Культура винча. новые находки. Тэртерийские таблички - осколок широко распространенной системы письменности местного происхождения

Не так давно на юге Сербии были проведены раскопки, в ходе которы археологи обнаружили первый город энеолита на территории Европы.

Последние раскопки на территории Сербии стали настоящим кладом для археологов. В рамках раскопок в южном районе страны археологам удалось обнаружить искусно выполненные древние статуэтки, изображающие женщин. Анализ этих и других артефактов позволил учёным предположить, что они обнаружили город неолит-энеолитической культуры Винча, считающейся древнейшей праиндоевропейской культурой в Европе.
Что касается артефактов, найденных при раскопках, то искусность их выделки говорит о том, что город мог считаться интеллектуальным центром культуры, поскольку его обитатели, похоже, знали толк в моде и обладали чувством прекрасного. Однако мастерство представителей племени этим не заканчивалось. Похоже ремесленники, обитавшие на этой территории Сербии, на 500 лет раньше остальных известных культур стали использовать медные орудия труда и оружие. Как отметили археологи, это означает, что медный век, или энеолит, в Европе начался как минимум на 500 лет раньше, чем считалось до сих пор.
Если говорить о самой культуре Винча, то стоит заметить, что в истории Европы она имела значение, сравнимое только с ролью Греции и ее воздействием на «варварский» мир. Сходство этих двух культурных феноменов заключается в схеме освоения пространства. Культура Винча охватывала территорию современных Болгарии, Сербии, Румынии и Македонии (а также некоторых регионы Северной Греции, Албании и Венгрии), а также дала начало многим южно-/восточноевропейским культурам энеолита и бронзового века.
В ходе раскопок на территории Южной Сербии, в районе города Плочник, на площади 1,2 квадратных километра учёные обнаружили свидетельства существования племени, представители которого уже по крайней мере 7500 лет назад занимались металлургией, активно торговали, а также знали толк в искусстве и моде.
Более того, как отмечают археологи, жители города старались эстетизировать не только свой внешний вид, но и окружающую их повседневную действительность. Так, найденные при раскопках фрагменты посуды и малых скульптурных форм продемонстрировали, что древние ремесленники могли производить как минимум 60 различных вариантов статуэток и предметов быта, которые были прекрасно украшены. И, как утверждает Кузманович-Цветкович, эти украшения не всегда сопровождали изображение божеств: часто они создавались просто для того, чтобы радовать людей.
По словам исследователей, интерес представляет не только художественная и эстетическая сторона жизни обитателей города, но и удивительно обустроенный быт. Судя по результатам работы археологов, люди этого племени знали, что такое централизованное управление и разделение социальных ролей, что позволило им создать развитый город. Как отметили исследователи, поселение состояло из отапливаемых зданий, кроме того, неподалеку от основных «жилых кварталов» располагалось аккуратно устроенное кладбище. В домах имелась не только печь, но и специальные отверстия для мусора, а люди спали на шерстяных или меховых циновках, шили одежду из льна, шерсти и кожи и, соответственно, держали домашний скот.
Исследователи культуры Винча, проанализировавшие находки на сербском раскопе, отметили, что представители этого поселения имели много детей и стремились создать максимально комфортные условия для своего потомства. Так, семь с половиной тысяч лет назад взрослые мастерили игрушечных животных и глиняные погремушки, чтобы развлечь малышей, а дети, в свою очередь, лепили из глины маленькие и неуклюжие горшки, которые археологи в большом количестве находили на раскопе.
Одной из важнейших находок стало обнаружение металлургической мастерской, в которой когда-то находилась печь и инструменты, такие как медное долото, молот и топор. Как рассказали археологи, металлургическая мастерская деревни представляла собой помещение площадью 25 квадратных метров. Стены «цеха» оказались построены из дерева, укрепленного глиной. Печь, снабженную глиняными сыпунами с тысячами маленьких вентиляционных отверстий и прототипом дымохода, ремесленники соорудили с внешней стороны помещения. Таким образом, дым не загрязнял мастерскую, а воздух стабильно поступал в печь. Скорее всего, подобные приспособления использовались ремесленниками для создания предметов из меди, а это доказывает, «что медный век начался в Европе на 500 лет ранее, чем мы думали до сих пор», отметила Кузманович.
Древнейшие медные предметы и куски руды обнаружены на раннеземледельческих поселениях Передней Азии (8-5 тысячелетия до н. э.), т.е. культура Винча не отставала в своем развитии от переднеазиатских культурных центров, давших начало цивилизациям Месопотамии, Малой Азии, Закавказья и территории «Плодородного полумесяца».
Культура Винча, представителями которой, как считают археологи, были жители этого поселения, уже в 5400–4700 годах до н. э. переживала свой расцвет и, соответственно, знала орудия из меди.
«Последние находки археологов подтверждают теорию о том, что культура Винчи с самого начала была знакома с металлургией. Эти люди знали, как и где искать полезные ископаемые, как их транспортировать и как из них создавать орудия труда», – прокомментировал обнаружение мастерской археолог из сербского Национального музея Душан Сливар.
Как отмечают эксперты, первые раскопки Плочника проводились еще в 1927 году, когда правительство существовавшего тогда Королевства сербов, хорватов и словенцев решило проложить железную дорогу, проходившую именно этот район и соединявшую южный город Ниш и Косово. В дальнейшем работы археологов финансировались редко и нерегулярно. Как надеются археологи, последние раскопки привлекут внимание инвесторов и позволят археологам создать когда-нибудь музей под открытым небом, при посещении которого туристы смогут увидеть жизнь древних племен в ее полноте и разнообразии.
Но люди культуры Винча преуспели не только в открытиях в области металлургии, но…и в создании первой письменности на территории Европы, вероятнее всего родственной (а может быть и производной) от письменности Тэртерии (территория современной Румынии)...

3-я колонка - буквы финикийского алфавита, 1-е тыс. до н.э.;

4-я колонка - насечки из Жаркутана, 1-е тыс. до н.э.;

5-я колонка - буквы этрусского алфавита, 1-е тыс. до н.э.;

6-я колонка - буквы письма из Винча, 5-е тыс. до н.э.

Разные находки, принадлежащие культуре Винча и ее периферии:

В 1961 году научный мир облетела весть об археологической сенсации. Нет, гром великого открытия прозвучал не из Египта или Месопотамии. Неожиданная находка обнаружилась в Трансильвании, в маленьком румынском поселке Тэртерии.

Что же поразило эрудированных мужей науки о древностях? Быть может, ученые наткнулись на богатейшее захоронение вроде гробницы Тутанхамона? Или перед ними предстал шедевр древнего искусства? Ничего подобного. Всеобщее возбуждение вызвали три крохотные глиняные таблицы. Ибо были они испещрены загадочными рисунчатыми знаками, поразительно напоминающими (как заметил уже сам автор выдающегося открытия, румынский археолог Н. Власса) шумерскую пиктографическую письменность конца IV тысячелетия до н.э.

Но археологов ждал еще один сюрприз. Найденные таблички оказались на 1000 лет старше шумерских! Оставалось только гадать: каким образом почти 7 тысяч лет назад, далеко за пределами прославленных древневосточных цивилизаций, там, где его совершенно не ожидали, очутилось древнейшее (на сей день) в истории человечества письмо?

В 1965 году немецкий шумеролог Адам Фалькенштеин высказал предположение, что письменность возникла в Тэртерии под влиянием Шумера. Ему возразил М.С. Худ, доказывая, что тэртерийские таблички вообще не имеют никакого отношения к письменности. Он утверждал, что шумерские купцы некогда навещали Трансильванию, вот их-то таблички и были скопированы туземцами. Разумеется, смысл табличек понятен тэртерийцам не был, тем не менее это не мешало им использовать их в религиозных обрядах.

