Терем на Якиманке (Экскурсия в резиденцию посла Франции). Главный дом городской усадьбы Н.В. Игумнова


Многим знакома история этого дома,но повторение- мать ученья,для тех кто не знал или забыл.
Купец Игумнов был очень богатым человеком. До сих пор на спутниковой карте Абхазии
в посёлке Алахадзы можно различить его инициалы: «ИНВ» - это кипарисовые аллеи,
фигурно высаженные сто лет назад. Николай Васильевич был совладельцем Ярославской
Большой мануфактуры, имел в Сибири золотые прииски.
В 1888 году он решил обустроить свою московскую резиденцию,
в которой сегодня располагается посольство Франции.

Место на Якиманке тогда никаким образом не относилось к престижным.
Ветхие домишки, удалённость от центра.
Игумнов обосновал свой выбор тем, что где-то здесь прошло его детство (история не сохранила ранних биографических данных, неизвестен даже год его рождения). По другим легендам, удалённость от центра требовалась для уединения от любопытных глаз, ведь дом задумывался не для обычной жизни.

Как бы то ни было, Игумнов выкупил у некого купца Николая Лукьянова деревянный домик,
снёс его и привлёк для новой стройки молодого талантливого городского архитектора Ярославля Николая Поздеева.
Зодчему на тот момент только исполнилось 33, но в Ярославле он уже получил признание благодаря целому ряду добротных построек. Кстати, нельзя исключать, что место у Калужской заставы заказчику посоветовал именно архитектор, чьё детство прошло под Малоярославцем, и знакомство с Москвой происходило именно отсюда.

Строился дом в виде сказочного дворца в псевдорусском стиле.
Игумнов хотел покорить Первопрестольную и не скупился.
Кирпич для строительства везли на стройплощадку непосредственно
из Голландии, изразцы и кафель заказывали на фарфоровых заводах
Кузнецова, отделку интерьеров доверили одному из самых популярных
тогда архитекторов Петру Бойцову. В единое целое удалось объединить
самые разнообразные и сложные компоненты: башенки, шатры, сводные
арки, колонны. Обнаруживается стилистическое сходство особняка
с шедевром московского зодчества тех же лет - Государственным
Историческим музеем. Сегодня здание является объектом культурного
наследия федерального значения, однако изначально московский
«свет» отнёсся к дворцу более чем прохладно.

Согласно легенде, расстроенный Игумнов отказался оплачивать всё,
что не было внесено предоплатой, после чего архитектор Поздеев
покончил с собой. По другой версии, зодчий умер от тяжёлой
болезни в 38-летнем возрасте. Этот проект стал его последней работой.

Богатого и успешного провинциала столица принимать не хотела.
Вскоре по городу поползли слухи, что в особняке у Николая Васильевича
жила молодая любовница-танцовщица. Однажды, не потерпев измены,
купец замуровал её заживо в стене.
Кто распускал слухи - неизвестно, но недоброжелатели у Игумнова
были весьма влиятельными.
Когда в 1901 году в доме на Якиманке купец решил устроить бал,
он по своей привычке хотел поразить гостей размахом.
Для этого пол танцевального зала был сплошь устлан новенькими
золотыми червонцами.
И уже на следующий день в Петербурге Николаю II доложили,
как московское купечество выплясывало на императорских профилях,
отчеканенных на монетах.
Реакция последовала незамедлительно: высочайшим распоряжением
Николай Игумнов был выслан из Первопрестольной, без права возвращаться в оную.

Место ссылки власти выбрали отнюдь не курортное: абхазское побережье
Сухумской области тогда было заболоченным, кишело малярийными комарами
и ядовитыми змеями. Осмотревшись, опальный купец приобрёл за бесценок
6 тысяч десятин местных болот и начал новую жизнь.
Первый успешный бизнес был создан с помощью выписанных с Дона рыбаков.
Игумнов освоил промысел и открыл первый на черноморском побережье консервный завод.

