Памирец что за нация. Поселение и жилище. Обычаи и нравы

И почему их считают загодочными народами?
Я в свое время неоднократно бывал в тех краях и всегда поражался их внешности:







Понравился пост ivan_melnic667

Памирцы - загадка Средней Азии. Есть такие народы как: язгулямцы, шугнано-рушанцы, рушанцы, хуфцы, бартангцы, рошорвцы, сарыкольцы, ишкашимцы, сангличцы, ваханцы, мунджанцы, йидга. Это народы Памира.
Так уж получилось что они проживают в четырех странах Азии: Афганистан, Пакистан, Таджикистан и Китай.

Это народы центральной Азии. Их немного, чуть больше 200 тыс. В чем их загадка скажите вы?
Посмотрите на фото ниже и все станет на свои места.
Удивительная внешность, совсем другого мы ожидаем увидеть, когда говорим о народах Центральной Азии.
Люди европейской внешность - памирцы, одна из загадок Средней Азии.



Внешне памирцы сильно отличаются от всех других жителей Азии. У них ярко выраженная европейская внешность: округлые, мягкие черты довольно широкого лица, светло-серые или голубые глаза, русые или рыжеватые волосы. После экспедиции 1914 года И.И. Зарубин писал, что многих горных таджиков можно принять за переодетых крестьян средней полосы России. Эта белокурая раса продолжает существовать в глубоких горных долинах на склонах Памира и Гиндукуша среди целого моря черноволосых племен Азии.

Как такие люди там появились и как они за столько столетий не перемешались с другими народами это загадка. Но есть пара версий. Сами они считают себя предками войска Александра Македонского. Есть ещё одна версия, некоторые этнографы считают этих людей предками всех европейцев на земле. Десятки тысяч лет тому назад, а может сотни тысяч лет тому назад, был другой климат и в предгорьях Гиндукуша и Памира появились первые люди, это была земля обетованная.

Это были первые люди с европейской внешностью - памирцы. Которые через столетия пошли осваивать новые земли. В итоге они заселили всю Европу.
Мало того что эти люди похожи на нас, но они еще и очень гостеприимные люди, что с той стороны, что с нашей.

Еще немного информации о памирцах: когда-то памирцы были зороастрийцами, потом стали буддистами, затем мусульманами-исмаилитами. Среди памирцев выделяют северных (язгумленцы, шушгано-рушанцы, сарыкольцы) и южных (ишкашимцы, сангличцы, ваханцы, мунджанцы). Большая часть памирцев объединена на религиозной основе,все они исповедуют исмаилизм, в отличии от основной религии остальных таджиков — суннизм. Также как и узбеки- сунниты.

Человек, создавший религию Ислам, Муххамед, при жизни произнёс, что его дерево будет иметь 73 ветки. Так это или нет, сказать тяжело, но направлений в Исламе очень много. Одно из них исмаилизм. Исмаилизм наложил большой отпечаток на духовную культуру памирцев и до сих пор является одним из их этнических символов. Важная роль в памирском обществе отводилась пирам и халифам — духовным наставникам. Прерванные в период Советской власти отношения с главой исмаилитов всего мира Ага-ханом, начали налаживаться после обретения Таджикистаном независимости. Тем не менее проживающие в КНР исмаилиты-сарыкольцы и ваханцы до сих пор пребывают в религиозной изоляции.

В 1162 г. из сокрытия вышел и стал править имам Хасан, появления которого очень ждала его паства. Через два года, во время 17 дня рамадана, он отменил многие строгости шариата; разрешил пить вино, женщинам открывать лица, изменил традиционную исламскую обрядность, объявил всех людей рафиками (товарищами) и братьями.

Ага-Хан III великолепно разбирался в жизни и находил подсказку для своих мюридов. Существует фирман, который доставил от имама к исмаилитам Памира, пир Сабзали в 1923 г. Там сказано: ".....Вы должны хорошо относиться к Власти, которую сейчас имеете. Если Вы будете служить ей с честью и совестью, она будет для Вас вьючным ишаком, возьмёт на себя всю ношу тяжести вашей жизни. Но если Вы будете враждовать с ней, она может быть драконом. Эта Власть пришла к вам как мягкий снег, как мягкий снег она и растает."

Все исмаилиты, во все времена платили закят (налог имаму). После установления Советской Власти на Памире, ещё 15 лет разрешалось посылать ходоков в Бомбей к Ага-Хану, ОГПУ внимательно следило за ними, но не трогало. Только в 1936 г. граница была полностью закрыта и связь прервалась. Одновременно на Памире было возведено более 1000 мостов, построены дороги, проведён свет, дети стали получать образование. Советская Власть понравилась памирцам.







Памирцы из ГБАО.





Чеченец? Нет! Памирец.








Лики Хорога.




















Ну прям чеченки.

Надгробие на памирском кладбище.

Вылитый Дядя Ваня с гаражей (фото периуда гражданской войны в Таджикистане)

На фото памирцы из Китая. Фото сделано китайским фотографом.

(Дари), Уйгурский

Религия Расовый тип

европеоидная

Родственные народы Происхождение

Пами́рцы (самоназвание по-тадж. «помирӣ» , также называются бадахша́нцами ) - совокупность малых иранских народов, населяющих высокогорные области Памиро -Гиндукуша (историческая область Бадахшан), разделённого между Таджикистаном , Афганистаном , Пакистаном и Китаем (юго-запад Синьцзян-Уйгурского автономного района). Говорят на разнородных памирских языках восточноиранской группы иранской ветви индоевропейской языковой семьи , чем отличаются собственно от таджиков , язык которых (см. таджикский язык) относится к западноиранским языкам. Помимо этого бо́льшая часть памирцев объединена на религиозной основе исповеданием исмаилизма , также противопоставленного основной религии таджиков - суннизму .

Расселение

Области расселения памирцев - западный, южный и восточный Памир , смыкающийся на юге с Гиндукушем - представляют собой высокогорные узкие долины с довольно суровым климатом, практически нигде не опускающиеся ниже отметки 2 000 м над уровнем моря и окружённые крутосклонными покрытыми вечными снегами хребтами, высота которых местами подбирается к 7 000 м. К северу от Гиндукушского водораздела долины принадлежат к бассейну верховий Амударьи (Верхняя Кокча , Пяндж , Памир , Вахандарья . Восточные склоны Памира принадлежат бассейну р. Яркенд , к югу от Гиндукуша начинается бассейн Инда , представленный реками Кунар (Читрал) и Гилгит . Административно вся эта территория, издавна составлявшая эклектичный, но единый ареал, оказалась поделенной между Таджикистаном , Афганистаном , Пакистаном и Китаем в результате экспансии в XIX в. Российской , Британской и Китайской империй и их сателлитов (Бухарского и Афганского эмиратов). В результате ареалы многих памирских народов оказались искусственно разделены.

Этногеографическими единицами на Памире служат исторические области: Шугнан , Рушан, Ишкашим, Вахан, Мунджан, Сарыкол, Язгулям - в целом изначально совпадавшие со сформировавшимися в них народностями. Если в плане материальной и духовной культуры памирцы благодаря тысячелетним взаимным контактам значительно сблизились друг с другом, то изучение их языков показывает, что разные памирские народы вышли из как минимум четырёх древних восточноиранских общностей, лишь отдалённо родственных друг другу и занесённых на Памир независимо.

Памироязычные народы

Классификация памирских народов обычно строится по языковому принципу.

Северные памирцы

  • Язгулямцы - населяют долину Язгулям (тадж. Язғулом , язг. Yůzdom ) в Ванджском районе Горно-Бадахшанской автономной области (далее ГБАО) Таджикистана , 8 - 10 тыс. чел.
  • Шугнано-рушанцы - группа народов, населяющих смежные долины, не имеющая общего самосознания, но говорящая на близкородственных языках-диалектах , что позволяет им при общении сносно понимать друг друга; часто в качестве междолинного шугнано-рушанского языка используется наиболее престижный памирский язык - шугнанский .
    • Шугнанцы - Шугнан (тадж. Шуғнон , шугн. Xuγ˘nůn ) - часть долины р. Пяндж в районе Хорога , долины его правых притоков (Гунт , Шахдара , Баджув. Правобережье реки Пяндж принадлежит Шугнанскому и Рошткалинскому районам ГБАО Таджикистана , левобережье - району Шигнан афганской провинции Бадахшан . Ведущий этнос Памира, численностью ок. 110 тыс. чел., из них в Афганистане ок. 25 тыс.
    • Рушанцы - Рушан (тадж. Рӯшон , руш. Rix˘ůn ), область ниже Шугнана по течению Пянджа у впадения реки Бартанг . Правобережная часть расположена в Рушанском районе ГБАО Таджикистана , левобережная - в районе Шигнан афганской провинции Бадахшан . Общая численность - ок. 30 тыс. чел. В неё включаются также малочисленные смежные группы с отдельными языками и отдельным самосознанием:
      • хуфцы - Хуф (тадж. Хӯф , хуф. Xuf ) к юго-востоку от Рушана;
      • бартангцы - среднее и верхнее течение р. Бартанг ;
        • рошорвцы - Рошорв (тадж. Рошорв , рош. Rōšōʹrv , самоназв. rašarviǰ) - верхнее течение Бартанга .
  • Сарыкольцы (кит. 塔吉克语 Tǎjíkèyǔ «таджики») населяют Сарыкол (уйг. ساريكۆل , кит. 色勒库尔 Sèlēikùěr ) в долине р. Тизнаф (Ташкурган-Таджикский автономный уезд) и верховья Яркенда в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая . Это оказавшаяся в изоляции обособленная группа шугнано-рушанцев, утратившая с ними взаимопонимание и единство. Численность ок. 25 тыс. чел.

