Очень краткое содержание кощеева цепь. Михаил пришвин - кащеева цепь. Михаил пришвин - кощеева цепь

План

  1. Французский либерализм. Б. Констан
  2. Английский либерализм. И. Бентам
  3. Немецкий либерализм. Л. Штейн
  4. Политические взгляды О. Конта

Либерализм (от лат. liberalis - свободный)- политико-правовая теория, которая исходит из положения, что человек свободен распоряжаться собой и своей собственностью.

Основные идеи либерализма, возникшего в XVII - XVIII вв. и получившие свое развитие в первой половине XIX в., состоят в том, что человек должен располагать свободой для определения своей собственной судьбы, а государство существует лишь для того, чтобы защищать человека от насилия со стороны других людей или групп и расширять рамки осуществления индивидуальной свободы. Стержнем либерального учения стал антиэтатизм (от фр. etat - государство, где государство - высший результат и цель развития общества) т.е. роль государства должна быть сведена к минимуму - чем меньше оно вмешивается в экономику, тем лучше для личности и общества в целом.

1. Французский либерализм. Б. Констан

Развитие политико-правовой мысли Франции во многом было предопределено Великой Французской революцией. Ведущим течением французской общественно-политической мысли стал либерализм. Экономический подъем, который переживала в те годы Франция, способствовал укреплению политических позиций буржуазии. И либеральная теория полностью отвечала ее интересам.

Наиболее известным идеологом либерализма являлся Б. Констан.

Анри Бенжамен Констан де Ребек (1767-1830 гг.) считается основоположником французского либерализма. Он родился в Швейцарии в дворянской семье. Получил хорошее образование в Брюсселе, Оксфорде и Эдинбурге. В 1795 г. принял французское гражданство и активно включился в политическую жизнь. В 1799 г. назначен на пост члена Трибуната - формально одного из высших органов государственной власти. Но так как Констан не принимал абсолютизм первого консула, то через три года его изгнали не только из Трибуната, но и из страны, и 1803-1814 гг. он проводит в эмиграции. Обратно вернулся только во время «Ста дней» (Наполеон предложил ему участие в разработке проекта конституции). При второй реставрации Бурбонов Констан бежал в Англию, возвратился в 1816 г. и в 1819 г. был избран в палату депутатов. В ходе революции 1830 г. он содействовал приходу к власти Луи Филиппа, 27 августа был назначен председателем Государственного совета, однако 8 декабря 1830 г. скончался.

Основные произведения : Роман «Адольф», «О свободе древних сравнительно со свободой новых народов», «Курс конституционной политики» (4 т.).

Либерализм. Констан уделял особое внимание обоснованию личной свободы, понимаемой им как свобода совести, слова, свобода предпринимательства и частной инициативы. Он различает свободу политическую и свободу личную.

  • политическая свобода сводится к праву участвовать в осуществлении политической власти (принятия законов, участия в правосудии, решения вопросов войны и мира и др.). Она была присуща древним народам;
  • личная свобода свойственна новым народам, которые заняты промышленностью, интенсивным трудом и поэтому не имеют времени заниматься вопросами управления. Она понимается как личная, гражданская свобода, состоящая в известной независимости индивидов от государственной власти.

Государство. Государство, по его мнению, не должно вмешиваться в предпринимательскую деятельность, ибо оно ведет коммерческие дела «хуже и дороже, чем мы сами». Цель государства есть свобода личности. Средством для достижения этой цели служат конституционные гарантии: свобода печати, поставленной под контроль только суда присяжных; ответственность министров; многочисленное и независимое народное представительство в лице двух палат - выборной палаты представителей и наследственной палаты пэров.

Форма правления. Констан осуждает любую форму государства, где существует «чрезмерная степень власти» и отсутствуют гарантии индивидуальной свободы. Такими гарантиями являются общественное мнение, а также разделение власти и равновесие ее ветвей. Это разделение Констан изображает следующим образом.