Работникам были созданы комфортабельные условия проживания: сезонникам предоставлялось общежитие с комнатами на двух человек и большими курительными залами, постоянные рабочие получали отдельные домики, которые через несколько лет переходили в их собственность.
Привёз Игумнов сюда эвкалипты и болотные кипарисы, которые быстро вытянули излишки влаги
из местных почв. С Кубани был доставлен чернозём, из Ярославля племенной скот,увлёкся купец садоводством. Его стараниями в этих землях появились плантации мандаринов, киви, манго, табак,
заработало предприятие «Абхазский бамбук», появились сохранившиеся поныне кипарисовые аллеи.

После революции Николай Васильевич отказался эмигрировать во Францию.
Он добровольно передал имущество в пользу государства и устроился агроном в цитрусовый совхоз имени Третьего Интернационала, которым стало именоваться его бывшее поместье.
Умер Николай Васильевич в 1924-м, похоронили его скромно, посадив на могилу любимые им кипарисы.

История порой любит гримасничать. Если император отобрал у купца дом за бал на монетах со своим изображением, то после революции и национализации, здание на несколько лет стало… клубом фабрики Гознак.
Следующий владелец дома на Якиманке соответствовал мрачным легендам, которые окружали особняк: в 1925 году здесь на 13 лет обосновалась лаборатория по изучению мозга
(с 1928 года - Институт мозга).
За это время здесь побывал мозг Ленина, Клары Цеткин, Цюрупы, Луначарского, Андрея Белого, Маяковского, Горького, Павлова, Мичурина, Циолковского, Калинина, Кирова, Куйбышева, Крупской…

В 1938-м особняк передали посольству Франции. В 1944 году президент Шарль де Голль вручал здесь награды лётчикам эскадрильи «Нормандия-Неман».
Здание из голландского кирпича поныне содержится в идеальном состоянии сотрудниками французской дипмиссии.

О призраке дома Игумнова.
Поговаривают,что до сих пор в здании французского посольства водится так называемая «белая женщина».
По легенде этот небольшой особнячок был подарен купцом Игумновым своей содержанке.
Сам он жил в Ярославле, а в столице бывал наездами. О приездах своих обычно предупреждал даму сердца через посланного слугу.
Но однажды приехал без предупреждения и застал возлюбленную с молодым корнетом...
Корнета хозяин выгнал в шею, а вот девушка после этого бесследно исчезла.
Ходили слухи, что купец в сердцах убил ее, а труп замуровал в стене особняка.

По другой легенде во всем виноват его молодой истопник. Парень якобы стал флиртовать с хорошенькой дочерью купца, за что вскоре был навсегда отлучен от богатого дома.
Правда, этим дело не завершилось. Молва утверждает, будто перед уходом обиженный истопник тайком набил дымоходы глиняными черепками.
В итоге, когда в тереме-дворце затапливались печи, то трубы и даже стены начинали издавать ужасные звуки (почему-то особенно по ночам), от которых хозяин невыносимо страдал.

Но вернемся к дому.Для постройки был выбран псевдорусский стиль,
очень модный в те времена (Исторический музей, здание магазина ГУМ и т.д.).
Этот стиль архитектуры черпал вдохновение из образа русских деревянных теремов,
самый знаменитый из которых - дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском -
сгорел в XVIII веке.

Другие элементы декора были взяты из церковной архитектуры
(Собор Василия Блаженного) или церквей Ярославля, в которых прекрасно
сочетались кирпич, камень и многоцветные изразцы.

На высокой кровле особняка давленый металл под черепицу,
керамические вставки. Над "красным крыльцом" (парадным входом
изящная двойная арка под старину.
Стены из привозного голландского кирпича. Окантовка окон из белого
подмосковного камня. Живописные колоколенки, луковичные маковки шатров,
дутые колонны.Многоцветная мозаика редчайших изразцов, специально
расписанных по рисункам русского живописца С. Масленникова
и изготовленных на знаменитом заводе Кузнецова.

Талант Поздеева сумел соединить в единое целое различные объемы,
увенчанные живописными шатрами, и многочисленные декоративные
детали разных жанров (колоколенки, сводчатые арки, дутые колонны и т.д.).
Результат получился гармоничным, хотя и немного массивным.


В день музеев мне посчастливилось попасть во внутрь! Фотографий будет много,чтобы вы могли сказать,что видели, как там- внутри.Прошу прощения за качество некоторых фотографий и людей в кадре. В рамках экскурсии трудно сделать идеальные снимки.