Спора нет, идеи Худа и Фалькенштейна оригинальны, однако есть в них и слабые места. Как объяснить разрыв в целое тысячелетие между появлением тэртерийских и шумерских табличек? И разве можно скопировать то, что еще не существует?

Другие специалисты связывали тэртерийскую письменность с Критом, но здесь провал во времени достигает уже двух тысячелетий.

Не осталось без внимания открытие Н. Власса и у нас. По заданию доктора исторических наук Т.С. Пассек вопрос о пребывании шумеров в Трансильвании расследовал молодой археолог В. Титов. Увы, к единому мнению о сущности тэртерийской загадки так и не пришли. Однако эксперт-шумеролог А. Кифишин, проанализировав накопленный материал, пришел к выводам:

1. Тэртерийские таблички - осколок широко распространенной системы письменности местного происхождения.

2. Текст одной таблички перечисляет шесть древних тотемов, совпадающих со "списком" из шумерского города Джемдет-Насра, а также с печатью из захоронения, относящегося к венгерской культуре Кереш.

3. Знаки на этой табличке следует читать по кругу против часовой стрелки.

4. Содержание надписи (если ее прочитать по-шумерски) подтверждается находкой в той же Тэртерии расчлененного трупа мужчины.

5. Имя местного бога Шауэ идентично шумерскому богу Усму. Эта табличка была переведена так: "В княжение сороковое для уст бога Шауэ старейшина по ритуалу сожжен. Это десятый".

Так что же все-таки таят в себе тэртерийские таблички? Прямого ответа пока нет.

Но ясно: лишь изучение всего комплекса памятников культуры Турдаш-Винчи (а именно к ней относятся и Тэртерия) может приблизить нас к разгадке тайны трех глиняных табличек.

"Дела давно минувших дней

Берега реки, по которой бурлачили корабли, травой заросли...

Военная дорога, по которой катились колесницы, заросла травой плача...

в городе жилье превратилось в руины."

Из шумерской поэмы "Проклятье над Аккадом"

Километрах в двадцати от Тэртерии находится холм Турдаш. В его недрах погребено древнее поселение земледельцев периода неолита. Холм раскапывали еще с конца прошлого века, но полностью так и не раскапали. Еще тогда внимание археологов привлекли пиктографические знаки, прочерченные на обломках сосудов. Такие же знаки на черепках нашли и в родственном Турдашу неолитическом поселении Винча в Югославии. Тогда ученые сочли знаки за простые клейма владельцев сосудов. Потом турдашскому холму не повезло: ручей, изменив свое русло, почти смыл его. В 1961 году археологи появились уже на холме Тэртерии.

Работа ученых близилась к завершению; казалось, Тэртерия открыла все свои тайны... И вдруг под самым нижним слоем холма была обнаружена яма, заполненная золой. На дне - статуэтки древних богов, браслет из морских раковин и... три маленькие глинянные таблички, покрытые пиктографическими знаками. Рядом обнаружили расчлененные и обгоревшие кости взрослого человека.

Когда улеглось волнение, ученые внимательно осмотрели маленькие таблички. Две имели прямоугольную форму, третья была круглой. У круглой и большой прямоугольной табличек в центре находилось круглое сквозное отверстие. Тщательные исследования показали: сделаны таблички из местной глины. Знаки наносились только с одной стороны. Техника письма древних тэртерийцев оказалась очень проста: рисунчатые знаки процарапывались острым предметом на сырой глине, затем табличку обжигали. Попадись такие таблички в далеком Двуречье, никто б и не удивился. Но шумерские таблички в Трансильвании! Это поражало воображение. Тут-то и вспомнили о забытых знаках на черепках Турдаш-Винчи. Сравнили их с тэртерийскими: сходство было очевмдным. А это говорит о многом. Письменность Тэртерии возникла не на пустом месте, а являлась составной частью распространенной в середине VI - начале V тысячелетия до н.э. пиктографической письменности балканской культуры Винчи.

Первые земледельческие поселения появились на Балканах еще в VI тысячелетии до н.э., а через тысячу лет земледелием занимались уже на всей территории Юго-Восточной и Центральной Европы. Как жили первые земледельцы? Сначала они обитали в землянках, обрабатывали землю каменными орудиями. Основной посевной культурой был ячмень. Постепенно внешний вид поселения менялся. К концу V тысячелетия до н.э. появляются первые глинобитные дома. Дома возводились очень просто: ставился каркас из деревянных столбов, к нему прилаживали стены, сплетенные из тонких прутьев, которые потом обмазывали глиной. Обогревались жилища сводчатыми печами. Не правда ли, такой дом очень похож на украинскую хату? Когда же он ветшал, его сносили, выравнивали место и строили новый. Таким образом, древний поселок постепенно рос ввысь. Шли столетия, и постепенно земледельцы стали осваивать топоры и другие орудия, сделанные из меди.

А как выглядели древние обитатели Трансильвании? Многочисленные статуэтки, найденные при раскопках, могут частично воссоздать их облик.

Вот перед нами вылепленная из глины голова мужчины. Спокойное мужественное лицо, крупный с горбинкой нос, волосы зачесаны на пробор, а сзади собраны в пучок. Кого изобразил древний скульптор? Вождя, жреца или просто соплеменника - сказать трудно. Да это и не столь важно. Важно другое: перед нами не застывшее изваяние, выполнявшееся по определенным и строгим канонам, а лицо человека - древнего жителя Трансильвании. Он будто смотрит на нас из глубины семи тысячелетий!

А вот сильно стилизованное изображение женщины. Тело покрыто сложным геометрическим орнаментом, образующим замысловатый узор. Такой же орнамент встречается и на других статуэтках культуры Турдаш-Винчи. Судя по всему, это хитросплетение линий имело какой-то смысл. Была ли это татуировка, которой, возможно, украшали себя модницы того времени, или во всем этом таился какой-то магический смысл, ответить трудно; женщины не очень любят раскрывать свои тайны.

Особый интерес представляет большой ритуальный кувшин, относящийся к раннему периоду винчанской культуры. На нем мы видим рисунок, вероятно, внешнего вида святилища, причем изображение это опять-таки очень напоминает святилище древних шумеров. Опять случайное совпадение? Но ведь два святилища отделены друг от друга почти двадцатью веками!

На первой прямоугольной табличке нанесено символическое изображение двух козлов. Между ними помещен колос. Быть может, изображение козлов и колоса было символом благосостояния общины, в основе которого было занятие земледелием и скотоводством? А может быть, это сцена охоты, как считает Н. Власса? Любопытно, что подобный сюжет встречается и на шумерских табличках. Вторая табличка разделена вертикальными и горизонтальными линиями на небольшие участки. На каждом из них процарапаны различные символические изображения. Не тотемы ли это?

Круг шумерских тотемов известен. И если сравнить рисунки на нашей табличке с изображениями на ритуальном сосуде, найденном при раскопках в Джемдет-Насре, снова бросится в глаза поразительное совпадение. Первый знак на шумерской табличке - голова животного, скорее всего козленка, второй изображает скорпиона, третий, по-видимому, - голову человека или божества, четвертый символизирует рыбу, пятый знак - какое-то строение, шестой - птицу. Таким образом, можно предположить, что на табличке изображены тотемы: "козлёнок", "скорпион", "демон", "рыба", "глубина-смерть", "птица".

