Палаццо питти - резиденция правителей флоренции. Палаццо Питти во Флоренции: история, интересные факты, расположение, фото


Рубрика: Флоренция

Дворцы-особняки в итальянских городах в XV-XVIII веках назывались палаццо. Такие строения весьма типичны для всего периода итальянского Возрождения, однако особенно популярны они были во Флоренции. «Палаццо» происходит от латинского «palatium» (дворец), перекликаясь в свою очередь с названием одного из семи римских холмов – Палатинского – где возводились дворцы для императоров.

Для классических палаццо характерны несколько этажей (обычно три, иногда два и даже четыре), примыкающий к дворцу уютный двор и выходивший на улицу величественный фасад. Такие особняки есть в Риме, Венеции, Генуе. Особенно же славилась ими, как было сказано, Флоренция. Сегодня хотим познакомить вас с одним таким флорентийским дворцом-особняком и самым большим в городе – Палаццо Питти (итал. Palazzo Pitti).

История, окутанная ореолом тайны

Прошлое Палаццо Питти содержит немало интересных фактов и свидетельств. Многие из них доказаны и не нуждаются в дополнительном подтверждении. Другие, наоборот, по сей день остаются предметом спора. Исследователи пытаются окончательно разобраться в интригующем прошлом этого дворца, которое окутано ореолом тайны. Мы же со своей стороны поведаем читателям о том, что уже известно.

Жил в XV веке банкир Лука Питти. По одним источникам он был другом известного флорентийского политика Козимо Медичи Старого (он же купец и банкир, и владелец крупнейшего в Европе состояния). По другим – Лука Питти соперничал с покровительствовавшим ему Козимо Медичи. Что из этого правда сказать трудно, но именно Питти распорядился построить огромный дворец, которому надлежало превзойти дворец Медичи по всем параметрам. Окна нового палаццо банкир желал видеть большими, чем вход в резиденцию Козимо, а двор предлагалось сделать размерами с весь дворец Медичи. При строительстве все пожелания банкира были учтены. Работы по возведению дворца стартовали в 1458 году. Завершились они в 1487 году.

В строительстве использовался труд городских изгнанников и находящихся в розыске нарушителей закона – так утверждал Николло Макиавелли, современник хозяина палаццо. Поэтому желанным гостем здесь мог быть даже отъявленный преступник, если он мог принести пользу строительству. Во-вторых, в 1464 году у Луки Питти вследствие кончины Козимо Медичи возникли денежные затруднения, и строительные работы пришлось заморозить. Сам инициатор грандиозного проекта так и не дождался завершения строительства: в 1472 году банкир умер.

Кто был автором проекта Палаццо Питти точно неизвестно. Возможно, им являлся архитектор Филиппо Брунеллески. С этой версией в целом соглашался историк Джорджо Вазари (1511-1574), полагая, что ему помогал ученик Лука Франчелли. Современные историки придерживаются мнения, что автор проекта – Франчелли, а Брунеллески тут якобы ни при чем. Чем обосновывают такую точку зрения? Тем, что ученик имел свой стиль, явственно отличавшийся от стиля учителя. И второе: считается, что Брунеллески никак не могло принадлежать авторство проекта, поскольку он ушел из жизни задолго до начала работ.

Каменный фасад особняка был отделан рустами. Это говорит о том, что автор проекта – кто бы им ни был – решился на невероятное, то есть вопреки модным тенденциям своего времени. В результате Палаццо Питти обрел строгий и даже сурово-угрюмый вид. Дворец действительно впечатлял своими масштабами, однако до размахов резиденций Медичи все же не дотягивал.

В 1549 году владелицей дворца стала супруга Козимо I Медичи, Великого герцога Тосканы. Герцогиня Элеонора Толедская приобрела его у Бонаккосро Питти, потомка банкира Луки. Правящая чета, переезжая в новую резиденцию, распорядилась расширить здание за счет пристройки (работами руководил Амманнати). Ее возвели с тыльной стороны. В результате площадь палаццо увеличилась в два с лишним раза. Герцог, неравнодушный ко всему величественному и масштабному, остался доволен. Также появился новый надземный коридор, соединивший Палаццо Питти с резиденцией правительства – Палаццо Веккьо. Коридор позволил герцогу и членам его семьи перемещаться из одного дворца в другой в условиях большей безопасности.

Козимо поначалу размещал во дворце официальных лиц, сохраняя в качестве главной своей резиденции Палаццо Веккьо. В период же правления Фердинанда I (сына герцогини Элеоноры) в Палаццо Питти на постоянной основе стала находиться коллекция произведений искусства августейшего семейства. Впоследствии особняк стал главной резиденцией семейства Медичи и сохранял свой статус до 1737 года. То есть до кончины Джана Гастоне Медичи – последнего представителя рода по мужской линии. Затем дворцом некоторое время владела Анна-Мария, его сестра. Когда и она умерла, то Палаццо Питти стал собственностью следующей династии Великих герцогов Тосканских в лице священного римского императора Франца I Стефана, представлявшего Лотарингский дом (Австрия).

Знаменитым Палаццо Питти пользовался даже Наполеон Бонапарт – правда, недолго – во время своей итальянской кампании. И город Тоскана, и дворец, соответственно, тоже в 1860 году перешли от Лотарингской династии в собственность итальянской монаршей фамилии – Савойской династии.

Архитектурные особенности дворца

Внешний облик особняка являет собой воплощение амбиций его первого владельца, банкира Луки. Один только рустованный каменный фасад чего стоит: подобная облицовка олицетворяет стремление к самовозвеличению и желание властвовать. Из элементов украшения имеются только головы львов с коронами, находящиеся под окнами нижнего этажа. Между тем рустика, то есть облицовка, весь фасад покрывающая большими каменными блоками, впервые была использована Козимо Медичи Старшим при возведении своей личной резиденции (ныне дворец Медичи-Риккарди). Банкир ни в коей мере не хотел отставать от своего покровителя и соперника, вот и пошел в строительстве собственного дворца по тому же пути.