Интерьер также изобилует украшениями. Холл и парадная лестница - это шедевр многоцветья, прекрасно сочетающийся с внешним убранством здания.
"Древнерусский" зал с парадной лестницей.

Необычайно красивые двери
В холе их четыре и ни одной одинаковой

На фрагменте видно какой изначально была роспись.Есть идея освежить стены,которая мне совсем не нравится.


Поднимаемся на второй этаж.

Открываем массивную дверь и...попадаем из средневековья в интерьеры Людовика XV

Переход из одного века в другой мы совершаем по галерее в стиле ампир.Прием экстерьер в интерьере.
Отделка обычно используемая для фасадных работ.Зеркало в конце коридора бесконечно вытягивает помещение.

Со стороны коридора дверь самая простая,без отделки.


К сожалению ничего не нашла о интерьерах дома.Поэтому предлагаю посмотреть фотографии,а информацию
попробовать найти самостоятельно,может вам повезет больше.

Круглая,зеркальная комната.Очень яркая,кокетливая.

Гостеприимные хозяева приготовили нам чай-кофе.


Вид из окна на балкончик.

История знаменитых абхазских садов начинается в Ярославле. В конце XIX века здесь проживал богатейший купец первой гильдии Николай Игумнов. Он владел рядом доходных предприятий, в том числе золотыми приисками в Сибири.
В 1888 году Игумнов подал ко двору прошение о разрешении выстроить в Москве каменный дом. В качестве места для постройки он выбрал Якиманку. В те времена этот квартал не отличался богатством и престижностью, но купец выбрал именно его, потому что здесь прошло его детство. Строительство велось с размахом: кирпич везли из Голландии, крышу изготовили металлическую, давленую под черепицу; плитку заказывали на кафельных заводах Кузнецова. Были привлечены лучшие резчики по дереву, а конструировал здание молодой, но уже известный ярославский архитектор Николай Поздеев.
Дом получился стилизованный под русские хоромы, весь покрытый резьбой и росписью. Игумнов бывал в нём наездами, а постоянно там проживала его молодая любовница - танцовщица. По легенде, как-то раз он приехал без предупреждения и застал подружку в объятиях молодого корнета. Разъярённый купец убил девушку и замуровал её тело в стене.
Честолюбивый Игумнов мечтал поразить высшее московское общество, но его столь нарядный дом не соответствовал канонам моды и утончённого вкуса, а подчёркнутое богатство в сочетании с низким происхождением вызвало зависть и насмешки.
В 1901 году Игумнов задумал устроить в своём особняке грандиозный бал. Для пущего эффекта он рассыпал по полу новенькие золотые монеты с портретом царя Николая II. На следующий день в полицию поступил донос, что в доме купца первой гильдии Игумнова танцующие попирали ногами пресветлый лик самодержца Всея Руси. Был издан срочный приказ - дом конфисковали, а неблагонадёжного купца сослали в Абхазию, в посёлок Алахадзы.
Местность, где оказался опальный купец, была нездоровая, болотистая, здесь кишели малярийные комары и ядовитые змеи. Практические знания Игумнова и свойственный ему размах нашли здесь широкое применение. Для начала купец приобрёл в собственность несколько десятин заболоченных, никому не нужных почв и занялся их осушением. Он высадил на этой земле саженцы эвкалипта и болотного кипариса: пород, которые вскоре вытянули из почвы лишнюю влагу. Одновременно организовал рыболовецкое предприятие: пригласил рыбаков, выстроив для них довольно комфортное жильё. Вскоре заработал и начал приносить прибыль консервный завод.
Когда болотистые земли стали приобретать вид, приемлемый для использования, из Ярославля был доставлен местный племенной скот. Затем Николай Игумнов увлёкся садоводством, которое в тёплом черноморском климате имело хорошие перспективы. С Кубани завезли чернозём, на обновлённой земле были высажены плантации манго, киви, табака и мандаринов. Посадочный материал Игумнов закупил в Турции. Таким образом Абхазия обрела свои знаменитые мандариновые плантации, которые обеспечили многим семьям благосостояние на долгие годы.
После революции Игумнов отправил семью во Францию, а сам остался и добровольно передал свою собственность в дар советской власти. Его бывшее поместье получило пышное название «Цитрусовый совхоз имени Третьего Интернационала». Бывший владелец работал здесь простым агрономом вплоть до своей смерти в 1924 году.
В доме на Якиманке в настоящее время находится посольство Франции, и, по легендам, здесь иногда можно встретить призрак убитой неверной любовницы Игумнова.
А в Абхазии недавно была обновлена гранитная плита на могиле человека, который столько сделал для этого края. Надпись на плите гласит: « Игумнов Николай Васильевич, русский купец первой гильдии, обустроил посёлок Алахадзы. 1855-1924. От благодарных потомков».

