Подготовить рассказ о бородинской панораме. Панорама Бородинского сражения

Музей-панорама «Бородинская битва» — это, пожалуй, единственное место в Москве, и даже во всей России (а возможно и в мире), где можно увидеть в таком масштабе, в полном развороте, Бородинское сражение 1812 года.
В музее собраны коллекции: живописи, эстампа, рисунка, фарфора и др. — ознакомление с которыми позволяет прикоснуться к атмосфере начала 19 века.
Вы получите максимальное удовольствие, если хотя бы немного знакомы с историей России данного периода. А если вы собираетесь прийти в музей с детьми, приготовьтесь к тому, чтобы взять хорошего экскурсовода, так как в противном случае детям, особенно младше десяти лет, будет несколько скучно.

Мое посещение музея-панорамы «Бородинская битва» совпало с Днем бесплатных посещений музеев на Рождество.

В этот день мерзли и кутузовцы, и французы, и все, кто стоял в очереди и пытался взять музей штурмом.

Кутузов гордо возвышался над нами и молча наблюдал за происходящим.

Бравые офицеры охраняли покой полководца.

Грозные пушки, наводящие ужас на врага.

Чтобы не терять времени в очереди и немного согреться, я решила обойти вокруг музея и осмотреть местные достопримечательности.

Часовня Архистратига Михаила

Братская могила воинов — героев отечественной войны 1812 года.

«Кутузовская изба»

Бюст М.И.Кутузова

В этой избе состоялся Военный совет в Филях

Военный совет в Филях. А.Клименко с оригинала А.Д.Кившенко 1880 года 1889 год (картина из зала музея).

И вот, наконец-то, я в музее.

Горожане 1812 года встречают посетителей в просторном вестибюле музея.

Первый экспонат музея.

Великие полоководцы:

М.Б.Барклай де Толли

П.И.Багратион

Карта, представляющая Европу по новейшему разделению. А.Савинков, Санкт-Петербург. 1812 год

«Три головы под одним шутовским колпаком или триумвират сумашедших» (Александр I, Георг III и Франц II). Неизвестный художник с французской карикатуры начала XIX века Санкт-Петербург 1880-е годы.

Экспонаты музея

Залы музея

Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский генерал-фельдмаршал, светлейший князь главнокомандующий Российскими армиями в 1812 году. Художник Р.М.Волков 1813 год. Этот портрет Кутузова является одним из последних прижизненных изображений полководца. Кутузов изображен в генеральском мундире со знаками Ордена Святого Георгия Победоносца 1-го класса — самой почетной награды в Российской армии. Получив «за поражение и изгнание неприятеля из пределов России» 12 (24) декабря 1812 года орден Святого Георгия 1-го класса, Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов стал первым в российской истории полным георгиевским кавалером. О своей награде полководец писал жене: «Теперь украшать меня уже нечем…».

Бюро из семьи Кутузовых. Россия. Конец XVIII века.

Готовальня, принадлежала М.И.Кутузову.

«Малая галерея» участников Бородинского сражения была выполнена в 1960-1970-х годах специально для Музея-панорамы «Бородинская битва» группой ленинградских художников.

«Кто кого?» В.В.Мазуровский. Конец XIX начало XX века.

Солдаты и офицеры Российской армии 1812 года

Экспонаты

Часы каминные 1800 год, каска нижних чинов карабинерских полков образца 1810 года, кираса нижних чинов карабинерских полков образца 1810 года.

Часы дорожные. Конец XVIII века.

Атака Литовцев. Эскиз. Н.С.Самокиш. Начало XX века.

Предметы быта XVIII — XIX век.

Комплект дуэльных пистолетов с принадлежностями. 1807-1810 годы.

Походная аптечка

Каска нижних чинов тяжелой кавалерии образца 1808 года и кираса нижних чинов кирасирских полков образца 1812 года.

По красивой винтовой лестнице поднимаемся выше

Перед нами открывается великолепная панорама.

«На панораме Ф.А.Рубо «Бородинская битва», изображены события, относящиеся примерно к 10.30 утра 26 августа (7 сентября) 1812 года. Мы находимся на возвышенном месте в деревне Семеновское – ключевом пункте позиции левого крыла Российской армии, среди полков 2-й Западной армии, обороняющих восточный склон оврага.
С этой возвышенности хорошо виден Семеновский овраг – основное естественное препятствие, защищающее русскую позицию от атак неприятеля. На противоположной стороне оврага главные силы Великой армии императора Наполеона ведут атаку на деревню Семеновское.»

«Панорама «Бородинская битва» была написана профессором Императорской академии художеств Францем Алексеевичем Рубо к 100-летнему юбилею войны 1812 года.
Живописное полотно больших размеров (длиной 115 метров, высотой 15 метров) подвешено по кругу.
Площадь между смотровой площадкой и полотном занята предметным планом, незаметно переходящим в живопись, что усиливает впечатление погруженности в пространство.
Особое освещение, сочетающее отраженный и рассеянный свет, дает ощущение залитого солнечным светом простора и высокого летнего неба над головой.
Открытие панорамы состоялось 29 августа 1912 года.»

