Всероссийский диктант по русскому языку когда. Тотальный диктант – ежегодная образовательная акция

Этот древний-древний-древний мир!

Часть 1. Вкратце об истории театра

Рассказывают, что древние греки очень любили виноград и после его сбора устраивали праздник в честь бога винограда Диониса. Свиту Диониса составляли козлоногие существа – сатиры. Изображая их, эллины надевали козлиные шкуры, бешено скакали и пели – словом, самозабвенно предавались веселью. Такие представления назывались трагедиями, что по-древнегречески означало «пение козлов». Впоследствии эллины призадумались: чему бы еще посвятить такие игрища?

Простым людям всегда было интересно знать, как живут богатые. Драматург Софокл начал писать пьесы про царей, и сразу стало ясно: цари и те часто плачут и личная жизнь у них небезопасна и отнюдь не проста. А для того чтобы придать повествованию занимательности, Софокл решил привлечь актеров, которые смогли бы сыграть его произведения, – так появился театр.

Вначале поклонники искусства были очень недовольны: действие видели только те, кто сидел в первом ряду, и, поскольку билеты тогда еще не были предусмотрены, лучшие места занимали самые сильные и рослые. Тогда эллины решили устранить это неравноправие и построили амфитеатр, где каждый следующий ряд был выше предыдущего, и всё, что происходило на сцене, стало видно всем пришедшим на представление.

В спектакле обычно участвовали не только актеры, но и хор, вещавший от имени народа. Например, выходил герой на арену и произносил:

– Я сейчас пойду сделаю что-нибудь плохое!

– Совершать плохое бессовестно! – завывал хор.

– Ладно, – поразмыслив, нехотя соглашался герой. – Тогда я пойду и сделаю что-нибудь хорошее.

– Хорошее делать хорошо, – одобрял его хор, тем самым как бы нечаянно подталкивая героя к гибели: ведь, как положено в трагедии, за хорошие дела неизбежно наступает расплата.

Правда, иногда появлялся «бог из машины» (машиной называли специальный кран, на котором «бога» опускали на сцену) и нежданно- негаданно спасал героя. Был ли это действительно настоящий бог или всё-таки актер – неясно до сих пор, но зато доподлинно известно, что и слово «машина», и театральные краны были придуманы в Древней Греции.

(288 слов)

Часть 2. Вкратце об истории письменности

В те незапамятные времена, когда в междуречье Тигра и Евфрата пришли шумеры, они говорили на никому не понятном языке: ведь шумеры были первооткрывателями новых земель и язык у них был как у настоящих разведчиков – тайный, зашифрованный. Ни у кого такого языка не было и нет, разве что у других разведчиков.

А между тем народ в Месопотамии уже вовсю пользовался клиньями: юноши подбивали клинья под девушек (так они за ними ухаживали); мечи и ножи, выкованные из дамасской стали, имели клиновидную форму; даже журавли в небе – и те летали клином. Шумеры видели вокруг себя так много клиньев, что и письменность изобрели – клиньями. Так появилась клинопись – самая древняя в мире система письма.

Во время уроков в шумерской школе ученики деревянными палочками выдавливали клинья на глиняных табличках, и оттого всё вокруг было измазано глиной – от пола и до потолка.
Уборщицы в конце концов рассвирепели, потому что от такой учёбы в школе одна грязь, а им ведь надо поддерживать чистоту. А для того чтобы поддерживать чистоту, должно быть чисто, иначе нечего и поддерживать.

А вот в Древнем Египте письменность состояла из рисунков. Египтяне подумали: зачем писать слово «бык», если можно этого быка просто нарисовать? Такие слова-рисунки древние греки (или эллины, как они себя именовали) впоследствии назвали иероглифами. Уроки письма по-древнеегипетски скорее напоминали уроки рисования, а выводить иероглифы было настоящим искусством.

– Ну нет, – сказали финикийцы. – Мы люди работящие, ремесленники и мореплаватели, и нам не нужна изощрённая каллиграфия, пусть у нас будет письменность попроще.
И придумали буквы – так получился алфавит. Люди стали писать буквами, и чем дальше, тем быстрее. А чем быстрее они писали, тем некрасивее у них получалось. Больше всех писали врачи: они выписывали рецепты. Поэтому у некоторых из них до сих пор такой почерк, что пишут они вроде бы буквы, а выходят иероглифы.