Современный Палаццо Питти (с учетом вышеупомянутой пристройки времен герцога и герцогини Тосканских) представляет собой один из величественных дворцов Флоренции с фасадом. Расположен особняк на покатой площади с тем же названием – Питти. Он простирается в длину на 205 метров, а в высоту на 38 метров. В его архитектуре представлены полукруглые арки и явственно выделяющиеся пилястры. Благодаря им дворец можно четко подразделить на две части: основную и выходящую во внутренний двор. За особняком находятся сады Боболи, получившие широкое признание как один из лучших парковых ансамблей не только Флоренции, но и всего итальянского Ренессанса. Сады расположились на склонах одноименного холма и были разбиты по указанию герцогини Элеоноры Толедской.

…Но вернемся к нашему палаццо. Даже самых искушенных туристов и ценителей прекрасного весьма впечатлит его внутренний интерьер, который без преувеличения можно назвать роскошным. Здесь можно увидеть завораживающей красоты фрески, лепнину белого и золотистого цветов, а также шелковые обои и уникальные гобелены. Не говоря уже о подлинных образцах бесценной с исторической точки зрения мебели.

Крупный музейный комплекс Флоренции

Палаццо Питти сегодня – это одна из самых прославленных флорентийских достопримечательностей. Представляет собой крупный музейный комплекс. И в рамках нашей статьи мы совершим сейчас небольшую виртуальную экскурсию по его галереям и залам.

Палатинская галерея. Ее помещения отличает роскошный интерьер в барочном стиле. Они словно изначально были созданы для того, чтобы размещать бесценные произведения искусства. Здесь находятся так называемые мифологические залы, названные в честь античных богов – Марса и Аполлона, Юпитера, Венеры и Сатурна. Расписывал их Пьетро да Кортон. Уникальное собрание картин начало пополняться еще со времен династии Медичи. Герцоги Лотарингские со своей стороны дополнили коллекцию, предпочитая размещать произведения живописи в залах на свое усмотрение и в декоративных целях. Однако спустя такое количество лет их месторасположение осталось прежним.

Флорентинцы могут гордиться, что именно их Палаццо Питти располагает такой обширной коллекцией картин Рафаэля: их собрано одиннадцать. В Палатинской галерее можно также увидеть известные работы Тициана и произведения венецианских художников Джорджоне и Тинторетто. Будет что посмотреть и поклонникам Рубенса и Караваджо, Ван Дейка и Мурильо. Представлены в залах галереи и флорентийские маньеристы Понтормо, Фьорентино, Бартоломео, дель Сарто, Бронзино.

Музей серебра. Кроме изделий из названного драгметалла в этом музее собрана бесценная коллекция золотых украшений, драгоценных камней, изделий из слоновой кости. Представлена восхитительная коллекция ваз, собранная еще главой Флорентийской республики эпохи Возрождения Лоренцо Великолепным. Чего тут только нет: древнеримские, венецианские и византийские амфоры и вазы, а также вазы империи Сасанидов. Многообразие представленных в собрании образцов просто потрясает воображение. Музей серебра – настоящая сокровищница, будто воплотившаяся из сказки.

Изделия мастеров золота, которым попросту нет цены, рассредоточены по многим музейным залам. Причем не все они итальянского происхождения, есть образцы и из других стран. В числе известных экспонатов можно назвать выполненную в миниатюре площадь Синьории (есть такая во Флоренции, находится перед Палаццо Веккьо). Уменьшенная копия площади украшена золотом и инкрустирована драгоценными камнями.

Галерея современного искусства. Хотите поближе познакомиться с работами итальянских художников XIX столетия? Тогда вам сюда. Здесь, в частности, выставлены картины группы художников из Флоренции, объединенных названием «Маккьяйоли» («maccia» переводится с итальянского как «пятно»). Названные мастера кисти отличались свободной манерой живописи посредством ярких цветовых пятен. Они же оказали заметное влияние на развитие итальянской живописи того периода.

  • В период Рисорджименто – национально-освободительного движения в Италии – Флоренция на некоторое время была столицей государства. Тогдашний король Виктор Эммануил II избрал Палаццо Питти в качестве своей резиденции и жил в нем до 1871 года.
  • В 1919 году дворец был объявлен итальянскими властями во главе с монархом Виктором Эммануилом III собственностью государства. C того времени там начали хранить бесценные произведения искусства, которые приобрело государство.
  • Кроме Палатинской галереи, Музея серебра и Галереи современного искусства в Палаццо Питти также находятся Музей костюма, Музей фарфора, Музей карет.
  • Первоначальный вид Палаццо Питти (до расширения и появления садов Боболи) запечатлен в люнете 1599 года кисти Джусто Утенса.
  • В 2005 году в особняке случайно обнаружены ванные комнаты периода XVIII столетия, к которым подведены соответствующие коммуникации. И ванные, и тогдашний водопровод почти не отличаются от современных образцов.
  • Люксембургский дворец в Париже начали строить в 1615 году и завершили спустя шестнадцать лет. Его построили для Марии Медичи. По задумке Ее Величества, это сооружение должно было напоминать ей о дворце Питти, находившимся на родине вдовствующей королевы, во Флоренции.

Адрес Палаццо Питти: Piazza de" Pitti, 1, Флоренция, Италия.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.

В прошлых записях о Флоренции я просил обратить внимание на переходы между зданиями и на мост Веккьо. Пришла пора открыть их секрет. Они являются частью 750-метрового коридора Вазари, соединяющего палаццо Веккьо, Уффици, и палаццо Питти, находящийся на другом берегу Арно.



Палаццо Питти (о нем я еще расскажу поподробнее), начал строиться под руководством банкира Питти. Флоренция находилась в руках семейства банкиров Медичи, и Питти им завидовал. Он заказал дворец, внутренний двор которого должен был быть больше дворца Веккьо - резиденции Медичи, его окна должны были быть больше дверей дворца Медичи, а прилегающий сад по размерам и роскоши - затмить все, существовавшие до этого. В процессе строительства, Питти разорился, и дворец был приобретен Козимо I Медичи.

Для собственного удобства, Козимо повелел архитектору Вазари соединить дворцы крытым коридором. Когда я был маленьким, мне приходила в голову похожая идея: соединить переходом свой дом, дома друзей и школу. Козимо же ее осуществил. В Уффици он работал, дворец Веккьо передал сыну, а сам переехал в более роскошный Питти. На фото ниже - переход между палаццо Веккьо и Уффици.

