Отзыв о сказке «Сивка-бурка. Чему учит сказка "Сивка-бурка"

3 класс. Литературное чтение.

Уроки 12–13 .

Тема. Осуждение грубости и лени в русской народной сказке «Сивка-бурка» (учебник, с. 40–45)

Педагогические задачи: создать условия для о знакомления учащихся с русскими народными сказками, обучения умению видеть заключенную в сказках народную мудрость; способствовать формированию умений определять особенности волшебной сказки, называть волшебные предметы, описывать волшебные события, использовать слова с противоположным значением при характеристике героев, называть основные черты характера героев; развитию умений определять тему, главную мысль произведения; пересказывать текст; рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях

Планируемые результаты

Предметные:

научатся читать осознанно текст; определять тему, главную мысль произведения; пересказывать текст; участвовать в диалоге при обсуждении произведения; выражать личное отношение к прочитанному; рассуждать о категориях «добро»

и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки

Метапредметные: познавательные: работают с учебником, ориентируются в нем с помощью условных обозначений; анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения; регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читают в соответствии с целью чтения; фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке; коммуникативные: строят рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7–8 предложений, проявляют активность и стремление высказываться, задавать вопросы

Личностные:

выражают собственные чувства при чтении текстов и в ходе размышлений, анализа; осознают смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением

Образовательные ресурсы : иллюстрации с изображением сказки «Сивка-бурка», словарные слова, пословицы

Ход урока

III. Изучение нового материала.

1. Актуализация опорных знаний.

Отгадайте название сказки: Конь ретивый, долгогривый,

Скачет полем, скачет нивой.

Был он другом у Ивана

И помог ему сполна он. (Сивка-бурка.)

Вспомним, в каких сказках мы встречались с Иваном? С конем?

Кто сочинил эти сказки? (Сказки сочинил народ.)

Отгадывают загадку.

Отвечают на вопросы.

2. Целевая установка.

Сегодня мы познакомимся с еще одной русской народной сказкой – «Сивка-бурка». Поговорим о том, какова основная мысль и идея сказки «Сивка-бурка»; проследим отношения между героями; попытаемся оценить их поступки и на основании этого определить, кто из них является положительным, а кто отрицательным героем. А в конце урока попытаемся ответить на вопрос «Чему учит нас эта сказка?».

Внимательно слушают.

3. Вступительное слово учителя.

Сказка «Сивка-бурка» одна из самых популярных и любимых сказок русского народа. В ней отобразилась мечта русского народа о счастье, которое должно прийти
к истинно смелым и добрым людям, скрывающим, подобно Иванушке, свои душевные качества за внешне неприглядным видом дурачка.

4. Первичное чтение сказки учителем (и хорошо читающими учениками).

5. Беседа по содержанию прочитанного.

6. Словарная

работа.

Понравилась вам сказка? Какие чувства вы испытали, слушая её?

Кто из героев сказки вам понравился больше всего? Каков Иванушка?

А каковы его братья? Чем похожи сказки «Сивка-бурка» и «Иван-царевич и серый волк»? За что были вознаграждены оба Ивана в этих сказках?

Слушая сказку, понимали ли вы смысл всех слов?

Сивка-бурка, вещий каурка – вещий, то есть предсказывающий будущее; сивка-бурка и каурка – это масти лошади (ее цвет): сивый, то есть серый, бурый (коричневый), каурый (светло-каштановый, рыжеватый). Кликать – звать.

Худая одежонка – старая (дырявая, то есть прохудившаяся) одежда.

Добрая пшеница – хороший урожай. Иззяб замерз. Гаркни громко крикни. Побрезгать испытать отвращение. Потчует угощает.

Читают сказку по цепочке.

Отвечают на вопросы.

Определяют совместно
с учителем толкование слов.

7. Работа с иллюстрациями и репродукцией картины к сказке

Какой момент запечатлел он на картине? Найдите и прочитайте этот отрывок

в сказке. Каков Сивка-бурка на картине В. Васнецова?

Посмотрите на композицию этой сказки. Что о ней можно сказать? Зачем она придумана? Давайте разберемся, чем эта сказка отличается от других? (Содержанием, наполнением.) Наверное, в содержании и следует искать ответ на главный вопрос.

Физкультминутка

Отвечают на вопросы.

Выполняют движения

IV. Продолжение работы

над темой.

1. Работа над содержанием первой части сказки.

