Описать одного персонажа из картины опять двойка. Сочинение: описание картины Ф. П. Решетникова "Опять двойка". Основная мысль картины

Многие помнят со школьной скамьи сочинение на тему картины Решетникова «Опять двойка». До сих пор эта репродукция находится в учебниках русского языка за 6 класс. Сюжет ее прост и всем понятен, однако история создания этого художественного произведения довольно интересна.

Сюжет картины «Опять двойка», которую написал Решетников Федор Павлович, незамысловат. Тот, кто написал картину, хорошо знал быт простых людей советского времени, различные ситуации из их жизни, характер и привычки.

Описание картины можно начать так: в центре изображен мальчик, только что вернувшийся из школы. Он, судя по всему, получил нехорошую отметку, чем расстроил своих близких.

Виновник стоит, отвернувшись от матери, испытывая чувство вины. Лицо его грустно, глаза опущены. Из портфеля торчат коньки, выдавая истинную причину происшедшего. Понятно, почему была получена двойка: вместо того чтобы заниматься, мальчик весело проводил время на катке.

Тот, кто написал эту картину, хорошо знал чувства провинившегося ученика, возможно, художник сам был не раз в такой ситуации. По участникам картины видно, что эта неприятная ситуация произошла не впервые, мальчик опять получил плохую оценку из-за собственного нерадения и лени.

Дальнейшее описание полотна можно продолжить, посмотрев на лица родных мальчика. Они словно говорят: «Опять двойка?!». Мама устало присела на стул, на лице выражение скорби и мучения, немого упрека. Видно, что женщина расстроена по причине плохого поведения сына. У нее уже нет сил терпеть его «двойки». На картине отсутствует отец семейства: возможно, он погиб на войне. Мать в одиночку растит троих детей, поэтому ей так тяжело, ее состояние не подлежит описанию.

Другие двое детей на полотне реагируют на приход брата неоднозначно. Старшая сестра стоит у стола и смотрит на брата с осуждением. Ее лицо выражает тревогу за мальчика, она словно говорит: «Как же ты дальше будешь учиться?!».

Видно по всему, что девочка умная и хорошо учится. Младший брат стоит около матери, он катался на велосипеде до момента прихода брата. Лицо младшего мальчика весело, видно, что он смеется над бедой старшего брата.

Никто из участников картины «Опять двойка» не поддерживает несчастного ученика, все родные настроены против него. И только один пес в хорошем настроении. Он радостно кидается на грудь мальчика и стремится облизать ему лицо. Пес не понимает, в чем вина мальчика, и воспринимает его в качестве друга.

Важно! В комнате на полу лежит ковер, на стене висят часы – это все говорит о благополучии семьи в те тяжелые времена. Младший брат катается на велосипеде, это тоже плюс в пользу благосостояния семейства.

История создания картины

Картина Решетникова «Опять двойка» была написана в 1952 году. История создания картины весьма интересна. Это – средняя часть художественной трилогии о детях, о хорошем и плохом ученике. Первая часть называлась «Прибыл на каникулы», художник написал ее в 1948 году.

На фото с репродукции видно, что мальчик в форме приехал домой на каникулы. Он учится в Суворовском училище, его встречает дед и старшая сестра, которая тут же принялась накрывать на стол. Несмотря на радостные лица, прослеживается печальная линия сюжета – скорее всего, родители мальчика умерли, ведь в Суворовское училище брали тогда сирот.

Третья часть трилогии – картина «Переэкзаменовка», на ней изображен мальчик, который сидит и учит – готовится к переэкзаменовке. За окном – веселый летний пейзаж, играют его товарищи, один из них зовет мальчика играть с ними. Но бедному ученику не до игр, ведь ему надо как следует сдать экзамены – это его последний шанс.

