкой огромного «скифского» оленя на плече. Воин был похоронен в одежде, с полным набором вооружения и в великолепной шубе-дублёнке, украшенной кожаной аппликацией и широким «хвостом».

Позже было сделано открытие, больше известное как «Бусы Клеопатры». Недалеко от села Манжерок в Республике Алтай, новосибирские археологи обнаружили в кургане скифского периода мумию женщины, на шее которой надеты бусы. По мнению археологов, бусы были изготовлены в Египте в эпоху правления там династии Птолемеев. Такое предположение позволяет сделать оригинальная техника изготовления бус, которая практиковалась в то время египтянами.

В 2008 г. скифский воин был найден в Монгольском Алтае, в неповреждённом могильном кургане, в зоне, близкой к ледниковой. Воин, который был, очевидно, богатым, был укрыт мехами бобра и соболя, а также овчиной. Неповреждённая кожа на его верхней части его тела покрыта татуировками. Но самой поразительной особенностью мумии были волосы: человек оказался ярко-выраженным блондином. Правда, волосы могли пожелтеть уже после смерти. Две лошади с богато украшенными сёдлами и уздечками, оружие, сосуды из глины и рогов животных были помещены в могилу рядом с воином, чтобы сопровождать его в загробную жизнь.

Большинство мумий скифо-сибирского мира находятся высоко в горах, в условиях, где сохраняется мерзлота. И вот совсем недавно, в Рубцовском районе Алтайского края, в одном из Царских курганов памятника «Бугры» обнаружена уникальная мумия скифского периода. В этом случае всех удивлял сохранившийся маникюр на руке женщины. Хорошо сберечься телу женщины, умершей в IV веке до нашей эры, помогла одежда, покрытая медными бляшками, окислы которых способствуют сохранению органического материала. Это одна из немногих, если не единственная из находок мумий, сделанных в Сибири в лесостепной зоне.

Ещё одна мужская мумия была найдена в далёком уже 1969 г. в Хакасии. «Оглахтинский» мужчина принадлежал таштыкской археологической культуре, распространенной в Минусинской котловине около двух тысяч лет назад. На мумии из Хакасии были татуировки. И об этом далее.

Татуировки

Татуировки на мумии из Хакасии были различимы невооружённым взглядом. Но плотные исследования находки не производились, а она, оказавшись в одеждах, сразу миру татуировок не явила! На мумиях из Пазырыкских курганов татуировки были, но едва различимые лишь на одной из них. И тогда на этот факт особого внимания также не обратили. Вопрос о татуировках встал острее после открытия всё той же Принцессы. Несколько татуировок на ней были видны настолько отчётливо, что этот вопрос получил новый стимул для исследования. У Принцессы татуированы обе руки от плеч до кистей. Изображения нанесены также на некоторые фаланги пальцев обеих рук. Рисунки синего цвета хорошо выделялись на белой коже, однако сохранились они только на левой руке, на правой — лишь фрагменты на запястье и большом пальце. На левом плече изображено фантастическое животное — олень с клювом грифа, рогами оленя и козерога – алтайский ушастый грифон. Рога украшены головками грифов; подобная же голова помещена на спине животного, которое показано с «перекрученным» туловищем. Ниже в такой же позе изображён баран с закинутой назад головой; у его ног — сомкнутая пасть пятнистого барса с длинным закрученным хвостом.

Это открытие подтолкнуло учёных к тому, чтобы возобновить исследования татуировок на найденных ранее мумиях. И по счастливой случайности был найден метод их обнаружения на изрядно истлевшей коже. Уже упомянутая мумия из Хакасии была рассмотрена и сфотографирована в отражённых инфракрасных лучах. То же было проделано и с тремя мумиями из Второго и Пятого Пазырыкских курганов. Оказалось, что на всех мумиях имеются татуированные рисунки. Метод работает благодаря саже, входящей в состав использованного для татуировки красителя. На снимках тёмная кожа мумий выглядит совсем светлой, а татуировки выделяются на ней контрастно и чётко. На мумиях, найденных позже на Укоке и Монгольском Алтае, также оказались татуировки. Но всё же, наиболее красивые, таинственные и очевидно наделённые особым сакральным смыслом тату принадлежат Принцессе. Это было ещё одним поводом для разговоров об особом статусе женщины. Хотя точное значение рисунков пока никто не объяснил.

История продолжается

Особый всплеск интереса к Алтайской Принцессе произошёл после землетрясения 2003 г. Тогда местное население обвинило археологов в том, что страшные события не что иное, как последствия раскопок на Укоке. С тех пор и по сей день не утихают споры о том, кем же была эта женщина и том, что её необходимо вернуть в Республику Алтай. И требования вернуть здесь имеют разные «оттенки» — от того что мумию необходимо закопать снова в курган до того, чтобы она была просто в Горно-Алтайске. Мы же не будем вдаваться в эти споры. Более того автор не желает столь тонкие вопросы обсуждать в данной статье. Возможно это вопрос будущих статей.

