Причины и последствия барокко в культуре беларуси. Виленское барокко

Основной стиль белорусской художественной культуры XVII-XVIII вв. - барокко - раскрылся в двух разновидностях: восточнославянской (сформировалась на основе синтеза местной культуры и западноевропейских влияний) и западноевропейской, носителями которой в Беларуси были католические и униатские ордены. Оба направления самобытно проявились в архитектуре. В XVII в. в Беларуси началось интенсивное развитие светской философии, школьного образования, книгопечатания, театрального искусства, книжной графики и портретной живописи, деревянной скульптуры в народном стиле, церковной и светской поэзии, музыки.

В последней четверти XVI в. в монументальной архитектуре Беларуси появляется первое сооружение в стиле барокко - костел иезуитов в Несвиже (1587-1593 гг.), повторяющий в общих чертах храм Иль Джезу в Риме. Заимствованные из Италии архитектурные формы еще долго сочетались в местном зодчестве с элементами готики и ренессанса.

Обострение религиозно-политической борьбы в первой половине XVII в., соперничество между униатами, католиками и православными вело в сфере культового строительства к использованию наиболее выразительных архитектурных средств барокко и синтезу их с местными строительными приемами. Как результат на протяжении XVII-XVIII вв. сформировалась своеобразная архитектурно-художественная система белорусского барокко, основной базой для развития которого явилась культовая архитектура.

В период раннего барокко (первая половина XVII в.) архитектура фасадов культовых зданий имела небольшой набор декоративных элементов. В эпоху зрелого и позднего барокко (вторая половина XVII - 80-е гг. XVIII в.) отмечается членение фасадов, введение лепнины, архитектурные детали становятся легкими и изящными. Одним из культовых сооружений этого периода является, например, Николаевский собор в Витебске (1716 г.). Широко используются в середине XVIII в. декоративные мотивы рококо. Архитектурно-художественная система позднего барокко в монументальном зодчестве Великого княжества Литовского (основную часть которого составляли белорусские земли) получила в искусствоведении название "виленского барокко". Его черты наиболее ярко выразились в культовых сооружениях униатов. Например, Софийский собор в Полоцке (1738 - 1760 гг., построен на фундаменте. разрушенного в начале XVIII века православного храма), церкви и монастыри базилиан в Березвечье Глубокского района Витебской области (1756 - 1779 гг.), Борунах Ошмянского района Гродненской области (1747 - 1754 гг.), Толочине Витебской области (1769 - 1779 гг.), Богоявленская и Крестовоздвиженская церкви в Жировичах Слонимского района Гродненской области (1769 г.), Воскресенская церковь в Витебске (1772 г.) и другие.

Православные храмы XVII-XVIII вв. весьма разнообразны по своей архитектуре, при этом как каменным, так и деревянным их образцам свойственны общие плановые и композиционные решения. Крестово-купольные каменные церкви были основным типом монументальных православных храмов Беларуси XVII -XVIII вв. Наряду с ними строились и церкви бескупольные, представлявшие собой базилику. Наиболее ранней из этого типа построек является Петропавловская, или Екатерининская церковь в Минске, построенная в 1612 г.

Большую группу культовых зданий Беларуси составляют синагоги, строившиеся преимущественно в XVII-XVIII вв. Существовали каменные синагоги в Старом Быхове (начало XVII в), Пинске (1640 г.), Слониме (1642 г.), Новогрудке (1648 г.), Столине (конец XVII в.), Клецке (конец XVIII в.), Ивье (XIX в.) и др. Особенно развито было строительство деревянных синагог (например, в Высоком Каменецкого района, Кожан-Городке Лунинецкого района Брестской области, Гродно, Волпе Волковысского района, Сопоцкине Гродненского района Гродненской области, Наровле Гомельской области и другие).

Основным строительным материалом в застройке городов и местечек Беларуси до конца XIX в. было дерево. На развитие монументального культового деревянного зодчества, начиная с XVII в. оказывали значительное влияние художественные стили, господствовавшие в каменной архитектуре (например, при постройке звонницы в Шерешеве Пружанского района Брестской области). В деревянном культовом зодчестве определились две основные тенденции развития: консервативная, связанная с устойчивым сохранением местных традиций, и новаторская, отражавшая процесс укоренения эстетических концепций официальных стилей. Процесс развития форм в деревянном зодчестве был более сложным, чем в каменном, потому что предусматривал не только обновление, но и обращение к наследию. С этим связана также асинхронность развития каменной и деревянной архитектуры, запаздывание в последней тех тенденций, которые определяли официальное культовое искусство своего времени.

Замковое (крепостное) зодчество Беларуси прошло сложный путь развития. На белорусской земле понятие "замок" не всегда имело одинаковое значение. В городах замком часто называли укрепленное место, бывшее в древности крепостью и служившее для защиты жителей от неприятеля. Замками также называли все виды укреплений или резиденций знатных людей. Для Беларуси наиболее точным является представление о замках как о владельческих укреплениях феодалов XVI-XVII вв. Зачастую это были дворцово-замковые ансамбли.

Сочетание мощной системы оборонительных укреплений (земляные валы с бастионами, глубокие рвы, крепостные стены и башни) с дворцом, стоящим внутри, становится типичным в замковой архитектуре Беларуси XVI-XVII вв.

Дворцово-замковые ансамбли XVI-XVII вв. представляют большое разнообразие архитектурно-планировочных и объемных композиций. Выдающимся произведением белорусского зодчества является замок в Мире (Гродненская обл.) Замок расположен на открытой и невысокой местности. С трех сторон он был окружен рвами и земляными валами с бастионами, с четвертой, южной стороны, прикрывался водоемом. Строительство дворцово-замкового комплекса проходило в несколько этапов. Первоначально были построены крепостные стены, башни. Позднее, в начале XVII в., при Николае Радзивилле Сиротке, вдоль восточной и северной стен строится трехэтажный дворец. Стены замка вначале имели высоту около 13 м, толщина их в основании достигает 3 м. Достопримечательностью замка являются башни. Они возвышаются над стенами и имеют богатый разнообразный декор в виде ниш и орнаментальных поясов. Ныне только главная, въездная, и юго-западная башни сохранили изначальные характерные черты готики. Другие башни, как и дворец, получили формы и декор архитектуры ренессанса. В XVII-XVIII вв. Мирский замок представлял собой роскошный дворцово-замковый комплекс, где удивительно удачно сочетались черты военно-фортификационного сооружения и мягкость, пышность и величественность дворцовой постройки. До наших дней замок сохранился в полуразрушенном состоянии, сейчас здесь ведутся реставрационные работы.

Шедевром архитектуры является Несвижский дворцово-замковый комплекс (Минская обл.). В его архитектуре можно обнаружить смешение разных стилей, что свидетельствует о многоэтапности строительства и использовании художественных достижений разных исторических эпох. Каменный замок на месте деревянного в Несвиже был заложен Н. Радзивиллом Сироткой в 1583 г. Его строительство на первом этапе вел итальянский архитектор Ян Мария Бернардони. Замок располагался в стороне от города, на возвышенности. Попасть сюда можно было только по разборному деревянному мосту. Вал высотой до 20 метров и другие фортификационные устройства, водные преграды превращали замок в неприступную крепость. За замковыми укреплениями стояло три отдельных каменных корпуса, образующих внутренний двор. Центральный корпус, построенный напротив въездных ворот, занимал сам Радзивилл. Это было трехэтажное здание с небольшими восьмигранными башнями по углам. Разобщенные корпуса в последующие годы перестраивались и объединялись архитектурными вставками, образовав замкнутый парадный двор. В 1706 г. замок был разрушен шведами. Восстановлен и перестроен в стиле барокко архитектором Казимиром Ждановичем после 1726 г. На протяжении XVIII в. замок достраивался и перестраивался.

Несвижский замок, резиденция местных Радзивиллов, в свое время являлся и богатым культурным центром, средоточием средневекового искусства. Здесь размещалась библиотека на 20 тысяч томов, где хранились также редкие рукописи и старопечатные издания, портретная и картинная галереи, насчитывавшие более тысячи полотен, богатая коллекция европейского, арабского, японского и китайского оружия, а также знаменитые слуцкие пояса, кореличские и несвижские шпалеры, большая коллекция монет и медалей, роскошная мебель и др.

В начале XVII в. в Любче (Гродненская обл.) на берегу Немана построен дворцово-замковый комплекс Радзивиллов. С трех сторон его территорию окружал оборонительный ров, с четвертой - воды реки. Согласно документам XVII в. в Любчанском замке было четыре башни (сохранились две), дворец (не сохранился). В главной башне, въездной, лишь верхний из четырех этажей был приспособлен к обороне и имел бойницы. Остальные этажи с просторными окнами использовались под жилье и вспомогательные помещения. Только через арку въезда в башне можно было попасть во внутренний двор. Такой прием замкнутой пространственной композиции был типичным для многих дворцово-замковых ансамблей XVI-XVII вв.

В XVIII в. в Беларуси формируется новый тип дворцового здания в виде открытой композиции, увязанной с окружающей природой. Обычно дворец располагался между парадным двором и большим садом-парком. От въездных ворот главную ось архитектурной композиции всего дворцового комплекса продолжала обсаженная деревьями дорога, а со стороны парка - широкая аллея. При создании пышных магнатских резиденций зодчие того времени использовали художественно-композиционные средства архитектуры позднего барокко или рококо. Во 2-й половине XVIII в. в дворцовом строительстве на смену барокко приходит классицизм, который окончательно утвердился в конце столетия.