Часть 3. Вкратце об истории Олимпийских игр

Древние греки придумали Олимпийские игры, пока вели одну из своих нескончаемых войн. Основных причин было две: во-первых, во время баталий солдатам и офицерам некогда было заниматься спортом, а ведь эллины (так называли себя древние греки) стремились тренироваться всё время, не занятое упражнениями в философии; во-вторых, воинам хотелось поскорее вернуться домой, а отпуск на войне не предоставлялся. Было ясно, что войска нуждались в перемирии и что единственной возможностью его объявить могли стать Олимпийские игры: ведь непременное условие Олимпиады – прекращение войны.

Сначала эллины хотели проводить Олимпийские игры ежегодно, но впоследствии поняли, что частые перерывы в боевых действиях бесконечно удлиняют войны, поэтому Олимпийские игры стали объявлять только раз в четыре года. Зимних игр в те времена, конечно же, не было, потому что в Элладе не было ни ледовых арен, ни горнолыжных трасс.

В Олимпийских играх мог участвовать любой гражданин, но богатые могли позволить себе дорогостоящее спортивное снаряжение, а бедные – нет. Чтобы богатые не побеждали бедных только оттого, что их спортинвентарь лучше, все атлеты мерились силой и ловкостью обнажёнными.

– А почему игры назывались Олимпийскими? – спросите вы. – Боги с Олимпа тоже принимали в них участие?

Нет, боги, кроме ссор между собой, никаким другим спортом не занимались, но любили с нескрываемым от смертных азартом следить за спортивными состязаниями из поднебесья. А чтобы богам сподручнее было наблюдать за перипетиями соревнований, первый стадион построили в святилище, которое называлось Олимпия, – так игры получили свое название.

Боги и те на время игр заключали между собой перемирие и клялись не помогать своим избранникам. Более того, они даже разрешали эллинам считать победителей богами – правда, временными, всего на один день. Чемпионы-олимпийцы удостаивались оливковых и лавровых венков: медалей тогда еще не придумали, а лавр в Древней Греции ценился на вес золота, так что лавровый венок тогда был всё равно что золотая медаль сегодня.

Часть 1. Вкратце об истории театра

Рассказывают, что древние греки очень любили виноград и после его сбора устраивали праздник в честь бога винограда Диониса. Свиту Диониса составляли козлоногие существа - сатиры. Изображая их, эллины надевали козлиные шкуры, бешено скакали и пели - словом, самозабвенно предавались веселью. Такие представления назывались трагедиями, что по-древнегречески означало «пение козлов». Впоследствии эллины призадумались: чему бы еще посвятить такие игрища?

Простым людям всегда было интересно знать, как живут богатые. Драматург Софокл начал писать пьесы про царей, и сразу стало ясно: цари и те часто плачут и личная жизнь у них небезопасна и отнюдь не проста. А для того чтобы придать повествованию занимательности, Софокл решил привлечь актеров, которые смогли бы сыграть его произведения, - так появился театр.

Вначале поклонники искусства были очень недовольны: действие видели только те, кто сидел в первом ряду, и, поскольку билеты тогда еще не были предусмотрены, лучшие места занимали самые сильные и рослые. Тогда эллины решили устранить это неравноправие и построили амфитеатр, где каждый следующий ряд был выше предыдущего, и всё, что происходило на сцене, стало видно всем пришедшим на представление.

В спектакле обычно участвовали не только актеры, но и хор, вещавший от имени народа. Например, выходил герой на арену и произносил:

Я сейчас пойду сделаю что-нибудь плохое!

Совершать плохое бессовестно! - завывал хор.

Ладно, - поразмыслив, нехотя соглашался герой. - Тогда я пойду и сделаю что-нибудь хорошее.

Хорошее делать хорошо, - одобрял его хор, тем самым как бы нечаянно подталкивая героя к гибели: ведь, как положено в трагедии, за хорошие дела неизбежно наступает расплата.