Каково же фактическое положение дел сегодня? Сейчас мумия в Новосибирске, в музее Института археологии и этнографии Сибирского отделения Академии наук. Работа по её изучению продолжается. Но уже в 2012 г. она должна вернуться в Республику Алтай. На сегодняшний день ведётся реконструкция национального музея в Горно-Алтайске, возводится специальная пристройка, где собственно и будет устроена усыпальница. Здесь будут созданы условия для обеспечения сохранности мумии как культурного и биологического объекта. Деньги выделил «Газпром», который лоббирует постройку газопровода через Укок. Так и не завершившись, одна история тянет за собой следующую.

Мы не коснулись таких вопросов как расовое происхождение Принцессы, её места в алтайских легендах, этических вопросов раскопок, того вопроса — могла ли она вообще быть «принцессой». Последний вопрос особо раздражает учёных, поскольку приписанный прессой статус никак не вписывается в их представления. Но мы не учёные – нам проще. Но самое важное, что такие открытия будоражат общество, поднимают острые и важные вопросы. История продолжается!

Видеоматериалы по теме Укока и Принцессы:




В XXI веке ученые раскрыли тайну гибели легендарной алтайской принцессы. О достижениях химии, физики и генетики, которые стирают белые пятна истории, рассказывает «Наука 2.0».

Она умерла 2500 лет назад — загадочная 25-летняя девушка с татуировкой оленя на левом плече. Во всем мире ее знают как алтайскую принцессу. Тайна ее жизни и смерти до сих пор будоражит умы ученых. Почему алтайскую мумию похоронили вдали от семейных курганов? Кем действительно могла быть принцесса Укока? И самое главное — что стало причиной ее смерти?

Республика Алтай

Алтайское плато Укок. Небольшое плоскогорье, расположенное на стыке четырех государств: России, Казахстана, Монголии и Китая. В железном веке здесь пасли скот воинственные кочевники — пазырыки. Здесь же под насыпными каменными курганами они хоронили своих близких.

В 1993 году раскопки одинокого кургана на Укоке привели к сенсационному открытию. Курган был уже разграблен и вроде бы бесперспективен. Но группа ученых под руководством археолога из Новосибирска Натальи Полосьмак выбрала именно его. Судьба?

Под разграбленной могилой ученые обнаружили еще одно — нетронутое — погребение. Перекрытие из 11 бревен скрывало деревянный саркофаг, домашнюю утварь и останки шести лошадей, похороненных вместе с хозяином. Как и многие народы, пазырыки верили: смерть — это не конец. А в новом, загробном существовании человеку будет необходимо многое из земной жизни.

Новосибирск, Академгородок

Сделанная до н. э. сбруя и сегодня впечатляет изяществом резных линий. Эта красота дошла до нас благодаря редкой естественной консервации. Вскоре после похорон в погребальный сруб проникли подземные воды. Резкое похолодание превратило их в толщи льда. Вода замерзла и не оттаивала 2500 лет. Вечная мерзлота, как холодильник, спасла пазырыкские находки от губительного воздействия времени. Оставался самый важный вопрос: кого с такими почестями похоронили тысячи лет назад в деревянном саркофаге?

Ледяной саван полностью скрывал фигуру похороненного. Когда археологи осторожно растопили лед, то увидели мумифицированные останки. Забальзамированная девушка лежала на боку, в позе спящего человека. На ней были шерстяная юбка, рубашка из китайского шелка, парик и замысловатый головной убор. Перед пазырыкскими богами неизвестная должна была появиться в своем лучшем одеянии.

Древний мастер изобразил на теле девушки причудливые рисунки: смесь реальных и фантастических животных. Ученые уверены, что пазырыки делали татуировки не только для красоты — они использовали их как паспорт или визитную карточку.

На левой руке алтайской мумии археологи насчитали четыре татуировки. Самая крупная — мифический олень с клювом грифона и рогами козерога. У некоторых народов Азии это фантастическое животное символизировало связь с потусторонними мирами. К сожалению, однозначно расшифровать значение этой татуировки сегодня практически невозможно.

Кем же была девушка с Укока? Почему она умерла в таком молодом возрасте? И, наконец, как выглядела эта загадочная женщина?

Москва, Лаборатория антропологической реконструкции им. М. Герасимова

С 50-х годов прошлого века сотрудники лаборатории создают уникальную портретную галерею, которая в буквальном смысле слова олицетворяет прошлое. Лица давно умерших людей воссоздаются по их черепам. Высота скул, разрез глаз, форма носа и даже ушей — по словам ученых, всю эту информацию хранит череп. Ее нужно только правильно считать.

