Общегражданская идентичность в контексте формирования башкирской городской культуры. О нравственной культуре современного башкортостана. Какая религия у башкир сейчас

12.5 Материальная культура башкир

12.5.1 Жилища и поселения . Основным типом жилища башкир – кочевников балы переносная войлочная юрта (тирмэ ). Внешне она напоминает полусферическую фигуру , покрытую войлоком . Стены юрты высотой около 170 – 180 см составлялись из слегка изогнутых деревянных планок . Щиты скреплялись между собой волосяными веревками и образовывали замкнутый круг . Каркас крыши состоял из жердочек , насажанных верхними концами в купольный круг и сое диненных внизу с выступающими концами решеток стен, которые по верхнему краю стягивались узким полотнищем, сотканным в ковровой или паласной технике. Стены и крыши юры покрывались войлоком. Наверху оставлялось отверстие, служащее одновременно в качестве окна и дымохода. Юрта имела двухстворчатые дощатые двери, иногда закрывалась циновкой или войлоком. Диаметр средней юрты составлял 5 – 6 метров .

Благодаря высоким теплоизоляционным свойствам войлока, юрта одинаково надежно защищала и от холода, и от летней жары. Для обогрева и приготовления пищи в непогоду и зимнее время в середине юрты разводили очаг, над которым подвешивали котел.

Состоятельные семьи имели по 2 и более юрт. В почетной, или гостевой, юрте (атс тирмз), крытой белым войлоками, жил глава семьи или кочевой группы с женой, в хозяйственной (черной) – молодые члены семьи , дети и работники . Здесь же хранились разного рода припасы , утварь . В гостевой юрте стены завешивали паласами , вышивками , одеждой , земляно й пол устилали кошмами и коврами. В ней с правой стороны от входа занавесом отделяли хозяйственную или женскую половину, откуда подавались кушанья и напитки во время трапезы.

Другим типом жилища был бревенчатый срубный дом. В северной части Башкирии, в лесных и горных районах, особенно там, где продолжали жить ассимилированные башкирами племена местного происхождения, бревенчатый дом являлся преобладающим. Срубные постройки постепенно, по мере перехода к полуоседлости, появились и у кочевников, которые ставили их на зимниках, а кое – где , в первую очередь в долинах горных рек , также и на местах летних кочевий .

Бревенчатая башкирская изба в начальных порах во многом повторяла, особенно в интерьере, обстановку войлочной юрты. В ней сооружали большие нары, чего не было в юрте, но убранство нар было таким же, как и почетной половины юрты: их сплошь застилали кошмами и паласами, на одном конце на особых подставках складывали горкой постельные принадлежности, узорные войлоки и паласы и перетягивали узорной лентой. Печи еще не было, ее заменял своеобразный глинобитный камин с жердевым каркасом и прямым дымоходом. На небольшие окна натягивали брюшину, бычий пузырь, через который едва проникал солнечный свет.

В степной части башкиры строили глинобитные и, реже, пластовые (из дерна) дома. В качестве подсобного помещения, где готовили пищу и хранили продукты, сооружали асалык из луба, тына или плетня. На летовках такие постройки для многих являлись основным жилищем. Довольно широко был распространен конусообразный шалаш, составленный из прислоненных друг к другу толстенных жердей. На кратковременных стоянках, особенно во время больших сборищ и празднеств, делали двускатные шалаши и наклонные заслоны (сыт).

Таким образом, жилые помещения башкир были разнообразны. В этом сказалось разнообразие природных условий края и то обстоятельство, что в процессе сложения башкирского этноса в его состав вошли различные этнические образования (племена, группы племен), каждое со своими культурными навыками и традициями.

Скот находился в основном под открытым небом, на летних и зимних пастбищах. Для той части скота, который необходимо было иметь при жилище, делались жердевые загоны и сараи. Новорожденный молодняк содержали в жилом доме, пока не окрепнут.

Формы поселений всецело зависели от структуры социальной организации и хозяйственно – бытового уклада . Башкирские аулы представляли , как правило, поселения кочевых групп, которые состояли из родственных семей, объединенных вокруг одного состоятельного хозяина и зависимых от него экономически. Кочевая группа включала также выходцев из других родов, оказавшихся в той или иной форме зависимости от главы группы. Поэтому население аула (кочевая группа) и родовое подразделение не были тождественны.

В условиях кочевой жизни каждый аул имел несколько мест поселений. Зимние поселения отличались от весенне – летних и осенних наличием более капитальных жилых построек и помещений для скота. В них создавались также запасы продовольствия и корма. Надо сказать, поскольку к зимникам сгонялся не весь скот, а лишь рабочие лошади и маточное поголовье, часть населения проводила зиму при стадах и табунах на отдельных пастбищах с непродуктивным скотом и молодняком.

С переходом к оседлости постоянные аулы, как правило, возникали на местах зимников. Это был естественный процесс, так как и прежде в зимниках проходил наиболее продолжительный период жизни населения в году, и они располагались в местах, удобных для жизни и хозяйственной деятельности аула.

12.5.2 Пища. В соответствии с укладом хозяйства основу пищевого рациона большей части башкир составляли мясные и молочные продукты. Удельный вес мяса в пищи был велик летом и осенью. В этот период его потребляли в свежем виде, на лето – вялили и коптили . Особым лакомством считались казы – вяленые колбасы из конского жира и мяса .

Из коровьего молока делали сливки и сметану, масло, различные виды творога, сыр, кислое молоко, простоквашу, айран. Корот, красный творог и топленое масло заготовляли впрок. Большую роль в жизни башкир играл целебный напиток из кобыльего молока – кумыс , который тоже заготовляли на зиму путем замораживания . Традиционным пра здничным блюдом башкир являлось мясное кушанье с бульоном бишбармак.

У башкир сложилось и земледельческая кухня. Видимо, к глубокой старине восходит традиция потреблять зерна в цельно – каленом виде . К древнейшим блюдам относится кужэ – род супа из целых зерен ячменя, полбы или пшеницы. Каленые зерна дробили в ступах или размалывали в каменных жерновах, получалась мукообразная масса талкан, который брали с собой в дальний путь и ели, размешивая водой или молоком. Каши из пшена, ячменной, полбяной и пшеничной крупы являлись гостевым блюдом. Для торжественных случаев особое кушанье из муки на сметане. Хлеб пекли из пресного теста, обычно в виде лепешек в золе. О древности использования злаков в пищу говорит широкое распространение в прошлом напитка буза, приготовляемого из проросших зерен. Однако удельный вес пищевых блюд из злаков, из – за незначительных масштабов земледелия , был невелик .

В пищевой рацион башкир входили продукты охоты. Они потребляли мясо многих обитающих в крае диких животных и зверей, птиц, а также рыбу.