Нейтральная власть в лице главы государства (монарха), который принимает участие во всех ветвях власти и предупреждает конфликты между ними. Ему принадлежит право вето. Кроме того, он назначает членов палаты пэров.

Законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из двух палат - выборной палаты представителей и наследственной палаты пэров. Констан уделял большое внимание принципам формирования палаты представителей, настойчиво отстаивая необходимость высокого имущественного ценза для депутатов. Его доводы таковы: только собственность делает человека способным пользоваться политическими правами, а если предоставить эти права беднякам, то они попытаются использовать их для посягательств на собственность. Так же Констан был против выплаты депутатам вознаграждения.

Исполнительная власть осуществляется министрами, ответственными перед парламентом.

Судебная власть .

Муниципальная власть самостоятельна и обладает широкими правами.

Идеалом государства Б. Констан считал конституционную монархию по английскому образцу.

Право. Право, по его мнению, является гарантом индивидуальной свободы. Право - это способ бытия социума, регулятор общественных отношений, на страже которого должно стоять государство. Лишь закон, исходящий из легитимного источника и имеющий справедливые границы, может обеспечить личную свободу. Соблюдение права трактовалось Констаном в качестве центральной, узловой задачи всех политических институтов.

2. Английский либерализм. И. Бентам

Английский либерализм имел своеобразную окраску, значительно отличавшую его от французского. Классическим представителем английского либерализма является И.Бентам.

Бентам Иеремия (1748-1832 гг.) родился в семье адвоката. Учился в Вестминстерской школе, окончил Оксфордский университет (1763 г.) и по настоянию отца продолжил учение в Лондонской адвокатской школе. Отказался от престижной карьеры адвоката, сочтя себя неспособным к компромиссам, и в дальнейшем занимался вопросами, связанными с реформой права. В 1785. отправился в Россию к брату, служившему инженером в российской армии. Возвратился в 1788 г. в Англию. Занимался уголовным, гражданским правом, затем конституционным. В 1818 г. он приступил к разработке «Конституционного кодекса». Первый том вышел в 1830, однако через два года Бентам умер, так и не успев завершить этот труд.

Основные произведения : «Теория законодательства», «Фрагмент о правительстве», «Анархические заблуждения», «Введение в основания нравственности и законодательства». Трактат «Конституционный кодекс». «Деонтология или наука о морали».

Некоторые проекты И. Бентама:

  • проект «паноптической тюрьмы», построенной на началах обязательной работы арестантских артелей с известной степенью самоуправления, но под строгим надзором администрации;
  • во время Французской революции обратился к Законодательному собранию Франции с предложениями о наилучшем устройстве парламентской деятельности.

По признанию Бентама, наибольшее влияние на его взгляды оказали Ш. Монтескьё, Ч. Беккариа и особенно К. Гельвеций .

Бентам являлся основателем научного направления, которое назвал утилитаризм. В 1823 г. возникло Утилитаристское общество, а в 1824 г. оно даже издавало свой печатный орган «Вестминстерское обозрение».

Утилитаризм (от лат. utilitas - польза) - политико-правовое учение, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков.

И.Бентам не принял понятие «свобода». Он выделяет понятие польза. В основе действий человека лежит принцип пользы, позволяющий оценивать всякое действие в соответствии с тем, способствует ли оно увеличению или уменьшению счастья лиц, которых оно затрагивает. Философско-этическое «ядро» утилитаризма можно выразить в нескольких основополагающих тезисах:

  • смысл человеческой деятельности в получении удовольствий и исключении страданий,
  • основным критерием оценки всех явлений является полезность,
  • нравственность создается обществом и ориентирует на обретение наибольшего счастья для наибольшего количества людей,
  • цель развития человечества - максимизация общей пользы путем установления гармонии частных и общественных интересов.