Правда, иногда появлялся «бог из машины» (машиной называли специальный кран, на котором «бога» опускали на сцену) и нежданно- негаданно спасал героя. Был ли это действительно настоящий бог или всё-таки актер - неясно до сих пор, но зато доподлинно известно, что и слово «машина», и театральные краны были придуманы в Древней Греции.

(288 слов)

Часть 2. Вкратце об истории письменности

В те незапамятные времена, когда в междуречье Тигра и Евфрата пришли шумеры, они говорили на никому не понятном языке: ведь шумеры были первооткрывателями новых земель и язык у них был как у настоящих разведчиков - тайный, зашифрованный. Ни у кого такого языка не было и нет, разве что у других разведчиков.

А между тем народ в Месопотамии уже вовсю пользовался клиньями: юноши подбивали клинья под девушек (так они за ними ухаживали); мечи и ножи, выкованные из дамасской стали, имели клиновидную форму; даже журавли в небе - и те летали клином. Шумеры видели вокруг себя так много клиньев, что и письменность изобрели - клиньями. Так появилась клинопись - самая древняя в мире система письма.

Во время уроков в шумерской школе ученики деревянными палочками выдавливали клинья на глиняных табличках, и оттого всё вокруг было измазано глиной - от пола и до потолка. Уборщицы в конце концов рассвирепели, потому что от такой учёбы в школе одна грязь, а им ведь надо поддерживать чистоту. А для того чтобы поддерживать чистоту, должно быть чисто, иначе нечего и поддерживать.

А вот в Древнем Египте письменность состояла из рисунков. Египтяне подумали: зачем писать слово «бык», если можно этого быка просто нарисовать? Такие слова-рисунки древние греки (или эллины, как они себя именовали) впоследствии назвали иероглифами. Уроки письма по-древнеегипетски скорее напоминали уроки рисования, а выводить иероглифы было настоящим искусством.

Ну нет, - сказали финикийцы. - Мы люди работящие, ремесленники и мореплаватели, и нам не нужна изощрённая каллиграфия, пусть у нас будет письменность попроще.

И придумали буквы - так получился алфавит. Люди стали писать буквами, и чем дальше, тем быстрее. А чем быстрее они писали, тем некрасивее у них получалось. Больше всех писали врачи: они выписывали рецепты. Поэтому у некоторых из них до сих пор такой почерк, что пишут они вроде бы буквы, а выходят иероглифы.

(288 слов)

Часть 3. Вкратце об истории Олимпийских игр

Древние греки придумали Олимпийские игры, пока вели одну из своих нескончаемых войн. Основных причин было две: во-первых, во время баталий солдатам и офицерам некогда было заниматься спортом, а ведь эллины (так называли себя древние греки) стремились тренироваться всё время, не занятое упражнениями в философии; во-вторых, воинам хотелось поскорее вернуться домой, а отпуск на войне не предоставлялся. Было ясно, что войска нуждались в перемирии и что единственной возможностью его объявить могли стать Олимпийские игры: ведь непременное условие Олимпиады - прекращение войны.

Сначала эллины хотели проводить Олимпийские игры ежегодно, но впоследствии поняли, что частые перерывы в боевых действиях бесконечно удлиняют войны, поэтому Олимпийские игры стали объявлять только раз в четыре года. Зимних игр в те времена, конечно же, не было, потому что в Элладе не было ни ледовых арен, ни горнолыжных трасс.

В Олимпийских играх мог участвовать любой гражданин, но богатые могли позволить себе дорогостоящее спортивное снаряжение, а бедные - нет. Чтобы богатые не побеждали бедных только оттого, что их спортинвентарь лучше, все атлеты мерились силой и ловкостью обнажёнными.

А почему игры назывались Олимпийскими? - спросите вы. - Боги с Олимпа тоже принимали в них участие?

Нет, боги, кроме ссор между собой, никаким другим спортом не занимались, но любили с нескрываемым от смертных азартом следить за спортивными состязаниями из поднебесья. А чтобы богам сподручнее было наблюдать за перипетиями соревнований, первый стадион построили в святилище, которое называлось Олимпия, - так игры получили свое название.

Боги и те на время игр заключали между собой перемирие и клялись не помогать своим избранникам. Более того, они даже разрешали эллинам считать победителей богами - правда, временными, всего на один день. Чемпионы-олимпийцы удостаивались оливковых и лавровых венков: медалей тогда еще не придумали, а лавр в Древней Греции ценился на вес золота, так что лавровый венок тогда был всё равно что золотая медаль сегодня.