Тотемы тэртерийской таблички не только совпадают с шумерскими, но и расположены в той же последовательности. Что это, ещё одна поразительная случайность? Скорее всего нет. Графическое совпадение знаков могло быть случайным. Науке подобные совпадения известны. Поразительно похожи, например, отдельные знаки загадочной письменности протоиндийской цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппы со знаками письменности кохау-ронго-ронго далекого острова Пасхи. Но совпадение тотемов и их последовательности вряд ли случайно. Оно наводит на мысль о происхождении религиозных воззрений жителей и Тэртерии и Джемдет-Насра из одного общего корня. Похоже, в наших руках находится своеобразный ключ к дешифровке письменности Тэртерии: не зная, что написано, мы уже знаем, в какой последовательности нам надо читать. Поэтому надпись можно дешифровать, читая ее против часовой стрелки вокруг отверстия в табличке. Конечно, мы никогда не узнаем, как звучал язык жителей Тэртерии, но мы можем установить значение их рисунчатых знаков, исходя из шумерских эквивалентов.

На круглой табличке прочерчены письменные знаки, разделённые линиями. Количество их в каждом квадрате невелико. Значит, письменность тэртерийских табличек, как и архаическая шумерская письменность, была идеографической, слоговых знаков и грамматических показателей еще не существовало.

На круглой табличке написано следующее:

4. NUN KA. SHA. UGULA. PI. IDIM KARA 1.

"Четырьмя правительницами лика бога Шауэ старейшина разума глубокого сожжен один".

Что за смысл заключен в надписи?

Снова напрашивается сравнение с упомянутым нами документом из Джемдет-Насра. В нем содержится список главных сестер-жриц, возглавлявших четыре племенные группы. Быть может, такие же жрицы-правительницы были в Тэртерии? Но есть и другое совпадение. В надписи из Тэртерии упомянут бог Шауэ, причем имя бога изображено точно так же, как и у шумеров. Да, судя по всему, тэртерийская табличка содержала краткие сведения о ритуале сожжения жреца, отслужившего определенный срок своего правления.

Так кем же были древние жители Тэртерии, писавшие "по-шумерски" в V тысячелетии до н.э., когда самого Шумера еще и в помине не было? Предками шумеров? Некоторые ученые считают, что прашумеры откололись от пракартвелов в XV - XII тысячелетии до н.э., уйдя из Грузии в Курдистан. Как же могли они передать свою письменность народам Юго-Восточной Европы? Вопрос немаловажный. А ответа на него пока нет.

Древние обитатели Балкан оказали заметное влияние на культуру Малой Азии. Особенно хорошо прослеживается с ней связь культуры Турдаш-Винчи по пиктографическим знакам на керамике. Знаки, иногда полностью идентичные винчанским, были найдены в легендарной Трое (начало III тысячелетия до н.э.). Тогда же они появляются и в других районах Малой Азии. Отдаленные отголоски письменности Винчи содержит в себе пиктографическая письменность древнего Крита. Нельзя не согласиться с и с предложением археолога В. Титова о том, что примитивная письменность в эгейских странах уходит своими корнями на Балканы IV тысячелетия до н.э., а вовсе не возникла под влиянием далекого Двуречья, как раньше полагали некоторые исследователи.

К тому же известно: создатели балканской культуры Винчи в V тысячелетии до н.э. прорвались через Малую Азию в Курдистан и Хузистан, где в то время обосновались как раз прашумеры. И вскоре в этом районе возникает пиктографическая протоэламская письменность, одинаково близкая и к шумерской и к тэртерийской.

Напрашивается вывод: изобретателями шумерской письменности были, как это не парадоксально, не шумеры, но жители Балкан. Действительно, как иначе объяснить, что древнейшая письменность в Шумере, датируемая концом IV тысячелетия до н.э., появилась совершенно внезапно и уже во вполне развитой форме. Шумеры (как и Вавилоняне) были лишь хорошими учениками, восприняв пиктографическую письменность от балканских народов и в дальнейшем развив ее в клинопись.

ВЕТВИ ОДНОГО ДЕРЕВА

Среди вопросов, возникших в процессе изучения тэртерийской находки, особенно важными мне представляются два:

1. Как возникла тэртерийская письменность и к какой системе письма она примыкала?

2. На каком языке говорили тэртерийцы?

Б. Перлов, безусловно, прав, утверждая, что шумерская письменность появилась в Южном Двуречье в конце IV тысячелетия до н.э. как-то неожиданно, в совершенно готовом виде. Именно на ней была записана древнейшая энциклопедия человечества "Харрахубулу", целиком отразившая мировоззрение людей X - IV тысячелетия до н.э.

Изучение законов внутреннего развития шумерской пиктографии показывает, что к концу IV тысячелетия до н.э. пиктографическое письмо как система находилось в состоянии не становления, а распада. Из всей шумерской системы письма (насчитывавшей около 38 тысяч знаков и вариаций) употреблялось немногим более 5 тысяч, причем все они вышли из 72 древних гнезд-символов. Процесс же полифонизации (то есть разнозвучания одного и того же знака) гнезд шумерской системы начался задолго до этого.

Полифонизация постепенно разъедала внешнюю оболочку сложного знака в целых гнездах, затем разрушала внутреннее оформление знака в гнездах полураспавшихся и, наконец, полностью уничтожала само гнездо. Распались гнезда-символы на полифонические пучки задолго до прихода шумеров в Двуречье.

Любопытно, что в протоэламской письменности, существовавшей одновременно с шумерской также на берегу Персидского залива, наблюдается аналогичное явление. Протоэламское письмо тоже сводится к 70 гнездам-символам, которые распались на 70 полифонических пучков. И протоэламский знак, и шумерский имеют внутреннее и внешнее оформление. Но протоэламский имеет еще и привески. Поэтому по своей системе он ближе к китайской иероглифике.

В эпоху Фуси (2852 - 2752 гг. до н.э.) кочевники-арии вторглись в Китай с северо-запада и принесли с собой туда вполне сложившуюся письменность.

Но древнекитайской пиктографии предшествовала письменность культуры Намазга (Средняя Азия). Отдельные группы знаков в ней имеют как шумерские, так и китайские аналоги.

В чем же причина сходства системы письма у столь различных народов? Дело в том, что они имели один источник, распад которого произошел в VII тысячелетии до н.э.

На протяжении двух тысячелетий перед распадом эламо-китайский ареал контактировал с шумероидными культурами Гурана и иранского Загроса. Восточному ареалу письменности противостоял западный, оформившийся под влиянием шумероидов пред-Гурана (Гандж-Даро). Впоследствии из него возникли письменности древних египтян, крито-микенцев, шумеров да и тэртерийцев.

Таким образом, легенда о "вавилонском" столпотворении и распаде единого земного языка не так уж и беспочвенна. Ибо, сравнивая 72 гнезда шумерской письменности с аналогичными гнездами-символами всех других систем письма, поражаешься их совпадению не только по принципам оформления, но и по внутреннему содержанию. Перед нами как бы осколки, взаимно дополняющие звенья распавшейся единой системы. Когда же реконструированную символику этой письменности IX - VIII тысячелетий до н.э. сравниваешь со знаками-символами позднего палеолита Европы (20 - 10 тыс. лет до н.э.), нельзя не обратить внимания на их далеко не случайное совпадение.

Да, письменные системы IV тысячелетия до н.э. не возникли в разных местах нашей планеты, а являлись лишь следствием автономного развития осколков распавшейся единой прасистемы религиозной символики, возникшей в одном месте, происхождение которой так и остается загадкой...

http://ultima-cruzado.livejournal.com/2009/01/14/

Культура Винча

Одна из древнейших археологических культур, которая по настоящему интересуют широкую ненаучную общественность, это культура Винча. Произошло данное явление потому, что с одной стороны, Винча была активно пропагандируема как древнейшая письменная культура в истории, а с другой, благодаря вниманию которое уделил этой культуре в истории индо-европейцев В.А. Сафронов и его последователи, она была представлена широким массам как праиндоевропейская культура.


Европейский энеолит и культура Винча.