По Бентаму - критерий полезности в обеспечении наибольшего счастья наибольшему количеству людей. Он и сам пытается выстроить отношения между людьми на началах полезности: составляет схемы, таблицы «полезного», которые могли бы помочь каждому человеку разобраться в сложных ситуациях.

Государство. Исходя из того, что люди всегда жили в обществе, Бентам считал такие понятия, как естественное право, естественное состояние и общественный договор, несостоятельными. Теория общественного договора, исходившая из наличия у индивидов прав, которые отчуждаются при его заключении, по мнению Бентама, лишена исторических оснований: ведь правление (а значит, и государство) устанавливается либо как результат исторически сложившихся обстоятельств, либо посредством применения силы.

Форма правления. Взгляды Бентама на наилучшую форму правления менялись: вначале он одобрял конституционную монархию и отвергал демократию как один из видов анархии. Затем поменял свои взгляды и выступал с резкой критикой монархии, утверждая, что учредительная власть (право учреждать основные законы государства) должна принадлежать народу.

Разделение власти у Бентама практически традиционно:

  • законодательная власть (однопалатный парламент, ежегодно избираемый на основе всеобщего, равного и тайного голосования);
  • исполнительная власть подчинена законодательной и осуществляется часто сменяемыми должностными лицами;
  • судебная власть.

Существовавшие в его время проекты коммунистического преобразования И. Бентам оценивал отрицательно, считая, что реализация таких замыслов человечеству ничего хорошего не принесет.

Право. Бентам отвергал теорию естественного права, т.к. считал, что содержание его неопределенно и всеми толкуется по-разному. Поведение людей может регламентироваться различными санкциями, в том числе политическими (наказание и награда), моральными (общественное мнение), религиозными. Наказание применяется не для исправления правонарушителя, а для вразумления других, т.е. имеет общественное значение. Бентам был противником смертной казни, утверждая, что неотвратимость наказания важнее его жестокости.

Ученый считал, что есть лишь волеустановленное право, т.е. то, которое установлено государством. Применяя утилитаризм к вопросам права, Бентам приходит к выводам, что права могут быть только конкретными, они должны существовать до тех пор, пока полезны обществу, и упраздняться в случае их бесполезности, а также, что закон сам по себе - зло, поскольку связан с применением наказания (страдание). Кроме того, при его применении возможны ошибки. Тем не менее, закон - зло неизбежное, ибо без него невозможно обеспечить безопасность.

Главным предметом законов Бентам называет частную собственность. Отсюда следовал вывод, что законы не должны вмешиваться в деятельность предпринимателей и в их отношения с рабочими. По теории утилитаризма стороны сами определяют условия договора, исходя из «собственной пользы».

Бентам уделял внимание и вопросам эффективности применения права. Он считал, что законы должны быть известны каждому адресату (это достигается, прежде всего, тем, если все правовые нормы являются писаными), они должны быть просты настолько, чтобы каждый мог пользоваться ими, не прибегая к постороннему толкованию.

Разработанные им принципы кодификации законодательства использовались в законодательстве многих стран (Франции, Германии, Греции, Индии, Австралии, Канады и др.).

В начале XIX в. развитие промышленности, и торговли в Западной Европе шагнуло далеко вперед: возросло количество крупных предприятий и резко повысилось число рабочих, занятых на фабриках и заводах, хотя внедрение машин в производство происходило значительно медленнее. Однако буржуазия значительно окрепла: за время революции сложился значительный слой богатых людей, нажившихся на спекуляции «национальными» имуществами, на военных поставках и ссудах правительству.

Буржуазия приступила к истолкованию в своих интересах лозунгов равенства и свободы, которые переполняли собою трактаты XVIII в. Она перешла к разъяснению всех конкретных особенностей обещанного революцией царства разума и справедливости, которое на деле должно было стать и стало «царством буржуазии».