Раннее утро 6 мая было исключительным. Несмотря на прогноз погоды «пасмурно, дождь», свежая голубизна неба и теплое весеннее солнце приглашали в путешествие без страха испортить впечатления. Провидение ли, Господь Бог ли - явно решили соблаговолить нам, а заодно присоединиться к экскурсии. Если честно, предвосхищая будущие события, можно утверждать, что так и было: нам везло весь маршрут.

Первоначальный план маршрута был по направлению «против часовой стрелки» от Костеневичей до Камаев. Однако Будслав мог принять нас только после обеда (до обеда служат две службы), а в Кривичах ксендз уехал и вернется только к 21:00. Так что мы двинулись «по часовой стрелке» и первым объектом у нас был Камаи - самый дальний «конец» маршрута в 180 километрах от Минска.

Дорога до Камаев пролегала через живописные и исторические места. На нашем пути были Молодечно, Мядель, Поставы - это часть древнего Виленского тракта. Конечно, кроме городов было и еще много интересного. И главное - природа. Что-то волшебное было в пейзажах за окном автобуса. Казалось, пробуждающаяся от зимы натура, «тихая» и «спокойная», на самом деле, просто ждет, когда она сможет зацвести в полную силу. Было ощущение скрытой силы и тайной красоты. Возможно, у такого впечатления было свое основание - ведь очень многое пришлось пережить этим местам. Глубина переживаний отразилась в голубой глади озер, драматические события запечатлелись на холмах и оврагах, а вехи истории превратились в тени былых дубрав.

Камаи

Возможно, очень символично, что первой остановкой маршрута стал Камаи. Здесь расположен образец храма оборонного типа. Нам как бы с самого начала дается напоминание о непростой судьбе здешних мест вообще и костела на Беларуси.

История костела Яна Крестителя начинается с постройки в 1603-1606 гг. Фундацию на строительство выдали Ян Рудамин-Дусяцкий (владелец Камаев) и Ян Хаецкий. После пожара в середине 17 века часть крыши сгорела. Костел был отремонтирован в заново освещен в 1673 году. В 1773 году была пристроена каплица (справа) с криптой.

Несмотря на суровую архитектуру костела, интерьеры его чрезвычайно богаты. В аскетичных стенах сохранились настоящие шедевры искусства и барочного строительства. Главный алтарь: деревянный искусной (сницерской) работы, боковые - тоже деревянные и тоже высококлассной работы начала 18 века.


Кроме этого в храме есть одна из двух на территории РБ картин Альфреда Ромеля «Иисус и сирота» - этот художник жил неподалеку. Стены костела расписаны в технике гризайль. А на хорах - действующий орган 18 века. Для нашей экскурсии был организован мини-концерт органной музыки и песнопения. В акустических сводах костела органная музыка звучала волшебно, проникая в глубину души. Минорная мелодия усаливала драматизм истории Беларуси.

Но, конечно, главной святыней храма является образ НПМ (Непорочной Девы Марии ) - копия известной Матери Божей Ченстаховской примерно 1610 года в серебряном окладе. В обычное время святой образ закрыт шатами, мы удостоились чести увидеть его.



На втором ярусе главного алтаря - образ Яна Крестителя - святого, под именем которого освещен храм. По сторонам от НПМ - полицветные скульптуры Св.Петра и Св.Павла.

Заканчивая описание Камаев стоит еще упомянуть и более древнюю реликвию. Перед костелом стоит крест, высеченный из цельного куска гранита, предположительно 15-16 вв. Высота - 2,5 метра, ширина - 1,88 метра. Такие кресты ставили в землях, перешедших в Христианство, там, где еще не был поставлен храм. Несмотря на все испытания земля наша принадлежит Богу и не будет им оставлена. С надеждой на это и продолжим путь далее.

Поставы



В Поставах сохранилась интересная псевдобарочная застройка центральной “торговой” площади 19 века. Сдесь же на площади некогда стоял униацкий костел. Но, к сожалению, он не сохранился. А на фундаментах бывшего униацкого храма ныне стоит Православная церковь Святого Николая, построенная в псевдорусском стиле в 1894 году.


Интересом нашей экскурсии был образец неоготики католический костел Св.Антония Падуанского. Расположение его очень живописно - на полуострове-дуге, образованном поворотом реки Мяделка. В ясную, безоблачную погду нам посчастливилось видеть отражение храма в водном зеркале.

Стротельство костела осуществлялось 1898 -1904 годах на фундаметах предыдущего деревянного костела. Рядом со старым костелом басполагалось деревянное здание монастыря. Но к сожалению монастырь был закрыт в 1832 году царским указом, и здание не сохранилось.

Поставы-городок. Да именно такое теплое воспоминание оставляет после себя этот белорусский город. По-европейски чистый, ухоженный, опрятный, добрый. Нас Поставы встретили очень приветливо замечательной погодой, заманивая остаться, быть может, даже навсегда! Однако целью нашей экскурсии было “виленскоке барокко” и мы не задерживались здесь а направились далее. Готика как направление в архитектуре и искусстве исторически предшествовала появлению барокко. В нашем путешествии (пусть и неоготика) - предшествует барочным архитектурным храмовым объектам.

Лучай

В Лучаях расположен один из позних образцов строительства храмов Орденом Иезуитов - костел Св.Тадеуша. Построен он был на финансовые средства Огинских, Тадеуша и Эльжбеты в 1766-1777 гг.

Специалисты относят костел к стилю “барочный классицизм”, наступившим после заката “высокого виленского барокко” и являющимся переходным от барроко к классицизму.

Также отмечается очевидные сходства с разрушенным костелом иезуитов в Полоцке, что еще больше повышает ценность этого объекта истории, архитектуры и и искусства.

Интерьер костела искусно расписан в технике гризайль, а также илюзионистическими фресками, имитирующими объем. В костеле есть действующий орган.




Однако, совсем неожиданной находкой оказалась илюзионистичекская фреска в каплице, имитирующая глубину намного большую, нежели есть фактически “в камне”.


Такой сюрприз преподнес нам костел в Лучаях.

Некоторые исследователи связывают стилистику и даже авторство строительства костела в Лучаях с именами видных и известных архитекторов ВКЛ Томаша Жабровского и Карла Спампани. Последний даже преподавал архитектуру в Виленской академии иезуитов. О мастерстве архитекторов говорит выдающееся решение привязки на местности. Этот костел “встречает” путешественников задолго до самого местечка. Он расположен так, что отлично виден издали при движении с из Постав.


Такая “дорога (подиагонали) к храму (нижний правый угол)” получилась. Есть подозрения, что и другое направление имеет такой же визаульный эффект.

Дуниловичи


Костел в Дуниловичах построен под именем Святой Троицы 1683 году и принадлежал Ордену Доминикан. Стоит заметить, что этот орден строил свои храмы исключительно в крупных городах и “областных центрах”. В местечки и села доминикане не шли. Редчайшие исключения - когда храм возводился как реликварий, место хранения реликвий. Вместе с костелом существовал и доминиканский монастырь. Однако монастырь не сохранился до наших времен. Здание деревянного храма было перестроено в камне в 1769-1773 годах. Первоначальную фундацию (в 1683 г) дала Эльжбета Иссйковска (вдова Белазёр). Меджду тем, Дуниловичи были всего лишь местечком, правда при очень оживленном Виленском тракте. В чем же секрет этого красивейшего костела, образца “высокого виленского барокко”?



Внутри находится уникальный для наших мест “лоретанский алтарь”. Это такой тип алтаря, “храм в храме”, символизирующий хижину Девы Марии. По легенде, ангелы перенесли дом Марии из Палестины в Италию в город Лорето. Так его спасли от возможного разорения наступающих сарацин.

Он состоит из двух частей: алтарь для верующих (впереди) и дом-алтарь (позади).

В истории этого костела есть и драматические события. В 1973 году местечко переходит под власть Российской империи, а в 1866 году костел перестравивают под православную церковь. Напротив храма католики строят деревянный католический костел. Но тот горит в 1890 году, а строительство нового было запрещено. С 1919 года, уже в составе Польши, храм возвращен католикам, но снова был закрыт и использовался как склад при СССР.

В Дуниловичах над алтарем-домом расположен образ Девы Марии. Лик этот скорее всего оригинал, привезенный из Италии. Его перенесли из костела, когда в нем устроили церковь, а при пожаре деревянного костела в 1890 году прихожане сумели вытащить из огня святыню и хранили ее до нового открытия старого костела в 1919 году.

Вот такую святыню хранили здесь братья доминикане. А судьба этого костела очень типична для храмов на территории запада и севера Беларуси.

Глубокое

В городе Глубоком есть два замечательных архитектурных памятников эпохи виленского барокко. Первый - костел ордена Кармелитов «босых» 1639-54 годов постройки, перестроенный в 1735 году самим Яном Глаубицем. При костеле существовал монастырь ордена. Ныне храм отдан правосланой церкви, и сейчас тут находится Церковь Рождества Богородицы. Размеры храма поражают воображение! Под зданием находится просто огромная крипта, куда нас впустили - очередное благоволение госпожи фортуны. Тут под храмом был похоронен фундатор храма Язэп Корсак.


В церкви есть любопытная икона. «Матерь Божья с младенцем», почитаемая и православными, и католиками. Лик этот был написан в 1738 году.

Здание монастыря - в аварийном состоянии, не используется и не реставрируется. А раньше при кармелитах здесь был целый образовательный комплекс. Тут были светская школа, библиотека (2500 томов книг), больница, аптека (со складом лекарств), хозяйственные помещения. Это был настоящий центр знаний и науки.