Добровольный диктант на русском языке охватит 19 часовых поясов на всех 6 континентах планеты. Всего, по оценкам организаторов, в акции примут участие более 150 000 человек.

Впервые за всю историю акции Тотальный диктант пройдет в море на всемирно известном барке «Крузенштерн», который отмечает в этом году свое 90-летие. Сейчас на борту парусника 128 курсантов проходят практику. 16 апреля студенты вместе с членами постоянного экипажа во главе с капитаном М.П. Еремченко напишут третью часть диктанта, находясь в Балтийском море. К акции также присоединятся студенты и экипаж учебного фрегата «Паллада», следующего по маршруту Владивосток, Россия – Нагасаки, Япония.

Команда самого мощного ледокола в мире «50 лет Победы», а также экипаж атомных ледоколов «Таймыр» и «Вайгач», используемых специально для мелких вод, напишут диктант в свободное от работы время. Эти судна с ядерной силовой установкой в день диктанта будут находиться в открытом море. К акции присоединятся действующие экипажи ледокольно-транспортного судна «Севморпуть» и атомного ледокола «Ямал», находясь в порту г. Мурманск.

На земле Тотальный диктант-2016 пройдет на 2185 площадках всего мира, что почти в два раза больше, чем в прошлом году. На территории России площадки акции откроются в 480 населенных пунктах, за рубежом – в 252 городах. Больше всего площадок в России откроется в Москве – 362, Санкт-Петербурге – 52, и Новосибирске – 43. По количеству иностранных городов-участников лидирует США –16, Испания – 13, и Китай – 9.

Сотрудники Российской антарктической экспедиции (РАЭ) станут участниками акции в четвертый раз. Члены экспедиции на четырёх станциях («Мирный», «Восток» и «Беллинсгаузен» и «Прогресс») напишут диктант, после чего их тексты будут переданы в «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» (ААНИИ), а далее в экспертную комиссию проекта «Тотальный диктант» для проверки.

По традиции будет организована онлайн-трансляция на сайте проекта, в ходе которой можно написать Тотальный диктант, мгновенно проверить его и получить подробный разбор допущенных ошибок. В 9:00 по московскому времени стартует трансляция первой части диктанта из Владивостока, в 12:00 – с центральной площадки в Новосибирском государственном университете, где вторую часть текста продиктует его автор – писатель Андрей Усачев. В 15:00 в ходе прямой трансляции из Москвы третью часть диктанта озвучат актеры Сергей Безруков и Евгений Стеблов.

На сайте будет организована онлайн-трансляция диктанта, в рамках которой автор будет читать текст зрителям, а участники будут набирать текст в специальном окошке.

Не стоит переживать, если вы медленно набираете текст на компьютере - предложения диктуются медленно и несколько раз повторяются.

Длительность написания диктанта в рамках акции Тотальный диктант 2016 составит около 45 минут.

Все желающие смогут выбрать наиболее подходящее время для написания диктанта или принять участие в Тотальном диктанте трижды.

9:00 - первая часть диктанта. Трансляция из Дальневосточного федерального университета (Владивосток). Диктует Наталья Сергеевна Милянчук, к.ф.н, председатель экспертной комиссии во Владивостоке.

12:00 - вторая часть диктанта. Трансляция из Новосибирского государственного университета (Новосибирск). Диктует автор текста – писатель Андрей Усачев.

15:00 - третья часть диктанта. Трансляция из Российского экономического университета им. Плеханова. Диктует актер Сергей Безруков

15:00 - третья часть диктанта. Трансляция из студии Mediametrics TV. Диктует актер Евгений Стеблов.

Внимание! Для написания диктанта будет необходимо авторизоваться. Позаботьтесь заранее о создании учетной записи на официальном сайте акции.

Как только Тотальный диктант будет завершен, вы мгновенно получите подробный разбор допущенных ошибок.



Понравился материал? Поддержите проект и поделитесь ссылкой на страничку на своем сайте или блоге. Также вы можете рассказать о записи друзьям в социальных сетях.