3. Немецкий либерализм. Л. Штейн

С развитием капитализма и ростом пролетариата идеи социализма и коммунизма, особенно неизбежности пролетарской революции получили все большее распространение. С их критикой выступил Л.Штейн.

Лоренц фон Штейн (1815-1890) - немецкий философ, историк и экономист родом из Шлезвига (Германия). Изучал философию и юриспруденцию в Кильском и Йенском университетах. В начале 1840-х гг. направился в Париж для изучения социалистического движения. В 1846 Штейн стал профессором в Кильском университете, но в 1851 лишен кафедры за то, что по шлезвиг-голштинскому вопросу (вместе с другими 9 профессорами) высказался против Дании. В 1855 был приглашен в Венский университет, где и преподавал в течение 30-ти лет. И в 1885, когда ему минуло 70 лет - предельный профессорский возраст в Австрии - вышел в отставку.

Основные произведения: «Социализм и коммунизм в современной Франции», «Настоящее и будущее науки о государстве и праве Германии» и др.

Штейн понимал, что социалистическое движение связано с развитием класса наемных рабочих и имеет интернациональное значение. Более того, он предсказывал неизбежность социальных революций. Чтобы избежать этих социальных потрясений, Штейн разработал проект реформирования государства и права.

Государство. Общество основано на разделении труда и делится на классы: собственников и несобственников. Государство (вследствие захвата государственных «рычагов» классом собственников) превращается в орудие господствующего класса, служит их частным интересам, вместо того, чтобы служить общим интересам. Но если общество делится на классы, то государство должно быть надклассово, т.е. выражать интересы всего общества, а не отдельного класса. Иначе революция неизбежна, будет передел собственности и установится республика: власть буржуазии либо пролетариата. Победа капиталистов грозит обществу застоем, так как при помощи государства они поработили бы рабочий класс и лишили бы его возможности приобретать собственность. Еще опаснее, считал Штейн, победа рабочего класса, потому что она привела бы к уравнительному дележу всех благ, к прекращению производства, к разложению и смерти гражданского общества. А в конечном итоге - к возрождению деспотии.

Форма государства. Рассуждая о формах правления, наиболее подходящих на роль социального арбитра, Штейн полагал, что ни абсолютная монархия (поскольку она основана на произволе одного лица), ни демократическая республика (в ней власть недостаточно сильна и подотчетна обществу) неспособны стать орудием «общей пользы». Единственной формой государства, независимой от классов, он считал конституционную монархию, особенно наследственную. Наследственная королевская власть должна стоять над схваткой отдельных групп общества, свято охраняя свободу всех и каждого. Штейн утверждал, что стоящий выше всяких частных интересов монарх уже благодаря своему положению будет защищать притесненных от чрезмерного угнетения.

Разделение власти . Штейн различает в государстве законодательную, исполнительную и княжескую (монархическую) власти. Однако монарх возвышается над всеми ветвями власти и является гарантом соблюдения законов.

Право . Исходя из разделения государственной власти на ветви, Штейн полагал, что закон есть выражение государственной воли, распоряжение - выражение воли исполнительной власти. Закон, считал Штейн, есть выражение воли законодательного органа, но только при согласии монарха (или другого главы государства) воля законодательного органа становится волею государства. Под правом он понимал равные возможности людей для улучшения своего положения.

Социальное государство. Если говорить об идейной основе социального государства, то изначально она восходит к представлениям античных мыслителей об идеальном государственном устройстве, обеспечивающем всеобщее благо для всех граждан.

Впервые же понятие и термин «социальное государство» в четко определенном юридическом смысле появилось в середине XIX в. в трудах Л. Штейна. Он считал, что идея государства заключается в восстановлении равенства свободы, защите всех обездоленных; государство должно осуществлять общественный и экономический прогресс всех его членов. В работе «Настоящее и будущее правовой научно-государственной Германии» он писал, что социальное государство должно поддерживать абсолютное равенство в правах для всех классов, оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо развитие одного является условием развития другого, и именно в этом смысле нужно говорить о социальном государстве.