Южные памирцы

Южные памирцы - реликтовая группа населения к югу от Шугнана, разговаривающая на двух близкородственных языках-диалектах:

Близкие и соседние народы

Таджикоязычные памирцы

С запада долины памирских народов, окружают территории, занятые таджиками -носителями бадахшанских и дарвазских говоров таджикского языка (дари). Бадахшанцы-таджики в значительной степени близки к собственно памирцам. В некоторых областях таджикский язык вытеснил местные памирские языки в историческое время:

  • Дарваз (тадж. Дарвоз , дари درواز , Дарвазский район ГБАО и одноимённый район провинции Бадахшан) - в XIV в. (незафиксированный «дарвазский язык»)
  • Йумган (дари یمگان , Йамган, одноимённый район провинции Бадахшан) - в XVIII в. (шугнанский язык)
  • Вандж (тадж. Ванҷ , Ванджский район ГБАО) - в XIX в. (старованджский язык)
  • Зебак (дари زیباک , одноимённый район провинции Бадахшан) - в XX в. (зебакский язык)

Кроме того, в самом массиве памироязычных народов имеются таджикоязычные группы кишлаков:

  • Область Горон (тадж. Ғорон ) на р. Пяндж между Ишкашимом и Шугнаном (правобережье в Ишкашимском районе ГБАО)
  • Правобережный Вахан (4 кишлака).

Соседние народы

Этногенез и история

Происхождение говорящих на разнородных восточноиранских языках памирцев связывается с экспансией кочевых саков , проходившей, по всей вероятности, несколькими волнами, разными путями, и участвовали в заселении Памира разные ираноязычные общности, выделившиеся ещё за пределами региона . Одна из них - праваханцы, была изначально близка к сакам Хотана и Кашгара и проникла в Вахан, по всей видимости, с востока - из Алайской долины . В историческое время этим же путём на Памир пришли киргизы . Праишкашимцы сформировались в таджикском и афганском Бадахшане и проникли сюда с юго-запада. Мунджанский язык демонстрирует наибольшую близость с бактрийским языком и более отдалённую - с пушту . Вероятно, мунджанцы - остаток бактрийской общности , уцелевший в горах подобно ягнобцам - остаткам согдийцев . Северопамирская общность, распавшаяся на ванджцев, язгулямцев и шугнано-рушанцев, судя по диалектному членению, проникала на Памир с запада вдоль Пянджа и экспансия её закончилась в Шугнане . Приблизительные сроки начала иранизации края (по языковым данным и археологическим раскопкам сакских могильников) - VII-VI вв. до н.э . Наиболее ранними волнами являются праваханцы и праишкашимцы. Следует учесть, что изначально памирцы населяли только бассейн Пянджа и его притоков. Экспансия сарыкольцев в Синьцзян , йидга и ваханцев - в долину Инда относятся к позднейшей эпохе.

Издавна, вероятно ещё задолго до иранизации, горы Бадахшана были одним из основных поставщиков лазурита и рубина для древнего мира. Тем не менее жизнь древних бадахшанцев оставалась весьма замкнутой. Изоляция памирцев оказалась прерванной начиная с II в. до н. э., когда с установлением среднеазиато-китайских связей через долину Пянджа была налажена караванная торговля, получившая название Великого Шёлкового пути (в виде южного его отрезка). Многочисленные попытки завоевания Памира мировыми империями (Сасанидами , тюрками , китайцами , арабами , монголами , Тимуридами и др.) либо терпели крах, либо оканчивались лишь временными успехами и установлением номинальной зависимости от внешней власти. Фактически до XIX в. памирские области представляли собой независимые или полунезависимые княжества. В ходе Большой Игры и борьбы за Среднюю Азию после г. Российская империя и Эмират Афганистан , находившийся под влиянием Британской империи , окончательно утвердили рубежи зон влияния, на востоке Средней Азии граница прошла по Пянджу. При этом Ваханский коридор отходил к Афганистану в качестве буфера между Российской и Британской империями. Русское правительство помогло своему зависимому Бухарскому эмирату подчинить памирские княжества. Граница по р. Пяндж между Афганистаном и Бухарой, а в дальнейшем и СССР по сути прошла «по живому», разделив памирские народы по берегам реки и прервав внутридолинные связи.

Религия

С установлением начиная с конца I тыс. до н. э. связей с равнинным иранским миром на политеистические иранские верования древних памирцев сильное влияние стал оказывать зороастризм . Привязка этой религии к солярным культам отразилась в именовании солнца в ишкашимском языке remozd, происходящего от имени Ахура Мазда (*Ahura- Mazdā-). Особенно сильны были позиции зороастризма в Шугнане , где на возвышенностях строились открытые храмы огня , некоторые из которых действовали вплоть до XIV в. Легенды о предках-«огнепоклонниках» и «кафирах -сиявушах » (искажённое под влиянием имени иранского героя тадж. сиёпӯш «одетый в чёрное») до сих пор популярны на Памире.

Другой важной религией Памира был буддизм , проникавший сюда из Индии караванным путём. Особенно сильны позиции буддизма были в Вахане, через который массово двигались буддистские проповедники из Индии и паломники из Хотана и Китая.

Поселение и жилище

Специфическая среда обитания со сложным рельефом являлась важнейшим природно-географическим фактором при строительстве поселений и формировании архитектуры данной народности. Помимо специфического рельефа на народное зодчество оказывал влияние сухой, контрастный по температурам климат. Продолжительный теплый период года характеризуется почти полным отсутствием осадков и резкими суточными колебаниями температур. Холодный период устанавливается в ноябре и длится до апреля. Минимальная температура зимой −30, максимальная летом +35. Температурный режим меняется и по высоте. Обилие водных источников обеспечивает орошаемое земледелие, а луга в боковых ущельях на высоте свыше 3000 м - отгонно-пастбищное скотоводство. (Мамадназаров 1977: 7-8) Ярко выраженные строительные традиции определяют региональный характер поселений, усадеб и жилых домов. При выборе места поселения учитывались возможности камнепадов, снежных лавин и паводковых вод. Традиционная форма поселения горных таджиков - кишлак При большом количестве удобной для земледелия земли, жилища в кишлаке расположены свободно, при каждом доме имеется двор большей или меньшей величины и очень часто огороды и маленькие участки полей.

Существуют кишлаки в которых жилища расположены по несколько групп на значительном расстоянии друг от друга, создавая впечатление отдельных хуторков, связанных друг с другом общими арыками, между которыми почти непрерывно тянутся участки полей и садов. В таких хуторках обычно живут близко родственные семьи. Если же кишлак расположен в неудобном для земледелия месте, тогда расположение жилищ очень сконцентрировано. Дворов в таком кишлаке почти нет, а жилища ступеньками располагаются по склону горы. Такие кишлаки встречаются обычно в узких горных ущельях. Водоснабжение кишлаков различно. По источникам снабжения и пользования водой можно разбить кишлаки на три категории: 1 - кишлаки, пользующиеся водой из горных ключей; 2 - пользующиеся водой главным образом из бурных горных потоков и речек; и 3 - пользующиеся идущими издалека, очень длинными арыками с более или менее медленным течением воды. Жилище горных таджиков, несмотря на кажущееся однообразие, представляет, однако, очень значительные различия, зависящие от природных строительных ресурсов, климата, бытовых навыков и от социального и имущественного положения его владельца. Обычно жилище одноэтажное, но если оно располагается на крутом откосе, то иногда внизу устраивается хлев. Пристроенный второй этаж встречается очень редко в более крупных и богатых домах. Материалом для постройки обычно служит земля (лесс или глина), из которой складывают стены. В кишлаках, расположенных в узких ущельях на каменистой почве, где лёсс дорог и малодоступен, большая часть жилищ и все надворные постройки сложены из камней, скрепленных глиной. Основой для крыши служат несколько бревен, положенных на стены, на которые кладется настил из жердей, засыпаемый сверху землей и глиной. Изнутри здания крыша поддерживается столбами. Жилище обычно делится на зимнее и летнее помещение. Зимняя часть - хона - представляет собой квадратное или прямоугольное помещение, большая часть пола которого приподнята в виде площадки или глинобитных нар, которые служат для спанья, сиденья и т. п. В проходе между нарами под отверстием в потолке, вырывается яма для стока воды, покрытая деревянной решёткой. В хона ведет небольшая дверь либо с улицы или двора, либо из летнего помещения. Окном для пропуска света служит отверстие в стене, имеющее обычно деревянную створку.

