От чего умер актер мариинки. Балетмейстер мариинского театра вихарев умер от обезболивающего у стоматолога

Некролог

На 56-м году жизни скоропостижно скончался Сергей Вихарев - премьер и педагог-репетитор Мариинского театра, хореограф, открывший России ее балет XIX века.


В историю русского балета он войдет как человек, подаривший нам «Спящую красавицу» - ту, настоящую, феерическую постановку Петипа XIX века, на которой заболел балетом мальчик Бенуа, написавший потом в своих мемуарах: «Едва ли я ошибусь, если скажу, что не будь тогда моего бешеного увлечения “Спящей”... если бы я не заразил своим энтузиазмом друзей, то не было бы и Ballet Russes, и всей порожденной их успехом “балетомании”». Действительно, Сергей Дягилев, главный из друзей Александра Бенуа, покорил русской балетной избыточностью целый мир. Кроме России и ее преемника СССР. На родине «Спящей красавицы» имелся свой взгляд на балетный театр - в нем, как и в советской жизни, не было места излишествам, умеренность и аккуратность академической классики стали аксиомой на долгие десятилетия.

Пока накануне XXI столетия Сергей Вихарев не совершил два своих исторических подвига: первым в России прочитал хореографический текст балета, расшифровав добытые из Гарвардского университета записи современника Петипа, режиссера Императорского балета Николая Сергеева. И пробил стену консерватизма в родном Мариинском театре, добившись восстановления исторического облика спектакля на сцене, где эталоном почиталось скудное благообразие постановки 1950-х годов. Вихаревская «Спящая» предстала ошеломляющим каскадом аттракционов. В их галопирующем потоке оказались уравнены в правах знакомые классические ансамбли и невиданно затейливые костюмы Ивана Всеволожского; горящие камины, бьющие настоящей водой фонтаны и виртуозные антраша Голубой птицы. Грандиозный вальс цветов, как и 100 лет назад, танцевали 72 человека, многолюдные шествия сказочных персонажей конкурировали со скрипичным соло восстановленного музыкального антракта, и в конечном счете прима-балерина оказалась лишь одной из деталей сложной конструкции феерического балета.

И если бы Сергей Вихарев не создал в жизни ничего, кроме этой великой реконструкции, его имя все равно было бы вписано в балетные анналы. Однако его влияние на балетный мир неизмеримо шире и разнообразнее. Поступив в Мариинсий театр в 1980-м, он опередил время на два десятилетия, оказавшись одиноким виртуозом-стилистом среди поколения безнадежного героического балетного застоя. Но ему повезло: Мариинский (тогда еще Кировский) театр начинал меняться, и убежденный «классик», купавшийся в хитросплетениях самых изощренных комбинаций, нашел свою нишу в его огромном репертуаре: в балетах Бурнонвиля и Баланчина, в романтической «Жизели» и стилизованной «Шопениане», в тогда еще стерильной «Спящей» и мирискусническом фокинском «Карнавале».

К концу исполнительской карьеры проявился еще один дар Вихарева: он оказался потрясающим педагогом, способным превратить в бабочку даже медведицу. В Мариинском театре своих педагогов было пруд пруди, фантастическая «Спящая» Вихарева резала консерваторам глаза, его реконструкцию «Баядерки» в театре приняли в штыки, и столичный эстет отправился в Новосибирск. Годы его руководства (1999–2005) стали золотым веком Новосибирского балета: труппа затанцевала как никогда, на постановки самого Вихарева съезжались балетоманы со всей России. Новосибирская реконструкция старинной «Коппелии» была признана эталонной, завоевала «Золотую маску». Большой театр выпросил у Вихарева ее копию и, получив из рук балетмейстера, преобразился: затанцевал изящно, грациозно, тонко и точно.

Так было повсюду, где бы он ни появился,- в Астане, Токио, Милане. Грандиозная реконструкция старинной «Раймонды» стала мировым триумфом театра «Ла Скала». Вихарев, следуя за Петипа, поставил балет с имперским размахом, задействовав в спектакле не только всю труппу и балетную школу, но даже пожарных и навербованных с улицы статистов - под его руководством все они задвигались-затанцевали с куртуазностью истинных придворных.

