Павел 183. Выставка во Франции. Работа в театре

Москва - город, где родился, жил и умер стрит-арт художник Паша 183, названный газетой The Guardian "русским Бэнкси". После его смерти сам Бэнкси посвятил ему одну из своих работ - изобразил над баллончиком с краской горящее пламя. Название статьи всеобъемлюще, поэтому в материале детально ознакомимся с биографией, работами и причиной смерти Паши 183.

А говорят, что рукописи не горят...

В Москве на стенах домов сохранились некоторые работы Паши 183. Многие из них смыты, но не временем, а руками людей. Так, одна из известных его работ - "Падший ангел" - закрашена белилами. Неравнодушные жители ее все время обновляли, но это мало интересовало коммунальные службы Москвы, Питера, Екатеринбурга, где любил рисовать свои инсталляции Павел. Его уже нет, и та небольшая память, которая могла бы остаться, закрашена...

И таких забеленных стен в Москве можно найти много там, где были граффити стрит-художника Паши 183. И это удивительно, потому что Павел был признанным мастером, имел официальные заказы на граффити, участвовал во многих выставках за рубежом. Однако его настоящие, искренние работы уничтожены, граффити Паши 183 остались только на фото любителей.

Кто он - Паша 183?

Павел Пухов родился в Москве 11 августа 1983 года. Паша 183 или Р183 - это его псевдоним, под которым он работал. Были мечты, планы, проекты, но в ночь с 1 на 2 апреля 2013 года смерть Паши 183 перечеркнула все. Он не дожил до своих тридцати каких-то четыре месяца...

Рисовать начал лет в четырнадцать. Песня "Группа крови", услышанная у стены Цоя, что на Старом Арбате, подтолкнула его к тому, что нужно не просто рисовать, а общаться с людьми посредством своих работ граффити.

Учился Павел в Институте дизайна, по окончании вуза получил диплом с указанной в нем специальностью Работал дизайнером, художником, реставратором, но предпочитал больше всего уличное искусство 90-х, делая инсталляции этой эпохи на стенах домов и промышленных объектов, мусорных баках, дворах, мостах. По его высказыванию, он был человеком, который стремился показать людям тот мир, в котором жили и выживали... Все граффити, которые делал Паша 183 в городе, являлись, так или иначе, иллюстрациями к песням. Их было много, но отечественная пресса не замечала художника.

Кредо стрит-арт художника

У Павла были правила, которым он никогда не изменял: не рисовать на памятниках и культовых сооружениях, не затрагивать конкретных людей в своих работах.

Павел продолжал рисовать граффити, правда, в 2011 году не было такого спектра инструментов, который появился в следующем 2012-м. Не было предложений о сотрудничестве, о совместных проектах. Известность пришла к Павлу после того, как в Интернете появились его работы. К нему обратились такие известные в мире издания, как The Guardian, Daily mail и Telegraph, с просьбой дать интервью, результатом которых стали статьи об уникальном художнике граффити, а The Guardian назвала его "русским Бэнкси".

Паша 183 за 2012 год сделал много инсталляций, участвовал в выставках, но слишком мало времени оставалось на то, чтобы выполнить то, что задумал. До 2012 года Паша 183 не предполагал, что будет настолько много работ.

Некоторое переосмысление

В одном из интервью Павел поделился, что появилось другое видение, стал ощущать иначе окружающую его среду, намного острее начал видеть моменты, которые до этого не наблюдал. А вообще, что-то реально гениальное создается раз в шесть лет, этому способствует какой-то накопительный процесс. В работе было слишком много материала, который находился где-то в черном ящике, и в один момент прорвало, появились какие-то возможности, благодаря которым началась реализация проектов.

На вопрос о том, насколько помогли СМИ в реализации проектов и продвижении его работ, он сказал, что ничего хорошего в этом не видит. С одной стороны, начали узнавать, и появилась популярность, а с другой стороны — покой ему дороже. Лучше работается, когда не отвлекают вопросы и камера. Создание картины Паша 183 считает достаточно интимным процессом.