До 1930-х годов застекленных окон в горных кишлаках почти нигде ещё не было. Для отопления помещения устроена яма для разведения костра, которая служит для печения хлеба (лепешек). Пищу готовят в очаге, который представляет собой выемку в виде срезанного сверху и сбоку конуса, с гладкими стенками и более широким дном. На дне выемки разводится огонь, а сверху ставится плоский, широкий котел. Отчего устраивается либо в специальном возвышении в углу или вдоль одной из стен, либо в проходе, толще нар. В хона держат зимой молодой скот и птицу, для чего сбоку от входа устраивается специальное помещение, закрываемое дверцей. Необходимо упомянуть о так наз. «летовьях», куда на лето угоняют скот и где в течение нескольких летних месяцев живёт большинство женщин кишлака с маленькими детьми, заготовляя впрок молочные продукты. Для жилья служат небольшие хижины, сложенные из камней, часто не замазанные и не утепленные. Практически в каждом кишлаке имеется мечеть, за исключением самых маленьких (Гинзбург, 1937: 17-24). Дома памирских таджиков не похожи на жилища других народов. Их устройство остается неизменным на протяжении многих столетий, переходя от поколения к поколению. Каждый архитектурный элемент памирского дома имеет свой эзотерический смысл - доисламский и исламский. Каждый элемент дома имеет значение в жизни человека. Дом воплощает в себе целое мироздание, отражая божественную сущность человека и гармонию его отношения с природой. Опорой памирского дома являются 5 столбов. Они названы именами 5 святых: Мухаммад , Али , Фатима , Хасан и Хусейн . Столб Мухаммад - основной в доме. Это символ веры, мужской власти, вечности мира и нерушимости дома. Около его укладывают в колыбель новорожденного мальчика. Столб Фатима - символ чистоты, хранителя домашнего очага. Во время свадьбы возле этого столба одевают и украшают невесту, чтоб она была такой же красивой как Фатима. Столб Али - символ дружбы, любви, верности, соглашений. Когда жених привозит невесту в свой дом их усаживают возле этого столба чтобы их семейная жизнь была полна счастья и у них родились здоровые дети. Столб Хасан служит земле и охраняет её, заботясь о её процветании. Поэтому он длиннее других столбов и непосредственно соприкасается с землей. Столб Хусейн - символ света и огня. Около его читаются молитвы, религиозные тексты, совершается намаз и обряд зажигания свечи («чарогравшан») после смерти человека. Четырёхступенчатый свод дома - «чорхона», символизирует 4 стихии: земля, вода, ветер, огонь.

Брак и семья

Наиболее архаичной формой семьи у горных памирцев являлась большая патриархальная семья, основанная на принципах агнатного родства. Неразделенность хозяйства являлась основой существования большой семьи, которая в свою очередь была основана на совместном владении землей. Во главе такой семьи стоял старейшина, распоряжавшийся всем имуществом, распределением работ в семье и другими делами. Внутри семьи господствовали патриархальные отношения, младшие беспрекословно подчинялись старшим, а все вместе старейшине. Однако с проникновением в районы расселения горных таджиков товарно-денежных отношений общинный уклад был подорван, что привело к разложению больших патриархальных семей. На смену патриархальной семье пришла семья моногамная, сохранявшая ещё в той или иной мере патриархальные отношения.

С установлением Ислама было легализовано превосходство мужчины над женщиной. Согласно шариатным нормам муж имел преимущество в деле наследования, в качестве свидетеля, было узаконено право мужа на развод. Фактически положение женщины в семье зависело от степени её участия в производстве, сельском труде, поэтому в горных районах, где женщина принимала большее участие в производительной деятельности, её положение было относительно более свободным. Значительную роль у таджиков играли родственные браки, они стимулировались также и по экономическим причинам. Особенно излюблены были кузенные браки, главным образом, женитьба на дочери брата матери и дочери брата отца.

У горных таджиков первой церемонией связанной с браком являлось сватовство. Следующим этапом бракосочетания была помолвка. После сватовства и помолвки жених и невеста начинают скрываться от своей новой родни. В течение года собирается и уплачивается отцу невесты весь калым, в его сборе отцу жениха помогают родственники. Калым носил, главным образом, натуральный характер. Брак матрилокальный (Кисляков 1951: 7-12). В качестве следов матрилокальности брака остается обычай, по которому невеста после свадьбы пребывает в доме мужа только 3-4 дня, а затем возвращается в дом отца и фактический брак начинается здесь. (Пещерева 1947: 48)

Традиционная пища

В связи с преобладанием земледелия над скотоводством мясо употребляется в пищу редко, мясных кушаний мало, и готовятся они очень примитивно. Основными продуктами питания являются пшеница в виде муки (лапша, клецки, болтушка, лепешки), в дробленном виде (для густой или жидкой каши), фрукты, грецкие орехи, бобовые и овощи, овечий сыр и кислое молоко, чай с молоком, с добавлением сливочного масла (чай тибетских лам), по памирски «ширчой». Чай с молоко пили часто, а сливочное масло могли позволить себе только зажиточные люди. Кушанья из пшеницы или муки варятся с овощами, фруктами; мучные блюда никогда не варятся с мясом. К ритуальным кушаньям принадлежат блины, havlo, ozaq - кусочки теста жаренные в масле, и «кашк» - каша, приготовляемая из пшеницы, фасоли, гороха и чечевицы во время обжига посуды, причем горшок, в котором варится кашк, ставится у кучи обжигаемой посуды и кашк должен быть сварен на этом огне. Его едят только мастерицы и другие женщины, а мужчинам его не дают. (Пещерева 1947: 48)

Традиционные занятия

  • Земледелие, скотоводство
    • Основное занятие горных памирцев- земледелие высокогорного типа при искусственном орошении в сочетании с животноводством. В крестьянском хозяйстве имелись коровы, овцы и козы, реже лошади и ослы. В высокогорных районах, как исключение, можно было встретить яка, называемого «кутас». Скот не отличался хорошим качеством, был мало вынослив, низкоросл. Годовой цикл ухода за скотом разделялся на два основных периода: зимнее нахождение скота в кишлаке, в хлеву и пастьба скота на летних пастбищах, вдали орт кишлака, далеко в горах. Между этими основными периодами вклинивались два других коротких периода, падающих на весну и осень, когда скот свободно бродил по ещё незасеянным или уже сжатым кишлачным полям или отгонялся на скудные травяные участки вблизи кишлака.

Быки и ослы весной на пастьбу не выгонялись, так как в этот период они нужны были в кишлаке для земледельческих работ.(Кисляков 1949: 38-39) Области расселения горных таджиков отличаются крайним малоземельем. Большую часть земель занимают так называемые бросовые земли(ледники, скалы, крутые склоны, нагромождения камней). Ирригационная система своеобразна: от магистрального оросительного канала спуск воды осуществляется серией водопадов или сбросов. Из них вода по каналам отводится на вспаханные поля и оросительные борозды. (Моногарова 1972: 52)

  • Традиционные промыслы
    • Домашние промыслы- главным образом обработка шерсти, выделка тканей, узорное вязание из цветной шерсти длинных носков, кошмоваляние, обработка дерева, ручное женское гончарство, охота, изготовление ювелирных украшений, кузнечное дело. Обработкой шерсти занимались женщины, взбивали шерсть тетивой специального небольшого лука и пряли на ручном веретене, а также на прялке обычного среднеазиатского типа. Тканье было традиционным мужским занятием. Ткани для одежды ткали на горизонтальном стане. Из шерсти коз и яков обычно зимой мужчины ткали полосатые безворсовые ковры, для этого употреблялся вертикальный ткацкий стан. Кошмы выделывали преимущественно женщины. Развита была обработка рога, особенно диких козлов. Из рога изготовляли рукоятки для ножей, гребни.
        • Среди памирских народов популярна национальная борьба-гуштингири, напоминающая самбо. В современном спорте представители памирских народов проявляют себя в таких видах спорта как самбо, бокс, бои без правил и другие единоборства а также волейбол.