«Накануне Бородинского сражения (26 августа (7 сентября) 1812 года) численность регулярных войск и казаков в соединенных 1-й и 2-й Западных армиях составляла 123500 человек при 624 орудиях. К этому времени к армии присоединились части Московского и Смоленского ополчений (не более 10 тысяч человек). У Наполеона при Бородино было 136 700 человек при 597 орудиях. Наполеон был уверен, что одержит убедительную победу в предстоящем сражении, которая заставит Александра I пойти на мирные переговоры. Начавшаяся в 6 часов утра битва продолжалась 15 часов. Армии Кутузова, сохранив целостность боевого порядка, отступили на 1-1,5 километра.
Потери Великой армии составили до 38 тысяч человек убитыми и ранеными, среди них 50 генералов и один маршал. Потери российской армии составили 43 тысяч человек, в том числе 27 генералов.
Надежда Наполеона на победу, которая подарит ему «почетный мир», не сбылись: Российские войска устояли в сражении и представляли собой силу, способную продолжать войну. Предвидение Кутузова, что французов «нечем будет доканчивать» оказались верным: после Бородинского сражения российские войска, ослабленные большими потерями, вынуждены были продолжить отступление.»

Блюдо с изображением Дома Пашкова. Англия, Стаффордшир. 1820-1830 годы.

«Русская армия и жители оставляют Москву 1812 год». А.Н.Семенов, А.С.Соколов. 1958 год.

«Пожар Москвы». Неизвестный художник. Начало XX века.

Приказ начальника Генерального штаба маршала Бертье от 17 сентября 1812 года о прекращении грабежей.

Шпага французская чиновничья. Первая Империя (1804-1814 годы).

Медали. Франция. Парижский монетный двор.

Русские солдаты на привале.

Самовар походный. Конец XVIII — начало XIX века.

Псалтирь. Киевская Лавра, 1768 год.

Фляга для воды казачья, чернолощенная, переметная. Конец XVIII — начало XIX века.

Набор ампутационных инструментов (двенадцать предметов в футляре). Шотландия, фирма «Still». 1800 годы.

«Князь Кутузов отвергает предлагаемый Наполеоном через генерала Лористона мир» И.Иванов. Санкт-Петербург 1813 год.

«Калмык Ставропольского калмыцкого полка» 1812 год. М.В.Борисов 2007 год

«Уральский казак». А.О.Орловский. 1821 год

Денис Васильевич Давыдов. М.А.Ананьев с портрета Дж.Доу 1820-х годов. 1959 год

«Партизаны». Неизвестный художник. Первая четверть XIX века.

На картине с высоты птичьего полета изображен момент Малоярославецкого сражения. Через два дня 15 (27) октября Наполеон отдал приказ об отступлении на разоренную уже в ходе первого этапа кампании Старую Смоленскую дорогу.

«Подвиг батареи полковника Никитина в сражении под Красным в 1812 году». М.О.Микешин. 1854 год

Прибор чернильный XIX век

«Наполеонова гвардия под конвоем старостихи Василисы». А.Г.Венецианов. 1813 год

«Вологодский ратник». Неизвестный художник. 1813 год

«Ретирада французских генералов». И.И.Теребенев. 1813 год

Скульптура Наполеона со съемной верхней частью (шкатулка). Конец XIX — начало XX века.

Скульптура «Французский солдат, опирающийся на лошадь». Россия. Завод Гарднера. 1880-1890-е годы.

Плакетка с шестью миниатюрными портретами членов семьи участника Отечественной войны 1812 года. Неизвестный художник. Начало XIX века

Великая княжна Екатерина Павловна. 1815 год

Медальон «Сражение при Арсис-Сюр-Об». Ф.П.Толстой. Конец XIX века.

Медальон «Родомысл». Ф.П.Толстой. Конец XIX века.

Бокалы с вплавленными медальонами с изображениями русских военачальников Отечественной войны 1812 года.

Прибор чернильный. Россия. 1830-е годы.

Скульптура «Русский гренадер» Конец XIX — начало XX века.

Сабля рядового и офицерская шпага.

Бородинское поле в наши дни.

Время работы
Музей работает: понедельник, вторник, среда, суббота и воскресенье - с 10.00 до 18.00, четверг - с 10.00 до 21.00.

Вход в музей прекращается за 45 минут до его закрытия.

Санитарный день - последний четверг каждого месяца.

Первый понедельник каждого месяца вход в музей для многодетных семей и лиц, не достигших 18 лет, бесплатный.

Третье воскресенье каждого месяца вход в музей для всех категорий посетителей бесплатный

Стоимость билетов:

Входной билет взрослый 250 руб, детский 100 руб., льготный 100 руб.