Впрочем, практически везде при католических монастырях на территории ВКЛ существовали и светские и научные центры. Больше всего на этом поприще отметился орден Иезуитов.


Напротив бывшего кармелитского костела стоит другой памятник виленского барокко - парафиальный костел Святой Троицы, 1764 года постройки на деньги того же Корсака - воеводы Мстиславского.

После передачи костела кармелитов Православной церкви встал вопрос расширения костела Святой Троицы. И в 1902-1908 годах костел был перестроен. Главный фасад был надстроен, объем костела - расширен.

Внутри находятся примечательные деревянные барочные алтари конца 18 века. Вообще, везде по маршруту экскурсии алтари деревянные, которым по 150-250 лет, и у многих «ни одного жука».




В планах нынешнего руководства города перестроить всю центральную площадь Глубокого в псевдо-барочном стиле, подчеркивая имеющиеся исторические архитектурные памятники. Говорят, есть проект, но нету финансирования.

Будслав

История местечка очень богата на события. Первое упоминание относится к 1504 году, когда это место было передано виленским монахам бернардинам для заготовки леса на нужды строительства в Вильно. Монахи тут поставили каплицу, шалаши для жизни и начали работу. По легенде в 1588 монахам было явление Девы Марии, и уже в 1589 году началось стротельство храма под титулом Воскрешения Девы Марии. Фундацию дал Ошмянкий судья Станислав Корейва.


В качестве главной иконы в главный алтарь в 1635 году помещена икона Девы Марии. У этой святыни своя отдельная судьба. Ее получил в дар в 1589 году Минский воевода Ян Пац из рук самого Папы римского Климента 8. Такие дары давали всем видным государственным деятелям, переходившим в катоичество. Ян Пац возил ее всюду с собой, и на различные боевые походы в том числе. После смерти Паца, икона осталась у его личного капеллана И. Солокаля. В 1613 году братья бернардины сагитировали Солокаля поступить в орден и прийти к ним в монастырь (был построен на фундуш Яна Кишки одновременно с постройкой первой деревянной каплицы). Вместе с собой Солокаль принес и икону. После этого были фиксированы чудеса ицеления и икону стали считать чудотворной. Во время войны Речи Посполитой с Россией в 1654-1667 гг. монахи вывозили икону в Соколково на Белосточчине.

В 1632 году Буда получила статус местечка. В 1633 году на средства того же Яна Кишки (гетман ВКЛ, воевода Полоцокий), а также Флориана Калецкого (приора монастыря бернардинов) и Далмат-Исаковских началось строительство новго каменного храма, которое было закончено в 1643 году. Строил храм мастер Андрей Кромер, немец униацкой веры из Полоцка.


В 1649 году для достойного обрамления чудотворной иконы Божьей Матери Будславской был построен уникальный главный алтарь, не имеющий аналогов нигде на Литве и Речи Посполитой. Выполнил алтарь мастер-резчик Петр Грамель. В алтаре использованы оптические приемы, зрительно увеличивающие глубину алтарной композиции. Такие эффекты перспективы очень любили применять архитекторы эпохи барокко.

Прототипом алтаря является арка в Антверпене на торжественный въезд князя Фердинанда Австрийского, спроектированная Рубенсом и построенная в 1635 году. Аналогичным образом украшался в Гданьск на въезд короля Владислава 4 и его новой жены. Хотя, возможно, источником вдохновения были гравюры из альбома архитектора и художника Джованни Монтана, изданный в 1624 году. Следует отметить, что широко известная “Лестница Бернини”, являющаяся образцом перспектиных иллюзий в архитектуре, создана на 14 лет позже в 1663 году. Также отмечается несомненная связь художественных деталей с нидерландскими тардициями украшательства (“мелко вырубленные” листья, наложенные на стволы).

В 1767 году заложен новый костел, в объем которого вошел старый костел как каплица Св.Барбары.




Учитывая национальный уровень святыни иконы Божьей Матери Будславской, службы в большинстве своем идут в новой части костела. Например на последний фэст в 2011 году съезжалось 40 тысяч верующих паломников. Однако, очень жаль, что службы не ведутся в старом костеле, даже сейчас во время реставрации костела: от туда даже убраны скамейки.

Новый костел и алтари в нем - образец архитектуры позднего барокко. Грандиозная крестово-купольная трехнефная базилика. Сложный двухъярусный фасад. Длинна - 62 метра, ширина по фасаду - 50 метров, ширина по трансепту - 39 метров.

Последние исследования показывают, что архитектором этого храма является Иосиф Фонтана, сын и внук прославленных архитекторов барокко и ренессанса. Хотя ранее считалось, что автором является Константин Пенс - тоже известный архитектор.

На стенах: 8 иллюзионистических боковых алтарей, написаных 1782 году художником Казимиром Антошевским, и росписи в стиле гризайль цикл «страстей Христовых» и изображений апостолов, выполненных приблизительно в 1801 году, скорее всего тем же Антошевским.




Будслав по праву можно считать жемчужиной нашей экскурсии. Тут мы увидели грандиозный по размеру и красоте костел 18 века и уникальный костел 17 века, с замечательными росписями стен, уникальную чудотворную икону 16 века Божей Матери Будславской, национального уровня ценности, уникальный по архитектуре и искусству исполнения деревянный алтарь 17 века (636 года!).

Тут есть искусство! Тут есть архитектура! Тут есть история!

Кривичи


В Кривичах находится барочный костел ордена тринитариев под именем Св.Андрея. Мы туда приехали уже к 8 часам вечера, уже порядком уставшие. Боле того, у нас почти не было надежды войти внутрь, так как ксендз был в отъезде и обещал вернуться к 9 часам вечера. На дверях и вправду висел замок. Короткая остановка грозила уже завершиться, когда волею провидения во двор плебании заехала машина. Да, нам опять повезло -двери очередного храма отворились!


История этого костела началась в 1770 году, когда в Кривичи из Галиции приехали монахи тринитарии. На их родине монастыри были закрыты австро-венгерскими властями. Для них был построен монастырь на средства Андрея Укольского, подкормия Трокского и его жены Терезы из рода Войнов. Деревянный костел был построен в 1776-1777 году. В 1796 костел построили в камне по тем же именем Св.Андрея.

Внутри в главном алтаре находится ценнейшая реликвия - статуя Христа. Согласно архивным данным, голова, руки и ноги были изготовлены в Риме для тринитарского костела в Мельце. Остальная часть была сделана на месте - в Беларуси. В голове находится реликваж. После изгнания тринитариев из Галиции фигура была переправлена в Вильно на антаколь, где лежала в скарбце, так и не распакованная. После чего ее и привезли в Кривичи.

Костеневичи


В Костеневичах расположен очень аккуратный небольшой по размеру костел ордена иезуитов под именем Безгрешного Зачатия девы Марии 1763 года постройки. Алтарь в нем тоже барочный, выполненный из дерева.

К сожалению, зайти внутрь нам не удалось. И надежды не было с самого начала - по телефону никто не отвечал, а другой связи с ксендзом никто не знал. На месте мы выяснили причину: ксендз попал в больницу с сердцем и сейчас находится на лечении. Мы пожелали ему выздоровления и вконец уставшие двинулись в обратный путь. Впереди было 97 километров.

Завершение.

За день нам удалось проехать около 600 километров. Вернулись в Минск мы уже в 10 часов вечера. Получилась очень насыщенная и красивая экскурсия! Многое мы узнали и посмотрели. Многое еще нужно узнать. В таких поездках тебя накрывает три тонны информации…

Историю нужно знать. Без истории как без земли - жить нельзя. Забыв историю, потеряешь землю и превратишься в экзотическое животное. И жить будешь не на воле, а в загоне фермы как страусы где-то между Лучаями и Дуниловичами, даже если это твоя земля и ты родился ТУТ.

Послесловие
Большая часть удачи на маршруте обеспечена профессионализмом компании "Страна Замков".

В области архитектуры, барокко, в Беларуси представлен преимущественно костелами, монастырями, дворцовым комплексом. Несвижский костел иезуитов, Гродненский костел и монастырь иезуитов, Гольшанский дворец тоже относятся к этому архитектурному стилю. Художественная система позднего барокко в монументальной, культовой архитектуре получила название "виленского барокко". В изобразительном искусстве черты барокко начали проявляться в первой половине 17 века. Прежде всего, в скульптурном оформлении, и росписи костелов и монастырей. Во второй половине 18 века, стиль барокко стал господствующим и в иконописи, где его черты сочетались с традициями византийского и древнерусского искусства. К лучшим на мятникам архитектуры этого периода принадлежат: бернардинский и иезуитский костелы в Гродно, ратуша и Богоявленский собор в Могилеве, костел в Пинске и др. Одним из первых памятником барокко на территории Беларуси стал костел Божьего тела в Несвиже (XVI в.), спроектированный известным итальянским архитектором Бернардони по образцу церкви Иль Джезу в Риме. Костел назывался фарным, ибо указывал и освещал путь к Богу, подобно маяку для мореплавателей на острове Фарос. Под костелом находится семейная гробница рода Радзивиллов. Здесь же, в Несвиже, Бернардони возвел и дворцово-замковый комплекс с парком и ирригационной системой. Замок был окружен валом (высота 20 м) и глубоким рвом с подъемными мостами. Сам дворец (резиденция магнатов Радзивиллов) представлял собой трехэтажное здание с восьмигранными угловыми башнями. Он состоял из 12 залов, украшенных резьбой, росписями, каминами, изразцами. В нем находилась знаменитая Несвижская галерея и богатая библиотека.