В 2011 году Павел рисует картину, в которой главный мотив - это выход из зоны комфорта. "Поджигателям мостов - посвящение". Вот его комментарий к своей работе:

Вряд ли кто-то из нас сейчас, достигнув успеха, связей, денег, славы, способен отказаться от всего этого. Сжечь мосты и порушить все свои достижения ради новой, неведомой, возможно, безрассудной и нелогичной жизни или смерти. Эта инсталляция посвящается тем, кто вышел за пределы собственных пыльных закоулков и создал новый мир. Тем, кто способен отказать самому себе ради шага вперед.

Выставка во Франции

В первые два месяца 2013 года во Франции в городе Ле-Кремлен-Бисетр прошла выставка работ Паши 183. На ней были представлены новые произведения, экспериментальные, отличающиеся от того, что он делал до этого. Каждая работа — это "сон о чем-то большем". Готовился очень тщательно, так как во Франции совершенно другое мышление, люди по-другому видят и по-другому реагируют на все происходящее, на любую вещь. И Павлу было важно понять, чего он стоит, то есть чего стоят его работы. Не сколько стоят, а чего стоят. Как люди будут реагировать на эти работы?

Серьезный эксперимент. Отрадно то, что появилась возможность взаимодействовать с западноевропейской публикой. Там живые, интересные люди, не испорченные жизнью.

Павел считал, что любая выставка — это как камертон. Если есть положительный резонанс, понимаешь, что здесь сделал действительно интересную вещь. Бывают вещи, которые не нравятся другим, а нравятся только автору. И он не считает, что они плохие. Но для себя важно понимать, что ты сделал хорошо, а что плохо.

Работы Паши 183 в 2005-2010 гг.

Павла после выставки спросили о том, какие бы работы он представил, если бы был приглашен лет пять назад. Он ответил, что, делая выставку пять лет назад, предложил бы вниманию общественности другие граффити, намного злее, намного серьезней и жестче.. Сейчас, в силу своего возраста, хочется творить в позитивном направлении, без маниакальной агрессии, использовать новые формы в творчестве, поскольку изменилось видение. Ведь все к лучшему, негатив делать очень тяжело.

В 2005 году он рисовал исключительно негативные вещи, в которых просматривалась агрессия. Глядя на эти холсты спустя годы, Паша говорил, что становится дурно от одного их созерцания. Над теми творениями он сидел по полмесяца, ища даже не образ, а атмосферу. Чтобы нарисовать холст, нужно было разозлиться, то есть войти в состояние сознательного психоза и лишь после этого приступать к процессу. И только в этом состоянии получится сделать сильный, агрессивный холст.

Печальное известие

2 апреля 2013 года мир облетело сообщение — Паши 183 не стало. Просто злая шутка, когда вот так, на взлете.

Все только начиналось, впереди — выставки, предложения, переход к работе с галереями. Все были в недоумении: какова причина смерти Паши 183 - русского Бэнкси? В это просто невозможно было поверить. По одной из версий, которую опровергают друзья Павла, он отравился. Другое предположение говорит о внезапном сердечном приступе. Версия о насильственной смерти была опровергнута.

Поверить сложно, ведь был крепким парнем. Но работал много, а спал мало. Как бы там ни было, причина смерти Паши 183 — ни та, ни другая — не была принята его фанатами. О том, что есть тут что-то недосказанное, были предположения и в Сети, и в СМИ.

Друзья Павла вспоминали, что он, казалось, спешит, боится потерять драгоценное время. Кстати, о времени. Это была его ключевая тема, которой посвящено много работ.

Рассуждения Павла о жизни

"Реальность не всегда позитивна, - говорил Паша 183, - но она такая, какую мы все делаем. Раньше думал, что все вокруг плохо, и живем в дерьме. Есть люди, которые продолжают так думать и сейчас".

И ведь Паша говорит, что тоже двигался в этом направлении. И его протесты, его отношение к реальности были связаны с тем, что в любых вещах видел только негатив. В это время была бы понятна причина смерти Паши 183 — уход из жизни в связи с раздвоением в душе. Но нет, в те годы это не произошло...