Известные памирцы

  • Известные государственные деятели:
    • Шириншо Шотемур - Герой Республики Таджикистан - один из создателей Таджикской ССР
    • Мастибек Тошмухаммедов - советский военный деятель, генерал-майор (1962), первый генерал таджик по национальности в СССР .
    • Гоибназар Паллаев - Председатель Президиума Верховного Совета Таджикистана (1984-1990)
    • Шоди Шабдолов - Председатель Коммунистической партии Таджикистана.
    • Назаршо Додхудоев - советский таджикский государственный деятель, председатель Президиума Верховного Совета Таджикской ССР ( -), председатель Совета Министров Таджикской ССР ( -).
    • Мамадаёз Навджуванов – командующий войсковой частью МВД СССР, а впоследствии министр внутренних дел МВД Таджикской ССР (1989-1992). Кадровый советский офицер,генерал-майор (1989). Полк под руководством М. Навжуванова стал победителем Всесоюзного социалистического соревнования во внутренних войсках МВД СССР.
    • Давлат Худоназаров - председатель Союза Кинематографистов СССР (1990).
    • Оджиев Ризоали - председатель воинов интернационалистов СССР
  • Известные спортсмены:
    • Владимир Гулямхайдаров - родился 26 февраля 1946 года, мастер спорта СССР, заслуженный тренер Республики Таджикистан, известный футболист ФК «Энергетик» Душанбе (1964-1968, 156 игр, 11 голов), «Памир» Душанбе (1971-1977, 241 игра, 30 голов) и «Торпедо» Москва (1969-1970, 19 игр, 3 гола), член олимпийской команды СССР (1968-1970, 8 игр, 3 гола), «Вахш» Курган-Тюбе (2 игры), тренер ФК «Вахш» Курган-Тюбе, «Памир» Душанбе.
    • Азалшо Олимов - мастер спорта СССР, первый чемпион СССР и Европы по самбо из Средней Азии,
    • Раимкул Малахбеков - заслуженный мастер спорта России, двукратный чемпион мира по боксу 1995 и 1997 г., бронзовый призёр 26 Олимпийских Игр 1996 года в Атланте (США), серебряный призёр 27 Олимпийских Игр 2000 года в Сиднее (Австралия), неоднократный чемпион Европы и России.
    • Олег Ширинбеков - мастер спорта СССР, известный футболист ФК «Памир» Душанбе и «Торпедо» Москва.
    • Хурсанд Джамшедов - мастер спорта международного класса, чемпион мира-2006, Европы, России по кикбоксингу, чемпион Европы по кикбоксингу среди профессионалов, двукратный чемпион лиги КИТЭК.
    • Артур Одилбеков - многократный чемпион России по боям без правил.
    • Руслан Зарифбеков - чемпион Таджикистана и призёр России по самбо.
    • Умед Хасанбеков - призёр Таджикистана и России по самбо.
    • Санджар Сарфарозов - призёр Таджикистана и России по самбо.
    • Хушбахт Курбонмамадов - победитель и призёр международных и всероссийских турниров по дзюдо в России, 5 места на Кубке Европы в Оренбурге-2010-2011 и Кубке Европы среди юниоров (до 20 лет) в Санкт-Петербурге-2011.
    • Мадади Нагзибеков - бронзовый призёр Чемпионата Азии по боксу, многократный обладатель Кубка Губернатора Санкт-Петербурга, победитель международного турнира янтарные перчатки-2006.
    • Шомирзоев Хаким - Призёр чемпионата мира по Бразильскому Джиу Джитсу 2009 г. Дубай, Неоднократный чемпион чемпионата Москвы по самбо, Призёр чемпионата России по самбо, неоднократный чемпион Европы и Супер кубка по Джиу Джитсу,Призер чемпионата мира по Джиу Джитсу 2012.
    • Шомирзоев Амир - Мастер спорта международного класса по Киокушинкай Каратэ, 5 кратный чемпион России, многократный чемпион Москвы и Европы, Призер чемпионата мира по Киокушинкай Каратэ
  • Известные деятели искусств:
    • Далер Назаров - победитель конкурса

(Дари), Уйгурский

Религия Расовый тип

европеоидная

Родственные народы Происхождение

Пами́рцы (самоназвание по-тадж. «помирӣ» , также называются бадахша́нцами ) - совокупность малых иранских народов, населяющих высокогорные области Памиро -Гиндукуша (историческая область Бадахшан), разделённого между Таджикистаном , Афганистаном , Пакистаном и Китаем (юго-запад Синьцзян-Уйгурского автономного района). Говорят на разнородных памирских языках восточноиранской группы иранской ветви индоевропейской языковой семьи , чем отличаются собственно от таджиков , язык которых (см. таджикский язык) относится к западноиранским языкам. Помимо этого бо́льшая часть памирцев объединена на религиозной основе исповеданием исмаилизма , также противопоставленного основной религии таджиков - суннизму .

Расселение

Области расселения памирцев - западный, южный и восточный Памир , смыкающийся на юге с Гиндукушем - представляют собой высокогорные узкие долины с довольно суровым климатом, практически нигде не опускающиеся ниже отметки 2 000 м над уровнем моря и окружённые крутосклонными покрытыми вечными снегами хребтами, высота которых местами подбирается к 7 000 м. К северу от Гиндукушского водораздела долины принадлежат к бассейну верховий Амударьи (Верхняя Кокча , Пяндж , Памир , Вахандарья . Восточные склоны Памира принадлежат бассейну р. Яркенд , к югу от Гиндукуша начинается бассейн Инда , представленный реками Кунар (Читрал) и Гилгит . Административно вся эта территория, издавна составлявшая эклектичный, но единый ареал, оказалась поделенной между Таджикистаном , Афганистаном , Пакистаном и Китаем в результате экспансии в XIX в. Российской , Британской и Китайской империй и их сателлитов (Бухарского и Афганского эмиратов). В результате ареалы многих памирских народов оказались искусственно разделены.

Этногеографическими единицами на Памире служат исторические области: Шугнан , Рушан, Ишкашим, Вахан, Мунджан, Сарыкол, Язгулям - в целом изначально совпадавшие со сформировавшимися в них народностями. Если в плане материальной и духовной культуры памирцы благодаря тысячелетним взаимным контактам значительно сблизились друг с другом, то изучение их языков показывает, что разные памирские народы вышли из как минимум четырёх древних восточноиранских общностей, лишь отдалённо родственных друг другу и занесённых на Памир независимо.

Памироязычные народы

Классификация памирских народов обычно строится по языковому принципу.

Северные памирцы

  • Язгулямцы - населяют долину Язгулям (тадж. Язғулом , язг. Yůzdom ) в Ванджском районе Горно-Бадахшанской автономной области (далее ГБАО) Таджикистана , 8 - 10 тыс. чел.
  • Шугнано-рушанцы - группа народов, населяющих смежные долины, не имеющая общего самосознания, но говорящая на близкородственных языках-диалектах , что позволяет им при общении сносно понимать друг друга; часто в качестве междолинного шугнано-рушанского языка используется наиболее престижный памирский язык - шугнанский .
    • Шугнанцы - Шугнан (тадж. Шуғнон , шугн. Xuγ˘nůn ) - часть долины р. Пяндж в районе Хорога , долины его правых притоков (Гунт , Шахдара , Баджув. Правобережье реки Пяндж принадлежит Шугнанскому и Рошткалинскому районам ГБАО Таджикистана , левобережье - району Шигнан афганской провинции Бадахшан . Ведущий этнос Памира, численностью ок. 110 тыс. чел., из них в Афганистане ок. 25 тыс.
    • Рушанцы - Рушан (тадж. Рӯшон , руш. Rix˘ůn ), область ниже Шугнана по течению Пянджа у впадения реки Бартанг . Правобережная часть расположена в Рушанском районе ГБАО Таджикистана , левобережная - в районе Шигнан афганской провинции Бадахшан . Общая численность - ок. 30 тыс. чел. В неё включаются также малочисленные смежные группы с отдельными языками и отдельным самосознанием:
      • хуфцы - Хуф (тадж. Хӯф , хуф. Xuf ) к юго-востоку от Рушана;
      • бартангцы - среднее и верхнее течение р. Бартанг ;
        • рошорвцы - Рошорв (тадж. Рошорв , рош. Rōšōʹrv , самоназв. rašarviǰ) - верхнее течение Бартанга .
  • Сарыкольцы (кит. 塔吉克语 Tǎjíkèyǔ «таджики») населяют Сарыкол (уйг. ساريكۆل , кит. 色勒库尔 Sèlēikùěr ) в долине р. Тизнаф (Ташкурган-Таджикский автономный уезд) и верховья Яркенда в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая . Это оказавшаяся в изоляции обособленная группа шугнано-рушанцев, утратившая с ними взаимопонимание и единство. Численность ок. 25 тыс. чел.