Постепенно в архитектуре на смену раннему барокко приходит позднее, которое в Беларуси и Литве приобрело национальные черты и отчетливо проявилось в так называемом "виленском барокко". Известнейшим представителем последнего стал европейский мастер Ян Криштоф Глаубиц - автор проектов костела Иоанна Крестителя в Сталовичах (1740-1746 гг.), кармелитского костела Успения Богородицы с монастырем в Глубоком Витебской области (1735 г.) и перестройки известной полоцкой Софии - в то время униатской церкви (1738-1750 гг.). Выдающимся памятником архитектуры барокко является также костел св. Андрея в Слониме Гродненской области, который выделяется динамизмом, живописностью, утонченностью объемов и форм. В этом же стиле построены Францисканский костел в Гольшанах, Крестовоздвиженская церковь в Жировичах Гродненской области, костел в Будславе Минской области, иезуитский коллегиум и Варваринская церковь в Пинске и другие.

В середине XVIII века позднее барокко стало дополняться чертами нового стиля - рококо. Это органическое сочетание двух стилей проявилось в творчестве архитектора М.Д. Пепельмана, творившего в Гродно. По его проекту был построен Новый замок (1737-1744 гг.), резиденция польского короля.

В это же время были возведены пышные магнатские резиденции Сапегов в Ружанах, Огинских в Слониме, Тизенгаузов в Гродно. В стиле классицизма был построен дворец П. Румянцева в Гомеле (1785 г.), который органически сочетался с расположенным на берегу реки Сож парковым массивом. Подобные дворцы чаще всего строились на открытых местах, украшались садово-парковыми ансамблями, архитектурной лепкой, резьбой по дереву и камню, настенной росписью. Подобные усадьбы стали настоящими центрами культурной жизни Беларуси и Литвы. Белорусские магнаты окружали себя роскошью. Они выписывали из-за границы лучших архитекторов, художников, музыкантов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Министерство образования Республики Беларусь

Культура барокко на Беларуси

Подготовила:

Пузанкова О.А.

2 курс, гр.1101312

Преподаватели:

Дубовицкая Галина Александровна

Белогорцева Наталья Сергеевна

Введение

1.1 Стилевые признаки барокко

1.2 Классицизм и барокко: отличительные особенности

Глава II. Появление барокко на Белорусских землях

2.1 Барокко в архитектуре

2.2 Барокко в графике

2.3 Виленское барокко

2.4 Барокко Несвижа

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Тема моего курсового исследования: "Культура Барокко на Белорусских землях ". Эпоха барокко - одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством.

Рассматриваемая мной эпоха создала не только мировые шедевры художественной культуры, но и отразила мировоззрение людей после ренессансной эпохи, которые усматривали главный порядок жизни в его противоречиях и считали, что нет ничего, что не имело бы своей оппозиции. Эта тема показалась для меня интересной и полезной для нашей истории. Однако не так много материалов сейчас имеется по данному вопросу, поэтому я решил попробовать более подробно рассмотреть данную тему.

Актуальность выбранной мною темы в том, что изучая культуру нашей страны в прошлом можно узнать много нового из нашей истории, можно провести параллель между прошлым и настоящим, и взят что-то для себя в нашу, современную культуру. В эпоху всеобщей глобализации, слияния всех культур, хотелось бы сохранить частичку своей культуры, сохранить её самобытность и неповторимость. Для того что бы привлечь внимание к этой проблеме мною была выбрана данная тема.

Объектом моей работы является развитие Барокко на Беларуси, предмет - Барокко в архитектуре, искусстве, графике.

Целью данной курсовой работы является описание и доказательство того, что барокко в полной мере можно назвать эпохой, с присущими только ей характерными чертами.

Задачи курсовой работы:

1. Обозначить временной интервал и специфические черты культуры барокко

2. Исследовать сферы использования барокко

3. Провести характеристику характерных для барокко черт

В основе моей работы лежат: Деленковский Н.Н. "Несвиж", Мн. "Беларусь" 1979г.

Дуров И.Т. "Барокко: воля к многообразию видимого" в журнале "Мастацтва" 2001 №3

Мартынов В.Ф. "Мировая художественная культура" учебное пособие, Мн. "ТетраСистемс" 1999

Глава I. Зарождение и развитие барокко в Европе

1.1 Стилевые признаки барокко

Один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI-середины XVIII в. в., барокко утвердился в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным образом абсолютных монархий).

В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала XVIII века. От маньеризма Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса - основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое. (3)

Термин "барокко" имеет в истории искусства множество значений. Среди них более узкие, для обозначения художественных стилей в искусстве различных стран XVII-XVIII вв., либо более широкие - для определения вечно обновляющихся тенденций беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, динамичных формах, либо вообще как поэтическая метафора: "человек Барокко", "эпоха Барокко", "мир Барокко", "жизнь Барокко" (итал. "La vita Barocca"). Наконец, в каждом времени, чуть ли не в каждом историческом художественном стиле находят свой "период барокко" как этап наивысшего творческого подъема, напряжения эмоций, взрывоопасное форм. И все это, не считая различных вариантов необарокко в культурах разных стран и времен.

В наиболее известном значении Барокко - исторический художественный стиль, получивший распространение первоначально в Италии в середине XVI-XVII столетиях, а затем частично во Франции, а также в Испании, Фландрии и Германии XVII-XVIII вв.

Формирование исторического стиля Барокко связано с кризисом идеалов Итальянского Возрождения в середине XVI в. и стремительно изменяющейся "картиной мира" на рубеже XVI-XVII вв. Вместе с тем, предыдущее столетие было в художественном отношении настолько сильным, что оно не могло "исчезнуть совсем" или резко закончиться на каком-то определенном этапе. И в этом противоречии суть всех коллизий художественного стиля Барокко.

Это была эпоха коренных поворотов в развитии человеческой мысли. Ее подготавливали великие географические и естественно-научные открытия: изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом (1445), первое плавание Христофора Колумба в Америку (1492), открытие Васко да Гамой морского пути в Индию (1498), кругосветное путешествие Магеллана (1519-1522), открытие Коперником движения Земли вокруг Солнца, получившее широкую известность к 1533г., исследования Галилея, Кеплера, создание Исааком Ньютоном классической механики.

В 50-е годы XIXв. начинается рассмотрение барокко как исторического стиля, закономерного этапа в развитии искусства позднего возрождения.

В 80-е годы XIXв. происходит настоящее "открытие" барокко: работы Гурлита, Вельфлина, Юсти. За барокко признали право на существование как особого художественного явления.

В 20-е годы XXв. происходит кризис капиталистического мировоззрения. Пробуждается интерес к местным, национальным вариантам барокко. Дается периодизация, устанавливаются исторические границы.

Наиболее ярко стиль проявился в архитектуре. Для нее характерно

1.Усиление черт изобразительности; в частности, в композициях фасадов:

2. Стилизация одних форм под другие (церковь Сант-Иво Баррамини. План здания выполнен в форме пчелы).

3. Излишества различного рода (детализация, обилие украшений).

Представители: Барромини Франческо. церковь Св. Карло алле квадро фонтане в Риме.

Бернини Лоренцо. Будучи великим архитектором, он был прекрасным графиком, рисовальщиком и скульптором. Наиболее известные работы:

"Давид" - динамизм (тело повернуто вокруг своей оси), напряженность мускулов, экспрессия лица."Алтарь св. Терезы" в церкви Санта-Мария делла Витториа: "... стена алтарного полукружия расторгается сверхъестественной неудержимой силой. Из-за нее выступают вперед величественные скульптурные композиции. Массивные колонны с тяжелыми капитолиями более объемны, чем пилястры за ними. Из-за колонн выступает вперед повисший на окаменевших облаках трон, вокруг которого стоят четыре статуи. Золотые лучи, вырываясь из-за облаков, пышным снопом озаряют это видение".

Архитектура Барокко - это синкопированные ритмы столкновений масс, противоборства инертного объема и динамичного ощущения пространства, материальности стены и иллюзорной глубины, набегающего шага вертикалей колонн и многократно раскрепованных горизонталей карнизов. И еще одно выразительное средство Барокко: неправдоподобие масштабов, нечеловеческие измерения чрезмерно увеличенных деталей. Порталы римских церквей, двери и окна своими размерами стали превышать всякие разумные границы. Это была "архитектура гигантов". Драматизм искусства Барокко заключался в столкновении реальных физических свойств материала, инерции массы, тяжести, косности материи и полета творческой фантазии, стремлении вырваться за физические пределы. Архитектурные массы и объемы приводились в зрительное движение, беспокойное состояние усилием творческой воли, неимоверным напряжением, и в их сопротивлении состояла внутренняя конфликтность стиля. Такая противоречивость композиции проявлялась в том, что архитектура как бы взрывалась изнутри. Этот взрыв, "надлом", эстетически оценивался положительно, в противоположность классике, как "прекрасный", вот откуда некоторая "странность", неестественность художественного образа, театральность, надуманность, "бутафорность".

В скульптуре существовала следующая тенденция: человеческая фигура на фоне здания уподобляется концерту для голоса и оркестра. Фигуры выходят за пределы ниши, обрамление становится объемной формой, за которую можно войти. Скульптура напоминает живопись, живопись - скульптуру. Крупным скульптором был Антонио Канова, первые работы которого являются отражением стиля барокко. Характерен выбор сюжетов, связанных с библейской, мифологической тематикой героического или драматического плана. Его работы отличаются монументальностью, необычностью, вычурностью, динамикой ракурсов, общедраматическим звучанием ("Орфей", "Геркулес и Лихас"). Постепенно Канова отходит от стиля барокко и лучшие его работы принадлежат к классицизму.Живопись итальянского барокко выдвинула на сцену ряд имен: Себастьяно Риччи.