Экскурсионный билет
(по субботам и воскресеньям с 12:00 до 16:00 посещение музея только с экскурсионным обслуживанием по сеансам): взрослый 400 руб., детский 250 руб., льготный 350 руб.

Билет «Комплексный»

(экскурсия по Музею-панораме, музею «Кутузовская изба» и территории историко-мемориального комплекса на Кутузовском проспекте)

взрослый 550 руб., детский 250 руб., льготный 350 руб.

Билет «Семейный»
Два взрослых и один ребенок в возрасте до 17 лет включительно приобретают один билет. Входной билет - 500 рублей
Экскурсионный билет -900 рублей

Билет «Повторный»
При предъявлении билета, подтверждающего прошлое посещение музея, предоставляется скидка 20% скидка от стоимости входного билета.

«Билет 3-го воскресенья»
Билет предоставляет право получить экскурсионное обслуживание в Музее-панораме и музее «Кутузовская изба» в дни бесплатного посещения (третье воскресенье каждого месяца). 225 рублей

Входной билет на выставку 100 руб., льготный 50 руб.

Адрес музея-панорамы:

Москва, Кутузовский проспект, дом 38

Как добраться до Музея-панорамы «Бородинская битва»:

Проезд до станции метро «Кутузовская», далее пешком в сторону Триумфальной арки или автобусами 91, 116, 157, троллейбусами 2, 7, 39, 44;
или до станции метро «Парк Победы», далее пешком в сторону Триумфальной арки.

Официальный сайт музея-панорамы www.1812panorama.ru

Бородинская панорама и основные жизненные вехи художника Ф.А.Рубо были изложены выше. Здесь мы познакомимся с главным экспонатом музея – панорамным полотном “Бородинская битва”, написанным в 1912 году. Длина всего полотна составляет 115 метров, высота – 15 метров. В центре зала – площадка, с которой удобно осматривать картину, на Бородинском поле это место зовется “высотой Рубо”.

Бородинская панорама. Общий вид

Между площадкой и картиной создан предметный план глубиной 13 м. Художник изобразил события на поле боя примерно на 12.30 пополудни 26 августа (7 сентября) 1812 года. Осматривая панораму, стоит задержаться на нескольких точках и подробно рассмотреть происходящие события.

Бородинская панорама. Первая точка осмотра

Первая точка называется «У Дохтурова». Это окраина деревни Семёновская. И наша точка зрения – как бы с крыши уцелевшего дома. То, что происходило в этот день точно описано в воспоминаниях Ф.Н. Глинки: “Ужасна была картина на той части поля Бородинского, около деревни Семёновской, где сражение кипело, как в котле. Густой дым и пар кровавый наступающих и разбитых эскадронов бегущих… Деревня Семёновское пылает, дома оседают, горящие брёвна катятся”.

На первом плане картины видны три офицера. Солдат подводит к ним трёх запасных лошадей. Главный среди них – генерал Дохтуров. Он изображён у барабана, на его мундире – золотые эполеты. Ему протягивают подзорную трубу. По приказу главнокомандующего он приехал сменить смертельно раненного . Здесь – в Семеновском – его командный пункт.

На заднем плане в атаку идут гренадеры, их наступление поддерживает артиллерия, они контратакуют французскую кавалерию. На заднем плане на белом коне изображён генерал Коновницын. Именно он после ранения принял на себя командование, собрал войска и организовал их отступление с флешей.

Бородинская панорама. Семёновская

Линия фронта в этот день проходила вдоль Семёновского оврага. Этот овраг, прекрасно виден на панораме правее деревни Семеновской.


Деревня Семеновская находится на левом фланге русской армии. Впереди, за пехотой, за Утицким лесом – Старая Смоленская дорога – прямой путь к Москве. На заднем плане видна пехота, которая построена в каре. Такое построение необходимо для противостояния коннице. Если пехота построена в квадраты, каре, которое на все 4 стороны ощетинивается штыками, то она неприступна для конницы. Пехота несёт потери главным образом от артиллерийского огня.

Бородинская панорама. Барабанщики

На предметном плане (его глубина 13 м) виден зарядный ящик. В таких ящиках хранились и перевозились ядра. Рядом с ящиком – нацеленное на противника полевое орудие. Также на переднем плане виден раненый солдат. Это пехотинец. Пехотинцы всегда имели при себе шинель – в этом их отличие от других родов войск. На левом берегу ручья изображен барабанщик. Барабанщики своей барабанной дробью передавали различные команды. На поле битвы было очень шумно –грохот орудий, крики атакующих, ржание коней. Расслышать какие-то команды было практически невозможно, поэтому офицер отдавал команды через барабанщика. Особым образом отбивая дробь, барабанщики передавали солдатам команды – двигаться вперёд, остановиться, построиться, отступать, атаковать и пр.
Сцена окутана клубами дыма от взорвавшихся гранат, которые при взрыве поражали людей и лошадей осколками.

