Почему дне социально философская драма. Урок по литературе М. Горький. Пьеса «На дне» как социально – философская драма. Система образов. Пьеса «На дне» как социально-философская драма

Пьеса «На дне» как философская драма.

Пьеса Горького «На Дне» написана в тысяча девятьсот втором году. В эти предреволюционные годы писателя особенно волнует вопрос о Человеке. С одной стороны, Горький осознает, какие обстоятельства заставляют людей опускаться на «дно жизни», с другой- он старается подробно изучить эту проблему и, возможно, найти её решение. В драме разворачиваются два конфликта. Первый
,социальный- между хозяевами ночлежки и босяками, другой- философский, затрагивающий основные вопросы бытия, разворачивается между обитателями ночлежки. Он- то и является основным. Мир ночлежки- это мир «бывших людей».
Раньше они были людьми разных слоев: здесь и барон, и проститутка, и слесарь, и актер, и картузник, и торговка. И всё равно в этом страшном мире отверженных эти люди ведут поиск истины, стараются решать вечные проблемы.
Как вынести тяжесть жизни? Что противопоставить страшной силе обстоятельств- открытый бунт, терпение, основанное на сладкой лжи, или смиренность? Вот это три позиции, которых придерживаются персонажи пьесы.

Самый мрачный мыслитель в ночлежке- Бубнов. Он неприятен Горькому, потому что в его репликах отражена «правда факта». Жизнь в оценке Бубнова лишена всякого смысла. Она однообразна и течет по законам, которые человек не может изменить: «все так: родятся, поживут и умирают… Чего жалеть?»
Мечты для него- стремление человека казаться лучше или, как сказал Барон:
«у всех людей души серенькие… все подрумяниться желают».

С появлением Луки накаляется атмосфера в ночлежке. Странник Лука- сложный и интересный персонаж в пьесе. Его идеи основаны на том, что он не верит в возможности человека, для него все люди ничтожны, слабы, мелки, нуждаются в сострадании и утешении. Лука полагает, что правда может быть
«обухом» для человека. Иногда лучше обмануть человека вымыслом, вселить в него веру в будущее: «для лучшего живет человек». Но это философия рабской покорности, недаром Сатин говорит, что «… ложь- религия рабов и хозяев.
Одних она поддерживает, другие прикрываются ею». Идеи Луки направлены на то, чтобы заставить людей либо как бы «обойти» жизнь, либо постараться приспособиться к ней. Советы странника никому не помогли: Васька убивает
Костылева и попадает в тюрьму, актер кончает жизнь самоубийством. Прямой вины Луки в этом, конечно, нет, просто обстоятельства оказались сильнее людей. Но косвенно он виноват, точнее не он, а его идеи: они внесли изменения в жизнь ночлежников и в их мировоззрения, после которых они уже не могли нормально продолжать жить.

Против этой вредоносной лжи выступает Сатин. В его монологе звучит требование свободы и гуманного отношения к человеку: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью,... уважать надо!». Сатин убежден в следующем- необходимо не примирить человека с действительностью, а заставить эту действительность работать на человека. « Всё в человеке, все для человека» . «Существует только Человек, все остальное – дело его рук, его мозга». «Человек! Это звучит гордо!».

Сатин, несомненно, симпатичен автору, хотя он и «герой слова». В отличие от большинства ночлежников он в прошлом совершил решительный поступок, за что и поплатился: четыре года провел в тюрьме. Но он не жалеет об этом: «Человек свободен, он за все платит сам…».

Таким образом, писатель утверждает, что человек способен изменить обстоятельства, а не подстраиваться пл них.

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ЗАНЯТИЕ № 1

ЗАНЯТИЕ № 2

Исторический роман А.Н. Толстого «Петр Первый».

Концепция личности и оценка деятельности Петра I в романе

  1. Причины обращения А. Н. Толстого к эпохе и личности Петра I. Концепция личности Петра I в рассказе «День Петра».
  2. Проблема «личности и эпохи» в романе. Идея исторической необходимости реформ Петра I. Образ Петра, его эволюция.
  3. Особенности изображения исторической эпохи в романе. Друзья Петра I и противники его реформ (Лефорт, Меньшиков, Бровкины, Буйносовы и др.). Женские образы в романе.
  4. Приемы создания характеров в романе. Язык и стиль романа.
  1. Варламов А. Алексей Толстой. – М., 2006.
  2. Петелин В.И. Жизнь Алексея Толстого: Красный граф. – М., 2002.
  3. Поляк Л.М. Алексей Толстой – художник. Проза. – М., 1964.
  4. Крюкова A.M. А.Н. Толстой и русская литература. Творческая индивидуальность в литературном процессе. – М., 1990.