Джованни Батисто Тьеполо - художник широчайшего масштаба, великолепный импровизатор. Его перу принадлежат картины: "Пир Клеопатры", "Двое святых", "Смерть Дидоны", "Меценат, представляющий императору Августу свободные искусства".

К стилю барокко относится творчество Алессандро Маньяско, но в его произведениях чисто барочные черты: динамизм, эффектное изображение, получили иную окраску - все кажется увиденным во сне, о котором рассказывают с оттенком болезненной иронии и демонстративного сарказма.

Среди его произведений такие, как "Неверие Фомы", "Успение Марии", "Положение во гроб", "Мандолинистка", "Призвание апостола Матфея", "Обращение св. Павла".

1.2 Отличительные особенности классицизма и барокко

Если говорить об искусстве XVII века, то здесь мы увидим формирование двух крупных общеевропейских стилей: классицизма и барокко. Первый явился эстетическим выражением идей абсолютизма и основное развитие получил во Франции. Его художественной целью является преобразование действительности через призму классицистского эстетического идеала, построенного на рациональных основах.(14)

Классицизм - художественный стиль, господствующий в Европе на протяжении почти двух столетий - манифестировал нормативное искусство, идеальные образцы которого находил в античности. Классицисты чисто механически переносили нормы античной культуры в новое время. Оперируя понятиями гармонии и красоты, он не искал их в жизни, но лишь в наследии прошлого. С исторической точки зрения классицизм был безусловным шагом назад в культурном развитии общества, а идеологический его концентрат был направлен на оправдание и возвышение иерархического устройства общества, венчаемого просвещенным монархом. Теоретические установки классицистов поражали своим догматизмом и неуступчивостью, фактически ограничивали по всем статьям художника, разделяя жанры на высокие и низкие, слог на возвышенный и простонародный, обряжая героев нового времени в античную тогу и отвращая взор художника от реальности, от подлинных коллизий времени.(4)

Каждый жанр имеет строгие границы и чёткие формальные признаки; не допускается никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного. В пластических искусствах предпосылки классицизма зарождаются уже во 2-й половине XVIв. в Италии в архитектурной теории и практике Палладио, теоретических трактатах Виньолы, С. Серлио; более последовательно они выражены в сочинениях Дж. П. Беллори (XVII в.), а также в эстетических нормативах, разработанных академистами болонской школы.

Однако на всём протяжении XVII в. классицизм, развивающийся во взаимодействии и полемике с барокко, лишь во французском искусстве превращается в целостную стилевую систему, а общеевропейским стилем становится в XVIII -начале XIX вв. Архитектуре классицизма в целом присущи геометризм подчёркнуто статических форм и логичность планировки, постоянное обращение к формам античной архитектуры при этом имелось в виду не одно лишь следование отдельным ее мотивам и элементам, а постижение ее общих тектонических закономерностей. (1)

Основные принципы классицизма следующие: общественно-значимый характер, монументальность, подражание античному идеалу, морализаторство, нормативность (проявляющаяся в системе трех единств и иерархии жанров). Архетипом классицизма можно назвать "кристалл". Деятели классицизма: поэт Николя Буало, драматурги Пьер Корнель, Жан Расин, комедиограф Жан-Батист Мольер, художник Николя Пуссен. Барокко выступает как антитеза классицистскому искусству. Для него характерно движение крупных масс материи, аффект, порыв, патетика. Архетипом барокко может быть названо "прорастающее зерно". Среди представителей выделим скульптора Лоренцо Бернини и художника Питера Пауля Рубенса.

В отличие от классицизма эстетика барокко утверждала качественно иные принципы мировосприятия.

Во-первых, в барокко наиболее зримо проявилась тенденция, основанная на осознании условности всякого порядка, гармонии, наиболее полно воплотилась нарастающая динамика мысли и чувства. Под воздействием научных открытий, которые расширяли горизонты познания, ставили перед сложными, неразрешимыми вопросами, указывали на безграничность бытия, человек начинает ощущать явную недостаточность рационалистического мышления.

Во-вторых, в эстетике барокко трансформировалась тенденция усиления преобразованной энергии, десантирования общества от природного мира. Не случайно Бернини говорил, что природа слаба и ничтожна, но для достижения красоты необходимо её преобразование. Искусство выше природы так же, как дух выше материи, как мистическое озарение выше прозы жизни. С помощью новой эстетики человек пытался выйти за пределы видимого мира, за грань возможного. Неаполитанский поэт Д. Марино отчётливо выразил важнейший принцип барокко: поэта цель - чудесное и поражающее. Он должен удивлять. Вот почему новый тип мироощущения утверждал экспрессию, порыв, драматическую изломанность жизни, многозначность. В нём доминировали энергия сильных чувств, мир неопределённый, изменчивый, алогичный. В барокко воплотились представления о безграничности Мироздания, острой амбивалентности человеческого бытия. Личность с точки зрения новой художественной логики рассматривалась как многоплановая, с противоречивым внутренним миром, с интенсивной эмоциональной жизнью. Эстетика строилась на коллизии человека и природы, идеального и реального, разума и власти иррациональных сил. Классическая ясность форм, чёткость, смысловая очевидность, структурность, тектоничность в изображении мира игнорируется.

В эстетике барокко усиливается интерес не только к совершенным проявлениям бытия, поражающим воображение, но и к дисгармоничному, фантастическому, гротескному и даже безобразному. Возрастает значимость элементов зрелищности, эффектного воздействия.

В-третьих, в эстетике барокко реализовались интересы монархии, высшей аристократии. С разрушением абсолютного доверия к Богу функцию абсолюта начинает присваивать себе монарх. Воля короля - высший закон для всех. Поэтому и предметный мир, окружающий монарха, должен вызывать трепетное благоговение. Отсюда золотом сверкающее великолепие, пышность, помпезность, избыточная роскошь, импозантность, поражающая воображение простых смертных. Синонимом красоты становиться это сияющее величие, богатство. Дворец уже был не крепость, как в средние века, а утопающим в роскоши раем земных наслаждений, имевших галереи, огромные, просторные зеркальные залы, где столы, стулья, приборы для еды делались из золота. В праздничные дни ослепительно сияли тысячи свечей в позолоченных залах, отражая великолепие богатых одежд, усыпанных драгоценными камнями. Парадные интерьеры украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой. Живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов. Сады барокко, стремящиеся расширить пространство дворцов, воплощали пафос изобилия в виде разнообразных ароматических растений, деревьев, огромных фонтанов. Здесь отчётливо проступает желание отдыха от серьёзного. Если в фонтанах Возрождения журчание воды должно было настраивать на размышления, то в садах барокко фонтаны, каскады, водопады были призваны изумлять, поражать, увлекать зрелищными эффектами. В них появляются даже музыкальные устройства.

В стиле барокко формировалась и городская архитектура: строительные ансамбли, улицы, площади, парки стали рассматриваться как ограниченное, функционирующее в пространстве эстетическое целое, многообразно разворачивающееся перед зрителем. Стремление к помпезности, парадности приводило к тому, что городские ворота становились античными триумфальными арками, на рыночных площадях появились статуи известных мифологических героев. Даже кондитеры делали торты с изображением мифологических персонажей. Все самые витиеватые, причудливые чувства пытались передать с помощью внешних форм.

В-четвёртых, художественная логика барокко воплотила интересы католической церкви. Идеологам католицизма приходилось вести борьбу не только с нехристианскими религиями, атеизмом, но и православием, протестантизмом, который требовал демократизации религиозных отношений, удешевления церковной иерархии, выступал против культа внешней набожности, отстаивая самодостаточность внутренней религиозности. Усиливая борьбу за удержание своего влияния, католическая церковь уповала на такое испытанное средство, как искусство. Культовые сооружения в стиле барокко, поражающее воображение, прославляющие силу Бога и его представителей на земле, как нельзя лучше воздействовали на внутренний мир человека. В результате в этике барокко закрепились такие проявления, необходимые для приобщения к транстендентному бытию, как мистицизм, экзальтация, иррационализм, репрезентативность, монументальность, многоплановость, стремление к дематериализации, драматический накал чувств а, нередко, и трагизм. Месса всё больше превращалась в захватывающее театральное зрелище. Характерно, что в эту эпоху многие романские церкви переделывались в барочные, так как казались недостаточно выразительными.