Южные памирцы

Южные памирцы - реликтовая группа населения к югу от Шугнана, разговаривающая на двух близкородственных языках-диалектах:

Близкие и соседние народы

Таджикоязычные памирцы

С запада долины памирских народов, окружают территории, занятые таджиками -носителями бадахшанских и дарвазских говоров таджикского языка (дари). Бадахшанцы-таджики в значительной степени близки к собственно памирцам. В некоторых областях таджикский язык вытеснил местные памирские языки в историческое время:

  • Дарваз (тадж. Дарвоз , дари درواز , Дарвазский район ГБАО и одноимённый район провинции Бадахшан) - в XIV в. (незафиксированный «дарвазский язык»)
  • Йумган (дари یمگان , Йамган, одноимённый район провинции Бадахшан) - в XVIII в. (шугнанский язык)
  • Вандж (тадж. Ванҷ , Ванджский район ГБАО) - в XIX в. (старованджский язык)
  • Зебак (дари زیباک , одноимённый район провинции Бадахшан) - в XX в. (зебакский язык)

Кроме того, в самом массиве памироязычных народов имеются таджикоязычные группы кишлаков:

  • Область Горон (тадж. Ғорон ) на р. Пяндж между Ишкашимом и Шугнаном (правобережье в Ишкашимском районе ГБАО)
  • Правобережный Вахан (4 кишлака).

Соседние народы

Этногенез и история

Происхождение говорящих на разнородных восточноиранских языках памирцев связывается с экспансией кочевых саков , проходившей, по всей вероятности, несколькими волнами, разными путями, и участвовали в заселении Памира разные ираноязычные общности, выделившиеся ещё за пределами региона . Одна из них - праваханцы, была изначально близка к сакам Хотана и Кашгара и проникла в Вахан, по всей видимости, с востока - из Алайской долины . В историческое время этим же путём на Памир пришли киргизы . Праишкашимцы сформировались в таджикском и афганском Бадахшане и проникли сюда с юго-запада. Мунджанский язык демонстрирует наибольшую близость с бактрийским языком и более отдалённую - с пушту . Вероятно, мунджанцы - остаток бактрийской общности , уцелевший в горах подобно ягнобцам - остаткам согдийцев . Северопамирская общность, распавшаяся на ванджцев, язгулямцев и шугнано-рушанцев, судя по диалектному членению, проникала на Памир с запада вдоль Пянджа и экспансия её закончилась в Шугнане . Приблизительные сроки начала иранизации края (по языковым данным и археологическим раскопкам сакских могильников) - VII-VI вв. до н.э . Наиболее ранними волнами являются праваханцы и праишкашимцы. Следует учесть, что изначально памирцы населяли только бассейн Пянджа и его притоков. Экспансия сарыкольцев в Синьцзян , йидга и ваханцев - в долину Инда относятся к позднейшей эпохе.

Издавна, вероятно ещё задолго до иранизации, горы Бадахшана были одним из основных поставщиков лазурита и рубина для древнего мира. Тем не менее жизнь древних бадахшанцев оставалась весьма замкнутой. Изоляция памирцев оказалась прерванной начиная с II в. до н. э., когда с установлением среднеазиато-китайских связей через долину Пянджа была налажена караванная торговля, получившая название Великого Шёлкового пути (в виде южного его отрезка). Многочисленные попытки завоевания Памира мировыми империями (Сасанидами , тюрками , китайцами , арабами , монголами , Тимуридами и др.) либо терпели крах, либо оканчивались лишь временными успехами и установлением номинальной зависимости от внешней власти. Фактически до XIX в. памирские области представляли собой независимые или полунезависимые княжества. В ходе Большой Игры и борьбы за Среднюю Азию после г. Российская империя и Эмират Афганистан , находившийся под влиянием Британской империи , окончательно утвердили рубежи зон влияния, на востоке Средней Азии граница прошла по Пянджу. При этом Ваханский коридор отходил к Афганистану в качестве буфера между Российской и Британской империями. Русское правительство помогло своему зависимому Бухарскому эмирату подчинить памирские княжества. Граница по р. Пяндж между Афганистаном и Бухарой, а в дальнейшем и СССР по сути прошла «по живому», разделив памирские народы по берегам реки и прервав внутридолинные связи.

Религия

С установлением начиная с конца I тыс. до н. э. связей с равнинным иранским миром на политеистические иранские верования древних памирцев сильное влияние стал оказывать зороастризм . Привязка этой религии к солярным культам отразилась в именовании солнца в ишкашимском языке remozd, происходящего от имени Ахура Мазда (*Ahura- Mazdā-). Особенно сильны были позиции зороастризма в Шугнане , где на возвышенностях строились открытые храмы огня , некоторые из которых действовали вплоть до XIV в. Легенды о предках-«огнепоклонниках» и «кафирах -сиявушах » (искажённое под влиянием имени иранского героя тадж. сиёпӯш «одетый в чёрное») до сих пор популярны на Памире.

Другой важной религией Памира был буддизм , проникавший сюда из Индии караванным путём. Особенно сильны позиции буддизма были в Вахане, через который массово двигались буддистские проповедники из Индии и паломники из Хотана и Китая.

Поселение и жилище

Специфическая среда обитания со сложным рельефом являлась важнейшим природно-географическим фактором при строительстве поселений и формировании архитектуры данной народности. Помимо специфического рельефа на народное зодчество оказывал влияние сухой, контрастный по температурам климат. Продолжительный теплый период года характеризуется почти полным отсутствием осадков и резкими суточными колебаниями температур. Холодный период устанавливается в ноябре и длится до апреля. Минимальная температура зимой −30, максимальная летом +35. Температурный режим меняется и по высоте. Обилие водных источников обеспечивает орошаемое земледелие, а луга в боковых ущельях на высоте свыше 3000 м - отгонно-пастбищное скотоводство. (Мамадназаров 1977: 7-8) Ярко выраженные строительные традиции определяют региональный характер поселений, усадеб и жилых домов. При выборе места поселения учитывались возможности камнепадов, снежных лавин и паводковых вод. Традиционная форма поселения горных таджиков - кишлак При большом количестве удобной для земледелия земли, жилища в кишлаке расположены свободно, при каждом доме имеется двор большей или меньшей величины и очень часто огороды и маленькие участки полей.

Существуют кишлаки в которых жилища расположены по несколько групп на значительном расстоянии друг от друга, создавая впечатление отдельных хуторков, связанных друг с другом общими арыками, между которыми почти непрерывно тянутся участки полей и садов. В таких хуторках обычно живут близко родственные семьи. Если же кишлак расположен в неудобном для земледелия месте, тогда расположение жилищ очень сконцентрировано. Дворов в таком кишлаке почти нет, а жилища ступеньками располагаются по склону горы. Такие кишлаки встречаются обычно в узких горных ущельях. Водоснабжение кишлаков различно. По источникам снабжения и пользования водой можно разбить кишлаки на три категории: 1 - кишлаки, пользующиеся водой из горных ключей; 2 - пользующиеся водой главным образом из бурных горных потоков и речек; и 3 - пользующиеся идущими издалека, очень длинными арыками с более или менее медленным течением воды. Жилище горных таджиков, несмотря на кажущееся однообразие, представляет, однако, очень значительные различия, зависящие от природных строительных ресурсов, климата, бытовых навыков и от социального и имущественного положения его владельца. Обычно жилище одноэтажное, но если оно располагается на крутом откосе, то иногда внизу устраивается хлев. Пристроенный второй этаж встречается очень редко в более крупных и богатых домах. Материалом для постройки обычно служит земля (лесс или глина), из которой складывают стены. В кишлаках, расположенных в узких ущельях на каменистой почве, где лёсс дорог и малодоступен, большая часть жилищ и все надворные постройки сложены из камней, скрепленных глиной. Основой для крыши служат несколько бревен, положенных на стены, на которые кладется настил из жердей, засыпаемый сверху землей и глиной. Изнутри здания крыша поддерживается столбами. Жилище обычно делится на зимнее и летнее помещение. Зимняя часть - хона - представляет собой квадратное или прямоугольное помещение, большая часть пола которого приподнята в виде площадки или глинобитных нар, которые служат для спанья, сиденья и т. п. В проходе между нарами под отверстием в потолке, вырывается яма для стока воды, покрытая деревянной решёткой. В хона ведет небольшая дверь либо с улицы или двора, либо из летнего помещения. Окном для пропуска света служит отверстие в стене, имеющее обычно деревянную створку.