Спустя время Павел осознал, что на вещи можно смотреть с разных сторон. В одном из последних интервью он поделился своими раздумьями. "Негатив, он сам вылезет, но уж если можешь пофилософствовать и оценить предмет с разных сторон, хочется делать позитив. Хотя жизнь не меняется, но меняется тот вектор, куда ты движешься, понимаешь, почему жизнь такая, кто в этом виноват. Разглядываешь ее под разными углами, что-то открывается и ведет тебя, и молишься Богу, только бы это не кончалось...."

Скоро исполнится год с того дня, как ушел из жизни уличный художник Паша 183, известный также как «русский Бэнкси», а на днях в Московском музее современного искусства открылась его посмертная выставка под названием «Наше дело подвиг!».

Паша 183 был одним из самых известных российских представителей стрит-арта, который как и знаменитый Бэнкси скрывал свое лицо. Его уход из жизни в возрасте 29 лет также покрыт ореолом таинственности. В память о художники представляем вашему вниманию подборку его работ.

(Всего 20 фото + 1 видео)

Официальный сайт художника: 183art.ru

1. Холст. Мы увязли сапогами в вечность. 2012 г.

Минувшей весной ушел из жизни ведущий московский граффити-мейкер и стрит-артист по прозвищу Паша-183, также известный за рубежом как Р183. В прошлом году ему бы исполнилось 30 лет - он родился в Москве 11 августа 1983 года. Павел был профессиональным дизайнером, художником и автором уникальных стрит-арт-инсталляций.

2. Стрит-арт. Маруся, 2012 г.

Слава свалилась на Павла после того, как его работы внезапно разлетелись по всей Сети, и с просьбой об интервью к нему обратились The Guardian, Daily mail и Telegraph.

Его называли «русским Бэнкси», но он отвергал это сравнение: многие годы он работал исключительно над собственными темами, нашел свой стиль, и ему не нравились эти поиски сходства с другим художником.

4. Стрит-арт — 2012 г.

Он начал работать на улицах Москвы в 13 лет, в 1996 году, и за 17 лет освоил множество техник, делал росписи стен, делал инсталляции из стикеров, организовывал сложные световые проекции, использовал трафареты и инсталлировал в городские пространства самые разные объекты, делал кинетические инсталляции и многое другое.

5. «100 лет одиночества, добровольного, бескорыстного». 2007 г.

1-го апреля этого года Паша скончался, но все еще причина смерти не установлена, да и какая-либо информация о кончине Р183 напрочь отсутствует. В сети ходит мнение, что это очередной пиар-проект креативного райтера, что за долгие месяцы невозможно не определить причину смерти и дать хоть какие-то подробности по этому поводу. Самые оптимистичные фанаты художника продолжают ждать дня, когда их кумир вернется с новыми произведениями-шедеврами.

6. Холст, 2013 г.

7. Холст, 2013 г.

8. Стрит-арт — 2013 г.

10. Стрит-арт — 2013 г.

11. Стрит-арт — 2012 г.

12. Поджигателям мостов - посвящение. 2011

Комментарий автора к работе: » Вряд ли кто-то из нас сейчас, достигнув успеха, связей, денег, славы, способен отказаться от всего этого. Сжечь мосты и порушить все свои достижения ради новой, неведомой, возможно безрассудной и нелогичной жизни или смерти. Эта инсталляция посвящается тем, кто вышел за пределы собственных пыльных закоулков и создал новый мир. Тем, кто способен отказать самому себе, ради шага вперёд.»
Источник: 183art.ru

13. Аленка. 2011

Комментарий автора к работе: «Когда-то я снял фильм «Сказка про Алёнку 2005», где шоколадка «Алёнка» является неким образом современного ребёнка. Каждый человек с детства вынужден учиться себя продавать, так построена жизнь в современном мире. Каждый из нас, как «Алёнка», продаётся вопреки своей воле. Но всё же, Алёнка в моем понимании самый светлый человечек на земле, вечно наивный и вечно бескорыстный. Проходил мимо плит на одной из строек и решил внести немного позитива. К тому же если кто-то видел вышеупомянутый фильм, то, возможно, он помнит, что один из героев фильма самовольно уходит из жизни. Я многое переосмыслил и решил сделать альтернативную концовку. Хотя бы этим роликом… Жизнь продолжается и возможно кто-то найдет такого же светлого человека, как и сама Алёнка.»
Источник: 183art.ru