Интересно, что на полотне «Опять двойка» Решетников изобразил в углу на стене первая часть трилогии – «Прибыл на каникулы» (как бы идеал, к которому надо стремиться мальчику). А на картине «Переэкзаменовка» висящей на стене изображена картина «Опять двойка» (для того чтобы ученик понял, почему страдает сейчас, а не гуляет с товарищами).

История создания этого полотна интересна также тем, что в качестве модели Ф.П. Решетников использовал соседского мальчишку-вратаря. Он не сказал мальчику, что будет рисовать с него горе-ученика, который опять получил двойку.

На репродукции видно, как пес стоит на задних лапах. Однако немногие знают, как трудно было художнику заставить собаку стоять в таком положении для позирования. Для этого понадобилось увлечь пса колбасой, на это ушло два батона.

Прообразом мальчика-неудачника, изображенного на полотне «Опять двойка», была дочка Ф.П. Решетникова – Люба. Она плохо училась, и когда получала плохую оценку, пыталась всегда проскользнуть в дом незамеченной, что ей не удавалось. Она своей успеваемостью очень расстраивала родителей, поэтому художник решил поднять важный и актуальный вопрос для многих. Но видно, что автор не осуждает главного героя, а скорее, смотрит на него с любовью и юмором. И действительно, он не считал, что плохая успеваемость влияет на характер человека, на его статус. Поэтому двойка – вовсе не повод для расстройства.

Композиция представляет собой треугольник, вершиной которого является старшая сестра – отличница. Таким образом, автор хотел показать, к чему следует стремиться.

Интересно! Первоначальный замысел художника был нарисовать полотно «Опять пятерка», однако он подумал, что сюжет о неудачнике будет наиболее выразительным.

На эту тему был снят детский юмористический киножурнал «Ералаш» (выпуск 124). А также в мультике из цикла «Приключения Мурзилки» был использован этот сюжет, главного героя там назвали Николаем.

Сюжет полотна перекликается с работой другого художника – Д.Е. Жукова «Провалился».

Она хоть и написана до революции, но имеет целью тоже вразумление. В настоящее время находится в Третьяковской галерее.

Полезное видео

Подведем итоги

Сочинение по репродукции картины «Опять двойка» Решетникова задают по русскому языку в 6 классе. Сюжет о горе-ученике до сих пор остается актуальным и для современных школьников.

Картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка» знакома людям разного возраста. Знакомство с ней происходит ещё в школьные годы: на уроках русского языка ученики подробно разбирают историю и сюжет картины, знакомятся с творчеством великого советского художника, а затем, как правило, пишут по картине сочинение.

Федор Павлович Решетников

Решетников Федор Павлович родился в середине июля 1906 года в небольшом украинском селе Сурско-Литовском. Ещё в детские годы узнал он, что такое горе. Едва ребёнку исполнилось 3 года, как его родители умирают. Федор остался жить со старшим братом, который ходил по деревням и расписывал церкви. Тогда-то Федор и приобщился к миру живописи. Он старался помочь своему брату художнику: растирал краски, мыл кисти.

Но и сам маленький Федя пытался тайно рисовать. Понимая, как тяжело было брату содержать его, Федор уходит из дома. В это время в стране шла Гражданская война. Приходилось работать в разных местах, постоянно меняя профессию. Он пробовал быть и плотником, и шахтёром, и маляром.

Только после окончания войны Федор смог поехать в столицу, чтобы поступить в Художественный театр. Пробовал он себя и в разных живописных направлениях : в графическом шарже, как художник-репортёр.

Во время войны Федор Павлович работал военным корреспондентом. В это время он открыл для себя детскую тему. Первой его картиной о детях стало полотно «Достали «языка». За свою жизнь известный художник создал много картин, но самыми известными стали:

  1. «За мир»;
  2. «Достали «языка»;
  3. «Прибыл на каникулы»;
  4. «Опять двойка».