Довольно рано проник в Башкирию чай. В процессы торговли и обмена с южными краями привозили, правда, в небольших количествах, сладости и фрукты. Значительно место среди сладких блюд занимал мед. Как и топленое масло, мед применялся для консервирования ягод и плодов. Башкиры собирали клубнику, смородину, землянику, черемуху, вишню, костику, бруснику, клюкву и другие ягоды, часть из них сушили, другую консервировали в масле меде, а из клубники, земляники и смородины делали пастилу.

Весной башкиры пили березовый сок. Было принято снимать камбий – мякоть вновь образовавшийся древесины – у березы , осины и некоторых других деревьев . Из трав в пищу шли дикий лук , чеснок , особой популярностью пользовалась луковица сараны , которую заготовляли такж е в прок. Листья клубники, вишни, душицы использовали вместо чая. Потребление диких плодов, ягод, трав и различных кореньев особенно возрастало в голодные годы. В такие годы использовали также кору различных деревьев, желуди.

12.5.3 Бытовая утварь. Условия кочевой жизни требовали и удобную для перевозки утварь. Наиболее подходящим для изготовления сосудов и посуды материалом башкиры считали шкуры скота. Как и другие кочевники, они умели снимать шкуру животных без разрезов линии ног и живота. Из такой шкуры делали большие сосуды для хранения запасов кумыса и кислого молока. Из кожи задних ног лошади изготовляли большие бутылеобразные сосуды, из шкуры передних ног – меньшие бутылки (Куллык , Куллас , муртай ). Впрочем , ботлок и мурта й различались не столько по размерам, сколько по форме, а велечина каждого вида сосуда зависела от возраста животного. Кожа головы лошади шла на изготовление сосуда в виде ведерка с расширяющимся днищем, употреблявшегося для дойки кобылиц. Из кожи шеи делали низкую кадушку для подачи гостям кумыса и бузы. Кожаные сосуды, благодаря прочности и легкости, были удобны для перевозки жидких продуктов вьюнком на лошадях.

12.5.4 Одежда. Основными материалами для изготовления одежды были домашней выделки сукно, овчина, меха и, конечно же, фабричные ткани.

Башкирский костюм многообразен и богат. Для населения горной Башкирии характерна нарядная верхняя одежда, обшитая цветным сукном и позументом. Красочны были праздничные белые чекмени. Колоритным женским убором был шлемообразный кашмау. В бассейне р. Демы верхняя одежда в углах подола и на спине украшалась монетами. На нагрудник нашивали разнообразные серебреные бляхи. На северо-востоке Башкортостана головным убором женщин стал Кушьяулык. В старину здесь также носили налобники.

Драгоценными камнями, металлическими бляхами украшался поясной ремень, его мог заменить и билбау. В целом национальная одежда башкир привлекает внимание практичностью и простотой, и в то же время праздничные костюмы удовлетворяли самые изысканные вкусы. Складывалась она на протяжении столетий и отражает национальное своеобразие народа.

Нравственная культура современного Башкортостана - это уровень морально-этического мышления и оценок, ориентиров поведения, реальные нравы людей, соотношение должного и сущего в поступках человека, а также практика


человеческих отношений четырехмиллионного населения многонациональной республики.

Поскольку процессы взаимопроникновения культур в современных условиях становятся все более интенсивными, постольку они требуют к себе пристального внимания. Ведь происходит не только взаимообмен положительных ценностей, но и наблюдается также взаимопроникновение негативных явлений.

Из положительных заимствований, если говорить о башкирах, можно выделить возросшую среди них (особенно под влиянием общения с представителями других народов) коммуникабельность и преодоление в этой связи былой замкнутости, особенно заметной и по сей день среди женщин. Примерно то же самое можно отметить о преодолении такой негативной нравственной установки, как ориентированность личности на запреты и указания «сверху», порождающие безынициативность, закомплексованность человека на мелких делах, случаи неумения мыслить крупномасштабно и творчески.

Из негативных нравственных заимствований от общения с другими народами можно выделить употребление спиртных напитков и курение. Вплоть до второй половины XIX века башкиры, можно сказать, вообще не употребляли спиртных напитков и не курили. Если с алкоголизмом в республике всегда велась бескомпромиссная борьба, то этого не скажешь о борьбе с курением, хотя этот вопрос имеет прямое отношение к культуре здоровья.

Одновременно с указанными процессами взаимообмена продолжают сохраняться некоторые традиционные черты народной нравственности, свойственные трудящимся массам всех национальностей: трудолюбие, скромность, непритязательность в быту, простота в общении.

Показатели современной нравственной культуры определяются адекватностью (соответствием) нравственных оценок существующим социально-политическим проблемам, а также уровнем моральности совершаемых поступков отдельных индивидов. Критерий нравственной культуры характеризуется также способностью личности к моральной рефлексии, тем, в какой мере человек в состоянии анализировать собственное поведение.



Все указанные аспекты современной нравственной культуры общества, класса, этноса, социально-демографической группы требуют специальных исследований. Здесь должна


быть выработана методология научных изысканий и определена методика сбора информации. Моральное сознание должно изучаться комплексно, опираясь на самые различные источники. В первую очередь, ощущается необходимость социологических исследований на основе анкетирования и интервьюирования, использования периодической печати и самого широкого привлечения произведений художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства. Немалый материал могут дать современные формы проведения досуга: праздники, обряды, спортивные состязания, национальные игры и т. д.

Но на какой бы основе ни изучалось нравственное сознание социальной общности, ее нравы и традиционные формы поведения, ученый так или иначе столкнется с личностью человека как носителя моральной культуры. Не зная человека, невозможно знать и мораль общества. Изучение статуса личности в обществе дает незаменимый материал и для этнологических обобщений. Отношение к личности - показатель демократизма общества, характеристика гуманизма политико-правовой системы и зрелости морально-этических представлений.

Изучение нравственной культуры не может обойтись без анализа социально-экономических отношений, которые и определяют нравственное развитие.

Процессы реформирования хозяйственной жизни республики выявляют много негативных явлений в развитии производительных сил, особенно в их региональном размещении. Это связано с неравномерным расположением промышленных предприятий по территории Башкирии. Промышленные предприятия обрабатывающего типа, характеризующие высокий уровень развития производительных сил, размещены в основном в центральных, а также прилегающих к среднему течению реки Белой районах, западе и северо-западе республики. На северо-востоке республики, можно сказать, нет каких-либо промышленных предприятий, а размещенные на востоке (за исключением Белорецка) и юго-востоке промышленные предприятия имеют в основном добывающий характер. Население этих районов, преимущественно башкирское, активно мигрирует в соседние Свердловскую, Тюменскую, Челябинскую и Оренбургскую области. Отток коренного населения, которого в республике и без того мало (всего 21,9% от общего количества населения РБ), отрицательно сказывается на развитии национальной культуры.