На родине его уникальные дарования были востребованы едва ли на треть, но грядущий в 2018 году юбилей Петипа обещал переломить эту прискорбную практику. Уже этой осенью Большой театр пригласил Вихарева восстановить его образцовую «Коппелию», а через год он должен был стать одним из постановщиков грандиозного юбилейного гала Большого. Теперь праздниками Петипа займутся последователи (и отчасти оппоненты) Вихарева - Юрий Бурлака и Алексей Ратманский, тоже работающие с записями Сергеева и восстанавливающие облик старинных балетов. Правда, первый из них чрезмерно педантичен и лишен полета фантазии, а второй слишком увлечен хореографической стороной дела. Так что феерий у нас больше не будет: балетный маг исчез с этого света одним прыжком - безмерным и окончательным.

Татьяна Кузнецова

55-летний балетмейстер Мариинского театра, заслуженный артист России Сергей Вихарев умер в кресле стоматолога 2 июня. Сегодня, 8 июня, состоялись похороны Сергея Вихарева в Санкт-Петербурге.

По факту смерти балетмейстера Мариинского театра следственный комитет проводит проверку. Дело в том, что 2 июня Сергей Вихарев находился на приёме в частной стоматологической клинике. Вихарев обратился в клинику для удаления зубов и установки имплантов.

Операцию проводила бригада из трех специалистов. Во время оказания стоматологической помощи ему ввели внутривенно обезболивающий препарат. Из медикаментозного сна Вихарева вывести не смогли - у него остановилось сердце. Через полчаса реанимационных мероприятий была констатирована смерть.

Выяснилось, что анестезиолог ввел Вихареву сильнодействующее вещество пропофол. Оно является сильнодействующим препаратом и у него имеется ряд побочных эффектов, таких как остановка дыхания и сердца. Более того, в США это вещество используют для казни преступников.

Гражданская панихида прошла в фойе бельэтажа исторической сцены Мариинского театра, где Сергей Вихарев многие годы выступал как один из ведущих солистов труппы, а затем работал как балетмейстер.

Похороны Сергея Вихарева прошли на Серафимовском кладбище.

Художественный руководитель Мариинского театра народный артист России Валерий Гергиев сказал, что Сергей Вихарев "был в числе первых как артист и снискал себе очень серьезную репутацию, как археолог балетов прошлого, и его роль и усилия как восстановителя и хранителя исторической или даже музейной хореографии была очень заметна".

Валерий Гергиев отметил работу балетмейстера-реставратора над спектаклем 1899 года по восстановлению балета "Спящая красавица", который многократно был показан и в России, и в Америке, и в Европе.

"Вихарев смело взялся за эту непростую задачу, и мы ему такую возможность предоставили. Он ее решал по мере сил", - сказал Гергиев.

В 1980 году окончил Санкт-Петербургскую Академию русского балета им. А.Я.Вагановой (педагог Владлен Семенов) и был принят в балетную труппу Государственного академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинского театра). В 1986 году стал солистом балета этого театра.

Танцевал в балетах Б. Эйфмана, А. Полубенцева, В. Карелина. Участвовал в спектаклях Независимой труппы Аллы Сигаловой.

В 1987-1988 гг. был педагогом-репетитором Донецкого государственного академического театра оперы и балета (ныне им. Соловьяненко).

С 2007 года являлся балетмейстером-репетитором Мариинского театра, ставил балеты во многих театрах России и мира.

Балетмейстер Мариинского театра Сергей Вихарев умер в стоматологическом кресле. Ему ввели наркоз внутривенно, но в ходе операции сердце артиста остановилось. Через полчаса реанимационных мероприятий была констатирована смерть, сообщает "Фонтанка".

ПО ТЕМЕ

Следственный комитет России уже приступил к расследованию, передает Flashnord . Назначен ряд экспертиз. Специалисты утверждают, что трагический случай произошел не из-за халатности врачей или по другим причинам, связанным с человеческим фактором. По статистике, смертность во время стоматологической операции не превышает 0,001%.