Бородинская панорама. Вторая точка осмотра. Семёновские флеши

Сейчас мы передвигаемся на французские позиции. На заднем плане видны Семёновские или Багратионовы флеши. Они были построены у кромки труднопроходимого, заболоченного Утицкого леса. Три стреловидных(от франц. fleche – стрела) укрепления были выполнены в виде насыпных валов, перед которыми были вырыты рвы. На одной из флешей поднят французский флаг. На флешах был тяжело ранен генерал Но распространился слух, что генерал убит. Войско впало в уныние; один из участников сражения охарактеризовал это так: «душа отлетела от левого фланга».

После взятия флешей основной удар французов был направлен на деревню Семёновская. Следующую точку можно назвать “артиллерия Сорбье”. На заднем плане видны уже знакомые нам Семеновские флеши. Французы их взяли. На левом фланге было сосредоточено меньше русских войск и блестящий тактик Наполеон угадал замысел Кутузова и сосредоточил главный удар на левом фланге, В этом месте один русский солдат сражается с тремя французами, у французов в этом месте был троекратный численный перевес.

Бородинская панорама. Французская артиллерия

Стоит обратить внимание на французскую артиллерию – мы видим пушки, которые стоят в одну линию. На первом плане, ближе к зрителю, пушку чистят. Затем, следующая пушка – ее расчет прицеливается. Третью пушку заряжают после выстрела. Затем видно разбитое, выведенное из строя орудие, рядом с ним рассыпаны снаряды. Но сюда же подходит гвардейская конная артиллерия французов.

Бородинская панорама. Третья точка обзора. Командный пункт Наполеона

Это точка называется «Командный пункт Наполеона». Здесь видно, как немецкие кирасиры, входившие в армию Наполеона, пошли в атаку, но им встретилось препятствие – ручей. Строй смешался, замешкался, видно, как осторожно, по одному, кавалеристы переправляются через водную преграду. Справа трубач призывает из восстановить строй, но времени для этого у них нет. Это саксонцы – их легко опознать по жёлтым мундирам. На первом плане видны четверки конной артиллерии Наполеона. Мундиры артиллеристов напоминают русскую военную форму.

На помощь саксонцам спешат вестфальские кавалеристы. Почти напротив точки обзора можно рассмотреть генерала Иоахима Мюрата верхом на белом коне.

Идёт восьмой час битвы. У Шевардинского редута, на берегу речки Каменки стоит сам Наполеон. Речка очень маленькая, её даже не видно и её русло похоже на овраг. Наполеон изображён верхом на белом коне. Он окружён четырьмя телохранителями, которые стоят по углам четырёхугольника. Расстояние, с которого мы видим Наполеона – примерно 2 км от деревни Семёновская.


Позади императора – его резервы – Старая и Молодая гвардии, численностью примерно 20 тысяч солдат.

Несмотря на то, что генералы просили Наполеона дать им подкрепление, он отвечал, что не может рисковать своим последним резервом, находясь в трех тысячах километров от Парижа.

Бородинская панорама. Четвёртая точка осмотра – «Бой во ржи»

На заднем плане этой точки в дыму видна белая церковь Рождества Богородицы 1701 года, которая была свидетелем событий двух отечественных войн (1812 и 1941-45 гг.), была сильно повреждена, затем восстановлена и стоит на поле и поныне.

В гуще саксонских кирасир виден всадник без шлема, с окровавленным лицом. Это русский кавалерист,опередивший своих товарищей и вломившийся во вражеский строй. Это единственный персонаж на полотне, обращенный лицом к зрителю.

Говорят, что у него есть реальный прототип – это Игнатий Рыбас , вахмистр лейб-гвардии полка его величества, который действительно вырвался вперёд в этой атаке, был окружен неприятелем, но товарищи успели его выручить. Они вынесли его всего израненного. Игнатий Рыбас получил за этот подвиг знак ордена Святого Георгия.

События происходят на не скошенном ржаном поле. Это бой русских кирасир с тяжелой саксонской кавалерией. Русские кавалеристы изображены в черных кирасах, это архангельская кавалерийская бригада. В состав бригады входил и гвардейский гусарский Ахтырский полк. Его командиром был Денис Давыдов. Но в этот момент он уже создал летучий отряд для действий во вражеском тылу и в Бородинской битве не участвовал.

С этой точки видна фигура Михаила Богдановича (Михаэля Андреаса) Барклая де Толли – остзейского дворянина, чьи корни уходят в средневековую Шотландию, командующего 1-й русской армией в 1812 году, военачальника, на которого легло тяжкое бремя отступления, которого считали трусом и предателем интересов России.

Отступление от Немана до Смоленска было вызвано стратегической необходимостью. “Великая армия” Наполеона обладала огромным численным превосходством. Пограничное сражение с нею привело бы к гибели русской армии. Барклай де Толли понимал это и, сохраняя войска, уходил из под ударов Наполеона вглубь страны. Это вызвало неодобрение в и высшем свете, где распространялись слухи о том, что немцу Барклаю безразлична судьба России, и среди простых солдат и ратников, обзывавших (заглазно) своего командира “Болтай-да-и-Только”. Не случайно на Бородинском поле Барклай де Толли был в первых рядах сражающихся, казалось, он искал смерти. На полотне он изображен во главе группы высших офицеров сразу же за атакующими кирасирами.