Овеянный легендами, этот архитектурный шедевр федерального значения – самый узнаваемый московский дом, построенный в русском стиле.

Каменный особняк Дома Игумнова расположен на улице Большая Якиманка и является наиболее ярким архитектурным образцом стиля, напоминая собой древнерусские палаты.

Множество таинственных легенд и домыслов связано с особняком: о любовнице Игумнова, замурованной в стене; о полах в парадном, выложенных золотыми монетами…

Но вернемся в реалии. На месте деревянной постройки дома купца Лукьянова в 1895 году молодым ярославским градостроителем Николаем Поздеевым был выстроен особняк в эклектичном псевдорусском стиле. Заказчик – купец и совладелец Ярославской Большой мануфактуры Николай Игумнов. Интерьеры фешенебельного дома были оформлены архитектором, дизайнером усадебного строительства Петром Бойцовым и братом автора проекта – Иваном Поздеевым.

Кладка стен дома выполнена из голландского кирпича. Специально для оформительских отделочных работ на знаменитом заводе Кузнецова изготавливаются многоцветные мозаичные изразцы и кафель, выполненные по эскизам и рисункам русского художника-керамиста С.Масленникова.

Высокая кровля особняка – это напоминающий черепицу рельефный металл с керамическими вставными элементами. Парадный вход – «Красное крыльцо», над которым красуется изящная двойная арка. Окантовка оконных проемов выполнена из белого камня.

В едином целом гармоничной архитектуры сочетаются объемные элементы, живописные луковичные маковки шатров, декоративные сводчатые арки, колоколенки, дутые колонны. Парадная лестница и холл – классика многоцветья.

Гостиная – великолепие богатого интерьера, массивные двери, стилизованная меблировка барокко и рококо, гобелены XVII в. Они особо подчеркивают «французскую атмосферу» в интерьере. Малый салон и столовая, примыкающие к гостиной, обставлены мебелью в стиле ампир.

После революции 1917 г. были здесь и рабочий клуб, и дом пионеров. В советское время особняк был передан врачу и ученому-естествоиспытателю Александру Богданову, пропагандирующему теорию омоложения человеческого организма через переливание крови. Теория Богданова была поддержана высшим руководством страны, и по указанию Сталина в Доме Игумнова на Якиманке создается первый в мире Институт Крови. Впоследствии в здании обосновался Институт Мозга.

В 1938 году здание было передано Французскому посольству, а в 1944 году в Доме Игумнова летчики эскадрильи «Нормандия-Неман» получали свои высокие награды. Об этом свидетельствует памятный барельеф на стене здания.

В 1979 г. Дом Игумнова официально передан под резиденцию французских высокопоставленных особ и дипломатического корпуса.


Многим знакома история этого дома,но повторение- мать ученья,для тех кто не знал или забыл.
Купец Игумнов был очень богатым человеком. До сих пор на спутниковой карте Абхазии
в посёлке Алахадзы можно различить его инициалы: «ИНВ» - это кипарисовые аллеи,
фигурно высаженные сто лет назад. Николай Васильевич был совладельцем Ярославской
Большой мануфактуры, имел в Сибири золотые прииски.
В 1888 году он решил обустроить свою московскую резиденцию,
в которой сегодня располагается посольство Франции.