Основополагающий принцип классики - соразмеренность человеческому телу, сдержанность были заменены на прямо противоположными - несоответствием, грандиозностью, фантастичностью, экспрессивностью

Глава II. Появление Барокко на Белорусских землях

2.1 Барокко в архитектуре

В области архитектуры, барокко, в Беларуси представлен преимущественно костелами, монастырями, дворцовым комплексом. Несвижский костел иезуитов, Гродненский костел и монастырь иезуитов, Гольшанский дворец тоже относятся к этому архитектурному стилю. Художественная система позднего барокко в монументальной, культовой архитектуре получила название "виленского барокко". В изобразительном искусстве черты барокко начали проявляться в первой половине 17 века. Прежде всего, в скульптурном оформлении, и росписи костелов и монастырей. Во второй половине 18 века, стиль барокко стал господствующим и в иконописи, где его черты сочетались с традициями византийского и древнерусского искусства. К лучшим на мятникам архитектуры этого периода принадлежат: бернардинский и иезуитский костелы в Гродно, ратуша и Богоявленский собор в Могилеве, костел в Пинске и др. Одним из первых памятником барокко на территории Беларуси стал костел Божьего тела в Несвиже (XVI в.), спроектированный известным итальянским архитектором Бернардони по образцу церкви Иль Джезу в Риме. Костел назывался фарным, ибо указывал и освещал путь к Богу, подобно маяку для мореплавателей на острове Фарос. Под костелом находится семейная гробница рода Радзивиллов. Здесь же, в Несвиже, Бернардони возвел и дворцово-замковый комплекс с парком и ирригационной системой. Замок был окружен валом (высота 20 м) и глубоким рвом с подъемными мостами. Сам дворец (резиденция магнатов Радзивиллов) представлял собой трехэтажное здание с восьмигранными угловыми башнями. Он состоял из 12 залов, украшенных резьбой, росписями, каминами, изразцами. В нем находилась знаменитая Несвижская галерея и богатая библиотека.

Постепенно в архитектуре на смену раннему барокко приходит позднее, которое в Беларуси и Литве приобрело национальные черты и отчетливо проявилось в так называемом "виленском барокко". Известнейшим представителем последнего стал европейский мастер Ян Криштоф Глаубиц - автор проектов костела Иоанна Крестителя в Сталовичах (1740-1746 гг.), кармелитского костела Успения Богородицы с монастырем в Глубоком Витебской области (1735 г.) и перестройки известной полоцкой Софии - в то время униатской церкви (1738-1750 гг.). Выдающимся памятником архитектуры барокко является также костел св. Андрея в Слониме Гродненской области, который выделяется динамизмом, живописностью, утонченностью объемов и форм. В этом же стиле построены Францисканский костел в Гольшанах, Крестовоздвиженская церковь в Жировичах Гродненской области, костел в Будславе Минской области, иезуитский коллегиум и Варваринская церковь в Пинске и другие.

В середине XVIII века позднее барокко стало дополняться чертами нового стиля - рококо. Это органическое сочетание двух стилей проявилось в творчестве архитектора М.Д. Пепельмана, творившего в Гродно. По его проекту был построен Новый замок (1737-1744 гг.), резиденция польского короля.

В это же время были возведены пышные магнатские резиденции Сапегов в Ружанах, Огинских в Слониме, Тизенгаузов в Гродно. В стиле классицизма был построен дворец П. Румянцева в Гомеле (1785 г.), который органически сочетался с расположенным на берегу реки Сож парковым массивом. Подобные дворцы чаще всего строились на открытых местах, украшались садово-парковыми ансамблями, архитектурной лепкой, резьбой по дереву и камню, настенной росписью. Подобные усадьбы стали настоящими центрами культурной жизни Беларуси и Литвы. Белорусские магнаты окружали себя роскошью. Они выписывали из-за границы лучших архитекторов, художников, музыкантов.

2.2 Барокко в графике

В графике этот стиль наиболее проявился в жанре книжной гравюры. Местные мастера книги 17-18 века выработали особенный стиль белорусского барокко, для которого были свойственны сдержанность форм и связь с народным искусством. Черты барокко проявились во всех видах декоративно-прикладного искусства: ткачестве, изделиях из стекла, глазурованной керамике, резьбе по дереву, ювелирном искусству. Литературное барокко, как новый художественный стиль, сначала возник в Италии и Испании. Затем он распространился на земли Польши и Чехии, а через эти страны пришел на территорию современных Беларуси и Украины. И только позже, приблизительно в середине 17 века, традиции барокко начали расширяться, прежде всего благодаря творческой деятельности Симеона Полоцкого, и на Россию. Для произведений белорусского барокко присущ синтез средневековых и ренессансный традиций, сюжетов и формы, парадоксальность, сочетание реального с ирреальным, стремление как можно больше удивить читателя, повлиять на его эмоции и чувства

2.3 Виленское барокко

На рубеже XVII-XVIII веков, укрепилось положение униатской церкви, и именно в униатских культовых постройках, начали складываться самобытные черты позднего белорусского барокко, которое получило в искусствоведении 1930-ых годов, название "виленского", потому что Вильнюс как столица государства и ее культурная среда концентрировала духовный потенциал всего края. В выработке своеобразных декоративных приемов виленского барокко не последнюю роль сыграла каноническая для униатских храмов ориентация главного фасада на юг, что позволяло еще больше обогащать его художественную выразительность.

Черты виленского барокко, в результате уникальной конфессиональной ситуации, стали свойственны и православному и католическому храмовому строительству Великого Княжества Литовского. Однако, при общем художественном направлении для архитектуры многих костелов XVIII века, характерна более лаконичная форма, в которой налицо влияние итальянского барокко. Первые, и наиболее совершенные образцы виленского барокко на белорусском земле - церковь в Полоцке (Софийский собор) и Беразвеччы под Глубоком, которые, словно величественные скульптуры, вылепленные из послушного мягкого материала. Виленскому барокко характерно романо-византийских влияний и богатейшая пластическая разработка фасадов и интерьеров. Формированию этих особенностей способствовала, безусловно, сама суть униатской церкви, которой свойственно сочетание традиционных элементов православной и католической архитектуры. Виленское барокко - научное название позднего барокко в монументальной культовой архитектуре Беларуси и Виленщины (неофициальное название - униатское барокко); созданная на основе творческого синтеза византийского и западноевропейского искусства разновидность художественного стиля барокко, которая распространилась во второй и третьей четверти XVIII в. в ареале распространения Брестской церковной унии на территории Виленской римо-католической епархии. Почвой для произрастания художественных принципов этого стиля стала униатская церковь. Формирование архитектоники униатских храмов на основе традиций местного зодчества, с учетом восточных и западных художественных влияний, литургических требований и конфессиональной символики как католической, так и православной отраслей христианского культа, обусловили яркое национальное своеобразие виленского барокко.Архитектурные памятники этой школы выделяются утонченностью и вертикализмом пропорций, скульптурной пластичностью фасадов и интерьеров, живописностью и стройностью силуэта, созданного многоярусными ажурными башнями, фигурными фронтонами и волнистыми фасадами. От зрелого белорусского барокко ХVІІ в. с его сдержанностью, массивностью и глубокой внутренней экспрессией виленское отличалось динамизмом, легкостью, свободой. В католическом строительстве второй половины ХVIII в. художественные характеристики виленского барокко нашли меньшее воплощение, к тому же для католических храмов этого периода характерны более громоздкие монументальные формы. Важное значение в изменении церковной архитектуры ВКЛ сыграл полоцкий униатский архиепископ, позже митрополит Флориан Гребницкий, который перестроил за свой счет несколько наиболее значительных святынь на территории своей епархии (полоцкий Софийский собор, кафедральный собор и церковь св. Николая в Вильно). В постройке униатских церквей по западным архитектоническим образцам следует видеть не желание полонизировать белорусов, но стремление униатской иерархии модернизировать свои "старомодные", простые и суровые, на фоне эффектной барочной архитектуры, святыни соответственно духу времени, "ошляхетнить" их, снять с них имидж бедной "хлопской" церкви и возвысить престиж своей конфессии. Расцвет виленского барокко связан с творчеством выдающегося архитектора Я.К. Глаубица, который на протяжении 30 лет (1737-1767) работал в Беларуси и Литве в культовом и дворцовом зодчестве. Наиболее значительная его постройка - униатская церковь св. Софии в Полоцке (1738 - 1750, вместе с Б. Косинским), возведенная на месте святыни ХI в., взорванной по указу приближенного Петра I Александра Меньшикова в 1710 г. Своей необычной, неизвестной доселе стройностью, утонченностью и вертикальной струистостью она произвела яркое впечатление на современников. Распространению стиля виленского барокко содействовала деятельность на Беларуси итальянского архитектора Фонтана ІІІ и беларуса А. Осикевича. Черты виленского барокко наиболее ярко проявились в униатских культовых сооружениях: церквах базилиан в Березвечье под Глубоким Витебской обл. (1756 - 1763), Борунах (1747 - 1757), Вольно (1768), Толочине (1769 - 1779), Богоявленской и Крестовоздвиженской церквах в Жировичах (1769), Воскресенской церкви в Витебске (1772), а также в костеле кармелитов в Глубоком и др. Вершиной виленского барокко является Петропавловская церковь в Березвечье. При общей традиционной структуре - трохнефная двухбашенная базилика - сооружение имеет смелый и новаторский образ. Строительный материал здесь словно размяк и поплыл волнами выгнутых и вогнутых кривых - здание кажется словно вылитым и вылепленным из некоей пластичной массы. Поврежденный в Великую Отечественную войну, храм был окончательно разрушен в 1960-я г. Одним из наиболее совершенных образцов виленского барокко является униатская церковь в Борунах, возведенная под руководством и по проекту монаха этого монастыря архитектора Алексея Осикевича. Новое решение внешнего объема и интерьера, не свойственное ни православным, ни католическим культовым зданиям, использовано в жировичской Крестовоздвиженской церкви - храме-кальварии, который иммитирует путь Христа на Голгофу. Грациозность пропорций, эффектность утонченной архитектурной пластики, стройность силуэта позволяют причислить его к наиболее гармоническим произведениям культовой архитектуры этого художественного стиля на Беларуси. Крупнейшим достижением архитектуры виленского барокко на Беларуси с характерной для него иллюзией движения, взлета, волнистости, направленностью духовной энергии материи вверх стала Успенская церковь в Витебске, построенная в 1715 - 1743 г. по проекту и под руководством Фонтана ІІІ. Памятниками непреходящего историко-культурного значения и высокого художественного достоинства, выполненными в стиле виленского барокко, Беларусь вошла в историю европейской архитектуры.