Ныне коридор Вазари не только памятник архитектуры и часть истории Флоренции, но и картинная галерея. Фактически, он является продолжением Уффици. В нем можно увидеть картины Джотто, Тициана, да Винчи, и других знаменитых художников. Только попасть туда непросто. Экскурсии по коридору организуются для маленьких групп и по предварительной записи, свободного доступа туда нет. Мне не удалось даже выяснить стоимость такой экскурсии. Для широкой публики его собираются открыть только к 2013 году.

Тем не менее, я даю вам возможность увидеть этот удивительный коридор! Прогулка по нему запечатлена в 20-минутном ролике ниже.

Не по персональному коридору, а по земле, как простой смертный, я отправился к дворцу Питти. Но сначала я решил зайти к еще одной достопримечательности - фонтану Порчеллино .

Есть примета, что для того, чтобы вернуться во Флоренцию, необходимо потереть нос этому поросенку. Такой возможностью обеспечить себе возвращение в этот город я, конечно,пренебречь не мог. Интересно, что бронзовый поросенок - копия с древнегреческого мраморного оригинала (выставленного в Уффици), сделанная в 16 веке. А сейчас около десятка его копий украшают разные города по всему миру (в основном, в Америке).

Я вернулся к Уффици, которая находится совсем рядом с Арно. Реку я перешел по понте Веккьо. Коридор Вазари на том берегу почти потерялся в окружающих зданиях. На фотографии виден переход в центре, а здание справа имеет характерные окна, которые можно узнать в ролике выше.

Не очень-то маскируясь, коридор проходит мимо церкви Санта Феличита, в этом месте находится "секретное" смотровое окно Медичи.

Наконец, коридор достигает дворца Питти. Дворец довольно велик. Перед ним находится покатая площадь, на которой удобно сидеть: читая книгу, перекусывая, или просто отдыхая. Похоже на площадь перед центром Помпиду в Париже, но во Флоренции публика более опрятная.

Кассы расположены в правом крыле. Чтобы попасть туда, надо снова отстоять очередь, но совсем небольшую, лишь на несколько минут. На территории дворца расположено множество выставок и музеев. А также вход в сады Боболи, о которых я еще расскажу. Можно приобрести билет на отдельную выставку, но для удобства они разделены на 2 большие группы, к каждой из которых предлагается купить комплексный билет. Список выставок можно видеть на фото ниже. Билет на всю экспозицию стоит 10+12=22 евро.

После входа внутрь (опять очередь, и снова металлоискатель, но на этот раз быстро и без обыска), попадаешь в просторный внутренний двор. Часть выставок (и камера хранения) расположена в правом крыле, часть в левом. Прямо расположен проход в сады Боболи. Я рекомендую следующий порядок осмотра: если у вас есть рюкзак или большая сумка, оставьте ее в камере хранения справа и идите в левое крыло. Затем вернитесь во двор, и посетите правое. Если вы были без багажа, то сможете выйти в сады Боболи через музей костюмов. Если с багажом - вернитесь к камере хранения, заберите его, и отправляйтесь в сады через центральный вход с ним.

Мне же посоветовать оптимальный обход музеев было некому, и я сперва отправился в правое крыло. Внутри дворец оказался не меньше, чем виделся снаружи. Я довольно долго бродил по его галереям, любуясь богатым убранством.

Заглянул ненадолго на выставку Караваджо (все наиболее значимые работы я уже видел на выставке в Уффици), и отправился в музей костюмов. Может, я просто ничего не понимаю в костюмах, но несколько залов, наполненных унылыми пыльными хламидами мне показались скучноватыми. Они напомнили мне Оружейную палату московского Кремля, разве что, в Питти экспозиция не ограничивается древними временами, а продолжается где-то до середины 20 века. Почти вся она посвящена женской одежде.

Следующей вехой стал расположенный рядом музей современного искусства. Судя по названию, я ожидал увидеть там полотна с гроздьями психоделических клякс, но боялся я зря. "Современное" по меркам Флоренции это 18 - начало 19 века. После утреннего , увидеть дальнейшую эволюцию живописи было очень познавательно. Интересно, что в экспозиции музея присутствуют и картины русских художников. Приятно было и то, что внутри было совсем немного посетителей: на пару десятков залов не более десятка человек.

Затем я вышел во внутренний двор и перешел в правое крыло. К великому сожалению, в его музеях мне не удалось сделать ни одного снимка. Камеру я носил с собой под предлогом того, что опасаюсь за ее сохранность в камере хранения. Однако, там за мной неотступно следовали работники музеев, не давая сделать снимок даже исподтишка. Хотя я у них и просил. Более того, мне не удалось найти фотографий экспонатов этих музеев в интернете. Поэтому, опишу их как запомнил.

На первом этаже находится музей серебра. Конечно, серебра там много, но интерес представляет не только оно. Предметы интерьера, посуда, переплеты книг, украшения, и многое другое, - они сделаны не только из серебра, но и из хрусталя, драгоценных камней и многого другого. Каждое изделие - настоящее произведение искусства. Для меня стала настоящим откровением филигранность проработки деталей выставленных там экспонатов.

Отдельно в выставке представлены камеи - небольшие резные изделия из драгоценных и полудрагоценных камней. В основном, портреты. Камеи лежат под стеклом, и каждая подсвечивается снизу маленькой лампочкой. Поэтому каждая камея похожа на маленькую голограмму.

Отдельная, временная выставка камей и других предметов из коллекции Медичи, проходила на втором и третьем этажах. Надо сказать, она была еще интереснее постоянной. В каждом из вереницы маленьких залов были выставлены предметы определенного типа: камеи, мебель, предметы быта и т. д. На меня наибольшее впечатление произвели два отдела: колониальное искусство и изделия из слоновой кости.