2. Выборочное чтение.

3. Чтение по ролям.

Найдите и прочитайте отрывки в тексте.

а) Как стерёг пшеницу старший брат? (Отправился старший брат пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра.)

б) Как стерёг пшеницу средний брат? (На вторую ночь пошёл средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.)

в) Кто же поймал вора? Кем вор оказался?

г) Найдите описание коня. (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.)

Прочитаем разговор Иванушки с конём (учебник, с. 41). Мы познакомились с первой частью сказки. Какие вы себе представляли картины, читая эту часть?

Как начинается сказка? (Жил-был.) Сколько сыновей было у старика? (Три.)

Число три – что это за число? ( Волшебное.) Почему именно пшеницу посеял старик? ( Пшеница – самое дорогое, что было у крестьян.)

Как отец любит своих детей, как он к ним обращается? (Милые мои дети.)

Что узнаем о старшем сыне? Какими качествами обладает? ( Ленивый, безответственный, не готов к трудностям.) Что нового узнаем о нем? (Лгун, обманщик.)

Что узнаем о среднем сыне? (Такой же.)

Что мы узнаем о герое Иване? ( Предусмотрительный, смелый.)

Почему действие происходит в полночь? (В полночь случается волшебство.)

Конь обычный или нет? (Необычный.) Что необычного? (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет.) Разве конь не слышал, что в поле кто-то есть?

Как конь разговаривает с Иваном? (Знает его по имени.)

Какую службу обещает сослужить? (Великую.)

О чем думает Иван, взяв обещание с коня? (Найти его потом, если конь не сдержит слово.) Как Иван мог найти коня? (Произнести слова «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой».)

Заучим наизусть эти слова. Почему братья спрашивают у Ивана?

А мог он соврать или не говорить? (Да, мог.)

О каком качестве Ивана это говорит? (Честный.)

Иван рассказал, как поймать коня? (Нет.)

Почему? (Потому что конь был волшебный, разговаривал с ним, а братья ему не поверили бы.) Каким качеством еще обладают братья? (Жадные, хитрые.)

Сдержал ли конь слово? Перестал ли топтать пшеницу? (Да, все, кто дают слово, должны держать его.) Прочитаем диалог Ивана с конем.

Прочитаем диалог Ивана с братьями по возвращении домой.

Познакомимся с героями сказки. Прочитайте исходную ситуацию и найдите, как сказитель характеризует старших братьев. Чем интересуются старшие братья? (Бытом.) А что сказитель говорит о младшем?

Почему главный герой в сказках часто Иван-дурак? Поразмышляйте, о чем говорит этот эпитет – «дурак»?

Иван на самом деле дурак или сказитель говорит о чем-то другом?

Дурак для сказки не показатель глупости. Иван-дурак всегда не такой, как все. Он другой. Что же отличает его от братьев? Какой он? (Далекий от быта, простой, бесхитростный, спокойный, смелый.) Какое испытание должны пройти герои?

Это следы древнего обряда. Считалось обязательным знаком почтения и уважения

Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют,
о чём говорится).

Читают текст по учебнику.

Отвечают на вопросы.

4. Беседа по содержанию прочитанного.

5. Знакомство
с главными героями

Зачитывают отрывок.

Отвечают на вопросы.

отнести на могилу еду. Перечитайте про себя это испытание и подумайте, какими качествами должен обладать человек, чтобы пройти его.

Почему старший брат не хочет идти на могилу?

Как это его характеризует? (Трусливый, не уважает отца.)

А что же обещали братья Ивану, если он сходит за них? Прочитайте. Как это их характеризует? Давайте сделаем вывод, кто же оказался настоящим героем?

А есть ли в этой сказке помощник? Кто он? (Сивка-бурка.)

Прочитайте эпизод о том, как Иван-дурак получил помощника.

Кто заметил, какую сказку эта ситуация напоминает? («Хаврошечка».)

Как описывает сказитель Сивку-бурку?

Представьте, что мы придумываем мультфильм по этой сказке. Каким бы вы изобразили Сивку-бурку? Как он скачет? Откуда же взялся такой конь?

Попал ли во время испытания Иван-дурак в тридесятое царство? Каким образом?

Какое еще испытание ожидает героев сказки? Прочитайте про себя и подчеркните, как скачут на своих конях старшие братья, а как скачет Иван-дурак.