Немало нравственно-этической информации дают труды литературоведов. Специальный анализ моральных проблем в башкирской литературе содержится в посмертно изданной книге К. А. Ахметьянова «Прекрасное и героическое в поэзии». В данном исследовании этической и эстетической характеристике подвергаются все значительные произведения современной башкирской советской литературы. В своей книге К. Ахметьянов пытается обосновать новую категорию - категорию искренности (ихласлык), которую он располагает на стыке этики и эстетики и именует этико-эстетической категорией 1 . Под искренностью автор понимает «верность истине и верность самому себе» 2 .

В научной литературе известно существование подобных категорий. К таким категориям обычно относят дружбу и любовь.

0 приведенном случае можно было бы, конечно, рас
суждать и так. Поскольку в этике существуют категории
справедливости, правдивости, моральной истины, постольку
феномен искренности вполне охватывается названными по
нятиями. Однако при внимательном взгляде обнаружива
ется, что искренность как черта поведения человека не ох
ватывается в полном объеме не только ни одной из форм
сознания, но ее нельзя назвать также и чисто психологиче
ским явлением. Искренность - такой феномен сознания
человека, в котором выражен момент открытости духовного
мира человека, чистота его помыслов, бесхитростность; ис
кренность противостоит двуличию, формализму и бюро
кратизму. Воспитание искренности - это дело и этики, и
эстетики, и педагогики, и художественной литературы.

Выдвинув необходимость научного обоснования стыковой этико-эстетической категории искренности, башкирский литературовед Ахметьянов уже этим внес свой вклад в развитие научных представлений в области этики и эстетики. Само собой разумеется, что вопрос этот требует специального научного обсуждения и обоснования. Введение категории искренности позволяет несколько по-иному взглянуть на современного человека, полнее раскрыть мир его нравственных чувств, ибо искренность - это прежде всего эмоциональный мир личности, соединенный с моральными переживаниями. Это, если можно так выразиться, область психологии морали.

1 Ахметьянов К. А. Прекрасное и героическое в поэзии. Уфа, 1982.
Башк.

2 Там же. С. 59.


В чисто этическом аспекте искренность - инобытие добра и справедливости, поэтому искренность и ложь берут свое начало там же, где добро и зло, справедливость и несправедливость.

В современной башкирской литературе и искусстве уделяется немало внимания поискам истоков добра и зла; в этом плане осмысливается и историческое прошлое башкирского народа, на фоне которого выявляется ценность сегодняшних достижений материальной и духовной культуры.

В драматургии, прозе и поэзии народного поэта Башкортостана, лауреата Государственной и Ленинской премии Му-стая Карима нравственная проблематика тонко вплетается в сюжет творений, выступает как сама жизнь во всей ее полноте и противоречивости. Особенно это относится к таким его произведениям, как «В ночь лунного затмения», «Не бросай огонь, Прометей!», «Салават», «Помилование» и др.

Отличительной чертой творчества Мустая Карима является социально-этическая направленность его произведений. В своих драмах, повестях и стихотворениях писатель обращается к сокровенным истокам нравственного бытия человека, вскрывает в моральной проблематике общечеловеческое содержание. Поэтому он и снискал всеобщее признание у читателей и вышел за рамки национальной культуры, а его творчество обрело интернациональный характер.

В драме «В ночь лунного затмения» Мустай Карим, подвергая осмыслению власть обычаев и традиций при феодализме, показывает пагубность слепого преклонения перед ними для судеб людей и морального климата общества.

Хотя в произведении дан сюжет из феодальной эпохи, однако автор с помощью художественных средств достигает такой степени обобщения, когда читатель и зритель начинают ощутимо представлять всю мерзость любых форм косности мысли и догматизма, приводящих человека к духовному убожеству и слепоте.

В трагедии «Салават» Мустай Карим заново открывает национального героя башкирского народа. Салават в новом осмыслении не только бесстрашный воин, не боящийся опасностей, тягот и лишений, самой смерти во имя свободы народа. Для Салавата не было проблемы «быть или не быть». Салават в понимании Мустая Карима также и мыслитель, осознавший не только необходимость борьбы, но и понимающий ее обреченность на поражение. Но военное поражение означало для Салавата и его сподвижников победу


духа свободы. Эта мысль высказывается в трагедии устами отца Салавата - Юлая, который, находясь в каземате вместе с сыном, говорит: «Нас победили телесно, но дух наш остался непокорным». Такое понимание героя, на наш взгляд, адекватно его исторической роли, ибо Салават был именно таким и другим не мог быть.

Немало актуальных нравственно-этических проблем поднимает Мустай Карим и в произведениях, посвященных современности. Это - повести «Долгое-долгое детство» и «Помилование».

Повесть «Долгое-долгое детство» автобиографична, в ней показано духовно-нравственное созревание деревенского мальчика. Не приукрашивая, автор правдиво изображает быт и труд односельчан. Казалось бы, на первый взгляд, нет ничего героического в персонажах повести, это - обычные крестьяне со своими недостатками и достоинствами. Но Мустай Карим умеет видеть в каждом человеке своеобразное и неповторимое проявление общественной жизни. Это произведение учит видеть в жизни и людях добро, но для этого ты сам должен быть добрым, ибо носитель зла не может любить людей и вряд ли способен видеть доброе. Говоря образно, повесть «Долгое-долгое детство» - это повесть о доброте.

Идеями гуманизма проникнута также и повесть «Помилование», описывающая сложную судьбу солдата во время Великой Отечественной войны, который, желая встретиться с любимой девушкой, отлучился из расположения воинской части на несколько часов. Он был сурово осужден по законам военного времени как дезертир и расстрелян. Сложность ситуации состоит в том, что Любомир Зух совершает дезертирство не из-за трусости, а во имя любви. Ни один офицер и ни один солдат в повести не испытывают к нему ненависти, но в то же время никто не может предотвратить расстрела, ибо этого требует необходимость строгого соблюдения военной дисциплины во имя победы.

В повести показана тяжелая морально-психологическая проблема, не имеющая однозначного решения по принципу «да» или «нет». Поэтому «Помилование» вызывает неординарные размышления, учит читателя самостоятельно решать нравственно-этические задачи.

Нравственные проблемы в творчестве Мустая Карима особенно ощутимо звучат в его публицистике - статьях в газетах и журналах, которые отражают драматизм и противо-


речивость нравственного развития современного человека. И дело не только в том, что в одном человеке уживаются подчас малосовместимые нравственные позиции, но и в том, что у отдельных наших современников исчезает нравственное видение мира. В статье «Совесть впрок» Мустай Карим с болью пишет о периоде застоя: «Тотальное отрицание прежнего - и обычаев, и нравов, и обрядов, и верований - стало принципом». И далее продолжает: «На поверку оказалось: нравственный устойчивый уклад не меняется, а мало-помалу исчезает» 1 . И это самое опасное для нравственного климата общества - отчуждение человека от нравственных ценностей, накопленных веками, в результате чего современный человек стал в чем-то менее отзывчивым, менее внимательным, менее уважительным к пожилым, появился феномен женской и подростковой жестокости.