14. Правда на правду. 2011

Комментарий автора к работе: «19 августа 2011-го - годовщина путча 1991-го года. Страна, доведенная до отчаяния политикой государства. Народ берет в свои руки «оружие» и, как неизбежность, пролитая кровь. Вряд ли кто-то сможет точно сказать, сколько людей погибло в этой гражданской войне, и мы уже не знаем их имена. Мы решили «напомнить» нашим гражданам о этих людях и событиях 91-93-го годов и дать возможность самим пройти сквозь пикеты ОМОНа в этот день. Пикет продолжался недолго, всего 1 час, после, как и с приходом новой власти, рабочие гражданской войны ушли «в тень».»

Так этот художник подписывал свои работы.

Павел – его настоящее имя.

«Павел» в переводе с латинского значит «маленький». В данном случае я бы добавила – «принц».

Пятнадцать лет назад одна мама попросила меня «подтянуть» её сына по русскому языку. У мальчика – тогда просто Паши Пухова – были удивительные, распахнутые миру голубые глаза.

Что до русского, то по нему была «тройка». Как, впрочем, почти по всем предметам (школу он окончил сплошь на «тройки» – «пятёрки» были только по рисованию, труду и информатике). Школы, кстати, приходилось менять: слишком уж белой он повсюду был вороной.

Приходилось менять и места жительства: родители развелись, у каждого появилась новая семья. Но наш «маленький принц», пожив сначала в одной семье, а потом в другой, – и от отчима ушёл, и от мачехи ушёл. И стал жить на своём собственном астероиде. Благо такой появился.

Что касается дальнейшей учёбы, то он поступил и успешно (в листе-вкладыше только два «хорошо» – остальные «отлично») окончил Институт дизайна и моды. А ещё – параллельно с институтом и после – массу разных курсов (стопка аттестатов впечатляет: вот что значит нашёл своё). Одни из самых судьбоносных – курсы графического дизайна под руководством художника Чеботкова.

Чем же Паша занимался?

Во-первых граффити. Все представляют, что это такое. Но в случае с Пашей это не просто разрисованная стена или забор, а берущий за душу рассказ о человеке – будь то крылатый бомж или девочка со спичками.

Пересказывать картины – всё равно что пересказывать стихи. Но поверьте на слово (или поезжайте хоть на Открытое шоссе – между д. 2 и 3, – посмотрите собственными глазами): глядя на граффити «Дай хоть на секунду испытать святую милость», где девочка-подросток простирает ладони к небу (с которого – писалось в канун Рождества – идёт настоящий снег), хочется плакать: то ли от горя, от ли от счастья. Вообще все граффити Паши взаимодействуют с миром: домами, деревьями, небом – и что-то меняют в нём.

Во-вторых, Паша снимал клипы. Опять-таки все знают, что такое клип (многих, меня в том числе, от них уже тошнит). Но Пашин клип «Колыбельная», снятый на песню группы «Алиса», – это искусство: в нём маленький человек (Акакий Акакиевич? Бомж? Фонарщик Экзюпери?) бродит по ночному городу, гася окна и зажигая звёзды, – так исполняя своё предназначение.

А ещё Паша делал инсталляции, то есть пересоздавал пространство и запечатлевал его на плёнку. Его называли мастером стрит-арта, уличным художником. Действительно, он умел обычный, намозоливший глаз предмет – фонарный столб, катушку с кабелем – очеловечить, превратить в факт искусства.