Опять двойка

Однажды Федор Решетников решил написать картину про отличника . Он пришёл в школу, и учителя посадили его в конце класса, чтобы он мог наблюдать за детьми и делать свои зарисовки. Ребята подумали, что это была какая-то проверка, поэтому терялись и смущались. Когда учитель вызвал к доске одного из отличников, то он тоже растерялся. И, несмотря на то что задача была несложная, так и не смог её решить. Мальчик настолько был испуган, что ему даже не помогали подсказки из класса.

Сначала Федор пытался нарисовать этого мальчика в классе, но все наброски не нравились художнику. Он даже заменил учителя, но все было не то. И вот тут художнику пришла идея перенести мальчика из школы в семью. Много подготовительных эскизов было сделано до того, как начать картину.

Главные герои

Федор Решетников при написании картины «Опять двойка» долго подбирал героев для своего полотна и искал натурщиков для персонажей картины:

  1. Мальчика.
  2. Старшей сестры.
  3. Младшего брата.

Главного героя художник нашёл во дворе, когда проходил мимо детей, играющих в футбол. Он обратил внимание на вратаря. Вскоре уже мальчик позировал в его мастерской, стоя с опущенной головой. Но этого Решетникову было мало, и он решил ввести в свою картину ещё одного главного персонажа. Однако пёс никак не желал стоять на задних лапах. Художник покупал ему колбасу, а хозяину пса приходилось держать над ним лакомство, пока Федор Павлович делал эскизы.

Сюжет

Действие картины происходит в зимний день в квартире, где живёт большая семья. Ещё утром день казался прекрасным и замечательным, все ребята ушли в школу. Только младший ребёнок остался дома с мамой, катаясь на велосипеде.

Живёт семья в большой квартире, где несколько комнат. У ребят есть своя спальня, но уроки они учат обычно под присмотром мамы в большой комнате. На стенах тёмно-синие обои, а распахнутая белая дверь позволяет немного рассмотреть и соседнюю комнату. И если большая комната тёмная, в ней мало света, то в соседней комнате есть небольшое окно, на подоконнике которого стоит комнатный цветок. Стена украшена отрывным календарём и старинными часами. На тёмном паркетном поле в большой комнате лежит красный ковёр. Он чист и аккуратен.

Не успела мама закончить все свои дела, как из школы пришли старшие дети. Сначала вернулась девочка, которая тут же похвасталась маме своими хорошими оценками. Она прилежная ученица и всегда старается помочь маме, не огорчать её. Старшая дочь аккуратно одета и расчёсана. Не только тёмная школьная форма, красный пионерский галстук и заплетённые косички говорят о её аккуратности, но и учебники, которые она также бережно выкладывает на стол, чтобы учить уроки.

В это время из школы возвращается и мальчик - главный герой картины. Не раздеваясь, он сообщает маме и всей семье, что опять получил двойку в школе. Мама, уставшая и огорчённая, садится на стул. Её руки опускаются на колени. Видно, что женщина целый день занималась домашними делами, сильно устала и эта новость сына её очень огорчила и расстроила. Мама одета в тёмную юбку и розовую блузку. Чтобы не запачкать одежду, она поверх неё надела красный фартук, а на голову - косынку.

Младший мальчик, увидев состояние матери, перестал кататься и прижался к ней. Ребёнку на вид года четыре. Он одет в тёплые коричневые штаны и светлую рубашку, поверх - полосатая жилетка. Короткая и аккуратная стрижка выдаёт заботу мамы.

Главный герой картины печален . Ему стыдно за то, что опять огорчил всю семью, поэтому он старается не смотреть на маму. Он ещё не успел снять коричневое пальто с искусственным мехом. Тёплый шарф согревает шею мальчика, а тёмные штаны и сапоги тоже выдают заботу мамы, которая собирала ребёнка в школу.

Портфель у мальчика старый и потрепанный. Может быть, он достался ему после сестры, а мальчик много раз потом на нём скатывался с горок или же ставил его вместо ворот, когда с друзьями играл в футбол на пустыре. Портфель с трудом закрывается, ведь в нём лежат не только учебники и тетради, но и сменная обувь.

