Племя африки берберы. Самый загадочный народ

Страница 1
ТУНИССКИЕ БЕРБЕРЫ: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Т.И. Герасименко


Тунис страна, пользующаяся все большей популярностью среди туристов. Страна не лишена экзотики, безопасна во всех отношениях. Туристов здесь холят и лелеют: они одна из главных статей дохода. Рекламные проспекты в туристических бюро и Интернете приглашают посетить «окаймленную средиземноморской лазурью цепочку пляжей с чистейшим белым песком», «необъятные просторы раскаленных жгучим солнцем песков и райские оазисы Сахары», полюбоваться «лесами пробкового дерева и оливковыми плантациями», «строгими силуэтами гор в сочетании с руинами древних городов, храмами, античными скульптурами», вдохнуть пряный аромат жасмина, насладиться экзотикой национальной кухни, посетить «живописные города и современные деревни троглодитов». И вы действительно сможете все это увидеть и почувствовать, однако то, что показывают туристам, лишь небольшая часть Туниса. Тунис – это не только средиземноморская лазурь и памятники античной старины. Это – целый мир, а точнее, три совершенно разных мира. Разница имеет географическую окраску. Это обнаруживается уже из окна самолета при ясной погоде.

Первый Тунис – наиболее плотно застроенная ухоженная прибрежная полоса отелей и проложенные туристические маршруты лубочная картинка для туристов. Это рай, в который вы погружаетесь, поселившись в отеле. Чудесное теплое море, белый мелкий песок, который даже экспортируют на Лазурный берег во Францию, замечательная экскурсионная программа, где в первую очередь вам порекомендуют посетить Сахару и прочие районы с берберской этнокультурной спецификой. Если вы не будете удаляться от отеля и рекомендованного маршрута, то этот Тунис, как в сказочном сне, будет манить вас снова и снова, оставит самые радужные воспоминания.

Второй Тунис – арабский. Этот Тунис уже не такой безупречный, и он все менее безупречен по мере удаления от побережья. Стоит прогуляться в сторону от моря в промежутках между солнечными ваннами и очередным приемом пищи, и вы станете свидетелями реальной жизни хозяев своей страны – арабов, преимущественно городских жителей. Тунисские арабы очень разные по социальному статусу и материальному положению, и это хорошо видно по жилищам, одежде и автомобилям. Даже в столице различия очевидны, стоит только слегка удалиться от центральных площадей и проспектов Хабибы Бургибы и Французской улицы 1 . Встретятся вам в городах и представители других народов – евреи, французы и даже, если повезет, русские. Но их совсем немного по сравнению с автохтонным населением, и они практически не влияют на общую этническую картину, хотя культурный след многих из них, особенно французов, существенный. Он проявляется в архитектурной специфике, особенно в столице, в языке, да и в образе жизни тунисцев, которых можно считать самыми европеизированными из всех жителей Арабского мира. Женщины здесь свободно перемещаются без сопровождения мужчин 2 , не прячут лица, не редкость – работающая тунисская женщина. Мужчины бреют бороды. Выполнение этого правила, введенного президентом 3 , жестко контролируется. Некоторые женщины носят хиджабы, на это смотрят снисходительно, но бороды у мужчин недопустимы.

Главные улицы, построенные во времена французского господства, очень напоминают Францию. Потрясающий католический костел, здание театра с сидящими на ступенях молодыми людьми – ну чем не парижская опера? Просторные, красивые площади. Однако стоит удалиться от центра, и вы обречены долго бродить в лабиринтах узких петляющих арабских улочек, не блещущих чистотой. Здесь уже никто не ответит вам по-английски.

Существует и третий Тунис – берберский. Это сельский, патриархальный Тунис. Берберы (берберийцы) – многострадальный народ, искусственно разделенный границами стран Магриба. До прихода на эти земли в VII-VIII веках н.э. арабов берберы не знали препятствий для свободного перемещения по просторам северной Африки. Теперь же во всех странах, где проживают берберы, они находятся на положении национальных меньшинств, хотя по реальной численности далеко не везде в меньшинстве. Ареал проживания берберов – типичный трансграничный этнокультурный регион. Их проблемы чем-то похожи на проблемы курдов, правда, ведут они себя иначе, а за свои права если и борются, то исключительно мирными методами. Создано, например, международное культурное берберское движение Амазиг 4 , которое провозглашает целью добиться равного статуса в странах, населенных берберами, для берберского языка наряду с арабским. К примеру, марокканские берберы активно выступают за право называть детей берберскими именами и использовать берберскую топонимию.

Точных данных о численности берберов нет. По разным источникам, в мире их насчитывается от 12 до 40 млн. человек. Такой разброс в оценках не случаен. Правительства арабских государств стремятся занизить (или вообще проигнорировать) численность берберов. Больше всего берберов проживает в Марокко (по официальным данным примерно половина всех берберов, они составляют 60% населения этой страны), еще 30% в Алжире, остальные распределены примерно в равных пропорциях между Тунисом, Ливией и Египтом. Кроме того, существенные группы берберов проживают во Франции (1.2 млн. чел.), Бельгии, Нидерландах, Германии, США и Австралии. По оценкам берберских экспертов, берберы составляют не менее 45% населения Туниса, хотя по официальным данным их от 1 до 5%. Максимальная цифра, которую называют официальные лица, – 9%.

История берберов насчитывает, по разным источникам, от 3 до 11 тыс. лет. По некоторым сведениям, именно берберы создали в Северной Африке цивилизацию, наследниками которой явились древние египтяне, и культура берберов дала начало всей магрибской культуре. В любом случае, к моменту прихода сюда арабов в VII-VIII веках берберы были безраздельными хозяевами всей территории Северной Африки 5 , пережив финикийскую и древнеримскую цивилизации, следы которых сохранились на территории стран Магриба до настоящего времени.

Арабы оттеснили берберов в глубь территории, в полупустынные, пустынные и горные районы, насильно исламизировали и попытались ассимилировать их. Конечно, в случае положительного результата политики ассимиляции было бы очень удобно: нет этноса – нет проблемы. Методы использовались разные: например, до 40-х годов XX в. берберов пытались расселить совместно с арабами. В России такая политика проводилась в свое время по отношению, например, к мордве, которую расселяли чересполосно с русскими, всячески пропагандируя межэтнические браки. Это дало свои результаты, причем способствовало сближению русского и мордовского этносов то, что главными авторами и дирижерами проекта были представители мордовской элиты – со времен патриарха Никона. Однако в Тунисе, где процессом руководили арабы, эта идея потерпела фиаско.

В современной этногеографической литературе можно встретить мнение о том, что берберская культура близка к исчезновению, а мировая цивилизация может в скором будущем лишиться части культурного наследия. В ряде источников, например, указывается, что в Тунисе сформировалась единая арабско-берберская нация. В других говорится, что берберы практически исчезли как этнос в результате процессов естественной ассимиляции. Ряд авторов считают, что единого берберского этноса не существует, есть группа разных по происхождению и культуре племен.