.
Если мы посмотрим на карту распределения культур, а затем сравним ее с картой распространения по Европе расовых типов, то обнаружим, что Культура Винча находиться как раз в зоне размещения пришедших с Востока альпинидов, в то время как индо-европейцы принадлежащие к нордической расе локализуются в районе днепро-донецкой культуры , которая однозначно трактуется как индоевропейская. Так что выводы о культуре Винча каждый может сделать сам, благо материал для этого имеется.

p.s. Точка зрения,изложеная в вышеприведенном материале может во многом не совпадать с моими убеждениями.

Археологические культуры V-IV тыс. до п. э. в зоне формирования индоевропейского праязыка, оконтуренной в соответствии с характеристиками флоры, фауны, ландшафта и гидронимии, должны быть проверены на соответствие культурно-хозяйственному типу индоевропейской пракультуры, охарактеризованному по данным лексики праязыка Хронологически существование единого праязыка индоевропейцев перед его распадом определяется в настоящее время как IV тыс. до н. э.

В ареале к югу от Западных Карпат, Судет, Рудных год, к северо- востоку от Шумавы, восточных склонов Альп, в Подунавье (в меридиональном течении Дуная), Среднедунайскоп низменности до Южных Карпат в IV тыс. до н. э. известно несколько археологических культур.

Кулътура линейно-ленточной керамики распространена в Германии, Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, и эти территории соответствуют ареалу прародины по данным флоры, фауны, гидронимии. В то же время культура линейно-ленточной керамики (КЛЛК) расширяется в позднейшей фазе от Франции до Румынии, Молдавии, вытесняясь с первоначальной зоны обитания культурой Лендьел и ее производными, и таким образом, выходит из границ ареала ПИЕ в западной границе, поскольку КЛЛК переходит Рейн.

Занимая, в основном, V тыс. до п. э., КЛЛК представлена в IV тыс. до н. э. своими производными - группой Желиз в Северной Венгрии, группой Железовцы -в Западной Словакии, культурой Бюкк - в Восточной Словакии, алфелдской линейной керамикой в Потисье до Мароша, культурой накольчатоленточной керамики - в Чехии, Германии, в Польше.

Однако культура линейно-ленточной керамики не имеет производных, которые доживали бы до середины III тыс. до н. э. и имели бы распространение в Восточной Европе, соответствующей ареалу ПИЕ по данным флоры и фауны, доходили бы до ареала картвельского языка и картвелоязычных культур.

Другие стороны культуры линейно-ленточной керамики также противоречат представлению о праиндоевропейской культуре. Местное происхождение КЛЛК и отсутствие видимых связей с Древним Востоком не дает археологической основы для реализации предположения лингвистов о контактах праиндоевропейского и прасемитского в V тыс. до н. э.

Во второй половине VI и V тыс. до и. э. на территории Македонии, Сербии, Западной Валахии, Молдавии, Молдове, Трансильвании, болгарской Фракии, в Банате распространилась культура Старчево - Кереш - Криш - Караново I (название культуры складывается из региональных названий одной культуры в Югославии, Венгрии, Румынии, Болгарии). Ареал этой культуры совпадает только в южной части с ареалом ПИЕ. Хронологические рамки культуры: вторая половина VI - первая половина V тыс. до н.э.

Ареал данных культур, слабая миграционность, отсутствие производных культур, которые бы вошли во II тыс. до н. э., уклад экономики и социальная характеристика общества не позволяют считать Старчево эквивалентом праиндоевропейской культуры.

В ареала ПИЕ в конце V - начале IV тыс. до н. э. находится культура Тиса. Территория ее распространения ограничена Потисьем (Северо-Восточная Венгрия, Восточная Словакия). Происхождение культуры Тиса связано с памятниками Сакалхат-Лебе, Тисадоб с основой в культуре алфелдской линейно-ленточной керамики с сильным влиянием Винчи.

Локальность культуры Тиса как ареальная, так и временная (потисской культуры не было в зоне индоевропейской гидрономии па территории Польши, Германии; по времени занимает 1-ю половину IV тыс. до н. э.), отсутствие производных в III-II тыс. до н. э., непереплавленная в единое целое многокомпонентность культуры Тиса также не позволяют считать ее эквивалентом ПИЕ, а лишь одной из фаз дезинтеграции массива КЛЛК.

Рассмотрение археологических культур в V тыс. до н. э. в ареале ПИЕ по данным географии, флоры и фауны показывает, что ни одна из рассмотренных культур: КЛЛК, КНК, Старчево - Кереш, и Тиса- не удовлетворяет условиям, предъявляемым к археологическому эквиваленту пракультуры индоевропейцев. Одно из этих требований-условий состоит в том, что формирующаяся пракультура должна сначала занимать небольшую территорию в ареале ПИЕ, а затем расшириться так, чтобы покрыть ареал индоевропейской гидронимии, а также иметь контакты с картвелоязычными и семитскими культурами, а также культурами-носителями северо-кавказских языков. Последние контакты могли происходить в Средиземноморье, на Древнем Востоке, на Северном Кавказе, поэтому культуры-эквиваленты пракультуре индоевропейцев либо должны сами иметь контакты с указанными регионами, либо давать производные, которые достигают регионов, где распространены культуры-носители всех названных языков (картвельских, семитских и северо-кавказских).

Археологические культуры V, IV, III тыс. до н. э. Винча, Лендьел и КВК, удовлетворяющие этому условию, последовательно во времени сменяют друг друга, причем зарождение новой археологической культуры проходит на пограничье с материнской и с продвижением за ее пределы. Дочерние культуры не поглощают материнскую, напротив, последняя продолжает существовать, а их фазы развития взаимно обогащают друг друга. Скорость перемещения значительна: одни и те же памятники находятся на территории от Моравии до Скандинавии и трудно установить их приоритет. Дочерние культуры IV-III тыс. до н. э. занимают территорию почти всей Средней Европы в течение 1,5 тысячелетий, а культуры III-II тыс. до н. э. занимают все степные и лесостепные пространства Восточной Европы, Предкавказья, также степную часть от Черного моря до Минусинской котловины, достигая и мест локализации исторических индоевропейцев и регионов, где могли осуществиться связи с картвелоязычными, семитскими и северо-кавказскими народами.

Модель развития этих трех культур более всего соответствует лингвистическим данным и концепции на основе этих данных существования позднеиндоевропейской прародины - колыбели почти всех современных европейских народов-и является единственной гипотезой, примиряющей аргументы в пользу европейской и азиатской прародины индоевропейцев, через промежуточное звено малоазийского происхождения - культуру Винча.

6. Культура Винча-древнейшая цивилизация Старого Света. Формы влияния культуры Винча на Центральную Европу. Происхождение культурно-исторической общности Сопот - Бичке - Лужанки - Лендьел. (Праиндоевропейцы на Балканах)

С появлением культуры Винча в Европе, на Северных Балканах, происходит распад одной культуры или культурно-исторической общности линейно-ленточной керамики и исчезновение другой - Старчево- Криш.

В связи с тем, что Винча на севере входит в экологическую нишу ПИЕ, а с юга имеет выход в Средиземноморье, хронологически занимает часть V и часть IV тыс. до н. э. и имеет массу параллелей с культурами Центральной Европы IV тыс. до н. э., чрезвычайно важно установить ее место в образовании праиндоевропейских культур и роль в судьбах позднеиндоевропейской общности.