Как сказитель описывает выступление братьев – ярко, красочно или просто? Почему? На чьей стороне сказитель? Почему? Кто симпатичен вам?

Как заканчивается сказка? Получает ли герой заслуженную награду? Почему?

Какой урок преподносит нам сказка? А если на минутку представить, что нет
у Ивана-дурака Сивки-бурки, чем тогда закончится сказка?

Вывод. Сказка, с одной стороны, говорит о том, что настоящего героя обязательно ждет награда, а с другой стороны, для этого, оказывается, еще необходимо чудо.

Аналогично проводит работу над содержанием 2-й и 3-й части сказки

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Делают выводы
и обобщения.

Зачитывают отрывок.

Зачитывают отрывок

Зачитывают отрывок.

Делают выводы и обобщения

Делают выводы и обобщения

V. Тест

Предлагает выполнить тест

Выполняют тест

VI. Итог урока. Рефлексия

Назовите героев сказки «Сивка-бурка».

Давайте вспомним описание коня. (Она шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет.)

Как мог позвать коня Иван? (Произнести слова «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой».)

Вспомните ещё раз сказку. Какова ее основная мысль? (Не бросай слов на ветер.)

С каким настроением вы уходите с урока?

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

VII. Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Ресурсный материал

ТЕСТ

Обведи букву правильного ответа.

1. Укажи автора сказки.

а) Русская народная сказка ;

б) чешская народная сказка;

в) немецкая народная сказка;

г) румынская народная сказка.

2. Укажи значение слова «вещий».

а) Мудрый;

б) волшебный;

в) предвидящий будущее ;

г) много знающий.

3. Какая масть лошадей называется каурой?

а) Светло-каштановая ;

б) тёмно-коричневая;

в) чёрная;

г) светло-серая.

4. Сколько сыновей было у старика?

а) Два;

б) один;

в) три;

г) четыре.

5. Как звали младшего сына?

а) Илья Муромец;

б) Алёша Попович;

в) Иванушка-дурачок;

г) Иван-царевич.

6. О чём старик попросил сыновей?

а) Постеречь ячмень;

б) постеречь рожь;

в) постеречь пшеницу;

г) постеречь кукурузу.

7. Кто выполнил поручение отца?

а) Старший сын;

б) младший сын;

в) средний сын;

г) соседский мальчик.

8. Как Иван поймал вора?

а) Схватил руками;

б) накинул на шею верёвку;

в) заманил в капкан;

г) усыпил.

9. Что вор предложил в обмен на свободу?

а) Ковёр-самолёт;

б) скатерть-самобранку;

в) сапоги-скороходы;

г) свою службу.

10. Кто была Елена Прекрасная?

а) Волшебница;

б) дворянка;

в) царевна;

г) царица.

11. Где жила Елена Прекрасная?

а) В хижине;

б) во дворце;

в) в тереме;

г) в светлице.

12. Когда Иванушка допрыгнул до Елены Прекрасной?

а) В первый раз;

б) во второй раз;

в) в третий раз;

г) в четвёртый раз.

13. Почему Иванушка перевязал руку?

а) Сломал руку;

б) ушиб руку;

в) спрятал перстень;

г) порезал руку.

14. Как Елена Прекрасная нашла свой перстень?

а) Высматривала в окно;

б) потчевала гостей;

в) наблюдала в бинокль;

г) приглашала на танец.

15. Чем закончилась сказка?

а) Царевна горько плакала;

б) Иванушка ускакал;

в) Иванушка женился на царевне;

г) старший брат женился на царевне.

Сивка-Бурка

Жил-был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были тароваты и щеголеваты, а младший, Иван-дурак, был так себе - любил в лес ходить по грибы, а дома все больше на печи сидел.

Пришло время старику умирать, вот он и наказывает сыновьям:

Когда помру, вы три ночи подряд ходите ко мне на могилу, приносите мне хлеба.

Старика этого схоронили. Приходит ночь, надо большому брату идти на могилу, а ему не то лень, не то боится, - он и говорит младшему брату:

Ваня, замени меня в эту ночь, сходи к отцу на могилу. Я тебе пряник куплю.

Иван согласился, взял хлеба, пошел к отцу на могилу. Сел, дожидается. В полночь земля расступилась, отец поднимается из могилы и говорит:

Кто тут? Ты ли, мой больший сын? Скажи, что делается на Руси: собаки ли лают, волки ли воют, или чадо мое плачет?