Он вообще был неутомимым выдумщиком. Мог, например, в только ему известном порядке развесить в ночном лесу марлю – и получались духи леса, феи. А ещё спуститься под землю, побродить вместе с диггерами, всмотреться – и появлялась «Москва Гиляровского», словно из небытия проступали рабочие, солдаты, заключённые, дети, Ленин, Сталин (Павел вообще любил советскую символику, плакат, ностальгировал по эпохе, которую не застал и в которой – за всеми её доменными печами и пионерскими галстуками – чувствовал «человеческое»).

А ещё он придумал проект «Город детства». По парку «Сокольники», рядом с которым прошла вся Пашина жизнь, были расставлены большие фотографии опять же советских времён: мама с коляской, ребёнок с санками. На плёнку снималось, как современный ребёнок рассматривает старую фотографию. Какой смысл этого проекта? Думаю: диалог, восстановление порвавшейся связи времён, если угодно, воскрешение.

Павел не любил, когда его называли «русским Бэнкси» (Бэнкси – английский художник, работающий в стиле стрит-арт), и это понятно: уже годам к 22 у него выработался свой язык.

Отныне российская улица могла не «корчиться, безъязыкая».

Друзья Павла поражались его креативности, харизматичности, изобретательности.

«Его изобретательности не было предела», – вспоминают они. Ведь Павел не только придумывал тот или иной сюжет, но и осуществлял его техническую сторону: конструировал, монтировал, устанавливал. Техника была для него подножием искусства (лишнее доказательство того, что, как бы далеко ни продвинулось развитие техники, главным всегда останется человек, личность).

Друзья восхищались Павлом-человеком: «Человек с большой буквы», «по-детски наивный», «щедрый до невероятности», «человек, с которого содрали кожу» (последним объясняли то, что Павел все интервью давал в маске: он скрывал не лицо, а отсутствующую кожу).

«Коммерция, деньги, карьера – это слова не Пашиного лексикона», – прочла я. Хотя был момент в жизни, когда его «нашли» большие деньги. Был соблазн стать оформителем интерьеров для нынешних хозяев жизни. Паша даже немного поиграл в эту игру, но потом сделал окончательный выбор: искусство.

С честью прошёл он и испытание «медными трубами»: в последние год-два появились многочисленные публикации (только в зарубежных журналах, таких как Spiegel, Guardian, Telegraph, я насчитала 23), передачи, предложения-приглашения. Паша не «зазвездил». И откликнулся только на одно приглашение – в Париж. Это была его единственная «заграница» (никогда не хотел никуда уезжать, жалел упущенное для работы время): воистину – увидеть Париж и умереть.

Не хочу жить на этом свете,

где законам всем вопреки

раньше нас умирают дети,

умирают ученики.

Пусто место отныне свято.

Я спрошу без тебя – Москву:

по какому такому блату

я, к примеру, ещё живу?


Я спрошу без тебя – Россию,

хоть и знаю её ответ,

эту клушу, эту разиню,

для кого ты что есть, что нет.

Я спрошу, наконец, у Бога:

Он ответчик за всё один!

Впрочем, как с него спросишь много,

если умер у Бога сын…

Но сейчас думаю, что – как ни жестоко звучат эти слова – он прожил столько, сколько хотел.

Воистину «мир ловил меня, но не поймал».

Меня во всём этом поражает не столько масштаб личности и место её появления (таланты были в России всегда), а время. Наш растленный век, когда, перефразируя поэта, и воздух пахнет деньгами.

По мне, Павел-183 – Паша Пухов – герой нашего времени. Прав был классик: в жизни всегда есть место подвигу. Потому что сказать своё слово в искусстве, служить только ему, а не мамоне – в наши дни настоящий подвиг. Это, к счастью, понимают люди (молодые!), знавшие Павла: «последний герой», «атлант», «титан», «русский богатырь» – написали они в некрологе.

Искусство Павла протестно. Но протестует он не против правительства или президента, а против пошлости, коммерциализации жизни. Русской жизни. В предисловии к клипу «Африка» (по песне группы «Олди») Павел писал: «Россия – та страна, которая с невероятным цинизмом уничтожает в своих гражданах индивидуальность и талант. Не имея возможности самореализоваться, слабые уходят в заработки, сильные погибают за идею».

(Последнее – как в воду глядел – о себе).