Однако автору данной статьи лично удалось убедиться, что это не так. Несмотря на запрет берберского языка для использования в школах и официальных учреждениях, на отсутствие печатных изданий, кинематографа, театра и другие меры, берберы сохранили свой менталитет, культуру, образ жизни, язык. Ислам был принят и в целом сыграл роль в объединении населения. Однако среди берберов распространен синкретизм – сочетание элементов ислама с доисламскими культами. Разумеется, в условиях сильного государства все соблюдают необходимые законы и правила и выполняют мусульманские обряды: посещают мечети, соблюдают посты. Но доисламские верования (анимизм) очень сильны. Обряды, связанные с силами природы, выполняются с еще большим усердием, чем мусульманские. Так, вскоре после рождения ребенка на его лице – на лбу, щеках, подбородке – специальными инструментами наносятся рисунки в виде крестов, шрамы от которых сохраняются в течение всей жизни. Согласно обряду, необходимо, чтобы кровь человека окропила мать-землю, которая даст силы и счастье.

Годы французского господства, с одной стороны, были сложными для берберского населения. В годы первой и второй мировых войн их использовали в качестве пушечного мяса – призывали в армию и заставляли воевать под французским флагом. Очень многие погибли. В то же время политика противопоставления берберского населения арабскому, проводившаяся французскими властями (разделяй и властвуй – банально, но действует), способствовала их консолидации. В Марокко, например, многие берберы приняли в этот период католичество. В Тунисе такого не произошло, но сделанный акцент на разногласиях между арабами и берберами привел к усилению неприязни, с новой силой проявившейся после ухода французов, когда арабы постарались взять реванш.

После освобождения страны от французского господства целый ряд факторов – бедность, неустроенность, усиление курса на арабизацию и ущемление этнических прав, в том числе и берберской буржуазии и немногочисленной интеллигенции – привел к новой вспышке этнического самосознания в берберском обществе и консолидации народа. Распространенная неточность в литературе о берберах – попытки представить их в виде нескольких разных племен, разрозненных и разноязычных. Наши опросы и интервью показали, что самоидентификация тунисских берберов однозначна. Они считают себя единым этносом, объединенным этнонимом «берберы», и при этом не отделяют себя от берберов из соседних стран 6 . Вместе с тем, внутри этноса различаются как минимум четыре этнокультурные группы, что обусловлено разными факторами, прежде всего различиями кормящего ландшафта. Явно обособлены оседлые берберы, проживающие на равнинах и занимающиеся растениеводством. Часть из них довольно зажиточна. Вторая группа – горные берберы, ведущие полукочевой образ жизни, связанный с отгонно-пастбищным животноводством в предгорьях и горных районах. Третья группа – полукочевники и погонщики верблюдов, населяющие районы Сахары. И четвертая группа – приморские берберы, чья жизнь связана с рыболовством. Разумеется, это деление условно и не отражает в полной мере структуру берберского общества. Эти группы неоднородны, внутри каждой из них существенны различия, обусловленные социальным статусом (в некоторых источниках упоминается о кастовых различиях, но автор статьи их не обнаружила), уровнем и образом жизни.

В Тунисе берберы проживают компактно в нескольких районах. Большинство ареалов этнически однородны, но есть районы со смешанным арабско-берберским населением, сформированные в результате политики сселения. С помощью берберских экспертов нами была составлена картосхема берберских ареалов. На ней обозначены берберские районы. Коротко о них.

Неофициальной столицей тунисских берберов считается Матмата (1), расположенная в южной части страны. Это один из старейших районов, вместе с окрестными поселениями насчитывающий около 70 тыс. жителей. Именно здесь можно почувствовать и понять настоящую душу пещерных жителей. Южнее Матматы расположены еще два похожих по образу жизни берберских района, насчитывающие по 50-60 тыс. человек, – Татавин (2) и приозерный Кебили (3). В этих районах также сохранились пещеры, в которых до сих пор живут беребы, откочевывая в определенные сезоны в Сахару, где почти нет постоянных поселений, и лишь крайне редкие населенные пункты заселены немногочисленным берберским населением. Ряд населенных пунктов Матматы и Кебили обусотроены и используются для обслуживания любопытных туристов, которых привлекают знаменитые «пещеры троглодитов». В Габесе туристам демонстрируют финиковые пальмы в оазисе Шенини, а также берберские подземные жилища. В этом районе Спилберг снимал «Звездные войны» и «В поисках потерянного ковчега». А в Дузе восхищенные туристы любуются раскаленными песками, барханами, катаются на верблюдах и джипах. Все эти приключения, разумеется, не имеют ничего общего с настоящей жизнью берберов. Далее туристы направляются через пересохшее соленое озеро – солончак Эль-Джерид. Дорога лежит в еще один берберский район Туниса – Тамерзу (4), где проживают около 1 млн. берберов. Это район, менее всего контролируемый правительством. Все берберы знают, что при желании там можно найти себе занятие, приносящее доход. Здесь действуют свои законы, фактически все контролирует местная мафия. Государственная граница не признается, международный транзит и трафик контрабанды приобрел большие масштабы.

Табарка (5) является еще одним центром берберского района, где проживают примерно 100 тыс. берберов. Северо-западная приморская территория с обильными осадками выделяется хорошо развитым сельским хозяйством и рыболовством. Славится район джазовыми международными фестивалями. Эль-Кеф (6) – район на северо-западе Туниса, у границы с Алжиром, где проживают более 200 тыс. берберов. Это район кинофестивалей.

В районе Келибии (7) проживают примерно 120 тыс. морских берберов, занятых преимущественно рыболовством, и еще около 50 тыс. – в районе Загвана (8).

Горный район Тебурсук (9), протянувшийся между столицей страны Тунисом и Эль-Кефом, заселен немногочисленным берберским полукочевым населением, проживающим в пещерах безо всяких удобств, электричества и транспорта. Это самый бедный берберский район.

Еще в нескольких районах берберы проживают вместе с арабами, однако, как правило, поселения разделены по этническому признаку. Таков район Кайруана (10), где 100 тыс. берберов живут на одной территории с примерно таким же количеством арабов. Арабское население сосредоточено в городах, а берберское – в небольших деревеньках, откуда ежедневно направляются в города на работу. Еще один смешанный район – с центром в Кассерине (11), где проживают примерно 80 тыс. берберов и 50 тыс. арабов. Это растениеводческий район с садоводческой специализацией. Здесь выращивают самые лучшие яблоки в Тунисе. В районе Гафсы (12) примерно 80% составляет берберское население, 20% арабское. На восточном побережье, в районе Сфакса-Эль-Джема (13), проживает преимущественно арабское население. Берберы приезжают сюда из соседних районов на заработки, постоянное берберское население составляет лишь около 5%. Это район с хорошо развитой промышленностью, сельским хозяйством и туризмом, получивший импульс благодаря усилиям первого президента Туниса. Хабиб Бургиба, вернувшись из Франции, где он учился, в 1956 г., после освобождения Туниса от французского господства, являлся по сути дела французским ставленником. Оценки его правления неоднозначны. С одной стороны, он много сделал для развития экономики страны, с другой – режим его правления характеризовался диктаторскими методами. Толчок для экономического развития получили лишь арабские районы.

В районе Сиди-Бу-Саида (14) сохранилась берберская архитектура, поэтому он производит впечатление берберского. Однако с этих прекрасных мест на северо-восточном побережье все берберы были выселены за пределы 20-километровой зоны. Живут они в маленьких деревнях около столицы – Туниса. В этом городе с преимущественно арабским населением проживают 1.7 млн. человек. Берберов же около 10 тысяч. Зато в столице много представителей некоренных народов, о чем говорит наличие в городе католического костела, синагоги и даже православного храма.