ЗАНЯТИЕ № 3

Роман Е. Замятина «Мы» как роман – антиутопия

  1. Причины обращения Е. Замятина к новому жанру. Генезис и основные черты романа – антиутопии. Традиции русской и европейской литературы.
  2. Характеристика Единого Государства в романе. Критика американско-европейской цивилизации и любой формы тоталитаризма – основной замысел автора. Судьба искусства в Едином Государстве.
  3. Конфликт личности и государства в романе «Мы». Трагедия Д-503, ее причины. Образ 1-330.
  4. Черты экспрессионизма в романе.

1. Замятин Е. Мы. Завтра. Я боюсь. О литературе, революции, энтропии и о прочем – М., 1988.

2. Зверев А. Когда пробьет последний час природы... // Вопросы литературы. 1989. № 1.

3. Михайлов О. Гроссмейстер литературы // Замятин Евгений. Избранное. – М., 1989.

4. Сухих Игорь. О городе солнца, еретиках, энтропии и последней революции // Звезда. 1999. №2.

5. Шайтанов И. Мастер. // Вопросы литературы. 1988. № 12.

6. Костылева И.А. Традиции и новаторство в творчестве Е.Замятина (синтез реализма и экспрессионизма) // Творческое наследие Е.Замятина: взгляд из сегодня. Тамбов, 1994.

ЗАНЯТИЕ № 4

ЗАНЯТИЕ № 5

ЗАНЯТИЕ № 6

ЗАНЯТИЕ № 7

Повесть А. Платонова «Котлован».

ЗАНЯТИЕ № 8

«Тихий Дон» М. Шолохова как роман-эпопея.

ЗАНЯТИЕ № 9

ЗАНЯТИЕ № 10

ЗАНЯТИЕ № 11

«Лето Господне» И. Шмелева

ЗАНЯТИЕ № 12

Художественный мир В. Набокова. Роман «Защита Лужина»



Занятие №13

«Малая проза» А. Солженицына. «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор». Тема трагической судьбы человека в 20 веке.

  1. Описание лагерной жизни в рассказе «Один день Ивана Денисовича». Портреты заключенных.
  2. Образ Ивана Денисовича Шухова. Черты автобиографичности. Внутренний мир героя, его нравственно-философские принципы. Традиции Л.Н. Толстого в изображении характера русского крестьянина. Иван Денисович и Платон Каратаев. Проблема подлинной и мнимой свободы.
  3. Образ рассказчика в произведении «Матренин двор» и тема возвращения к свободной жизни. Черты личности.
  4. Изображение русской деревни в рассказе.
  5. Характер и судьба Матрены Васильевны. Портрет героини. Ее отношение к миру. Национальное и индивидуальное в образе. Смысл финала.

1. Нива Ж. Солженицын. - М., 1991.

2. Сараскина Л. И. Александр Солженицын. - М.: Молодая гвардия, 2009.

3. Сарнов Б. Феномен Солженицына. - М.: Эксмо, 2012.

4. Чалмаев В. Александр Солженицын. Жизнь и творчество. – М., 1994.

5. Винокур Т. С новым годом, шестьдесят вторым (о стилистике «Одного дня Ивана Денисовича») // Вопросы литературы. 1991. №№ 11-12.

ЗАНЯТИЕ № 14

ЗАНЯТИЕ № 15

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

  1. Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма.
  2. Исторический роман А.Н. Толстого «Петр Первый». Концепция личности и оценка деятельности Петра I в романе.
  3. Роман Е. Замятина «Мы» как роман – антиутопия.
  4. Творческая эволюция С. Есенина.
  5. Поэтическое новаторство В. Маяковского.
  6. Поэзия Б. Пастернака. Богатство идей и образов.
  7. Повесть А. Платонова «Котлован». Поиски смысла общего и отдельного существования
  8. «Тихий Дон» М. Шолохова как роман-эпопея. Судьба народа и судьба человека в революционную эпоху.
  9. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в контексте мировой художественной литературы.
  10. Тема «маленького человека» в творчестве М. Зощенко (юмористические рассказы и «Сентиментальные повести»)
  11. «Лето Господне» И. Шмелева и тема утраты и возвращения православной России
  12. Художественный мир В. Набокова. Роман «Защита Лужина» и проблема дара в творчестве писателя.
  13. «Малая проза» А. Солженицына. «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор». Тема трагической судьбы человека в 20 веке.
  14. Мастерство В. Шукшина - новеллиста. «История души» русского крестьянина как основная тема творчества писателя.
  15. Философская проза В. Распутина. Драматическая судьба России в творчестве художника («Живи и помни», «Прощание с Матёрой»)