18 апреля 2016, 12:19

Планировала сделать пост еще в субботу, сразу после диктанта, но была так разочарована, что не стала. Теперь остыла, пишу.

Собственно, что за Тотальный диктант (ТД) такой?
Проводится с 2005 года, но впервые о нем я услышала лишь в прошлом году - конечно, после его проведения. В этом году тоже чуть не проморгала и узнала о дате проведения только в четверг (а в субботу уже диктант). Почти всю пятницу (насколько позволяли работа и время) и утро субботы готовилась. Я считаю себя грамотным человеком и стараюсь следить за орфографией и пунктуацией всегда, но просмотрев варианты текстов ТД прошлых годов поняла, что эта милая акция - настоящие Олимпийские игры (как символично... Почему - узнаете дальше) , и мне нужно срочно освежать свои знания по самым мудреным темам! Тексты диктантов - художественные, что вызывает массу споров и возмущений среди новичков, но организаторы аргументировано объясняют, почему они сделали выбор в сторону произведений таких авторов, как Дмитрий Быков, Борис Стругацкий, Редьярд Киплинг, Захар Прилепин или Дина Рубина. Остается смириться и тренировать дар предчувствия: угадай, где автор решит поставить запятую, тире или двоеточие без веских на то грамматических причин, а лишь потому, что он так задумал у себя в голове. География ТД тоже впечатляет, а в этом году вроде как писали даже в космосе и под водой! Кроме того, свои силы можно проверить онлайн, хотя в этом году сайт не выдержал, подвергся хакерской атаке, и вообще с онлайн-участием много проблем: у кого-то пропадает часть напечатанного текста, кто-то не поставил пробел и не так оформил красную строку - в общем, в комментариях много отрицательных отзывов.
География проведения ТД

На сайте за несколько недель до диктанта велись онлайн-уроки (впоследствии их можно посмотреть офлайн): в уроке обычно 2 темы, на орфографию и пунктуацию, преподаватель очень хороший, после каждой темы идет блок упражнений с проверкой, мне понравилось, хоть я просмотрела и не все уроки, многие из них пролистывая до нужного момента.

Важную роль играет "диктатор" - так на ТД называют людей, диктующий тексты. Когда я тренировалась на тексте из онлайн-диктанта прошлых лет, вначале мне попалась милейшая девушка-диктатор: она очень старалась, делала паузы, выразительно читала текст и вообще, всячески пыталась помочь (11-классники в школе ее бы за это любили). Но со следующим диктатором мне не повезло: на ее паузы лучше было не обращать внимание, она будто специально старалась запутать. Во многих городах диктаторам были известные люди: знаю, что в разные года ими были Медведев, Лавров, Ливанов, Ярмольник, Жуков, Михалков, Познер, Комолов, Шелест, Марина Кравец, Билан, Боярский, Безруков... Но всем не угодишь, и к Безрукову, судя по комментариям, были претензии, а Билана, наоборот, многие хвалили. Поэтому надеяться надо только на себя!

Не буду больше останавливаться на общих моментах, это всё есть в интернете. Расскажу про свой опыт.

Узнав, что ТД уже совсем близок, кинулась на сайт искать ближайшую к своему дому площадку. Их оказалось 2: школа и государственный выставочный зал-музей, в который я, к своему стыду, ни разу не заглядывала, поэтому и выбрала именно его.
Есть своя прелесть в том, чтобы писать ТД в культурном месте ☻☻☻ Фотографировала через плечо, качество ахтунг. Я не была уверенна, что фотографировать вообще можно, поэтому делала это, как шпион, исподтишка.

Записалась онлайн, пришла к назначенному времени. Там бегал мальчик-организатор, очень вежливый и обходительный, пригласил в зал занимать места. Их, кстати, не хватило на всех желающих, но эту проблему быстро решили. Среди участников был и стар и млад, приблизительно от 20 до 80 (пожилых людей было много, не 1-2). Один дедушка в процессе диктанта не успевал за остальными и проговаривал каааааждое слооооово себе под нос, вслух, довольно громко. Мне было его очень жалко, он и сам понимал, что мешает и не поспевает, но это действительно очень сбивало... Мы терпели довольно долго, потом кто-то не выдержал, выразил фи, но организаторы пошли навстречу уважаемому участнику и пообещали индивидуально продиктовать ему текст после того, как напишем все мы. Бланк для диктанта, подпись внизу - враньё: ручек нам не выдавали, хотя должны были, об этом нам поведал мальчик-распорядитель, сказал: "Организаторы зажали!"