При характеристике тунисских берберов заслуживает внимания еще один район – Бизерта (15). Это военный городок, где расквартирован арабский офицерский корпус. Берберы здесь тоже есть, но в тунисской армии они могут быть только солдатами.

Как видно из краткого описания, берберские районы сильно различаются в географическом отношении. Берберское общество сложно устроено. Объединяет всех берберов то, что они являются самыми отсталыми среди населения страны, среди них наиболее высоки показатели неграмотности, безработицы и смертности. Берберы ведут патриархальный образ жизни, сосредоточены они главным образом в сельской местности, в горных, полупустынных и пустынных районах.

Наиболее подробно нам удалось ознакомиться с жизнью берберов в районе Загвана (8). Он расположен неподалеку от туристического центра Хаммамета, примерно в 20 километрах от побережья. Но здесь уже совсем не курортная жизнь. Жители этого района, как и подавляющая часть берберов, занимаются животноводством и растениеводством. Есть среди них полукочевники и кочевники (сами берберы называют таких «цыганами»). Выращивают оливы, финики, фруктовые деревья (гранаты, сливы, фиги, цитрусовые, яблоки и др.), овощи, в горах – чай. Разводят овец, коров, которые поразили меня своими маленькими размерами (очень похожи на коров в горных районах Дагестана), птицу (кур, индюков).

Поселения берберов небольшие городки, деревни, временные поселения (нечто вроде наших полевых станов), пещеры представляют собой по сути дела резервации. Большинство из них лишены элементарных удобств – электричества, водопровода, канализации, телефонов. Отсутствует транспортная связь со столицей и другими городами. За водой из деревень женщины ходят с сосудами за несколько километров к специальным источникам. Моются в близлежащей реке либо ином водоеме. В некоторых населенных пунктах (лишь в тех, где есть вода) построены бани – ханан. Редкое исключение деревня Бени-Дерраж. Ее жители являются счастливыми обладателями электричества и водопровода. Эти блага цивилизации появились здесь благодаря огромным усилиям выходцев из этой деревни, работающих в городах. Они много писали в средства массовой информации о проблемах земляков и добились успеха: правительство обратило на них внимание.

Далеко не во всех поселениях есть школы, и большинству детей приходится ходить за знаниями пешком ежедневно за 6-8 км. Арабы, как мужчины, так и женщины, проживая в городах, имеют гораздо больше возможностей получить образование. Они знают иностранные языки и многие свободно общаются не только по-французски (что вполне объясняется колониальным прошлым), но и по-английски. Многие женщины водят автомобили.

В берберских поселениях наиболее распространен гужевой транспорт. Много велосипедов. Автомобили имеют лишь избранные, те, кому удалось найти работу в городе.

Все эти проблемы выталкивают берберов в города на заработки. Однако далеко не всем удается найти работу, хотя бы временную.

Вопреки распространенному в литературе тезису о воинственности берберов, они очень миролюбивы и безобидны, приветливы и гостеприимны. Они хотели бы бороться за свои права, но не знают, как это делать. Война не для них, а другие способы им малодоступны в силу их униженного положения.

Наше пребывание совпало с мусульманским постом. В рамадан от рассвета до заката все исламское население Туниса не ест и не берет ни капли воды в рот. Детям, беременным женщинам и туристам делаются послабления. Правда, берберы говорили мне, что они могут принимать пищу и воду, но не на глазах у публики, однако я ни разу не видела, чтобы они это делали. Такое рвение обусловлено не только необходимостью приспосабливаться к жизни исламского государства. Все тунисцы убеждены, что воздержание от еды и питья полезно для здоровья. Пока не село солнце, мне, как гостье, предлагали фрукты и берберские лепешки, понимая, что иностранное создание может не перенести тягот мусульманского поста. Я была сыта впечатлениями, но не могла удержаться, чтобы не попробовать плод кактуса – удивительный фрукт, по вкусу и сочности напоминающий киви, но без его кислоты.

После заката все усаживаются в комнате за маленьким круглым столиком на покрытых покрывалами матрасах и подушках, расстеленных прямо на полу. Едят берберы вилками и ложками. В доме, несмотря на дефицит воды, чистота и порядок.

Берберская пища связана с их занятиями и образом жизни. В их рационе много фруктов, овощей, оливок, мяса, сладостей. Гостю обязательно предложат берберский суп, заправленный лимоном, кус-кус (что-то среднее между казахским бешбармаком и узбекским пловом), брик (блюдо, чем-то похожее на блинчики с творогом). В Тунисе не введен сухой закон, в нем нет необходимости. Когда вам предлагают «выпить чего-нибудь», не следует понимать это буквально, как мы привыкли в России. Вам предложили всего лишь чашку кофе или чая. Кстати, берберский чай очень своеобразен. Его выращивают высоко в горах и готовят специальным образом. Употребляется как черный, так и зеленый чай. В нашей культуре похожий способ приготовления известен под названием «чефир». Щедрая горсть заварки на небольшой чайник заливается водой, засыпается горстью сахара и преет на древесных углях в течение 15 минут. Пьют из небольших рюмок. Мне лично этот напиток очень понравился, только рекомендовали им не увлекаться, особенно на ночь. Пьют берберы также особый напиток с кедровыми орешками (тоже называют его чаем), молоко, а также купленные в соседних городах колу и прочие «западные» напитки.

Отношения между полами среди берберов более свободны, чем среди арабов. Берберские девочки и мальчики довольно свободно общаются. Берберы терпимо относятся к невесте, потерявшей девственность до свадьбы, в то время как у арабов это недопустимо. Свадьба длится 7 дней. Алкогольные напитки полностью исключены.

Добропорядочная берберская женщина, потерявшая мужа, не выйдет замуж второй раз, даже если у нее на руках шестеро детей (прежде всего ради их благополучия), но ей вовсе не возбраняется иметь бойфренда. В арабских школах (например, я наблюдала это в столице страны – Тунисе), несмотря на совместное обучение, на переменах дети разделены по половому признаку. Несмотря на совместное обучение, у мальчиков и девочек свои собственные интересы, и они не пересекаются.

Более свободны берберские женщины по сравнению с арабками и в выборе одежды. Берберки очень любят белый цвет, прочим украшениям предпочитают серебро. Часть арабок отдают предпочтение европейской одежде, но даже работающие женщины часто носят традиционные платки или покрывала.

Несмотря на довольно свободные нравы, все же берберскую женщину нельзя считать абсолютно свободной. На ней лежит вся тяжесть домашней работы, за исключением самой тяжелой, которую выполняют мужчины.

Берберы не демонстрируют свои интимные отношения. Сильные чувства, которые часто бушуют в их душах, скрываются под внешне спокойным и непринужденным видом. Тем не менее, заботу о детях и родителях они проявляют открыто.

Арабы в Тунисе занимают все правительственные посты, все более или менее значимые должности. Де-юре берберы имеют равные права с арабами, но де-факто они бесправны. Они не имеют собственных газет, хотя имеют письменность, телевизионных или радиопередач, кинематографа, театра. Они вынуждены смотреть арабские фильмы. Обучение в школе ведется только на арабском языке. Большинство имеют возможность получить только начальное образование. Но и те, кому удается «пробиться», вряд ли могут рассчитывать на высокий пост или должность.