Иван отвечает:

Отец наелся хлеба и лег в могилу. А Иван направился домой, дорогой набрал грибов. Приходит - старший сын его спрашивает:

Видел отца?

Ел он хлеб?

Ел. Досыта наелся.

Настала вторая ночь. Надо идти среднему брату, а ему не то лень, не то боится - он и говорит:

Ваня, сходи за меня к отцу. Я тебе лапти сплету.

Взял Иван хлеба, пошел к отцу на могилу, сел, дожидается. В полночь земля расступилась, отец поднимается и спрашивает:

Кто тут? Ты ли, мой средний сын? Скажи, что делается на Руси: собаки ли лают, волки ли воют, или мое чадо плачет?

Иван отвечает:

Это я, твой сын. А на Руси все спокойно.

Отец наелся хлеба и лег в могилу. А Иван пошел домой, дорогой опять набрал грибов. Средний брат его спрашивает:

Отец ел хлеб?

Ел. Досыта наелся.

На третью ночь настала очередь идти Ивану, Он говорит братьям:

Я две ночи ходил. Ступайте теперь вы к отцу на могилу, а я отдохну.

Братья ему отвечают:

Что ты, Ваня, тебе стало там знакомо, иди лучше ты.

Ну ладно.

Иван взял хлеба, пошел. В полночь земля расступается, отец поднялся из могилы:

Кто тут? Ты ли, мой младший сын Ваня? Скажи, что делается на Руси: собаки ли лают, волки ли воют, или чадо мое плачет?

Иван отвечает:

Здесь твой сын Ваня. А на Руси все спокойно.

Отец наелся хлеба и говорит ему:

Один ты исполнил мой наказ, не побоялся три ночи ходить ко мне на могилу. Выдь в чистое поле и крикни: "Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!" Конь к тебе прибежит, ты залезь ему в правое ухо, а вылезь в левое. Станешь куда какой молодец. Садись на коня и поезжай.

Иван взял узду, поблагодарил отца и пошел домой, дорогой опять набрал грибов. Дома братья его спрашивают:

Видел отца?

Ел он хлеб?

Отец наелся досыта и больше не велел приходить.

В это время царь кликнул клич: всем добрым молодцам, холостым, неженатым, съезжаться на царский двор. Дочь его, Несравненная Красота, велела построить себе терем о двенадцати столбах, о двенадцати венцах. В этом тереме она сядет на самый верх и будет ждать, кто бы с одного лошадиного скока доскочил до нее и поцеловал в губы. За такого наездника, какого бы роду он ни был, царь отдаст в жены свою дочь, Несравненную Красоту, и полцарства в придачу.

Услышали об этом Ивановы братья и говорят между собой:

Давай попытаем счастья.

Вот они добрых коней овсом накормили, выводили, сами оделись чисто, кудри расчесали. А Иван сидит на печи за трубой и говорит им:

Братья, возьмите меня с собой счастья попытать!

Дурак, запечина! Ступай лучше в лес за грибами, нечего людей смешить.

Братья сели на добрых коней, шапки заломили, свистнули, гикнули - только пыль столбом. А Иван взял узду и пошел в чистое поле. Вышел в чистое поле и крикнул, как отец его учил:

Откуда ни возьмись конь бежит, земля дрожит, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым столбом валит. Стал как вкопанный и спрашивает:

Чего велишь?

Иван коня погладил, взнуздал, влез ему в правое ухо, а в левое вылез и сделался таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать. Сел на коня и поехал на царский двор. Сивка-бурка бежит, земля дрожит, горы-долы хвостом застилает, пни-колоды промеж ног пускает.

Приезжает Иван на царский двор, а там народу видимо-невидимо. В высоком тереме о двенадцати столбах, о двенадцати венцах на самом верху в окошке сидит царевна Несравненная Красота.

Царь вышел на крыльцо и говорит:

Кто из вас, молодцы, с разлету на коне доскочит до окошка да поцелует мою дочь в губы, за того отдам ее замуж и полцарства в придачу.

Тогда добрые молодцы начали скакать. Куда там - высоко, не достать! Попытались Ивановы братья, до середины не доскочили. Дошла очередь до Ивана.

Он разогнал Сивку-бурку, гикнул, ахнул, скакнул - двух венцов только не достал. Взвился опять, разлетелся в другой раз - одного венца не достал. Еще завертелся, закружился, разгорячил коня и дал рыскача - как огонь, пролетел мимо окошка, поцеловал царевну Несравненную Красоту в сахарные уста, а царевна ударила его кольцом в лоб, приложила печать.