Сам текст ТД был авторства Андрея Усачева - детского писателя, поэта, драматурга, сценариста. Я не была знакома с его творчеством и если честно, услышав текст, думала: "что-за бред я слушаю?" Потом узнала, что это просто интерпретация истории древнего мира для детей. ТД всегда состоит из трех частей: условно, для Дальнего Востока один текст, для Сибири второй, для нас третий, - автор один и тот же. Наша третья часть была об Олимпийских играх.
Андрей Усачев

Отрывочек из нашего диктанта.

Интересный момент: как видно, слово "эллины" встречается не один раз - пишите, как знаете (у меня трудностей не вызвало, но всё же). Ниже попадается слово "Эллада" (производное от "эллинов") и диктатор проговаривает нам, как его писать (с заглавной буквы и с двумя "л"). Я не поняла логику организаторов. Еще момент: нам проговорили, как писать слово "перипетии" - тоже не понимаю, зачем: слов, правописание которых нельзя проверить, огромное множество, поэтому нас со школы и заставляли их заучивать и писать словарные диктанты.

Нашим диктатором была заведующая галереей, диктовала она не очень: невнятно, сто раз повторяя то, что можно не повторять, запиналась, пропускала слова... Благо, организаторы ТД предвидели, что диктатором может оказаться совершенно не готовый к этому человек, поэтому в листе с текстом диктанта были специальные пометки для диктаторов: когда сделать паузу, когда обратиться к аудитории и проч.

Плохо, что не давали времени на проверку. Т.е. вначале мы послушали текст целиком (на видео, читал сам автор), потом записывали его под диктовку, после чего диктатор еще раз прочла нам его целиком без пауз, просто оттарабанила(кстати, для меня открытие то, какие картинки выдает Яндекс на слово "оттарабанить": сегодня я узнала новое значение этого слова!) и всё, сдавайте работы. Их, конечно, не отбирали силой, но атмосферы для проверки тоже не создавали: мальчик-распорядитель стал благодарить нас за участие, бла-бла-бла, народ начинал расходиться, беседовать, делиться впечатлениями, заведующая приглашала нас на свои выставки, а я в этом время судорожно соображала, двоеточие или тире, "удлинять" или "удлинНять", написать слово "боги" с большой буквы (как у соседей, я подсмотрела:-Р) или с маленькой.

Списать, действительно, легко, но я НИ - КОГ - ДА не буду больше этого делать на диктанте, ибо "боги" пишутся с маленькой, как я и думала, как ЗНАЛА и как нас учила наша прекрасная учительница русского языка еще в школе! На сайте выкладывают сам текст диктанта с пояснениями к нему - очень удобно!
Я оставила пару комментариев в скрине, согласна с ними не на 100%, но решила сохранить)

В общем, после диктанта я побежала домой, потому что знала, что скоро выложат наш текст, и его можно будет проверить (предварительно я сфотографировала свой вариант). Но текст появился только через несколько часов (видимо, ждали Калининград): увидела я его и где-то расстроилась, где-то обрадовалась (точку с запятой всё-таки верно поставила!). Сегодня уже есть текст с пояснениями и возможными вариантами написания и пунктуации, и я снова обрадовалась и окончательно запуталась в том, как же я написала))) Решила просто расслабиться и дождаться результатов.
Марина Кравец в качестве диктатора

Выводы: однозначно буду участвовать в этом мероприятии в следующем году! Но к выбору площадки подойду более критично, постараюсь попасть на крупную. Знаю, что полевые условия и написание диктанта на коленях - это нормальная практика, но всё равно хочу побывать в гуще, с толпой народа)) И начну готовиться пораньше, потому что многое, действительно, забылось со школьных и университетских лет.
Диктатор-Безруков. Жалко, Путин не диктовал: такая формулировка озадачила бы зарубежные СМИ

Кстати, благодаря инстаграму выяснилось, что многие мои друзья тоже участвовали в ТД - это было для меня приятной неожиданностью))