Таким образом, социальное государство - это государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан и их социальной защищенности.

В 70-х годах XIX в. идеи «надклассовой монархии» Л.Штейна в виде социального государства были использованы рейхсканцлером О.фон Бисмарком как обоснования существования в Германии «социальной монархии».

4.Политические взгляды О. Конта

Ярко отразила дух времени философская система позитивизма, которую создал французский философ и математик Огюст Конт.

Позитивизм (от лат. positivus - положительный) - направление в науке, объявляющее единственным источником истинного действительного знания лишь эмпирические исследования, т.е. позитивизм отвергал любые умозрительные доводы. Он признавал лишь конкретное, позитивное знание, основанное на опыте и наблюдении.

В теории права выделяют юридический и социологический позитивизм.

Юридический позитивизм - направление правовой мысли, господствовавшее в европейской правовой культуре по 2-й половине XIX - 1-й половине XX в., отождествляющее право с законом независимо от содержания последнего. Юридический позитивизм исходит из того, что предметом юридической науки являются нормы права, их толкование и соотношение, т.е. сводит право исключительно к текстам источников права, отказывается от теоретического объяснения и оценки правовых явлений, ограничиваясь их описанием, систематизацией и классификацией.

Социологический позитивизм - научный метод изучения права, который отвергает естественно-правовую теорию и философию права и изучает право как социальное явление, как часть жизни общества. На государство и право влияют все социальные компоненты, поэтому и государство, и право должны изучаться в рамках единой науки - социологии. У истоков этой науки и стоял О. Конт.

Огюст Конт (1798-1857 гг.) родился в Монпелье в семье чиновника, сборщика податей. Учился в лицее, затем Высшей Политехнической школе. С 1817 по 1824 был секретарем Сен-Симона, у которого и заимствовал часть своего учения. Разрыв между ними произошел из-за разногласий по поводу авторства третьей части книги «Катехизис промышленников» В 1826 г. Конт приступил к чтению платных лекций по позитивной философии, однако вскоре они были прерваны из-за его тяжелого психического заболевания. После выздоровления в 1828 возобновил чтение лекций и частные уроки. И получил должность экзаменатора в Политехнической школе. Конт преподавал математику, астрономию, физику, механику. В 1842 г. из-за противостояний с коллегами он был уволен, жил на средства, собираемые по подписке его сторонниками-позитивистами. В 1857 г. заболел и вскоре скончался.

Основные произведения : «Курс позитивной философии» (в 6-ти томах), «Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества» (в 4-х томах).

В творчестве Конта, как правило, выделяют два периода: первый - до середины 40-х годов посвящен разработке новой философии; второй - ознаменован отступлением от принципов позитивизма, и переходом к религии, мистике, стремлением сконструировать идеальную модель общества вопреки позитивистскому принципу не выходить за рамки наблюдаемых явлений.

Развивая учение Сен-Симона и его взгляды на эволюцию общества, Конт устанавливает три стадии развития общества (теологический, метафизический и позитивный):

  • Теологическая - все явления рассматриваются как действия сверхъестественных сил (богов и духов). Главная черта этой стадии - вера в абсолютное знание; в обществе - господство жрецов и воинов, в государстве - единоличная власть царей.
  • Метафизическая (стадия переходная) - явления объясняются через абстрактные, отвлеченные понятия (сущность, материя, право), т.е. божества и духи заменяются отвлеченными силами. Эта стадия - время сомнений и эгоизма, в общественной жизни господство юристов и философов. Идеал государственности - демократия.
  • Позитивная (научная) - утверждается позитивное сознание, человечество приходит к объективным, научным объяснениям существующих в природе закономерностей. Обществом руководят ученые и промышленники.