Часть берберской интеллигенции и буржуазии проживает в городах. Но там они сталкиваются с проблемами. Приходится преодолевать препятствия при развитии бизнеса. Например, в Набуле было закрыто кафе, построенное и расписанное берберами, в котором собирались представители берберской интеллигенции для общения. Кафе было закрыто неожиданно, без предупреждения, а берберский студент, расписавший его стены, был арестован. Арабские охранники не пустили хозяев в их законное владение.

Берберский этнокультурный элемент широко используется для привлечения туристов не только в районах проживания этого народа, но и в городах. Например, берберское кафе в Хаммамедской Медине, владельцами которого являются арабы. Еще пример отель Лелла Бея (Lella Beya) в берберском стиле, построенный по проекту берберского архитектора Шокри (Chokri) в Хаммамете. Архитектор попытался показать, какой культуры может в скором будущем лишиться мировое сообщество. Он представил не только архитектурный стиль, но и элементы быта. Отель в настоящее время принадлежит арабским владельцам. Берберы не получают от этого бизнеса никаких дивидендов.

Разумеется, в основе большинства берберских проблем лежат экономические и социальные причины. Естественно, сельские жители менее образованы, чем городские, их уровень жизни ниже, возможностей сделать карьеру меньше. Но причины не сводятся лишь к объективным. Например, отсутствие налаженной транспортной связи берберских районов со столицей никак не может быть объяснено уровнем образования местного населения. То же можно сказать о телефонизации, электрификации и водоснабжении этих поселений. Остается надеяться, что правительство по мере роста экономики страны постарается эти проблемы решить.

1 Кстати, в Тунисе улицей считается лишь одна линия домов, как на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, противоположная сторона имеет уже другое название.

3 Находящийся у власти президент проводит жесткую политику европеизации по аналогии с Петром I или Ататюрком.

4 Амазиг – язык берберов, он принадлежит к ливийско-гуанчской группе афразийской семьи. На его диалектах говорят берберские субэтносы. Нередко даже в солидных изданиях можно встретить распространенное заблуждение о том, что амазиг – самоназвание части берберов.

5 Византийцам, которые пытались контролировать тогда Северную Африку, реально принадлежалим только городские форпосты.

6 При этом туарегов, нередко причисляемых к берберам, сами берберы считают хоть и «двоюродными братьями», но совсем иным народом. Туареги обособились в результате процессов этнического разделения после их изгнания арабами в южные районы Сахары.


страница 1 Нидерланды : 158 000
  • САДР САДР : 144 000
  • Тунис Тунис : 102 500
  • Бельгия Бельгия : 91 000
  • Италия Италия : 39 000
  • Германия Германия : 36 000
  • Египет Египет : 34 000
  • Мавритания Мавритания : 10 500
  • Канада Канада : 10 000
  • Великобритания Великобритания : 6 100
  • Сенегал Сенегал : 2 800
  • Народности


    Среди многочисленных берберских народов можно выделить основные:

    1. Амацирги проживают в северном Марокко , на крайней северо-западной береговой полосе материка (т. н. Риф , от которого население его, славившееся своими морскими разбоями, было известно под названием рифских пиратов) и самую северную часть Атласа до провинции Телла .
    2. Народ шиллу в южном Марокко , занимает часть большой равнины вдоль Ум-эр-Ребиа и Тензифт , часть южного Атласа до крайних разветвлений его на берегу Атлантического океана .
    3. Кабилы - народ в Алжире (из кабилов наиболее известен Зинедин Зидан).
    4. Шауйя - народ в Алжире , населяет Орес (2 325 000 человек). Главный город - Батна . Известные представители - Массинисса , аль-Кахина и Ламин Зеруаль - 4-й президент Алжира).
    5. Берберы Сахары , населяющие пустыни, живут, разделенные огромными пространствами. Наиболее известные из них: народность бени-мезаб , или мозабиты , берберы, населяющие Хадам , Сокну (на границе Феццана), Аудшилу , Сиву , народность туарегов .

    Спорным остаётся вопрос о принадлежности к берберам гуанчей , частично вымершего, а частично ассимилированного испанцами коренного населения Канарских островов .

    История

    Предки берберов, ливийцы, жившие к западу от Египта, упоминаются в древнеегипетских надписях .

    См. также

    • Матмата и Татауин - памятники традиционной берберской архитектуры, изображённые в киносаге «Звёздные войны » как планета Татуин .

    Напишите отзыв о статье "Берберы"

    Примечания

    1. .
    2. .
    3. .
    4. .
    5. .
    6. .
    7. .
    8. .
    9. .
    10. .
    11. .
    12. .
    13. .
    14. .
    15. .
    16. .
    17. Народы мира. Люди, культуры, образы жизни. пер. с немецкого Л.Кайсарова // «Die Volker der Erde». - М .: Аст, Kunth, 2009. - С. 54. - 143 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-17-059220-3 .
    18. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

    Литература

    • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    • Антология берберской литературы (кабилы). Т.I - II в IV частях / Сост. и отв. ред. С. В. Прожогина. М.: Институт востоковедения РАН, 2001.- 871 с.
    • Brett, Michael; Fentress, Elizabeth (1997) [ISBN 0-631-16852-4 ], The Berbers (The Peoples of Africa), – Ты дуг"ака то не представляй, – сказал Денисов, сердито покашливая. – Зачем пег"вого не пг"ивел?
      Тихон стал чесать одной рукой спину, другой голову, и вдруг вся рожа его растянулась в сияющую глупую улыбку, открывшую недостаток зуба (за что он и прозван Щербатый). Денисов улыбнулся, и Петя залился веселым смехом, к которому присоединился и сам Тихон.
      – Да что, совсем несправный, – сказал Тихон. – Одежонка плохенькая на нем, куда же его водить то. Да и грубиян, ваше благородие. Как же, говорит, я сам анаральский сын, не пойду, говорит.
      – Экая скотина! – сказал Денисов. – Мне расспросить надо…
      – Да я его спрашивал, – сказал Тихон. – Он говорит: плохо зн аком. Наших, говорит, и много, да всё плохие; только, говорит, одна названия. Ахнете, говорит, хорошенько, всех заберете, – заключил Тихон, весело и решительно взглянув в глаза Денисова.
      – Вот я те всыплю сотню гог"ячих, ты и будешь дуг"ака то ког"чить, – сказал Денисов строго.
      – Да что же серчать то, – сказал Тихон, – что ж, я не видал французов ваших? Вот дай позатемняет, я табе каких хошь, хоть троих приведу.
      – Ну, поедем, – сказал Денисов, и до самой караулки он ехал, сердито нахмурившись и молча.
      Тихон зашел сзади, и Петя слышал, как смеялись с ним и над ним казаки о каких то сапогах, которые он бросил в куст.
      Когда прошел тот овладевший им смех при словах и улыбке Тихона, и Петя понял на мгновенье, что Тихон этот убил человека, ему сделалось неловко. Он оглянулся на пленного барабанщика, и что то кольнуло его в сердце. Но эта неловкость продолжалась только одно мгновенье. Он почувствовал необходимость повыше поднять голову, подбодриться и расспросить эсаула с значительным видом о завтрашнем предприятии, с тем чтобы не быть недостойным того общества, в котором он находился.
      Посланный офицер встретил Денисова на дороге с известием, что Долохов сам сейчас приедет и что с его стороны все благополучно.
      Денисов вдруг повеселел и подозвал к себе Петю.
      – Ну, г"асскажи ты мне пг"о себя, – сказал он.