В свете сенсационные археологических открытий на памятниках Подунавья и центральнобалканского неолита - в Румынии, Югославии и Болгарии Юго-Восточная Европа в ареале распространения культуры Винча может быть названа одним из древнейших очагов цивилизации, более древним, чем цивилизации Месопотамии, долины Нила и Инда. Диагностическим признаком цивилизации является такой уровень развития производящей экономики, когда появляется прибавочный продукт, высвобождающий часть общества для осуществления технического и культурного прогресса. Этому сопутствуют значительные перемены в социальной структуре: оформляется иерархия сословий; регулирующей жизнь общества становится власть вождя (царя) и института жрецов. Все эти явления оставляют след в материальной культуре, а следовательно, могут быть зафиксированы в археологических памятниках. Так, характерным внешним выражением перехода к цивилизации является появление города, а в нем - дворцов или храмов; разнообразных строений, связанных с разными их функциями, специализированных мастерских, свидетельствующих о выделении некоторых ремесел, и, наконец, письменности, без которой нет цивилизации. Рассмотрим, как эти признаки цивилизации преломляются в археологических памятниках культуры Винчи и насколько специфическими (т. е. культурно-дифференцирующими) для этой культуры они являются.

Ранняя Винча появляется в ареале распространения культуры Старчево - Криш - Кёреш - Караново I-II, причем, характер взаимодействия пришлой культуры Винча с культурой субстрата был мирный.

На ранней стадии существования Винчи не приходится говорить о возможности появления города как укрепленною культурного центра. В поздний период развития Винчи - Винча - Плочник I-II, по Гарашанину, положение резко меняется.

Многослойные винчанские поселения сменяются укрепленными поселками, расположенными на труднодоступных холмах и скалах. Укрепления появляются в балканском регионе в конце V тыс. до н. э. не только в культуре Винча, но и в ряде культурных.групп и культур, связанных с продвижением культуры Винча на запад и север (культура Сопот, группа Бичкеу-группа -Лужанки, культура Лендьел).

Укрепления поздневинчанских поселений - достаточно сложные фортификационные сооружения, состоящие из рвов, валов, палисадов, каменных стен. Естественно укрепленные места усиливались искусственными сооружениями.

Чтобы оценить правомерность термина «город» в отношении к винчанским поселениям, следует обратиться к домостроительству и архитектуре культуры Винча.

На раннем этапе развития культуры Винча строения на поселениях представлены как землянками, так и наземными сооружениями. На поздней фазе развития Винчи - Винча - Плочник - дома чаще многокомнатные и больших размеров. Архитектура на поздней фазе культуры Винча характеризуется прежде всего появлением строений с четко определенными функциями. Зафиксированы группы объектов, которые могут быть определены как «дворцы», «храмы», «святилища» и просто как «жилой дом».

К дворцам могут быть отнесены строения больших размеров, имеющие необычную, нестандартную планировку, которая отмечается, как правило, один раз па одном поселении для одного строительного горизонта. Появляются дома типа «мегарона».

Мегарон - это архитектурный комплекс, состоящий из прямоуголь- ного зала с очагом в центре, вход в который идет через портик (про- пилеи) и еще один портик (вестибюль).

Также появляются абсидные дома,т.е. дома с закругленной торцовой стенкой. Размеры этого типа домов не уступают размерам мегаронов (дом в Винче имел размеры около 100 кв. м), и также несут особую парадную функцию.

Эта архитектурная традиция характерна для Греции, где встречается в конце IV и III тыс. до н. э. в домостроительной архитектуре вплоть до рубежа III/II тыс. до н. э., а для II тыс. до и. э. сохраняется только в погребальной архитектуре. Изобретателями этого архитектурного стиля являются также носители культуры Винча.

К жилым строениям следует относить дома столбовой конструкции с двускатной крышей, с одной и более комнатами. Эволюция жилого дома Винчи идет в направлении увеличения площади до 50 кв. м и увеличения числа комнат. Дома были столбовой конструкции, наземные; с очагами в центральной комнате стены сооружались из плетней, обмазанных глиной. Над входом в дом укрепляли голову зверя - быка, оленя и др.

В Винче прослежено несколько типов печей, из которых часть использовалась в гончарном производстве, часть - для плавки руды, а часть - для выпечки хлеба, для приготовления пищи. Печь также декорировалась, как и очаги, и жертвенники, пластическим орнаментом. -

Домостроительная архитектура винчанской культуры служит культурно-дифференциоующим признаком, выделяя памятники Винчи из ряда синхронных и -сосеодних культур, таких, как культура линейно-ленточной керамики, Старчево - Криш - Кереш - Караново I -II, раннекикладской культуры, Кукутени - Триполье, и культурно-интегрирующим признаком, объединяя памятники культуры Винча с культурами лендьелского круга и культурой воронковидных кубков Сред- ней Европы, с культурой позднего неолита Фессалии - Димини, с куль- турами, сменяющими Винчу в диахронии - Криводол - Сэлькуца- Бубани - Хум.

Культовые постройки имели определенную планировку, неоднократно перестраивались. Эти строения имели трехчастную конструкцию общей площадью около 30 кв. м, или двухчастную. В северной части устраивался монументальный жертвенник, над которым на столбах развешивались священные символы - букрании. Жертвенник украшался лепным декором, метопами. Орнаментальные мотивы - криволинейные, спиральные, угловые и прямоугольные. Общая орнаментальная схема такова, какая применялась и в орнаментике керамики. Кроме жертвенника, в подобных постройках находились и печи.

Выделяется антропоморфная пластика - глиняные мужские и женские фигурки, а также глиняные фигурки животных. Большое число идолов, находимых как в одном месте (Тэртэрия), так и в разных местах, разнообразных по форме и деталям изображения и в то же время отличающихся высоким стандартом, может указывать на сложившийся пантеон в винчанской религии с обособлением функции каждого бога. М. Черты лица на антропоморфной пластике передаются как выступом носа, так и врезными линиями. Линия глаз в виде сегментов, которые могут огрубляться до треугольников, непрерывно переходят в две параллельные линии - продолжение линии носа. Пластика отличается стандартностью приемов изображения. Этот высокий стандарт служит культурно-дифференцирующим признаком винчанской культуры Антропоморфная пластика дополняется крышками с антропоморфных сосудов: Линия эволюции этих сосудов доходит до античной эпохи (Греция) и даже до первых веков н.э.

Погребальный обряд культуры Винча также свидетельствует о развитых религиозных представлениях ее населения. Черты винчанского ритуала- положение погребенных на боку, скорченно; существование погребального инвентаря - керамика, бусы из раковин; и топоры из камня - в культуре позднего неолита Средней Европы, Лендьел, не случайны и возникли в ходе прямой преемственности идеологии Винчи.

Жрецы как хранители традиции, бесспорно, существовали в обществе Винча. Это следует из того факта, что культура Винча очень устойчива в своих проявлениях и оказывала воздействие на окружающие народы и культуры, но обратного воздействия не испытывала.

Только существованием института жречества можно объяснить сложение системы письма, которую не совсем точно называют «древне- балканской системой письма». Винчанское письмо представлено знаками геометрического линейного типа и толкуются как древнейшие из известных нам надписей пока еще не разгаданной системы письма (Иванов). Знаки наносились на дно и придонную часть сосудов, на их плечевую часть. Ими украшались и культовая пластика, и бытовая керамика. Известны и глиняные таблички (Тэртэрия, Градешница).

Таким образом, укрепления, дворцы, храмы, равно как и соответствующая этим косвенным атрибутам дифференциация общества - выделение сословий воинов и жрецов, а следовательно, и военных руководителей - вождей - появляются только на поздней фазе существования культуры Винча (Винча- Плочник I, II). Значит, будучи неместного происхождения, культура Винча появляется в районах Юго-Восточной Европы в комплексе признаков, свидетельствующих о том, что общественная организация и экономическая структура винчанского общества еще не соответствуют требованиям, предъявляемым к цивилизации, хотя письменность уже существует. В результате внутренних изменений винчанское общество уже в Европе вступает в фазу формирования цивилизации, все признаки которой складываются во второй половине существования культуры Винча. Не следует за- бывать, что экономическое благосостояние винчанского общества, как и любого, основывалось на труде земледельцев, скотоводов и ремесленников.