Бородинская панорама. М.И.Кутузов

Вдалеке видны избы д.Горки и перед ними еле различимая группа людей. Это Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов со своим штабом.

Кутузов командовал русской армией с середины августа 1812 года по конец апреля 1813 года. После его смерти именно Барклай де Толли возглавил русскую армию. Под предводительством Барклая русские вступили в Париж.

На этом фрагменте панорамы хорошо виден многонациональный характер “Великой армии”. Недаром наши предки называли войну 1812 года “нашествием галлов, а с ними двунадесяти языков”. Саксонские кирасиры в желтых мундирах нам уже знакомы, на заднем плане их атаку поддерживает польская кавалерия Юзефа Понятовского. Ф.А.Рубо почему то изобразил их под перевернутым польским флагом. Также на заднем плане видна итальянская кавалерия под предводительством Евгения Богарне.

Справа вдали в клубах порохового дыма – Курганная высота. На ней располагалась батарея генерала Раевского.

В этом месте наши войска находились в очень невыгодном положении и несли огромные потери.

Бородинская панорама. Пятая точка обзора – «Командный пункт Кутузова»

Сам главнокомандующий еле различим – ведь он находится примерно в четырёх километрах от Семёновского. Штаб фельдмаршала Кутузова расположился в деревне Горки . Справа видны русские резервы. Это гвардейские кавалерийские части, включая знаменитые Преображенский, Измайловский и Семеновский полки.

Музей-панорама «Бородинская битва» и памятник Кутузову

В основе мемориального комплекса – изба в бывших Филях, в которой в сентябре 1812 года главнокомандующим М. И. Кутузовым был созван Военный совет. На нем была рассмотрена возможность дать после Бородинского сражения, которое не выявило победителя, сражение под Москвой или, как вариант, оставить город без боя. Здесь же находится собственно панорама Бородинской битвы авторства русского художника-панорамиста Франца Алексеевича Рубо, академика и руководителя батальной мастерской Академии художеств.

Побывав в музее-панораме «Бородинская битва», вы обязательно увидите одну или сразу несколько исторических выставок, которые проводятся здесь регулярно. Продумана специальная программа для детей, в рамках которой проводятся культурологические и исторические мастер-классы. Они помогают подрастающему поколению, да и взрослым тоже, глубже узнать целую эпоху, охватывающую конец XVIII – начало XIX века. Здесь же вывешены портреты известных деятелей той поры и, конечно же, полководцев, без талантливого руководства которых наши войска не смогли бы добиться решающих успехов. В экспозицию музея входят и полотна с батальными сценами, памятные монеты того времени, а также некоторые предметы быта, среди них – редкие изделия из коллекционного фарфора.

Каждая экскурсия в Бородинскую панораму – это уникальная возможность соприкоснуться с историей нашей страны, воплощенной в искусстве, узнать о событиях и людях, оказавших большое влияние на судьбу России. И, конечно, ощутить себя, что называется, в гуще событий – ведь это полотно выполнено очень реалистично.

История создания

Музей-панорама «Бородинская битва», которому уже больше полстолетия, расположен в конце Кутузовского проспекта. Его здание по своей архитектуре выглядит лаконично, без каких-либо внешних «излишеств». Красивым его тоже не назвать – оно, скорее, образец утилитарного модерна, возведенный к 150-летию Бородинской битвы.



Здание круглое и необходимость придания ему такой формы вызвана предназначением музея, ведь именно в его стенах экспонируется колоссальная картина-панорама, написанная Францем Рубо по заказу императора Николая II еще в 1912 году, к 100-летию исторического сражения под Бородино. Авторами проекта стали советские архитекторы А. Р. Корабельников, А. А. Кузьмин, С. И. Кучанов и инженер-конструктор Ю. Е. Аврутин. При проектировании они использовали рекомендации самого Рубо, которые он дал при возведении первоначального здания панорамы.


Располагалось же первоначальное здание, точнее специально построенный павильон, на Чистых прудах в Москве (на его месте сейчас находится дом №12-а по Чистопрудному бульвару). Павильон, который стал узнаваемым благодаря своей ажурно-купольной конструкции, построил архитектор П. А. Воронцов-Вельяминов. Автором упомянутой конструкции был инженер Е. Израилович.

В 1918 году Бородинскую панораму демонтировали и отправили на реставрацию. Работами занимался художник П. Д. Корин, и продолжались они довольно долго. Она была открыта вновь в 1962 году, к 150-летию Бородинского сражения. Немногим ранее, в 1940 году, на территории музейно-исторического комплекса установили обелиск, который перенесли с братской могилы 300 русских воинов, скончавшихся от ран, полученных во время этого исторического сражения. В 1958 году в музее поставили бронзовый бюст М. И. Кутузова.