Тут весь народ закричал:

Держи, держи его!

А его и след простыл. Прискакал Иван в чистое поле, влез Сивке-бурке в левое ухо, а из правого вылез и сделался опять Иваном-дураком. Коня пустил, а сам пошел домой, по дороге набрал грибов. Обвязал лоб тряпицей, залез на печь и полеживает.

Приезжают его братья, рассказывают, где были и что видели.

Были хороши молодцы, а один лучше всех - с разлету на коне царевну в уста поцеловал. Видели, откуда приехал, а не видели, куда уехал.

Иван сидит за трубой и говорит:

Да не я ли это был?

Братья на него рассердились:

Дурак - дурацкое и орет! Сиди на печи да ешь свои грибы.

Иван потихоньку развязал тряпицу на лбу, где его царевна кольцом ударила, - избу огнем осветило. Братья испугались, закричали:

Что ты, дурак, делаешь? Избу сожжешь!

На другой день царь зовет к себе на пир всех бояр и князей, и простых людей, и богатых и нищих, и старых и малых.

Ивановы братья стали собираться к царю на пир. Иван им говорит:

Возьмите меня с собой!

Куда тебе, дураку, людей смешить! Сиди на печи да ешь свои грибы.

Братья сели на добрых коней и поехали, а Иван пошел пешком. Приходит к царю на пир и сел в дальний угол. Царевна Несравненная Красота начала гостей обходить. Подносит чашу с медом и смотрит, у кого на лбу печать.

Обошла она всех гостей, подходит к Ивану, и у самой сердце так и защемило. Взглянула на него - он весь в саже, волосы дыбом.

Царевна Несравненная Красота стала его спрашивать:

Чей ты? Откуда? Для чего лоб завязал?

Царевна ему лоб развязала - вдруг свет по всему дворцу. Она и вскрикнула:

Это моя печать! Вот где мой суженый!

Царь подходит и говорит:

Какой это суженый! Он дурной, весь в саже.

Иван говорит царю:

Дозволь мне умыться.

Царь дозволил. Иван вышел на двор и крикнул, как его отец учил:

Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!

Откуда ни возьмись конь бежит, земля дрожит, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым столбом валит. Иван ему в правое ухо влез, из левого вылез и сделался опять таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать. Весь народ так и ахнул.

Разговоры тут были коротки: веселым пирком да за свадебку.

Чему учит сказка "Сивка-бурка"?

    Сказка Сивка-Бурка учит детей верить в то, что добро побеждает зло. И каким бы не был сильным и могущественным человек, пусть даже сам царь, если он поступает не правильно (лжет, лицемерит, обижает слабых, жадничает, стремится получить выгоду в ущерб другим) он все равно будет наказан рано или поздно.

    Жаль что в жизни сказки не действуют.

    Любая народная сказка несет в себе опыт поколений и в себе таит народную мудрость.Ведь сказки и слагаются из того опыта, который люди пережили и сделали из него свои выводы на будущее.

    И любая сказка очень будет важна в развитии ребенка,потому что ребенок верит тому,что слышит в сказке и делает для себя выводы,что хорошо в данном случае, а что плохо.И данная сказка как раз учит детей быть смелыми, а также быть добрыми, и что важно-быть честными с собой и старшими.

    Сивка-бурка также развивает чувства прекрасного и волшебного у ребенка. Ведь там добрые молодцы, которые подают жизненный пример, и умеют трудиться и уважать старших.

    Сивка - Бурка учит любви к животным. ты с ними будешь ласков, и они тебе помогут в решении твоих проблем: и красавцем сделают, и до невесты доскачут.

    А вообще мне не нравится герой. У него работящие братья, а он побеждает всех претендентов на руку лучшей невесты страны, используя не свое умение, а умение Сивки - Бурки. То есть, Иван - настоящий халявщик. А в наше время, чтобы достичь чего-то, не будучи ребенком олигарха, надо работать и постоянно доказывать свою нужность.

    Любая сказка это ложь, но в каждой из них есть хороший образец правильного и неправильного поведения. Так в сказке Сивка Бурка мы узнали, что за хорошие правильные черты характера, такие как честность, доброта, храбрость, за любовь к животным, за умением добиваться своих целей, не навредив окружающим - приходит заслуженная наград - в виде преданных друзей, лучшей невесты в государстве и все живое платит тебе сторицей добротой и отзывчивостью. Так Ивану помогала Сивка Бурка, за его доброту к ней.

