Почему именно с катериной произошла душевная драма. Сочинение: "Душевная драма Катерины" по пьесе А.Н. Островского "Гроза"

«Почему живые, творческие, добрые и порядочные люди мучительно отступают перед бесформенной серой массой, заполняющей мир?» - эта фраза стала бы замечательным эпиграфом к одному из произведений Островского. Конфликт трагедии реализуется на нескольких уровнях. Во-первых, драматург показал ущербность устоявшихся порядков, конфликт патриархального строя и новой, свободной жизни. Этот аспект реализовывается на уровне таких персонажей, как Кулигин и Катерина. Если говорить кратко, то существование, а уж тем более сосуществование людей чувствующих, справедливых, стремящихся к духовному обогащению и честному труду невозможно рядом с обозлёнными, обделёнными и лживыми обитателями Калинова. Причём нужно сделать оговорку, что Калинов - вымышленное пространство, а значит пространство становится условным. Во-вторых, показана душевная драма Катерины в «Грозе».

В этом случае речь идёт о конфликте внутри персонажа. Такие типы конфликтов всегда интересны, ведь противоречия делают образы живыми, многогранными. Островский сумел создать персонаж, который вызвал совершенно противоположные мнения среди критиков. Добролюбов называл главную героиню пьесы «лучом света в тёмном царстве» и искренне полагал, что в Катерине воплощены самые лучшие качества русского человека. А вот Писарев вступил с Добролюбовым в полемику, заявив, что проблемы Катерины были надуманными и решаемыми. Однако обоих критиков так или иначе заинтересовала душевная драма Катерины Кабановой.

Катя живёт с мужем, его сестрой и свекровью. В таком составе семья впервые появляется на сцене. Пятое явление начинается с разговора Марфы Игнатьевны с сыном. Тихон во всём поддерживает мать, соглашается даже с откровенной ложью. Муж Кати, Тихон Кабанов, слабый и безвольный человек. Ему надоели истерики матери, но вместо того, чтобы хоть раз высказать своё мнение или же защитить жену от жестокости и злых слов, Тихон идёт выпивать с Диким. Тихон похож на взрослого ребёнка. Он любит Катю, потому что ощущает в ней внутреннюю силу, вот только его чувства не взаимны: Катя чувствует к Тихону только жалость.

Варвара, кажется, единственный человек, который хоть как-то интересуется Катериной. Она беспокоится за Катю, старается ей помочь. Однако Варвара не понимает насколько тонко Катерина чувствует этот мир, Варвара практична, ей невдомёк почему Катерине так тяжело научиться «врать во благо», почему Катя хочет стать птицей, почему чувствует приближающуюся смерть.

Сама Катя ценит моменты, когда ей удаётся побыть одной. Она жалеет, что у неё нет детей, ведь тогда она любила бы и заботилась о них. Счастье материнства позволило бы Кате реализовать себя как женщину, как мать и как человека, ведь воспитанием занималась бы она. Детство самой Кати прошло беззаботно. У неё было все, о чём она могла мечтать: любящие родители, посещение церкви, свобода и чувство жизни. До замужества Катя чувствовала себя по-настоящему живой, а теперь мечтает стать птицей, чтобы улететь из этого места, которое лишило девушку внутренней лёгкости.

Итак, Катя живёт в доме со свекровью, склонной к тирании и манипуляциям, и мужем, который во всём подчиняется матери, не может защитить жену, любить выпить. Вдобавок к этому, в окружении девушки нет человека, с которым бы она могла поделить своими переживаниями, который не просто слушал её, а услышал бы. Согласитесь, в такой обстановке жить довольно трудно, если учесть, что воспитание и чувство собственного достоинства не позволяют ответить агрессией на агрессию.