Специализация гончарного производства должна была иметь место в винчанском обществе, поскольку этого требовала сложная производственная технология, стандартизация продукции, большой ее ассортимент, о чем свидетельствуют гончарные печи и склады керамической продукции. Керамика культуры Винча - серая и чернолощенная; восстановительного обжига, тонкостепная, орнаментированная каннелюрами - дает, с одной стороны, высокий стандарт форм, а с другой - вариабельность по выполнению отдельных деталей: ручек-налепов, места нанесения орнамента и многое другое.

Косторезное ремесло в Винче также, бесспорно, имело место быть.

Специализированный характер медеплавильного производства реконструируется обнаружением в поселении Винча медеплавильных печей, в которых были найдены шлаки от плавки цинобарита Винча - это первая металлоносная культура в Европе.

Таким образом, по всем археологическим данным можно констатировать процесс развития поселений в города, а общества -в цивилизацию, в начале IV тыс. до н. э. на территории Северных Балкан и Задунавья.

Хронология культуры Винча до сих пор является предметом острых дискуссий среди археологов.

Датировка раннего хронологического этапа культуры Винчи (Винча А-В) находится, судя по радиоуглеродным датам самих винчанских памятников, в пределах всей второй половины V тыс. до н. э.:

Датировка позднего хронологического периода Винчи (Винча С-Д; Винча-Плочник, по Гарашанину) более проблематична. Большинство радиоуглеродных дат винчанских памятников этого хронологического периода укладываются в первую половину IV тыс. до н. э; Исходя из этого, можно утверждать, что культура Винча на позднем этапе существует в течение всей первой половины IV тыс. до н. э. Последняя же дата, приведенная для Горной Тузлы, может быть либо ошибочна, либо мо- жет указывать на доживание культуры Винча в горных районах до первой четверти III тыс. до н. э.

Развитие во времени и пространстве культуры Винча в системе центрально-европейского неолита можно представить в виде следующей схемы. Винчанский комплекс в виде прото-Винчи появился впервые на поселениях культуры Старчево - Криш -Кереш. Дальнейшее развитие культуры Винчи связано с исчезновением культурно-исторической общности Старчево - Криш - Кереш. Взаимо- деиствие с культурой линейно-ленточной керамики было иным: на одних поселениях материалы этих двух культур не встречается, но опосредственно устанавливается их связь, выражающаяся в переоформлении КЛЛК в позднюю фазу развития - младшую КЛЛК и ее региональное проявление в виде культуры Желиз - Железовце в Венгрии и Словакии. Движение культуры Винча на северо-запад и запад выразилось в образовании культуры Сопот, которая проходит в своем развитии три фазы (Сопот I, Сопот II - Бичке, Сопот III - Зенгеварконь) и синхронна Винче на всем пути своей эволюции. На поселениях Сопот залегают совместно материалы Винчи и Сопот - Лендьел, причем на коренных винчанских поселениях материалы Винчи Д перекрываются материалами культуры Лендьел. Брукнер назвал культуру Сопот «послом винчанских идей». Калиц показал однокультурность Сопот II в Хорватии и Бичке в Венгрии, а также однокультурность Сопот III с краснорасписным Лендьелом типа Зенгевар- конь. Типологический анализ керамического комплекса Сопот и культур Бичке и Лендьел показывает совпадение Бичке и Сопот II по 8 формам.

На следующем этапе - Винча С - в Подунавье, Западной Словакии, Моравии оформляется новая культура - краснорасписной Лендьел как результат влияния Винчи на субстрат Биня - Бичке и прямого влияния Винчи на Желиз - Железовце. Прямое непосредственное воздействие Винчи доказывается совпадением 8 форм в культуре Лендьел и Винча.

Культура Винча просуществовала от середины V тыс. до н. э. до IV/III тыс. до н. э. и в течение тысячи лет синхронно со своими производными -культурой Лендьел на севере от ее ареала, культурой Гумельница к востоку от Винчи, культурой Димини в Фессалии. Таким образом, для культур энеолита Центральной Европы существовала в качестве подосновы культура Лендьел и производная от нее пракультура КВК, тогда как для энеолита более южных районов такой подосновой в большей степени была культура Винча, с которой и связаны первые миграции на Юг Балканского полуострова и Малую Азию.

Этническая атрибуция культуры Винча определяется, исходя из ее генетической связи с культурой праиндоевропейского состояния Лендьел, с одной стороны, а также связью с раннеиндоевропейской пракультурой Чатал Хююка, с другой стороны. Промежуточное положение позволяет говорить о ней как о пракультуре среднеиндоевропейского состояния, точнее финала СИЕП, ввиду хронологической близости к началу позднеиндоевропейской эпохи - рубеж IV/V тыс. до и. э.

|| ||

Предки русских жили в Европе 7 тыс. лет назад
Почему хетты, пеласги, фракийцы, и венеты - это наши предки?