Впоследствии в состав комплекса также вошли памятник «Славным сынам русского народа» и Триумфальная арка. Последняя прежде находилась на площади Тверской заставы. И уже в наше время, 1 декабря 2007 года, в учреждении появился новый отдел, он называется «Музей Героев Советского Союза и России» (находится по ул. Большая Черемушкинская, д. 24, корп.3). Инициатором создания выступила Региональная общественная организация «Фонд поддержки Героев Советского Союза и России», которая носит имя генерала Е. Н. Кочешкова.

Что касается собственно самой экспозиции, то начало ей было положено в 1883 году, с установки офицерами Гренадерского корпуса верстового столба на месте сгоревшей избы Военного совета в Филях, ее еще называли «кутузовской» (в 1887 году изба была восстановлена). В 1912 году рядом с ней построили часовню архистратига Михаила, которую посвятили памяти генерал-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова.



Интересный факт: величайшее панорамное полотно, увековечившее для потомков главное сражение Отечественной войны с наполеоновской Францией, создал… француз по национальности. Да-да, не удивляйтесь: Франц Рубо хотя и был уроженцем Одессы, но родился в семье французского коммерсанта. Впрочем, это не мешало ему всю жизнь считать себя русским, настоящим патриотом России. Этот же гениальный мастер, к слову, руководил созданием и другой масштабной панорамы – «Оборона Севастополя».


Бой за Семёновский овраг. Фрагмент Бородинской панорамы. Франц Рубо. (1912)

Делая первые эскизы, художник акцентировал внимание на ожесточенном бое, который шел за Курганную батарею генерала Раевского – ключевой, стратегический пункт на поле сражения. Рубо хотел показать, как русские части под руководством генерала Ермолова осуществили контратаку на французов. Другими словами, и этот момент был отражен в одной из тогдашних газет, Рубо хотел показать всю доблесть русских войск, их патриотизм и отвагу, но император Николай II… отклонил этот эскиз.


Художнику было предложено изобразить другой момент Бородинской битвы – масштабные атаки наполеоновской конницы на позиции русских войск. Но почему? Такое решение высокопоставленного заказчика кажется на первый взгляд нелогичным и даже непатриотичным. Однако, как оказалось, государем двигали соображения политической целесообразности. К 100-летию грандиозного сражения Россия и Франция уже не были смертельными врагами, больше того, они являлись союзниками, поэтому подчеркнутая демонстрация превосходства наших войск могла привести к охлаждению межгосударственных отношений. Рубо, конечно, понимал эти нюансы, но очень сокрушался по этому поводу. «Я пишу панораму для русских, – жаловался он, по воспоминаниям современников, – а меня заставляют писать торжество французов».

Холст получился поистине огромным, 15 на 115 метров. Работа над этим масштабным и эпохальным произведением продолжалась около года. Для его завершения в какой-то момент стало не хватать средств, и художник Франц Рубо был вынужден продать свой дом и уникальную коллекцию живописи, графики, оружия и стекла XIX века, о чем он никогда не пожалел.

Что посмотреть в музее-панораме «Бородинская битва»?

Панорама «Бородинская битва» является главным экспонатом музея, западное и восточное крыло которого украшают мозаики в стиле 60-70 годов прошлого века. На них стараниями художника Б. Тальберга увековечены такие события, как пожар в Москве и победа русской армии над Наполеоном. Если пройти к восточному крылу здания, то можно увидеть пушки. Это отнюдь не декорации «под старину», а самые что ни на есть подлинные орудия тех времен, оставшиеся «в наследство» от французской армии.

Франц Рубо, полотно панорамы «Бородинская битва»

Но вернемся к грандиозному творению Франца Рубо. Расценивать его работу как подлинный исторический документ было бы, наверное, неправильно. Панорама является, прежде всего, произведением искусства, хотя художник сделал всё возможное, чтобы максимально точно передать не только динамику, но драматизм сражения, состоявшегося 7 сентября 1812 года.

Для удобства посетителей в центре зала оборудована площадка, дающая возможность перемещаться по кругу и знакомиться с панорамой с разных ракурсов. Всё это позволяет рассмотреть изображенные события в мельчайших деталях. Начальной точкой осмотра обычно является «У Дохтурова». Находясь в ней, вы как бы оказываетесь на окраине деревни Семеновское, наблюдая за сражением с крыши чудом сохранившегося дома. Переход на вторую точку обзора переносит зрителей уже на французские позиции, где можно рассмотреть артиллерийское снаряжение врага. Следующий пункт приведет вас к самому Наполеону, находящемуся в окружении телохранителей, а за спиной императора огромная армия, насчитывающая 20 тысяч солдат.