Ситуация усугубляется с появлением Бориса, а точнее, чувств Кати к Борису. В девушке была заложена огромная потребность любить и отдавать свою любовь. Возможно, в Борисе Катя увидела того, кому бы смогла отдать нереализованные чувства. Или же она увидела в нём возможность наконец-то быть собой. Скорее всего, и то, и другое. Чувства молодых людей вспыхивают внезапно и развиваются стремительно. Катерине было очень сложно решиться на встречу с Борисом. Она долго думала о муже, о своих чувствах по отношению к Тихону, о том, что к чему всё может привести. Катя бросалась из одной крайности в другую: либо смириться с несчастливой семейной жизнью, забыв Бориса, либо развестись с Тихоном, чтобы быть с Борисом. И всё же девушка принимает решение выйти в сад, где её ждал возлюбленный. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» - такой была позиция Кати. Она пренебрегает законами христианства, совершая грех, но девушка твёрдо уверена в своём решении. Катя берёт на себя ответственность за свою жизнь: «что меня жалеть? Сама на то пошла». Тайные встречи, продолжавшиеся десять дней, завершаются с приездом Тихона. Катя боится, что правда о её измене вскоре станет известна мужу и свекрови, поэтому сама хочет рассказать им. Борис и Варвара стараются уговорить девушку молчать. Разговор с Борисом открывает Кате глаза: Борис такой же человек, как все те, от кого она мечтала сбежать. Крушение иллюзий было для Катерины очень болезненным. В таком случае получается, что выхода из «тёмного царства» нет, но жить тут Катя больше не может. Собрав все силы, Катя решает прекратить свою жизнь.

Душевная драма Катерины из пьесы Островского «Гроза» состоит в несоответствии реальной жизни и желаний, в крушении надежд и иллюзий, в осознании безысходности и неизменности положения. Катерина не могла жить в мире невежд и обманщиков; девушку разрывало противоречие долга и чувств. Этот конфликт оказался трагическим. 

Тест по произведению

"Гроза" - это высшее достижение Островского в предреформенные годы (1859 г.)- Центральный конфликт пьесы, задуманной как социально-бытовая драма, постепенно достигает истинного трагизма. Это происходит благодаря образу центральной героини пьесы Катерины Кабановой.

С самых первых сцен героиня привлекает внимание зрителей. Чистосердечие звучит в рассказе о ее вольной жизни в родном доме, проведенной среди цветов, икон, молитв. Религия для Катерины - это любовь к красоте. Бог для нее везде, но ее простосердечная вера наполнена также искренними побуждениями жить по совести, по Божьим заветам: "Мне умереть не страшно, а как подумаю, что вдруг я явлюсь перед Богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, вот что страшно", - произносит Катя в беседе с Варварой.

В первых сценах в разговорах с Кабанихой Катерина кротко старается смириться со сварливыми замечаниями свекрови. А ведь Кабаниха олицетворяет весь уклад и законы окружающего мира. И сразу становится ясно, что героиня со своей мечтательной и романтической душой чужая в доме Кабановых.

Катерина - это вольная душа, Поэтическая натура. Автор запечатлел в ней красоту народной души. "Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь", - говорит она Варваре и признается, что теперь ее будто подменили и "лезет в голову мечта какая-то". Так намечается тема разлада героини с миром и с собой, связанного с неясными потребностями души, желанием любви.

Героиня наделена такими человеческими качествами, которые не ценятся в мире Кабановых и Диких. В ней нет ни капли фальши, она всегда естественна и откровенна: "обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу". Катя скромна, но вовсе не безропотна: "А уж коли мне здесь опостылет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь".

Почему же такая глубокая и цельная личность оказалась сломленной? Почему сбылись ее пророческие предчувствия ("Я умру скоро")?

В пьесе развиваются одновременно как бы два конфликта. Один из них - вызванный социальными причинами - конфликт вольной души с "самодурной силой" играет, по мнению Добролюбова, главную роль в драме. Другой - внутренний, затрагивающий нравственные стороны, - развивается в душе героини. Он-то и определяет трагедийность пьесы Островского.

Прав Добролюбов: "В характере героини выразилось требование права и простора жизни, он сосредоточен, решителен и самоотвержен", а ее натура "наполнена инстинктивным чувством свободы". По мнению критика, Катерина встает на путь свободной любви, которая выше предрассудков. Но вскоре героиня убеждается, что ее чувство несовместимо с жизнью общества, потому что внешние обстоятельства давят на нее. Трагический финал Добролюбов трактует как высшую форму протеста, как торжество света над тьмой.

Нельзя мотивировать драму Катеринььлишь социальными причинами. Для драматурга очень важно разрешение нравственных проблем: душевная борьба Катерины - центральная тема "Грозы".