Какой сюрприз преподнесла учёным открытая в Болгарии археологическая "культура Винча"? Кто первым создал в Европе городскую цивилизацию - ещё 7000 лет назад? Когда впервые отмечена отчётливая буквенная письменность на территории Европы? Где возникла первая цивилизация - в долине Нила, в долине Инда, в Месопотамии или в бассейне реки Дунай? На что похожа письменность цивилизации "Винча"? Куда двинулось расселение жителей "культуры Винча"? Кто создал Венецию? Какой народ основал "Трою"? Кто был предком этрусков? Почему римляне стёрли память об этрусках? Как появились славены и расены? Как венеты расселиись по всей Европе - от Франции до Прибалтики? Когда появилось первое независимое государство славян (в их современном виде)? Почему возникло несколько Русей в Европе? Почему "венеты" - это арийцы? Как возник русский народ? ©

~~~~~~~~~~~



Керамика культуры Винча


Писатель-историк Вячеслав Манягин излагает свою точку зрения на историю славян и других народов западной части Евразии.
Вячеслав Манягин: — Почему мы заговорили о фракийцах? Дело в том, что фракийцы занимали ту территорию, которую до них занимала некая культура, которая, кстати, тоже была совершенно недавно, в 20 веке открыта археологами, это были болгарские, сербские археологи, потому что культура эта занимала огромную территорию от устья Дуная до Адриатического моря, называется она по первому месту раскопок, культура Винча. Такое местечко Винча где-то в Болгарии есть, вот по этому месту она и называется культурой Винча. И, оказалось, что эта культура была абсолютно уникальной для Европы того времени, а относится она примерно к 5 тысячелетия до нашей эры, то есть ей сейчас 7 тысяч лет исполнилось, этой культуре.

Чем она была уникальна? Это была первая в Европе культура, для которой характерна городская цивилизация, то есть они строили действительно настоящие города, очень большие по площади, и это первая в Европе культура, в которой была письменность, причем, это была именно письменность буквами и письменность, не иероглифы, ни руны, это были именно буквенные знаки. И вот я просто хочу процитировать еще одного, скажем так, авторитетного ученого, доктора исторических наук, академика Владимира Александровича Сафронова, который занимался этим вопросом. Он пишет в своей книге, посвященной культуре Винча, так: «Культура Винча может быть названа одним из древнейших очагов цивилизации, более древним, чем цивилизации Месопотамии, долины Нила и Инда». То есть, собственно, цивилизация пошла вот с этого места. А кто там жили?

Там жили предки славян, русских. И вот эта вот затем письменность, которая характерна для этой культуры, она тоже удивительно похожа и на письменность пеласгийской, и на письменность этрусков, то есть там совпадения, исключающие случайность, да? Вот, я в своей книге привожу таблицы, где показаны параллельно, и та, и другая письменность. И вот эта письменность культуры Винча, она затем стала распространяться и на Эгейское море, и на Балканский полуостров, к северу. И носители этой письменности, они затем уже продвигались двумя потоками, одни в обход Адриатического моря, по Балканскому полуострову, по северо-западному побережью Адриатики, пришли туда, где нынче находятся славный город Венеция, происходящий от племени венетов, которые создали область культурную в северо-западной Италии, да, Венета такая.

А другая часть носителей этой письменности, она жила, как я уже сказал, на побережье Эгейского моря, и в результате того, что Троянская война была проиграна, бежавшие оттуда уцелевшие представители этой культуры, они уже морем через Сицилию, через острова попали то же в северо-западную Италию и стали основателями культуры этрусков. То есть у нас в северной Италии появилось 2 культуры. Севернее это венеты, создавшие затем Венецию, да? И южнее северной Италии это были этруски. Два близкородственных народа, которые пришли в Италию немножко разными путями, но у них была близкородственная письменность, и вот эту письменность они пронесли сквозь века.

Что происходит дальше в истории? Дальше происходит следующее, возникает Рим, Рим начинает жесткую агрессию по отношению к окружающему народу. Первоначально они с этрусками и венетами выступают как союзники против напавших на них, допустим, там, кельтов. Но затем уже в самое ближайшее после этого время Рим просто поглощает и этрусков, и венетов. А после этого, да, вот, начинается самое ужасное, начинается культурный геноцид. Римляне уничтожают все памятники письменности этрусков. Все, до чего они могли дотянуться, вплоть до того, что существовало написанная одним из первых римских царей история этрусков, тоже была уничтожена, не говоря уже о памятниках самих этрусков. То есть нам осталось, что? Нам остались надписи на каких-то предметах быта, на гробницах, на погребальных урнах, на стелах.

К счастью, от венетов осталось памятников больше, потому что они были завоеваны позднее, и, более того, их культура, она расширяла и расширяла, венеты имели такую интересную привычку, они, например, могли писать на скалах в горах. Сохранились, допустим, найдены свинцовые ядра, которые использовали катапульты, на которых есть надписи венетские. Сохранились надписи на горшках. И что самое интересное, сохранились учебные таблицы для школ, которые полностью содержат вентский алфавит, с обучением склонений, таблица склонений и так далее. Вот она тоже была расшифрована словенскими и сербскими учеными, благодаря чему мы можем увидеть, что венетский язык и русский язык – это языки-братья, это просто диалекты одного языка. И вот венетской письменности сохранилось, уже на настоящий момент найдено более трехсот образцов венетской письменности, именно от этих венетов, да, которые прекрасно переводятся на словенский язык.

Понятно, что раз они переводятся на словенский прекрасно, они понятны прекрасно вообще славянам. Ведь русский – это русский, их само название «словены» и «россияне», да, это связано очень просто. Когда Римская империя развалилась, первым независимым славянским государством стало государство, возникшее на территории бывшей римской провинции Норик, которая являлась частью ареала вот этих венетов, живших на берегу Адриатики, создавших Венецию. В этой провинции Норик сохранилось огромное число, опять же, надписей, да, вот в этом алфавите, который идет с Балкан. А Балканы, как мы знаем, даже из летописей написаны Нестором, да, Дунайская Болгария, да, Дунай, Русь Дунайская, это место, откуда, собственно, все славяне произошли, если верить летописи.

Как вообще вот венеты расселились из Норика, да? Когда я говорю «венеты», надо понимать, что я говорю «славяне». Сейчас я объясню почему, вообще, как можно связать славян с венетами. Вот, как венеты расселились по всей Европе, да, там чуть ли не во Францию, в Британии, Южная Прибалтика? Та же Аркона, о которой мы говорили. И вот все те Руси, которые перечислялись у доктора исторических наук Кузьмина, да, все вот эти вот бесчисленные Руси по всей Европе, откуда они взялись? Под нажимом врагов различных, которые шли на Норик, и с Запада, и с Востока, славянам пришлось отступать в разные стороны. Они постепенно таким образом и расселились по всей территории Восточной Европы и Центральной Европы.

Они стали называться венеты, в одном месте венеты, в другом месте венеды. Был такой исследователь известный Гильфердинг, который написал историю балтийских славян. Он писал, что венеты – это те же арийцы, потому что «венеты» и «арийцы» - это слово одного и того же значения, означает достохвальный или славный. И до сих пор, пишет Гильфердинг, у индусов есть слово «венд», обозначающее хвалить или прославлять. То есть венды по-русски будет славяне, да? То есть прославляем, хвалимые люди. Поэтому, когда мы говорим «венды», да, «венеты», мы должны понимать, что это мы говорим «славяне». Также, когда мы, допустим, говорим, я упоминал о хеттах, Хеттское государство возникло на территории реки Алосон в Малой Азии, которая впадает в Черное море, и они сами назывались алосоны, да, то есть это на русский язык тоже переводится как «прославляемый», «славный». Поэтому все взаимосвязано на самом деле, русский народ, он не возник на пустом месте, как нас пытаются в школе убедить, что, там, до, наверное, до 7-8 века вообще русских, ни славян не было, были какие-то протославяне, да, которые тут где-то жили под гнетом гуннов, там, аваров и прочих завоевателей, а потом вдруг неожиданно возникло русское государство.

Нет, любой народ имеет своих предков, имеет свою культуру, которая очень долгие века и тысячелетия остается неизменной, поэтому у нас, у русских, живущих сейчас на территории Восточной Европы, тоже были свои предки, и вот эти предки являются как раз хетты, пеласги, фракийцы, этруски, венеты и венеды, да, то есть это один и тот же народ, который в разные эпохи назывался немного по-разному, с некоторыми изменениями, но всегда это название имело одно и то же значение славный, славяне, хвалимый, прославляемый. Неважно, где мы жили, в Малой Азии мы жили, на Кавказе, на Балканах, в Южной Прибалтике, да, или сейчас на территории Восточной Европы, на Среднерусской равнине, это абсолютно неважно. Важно, что мы один и тот же народы. И вот эту письменность, да, мы пронесли на протяжении всех этих даже не веков, а тысячелетий.