Нравственными исканиями богато также творчество башкирского поэта Равиля Бикбаева. Стихи этого талантливого поэта проникнуты глубокой гражданственностью, в них ощущается неразрывная связь личности поэта с историей народа и страны.

В поэме «Ностальгия» в предельно острой форме дано чувство истории, которое не может быть спокойным, ибо все преходяще, все находится во власти времени. Конечность жизни придает ей неописуемый трагизм, но, с другой стороны, это определяет ее ни с чем не сравнимую ценность. Отсюда и тоска - ностальгия по прошлому, по великим событиям и выдающимся личностям прошлого, которые остались только в памяти людей, в памяти матери-истории.

На родине

По родине тоскую,

Тоскуют губы жаркие,

сухие О чистой

Мягкой влаге родника. О пламя сердца - Ностальгия!

Тоска об историческом прошлом не есть нигилизм по отношению к современному, а просто-напросто здоровое историческое чутье, содержание которого - связь и преемственность поколений.


В моей Уфе

От родины едали

Томились польские конфедераты.

Башкир,

Дитя родной земли,

В чужих краях бродил

Тоской объятый.

На Балтике

Томился Салават.

Кобзарь Днепра -

В сыпучих песках Арала".

Поэта удручает невозможность увидеть этих великих человеческих сынов, услышать их голос - голос эпохи, которую они олицетворяли. Единственное утешение, а значит и смысл жизни перед неумолимым ходом всепоглощающего времени, движущимся только в одном направлении, поэт видит в связи с народом, в единстве личного и общего начал.

Когда ты родился? Когда родился мой народ. Какой дорогой идешь? Какой идет народ. За днями дни, За годами год... Менялись царства,

троны,

боги. Бессмертен ты один,

Народ! Я не сверну С твоей дороги 2 .

В этих патриотических строках, идущих из глубины души поэта, нет ни грана национального бахвальства, спеси и чванства, а, наоборот, здесь во всем богатстве представлено общечеловеческое содержание любви к Родине. Поэтому это стихотворение, удачно названное «Автобиографией», одинаково близко людям всех национальностей. В этом и проявляется единство интернационального (общечеловеческого) и национального в творчестве поэта.

" Бикбаев Р. Поющие скалы. М., 1978. С. 39. 2 Там же. С. 38.


В поэме «Жажду - дайте воды!» Р. Бикбаев подвергает нравственно-этическому осмыслению экологическую проблему, характеризующую движение человечества и к моральному кризису. Стремясь жить лучше, люди транжирили природные богатства, вырубали леса, осушали болота - истоки родников, поворачивали реки, создавали рукотворные моря, разрушали с помощью машин почвы, забывая о восстановлении изъятого у природы. Одновременно с этим человек сам подвергался нравственной эрозии, преодоление которой не менее сложно, чем выход из экологического кризиса.

Поэт выразительно рисует людей, подвергнутых командно-административной системой нравственному отчуждению. Для них нет ничего святого, их не пугает ни совесть, ни стыд, их единственное средство самоутверждения - быть послушным винтиком бюрократической машины. О них-то и написаны следующие строки поэмы:

Он любой приказ исполнить готов, Только прикажи - он тут как тут. «Будет приказ - я как хвост: Создавать! - извольте. Разрушать! - с удовольствием.

Нужна медвежья шкура?

Эта не нравится? - найдем другую.

Если захотите, с самой земли

сдерем шкуру

Икногам вашим бросим». Что ни скажешь - все он исполнит. Проникнет даже туда, где не гулял ветер. Скажи: сорви с человека шапку, А он вместе с шапкой и голову прихватит 1 .

Среди проявлений бездуховности и нравственного отчуждения заметное место занимает языковой нигилизм, особенно среди представителей городской молодежи республики, многие из которых не умеют говорить на родном языке. Безразличие к родному языку сродни космополитизму. Ведь подлинная интеллектуальная черта человека определяется знанием не одного, а нескольких языков, среди которых обязательно должен быть и родной язык.

1 Бикбаев Р. ЬыуЬаным - Ьыузар биреге?! /Агидель. 1988. № 7. С.З.


Нельзя не согласиться с Ч. Айтматовым в следующем: «Однообразие не может обеспечить развития. Поэтому важно сохранить как можно дольше разнообразие языков. В наше время информационного взрыва, когда возникли условия, нивелирующие все и вся, языковое иждевенче-ство никому не пойдет на пользу» 1 .

Почему однообразие не обеспечивает развития? Да потому, что любой язык является средством борьбы с безликостью культуры. Лик культуры определяется неповторимой музыкой звуков языка, словарным его богатством. Известный этнограф К. В. Чистов писал: «...язык - не просто коммуникативное средство, но и одна из форм духовной культуры... Он - накопитель семантических, психологических, стилистических, идеологических и т. п. традиций этнической общности, которая им пользуется и которая их создает в ходе истории» 2 .

«Каждый язык велик для своего народа, - говорит Ч. Айтматов. - У каждого из нас есть свой сыновний долг перед народом, нас породившим, давшим нам самое большое свое богатство - свой язык: хранить... его, приумножать его богатства» 3 .

Эта глубокая мысль требует пояснения. Величие языка определяется самими носителями этого языка, ибо это язык отцов и дедов; это тот язык, на котором человек впервые произнес великие слова: «мать», «отец», «родина». В этом ракурсе все языки велики. Именно поэтому постановка вопроса о «великих» и «невеликих» (второстепенных) языках - это псевдовопрос, он просто антинаучен. Мысль о величии или превосходстве того или иного языка глубоко оскорбительна и антигуманна для других народов. В конечном счете это ведет к шовинизму или национализму, что несовместимо с гуманистическими идеалами современности. Поистине мудры следующие слова Расула Гамзатова о родном языке:

Я за него всегда душой болею. Пусть говорят, что беден мой язык, Пусть не звучит с трибуны ассамблеи, Он мне родной, он для меня велик 4 .

2 Чистов К. В. Народные традиции и фольклор. Л., 1986. С. 68.

3 Айтматов Ч. Указ. соч.

4 Гамзатов Р. Мой Дагестан. М., 1972. С. 69.


Как бы в унисон звучат слова башкирского поэта Рами Гарипова:

Родной язык - это язык правды, Без него нет и народа. Тот, кто в часы невзгод не

с народом, Не вправе быть и человеком".