Место на Якиманке тогда никаким образом не относилось к престижным.
Ветхие домишки, удалённость от центра.
Игумнов обосновал свой выбор тем, что где-то здесь прошло его детство (история не сохранила ранних биографических данных, неизвестен даже год его рождения). По другим легендам, удалённость от центра требовалась для уединения от любопытных глаз, ведь дом задумывался не для обычной жизни.

Как бы то ни было, Игумнов выкупил у некого купца Николая Лукьянова деревянный домик,
снёс его и привлёк для новой стройки молодого талантливого городского архитектора Ярославля Николая Поздеева.
Зодчему на тот момент только исполнилось 33, но в Ярославле он уже получил признание благодаря целому ряду добротных построек. Кстати, нельзя исключать, что место у Калужской заставы заказчику посоветовал именно архитектор, чьё детство прошло под Малоярославцем, и знакомство с Москвой происходило именно отсюда.

Строился дом в виде сказочного дворца в псевдорусском стиле.
Игумнов хотел покорить Первопрестольную и не скупился.
Кирпич для строительства везли на стройплощадку непосредственно
из Голландии, изразцы и кафель заказывали на фарфоровых заводах
Кузнецова, отделку интерьеров доверили одному из самых популярных
тогда архитекторов Петру Бойцову. В единое целое удалось объединить
самые разнообразные и сложные компоненты: башенки, шатры, сводные
арки, колонны. Обнаруживается стилистическое сходство особняка
с шедевром московского зодчества тех же лет - Государственным
Историческим музеем. Сегодня здание является объектом культурного
наследия федерального значения, однако изначально московский
«свет» отнёсся к дворцу более чем прохладно.

Согласно легенде, расстроенный Игумнов отказался оплачивать всё,
что не было внесено предоплатой, после чего архитектор Поздеев
покончил с собой. По другой версии, зодчий умер от тяжёлой
болезни в 38-летнем возрасте. Этот проект стал его последней работой.

Богатого и успешного провинциала столица принимать не хотела.
Вскоре по городу поползли слухи, что в особняке у Николая Васильевича
жила молодая любовница-танцовщица. Однажды, не потерпев измены,
купец замуровал её заживо в стене.
Кто распускал слухи - неизвестно, но недоброжелатели у Игумнова
были весьма влиятельными.
Когда в 1901 году в доме на Якиманке купец решил устроить бал,
он по своей привычке хотел поразить гостей размахом.
Для этого пол танцевального зала был сплошь устлан новенькими
золотыми червонцами.
И уже на следующий день в Петербурге Николаю II доложили,
как московское купечество выплясывало на императорских профилях,
отчеканенных на монетах.
Реакция последовала незамедлительно: высочайшим распоряжением
Николай Игумнов был выслан из Первопрестольной, без права возвращаться в оную.

Место ссылки власти выбрали отнюдь не курортное: абхазское побережье
Сухумской области тогда было заболоченным, кишело малярийными комарами
и ядовитыми змеями. Осмотревшись, опальный купец приобрёл за бесценок
6 тысяч десятин местных болот и начал новую жизнь.
Первый успешный бизнес был создан с помощью выписанных с Дона рыбаков.
Игумнов освоил промысел и открыл первый на черноморском побережье консервный завод.

Работникам были созданы комфортабельные условия проживания: сезонникам предоставлялось общежитие с комнатами на двух человек и большими курительными залами, постоянные рабочие получали отдельные домики, которые через несколько лет переходили в их собственность.
Привёз Игумнов сюда эвкалипты и болотные кипарисы, которые быстро вытянули излишки влаги
из местных почв. С Кубани был доставлен чернозём, из Ярославля племенной скот,увлёкся купец садоводством. Его стараниями в этих землях появились плантации мандаринов, киви, манго, табак,
заработало предприятие «Абхазский бамбук», появились сохранившиеся поныне кипарисовые аллеи.

После революции Николай Васильевич отказался эмигрировать во Францию.
Он добровольно передал имущество в пользу государства и устроился агроном в цитрусовый совхоз имени Третьего Интернационала, которым стало именоваться его бывшее поместье.
Умер Николай Васильевич в 1924-м, похоронили его скромно, посадив на могилу любимые им кипарисы.