Итак, в первом действии, в разговоре с Варварой, героиня признается, что любит кого-то - это завязка сюжета. Уже тогда ее душа наполняется смятением и ужасом. Главная тема сопровождается образом грозы. Душа Катерины созвучна окружающему миру - природа исполнена красоты, но и угрозы, которая усиливает тревогу героини.

Постепенно разрастается конфликт Кабановой с окружающими. Этому способствует отъезд Тихона, унизительная сцена проводов. Тут при содействии Варвары в руки Кати попадает ключ, который становится символом свободы и неволи одновременно.

Сущность трагического конфликта в его неразрешимости. Вступив на путь борьбы с общественными устоями, героиня обрекает себя на трагический финал, она не находит выхода в этой жизни.

В третьем действии Катерина, преодолевая стыд и страх, признается в любви Борису. Выбор сделан, хотя она еще пытается противостоять силе, затягивающей ее в бездну: "Поди от меня! Поди прочь, окаянный человек!" Но жажда любви оказывается сильнее. Начинают постепенно сбываться слова сумасшедшей барыни.

В четвертом, кульминационном, действии к Катерине приближается расплата, ибо грех не может остаться безнаказанным. Героиня находится в мучительном разладе с совестью. Постоянно плача, вздрагивает она от каждого шороха, взгляда и жаждет очистить свою совесть покаянием. С началом грозы вновь появляется страшная барыня, речь которой, полная угроз, обращена прямо к Катерине.

Трагическая развязка в пятом действии заключена в том, что Катерина нигде не находит поддержки, все обрушилось на нее. Единственный выход она видит в смерти. Мысли о будущем только пугают ее, а могила кажется единственным спасением от душевных мук. Снова героиня обращается к природе, в которой мечтает раствориться: "Под деревцем могилушка... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождик мочит..."

Островский создает подлинно народную трагедию. В современном ему обществе, где нет истинной любви, доброты, религии, а есть лишь семья-клетка, нет места живой душе. Даже страданий Катерины никто не понимает. Она сама осуждает себя строже всех и погибает.


Смотрите также: Добролюбов о Катерине и мое отношение к героине. План сочинения

Комментарии посетителей сайта:

Бекхан. (13:45:43 30/09/2010):
Хвала АЛЛАХУ господу миров.Нет бога достойного в поклонении кроме АЛЛАХА, и Мохаммад посланик его.

Юлия (20:37:47 10/10/2011):
Классное сочинение! То что надо! Напишите, кому надо, не пожалеете об этом!

polly (21:02:01 10/10/2011):
отличное сочинение, ничего нового но все правильно сказано! многим наверняка поможет

АЛЁНКА (17:55:34 25/10/2011):
КАПЕЦ КЛЁВОЕ СИЧИНЕНИЕ))) ПОМОГЛО КОНКРЕТНО))) САУ

катя (16:42:09 08/11/2011):
классное сочинение

Наташка) (18:27:17 08/11/2011):
ну да не чегошное сочинение))хотя мне щас настолько всё равно лишь бы двойку не получить))

Rita (13:40:13 10/11/2011):
Совершенно непонятны какие-то идиотские высказывания некоторых комментировавших. Сочинение действительно очень хорошее, тема сама по себе отличная, но именно так ее раскрыть- великое умение. P.S Произведение сильное,обидно,если после прочтение у людей оно не вызывает никакой ответной реакции,а лишь глупые междометия и оскорбления. Спасибо!

Михаил (16:20:34 15/11/2011):
Согласен с выше написанным коментарием, но не стоит забывать, что учитель проверяющий вашу работе может и не поверить в глубину мысли... Так что надо неким образом изменять слова по уровню "своих" знаний.

олег (20:38:52 16/10/2014):
я не чего не понял и мне плевать главное соч написать

Фёдор (19:36:49 25/12/2014):
Знаете что если вы верите в Алаха, то он самый лучший для вас, и не надо писать ахинею, потому что я верю в Исуса, но я не пишу, то что он только один и самый лучший, потому что моё мнение я могу рассказать тем кто верит в Исуса, а вы сидите там молча и говорите это свои родителям и близким, кто верит в Алаха! вы просто школьники которые не понимают то, что они пишут!

(-_-) (21:44:36 12/02/2015):
Маленькая поправка-Иисус. Если веришь,то знать должен.