Таким образом, в современный период языковая проблема приобретает и глубокий нравственный смысл. Понимая ценностный характер проблемы, не следует забывать о том, что однозначного решения проблемы здесь не может быть, так как современное человечество все больше и больше становится единым, происходит интеграция, взаимопроникновение и взаимообогащение культур. В то же время в современном мире могут происходить и процессы исчезновения тех или иных культур и языков. Но как бы то ни было, судьба многих современных культур и языков перед лицом нивелирующей силы НТР (научно-технической революции) зависит в немалой степени от нравственной энергии носителей данной культуры. Ведь сохраняются же до сих пор язык и культура ассирийцев - народа, цивилизация которого была уничтожена завоевателями еще до новой эры. А вот культура и язык хазар - народа, еще в VII веке создавшего первое государство Восточной Европы, которое просуществовало до XI века, исчезли полностью. Вспомним в связи с этим, что башкиры (IX-XI вв.) были современниками хазар. Современниками хазар были и такие раннефеодальные народности, как печенеги и половцы, которых также не пощадила история.

Нравственная культура современных этносов (народов) нашей страны, имея интернациональное содержание, продолжает сохранять многие прогрессивные традиционные черты, в то же время вытесняя устаревшие обычаи и нравы.

Говоря о соотношении интернационального и национального в нравственной жизни современной Башкирии, отметим, что ведущей тенденцией развития духовной культуры республики выступает интернационализация, которая происходит под влиянием интеграционных процессов в экономике, унификации форм досуга, образования и средств массовой информации (печать, радио, телевидение).

1 Барипов Р. Аманат. Эфе, 1970. 3-се бит.


К идее единства интернационального и национального обращено творчество многих известных художников Башкирии, полотна которых служат нравственному и эстетическому воспитанию трудящихся. Но мы остановимся лишь на творчестве А. Лутфуллина и Б. Домашникова.

В картинах народного художника СССР А. Лутфуллина дух интернационализма заложен в самом национальном, ибо он глубоко чувствует присутствие общего в отдельном. Казалось бы в самых простых штрихах национального он находит общечеловеческое, т. е. то, что близко человеку любой национальности.

В картине «Три женщины» изображены представительницы трех поколений. Они люди разного возраста, разной судьбы. Их объединяет общий стол, хлеб, который лежит перед ними, чай, который они пьют. По их натруженным рукам и узловатым, далеким от изящества, пальцам можно увидеть людей труда, на плечи которых легли и тяжесть военных лет, и трудности послевоенного восстановления. На этих лицах нет мелкой сентиментальности, это серьезные и надежные люди, воспитанные суровой правдой жизни. Нравственная ценность женщин идет от неразрывной связи поколений, объединяющим звеном которой является труд, обеспечивающий и материальное благополучие, и духовное богатство человека. По справедливому утверждению искусствоведа Л. Н. Поповой, картина «Три женщины», несущая в себе общечеловеческое постижение сущности жизни, стала классикой башкирского искусства 1 .

Творчество народного художника РСФСР Б. Ф. Домашникова также богато нравственным содержанием. Это можно сказать о любом из его произведений. Обратимся к интересной картине Домашникова «Снег выпал», написанной в 1968 году.

На картине нет ни одного человека, но тем не менее она имеет глубокий нравственный смысл. Она отличается ассоциативностью, вызывает в человеке массу положительных эмоций, добрых чувств. На картине показана часть деревни: на переднем плане сидит собака на снегу, к деревне ведут человеческие следы, нехитрая изгородь огородов, добротные сельские дома, а по ту сторону деревни - хвойный лес.

Художник с помощью сочетания цветов создает ощущение первозданности и свежести. У выходцев из села кар-


тина вызывает щемящую тоску по деревне, а для потомственных горожан она имеет познавательное содержание, говорит о единстве человека с природой, о неповторимых прелестях сельской жизни.

Картина «Снег выпал» не морализирует, из нее не выпирает какой-нибудь категорический императив, нравственное назидание (как бывает иногда у некоторых художников). Наоборот, само видение деревенского пейзажа освобождает человека от мелкой суеты, от условностей и штампов, обусловленных отчуждением человека от природной среды.

Такими же возможностями выражения общечеловеческих нравственных ценностей, как и живопись, располагают музыкальные произведения, язык которых интернационален. К общечеловеческим проблемам тяготеют произведения башкирских композиторов X. Ахметова, X. Заимова, Т. Каримова, Р. Муртазина, Н. Сабитова, Р. Хасанова и др. Рассмотрим творчество X. Ахметова и X. Заимова.

Композитор X. Займов известен как один из авторов первой башкирской оперы «Акбузат». Созданная в период ожесточенной борьбы советского народа против немецко-фашистских захватчиков и отражающая древний эпический сюжет борьбы башкирских племен против иноземных поработителей, опера «Акбузат» звала советский народ на героическую борьбу за свободу и независимость нашей родины. Как отмечает музыковед Л. П. Атанова: «Поставленная в самое трудное, напряженное время, когда весь советский народ поднимался на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками, опера, несмотря на древний сказочно-эпический сюжет, звучала необычайно современно. Гиперболические образы захватчиков Масем-хана и Шульгана, олицетворяющих зло и насилие, с которыми в опере борется башкирский народ, живо перекликались с событиями жизни» 1 . Патриотическое содержание оперы протягивает невидимую нить между прошлым и настоящим, человеком и обществом, соединяет национальное и интернациональное в органическое единство.

Для музыкального творчества композитора X. Ахметова характерна философская глубина, связанная с раздумьями о смысле истории, о смысле истории, о смысле жизни человека. В сюите «Гимн солнцу» воспевается жизнь в ее неповторимости. Автор, обращаясь к народным мелодиям и

1 Атанова Л. Халик Займов. Уфа, 1967. С. 5.


Цитируя их, приобщает слушателя к истории не только своих предков, но и всего человечества. Только через связь прошлого и настоящего можно увидеть «ход» жизни, понять ее уникальность и драматизм.

В сонате «Утро Урала», также богатой философскими раздумьями, Ахметов средствами музыки утверждает единство человека и природы. Спокойное величие мелодии, отражающей суровую красоту Урала, переходит и на слушателей, обогащая их эмоционально-эстетически и оказывая мощное воздействие на нравственный мир личности.

В данном разделе мы рассмотрели наиболее характерные нравственные мотивы в культуре Башкортостана, опираясь в основном на отдельные произведения художественной литературы и публицистики, живописи и музыки. В то же время мы отдаем себе отчет в том, что этот вопрос можно было бы исследовать с привлечением гораздо большего количества источников (в том числе произведений писателей, композиторов и т. д.), а также на основе анализа реальных нравов, выявленных с помощью социологических методов и статистики. Оставляя все это другому исследователю, мы решили завершить главу разделом о культуре общения башкир, в то же время отмечая неразработанность этой темы.