      Петя при выезде из Москвы, оставив своих родных, присоединился к своему полку и скоро после этого был взят ординарцем к генералу, командовавшему большим отрядом. Со времени своего производства в офицеры, и в особенности с поступления в действующую армию, где он участвовал в Вяземском сражении, Петя находился в постоянно счастливо возбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого нибудь случая настоящего геройства. Он был очень счастлив тем, что он видел и испытал в армии, но вместе с тем ему все казалось, что там, где его нет, там то теперь и совершается самое настоящее, геройское. И он торопился поспеть туда, где его не было.
      Когда 21 го октября его генерал выразил желание послать кого нибудь в отряд Денисова, Петя так жалостно просил, чтобы послать его, что генерал не мог отказать. Но, отправляя его, генерал, поминая безумный поступок Пети в Вяземском сражении, где Петя, вместо того чтобы ехать дорогой туда, куда он был послан, поскакал в цепь под огонь французов и выстрелил там два раза из своего пистолета, – отправляя его, генерал именно запретил Пете участвовать в каких бы то ни было действиях Денисова. От этого то Петя покраснел и смешался, когда Денисов спросил, можно ли ему остаться. До выезда на опушку леса Петя считал, что ему надобно, строго исполняя свой долг, сейчас же вернуться. Но когда он увидал французов, увидал Тихона, узнал, что в ночь непременно атакуют, он, с быстротою переходов молодых людей от одного взгляда к другому, решил сам с собою, что генерал его, которого он до сих пор очень уважал, – дрянь, немец, что Денисов герой, и эсаул герой, и что Тихон герой, и что ему было бы стыдно уехать от них в трудную минуту.
      Уже смеркалось, когда Денисов с Петей и эсаулом подъехали к караулке. В полутьме виднелись лошади в седлах, казаки, гусары, прилаживавшие шалашики на поляне и (чтобы не видели дыма французы) разводившие красневший огонь в лесном овраге. В сенях маленькой избушки казак, засучив рукава, рубил баранину. В самой избе были три офицера из партии Денисова, устроивавшие стол из двери. Петя снял, отдав сушить, свое мокрое платье и тотчас принялся содействовать офицерам в устройстве обеденного стола.
      Через десять минут был готов стол, покрытый салфеткой. На столе была водка, ром в фляжке, белый хлеб и жареная баранина с солью.
      Сидя вместе с офицерами за столом и разрывая руками, по которым текло сало, жирную душистую баранину, Петя находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того уверенности в такой же любви к себе других людей.
      – Так что же вы думаете, Василий Федорович, – обратился он к Денисову, – ничего, что я с вами останусь на денек? – И, не дожидаясь ответа, он сам отвечал себе: – Ведь мне велено узнать, ну вот я и узнаю… Только вы меня пустите в самую… в главную. Мне не нужно наград… А мне хочется… – Петя стиснул зубы и оглянулся, подергивая кверху поднятой головой и размахивая рукой.
      – В самую главную… – повторил Денисов, улыбаясь.
      – Только уж, пожалуйста, мне дайте команду совсем, чтобы я командовал, – продолжал Петя, – ну что вам стоит? Ах, вам ножик? – обратился он к офицеру, хотевшему отрезать баранины. И он подал свой складной ножик.
      Офицер похвалил ножик.
      – Возьмите, пожалуйста, себе. У меня много таких… – покраснев, сказал Петя. – Батюшки! Я и забыл совсем, – вдруг вскрикнул он. – У меня изюм чудесный, знаете, такой, без косточек. У нас маркитант новый – и такие прекрасные вещи. Я купил десять фунтов. Я привык что нибудь сладкое. Хотите?.. – И Петя побежал в сени к своему казаку, принес торбы, в которых было фунтов пять изюму. – Кушайте, господа, кушайте.
      – А то не нужно ли вам кофейник? – обратился он к эсаулу. – Я у нашего маркитанта купил, чудесный! У него прекрасные вещи. И он честный очень. Это главное. Я вам пришлю непременно. А может быть еще, у вас вышли, обились кремни, – ведь это бывает. Я взял с собою, у меня вот тут… – он показал на торбы, – сто кремней. Я очень дешево купил. Возьмите, пожалуйста, сколько нужно, а то и все… – И вдруг, испугавшись, не заврался ли он, Петя остановился и покраснел.
      Он стал вспоминать, не сделал ли он еще каких нибудь глупостей. И, перебирая воспоминания нынешнего дня, воспоминание о французе барабанщике представилось ему. «Нам то отлично, а ему каково? Куда его дели? Покормили ли его? Не обидели ли?» – подумал он. Но заметив, что он заврался о кремнях, он теперь боялся.

    Берберы – самый загадочный и древний народ из всех живущих на Земле. Именно берберы создали в Северной Африке цивилизацию, наследниками которой стали древние египтяне, и культура берберов стала родоначальницей культуры стран Магриба. . Эль-Ма́гриб — «там, где закат», так называли страны Африки к западу от Египта. На протяжении веков королевские династии Магриба были аристократические династии берберов, из берберов происходит род марокканских королей…

    Берберы (от греч. βάρβαροι, лат. barbari – «варвары») — так называют коренное население Северной Африки, в странах Магриба. По оценкам берберских экспертов, различные народности берберов составляют не менее 60% населения Марокко, 45% населения Туниса, около 25% населения Алжира, они живут также в Ливии, Египте, Мавритании, Мали, Нигере и других странах. Общая численность берберов около 30 миллионов человек, в странах Европы проживает 3 миллиона берберов — во Франции (1,2 млн чел.), Бельгии, Нидерландах, Германии, США и Австралии.


    Название «берберы» неизвестно большей части самих берберских народностей, так как было дано им европейцами по аналогии с «варварами» из-за непонятности их языка. Самоназвание берберов: амазиг, амахаг, амазир и даже амазай, что означает «свободный человек».
    Покоренные в VII веке арабами, берберы исповедуют ислам, в основном, они мусульмане-сунниты, сторонники суфизма и мистических учений, но есть среди берберов иудеи и христиане. Берберам удавалось на протяжении нескольких веков сопротивляться тотальной исламизации, сохранять свою независимость и совмещать мусульманские и христианские традиции со своими собственными культами, самобытным языком и культурой, остающейся и сегодня, почти, в неизменном виде.


    Не смотря на то, что по реальной численности берберские народы далеко не везде в меньшинстве в странах Магриба, они находятся на положении национальных меньшинств, и борются за свои права исключительно мирными методами. В Европе создано международное культурное берберское движение Амазиг, провозгласившее целью добиться равного статуса в странах, населенных берберами, для берберского языка статуса государственного наряду с арабским языком.

    Марокканские берберы требуют права называть детей берберскими именами и использовать берберскую топонимику (от др.-греч. τόπος «место» + ὄνομα «имя») в странах Магриба.

    Среди многочисленных берберских народов Магриба можно выделить основные национальности:

    1. Амазахи - проживают в северном Марокко, на крайней северо-западной береговой полосе материка (Риф, «рифские пираты») и самую северную часть Атласских гор до провинции Телла.
    2. Машуеш, Мазиес, Матмата – народы живущие большими общинами, они всё решают сообща, ценят внутренне тепло отношений и всячески помогают друг другу.
    3. Шилу, народ берберов, занимающий часть большой равнины вдоль Ум-эр-Ребиа и Тензифт, в южном Марокко.
    4. Кабилы (от арабского «qaba’il» — племя) - живущие в Алжире. Местность Кавелия (Kabylie) в Северной Африке.
    5. Шауйя - народ в Алжире, населяет Орес (Арес). Шауйя славятся «дурным глазом», и внушают суеверный страх их тайные знания, народная медицина, магия, они украшают свои лица характерными сакральными татуировками, из комбинаций крестов, точек и овалов.