До 1930-х годов застекленных окон в горных кишлаках почти нигде ещё не было. Для отопления помещения устроена яма для разведения костра, которая служит для печения хлеба (лепешек). Пищу готовят в очаге, который представляет собой выемку в виде срезанного сверху и сбоку конуса, с гладкими стенками и более широким дном. На дне выемки разводится огонь, а сверху ставится плоский, широкий котел. Отчего устраивается либо в специальном возвышении в углу или вдоль одной из стен, либо в проходе, толще нар. В хона держат зимой молодой скот и птицу, для чего сбоку от входа устраивается специальное помещение, закрываемое дверцей. Необходимо упомянуть о так наз. «летовьях», куда на лето угоняют скот и где в течение нескольких летних месяцев живёт большинство женщин кишлака с маленькими детьми, заготовляя впрок молочные продукты. Для жилья служат небольшие хижины, сложенные из камней, часто не замазанные и не утепленные. Практически в каждом кишлаке имеется мечеть, за исключением самых маленьких (Гинзбург, 1937: 17-24). Дома памирских таджиков не похожи на жилища других народов. Их устройство остается неизменным на протяжении многих столетий, переходя от поколения к поколению. Каждый архитектурный элемент памирского дома имеет свой эзотерический смысл - доисламский и исламский. Каждый элемент дома имеет значение в жизни человека. Дом воплощает в себе целое мироздание, отражая божественную сущность человека и гармонию его отношения с природой. Опорой памирского дома являются 5 столбов. Они названы именами 5 святых: Мухаммад , Али , Фатима , Хасан и Хусейн . Столб Мухаммад - основной в доме. Это символ веры, мужской власти, вечности мира и нерушимости дома. Около его укладывают в колыбель новорожденного мальчика. Столб Фатима - символ чистоты, хранителя домашнего очага. Во время свадьбы возле этого столба одевают и украшают невесту, чтоб она была такой же красивой как Фатима. Столб Али - символ дружбы, любви, верности, соглашений. Когда жених привозит невесту в свой дом их усаживают возле этого столба чтобы их семейная жизнь была полна счастья и у них родились здоровые дети. Столб Хасан служит земле и охраняет её, заботясь о её процветании. Поэтому он длиннее других столбов и непосредственно соприкасается с землей. Столб Хусейн - символ света и огня. Около его читаются молитвы, религиозные тексты, совершается намаз и обряд зажигания свечи («чарогравшан») после смерти человека. Четырёхступенчатый свод дома - «чорхона», символизирует 4 стихии: земля, вода, ветер, огонь.

Брак и семья

Наиболее архаичной формой семьи у горных памирцев являлась большая патриархальная семья, основанная на принципах агнатного родства. Неразделенность хозяйства являлась основой существования большой семьи, которая в свою очередь была основана на совместном владении землей. Во главе такой семьи стоял старейшина, распоряжавшийся всем имуществом, распределением работ в семье и другими делами. Внутри семьи господствовали патриархальные отношения, младшие беспрекословно подчинялись старшим, а все вместе старейшине. Однако с проникновением в районы расселения горных таджиков товарно-денежных отношений общинный уклад был подорван, что привело к разложению больших патриархальных семей. На смену патриархальной семье пришла семья моногамная, сохранявшая ещё в той или иной мере патриархальные отношения.

С установлением Ислама было легализовано превосходство мужчины над женщиной. Согласно шариатным нормам муж имел преимущество в деле наследования, в качестве свидетеля, было узаконено право мужа на развод. Фактически положение женщины в семье зависело от степени её участия в производстве, сельском труде, поэтому в горных районах, где женщина принимала большее участие в производительной деятельности, её положение было относительно более свободным. Значительную роль у таджиков играли родственные браки, они стимулировались также и по экономическим причинам. Особенно излюблены были кузенные браки, главным образом, женитьба на дочери брата матери и дочери брата отца.

У горных таджиков первой церемонией связанной с браком являлось сватовство. Следующим этапом бракосочетания была помолвка. После сватовства и помолвки жених и невеста начинают скрываться от своей новой родни. В течение года собирается и уплачивается отцу невесты весь калым, в его сборе отцу жениха помогают родственники. Калым носил, главным образом, натуральный характер. Брак матрилокальный (Кисляков 1951: 7-12). В качестве следов матрилокальности брака остается обычай, по которому невеста после свадьбы пребывает в доме мужа только 3-4 дня, а затем возвращается в дом отца и фактический брак начинается здесь. (Пещерева 1947: 48)

Традиционная пища

В связи с преобладанием земледелия над скотоводством мясо употребляется в пищу редко, мясных кушаний мало, и готовятся они очень примитивно. Основными продуктами питания являются пшеница в виде муки (лапша, клецки, болтушка, лепешки), в дробленном виде (для густой или жидкой каши), фрукты, грецкие орехи, бобовые и овощи, овечий сыр и кислое молоко, чай с молоком, с добавлением сливочного масла (чай тибетских лам), по памирски «ширчой». Чай с молоко пили часто, а сливочное масло могли позволить себе только зажиточные люди. Кушанья из пшеницы или муки варятся с овощами, фруктами; мучные блюда никогда не варятся с мясом. К ритуальным кушаньям принадлежат блины, havlo, ozaq - кусочки теста жаренные в масле, и «кашк» - каша, приготовляемая из пшеницы, фасоли, гороха и чечевицы во время обжига посуды, причем горшок, в котором варится кашк, ставится у кучи обжигаемой посуды и кашк должен быть сварен на этом огне. Его едят только мастерицы и другие женщины, а мужчинам его не дают. (Пещерева 1947: 48)

Традиционные занятия

  • Земледелие, скотоводство
    • Основное занятие горных памирцев- земледелие высокогорного типа при искусственном орошении в сочетании с животноводством. В крестьянском хозяйстве имелись коровы, овцы и козы, реже лошади и ослы. В высокогорных районах, как исключение, можно было встретить яка, называемого «кутас». Скот не отличался хорошим качеством, был мало вынослив, низкоросл. Годовой цикл ухода за скотом разделялся на два основных периода: зимнее нахождение скота в кишлаке, в хлеву и пастьба скота на летних пастбищах, вдали орт кишлака, далеко в горах. Между этими основными периодами вклинивались два других коротких периода, падающих на весну и осень, когда скот свободно бродил по ещё незасеянным или уже сжатым кишлачным полям или отгонялся на скудные травяные участки вблизи кишлака.

Быки и ослы весной на пастьбу не выгонялись, так как в этот период они нужны были в кишлаке для земледельческих работ.(Кисляков 1949: 38-39) Области расселения горных таджиков отличаются крайним малоземельем. Большую часть земель занимают так называемые бросовые земли(ледники, скалы, крутые склоны, нагромождения камней). Ирригационная система своеобразна: от магистрального оросительного канала спуск воды осуществляется серией водопадов или сбросов. Из них вода по каналам отводится на вспаханные поля и оросительные борозды. (Моногарова 1972: 52)

  • Традиционные промыслы
    • Домашние промыслы- главным образом обработка шерсти, выделка тканей, узорное вязание из цветной шерсти длинных носков, кошмоваляние, обработка дерева, ручное женское гончарство, охота, изготовление ювелирных украшений, кузнечное дело. Обработкой шерсти занимались женщины, взбивали шерсть тетивой специального небольшого лука и пряли на ручном веретене, а также на прялке обычного среднеазиатского типа. Тканье было традиционным мужским занятием. Ткани для одежды ткали на горизонтальном стане. Из шерсти коз и яков обычно зимой мужчины ткали полосатые безворсовые ковры, для этого употреблялся вертикальный ткацкий стан. Кошмы выделывали преимущественно женщины. Развита была обработка рога, особенно диких козлов. Из рога изготовляли рукоятки для ножей, гребни.
        • Среди памирских народов популярна национальная борьба-гуштингири, напоминающая самбо. В современном спорте представители памирских народов проявляют себя в таких видах спорта как самбо, бокс, бои без правил и другие единоборства а также волейбол.