Ваше имя:

1. Катерина - луч света в тёмном царстве.
2. Беззаботное детство и лёгкая юность Катерины
3. Замужество за Тихоном, или личный Ад Катерины
4. Борис как спаситель для Катерины
5. Смерть Катерины как освобождение от земных мук и унижений
____________________
Характер Катерины веет на нас

Новой жизнью, которая

Открывается нам в самой

Ее гибели.

Н. А. Добролюбов.

Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее «лучом света в темном царстве», и в этом я с ним согласна, так как Островский показал бесправность женщины в ту эпоху. Женщина должна была во всем повиноваться мужу, позабыть, что она такой же человек, с такими же правами, как и мужчина. Она должна была делать все напоказ, соблюдая старые обряды.

Катерина- «русский сильный характер», для которого, правда и чувство долга превыше всего.

Детство и юность Катерины прошли беззаботно. Как она сама говорит: …"жила, ни об чем ни тужила, точно птичка на воле". Маменька в ней души не чаяла, наряжала ее, как куклу, работать не принуждала. Молодая девушка ходила умываться на ключ, слушала рассказы странниц, потом садилась за какую- нибудь работу, так проходил весь день.

С детства Катя была очень смелой, решительной, горячей девушкой. Если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, она становилась упрямой и непокорной. Это подтверждает случай с лодкой. Когда Катерине было шесть лет, она обиделась на родителей, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега. И нашли ее только утром верст за десять.

Отданная замуж за Тихона, она очутилась в злой среде бессердечности и глупого рабского преклонения перед могуществом старых. Кабанова пытается внушить Катерине свои законы, составляющие, по ее мнению, основу домашнего благополучия и прочность семейных уз. Так воспитан ее сын. Кабанова и из Катерины намеревалась слепить нечто подобное тому, во что превратила она свое чадо.

Но Катя пытается отстаивать свое право на уважения, не хочет никому угождать, хочет любить и быть любимой. Тихон не дает ей этой любви, а потребность в этом влечет ее к Борису. Она видит, что внешне он нее похож на других жителей города Калинова, и воображает, что он единственный человек, который решится увезти ее из «темного царства» в сказочный мир. Героиня ищет объяснения своим чувствам, в душе желает оправдаться перед мужем, пытается отторгнуть от себя смутные желания.

Самая главная черта ее характера - это честность. Честность перед собой, мужем и другими людьми. Она не может врать, таиться.

Самая большая ценность - свобода души. Живя в родительском доме, она ни о чем не тужила, точно птичка на воле, но, попав в дом Кабановых, Катерина оказалась в атмосфере назойливой опеки, унижения, подозрительности и лжи. Не желание принять мораль «темного царства», способность сохранить чистоту своей души - свидетельство силы характера героини. Она сама о себе говорит: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь».

С таким характером не могла Катя после измены Тихону оставаться в его доме. Ей трудно находится там, где ее не понимают. Перед смертью говорит: «Что домой, что в могилу - все равно… В могиле лучше…"Свою смерть Катерина считает освобождением от земных мук и унижений. Грустно такое освобождение, но чего, же делать, когда другого выхода нет.

Героиня погибает, отстаивая свою независимость. Умирая, она спасает свою душу и приобретает желанную свободу.

Душевная драма Катерины была и остается центральной частью пьесы А. Островского «Гроза». Классическое произведение, входящее в школьную программу, не утратило своей актуальности и сегодня. Рассмотрим основные элементы той душевной драмы Катерины, которая и является самым главным в пьесе.

Основное содержание пьесы «Гроза»

Душевная драма Катерины - центральная трагедия пьесы. Само произведение рассказывает о жизни людей, которые представляли старое купечество. Несчастная Катерина (душевная драма девушки заметна уже с самого начала произведения) находится в постоянном нервном напряжении от того, какой является ее жизнь. Выйдя замуж по воле родителей, молодая девушка вынуждена терпеть своего мужа, которой не может перечить матери, и свою свекровь, которая бесконечно унижает тихую и скромную Катерину.

В один прекрасный день девушка понимает, что совсем не любит своего мужа. Катерина осознает, что ее сердцем владеет совсем другой мужчина. Девушка решается на очень рискованную встречу, на которую ее уговаривает сестра мужа.