И только одно живое существо радуется приходу мальчика . Это его четвероногий друг - пёс, который, услышав своего хозяина, стал лаять, а теперь лапами стал ему на грудь и преданно, с любовью смотрит ему в глаза. Радуясь, что мальчик наконец-то вернулся из школы, собака весело машет хвостом. Она понимает, что для неё настали весёлые минуты, когда ребёнок будет с ней резвиться, бегать и играть.

Собаке совсем неважно, что мальчик получил в школе, так как он вернулся домой и оказался рядом. Пёс скучал по мальчику, пока тот был в школе. А ребёнку стыдно, поэтому он и старается не смотреть на уставшую и печальную маму. Мальчик отводит глаза и даже не обращает внимания на собаку.

Эта картина Решетникова вызывает лишь только положительные эмоции и чувства , так как вся семья, изображённая на полотне - дружная и крепкая. Несмотря на то, что мальчик, изображённый Фёдором Павловичем, получил плохую отметку, хочется верить, что из него вырастит настоящий человек, который будет заботиться не только о своей семье, о своей маме, о животных, но в сложных ситуациях не струсит и поступит мужественно и отважно.

Сочинение по картине «Опять двойка» Решетникова предлагаем в двух вариантах для школьников.

1 вариант

Многим знакома ситуация, когда твои родные надеются и верят в тебя, а ты подводишь и расстраиваешь их. На картине Решетникова Опять двойка изображена как раз такая ситуация.

Родные по одному виду мальчишки поняли, что сегодня хороших новостей со школы нет. Школьник отвернулся от родных, ему стыдно. Сестра смотрит на него строго, она как пионерка не одобряет таких поступков.

А вот младший брат рад, что старший пришел из школы. Его выдает хитрая улыбка, он понимает, что сейчас ему попадет за двойку. Мама мальчика смотрит усталым взглядом, вероятно, весь день она была занята домашними делами. В ее взгляде чувствуется, что она верит в своего сына, и надеется, что когда-нибудь у него тоже будут хорошие оценки.

Но больше всего рад видеть своего младшего хозяина – это его верный друг пес. Ему неважно, какие оценки выставляют в школе, он любит своего хозяина за поступки. Вся семья понимает, что эта двойка не последняя.

На картине изображена обычная советская квартира: скромная и уютная обстановка, на полу коричневый ковер, на столе светлая чистая скатерть, на стенах часы и картина. Картина несет смысл, чтобы школьники не учились плохо, иначе им придется отвечать за свое поведение перед взрослыми. Они должны вовремя делать уроки и не прогуливать школу. Не стоит расстраивать родителей плохими оценками и поведением. Всегда стоит помнить о пословице «Сделал дело - гуляй смело!»

2 вариант

Картина «Опять двойка» Федора Павловича Решетникова изображает главного героя – грустного школьника с его семьей. Он вернулся из школы с очередной плохой оценкой. Мальчишка после уроков задержался на улице с одноклассниками. Его выдают выглядывающие коньки из портфеля, лохматые волосы и румяные щеки. На нем надета теплая зимняя одежда.


Школьник в печали, он отводит глаза от родных, и даже от собаки. Приходу двоечнику рады были только собака и младший брат, который не понимает, что двойка – это плохая оценка. Старшая сестра смотрит на брата строго и осуждающе. Она не довольна, что младший брат так легкомысленно относится к учебе. Ей хотелось бы, чтобы он учился ответственности за свои поступки, за свои оценки.

Старшая сестра пионерка. На ней красный пионерский галстук, и скорее всего она отличница. Мама расстроена из-за неудовлетворительной оценки, которую принес со школы старший сын, но она все равно не перестанет его любить. Она продолжит верить, что у него все получится.