Колониальное искусство представлено предметами, отразившими западное влияние на культуру аборигенов. Это, в основном, статуэтки. Они сделаны из ракушек, кораллов, кокосов, пальмовых листьев и прочих необычных (во всяком случае, для Италии 16 века) материалов. Статуэтки изображают как мирские, так и религиозные сюжеты. Если прежде поделки из ракушек казались мне чем-то довольно жалким и недостойным моего внимания, то после осмотра некоторых примеров таких поделок в Питти, я четко осознал, что дело не в материале, а в искусстве мастера, и из ракушек также можно создать нечто впечатляющее.

Видеть удивительные предметы из слоновой кости мне приходилось и раньше, в московском музее стран востока. Тем не менее, я не припомню там ничего, равного содержимому коллекции Медичи. Большинство работ там - демонстрация умения мастеров в чистом виде. Различные геометрические абстракции и сложные конструкции, сделанные непонятно как. Очень распространены штуки типа "шар в шаре". Картинка ниже - не из коллекции Медичи, я нашел ее в интернете и привожу для демонстрации.

У меня есть похожий шар из дерева, я купил его на Байкале. Хоть он и состоит всего из 5 слоев, и внутренние слои не украшены резьбой, он все равно постоянно отвлекает мое внимание: я то и дело беру его повертеть в руках. Ведь только ощупав эту вещь можно осознать сложность ее изготовления. Для того, чтобы внутренние слои свободно вращались, погрешность при их изготовлении не должна превышать сотых долей миллиметра! Каждый дополнительный слой - значительное усложнение конструкции. Даже мой шар с 5 слоями - вызов для мастера (не смотря на то, что современный мастер может располагать станком с программным управлением). А в коллекции Медичи есть шары и из 15 слоев! Там были не только шары, но и целые города, вырезанные в кусках бивней, превращенных в ажурное кружево. Многие безделушки состояли из нескольких крупных частей, соединенных перемычкой лишь чуть толще волоса, а длинной до 20 сантиметров: все вырезано из одного куска слоновой кости! Другие были соединены крохотными сделанными из цельного куска цепочками. Как мастер мог сидеть, вырезая эту малость, и четко осознавать, что ошибка в одном из полусотни миллиметровых звеньев загубит все изделие из целого бивня - выше моего понимания.

Обратно на площадь, с которой я вошел в музей, я вышел спустившись по безлюдной лестнице. Чтобы попасть на нее надо сделать крюк через выставочные залы, выйдя из середины экспозиции. Пройдя там, я смог посмотреть на изнанку дворца Питти, и полноценно ощутить его. Там не было назойливых туристов, и огромное пространство лестничной клетки со мной разделяли лишь безмолвные статуи. Музейных работников там тоже не было, поэтому я не таясь сделал несколько снимков.

Осмотр здания дворца был завершен. Но впереди у меня оставалась причина того, что в музеях я встретил совсем немного туристов. Основная их масса стремилась именно туда, куда отправился и я - в сады Боболи.

Другие путешествия:

Первые работы по возведению дворца относятся к 15-му столетию. Тогда, в 1458 году, он ещё не имел никакого отношения к правящей династии Медичи. Инициатором строительства стал Лука Питти - банкир, чьё имя благодаря этому сооружению навсегда осталось в летописи . Он был другом и соратником Козимо Медичи, но палаццо строил исключительно для себя. Есть мнение, что возведением этого дворца Питти даже стремился превзойти основную резиденцию правящей династии. Он привлекал лучших архитекторов и даже специально приказал мастерам делать окна палаццо такими, чтобы они были больше главного входа в резиденцию Медичи. О том, кто был главным архитектором дворца, ведутся споры. Эту работу приписывают Луке Франчелли. Однако есть мнение, что спроектировал всё сооружение не Лука, а его учитель Филиппо Брунеллески.

Грандиозное строительство пришлось приостановить в 1464 году, когда умер Козимо Медичи. Оставшись без своего друга и покровителя, банкир Питти начал испытывать финансовые трудности. В итоге достроенный дворец он так и не увидел, скончавшись в 1472 году. В середине 16-го века потомки банкира оказались на грани разорения и были вынуждены продать здание. Покупательницей стала Элеонора Толедская - жена правящего тогда Козимо I Медичи. Когда Палаццо Питти перешёл в её собственность, было принято решение расширить его, что в итоге увеличило его площадь в два раза. Первоначально здесь размещались особые гости , а Медичи продолжали жить в на другом берегу реки. И лишь к концу 16-го столетия правящая династия стала использовать Палаццо Питти в личных целях - для размещения собрания художественных произведений, которые представители семейства приобретали с большой охотой. Медичи прожили здесь до середины 18-го столетия, до смерти Анны Марии - единственной прямой наследницы. После Палаццо Питти стал владением другой династии. Здесь обосновался следующий Великий герцог тосканский из Лотарингского дома - Франц I Стефан. В ходе наполеоновских войн палаццо какой-то период занимал французский император. Позже, в 1860 году, палаццо, как и вся Тоскана, оказался под руководством династии Савойских правителей.

К современному формату музея Палаццо Питти приблизился в 1919 году, когда король Италии Виктор Эммануил III передал сооружение в государственное владение и разделил на несколько отдельных художественных музеев. С этого момента в Палаццо Питти стали храниться не только произведения прошлых веков, но и художественные ценности, приобретаемые Италией в более поздние годы.

Архитектура Палаццо Питти

Чаще всего сооружение называют ярким примером кватроченто - периода итальянского искусства 15-го столетия в эпоху Раннего Возрождения. Представляющий собой по форме традиционный палаццо, снаружи дворец Питти явно отличался от привычных для 15-го века архитектурных веяний. Одной из главных особенностей стал рустованный главный фасад здания - он был плотно выложен правильными четырехугольными камнями с неотёсанной передней стороной. Предполагается, что этот приём был скопирован с Палаццо Веккьо - резиденции Медичи, при строительстве которой такой декор был применён впервые во Флоренции.

Достройку Палаццо Питти, инициатором которой выступили новые хозяева здания - Медичи, проводил Бартоломео Амманати. В итоге протяжённость фасада сооружения стала равна 205 метрам, а высота трёх этажей дворца обозначилась на отметке в 38 метров. Постройка стала одним из лучших примеров итальянского ренессанса и продолжает оставаться им по сей день.