Узнав, что ее чувства взаимны, Катерина продолжает встречаться по ночам со своим возлюбленным. Спустя некоторое время прекрасная и добросердечная Катерина чувствует вину перед мужем за свой обман и неверность ему.

В скором времени роман на стороне открывается для общественности. Катерина раздавлена своими личными переживаниями. Кроме того, на девушку оказывают постоянное давление ее родственники и все знакомые, знающие совсем немногое о происходящем. Все окружающие люди не понимают душевной драмы Катерины, ее мук и сомнений. В конце концов, все это давление с разных сторон толкает молодую девушку на самоубийство - прыжок со скалы в воду.

Сердечные муки главной героини

Если говорить о душевной драме Катерины (сочинение о переживаниях девушки пишут все школьники), которая является центральным персонажем, то важно понимать, что самоубийство девушки не было проявлением слабости. Хотя многие готовы здесь поспорить. Несмотря на различные доводы, все-таки Островский описал душевную драму Катерины так, что суицид девушки - это некий вызов, брошенный Катей всему окружающему ее обществу.

Школьное сочинение

Говоря о душевной драме Катерины в сочинении школьника, то можно дать несколько советов, которые могут помочь работе стать лучше и дать наиболее развернутые ответы на поставленные вопросы.

Итак, сочинение следует начать с того, что произведение пользуется актуальностью и популярностью и сегодня. С момента написания пьесы о душевных муках Катерины, которая была обычной девушкой из хорошей семьи, произведение регулярно ставится в различных театрах всего мира. Творение А. Островского известно на весь мир, потому что затрагивает важные проблемы общественности.

Причина душевных переживаний и трагедии

Следующим шагом на пути к поставленной цели будет объяснение того, какое место занимает Катерина (душевная драма в «Грозе» является главной темой) в произведении. Важно сказать о том, что Катерина - лучик всего общества, которое окружает девушку. Она - единственное светлое, что осталось от всего человечества, которое помешалось на всем исключительно материальном. Девушка не могла найти свое место в мире из-за своего мировоззрения, в чем и заключалась главная душевная драма Катерины.

Моральные качества человека не имеют никакой ценности. Сочинение о душевной драме Катерине в "Грозе" обязательно должно содержать и этот аспект. Купечество само по себе представляло тот слой населения, который мог решить любую проблему деньгами. Это немаловажно, ведь не зря Островский выбрал именно этот период российской истории для событий своей пьесы.

Образ Катерины

Образ девушки в произведении - это центральный образ, вокруг которого разворачиваются все события. Катерина символизирует чистоту русской души, религиозность, честность и красоту. Все это способствовало развитию душевной драмы в Катерине. Сестра мужа девушки толкнула Катерину на встречу с ее возлюбленным, говоря о том, что можно, даже будучи замужней, делать все, что душе угодно, лишь бы об этом никто не знал. Долго мучаясь сомнениями, Катерина решается на встречу, говоря о том, что если она не постыдилась так поступать со своим мужем, то ей наплевать на то, что будут говорить люди. Несмотря на столь явное проявление душевной силы, девушка все-таки испытывает сильные муки из-за своего поступка: ей стыдно не только перед мужем, но и перед собой.

Причина самоубийства девушки

Главной героине не удалось справиться с душевными переживаниями относительно своего поступка. Живя исключительно по законам совести, Катерина ежеминутно упрекала себя в своей любви не к мужу, а к совершенно другому мужчине. Это сыграло немаловажную роль в принятии решения о самоубийстве. Катерина изменила не только своему мужу, но и самой себе, обрекая себя на долгие и томительные терзания и страдания. Кроме того, она не имела ни одного друга, которой смог бы поддержать девушку, и все общество узнало о тайных встречах девушки и ее возлюбленного. Окружающие люди осуждают это, не понимая, что Катерина лишь пыталась обрести свое счастье в этом мире. Кроме того, Катерина и до этого была очень одинокой, единственной подругой девушки была сестра ее мужа, которая знала о тайных вечерах влюбленных. Лишь она одна не осуждала бедную девушку, ничего не знающей о истинной любви и борющейся со своими желаниями.