В доме чувствуется уют и порядок, благодаря маме мальчика. Она замечательная хозяйка, после домашних дел она отдыхает на стуле у обеденного стола. На маме мальчика кухонный фартук, наверно, она готовила обед и ждала своего ребенка из школы. Жаль, что сын не принес хороших новостей. Она расстроена, ее выдают глаза.

Мальчишка понимает, что отвлекает его от хорошей учебы, но ему очень нравится весело проводить время с друзьями, катаясь на коньках. Глядя на картину, чувствуется, что семья хоть и расстроена, но все трудности сможет пережить вместе. Картина Ф.П. Решетникова реальна, такая ситуация встречается во многих семьях. Главное верить, что мальчик вовремя одумается и перестанет получать одни двойки. Данная картина несет нравственный характер. Она учит серьезно подходить к учебе и стараться не огорчать своих родных.

Федор Павлович Решетников - талантливый советский живописец. Многим известны его жанровые картины на темы Великой Отечественной войны, пейзажи, портреты и шаржи. Особое место в его творчестве занимает тема детства и семьи, которая позволила художнику приобрести славу увлекательного рассказчика историй о повседневной жизни простых советских людей. А самой узнаваемой и многими любимой картиной из этого цикла является «Опять двойка».

Чтобы написать это произведение, Решетников часто бывал на уроках в московских школах. Ему было интересно наблюдать за реакцией и эмоциями учеников, которые были не очень прилежны в учебе. И не менее интересно было попытаться представить и отобразить на полотне то, как таких горе-учеников встречают дома.

Для того, чтобы написать образ главного героя этой картины, художнику позировали по очереди четыре простых дворовых мальчика, которым он не сразу сказал, что будет писать с них двоечника. Поэтому можно сказать, что это собирательный образ нерадивого ученика. Картина «Опять двойка» - не просто жанровая зарисовка. Это целая история, которая открывается перед зрителями. У неё есть своя предыстория и, наверняка, будут определенные последствия.

Прекрасным зимним днем мальчик пришел домой из школы. Судя по всему, он ученик городской начальной школы. На вид ему лет восемь-девять, щупленький, белобрысый, коротко стриженый и, вероятно, шустренький. Дома его встречают мама, старшая сестра и младший брат. Уроки давно закончились, деревянные ходики на стене показывают уже четвертый час дня, а он только явился. Как тяжело ему было переступить порог дома! Это досадное чувство на душе ему знакомо - двойку в школе пришлось получить не в первый раз. И он, наверное, изо всех сил старался оттянуть этот неприятный момент, гулял, как обычно, на улице с друзьями-товарищами. В этом можно не сомневаться. Он держит в руках старый кожаный видавший виды портфель, который в теплую погоду служил ему в качестве футбольного мяча, а зимой на нем так удобно съезжать с ледяной горки. Поэтому и замок у него сломался, да и сам он поистрепался до такой степени, что пришлось перевязать его длинной прочной веревкой, чтобы учебники и тетради не рассыпались по дороге. А сегодня из портфеля, так предательски выглядывают коньки! Как весело было на них скользить по замерзшему пруду, когда лицо обжигает легкий морозец! Щёки мальчика слегка раскраснелись, а вот уши пылают, наверняка, от стыда: ведь теперь надо держать ответ перед мамой. Герой ещё не успел раздеться с улицы. На нем длинное, ниже колен, зимнее коричневое пальто с меховым воротничком. Верхние пуговицы расстегнулись. На мальчике темно-синяя школьная форма, а на ногах сапожки или валеночки с новенькими, блестящими, словно лакированными, галошками. Вот он вошел в комнату и встал, понурый, в ожидании упреков. Весь его внешний вид изображает трагизм ситуации: он слегка опустил свою светлую взъерошенную голову, взгляд грустных темных глаз устремлен вниз - он не смеет взглянуть на своих родных, лоб сморщился, брови сдвинулись, губы сложились бантиком, щеки чуть надулись, а плечи безвольно опустились, будто на них положили невидимый тяжкий груз. В очередной раз члены семьи услышат его виноватую речь: «Сам не понимаю, как так получилось…. Мне очень стыдно. Я так больше не буду, я исправлюсь». Композиционно картина построена так, что главный герой уже стоит в углу, правда, пока ещё картины. Все остальные герои этого сюжета расположены в глубине комнаты. Поэтому невольно внимание приковано именно к нерадивому ученику.