Во время работы Амманати трансформировались некоторые элементы Палаццо Питти: например, боковые входные двери были заменены высокими окнами, доходящими до самого пола. Но главной заслугой этого мастера стало сооружение внутреннего двора Палаццо Питти.


Для организации пространства этой части дворца он использовал такие архитектурные элементы, как полукруглые арки, пилястры, колонны. В отделке стен, являющихся границей внутреннего дворика, чередуются различные материалы.

На рубеже 18-го и 19-го столетий Палаццо Питти был снова расширен. Были пристроены две полукруглых части, которые и сейчас обрамляют площадь перед дворцом. Одна из них была названа Рондо Бахуса, а вторая - Каретным Рондо.


Как добраться

Палаццо Питти можно найти по адресу Piazza de’ Pitti, 1 (площадь Питти). Отсюда же видны и обширные сады холма Боболи, которые занимают большую территорию позади дворца. Площадь располагается в самом центре, поэтому попасть сюда можно без затруднений.

Точный адрес: Piazza de’ Pitti, 1 (площадь Питти).

    Вариант 1

    Автобус: маршруты № C3 и D до остановки Pitti, которая расположилась прямо перед передним фасадом Палаццо Питти.

    Вариант 1

    Автобус: маршрут № 11 до остановки Piazza San Felice.

    Пешком: путь от остановки до дворца займет не более 3-4 минут.

Палаццо Питти на карте

Галерея Палатина (Galerie Palatine)

Залы этой галереи располагаются на втором этаже сооружения и занимают практически всё левое крыло Палаццо Питти. Её интерьеры выполнены в стиле барокко и отличаются роскошью декора. Здесь собраны полотна великих художников разных лет, когда-то приобретённые представителями династии Медичи. Позже коллекцию дополняли и следующие правители Тосканы - герцоги Лотарингские. Размещая здесь экспонаты, представители правящих династий полагались на свой собственный вкус и не стремились каким-либо образом классифицировать произведения. Тогда главная задача этих полотен состояла в украшении интерьера Палаццо Питти. Сегодня им придаётся гораздо большее значение. Но, несмотря на это, было решено оставить многие картины на своих местах - там, где их когда-то повесили Медичи.

Жители Флоренции впервые получили доступ в эти залы Палаццо Питти в 1828 году. Тогда лучшие произведения смогли увидеть не только правители и знатные граждане, но и простые итальянцы. Особой гордостью галереи Палатина являются полотна Рафаэля. Это единственное место, где они собраны в таком количестве: здесь хранится целых 11 его полотен. Не менее значимы и работы, принадлежащие кистям других творцов. Так, в этой галереи можно полюбоваться полотнами Тициана, Рубенса, Караваджо, Ван Дейка. Здесь же хранятся картины итальянских художников: например, Джорджоне, Тинторетто, а также представителей маньеризма Понтормо, Бронзино и многих других.

Галерея современного искусства

Её залы также находятся на втором этаже Палаццо Питти. В их не менее роскошно декорированных стенах хранятся работы итальянских художников, сотворённые ими в период с конца 18-го столетия и до 30-х годов 20-го столетия. Картины и скульптуры, выставленные здесь, являются лучшими примерами стилей неоклассицизма, романтизма и более поздних символизма и постимпрессионизма. Пейзажи и исторические портреты органично вписываются в богатый декор этой галереи Палаццо Питти.

Одними из самых значимых и ярких в этой части считаются работы художников-флорентийцев, которые относили себя к группе под названием «Маккьяйоли». Это собрание художников работало в особой технике, в соответствии с которой изображение получалось путём сочетания цветовых пятен. Здесь можно увидеть картины главы этого творческого объединения - Джованни Фаттори. Особенно знаменитыми в мире искусства стали его пейзажи. Кроме его полотен, в данной галерее можно увидеть картины таких художников, как Синьорини, Писсаро, Болдини, Хайес, Магелли, Лега и некоторых других.

Музей серебра (Museo degli Argenti)

Его музейные залы занимают первый этаж и мезонин Палаццо Питти, который когда-то служил Медичи летним домиком. Стены этих комнат покрыты фресками, часть из которых была создана в 17-м веке по случаю бракосочетания Фердинандо II Медичи и Виктории делла Ровере.

Этот музей отличается разнообразием экспонатов и иллюстрирует всё богатство герцогского двора. Здесь можно увидеть эксклюзивные вазы, тарелки и другие столовые принадлежности, элементы декора, ювелирные изделия, мебель. Все эти экспонаты выполнены из серебра и золота, из слоновой кости, полудрагоценных камней и янтаря. Они относятся к разным периодам, эпохам и даже государствам: здесь можно встретить амфоры Древнего Рима, персидские вазы, коллекцию фарфоровых изделий из и , которая зародилась благодаря семейству Медичи ещё в 15-м веке, и не только. Помимо этого, в данной части Палаццо Питти хранится коллекция европейской майолики, вазочки маньеристских форм конца 16-го века, различные элементы восточных интерьеров.

Объектом гордости в музее считается коллекция уникальных ваз, хозяином которой был Лоренцо Великолепный. Здесь же содержатся ювелирные украшения, когда-то принадлежавшие Анне Марии Луизе - последней из рода Медичи. Интересно собрание, именуемое «Зальцбургским сокровищем». На рубеже 18-го и 19-го столетий оно было привезено в Палаццо Питти из Лотарингии герцогом Тосканы Фердинандом III и состояло в основном из серебряных экспонатов.

Сегодня музей серебра Палаццо Питти продолжает постепенно пополняться. Происходит это в основном за счёт пожертвований от потомков дворянских семей Флоренции, а также благодаря предметам из различных частных коллекций. Особенно интересные и ценные экспонаты достаются от династий флорентийских ювелиров. Для таких ювелирных украшений, которые были подарены или пожертвованы Музею Серебра, выделена специальная часть экспозиции.

Музей карет (Museo delle carrozze) и костюма

Эта часть музея расположилась в Палаццоне делла Меридиана - пристройке к южному крылу Палаццо Питти. Её возведение было начато в последние десятилетия 18-го века и завершено к 1830 году.