История порой любит гримасничать. Если император отобрал у купца дом за бал на монетах со своим изображением, то после революции и национализации, здание на несколько лет стало… клубом фабрики Гознак.
Следующий владелец дома на Якиманке соответствовал мрачным легендам, которые окружали особняк: в 1925 году здесь на 13 лет обосновалась лаборатория по изучению мозга
(с 1928 года - Институт мозга).
За это время здесь побывал мозг Ленина, Клары Цеткин, Цюрупы, Луначарского, Андрея Белого, Маяковского, Горького, Павлова, Мичурина, Циолковского, Калинина, Кирова, Куйбышева, Крупской…

В 1938-м особняк передали посольству Франции. В 1944 году президент Шарль де Голль вручал здесь награды лётчикам эскадрильи «Нормандия-Неман».
Здание из голландского кирпича поныне содержится в идеальном состоянии сотрудниками французской дипмиссии.

О призраке дома Игумнова.
Поговаривают,что до сих пор в здании французского посольства водится так называемая «белая женщина».
По легенде этот небольшой особнячок был подарен купцом Игумновым своей содержанке.
Сам он жил в Ярославле, а в столице бывал наездами. О приездах своих обычно предупреждал даму сердца через посланного слугу.
Но однажды приехал без предупреждения и застал возлюбленную с молодым корнетом...
Корнета хозяин выгнал в шею, а вот девушка после этого бесследно исчезла.
Ходили слухи, что купец в сердцах убил ее, а труп замуровал в стене особняка.

По другой легенде во всем виноват его молодой истопник. Парень якобы стал флиртовать с хорошенькой дочерью купца, за что вскоре был навсегда отлучен от богатого дома.
Правда, этим дело не завершилось. Молва утверждает, будто перед уходом обиженный истопник тайком набил дымоходы глиняными черепками.
В итоге, когда в тереме-дворце затапливались печи, то трубы и даже стены начинали издавать ужасные звуки (почему-то особенно по ночам), от которых хозяин невыносимо страдал.

Но вернемся к дому.Для постройки был выбран псевдорусский стиль,
очень модный в те времена (Исторический музей, здание магазина ГУМ и т.д.).
Этот стиль архитектуры черпал вдохновение из образа русских деревянных теремов,
самый знаменитый из которых - дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском -
сгорел в XVIII веке.

Другие элементы декора были взяты из церковной архитектуры
(Собор Василия Блаженного) или церквей Ярославля, в которых прекрасно
сочетались кирпич, камень и многоцветные изразцы.

На высокой кровле особняка давленый металл под черепицу,
керамические вставки. Над "красным крыльцом" (парадным входом
изящная двойная арка под старину.
Стены из привозного голландского кирпича. Окантовка окон из белого
подмосковного камня. Живописные колоколенки, луковичные маковки шатров,
дутые колонны.Многоцветная мозаика редчайших изразцов, специально
расписанных по рисункам русского живописца С. Масленникова
и изготовленных на знаменитом заводе Кузнецова.

Талант Поздеева сумел соединить в единое целое различные объемы,
увенчанные живописными шатрами, и многочисленные декоративные
детали разных жанров (колоколенки, сводчатые арки, дутые колонны и т.д.).
Результат получился гармоничным, хотя и немного массивным.


В день музеев мне посчастливилось попасть во внутрь! Фотографий будет много,чтобы вы могли сказать,что видели, как там- внутри.Прошу прощения за качество некоторых фотографий и людей в кадре. В рамках экскурсии трудно сделать идеальные снимки.

Интерьер также изобилует украшениями. Холл и парадная лестница - это шедевр многоцветья, прекрасно сочетающийся с внешним убранством здания.
"Древнерусский" зал с парадной лестницей.

Необычайно красивые двери
В холе их четыре и ни одной одинаковой

На фрагменте видно какой изначально была роспись.Есть идея освежить стены,которая мне совсем не нравится.


Поднимаемся на второй этаж.

Открываем массивную дверь и...попадаем из средневековья в интерьеры Людовика XV

Переход из одного века в другой мы совершаем по галерее в стиле ампир.Прием экстерьер в интерьере.
Отделка обычно используемая для фасадных работ.Зеркало в конце коридора бесконечно вытягивает помещение.

Со стороны коридора дверь самая простая,без отделки.