    Русская народная сказка Сивка-бурка , как и многие другие народные сказки, заключает в себе мудрость и житейский опыт, которые были накоплены за долгие годы существования человечества.

    Сказка учит доброте, смелости и честности, не хвастаться достижениями и быть скромным.

    Главным героем сказки Сивка-бурка является простой парень Иван. В крестьянской семье Иван - самый младший из трех братьев и считается самым глупым. Но прочитав всю сказку читатель видит, что это далеко не так.

    Сказки являются для детей главными произведениями, из которых они узнают о существовании вечных человеческих ценностей. Так, сказка Сивка-бурка открывает детям такие понятия, как дружба, взаимопонимание, верность. Ведь именно эти вечные ценности помогли Иванушке обрести свое счастье. За свою доброту и послушание главный герой приобрел преданного друга в виде коня, а позже стал супругом Елены Прекрасной.

    После прочтения народной сказки Сивка-бурка дети начинает понимать смысл и ценность настоящей дружбы. Ведь только благодаря согласию Иванушки и коня главный герой смог преодолеть все испытания. Очень хорошая поучительная сказка, которая развивает и ум, и мышление, и душу ребенка.

    Сказка Сивка-бурка понравится абсолютно всем и юным, и взрослым читателям.

    В главной роли Иван-дурак, который хоть и с виду кажется ленивым и беспечным, но на деле показал себя с лучшей стороны.

    А вот отец трех братьев сумел преподать урок своим сыновьям даже после смерти.

    И благодаря этому жизненному уроку или испытанию Иван становится добрым, красивым молодцем и находит сво счастье.

    Итак, если подвести итог и соответствующие выводы, то из данной сказки можно усвоить урок.

    Нужно прислушиваться к просьбам и словам родителей, помогать родным и близким, уметь держать тайны и не останавливаться ни перед чем.

    И уж тем более не лениться и валяться круглыми сутками дома, так и счастья не обрести и удачу можно упустить.

Главный герой сказки «Сивка-бурка» — простой парень Иван. Живет он в крестьянской семье. Из трех братьев Иван – самый младший, и его почему-то все считают глупым, а вот двух старших братьев умными называют. И случилась так, что кто-то повадился пшеницу по ночам с поля таскать. Глава семейства приказал братьям по очереди ходить на поле и стеречь пшеницу.

Старшие братья, хоть и умными считались, да оказались лентяями. Оба ночь проспали и сказали, что вора не видели. А Иванушка честно стал поле ночью стеречь и поймал вора. За пшеницей приходил по ночам необычный конь, шерсть у которого двух цветов была. Конь этот непростой был, человеческим языком разговаривал. Попросил он Иванушку отпустить его на волю и обещал пшеницу больше не портить. Еще конь обещал являться по первому зову Иванушки и служить ему. А чтобы вызывать его можно было, заветные слова Иванушке сказал.

Утром Иван домой вернулся и все честно рассказал, как он коня поймал. А домашние ему не поверили и посмеялись над ним. Но пшеницу больше никто не воровал по ночам.

Спустя какое-то время царь призвал всех молодцев на состязание: кто на коне до высокого терема допрыгнет, и кольцо с руки царевны снимет, тому ее замуж царь и отдаст.

Иванушка тоже решил ехать на состязание. Он вышел в поле и позвал волшебного коня заветными словами. Потом влез коню в одно ухо, а вылез из другого и стал красавцем. Прискакал Иван к царскому дворцу и прыгнул на коне к окну, где царевна сидела. Но не достал три венца всего. Развернул коня и ускакал домой.

На следующий день все повторилось. На этот раз Иван только два венца до царевны не допрыгнул. А вот на третий день все получилось у него – конь прыгнул высоко, Иванушка снял кольцо с руки царевны и с ним ускакал.

Дома он замотал руку с кольцом тряпкой, а всем сказал, что поранился. Тем временем царь, чтобы отыскать удальца, снявшего кольцо с руки его дочери, велел всем жителям царства явиться к нему на пир. А на пиру царевна обратила внимание на руку Иванушки, замотанную в тряпку и попросила развязать тряпицу. Тут-то все и увидели, кто у царевны кольцо снял. А когда царские слуги Иванушку отмыли и переодели, то он без всякого волшебства стал молодцем-красавцем. Тут же свадьбу и сыграли и стал Иванушка Иваном-царевичем.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Сивка-бурка» состоит в том, что успех приходит к людям обязательным и сообразительным. Братья Иванушки свое счастье проспали на сеновале, а Иван честно пшеничное поле стерег и счастье свое поймал.