В части, посвящённой каретам, можно на расстоянии вытянутой руки рассмотреть средства передвижения итальянских монархов и знатных горожан 18-19 столетий. Одной из самых старинных считается карета 18-го века. Установить её владельца историкам не удалось. Карета богато декорирована в стиле рококо и отличается хорошим качеством элементов. В этих залах Палаццо Питти можно увидеть транспортные средства итальянских правителей разных времён. Так, здесь хранятся кареты неаполитанского монарха Фердинанда II Бурбона и повозка, созданная специально под три пары лошадей для Фердинанда III.


Музей позволяет рассмотреть элементы декора, выполненного из благородных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, резные и лепные украшения карет. Кроме того, на стенах галерейных залов представлена коллекция старинных кнутов, которыми пользовались кучера.

Часть, посвящённая костюмам, также представляет собой особое зрелище. Основанная в Палаццо Питти в 1983 году, она стала первым в Италии государственным музеем, посвящённым истории моды и её социальной ценности. Экспонаты, представленные в стенах этой галереи, демонстрируют развитие моды с 16-го столетия. Коллекцию составляют основные элементы одежды, аксессуары, обувь, нижнее белье, ювелирные украшения и бижутерия. Всего около 6 000 экспонатов. Здесь можно увидеть повседневные и торжественные платья, выполненные из разных материалов, ажурные зонтики от солнца, шляпы и другие головные уборы. Особую ценность имеют отреставрированные похоронные костюмы, принадлежавшие Козимо I Медичи, его супруге Элеоноре Толедской и их сыну, умершему в 15-летнем возрасте.

С годами экспозиция расширилась и стала включать не только костюмы правящих династий. В неё вошли костюмы театра и кино, предметы гардероба известных личностей и произведения лучших итальянских и иностранных дизайнеров одежды. Так, например, в этих залах Палаццо Питти можно увидеть костюмы Коко Шанель, примеры бижутерии, используемой актрисами в театрах Италии, свадебные наряды невест 20-го столетия, платья, сшитые Версаче и Гуччи для звёзд итальянской эстрады, и совсем современные предметы одежды - например, кеды. Многие платья, как созданные несколько столетий назад, так и пошитые недавно, богато декорированы бисером, уникальной вышивкой, кружевами и прочими подобными элементами.

За годы своего существования коллекция музея стала так велика, что одновременно демонстрировать посетителям все экспонаты, находящиеся в распоряжении этой галереи Палаццо Питти, не представляется возможным. Поэтому было принято решение полностью менять все экспонаты каждые два года.

Часы работы и стоимость билетов

Попасть в Палаццо Питти можно во все дни недели, кроме понедельника, в часы работы музея: с 08:15 до 18:50. На осмотр уходит немало времени, поэтому последние билеты продают только до 18:05. За посещение необходимо заплатить 13 евро (~967 руб. ) . Предусмотрен льготный тариф, цена которого вполовину дешевле - 6,5 евро (~483 руб. ) , но претендовать на него могут только граждане ЕС от 18 до 25 лет. Все посетители младше 18 лет могут пройти бесплатно.

Также бесплатный проход доступен всем желающим в первое воскресенье каждого месяца.

Во избежание долгого ожидания у касс и входа в Палаццо Питти, особенно в туристический сезон, руководство музея советует делать предварительную бронь билета на или по телефону (+39 055 294883). Для школьников эта процедура бесплатна, а взрослым за нее придется доплатить еще 3 евро (~223 руб. ) к стоимости билета.


Палаццо Питти - объект с богатой историей и архитектурой и не менее богатыми музейными экспозициями. Каждая галерея, существующая в его стенах, уникальна и неповторима. Коллекции, многие из которых начали собирать ещё представители семейства Медичи и продолжили их преемники, сегодня бережно сохраняются и пополняются историками, музейными работниками и простыми жителями Флоренции.

Этот дворец открывает для посетителей возможность увидеть жизнь искусства Флоренции и всей Италии с разных ее сторон, проследить ее развитие, особенности, начиная с 15-го столетия и до наших дней, лично увидеть лучшие произведения, когда-то потрясшие весь мир своей гениальностью. Дворец также приоткрывает двери в повседневную и публичную жизнь нескольких поколений Великих герцогов тосканских, знакомит с их вкусами, интересами, привычками и традициями, рассказывает о них больше, чем смог бы рассказать любой учебник.

Палаццо Питти - отличный способ с головой окунуться в культуру этого государства, попытаться разобраться в ее особенностях и деталях и посмотреть на все вокруг глазами ее лучших художников и великих правителей.

Визитная карточка

Адрес

Piazza de" Pitti, 1, Флоренция, Италия

Официальный сайт Палаццо Питти
Стоимость

Стандартный - 13 евро (~967 руб. ) ;
Льготный (граждане ЕС от 18 до 25 лет) - 6,5 евро (~483 руб. ) ;
Посетители младше 18 лет - бесплатно;
Первое воскресенье каждого месяца - бесплатно

Время работы

Вторник-воскресенье - с 08:15 до 18:50 (кассы работают до 18:05)

Что-то не так?

Сообщить о неточности

Адрес: Италия, Флоренция
Начало строительства: 1458 год
Окончание строительства: 1464 год
Архитектор: Филиппо Брунеллески, Лука Франчелли
Координаты: 43°45"54.4"N 11°15"00.7"E

История этого величественного и монументального флорентийского дворца, строительство которого было начато в 1400-хх годах, будет интересна абсолютно всем: и простым путешественникам, и людям, посвятившим свою жизнь изучению истории этого великолепного цветущего города.

Палаццо Питти с высоты птичьего полёта

Уже один тот факт, что палаццо Питти в разное время принадлежал великой династии Медичи, Лотарингским герцогам и итальянской королевской фамилии, говорит о том, что это архитектурное сооружение многие туристы неспроста называют «Великим Королевским Дворцом». Ниже в материале довольно часто будет упоминаться слово «палаццо», которое означает великолепный дом-дворец. Сегодня Питти представляет собой один из самых крупнейших и самых интереснейших музеев Флоренции . В его стенах размещены Музей Серебра и Музей Карет, Палатинская Галерея и Галерея современного искусства.