Мама детей - молодая простая советская женщина. Она уже пришла с работы, переоделась в домашнюю одежду и хлопотала по хозяйству. На ней полосатый коричнево-оранжевый передник, на голове по-простому завязан темно-синий с небольшим желтым рисунком платок, чтобы волосы не мешали заниматься делами. Она заботливая мама и хорошая хозяйка: все дети опрятно одеты, а в доме чистота и порядок. Когда сын вошел в квартиру, ей пришлось оторваться от домашних дел. Она сразу поняла по его внешнему виду, что хороших новостей ждать не приходится, и в расстройстве присела на стул у большого обеденного стола. Её руки сложены на коленях и сцеплены в замок. Она с грустью смотрит на горе-ученика, её губы плотно сжались в тонкую линию. В который раз она спрашивает сына: «Ну и что мне с тобой делать, горе ты мое луковое?».

Старшая сестра - серьезная девочка, примерная ученица среднего звена, пионерка. Она выучила все уроки на завтра и собирает в новенький портфель учебники и тетради. На ней опрятная школьная коричневая форма с повседневным черным фартуком, на шее - алый пионерский галстук. Волосы аккуратно заплетены синими лентами в две тугие косички. Она стоит у обеденного стола с открытым учебником и, склонив голову набок, укоризненно смотрит на своего младшего брата. В её глазах решительное осуждение и непонимание: «Ну что - опять двойка? Как же так можно безответственно относиться к учебе? Сколько ты ещё будешь расстраивать маму своими оценками?».

Младший братишка главного героя ещё не ходит в школу и ему неведомы учебные проблемы. Он весело катается по квартире на новеньком двухколесном велосипеде. На нем широкие коричневые домашние брючки, бело-голубой свитерок, из-под которого выглядывает светлая рубашка, на ногах домашние тапочки. Его забавляет сложившаяся ситуация. Он знает, что сейчас его старшему брату достанется, как бывало уже не раз. С детской непосредственностью и интересом он смотрит на него и улыбается: «Эх, попадет тебе сейчас!».

Единственный, кто с радостью встречает мальчика из школы, - это верный пес. Дворняжка светлого окраса с большими коричневыми пятнами бросилась встречать своего маленького хозяина, стала запрыгивать на него лапами и вилять хвостом. Она целый день его ждала, наконец-то дождалась и теперь уверена, что сейчас они вместе пойдут на улицу гулять, бегать по сугробам, как вчера.

Живет семья главного героя просто, в относительном, по советским меркам, достатке. Большая двухкомнатная квартира. В светлой детской комнате на окне стоит модный по тем временам цветок фикус, на стене - огромная карта мира. В парадной комнате, где происходит основное действие, на полу постелен пусть старенький и вытертый, но настоящий шерстяной узорчатый ковер. На стене висят деревянные ходики, в углу стоит швейная машинка, на которой по ночам мама при свете настольной лампы шьет детям одежду. Есть деревянный буфет. На темно-синих стенах развешаны репродукции с картинами. Интересно, что на одной из них - работа самого Ф.П. Решетникова, выполненная им несколькими годами раньше. Называется она «Прибыл на каникулы». Только сюжет этой картины более жизнерадостный: на ней мальчик-курсант прибыл домой и бодро, с задором отчитывается перед своим дедушкой за успешную учебу. Наверное, это намек всем нерадивым ученикам: вот к чему надо всем стремиться, постигая азы науки.