Конт считал, что науки составляют систему и построил ее, расположив науки в порядке увеличения их сложности. Наиболее общая из наук - математика, затем идут астрономия, физика, химия, биология и т.д. Высшая из всех - социология (термин введен Контом). Социология по Конту - это наука об общественных явлениях вообще, законы которой одинаково применимы ко всем временам и ко всем народам. Социология делится на две части - социальная статика (порядок), изучающая строение общества, социальная динамика (прогресс) изучает его развитие. Так, история относится к социальной динамике, мораль - к социальной статике.

Государство. Конт был против теории общественного договора. Он считал, что, так как люди живут в обществе, то они изначально социальны и поэтому нет никакой нужды в «общественном заговоре», о котором писал Руссо.

Основной задачей своей философии Конт считал переустройство общества на основе позитивизма и разработал «План реорганизации социальной жизни», по которому «ретроградная аристократия» и «анархическая республика» будут заменены социократией .

В социократии сохраняется класс капиталистов (патрициат) и пролетариев в соотношении 1 к 33. Светская власть должна принадлежать промышленникам (банкирам, купцам, фабрикантам, землевладельца). Патрициат под руководством главных банкиров управляет социократией. Духовную власть осуществляют «жрецы позитивистской церкви» (философы, ученые, поэты, врачи), воспитывающие оба класса в духе солидарности .

Идея солидарности является основной в контовской социологии и позитивной политике. Конт предлагает рассматривать общество как единое органическое целое, в котором взаимосвязь людей и социальных групп понимается как солидарность и каждый индивид как составная часть целого должен выполнять свою основную функцию.

В итоге Конт представлял, что человечество объединится в 500 социократий (размер каждой не более Бельгии, т.к. в большом государстве невозможен ни порядок, ни прогресс), возглавляемых Общим советом.

Право. Исходя из идеи солидарности, Конт считает, что каждый имеет обязанности перед всеми, но никто не имеет прав. Само слово "право" должно быть исключено из политической лексики. Право он считает авторитарно-теологическим понятием, основанном на представлении о богоустановленности власти. В социократии не должно быть ни права, ни прав личности.

Однако замена права позитивной политикой и религией, а прав личности обязанностями не означает каких-либо посягательств на капиталистическую собственность, которой Конт дал новое позитивистское обоснование: собственность выполняет необходимую социальную функцию - создает и управляет капиталами, при помощи которых каждое новое поколение подготовляет работу для следующего за ним.

Таким образом, социократия изображается Контом как сотрудничество классов, но при этом сохраняется в полной неприкосновенности частная собственность и капиталистическая эксплуатация.

Учебно-методическая литература

  1. Антология мировой политической мысли. - М., 1997. Т. 1-5.
  2. Антология мировой правовой мысли. - М., 1999. Т. 1-5.
  3. История государственно-правовых учений. Учебник. Отв. ред. В. В. Лазарев. - М., 2006.
  4. История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2003 (любое издание).
  5. История политических и правовых учений. Под ред. О. В. Мартышина. - М., 2004 (любое издание).
  6. История политических и правовых учений. Под ред. О. Э. Лейста. - М., 1999 (любое издание).
  7. История политических и правовых учений: Хрестоматия. - М., 1996.
  8. История политико-правовых учений. Под ред. А. Н. Хорошилова. - М., 2002.
  9. История политических и правовых учений. Под ред. В. П. Малахова, Н. В. Михайловой. - М., 2007.
  10. Рассолов М. М. История политических и правовых учений. - М., 2010.
  11. Чичерин Б.Н. История политических учений. - М., 1887-1889, Т.1-5.
  12. История политических и правовых учений. 19 век. - М., 1993.
  1. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. //Избранные сочинения Иеремии Бентама. - СПб., 1867, Т.1.
  2. Бентам И. Принципы законодательства. - М., 1896.
  3. Кон И.С . Позитивизм в социологии. - Л., 1964.
  4. Констан Б. Принципы политики // Классический французский либерализм. - М., 2000.
  5. Констан Б. Об узурпации // О свободе. Антология западно-европейской классической либеральной мысли. - М., 1995.
  6. Конт О. Общий обзор позитивизма // Родоначальники позитивизма. Вып. 4-5. - СПб., Т. 1-3, 1912-1913.
  7. Лабулэ Э. Р. Ф . Политические идеи Констана. - М., 1905.
  8. Огюст Конт // Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М., 1993.
  9. Покровский П. А . Бентам и его время. - Пг., 1916.
  10. Пухта Г.Ф . Энциклопедия права. - Ярославль, 1872.
  11. Фармонов Р. Развитие французской общественно-политической мысли в годы Второй республики (1848-1851). - М., 1992.