    6. Туареги (траглодиты), их самоназвание - Имощаг, Имошаг - древний народ берберов, живущий в Алжире, Ливии, Марокко, Мали, Нигере, Буркина-Фасо. Они живут, разделенные огромными пространствами пустыни Сахары и населяют самые дальние уголки пустыни.
    7. Гараманты (греч. Γαράμαντες) - древний народ берберов, живущий с конца II тыс. до н. э. в Сахаре, и упомянутый впервые Геродотом в 500 году до н. э., как «очень великий народ». Берберы состояли из воинственных, отчаянных и задиристых племён берберов, проникавших, в степные просторы северной Африки на колесницах, запряжённых четвёрками лошадей. В VIII веке до н. э. в состав государства гарамантов входил весь нынешний Феззан, южные районы Триполитании и значительная часть Мармарики. В 19 году до н. э. государство гарамантов было захвачено и подчинено Римской Империи. В VII веке н. э. гараманты были покорены арабами. Гараманты говорили на языке берберской группы и использовали древнюю берберскую письменностью – «тифинаг», которое называют «древнеливийским», или берберо-ливийским языком.


    По данным глоттохронологии, в 6-м тысячелетии до нашей эры в долине Нила произошло отделение носителей пра-берберского языка от близкого языка пра-египтян. С начала 3-го тысячелетия до нашей эры о пра-берберах — ливийцах записано в текстах Древнего Царства и египетском искусстве, как о западных соседях Египта. Пра-язык берберо-ливийских языков разделился в конце 2-го тысячелетия до нашей эры, после поражения народов моря, и их союзников-ливийцев от египтян. Часть ливийских племён ушли от границ Египта и расселились на западе и юго-западе от Египта. Берберы были частью населения могущественного Египта. В истории Древнего Египта было даже несколько берберов-фараонов, известно, что !


    Современные берберы утверждают что они – прямые потомки этрусков и римлян. Все народности берберов – европеоидного облика, белокожие, с голубыми глазами, рано лысеющие, они абсолютно не похожи ни на арабов, ни на африканцев негроидной расы.


    У одного из величайших полководцев и государственных деятелей древности Ганнибала (247-183 г.г. до н. э.) текла берберская кровь. Ганнибал родился в Карфагене в семье полководца Гамилькара по прозвищу Барка — «молния», данную ему за его стремительность и тактику ведения боя против римских войск на Сицилии. В армии Ганнибала, воевавшей с римлянами в Испании, и разгромившей римлян в нескольких сражениях в Италии в 218 году до н.э., был целый кавалерийский корпус воинов-берберов. Воины Ганнибала люто ненавидели римлян и не раз сокрушали римские армии, за что римляне считали их вероломными.


    До вторжения арабов в VII веке, на севере Африки насчитывалось 9 берберско-еврейских княжеств: Борион, Нафуса, Орес, Лудалиб , Аль-Курдан, Шивава , Тальмесан, Вад-Драа и Тахир. Орес в Алжире стал центром иудео-берберских княжеств, которые, во главе с легендарной берберской царицей Кахиной , долгое время отражали атаки армий арабских завоевателей.
    Среди берберов широко распространены элементы «народного ислама» - культ святых, религиозные и религиозно-цеховые объединения, братства, восходящие к суфийским орденам - тарикатам.


    ТУАРЕГИ - мусульмане-сунниты. Однако берберы-туареги сохранили много доисламских обычаев — почитание культа матери – прародительницы рода, хранительницы древнего языка и традиций, у туарегов запрещено многожёнство. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, а мужчине позволительно быть неграмотным. Часть туарегов, населяющая Алжирскую Сахару и пустыню Тенере, кочует со стадами верблюдов и коз, разводят мелкий рогатый скот.
    Основные традиционные занятия всех народов берберов — кочевое и полукочевое скотоводство (верблюды, мелкий и крупный рогатый скот). Долгое время берберы сохраняли общинное пашенное землепользование («арш» – земляная мера), земледелие мотыжное, выращивали зерновые, ячмень, просо, пшеницу, бобовые, овощи занимались садоводством.
    У берберов сохраняются родо-племенные отношения, во главе племенного объединения стоит выборный совет старейшин - имзран и вождь (аглид, амгар). Устанавливаются межклановые союзы (тиуизи), и сотрудничество в выпасе скота (тауаллат). Центром племенной группы служит укреплённое селение тигремт или дшар.


    В древности общество туарегов было разделено на касты. Сами туареги худощавые, светлокожие, высокого роста воины, совершали набеги на соседние племена, захватывая людей в рабство, рабы были темнокожие и составляли низшую касту общества.

    Хáмса -значит «пять» — защитный амулет в форме ладони считается символом удачи и счастья , появился раньше ислама. Финикийцы ассоциировали ее с «Рукой Танит», супругой Баала или Владыки, лунной богини и покровительницей Карфагена . А на Кипре ее ассоциировали с Афродитой.

    Берберский любян — янтарь и хамса — рука Танит

    В древних легендах туарегов рассказывается о «матери-прародительнице» Тин-Хинан, которая пришла к ним из Марокко на белом верблюде со своей служанкой Такамат , и стала царицей. Самые прекрасные, молодые и сильные мужчины-женихи приезжали к царице Тин-Хинан, но царица поступала с мужчинами так же, как легендарные амазонки, она убивала их утром. Царица Тин-Хинан и служанка Такамат рожали детей, положив начало роду высшей и низшей касте туарегов, их чернокожие и белые потомки и сегодня объединены одним племенным именем. В 1925 году в районе древнего укрепления Абалессы в Ахаггаре нашли богатое захоронение женщины, многие туареги верят, что это гробница царицы Тин-Хинан.
    В XI веке арабские завоеватели вторглись на территорию племён берберов- туарегов в Северной Африке, и они отступили на запад и в самые дальние уголки пустыни Сахары, но все же были подвергнуты насильственной исламизации и арабизации.


    В Средние века туареги создали несколько государственных образований, просуществовавших не долго — Султанат Агадес контролировали важные перевалочные торговые пункты, город-государство Такедда на территории Нигера.
    В колониальной эре туареги, не смотря на сопротивление, были покорены французами и их земли были включены во Французскую Западную Африку, в колонии Нигер. Туареги поднимали восстания в 1916-1917 г.г., колониальная власть смогла подчинить племена туарегов только к 1923 г. Французская колониальная власть управляла туарегами через клановых лидеров, используя противоречия между родовыми кланами.

    Берберы строят дома из необожженной глины, украшая их узорчатыми окнами, и берберские долины называют долинами тысячи крепостей, так как их дома больше напоминают неприступные крепости.
    Вопреки распространенному в литературе мнению о воинственности берберов, они очень миролюбивые и безобидные земледельцы, в отличие от воинствующих торгашей финикийцев, римлян, греков, арабов. Берберами всегда кто-то правил, сначала египтяне, потом финикийцы, затем римляне, греки, арабы. Защищая свою свободу, независимость, язык, культуру и образ жизни, берберы научились воевать.