К сожалению ничего не нашла о интерьерах дома.Поэтому предлагаю посмотреть фотографии,а информацию
попробовать найти самостоятельно,может вам повезет больше.

Круглая,зеркальная комната.Очень яркая,кокетливая.

Гостеприимные хозяева приготовили нам чай-кофе.


Вид из окна на балкончик.

Адрес: ул. Большая Якиманка, 43

Как добраться до дома Игумнова: ст. метро Октябрьская

Дом Игумнова - исторический особняк, объект культурного наследия федерального значения. Особняк располагается в районе Якиманка, на улице Большая Якиманка. Это одно из самых необычных зданий в Москве. Вместе с оградой церкви Иоанна Воина и новым зданием французского посольства, построенным в 1979 году, дом Игумнова составляет единый архитектурный ансамбль.

После пожара 1812 года этот участок тоже выгорел, и купец второй гильдии Николай Лукьянов построил для себя небольшой деревянный дом. Затем владельцы дома несколько раз менялись, а в 1851 году участок приобрела купчиха Вера Игумнова. В прошлом также было принято перестраховываться, и записывать имущество на своих жен. Долгое время участок пустовал, и только 1888 году наследник Николай Васильевич Игумнов - директор и владелец Ярославской мануфактуры, владелец золотых приисков в Сибири, подал прошение о строительстве нового каменного дома в Москве. Строительство особняка Игумнов поручает 33-летнему архитектору из Ярославля Николаю Поздееву. На тот момент Поздеев был довольно известным специалистом, благодаря своей работе в Ярославле. Первый проект, предложенный архитектором, предполагал использовать стены старого дома, стоявшего на участке. Однако от этого варианта впоследствии отказались. Многих удивил выбор места, на котором состоятельный делец решил строить для себя дом. В те времена Якиманка была не особо престижным местом. Улица располагалась в удалении от центра, застроена была преимущественно ветхими домами - знать здесь не селилась. Упоминается, что Игумнов пояснял, что строит дом в этом районе, потому что вырос и родился в этих местах. Подтвердить или опровергнуть это утверждение сложно, так как неизвестен даже год рождения Николая Игумнова, а тем более то, как и где прошло его детство.

Особняк строился в псевдорусском стиле, и был похож на сказочный терем. Владелец не скупился: кирпич заказывали в Голландии, изразцы и кафель покупали на фарфоровых заводах Кузнецова, а отделкой интерьеров занимался Петр Бойцов - один из самых популярных архитекторов того времени. Дом получился очень декоративным. Внешне стилистика особняка напоминает здание Государственного Исторического музея. Сложный силуэт, который образуют крыши разных объемов, отсылает к древнерусским палатам. Парадный вход оформлен в виде "красного" крыльца, накрытого шатром. За массивными двустворчатыми входными дверями начинается зал с парадной лестницей. Высокие сводчатые потолки комнаты расписаны витиеватыми растительными орнаментами, и в целом оформление зала уже чем-то напоминает модерн, до появления которого осталось совсем недолго. Из парадного зала можно было попасть в гостиную, стиль которой совершенно иной - это европейская классика. Гостиная была обставлена мебелью в стиле Людовика XV. Украшали комнату чудесные гобелены 17 века. Примыкающий к гостиной малый салон обставлен мебелью в стиле Людовика XVI, а малая столовая оформлена в стиле ампир. А вот парадная столовая выглядела очень сдержанно и даже сурово - низкие потолки и скупая меблировка делали ее похожей на помещения средневековой Европы. В отделке фасадов сочетается кирпичная кладка, светлый натуральный камень и цветные кузнецовские изразцы. Рисунки для изразцов выполнил художник-керамист С.И. Масленников, владевший собственной керамической фабрикой в Вышневолоцком уезде. Внутреннее убранство комнат выдержано в русском стиле с элементами классицизма, что было модно в конце 19 века. Над оформлением помещений работал и Иван Поздеев - брат Николая Поздеева. После смерти Николая в 1893 году именно он завершал отделочные работы в особняке Игумнова.