Вопросы для самоконтроля и подготовки к тестированию:

  1. Каковы основные положения либерализма?
  2. В чем отличие, по Б. Констану, политической свободы от личной?
  3. Что Бентам вкладывал в понятие «утилитаризм»?
  4. Что такое позитивизм?
  5. Что такое юридический и социологический позитивизм?
  6. Исходя из идеи солидарности, как О.Конт понимал «право»?
  7. Почему «надклассовую монархию» Л. Штейн считал идеальной формой государства?

Это проект тюрьмы, который предусматривал, что один стражник может наблюдать за всеми заключенными одновременно. Тюрьма представляет собой строение со стеклянными внутренними перегородками. Стражник находится в центре, но невидим для заключенных. Узники не знают, в какой именно момент за ними наблюдают, и у них создается впечатление постоянного контроля. Таким образом, они становятся идеальными заключенными.

Чезаре Беккария (1738-1794) - итальянский просветитель, юрист. Автор всемирно известного труда «О преступлениях и наказаниях».

К. Гельвеций (1715-1771) - французский философ, заложивший основание целостной системы утилитаризма.

Бенжамен Констан

Перевод Е. АНДРЕЕВОЙ.

ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ

Не без некоторого колебания согласился я на переиздание этой маленькой книги, выпущенной десять лет назад. Если бы я не был почти убежден в том, что это сочинение хотели подделать в Бельгии, подобно большинству распространяемых в Германии и ввозимых во Францию подделок, исказив его добавлениями и вставками, в которых я не принимал участия, то я бы никогда не стал заниматься этой повестью. Она написана с единственной мыслью убедить двух-трех друзей, собравшихся в деревне, в возможности создать интересный роман, в котором было бы только два лица, находящихся все время в той же ситуации.

Но коль скоро я занялся этой работой, я захотел развить несколько других мыслей, пришедших мне в голову и показавшихся мне не бесполезными. Я пожелал изобразить то зло, которое испытывают даже жестокие сердца, когда они причиняют страдания, и то заблуждение, которое заставляет их считать себя или более легкомысленными, или более испорченными, чем это есть на деле. На известном отдалении причиняемое нами страдание кажется смутным и неясным, подобно облаку, через которое легко пройти; чувствуешь поддержку в одобрении лицемерного общества, заменяющего принципы правилами и душевные побуждения - приличиями, ненавидящего скандал, как нечто надоедливое, но не безнравственное, потому что общество довольно охотно мирится с пороком, которому не сопутствует скандал. Думают, что связи, в которые вступают необдуманно, рвутся без труда. Но когда мы видим тоску, рождаемую порванной связью, это горестное изумление обманутой души, это недоверие, сменяющее прежнее доверие, столь полное, - недоверие, которое, будучи вынуждено обратиться против единственного в мире существа, обращается теперь на весь мир, это отвергнутое уважение, не находящее больше себе места, - тогда мы чувствуем, что есть нечто священное в сердце, которое страдает от того, что любит; мы открываем, как глубоки корни привязанности, которую мы внушали, и, казалось, не разделяли; и если мы преодолеем в себе эту, так называемую, слабость, то этим только разрушим все, что в нас есть великодушного, пожертвуем всем, что в нас есть благородного и доброго. Мы выходим из этой победы, с которой нас поздравляют равнодушные люди и друзья, умертвив часть собственной души, оттолкнув симпатию, злоупотребив слабостью, избрав ее поводом для жестокости; и, уничтожив лучшее своей натуры, мы продолжаем жить, устыженные или развращенные этим печальным успехом.