Российская Федеративная республика является многонациональным государством, здесь живут, работают и чтут свои традиции представители многих народов, одним из которых являются башкиры, проживающие в Республике Башкортостан (столица Уфа) на территории Приволжского Федерального округа. Надо сказать, что башкиры проживают не только на данной территории, их можно встретить повсеместно во всех уголках РФ, а также в Украине, Венгрии, Казахстане, Узбекистане, Туркмении и Киргизии.

Башкиры или как они сами себя называют башкорты - коренное тюркское население Башкирии, по статистическим данным на территории автономной республики проживает около 1,6 миллиона человек данной национальности, значительное количество башкир проживает на территории Челябинска (166 тысяч), Оренбурга (52,8 тысячи), около 100 тысяч представителей данной народности размещаются в Пермском крае, Тюмени, Свердловской и Курганских областях. Их религия - исламский суннизм. Башкирские традиции, их быт и обычаи очень интересны и отличаются от других традиций народов тюркской национальности.

Культура и быт башкирского народа

До конца 19 века башкиры вели полукочевой образ жизни, однако постепенно стали оседлыми и освоили земледелие, восточные башкиры еще некоторое время практиковали выезды на летнее кочевье и летом предпочитали жить в юртах, со временем, и они стали жить в деревянных срубах или глинобитных хижинах, а потом и в более современных сооружениях.

Семейный быт и празднование народных праздников Башкиров практически до конца 19 столетия был подвержен строгим патриархальным устоям, в которых еще в дополнении присутствовали обычаи мусульманского шариата. В системе родства прослеживалась влияние арабских традиций, которые подразумевали четко деление линии родства на материнскую и отцовскую часть, это было необходимо впоследствии для определения статуса каждого члена семьи в наследственных вопросах. Действовало право минората (преимущество прав младшего сына), когда дом и все имущество в нем после смерти отца переходило к младшему сыну, старшие братья должны были получить свою долю наследства еще при жизни отца, когда они женились, а дочери когда выходили замуж. Раньше башкиры довольно рано выдавали своих дочерей замуж, оптимальным возрастом для этого считалось 13-14 лет (невеста), 15-16 лет (жених).

(Картина Ф.Рубо "Охота башкир с соколами в присутствии императора Александра II" 1880-е г )

Богатые башкорты практиковали многоженство, ведь ислам разрешает иметь до 4-х жен одновременно, причем существовал обычай сговаривать детей еще в колыбелях, родители выпивали бата (кумыс или разведенный мед из одной пиалы) и таким образом заключали свадебный союз. При вступлении в брак за невесту было принято давать калым, который зависел от материального состояния родителей новобрачных. Это могли быть 2-3 лошади, коровы, несколько нарядов, пары обуви, расписной платок или халат, матери невесты дарилась лисья шуба. В брачных отношениях чтили старинные традиции, действовало правило левирата (младший брат должен жениться на жене старшего), сорората (вдовец женится на младшей сестре своей покойной жены). Ислам играет огромную роль во всех сферах общественной жизни, отсюда и особое положение женщин в кругу семьи, в процессе женитьбы и развода, а также в наследственных отношениях.

Традиции и обычаи башкирского народа

Основные празднества башкирский народ проводит весной и летом. Народ Башкортостана отмечает Каргатуй «грачиный праздник» в то время когда весной прилетают грачи, смысл праздника - это празднование момента пробуждения природы от зимнего сна и также повод обратиться к силам природы (кстати, башкиры считают, что именно грачи тесно с ними связаны) с просьбой о благополучии и плодородии грядущего сельскохозяйственного сезона. Раньше участвовать в гулянии могли исключительно женщины и подрастающее поколение, сейчас эти ограничения сняты, и мужчины тоже могут водить хороводы, кушать ритуальную кашу и оставлять её остатки на специальных валунах для грачей.

Праздник плуга Сабантуй посвящен началу работ в полях, все жители селения приходили на открытую местность и участвовали в различных соревнованиях, они боролись, состязались в беге, скакали наперегонки на лошадях и перетягивали друг друга на веревках. После определения и награждения победителей накрывали общий стол с различными кушаньями и угощениями, обычно это было традиционный бешбармак (блюдо из крошеного отварного мяса и лапши). Раньше этот обычай проводился с целью задобрить духов природы, чтобы они сделали землю плодородной, и она дала хороший урожай, а со временем это стал обычный весенний праздник, знаменовавший начало тяжелых сельскохозяйственных работ. Жители самарской области возродили традиции и Грачиного праздника и Сабантуя, которые они отмечают каждый год.

Важный праздник для башкир носит название Джиин (Йыйын), в нем участвовали жители сразу нескольких селений, во время его проведения проводились различные торговые операции, родители договаривались о браке детей, проходили ярмарочные распродажи.

Также башкиры чтут и отмечают все мусульманские праздники, традиционные для всех приверженцев ислама: это и Ураза-байрам (окончание поста), и Курбан-байрам (праздник окончания хаджа, в который обязательно нужно приносить в жертву барана, верблюда или корову), и Маулид-байрам (славится Пророк Мухаммад).

Зинфира Зиннурова
Консультация «Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее»

прошлое и настоящее .

Современное человечество живет в атмосфере небывалого возрастания роли морального фактора. Как никогда раньше люди в наше время прибегают к нравственно-этическим оценкам , и эта тенденция возрастает. Не будет преувеличением сказать, что ни одна из глобальных проблем современности, будь то проблема сохранения мира, проблема предотвращения экологической катастрофы, проблема борьбы с наркоманией и пьянством, проблема упрочения семейно-брачных отношений и т. д. - не может быть радикально решена без учета человеческого фактора, вне морально-этического просвещения и нравственного воспитания .

Немного об истоках .

В тюркских языках нет возникшего на их собственной основе однозначного понятия «мораль» С приходом арабо-мусульманской культуры к многим тюркским народам проникло и понятие «эхлак» , обозначающее мораль.

В башкирский язык понятие эхлак -мораль проникло из арабского языка вместе с мусульманской религией. В домусульманский же период истории башкир вместо понятия эхлак употреблялось слово «якшылык» В башкирском эпическом сказании «Урал батыр» к идее естественного происхождения нравственных норм примешиваются пантеистические нотки о вечности добра.

Всегда будет оно жить,

Сделавшее мир прекрасным.

Украсившее сущее красотой,

Имя которому добро.