Сказка «Сивка-бурка» учит нас быть скромными и не хвастать достижениями. Иванушка никому не стал рассказывать, что сумел добыть кольцо царевны, и только на царском пиру правда открылась.

В сказке мне понравился главный герой, Иванушка, который оказался вовсе не дурачком, каким его считали в семье, а очень скромным, но, при этом, сообразительным и предприимчивым человеком.

Какие пословицы подходят к сказке «Сивка-бурка»?

Кому счастье, а кому и нет ничего.
Добившись удач, об этом не судачь.
Наше счастье в наших руках.

Юлия Королёва
Литературно-художественный анализ произведения (русской народной сказки) «Сивка-Бурка»

Литературно-художественный анализ русской народной сказки

«Сивка-Бурка» (русская народная сказка - волшебного вида)

Тема: В сказке рассказывается о том, как Иванушка-дурачок поймал волшебного коня, как тот служил ему и помогал. Как братья надсмехались над Иванушкой, а он, не смотря на это, смог выполнить задание царя и женился на Елене Прекрасной.

Идея: Не будь ленивым и тогда получишь благодарность за все свои старания. Восхваляется терпение, доброта.

Характеристика главных героев:

Иванушка-дурачок: терпеливый, послушный сын («Пришел в поле, сел на камень. Сидит не спит, пирог жует, вора дожидается»). Ловкий,сильный («Иванушка вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву. Уж конь носил-носил его по чисту полю, скакал-скакал - не мог сбросить!»). Добрый, порядочный («- Да он обещал больше не ходить в пшеницу, вот я его и отпустил»)

Елена Прекрасная : добрая, справедливая («Братья глядят и думают: «Ишь ты, царевна и нашему Ивашке вина подносит!»). Красивая («А собою она красавица из красавиц»). Исполнила наказ царя(«- Вот, батюшка, мой жених и нашелся!»)

Художественные особенности сказки:

Сказка начинается не традиционным зачином («Жил-был старик, и было у него три сына…», волшебный помощник: Сивка-Бурка - помогает достижению цели

(«-Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную!», используется антропоморфизм («Стал конь просить Иванушку: «Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу»). В основе сказки лежит волшебство, превращения («Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез - и стал таким молодцом…», закон тоекратного повторения («Три ночи, три брата, три раза ездили в город, три раза звал коня»). Характерна многособытийность (несколько сюжетных линий, используются волшебные заклинания, описания («Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!», …прискакал на пшеницу конь - одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит - земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»).

Характеристика языка: Язык сказки красочный, эмоциональный, выразительный, используются двойные слова усиливающие впечатления от происходящего («Уж конь носил-носил его по чисту полю, скакал-скакал - не мог сбросить!», «народу видимо-невидимо», «А собою она красавица из красавиц», устойчивые выражения, характерные для сказки(«ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать», постоянные эпитеты украшающие язык сказки («молодецким посвистом», «богатырским покриком», «добрый молодец»). Сказка заканчивается традиционной концовкой («Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»).

Вывод: Сказка учит верить в добро, уважать родителей. Помогает в формировании нравственных ценностей. Добрым людям жить интереснее и счастливее, у них много друзей и они многого могут добиться в жизни, а злые остаются одинокими и никому не нужными.

Публикации по теме:

Конспект занятия по сопоставлению чукотской народной сказки «Медведь и лосёнок» с русской народной сказкой «Волк и телёнок» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с творчеством народов Севера. Познакомить с чукотской народной сказкой «Медведь и лосенок»,.

Драматизация русской народной сказки «Теремок» (с элементами пальчиковой гимнастики). Цель: развитие творческих способностей у детей, развитие.

Интегрированное занятие по русской народной сказке «Сивка - Бурка» Цель: - Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки; - Преобразовывать ход повествования, развивать воображение и мышление;.

Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди» Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси- лебеди» 1. «Гуси-лебеди» русская народная сказка – волшебная. 2. Тема:.

В магазинах игрушек в виде лошадей огромное количество: мягкие и пластмассовые, деревянные и металлические,.