    Все народности и племена берберов объединены общим флагом-триколором, цвета которого олицетворяют море, горы и пустыню. Многие известные и прославленные люди из разных эпох являются выходцами из берберов, например, христианский богослов Святой Аврелий Августин, известный полководец Ганнибал .

    Значительная диаспора берберов проживает во Франции, из неё происходит ряд известных личностей, например, французская певица Эдит Пиаф — настоящее имя Эдит Джованна Гассион.

    Прозвище Piaf, в просторечье означающее «воробышек», стало сценическим псевдонимом этой поистине великой артистки XX века. Ради возлюбленного Пиаф перешла в православие.

    Известный алжирский футболист Зинедин Зидан происходит из берберского рода кабилов.

    Зинедин Зидан — французский футболист и тренер алжирского происхождения, главный тренер испанского клуба «Реал Мадрид». Считается одним из величайших игроков в истории футбола.

    Мн. berbères adj. Отн. к берберам, племенам Северной Африки. Барбарские суда <суда берберов>. Бескровный 106. Берберы Риму отсрочили час декаданса, послав двух сынов, двух <императоров> Северов. Белый Офейра. Лекс. МАС 1957: бербе/ры … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    БЕРБЕРЫ Современная энциклопедия

    БЕРБЕРЫ - (самоназвание амахаг) группа народов (тамазигхт, риф, шильх, туареги, кабилы, шауйя и др.), коренное население Сев. Африки, Центрального и Зап. Судана. 11,52 млн. человек (1992). Говорят на берберо ливийских языках. По религии в основном… … Большой Энциклопедический словарь

    берберы - БЕРБЕРЫ, ов, ед. ер, а, муж. Группа народов, составляющих коренное население Северной Африки. | жен. берберка, и. | прил. берберский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    БЕРБЕРЫ - БЕРБЕРЫ, БЕРБЕРИЙЦЫ Общее название покоренных в VII в. арабами и обращенных в ислам первобытных обитателей Северной Африки. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    Берберы - (Berbers), народ, с доистор. времен населявший Сев. и Сев. Зап. Африку. Геродот описал неск. племен Б. По видимому, у них не было гос. образований, хотя временами они объединялись, напр, для борьбы с рим. господством. Их крайняя суровость и… … Всемирная история

    Берберы - (самоназвания амазиг, амахаг), включает также близкие к основному этносу народности: риф, шильх, тамазигхт, кабилы, шауйя, туареги, группа народов общей численностью 11520 тыс. чел. Основные страны расселения: Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Египет … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    БЕРБЕРЫ - группа народностей, живущих гл. обр. в странах Сев. Африки и в древности являвшихся осн. населением этих стран. Древнее самоназвание Б. было, по видимому, мазиг. Оно сохранилось в этнонимах ряда групп Б. (напр., туареги наз. себя имошаг).… … Советская историческая энциклопедия

    берберы - ов; мн. Группа народов, населяющих преимущественно страны Северно Западной Африки; представители этих народов. ◁ Бербер, а; м. Берберка, и; мн. род. рок, дат. ркам; ж. Берберский, ая, ое. Б ие племена, языки. * * * берберы (самоназвание амахаг) … Энциклопедический словарь

    берберы - БЕРБЕРЫ, ов, мн (ед бербер, а, м). Группа народов, составляющих коренное население Северной Африки Марокко, Алжира, Ливии, Туниса; люди, принадлежащие к этой группе народов; близкородственные берберские языки одна из ветвей афразийской (семито… … Толковый словарь русских существительных

    Книги

    • Падение Гренады. Изгнание мавров из Испании , М. Фельде. Санкт-Петербург, 1912 год. Типография Товарищества "Общественная польза" . Издание с 4 раскрашенными картинами по акварелям Е. Граве и с 52 рисунками в тексте. Профессиональный новодельный… Купить за 9310 руб
    • Ледяной сфинкс. Нашествие моря , Жюль Верн. В предлагаемый том собрания сочинений Жюля Верна вошли редко публиковавшиеся в России произведения. Роман «Ледяной сфинкс» рассказывает об антарктической экспедиции в поисках пропавших героев…
    Тунис : 102 500
  • Бельгия 22x20px Бельгия : 91 000
  • Италия 22x20px Италия : 39 000
  • Германия 22x20px Германия : 36 000
  • Египет 22x20px Египет : 34 000
  • Мавритания 22x20px Мавритания : 10 500
  • Канада 22x20px Канада : 10 000
  • Великобритания 22x20px Великобритания : 6 100
  • Сенегал 22x20px Сенегал : 2 800
  • Вымер Археологическая культура

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Язык Религия Расовый тип Входит в

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Родственные народы Этнические группы

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Происхождение

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Народности

    Среди многочисленных берберских народов можно выделить основные:

    1. Амацирги проживают в северном Марокко , на крайней северо-западной береговой полосе материка (т. н. Риф , от которого население его, славившееся своими морскими разбоями, было известно под названием рифских пиратов) и самую северную часть Атласа до провинции Телла .
    2. Народ шиллу в южном Марокко , занимает часть большой равнины вдоль Ум-эр-Ребиа и Тензифт , часть южного Атласа до крайних разветвлений его на берегу Атлантического океана .
    3. Кабилы - народ в Алжире (из кабилов наиболее известен Зинедин Зидан).
    4. Шауйя - народ в Алжире , населяет Орес (2 325 000 человек). Главный город - Батна . Известные представители - Массинисса , аль-Кахина и Ламин Зеруаль - 4-й президент Алжира)[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] .
    5. Берберы Сахары , населяющие пустыни, живут, разделенные огромными пространствами. Наиболее известные из них: народность бени-мезаб , или мозабиты , берберы, населяющие Хадам , Сокну (на границе Феццана), Аудшилу , Сиву , народность туарегов .

    Спорным остаётся вопрос о принадлежности к берберам гуанчей , частично вымершего, а частично ассимилированного испанцами коренного населения Канарских островов .

    История

    Предки берберов, ливийцы, жившие к западу от Египта, упоминаются в древнеегипетских надписях .

    См. также

    • Матмата и Татауин - памятники традиционной берберской архитектуры, изображённые в киносаге «Звёздные войны » как планета Татуин .

    Напишите отзыв о статье "Берберы"

    Примечания

    1. .
    2. .
    3. .
    4. .
    5. .
    6. .
    7. .
    8. .
    9. .
    10. .
    11. .
    12. .
    13. .
    14. .
    15. .
    16. .
    17. Народы мира. Люди, культуры, образы жизни. пер. с немецкого Л.Кайсарова // «Die Volker der Erde». - М .: Аст, Kunth, 2009. - С. 54. - 143 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-17-059220-3.
    18. Бени-мезаб // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

    Литература

    • Берберы //

      Отрывок, характеризующий Берберы

      Раймон де Перейль оставался жить. Он не шёл на костёр с остальными. Он оставался, чтобы помочь оставшимся, кто не имел никого, чтобы их защитить. Он был владельцем замка, сеньором, который честью и словом отвечал за всех этих людей. Раймонд де Перейль не имел права так просто умереть. Но для того, чтобы жить, он должен был отречься от всего, во что столько лет искренне верил. Это было страшнее костра. Это было ложью. А Катары не лгали... Никогда, ни при каких обстоятельствах, ни за какую цену, сколь высокой она бы ни оказалась. Поэтому и для него жизнь кончалась сейчас, со всеми... Так как умирала его душа. А то, что останется на потом – это уже будет не он. Это будет просто живущее тело, но его сердце уйдёт с родными – с его отважной девочкой и с его любимой, верной женой...