Он будил «мёртвые души».

«Я бы хотел, – сказал Павел в одном интервью, – чтобы люди меняли себя». И это в то время, когда человека упорно отучают думать и меняться.

Паши больше нет. С этим ничего не поделаешь. Но осталось множество его работ.

И здесь можно сделать многое. Сохранить граффити, собрать и систематизировать холсты, клипы, проекты. Снять фильм. Написать книгу. Сделать этот оставленный нам message достоянием не одного только художественного сообщества, а всего общества, потому что, как сказал кто-то из Пашиных друзей, он «сумел стать настоящим русским народным художником».

И нужно спешить, пока целы те же граффити. Ведь они находятся на улицах Москвы, Петербурга, Выксы (Нижегородская обл.), Парижа, а значит, недолговечны.

Паша вообще любил всё эфемерное. Как Маленький принц, который «никогда уже не вырастет и не станет скучным и ленивым взрослым».

Так нестерпимо больно оттого, что его больше нет, что хочется верить: он не умер, а как Маленький принц – после недолгого пребывания на плохо оборудованной для веселия планете Земля – улетел на свой астероид.

А почему бы и нет?

Он же был не только «маленький», но и лёгкий – Павел Пухов.

Павел Александрович Пухов, более известный как Паша 183 или P183 — один из самых известных русских художников в стиле граффити. Родился в Москве в 1983 году. Занимался граффити, уличными инсталляциями, также работал художником-постановщиком, реставратором, дизайнером. Заявил о себе в конце 90-х годов. Являлся участником стрит-арт команды «310». Настоящая известность к нему пришла в 2012 году, когда британское издание The Guardian опубликовало его работы и сравнило Павла Пухова с английским художником, который известен под именем . С тех пор многие называют Пашу 183 «Русским Бэнкси».

Так же, как и Бэнкси, Паша 183 старался сохранять анонимность. Настоящей трагедией стало известие о том, что с 1 на 2 апреля 2013 года Павел Пухов (Паша 183 ) умер (предположительно от сердечной недостаточности). Это стало настоящим шоком и потому, что художник находился на пике своей карьеры и популярности, его выставки проходили в Росси, Европе и Америке. Работы уличного художника высоко оценивались во всём мире.

После гибели Паши 183 его английский «коллега» Бэнкси посвятил ему одну из работ, которая называется «P183 R.I.P.». На Винзаводе поставлена мемориальная стена, которую сделал художник Валерий Чтак. Также был снят документальный фильм, который называется «Паша 183».

Любите смотреть хорошие фильмы в отличном качестве? В этом вам поможет сайт http://kino-novinki.net . Только здесь самое большое собрание фильмов на любой вкус, включая самые последние новинки.

Греться у костра

Духи Питера

Мы увязли сапогами в вечность

Питер - город ангелов

Поджигателям мостов — посвящение

Сказка о потерянном времени

Среди причин смерти известного художника фигурируют отравление и сердечная недостаточность

За изящные граффити и принципиальную анонимность британские журналисты назвали его «Русским Бэнкси». Сам же Паша 183 (именно под таким псевдонимом работал стрит-артист) сначала обижался на сравнение с легендарным художником-призраком, ведь не стремился никому подражать. Но потом привык и даже сам начал так представляться. Он превращал уличные фонари в гигантские очки, стеклянные двери метро в ОМОНовцев, а бетонные плиты в шоколадку «Аленка». Работал дерзко, талантливо и масштабно. За это его уважали и маргинальные художники, и те, кто делал граффити на заказ. Сообщение о гибели 29-летнего художника, пришедшее в ночь с 1 на 2 апреля, повергло в шок художественное сообщество.

Страшная новость о смерти Паши 183 моментально разлетелась по сети. Что случилось — недоумевают коллеги. Паше было всего-то 29 лет, он был, кажется, крепким парнем (другим и нельзя быть, когда занимаешься стрит-артом), и последнее время был очень востребован — выставлялся и участвовал в фестивалях в России, Америке и Европе. Однако Павел Александрович Пухов (как выяснил «МК», таково настоящее имя художника), по предварительной информации, которая официально пока не подтверждается, мог отравиться или умереть от сердечной недостаточности (эта версия озвучивается одним из друзей Паши 183, пожелавшим остаться неназванным).