И вот ту, что сохранилось на протяжении, ну, как минимум, двух с половиной тысяч лет, огромное число образцов письменности славянской, венетской, да, такой, как лемносской пластины, киргизские пластины, да, ацтекские таблицы, это вот как раз таблицы, по которым венеты учились, когда учили своих детей в школе в своей, причем, этим таблицам две с половиной тысячи лет. Это все, как бы, письменность, которая, может быть, немножко отличается, но является, как пишет известный историк, профессор Пешич, диалектами одного и того же славянского языка, то есть все языки.

То есть все языки, начиная с тысячелетней давности, двух тысячелетней, трех тысячелетней, и на наше время просто диалекты одного и того славянского и русского языка, который был распространен, опять же, как профессор Пешич говорит, от Черного моря до Средиземного, и от Прибалтики до Карпат и до острова Крита. Опять же он, профессор пишет, это сербский историк, не заслуженно, кстати, замалчиваемый, как много из того, что мы сегодня говорим, он говорил, что однозначно можно ставить знак равенства между этрусками, венетами и славянами.

Среди многочисленных интересных находок обнаруженных в ареале распространения культуры Винча, встречается группа артефактов - просоморфные крышки от сосудов, которые своими очертаниями напоминают совиное лицо (кстати, я не знаю, у совы - морда или лицо?).

Культура Винча - древнейшая неолитическая земледельческая культура Европы, датированная 6-5 тыс. до н.э. Интересна своими символами на керамике, которые трактуют, как протописьменность. По мнению археолога Сафронова В.А. культура Винча имела генетические связи с анатолийской культурой Чатал Хююка.


У крышек заметны "ушки", большие глаза, сформирован птичий клюв. И все они имеют обильную орнаментацию.


Такие штуки использовались для закрытия амфор, как показано на заглавном фото. Очевидно, основная функция такой крышки - магическая, они должны были защищать содержимое сосуда от злых сил.


Узнаваемые совиные очи - глаза крышек - можно связать с "защитными оками", которые известны у разных народов, разных времен.


Магические силы именно совиных очей были связаны с её способностью поворачивать голову на 180 градусов. Рисунок совы с повернутой назад головой принадлежит еще ориньякской эпохе (палеолит). То есть еще палеолитические люди понимали, что такая особенность сов дает защиту от зла, идущего со всех сторон свет. Совиные очи поистине всевидящи и всебодрствующие. Сама сова олицетворяет, как мудрость, так и зловещие силы ночи.


Так же эти крышки можно рассматривать, как ритуальные маски, коих тоже не мало среди артефактов культуры Винча. Такие маски имели магическую силу защитить человека или даже жреца, от мощной энергии божества, с которым он контактирует.

Цивилизация как этап развития общества характеризуется рядом признаков, среди которых определяющими служат наличие городов и письменности. Возникновение этих феноменов предполагает наличие в обществе производящего хозяйства и общественного разделения труда. Цивилизация возникает только после перехода к земледелию и/или скотоводству, но далеко ещё не всякое земледельческо-скотоводческое общество является цивилизацией.

Древнейшие письмена

В начале XIX века древнейшей цивилизацией в мире считалась египетская. Позднее, с обнаружением шумерской клинописи, первой стала считаться цивилизация Месопотамии. Она удерживала первенство до 1960-х годов.
В середине ХХ века начались раскопки археологической культуры Винча на Балканском полуострове и в Дунайском регионе. В 1961 году археологи обнаружили в районе села Тэртериа в Румынии глиняные таблички с прорезанными на них странными символами. Когда предметы из культурного слоя, где их нашли, подвергли радиоуглеродному анализу, оказалось, что им около 7500 лет.
Позднее предметы с аналогичными знаками нашли и в других поселениях культуры Винча на территориях Северной Греции (Диспилио), Болгарии (Градешница), Сербии и других сопредельных стран. Все они были созданы в промежутке между 5500 и 4000 гг. до н.э.
Сама культура Винча была первой в Европе культурой, где, помимо земледелия, занимались ещё обработкой металлов. Металлургия здесь возникла не позднее, чем в ближневосточных очагах цивилизации и явно независимо от них. Если же считать найденные знаки системой письменности, то получается, что первая на Земле цивилизация возникла в Юго-Восточной Европе на полторы-две тысячи лет раньше, чем цивилизации в Передней Азии.
Интерпретация знаков культуры Винча спорна. До сих пор непонятно, что это такое, поэтому и расшифровать их пока не представляется возможным. Одни исследователи настаивают, что это не просто письмо, но слоговое письмо. Другие утверждают, что знаки Винча представляют собой пиктограммы – условные символы, третьи – что это простейшие мнемонические записи, не несущие смысла вне той конкретной ситуации, когда и для чего они были записаны.
В любом случае прочесть их пока невозможно, поскольку язык их создателей неизвестен, и также не существует параллельных записей (билингв) тех же текстов на каком-то известном языке. Ведь только методом билингв удалось прочесть египетские иероглифы и шумерскую клинопись.

Откуда пришли и куда делись винчеанцы

Ареал культуры Винча целиком занимал нынешнюю территорию Сербии и частично Македонии, Греции, Болгарии, Румынии, Венгрии, Боснии, Черногории и Албании. Отдельные её предметы обнаружены также в Молдове и Украине.
Об этнической принадлежности носителей культуры Винча создано немало гипотез, но все они в равной степени недоказуемы. Американский археолог Мария Гимбутас развила концепцию «старой Европы», согласно которой культура Винча и ряд синхронных ей, а также более ранних и более поздних культур в Европе представляют наследие исчезнувших народов, стёртых с лица земли последующим вторжением индоевропейцев. Общим для «старой Европы» были матриархат и почитание Великой Богини. Народы «старой Европы» не знали войн и имущественного неравенства, жили в неукреплённых поселениях… Короче, феминистический золотой век, прерванный нашествием безграмотных и кровожадных варваров-индоевропейцев, бывших, вдобавок, мужскими шовинистами…
Гимбутас считает, что предшественником культуры Винча была культура Чатал-Хуюк в Малой Азии. Там были обнаружены древнейшие на Земле города, храмы и другие признаки цивилизации, кроме письменности. Впрочем, есть учёные, которые трактуют обнаруженные в Чатал-Хуюке культовые рисунки как протописьменность.
Британский археолог К. Ренфрю и российский В.А. Сафронов также признают культуру Винча преемственной от Чатал-Хуюка, но, в отличие от Гимбутас, рассматривают ту и другую как праиндоевропейские. По мнению Сафронова, культура Винча не исчезла полностью. Многие её культурные элементы (такие, например, как дом типа мегарона) напрямую перешли в позднейшие культуры Европы, особенно в древнегреческую (микенскую).
Неясна и судьба письменности Винча. Гимбутас, развивая гипотезу, что это была именно письменность, аргументировала, что древнее критское линейное письмо А (тоже пока непрочитанное) было позднейшим развитием винчеанской знаковой системы.
Многие исследователи не принимают теорию о том, что знаки Винча представляли собой первую письменность у людей. Они обращают внимание на то, что Винча была слишком слаборазвитой в других отношениях, и у её носителей не могло возникнуть потребности в письменности. В частности, социальное расслоение у винчеанцев было очень слабым или отсутствовало, они не знали городов, у них, по-видимому, ещё не сложилось власти.
Однако ведь не все признаки цивилизации возникают одновременно или в строгой последовательности. Этнографы знают примеры, когда имущественное расслоение возникает ещё на базе производящего хозяйства, а древнейший на Земле город Иерихон также возник ещё на стадии собирательства диких злаков.

Генетические связи винчеанцев

Археология пока не может дать бесспорного ответа, откуда вышли носители культуры Винча и куда они делись потом. Быть может, на помощь придёт генетика?
Мт-ДНК гаплогруппа К встречается у представителей как Винча, так и Чатал-Хуюка, а также предшествовавшей Винче на Балканах мезолитической культуры Лепенски Вир. Другие мт-ДНК гаплогруппы Винчи широко распространены в Европе и на Ближнем Востоке. Одна из них – U2 – найдена у четырёх обитателей стоянки Сунгирь под Владимиром больше 30 тысяч лет назад.
Наиболее часто встречаемая Y-хромосомная гаплогруппа винчеанцев – G2. В настоящее время её наибольшая концентрация наблюдается в горах Кавказа. В неолите, предшествовавшем созданию культуры Винча, гаплогруппа G2 была широко распространена среди обитателей Ближнего Востока, оттуда её носители в ходе «неолитической революции» широко расселились по всем направлениям, включая Европу. Что интересно, субклада G2a2, к которой принадлежит большинство исследованных пока винчеанцев, часто встречается в наше время в королевских династиях Марокко и Иордании.
Регионом же наибольшей концентрации другой найденной у винчеанцев Y-хромосомной гаплогруппы Н является сейчас Южная Индия. Широко встречается она также у цыган (около 60%), таджиков, курдов и других народов арийской группы.
Палеогенетические исследования не опровергают (хотя и не доказывают) возможности того, что носители культуры Винча были древними индоевропейцами. Впрочем, они могли быть также представителями семито-хамитской либо кавказской семьи, а равно и принадлежать к ныне исчезнувшей языковой семье.