Т. е., добро дает миру стройность и порядок, а через это делает его прекрасным. Добро в «Урал батыре» - всесильное начало, растворенное во всем мироздании. Добро выступает как одно из базисных понятий нравственного сознания башкир . Неизменным спутником добра в эпических сказаниях выступает зло, хотя они сосуществуют всегда вместе, однако добро сильнее зла. В этом состоит исторический оптимизм сказания «Урал батыр» Достойным батыра у башкир считалось употреблять мясо крупного животного. Существует и по сей день следующая пословица «кош аткан ялсымас («охотник на птицу никогда не выйдет из нужды» ) Башкирский эпос осуждает жестокость в обращении с животными, способствуя тем утверждению гуманизма. Запрет на жестокость в обращении с лошадью имел в прошлом у башкир , как и у других кочевников, довольно широкое распространение. В народе и по сей день в ходу поговорка «Атты сыбырткы менэн кыумайзар, холо менэн кыуалар» (Лошадь погоняй не кнутом, а овсом) Через поведение героев и их оценку можно извлечь информацию не только о положительных моральных ценностях, но и о негативных нравственных явлениях , которые подвергаются осмеянию и отрицательной оценке. Так, в «Урал батыре» осуждаются человеческие жертвоприношения в честь бога неба Тенгри, умерщвление новорожденных девочек, негативно оценивается осмеяние женщин, рожавших девочек ит. д.

Наиболее древними нравственными нормами и представлениями, на основе которых шел процесс дальнейшего нравственного развития башкирского народа , были следующие :

1. В мире существует добро и зло, между которыми идет непрерывная борьба. Добро рано или поздно побеждает зло. На добро нужно отвечать добром. Добро связано с созиданием, а зло- с разрушением. «Злой радуется, разрушая, добрый- создавая» - гласит народная пословица .

2. Антропоморфизация (очеловечивание) жизни природы и животных, наделение живых существ моральными качествами- эта черта общественного сознания башкир была одной из доминирующих в течение многих веков.

3. Моральный феномен уважения к старшим и почтительного отношения к ним. Примечательно здесь обращение Урала в сказании «Урал батыр» к народу перед смертью :

Чтите старшего по годам,

Не пренебрегайте советами его;

Младшего чтите за молодость (его,

Не лишайте совета своего.

4. Появление моральной рефлексии, о чем говорит выбор Уралом на перекрестке дорог (подобно Илье Муромцу в русском эпосе-былине «Илья Муромец» ) дальнейшего пути следования. Урал избирает путь, сопряженный с большими лишениями.

5. Возникновение идеи самоценности человека : он ценен не только по утилитарным соображениям, но и как объект переживающий и думающий, т. е. ценен сам по себе. «Урал батыр» отвергает человеческие жертвоприношения, осуждает осмеяние женщин, не рожающих мальчиков.

Из всего сказанного следует вывод о формировании основ нравственной культуры башкирского народа в домусульманский период его истории.

Уровень нравственной культуры народа измеряется не только патриотизмом, но и умением видеть собственные недостатки, признавать и другие этносы (независимо от их численности и продолжительности истории) в качестве субъектов нравственной жизни , носителей человеческой морали.

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития , диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения . Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т. к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения , поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства общество уже достаточно настрадалось . Быть культурным , воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т. п., нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на специальных занятиях в старшем дошкольном возрасте. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т. п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности. Поэтому тема очень нам близка актуальна в настоящее время .

Используемая литература :

1. Д. Ж. Валеев «Нравственная культура башкирского народа : прошлое

и настоящее » Издательство «Китап» имени Зайнаб Биишевой, Уфа-2010

ДИАЛОГ ЭТНИЧЕСКИХ КУЛЬТУР В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН: ОПЫТ И ДОСТИЖЕНИЯ

Культура каждого народа - развивающаяся система материальных и духовных ценностей, созданных им в ходе его социокультурной истории и приобретенных в результате творческого общения с другими культурными мирами, совокупность результатов деятельности духа, мысли, чувств народа, обретенных знаний, образов самосознания. Каждая культура обладает достоинствами и ценностью, которые следует уважать и сохранять. Развитие собственной культуры является правом и долгом каждого народа. В истории мировой культуры ключевыми являются общечеловеческие ценности, характерные для всех народов мира. В своем богатом многообразии и своеобразии все этнические и национальные культуры являются частью общего социокультурного космоса человечества, способствующие созданию атмосферы дружбы и мира, что, конечном итоге, составляет духовную ценность всего человечества.

Становление культуры межнациональных отношений способствует расширению контактов национальных культур, их взаимному обогащению и расцвету, укреплению, патриотическому воспитанию. Межнациональные отношения можно рассматривать как тип социальной технологии, целью которого является организация равновеликого культурного общения и культурного обмена между этносами и личностями на основе норм права. Это, в свою очередь, предполагает распространение знаний, регулирующих взаимоотношения этносов и людей различной национальности, формирующих глубокое уважение к национальным своеобразиям всех этносов.

Республика Башкортостан, являясь одним из национально-территориальных образований Российской Федерации, накопила значительный опыт по собственному национально-государственному строительству, формированию региональной модели государственной национальной политики.

Процесс гармонизации отношений между народами особенно рельефно проявляется в Республике Башкортостан, где созданы все условия для сосуществования в дружбе и согласии свыше ста тридцати наций. Межнациональные отношения в республике складывались на протяжении длительного исторического времени, и на всем протяжении социокультурной истории отношения между народами строились на основе согласия и взаимопонимания, что является главным духовным завоеванием в межнациональных отношениях народов Башкортостана. В целом в республике существует позитивная основа для согласия, взаимопонимания и сотрудничества между народами. Эту основу составляют длительное историческое время совместного проживания на общей территории, совместная борьба против угнетения, многообразные контакты на бытовом уровне, тесное многовековое общение в экономической, социальнобытовой и культурной сферах, сотрудничество, дружба между народами.

Без равновеликого общения различных культурных общностей и мировоззрений индивидов друг с другом теряется смысл взаимного обогащения, исключаются интерес, борьба мнений, творчество. Людская однородность создала бы, как отмечает В.И. Говалло, тупиковую ситуацию, в которой нет соревновательности, нет развития 1 .

Диалог культур складывается из взаимопроникновения, взаимообогащения различных локальных культур, носителями которых являются народы, каждый из которых представляет собой индивидуальность. Так как ни одна культура не существует изолированно, в процессе своей жизнедеятельности она вынуждена постоянно обращаться или к своему прошлому или к опыту других культур. Это обращение к другим культурам определяется особенностями взаимодействующих культур при обмене между двумя и более культурами и продуктами их деятельности, осуществляемыми в различных формах, что получило название «диалог культур». Диалог культур играет жизненно важную роль для существования и развития культуры любого народа.

Многочисленные исследования вопросов диалога культур свидетельствуют о том, что содержание и результаты многообразных межкультурных контактов во многом зависят от способности их участников понимать друг друга и достигать согласия, которое главным образом определяется этнической культурой каждой из взаимодействующих сторон, психологией и менталитетом народов, господствующими в той или иной культуре ценностями.