Все, что произошло дальше с домом, его владельцем и архитектором, окружено пересудами и легендами. Известно, что московские архитекторы раскритиковали особняк, назвав его пошлым и безвкусным. Сохранилось предание, что расстроенный критикой, Игумнов отказался оплатить работу архитектора, и даже обвинил его в перерасходе большой суммы. После этого Поздеев, и без того огорченный тем, как восприняли его работу коллеги по цеху, покончил жизнь самоубийством. Говорили, что перед смертью он проклял свое творение:"Проклинаю этот дом! Никогда и никому он родным не станет, никто в нем нормально жить не будет!". Действительно, впоследствии дворец долгое время пустовал, а позднее Игумнов будто бы подарил дом своей любовнице. Здесь начинается новая легенда: будто бы Игумнов переехал в Ярославль, а в Москве бывал лишь наездами, и всегда вперед себя посылал слугу. В один из таких визитов владелец дома будто бы сам приехал без предупреждения, и застал свою молодую возлюбленную в объятиях какого-то корнета. Незадачливого любовника он выгнал, а что случилось с девушкой - неизвестно. Прошел слух, что Игумнов замуровал ее где-то в доме, и поэтому не мог продать свой особняк.

По другой версии - архитектор Поздеев вовсе не был самоубийцей, а умер от тяжелой болезни в 38 лет. Кроме того, если судить не только по архитектурным кругам, остальным москвичам дом понравился. Например, известный русский критик В.В. Стасов в своем письме к Льву Толстому писал: "о той породе настоящих талантов, каким был, например, покойный Поздеев, построивший чудный "русский дом" купцу Игумнову, у вас в Москве на Якиманке... я о нем собираюсь раз грянуть в каком-нибудь журнале, с рисунками".

Еще одна легенда гласит, что однажды Игумнов решил поразить своих гостей, и распорядился выложить пол в парадном зале золотыми монетами. Хозяин дома не подумал о том, что гости будут топтать ногами профиль императора, отчеканенный на монетах, а это было явное неуважение к царю. Слухи дошли до Санкт-Петербурга и Игумнова выслали из Москвы Высылка - это уже не легенда, а факт. Николая Игумнова сослали на абхазское побережье Сухумской области. Это был далеко не курорт. Сухум тогда был известен зловонными болотами, малярийными комарами и ядовитыми змеями. Но предприимчивый Игумнов не опустил руки. Он приобрел на новом месте шесть тысяч десятин земли, на которой построил первый на черноморском побережье консервный завод. Чтобы удержать рабочих на производстве, он строил для них дома, сезонных рабочих обеспечивал местами в общежитии, да и оплата была хорошей. Чтобы осушить болота, купец велел высадить кипарисы и эвкалипты. Он же создал существующие и сейчас плантации мандаринов, киви и манго. После революции 1917 года Игумнов передал свое имущество новой власти, а сам остался работать агрономом в своем бывшем поместье, которое стало совхозом им. Третьего Интернационала.

После революции 1917 года в особняке работал клуб фабрики Гознака. Поговаривали, что как-то раз женщины увидели призрак в белых одеждах, это и была та самая возлюбленная Игумнова.

В 1925 году дом заняла лаборатория по изучению мозга. Первый мозг, который там исследовали, принадлежал умершему В.И. Ленину. Лабораторию возглавил немецкий нейробиолог Оскар Фогг. Через три года лаборатория превратилась в Институт мозга, который специализировался выявлении отличий в строении мозга обычного человека от мозга людей, считавшихся гениями. Со временем в Институте появилась целая коллекция. Здесь хранились мозги Клары Цеткин, Цюрупы, Луначарского, Андрея Белого, Маяковского, академика Гулевича, Собинова, Станиславского, Максима Горького, ученых Павлова и Мичурина, Эдуарда Багрицкого, Циолковского, революционера Калинина, Кирова, Куйбышева и Крупской. Однако исследования оказались неэффективными, никаких участков "гениальности" обнаружено не было, и в 1938 году здание передали французскому правительству для размещения посольства Франции.

В 1979 году после переезда посольства в новое здание по соседству (дом № 45) он стал официальной резиденцией Послов Франции. В настоящее время здесь проживают посол и некоторые сотрудники посольства, проводятся различные официальные мероприятия.