"Я думаю, что смертность – не более тысячных. Посчитайте сами: в среднем – около 15 миллионов посещений врача-стоматолога в год. В прошлом году было зафиксировано две смерти в стоматологическом кресле", – говорит главный стоматолог Минздрава России, член-корреспондент РАН Олег Янушевич.

Риск возникновения осложнений, когда пациент находится под общим наркозом, существует во время любых операций, заверил он. И не только в стоматологии.

"В любой медицине есть риск осложнений, которые возникают при погружении человека в глубокий наркоз. Но необходимость применения наркоза на сегодняшний день для стоматологических процедур весьма сомнительна. Я не рекомендую его использовать, особенно взрослым людям. Потому что у них гораздо выше риск осложнений от наркоза", – рассказал главный стоматолог Минздрава в интервью RT.

Гибель балетмейстера не осталась незамеченной россиянами. Интернет-пользователи выражают соболезнование близким в соцсетях. Поклонники таланта артиста не хотят верить, что его больше нет.

Артист скончался прямо в кресле врача

В балетной среде Петербурга траур. «2 июня на 56-м году жизни скоропостижно скончался балетмейстер-репетитор Мариинского театра, заслуженный артист России Сергей Геннадьевич Вихарев», - сухо и официально сообщает театр. В первых сообщениях говорилось, что Вихарев скончался в Екатеринбурге, где он в Театре оперы и балета работал над постановкой «Тщетная предосторожность». Однако петербургский СК сообщил, что балетмейстер скончался в стоматологической клинике в Санкт-Петербурге.

Июньским утром Вихарев отправился в частную стоматологию, где ему должны были ставить импланты. Операцию готовились провести несколько специалистов, пациенту ввели обезболивающее. Но организм Вихарева, очевидно, слишком резко отреагировал на препарат – балетмейстер впал в медикаментозную кому, из которой его, несмотря на получасовые реанимационные мероприятия, не удалось вывести. Следственный комитет оперативно начал проверку – из клиники изъяты все медицинские документы, назначена судмедэкспертиза для установления точных обстоятельств и причины смерти балетмейстера. По итогам будет принято процессуальное решение.

Вероятно, здесь имел место случай внезапной аллергической реакции на препарат, либо передозировка – это выяснят эксперты. Сама клиника у метро «Черная речка», где произошла трагедия, после сообщения СК не горит желанием рассказывать о произошедшем. Администратор сообщила корреспонденту «МК», что директор подготовит комментарий не раньше завтрашнего дня, и вообще у него сегодня не приемный день, хотя сама клиника работает.

Между тем коллеги и поклонники Вихарева скорбят из-за внезапной и невосполнимой утраты. «В это невозможно поверить, но это так, - пишет на странице балетмейстера в соцсети поклонница его таланта Елена Мошинская. - 2 июня 2017 года ушёл из жизни блистательный танцовщик, уникальный балетмейстер и замечательный педагог-репетитор Сергей Геннадьевич Вихарев. Ещё в декабре 2016 года на встрече в Театральном музее он рассказывал зрителям о своих творческих планах, коих было превеликое множество. Его уход для меня - личная трагедия. Забыть его невозможно!».

В сети выкладывают программки спектаклей 80-х годов с участием Вихарева, соболезнования поступают даже из-за океана. «Гарвардская Театральная коллекция скорбит о потере блестящего танцовщика и хореогрфа и удивительного человека. Как настоящий театральный волшебник, Сергей превратил страницы, полные загадочных значков, в живой театр, в сказку, которой нам бы всем наслаждаться и наслаждаться, - пишет на странице Вихарева хранитель балетных архивов Гарвардской Театральной коллекции Ирина Клягина. - Надеюсь, его постановка вернется на сцену Мариинского театра. Я лично оплакиваю уход чудесного, яркого, благородного и нежного человека. Попрощайтесь с ним, пожалуйста, в четверг от Гарвардской Театральной коллекции и от меня».

Прощание с балетмейстером пройдет 8 июня в 10:30 утра в фойе бельетажа исторического здания Мариинского театра. После прощания – церемония захоронения на Серафимовском кладбище.