Ключевое место в решении данных проблем занимает воспитание бережного отношения к накопленному богатому позитивному опыту своей нации, терпимости и уважения к культурным ценностям других наций, представителям различных этносов и религий.

Мир и согласие между народами Башкортостана достигается благодаря тому, что ведется повседневная работа по сохранению языков и развитию культур всех народов, населяющих республику, их многообразие национальных традиций. Именно традиционная культура играет ключевую объединяющую роль. В духовной культуре народов немаловажное значение занимает гостеприимство как одна из ипостасей дружбы как духовного феномена, имеющее в своей основе душевность, открытость и характеризующее особенности национального менталитета. Сегодня нравственная ценность дружбы поднимается до уровня философского обобщения. Как подчеркивает Р.Г. Абдулатипов, «самый главный талант нации - это способность уживаться со своими соседями, сохранять свое и способность перенять чужое без насилия и зла. Любовь без доброты не бывает. Любовь созидательна. Она рождает новую красоту и еще более трепетную жизнь. Вот что значит уважение и дружба между народами» 2 .

Вместе с тем, успешная реализация экономических, социальных, культурных, языковых прав народов, населяющих республику, возможна только при условии совершенствования и развития деятельности национально-культурных общественных объединений. Именно данные объединения призваны выполнять функцию основных институтов самоорганизации и саморазвития этносов, что, однако, не исключает сохранения известной регулирующей роли государства. Для претворения в жизнь продуманной национальной политики, отвечающей потребностям многочисленных этносов, сформирована серьезная законодательная база, позволяющая проводить полноценную работу по сохранению и развитию национальных культур и языков народов республики. Среди наиболее важных в этом отношении законы: «Об образовании», «О культуре», «Об общественных объединениях в Республике Башкортостан», «О национально-культурных объединениях граждан в Республике Башкортостан», «О языках народов Республики Башкортостан», «О народных художественных промыслах», «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Республике Башкортостан» и другие. В республике сложилась уникальная система национального образования, являющаяся моделью для поликультурных обществ. Организовано обучение на 6 языках. Из 2205 общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан в 1279 обучение ведется на родном языке, в том числе в 775 школах обучение организовано на башкирском, в 357 - на татарском, в 25 - на чувашском, в 100 - на марийском, в 22 - на удмуртском языках. 73 % учащихся нерусской национальности обучаются на родном языке или изучают его как предмет. В школах со смешанным национальным составом организовано изучение нескольких родных языков. Функционируют 55 национальных гимназий и лицеев.

Развитию самобытной культуры народов, проживающих на территории республики, способствует также реализация целого комплекса и других государственных программ: «Народы Башкортостана» на 2003-2012 гг., «Возрождение и развитие башкирского народа», «Сохранение, изучение и развитие языков народов Республики Башкортостан» на 20062010 гг., «Башкиры Российской Федерации» на 2008-2017 гг. и т. д. Ежегодное финансирование со стороны Правительства Республики Башкортостан мероприятий программ способствует повышению их качества, улучшению материальной базы национально-культурных организаций, историко-культурных центров и учреждений культуры. Государственная программа «Народы Башкортостана» представляет собой систему взаимосвязанных мер, направленных на поддержку и развитие социальной, экономической, духовной, культурной жизни и языковой культуры народов Республики Башкортостан. В целях исполнения государственных программ на базе национально-культурных объединений проводятся различные культурно-массовые мероприятия, направленные на сохранение и развитие языков и культур народов.

Межнациональный состав населения республики есть исторически сложившаяся реальность, которая формировалась в силу объективных этнодемографических и миграционных процессов. Народы Башкортостана, расселяющиеся в самом сердце континентальной Евразии, сумели сохранить свою культуру, язык, религию, традиции и обычаи, представляющие огромную духовную ценность и являющиеся предметом особой заботы Республики Башкортостан. Главным ориентиром государственной национальной политики Республики Башкортостан является формирование гражданского общества, новой демократической системы национальных отношений, где каждый народ, независимо от его численности, и гражданин, независимо от его национальной принадлежности, должны иметь права и возможности для полноценного развития. Дружба народов, которая имеет многовековую историю, делает Башкортостан стабильным, мирным регионом, является главным условием для реализации его духовного, интеллектуального и экономического потенциалов. Еще на начальных стадиях социокультурного развития вырабатывались определенные правила человеческого общежития, морально-этические понятия и нормы общества, выполняющие роль неписанных законов, регулирующих должное, морально положительное личное и коллективное поведение. Действительно, социально-духовная природа человека обусловливает то, что он не может жить один, неизбежно вступает во взаимоотношения с другими людьми. Именно поэтому открытые, искренние отношения между людьми, основанные на поддержке и взаимопомощи, которые мы и называем дружбой, имеют жизненно важное, судьбоносное значение для полнокровной, спокойной, одухотворенной жизни. На протяжении веков у башкирского народа складывалась система этических воззрений, связанная с житейской мудростью и охраняющая главные духовные завоевания башкирской культуры, на протяжении более 5 веков мирно сосуществующей с культурами других народов, обживших благодатный башкирский край, и утверждающая в межнациональном общении дружбу, веротерпимость, уважительное отношение к другому. Именно это является матрицей духовнонравственного потенциала человека, «золотым сводом» законов и знаний о жизни, который призван обеспечивать духовное и физическое благополучие индивида и народа. Показателем продуктивности и эффективности такой политики, направленной на удовлетворение духовных запросов широких слоев общества, служит большое количество действующих ныне национально-культурных общественных организаций. Будучи весьма различными и по численности, и по возможностям, они все играют очень важную роль, как в формировании здорового общества, так и в становлении полноценной, гармонично развитой личности. Именно эта многонациональность, сложившееся единство разноязычных культур и плодотворное их сосуществование - истинное богатство Республики Башкортостан. Бережное отношение к такому бесценному достоянию, всемерная поддержка национальных культур является важнейшей задачей государственной политики Республики Башкортостан.

Проводимая в последние годы многоплановая культурная и национальная политика есть доказательство серьезных усилий правительства республики, направленных на обеспечение конституционных гарантий свободного развития населяющих ее народов и диалога национальных культур 3 .

Ценность дружбы, ее положительное влияние на нравственный облик и существование человека - неоспоримая истина, которая многократно проверена временем и в очередной раз доказывает то, что добрососедство представителей разных национальностей, мирное сосуществование разных культур, религий и языков в башкортостанской культуре - реалии современной жизни Республики Башкортостан.

поликультурный диалог межнациональный

Примечания

См. об этом подробнее: Рахматуллина, З.Я. Башкирский национальный дух (социально-философский очерк). Уфа: Изд-во Башк. гос. ун-та, 2002. С. 115-116.