Общий вывод по произведению

Катерина стала образцом тех человеческих качеств, которые перестали цениться в современном мире. Не найдя понимания среди своих знакомых и окружающих, девушка бросила вызов всему обществу, показывая, что законы совести куда важнее всех материальных благ. Положение в обществе не имеет такой ценности, какую имеют честность и доброта. Сама Катерина, душевная драма которой вызывает в любом читателе сочувствие и сострадание, никогда не желала никому зла, относилась к людям лояльно до тех пор, пока общественность не стала ее осуждать за попытку, наконец, стать счастливой.

Островскому удалось показать суть купеческого общества во всей красе, пережитки которого сохранились до сих пор. Именно с тех самых лет люди очень сильно подвержены влиянию общественного мнения, которое зачастую слишком предвзято и ошибочно. Катерина, ставшая главной героиней пьесы, лишь выступает в качестве жертвы, которая неспособна противостоять и сопротивляться такому давлению вокруг. Это объяснимо тем, что девушка не имеет никакой моральной и психологической поддержки. Девушка, несмотря на то что она - олицетворение света в произведении, совершенно одинока. Душевная драма Катерины в пьесе состоит в том, что она так и не сумела найти своего места в этом мире, где перестали цениться какие-либо моральные качества человека.

Драма А.Н. Островского «Гроза» - самое значительное произведение драматурга - появилась в 1860 году, в пору, когда ломались устои крепостничества и в душной российской атмосфере действительно собиралась гроза.

В основе произведения - конфликт молодой женщины Катерины с «темным царством», царством самодуров, деспотов, невежд. Понять, почему возник этот конфликт, почему конец драмы столь трагичен, можно, лишь заглянув в душу Катерины.

Со слов Катерины мы узнаем о ее жизни в девичестве: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле». Мать в ней «души не чаяла», не принуждала работать по хозяйству, «наряжала, как куклу». Жизнь в родном доме была свободной: девушка рано вставала, шла умыться к роднику, поливала ключевой водой цветы, которых было много в доме, шла с матерью в церковь, а потом занималась рукоделием и слушала рассказы странниц, которыми вечно был полон дом.

От природы Катерина - натура цельная, страстная, мечтательная. Она всей душой искренне принимает веру. «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится!» На службе и в снах она часто улетала на небо, парила над облаками, общалась с ангелами. Ей случалось подняться среди ночи и до утра молиться и плакать. О чем она молилась, о чем плакала - она и сама не знала. Всего того, что противоречило ее представлению о жизни, она просто не замечала, уносясь в мечтах на небо.

При всей своей набожности Катерина наделена от природы сильным характером и свободолюбием. Однажды, в возрасте шести лет, обидевшись на что-то, она ночью убежала на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега! Еще одной важной деталью ее жизни было то, что она жила в своем мире, отгороженном от реальной действительности. Жизнь ее была чиста и целостна, душа пребывала в покое. Наивная, добрая, набожная девушка с задатками сильной, целостной, свободолюбивой личности - вот что такое Катерина до замужества.

Замужество меняет все. Хотя Катерине в каком-то смысле даже повезло: ее муж хоть и подчинен матери, но жену не обижает и даже по-своему защищает. Отчего же мы с самого начала пьесы понимаем, что душа Катерины страдает и мечется?

Первое, чего лишилась Катерина, выйдя замуж, - свободы. В доме, не ставшем для нее родным, ей тяжело от самой необходимости жить в замкнутом пространстве, быть запертой в четырех стенах, ограниченной лишь кругом домашних забот. Катерина уважает себя, и домостроевские замашки Кабанихи постоянно ранят ее чувствительную душу. Она не умеет не замечать их и не реагировать на них, она не хочет и не может молчать, выслушивая незаслуженные попреки. Отстаивая собственное достоинство, Катерина разговаривает со свекровью на «ты», как с равной себе.

После постоянного общения с природой, которым было наполнено ее детство, для Катерины невыносимо затворническое существование, полное обмана, лицемерия, жестокости, бесправия, подчинения чужой воле, ей душно и скучно в доме свекрови.

К тому же замуж ее выдали очень рано, без любви, она, по словам Вари, не нагулялась в девках, сердце ее «не уходилось». Но по мнению самой Катерины, оно и не «уходится» никогда: «слишком горячей родилась». Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик, ни на кого тебя не променяю». Но любить искренне и открыто, как того просит душа, в «темном царстве» не принято: Кабаниха одергивает невестку: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься». Катерина признается Варваре: «Да здесь все как будто из-под неволи».