Реконструкция лица — долгий и кропотливый процесс. Слой за слоем ученые накладывают на костяное основание скульптурный пластилин. Его окончательная толщина и форма рассчитываются с помощью программы черепно-лицевого соответствия.

Это лицо антропологи восстановили в 1995 году. Именно так, по их мнению, выглядела девушка из Укока. Реконструкция не оставляет сомнений: перед нами — представитель европеоидной расы. Это же подтвердили и исследования ДНК алтайской мумии.

Мумию Укока изучают уже больше 20 лет. За это время с ней было проведено множество исследований. Например, удалось полностью восстановить пазырыкский обряд бальзамирования.

Ученые поняли, что забальзамированное тело не сразу было предано земле. От момента смерти до погребения прошло как минимум три месяца. Все это время загадочная женщина продолжала играть особую роль в жизни своего племени — ее, например, сажали в какие-то кресла, что видно по следам на теле.

При этом сложный, трудоемкий обряд бальзамирования — признак неординарного статуса умершей. Почему ее удостоили таких почестей?

Археологи категорически отрицают гипотезу об алтайской принцессе. Ее курган намного меньше величественных захоронений пазырыкской знати. Но главное — он расположен вдали от всех родовых могильников. В древних культурах так поступали с женщинами, род деятельности которых предполагал обет безбрачия. По мнению ученых, она была, возможно, целительницей или шаманом. Вдыхала периодически пары меди и ртути (это установили благодаря химическим анализам), что было связано, скорее всего, с какими-то обрядами.

Вредные испарения, безусловно, вредили здоровью женщины. Но они не могли привести к летальному исходу. Так от чего же умерла алтайская шаманка? Ученые предположили: виновата болезнь. Но какая?

Исследованием заболеваний древних людей сегодня занимается специальная наука — палеопатология.

Москва, Институт археологии РАН

В 2010 году завернутую в термостойкий материал мумию отправили на томографическое исследование. Однако получить быстрый результат не удалось. Магнитно-резонансный томограф считывает радиоволны. Источником этих сигналов являются атомы водорода, которые в основном содержатся в жидкостях и мягких тканях. Мумифицированные, обезвоженные останки выдавали слабый сигнал, и снимки получились плохого качества. Улучшить это изображение смогли только специальные компьютерные программы, разработанные через несколько лет после исследования.

Эти обработанные томографические снимки — ключ к решению алтайской головоломки. Новейшие графические программы позволили исследователям заглянуть в прошлое. Их подозрения подтвердились: забальзамированное тело хранило следы тяжелого заболевания.

Ученые пришли к выводу: девушку с Укока убил рак молочной железы. Онкологическое заболевание развивалось минимум три года. Болезнь достигла четвертой — конечной — стадии. Это был окончательный диагноз, установленный через 2500 лет.

Тайна смерти девушки с Укока раскрыта. Споры о ее происхождении и социальном статусе продолжаются. Возможно, в будущем и на этот вопрос наука даст окончательный ответ. А значит, это не конец истории.

Многим известна мумия женщины, которая была найдена на Алтае и стала носить имя Алтайской принцессы Укока Очы-Бала . После того как принцессу достали из естественного места захоронения, где она покоилась более 2 тысяч лет, её переместили в Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, в Новосибирском Академгородке, где она находилась вплоть до 2012 года. В настоящее время мумия женщины находится в Национальном музее имени Анохин.

Вокруг принцессы Укока ходит много слухов и . На самом деле никто точно не знает — кем была Алтайская принцесса и как её звали. Принцесса Укока Очы-Бала — это имя, которое дали мумии журналисты и жители Республики Алтай. Укок — от имени плато, где она и была найдена. Принцесса была раскопана в могильнике Ак-Алаха в 1993 году. Судя по тому, как она была захоронена и где, археологи и исследователи с большой вероятностью утверждают, что Очы-Бала была влиятельной женщиной, отчего и получила прозвище принцесса. Местные жители верят в то, что археологами была найдена их богиня-прародительница Кыдым.

Благодаря холодному климату Алтая, Принцесса Укока очень хорошо сохранилась. Во время раскопок её нашли замурованной в куске льда. На знатность особы указывало всё — шесть коней вместе со сбруей, украшениями и сёдлами, которые были похоронены вместе со своей хозяйкой, деревянная колода, заколоченная бронзовыми гвоздями. На самой принцессе были шелковая рубашка, шерстяная юбка, войлочные носки, шуба и парик. Кроме того, на теле молодой женщины были найдены многочисленные татуировки. Судя по всему, принцесса была похоронена в V-III веках до нашей эры, когда на Алтае была развита Пазырыкская культура. Умерла принцесса в молодом возрасте, когда ей было около 25 лет.

Видео. Ученые восстановили облик жившей 2500 лет назад женщины:

Документальный фильм. Месть Алтайской принцессы: