Автор пьесы севильский цирюльник. Севильский цирюльник, или тщетная предосторожность

История создания оперы Дж. Россини "Севильский цирюльник"

Джоаккино Россини

СЕВИЛЬСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК

Опера в трех актах (четырех картинах)

Либретто Ч. Стербини

Действующие лица:

Альмавива, граф

Бартоло, доктор медицины, опекун Розины

Розина, его воспитанница

Фигаро, цирюльник

Дон Базилио, учитель музыки Розины

Фиорелло, слуга графа

тенор

бас

сопрано

баритон

бас

баритон

бас

меццо‑сопрано

Амброжио

Берта

}

слуги Бартоло

Офицер, алькад, нотариус, альгвазилы, солдаты и музыканты.

Действие происходит в Севилье (Испания).

Время: XVIIIвек.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Россини написал «Севильского цирюльника» в поразительно короткий срок — за двадцать дней. На премьере 20 февраля 1816 года опера была неожиданно освистана. Но последующие представления сопровождались шумным успехом.

«Севильский цирюльник» создан на сюжет одноименной комедии (1773) — первой части известной трилогии крупнейшего французского драматурга П. Бомарше (1732—1799). Появившаяся незадолго до французской буржуазной революции, она была направлена против феодально-абсолютистского режима, обличала аристократию. В образе главного героя комедии — ловкого и умного Фигаро — воплощены характерные черты представителя третьего сословия: жизненная энергия, оптимизм, предприимчивость. Фигаро выступает в комедии как выразитель взглядов передовых слоев общества того времени. Не все его монологи и остроумные реплики вошли в либретто Ч. Стербини (1784—1831). Но благодаря темпераментной, искрящейся юмором музыке образ Фигаро сохранил основные черты своего литературного прототипа. Образы Бартоло — скупого, сварливого старика и Базилио — интригана, шута и взяточника — мало изменились. Несколько смягченной оказалась в опере характеристика лукавой, решительной и смелой Розины. Иным предстал у и граф Альмавива. Из самоуверенного повесы он превратился в традиционного лирического героя.

Жизнерадостность, искрометное веселье «Севильского цирюльника» сохранили за оперой Россини горячую любовь широких масс слушателей.

МУЗЫКА

«Севильский цирюльник» пленяет неиссякаемым остроумием, мелодической щедростью и виртуозным блеском вокальных партий. Этому произведению присущи характерные черты итальянской оперы-буффа: стремительная динамика сценического действия, обилие комических положений. Герои оперы, ее сюжет, изобилующий неожиданными поворотами, кажутся выхваченными из самой жизни.



Увертюра вводит в обстановку забавных приключений. Изящные мелодии, темпераментная ритмика, стремительные нарастания полны огня, кипения жизненных сил.



Начало первого акта овеяно дыханием южной ночи. Чувства влюбленного графа изливаются в каватине «Скоро восток золотою ярко заблещет зарею», богато украшенной колоратурами. Ярким контрастом звучит известная каватина Фигаро



«Место! Раздайся шире, народ!», выдержанная в ритме тарантеллы. Нежной страстью проникнута напевная, чуть грустная канцона Альмавивы «Если ты хочешь знать».



Второй акт открывается виртуозной каватиной кокетливой и своенравной Розины «В полуночной тишине». Популярная ария Базилио о клевете, сначала вкрадчивая, под конец поддержанная постепенным нарастанием звучности оркестра, приобретает комически грозный характер.





Дуэт выразительно передает лукавство и притворную наивность Розины, настойчивость и юмор Фигаро. Финал акта — развитый ансамбль, насыщенный действием и контрастами, богат яркими, броскими мелодиями.

Третий акт состоит из двух картин. Первая начинается комическим дуэтом Бартоло и Альмавивы, в котором притворно благочестивым и смиренным речам графа отвечают недоуменные, раздражительные реплики опекуна. В следующей сцене (квинтет) тревожные восклицания и торопливая скороговорка сменяются галантной мелодией, которая подчеркивает наигранную любезность Фигаро, Альмавивы и Розины, старающихся выпроводить Базилио.



В оркестровом вступлении второй картины глухой рокот виолончелей и контрабасов, стремительные взлеты скрипок, сверкающие пассажи флейт живописуют ночную бурю. Восторги влюбленных, их пылкие чувства нашли воплощение в изящном терцете, музыке которого придан томный нежный оттенок; лишь насмешливые реплики Фигаро, передразнивающего Альмавиву и Розину, вносят в терцет нотку комизма. Оперу завершает жизнерадостный финальный ансамбль с хором.

Опера в полном объеме:



ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ
На рассвете около дома доктора Бартоло собираются музыканты. Их нанял граф Альмавива, чтобы они сопровождали его серенаду Розине, воспитаннице доктора. Увы, ответа на серенаду нет. Граф отпускает музыкантов. Появляется цирюльник Фигаро, давно знакомый графу своей хитростью и сноровкой. Узнав, что граф влюблен в Розину, цирюльник берется помочь ему – ведь Фигаро вхож в дом Бартоло, где он и парикмахер, и врач, и даже ботаник. По совету Фигаро граф снова начинает петь. Признаваясь в любви, он называет себя Линдором. Розина подхватывает мелодию, но ее пение прерывается – очевидно, ей кто-то помешал.

Из дома выходит доктор Бартоло. Он направляется к нотариусу, чтобы поскорее жениться на Розине. В противном случае приданое девушки уйдет из его рук. Альмавива понимает, что нельзя медлить. Получив от графа щедрый аванс, Фигаро моментально придумывает один хитроумный план за другим. Розина очарована пылким и учтивым юношей, который называет себя Линдором. Она расспрашивает о нем так вовремя пришедшего Фигаро. Кстати, у нее уже готово письмо, которое Фигаро передаст Линдору.

Бартоло опасается, что его планы могут рухнуть. Его тревогу усиливает дон Базилио, учитель музыки. Он сообщает, что в Севилье появился влюбленный в Розину граф Альмавива. Чтобы избавиться от соперника, дон Базилио предлагает прибегнуть к проверенному оружию – клевете. К счастью, о заговоре узнает Фигаро.

В доме появляется Альмавива, переодетый солдатом. Он притворяется пьяным и требует квартиру для постоя. Разгоревшийся скандал прекращается лишь с приходом караула. Назойливого солдата собираются взять под стражу, но после короткого диалога Альмавивы с начальником караула арест отменяется.

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ
Переодетый Альмавива вновь приходит в дом доктора Бартоло. На этот раз он представляется музыкантом доном Алонсо, учеником заболевшего дона Базилио. В подтверждение своих слов он показывает письмо Розины к Линдору, будто бы перехваченное им.

Начинается "урок музыки". Приходит Фигаро, чтобы побрить доктора. Внезапно появляется дон Базилио. Всеобщие уговоры и деньги графа убеждают его, что он действительно болен. Дон Базилио отправляется домой.

Бартоло не дает влюбленным возможности сказать друг другу хоть слово наедине. Фигаро старается отвлечь внимание доктора, однако тот все-таки замечает, что Розина и ее учитель заняты не только пением. Мнимый дон Алонсо изгнан из дома. Бартоло решает ни на минуту не откладывать женитьбу на Розине. Он посылает выздоровевшего дона Базилио за нотариусом, а сам тем временем убеждает девушку, что Линдор не тот, за кого себя выдает. По словам Бартоло, это лишь подставное лицо, действующее в интересах графа Альмавивы. В отчаянии Розина готова выйти замуж за своего опекуна.

Разражается гроза. В дом проникают Фигаро и Альмавива. Они объясняют Розине, что Линдор – это и есть граф Альмавива. Теперь Розина может вступить в брак с любимым. Фигаро убеждает нотариуса, которого привел дон Базилио, оформить брак графа Альмавивы и Розины.

Показать краткое содержание

Премьера состоялась 20 февраля 1816 года в Риме.
Сюжет основан на одноимённой комедии знаменитого французского драматурга Пьера Бомарше.

Действие разворачивается в Севилье в XVIII веке. Молодой граф Альмавива хочет спеть серенаду для своей возлюбленнойРозины под аккомпанемент музыкантов. Он давно влюблен в девушку, о чем та даже и не подозревает. Но все старания тщетны. Старый опекун девушки вместе со своим слугой Фиорелло выгоняют всех прочь. Слышится голос веселого цирюльника Фигаро .


Арию Фигаро поет великолепный Тито Гобби

Они давно знакомы с Альмавивой . Фигаро с радостью соглашается помочь графу освободить его возлюбленную от ненавистной опеки старого доктора Бартоло, который, помимо всего прочего, задумал жениться на Розине. Альмавива снова перед балконом возлюбленной.


Он представляется простым парнем по имени Линдор , у которого из богатств только любовь к Розине. Девушка же так устала от опеки Бартоло, что готова сбежать чуть ли не с первым встречным. Розина проникается искренней симпатией к Линдору.

Тем временем Дон Базилио (учитель музыки) подливает масла в огонь.


Великий Шаляпин поет арию дона Базилио "Клевета"

Он сообщает доктору Бартоло, что граф Альмавива в городе и имеет планы на Розину. Доктор Бартоло в бешенстве. Он хочет скорее сам жениться на Розине. В это время Фигаро удается поговорить с девушкой.


Каватину Розины поет Вера Фирсова- солистка Большого театра 70-х годов

Она передает письмо для Линдора, а затем старается заговорить зубы своему опекуну.


Но доктор Бартоло приказывает ей запереться у себя. Теперь в дом старается проникнуть молодой влюбленный граф. Изображая пьяного солдата, который якобы расквартирован в этом доме, он кричит и ругается. Тем не менее, ему удается дать понять Розине, что он - Линдор. С каждой секундой суматоха разворачивается все сильнее, пока на сцене не оказываются все герои.


В дом врывается патрульный дозор, привлеченный шумом. Но переодетому графу удается увильнуть от ареста. Ситуация накалена до предела. Заканчивается первое действие. Во втором действии Фигаро и Альмавива устраивают еще несколько встреч с Розиной, где договариваются о побеге.


Затем Альмавива решается признаться Розине в том, что он и Линдор - одно лицо. Розина счастлива. И вот, когда все уже почти решено, выясняется, что они не могут выбраться из дома. Появляются учитель музыки Базилио и нотариус. Они ждут Бартоло, чтобы зарегистрировать брак старого опекуна и молодой подопечной. Граф Альмавива быстро разрешает ситуацию: он предлагает Базилио выбор - перстень или две пули. Базилио нехотя выбирает перстень.


Брачная церемония едва успевает закончиться, когда возвращается доктор Бартоло в сопровождении офицера и солдат. И вот, наконец, все окончательно выясняется. Старый опекун смиряется с исходом событий только после того, как узнает, что Альмавива не нуждается в приданом Розины. Комедия завершается всеобщим примирением в лучших традициях оперы-буффа.


Нельзя не вспомнить великолепное исполнение каватины Розины Екатериной Савиновой в фильме "Приходите завтра"!

История создания

В 1816 году Джоаккино Россини принялся за работу над новой оперой по случаю предстоящего карнавала для театра Аржентино. Множество тем, которые вдохновляли композитора к написанию оперы не проходили проверку цензурой. Когда оставалось уже совсем мало времени, Россини решил использовать уже разрешенную тематику. Так и родилась мысль о написании нового «Севильского цирюльника» .


Дуэт Розины и Фигаро. Поет Анна Нетребко

Более того, Россини лично обратился к автору предыдущего «Севильского цирюльника» Джованни Паизиелло за разрешением приступить к работе. Тот ответил любезно и утвердительно (еще бы, ведь он ни разу не сомневался в будущем провале молодого композитора). Россини сочинял музыку довольно быстро. Работа над произведением заняла рекордно короткий срок - всего 13 дней ушло на написание и инструментовку. 20 февраля 1816 года состоялась премьера оперы. Первое представление прошло неудачно - публика неожиданно «загудела» в знак отторжения произведения. Тем не менее, последующие спектакли проходили с большим успехом. Дальнейшая судьба«Севильского цирюльника» триумфальна. Произведению было суждено стать одной из лучших опер в истории комедийного жанра. Даже ярые критики творчества Россини нашли в опере большое удовлетворение.

А это Муслим Магомаев поет каватину Фигаро!

В «Севильском цирюльнике» есть все лучшее, что может быть в итальянской опере-буффа: стремительная динамика сюжетной линии, обилие комических сцен, жизненные характеры героев. Стоит отметить, что Джоаккино Россини обладал выдающимся талантом - развлекать самой музыкой, без слов. Такие особенности музыкальной партии, как жизнерадостность и веселое настроение, сохранили за произведением горячую любовь публики на долгие годы.




Занимательные факты:

  • Название «Севильский цирюльник» опера приобрела не сразу. Сначала композитор назвал ее «Альмавива, или Тщетная предосторожность» , так как на момент издания опера под названием «Севильский цирюльник» уже была написана композитором Джованни Паизиелло и имела большой успех на оперной сцене. Кроме того, на тот же сюжет было написано немало опер. И, тем не менее, говорят, что приверженцы Паизиелло (возможно даже подстрекаемые 75-летним стариком) устроили шум на премьере оперы Россини и представление провалилось. Сам же Джованни Паизиелло умер через 3,5 месяца после премьеры «Альмавивы» и так и не узнал, что «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини совершенно затмил его творение, сохранявшее популярность в оперных кругах более тридцати лет.
  • Композитор создал оперу буквально за две недели благодаря тому, что использовал фрагменты более ранних своих творений. К примеру, в увертюре звучат мелодии из опер «Елизавета, королева Англии» и «Аврелиан в Пальмире».

  • Увертюра к опере
  • В период Великой Отечественной войны в русское либретто оперы вносились «злободневные» изменения. В момент, когда в дом Бартоло стучали солдаты, Базилио спрашивал: «Тревога?», а Бартоло отвечал после второго стука: «Нет, это отбой». Сигнал об отмене воздушной тревоги встречался воинами восторженными аплодисментами. Им была жизненно важна эта разрядка. Ведь после кратковременного веселья они вынуждены были снова идти на фронт.
  • В 1947 году опера «Севильский цирюльник» была экранизирована в постановке режиссера Марио Косты.


Отрывок из кукольного британского мультфильма "Севильский цирюльник" , 1995 год.

«Севильский цирюльник» - одна из самых лучших комических опер - была написана в поразительно короткий срок для новогоднего карнавала в Риме. Опера сочинялась и репетировалась почти одновременно. Правда, композитор частично использовал материал своих более ранних произведений, но от этого оригинальность и свежесть оперы отнюдь не пострадали.
В основу сюжета положена первая часть знаменитой трилогии Бомарше о Фигаро - «Севильский цирюльник или Тщетная предосторожность». Немало опер было написано на этот сюжет до Россини. Среди них, безусловно, самой популярной была опера Паизиелло. Успех ее был так велик, что решение Россини использовать тот же сюжет многие сочли дерзостью.
Премьера оперы провалилась. Сторонники Паизиелло организовали скандал, невиданный в истории оперного театра. Боясь быть освистанным темпераментной итальянской публикой, Россини спасся бегством после первого действия. Однако уже следующее представление, где присутствовала обычная, не предвзято настроенная публика, принесло новой опере заслуженный успех. Зрители даже устроили факельное шествие к дому Россини, который в этот раз, на всякий случай, не явился на постановку.
Очень быстро «Севильского цирюльника» узнали в других европейских странах, в том числе России. До сегодняшнего дня это одна из самых репертуарных опер. В ее исполнении участвовали самые выдающиеся певцы мира, например Ф. Шаляпин в роли Базилио.

Действующие лица:
БАРТОЛО, доктор медицины, опекун Розины (бас)
БЕРТА, его домоправительница (меццо-сопрано)
РОЗИНА, его воспитанница (меццо-сопрано)
БАЗИЛИО, ее учитель музыки (бас)
ФИГАРО, цирюльник (баритон)
ГРАФ АЛЬМАВИВА (тенор)
ФИОРЕЛЛО, его слуга (бас)
НОТАРИУС, СОЛДАТ, МУЗЫКАНТЫ
Время действия: XVII век.
Место действия: Севилья.

Краткое содержание.

Прекрасная юная сирота Розина вынуждена жить у своего опекуна доктора Бартоло, от назойливости которого бедная девушка не знает куда деваться. Старик метит на немалое состояние Розины, да и сам не прочь вспомнить молодость и получить такую красавицу в жены. Но сердце Розины занято — и виной тому влюбленный в неё молодой человек, про которого она толком ничего не знает. Он появляется в костюме скромного бакалавра, хотя на самом деле это богач граф Альмавива. Молодые люди никак не могут встретиться и поговорить — старик-опекун постоянно наблюдает за красавицей-воспитанницей и чувствует угрозу со стороны соперника.

Любви графа Альмавивы и Розины помогает случайно оказавшийся рядом цирюльник-брадобрей Фигаро. Хитростью и ловкостью он находит возможности и проникнуть в дом, и передать записку, и устранить в нужный момент доктора Бартоло — словом, он самый незаменимый человек в этой веселой комедии. И все заканчивается счастливо: Розина и граф Альмавива теперь навсегда вместе. А обязаны своим счастьем, конечно, смышленому Фигаро.

На одной из улиц Севильи граф ждет момент, когда из окна покажется вещь, предназначенная его любви. Граф очень богат, поэтому е видел настоящей любви, большинство дам позарились на его деньги и владения, но в этот раз, он скрывает свое настоящее имя, чтобы все-таки заполучить истинную любовь. Розина, в которую влюблен граф, сидит взаперти своего надзирателя, который не скрывает своих чувств и готов пойти на все, чтобы она вышла за него замуж.

Граф случайно встречает своего старого знакомого - Фигаро, который ведает ему свою историю жизни, обещая не раскрывать секрет графа. Фигаро был ветеринаров, но после того, как его уволили, подался сочинять, теперь его песни поет весь город, но конкуренты побеждают, что приводит его к бродячей жизни. Вместе с графом они придумывают отличный план, который поможет вызволить бедную Розину. Фигаро попробует войти под видом цирюльника, а граф оденется пьяным офицером, который служит хозяину.

Когда Розина открывает окно, она бросает якобы случайно листок с нотами, на котором написана просьба о том, чтобы граф раскрыл свое истинное имя в песне. Но граф этого не делает. У доктора, который находится постоянно рядом с Розиной возникают подозрения.

Фигаро удается пробраться в дом и "полечить" владельцев, но граф терпит поражение, доктор очень подозрительный и не доверяет ему. В доме стоит путаница, вдруг приезжает нотариус и за вознаграждение подписывает документы о браке между Розиной и Базилем. Но его считают не действительным поскольку опекун не дал согласие. Граф вставляет свое слово и все-таки женится на своей любимой девушке.

Данный рассказ учит тому, что ради любви люди готовы на все, даже на самые низости, которые уничтожают достоинство. И часто с помощью денег можно решить любые проблемы, что очень плохо для общества.

Картинка или рисунок Бомарше - Севильский цирюльник

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Цвейг Смятение чувств

    Шестидесятилетнему рассказчику, который является ученым, была подарена книга. Подарок был сделан от лица его учащихся и коллег. Растроганный подарком он стал рассказывать историю о том, как у него появился интерес к наукам.

  • Краткое содержание Чехов Предложение

    В усадьбу помещика Степана Степановича Чубукова приезжает тридцатипятилетний сосед Иван Васильевич Ломов. С виду Чубуков рад Ломову, встречает как родного, ведёт "елейные" разговоры, но на самом деле опасается

  • Краткое содержание Аришка-Трусишка Бианки

    Жила – была на свете Федора, работала она в колхозе. Была у нее дочь, звали ее Арина, люди по - простому прозвали Аришкой – трусишкой. А все вот почему, была Арина очень трусливым ребенком, еще и лентяйкой.

  • Краткое содержание Гессе Степной волк

    Вся книга представляет собой собрание дневников человека по имени Гарри Галлер. Эти бумаги находит в пустующей комнате племянник женщины, у которой Галлер некоторое время жил.

  • Краткое содержание Домострой Сильвестра

    Это сборник основ уклада жизни любого православного человека. В нем дается понятие семьи, как малой церкви, о мирском строении и жизни праведной. Содержаться наставления для каждого члена семьи и на каждый случай.