ЗАНЯТИЕ № 1

Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма

1. Время и история создания пьесы. «На дне» как социально-философская драма. Тема дна. Образы ночлежников, их «правда».

2. Спор о человеке в пьесе. Тема правды и лжи. Сложность образа Луки. Современное истолкование этого образа.

3. Образ Сатина, его философия. Является ли он антагонистом Луки?

1. Басинский П. Горький. – М., 2005.

2. Бялик Б.А. Горький – драматург. – М., 1977.

3. Гачев Д. Логика вещей и человек. Прения о правде и лжи в пьесе М. Горького «На дне». – М., 1992.

4. Спиридонова Л.М. М. Горький: диалог с историей. – М., 1994.

5. Ходасевич В. Горький // Октябрь. 1989. № 12.

Все - в человеке, все для человека! Суще­ствует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! М. Горький. На дне Пьеса Горького «На дне» не только около ста лет не сходит со сцен отечественных театров, но и обошла круп­нейшие театры мира. До сегодняшнего дня она волнует умы и сердца читателей и зрителей, возникают все новые и новые трактовки образов (особенно Луки). Все это говорит о том, что М. Горькому удалось не только свежим правди­вым взглядом посмотреть на босяков - людей, опустив­шихся в самую грязь, «на дно» жизни, вычеркнутых из активной жизни общества «бывших людей», изгоев. Но одновременно с этим драматург остро ставит и старается решить серьезные вопросы, которые волновали и будут вол­новать каждое новое поколение, все мыслящее человече­ство: что такое человек? что такое правда и в каком виде она нужна людям? существует ли объективный мир или «во что веришь, то и есть»? и, самое главное, каков этот мир и можно ли его изменить? В пьесе мы сталкиваемся с людьми, которые являются в обществе никому не нужными изгоями, но именно их интересуют вопросы о месте человека в окружающем мире. Герои пьесы не похожи друг на друга ни взглядами, ни мыслями, ни жизненными принципами, ни самим образом жизни. Объединяет их лишь то, что они - лишние. И в то же время почти каждый из обитателей ночлежки явля­ется носителем определенной философской концепции, на которой они и стараются построить свою жизнь. Бубнов считает, что мир подлый и грязный, здесь нет добрых людей, все лишь притворяются, раскрашивают себя, но «снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется». Клещ озлоблен на людей, жесток со своей женой Анной, но верит в то, что тяжелый, изнурительный, но честный труд может вернуть его в «настоящую» жизнь: «Я - ра­бочий человек... мне глядеть на них стыдно... Я с малых лет работаю... Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Выле­зу... кожу сдеру, а вылезу». Спившийся и потерявший свое имя Актер надеется на то, что к нему вернется его дар: «...главное талант... А талант - это вера в себя, в свою силу». Настя, женщина, продающая свое тело, мечтает о под­линной, возвышенной любви, которая в реальной жизни недостижима. Сатин - шулер-философ - имеет мнение, противопо­ложное принципам Клеща: «Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?» Ему кажется бессмысленным всю жизнь вертеться в колесе: еда - работа. Сатину принадлежит заключительный монолог в пьесе, возвышающий челове­ка: «Человек - свободен... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум... Человек - вот правда!» Обитатели ночлежки, сведенные в тесном помещении, в начале пьесы равнодушны друг к другу, они слышат лишь себя, даже если разговаривают все вместе. Но серьезные изменения во внутреннем состоянии героев начинаются с появлением Луки - старца-странника, сумевшего разбу­дить это сонное царство, утешить и ободрить многих, все­лить или поддержать надежду, но, вместе с тем, явившегося причиной многих трагедий. Главное желание Луки: «По­нять хочется дела человеческие». И он, действительно, очень скоро понимает всех обитателей ночлежки. С одной сторо­ны, бесконечно веря в человека, Лука считает, что жизнь изменить очень сложно, поэтому проще измениться само­му, приспособиться. Но принцип «во что веришь, то и есть» заставляет человека смириться с нищетой, невежеством, несправедливостью, а не бороться за лучшую жизнь. Вопросы, затронутые М. Горьким в пьесе «На дне», вне­временные, они возникают у людей различных эпох, возра­стов, вероисповеданий. Именно поэтому пьеса вызывает живой интерес и у наших современников, помогая им ра­зобраться в себе и в проблемах своего времени.