Известные памирцы

  • Известные государственные деятели:
    • Шириншо Шотемур - Герой Республики Таджикистан - один из создателей Таджикской ССР
    • Мастибек Тошмухаммедов - советский военный деятель, генерал-майор (1962), первый генерал таджик по национальности в СССР .
    • Гоибназар Паллаев - Председатель Президиума Верховного Совета Таджикистана (1984-1990)
    • Шоди Шабдолов - Председатель Коммунистической партии Таджикистана.
    • Назаршо Додхудоев - советский таджикский государственный деятель, председатель Президиума Верховного Совета Таджикской ССР ( -), председатель Совета Министров Таджикской ССР ( -).
    • Мамадаёз Навджуванов – командующий войсковой частью МВД СССР, а впоследствии министр внутренних дел МВД Таджикской ССР (1989-1992). Кадровый советский офицер,генерал-майор (1989). Полк под руководством М. Навжуванова стал победителем Всесоюзного социалистического соревнования во внутренних войсках МВД СССР.
    • Давлат Худоназаров - председатель Союза Кинематографистов СССР (1990).
    • Оджиев Ризоали - председатель воинов интернационалистов СССР
  • Известные спортсмены:
    • Владимир Гулямхайдаров - родился 26 февраля 1946 года, мастер спорта СССР, заслуженный тренер Республики Таджикистан, известный футболист ФК «Энергетик» Душанбе (1964-1968, 156 игр, 11 голов), «Памир» Душанбе (1971-1977, 241 игра, 30 голов) и «Торпедо» Москва (1969-1970, 19 игр, 3 гола), член олимпийской команды СССР (1968-1970, 8 игр, 3 гола), «Вахш» Курган-Тюбе (2 игры), тренер ФК «Вахш» Курган-Тюбе, «Памир» Душанбе.
    • Азалшо Олимов - мастер спорта СССР, первый чемпион СССР и Европы по самбо из Средней Азии,
    • Раимкул Малахбеков - заслуженный мастер спорта России, двукратный чемпион мира по боксу 1995 и 1997 г., бронзовый призёр 26 Олимпийских Игр 1996 года в Атланте (США), серебряный призёр 27 Олимпийских Игр 2000 года в Сиднее (Австралия), неоднократный чемпион Европы и России.
    • Олег Ширинбеков - мастер спорта СССР, известный футболист ФК «Памир» Душанбе и «Торпедо» Москва.
    • Хурсанд Джамшедов - мастер спорта международного класса, чемпион мира-2006, Европы, России по кикбоксингу, чемпион Европы по кикбоксингу среди профессионалов, двукратный чемпион лиги КИТЭК.
    • Артур Одилбеков - многократный чемпион России по боям без правил.
    • Руслан Зарифбеков - чемпион Таджикистана и призёр России по самбо.
    • Умед Хасанбеков - призёр Таджикистана и России по самбо.
    • Санджар Сарфарозов - призёр Таджикистана и России по самбо.
    • Хушбахт Курбонмамадов - победитель и призёр международных и всероссийских турниров по дзюдо в России, 5 места на Кубке Европы в Оренбурге-2010-2011 и Кубке Европы среди юниоров (до 20 лет) в Санкт-Петербурге-2011.
    • Мадади Нагзибеков - бронзовый призёр Чемпионата Азии по боксу, многократный обладатель Кубка Губернатора Санкт-Петербурга, победитель международного турнира янтарные перчатки-2006.
    • Шомирзоев Хаким - Призёр чемпионата мира по Бразильскому Джиу Джитсу 2009 г. Дубай, Неоднократный чемпион чемпионата Москвы по самбо, Призёр чемпионата России по самбо, неоднократный чемпион Европы и Супер кубка по Джиу Джитсу,Призер чемпионата мира по Джиу Джитсу 2012.
    • Шомирзоев Амир - Мастер спорта международного класса по Киокушинкай Каратэ, 5 кратный чемпион России, многократный чемпион Москвы и Европы, Призер чемпионата мира по Киокушинкай Каратэ
  • Известные деятели искусств:
    • Далер Назаров - победитель конкурса

Население занималось не только животноводством, земледелием, но и промыслами (ковры, кошмы, паласы и т.д.). По сообщениям Марко Поло, проезжавшего через Бадахшан в 1274 г., там добывали золото, серебро, лазурь, рубины и ляпис. Господствовали патриархально- родовые отношения. Религия с 11 в. - исмаилитское течение Ислама.

К народам Памира отностятся - шугнанцы, рушанцы, ваханцы, ишкашимцы, мунжджанцы, язгулямцы, ванджцы и дарвазцы. Языкы народов Памира относятся к иранской ветви индоевропейской семьи языков.

Взаимоотношения между Россией и Памиром начались с конца XIX века. Этот период был разгаром деления мира и окончательным театром военно-политического противодействия между Англией и Россией стал именно Памир.

В 1892 году русские войска заняли Восточный Памир и основали Мургабский пост. В 1895 г. согласно русско-английскому разграничению край был разделен: левобережная часть территории реки Пяндж отошла к Афганистану и осталась в подчинении англичан, а правобережная часть присоединена к России.

В 1912 году по приглашению Его Величества Императора России Николая второго Петербург посетил духовный лидер исмаилитов (к которым относятся Памирцы) - Его Величество Султан Мухаммед Шах или Ага Хан Ш. С Царём России они были в хороших отношениях. Впоследствии Ага Хан благословил и высоко ценил присоединения Памира к России. Уже в 1913 году в Петербург приехала первая делегация Памира для празднования 300-летия «Дома Романовых». Среди них были Азиз Хан, правитель Шахдары, житель Бартанга Мастали, и житель Алая -Такур Бек и другие.
Впоследствии в период Советской власти с помощью России и других союзных республик произошло колоссальное развитие Памира.
Памирцы помнят и с благодарностью произносят имена русских военачальников Ионова Михила Ефремовича, Снесарева Анрея Евгеньевича, военных инженеров Серебренникова и Андреева, ученых Мушкетова и Федченко, Зарубина, Вавилова, Баранова, Райкову, Станюковича и многих других. В 1925 году Памир, как автономная область, был включен в состав республики Таджикистан.

В годы Второй Мировой Войны многие сыновья Памира наряду с представителями других народов СССР воевали на фронтах Великой Отечественной войны. На Ленинградском фронте воевал младший лейтенант Калон Курбонов из Поршнева, закончивший перед войной Ленинградское военное училище. За отвагу, проявленную им во время боев на Нарвском плацдарме, он был награжден орденом «Красной Звезды». После прорыва блокады Ленинграда ему была вручена медаль «За Оборону Ленинграда». С июня 1941 года по январь 1943 года находился на Ленинградском фронте Махмуд Додобоев. Он служил в136-й стрелковой дивизии и погиб в одном из боев по прорыву Ленинграда. На его могиле однополчане написали «Махмуд Додобоев.1924-1943. Доброволец из Хорога. Погиб при защите города Ленина». Медалью « За оборону Ленинграда» награждены Абдуллаев Ч., Негматов Ф.,Назаров Г., Худобони.О, Амирбеков Ш. и многие другие памирцы. Такие героические имена в общей истории Санкт-Петербурга и Памира тысячи и тысячи.

После войны памирцы стали приезжать в Ленинград на учебу. Многие из них впоследствии стали видными государственными деятелями и известными учеными. Имена государственного деятеля Курбоншо Гадолиева, академика Баходура Искандарова, ученых Рахима Додхудоева, Карамшоева Д.Х., Джамшедова П.Д., почетного судью спорта Одинаева Н.С, сегодня известны далеко за пределами республики.

Судьба распорядилась так, что после распада СССР многие памирцы оказались за пределами своей исторической Родины, в том числе и в городе Ленинграде -Санкт-Петербурге. И новые условия жизни побудили нас организовать свою диаспору, чтобы принимать активное участие в жизни города. Наше общество юридически оформлено как межрегиональная общественная организация «Диаспора представителей памирских народов «Памир», зарегистрирована Главным Управлением Министерства Юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 19 декабря 2000 г. Основными целями деятельности нашей организации являются - объединение представителей памирских народов в целях содействия сохранению самобытности, языка, традиций, развитию образования, национальной культуры, укрепление межнациональных связей своим участием в реализации национально - культурных программ.