Палаццо Питти история строительства

Палаццо Питти гордо возвышается на склоне холма Боболи, на южном берегу флорентийской реки Арно. Согласно историческим документам, первоначально здание было построено Лукой Питти, который сразу после посвящения в рыцари за заслуги перед республикой, приступил к строительству роскошного и величественного здания. Однако кто был первым архитектором, сумевшим создать такое великолепие, доподлинно неизвестно. Очень многие специалисты считают, что Питти заказал разработать план и сделать чертежи дворца самому известному и знаменитому архитектору Филиппо Брунеллеско. Лука Питти желал во всем превзойти самого Медичи, в том числе, и в размерах здания, и в его роскоши. Он заказывает архитектору проект палаццо, в котором бы обязательными были огромные окна «такие же большие, как двери резиденции Медичи», внутренний двор «такой, чтобы в нем мог поместиться весь дворец Медичи на Виа Ларга».

Вид Палаццо Питти с башни Арнольфо

Специалист, выслушав Питти, действительно разработал проект поистине огромного дворца: здание имеет длину в 201 метр (!), а его высота немного превышает 37 метров. Причем, грандиозным в его понимании должно было быть все: одинаково высокие этажи, одинаковые пролеты порталов и окон, одинаковые карнизы и балконы, мощнейшие арки. Трехэтажный дворец, построенный из «обломков» горы (грубо высеченные камни золотого оттенка), практически лишен украшений фасада. Пожалуй, исключением можно назвать балюстраду, которая словно «струится» по самому верху огромного строения, и окна, выступающие вперед и поддерживаемые арками.

Как только строительство палаццо подходило к своему завершению, семейство Питти переехало во дворец. Однако им недолго довелось наслаждаться созданной роскошью и великолепием. В 1472-м году Лука Питти скоропостижно скончался, семья несла убытки, вследствие чего дворец был брошен и запущен. Спустя столетие дворец переходит во владение к герцогу Козимо I Медичи (впоследствии первого Великого герцога Тосканского), а если быть более точным, его супруги Элеоноре Толедской. Это период нового расцвета палаццо Питти. В те времена за его восстановление взялся архитектор Бартоломео Амманнати, внеся значительные изменения в первоначальную конструкцию Брунеллеско (?).

Вид фасада Палаццо Питти

По его задумке была построена большая широкая лестница, ведущая на второй этаж, две боковые двери были заменены на напольные окна, увеличена длина фасада за счет возведения боковых пристроек. Однако главным преобразованием, которое появилось в те времена и заслуживает особого внимания, является появление великолепного внутреннего дворика, который по праву считается классикой Ренессанса. Также ценители архитектурных стилей могут заметить и «присутствие» стиля маньеризма, который отображается в ионических, дорических и коринфских колоннах.

Внутренний двор, ведущий путешественников в парк, завершается небольшим фонтаном, террасой и амфитеатром, по форме напоминающим подкову. Сегодня можно лишь представить себе, какие пышные праздники проходили во дворе палаццо Питти, какие сложные представления показывали артисты перед своими зрителями. В некоторых источниках можно прочитать информацию о том, что для одного спектакля была даже специально затоплена вся площадь двора: артистам в те времена потребовалось разыграть морскую битву. До наших дней сохранилась уникальная фреска полукруглой формы, на которой изображен палаццо Питти конца 1500-х годов .

Новое преобразование дворца приходится на XVII век, когда у власти стоял Козимо II, а позже Фердинандо II. Палаццо Питти еще более увеличился в размерах, а коллекция картин была дополнена работами известнейших художников Европы . Кроме этого в палаццо была собрана коллекция монументальных алтарей Андреа дель Сарто, уникальные полотна Ван Дейка и Рубенса, незабываемые пейзажи Сальватора Розы.

Вид на внутренний двор Палаццо Питти

Последние наиболее важные изменения в архитектуре дворца произошли во времена правления герцогов Лоранских. Тогда Питти «получил» два боковых полукруглых крыла: Рондо Бахуса и Каретное Рондо. Кроме этого был построен, так называемый, Палаццина Меридиана, что в переводе на русский язык дословно звучит, как «маленький палаццо». Во флорентийском дворце Питти можно увидеть и следы влияния наполеоновской эпохи: в палаццо есть комнаты Марии Луизы Бурбон, ванная комната Наполеона и ванная Марии Луизы, спроектированные Джузепе Чачиалли, предпочитавшего стиль тосканского неоклассицизма.

Палаццо Питти в наши дни

Как уже было сказано выше, под крышей палаццо Питти объединены несколько музеев, которые ежедневно принимают у себя гостей из разных уголков планеты. Прежде всего, следует упомянуть Галерею Палатина, известную на весь мир своей уникальной коллекцией картин, среди которых невозможно не отметить работы Тициана и Рафаэля, Боттичелли и Караваджо, Веласкеса и Ван Дейка, Рубенса и Филиппо Липпи. Кроме этого в Питти открыта для посетителей Галерея Современного искусства, в которой представлены работы итальянских художников, творивших в XIX- XX веках. Музей Костюма знакомит путешественников с одеждой различных эпох. Кстати, это единственный музей Костюма, наиболее полно дающий представление об истории моды. В Музее Серебра находятся настоящие сокровища: драгоценные камни, изделия из золота, серебра и слоновой кости. Не может не восхитить и уникальная коллекции ваз: некогда собранных Лоренцо Великолепным, вазы империи Сасанидов (Венеция и Византия XIV в.), древнеримские амфоры.

Палаццо Питти – один из главных музейных комплексов Флоренции. Для горожан и гостей города открыто 140 залов общей площадью 32 тыс. м2. Палатинскую галерею, музей серебра, музей карет, музей фарфора, галерею современного искусства на площади Питти ежегодно посещает около 1 млн. человек.

Страницы истории

Строительство самого большого палаццо Флоренции стало результатом соперничества двух благородных семей города. Преуспевающий банкир и сторонник дома Медичи Л. Питти решился таким образом бросить вызов своему покровителю. Главным условием при заключении договора с архитектором Л. Франчелли в 1458 г. было, чтоб его новый дворец превзошел по масштабности и роскоши резиденцию дома Медичи палаццо Веккьо.