Пьеса М. Горького “На дне” по праву является одним из лучших драматических произведений писателя. Об этом говорит невероятный успех ее на протяжении длительного времени в России и за рубежом. Пьеса вызвала и до сих пор вызывает разноречивые толкования по поводу изображенных характеров и своей философской основы. Горький в драматургии выступил как новатор, поставив важный философский вопрос о человеке, о его месте, роли в жизни, о том, что для него важно. “Что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?”, - это слова самого М. Горького. Невероятному успеху и признанию пьесы “На дне” способствовала также удачная постановка ее на сцене МХТ в 1902 году. В. Н. Немирович-Данченко писал М. Горькому: “Появление “Дна” одним ударом проложило целые пути театральной культуре... Имея в “На дне” образец подлинно народной пьесы, мы считаем этот спектакль гордостью театра”.
М. Горький выступил как создатель нового типа социальной драмы. Он верно, правдиво изобразил среду обитателей ночлежки. Это особая категория людей со своими судьбами и трагедиями.
Уже в первой авторской ремарке мы встречаем описание ночлежки. Это “подвал, похожий на пещеру”. Нищая обстановка, грязь, свет, идущий сверху вниз. Это еще более подчеркивает, что речь идет о самом “дне” общества. Сначала пьеса называлась “На дне жизни”, но потом Горький поменял название - “На дне”. Оно полнее отражает идею произведения. Шулер, вор, проститутка- представители изображенного в пьесе общества. Хозяева ночлежки также находятся на “дне” моральных правил, они не имеют в душе никаких нравственных ценностей, несут в себе разрушительное начало. Все в ночлежке происходит вдали от общего течения жизни, событий в мире. “Дно жизни” это течение жизни не захватывает.
Персонажи пьесы ранее принадлежали к разным слоям общества, но сейчас всех их объединяет одно - их настоящее, бесперспективность, неспособность изменить свою судьбу, да и какое-то нежелание это сделать, пассивное отношение к жизни. На первых порах от них отличается Клещ, но после смерти Анны и он становится таким же - он утрачивает надежду вырваться отсюда.
Различное происхождение определяет поведение, речь героев. Речь Актера содержит цитаты из литературных произведений. Речь бывшего интеллигента Сатина насыщена иноязычными словами. Слышится негромкая, неторопливая, успокаивающая речь Луки.
В пьесе множество различных конфликтов, сюжетных линий. Это отношения Пепла, Василисы, Наташи и Костылева; Барона и Насти; Клеща и Анны. Мы видим трагические судьбы Бубнова, Актера, Сатина, Алешки. Но все эти линии идут как бы параллельно, нет общего, стержневого конфликта между героями. В пьесе мы можем наблюдать конфликт в сознании людей, конфликт с обстоятельствами - это было необычно для русского зрителя.
Автор не рассказывает подробно историю каждого ночлежника, и все же мы имеем о каждом из них достаточно сведений. Жизнь одних, их прошлое, например, Сатина, Бубнова, Актера, драматична, сама по себе достойна отдельного произведения. Обстоятельства вынудили их опуститься на “дно”. Другие, такие как Пепел, Настя, с рождения познали жизнь этого общества. В пьесе нет главных героев, все занимают примерно одинаковое положение. В перспективе же у них нет никакого улучшения в жизни, которая удручает своим однообразием. Все привыкли, что Василиса бьет Наташу, все знают об отношениях Василисы и Васьки Пепла, все устали от страданий умирающей Анны. Никто не обращает внимания на то, как живут другие; связей между людьми нет; никто не способен прислушаться, посочувствовать, помочь. Не зря Бубнов повторяет, что “ниточки-то гнилые”.
Люди уже ничего не хотят, ни к чему не стремятся, считают, что все на земле лишние, что их жизнь уже прошла. Они презирают друг друга, каждый считает себя выше, лучше других. Все сознают ничтожность своего положения, но не пытаются выбраться, перестать влачить жалкое существование и начать жить. А причина этого в том, что они привыкли и смирились.