2.4 Барокко Несвижа

Одним из этих прекрасных городов Белоруссии является Несвиж.

В начале XVI столетия в белорусских и польских хрониках впервые среди самых влиятельных родов Великого княжества Литовского были названы Радзивиллы. С этого времени их вес в политической, экономической и культурной жизни страны становился всё большим и большим. Этот широко разветвлённый род дал известных государственных деятелей, дипломатов, придворных, литераторов и музыкантов.

Многое они оставили нам в наследство, среди большого разнообразия своей красотой отличаются замки и дворцы Несвижа. Памятники архитектуры этого города дают возможность проследить, как появилось и развивалось в Белоруссии барокко.

Здания в стиле барокко появились при участии иезуитов. Среди них ценным памятником архитектуры является костёл иезуитов в Несвиже. Ян Мария Бернардони был автором проекта несвижского костёла и наблюдал за его реализацией вплоть до освящения. В проекте архитектор использовал композиционную структуру римского храма Иль Джезу трёхнеорной крестово-купольной базилики. Однако талантливый художник уловил и местную специфику монументальной архитектуры. В римской церкви фасад закрывает остальные части здания, поэтому всё внимание его создателей было направлено на разработку главного фасада. А в Несвиже низкая городская застройка и земляной вал давали возможность воспринимать сооружение со всех сторон. Бернардони не только выделил на боковых фасадах выступающие гранёные капеллы, но и архитектурно обработал боковые и задние фасады. Его архитектурное очертание будто повторено на остальных фасадах: канители пилястр первого яруса главного фасада в виде карниза проложены по бокам. Свободно и торжественно возвышается здание, увенчанное высоким куполом со световым фонарём.

Основные барочные выразительные средства сосредоточены на главном фасаде. Он имеет центральную ось симметрии, по которой нарастает ритм ордерных элементов. Выделяются плоские пилястры, размещённые в два яруса. Бернардони смог выразить монументальность и вертикальность объёмов, характерные именно для белорусской архитектуры. В верхних нишах фасада были размещены скульптуры.

Характерно, что в XVI веке кирпичные сооружения, за исключением ниш, не имели наружной штукатурки. Возможно, что несвижский костёл был в Беларуси одним из первых зданий, фасады которого были оштукатурены и побелены. Впервые в крае были использованы также статуи святых.

Купол храма играет большую роль не только во внешнем облике, но и в интерьере, где он неожиданно выделяет светом продолговатое полутёмное помещение базилики, будто поднимая и расширяя пространство. Барабан купола поддерживается сферическими расписными парусами. Простенки между окнами на световом барабане также расписаны. Живопись сплошь покрывает и сам купол, в скуфье которого сделано отверстие. Свет, льющийся оттуда, освещает подкупольное пространство рассеянным мерцающим светом. В живописной канве важную роль играют архитектурные мотивы: ниши, разорванные карнизы и фронтоны.

Внутри здания Н. Сиротка поставил несколько памятников - надгробий. Один из них - мраморный бюст семнадцатилетнего сына Сиротки, умершего в Болонье. Его надгробие выполнено в стиле барокко. (10)

Заканчивая далеко не полный обзор истории несвижского костёла, хочется ещё раз подчеркнуть, что его архитектурный облик свободен от излишеств барокко. Композиция строго логична, ей чужда более поздняя вычурность этого стиля. Большой интерес представляет собой сохранившееся до наших дней здание, которое обычно называют "домом на рынке". Оно построено в 1721 году, расположено западнее ратуши и могло принадлежать ремесленнику или купцу. Наиболее интересна главная фасадная стена. Её высокий фигурный контур скрывает двухэтажную крышу. В целом здание отвечает стилю барокко, характерному для архитектуры первой половины XVIII века. На фасаде заметно асимметрия в разбивке оконных и дверных проемов, но она сглаживается симметричной конфигурацией стены, одинаковым расположением продухов в углах щипца.

Несвижский "дом на рынке" - единственный сохранившийся в Беларуси образец городского жилья первой половины XVIII века с барочным фасадом.

Южнее его расположен комплекс бывшего монастыря бенедиктинок. Как бернардинский и иезуитский монастыри, он входил в систему обороны города. Фундатором несвижских бенедектинок была жена Радзивилла Сиротки Евфимия. В их же храме она похоронена вместе с двумя дочерьми.

Костёл и монастырь банедиктинок строились одновременно. В 1590 - 1595 годах, и представляют собой единый архитектурный комплекс. Монастырь имел в плане П - образную форму, а по оси симметрии в него "встроен" костёл. В архитектуре бенедиктинского костёла - традиционная композиция, имеющая черты романской архитектуры и сочетающаяся с барочной пластикой и красочностью форм.

Вход в костёл был сделан не в главном фасаде, а сбоку - он проходил через помещение монастыря. В храме было семь алтарей, из которых главный украшен колоннами коринфского ордена и скульптурами святых.

Ансамбль дополняется трёхъярусной надвратной башней, построенной в XVIII веке в формах позднего барокко. Расположена она отдельно от монастыря. Внутри башня четырёхъярусная, углы её оформлены пилястрами, а проёмы - фигурными обрамлениями. Вместе с надкостёльной надворотная башня создаёт выразительную силуэтную композицию.(10)

Далеко известен парк "Альба" (в переводе с латыни - "белый"). Расположен он в южном пригороде Несвижа. Радзивилл Сиротка для летних увеселений выстроил здесь эрмитаж с дворцом, который назвал (утешением, утехой), а также открыл зверинец.

Огромные преобразования, строительство новых сооружений а Альбе произошли в середине XVIII века. Крепостные высаживали аллеи, проводила каналы, водохранилища. В то время парк состоял из трёх частей: дворцовой, зверинца и примыкающего леса. Строения XVI века уже разрушились. Поэтому архитектору Леону Лутницкому было поручено построить новый летний дворец и сто восемьдесят идиллических домков. Летняя резиденция Радзивиллов - дворец Альтана - была возведена наподобие собора св. Софии в Константинополе. Деревянные псевдокрестьянские домики напоминали белорусские хатки, крытые соломой, здесь же были жилища в китайском, японском, швейцарском стиле, фантастические сооружения, стиль которых не поддавался определению. Вместо номеров их по старому обычаю украшали знаки, чаще всего - зверей. Дома носили названия Слона, Верблюда, Орла, Медведя. Около каждого из них размещалась баня.

В Альбе находились оранжерея, пасека, на искусственных водохранилищах плавали лебеди, в зверинце жили олени, лоси, зубры, которых сгоняли из лесов Полесья.

В легендах рассказывается, что Несвижский князь Пане Коханку летом ездил а "Альбу" на санях, запряжённых медведями, по дороге, посыпанной солью.

В 1812 году все сооружения а "Альбе" были разрушены. Сохранились только аллеи, пруды. Остались жить 500 - летние могучие дубы, толщиной 7 метров да вековые липы - самые высокие деревья окрестности.

Несвижские дворцово-парковые ансамбли представляют большую ценность. Изумительные по красоте, уникальные по дендрологическому составу, композиционным решениям, романтическому стилю они - своеобразный автограф, оставленный прошедшими поколениями.(15)

Черты барокко проявились во всех видах декоративно-прикладного искусства: ткачестве, изделиях из стекла, глазурованной керамике, резьбе по дереву, ювелирном искусству. Литературное барокко, как новый художественный стиль, сначала возник в Италии и Испании. Затем он распространился на земли Польши и Чехии, а через эти страны пришел на территорию современных Беларуси и Украины. И только позже, приблизительно в середине 17 века, традиции барокко начали расширяться, прежде всего благодаря творческой деятельности Симеона Полоцкого, и на Россию. Для произведений белорусского барокко присущ синтез средневековых и ренессансный традиций, сюжетов и формы, парадоксальность, сочетание реального с ирреальным, стремление как можно больше удивить читателя, повлиять на его эмоции и чувства

Заключение

Термин "Барокко" имеет множество значений. Своеобразную форму получили элементы стиля Барокко в Англии (Реставрации Стюартов стиль; Якова стиль; Анны стиль; Марии стиль.) В Германии борьба реформации и контрреформации, с той и другой стороны, также отражалась в искусстве в формах Барокко (саксонское искусство). В эпоху Неоклассицизма и Просвещения второй половины XVIII в., в частности в произведениях Ж.-Ж. Руссо, Барокко считалось проявлением дурного вкуса и "искажением правил истинно прекрасного искусства". Затем, на рубеже XVIII-XIX вв., в связи с утверждением идей Романтизма, начинает господствовать точка зрения, согласно которой, наряду с классическим может существовать и иное искусство. Как крупный исторический художественный стиль Барокко было впервые рассмотрено в книге Г. Вёлъфлина "Ренессанс и Барокко" (1888). В тоже время, многие исследователи, в том числе и Вёльфлин, понимают термин Барокко шире, как романтическую тенденцию "преображения форм". Поэтому часто говорят о прохождении "фазы барокко" в историческом развитии любого художественного стиля. "Античным барокко" называют динамичный, экспрессивный эллинистический стиль скульпторов пергамской школы III-II вв. до н. э. Существует термин "эллинистическое барокко", которым определяют особенности архитектуры Малой Азии II в. н.э., где стирались старые границы классической греческой, западной латинской и "варварской" восточной культуры.