Для осуществления своей цели он не жалел никаких средств и не стеснялся в выборе методов, используя при строительстве труд осуждённых преступников. Вполне возможно, что его тщеславие стало одной из причин финансового краха семьи. Л. Питти так и не успел в полной мере удовлетворить свои амбиции: строительство палаццо завершилось в 1487 г. уже после его смерти.

Наследники банкира не имели возможности содержать грандиозное здание в порядке и почти век оно пребывало в полузаброшенном состоянии. Подлинной насмешкой судьбы над амбициозными планами Л. Патти стало то, что в XVI в палаццо перешёл в собственность представителей рода Медичи. В 1549 г. его приобрела у Б. Питти Элеонора Толедская, супруга Козимо Медичи I.

Новые владельцы не сразу сделали палаццо своим постоянным домом. По распоряжению герцога, он подвергся значительной перестройке. В 1558-1570 гг. Б. Амманати построил монументальную лестницу, ведущую к парадном входу дворца. Он же в эти годы почти в 2 раза увеличил размеры палаццо, выполнив проект пристроя со стороны двора в стиле маньеризма. В 1565 г. Д. Вазари закончил строительство крытой галереи, проходящей над рекой Арно и соединяющей палаццо Питти, Уффици и Веккьо.

В 1616 г. в облик дворца снова были внесены значительные изменения. Внуку Б. Амманати Д. Париджи было поручено увеличить площадь палаццо за счет строительства пристроя с северной стороны. В 1631 г. его сын архитектор А. Париджи выполнил аналогичную работу с южной стороны здания.

В 1737 г род Медичи пресёкся и права на палаццо перешли новому правителю Тосканы из лотарингской династии Франциску I Стефану. В 1828 г. с соизволения герцога Леопольда II часть залов палаццо с бесценными шедеврами живописи и скульптуры стали доступны для широкой публики.

Последний раз палаццо перестраивался в 1783-1820 гг. В эти годы по проектам архитекторов Д. Руджери, Г. М. Палеотти и П. Поччинати к зданию были добавлены два крыла-рондо, огибающие площадь.

В результате бурных событий Рисорджименто Флоренция на несколько лет становится столицей единой Италии, а палаццо Питти в 1865-1871 гг. было резиденцией её первого короля Виктора Эммануила I. В собственности савойской династии дворец и художественная коллекция оставались до 1919 г. В этом году по указу Виктора Эммануила III они были переданы государству и с этого момента начинается история современного музейного комплекса.

Архитектурный стиль палаццо

Внешний облик здания эпохи Ренессанса не вполне соответствует современным представлениям о дворцах. Рустованная кладка из грубо отёсанного флорентийского камня и почти полное отсутствие изящных архитектурных элементов декора создаёт ощущение монументальности, несокрушимой твердыни, свойственной скорее средневековому замку.

Высота здания составляет 38 м, а линия главного фасада превышает 200 м. Однако, первоначально палаццо был длиной всего 107 м. Это соответствует семи центральным окнам в трёхэтажной части здания. По всей линии фасада на уровне 2-го и 3-го этажей устроен балкон с каменной баллюстрадой.

Пилястры и полукруглые арки фасада подчеркивают его чёткую планировку. Немногочисленные декоративные украшения представлены только головами львов в герцогских коронах над окнами первого этажа.

Со стороны двора в отделке стен чередуется кладка из камня с ровной и грубо обработанной поверхностью. Неровная поверхность колонн, украшающих палаццо, напоминает стволы деревьев сада Боболи, тем самым подчеркивая близость искусства и природы. Левое и правое крылья палаццо, а также двухэтажные флигели, созданные в XVII и XVIII вв. гармонично сочетаются с основным объёмом здания.

Интерьер дворца

Убранство внутреннего пространства живо контрастирует с аскетичностью фасадов здания. Первоначальный интерьер палаццо сохранился лишь частично: то, что можно увидеть здесь сегодня создано в основном в XVII- XVIII вв. Его коридоры, залы и галереи в изобилии украшают лепные позолоченные орнаменты, мозаичные наборные паркеты, гобелены и многочисленные фрески.

В XVII в. по распоряжению герцога Фердинанда II Медичи была проведена перепланировка второго этажа. Его залы были объединены в барочную анфиладу и украшены фресками П. ди Кортона с сюжетами о жизни обитателей Олимпа: Марса, Аполлона, Юпитера, Сатурна и Венеры.

Не только этим, но и многим другим помещениям палаццо дали название сюжеты настенной живописи или имена выполнивших их в разное время живописцев. Зал Кастагноли носит имя художника, расписавшего потолок. Фрески на тему великого библейского потопа, выполненные Л. Адамоло, объясняют происхождение названия Зала ковчега.

Д. Колигнон украсил одно из помещений палаццо росписью, иллюстрирующей предания о Психее. Его же кисти принадлежит декоративное убранство на тему древнегреческого мифа Зала Прометея. Наконец, живопись на потолке зала Улисса кисти Г. Мартелини повествует о приключениях хитроумного царя Итаки.

Сады Боболи

Живописный парк площадью 4 га за палаццо на склоне холма по желанию Элеоноры Толедской. был создан трудами Н. Триболо в 1551 г. После его кончины в дальнейшем работу над его совершенствованием продолжили Д. Вазари и Б. Аммонати.

Главная аллея ведёт от амфитеатра в древнегреческом стиле к большому фонтану со статуей Нептуна. На сцене под открытым небом регулярно ставились спектакли по произведениям Публия Теренция Афра и Д. Б. Чини. Иногда здесь устраивались грандиозные зрелища, вроде морского сражения между 12 кораблями турецкого и христианского флотов, для чего перед амфитеатром был создан искусственный бассейн глубиной около 2 м.

Вдоль садовых аллей и около гротов Пещера Моисея и Большой пещеры, созданных по проекту Б. Буанталетти в 1583-1593 гг., установлено около 200 скульптур. Среди достопримечательностей выделяется древнеегипетский обелиск из Луксора, перенесённый сюда с римской виллы Медичи.

Парк был открыт для публики намного раньше палаццо, уже в 1766 г., и быстро стал популярным местом отдыха. Для русского человека особенно приятно, что этот уголок Флоренции был любимым местом неспешных прогулок Ф. М. Достоевского.

Михаил Малиновский