Но не только социально-бытовые проблемы поднимаются в пьесе, герои спорят также о смысле человеческой жизни, о ее ценностях. Пьеса “На дне” является глубокой философской драмой. Люди, выброшенные из жизни, опустившиеся на “дно”, спорят о философских проблемах бытия.
М. Горький поставил в своем произведении вопрос о том, что полезнее человеку: правда реальной жизни или утешительная ложь. Этот-то вопрос и вызвал столько споров. Проповедником идеи сострадания, лжи служит Лука, который всех утешает, всем говорит добрые слова. Он уважает*^ каждого человека (“ни одна блоха не плоха, все черненькие”), видит в каждом доброе начало, считает, что человек все может, если захочет. Наивно пытается пробудить в людях веру в себя, в свои силы и возможности, в лучшую жизнь.
Лука знает, насколько важна для человека эта вера, эта надежда на возможность и реальность лучшего. Даже просто доброе, ласковое слово, слово, поддерживающее эту веру, способно дать человеку опору в жизни, твердую почву под ногами. Вера в свою способность изменить, улучшить собственную жизнь примиряет человека с миром, так как он погружается в свой выдуманный мир и живет там, прячась от пугающего его реального мира, в котором человек не может себя обрести. И в реальности этот человек бездеятелен.
Но это касается только слабого, потерявшего веру в себя человека.
Поэтому такие люди и тянутся к Луке, слушают его и верят ему, потому что его слова - чудодейственный бальзам на их измученные души.
Анна слушает его потому, что он один посочувствовал ей, не забыл про нее, сказал ей доброе слово, которого она, может быть, никогда и не слышала. Лука вселил в нее надежду на то, что в другой жизни она не будет страдать.
Настя тоже слушает Луку, потому что он не лишает ее иллюзий, из которых она черпает жизненные силы.
Пеплу он дает надежду на то, что тот сможет начать жизнь заново там, где никто не знает ни Ваську, ни его прошлого.
Актеру Лука говорит о бесплатной лечебнице для алкоголиков, в которой тот сможет вылечиться и снова вернуться на сцену.
Лука не просто утешитель, он философски обосновывает свою позицию. Одним из идейных центров пьесы становится рассказ странника о том, как он спас двух беглых каторжников. Главная мысль горьковского персонажа здесь в том, что спасти человека и научить добру может не насилие, не тюрьма, а только добро: “Человек может добру научить...”
Другим обитателям ночлежки не нужна философия Луки, поддержка несуществующих идеалов, потому что это более сильные люди. Они понимают, что Лука лжет, но лжет из сострадания, любви к людям. У них возникают вопросы о необходимости этой лжи. Все рассуждают, и у каждого есть своя позиция. Все ночлежники участвуют в споре о правде и лжи, но не очень серьезно относятся друг к другу.
В противовес философии странника Луки Горький представил философию Сатина и его суждения о человеке. “Ложь - религия рабов и хозяев... Правда- бог свободного человека!” Произнося монологи, Сатин не рассчитывает в чем-либо убедить окружающих. Это его исповедь, итог его долгих размышлений, крик отчаяния и жажда действия, вызов миру сытых и мечта о будущем. Он с восхищением говорит о могуществе человека, о том, что человек создан для лучшего: “человек - это звучит гордо!”, “человек выше сытости”, “не жалеть..., не унижать его жалостью... уважать надо”. Этот монолог, произносимый среди оборванных, опустившихся обитателей ночлежки, показывает, что вера в подлинный гуманизм, в правду не угасает.
Пьеса М. Горького “На дне” является острой социально-философской драмой. Социальной, так как в ней представлена драма, вызванная объективными условиями жизни общества. Философский же аспект драмы каждым поколением переосмысливается по-новому. Образ Луки долгое время оценивался однозначно отрицательно. Сегодня, ввиду исторических событий последнего десятилетия, образ Луки прочитывается во многом иначе, он стал гораздо ближе к читателю. Я считаю, что однозначного ответа на вопрос автора нет. Все зависит от конкретной обстановки и исторической эпохи.