Такова картина, которую я хотел нарисовать в "Адольфе". Не знаю, удалось ли мне это; но, по-видимому, в моей повести есть известная доля правды, потому что почти все те мои читатели, которых я встречал, говорили мне о себе, как о людях, бывших в положении моего героя. Правда, в их огорчении от причиненных ими страданий проглядывало какое-то удовлетворенное тщеславие; им нравилось изображать себя, подобно Адольфу, преследуемыми упорными привязанностями, которые они внушали, и жертвами огромной любви, вызванной ими. Я думаю, что в большинстве случаев они клеветали на себя и что если бы их не мучило самодовольство, то и совесть их была бы спокойна.

Но, как бы то ни было, все, что касается "Адольфа", стало для меня весьма безразличным. Я не придаю никакой цены этому роману и повторяю, что моим единственным намерением было, - переиздавая его для публики, которая, по всей вероятности, забыла его, если и вообще когда-нибудь знала, об"явить, что всякое другое издание исходит не от меня, и я за него не отвечаю.

ПРИМЕЧАНИЕ ИЗДАТЕЛЮ

Много лет назад я проезжал по Италии. Разлив Нето задержал меня в гостинице Черенца в маленькой деревне Калабрии. В этой же гостинице находился один иностранец, вынужденный остаться здесь по той же причине, что и я. Он был молчалив и казался печальным; он не выражал никакого нетерпения. Иногда я жаловался ему, как единственному человеку, с которым мог здесь разговаривать, на задержку в пути. "Мне безразлично, - ответил он, находиться здесь или в другом месте". Наш хозяин, который разговаривал с неаполитанским слугой этого иностранца, не знавшим его имени, сказал мне, что он путешествовал не из любопытства, так как никогда не посещал ни руин, ни живописной местности, ни памятников, ни людей. Он много читал, но всегда беспорядочно; он гулял часто по вечерам, всегда один, и проводил целые дни, сидя неподвижно, подперев голову руками.

В тот день, когда исправленная дорога давала возможность нам выехать, иностранец сильно заболел. По долгу человечности я продлил свое пребывание в этом месте для того, чтобы ухаживать за ним. В Черенце был только деревенский хирург. Я хотел послать в Козенцу за настоящей врачебной помощью. "Не стоит, - сказал мне иностранец, - этот человек именно то, что мне нужно". Он был прав, может быть, больше, чем думал, потому что этот человек вылечил его. "Я не думал, что вы так искусны", - сказал ему иностранец с недовольным видом, отпуская его. Затем он поблагодарил меня за мои заботы и уехал.

Через несколько месяцев в Неаполе я получил письмо от хозяина гостиницы в Черенце вместе со шкатулкой, найденной на дороге, ведущей в Стронголи, дороге, по которой мы ехали с иностранцем, но врозь.

Хозяин, посылавший шкатулку, был уверен, что она принадлежала одному из нас. В ней было множество очень старых писем без адресов, или же со стертыми адресами и подписями, женский портрет и тетрадь со следующей повестью, или историей. Иностранец, которому принадлежали эти вещи, не оставил мне никакой возможности написать ему. Я сохранял их в течение десяти лет, не зная, что с ними делать, и вот однажды, когда я случайно беседовал с некоторыми лицами в одном из городов Германии, один из моих собеседников настоятельно попросил меня доверить ему находившуюся у меня рукопись. Через неделю эта рукопись была мне возвращена вместе с письмом, которое я поместил в конце рассказа, так как оно было бы непонятным, если бы его прочитали перед тем, как ознакомиться с самой историей.