Основу сегодняшнего землячества «Памир» составляют люди, которые приехали в Ленинград в период с 70-х по 90 -е годы прошлого века и остались на постоянную работу и жительства. Сабзалиев Сабза, Худобахшев Алибахш, Булбулшоев Худоназар, Муродалиев Спиндак, Мамадмусоев Олим, Камбаров Джума, Ниятхонов Неъматхон, Бахтиев Саркор, Андрей Мералишоев. создали прекрасные семьи, живут и трудятся на благе этого города. С первых же дней своей деятельности наше объединение активно участвует в культурных, научных и спортивных мероприятиях города. Участвуем в научных конференциях, фестивалях национальной культуры, в спортивных мероприятиях. Председатель нашего общества Бахтибек Бердов в составе сборной СПБ стал обладателем Кубка Европы по каратэ в 1995 году, неоднократный чемпион России. Наши представители -Нагзибеков Мадади (бокс) и Зумратшоев Манучехр (регбол) выступают за сборную Санкт-Петербурга не только в российских, но и международных соревнованиях. Многие дети занимаются в спортивных секциях. Надеемся, что и они будут достойно представлять Санкт-Петербург и Россию.

За активное участие в юбилейных мероприятиях, посвященных «300-летию Санкт-Петербурга», а также во многих других мероприятиях города наша организация награждена призами и дипломами администрации города.

Проводим встречи с учеными, пограничниками и другими специалистами, деятельность которых связана с Памиром. Постараемся сохранять добрые традиционные связи между научными учреждениями Санкт-Петербурга и Памира. Только за последние 2 года 5 человек защитили кандидатские диссертации на восточном факультете университета и Музее антропологии и этнографии РАН

После вывода американских войск с территории Афганистана в прессе возросло внимание к Памиру. Многие боятся дестабилизации обстановки в данном регионе, который фактически изолирован от внешнего мира. «Крыша мира» является особым местом, поскольку почти все этого региона относятся к исмаилитам.

Многие ошибочно путают местных жителей с таджиками и другими народами. Статья сможет разъяснить, кто такие памирцы, и почему их принято считать отдельным этносом.

Общие сведения

Поскольку памирцы проживают в высокогорной области, которая разделена между четырьмя государствами, их часто приравнивают к другим народам. Их историческая область (Бадахшан) расположена на , Афганистана, Пакистана, Китая. Чаще всего ошибочно путают с таджиками. Кто такие памирцы?

Их относят к совокупности иранских народов, которые говорят на разнородных языках восточноиранской группы. Большинство памирцев исповедуют ислам. К сравнению, таджики, например, разговаривают на западноиранском диалекте и своим большинством исповедуют суннизм.

Территория проживания

Памирцы расселены по территории западного, южного, восточного Памира. На юге эти горы смыкаются с Гиндукушем. Площадь представляет собой узкие долины, расположенные на высоте двух и более тысяч метров над уровнем моря. Климат в этой местности отличается своей суровостью. Долины окружены крутосклонными хребтами высотой до семи тысяч метров над уровнем моря. Они покрыты вечными снегами. Не зря в качестве названия этой области (ареала проживания памирцев) используют выражение «Крыша мира».

Народы, которые проживают в Памире, имеют схожую культуру и традиции. Однако исследователи смогли доказать (по изучению языков), что эти народы относятся к нескольким древним восточноиранским общностям, которые попали на Памир отдельно друг от друга. Из каких же народностей состоят памирцы?

Разнообразие народностей

Памирские народы принято разделять между собой по языковому принципу. Существует две основные ветви - это северные и южные памирцы. Каждая из групп состоит из отдельных народов, некоторые из которых могут говорить на схожих языках.

К северным пармирцам относятся:

  • шугнанцы - ведущий этнос, насчитывающий более ста тысяч человек, из них около двадцати пяти тысяч проживают на территории Афганистана;
  • рушанцы - около тридцати тысяч человек;
  • язгулямцы - от восьми до десяти тысяч человек;
  • сарыкольцы - считаются частью некогда единой группы шугнано-рушанцев, которая стала обособленной, ее численность достигает двадцати пяти тысяч человек.

К южным памирцам относятся:

  • ишкашимцы - около полторы тысячи человек;
  • сангличцы - численность составляет не более ста пятидесяти человек;
  • ваханцы - общая численность достигает семидесяти тысяч человек;
  • мунджанцы - около четырех тысяч человек.

Помимо этого, существует много близких и соседних народов, которые очень близки к памирцам. Некоторые из них со временем стали пользоваться местными памирскими языками.

Язык

Памирские языки очень многочисленны. Но их сфера применения ограничивается бытовым общением. Исторически сложилось так, что с давних времен на них имел большое влияние персидский язык (таджикский).

Для жителей Памира персидский язык давно используется в религии, литературе, устном народном творчестве. Также он является универсальным средством для международного общения.

Памирские диалекты постепенно вытеснялись В некоторых горных народах их все реже используют даже в быту. Например, в ГБАО (Горно-Бадахшанская официальным языком является таджикский. Именно на нем ведется обучение в школах. Хотя если говорить об афганских памирцах, то на их территории школ практически нет, поэтому население в общей массе безграмотно.

Сохранившиеся памирские языки:

  • язгулямский;
  • шугнанский;
  • рушанский;
  • хуфский;
  • бартангский;
  • сарыкольский;
  • ишкашимский;
  • ваханский;
  • мунджанский;
  • йидга.

Все они входят в группу восточноиранских языков. Помимо памирцев, представителями восточноиранских этносов были и скифы, которые проживали в свое время на территории Северного Причерноморья и оставили после себя исторические памятники в виде курганов.

Религия

С конца первого тысячелетия до нашей эры памирские племена находились под влиянием зороастризма и буддизма. Ислам же стал проникать и широко распространяться в массах с одиннадцатого века. Внедрение новой религии было тесно связано с деятельностью Насира Хосрова. Он был известным персидским поэтом, сбежавшим на Памир от преследователей.

Исмаилизм оказал большое влияние на духовную жизнь жителей Памира. По религиозному фактору несложно понять, кто такой памирец (что за нация, мы рассмотрели выше). Прежде всего, представители этих народов относятся к исмаилитам (шиитское направление ислама, которое испытало на себе влияние индуизма и буддизма). Чем же это направление в исламе отличается от традиционного верования?

Основные отличия:

  • памирцы молятся дважды в день;
  • верующие не соблюдают пост в Рамадан;
  • женщины не носили и не носят паранджу;
  • мужчины позволяют себе пить самогон из тутовника.

Из-за этого многие мусульмане не признают в памирцах правоверных.

Семейные традиции

Отношения к семье и браку позволят понять, кто такой памирец. Что за нация и каковы ее традиции, сможет рассказать семейный уклад. Наиболее древний вариант семьи основывался на принципе патриархальных отношений. Семьи были большими. В их главе стоял старейшина, которому все беспрекословно подчинялись. Так было до появления товарно-денежных отношений. Семья стала моногамной, сохраняя патриархальные традиции.

Так продолжалось до установления ислама. Новая религия легализовала превосходство мужского пола над женским. По законам шариата мужчина имел преимущества и права в большинстве случаев, например в делах наследования. Муж получал законное право на развод. При этом в горных районах, где женщины принимали активное участие в сельском труде, их положение было более свободным.

В некоторых горных народностях были приняты родственные браки. Чаще всего это стимулировалось экономическими причинами.

Основные занятия

Чтобы понять, кто такие памирцы, стоит лучше изучить их образ жизни. Основным занятием у них издавна являлось земледелие высокогорного типа, которое сочетается с животноводством. В качестве домашних животных они разводили коров, коз, овец, ослов, лошадей. Скот был низкорослым, не отличался хорошим качеством. Зимой животные находились в кишлаках, а на лето выгонялись на пастбища.

К традиционным домашним промыслам памирцев, прежде всего, можно отнести обработку шерсти и выделку тканей. Женщины обрабатывали шерсть и изготовляли нити, а мужчины ткали известные в мире полосатые

Развит был промысел по обработке рогов, в особенности диких козлов. Из них изготовляли гребни, рукоятки для холодного оружия.

Национальная кухня

Узнав о культуре и религии, можно понять, кто такие памирцы. Дополнить эти знания можно, рассмотрев традиционную пищу представителей этих народов. Зная традиционные занятия, несложно догадаться, что в рационе памирцев очень мало мяса. Связано это с тем, что выпасать скот негде, поэтому они берегут его для получения молока и шерсти.

К основным продуктам питания относится пшеница в виде муки и дробленой крупы. Из муки делают лапшу, лепешки, клецки. Также горные народы питаются фруктами, грецкими орехами, бобовыми, овощами. Из молочных продуктов наиболее популярными у них является чай с молоком, кислое молоко. Зажиточные памирцы пьют чай с молоком, добавляя кусочек сливочного масла.