Совершенно особое претворение стиль Барокко нашел в истории русского искусства. По мнению Д. Лихачева, "русское барокко" XVII в. "приняло на себя многие из функций Ренессанса", поскольку "настоящий Ренессанс ранее так и не сумел достаточно полно проявиться на Руси". Это, в целом, совпадает и с утверждениями Н. Коваленской, Б. Виппера о несовпадении логики развития стилей в русском и западноевропейском искусстве XVII-XVIII вв. Отсюда достаточно условные названия стилей "голицьмского" и "нарышкинского барокко" по отношению к архитектуре Москвы XVII в., а также столичного, но крайне отдаленного от Европы "петровского барокко" начала XVIII в. (6, стр.34)

Таким образом, культура барокко занимает огромное историческое пространство: рубеж XVI-XVIIвв - XVIIIв. Его появление было исторически закономерным процессом, подготовленным всем предшествующим развитием барочной антиномии уживается с напряженными духовными исканиями. Чувственная красота искусства барокко - залог любви к нему. Но оно обращено не только к сердцу. Сердце и разум, любовь и познание - вот ряд антиномий, относящихся к сфере восприятия искусства.

барокко архитектура виленский

Список используемой литературы

1. Белик А.А. "Культурология. Антропологические теории культур", М. 1999

2. Деленковский Н.Н. "Несвиж", Мн. "Беларусь" 1979г.

3. Дуров И.Т. "Барокко: воля к многообразию видимого" в журнале "Мастацтва" 2001 №3

5. Столяров Д.Ю., Ковтунов В.В. "Культурология" учебное пособие для студентов заочного обучения, М. 1998

6. Якимович Ю.А. "Зодчество Белоруссии", Мн. "Наука и техника" 1991г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности барокко, классицизма и ампира в архитектуре, их отличительные черты. Примеры достижений архитектуры барокко, классицизма и ампира в Петербурге. Влияние творчества великих зодчих на архитектурный облик Новгорода. Шедевры зодчего Ф.В. Растрелли.

    методичка , добавлен 25.10.2013

    История происхождения, особенности формирования и характеристика стиля барокко, его роль в мировой архитектуре. Описание храмовой архитектуры эпохи барокко. Специфические черты русского барокко, сущность и значение пятиглавых храмов в его архитектуре.

    реферат , добавлен 17.04.2010

    Классицизм и барокко: два стиля одной эпохи. Логичность планировки и геометризм формы в архитектуре классицизма. Принцип симметрично-осевых планировочных систем. Особенности переломного периода между стилями. Искусство ансамбля в парковых усадьбах.

    доклад , добавлен 08.12.2016

    Использование дерева в архитектуре Москвы. Основные способы кладки стен. Характерные формы и приемы русского барокко. Обращение к античным принципам и освоение классики. Мастера русского классицизма Баженов и Казаков. Формирование ансамблей Петербурга.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2010

    Предпосылки возникновения, историческая характеристика, строительные особенности, отличительные черты, критика и завершение эпохи барокко. Описание "идеального города" эпохи Возрождения. Специфика архитектурных форм и типов сооружений в стиле барокко.

    реферат , добавлен 31.05.2010

    История создания Большого Екатерининского дворца в стиле русского барокко. Элементы Воронцовского дворцово-паркового комплекса. Стилевые особенности, оформление и интерьер Константиновского и Массандровского дворцов. Стрельна и Стрельнинский парк.

    презентация , добавлен 20.10.2013

    Изучение истории зарождения барокко в Италии. Рассмотрение особенностей архитектуры в стиле барокко, её основных черт, соотношения с другими стилями, различия. Исследование основных архитектурных шедевров в данном стиле в разных современных государствах.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2015

    Характерные черты Московское барокко (конец XVII - первые года XVIII в.). Особенности Нарышкинского стиля. Применение элементов архитектурного ордера и использование центрических композиций в храмовой архитектуре на примере Церкви Покрова в Филях.

    презентация , добавлен 22.05.2012

    Понятие и общая характеристика барокко как архитектурного стиля, его признаки и свойства. Архитектурные ансамбли Рима, анализ творчества Лоренцо Бернини. Архитектура Петербурга и его окрестностей. Проявления классицизма в архитектуре Западной Европы.

    контрольная работа , добавлен 04.10.2013

    Архитектура объемных сооружений. Организация садово-паркового пространства и ландшафтно-парковая архитектура. Стили барокко в XVI-XVII веках. Конструктивные элементы, лестницы, двери, столбы и балконы в архитектуре. Зарождение готики и ее развитие.

Архитектура

Архитектура - исторический контекст эпохи. Сохранившиеся памятники зодчества с заметным национальным акцентом характеризуют искусство готики, ренессанса, барокко и классицизм.

10 - 12 века - время развития каменного зодчества на белорусских землях, представленного Полоцкой и Гродненской школами зодчества.

Самой значительной постройкой Полоцкой школы принято считать построенный в 50-е годы 11 века Софийский собор. Основой полоцкого зодчества был своеобразный башнеобразный храм с постепенным усилением вертикальности композиции, что можно объяснить отходом от византийских и киевских традиций. Отдельные формы полоцкой архитектуры не имеют аналогов в других восточнославянских землях.

Для гродненской архитектурной школы, единственным памятником которой, частично сохранившимся до наших дней, является Коложская (Борисоглебская) церковь, характерным было украшение стен храма шлифованными валунами и разноцветными майоликовыми плитками, которые выкладывались в виде крестиков. В стены вмуровывалась большие глиняные горшки-голосники. Они улучшали акустику в храме и одновременно делали более легкими его стены. Еще одной важной особенностью гродненской школы было то, что пол в храмах также выкладывался майоликовой плиткой, причем из плитки создавался разноцветный сложный узор.

15 век - время европейского Ренессанса. Безусловно, что ренессансные образцы доходили до просторов Великого княжества литовского с некоторым опозданием. Кроме того, здесь они сочетались с местными художественными образцами и традициями. Влияния Ренессанса отчетливо ощущаются в белорусской архитектуре, где они переплетаются с элементами готики.

Готические замки и храмы той эпохи, сохранившиеся до сегодняшнего дня, являются золотым фондом культурного наследия страны. Самым ярким образцом белорусской замковой готики стал знаменитый Мирский замок с отчетливыми ренессансными элементами внешнего декора.

Уникальные памятники архитектуры - храмы-крепости (церкви оборонительного типа в Сынковичах и Мурованке). В готическом стиле строились первые католические костелы в деревнях Вселюб, Ишколдь и Гнезно.

В 1587-1593 годах в Несвиже был возведен костел иезуитов - первый на территории всей Речи Посполитой памятник архитектуры барокко. Его архитектором был итальянец Ян Мария Бернардони, которого иезуиты прислали в Беларусь по просьбе Радзивилла Сиротки. Впервые на белорусских землях храм возводился по проектному чертежу. Бернандони научил профессии зодчего белоруса Яна Франкевича, который построил позже барочный костел св.Казимира в Вильнюсе.

Определяющим моментом в выработке характерного для белорусского барокко типа является формирование двухбашенных фасадов. В отличие от оборонительных храмов белорусской готики в барочной архитектуре башни утратили свое функциональное назначение и стали важными композиционными элементами. Барочная двухбашенность вытекала из стремления усилить эмоциональное воздействие главного фасада, который трактовался как кулисы для всей композиции сооружения, завершал общую динамику архитектурных масс. Образцами подобного типа храмов можно назвать костел августинцев в Михалишках и фарный костёл в Новогрудке. Внешний облик этих храмов имеет суровый, почти средневековый вид.

Сдержанное, массивное, полное внутренней экспрессии белорусское барокко в завершающей фазе становится динамичным, легким и свободным. Для позднего, или виленского барокко присущи чрезвычайные красочность и пластичность форм, отвесность и легкость, которые придавали сооружениям изысканные пропорции, причудливые сквозные проемы, криволинейные очертания башен и фронтонов. Становление этого стиля связано с именем виленского архитектора немецкого происхождения Иоганна Кристофа Глаубица. Образцом виленского барокко можно назвать Софийский собор в Полоцке. Украшение интерьеров памятников виленского барокко обогащалась живописной пластикой лепных алтарей, амвонов, обрамления порталов. Большое значение имели монументальные фресковые росписи, которые создавали иллюзию незамкнутого, безграничного пространства.

Художественной целостностью и богатством декора определяются костёлы иезуитов в Гродно и Несвиже. Среди белорусских городов обилием барочной архитектуры выделяется Гродно. Одним из первых был построен костел бернардинцев. В его облике сочетаются черты готики, ренессанса и барокко. В 1788 году церковная башня-колокольня была перестроена в стиле позднего или виленского барокко. Два ее верхних ярусы имеют сложное фигурное построение и живописный силуэт. В том же году украшение интерьера было дополнено живописью, деревянной резьбой и скульптурой. К костелу примыкает жилой корпус бывшего монастыря.

В 19 веке в архитектуре и художественной жизни Беларуси доминирует классицизм, переходя в эклектику к концу века, чему способствует интенсивное развитие градостроительства. Культовые постройки приобретают более светский характер (Петропавловский костел в деревне Изабелин, Троицкий костел в Индуре, костел Святой Терезы в Щучине, церковь Рождества Богородицы в Массолянах). Очень ярко классический стиль проявиляется в дворцово-усадебной архитектуре: дворец Тизенгауза в Поставах, усадьба Альбертин в Слониме.