И вот, наконец, мы подошли к четвертому пункту обзора, он называется «Бой во ржи». На нескошенном ржаном поле разворачивается драматичное столкновение между русскими кирасирами и саксонской кавалерией. В первых рядах сражающихся мы видим отважного Михаила Барклая де Толли, командующего русскими частями. Чуть поодаль виднеются дома. Это деревня Горки, она же пятая (и последняя) позиция обзора, известная как «Командный пункт Кутузова». Название говорит за себя: тут находится штаб во главе с гениальным полководцем, а также расквартированные Преображенский, Измайловский и Семеновский полки, составлявшие резерв русской армии.

Осмотр панорамы

Долгое время панорама «Бородинская битва» была единственным экспонатом этого музея. С течением лет коллекция экспонатов существенно пополнилась, и в результате была составлена экспозиция, рассказывающая о событиях военного лихолетья 1812 года более подробно и увлекательно. Одна из ее витрин, например, посвящена фельдмаршалу Михаилу Илларионовичу Кутузову, его жизненному пути и как обычного человека, и как выдающегося военачальника. Среди экспонатов можно видеть его портреты, один из которых вышит человеческим волосом, личные вещи и посвящённые ему литературные произведения.

Талантливым и бесстрашным русским офицерам посвящен раздел музея под названием «Оплот Отечества»: здесь собраны образцы обмундирования, пехотное, артиллерийское и кавалерийское оружие. Еще есть «Малая портретная галерея», в ней вывешены портреты военачальников, отличившихся непосредственно в Бородинском сражении.



Не остались без внимания и такие исторические эпизоды, как жизненный уклад Москвы до пожара, пребывание в городе Наполеона Бонапарта, отступление и фактическое бегство французов, пребывание в Париже императора Александра I и частей русской армии. Завершается экспозиция рассказом о зданиях, сооружениях, храмах и других архитектурных памятниках, воздвигнутых в российской столице в память об Отечественной войне 1812 года.

К сказанному добавим, что музей-панорама «Бородинская битва» – постоянный участник ежегодной акции «Ночь в музее», которая проводится в мае и приурочивается к Международному дню музеев. По условиям, в эту ночь в учреждение можно пройти совершенно бесплатно, и такой возможностью с удовольствием пользуются многие посетители.

Туристам на заметку

Музей-панорама «Бородинская битва» работает по понедельникам, вторникам и средам с 10:00 до 18:00, четвергам – с 10:00 до 21:00, субботам и воскресеньям – с 12:00 до 16:00. По пятницам и в последний четверг каждого месяца он закрыт.


Вход строго по предъявлению билета установленного образца. В музее запрещается прикасаться (руками либо подручными предметами) к экспонатам и витринам, не говоря уже о том, чтобы прислоняться к ним или садиться на предметы мебели из музейной коллекции. Также строго запрещено находиться в верхней одежде, приносить с собой еду и напитки, оставлять без присмотра детей, заходить за подиумы и ограничительные линии, пользоваться моноподом для селфи.

При музее-панораме работает сувенирный киоск, в котором каждый желающий сможет приобрести различные товары по тематике Отечественной войны 1812 года. Продукция представлена самая разнообразная и в широком ассортименте: книги, карманные календари, открытки, военно-историческая миниатюра, художественные изделия, магниты и брелоки. Киоск работает ежедневно с 10:00 до 17:30, за исключением пятницы и последнего четверга месяца.

Как добраться

Музей-панорама «Бородинская битва» находится по адресу: г. Москва, Кутузовский проспект, 38.

Чтобы добраться до музея на общественном транспорте, нужно доехать до станции метро «Кутузовская», далее пешком следовать в направлении Триумфальной арки. Или можно выйти на станции «Парк Победы» и тоже идти пешком в сторону Триумфальной арки. Также до музея-панорамы «Бородинская битва» можно добраться на автобусе (маршруты №№ 91, 116 и 157) и троллейбусе (маршруты №№ 2, 7, 39 и 44).

Картине-панораме "Бородинская битва", созданной известным художником-баталистом Францем Рубо, сегодня исполняется 100 лет.

Картина была заказана художнику Францу Алексеевичу Рубо к столетней годовщине Отечественной войны 1812 года. К этой дате в 1912 году было приурочено множество торжественных мероприятий, среди которых отдельным пунктом стояло открытие панорамы, над которой Рубо работал в течение двух лет.

11 сентября 1912 года в Москве в деревянном павильоне, специально построенном по проекту П.А. Воронцова-Вельминова, у Покровских ворот, при громадном стечении людей состоялось торжественное открытие панорамы. Приехал на него и император Николай II.

В основу сюжета картины взят один из напряжённейших моментов сражения - когда ободрённые захватом Багратионовых флешей французы пытались развить успех, атакуя сразу два укреплённых пункта русских позиций - деревню Семёновская и Курганную батарею. Линия соприкосновения враждующих армий в этот момент проходила по Семёновскому ручью, на восточном берегу которого сосредоточились русские войска после оставления флешей. Командовал ими после ранения Багратиона генерал Дмитрий Дохтуров. Изображённые на полотне русские войска активно обороняются, вступив в жестокий рукопашный бой с французами.