Мне очень нравится эта картина, ведь художник так точно сумел отобразить эмоции и главного героя, и членов его семьи. Этот запечатленный сюжет такой трогательный, простой и всем понятный. Жаль нерадивого ученика. Хочется верить, что это - его последняя двойка, и дальше его учеба пойдет на лад.

Кaртинa Федорa Пaвловичa Решетниковa «Опять двойкa» — одно из caмых извеcтных и любимых произведений cоветcкой живопиcи. Кaждый или почти кaждый человек, который cмотрит нa кaртину, может припомнить cебя в подобной cитуaции, когдa хочешь-не хочешь, a нужно идти домой и рaccкaзывaть о том, что получил плохую оценку.

В этой кaртине caмое глaвное — фигуры и лицa людей, уже по их позaм мы можем понять нacтроение. Лицa очень крacноречиво передaют их подлинные чувcтвa и мыcли. Нa кaртине мы видим cемью: мaму и трех детей. Художник изобрaзил вcех в момент, когдa кaждый из героев кaртины оcтро реaгирует нa cитуaцию. И этa реaкция отрaжaетcя нa лице кaждого.

Поcередине комнaты cтоит мaльчик, вернувшийcя из школы. Его портфель, перевязaнный бечевкой, из которого выглядывaют коньки, говорит о том, что в этот день ученик уделил учебе внимaния знaчительно меньше, чем кaтку. Его cеcтрa c укором и неодобрением cмотрит нa брaтa. Caмa онa cтоит c учебником возле cтолa и, видимо, cобирaетcя делaть уроки. «Опять двойкa» — это не про нее, этa девочкa, cкорее вcего, отличницa. Мaмa детей рaccтроенa мaльчиком. Возможно, онa только что оживлено беcедовaлa c дочкой и млaдшим cыном. Но вот вошел cредний ребенок и по его лицу cтaло яcно: «Опять двойкa». Вcя рaдоcтнaя aтмоcферa мгновенно улетучилacь.

Caмо нaзвaние кaртины говорит о том, что c мaльчиком — героем кaртины — тaкaя иcтория проиcходит довольно чacто. Никто не удивлен, но почти вcе рaздоcaдовaны, в том чиcле и caм двоечник. В этот момент нa его лице читaетcя рacкaяние: « Эх, еcли бы вcе нaчaть cнaчaлa, то я бы не кaтaлcя веcь день нa конькaх, a cнaчaлa выучил уроки!» Лишь млaдший брaтишкa поcмaтривaет нa него c лукaвым любопытcтвом — что же будет дaльше? И только cобaке — верному другу — вcе рaвно, кaкие оценки в дневнике у ее хозяинa, онa рaдоcтно пытaетcя лизнуть его в ноc.

Дaвaйте вcпомним, когдa былa нaпиcaнa кaртинa. Это 1952 год, прошло 7 лет поcле окончaния Великой Отечеcтвенной войны. Из тех, кто изобрaжен нa кaртине, войну не зacтaл только млaдший брaтишкa. Cеcтрa, cудя по вcему, родилacь еще до войны. Глaвный герой — двоечник, был в войну мaленьким ребенком, но, неcомненно, знaет и помнит, кaкие трудноcти пережили люди. Вcе же это cчacтливaя cемья — их отец вернулcя c войны и тогдa у них родилcя третий ребенок. Cемья живет хорошо, в доcтaтке. Для тех лет обcтaновкa в комнaте очень хорошaя, дaже богaтaя. У мaлышa еcть велоcипед, который был не у вcех детей. Мaльчик нaвернякa гордитcя cвоим отцом и не рaз обещaл ему иcпрaвитьcя. И вот повторяетcя доcaдное недорaзумение. Конечно, вcе это не изобрaжено нa кaртине, но этa иcтория легко угaдывaетcя, cтоит только внимaтельнее поcмотреть.