Глотком свободы становится для нее чувство к Борису, вспыхнувшее с первого взгляда и ставшее причиной ее нескончаемых душевных страданий. Для набожной женщины сами помыслы о любви к чужому мужчине греховны. Отсюда подавленность Катерины, страх, предчувствие близкой гибели. Внешне она еще ничего не совершила, но уже преступила свой внутренний нравственный закон и терзается чувством вины. Вот почему она уже не испытывает восторга от посещения церкви, не может по-прежнему молиться, не в состоянии сосредоточиться на своих мыслях. Тревожные думы, бередящие душу, не дают ей любоваться природой. Изменились и ее сны. Вместо райских кущ видится ей кто-то, кто обнимает ее горячо-горячо и уводит куда-то, и она за ним идет. Внутренне она уже согрешила и осознает свою любовь как «страшный грех», а потому боится умереть вдруг, без покаяния, предстать перед Богом «как... есть, со всеми... грехами, со всеми помыслами лукавыми».

Ей тяжело дома, ей хочется бежать от свекрови, которая все время унижает ее человеческое достоинство, от тоски она готова что-то сделать с собой. Борясь со своими чувствами, как утопающий, хватающийся за соломинку, она просит мужа не оставлять ее одну. Но тот говорит, что сам устал от жизни в маменькином доме и хочет погулять на воле. Нет у Катерины и детей, а они могли бы скрасить ее одиночество и стать ее опорой: «Деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать - ангелы ведь это».

Так Катерина остается одна. Варя не понимает ее, считает слишком мудреной, выступает в роли искусительницы, передавая ключ от калитки и обещая прислать Бориса. По ней - делай что хочешь, лишь бы все было шито-крыто. Когда-то и она, как Катерина, не умела врать, но жизнь научила ее и вранью, и лицемерию.

Почему в борьбе мотивов: увидеть Бориса или выкинуть ключ -побеждает первое желание «будь что будет, а Бориса я увижу!»? Катерина не лукавила даже перед самой собой, она знала, что идет на грех, но, видимо, настолько непереносимой стала для нее ее жизнь, что она решает: «Мне хоть умереть, да увидеть его». И на первом свидании Катерина говорит Борису: «Ты меня загубил!»; «Кабы была у меня своя воля, не пошла бы я к тебе. Твоя теперь воля надо мной, разве ты не видишь!»

Жить со столь тяжким грехом на душе Катерина не может. Потому-то она так боится грозы. Она для нее - проявление гнева Божьего. Быть убитой грозой (а она уверена, что та обязательно убьет ее) и предстать перед Богом, не раскаявшись, кажется ей невозможным. Ее собственный суд над собой для нее невыносим. Сокрушены ее внутренние устои. Тут не просто «семейный обман» - произошла нравственная катастрофа, нарушены казавшиеся Катерине вечными моральные нормы. Единственным способом спасения своей души считает она покаяние. Но ее публичное признание не нужно никому, даже мужу: «Не надо, не надо! не говори! Что ты! Матушка здесь!»

В представлении обывателей ее страдания и не трагедия вовсе: мало ли случаев, когда жена погуливает в отсутствие мужа. К тому же Тихон любит Катерину и прощает ей все. Но она не в состоянии простить саму себя, и оттого жизнь превращается для нее в постоянную муку, одна смерть кажется ей избавлением.

Катерина не стала бы Катериной, получившей литературное бессмертие, если бы у нее все было «шито-крыто». Так же как нестрашен для нее суд людской, так невозможна для нее никакая сделка с совестью. «Нет, мне что домой, что в могилу - все равно... В могиле лучше».

Душевная драма Катерины заканчивается трагедией. Такое наказание за свой грех назначила сама себе эта решительная, цельная, русская натура. И если на минутку забыть, что пьеса написана полтора столетия назад, то можно увидеть, что подобная драма могла случиться не только в ту отдаленную эпоху, она возможна во все времена. Потому что это драма свободолюбивой личности, которая не может развернуться в невыносимом для себя окружающем мире насилия, прежде всего над человеком. Это драма нравственной личности в мире окружающей безнравственности. В самой невозможности для человека примирить эти противоречащие начала я и вижу причину драмы Катерины.