Как известно из истории, русской армии удалось тогда отбить этот натиск противника. На панораме не видно, но именно в это время кавалерия генерала Уварова и казаки генерала Платова разворачивались для рейда на левый фланг французов, рейда, который на два часа остановил атакующий порыв их и позволил русскому командованию подтянуть резервы и устроить армию для дальнейшего отпора.
=====================

Франц Рубо родился 15 июня 1856 в Одессе в семье французского эмигранта, занимавшегося в России книжной торговлей. Мальчик рано начал рисовать, поэтому проблем с выбором профессии у него не было, благо и отец поддержал стремление сына стать художником. Начальное художественное образование Франц получил в Одесской рисовальной школе, затем окончил Баварскую академию художеств в Мюнхене.

Молодой художник рано заинтересовался изображением на полотне батальных сцен. Причем его не интересовали подвиги великих полководцев, он хотел изображать войну без прикрас, такой, какой она была на самом деле: с кровью, ожесточением, страданием, радостью побед и горем тяжелых утрат. В период учебы в Мюнхене он каждое лето приезжал в Россию, чтобы отправиться путешествовать по Украине, Средней Азии, Кавказу. Из каждой такой поездки художник привозил массу этюдов, на основе которых впоследствии создавались картины.

Когда было принято решение открыть в Москве панораму, посвященную , председатель Комитета по устройству военно-исторических музеев генерал Н.Н. Сухотин по поручению императора обратился к Рубо. Но разговор шел не о контракте на изготовление панорамы, а пока только об эскизах, которые будут рассмотрены императором. Размеры панорамы решили сделать примерно такими же, как и у Севастопольской.

Первоначально Франц Рубо хотел отобразить в панораме ожесточенный бой за батарею Раевского, когда проходила контратака русских частей под руководством генералов и . Был подготовлен большой эскиз, но император его отклонил. Вот как это описывал «Русский инвалид»: «Бой за Курганную батарею давал художнику полный простор изобразить русские войска с наилучшей стороны, показать их доблесть... словом, выходила действительно «русская» панорама. Эскизы, написанные с большим подъемом и художественным чутьем, были готовы, но тут сказала свое веское слово комиссия, предложившая художнику изобразить другой момент сражения, а именно полдень, когда начались огромные кавалерийские атаки наполеоновской конницы, наиболее характеризующие, по мнению комиссии, Бородинский бой». Отстоять свою идею Рубо не смог. В живопись, как ни странно, вмешалась политика, направленная в тот период на укрепление союза с Францией. «Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов», - жаловался Рубо в письме к одному из друзей.

В ноябре 1910 года новый эскиз был одобрен, а в марте следующего года Военное министерство заключило с Рубо контракт на создание панорамы. Работы опять были организованы в предместье Мюнхена, где построили специальный павильон. Кроме немецких художников Рубо пригласил для работы над панорамой своего ученика И.Г. Мясоедова, который по его просьбе делал зарисовки на Бородинском поле.

Грандиозная работа была выполнена в срок, и осенью 1912 года в павильоне на Чистопрудном бульваре панораму «Бородино» увидели зрители. Панораму расположили в круглом зале, где зрители рассматривали её с центральной смотровой площадки, что усиливало и иллюзию реальности окружающего пространства.

К сожалению, здание, построенное для панорамы, вскоре обветшало и через 6 лет его закрыли, а полотно сняли и скатали на вал. Предметный план оказался частично утраченным. Но сам Рубо мог узнавать о судьбе своей панорамы только из редких писем друзей. Напряженная работа над панорамой подорвала его силы, художник серьезно заболел и в 1913 году уехал для лечения в Мюнхен. Вскоре началась Первая мировая война, затем революция. Вернуться на родину Франц Алексеевич Рубо уже не смог. Мастер батальных панорам умер 13 марта 1928 года в Германии.

Даже живя в Германии, Рубо не отделял себя от России, он писал: «…я родился и жил более 22 лет в России, где получил свое образование, я исключительно пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником».

Первая панорама была закрыта 26 декабря 1917 года, а в 1918-м и вовсе демонтирована.

После Великой Отечественной войны было принято решение восстановить панораму. К этому времени полотно сильно пострадало, и требовалась его основательная реставрация. В 1948 году группа реставраторов под руководством художника Павла Корина приступила к работе, которая закончилась только к 1962 году. Интересный срок, Рубо создал панораму за год, а реставрировали её потом почти 14 лет. Обновленная панорама стала центром нового музейного комплекса, построенного на Поклонной горе. В залах музея теперь развернута большая экспозиция, посвященная войне 1812 года, есть в ней и постоянная выставка, рассказывающая о жизни и творчестве Франца Алексеевича Рубо.

Фото ИТАР-ТАСС
сайт oldmos.ru