      Перед Катарами остановился тот же маленький человечек, Хюг де Арси. Нетерпеливо топчась на месте, видимо, желая поскорее закончить, он хриплым, надтреснутым голосом начал отбор...
      – Как тебя зовут?
      – Эсклармонд де Перейль, – последовал ответ.
      – Хюг де Арси, действую от имени короля Франции. Вы обвиняетесь в ереси Катар. Вам известно, в соответствии с нашим соглашением, которое вы приняли 15 дней назад, чтобы быть свободной и сохранить жизнь, вы должны отречься от своей веры и искренне поклясться в верности вере Римской католической церкви. Вы должны сказать: «отрекаюсь от своей религии и принимаю католическую религию!».
      – Я верю в свою религию и никогда не отрекусь от неё... – твёрдо прозвучал ответ.
      – Бросьте её в огонь! – довольно крикнул человечек.
      Ну, вот и всё. Её хрупкая и короткая жизнь подошла к своему страшному завершению. Двое человек схватили её и швырнули на деревянную вышку, на которой ждал хмурый, бесчувственный «исполнитель», державший в руках толстые верёвки. Там же горел костёр... Эсклармонд сильно ушиблась, но тут же сама себе горько улыбнулась – очень скоро у неё будет гораздо больше боли...
      – Как вас зовут? – продолжался опрос Арси.
      – Корба де Перейль...
      Через коротенькое мгновение её бедную мать так же грубо швырнули рядом с ней.
      Так, один за другим Катары проходили «отбор», и количество приговорённых всё прибавлялось... Все они могли спасти свои жизни. Нужно было «всего лишь» солгать и отречься от того, во что ты верил. Но такую цену не согласился платить ни один...
      Пламя костра трескалось и шипело – влажное дерево никак не желало гореть в полную мощь. Но ветер становился всё сильнее и время от времени доносил жгучие языки огня до кого-то из осуждённых. Одежда на несчастном вспыхивала, превращая человека в горящий факел... Раздавались крики – видимо, не каждый мог вытерпеть такую боль.

      Эсклармонд дрожала от холода и страха... Как бы она ни храбрилась – вид горящих друзей вызывал у неё настоящий шок... Она была окончательно измученной и несчастной. Ей очень хотелось позвать кого-то на помощь... Но она точно знала – никто не поможет и не придёт.
      Перед глазами встал маленький Видомир. Она никогда не увидит, как он растёт... никогда не узнает, будет ли его жизнь счастливой. Она была матерью, всего лишь раз, на мгновение обнявшей своего ребёнка... И она уже никогда не родит Светозару других детей, потому что жизнь её заканчивалась прямо сейчас, на этом костре... рядом с другими.
      Эсклармонд глубоко вздохнула, не обращая внимания на леденящий холод. Как жаль, что не было солнца!.. Она так любила греться под его ласковыми лучами!.. Но в тот день небо было хмурым, серым и тяжёлым. Оно с ними прощалось...
      Кое-как сдерживая готовые политься горькие слёзы, Эсклармонд высоко подняла голову. Она ни за что не покажет, как по-настоящему ей было плохо!.. Ни за что!!! Она как-нибудь вытерпит. Ждать оставалось не так уж долго...
      Мать находилась рядом. И вот-вот готова была вспыхнуть...
      Отец стоял каменным изваянием, смотря на них обеих, а в его застывшем лице не было ни кровинки... Казалось, жизнь ушла от него, уносясь туда, куда очень скоро уйдут и они.
      Рядом послышался истошный крик – это вспыхнула мама...
      – Корба! Корба, прости меня!!! – это закричал отец.
      Вдруг Эсклармонд почувствовала нежное, ласковое прикосновение... Она знала – это был Свет её Зари. Светозар... Это он протянул руку издалека, чтобы сказать последнее «прощай»... Чтобы сказать, что он – с ней, что он знает, как ей будет страшно и больно... Он просил её быть сильной...
      Дикая, острая боль полоснула тело – вот оно! Пришло!!! Жгучее, ревущее пламя коснулось лица. Вспыхнули волосы... Через секунду тело вовсю полыхало... Милая, светлая девочка, почти ребёнок, приняла свою смерть молча. Какое-то время она ещё слышала, как дико кричал отец, называя её имя. Потом исчезло всё... Её чистая душа ушла в добрый и правильный мир. Не сдаваясь и не ломаясь. Точно так, как она хотела.
      Вдруг, совершенно не к месту, послышалось пение... Это присутствовавшие на казни церковники начали петь, чтобы заглушить крики сгоравших «осуждённых». Хриплыми от холода голосами они пели псалмы о всепрощении и доброте господа...
      Наконец, у стен Монтсегюра наступил вечер.
      Страшный костёр догорал, иногда ещё вспыхивая на ветру гаснущими, красными углями. За день ветер усилился и теперь бушевал во всю, разнося по долине чёрные облака копоти и гари, приправленные сладковатым запахом горелой человеческой плоти...
      У погребального костра, наталкиваясь на близстоявших, потерянно бродил странный, отрешённый человек... Время от времени вскрикивая чьё-то имя, он вдруг хватался за голову и начинал громко, душераздирающе рыдать. Окружающая его толпа расступалась, уважая чужое горе. А человек снова медленно брёл, ничего не видя и не замечая... Он был седым, сгорбленным и уставшим. Резкие порывы ветра развевали его длинные седые волосы, рвали с тела тонкую тёмную одежду... На мгновение человек обернулся и – о, боги!.. Он был совсем ещё молодым!!! Измождённое тонкое лицо дышало болью... А широко распахнутые серые глаза смотрели удивлённо, казалось, не понимая, где и почему он находился. Вдруг человек дико закричал и... бросился прямо в костёр!.. Вернее, в то, что от него оставалось... Рядом стоявшие люди пытались схватить его за руку, но не успели. Человек рухнул ниц на догоравшие красные угли, прижимая к груди что-то цветное...
      И не дышал.
      Наконец, кое-как оттащив его от костра подальше, окружающие увидели, что он держал, намертво зажав в своём худом, застывшем кулаке... То была яркая лента для волос, какую до свадьбы носили юные окситанские невесты... Что означало – всего каких-то несколько часов назад он ещё был счастливым молодым женихом...
      Ветер всё так же тревожил его за день поседевшие длинные волосы, тихо играясь в обгоревших прядях... Но человек уже ничего не чувствовал и не слышал. Вновь обретя свою любимую, он шёл с ней рука об руку по сверкающей звёздной дороге Катар, встречая их новое звёздное будущее... Он снова был очень счастливым.
      Всё ещё блуждавшие вокруг угасающего костра люди с застывшими в горе лицами искали останки своих родных и близких... Так же, не чувствуя пронизывающего ветра и холода, они выкатывали из пепла догоравшие кости своих сыновей, дочерей, сестёр и братьев, жён и мужей.... Или даже просто друзей... Время от времени кто-то с плачем поднимал почерневшее в огне колечко... полусгоревший ботинок... и даже головку куклы, которая, скатившись в сторону, не успела полностью сгореть...