Оригинал фото на сайте: 183art.ru

Паша — личность темная, полуготическая, - говорит «МК» художник из стрит-арткоманды «310», одной из самых известных в неформальной среде уличного искусства. - Я слышал от друзей другую версию — будто бы он сотравился.

Оригинал фото на сайте: 183art.ru

Загадочная, странная и неожиданная смерть. Художник ушел так же таинственно, как жил.


Оригинал фото на сайте: 183art.ru

Паша 183 заявил о себе в конце 1990-х. Его работы в сети видели миллионы пользователей, а их автора — единицы. Как сам признавался в редких интервью, получил два высших образования — и дизайнера. К середине 2000-х его оригинальный стиль стали узнавать даже те, кто далек от современного искусства. А после того, как британская газета «The Guardian” назвала его «Русским Бэнкси», о нем узнали и за границей. А в будущем году слава Паши 183 могла бы вырасти в разы...


Оригинал фото на сайте: 183art.ru

Вместе с галереей современного искусства 16th LINE в Ростове-на-Дону мы готовили большой проект, который должен собрать всех ведущих российских уличных художников. Паша 183 должен был стать хедлайнером проекта, - рассказывает «МК» старший научный сотрудник отдела новейших течений Третьяковской галереи Кирилл Алексеев. - Теперь даже не знаю, что делать... У нас в стране нет фигуры, равноценной Паше. Он художник европейского уровня, интуитивно чувствовал последние тенденции. Он не боялся делать крупномасштабные, пространственные вещи, а именно это сейчас в тренде на Западе. Хотя на самом деле его карьера только началась, вот лет через 10, уверен, он стал бы мегазнаменит.


Оригинал фото на сайте: 183art.ru

Думаешь, какие-то его работы могут попасть в галереи, музеи? Ведь он не только граффити делал, который потом стирали городские службы, но и арт-объекты, и видео...

К сожалению, вряд ли. Для России граффити — молодое искусство, пока не признанное. Маргинальный жанр. В коммерческом отношении граффити становится ценно, только когда общество им наелось и признало его. Но, определенно, Паша 183 — это ступень на пути к такому легализации стрит-арта. Он единственный, кого одинаково уважали «партизаны» и художники, которые расписывают стены, дома, будки по заказу властей. Это важный маркер, когда автора признают противоположные сообщества художников.

Оригинал фото на сайте: 183art.ru

На счету Паши 183 — десятки смелых выходок, граффити и уличных инсталляций. Одна из самых дерзких («Правда за правду») появилась 19 августа 2011 года, в годовщину путча, на станции метро «Красные ворота». На стеклянных дверях выхода «выросли» фигуры ОМОНовцев в полном обмундировании. Так что каждый мог вернуться в 1991 год, беспрепятственно пройти через полицейский кордон или даже пнуть трафаретного представителя власти ногой (как, судя по видеохроникам, сделало большинство). Одна из самых очаровательных — гигантские очки, нарисованные на снегу около фонаря, превратившемся по воле автора в дужку. Художник вообще любил «временные» материалы, такие же недолговечные, как работы стрит-артистов. Однако сам художник придавал особое значение своему фильму «Сказка про Аленку 2005». Ради него даже однажды прочитал лекцию на публике, от которой всегда так тщательно скрывался. Правда, слушатели лица художника так и не увидели: он говорил в маске. Фильм этот о Володе, стране, в которой «всё продается, а кому нечего продать, продает себя, об обществе, где «смерть стала таким же обыденном явлением, как приготовление яичницы». На кадрах запечатлено, как работал Паша — за секунды одним легким движением наносил изображение. Точно. Прицельно. Мастерски.

В финальной сцене фильма — сплошной пессимизм и безысходность. И сейчас она кажется очень символической. Заканчивается часовое видео самоубийством: молодой человек прыгает с крыши...